Плакат «Родина — мать зовёт» был нарисован художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года. Смысл изображение на плакате состоял в том, что женщина ( Родина мать, собирательный образ матери ) зовет своих сыновей на помощь, встать на защиту родной земли.
Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды.
Картина родина мать зовет

«Родина-мать» – один из самых известных пропагандистских плакатов за историю Советского Союза, тиражи которыми он печатался просто огромны. Предыстория его создания очень проста, но от того не менее занятна. Плакат появился на свет в первые дни, прошедшие с нападения нацистских войск гитлеровского Третьего Рейха на Советский союз.
Об объявлении войны было передано по всем радиоканалам государства, так что каждый житель страны слышал об этой ужасной новости.


стал исключением и художник Ираклий Тоидзе, будущий создатель этого шедевра. Как он признался со временем, идея о том, как будет выглядеть плакат, посетила автора совершенно случайно. Тоидзе узнал о немецком нападении со слов своей жены.
Утром 22 июня 1941, года после объявления Советского Информбюро, взволнованная жена художника вбежала к нему в мастерскую с одним лишь только словом: «Война!».
Поражённый Тоидзе, увидев весь ужас и спокойную решимость на лице своей женщины, немедленно попросил её замереть на месте. Именно жена послужила художнику вдохновением для создания плаката. На нём он изобразил обычную женщину в простом красном платье, которая должна символизировать образ России-Матери.
Картина родина мать зоветВ руках Родина-мать держит присягу, принятие которой было обязательным перед отправкой на фронт для борьбы с войсками немецких оккупантов.
Позади женщины видны множество штыков, что символизирует мощную силу, стоящую за спиной всей страны. Плакат возымел свою силу: для множества призывников плакат стал дополнительным стимулом, и они старались как можно быстрее записаться в добровольцы для отправки на фронт.
Здесь прослеживается некая преемственность в героине плаката, похожие на которую уже использовались во времена первой войны, а также в период Гражданской войны между Красной армией и остатками белогвардейских войск.

Картина родина мать зовет
Картина родина мать зовет
Картина родина мать зовет
Картина родина мать зовет

Картина родина мать зовет
Картина родина мать зовет

Картина родина мать зовет
Картина родина мать зовет
Ираклий Тоидзе создал в годы войны еще ряд агитационных плакатов. На одном из них он изобразил женщину с ребенком на руках, образы которых были списаны с жены Тамары и сына Сандро. Плакат назывался «За Родину-мать!».
Картина родина мать зовет
Но на этом история образа Родины матери конечно же не закончилась, еще раз художник обратился к нему в 1959 году в связи с началом эры освоения космоса. Плакат называется «Во имя мира», 1959 г. Она опять призывает к миру, только теперь в просторах космоса, услышат ли его люди и поймут покажет время, пока же милитаризация космоса продолжается.


Картина родина мать зовет
После войны художник Ираклий Тоидзе для различных музеев сделал еще десять авторских повторений плаката, оригинал же хранится в Третьяковской галерее. Для одних плакат стал образцом советской военной пропаганды. Для других — Родиной — мамой, которую нужно отстоять и защитить. Для третьих — публичным штампом, который ассоциируется с советским периодом.
В современном обществе тоже нашлось место данному образу. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе.

Источник: back-in-ussr.com

Плакаты в Советском Союзе

Огромное развитие получили плакаты в Советском Союзе, особенно в военное время. Основной идеей служили лозунги, защищавшие права и идеи государства. Плакаты в то время были сильнейшим оружием к призыву граждан к тем или иным действиям. Также они обеспечивали оперативную передачу информации о событиях и выпускались большими тиражами.

Плакаты отражали все события, которые происходили во время революций, а также перемены в жизни людей. Они объединяли народ и придавали им силы бороться с противником.

История плаката «Родина-Мать зовет!»


istoriya-plakata-rodina-mat

Одним из самых значительных плакатов в период ВОВ, известным до сих пор, был «Родина-Мать зовет!». На нем черно-белое изображение женщины, облаченной в красную одежду, одна рука поднята вверх, в другой она держит лист бумаги «Военная присяга». Позади женщины торчат штыки. Значение штыков в огромной силе страны, а присягу должен был принять каждый, кто отправлялся на фронт. Главной функцией плаката был призыв к защите своей страны и поднятие боевого духа.

Художник, ставший автором самого известного постера, Ираклий Тоидзе. История плаката Родина-Мать началась в 1941 год. Сразу после услышанного сообщения от Совинформбюро, 22 июня художник приступил к его созданию. Уже к июлю каждый гражданин СССР мог увидеть изображение женщины, призывающей встать на защиту своей родины. Его популярность мгновенно охватила всю страну. Он побуждал добровольцев отправиться на войну и придавал им дополнительный стимул.

Очевидцы того времени сообщают, что данный плакат можно было встретить на вокзалах, на проходных заводов, на заборах, в военных частях, в колхозах, в госучреждениях. Это был образ Матери, в котором каждый видел родного для себя человека. Типографии стали даже выпускать марки, карточки, мини-плакаты с «Родиной-Матерью». У каждого солдата на фронте было это изображение, оно имело значение подобно иконе Божьей Матери.


В 1967 году в Волгограде был возведен самый большой в мире монумент «Родина-Мать». Он был посвящен солдатам Сталинградской битвы, и в основу его создания лег именно плакат Ираклия Тоидзе.

Слова «Родина-Мать зовет!» и текст присяги, которую женщина держит в руках, был переведен на все языки Советского Союза.

Позировала для создания Родины-Матери сама жена автора, Тамара Теодоровна. Это была не постановка, а настоящее выражение лица и эмоции жены художника. После услышанного сообщения, она вбежала в дом испуганная и с криком произнесла: «Война!». В этот момент Ираклий попросил супругу зафиксировать положение и не двигаться. Ее вид на тот момент, который говорил о том, что нужно что-то делать, спасать родных, куда-то бежать, вдохновило его на создание этого плаката. На момент его создания Тамаре было 37 лет, однако выглядела она гораздо моложе. Супруг изобразил жену более суровой и старше своих лет, для придания образу некой мощности и защищенности.

Кумиром художника был поэт Андрей Белов, именно его стихотворение вдохновило Ираклия на создание крылатой фразы.

Через сутки плакат был уже готов. История плаката Родина-Мать зовет, кратко взывающая к защите своей страны, началась 23 июня 1941 года. Первый тираж был более миллиона экземпляров, он разлетелся по стране с огромной скоростью.

В военное время заслуги победы были не только благодаря нашим солдатам, но и авторам агитационных плакатов. У Гитлера был черный список с именами некоторых художников, он считал их личными врагами.

Семья Ираклия Тоидзе


Ираклию Тоидзе было 39 лет, когда его плакат получил известность, а вместе с ним и он. Родился он в Тифлисе в 1902 году. Художественной деятельностью начала заниматься с детства, пошел по стопам отца.

В 1931 году Ираклий переехал в Москву, где начал создавать агитационные изображения. Там же познакомился с будущей женой Тамарой Теодоровной.

Семья Тоидзе была обеспеченной. Жили они в Москве. Тамара часто одевалось заграницей, однако ее гардероб был очень скромен. Со слов близких, Тоидзе были добрыми людьми и относились ко всем на равных. Сам Ираклий грузинских кровей, он был четырехкратным лауреатом Сталинской премии в различных направлениях. У них с женой был общий сын Александр, который позже поведал историю плаката Родина-Мать. У Тамары была дочь от первого брака, проживавшая с родным отцом. После войны семья осталась жить в Москве, а Ираклий продолжил заниматься искусством.

Разногласия

Не все согласны с основной версией появления плаката. Есть и другие варианты истории создания образа Родины-Мать. В книге «День М» автор Виктор Суворов повествует, что плакат «Родина-Мать зовет!» появился еще в довоенное время. Он был выпущен в конце 1940 года в тайне большим тиражом и разослан по военным комиссариатам в секретных пакетах, которые должны были распаковать в день «М». Также есть некоторые исследователи, утверждающие, что плакат появился в первый день войны, что означает, что он был подготовлен заранее.


Некоторые исследователи предполагают, что на плакате изображена не жена Тоидзе, а он позаимствовал образ с других изображений на военную тему. Также есть мнение, что на плакате не русская женщина, а грузинка, так как жест поднятой руки отражает характер этой национальности.

Однако нет никаких документальных доказательств, свидетельствующих о достоверности данных утверждений. И один из первых экземпляров, который хранится в Российской Государственной библиотеке по сегодняшний день, датирован июлем 1941 года.

Техника создания плакатов в Советском Союзе

Первые социальные плакаты берут начало в 1919 году, в годы Первой Мировой Войны. На технику исполнения оказали влияние экономическое и политическое состояние страны. В начале ВОВ появилась специальная форма таких плакатов, которая получила название «Окна ТАСС»-эта была линейка плакатов с агитационным подтекстом. Их авторами были известные художники, поэты, состоявшие в литературно-художественных отделах.

Технология производства данных плакатов имела ряд кропотливых действий:

  1. От руки рисовали один или два экземпляра, чаще нанесение было клеевой краской;
  2. Далее из картона или пластика вырезали по первоначальному рисунку трафарет и с его помощью создавались копии первых экземпляров, это было тогда самым быстрым способом изготовления больших партий. Поскольку в военное время типографии мало обеспечивали, такая техника позволяла экономить на материалах.

Основными цветами агитационных плакатов были красный, черный и серый, как на изображении «Родина-мать». Большинство плакатов изготавливалось в полевых условиях в военных машинах, и попутно распространялись по всей стране. За все годы Второй Мирровой было создано около 1300 разных работ. После каждого сообщения Совинформбюро мгновенно выпускалось по несколько плакатов, поэты сразу писали к ним лозунги и стихи, а художники набрасывали эскизы.

В каждом городе, из которого были выведены немецкие войска сразу на всех улицах появлялись «Окна ТАСС». Враги начали узнавать руку авторов плакатов, это было для них, как еще одно оружие.

Современные типографии

В настоящее время типографии существуют по всему миру, и техника их создания сильно шагнула вперед. На современных машинах плакаты создаются в огромных количествах и в короткие сроки. Они содержат в себе не только лозунги с ограниченной цветовой гаммой. В основном они носят рекламно-информационный характер. Разноцветные яркие изображения можно встретить на каждом шагу: реклама фильмом, концертов, различных мероприятий, все это идет в основу создания современных плакатов.


Одной из известных типографий России является winnerprint. Можно написать книгу самому и издать, сколько стоит указано на сайте типографии. Кроме плакатов фирма занимается изданием любых печатных форм: визиток, брошюр, календарей, журналов, книг в любом количестве и в кротчайшие сроки.

Источник: WinnerPrint.ru

Картина родина мать зовет
АВТОР плаката «Родина-мать зовет!» известный советский художник Ираклий Моисеевич Тоидзе через много лет после окончания Великой Отечественной войны рассказывал историю, услышанную от знакомого ему фронтовика.

Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И, как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!». Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять свое подразделение. И тут вражеская пуля достала его…


Случай этот весьма символический: он говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков. Представляется, что влияние на людей этого произведения и еще, пожалуй, песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков на тему, зачем и почему надо защищать Родину…

Созданный в первые дни войны плакат «Родина-мать зовет!» был размножен миллионными тиражами и в разных форматах. Репродукцию с него размером меньше даже почтовой открытки фронтовики хранили на груди рядом с партийным или комсомольским билетом, с фотографиями матерей, невест, детей…

Я ВСТРЕТИЛСЯ с сыном художника Александром Ираклиевичем. Вот что он рассказал.

— Отец очень любил поэта Андрея Белого, автора поэмы «Бродяга». В книге стихов рукой отца некоторые строчки подчеркнуты, и среди них есть такая: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать…» Это, может быть, не совсем точно, но я так запомнил… Я думаю, что, может быть, этот образ и взят оттуда…

А история создания плаката такова: мама вбежала в мастерскую отца с криком «Война!». «Стой так и не двигайся…», — ответил он ей. Через несколько дней плакат был готов. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг Тамара стала олицетворением всех женщин — молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну. И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя переняла у землячек мужа — грузинских женщин — и который был так знаком ему, помог создать художнику его лучшее творение.

Приведем сохранившиеся свидетельства участников создания плаката.

Ираклий Тоидзе: «…Я работал над вариантом иллюстрации к поэме «Витязь в тигровой шкуре». И вдруг — сообщение Совинформбюро о том, что фашистская армия напала на нашу страну с войной. Это потрясающее сообщение сразу переключило на создание плаката…».

Тамара Тоидзе: «Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» — и сразу стал делать наброски».

Это тот самый случай, когда человек (в данной ситуации это Тамара Тоидзе) оказался в нужном месте в нужное время.

Как потом рассказывала сыну Тамара Федоровна, уже в тот же день, 22-го июня, отец сел за плакат, а она ему позировала и очень уставала.

Александр Тоидзе: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…».

История показала, что Ираклий Тоидзе был прав. Родина-мать — это не «портрет жены художника». Это портрет Матери, в котором каждый из нас, внимательно вглядевшись, найдет черты дорогого лица…

Автор: Руслан Макушин (АиФ)

via

Источник: dem-2011.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.