Киево-Печерская Лавра
Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в черте Киевской епархии, один из важнейших, древнейших, крупнейших, и знаменитейших монастырей на Руси

  • Адрес: Украина, 01015, г. Киев, ул. Лаврская, 15, корп. № 42
  • Тел.: 255-11-05 (канцелярия [1])
  • Официальный сайт: http://www.lavra.ua/
  • Проезд: от ст. м. «Арсенальная» — авт. 24 до ост. «Музей Великой Отечественной войны», «Киево-Печерский заповедник»
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

На протяжении столетий главное достопримечательностью Киево-Печерской Лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества.


Впервые пещеры Лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (начало XII века).

Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в церкви Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату – 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси.
еники Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (+ 1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной – до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже – замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты — костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую Церковь, мощи других подвижников до XVII в.
тавались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. – преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится главной отечественной святыней – русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах – церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних – Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних – во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних – преподобного Феодосия Печерского (нач. XVIII в.).


На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. – наместником Киево-Печерской Лавры (+ 1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская Лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская Лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. Первая Божественная литургия после длительного перерыва была отслужена 25 июня 1988 года [2].

Статистика

  • XVII в. — до семи тысяч монахов [3]
  • 2009 — ок. 100 монахов, ок. 50 послушников [3]
  • 2013 — 180 монахов и послушников [4]
  • 2018 — 220 монахов [5]

Великая церковь Киево-Печерской лавры. Живопись, В. П. Верещагин, 1905 г. Гос. Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
Великая церковь Киево-Печерской лавры. Живопись, В. П. Верещагин, 1905 г. Гос. Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Храмы Киево-Печерской Лавры

До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние Пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.

На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских.
есь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении – в Дальние. Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.

На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти, и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого.

Великая Печерская Церковь (Успенский собор)
Великая Печерская Церковь (Успенский собор)

Главный храм Киево-Печерской Лавры – Великая Печерская Церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры раньше всегда хранились в Великой Церкви.


К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами.

Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, — это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.

Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в 1696-1698 гг. иждивением Ивана Мазепы.

Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, — ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь Преподобный Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь). Сохранившаяся доныне церковь Преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893-1895 гг.

Иконостас Трапезной церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
Иконостас Трапезной церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.

Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в 1731-1745 гг.


С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) (1596-1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры.

К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами.

Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.

Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759 – 1763 гг. Степаном Ковниром. Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).

Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры с юго-востока. Фото 2009 г.
Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры с юго-востока. Фото 2009 г.

Крестовоздвиженская церковь не перестаивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. В 1749 г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х годах. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.

Церковь во имя всех преподобных Печерских — второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание было построено в 1839 году в качестве братских келий. В 1872 году на втором этаже была устроена и освящена церковь в всех преподобных отцов Киево-Печерских. С освящением церкви во вторую Неделю Великого поста того года связано и установление празднования Cобора всех Киево-Печерских преподобных именно в этот день [6]. Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, от которой спускается лестница, далее мощенная дорожка ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни.

У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», окруженный со всех сторон крепостной стеной. В 1914 — 1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.

Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника гетмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии. На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.

Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754 – 1761 гг. по типу надвратных Степаном Ковниром. Высота колокольни 41 м.

Аннозачатиевская церковь Киево-Печерской лавры. Фото 2013 г.
Аннозачатиевская церковь Киево-Печерской лавры. Фото 2013 г.

Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества — Богородичного храма. Этот каменный храм в 1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.

Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы. На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике 1661 г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного.

Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия митрополита Киевского и всея Украины.

С XVII в., где преподобный Феодосий в 1056 г. устроил богадельный дом, началась застройка странноприимного двора – целого комплекса гостиниц для паломников. Странноприимный дом расположенный на холме над Ближними и Дальними пещерами, занимает четвертую часть территории монастыря.

См. также Ближние пещеры, Дальние пещеры.

Карта-схема Киево-Печерской лавры
Карта-схема Киево-Печерской лавры

Карта-схема Лавры

  1. Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры
  2. Крепостные стены
  3. Башня Ивана Кущника
  4. Часовая (Южная) башня
  5. Онуфриевская башня
  6. Малярная башня
  7. Никольский больничный храм
  8. Бывшие больничные покои Никольского монастыря
  9. Бывшие келии соборных старцев
  10. Бывшая иконописная мастерская Лавры
  11. Большая Лаврская колокольня
  12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
  13. Бывший экономический корпус
  14. Церковь Всех Святых. Экономические ворота
  15. Церковь Спаса на Берестове
  16. Ковнировский корпус (здание бывших просфорни и пекарни)
  17. Бывшая типография
  18. Бывший дом наместника Лавры
  19. Фонтан, бывший колодец
  20. Здание бывших митрополичьих покоев с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
  21. Бывшая трапезная палата
  22. Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
  23. Южные ворота
  24. Крестовоздвиженская церковь Церковь во имя всех преподобных отцов Печерских. Склад-магазин Киево-Печерской Лавры
  25. Вход в Ближние пещеры
  26. Колокольня на Ближних пещерах
  27. Дебоскетовская (опорная) стена
  28. Аннозачатиевская церковь
  29. Церковные лавки
  30. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  31. Колокольня на Дальних пещерах
  32. Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины
  33. Галерея Ближних пещер
  34. Галерея Дальних пещер
  35. Церковь Воскресения Христова
  36. Липа преподобного Феодосия
  37. Конференц-зал, 45-й корпус
  38. Хозяйственные ворота
  39. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
  40. Киевская Духовная Академия и Семинария
  41. Гостиница для священников
  42. Гостиница для паломников
  43. Часовня над источником преподобного Антония
  44. Часовня над источником преподобного Феодосия
  45. Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры, 39-й корпус
  46. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

Настоятели и наместники

  • прп. Антоний (до 1032 — ?)
  • прп. Варлаам (1052 — 1062)
  • прп. Феодосий (1062 — 3 мая 1074)
  • прп. Стефан (1074 — 1078)
  • прп. Никон (1078 — 1088)
  • Иоанн I (1088 — 1103)
  • свт. Феоктист (1103 — 12 января 1112)
  • Прохор (9 февраля 1112 — 1124)
  • Тимофей (1124 — 1131)
    • Акиндин (1124 — 1131)
  • прп. Пимен Постник (1132 — 1141)
  • Феодосий II (1142 — 1156)
  • Акиндин I (1156 — 1164)
  • Поликарп I (1165 — 24 июля 1182)
  • Василий (1182 — 1197)
  • Феодосий III (1198 — 1203)
  • Акиндин II (1203 — 1232)
  • Поликарп II (1232 — 1238)
  • Агапит I (1238 — 1249)
  • свт. Серапион (1249 — 1274)
  • Агапит II (упом. 1289)
  • Иоанн II (упом. 1292)
  • Азария (упом. 1300)
  • Варсонофий (упом. 1321)
  • Максим (упом. 1335)
  • Давид (упом. 1377 — упом. 1392)
  • Авраамий (упом. 1396)
  • Феодосий IV (упом. 1398)
  • Никита (упом. 1399)
  • Иоанн
  • Азарий
  • Варсонофий
  • Никифор (упом. 1416 — упом. 1434)
  • Прп. Игнатий (1435/1436 — 1438)
  • Авраамий (17 октября 1437)
  • Николай (упом. 16 июня 1446 — ?)
  • Макарий I
  • Николай, повторно (1455 — 1462)
  • Иоанн III (упом. 1470)
  • Иоасаф I (упом. 1477)
  • Феодосий V (Войнилович (1480 — 16 марта 1486)
  • Филарет (Волынец) (упом. 23 апреля 1494 — ?)
  • Феодосий VI
  • Сильвестр I
  • Вассиан I (Шишка)
  • Иона I
  • Сильвестр II, иерусалимец
  • Иоанн IV
  • Григорий
  • Филарет (Волынец), повторно (упом. 1500 — 25 августа 1501)
  • Вассиан II (28 ноября 1506 — 1508)
  • Иона II (1509)
  • Макарий II
  • Варлаам II
  • Никандр
  • Петр
  • Протасий I (упом. 1514)
  • Игнатий II (июль 1522 — июнь 1525)
  • Антоний (апрель 1524 — 1525)
  • Антоний, вторично (упом. 1526 — 1528)
  • Иоаким (упом. 1532)
  • Геннадий (упом. 1535)
  • Протасий II (упом. 1535)
  • Иоакинф (упом. 1536)
  • Иоаким (1538)
  • Софроний (1540 — 1541)
  • Вассиан III (1541 — упом. 1544)
  • Серапион
  • Иосиф (1550 — 1555)
  • Иларион (Песочинский) (1556 — 1572)
  • Иона (Деспотович) (упом. 2 апреля 1573)
  • Мелетий (Хребтович-Богурнский) (15 марта 1574 — 1590)
  • Никифор (Тур) (1590 — 1598)
  • Константинопольские патриархи (1598 — 1687)
    • Ипатий (Поцей) (2 октября 1599 — 1605)
    • Елисей (Плетенецкий) (1605 — 1624)
    • Захария (Копыстенский) (1624 — 1627)
    • Свт. Петр (Могила) (1627 — 31 декабря 1646) митр. Киевский
    • Иринарх (февраль — май 1646)
    • Иосиф (Тризна) (1647 — 1655)
    • Иннокентий (Гизель) (1656 — 8 ноября 1683)
    • Варлаам (Ясинский) (февраль 1684 — 31 августа 1690)
    • Паисий (1690 — 1691) [7]
  • Московские и всея Руси патриархи (1688 — 1721)
    • Мелетий (Вуяхевич) (9 декабря 1690 — 6 февраля 1697)
    • Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708)
    • Иларион II (1709)
    • Афанасий (Миславский) (20 июля 1710 — 1714)
    • Варлаам (Голенковский) (1714 — 1715)
    • Иоанникий (Сенютович) (24 июля 1715 — 12 ноября 1729)
  • Святейший Синод Русской Православной Церкви (1721 — 1786)
    • Платон (Малиновский) (1729 — 18 апреля 1730 [8])
    • Роман (Копа) (12 июня 1730 — 13 сентября 1736)
    • Иларион (Негребецкий) (8 мая 1737 — 8 января 1740)
    • Тимофей (Щербацкий) (14 апреля 1740 — 1748)
    • Иосиф (Оранский) 29 октября 1748 — 8 октября 1751)
    • Лука (Белоусович) (21 июня 1752 — 30 марта 1761)
    • Зосима (Валкевич) (21 мая 1762 — 10 апреля 1786)
  • Киевские митрополиты (1786 — ?)
    • Каллист (Стефанов) (1786 — 1792 [9])
    • Феофилакт (Слонецкий) (1792 — 1795)
    • Иероним (Яновский) (1795 — 1800)
    • Иоиль (Воскобойников) (29 октября 1800 — 9 августа 1815)
    • Свт. Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826)
    • Авксентий (Галинский) (1826 — 1834)
    • Серафим (Покровский) (1834 — 1837)
    • ….
    • Лаврентий (Макаров) (31 мая 1844 — 1852)
    • Иоанн (Петин) (16 января 1852 — 1862)
    • Варлаам (Компаневич) (16 ноября 1862 — 24 декабря 1878 [10])
    • Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878 — 1884)
    • Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884 — 1892)
    • Марк (Архангельский) (12 ноября 1892 — 22 февраля 1893 [11])
    • Сергий (Ланин) (1893 — 1896)
    • Антоний (Петрушевский) (1896 — 1909 [12])
    • Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918)
    • Климент (Жеретиенко) (1917 — 23)
  • Московские и всея Руси патриархи (1924 — ?)
    • Климент (Жеретиенко) (30 сентября 1923 — 25 октября 1924 [13])
    • Михаил (Митрофанов) (1925 — ?)
    • Ермоген (Голубев) (18 октября 1926 — 1931)
    • Валерий (Устименко) (7 декабря 1942 — 7 февраля 1947)
    • Кронид (Сакун) (20 февраля 1947 — 1 августа 1953)
    • Нестор (Тугай) (1 августа 1953 — 1961)
      • Ионафан (Елецких) (23 июля — 12 октября 1988) и/о
    • Ионафан (Елецких) (12 октября 1988 — 1989)
    • Елевферий (Диденко) (1989 — 22 января 1992)
  • Киевские и всея Украины митрополиты (упом. с 1992)
    • Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992)
    • Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992)
    • Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994), митр. Вышгородский

Видео

Документальный фильм режиссера Леонтенко О., 2006. Рассказ об истории обители, архитектуре и внутреннем убранстве всех храмов Киево-Печерской Лавры, о подвигах Преподобных Печерских, о сегодняшнем дне монастыря.

Использованные материалы

  • Храмы Киево-Печерской Лавры, К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2004.
  • Святыни Киево-Печерской Лавры, К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2005.
  • Храмы Украинской Православной Церкви в г. Киеве [консультант: иерей Александр Кандий], ИПЦ «Даниил-Принт».
  • Страница сайта Русское Православие:
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?5_818 (источник использован частично)
  • Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 11-14.
  • Закревский Н. В., Описание Киева (Приложение) / Издание Московского археологического общества Т. 2. — М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890

Источник: drevo-info.ru

Краткая историческая справка

В 11 веке местность Киево-Печерской Лавры была полностью покрыта лесом. В ближайшем селе проживал священник Илларион. Он часто удалялся в этот лес и подолгу молился в нем. Через какое-то время Илларион даже ископал для себя пещеру.

После того, как Иллариона поставили митрополитом Киевским, пещера его осталась пустой. Тогда же в Киеве появился монах Антоний, пришедший с Афона. Он избрал для себя место для молитв, и этим местом стала опустевшая пещера Иллариона. Благочестивая жизнь Антония стала примером для многих, и вскоре у него появились свои последователи. Они сходились к пещере и служили Господу вместе с монахом.

Через некоторое время, когда число пришедших к пещере возросло до двенадцати, монахи построили для себя церковь и кельи. В игумены был поставлен Варлаам, а сам Антоний вновь удалился от братии, перешел на соседнюю гору и ископал для себя новую молитвенную пещеру. Она стала началом так называемых «ближних» пещер.

Число иноков постепенно росло, и вскоре в пещерах стало слишком тесно. Тогда было принято решение построить над пещерой новую церковь Успения Пресвятой Богородицы, а также кельи. Антоний обратился к князю Изяславу Ярославичу с особой просьбой — занять всю гору над пещерой. Князь дал добро, и вскоре, в 1062 году, на месте сегодняшнего собора была возведена церковь, в то время как Михайловский Златоверхий монастырь был заложен только в 1108 году.

Возникший таким образом монастырь был назван Печерским. Благочестивая жизнь и суровые условия подвижников вскоре стали причиной многочисленных значительных пожертвований монастырю.

Национальный историко-культурный заповедник

На сегодняшний день в ведении историко-культурного заповедника находится Верхняя лавра. Для посетителей он открыт каждый день с 9.30 и до 18.00. Для дошкольников, учеников интернатов и детских домов, инвалидов, участников боевых действий, а также солдат срочной службы вход в заповедник бесплатный.

Источник: planetofhotels.com

В старорусской летописи «Повесть временных лет» есть датированное 1051 г. упоминание про его основание монахами поблизости Киева. Первым насельником обители был Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция). Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестово), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некотрые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки — церковь Божией Матери Рождества и кельи. Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий. Именно от пещер происходит название монастыря — Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времён получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь.

1073 год стал знаменательным для Печерского монастыря: по благословению преподобных Антония и Феодосия было начато строительство дивного храма Успения Богородицы, а в 1089 году в праздник Успения «Небеси подобная церковь» была освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами. С 70-х гг. XI в. в Печерском монастыре началось интенсивное строительство, были возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, трапезная. Основной архитектурный ансамбль Киевско-Печерского монастыря сложился уже в конце XII в. Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира — крестителя Руси в селе Берестовом, в начале XII в. была построена церковь Спаса. Строительство храмов имело большое значение для развития украинской культуры поскольку вместе с ним разрабатывались новые типы культовых сооружений, совершенствовалось мастерство архитекторов и художников, складывались местные художественные школы. Уже в XI в. монастырь стал значительным центром иконописания и оставался им на протяжении следующих веков. В 1230 г. монастырские сооружения пострадали от землетрясения а в 1240 г. — от ордынцев хана Батыя. В последующие несколько веков монастырь также претерпевал разрушения от стихийных бед и войн.

Монастырь играл заметную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил «Повесть временных лет»- основной источник наших знаний о Киевской Руси. В 1718 г. большой пожар уничтожил все деревянные сооружения, повредил много каменных зданий, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека. С 1720 г. начинается восстановление поврежденных пожаром сооружений и сведения новых. Это был период расцвета барокко, стиля, в котором возведены Всехсвятская, Рождества Богородицы, Крестовоздвиженская церкви, колокольни на Дальних и Ближних пещерах, кельи соборных старцев, типографию и другие сооружения. Бароккового вида приобрели после перестройки Успенский собор и Троицка надвратная церковь. Территория Верхней лавры окружена каменными стенами. Таким образом, в середине XVIII ст. сформировался уникальный архитектурный ансамбль Лавры, который в основном сохранился до нашего времени.

В 16-17 ст. Киево- Печерский монастырь утвердился как один из центров христианской культуры. В 1615 г. в Лавре была основана типография, вокруг которой объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности Елисей Беринда, Захария Копистенский, Петр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи. В лаврской типографии вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви, в том числе «Патерик Печерский», «Тератургима» Афанасия Кальнофойского, «Требник» Петра Могилы, «Синопсис» Иннокентия Гизеля.

Киево-Печерская Лавра стала крупнейшим монастырем на всей Руси, площадь которого составляет почти 30 гектаров. На ее территории находится около ста сооружений, 42 из которых являются уникальными. Лавра имела 23 храма (из них 6 — пещерных с 36 алтарями. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах, как в неких священных схронах. Невзирая на всевозможные исторические потрясения: войны, пожары, землетрясения, Лавра осталась общерусской святыней и оплотом Православия в борьбе с католицизмом, губительной унией, с прочими ересями. Она была центром просвещения на Южно-русских землях, вожделенным метом паломничества не только православных христиан, и униаты благоговейно преклоняли колени у лаврских святынь. Благодаря Печерской Лавре Киев наименован Русским Иерусалимом.

После февральской революции 1917 г. жизнь монастыря проходила в драматических условиях частой смены власти в Киеве, войны и разрухи, а после прихода к власти большевиков — безумной атеистической пропаганды, уничтожения церкви и упадка культуры. Трагические события после 1917 года послужили к тотальному истреблению православного духовенства и всего, что было связано с Православной Церковью. 25 января 1918 года у стен Лавры был замучен первый новомученик российский митрополит Киевский и Галицкий Владимир, а в 1920 году Лавру закрыли… Во время оккупации фашистами Киева монастырь удалось возродить, но не надолго — в 1961 году монахов вновь изгнали из стен обители, где устроили в глумление над Святыней музей… 29 сентября 1926 г. правительство приняло постановление о признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок. Согласно постановлению в его состав вошли: Музей культа и быта, Всеукраинская реставрационная мастерская, Музей нумизматики, Музей старинной строительной техники, Музей украинских древностей, частная коллекционная сборка П. Потоцького, типография Всеукраинской академии наук, Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, церковь Спаса на Берестове, Николаевская, Крестовоздвиженская, Всехсвятская, Рождества Богородицы и Аннозачатьевская церкви, Ближние и Дальние пещеры, колокольни, крепостные каменные стены с башнями, архив Киево-Печерской Лавры, библиотеки — старолаврская и митрополита Флавиана.

Когда создавался музейный городок, религиозная община еще существовала, но в начале 1930 г. она прекратила свою деятельность. В годы Великой Отечественной войны Лавра было разрушена и ограблена, взорван Успенский собор. С 1942 г. возобновил деятельность монастырь на нижней территории Лавры. Сразу после освобождения Киева от немецких оккупантов в ноябре 1943 г. началось восстановление музеев и лаврских святынь.[/p] [p]В послевоенный период на территории Заповедника осуществлен огромный комплекс реставрационных работ памятников архитектуры, инженерных подземных коммуникаций, проведены археологические раскопки Ближних и Дальних пещер, руин Успенского собора. В процессе расчистки остатков Успенского собора было найдено много ценных вещей ХVI- XVIIIст. В 1945 г. Заповеднику возвращено из Германии свыше сорока ящиков с уникальными произведениями искусства, вывезенных оккупантами. 25 июня 1988 года, во время празднования 1000-летия введения христианства на Руси, впервые совершилась Божественная Литургия в пещерном храме преподобного Феодосия на Дальних пещерах. В 1992 году обители удалось устоять перед натиском раскольников-националистов и она еще более окрепла и возмужала. С этого года в Лавре разместилась резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви — блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а обширный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских стал кафедральным собором. В Лавре разместились также Духовная семинария и академия, издательский отдел Церкви.

Торжества 950-летия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры сосредоточились вокруг недавно созданного из руин Свято-Успенского собора, освященного 24 августа 2000 года. Он вновь призывно сияет своими семью золотыми куполами, достигающими 52-метровой высоты над киевскими холмами, словно драгоценная корона подле скипетра-колокольни и круглой державы — трапезного храма. Еще с времен преподобного Феодосия Печерского в Лавре принят древний общежительный устав Студийского монастыря, но со временем возникли некоторые особенности, которые называют Лаврской традицией.

День обители начинается с того, что братия утром собирается в храме на службу, называемую полунощницей. Братьям также раздаются помянники с именами о здравии и о упокоении православных. По завершении полунощницы читаются часы, а после них совершается Божественная Литургия. В Лавре читается неусыпающая Псалтирь. В небольшой часовне на Ближних пещерах не умолкает ни днем, ни ночью чтение святых псалмов, являя собой неугасимую духовную лампаду. Особое место в Лаврском Богослужении занимают дни праздников: Успения Пресвятой Богородицы, праздников, в честь которых освящены престолы лаврских храмов — Рождества Христова (подземный храм в Дальних пещерах), Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы (подземный храм в Ближних пещерах) Благовещения (подземный храмы в Дальних пещерах), Троицы, Крестовоздвижения, Зачатия Святой Анны, Всех святых, Преподобных Антония и Феодосия, а также Собор всех Преподобных Печерских, Соборов отцов, в Дальних и Ближних пещерах почивающих, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», отдельные дни памяти Преподобных Печерских, в которые совершаются полиелейные службы. В пещерах совершаются молебны с помазыванием миром от Мироточивых глав, а также одеванием шапочки святого преподобного Марка Гробокопателя. В праздничные дни после Литургии совершается чин о Панагии («панагия» с греч. языка означает «всесвятая» или «пресвятая»). Панагией называется просфора, из которой во время Литургии вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора торжественно износится из храма и разделяется между братией после вкушения трапезы с призыванием имени Божией Матери.

Согласно Церковному Преданию, этот обычай берет начало с апостольских времен: апостолы после сошествия Святого Духа прежде, чем отправиться с проповедью в разные страны, некоторое время жили вместе. Собираясь на трапезу, они оставляли во главе стола одно незанятое место для Христа, полагая перед ним хлеб. После обеда и благодарственной молитвы они подымали этот хлеб со словами: «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Велико Имя Святой Троицы! Господи Иисусе Христе, помогай нам». Этот обряд они совершали и после разлучения друг с другом. На третий день после Успения Пресвятой Богородицы, собравшись во время обеда и возвышая по обычаю хлеб, они увидели на воздухе окруженную Ангелами Богородицу, Которая дала обещение апостолам всегда пребывать вместе с ними. И тогда, вместо слов «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!» После этого они отправились к гробу Богоматери и обнаружили, что тела Ее там нет — Пресвятая Богородица, как и Сын Ее, воскресла и пребывает на Небе. Монашеская трапеза является продолжением Богослужения, так как связана с единодушным благодарением Бога за Его щедроты. Во время трапезы читаются жития святых и различные поучения или толкования на Священное Писание. Старейшиной или священноархимандритом Лавры, главой священноначалия монастыря, является Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. К исполнению этого служения он приступил в 1992 г., сразу при назначении Предстоятелем Украинской Православной Церкви. С 1994 года наместником является Преосвященнейший Павел, епископ Вышгородский, викарий Киевской митрополии. Вопросы, связанные с порядком Богослужений и послушаний, контролируются благочинным. Важнейшие вопросы, связанные с жизнью монастыря, выносятся на обсуждение Духовного Собора Лавры.

Молитва и труд всегда были в Киево-Печерском монастыре основой жизни. В житиях преподобных отцов Печерских мы находим множество тому примеров: преподобного Антония миряне часто могли видеть, например, работающим на земле — скромно, вместе с другими братиями; преподобный Феодосий никогда не был праздным, всегда находил рукоделие, даже в праздничные дни после Богослужения он брался за какую-нибудь работу; преподобные Арсений и Аврамий получили прозвища Трудолюбывых; преподобный Никола Святоша, оставивший княжеские богатства, исполнял трудные послушания. Можно приводить еще много других подобных примеров.

После печального раскола в Украинской Православной Церкви с 1992 г. на территории Лавры находятся административные корпуса Киевской Митрополии. Несколько корпусов занимают Киевская Духовная Академия и Семинария, возродившие свою деятельность в 1989 году. Возрождение обители благотворно повлияло на внешний вид архитектурного комплекса Лавры, отреставрированы храмы и корпуса, облагорожена зеленая часть монастырской территории. После почти шестидесятилетней разрухи восстановлен Свято-Успенский собор — жемчужина Лавры. Его восстановлением занимались городские власти, однако, Украинская Православная Церковь, возглавляемая Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабодан) проявила активное участие в возрождении храма, помогая материальными средствами и рабочими руками, а главное — освятив начало и завершение реставрации собора.

Описания отдельных сооружений лавры:

Троицкая надвратная церковь. Четырехстопный крестовокупольный храм (10×8,9 м) возведен в 1106-1108 гг. на средства черниговского князя Святослава Давыдовича, который принял постриг и стал известным как монах Святоша. Сооружение доныне сохранило свою первоначальную планово-пространственную конструкцию. Крепостные каменные стены, которые прилегают к церкви, заложены еще в XII в. Основным строительным материалом этой церкви, как и других ранних монастырских сооружений, были квадратный тонкий кирпич-плинфа и камень. Своей конструкцией, стройными изящными формами храм напоминал Благовещенскую церковь над Золотыми воротами «города Ярослава». Венчал сооружение купол полусферической формы, покрытый свинцом. В конце XVII- в начале XVIII вв. появился новый грушеподобный купол, с северной стороны вместо деревянной колокольни возведена каменная пристройка со ступенями, которые ведут в церковь, плоскости стен и оконные проёмы разукрашены лепным растительным орнаментом. Храм приобрел новые архитектурные формы, характерные для украинского барокко. Экстерьер церкви часто обновлялся. Ученики лаврской живописной школы украсили стены и своды церкви в 30-х годов XVIII в. чудесными росписями на библейские темы. Изящный позолоченный иконостас- шедевр монументального искусства — также произведение лаврских мастеров. В 1900-1902 гг. группа художников во главе с В. Сониним расписала плоскости стен, которые соединяют фасад церкви с каменными стенами.

Кельи соборных старцев. Из главных ворот посетитель попадает на аллею, с обеих сторон которой стоят кельи соборных старцев. Налево — 140-метровый корпус № 4, направо — 64-метровый корпус № 3. Оба корпуса имеют высокую кровлю с изломом, торцы кровли закрыты фигурными фронтонами с декоративными нишами и лепным орнаментом. Стены расчленены пилястрами, разукрашены сандриками, профилированными карнизами. Построенные в 20-х годах XVIII в., сооружения являются характерными образцами тогдашней российской гражданской архитектуры. Корпуса разбиты на кельи, каждая из которых была отдельным жилищем лаврского соборного старца. В годы Великой Отечественной войны кельи были разрушены. Восстановлены они в 1948 — 1963 гг. Ныне в бывших кельях разместились выставки: в корпусе № 3 — «Сокровища, поднятые из руин», «Традиционная иконопись и культовое литьё»; в корпусе № 4 — «Украинское искусство барокко», «Духовные сокровища Украины в голограммах»; ювелирный магазин «Сувениры».

Большая лаврская колокольня. Сооружение колокольни продолжалось в 1731-1745 гг. Проект выполнил известный архитектор Й.- Г. Шедель. В сооружении колокольни участвовали отечественные строители С. Ковнир, Й. Рубашевский, Иван и Гавриил Шаровары, Сидор, Андрей, Иван и Григорий из семьи Горохов и др. Колокольня — это величественная и стройная восьмигранная в плане четырехъярусная башня высотой 96,5 м. Конструкция здания — сводчато-арочная; стены каждого яруса перекрываются сводом, третий и четвертый ярусы имеют по восемь арочных проёмов. Толщина стен первого яруса достигает 8 м, фундамент залегает на 7 м вглубь. На третьем ярусе были установлены колокола общим весом 5 тысяч пудов. Один из них — весом 1000 пудов отлит в Лавре Г. Лукиным. Второй весом 1636 пудов отлил в Москве П. Финляндский. В 1744 г. на четвертом ярусе установлены башенные часы с курантами. В 1903 г. их заменили на новые, выполненные московским мастером А. Енодиным. Каждую четверть часа с колокольни раздается мелодия, а каждый час бьют часы.

Успенский собор — жемчужина древнерусской архитектуры — был разрушен во время Великой Отечественной войны — 3 ноября 1941 г. На центральной площади Заповедника остались только его руины. Собор — первое каменное сооружение в монастыре — занимал центральное место в архитектурном ансамбле. Заложен храм 1073 г., а построен в 1075-1077 гг. В те времена это было шестистолпное однобашенное 43-метровое сооружение. 1082-1089гг. интерьер храма расписан фресками и украшен мозаикой. Кроме греческих мастеров, разукрашивал собор киевский живописец Алипий, который учился у греков мозаичному делу. В конце XI-в начале XII вв. к основному сооружению пристроили Иоанно-Предтеченскую церковь. Оригинально планово-пространственное и архитектурное разрешение Успенского собора стало образцом, по которому строили храмы в других городах России. За свою длительную историю собор неоднократно подвергался разрушениям, но каждый раз поднимался из руин и обновлялся. После пожара 1718 г. собор был значительно увеличен, он вырос в большой семикупольный храм. Внутреннее и внешнее убранства в стиле барокко придало ему легкость и в то же время торжественность. Интерьер собора расписала группа художников под руководством П. Поповича. Роспись содержала композиции на библейские темы, а также большую галерею портретов русских князей, архимандритов монастыря. В конце XIX ст. старая настенная живопись заменена новой росписью, выполненной В.Верещагиным и Г.Поповым. Выдающимся произведением искусства резьбы по дереву был главный пятиярусный иконостас 22-метровой высоты. Успенский собор — настоящий пантеон, где похоронено более 300 известных лиц. Среди них митрополит Киевский, Галицкий и всей России П. Могила, К. Острозький, Е. Плетенецький, П. Беринда, П. Румянцев-Задунайский, И. Гизель. Здесь также находятся родовые погребения Долгоруковых, киевских князей династии Олельковичей, многих церковных, государственных деятелей, других известных людей. 9 декабря 1995 г. Президентом Украины Леонидом Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора.

Ковнировский корпус и типография. Неподалёку от Успенского собора привлекает внимание изысканными фигурными фронтонами двухэтажный Ковнировский корпус — памятник XVII- XVIII вв. Его северная часть предназначалась для книжного магазина, в южной содержались хлебопекарня и проскурня. Корпус назван в честь выдающегося лаврского строителя Степана Ковнира. В годы Второй мировой войны здание было повреждено, а в 1963 г. восстановлено. Теперь в Ковнировском корпусе расположен Музей исторических драгоценностей Украины. К Ковнировскому корпусу прилегает здание типографии Киево-Печерской Лавры. Сначала сооружение было деревянным, а 1701 г. на его месте возведено каменное одноэтажное. В 1721- 1722 гг. надстроен второй деревянный этаж. Корпус стоит на взгорье, поэтому он часто подвергался повреждениям из-за сдвигов почвы. В середине XVIII в. с южной стороны для упрочения стен пристроены оригинальные опоры-аркбутаны. В 60-х гг. XIX в. после пожара вместо деревянного второго этажа надстроен каменный. Сооружение оформлено в стиле барокко. Типографию учредил известный учёный и просветитель архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий в 1615 г., и с этого времени она начала регулярно печатать книжки. Первым ее изданием был «Часослов» (1616-1617) — учебник для обучения грамоты. Среди других изданий — «Лексиконъ славеноросскій» Памви Беринди (1627) — первый в славянском мире словарь церковно-славянского языка на 7000 слов и имен с переводом и объяснением на старорусском языке. Очень популярным был «Синопсис» (1674) Инокентия Гизеля, в котором подан краткий обзор отечественной истории с древних времён до XVII в. С начала XIX в. «Синопис» переиздавался около 30 раз и использовался как школьный учебник. Всего в типографии в течение её более чем 300-летнего существования увидели мир около 100 тисяч экземпляров разнообразных изданий. Лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами. В годы Второй мировой войны здание было разрушено. Восстановлено оно в 1952 — 1954 гг. Ныне в доме бывшей типографии разместился Государственный музей книги и книгопечатания Украины.

Всехсвятская церковь. Севернее Успенского собора располагается Экономическая улица, которая ведёт к Экономическим воротам. На этой улице стоит двухэтажный Экономический корпус. Первое здание его построено в конце XVII — в начале XVIII вв., второе — в XIX в. Своё название ворота и корпус получили в связи с их хозяйственным назначением: в корпусе жилы экономы Лавры и начальник типографии, в нем также находился Духовный собор — орган административного управления монастырём. В годы войны от него остались только стены. Восстановлен корпус в 1960-х гг. Замыкают улицу Экономические ворота, над которыми возвышается пятикупольная Всехсвятская церковь, построенная в конце XVII в. на деньги гетмана Ивана Мазепы. В круговой вертикальной композиции, в пятикамерной конструкции, в форме куполов и архитектурных деталей нашли яркое воплощение черты архитектуры украинского барокко и гражданского строительства. Росписи интерьера выполнили в начале XX в. ученики лаврской художественной школы под руководством известного художника И. Ижакевича. Во время Великой Отечественной войны цековь была повреждена. В 1957 — 1974 гг. её отреставрировали. В арочном проезде нынче расположен сувенирный магазин «Кладовая».

Церковь Спаса на Берестове. Вблизи Экономических ворот стоит церковь Спаса на Берестове — главный храм бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Он построен в начале XII в. Название храма происходит от названия княжьего села Берестовое, окружённого берестяным лесом. Берестовое с Х в. было резиденцией киевских князей. С этой местностью связана жизнь древнерусского проповедника и писателя митрополита Иллариона, автора «Слова о законе и благодати» (XI ст.). В Берестове 1113 г. киевский князь Владимир Мономах написал известный юридический документ «Устав о резах», который отменял холопство за долги и уменьшал налоги за ссуду. Храм значительно изменился в 40-х гг. XVII в., когда митрополит Петр Могила обновил его, надстроив пять куполов, церковь приобрела черты барокко. В XVIII — XIX вв. к западной стене была пристроена колокольня. Тогда же греческие и отечественные художники выполнили великлолепные росписи интерьера, в частности композицию «Моление» с изображением Петра Могилы и князя Владимира. В 1970 г. в нартексе под росписями XVII в. реставраторы открыли большую фресковую композицию XII в. «Чудесный лов рыбы». Церковь Спаса была родовой княжеской усыпальницей Мономаховичей. В 1138 г. в ней похоронены дочь Владимира Мономаха — Евфимия, в 1157 г. — киевский князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, в 1172г. — сын Юрия Долгорукого князь Глеб Юрьевич. В 1947 г. в храме установлено символическое надгробие Юрию Долгорукому в виде древнерусского саркофага. В 1982 г. отреставрирован интерьер храма, позолочены купола. Сейчас от первичного строения сохранился только западный притвор церкви Спаса — нартекс.

Дом настоятеля Лавры. На Соборную площадь выходит восточным фасадом одноэтажное здание с высоким, в форме треугольника, фронтоном — так называемый Дом наместника. Построен он в 40-х гг. XVIII в. архитектором Й.-Г. Шеделем. Сначала там находилась ключарня, а в 20-те гг. XIX в.- кельи ключника. В апреле 1823 — августе 1824 г. архитектор Т. Савков переоборудовал здание под покои наместника, а в 1880-те гг. по проекту академика архитектуры В. Сичугова надстроен второй этаж. В 1958 — 1959 гг. здание восстановлено в формах архитектуры XVIII в. Сейчас там находится выставочный зал и кафе. К Дому наместника прилегает двухэтажное здание, специально возведённое в 1908 г. архитектором Е. Ермаковым для библиотеки киевского митрополита и настоятеля Лавры Флавиана. Библиотека насчитывала более 15 тысяч книжек и рукописей, среди которых было много редких и ценных изданий. Сейчас здесь развернута постоянно действующая выставка микроминиатюр заслуженного мастера народного творчества М. Сядристого.

Дом Митрополита. На южной части Соборной площади стоит митрополичий дом. Возведен в 1727 г., позже неоднократно перестраивался и достраивался архитекторами И. Владимировым, И. Гилмером, А. Меленским, П. Спарро, Станзани, О. Яновским и др. В 1750 г. по проекту Й.-Г. Шеделя к существующему сооружению пристроен такой же корпус. 1803 г. построили второй этаж и весь дом объединили под одной двускатной крышей. К покоям митрополита с востока прилегает двухъярусная митрополичья церковь с большим цокольным залом, построена в 1904-1905 гг. архитектором Е. Ермаковым. В вышеупомянутых сооружениях нынче расположен Музей украинского народного декоративного искусства.

Трапезная церковь с палатой. Южнее Успенского собора стоит Трапезная церковь с Трапезной палатой, построенные по проекту академика архитектуры В. Николаева в 1893 — 1895 гг. в стилизированных византийских формах. Росписи выполнили в начале XX в. И.Ижакевич, Г. Попов, А. Лаков. В годы Великой Отечественной войны сооружение было повреждено, а в послевоенное время отреставрировано. У северной стены Трапезной палаты, в ограждении, находятся погребения двух замученых русских патриотов — генерального судьи Запорожского войска В. Кочубея и полтавского полковника И. Искри, а также полковника Донского казачьего войска Ф. Фролова и премьер-министра России П. А. Столыпина.

Гостинный двор. От смотровой площадки ведет дорога к Гостиному двору, который существует с XI в., со времен Феодосия Печерского, который на этом месте построил приют для нищих и больных. В XVIII в. на месте приюта была построена трапезная для нищих, больных и бедных паломников. Позже здесь возвели гостиницу для монашеской братии и приезжих.

Комплекс памятников Ближних и Дальних пещер. На территории Ближних пещер радует глаз небольшой, но стройный и аккуратный каменный храм с тремя позолоченными куполами — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1700 г. на средства полтавского полковника П. Герцика. Это небольшое, крестовидное в плане сооружение. Интерьер ее расписал художник Д. Давыдов в 1894 — 1895 гг. Большую ценность имеет резной позолоченный иконостас, созданный в стиле рококо в 1769 г. киевским мастером-резчиком К. Швериним.

На северо-запад от Крестовоздвиженской церкви высится колокольня Ближних пещер, построенная С. Ковниром и С. Итальянцем в 1763 г. Под нею проходит галерея, которая ведет к Ближним пещерам. Со двора Ближних пещер на территорию Дальних пещер также проложена деревянная галерея, с которой открывается чудесный вид на днепровские склоны. При выходе из галереи перед глазами предстает во всей своей красоте стройная семикупольная Рождество-Богородическая церковь. Возвели её в 1696 г. на средства белоцерковского полковника К. Мокиевского на месте деревянного сооружения. Сначала Рождество-Богородическая церковь была крестовидная в плане, увенчанная тремя куполами. В 1767 г. к четырем углам сооружения сделаны пристройки с четырьмя куполами. Расписывалась церковь не единожды, в последний раз в XIX в. художником И. Квятковским. Реставрирован храм в послевоенное время.

Рядом с Рождество-Богородической церковью стоит восьмигранная, двухъярусная колокольня, построеная в 1761 г. С. Ковниром по проэкту архитектора П. Неелова. Отреставрировали ее в 1959 — 1962 гг. Ковнировская колокольня принадлежит к лучшим памятникам русской архитектуры XVIII столетия Архитектурный ансамбль Дальних пещер завершает небольшая Аннозачатьевская церковь, она живописно возвышается над кручей, налево от галереи. Это прямоугольное в плане, увенчанное шатровым верхом с позолоченным куполом, сооружение. Возведена в 1679 г. Позже она неоднократно перестраивалась. В начале XIX в. интерьер церкви расписал известный живописец И. Квятковский. Тогда же был установлен роскошный дубовый иконостас.

На территории Дальних пещер сохранились захоронения героев Отечественной войны 1812 г. — генералов П. Кайсарова, О. Красовского и генерал-фельдмаршала Ф. Остен-Сакена; адмирала Е. Путятина, участников освобождения Болгарии от турецкого порабощения в 1877 — 1878 гг. братьев-генералов С. и М. Леоновых.

Ближние и Дальние пещеры. Лабиринты Ближних и Дальних пещер являются сложной системой подземных коридоров высотой 2-2,5 м и в ширину до 1,5 м высотой. Длина Ближних пещер -313 м, Дальних — 293 м. Выкопали их монахи Киево-Печерского монастыря. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 г. Сначала их использовали как кельи монахи монастыря, позже в них начали хоронить лаврских подвижников, пещерных старцев, известных деятелей церкви и культуры. Среди них Нестор-летописец — автор «Повести временных лет», Симон и Поликарп — авторы «Патерика Печерского», художник Алипий, врач Агапит и др. В каждом лабиринте пещер есть по три подземных церкви с металлическими позолоченными иконостасами, в которых и в наше время проходят богослужения. В стенах пещерных коридоров остались окошки келий пещерных старцев-затворников, которые когда-то там уединялись и посвящали свою аскетическую жизнь молитвам и смирению. В пещерах выставлены для поклонения нетленные мощи Лаврских святых.

Учитывая уникальность лаврского архитектурного ансамбля, значение Заповедника в развитие отечественной и мировой науки и культуры, 14-и сессия Миждународного комитета ЮНЕСКО внесла Киево-Печерскую лавру в список памятников всемирного значения. 13 марта 1996 г. Указом Президента Украины Л. Кучмы Заповеднику присвоен статус национального, чем подтвержден его выдающийся вклад в духовную жизнь украинского народа.

Статья подготовлена по материалам сайтов: www.lavra.kiev.ua, www.voskres.ru/gallery/kievlavra; www.voskres.ru, lavra.hypermart.net

Источник: sobory.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.