Киево-Печерская лавра Украины — одна из самых почитаемых древних православных святынь, являющаяся уникальным монастырским комплексом. Лавра стала первым монастырем, созданным на территории Киевской Руси в середине одиннадцатого века, а именно в 1051 году. С тех давних пор, на территории обители до сих пор стоят старинные храмы, сохранившиеся и сегодня в своем первозданном виде. С момента своего создания и по сей день, Киево-Печерская лавра была и есть самым значительным православным монастырем для любого славянина.

Киево-Печерская лавра — настоящий «город в городе», расположенный в центре столицы Украины – Киева. Это место имеет интересную историю. С момента основания лавры, ее основной достопримечательностью были знаменитые пещеры, в недрах которых подвизались многие святые подвижники русского православного монашества. Самое первое упоминание о пещерах Киево-Печерской лавры встречается в бессмертном произведении Нестора Летописца — «Повести временных лет». Основателем пещерного затворничества Киевской Руси был назван священник Илларион, который являлся выдающимся богословом и служил при Храме «Двенадцати апостолов», что находился неподалеку от Киева, в поселении Берестово.
ец Илларион облюбовал для своего молитвенного уединения красивый холм, выкопал там небольшую пещеру, как истинный христианский подвижник, дабы затворяться там в молитве. Но, в 1051 году Илларион был избран, по приказу князя Ярослава Мудрого, митрополитом на Киевскую кафедру, а его пещере поселился Преподобный Антоний Печерский, который приехал со Святого Афона. Он-то и является человеком, положившим начало монашеству, а 1051 год, стал официальным годом основания этой пещерной обители Киева.

Пример Антония привлек сюда его последователей, в их числе был Преподобный Феодосий, который позднее был назначен настоятелем монастыря. Все ученики расселялись неподалеку от пещеры Переподобного Антония, выкапывая для себя кельи и соединяя их посредством коридоров. При пещерах были устроены самые первые храмы. Но прошло десять лет и число монашеской братии разрослось до двенадцати человек, тогда Преподобный Антоний, жаждущий уединения, был вынужден удалиться на дальний холм и выкопал там новую пещеру. Таким образом возник целый комплекс пещер Киево-Печерской Лавры: «Ближние пещеры» или «Антониевы» и «Дальние пещеры» или «Феодосиевы». Количество иноков продолжало увеличиваться, а пещеры становились для них слишком тесными, тогда они возвели первую наземную Церковь Успения Пресвятой Богородицы и монашеские кельи. Вскоре, Антоний получил у великого князя Изяслава Ярославича разрешение на владение всем холмом над пещерами, и тут образовался Печерский монастырь.


После смерти Антония в 1073 году, он был погребен в пещерах. С тех пор тут стали хоронить и другую братию. Для погребения, в стене пещеры вырубали нишу, клали усопшего на доску и задвигали ее в нишу, а затем покрывали погребение деревянным щитом и замуровывали. По прошествии двух-трех лет погребение открывалось снова, чтобы собрать кости и перенести их в костницу. Но бывали и такие случаи, что останки так и оставались нетленными, тогда их оставляли в нишах, а историю жизни этого монаха кратко записывали на доске, закрывающей погребение. Именно информация, взятая с таких досок, впоследствии была переписана в «Печерский Патерик». На досках с информацией было принято писать лики новых угодников Божьих — местночтимых святых. К примеру, в 1108 году произошла канонизация Преподобного Феодосия Печерского, в 1133 году ― преподобного Антония, а в 1643 году, святителем Петром – митрополитом Киевским, было канонизировано шестьдесят девять подвижников Печерского монастыря Киева. С тех самых пор, Киево-Печерская лавра стала главной и важнейшей святыней ― настоящим «русским Иерусалимом» и основным центром паломничества верующих Руси. Веками, киевские пещеры были не только местом молитв и подвигов аскетизма, но и надежным хранилищем святынь, а также убежищем киевлян во времена иноземных нашествий.


С приходом к власти большевиков, ситуация изменилась, в 1930 году Киево-Печерская лавра закрылась, а возобновление ее деятельности произошло только в 1941 году, когда Киев был оккупирован фашистами. На территории Лавры открылся «Всеукраинский музейный городок», с «Государственной исторической библиотекой Украины», «Музеем книги», «Музеем исторических драгоценностей». В Великую Отечественную войну был взорван Успенский собор обители, разграблены ее сокровищницы. Еще раз Киевскую лавру закрыли в 1961 году, но к празднованию «Тысячелетия крещения Руси» обитель была отреставрирована и восстановлена, в 1988 году, она открылась как действующий монастырь и прибежище верующих, а в ее древних пещерах снова начались богослужения.

Как уже было отмечено выше, Киево-Печерская лавра – это целый монастырский комплекс с десятками храмов и хозяйственных построек. Обитель стоит холмистом участке местности, ее разделяет глубокий овраг на «Верхнюю лавру» и «Нижнюю лавру» с «Ближними и Дальними пещерами», странноприимным двором. В «Верхней лавре» находится ее главный храм – «Успенский собор», кельи братии, типография, больничный монастырь, мастерские, «Великая колокольня», трапезная братии с церковью. Все части комплекса Лавры разделяют каменные стены, сообщающиеся посредством ворот и галерей, вместе составляя восхитительный архитектурный ансамбль.

Главным входом в Киево-Печерскую лавру являются «Святые врата», над которыми высится «Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы» — самая древняя во всем комплексе, она была возведена в двенадцатом веке Преподобным Николой-Святошей, который был правнуком князя Ярослава Мудрого.


«Успенский собор» — основной храм Киево-Печерской лавры, расположенный напротив «Святых врат» на центральной площади в «Верхней лавре». Первое каменное здание церкви было заложено в 1072 году по благословению Преподобного Антония. Строительством руководили Святой игумен Феодосий и епископ Михаил. Со времен создания Успенской церкви была открыта новая страница в истории развития русского зодчества и иконописи. Несмотря на то, что храм не раз был разрушен и восстановлен снова, все основные святыни обители хранились именно здесь в «Великой Церкви» — незыблемой святыне русского православия.

Неподалеку от здания Успенского собора и около Троицкого храма стоит бывший «Никольский больничный монастырь» и «Церковь во имя Святителя Николая», их основал Преподобный Николой-Святоша в двенадцатом веке. В больнице он провел свои последние дни, где ухаживал за престарелыми и больными братьями-монахами.

Восточнее Успенской церкви расположена типография Киево-Печерской лавры, которую создал архимандрит Елисей. Неподалеку стоит иконописная школа, а, чтобы пройти к пещерам Лавры, нужно пройти по тропе между типографий и этой школой, спустившись к «Пещерным воротам». Кстати, напротив «Пещерных врат» стоит здание, где находится «Паломнический отдел лавры».

Если вы будете двигаться по гранитной дорожке от входа в Лавру – «Святых врат» к Успенскому собору, то обратите внимание на одноэтажные сооружения, расположенные по обеим сторонам от нее, это помещения бывших братских келий, которые были построены в восемнадцатом веке, вместо выгоревших деревянных. Сегодня при этих кельях находятся магазинчики и выставочные залы.


Одни из ворот Киево-Печерской лавры – «Северные» или «Экономические», увенчаны надвратной «Церковью Всех Святых», которая была возведена 1698 году под покровительством Ивана Мазепы. Неподалеку находится «Церковь Преображения Господня» или «Церковь Спаса-на-Берестове» ― это важный архитектурный и исторический памятник.

Около Успенского собора находится «Храм в честь Преподобных Антония и Феодосия Печерских», в прекрасном нео-византийском стиле, соединенный с двухэтажной «Трапезной церковью». Это сооружение было построено 1895 году. С восточной стороны к «Трапезной палате» примыкает «Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы», а с запада, она соседствует с «Домом Киевских митрополитов» — настоятелей Киево-Печерской лавры. Сегодня там «Музей украинского декоративного искусства». Рядом с покоями митрополитов стоит «Дом наместника лавры» и «Великая лаврская колокольня», возведенная в 1745 году.

Двадцати семиметровая «Колокольня на Ближних пещерах» была возведена в 1763 году мастером Степаном Ковниром. Она имеет два яруса: через первый проходит крытая галерея, которая соединяет «Верхнюю лавру» и «Ближние пещеры». Эта галерея пересекает притвор «Церкви во имя Всех преподобных Печерских». У подножия холма горы находится вход в «Ближние пещеры», тут находятся «Крестовоздвиженская церковь» и «Церковь Всех преподобных Печерских», чаще называемая «Теплым храмом», они стоят, тесно прижавшись друг к другу.


Крестовоздвиженская церковь сохранилась в своем первоначальном виде, она прилегает одной стороной к холму с пещерами. Из храма ведут три входа на территорию «Ближних пещер», а именно: из притвора, трапезной, ризницы. Есть и четвертый вход, созданный чуть позднее, в 1749 году, когда рядом с алтарной аспидой появилась дополнительная галерея, ведущая внутрь пещер. Крестовоздвиженская церковь всегда являлась местом, где хоронили духовных лиц.

«Церковь во имя Всех Преподобных Печерских» ― наземный храм, расположенный на территории «Ближних пещер», был построен в 1839 году, как место, где размещались кельи монашеской братии. Лишь позже, в 1872 году на втором этаже разместилась «Церковь в честь Всех Преподобных Печерских». Двор «Ближних пещер» оформлен стеной, от нее вниз идет лестница, переходящая в мощеную дорожку, по ней можно попасть к «Колодцам Преподобных Антония и Феодосия», над которыми в 2002 году построили небольшие часовни.

Туристы и паломники всегда с удовольствием приходят к «Храму во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», который окружает крепостная стена, чтобы набрать тут целительной воды. В 1915 году, часовню возвели над артезианским колодцем, который был необходим, чтобы улучшить дренаж пещерных холмов, но потом выяснилось, что вода обладает чудесными целительными свойствами.


«Церковь Рождества Пресвятой Богородицы». Стоя, на площади около «Дальних пещер», видна венчающая холм прекрасная барочная «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы». Она стоит на месте другой более ранней храмовой постройки. В 1062 году тут построили первый наземный «Храм Успения Божией Матери», но, когда прошло освящение «Успенской Церкви», этот храм, высящийся над «Дальними пещерами», стали использовать как «кладбищенский». Со временем, его окружил монастырский некрополь. К первой половине семнадцатого века он был переименован в «Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы». Каменное здание этой церкви было выстроено в 1696 году благодаря финансовой помощи родственника знаменитого украинского гетмана Мазепы — Константина Мокиевского. Эта церковь стала выдающимся образчиком украинской архитектуры семнадцатого века. Когда обитель была снова возвращена церкви, «Храм Рождества Богородицы», отреставрировали и заново расписали, теперь это академический храм, в нем набираются опыта проведения богослужений учащиеся духовных академии и семинарии Киева. На «Рождественском кладбище» Киево-Печерской лавры похоронены многие известные духовные и светские лица, при жизни имевшие выдающиеся заслуги перед Церковью или государством. Недалеко от церкви стоит сорокаметровая «Колокольня «Дальних пещер», возведенная в 1761 году, уже упомянутым выше мастером Степаном Ковниром.


«Церковь во имя Зачатия праведной Анны» или «Аннозачатьевская церковь» находится недалеко от «Рождества-Богородичного храма». Это каменное здание было возведено в 1679 году, на деньги местного жителя Александра Новицкого. Свой современный вид храм получил при реконструкции, проведенной в 1809 году, военным инженером-архитектором Александром Якушкиным, который также создал деревянную галерею и каменную башню у входа в пещеры. А через два года, в 1811 году, архитектор принял монашеский постриг и имя Арсений, став соборным старцем и блюстителем при «Дальних пещерах». После смерти его похоронили в склепе «Аннозачатьевской церкви», который и был возведен им же.

С семнадцатого века на месте богадельного дома, построенного в 1056 году Преподобным Феодосием, начали возводить большой странноприимный двор ― комплекс гостиниц для многочисленных паломников. Странноприимный дом занял холме над «Ближними» и «Дальними» пещерами, а это четверть всей территории киевского монастыря.

Пещеры Киево-Печерской лавры – это основная достопримечательность украинской обители. В пещерах находятся мощи преподобных отцов церкви, избранных мирян. В том числе, огромный интерес у посетителей вызывают родовые усыпальницы княжеских и прочих знатных родов. В подземных пещерах находятся монашеские кельи, где братия проводили жизнь в постоянных молитвах за всех православных людей и отечество, тут же находятся и мощи святых. В пещерах есть три мироточивые главы, взятый от них елей, обладает удивительными исцеляющими свойствами, помогая любому верующему, приходящему за здравием в лавру, с верой и открытой душой.
тересен тот факт, что в период нахождения на территории Киево-Печерской лавры музея, с 1917 по 1988 годы, главы мироточить перестали, и это чудесное явление возобновилось только когда монастырь опять стал действующим. Конечно, вокруг нас множество скептиков, но ученые-химики сделали анализ благоуханной кристально-прозрачной жидкости – «миро» или «елея», и выяснили, что это высокоочищенное масло неизвестного происхождения, в котором содержится белок со сложной структурой, который невозможно синтезировать искусственным путем! В лавре похоронены совершенно легендарные исторические личности: Илья Муромец, Нестор Летописец, врач-монах Агапит, тут же находится и могила российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина.

В древнейшем православном монастыре Киевской Руси – Киево-Печерской лавре, многие князья стриглись в монахи, например, князь Черниговский — Святослав Давыдович, в постриге ставший монахом Николаем-Святошей. Чтобы получить благословение, в обитель Киева приезжали российские императоры: Петр Первый, Екатерина Вторая, Николай Второй и так далее. И, наконец, тут родилась величайшая летопись Киевской Руси — «Повесть временных лет».

Каждый из храмов старинной Киево-Печерской лавры имеет неповторимый образ и интересную историю создания, а также построен в разных архитектурных стилях, но любой из них пропитан молитвенным духом Лавры. Сюда стремятся обычные грешные люди за утешением, исцелением души и тела, в поисках истины и смысла бренной жизни.


Киево-Печерская лавра Украины находится в Списке Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО. Посетить это святое место Киева можно каждый день, с половины десятого до шести часов вечера.

Источник: puteshestvie.net

Видео: Киево-Печерская Лавра

Основные моменты

Сегодня комплекс разделяют на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник) и Нижнюю (Украинская Православная Церковь) Лавры; они обе открыты для посещения. С 1990 года ансамбль монастыря включен в список Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.

Киево-Печерская Лавра отличается потрясающей атмосферой – здесь мало строгости и сдержанности, обычно присущих религиозным местам. Зеленые просторы, залитые солнцем, прогуливающиеся в розарии художники, сияющие купола и сверкающая река у подножья монастыря – вот картина, которая запомнится любому туристу!

Киево-Печерская лавраПанорамный вид

История

В 11 веке на этом месте находился большой лес, куда часто отправлялся для уединенной молитвы священник Иларион из села Берестова, располагавшегося неподалеку. Здесь он выкопал для себя пещеру, в которой собирался жить в аскезе и служении Господу, но, после его назначения митрополитом Киевским в 1051 году, схимническое уединение пришлось оставить. В этот период в столицу прибыл монах Антоний с Афона, ему не понравился уклад местных монастырей, и поэтому он решил поселиться в пещере Илариона.

Киево-Печерская Лавра в 1651 году

Молва о религиозности и святых делах монаха быстро разошлась по окрестностям, что привлекло к нему нескольких учеников. В скором времени их число выросло до двенадцати человек. Вокруг пещеры они смогли построить небольшую церковь и кельи. Игуменом нововозведенного храма стал Варлаам, считающийся первым настоятелем Киево-Печерской Лавры. Антоний, тем временем, отправился на соседний холм, где обустроил новую пещеру. Она стала началом так называемых «ближних» подземных ходов комплекса, а к «дальним» стали относить самую первую его пещеру и кельи учеников.

Постепенно монахи прибывали, и места стало не хватать. В связи с этим было принято решение о строительстве церкви Успения Пресвятой Богородицы, но она уже располагалась на холме. Антоний понимал, что число прихожан и учеников будет только увеличиваться, поэтому он отправился к великому князю Изяславу Ярославовичу, чтобы просить разрешения использовать всю территорию холмов для строительства. Возникший монастырь получил название Печерского, а новым настоятелем стал Феодосий. Активные действия и проповеди монахов были замечены и привлекли многочисленные пожертвования. На собранные по миру средства в 1073 году началось строительство каменного храма, законченное через 16 лет. Несколько веков подряд комплекс развивался как религиозная святыня, но в начале 17 столетия обозначилось новое направление – монастырь стал важным просветительским и образовательным форпостом.

Василий Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры». 1905

В 1616 г. тут была основана типография, где велось активное печатание книг. На её базе Петр Могила основал училище, объединённое с братским, которое стало началом Киево-Могилянской коллегии – первого учебного заведения такого ранга на территории всего государства. С этого момента с Лаврой неизменно были связаны имена великих политических деятелей, писателей, ученых и философов.

В 1688 году, во времена Великой Руины, Киево-Печерская Лавра подчинилась Московскому Патриарху, но через 100 лет в 1786 г. она была переведена обратно под покровительство Киевского Митрополита. В начале 20 века на территории монастыря была организована Государственная историческая библиотека Украины, которая располагается и действует там до сих пор.

Не обошлось в истории Лавры без трагических страниц – она неоднократно переживала пожары различного масштаба, а во время Великой Отечественной войны немецкими солдатами был разграблен и подорван Успенский храм, который восстановили только в 2000 году.

В 1961 г. монастырь был закрыт повторно (первый раз это произошло в 1930 г.) в рамках хрущевской антирелигиозной кампании. В светском статусе он просуществовал вплоть до 1988 г., когда во время празднования 1000-летия крещения Руси Киево-Печерская Лавра вновь открыла двери для монахов и прихожан, а также ей во владение были переданы Дальние пещеры.

Религиозные сооружения

Безусловно, именно строения сакрального назначения составляют большую часть достопримечательностей комплекса «Святая Успенская Киево-Печерская Лавра». Обойти их все за раз вряд ли удастся, но обратить внимание на самые знаковые определенно стоит, даже если вы человек неверующий или принадлежите к иной конфессии.

Успенский собор (ул. Лаврская, 11)

Главным храмом комплекса является Успенский собор – одно из самых древних сооружений Лавры. Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря была заложена в 1073 г. игуменом Феодосием, но он скоропостижно скончался, поэтому снова к строительству приступили только в 1075 году.

Возведение заняло всего 2 года, что было невероятно быстро для столь масштабного здания. Согласно легенде, ширину и длину храма обозначили в 20 и 30 «поясов» – это изделие, выполненное из чистого золота, было подарено монахам варягом Шимоном в честь начала строительства.

Успенский собор Киево-Печерской лаврыВосточный фасад (с апсидами) воссозданного Успенского собора

Через несколько лет после окончания работы зодчих приезжие художники из Константинополя оформили церковь мозаиками и фресками на полу и стенах. К сожалению, изображения не сохранились до наших дней.

Великая Печерская церковь являлась уникальным произведением искусства начала 12 века и не имела аналогов не только на Руси, но и в Византии – а значит, почти во всем православном мире. Храм венчался единственным куполом, диаметр которого составлял почти 9 метров, основные нефы были выполнены из мрамора.

Интерьер Успенского собора в процессе создания новых росписей

За всю историю собора ремонтные и реставрационные работы в нем проводились несколько раз. Впервые – после разрушительного нападения половцев, а потом – после землетрясения в начале 13 века. По преданию, в результате этого природного катаклизма храм расступился на четыре части. Через три столетия в соборе были возведены величественный иконостас и несколько часовен.

Успенский собор почти полностью уничтожили взрывом в 1941 году, восстановили его только в 2000 г. Сегодня каждый гость Киево-Печерской Лавры может увидеть в специальной ротонде большой обломок древней стены храма.

До момента разрушения строения в 20 веке в нем насчитывалось более 300 захоронений князей, святых и значимых людей разных эпох. Многие из надгробий представляли большую ценность, поскольку были произведениями искусства знаменитых мастеров.

В современном Успенском соборе попытались восстановить самые первые фрески и узоры, тонкая роспись максимально приближена к оригинальной. Реставрационные работы до сих пор не завершены, но в праздничные дни в храме проводятся священные литургии, а также осуществляются таинства крещения и венчания. На сегодняшний день святыня является местом паломничества большого количества верующих.

Трапезные церковь и палата (ул. Лаврская, 11)

Трапезная церковь 19 века является самым заметным сооружением на всей территории Киево-Печерской Лавры. Ранее на этом месте находилась монастырская столовая, построенная в конце 17 века, но со временем она стала мала для всех служителей Лавры. Сооружение расширили, возведя просторную палату. К новой трапезной присоединили церковь святых Антония и Феодосия Печерских, увенчанную величественным 20-метровым куполом.

Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских

В 1911 году рядом с Трапезным храмом был похоронен Пётр Столыпин. Посетить могилу известного деятеля своей эпохи сегодня может любой желающий.

Церковь и палата пострадали во время войны, но были быстро восстановлены. Сегодня от старого здания сохранились только портал над главным входом, кухня и некоторые фрагменты стен.

С 60-х и до 80-х годов в здании функционировал музей атеизма, затем церковь полностью вернула себе религиозное назначение.

Реставрационные работы в Трапезном храме проводятся по сегодняшний день. Так, в 2012 г. было проведено торжественное освящение креста, который установили над входом.

Большая Лаврская колокольня (ул. Лаврская, 11)

Большая Лаврская колокольня

В середине 18 века была возведена Большая Лаврская звонница на тринадцать колоколов. Ее высота составляет 96,5 м, учитывая крест и гранитное основание. Сооружение действительно впечатляющее: при строительстве было использовано 5 млн кирпичей и 20 тыс. тонн извести. Толщина стен первого яруса достигает 8 метров, на покрытие купола понадобилось 3,5 кг сусального золота.

Здание занимает 6 место в списке самых высоких православных звонниц, уступая только сооружениям с длинными шпилями. Два года назад к ее многоголосию добавился еще один колокол.

На сегодняшний день первый ярус Большой Лаврской колокольни реставрируется. Отчасти это связано с небольшим отклонением от вертикальной линии, сейчас оно составляет примерно 62 см.

Несмотря на восстановительные работы, колокольня открыта для посещения, и подняться на нее нужно обязательно – с высоты открывается захватывающий вид на всю Киево-Печерскую Лавру, Днепр, большую часть Киева.

Троицкая Надвратная церковь (ул. Лаврская, 11)

Троицкая Надвратная церковь, главный вход Киевской Лавры, была построена в начале 12 века. Здание ремонтировалось много раз, а в 17 веке было радикально реконструировано, приобретя пышные черты украинского барокко.

Троицкая Надвратная церковь

Внутреннее пространство храма разделено несколькими массивными колоннами. На каждой из стен разместились богатые фрески, изображающие библейские сюжеты. Живопись Надвратной церкви заслуженно является одним из ценнейших памятников украинского монументального искусства, краски по сей день сохранили свою насыщенность и выразительность.

Особое внимание прихожан привлекает деревянный трехъярусный иконостас, украшенный золотом. Деревянные рамы конструкции выполнены в тонкой технике сквозной резьбы. Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, изготовленное в 1724 году. Вес его составляет 664 кг.

Пещеры Киево-Печерской Лавры (ул. Лаврская, 15)

Подземные ходы Лавры – главная изюминка комплекса – обросли слухами, домыслами, легендами. Говорят, что по ним можно спуститься до самой реки, упоминают о бесшумных тенях, скрывающихся в темных нишах, рассказывают о призраках. Неудивительно, что даже неверующие люди стремятся попасть внутрь с хорошим экскурсоводом. Для православных же монастырские подземелья уже многие века являются целью паломничества.

Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры находятся на глубине около 10-15 м, а тоннели растянулись почти на 400 м. В них располагаются три подземные церкви и две кельи Антония. На сегодняшний день в усыпальницах храмов можно увидеть мощи семидесяти трех святых.

Дальние пещеры (Варяжские)

Дальние пещеры уходят вглубь на 15-20 м, а система коридоров имеет протяженность около 300 м. Под землей действуют три церкви и две кельи Феодосия, располагающиеся в разных частях пещер. При осмотре туристы смогут увидеть сорок девять святых мощей.

В одной из бывших келий дальних тоннелей находятся уникальные мироточивые главы. Выделяемое вещество классифицируют как высокоочищенное масло без каких-либо примесей, а анализ белка показал, что природа мира полностью органическая. С научной точки зрения этот феномен необъясним, что укрепляет веру паломников в чудотворные свойства вещества.

Все мощи размещены в древних деревянных раках, над каждой из них есть табличка с указанием имени и сана, а также икона (большинство из них датируются 19 веком). Сами святые закрыты специальными одеждами, но у некоторых оставлены непокрытыми кисти рук. Так посетители могут сами убедиться, что тела не тлеют.

Карты пещер и полный список святых, чьи мощи расположены в Киево-Печерской Лавре, можно посмотреть на официальном сайте монастыря (http://www.lavra.ua/).

Музеи Киево-Печерской Лавры

Пектораль из кургана Толстая Могила в музее исторических драгоценностей Украины

Комплекс «Святая Успенская Киево-Печерская Лавра» знаменит не только святынями и храмами – на территории Лавры активно и успешно функционирует несколько музеев и выставок светского характера.

Музей исторических драгоценностей Украины (ул. Лаврская, 21) имеет постоянную экспозицию. Она включает в себя предметы времен древней Руси из золота, серебра, драгоценных камней, а также уникальные артефакты 6-3 веков до нашей эры.

В музее книги и книгопечатания Украины (ул. Лаврская, 21, корпус 9) представлена экспозиция, отражающая всю историю типографского дела от древних времен до сегодняшнего дня. Гости смогут увидеть уникальные рукописные фолианты, раритетные издания и старинную технику для печатания. Все собрание сегодня находится под покровительством ЮНЕСКО.

Музей книги и книгопечатания Украины

Экспозиция музея театрального и музыкального искусства (ул. Лаврская, 21) посвящена истории украинского сценического творчества. На втором этаже туристы смогут увидеть коллекцию музыкальных инструментов и шкатулок.

В музее микроминиатюр (ул. Лаврская, 21) представлена постоянная выставка впечатляющих работ известного во всем мире мастера Николая Сядристого. Объекты экспозиции можно рассмотреть только под увеличением, самые известные из них – подкованная блоха и караван верблюдов в игольном ушке.

Музей микроминиатюр в Киеве

Коллекция музея украинского декоративного искусства (ул. Лаврская, 5, корпус 29) была основана в 1899 году. Сегодня она весьма обширна и включает в себя образцы резьбы и росписи по дереву, вышивку, керамику и т.д.

Также Киево-Печерский заповедник предлагает гостям побывать на художественных и фотовыставках, презентациях книг, конференциях и других интереснейших мероприятиях, которые регулярно проводятся в стенах и на территории комплекса.

Более подробную информацию вы сможете узнать на официальном сайте заповедника (http://www.kplavra.kiev.ua/).

Для туристов

Прогулка по комплексу не грозит быть утомительной. На территории монастыря раскинулся небольшой парк, в котором растут знаменитые розы Киево-Печерской Лавры. Через него проходит длинная аллея, приводящая туристов к святым источникам, из которых можно попить или набрать воды.

Дорога к монастырю

Каждый гость этих мест может насладиться отличным видом на Днепр, комплекс Ближних и Дальних пещер, пасеку, а также Заднепровье. Просторная смотровая площадка находится за трапезной.

Так как на территорию монастыря нельзя приходить со своей едой, для удобства были открыты два кафе. Здешняя кухня предлагает широкий выбор национальных украинских блюд и напитков, некоторые можно взять на вынос. Заведения работают согласно графику всего комплекса и закрыты только 1 января. Также вы сможете посетить магазин, где можно приобрести крестики и книги (обеденный перерыв – 13:00-13:45).

Обязательно надевайте удобную обувь, так как Киево-Печерская Лавра располагается на двух холмах, тут много спусков, подъемов и лестниц, а большинство дорожек выложены брусчаткой. Для посещения храмов следует выглядеть соответствующим образом, поэтому около входа в них любая женщина может взять платок, чтобы покрыть голову или повязать на пояс, скрыв брюки или обнаженные ноги.

Парк у Киево-Печорской Лавры

Нижняя Лавра доступна ежедневно с 6:00 и до конца вечернего богослужения (примерно 20:00), а пещеры принимают туристов с 9:00 до 16:00. Вход на территорию, в храмы и пещеры бесплатный. Лучше начинать осмотр достопримечательностей отсюда, так как Киево-Печерский монастырь зарождался именно в этих местах. Выходной день здесь – воскресенье.

Верхняя Лавра открыта без выходных с 9:00 до 19:00 (осенью и зимой до 18:00), а кассы закрываются за 15 минут до конца рабочего дня. Вход на территорию стоит от 20 гривен для взрослых и детей, видео- и фотосъемка разрешены за отдельную плату.

Туристам предлагаются индивидуальные или групповые экскурсии с гидом, несколько постоянных экспозиций. Для детей регулярно проводятся тематические студии, уроки, игры и квесты. Необходимо сохранять билеты до конца посещения всех объектов комплекса.

Церковь Спаса на Берестове примыкает с севера к Киево-Печерской лавре. Считается частью всего исторического комплекса, несмотря на то, что она находится вне стен лавры

Посетить пещеры Киево-Печерской Лавры можно самостоятельно или в составе группы за небольшую плату. Необходимо помнить, что проходы в пещерах узкие, поэтому людям с клаустрофобией необходимо заранее оценить свои возможности.

В каждый последний понедельник месяца правом бесплатного посещения обладают граждане социально незащищенных слоев населения (при предъявлении документа). Во время совершения богослужения в храме, церковных праздников, в день независимости Украины и день музеев вход бесплатный для всех желающих.

С недавних пор для посетителей комплекса открыт доступ на третий ярус Большой Лавровской колокольни, стоимость входа составляет 40 гривен. Чтобы подняться на самый верх, необходимо преодолеть 374 ступени.

Как добраться до Киево-Печерской Лавры

Наиболее удобным способом добраться до Киево-Печерской Лавры для тех, кто плохо знает город, является метро. «Арсенальная» – ближайшая к Лавре станция – имеет всего один выход, поэтому заблудиться вы точно не сможете. Сразу на поверхности расположена остановка городского транспорта, подойдут маршруты 24, 406, 470, 520.

Пользоваться автобусом необязательно – от метро до входа в комплекс меньше полутора километров, поэтому дойти пешком до цели не составит труда.

Источник: wikiway.com

История становления и развития Киево-Печерской лавры

Киево-печёрская Лавра Украина

Киево-печерская Лавра в Киеве — первый крупный монастырь Древней Руси упоминается в знаменитой «Повести временных лет» — историческом труде, который в начале XII века составил монах Нестор. В нем он рассказал не только об известной ему истории Руси, но и о становлении Русской Православной Церкви. В «Повести» упоминается об ученике Иоанна Крестителя — апостоле Андрее, ученике Иисуса Христа.

После распятия Спасителя Андрей стал странником, который нес людям слово божие. Легенда рассказывает, что он добрался до скифских земель на берегах Черного моря. Оттуда Андрей дошел до Херсона и поплыл вверх по Днепру. Глядя на места, где потом поднимется город Киев, он сказал своим спутникам:

«Видите эти горы? Воссияет на них благодать Божия и возникнет великий город со многими церквями».

Слова оказались пророческими. Уже в 1086 году в Киеве была построена церковь в честь апостола святого Андрея, прозванного Первозванным.

Летописец Нестор рассказывает также, что примерно в это же время на склоне холма, высоко поднимающегося на берегу Днепра, в небольшой вырытой пещерке поселился возле Киева монах Антоний, пришедший из знаменитого монастыря, что находится на Афонской горе. Вскоре у него появились ученики, которые вырыли рядом другие кельи, соединив их коридорами. В одной из пещер они соорудили нечто вроде храма для молитв. Через десять лет Антоний, ища уединения, перебрался через глубокую ложбину на другой холм, где вновь выкопал для себя пещерку. Первые такие обители получили название Дальних пещер; более поздние — Ближних.

Когда число монахов, живущих в пещерах, вновь увеличилось, киевский князь Изяслав Ярославович пожаловал братии всю гору, которую они выбрали местом своего уединения. На ее вершине была построена церковь, которая и положила начало монастырю. Он был назван Печерским (то есть Пещерским). Пещеры с тех пор стали играть роль склепов, куда помещали останки монахов, окончивших свой земной путь. Для этого в стенах пещер делались небольшие ниши глубиной до двух метров.

В них помещали тело усопшего, прикрывали его деревянным щитом или замуровывали. Так продолжалось сотни лет. Наверху, на воздухе и солнце рос и креп монастырь, а под ним все больше и больше становилось захоронений монахов.

В одном из таких погребений хранятся останки былинного Ильи Муромца. Над ними висит его образ. Надпись у изголовья гласит — «Илья из града Мурома». Хотя в былинах смерть герою на роду была не писана, на самом деле Илья под конец жизни стал монахом Киево-Печерского монастыря и погиб, защищая его от набега половцев в 1203 году. Записей в летописях об этой его кончине, правда, нет, но историки говорят — скорее всего, такой и была героическая смерть легендарного героя.

Возможно, уже во времена Ильи Муромца монастырь стали называть лаврой. В переводе с греческого это слово означает «улица». Оно намекает, что монастырь большой, похожий на поселение с улицами. Можно с большой долей уверенности говорить, что Муромец видел в монастыре и знаменитый каменный Успенский собор, и Троицкую надвратную церковь — к тому времени они уже были построены. В 1718 году в лавре случился сильный пожар, который уничтожил многие постройки.

Успенский собор перестроили. Он стал семи купольным и значительно увеличился в размерах. К тому времени Киево-Печерская лавра давно стала одним из самых важных центров христианской культуры. Общая площадь монастыря приблизилась к 30 гектарам, а число его храмов достигло 23 (из них шесть — уникальных, пещерных). Более полутора сотен монахов обители были признаны святыми. Именно благодаря знаменитой лавре Киев стали называть Русским Иерусалимом.

В XX веке Киево-Печерский монастырь ждали суровые испытания.

В 1920 году советские власти его закрыли, а во время Великой Отечественной войны был взорван немцами Успенский собор. После долгого перерыва первая церковная служба состоялась в пещерном храме преподобного Феодосия на Дальних пещерах лишь 25 июня 1988 года. Ее приурочили к празднованию тысячелетия введения христианства на Руси. Было бы явно неудобно провести такое мероприятие без молитвы в самом главном монастыре Киева. К началу нового, XXI века Успенский собор был, наконец, восстановлен. Его золоченые купола вновь украшают берега Днепра.

Источник: posmotrim.by

Киево-Печерская лавра – один из древнейших монастырей Украины, ему – почти тысяча лет! Это своеобразный украинский Иерусалим, привлекающий православных паломников уникальным надземным комплексом и грандиозными пещерными лабиринтами. Киево-Печерская лавра – еще и крупнейший в Восточной Европе музейный комплекс, он носит официальное название «Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник» и значится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

В «Повести временных лет» Нестор Летописец называет точную дату основания монастыря – 1051 год. Тогда в пещере, вырытой монахом Илларионом в горе над Днепром, поселился монах Антоний, вернувшийся с Афона. Именно он и считается основателем Печерского монастыря.

Изначально это была пещерная обитель. Постепенно к Антонию примыкали другие отшельники, выкапывались новые кельи, обустраивались первые подземные храмы. Так возникли Дальние (Антониевы) пещеры. Сам Антоний в соседнем холме выкопал себе пещеру, чтобы молиться в уединении. Позднее здесь также возник лабиринт, который назвали Ближними пещерами.

На то время обитель располагалась вдали от Киева. Монашеская братия увеличивалась, был построен первый наземный храм Успения Пресвятой Богородицы и келии. А вскоре князь Изяслав Ярославич отдал всю гору над пещерами монастырю, который назвали Печерским.

Обитель стала колыбелью нашего монашества. Первым ее настоятелем был ученик Антония монах Феодосий. Монастырь разрастался и быстро завоевал популярность в Киевской Руси, это был еще и важный культурный центр. Здесь создавали летописи, жития, иконы, местные монахи становились впоследствии епископами в разных городах.

За свою историю монастырь не раз разрушался и восстанавливался, в 1688 году он получил статус лавры. В XVII веке при нем открылась крупнейшая в Киеве типография, где печаталась церковная литература. Работала при лавре и иконописная школа. Обители подчинялись более мелкие монастыри Украины, России и даже Белоруссии.

В советский период, чтобы спасти реликвии уникального комплекса, в 1922 году на территории лавры был создан «Музей культов и быта». В 1926 году лавру объявили заповедником и сделали Всеукраинским музейным городком. В 1930 году монашескую обитель закрыли. Монахи смогли возобновить свою деятельность в 1940 году, во время оккупации немцами Киева. А с 1961 по 1988 годы монастырь опять не работал. Ныне он действующий.

Заповедник же после войны активно восстанавливался, проводились археологические раскопки пещер, а в 1996 году он получил статус Национального. На его территории, кроме собственно храмов и пещер, располагаются Государственная историческая библиотека, духовная семинария и академия, несколько музеев. Так, в Музее микроминиатюр экспонаты придется рассматривать через микроскопы. В Музее книги и книгопечатания экспонируются старинные книги, гравюры, манускрипты, печатное оборудование. В Музее исторических ценностей Украины собраны украшения скифских времен, средневековые кубки, монеты, награды, церковная утварь и др.

Источник: allcastle.info


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.