Дом Мила, Каса-Мила, Ла Педрера или Каменоломня (La Casa Milà или La Pedrera) — массивный архитектурный комплекс в районе Эшампль на пересечении Пасео-де-Грасиа с улицей Провенса. Дом Мила входит в число первых по значимости достопримечательностей Барселоны, созданных по проектам Антонио Гауди. Гигантское сооружение с волнообразным фасадом, которое возводилось по заказу барселонского коммерсанта и политического деятеля Пере Мила-и-Кампс, стало последней светской работой выдающегося архитектора. После размолвки с именитым заказчиком и судебных процессов Гауди целиком посвятил себя возведению собора Саграда Фамилиа.

Дом Мила пережил неприятие и откровенно негативное отношение барселонцев, которое со временем переросло в восхищение, искреннюю любовь и гордость. Сегодня к великолепному сооружению стекаются все туристические маршруты Барселоны. Каса-Мила выдерживает поток более миллиона посетителей в год. Сооружение, которое находится в собственности банка, выполняет сразу несколько функций. В нем находится несколько жилых квартир, офисы, выставочный центр, музей, посвященный творчеству Гауди. На террасе на крыше располагается кафе.

Дом Мила в Барселоне

История дома Мила


Заказ на строительство доходного дома Антонио Гауди получил в 1905 году. Мила желал получить нечто экстраординарное, чему не было бы равных ни в Барселоне, ни в других городах мира. И архитектору, ярому приверженцу природы, пришла в голову идея создать в городских условиях подобие скалы, омываемой морем, с пещерами и гротами, которым отводилась роль жилых помещений. Амбициозный проект был одобрен городскими властями не сразу, и к воплощению своих замыслов Гауди смог приступить только в 1906 году после значительных корректировок первоначального плана.

Грандиозный масштаб строительства едва стал причиной провала проекта. Здание по величине превышало все существовавшие в то время нормативы, и Милу, который не удосужился узаконить строительство на начальном этапе, неоднократно приходилось выплачивать городской администрации огромные штрафы. Не меньших затрат требовали отделка фасада тяжелыми каменными плитами, возведение вентиляционных шахт и внутренних фасадов, отделка внутренних помещений.

Серьезным камнем преткновения послужили дилетантизм заказчика и неспособность понять важность каждого элемента возводимого сооружения.
ла, которому не терпелось ввести в эксплуатацию свой доходный дом и возглавить список владельцев самых престижных зданий в городе, вместе с надзорными органами постоянно вмешивался в процесс строительства, сокращал смету и поторапливал Гауди, что невероятно раздражало архитектора. До 1909 года Гауди оставался руководителем проекта и успешно противостоял натиску заказчика, но в итоге был вынужден отказаться от этой должности из-за финансовых разногласий с Мила, который не желал выплачивать ему гонорар. В итоге архитектору пришлось даже обратиться в суд.

Строительство здания было завершено в 1910 году другим архитектором, Хосе Каналетом, однако в целом Гауди ценой невероятных усилий удалось реализовать свой замысел. В числе незавершенных идей архитектора оказались декоративные элементы в виде зеленых лиан и цветов, поднимающихся с кованых решеток балконов с этажа на этаж до самой крыши дома, и статуя Богоматери, которая должна была увенчивать сооружение. Статуя показалась заказчику олицетворением не христианской, а языческой культуры. Кроме того, Мила боялся, что она могла стать причиной разрушения его доходного дома, поскольку в те годы в Каталонии значительно усилились сепаратистские настроения, часто приводившие к поджогам и сносам католических храмов и дворцов с ярко-выраженной религиозной символикой.

Дом Мила снаружи и внутри: что посмотреть

Дом Мила представляет собой два здания с отдельными парадными входами с двух улиц, с общей крышей, внешним фасадом и двором, единой системой естественной вентиляции, благодаря которой помещения до наших дней не нуждаются в искусственном кондиционировании воздуха даже в летний зной и отличаются превосходным естественным освещением.


В гигантской железобетонной конструкции нет несущих стен, которые были заменены мощным каркасом и массивными колоннами, что позволило Гауди воплотить в реальность свои идеи по поводу свободной планировки каждого внутреннего помещения. В роли стен выступают мобильные межкомнатные перегородки, с помощью которых можно менять размеры и конфигурацию комнат. В подвальной части дома Гауди оборудовал гараж, что было одним из самых смелых новаторских приемов архитектора, так как прежде подобные помещения внутри жилых домов не предусматривались.

Фасад

Дом Мила с первого взгляда поражает тяжеловесностью и асимметрией фасада, отделанного каменными плитами, добытыми на холме Монтжуик. Волнообразные линии и отсутствие прямых углов вызывают ассоциации с морем и стихией, а все строение кажется наполненным движением и жизнью.

  • Морская символика переплетена с религиозным содержанием. Верхний карниз украшен вырезанными из камня розами и фразами из молитв на латыни. Окна и балконы, вписанные в округлые и овальные вогнутые проемы, имитируют входы в пещеры.
  • Балконы, лежащие на выступающих волнообразных плитах, отделаны решетками из кованого железа, выполненными в форме извивающихся водорослей и фантастических морских существ. Работу над коваными элементами Гауди поручил своему коллеге Жузепу Марии Пужолю, с которым архитектор сотрудничал долгие годы. Каждый балкон вместе с декоративными элементами создавался по индивидуальному проекту.

Крыша

Особого упоминания заслуживает крыша Каса-Мила, которая создает иллюзию застывшей в камне волны, стекающей на скалу-фасад. Гауди изначально задумывал создание на крыше общей территории для отдыха и развлечения жильцов дома с извилистыми дорожками, снабженными перилами для безопасности отдыхающих, ступеньками, садиком, скамьями и террасой.

Здесь вниманию посетителей предстает множество мифологических фигур, витых колонн, конических башенок, которыми архитектор замаскировал выходы на лестничные клетки, шахты лифтов, вентиляционные отводы, дымоходы. Все элементы сооружения декорированы мозаикой тренкадис из осколков цветного стекла, гальки, мраморной и гранитной крошки, фрагментов облицовочной плитки. В наши дни на террасе летом проводятся музыкальные вечера со световыми шоу.

Дом Мила в Барселоне

Интерьеры

Интерьеры дома Мила поражают красотой художественной отделки, утонченностью декоративных элементов, отсутствием углов и прямых линий, что безупречно вписывается в общую концепцию проекта. К сожалению, за прошедшие годы часть интерьеров и отделки были безвозвратно утрачены, однако то, что осталось, производит неизгладимое впечатление.


  • В Каса-Мила ведут два парадных входа с вестибюлями, объединенными главной лестницей, стены и потолки которых декорированы фресками с изображением мифологических и библейских сюжетов и полихромной росписью.
  • В бельэтаже площадью более 1000 м², где, согласно проекту Гауди, изначально располагались апартаменты владельца дома и его семьи, в наши дни размещен выставочный центр, где проводятся временные экспозиции современных мастеров живописи, скульптуры, фотографии. Огромное сквозное помещение поддерживается колоннами, выполняющими функцию несущих стен.
  • На шестом этаже Каса-Мила находится экспозиция, в которой до мелочей воссозданы антураж и атмосфера типичной для буржуазной семьи квартиры 20-х годов прошлого века. Здесь представлены предметы интерьера, мебель, посуда и декоративные элементы, созданные по проектам Гауди и свидетельствующие о многогранности и глубине его таланта.
  • Мансарда, которую Гауди разрабатывал как функциональное помещение для прачечных и сушки белья, представляет собой анфиладу из 270 конических арок, выложенных из плоского кирпича, которые поддерживают крышу. Сейчас в ней находится постоянная экспозиция музея, посвященного жизни и творчеству гениального мастера, сочетающего в себе таланты архитектора, инженера, художника. Здесь можно увидеть редкие фотографии Гауди, чертежи, эскизы, черновые наброски проектов, выполненные его рукой. Особое место занимают чертежи первоначального проекта Каса-Мила, по которым можно представить, каким он мог стать, если бы Гауди была предоставлена полная свобода действий.

Патио

Здание оснащено тремя световыми шахтами, которые выходят на два внутренних дворика, круглый и овальный, играющих главную роль в вентиляции и освещении дома. Внутренние фасады, обращенные в патио, расписаны полихромными изображениями фантастических растений. По проекту Гауди, во внутренние дворики выходили окна квартир для прислуги и функциональных помещений.

Интересные особенности Дома Мила

  1. Дом Мила стал первым архитектурным сооружением XX века, в 1984 году включенным в список Мирового наследия ЮНЕСКО.
  2. Барселонцы рассматривают сооружение Гауди не только как архитектурный шедевр, но и как выдающийся памятник природной стихии.
  3. Каса-Мила расположен на девяти уровнях в которые входят подземный гараж, мансарда и крыша здания.
  4. Все помещения дома снабжены окнами, что сыграло значительную роль в естественном освещении здания.
  5. Дом Мила представляет собой одно из самых восхитительных сооружений Барселоны и, возможно, мира не только в свете дня, но и по ночам, когда включается многоцветная подсветка.
  6. Согласно проекту Гауди, здание было оснащено шахтами лифтов, однако сами механизмы были внедрены в конструкцию значительно позже.
  7. Гауди предусмотрел не только мельчайшие архитектурные и декоративные нюансы своего детища, но и комфорт и безопасность людей, которые будут в нем жить. Так, он запланировал остановку лифтов только на четных этажах здания, чтобы жители могли чаще встречаться и контактировать друг с другом.

  8. За годы своего существования Каса-Мила неоднократно подвергался реконструкциям, которые самым худшим образом отразились на внешнем облике и интерьерах сооружения. К счастью, недавно была проведена реставрация, после которой зданию был возвращен вид, максимально приближенный к первоначальному.

Источник: iEspanol.ru

История

Новаторское во всех отношениях строение, построенное в 1906–1910 годах, стало бессмертным памятником непревзойденного мастерства Антонио Гауди. Мастер черпал вдохновение у самой природы: прибрежные горы и скалы, омываемые соленым морем — стали образным прототипом шедевра. Такой эффект был достигнут благодаря волновым изгибам, переходящим один в другой, округлым и эллиптическим формам, а также декоративным решеткам в виде морских водорослей, которые были воплощены благодаря художнику Жузепу-Мария Жужоле, с которым Гауди тесно сотрудничал.

Каса Мила внутри

В строении присутствовало 3 внутренних двора-патио. Они созданы для того, чтобы в каждый уголок здания смог пробраться луч света и осветить его. Один из них спроектирован в форме круга, а два других — в форме эллипса. Хозяйственные помещения выходят во двор, в то время как жилые комнаты смотрят на улицу. Стены украшены художественными фресками на тему природы и мифологии, а витые лестницы с коваными перилами, словно дикие розы, обвивают и уводят человека в вверх.

Мансарда и музей


Отдельного упоминания требует мансарда, что расположилась на 7 этаже. Изначально, эта территория предназначалась для сушки белья и одежды, теперь же используется как незамысловатый творческий мини-музей создателя дома — Антонио Гауди.

Крыша поддерживается арочными сводами, выполненными из кирпича, — всего их насчитывается около 270. Этот прием позволил автору обойтись без использования тяжелых и массивных балок, которые были распространены при строительстве большей части строений того времени. Весь этаж выдержан в общем с домом стиле: волновые плавные узоры строят ассоциации с морями и лесами почти на каждом квадратном метре территории.

Экспозиция музея содержит в себе: макеты, документацию о строительстве и эксплуатации дома, инженерные чертежи, эскизы и наброски, а также личные вещи Гауди, среди которых имеются фрукты, ракушки с берегов, скелеты животных и прочая органическая сущность, которая служила вдохновением и музой для него. Все это доказывает и показывает посетителям музея и дома, что Гауди имел свой метафоричный, неподражаемый стиль.

Из мансарды винтовая лестница ведет на террасу. Здесь туристическому глазу представляется внимание на конические башенки, украшенные разноцветной мозаикой из переливающейся на солнце гальки, фрагментов величественного мрамора, керамический плит, закаленных стекол, сад скульптур — все это словно переносит нас в эпоху Гауди и его творческий мир. Каждый элемент выполняет не просто эстетические, но и практические функции.


Последний этап музея — это комнаты, в которых замерло время. Именно в них туристы могут ощутить начало 20-ого века. Увидеть не потревоженный временем интерьер: кровать, стулья, письменные и обеденные столы, деревянные шкафы с фарфором и книжной библиотекой, софа, старинный телефон и прочие элементы комнатного интерьера.

В этом месте интересующийся историей турист почувствует облик 100-летней давности и сравнит его с настоящем временем с помощью уникального документального фильма, который демонстрируется в одной из комнат.

Это интересное здание не сразу снискало объективное признание у людей и организаций. Изначально, сами испанцы обзывали его La Pedrerа, что в переводе с каталонского языка означает «каменоломня». ЮНЕСКО официально признало историческим и архитектурным достоянием шедевр Гауди только в 1984 году, внеся его в список Всемирного наследия.

Инженерные новшества


Полный отказ от несущих конструкций, переводя всю нагрузку на каркасные части, колонны и наружные стены — тем самым Гауди ввел свободную планировку комнат, что на то время удавалось немногим.

Полное комнатное освещение солнечным светом благодаря окнам в каждой комнате. Пусть сейчас это считается нормой при строительстве любого здания, но на то время это было инновационной идеей.

Новаторская вентиляционная система. Благодаря ей, в кондиционных системах нет необходимости.

Дом Мила Гауди сегодня

На сегодняшний день, Каса-Мила эксплуатируется не только в туристических целях. Половина здания принадлежит коммерческим организациям, в нескольких жилых квартирах проживают обычные барселонцы.

На территории музея работает сувенирная лавка, доход от которой идет на поддержание здания в порядке.

Билеты в Дом Мила в Барселоне

Билеты продаются на официальном сайте, либо на месте в кассе. Покупать онлайн дешевле. Рекомендуем заранее покупать электронный билет, иначе во время туристического сезона есть вероятность угодить в длинные очереди. Также есть ночные экскурсии. Цены уточняйте на сайте Дома Мила.

К счастью, внутрь пропускают небольшие группы туристов, что в свою очередь сказывается в просторных помещениях во время хождения по маршруту.

Как добраться

Барселона насыщена богатой инфраструктурой, поэтому добраться до дома не составит особого труда. На выбор туриста предлагается:

— Местный метрополитен, с помощью которого быстро можно доехать до станции «Diagonal»

— Общественный транспорт или туристический автобус «Бас Туристик» до остановок «Пасео де Грасиа — Ла Педрера»

— Железнодорожный путь до станции «Provença»

— Вездесущие такси, которое вы можете поймать самостоятельно на дороге, взять на специализированной станции такси или же заказать через приложения «myTaxi» (англоязычное) и «PideTaxi» (испаноязычное).

Источник: www.tourister.ru

История создания

В начале XX в. Антонио Гауди был признанным мэтром архитектуры. В 1906 г. к нему обратилась богатая семейная пара застройщика Пере Мила и Росарио Сегимоны. Им захотелось стать владельцами здания, не менее популярного, чем построенный по проекту Гауди дом Бальо. На одном из этажей заказчики намеревались жить, а остальные квартиры – сдавать внаём.

В распоряжение Гауди был предоставлен земельный участок площадью более чем в 1000 м2, на котором были снесены находившиеся там строения. Архитектор задумал возвести здание в свойственном ему авторском стиле, не терпящим строительных шаблонов, как символ единения человека с природой.

В доме Мила реализованы новаторские для того времени идеи Гауди. Творческие задачи он, как всегда, решил блестяще. Куда больше сил отняли у него споры с городскими властями и заказчиками. Последним не терпелось получить в своё распоряжение здание, о котором все будут говорить. Богатые, но недалёкие люди не понимали, что спешка – враг качества, и что реализация уникальных идей Гауди требует скрупулёзных расчётов.

Торопившийся заказчик предварительно не узаконил здание, поэтому на строительство постоянно наведывались контролирующие органы. Одна из тщательно рассчитанных колонн здания заняла полметра тротуара. Городские власти потребовали от архитектора укоротить колонну или убрать её совсем. Взбешённый Гауди сказал, что уберёт её, но напишет на её месте фамилию запретившего чиновника.

К счастью, «колонну преткновения» Гауди удалось отстоять. Но предложенная им огромная фигура Богоматери на крыше, разительно отличающаяся от классических образцов, не понравилась не только городским властям, но и заказчикам. В то время по Каталонии прокатились антииспанские выступления, сопровождаемые сожжением некоторых церквей. Заказчики опасались, что их особняк с неоднозначной статуей попадёт под горячую руку восставших. Тут пришлось уступить Гауди, и в 1910 г. здание без статуи Богоматери было готово.

Casa Mila в разрезе

По окончании строительства, заказчику всё же пришлось уплатить городским властям штраф за небольшое превышение допустимой высоты здания.

Архитектурные решения

Архитектор говорил, что хотел воплотить в здании скалу, омываемую морем. Фасад действительно вызывает такие ассоциации: даже кажется, что массивная «скала» со сглаженными морем углами медленно плывёт. Крыша с изогнутыми контурами, подобно волне, как бы стекает вниз по скале.

Крышу поддерживают арочные своды мансарды, а не традиционные балки. Выходящие на крышу выступающие конструкции вентиляционных и лифтовых шахт и дымоходов скрыты внутри причудливых фантастических фигур. Они облицованы «ломаной» мозаикой из фрагментов керамики и битого стекла «тренкадис». Таким образом, Гауди превратил малоэстетичные железные конструкции в настоящую выставку футуристических изображений.

Подобно реальным пещерам в скале, в квартирах прохладно даже летом. Разработанная Гауди система естественной вентиляции делает ненужным использование кондиционеров. Во внутренние открытые дворики «патио» с извилистой конфигурацией выходят окна хозяйственных помещений, а окна жилых смотрят на улицу. Их весь день освещает солнце.

Спроектированные Гауди квартиры – без углов. Ажурные кованые решётки балконов, имитирующие морские водоросли, разработал художник и скульптор Жузеп Мария Жужоль (автор облицовочных коллажей 110-метровой скамьи парка Гуэля).

Решетки балконов

По проекту Гауди, вокруг решёток с этажа на этаж должны были подниматься вверх зелёные лианы. К сожалению, эта деталь проекта не была реализована.

В здании вообще нет опорных стен, что было неслыханным в то время. Тщательно выверенные расчёты архитектора позволили обойтись без них. Всю нагрузку взяли на себя каркас, наружные стены и внутренние колонны. Благодаря такому решению этажи отличаются друг от друга, а внутренние стены подвижны, что позволяет менять планировку квартир. Эта возможность была очень удобной для заказчика, намеревавшегося сдавать большинство жилых помещений. А для хозяйской квартиры Гауди даже спроектировал мебель в духе своих архитектурных предпочтений.

Архитектор озаботился даже будущими отношениями жильцов дома Мила. Он предусмотрел входы в лифт не на каждом этаже, а только на чётных. Это увеличивало вероятность знакомства будущих жильцов друг с другом. В начале века личные автомашины в Барселоне были редкостью. Тем не менее, Гауди предусмотрел подземный гараж для них (впервые в Европе).

Столь необычное здание архитектора, намного опередившего своё время, сначала вызвало неоднозначную реакцию. Барселонцы даже прозвали здание Ла Педрера («Каменоломня»), усмотрев такое сходство в кажущейся тяжеловесности фасада. Однако к зданию быстро привыкли, и сейчас оно – объект гордости местных жителей.

Современность

К сожалению, не все задумки автора были реализованы. После смерти Гауди некоторые детали были утрачены. С подачи одного современного дизайнера здание было неудачно перекрашено. Однако, реставрация проводимая в 2014 году, вернула зданию прежний цвет.

Нынешний дом Мила – собственность местного фонда Fundació Catalunya-La Pedrera. В большинстве квартир здания по-прежнему живут люди или действуют офисы. Для туристического осмотра отведены бельэтаж, одна из квартир шестого этажа, мансарда и терраса на крыше. С неё открываются прекрасные панорамы Барселоны.

Крыша Ла Педрера

В квартире воссоздана обстановка, характерная для жилища буржуазной семьи начала ХХ в. Кровать, шкафы с книгами и фарфором, журнальный столик, софа, старинный телефон – словно снимок вековой давности. Особый интерес представляют изготовленные по эскизам Гауди детали – двери и их ручки, полы, окна. Осмотр дополняет документальный фильм о Барселоне вековой давности.

Мансарда, предназначавшаяся для стирки и последующей сушки белья, ныне служит выставочным залом. В нём демонстрируется постоянная выставка, посвящённая жизни и творчеству великого архитектора. Представлены макеты, чертежи, эскизы, выполненные его рукой, фотографии и документы мастера.

В бельэтаже, где ранее жили домовладельцы, ныне находится зал временных выставок.

Входной билет стоит 22 EUR. Его можно приобрести непосредственно в кассе, или на сайте. Весьма вероятно, что в высокий сезон придётся выстоять малоприятную очередь под солнцем. На входе рекомендуется не пожалеть 3 EUR на русский аудиогид. Он сделает посещение максимально познавательным.

В летний сезон, кроме обычного посещения, организуется (с 19 часов) светомузыкальное шоу с художественной подсветкой стен и фантастических скульптур крыши. В его стоимость входит цена бокала испанского шампанского cava.

Источник: barcelona24.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.