История праотца Авраама известна всем. Первый в мире монотеист, Авраам покинул отчий дом и, повинуясь велению свыше, отправился в Землю обетованную. Его жена, Сарра, была бесплодна, и от Авраама забеременела ее служанка Агарь, и родила сына Ишмаэля. Впоследствии Сарра добилась изгнания Агари и Ишмаэля. Господь, открывшийся Аврааму, поведал ему, что он станет отцом большого народа и Сарра родит ему сына Ицхака. После этого Господь повелел Аврааму принести Ицхака в жертву – это жертвоприношение было предотвращено в последний момент благодаря Божественному вмешательству.

Иудеям и христианам Авраам знаком, как один из главных библейских персонажей. Но его история упоминается и в других источниках. Например, Авраам упоминается в 245-ти аятах Корана, а в книге «Рассказы о пророках» («Кисас аль-анбия»), посвященной пророкам доисламского периода, он предстает, как основатель монотеизма, праотец и предтеча пророка Мухаммеда.

В Коране Авраам (Ибрагим) именуется «Халиль Алла» («Друг Аллаха»), это источник арабского названия Хеврона – Эль-Халиль. Кроме того, его называют «Ханиф» – так же, как пророка Мухаммеда. Этот эпитет отличает их, приверженцев монотеизма, от идолопоклонников.


И Библия, и Коран описывают жизнь Авраама: в них рассказывается, как он отправился в чужую страну, заключил союз с Богом, уже в преклонном возрасте дождался рождения Ицхака, а затем попытался принести сына в жертву – при этом в Коране не говорится, о каком именно сыне  — Ицхаке или Ишмаэле – идет речь. Исламские комментаторы до сих пор не пришли к единому мнению по этому поводу.

Кроме того, в Коране приводятся и другие истории из жизни Авраама, которые полностью отсутствуют в библейской традиции.  Многие из них являются частью текста, имеющего важнейшее значение для ислама: он касается хаджа, традиционного паломничества в Мекку. Город, где родился пророк Мухаммед и где на него снизошли первые откровения, ежегодно посещают миллионы мусульман. Порядок действий по время паломничества – по-арабски он называется «манасик» – был установлен самим пророком.

В соответствии с ним, паломники семь раз совершают обход священного камня Каабы – «Дома Аллаха», считающегося главной святыней ислама. Именно в ее сторону обращаются все мусульмане во время молитвы. Во время семикратного обхода Каабы паломники повторяют путь пророка Мухаммеда, который и сам совершил паломничество в Мекку в 630 году, незадолго до своей смерти.


Но в это же время мусульмане следуют и по пути Авраама. Несмотря на то, что рассказы о роли Авраама в истории хаджа относятся к периоду, предшествовавшему возникновению ислама, Коран включил его в корпус новой религии. В Коране говорится, что Авраам и Измаил (Ишмаэль) построили Каабу и сами освятили ее. Об этом повествует 2-я сура, 125-й аят:

«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для праведников и безопасным местом. Сделайте же место Авраама местом моления. Мы повелели Аврааму и Измаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц».

Упомянутое выше «место Авраама» находится в мечети Аль-Харам в Мекке, расположенной возле Каабы. Камнем в ней отмечена определенная точка – здесь, в соответствии с распорядком хаджа, должны принести молитву все паломники. По традиции принято считать, что на этом камне сохранился отпечаток ноги Авраама.

Существует несколько версий, объясняющих появление этого отпечатка. В соответствии с одной из них, Авраам стоял на сохранившемся до наших дней камне во время строительства Каабы; в соответствии с другой, стоя на нем, он призвал человечество к исполнению заповеди паломничества; в соответствии с третьей, Авраам сам молился на этом камне. Некоторые комментаторы, как, например, историк Мекки Аль-Азраки, считают, что Авраам и Измаил не только построили Каабу, но и составили ритуал хаджа, который неукоснительно соблюдается до сих пор.

История Агари и Измаила, один из самых грустных библейских сюжетов, также тесно связан с хаджем. Как пишет известный исламский историк Ат-Табари (839-923), после того как Сарра изгнала Агарь и Измаила, архангел Гавриил велел Аврааму привести их туда, где впоследствии была построена Кааба. Тогда на этом месте находился ничем не примечательный холм.


После того, как Авраам оставил там женщину с младенцем, Измаил захотел пить, но нигде в округе воды не было. Пришедшей в отчаяние Агари почудилось журчание возле холма Ас-Сафа, но никакого источника там не оказалось. После этого она как будто услышала журчание возле холма Аль-Марва, но воды не нашлось и там. Так женщина металась между холмами, расположенными на расстоянии нескольких сотен метров от будущей Каабы. Когда же она вернулась к Измаилу, она увидела, что мальчик сидит в воде, появившейся чудесным образом из подземного источника.

Эта история, существующая в различных версиях, объясняет происхождение ритуала «сай», совершаемого во время хаджа. Паломники семь раз перебегают от холма Ас-Сафа к холму Аль-Марва и обратно, а затем пьют воду из источника Замзам. В наши дни ритуал «сай» осуществляется в закрытом пространстве, где стрелками обозначено направление бега.

Тесная привязка хаджа к истории Авраама подчеркивает неразрывную, испокон века существующую связь между исламом и другими древними монотеистическими религиями. Это одна из причин, по которой хадж является столь знаменательным событием для его участников. Дети мусульман во все мире растут на рассказах о паломничестве, «впитывают его географию и пейзажи, воспринимают его как свою личную историю» – так пишет Зиауддин Сардар в своей книге «Мекка: Священный город». В ходе хаджа география связанных с ним рассказов действительно обретает плоть и кровь.


Шмуэль Троп, TheLibrarians, Национальная библитека Израиля, Б.Е.
На снимке: Кааба в Мекке в дни COVID-19. Фото: Sultan Al-Masoudi Handout via Reuters

Источник: detaly.co.il

Народ Пророка Ибраһима решил отомстить Ему за то, что Он разбил их идолов и этим показал ничтожество этих идолов. После того, как Пророк Ибраhим победил в споре с Нумрудом, представив ему неопровержимые умственные доказательства, Нумруд со своими подчиненными решили сжечь Его в огне, и так наказать Его.

Сказано в Священном Кур`ане (Сура «АсСаффат», Аят 97):

﴿قَالُواْ ٱبْنُواْ لَهُ بُنْيَانًا فَأَلْقُوهُ فِي الْجَحِيمِ

Это означает: «Нумруд сказал: «Постройте катапульту, и бросьте с нее Ибраhима в огонь»».


А также сказано в Кур`ане (Сура «Аль-Анбия`», Аят 68):

﴿قَالُواْ حَرِّقُوهُ وَٱنصُرُواْ ءَالِهَتَكُمْ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ

Это означает: «Нумруд сказал: «Сожгите его в огне и отомстите вашим идолам, если вы хотите, чтобы идолы победили».

Неверующие начали готовить костер для Пророка Ибраһима, собирая отовсюду дрова. Так они хотели отомстить Ему за своих идолов, которых обожествляли. Их ненависть к Пророку Ибраһиму и жажда мести была настолько сильной, что даже больные женщины давали обет собрать дрова для этого костра, если выздоровеют.

После того, как было собрано огромное количество дров, неверующие выкопали глубокую яму и сложили в нее дрова. Затем они разожгли костер. Вспыхнуло яркое пламя и стало разгораться с необыкновенной силой. Вверх взлетали огромные искры, подобно которым еще никогда не было. Огонь был настолько сильным, что люди никак не могли даже подойти к нему и бросить в него Пророка Ибраhима. Тогда они соорудили катапульту, чтобы забросить Его в огонь издалека. Неверующие связали Ему руки и положили на чашу катапульты. Пророк Ибраhим, мир Ему, сильно уповал на Своего Создателя, и когда Его бросили в огонь, Он произнес такие слова:


«حَسْبُنَا اللهُ وَنِعْمَ الوَكِيْل»

Это означает: «Наше упование – на Аллаhа, только Он дарует защиту от вреда». Передал Аль-Бухарий от Ибн ‘Аббаса.

По Воле Аллаhа огонь не сжег Пророка Ибраhима, мир Ему, и даже Его одежда осталась целой, так как огонь не создает сжигание, а это создает Аллаh.

В Священном Кур`ане сказано (Сура «Аль-Анбия`», Аят 69):

﴿قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ

Это означает: «Аллаh сделал так, что огонь стал прохладным для Ибраhима и не сжег Его».

По Воле Аллаhа, этот сильный огонь был прохладным и безопасным для Пророка Ибраhима, мир Ему. Некоторые ученые говорили, что огонь сжег только веревки, связывавшие Его руки. Некоторые ученые-саляфиты передали, что в тот момент перед Пророком Ибраhимом появился Ангел Джабра`иль, мир Ему, и спросил: «О, Ибраhим, нужна ли тебе какая-нибудь помощь?» На что Пророк Ибраhим, уповая на Всемогущего Творца, ответил: «Я не нуждаюсь в тебе».

После того, как потухло пламя этого огромного костра и рассеялся дым, люди увидели, что Пророк Ибраhим жив и здоров, и что огонь нисколько не повредил Ему. Так они увидели Чудо своими глазами. Но, даже, несмотря на это, они по-прежнему остались в своем заблуждении и не уверовали в Пророка Ибраhима, мир Ему.


Аллаh не дал неверующим победить. Они хотели отомстить за своих идолов, но в результате сами потерпели поражение.

В Священном Кур`ане сказано (Сура «Аль-Анбия`», Аят 70):

﴿وَأَرَادُواْ بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأَخْسَرِينَ

Это означает: «Неверующие хотели наказать Ибраhима, а вместо этого они сами получили мучительное наказание от Аллаhа».

А также сказано в Кур`ане (Сура «АсСаффат», Аяты 97-98):

﴿قَالُواْ ٱبْنُواْ لَهُ بُنْيَانًا فَأَلْقُوهُ فِي الْجَحِيمِ  فَأَرَادُواْ بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأَسْفَلِينَ

Это означает: «Нумруд сказал: «Постройте катапульту, и бросьте с нее Ибраhима в  огонь». Неверующие хотели сжечь Ибраhима, чтобы остановить Его призыв. Но в результате они потерпели неудачу, а Пророк Ибраhим был спасен».

Источник: obislame.info


Мусульмане пять раз в день совершают намаз в одном направлении − в сторону Мекки, где находится священная Кааба (сооружение, высотой около пяти метров в виде куба, покрытое черной тканью). Это − кубическое сооружение, стороны которого точно обращены в направлении полюсов компаса: север, юг, запад и восток. Итак, что же такое Кааба? В народе бытуют разные версии, связанные с чудесами черного камня в Мекке, который висит в воздухе. Для начала нужно рассказать нашим читателям об истории Каабы.

null

Итак, ее построил первый человек Адам (мир ему!). Это − первое сооружение человека на земле, первый дом, воздвигнутый с целью поклонения Единому Богу!

Достоверно известно о том, что Каабу восстановил после всемирного потопа Ибрахим (мир ему!) со своим сыном Исмаилом. На то время в ее окрестностях жили сын его Исмаил и племя Джурхума (родом из Йемена). Сооружение Ибрахима (мир ему!) оставалось нетронутым вплоть до времени его перестройки племенем аль-Амалика и позже племенем Джурхума.

Когда во втором столетии до хиджры управление Каабой перешло в руки Кусая ибн Килаба – предка пророка (мир ему и благословение!), он разобрал ее и заново отстроил на твердом фундаменте, соорудив крышу из пальмовых стволов. На одной из сторон им был также построен «Дару-н-Надва» (Дом собрания) – место, с которого он осуществлял правление и где держал совет со своими сподвижниками.


Позже он разделил все стороны Каабы среди различных родов Курайшитов, каждый из которых строил дома на отведенной ему стороне. Двери их открывались в направлении Каабы.

За пять лет до начала миссии пророка (мир ему и благословение!) случившееся наводнение разрушило строение. Обязанности, связанные с ее отстройкой, Курайшиты поделили между собой. Для ее постройки они наняли римского строителя и египетского плотника, который должен был помогать в столярных работах.

Когда пришло время установления черного камня (по преданию, спущенного из рая вместе с Адамом и Евой), возник спор о том, какой род должен быть удостоен чести установления камня на его место. Тогда они обратились к Мухаммаду (мир ему и благословение!), которому на то время исполнилось тридцать пять лет, с просьбой разрешить их спор, ибо глубоко верили в его мудрость и рассудительность.

Взяв плащ, он поместил на него черный камень, после чего велел взяться всем за края плаща и вместе поднять его. Когда камень принесли обратно и подняли на необходимую высоту (по восточному углу), он взял его и собственноручно установил на место.

К тому времени средства Курайшитов были истощены, и они решили уменьшить одну из сторон Каабы – именно так она и выглядит в наше время, поскольку часть первоначального строения была исключена. Это место носит название «хиджр Исмаил» («запретное место Исмаила»).

Конструкция Каабы


По форме Кааба является почти кубическим строением, в которое вмонтированы тяжелые темные синевато-серые камни. Сейчас в высоту она достигает шестнадцати метров. Во времена пророка (мир ему и благословение!) она была значительно ниже, что можно заключить из следующего факта: в день открытия Мекки пророк (мир ему и благословение!) поднял себе на плечи Али ибн Абу Талиба, чтобы тот смог сбросить идолов, расположенных на крыше Каабы.

Северная стена (обращенная к хиджр Исмаил), через которую подается вода, и противоположная ей (южная) достигают в длину десять метров и десять сантиметров, тогда как восточная, в которой встроена дверь, и западная имеют двенадцать метров в длину. Дверь находится на высоте двух метров над землей.

Черный камень установлен в восточном углу, поэтому для входящего в двери он оказывается слева. Камень установлен на высоте полутора метров от земли (то есть над уровнем места обхода). Во время обряда таваф (кружения) вокруг Каабы паломники стараются притронуться или поцеловать камень как дань тому, что делал пророк Мухаммад (мир ему и благословение!) во время хаджа. В исламе данный обряд имеет лишь символическое значение, то есть камень воспринимается верующими просто как камень.

Хаджар аль-Асвад (черный камень) представляет собой твердую массу (не известного пока науке происхождения), похожую на скалу. Черный камень не висит в воздухе, а вставлен в один из углов Каабы. Черный камень имеет неправильную овальную форму черного цвета с алым оттенком, на нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии, появляющиеся в местах соединения отколовшихся частей. Его диаметр составляет около тридцати сантиметров.

С древних времен углы Каабы именуются «аль-Аркан» (множественное число от «ар-Рукн», столб). Северный − Ираки Рукн (иракский), западный – Сирийский, южный – Йеменский и восточный (в нем установлен черный камень). Место между дверью и черным камнем называется «аль-Мультазам» (буквально место, которому он остается верным), поскольку совершающий обход твердо держится его, молясь и взывая к Аллаху.

Желоб, встроенный в северной стене и называемый желобом милосердия, впервые был вмонтирован аль-Хаджаджем ибн Юсуфом. В 954 году турецкий Султан Сулейман заменил его на серебряный, который, в свою очередь, в 1021 году был заменен Султаном Ахмадом на серебряный с позолотой. В 1273 году хиджры турецкий Султан Абдул-Маджид сменил его на золотой, таким он остается и поныне.

Покрывало Каабы

null

Относительно покрывала Каабы известно, что Тубба (титул королей Йемена) Абу Бакр Асад первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем. Его преемники следовали данному обычаю.

Пророк (мир ему и благословение!) покрыл Каабу йеменскими тканями. Эта традиция была продолжена, и покрывало называется по-арабски «кисва». Когда халиф Аббасидов приехал для совершения паломничества, смотрители дома пожаловались ему на большое число покрывал, которые накопились на крыше, подвергая ее тем самым опасности обрушения. Халифом был отдан приказ об их устранении. С тех пор каждый год старое покрывало должно было сменяться новым, на котором вышиты аяты из Священного Корана. Этой традиции следуют и по сей день. А фрагменты ткани «кисвы» с вышитыми аятами Священного Корана преподносят в дар разным странам от имени короля Саудовской Аравии, так как он имеет титул хранителя двух святынь (Мекки и Медины).

Забота (попечительство) о Каабе

Попечительство над Каабой оставалось за родом Хузаа вплоть до времени Халиля аль-Хузаи. Он назначил свою дочь (которая вышла замуж за Кусая ибн Килаба) своей преемницей и наделил человека из своего рода – Абу Габшана аль-Хузаи − правом открывать и закрывать двери. Абу Габшан продал свое право Кусаю ибн Килабу за одного верблюда и полный мех вина.

Право заботы о Каабе впоследствии было передано Курайшитам. Положение дел сохранялось до тех пор, пока пророк (мир ему и благословение!) не вступил в Мекку и, войдя в Каабу, не приказал выбросить все изображения и разрушить всех идолов.

Место стояния Ибрахима (мир ему!) – камень, на котором остались отпечатки его ног во время его молитвы. Над ним на четырех столбах был построен купол. В этом месте после совершения обхода люди часто выстаивают молитвы.

Значение Каабы

Каабу высоко чтили многие народы и племена, жившие на Аравийском полуострове. Евреи чтили Каабу и поклонялись там Богу согласно религии Авраама (Ибрахима) (мир ему!). В Каабе раньше находилось много рисунков и изображений, в том числе Ибрахима и Исмаила (мир им!) с пророческими стрелами в руках. В ней находились также образы Девы Марии и Исы, сына Марии (мир им!), это свидетельствует о том, что христиане также, подобно евреям, почитали Каабу.

Арабы всегда относились к Каабе с наивысшим уважением. С самых ранних времен они веровали, что Кааба – дом Аллаха, и совершали паломничество к ней со всех уголков своих земель. Они знали, что Каабу построил Ибрахим (мир ему!) и что паломничество к ней является частью религии, унаследованной ими от него.

Забота о Каабе была поручена Исмаилу (сыну Ибрахима), и он передал это право своим потомкам. Со временем численность и мощь Исмаилитов значительно возросли. Вождем Исмаилитов в то время был Амр ибн Лахий, глава одного из родов Хузаа. Он стал владыкой Мекки и взял в свои руки попечительство над Каабой. Именно он отошел от религии ханифа (единобожия), установил идолов в Каабе и призвал людей поклоняться им. Первым идолом, который он поставил, был Хубал, привезенный им из Сирии, позже появились и другие.

Постепенно в Каабе было собрано множество идолов, и среди арабов распространилось идолопоклонничество. Первоначальная религия единобожия предка арабов Ибрахима (мир ему!) была искажена и забыта, пока Аллах не послал Своего пророка и посланника Мухаммада (мир ему и благословение!) с миссией призыва к единобожию.

Источник: ummamag.kg

Кааба (от арабского Ка‘ба ­­ четырехугольник) – главное святилище всех мусульман; таким она была для арабов и до появления ислама. Но, помимо своего религиозного значения, Кааба служила для арабов языческого периода еще культурно-политическим центром, потому что здесь во время ежегодных праздников в честь главных богов Каабы решались и самые важные вопросы, касавшиеся всех обитателей аравийского полуострова; здесь же происходили так называемые поэтические состязания между знаменитейшими арабскими поэтами, стекавшимися туда со всех концов Аравии и даже Сирии и Месопотамии. Благодаря всему этому Кааба, а следовательно – и вся область, в которой она находилась, весьма рано приобрели важное религиозно-политическое значение, так что обладать Каабой значило обладать и всею среднею Аравией. Из-за этого обладания не редко возникали между разными племенами кровавые распри, часто оканчивавшиеся расхищением и даже разрушением самой святыни. Это продолжалось до тех пор, пока Кааба не перешла в руки сильного племени ку(о)райшитов, которые, с целию упрочить здесь свою власть, построили вокруг Каабы город Мекку. С тех пор религиозная и политическая власть оставались в руках курайшитов до упрочения ислама.

Вопреки своему значению, Кааба не имела правильной формы куба, но скорее форму параллелограмма длиной в 30 локтей, шириной в 22 и вышиной в 27. ее четыре стены, высотой в 9 локтей, сложенные из грубого камня, не скрепленного известью, но покрытого изнутри и снаружи дорогой материей, – покоились на крепком старом фундаменте. Ее плоская в виде террасы крыша, построенная из пальмовых стволов, вырубленных тут же в старой священной роще, поддерживалась изнутри деревянными квадратными столбами. В Каабу вела дверь, выходившая на северо-восточную сторону и запиравшаяся замком. Снаружи недалеко от этой двери были прикреплены к стене храма два бараньих рога, имевших отношение к древней религии арабов, но которые впоследствии смешали с библейским рассказом о принесенной Авраамом жертве. В правом углу Каабы был вделан знаменитый аль-хаджар – аль-асвад (Черный камень), который, по преданию, ангел Гавриил принес с неба.

От этого камня начинался, как и теперь, так называемый „таваф“ – семикратный обход каабы, составлявший первый религиозный акт прибывшего в Мекку пилигрима. Вокруг Каабы, на площади, окружавшей ее, стояло 360 идолов с большою статуей главного идола – Гобала; внутри же ее прежде всего бросался в глаза большой деревянный голубь, спускавшийся с потолка и олицетворявший собою – надо полагать – богиню Венеру, которой, главным образом, и была посвящена Кааба. Над отверстием в полу храма, ведущим в подземный ход, где хранились приношения паломников и драгоценности храма, стояла большая статуя Гобала из красного камня, привезенная из Сирии Амром-бен-Лохайем. Эта статуя изображала названного бога в виде старика с длинною бородой, державшего в правой руке „стрелы судьбы“; к ее пьедесталу была привязана кожаная сумка, в которой находились такие же стрелы, посредством которых узнавали свою судьбу. Как столбы, поддерживавшие потолок, так и все внутренние стены Каабы были покрыты живописными рисунками, изображавшими богиню храма в разных фазисах ее мифологического существования. Так, в одном месте она была изображена с большими крыльями и с черным камнем в руках, а в другом – со своим сыном Адонисом, что дало арабским историкам и некоторым европейским ученым повод думать, что это был образ Пресвятой Богородицы: с Младенцем Иисусом. Кругом Каабы стояло еще несколько продолговатых камней, которым также покланялись и приписывали священный характер, хотя и не в такой степени, как аэролиту – „Черному камню“. Наконец, весь храм с его площадью и многочисленными идолами был окружен такою же по размерам стеной, какая существует и в настоящее время, благодаря чему образовалась внутренняя ограда, считавшаяся, как и теперь, священной (харам) и имевшая все атрибуты свящ. оград языческой древности. Рядом с этой священной оградой, а именно, на северо-восточной стороне от нее начинается „долина жертвоприношений“, заключенная между двумя холмами Сафа и Марва, вершины которых были увенчаны двумя идолами самой грубой работы. Третий идол такой же работы стоял на самом низком месте долины, известном под названием Батну-ль-вади. Эти три идола играли в языческом культе древних арабов весьма важную роль: тот из них, который находился на холме Марве изображал под именем Найлы – „ласкающей, обнимающей“ главную богиню храма Каабы – Венеру – Солнце, богиню жизни и всеобщего плодородия. Другой идол, стоявший на Сафе, олицетворял собой молодого бога Исафа или Нахика, сына и любовника вышеназванной богини, который играл в каабском культе такую же двойственную роль, какую играл в религии Сирии и Месопотамии Адонис. Наконец, третий идол, называвшийся Ал-Хуласат, служил олицетворением какой- то подземной богини – соперницы Найлы и одинаково влюбленной в молодого Адониса. Арабские историки передают об этих трех богах такой же мио, какой всегда связывался в Сирии, Месопотамии, Кипре и т. д. с именем Адониса. Молодой Исаф, любовь которого оспаривали две богини – небесная и подземная, предпочел первую из них – свою мать и любовницу. Но радость влюбленных не была продолжительной: завистливая богиня подземного царства скоро поразила Адониса смертью, превратив его в камень. Однако через несколько дней он опять оживает и соединяется со своею матерью – Венерой. Этот последний акт адонаидских мистерий происходит не в самой Каабе, но на священной горе ‘Арафате (место знакомства, встречи), которая, вероятно, и получила это название по тому действию, которое, по мифу, совершается на ней.

С этим мифом, обошедшим почти все культурные страны древнего языческого мира и перенесенным в законченном виде из Сирии в Аравию, – тесно связаны все религиозные обряды и празднества так называемого хаджа, т. е. паломничества к Каабе. Празднества эти начинались с седьмого дня седьмого месяца Зуль-Хиджы, приблизительно около весеннего равноденствия и открывались „днем трубным“ – траурным днем. Пилигрим прежде, чем вступить в священную область, должен был очиститься от всякой скверны, обнажить свою голову, снять свою обыкновенную одежду и облечься в специально-богомольческую, состоявшую, как и теперь, из двух кусков полотна; при чем одним куском он опоясывался, другой же он набрасывал на свои плечи и шею так, чтобы часть правой руки оставалась открытой. У арабских и других историков можно найти много указаний на то, что большинство пилигримов, включая сюда и женщин, совершали обход совершенно голыми. Особенною свободой пользовались в данном случае женщины племени Бану-Амира, продолжавшие отличаться своею разнузданностию даже по принятии ими ислама.

Образовавшаяся таким образом толпа голых и полуголых пилигримов с бритыми головами и босыми ногами, со свистом и хлопаньем семь раз обходила Каабу, распевая иногда весьма неприличные стихи и каждый раз прикладываясь к „Черному камню“. По совершении этого обхода, пилигримы отправлялись в долину Мина, лежащую между двумя холмиками Сафой и Марвой, где покланялись находившимся там идолам и бегали семь раз от одного холма к другому в воспоминание тех печали и страданий, которые испытывала богиня Каабы при разлуке со своим сыном Адонисом. На следующий (9-й) день паломники отправлялись дальше – к священной горе Арафате, находящейся в шести часах ходьбы от Мекки, где оставались некоторое время, чтобы отпраздновать воскресение молодого бога, олицетворявшего в этом мифе пробуждение природы от зимней спячки, и его возвращение к своей возлюбленной – небесной богине. В десятый день, после краткой остановки в долине Муздалифе, по данному знаку исправляющего должность иджаза – ‘Арафа, пилигримы возвращались обратно в долину Мина, где каждый приносил жертву сообразно со своими средствами и положением. Богомолье заканчивалось бросанием камешек (лифоволия) в стоявшие там идолы – камни, символизировавшие собою семь планет. Тринадцатого числа караван пилигримов возвращался обратно в Мекку, встречаемый восторженными кликами собравшегося там народа. Вероятнее всего, что только по возвращении в Мекку дозволялось паломникам пить воду из священного колодца Замзама.

Как эти празднества (адониады), так и вызвавший их миф были, как уже сказано, целиком заимствованы арабами у сирийцев, а не выработаны на месте. Есть даже некоторые основания ( – самое слово Мекка, множество сирийских названий богов, сирийская надпись, открытая на древнем фундаменте Каабы при ее первой реставрации и т. д.) думать, что место, где впоследствии возникли Кааба и город Мекка, было одною из главных стоянок сирийских караванов на торговой линии между Сирией и Йеменом и, следовательно, – сама Кааба была построена сирийцами и посвящена их богам. Этим, вероятно, объясняется, почему древние арабы, довольно аккуратно посещавшие Каабу и строго исполнявшие все обряды хаджа, скоро (с V-го века по р. Хр.) позабыли как существенный характер своей религии, так и символический смысл и происхождение всех ее обрядов. Сложный и в высшей степени поэтический культ Адониса, каким этот культ представляется нам в сиро-месопотамских религиях, превратился у арабов в массу суеверных обрядов, лишенных всякого смысла. Этим также объясняется, почему арабы, подпавшие под религиозное и культурное влияние живших среди них евреев, совершенно незаметно изменили дух своей древней религии, приписав всем ее обрядам библейский характер, библейское содержание. Для них это тем легче и приятнее было сделать, что Авраам и Измаил, которым начали приписывать главную роль в постройке Каабы и установлении ее культа, оказывались их родоначальниками. Дальнейший толчок в библеизации (если можно так выразиться) древнеарабской религии сделала образовавшаяся около этого времени в Аравии школа ханифов, строгих монотеистов, справедливо считающихся теперь учителями и предтечами Мухаммеда [Магомета]. Усилия как евреев, так и ханифов привели, в конце концов, к тому, что символические обряды, главные божества и все древние религиозные легенды, на которых основывался культ Каабы, – приняли совершенно библейский характер. Гобал превратился в Авраама, а главная богиня Каабы Венера, изображавшаяся на стене храма с аэролитом в руках, превратилась в ангела Гавриила, приносящего Аврааму и его сыну камень из небесной Каабы. Образ Венеры κουροτρο’φου (питающей юношей), державшей в своих объятиях бога – сына, был принят за образ пресвятой Девы Марии с Младенцем Иисусом на руках и т. д. Нельзя, однако, сказать, чтобы библейско-талмудические сказания окончательно вытеснили из народного сознания все древние языческие предания о каабском культе и положили конец всем языческим обрядам. Многие арабы продолжали служить Гобалу, Аллате, „Черному камню“ и другим богам, до самого основания ислама. Только в 630 г. все идолы и языческие изображения Каабы были выброшены из нее по приказанию Мухаммеда и частию им самим. Но по политическими, религиозным или другим соображениям арабский лжепророк не только не решился выбросить из Камбы „Черный камень“, но даже продолжал почитать его и прикладываться к нему, как и до основания им новой религии. По тем же, вероятно, соображениям Мухаммед сохранил и все обряды языческого хаджа, которые и до сих пор совершаются ежегодно его последователями почти в таком же виде, как и семь веков до появления основателя ислама. Но раз Мухаммед и его последователи удержали все обряды хаджа и почитание Каабы и некоторых ее святынь, то необходимо было объяснить и оправдать их с точки зрения новой религии. И вот на основании некоторых библейско-талмудических преданий была составлена о Каабе, „Черном камне“ и т. д. новая история, согласная с духом ислама. Эта история имеет несколько версии, но та, которую мы ниже излагаем в сокращенном виде со слов знаменитого голландского ориенталиста Dozy, считается самою остроумной и, по-видимому, существовала около 200-го года мухам. эры. Вот эта версия. Когда Адам был низвержен из небесного рая, он обратился к Богу с жалобой: „Увы, взывал он, я более не слышу ангельских напевов“. – „Это последствие твоего греха, – ответил ему Бог, – но ступай, построй мне храм и обойди вокруг него семь раз, думая обо мне по примеру ангелов, которые, как тебе известно, парят вокруг моего престола“. Адам пришел в окрестности Мекки и при помощи ангелов заложил основы храма, а на эти основы сам собой храм сошел с неба. Адам получил из рая еще шатер из красного яхонта; местом отдохновения служил в нем краеугольный камень, который раньше был белым, но впоследствии почернел от прикосновения грешников: это и есть Черный каменьаль-хаджар – аль-асвад. Во время потопа храм и шатер были обратно взяты на небо, но камень был укрыт на горе Абу-Кабус и его продолжали посещать, как святыню. Туда впоследствии Авраам привел Агарь и Измаила и покинул их. Вскоре вышла вода, которая была с Агарыо и ее сыном, и они начали испытывать сильнейшие страдания от жажды, рискуя умереть в этом пустынном месте. Желая разглядеть что-нибудь подальше, Агарь взошла на холм Сафа, а затем на Марву, но никого не было видно. Возвратясь к сыну, Агарь застала его умирающим от жажды. Не зная, что делать, она поспешно вернулась к двум названным холмам и, изнывая от горя, несколько раз взбегала то на тот, то на другой холм. Когда в отчаянии Агарь вернулась снова к своему сыну, она увидала, что близь него бьет ключ воды. В этом месте позже вырыли колодезь 3амзам.

Во время одного из приездов к Измаилу, Авраам рассказал ему, что он получил приказание от Бога построить там храм. Отец и сын тотчас же принялись за дело и, копая землю, наткнулись на старый фундамент адамова храма. Авраам хотел вделать в один из углов какой-нибудь камень, чтобы отметить то место, откуда следовало бы начинать обход храма; но, пока Измаил ходил за подходящим камнем, ангел Гавриил принес Аврааму „Черный камень“, который Авраам и вставил в угол здания. Окончив постройку храма – каабы, отец с сыном обошли, по приказанию Гавриила, вокруг него семь раз, затем, дважды преклонившись, они прочли молитву позади большого камня, на котором стоял Авраам. Гавриил научил их также тем обрядам, какие они должны были совершать в других святых местах. Сначала следовало быстро пробежать семь раз пространство между Сафой и Марвой в память того, как в своем отчаянии делала это Агарь. Потом он повел их в долину Мина: но когда они пришли туда, показался Иблис – дьявол. „Кидайте в него каменьями», – сказал Гавриил. После того, как Авраам; бросил в Иблиса семь камешков, последний действительно исчез: но в средине и в глубине долины он снова по- явился, но всякий раз Авраам прогонял: его семью камешками: отсюда обычай бросать камешки в долине Мина во время; богомолья. Наконец, когда Авраам в сопровождении Гавриила посетил также Муздалифу и Арафу и был научен от него тем обрядам, какие полагалось там совершить, он получил от Бога приказание объявить всем людям, чтобы они шли на поклонение к Каабе и другим св. местам. „Да ведь они не услышат моего голоса,“ – ответил Авраам. – „Исполняй то, что я тебе приказываю», – сказал Бог, – „я сделаю так, что они тебя услышат“. Авраам встал на большой камень и камень поднялся так высоко, что превысил все горы. Обратившись последовательно к четырем странам света, Авраам воскликнул: „О, люди, вам предписано ходить на поклонение в древний храм,– слушайтесь Господа вашего». И со всех сторон отвечали: „Ляббайка, Аллахюмма, Ляббайка.» Мусульмане толкуют эту старинную формулу, всегда употреблявшуюся у древних арабов на богомолье, в смысле: „мы готовы служить тебе. Боже, мы готовы». На вечную память об этом случае следы от ног Авраама отпечатлелись на камне, который и до сих пор зовут „макам Ибрагим“, т. е. „стояние Авраамово.“

П. Жузе

Источник: azbyka.ru

Кто именно из пророков построил Каабу - Адам или Ибрахим?

Вопрос: Кто именно из пророков построил Каабу, пророк Адам или же пророк Ибрахим?

Ответ: О строительстве Каабы пророком Адамом (мир ему) существуют слабые предания, а о строительстве Каабы пророками Ибрахимом (мир ему)  и Исмаилем (мир ему) говорится в аятах Священного Корана:

وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты — Слышащий, Знающий» (сура аль-Бакара, аят 127).

По некоторым же приданиям, пророк Адам (мир ему) и его супруга благословенная Хавва встретились на Арафате, после того, как были низвергнуты из Райской обители. Откуда они вместе пошли на запад, и достигли того места, где сейчас располагается Кааба.

Пророк Адам (мир ему), желая выразить благодарность и совершить поклонение, попросил у Всевышнего ниспослать лучезарную колонну, подобно той, которая была, когда он находился в Раю.  Милостивый Создатель принял его просьбу и пожаловал лучезарную колонну, вокруг которой пророк Адам (мир ему) совершал тавваф и молился.

Во времена пророка Шиcа (мир ему) это лучезарная колонна исчезла, а вместо нее остался лишь камень. Тогда пророк Шиc воздвиг здание с четырьмя стенами и разместил черный камень в один из углов этого строения. Это тот самый камень, который именуется Хаджаруль-Асвад и является одной из святынь Ислама. А во время потопа, от которого пророк Нух (мир ему) спасся на построенном им ковчеге, остатки здания остались погребенными под песками.

Позже пророк Ибрахим (мир ему) по велению Всевышнего Аллаха отправиться в это место, и оставит там своего сына Исмаиля и его мать. Позже, раскопав остатки здания построенном при пророке Шисе (мир ему), вместе с Исмаилем пророк Ибрахим возведет здесь строение – Каабу.

Islam-today

Источник: islam-today.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.