Древний Колизей в Риме

1. Его настоящее имя — амфитеатр Флавиев

Строительство Колизея началось в 72 году н. э. по приказу императора Веспасиана. В 80 году н. э., при императоре Тите (сыне Веспасиана), строительство было завершено. Вместе с Титом, с 81 по 96 год страной правил Домициан (брат Тито). Все трое были династией Флавиев, и на латыни Колизей назывался Amphitheatrum Flavium.

Амфитеатр Флавиев 2. Было время, когда рядом с Колизеем была гигантская статуя Нерона — Колосс Нерона

Печально известный император Нерон вознес себе гигантскую бронзовую статую, высотой 35 метров. 

Статуя Нерона


Кто сражался в колизее 3. Колизей был построен на месте бывшего озера

Золотой дом Нерона был построен после Великого пожара 64-го года, и на его территории находилось искусственное озеро. После смерти Нерона в 68-м году и череды гражданских войн, в 69-м году императором стал Веспасиан. 

Озеро 4. Колизей был построен за 8 лет


Колизей был построен за 8 летЧитайте также: Самые древние и важные китайские изобретения

5. Это самый большой античный амфитеатр, когда-либо построенный

Античный амфитеатр 6. В Колизее были 5 ярусов и отдельные ложи


5 ярусов и отдельные ложи 7. Колизей вмещал 50 000 зрителей

Колизей вмещал 50 000 зрителейАрена Колизея


8. Битвы между гладиаторами были организованы с невероятной тщательностью

Битвы между гладиаторамиЧитайте также: Ученые возродили древний гигантский вирус из вечной мерзлоты Сибири


9. Колизей стал кладбищем огромного количества животных

Лев на арене Колизея


Кто сражался в колизее 10. Грандиозные битвы на кораблях

Битвы на кораблях


Удивительно, но арену Колизея специально затапливали примерно на 1 метр, чтобы можно было устраивать корабельные битвы. На арене устанавливали реконструкции военных кораблей, чтобы можно было праздновать великие морские победы. Вода поступала по специальным акведукам прямо на арену. Все это можно было видеть до императора Домициана, во время которого в Колизее сделали подвал, где были комнаты, проходы, ловушки и животные.

11. Колизей был в запустении много веков

Колизей был в запустении много веков 12. Колизей был разобран на стройматериалы

Колизей был разобран на стройматериалы


Кто сражался в колизее 13. Один священник хотел превратить Колизей в суконную фабрику

Папа римский Сикст V


Источник: www.infoniac.ru

Колизей, пожалуй, самое известное в мире древнее строение. Конкурировать с ним могут, разве что, древнеегипетские пирамиды. При упоминании Рима первое, что приходит в голову именно Колизей, который уже давно стал символом этого города. Свою известность Колизей получил не только благодаря своим размерам и архитектурным отличиям, но и своей ужасающей истории.

20130503-italy-rome-colosseo-title

Колизей был построен по приказу императора Веспасиана, занявшего престол после Нерона, на месте пруда с лебедями, украшавшего золотой дворец бывшего императора. Колизей стал самым большим цирком в Римской империи. Его вместительность составляла 70 000 зрителей. Официально арена называлась амфитеатром Флавиев, но в истории она осталась Колизеем (от латинского Colosseus – громадный, колоссальный).

1.
20130503-italy-rome-colosseo-024


Строительство Колизея продолжалось восемь лет и было завершено в 80 году. На его строительство было свезено 100 тысяч рабов после войны в Иудее, которых использовали для наиболее тяжелых работ в карьерах по добыче травертина, его транспортировке на расстояние 20 миль и подъема доставленного камня. Чтобы добыть дополнительное финансирование на строительство Колизея Веспасиан обложил налогами общественные туалеты. С тех пор и пошло выражение: «Деньги не пахнут» (Pecunia non olet).

2.
20130503-italy-rome-colosseo-023

В свое время Колизей был уникальным строением и не только из-за огромных размеров. Он был уникален и своей функциональностью. На его арене могли проходить не только гладиаторские бои и конные сражения, но и даже морские битвы. Арена Колизея могла меняться в зависимости от сценария.

3.
20130503-italy-rome-colosseo-004

Под ареной находился лабиринт коридоров для прохода гладиаторов и помещений для содержания диких животных. Эта часть Колизея единственная, которая практически не пострадала от времени. Сегодня, когда настил отсутствует, его специально восстановили лишь частично, можно хорошо рассмотреть закулисное пространство арены.

4.


20130503-italy-rome-colosseo-009

Для защиты зрителей от палящего солнца Колизей обладал сложнейшим механизмом, для управления которым была выписана команда моряков из имперского флота. Вершину Колизея венчал пояс деревянных столбов, на которых растягивалось огромное цельное желтое полотно, благодаря которому даже в пасмурный день находящимся внутри казалось, что светит солнце.

5.
20130503-italy-rome-colosseo-020

В честь открытия Колизея были приурочены игры гладиаторов, продолжавшиеся безостановочно 100 дней, в течение которых на новой арене растерзало друг друга 2000 гладиаторов и было убито около 5000 животных. По древнеримским верованиям, такие бои умиротворяли души умерших.

6.
20130503-italy-rome-colosseo-010

Кровавые бойни в Колизее продолжались еще несколько веков. Традиционно бои начинались ранним утром с представления калек и клоунов, которые развлекали публику ненастоящими боями без кровопролития. Также на арене иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. После этого на арене появлялись гладиаторы, которых иногда для пущего эффекта выбрасывали из подземных коридоров при помощи катапульты. Сценарии сражений были различны. Гладиаторы бились как один на один, так и командами на выживание сильнейших, а в каких-то случаях в живых должен был остаться только один. Смертельные спектакли обильно снабжались участием диких животных, специально привозимых в Рим для истязания на арене.

7.
20130503-italy-rome-colosseo-014

Своеобразный рекорд кровопролития принадлежит императора Траяну. В честь его победы над жителями Балкан в Колизее было затравлено около 11 тысяч различных зверей: слонов, гиппопотамов, тигров, лошадей, львов, жирафов, зебр и других. 10 тысяч гладиаторов сошлись на арене в смертельном поединке. Игры шли 123 дня. Всего за годы правления Траяна на арене погибло 40 000 человек.

8.
20130503-italy-rome-colosseo-015

Раненые в бою люди и животные теряли много крови и чтобы настил арены не становился скользким, его отсыпали слоем сухого песка, которых хорошо впитывал кровь и избавлял от необходимости мыть пол.

9.
20130503-italy-rome-colosseo-008

Кроме боев в Колизее проводились публичные казни. Происходящее в это время на арене историки назвали «драмой зла», настолько изощренно, весело и кроваво Рим казнил своих врагов. Действие начиналось с травли диких животных. К обеду начинались казни. Убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римской юстицией к смерти. Осужденных отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арену устанавливали декорации, а преступников наряжали в соответствующие действию костюмы.

10.
20130503-italy-rome-colosseo-005

11.
20130503-italy-rome-colosseo-016

Гладиаторами, как правило, становились плененные воины, преданные в рабство, среди которых были захваченные германцы, галлийцы и иудеи, а также простые рабы, проданные за непослушание. Новобранцы обучались смертельному ремеслу в гладиаторских школах. Образ жизни гладиаторов был близок к военному: проживание в казармах, жесткая дисциплина и ежедневные тренировки. За неподчинение и несоблюдение правил гладиаторы сурово карались. У гладиаторов, которые хорошо сражались и побеждали, были особые привилегии: специальный рацион и установленный режим дня, позволяющий им поддерживать хорошую физическую форму. За победы гладиаторам нередко в качестве вознаграждения приводили наложниц. Денежное вознаграждение за одержанные победы поступало в распоряжение школы.

12.
20130503-italy-rome-colosseo-018

В своих суровых буднях и бесконечных играх со смертью гладиаторы, однако, не были обделены женским вниманием и любовью. К сильным мужественным воинам пылало страстью множество женщин, в числе которых было немало знатных особ того времени.

13.
20130503-italy-rome-colosseo-012

С приходом христианства и признания его государственной религией начинается упадок Колизея. Кровавые представления еще продолжались пока их окончательно не запретили. Последняя травля животных была в 573 году нашей эры. Колизей под напором стихии начал постепенно разрушаться.

То огромное сооружение, что мы видим сегодня, лишь тридцать с небольшим процентов от первоначального здания. Это результат удара молнии в 217 году нашей эры в верхний карниз Колизея, вследствие чего вспыхнувший пожар практически уничтожил здание. Позже Колизей пережил несколько землетрясений, обрушивших части строения.

14.
20130503-italy-rome-colosseo-011

Не последнюю очередь в разрушении Колизея сыграли и сами жители Рима. Заброшенная арена стала источником мраморных и травертиновых плит для строительства новых храмов. Стальные скобы, стягивающие стены, были вынуты от чего и сегодня сохранившиеся стены зияют сквозными дырами. Это еще больше ослабило конструкцию Колизея и он стал просто разваливаться.

15.
20130503-italy-rome-colosseo-019

Не смотря на всю свою блистательность и театральность, которая не оправдывает всю ту жестокость, царившую на арене, Колизей является тем местом, где земля наиболее насыщена кровью. Даже сегодня, спустя столетия обветрившиеся камни хранят отголоски смертельных страданий людей и животных, обретших смерть на арене этого кровавого цирка.

16.
20130503-italy-rome-colosseo-007

Как пройти в Колизей без очереди.

В наши дни Колизей самый известный музей Рима. Сюда стекаются тысячи туристов. В течение всего дня перед входом в Колизей бурлит человеческая река, растягивающаяся на сотни метров вдоль его стен. В этой толпе можно легко отстоять несколько часов и жаркое солнце, которое частый гость на Римском небосводе, совсем не лучший спутник.

17.
20130503-italy-rome-colosseo-001

К счастью, можно довольно просто избежать участи стояния в этой длинной очереди и пройти в обход ее. Для этого нужно всего лишь заранее позаботиться о покупке входных билетов, например, на сайте rome-museum.com. Сайт работает на нескольких языках, в том числе и на русском. На этом сайте можно купить билеты не только в Колизей, но и в другие музеи Рима. Единственное неудобство в том, что, например, нельзя купить входной билет только в Колизей. В стоимость билета включено также посещение Палантина и Римского форума. Цена такого билета составляет 16 евро на человека, а с аудио-гидом – 21 евро. В качестве аудио-гида в Колизее выдают айподы с залитыми на них аудио и видео роликами.

18.
20130503-italy-rome-colosseo-003

После оплаты онлайн-билета вам на почту сразу придет письмо с уведомлением о покупке. Сам ваучер придет в следующем письме, которое обычно приходит спустя день-два после оплаты. Внимание! Полученный ваучер нужно обязательно распечатать! Вариант прохода с айпадом или другим гаджетом с показом на экране этого ваучера и номера брони не пройдет. Поэтому покупкой билетов стоит озаботиться заранее. Если все сделаете правильно, проход в Колизей займет у вас минут 20. Вам нужно будет только обойти очередь, подойти к входу в Колизей слева от основного прохода и показать распечатанный ваучер охраннику. Он пропустит внутрь, где вам нужно подойти к окошку Reservation и предъявить ваучер. В обмен на него, поэтому его и надо распечатать, вам выдадут билеты, с которыми нужно пройти через турникет и вы в Колизее.

19.
20130503-italy-rome-colosseo-021

После осмотра Колизея, с этими же билетами вы сможете пройти к осмотру Римского форума и Палантина. Вот так просто!

20.
20130503-italy-rome-colosseo-006

Спасибо за внимание и оставайтесь на связи!

Понравилась запись?

Источник: neshitoff.livejournal.com

«Отец» амфитеатра-гиганта

В 69 году императором Рима стал Веспасиан. По рождению он был простолюдином. Чтобы получить поддержку народа и укрепить свою власть, новый император из династии Флавиев решил преподнести римлянам роскошный подарок — построить амфитеатр для проведения гладиаторских боев.

Местоположение Колизея было определено без раздумий (что также имело политический смысл) — самое «сердце» Рима, территория, где прежде располагалась резиденция императора Нерона. Дворец, носивший название «Domus Aurea» («Золотой дом»), имел около ста пятидесяти комнат и искусственное озеро в центре, которое для новой постройки пришлось осушить.

Строительство амфитеатра началось в 72 году. Это было поистине исполинское сооружение с необычной конструкцией: в сущности, строилась комбинация из двух амфитеатров. Окружность внешнего, согласно плану, была 527 метров. Наибольший диаметр — 180 метров. Из-за таких масштабов строительство оказалось крайне сложным.

Возведение Колизея стало возможным благодаря изобретению арки, которая произвела настоящую революцию в древнеримской архитектуре, а также применению в строительстве кирпича и бетона. Ещё одним немаловажным новшеством, задействованным римлянами, был кран — хитроумное подъёмное устройство, оборудованное воротами.

Внешние стены Колизея были отделаны мрамором. Каждый этаж опирался на колонны определённого греческого ордера. Поверхность арены была посыпана песком, сиденья трибун высечены из мрамора. На стенах амфитеатра были установлены специальные мачты для разворачивания велариума — навеса. Через восемь лет после начала работ Колизей наконец был достроен.

Место общения императора с народом

В 79 году, когда грандиозные работы были близки к завершению, император Веспасиан скончался. Открыть амфитеатр предстояло Титу, новому правителю, для которого Колизей также являлся важной политической ареной.

В Колизей вели 72 входа. В каждом билете указывался определённый вход, через который должен был войти зритель. Всего амфитеатр вмещал 50000 посетителей. Каждый вход вёл в определённый сектор. Места в нижних рядах предназначались для аристократов, выше сидели знатные воины, ещё выше — простолюдины.

Сто дней в Колизее бушевали страсти. Здесь было всё: и навмахии, и звериные травли, и гладиаторские бои. Последние вызывали у древнеримской публики особый интерес. В таких поединках каждый участник был между жизнью и смертью, каждый миг мог стать решающим. Будет побеждённый жить или умрёт, решал император. Но он не принимал решение в одиночку. Он опирался на мнение своих подданных.

В 81 году Тит скончался. Трон занял его брат Домициан. Именно при нем строительство амфитеатра завершилось окончательно: Колизею был добавлен четвёртый этаж, усовершенствованы подземные помещения.

Став христианами, римляне использовали древние сооружения как каменоломни. Из Колизея они унесли всё, что смогли. Многочисленные статуи, стоявшие в арках, и мраморные плиты внешней отделки были полностью расхищены. В 422 году Колизей частично обрушился во время землетрясения.

Подробнее

Источник: zen.yandex.ru

Строительство и архитектура Колизея

Колизей — самый грандиозный античный амфитеатр. Его размеры:

Строительство Колизея, начатое в 72 году во время правления Веспасиана, было закончено и освящено при его сыне императоре Тите в 80 году. В этот исторический период в Риме проживало более одного миллиона жителей. Амфитеатр должен был быть достаточно большой, чтобы вмещать 50 тысяч зрителей и одновременно прочный, чтобы выдерживать вес собственной тяжести. Решение этой задачи наглядно продемонстрировал гений римской архитектурной мысли. Многие инженерные решения, который были использованы при постройке Колизея, стали революционными.

 

Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой прочную конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены во все стороны) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. Над ними находились ряды для зрителей.

Кто сражался в колизее
7 концентрических стен в разрезе

Внешняя концентрическая стена амфитеатра включает четыре яруса, первые три из которых насчитывают по 80 арок семиметровой высоты. В оформлении первого яруса используются декоративные полуколонны тосканского ордера, второго яруса — ионического, третьего — коринфского. Последний четвёртый ярус представляет собой сплошную стену (без арок) с небольшими прямоугольными окнами. В простенках между окон были размещены бронзовые щиты, а в арочных проёмах второго и третьего этажа установлены статуи.

Кто сражался в колизее

Использование арок, особенностью которых является возможность сократить вес всего сооружения, было единственно верным и возможным инженерным решением для столь высоких стен. Другим преимуществом арочных конструкций была их однотипность, что серьёзно упрощало постройку всего сооружения. Арочные секции создавались отдельно, и только затем собирались вместе как конструктор.

Строительные материалы

Несущие радиальные и концентрические стены амфитеатра выложены из природного известняка, известного как травертин. Его добывали вблизи Тиволи (35 км от Рима). Исследователи полагают, что на этапе добычи, доставки и первичной обработки травертина трудились те самые 100 тысяч пленников, захваченных в результате подавления иудейского восстания. Затем камень попадал в руки римских мастеров. Качество их обработки, как и уровень строительства в целом, просто потрясают. Обратите внимание на то, как точно огромные камни прилегают друг к другу.

Все блоки из травертина были соединены друг с другом железными скобами, которые извлекли в Средние века, что сильно ослабило конструкцию всего сооружения. Подсчитано, что на скобы, стягивающие стены, было потрачено 300 тонн металла. Сейчас на их месте в сохранившихся стенах зияют сквозные дыры.

Кроме травертина, используемого для несущих радиальных и концентрических стен, при постройке Колизея римские инженеры широко применяли вулканический туф, кирпич и бетон, преимуществом которых была относительная лёгкость. Например, блоки из туфа предназначались для верхних ярусов амфитеатра, а бетон и кирпич хорошо подходили для перегородок и перекрытий внутри сооружения.

 

Входы в Колизей

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, используется при строительстве стадионов и по сей день — множество входов расположены равномерно по всему периметру сооружения. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

Всего Колизей насчитывал 80 входов, из которых 4 были предназначены для сенаторов и членов магистрата, 14 — для всадников, 52 — для всех других социальных категорий. Входы для всадников назывались южный, северный, западный и восточный, тогда как другие 76 имели свой порядковый номер (от I до LXXVI). Если хорошо присмотреться, некоторые из них можно увидеть даже сегодня. Каждый зритель в зависимости от социального статуса получал билет (табел), где указывалось не только его место, но и каким входом он должен воспользоваться.

Чем важнее был человек, тем проще ему было добраться до своего места. Кроме того, коридоры и лестницы амфитеатра были спланированы таким образом, чтобы люди разных сословий не сталкивалась друг с другом. Такая хорошо продуманная система практически исключала давку.

Места для зрителей

Арена и гипогей

На арену вели два входа: «Ворота Триумфа» (лат. Porta Triumphalis), через которые гладиаторы и звери выходили на арену и возвращались обратно с победой, и «Ворота Либитины» (лат. Porta Libitinaria), названные так в честь богини смерти и погребения, и куда уносили мёртвых или раненных.

Со временем желание более величественных зрелищ на арене Колизея только увеличивалось. Чтобы римская толпа постоянно была счастливой и податливой в управлении, требовались постоянные новшества. Уже спустя 5 лет после открытия арена была полностью реконструирована Домицианом, вторым сыном Веспасиана. Домициан создал под ареной подземный комплекс невиданного масштаба — гипогей. Он представлял собой ряд технических и хозяйственных помещений со сложной системой специальных ходов и помостов (лифтов) для поднятия на арену гладиаторов и зверей. Всего было 60 люков и 30 помостов.

Кто сражался в колизее
Гипогей (реконструкция)

Благодаря уникальной функциональности гипогея арена Колизея могла видоизменяться в зависимости от сценария. Здесь разворачивались настоящие театрализованные действия, целью которых было преподнести смерть и убийство ещё более красочной и яркой. Возводились декорации, имитирующие природу или сооружения. Участники шоу, особенно если это было массовое шоу, появлялись в самый неожиданный момент в крайне важных местах, чем могли серьёзно изменить диспозицию сражающихся сторон на арене. Гипогей поднял игры на более высокий уровень. Сегодня эта часть Колизея единственная, которая практически не пострадала от времени.

Веларий (навес)

В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался веларий (навес из парусины), который крепился на 240 деревянных мачтах, установленных в каменные стойки-консоли верхнего четвёртого яруса внешней стены. Управляли навесом несколько тысяч специально обученных матросов, ранее служившие на флоте. К сожалению, подробной информации, каким именно способом функционировал навес и как его натягивали, не сохранилось.

Кто сражался в колизее
Веларий (реконструкция)

История функционирования Колизея

Первый ремонт, как показали исследования археологов, был сделан после пожара в период правления императора Антонина Пия (138–161). В 217 году в результате попадания молнии в верхний этаж Колизея, бóльшая часть амфитеатра выгорела. В 222 году на арене возобновили проведение игр, однако полностью реконструкция сооружения была закончена лишь в 240 году при императоре Гордиане III и по такому случаю выпустили юбилейную монету.

В 248 году император Филипп организовал в Колизее грандиозные празднования тысячелетия Рима. В 262 году амфитеатр смог относительно успешно пережить сильное землетрясение. Вторая половина IV века ознаменовалась постепенным закатом гладиаторских игр под влиянием распространения христианства:

Поводом к окончательному запрету гладиаторских боёв послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским. В 404 году христианский монах из Малой Азии по имени Телемах выскочил на арену и бросился к сражающимся гладиаторам, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала монаха. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.

Захват Рима готами (410 год) привёл к разграблению амфитеатра, с которого были сняты бронзовые украшения и декоративные элементы. Последние игры (включали только травлю диких животных) провёл Флавий Аниций Максим в 523 году. Начиная с VI века, Колизей под влиянием природных стихий стал стремительно приходить в упадок, его арена зарастала деревьями и травой, а под трибунами находили убежище дикие животные.

 

В период Средневековья, все знания о назначении амфитеатра были утеряны. Люди начали представлять себе, что грандиозное сооружение являлось храмом Бога Солнца. В специальных брошюрах для паломников, которые посещали Рим, Колизей описывали как круглый храм, посвящённый различным богам, и когда-то покрытый куполом из бронзы или меди. Постепенно всё пространство внутри амфитеатра стало застраиваться домами мелких мастеров и ремесленников. Также в Средние века была популярна легенда, что влиятельная семья Франджипани (Frangipani) спрятала в Колизее свои сокровища.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме стало причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на античную достопримечательность начали смотреть как на место добычи строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали использовать для строительства новых зданий. Многие римские особняки, дворцы и храмы были построены из мрамора и травертина добытого на руинах Колизея.

Так, в XV и XVI столетиях Папа Павел II использовал камень из Колизея для постройки так называемого Венецианского дворца, кардинал Риарио — Дворца Канцелярии, а Павел III — Паллацо Фарнезе. Известно, что Сикст V намеревался воспользоваться Колизеем для обустройства суконной фабрики, а Климент IX и вовсе на короткий период времени превратил его в завод для добывания селитры. Несмотря на такое потребительское отношение значительная часть амфитеатра всё же уцелела, хотя и в крайне обезображенном состоянии.

Кто сражался в колизее

Современные архитектурные исследования Колизея начались примерно в 1720 году, когда Карло Фонтана сделал осмотр амфитеатра и изучил его геометрические пропорции. В это время первый ярус сооружения уже был полностью погребён под землёй и мусором, накопленным за многие столетия.

Первым Папой Римским, принявшим Колизей под свою защиту, был Бенедикт XIV (понтифик с 1740 по 1758 годы). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников, и приказал установить посреди арены громадный крест и ряд алтарей в память об истязаниях, шествии на Голгофу и крёстной смерти Спасителя. Он же (Бенедикт XIV) поставил точку в многовековом «ограблении» Колизея, запретив использовать сооружение в качестве каменоломни.

В 1804 году Карло Феа, археолог и хранитель древностей, осмотрев памятник архитектуры, составил меморандум, в котором отметил важность немедленных восстановительных работ из-за опасности обрушения стен. Уже через год начались раскопки и тщательное обследование амфитеатра для реконструкции, которой руководил архитектор Кампорези. В течение всего времени вплоть до 1939 года вся территория Колизея постепенно очищалась от мусора и многовековых наслоений грунта. Также были укреплены внешние стены и расчищена арена.

Во второй половине XX века положение Колизея ухудшилось из-за просачивания дождевой воды, атмосферного загрязнения (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрации от интенсивного движения городского транспорта. Исследователи считают, что с VI по XXI век Колизей утратил две трети своего первоначального «объёма». Конечно же, главную роль в разрушении сыграли сами жители Рима, использовавшие длительное время заброшенную арену в качестве источника травертина для строительства новых сооружений.

Зрелища на арене Колизея

На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осуждённых преступников и реконструкция морских битв. Торжества в честь открытия Колизея, организованные императором Титом в 80 году, продолжались ровно 100 дней. За это время в боях приняло участие около 5000 гладиаторов и 6000 диких зверей. Из них 2000 гладиаторов и 5000 животных были убиты.

Раненые в бою люди и животные теряли много крови и чтобы настил арены не становился скользким, его посыпали слоем сухого песка, который хорошо впитывал кровь. Такой песок, пропитанный кровью, называли «харена», от которого и пошло слово «арена».

Кто сражался в колизее

Вопреки мнению о том, что якобы в Колизее казнили христиан в огромных масштабах, существует другое — что всё это не более, чем удачная пропаганда католической церкви, которая в своё время остро нуждалась в создании образов страданий и мученичеств. Конечно, отдельные казни христиан на арене происходили, однако их количество принято считать преднамеренно завышенным.

Традиционно действие на арене Колизея начинали утром с представления калек и клоунов, которые развлекали публику ненастоящими боями без кровопролития. Также иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. Затем проходила травля диких животных. К обеду начинались казни. Убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римским правосудием к самой жестокой и позорной смерти на арене. В лучшем случае им давали оружие и у них был призрачный шанс против гладиатора, в худшем — отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арене устанавливали декорации, а преступников наряжали в соответствующие костюмы.

 

Бои гладиаторов

Происхождение гладиаторских игр до сих пор остаётся предметом дискуссий. Есть версия, что корнями они уходят в этрусский обычай жертвоприношений во время похорон знатного человека, когда в жертву приносили воина, побеждённого в схватке, чтобы умилостивить дух покойника. Историки полагают, что первые гладиаторские игры были проведены в 246 году до нашей эры Маркусом и Децимусом Брут в честь их умершего отца, Юния Брута, в качестве подарка для мёртвых.

Гладиаторами становились осуждённые на смерть преступники, военнопленные, или рабы, которых специально покупали для этой цели и обучали. Профессиональными гладиаторами были и свободные люди, которые добровольно вызывались участвовать в играх, в надежде заработать деньги или обрести славу. Заключая первый договор, гладиатор (если прежде он был свободным человеком) получал одноразовую плату. При каждом повторном продлении контракта сумма значительно повышалась.

Кто сражался в колизее

Гладиаторы проходили обучение в специальных школах–казармах, изначально принадлежащих частным гражданам, но позже ставших собственностью императора, чтобы предотвратить образование частных армий. Так, император Домициан построил около Колизея четыре подобных казармы для гладиаторов. К ним примыкали: тренировочные помещения, госпиталь для раненых, морг для убитых и склад с оружием и продовольствием.

Известно, что на арену выходили даже отдельные римские императоры. Так, историк Элий Лампридий в начале V века пишет об императоре Коммоде: «Он сражался как гладиатор и с такой радостью получал гладиаторские имена-прозвища, словно они давались в награду за триумфы. Он всегда выступал в гладиаторских играх и приказывал вносить сообщения о всяком своём выступлении в официальные исторические документы. Говорят, что на арене он сражался 735 раз». Также любили «поиграться» в гладиаторов императоры Тит и Адриан.

Археологами были расшифрованы несколько надписей, найденных на камнях Колизея под ареной. Одна из них говорит, что «гладиатор Фламма четыре раза получал деревянный меч, но предпочёл остаться гладиатором». Вручение деревянного меча после боя означало, что гладиатору даруется свобода, от которой он вправе отказаться.

Сценарии гладиаторских боёв были различны. Участники сражались как один на один, так и отрядами на выживание сильнейших. Самым зрелищным и кровожадным был групповой бой по принципу «каждый сам за себя», который завершался, когда в живых оставался только один из гладиаторов.

Кто сражался в колизее

В размахе гладиаторских боёв рекорд принадлежит Траяну. Он организовал игры продолжительностью 123 дня, в которых приняло участие 10 тысяч гладиаторов. Всего за годы правления Траяна на арене погибло 40 000 человек.

Образ жизни гладиаторов был близок к военному: проживание в казармах, жёсткая дисциплина и ежедневные тренировки. За неподчинение и несоблюдение правил гладиаторы сурово карались. Для тех, кто хорошо сражались и побеждали, существовали особые привилегии: специальный рацион и установленный режим дня, позволяющий поддерживать хорошую физическую форму. За победы нередко в качестве вознаграждения гладиаторам приводили наложниц. Денежное вознаграждение за успешные бои поступало в распоряжение школы. В суровых буднях и бесконечных играх со смертью гладиаторы, однако, не были обделены женским вниманием и любовью. К сильным мужественным воинам пылало страстью множество женщин, в числе которых было немало знатных особ.

Также в Риме были специализированные школы, в которых обучали сражаться с дикими животными, разным изощрённым трюкам и способам их убийства для увеселения зрителей. Эта категория воинов именовалась venatores. Они были ниже рангом, чем гладиаторы.

 

Травля диких зверей

Для травли на арене Колизея в Рим привозили диких зверей со всех концов империи. Ценились не только хищники, такие как львы, пантеры и гепарды, но и экзотические не агрессивные животные (например, зебры). Разнообразие зверей в первую очередь было проявлением имперского могущества.  Со временем, травли привели к ужасным последствиям — некоторые виды попросту вымерли (слоны в северной Африке, гиппопотамы в Нубии, львы в Месопотамии).

Кто сражался в колизее

За день до травли животных выставляли в специальном месте для осмотра публики. В Риме это был виварий рядом с портом. Затем зверей перевозили и размещали в помещениях гипогея (под ареной амфитеатра), где они ждали своего часа, чтобы по специальному помосту эффектно подняться на поверхность арены. В некоторых представлениях животные сражались друг с другом, например, лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были неравны: львы ставились против оленей.

Однако большинство звериных травль проходило с участием человека. Это был либо обученный «охотник» (лат. venatores), вооружённый копьём или мечом и защищённый кожаными доспехами, либо «бестиарий» (осуждённый преступник, которого приговорили к сражению с хищным зверем). Преступник, как правило, был вооружён только кинжалом, чтобы его вероятность выжить на арене сводилась к минимуму. Обычно представление заканчивалось выступлением прирученных животных, специально обученных выполнять трюки, аналогично современным выступлениям в цирке.

Своеобразный рекорд кровопролития при травле, как и в гладиаторских боях, принадлежит императора Траяну. В честь его победы над жителями Балкан в Колизее было затравлено около 11 тысяч различных зверей (слонов, гиппопотамов, тигров, лошадей, львов, жирафов, зебр и многих других).

Травля зверей, единственное кровавое действие эпохи Древнего Рима, которое продолжалось ещё долгое время после падения империи, хотя и совершенно в других масштабах. Принято считать, что бои быков корнями уходят именно в звериную травлю.

Навмахии (морские сражения)

Навмахии (греч. Ναυμαχία) представляли собой реконструкцию известных морских сражений, в которых участниками, как правило, были осуждённые к смерти преступники, реже — гладиаторы. Для реконструкций требовалась полная водонепроницаемость арены и обеспечение глубины около двух метров. Навмахии были слишком затратны, так как корабли и вся морская амуниция обходились крайне дорого, однако и публичный эффект от их проведения был колоссальным.

Кто сражался в колизее

Первая реконструкция морского сражения в истории Рима была профинансирована Юлием Цезарем, который пожелал отпраздновать свою триумфальную военную победу в Египте грандиозным представлением. Навмахия Цезаря прошла во временном озере, выкопанном на Марсовом поле, где воссоздали битву между египтянами и финикийцами. В представлении были задействованы 16 галер и 2 тысячи гладиаторов.

Впервые навмахии в Колизее были поставлены сразу же после открытия. В основном они реконструировали известные исторические сражения, такие как победа греков над персами в морском сражении при Саламине или поражение спартанцев в Эгейском море в Коринфской войне.

Колизей сегодня

Пережив все невзгоды, Колизей давно стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов Италии. В 2007 году амфитеатр был признан одним из семи новых чудес света. В октябре 2013 года начались реставрационные работы, которые будут проходить в три этапа. В рамках этого проекта на первом этапе будут отслеживать динамические вибрации, которым подвергается сооружение, находясь в непосредственной близости от линии метро и автомобильной дороги. Второй этап будет посвящён восстановлению внутренней зоны Колизея и более комплексной реставрации подземных помещений под ареной. В реставрационные работы на третьем этапе также будет включено строительство туристического центра обслуживания.

Фотогалерея

Покупка билетов в Колизей

В течение всего дня перед входом в Колизей бурлит длиннющая очередь, в которой можно легко отстоять несколько часов. Поэтому билеты лучше покупать одним из следующих способов:

1) дело в том, что Колизей, Форум и Палатин имеют общий билет. Таким образом, покупая практически без очереди билет на Форум, вы спокойно идёте в Колизей, который расположен относительно близко. Срок действия билета — 2 дня (каждую достопримечательность можно посетить только один раз). Цена билета — 12 евро.

2) можно заранее купить электронный билет на сайте rome-museum.com (доступна русскоязычная версия сайта). Такой билет также является комплексным (кроме Колизея, включает посещение Палатина и Форума). Единственное неудобство электронного билета в том, что необходимо указать дату посещения, а значит ваш визит будет зависеть от погоды. Срок действия билета также 2 дня, однако стоимость включает комиссию за продажу и составляет 16 евро. Также можно приобрести билет с аудио-гидом за 21 евро. В качестве аудио-гида выдают айподы с аудио- и видеороликами. После оплаты вы получите письмо на e-mail с уведомлением о покупке. Сам электронный билет придёт в следующем письме спустя день-два после оплаты. Внимание! Полученный электронный билет нужно обязательно распечатать! Вариант с его показом на экране телефона не пройдёт. Затем, когда будете на месте (у Колизея) нужно обменять электронный билет на стандартный билет.

Важно! В начале 2014 администрация Колизея заявила про запуск специального приложения для телефонов, с помощью которого можно будет покупать билеты, однако подробностями мы пока не располагаем. Если они вам известны, будем благодарны за предоставленную информацию в комментариях.

 

Источник: tisamsebegid.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.