Николай Константинович Рерих –

(27.09.1874 -13.12.1947гг.)

Вестник, мой вестник! Ты стоишь и улыбаешься. И не знаешь, что ты принес мне. Ты принес мне дар исцеленья. Каждая слеза моя исцелит немощи мира. Но, Владыко, откуда мне взять столько слез и которой из немощей мира отдать мне первый поток? Вестник, мой вестник, ты стоишь и улыбаешься. Нет ли у тебя приказа лечить несчастье улыбкою? Н. Рерих 1921.

При посещении Москвы, я заглянула в музей Рериха. Это было в 1995 году. Музей тогда меня покорил своим домашним уютом и космическими запредельными идеями.

С тех пор, при каждой поездке в Москву я обязательно хожу в этот музей. Сейчас музей выглядит по-другому, строго и немного отрешенно. Но картины великого художника наполняют залы особой энергией, ты во власти красок, во власти гор.

Посещение музея – это встреча с великим художником, мыслителем, философом.

Николай Константинович Рерих – художник, археолог, писатель, ученый, общественный деятель.


Сегодня мы прикоснемся к теме «Рерих и горы». Именно прикоснемся, потому что можно бесконечно долго говорить о путешествиях Николая Рериха по горным системам Азии, от Алтая на севере до Гималаев на юге.

В конце 1923 года Н.К. Рерих с семьёй переехал в Индию. Величайшие творческие достижения, наибольшая духовная углублённость его искусства раскрылись именно здесь.

Художник устремился на север и остановился в княжестве Сикким, около Дарджилинга. От холмов Сиккима перед ним раскрылась величавая панорама Гималаев, несравненная «обитель снегов». Канченджанга, возвышающаяся здесь (8585 м), вдохновила художника Николая Рериха на создание многочисленных полотен.

«Называли Сикким страною молний. Конечно, и молнии здесь бывают, но не проще ли назвать: «Страна небесных ступеней». Лучшего преддверия к тайнам будущего трудно придумать. Неисследованная, мало-проникаемая страна скал и цветов» Н.К.Рерих.

Н.К. Рерих умел удивительно глубоко почувствовать и передать величие Гималаев.

Чаще всего он останавливался на изображении одной из высочайших вершин Гималаев — Канченджанге, а также на Эвересте.

Он и Елена Ивановна испытали многие тяготы сложных передвижений, они жили в постоянном окружении гор — Западные Гималаи, совершая длительные поездки в районы Восточных Гималаев и Тибета.


Среди различных образов природы Н.К. Рерих отводил горам особое место. Для него горы — символ духовного восхождения, приближения к красоте, к добру.

Вместе с тем горы — источник силы и энергии, и само физическое восхождение пробуждает в человеке мужество, выдержку и терпение.

Горы у Н.К. Рериха — как своеобразные иероглифы земной коры, полные невыразимого словом, но очевидного глазу внутреннего смысла.

Он и Елена Ивановна испытали многие тяготы сложных передвижений, они жили в постоянном окружении гор — Западные Гималаи, совершая длительные поездки в районы Восточных Гималаев и Тибета.

Горы имеют огромное значение для людей и планеты. Об этом говорится в книгах Учения Живой Этики и «Гранях Агни Йоги».

Рерих и горы. Он был не просто художником, который воспевал их, он проник в самую суть и глубину их устремления в небо. Да и сам Духом был высотой с Эверест.

Легенда, рассказанная Н. Рерихом о сотворении гор.

«Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: «Правда, люди найдут на равнинах хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». И Создатель ответил: «Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Так различаются люди на равнинных и горных».


Поистине Дух всех членов семьи Рерихов поднимался до высоты этих величественных снежных вершин.

Ниже я привожу выдержки из статьи Н.К. Рериха «Гималаи». Прочитайте внимательно, и тогда вы поймете, что такое горы в понимании Н.Рериха.

«Чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к этим вершинам».

«…Если путник узнает, что где-то сверкают вершины наивысшие, он увлечётся к ним; и в одном этом стремлении он уже укрепится, очистится и вдохновится для всех подвигов о добре, красоте, восхождении».

«Обращайте внимание на высокие места, подверженные ветрам от снежных вершин. На уровне двадцати четырёх тысяч футов можно наблюдать особые отложения метеорной пыли. Силою ветра и под лучами солнца эта пыль осаждается на низших уступах, чем не только качество снега, но и свойство почвы изменяются».

«Горы знаменательны как начало, выводящее из низших земных условий. …Для земных тел каждая тысяча возносит в особенные условия».

«…Снежные горы стоят как маяки спасения».

«…Веду по вершинам, которые смотрят в Беспредельность и касаются Беспредельности»


«…Нет места на Вершине всему ненужному. (…) У подножия есть место всему житейскому, но Вершина остра и мала для всех житейских принадлежностей».

Кто же он, Николай Рерих?

Это Алмаз, который имеет много граней, искрится, излучает свет.

Как понять, оценить, почувствовать все, что посланец света нес людям?

Что для меня Н. Рерих? Он для меня как Эверест – далекий, высокий, сверкающий, как звезда, манящая в небе. Ведь Рерих – это не только картины, это особое мировоззрение, это философия, это как «Шамбала», живущая в каждом сердце.

«Мастер гор», вся жизнь которого была непрерывным подвигом творчества и восхождения.

зарисовки в пути

посидим в тишине

почему мы идем в поход

откуда мы берем вдохновение

Подписывайтесь на мой канал "За горизонтом", читайте, ставьте лайки и путешествуйте вместе со мной.

Источник: zen.yandex.ru

1937 г.

Картон, темпера. 30,5 х 45,8 см.

Музей Николая Рериха.

Нью-Йорк, США

 

 

Канченджанга это горный массив в Больших Гималаях, на границе Непала и Сиккима (Индия). В переводе с тибетского означает «пять хранилищ больших снегов» или «пять сокровищ великих снегов». Четыре вершины поднимаются выше 8000 м, главная достигает 8585 м.


 

Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

Начнем с Сиккима.

Необыкновенно благостное впечатление производит эта благословенная страна, связанная с воспоминаниями о великих подвижниках религии. Здесь жил Падма Самбхава, основатель красношапочной секты; здесь проходил на Тибет Аттиша, возглашавший учение Калачакры; здесь по пещерам пребывали многие аскеты, наполняя пространство своими благими мыслями.

За Канченджангой в подземельях и до сих пор пребывают затворники, и только дрожащая рука, протянутая по условному знаку за пищей, показывает, что физическое тело еще не отошло. Все 17 вершин Гималаев сияют над Сиккимом. С запада к востоку: Канг, Джану, Малый Кабру, Кабру, Доумпик, Талунг, Канченджанга, Пандим, Джубони, Симву, Нарсинг, Синиолчу, Пакичу, Чомомо, Лама Андем, Канченджау. Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая.

Нигде на земле настолько не выражены два совершенно отдельных мира, мир земной с богатой растительностью, с блестящими бабочками, фазанами, леопардами, енотами, обезьянами, змеями и всей неисчислимой животностью, которая населяет вечнозеленые джунгли Сиккима. А за облаками в неожиданной вышине сияет снежная страна, не имеющая ничего общего с кишащим муравейником джунглей. И этот вечно волнующийся океан облаков и непередаваемых разнообразий туманов!


Канченджанга одинаково обращала внимание как тибетцев, так и индусов. Здесь складывались вдохновляющие мифы творчества Шивы, выпившего яд мира для спасения человечества. Здесь из облачного бурления воздымалась блистающая Лакшми для счастья мира. Общее благостное впечатление поддерживается и монастырями Сиккима. На каждом бугре, на каждой вершине, сколько хватает глаз, вы замечаете белые точки – это все прилепились твердыни учения Падмы Самбхавы, официальной религии Сиккима. (…)

На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал:

«Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там». (…)

Все взоры обращены туда, где превыше облаков вздымаются величественные белые вершины. Возносятся, как особая заоблачная страна. Все чаяния обращены к Гималаям.

Канг-чен-цзод-нга – Пять Сокровищ Великих Снегов. Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира. Какие это сокровища? – золото, алмазы, рубины?


Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: «Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество».

Конечно, вы понимаете, что некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей.

Восходя на Гималаи, вы приветствованы именем Шамбалы. При спуске в долины, то же самое великое понятие благословляет вас. Шамбала напитает человечество духовною пищей познания великих энергий.

 

Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. XII. Тибет (1927-1928).

Геше Ринпоче, настоятель донкара в Чумби, знает, что на север от Канченджунги лежит пещера. Вход в нее очень узок, но затем она расширяется и приводит в целый город. Настоятель многое знает и просит молчать до времени. Должное следствие получается лишь во времени, когда соблюден точный срок. Сознание Геше глубоко. Он видит далекие события. Выходя как бы из полудремоты сосредоточения, он говорит о самых неожиданных действиях, о дальних отсутствующих людях.

 

Рерих Н.К. Сокровище снегов / Шамбала. М.: МЦР, 1994.

По всему Сиккиму снова гремят огромные трубы! Для всех это великий торжественный день. Давайте пойдем в храм и посмотрим танцы в Великий День Почитания Канченджанги!

Со всех концов Сиккима собирается множество людей в удивительных и разнообразных одеждах.


т сиккимцы в своих коротких красных одеяниях, в конических, украшенных перьями шляпах; вот рассудительные бутанцы, поразительно похожие на басков или венгров; здесь же стоят жители Кама в красных тюрбанах; вы можете увидеть маленькие круглые шапки храбрых непальских гуркхов; тут и люди из Лхасы в их длинных, похожих на китайские, одеждах; застенчивые тихие лепча, много шерпов; все типы горцев из всех уголков приехали почтить Пять Сокровищ Канченджанги, которая стоит вехой на пути в Священный Город Шамбалы.

Трубы ревут. Барабаны бьют. Толпа кричит и свистит. Выходит Хранитель Сиккима в огромной красно-золотой маске с коротким копьем в руке. Вокруг источника, из которого каждое утро струится святая вода, впечатляющий Хранитель поворачивается в медленном благословляющем танце, совершая свои магические круги. Вероятно, он проникает взглядом в религию Сиккима. В тот же самый час в каждом монастыре Сиккима совершается один и тот же священный танец Хранителя. Закончив свое выступление, Хранитель присоединяется к живописному ряду музыкантов.

Снова звук труб и рев толпы. Затем из храма появляется Хранительница. Подобно Кали или Дакини, черепа украшают ее голову, на ней темное одеяние, божество очерчивает тот же круг; совершив заклинания, она садится рядом с Хранителем.

Снова толпа кричит и неистовствует. Один за другим появляются Хранители Пяти Сокровищ Канченджанги. Они готовы сражаться за Святую Гору, потому что в ее пещерах находятся сокровища, оберегаемые веками.


и готовы охранять религию, которую блюдут отшельники, посылающие свои благословляющие молитвы из горных глубин. Сияние струится по одеждам этих Стражей. Они сверкают, как снега, ярко вспыхивающие в лучах солнца. Они готовы бороться. Они вооружены мечами и защищены круглыми щитами. Начинается Танец Воинов, напоминающий танцы команчей Аризоны; мечи рассекают воздух, ружья стреляют. Жители Сиккима могут радоваться, глядя, как охраняются сокровища Канченджанги! Они могут гордиться: еще никогда не была завоевана скалистая Вершина Белой Горы! Только благородные Хранители Тайн, Высокие Дэвы, знают дорогу к ее Вершине. Стражи заканчивают свой танец; они делятся на две группы. Двигаются медленной поступью, исполняя длинную песню; похваляются и спорят друг с другом. Каждый говорит о своей отваге: «Я могу поймать рыбу без сетей»; «Я могу проскакать по всему миру без лошади»; «Никто не может сопротивляться моему мечу»; «Мой щит – крепкий». И снова следует короткий Танец Воинов. Они проходят в храм. Оба Хранителя поднимаются и снова, после нескольких кругов танцев, уходят через низкую дверь. Представление закончилось.

Теперь мощь Канченджанги раскрывается другим образом. Видим луки и стрелы в руках людей. Стародавнее развлечение Сиккима – древнее искусство стрельбы из лука будет показано. Далеко стоят мишени. Но горцы еще не забыли благородного искусства, и стрелы попадают в самое сердце цели так же, как они попадали в сердце врагов Канченджанги. Праздник окончен. Длинные исполинские трубы снова уносят в храм; барабаны, гонги, кларнеты и цимбалы умолкли. Двери храма закрылись. Это не буддизм, это – Почитание Канченджанги.


И когда мы видим прекрасный снежный пик, мы понимаем дух праздника, потому что почитание Красоты является основой возвышенного чувства. Горцы чувствуют Красоту. Они чувствуют искреннюю гордость обладания этими неповторимыми снежными пиками – мировыми гигантами, облаками, туманами. Разве не являются они великолепным занавесом перед Великой Тайной, лежащей за Канченджангой? Много прекрасных легенд связано с этой горой.

За Канченджангой находятся старинные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой расположено место рождения священной Свастики, знака Огня. Сейчас, в день Агни Йоги, элемент Огня снов входит в дух, и все сокровища земли почитаются. Не так много легенд посвящено героям в долинах, как в горах! Все Учителя путешествовали по горам. Самые высокие знания, самые вдохновенные песни, самые высшие звуки и цвета создаются в горах. На самых высоких горах находится Высшее. Самые высокие горы стоят как свидетели Великой Реальности. Дух доисторического человека уже радовался и понимал величие гор.

Кто бы ни созерцал Гималаи, вспоминает великое значение горы Меру. Благословенный Будда путешествовал в Гималаях в поисках Света. Там, около легендарной святой Ступы, в присутствии всех Богов, Благословенный получил свое Озарение. Воистину, все, что связано с Гималаями, несет великий символ горы Меру, стоящей в Центре Мира. (…)

Как только вы подниметесь на пики Гималаев и окинете взглядом космический океан облаков внизу, вы увидите бесконечные валы скальных цепей и жемчужные вереницы облачков. Позади них движутся серые слоны небес, тяжелые муссонные облака. Разве это не космическая картина, которая дает вам возможность понять великие творческие проявления? Мощный Змей в бесконечных кольцах поддерживает Млечный Путь. Синяя Черепаха небес и звезды без числа – как бриллиантовые сокровища предстоящей победы. Вы вспоминаете огромные менданги на Сиккимском хребте с их каменными сиденьями, которые служат великим отшельникам для медитации перед восходом солнца; великий поэт Миларепа знал силу часа для медитации перед рассветом, и в этот благословенный момент его дух сливался с великим мировым духом в осознанном единстве.

Перед восходом солнца начинается бриз, и молочное море волнуется. Сияющие Дэвы приближаются к хвосту Змея, и великое пахтание начинается! Облака рушатся, как разбитые стены темницы. Воистину, светящийся Бог приближается! Но что случилось? Снега – красные, как кровь. Облака собираются в зловещую мглу, и все, что было прежде сверкающим и прекрасным, становится плотным, темным, покрывающим кровь битвы. Асуры и Дэвы сражаются, ядовитые испарения расползаются повсюду. Творение должно погибнуть! Но Шива самоотверженно поглощает яд, который угрожал миру разрушением. Он – великий, синегорлый. Лакшми возникает из темноты, неся Чашу нектара. Перед ее лучезарной Красотой все злые духи ночи рассеиваются. Новая Космическая энергия проявлена в мире!

Где еще можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями; когда синева интенсивней сапфиров; когда из далекого далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни. Все религии, все учения синтезируются в Гималаях. Девой рассвета, Ушаси древних Вед, овладевает такая же возвышенная добродетель, как и исполненной радости Лакшми. Здесь можно ощутить всепобеждающую силу Вишну! Раньше он был Нарайяной, Космической Сущностью в глубинах Творения. В конце концов, он появляется как Бог солнца, и в его улыбке из темноты возникает великая Богиня счастья.

А можно ли не заметить эту связь между Лакшми и Майей, матерью Будды? Все великие символы, все герои, казалось, были приведены на Гималаи как к высочайшему алтарю, где человеческий дух приближается к божественному. Разве сияющие звезды не ближе, когда вы находитесь в Гималаях? Разве сокровища Земли не в Гималаях? Простой погонщик в вашем караване спрашивает вас: «Но что скрыто под могучими горами? Почему самые великие плато как раз в Гималаях? Сокровища должны быть там!»

У подножия Гималаев есть множество пещер, и говорят, что из этих пещер подземные ходы ведут далеко за Канченджангу. Некоторые даже видели каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что время еще не пришло. Глубокие ходы ведут к Прекрасной Долине. Вы можете понять происхождение и реальность легенд, когда вы знакомитесь с неожиданными образованиями в природе Гималаев, когда вы лично осознаете, как близко соприкасаются ледники и богатая растительность. Почитание Канченджанги простым народом не удивит вас, потому что в этом вы видите не суеверие, а реальную страницу поэтического фольклора. Это народное благоговение перед Красотой Природы находит отклик в возвышенном сердце впечатлительного странника, который, тронутый великолепием здешней красоты, всегда готов поменять город на Горные Вершины. Для него это возвышенное чувство имеет во многом такое же значение, как и победный танец Стражей Гор, и отряд лучников, бдительно стоящий на защите Красоты Канченджанги.

Привет непобедимой Канченджанге!

Талай-Пхо-Бранг, 1928

 

Рерих Н.К. Священная Земля / Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО «Агни», 1996.

В торжественном величии Гималаев сокрыт источник, давший драгоценное учение всем народам. В каждой стране по-своему говорят о нем, как о Священной Земле, или Обители Мудрости. И Индия, родина Благословенного, знает о древних Риши, укреплявших свой дух среди этих удивительных мест. (…)

В святых пещерах Кайласа – преддверье чудес. Народная мудрость, которая связывает все высокие духовные учения и достижения с влиянием Гималаев, дала этим высотам самые звучные и поэтические названия: «Канченджанга» (Пять сокровищ великих снегов); «Джомо-кангкар» (Королева белых снегов), известная как Эверест; «Джо-мо Лха-ри» (Божественная вершина королевы); «Канг Ринпоче» (Драгоценный снег), известная как Кайлас; «Ночин Канг занг» (Благословенные снега Дэв); «Гон-по-ри» (Вершина Покровителя). Люди, вдохновленные всем героическим и прекрасным, дали им такие звучные имена. От Памира до Лхасы, от Куньлуня до Брахмапутры услышишь легенды о Гималаях.

Рерих Н.К. Самое первое / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Вот бы припомнить самое первое. Самое раннее. Тоже из самого раннего: старинная картина – гора при закате. Потом оказалось не что иное, как Канченджанга. Откуда? Как попала? В книге Ходсона была подобная гравюра. Картина с гравюры или гравюра с картины? Были кой-какие старинные вещи, но их как-то не ценили. В те годы отличную мебель выбрасывали на чердак и заменяли мягкою бесформенностью.

1937 г.

 

Рерих Н.К. Радость / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Одна из первых радостей была в музыке. Приходил к нам старенький слепой настройщик. Приводила его внучка. После настройки рояля он всегда что-нибудь играл. Рояль был хороший – Блютнер с надписью Лешетицкого. Слепой настройщик, должно быть, был отличным музыкантом, и игра его запомнилась.

Бывало, ждешь не дождешься, когда кончится настройка. Как бы не помешал кто долгожданной игре. Гостиная была голубая, на стене Канченджанга. Теперь знаю, что именно эта любимая гора была в розовом закате. Слепой играл что-то очень хорошее. Было удивительно, что слепой играет…

[1937 г.]

 

Рерих Н.К. Индия / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

От самого детства наметилась связь с Индией. Наше именье «Извара» было признано Тагором как слово санскритское. По соседству от нас во времена Екатерининские жил какой-то индусский раджа и до последнего времени оставались следы могольского парка. Была у нас старая картина, изображавшая какую-то величественную гору и всегда особенно привлекавшая мое внимание. Только впоследствии из книги Брайан-Ходсона я узнал, что это была знаменитая Канченджанга. Дядя Елены Ивановны в середине прошлого столетия отправился в Индию, затем он появился в прекрасном раджпутском костюме на придворном балу в Питере и опять уехал в Индию. С тех пор о нем не слыхали. Уже с 1905 года многие картины и очерки были посвящены Индии. «Девассари», «Лакшми» (в «Весах»), «Индийский путь» (по поводу поездки Голубева), «Граница царства», «Кришна», «Сны Индии» – все это было написано еще до поездки в Индию, так же, как «Гайятри» и «Города пустынные». С 1923 года мы были уже в Индии и с тех пор все познание Индии, любовь к ней и многие дружеские сношения возросли. Еще в 1920 году в Лондоне нас посетил Рабиндранат Тагор и звал в Индию. После этого в «Модерн Ревью» в Калькутте появилась большая статья о моем искусстве. Это было как бы введением в Индию. Елена Ивановна уже давно знала и любила книги Рамакришны и Вивекананды.

[1937 г.].

 

 

Источник: etikavomne.ru

Похожие картины:

  1. Описание картины «Странник Светлого Града» — Николай Рерих В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке хранится замечательное полотно «Странник Светлого Града», написанное художником в тридцатых годах ХХ века. Картина весьма примечательна с точки зрения особенностей композиции, цветописи и сложной метафоричности образов. […]…
  2. Описание картины «Небесный бой» — Николай Рерих Николай Константинович Рерих — своеобразный автор, чьи работы отличают глубокие философские и лирические мотивы. Темы его полотен разнообразны и сложны, одухотворенны и возвышенны. Излюбленными образами творчества Рериха, в свою очередь, можно считать […]…
  3. Описание картины «Жемчуг исканий» — Николай Рерих Картина «Жемчуг исканий» написана в 1924 году. 20-е годы ХХ века — сложный исторический период поиска и утверждения новых смыслов в жизни, искусстве, культуре. Это время переустройства мира. Само название работы заключает […]…
  4. Описание картины «Звезда утра» — Николай Рерих Картина «Звезда утра» относится к зрелому периоду творчества Николая Константиновича Рериха. «Звезда утра» написана в 1932 году в темперной манере живописи. Для Н. К. Рериха, темпера — особый материал, который позволяет усилить […]…
  5. Описание картины «Розовые горы» — Николай Рерих Картина «Гималаи Розовые горы» — работа зрелого мастера, творца небесных и горных пространств. Горные пейзажи Рериха, на которых изображены Гималаи, привлекают особым колоритом, насыщенностью красок. Само название картины заключает в себе ту […]…
  6. Описание картины «Пречистый град» — врагам озлобленье — Николай Рерих Картина была задумана Николаем Константиновичем Рерихом во Франкфурте в 1911 году: «Сегодня после обеда поработал. Сделаю еще маленькую вещь «Город пречистый». Белый город со святыми внутри окружен пламенем и демоны кидают камни […]…
  7. Описание картины «Путь на Кайлас» — Николай Рерих Картина Николая Рериха «Путь на Кайлас» включена в серию «Святые горы». Эта работа в технике темперной живописи написана в 1933 году. Кайлас — одна из вершин одноименной горной цепи. Высота данной горной […]…
  8. Описание картины «Святой Никола» — Николай Рерих Святой Николай Чудотворец — издавна один из любимейших святых на Руси. Почитается как «скорый в помощи» бесстрашный защитник, заступник обездоленных. Первый храм на Руси был построен именно в честь святителя Николая Чудотворца. […]…
  9. Описание картины «Гималаи. Розовые горы» — Николай Рерих «Гималаи. Розовые горы» — работа зрелого мастера горных пейзажей, творца небесных и горных пространств — Николая Константиновича Рериха. Личность Рериха столь же велика и необычна, сколь возвышенны и таинственны создаваемые им художественные […]…
  10. Описание картины «Микула Селянинович» — Николай Рерих Николай Константинович Рерих — великий художник России, наделенный особым художественным видением и осознанием мира. Живописные полотна Рериха, как и многие его литературные и иные творческие работы отличаются оригинальностью идей и исключительностью этапа […]…
  11. Описание картины «Святой Франциск» — Николай Рерих Работа Николая Рериха «Святой Франциск» является парной к полотну 1932 года «Святой Сергий Радонежский». Картина написана в том же 1932 году и в настоящий момент располагается в коллекционных фондах Музея Николая Рериха […]…
  12. Описание картины «Тибет. Гималаи» — Николай Рерих В творчестве Николая Константиновича Рериха велик интерес мастера к редким уникальным в своем роде культурным общностям, религиозным учениям, островкам духа среди промышленного двадцатого века. Прогресс, расцвет цивилизаций тяготил художника чрезмерной урбанистичностью и […]…
  13. Описание картины «Святой Сергий Радонежский» — Николай Рерих Николая Константиновича Рериха как тонкого художника и ценителя красоты притягивали сложные, великие образы, будь то горные вершины или герои духа. В творчестве Рериха присутствует исключительный цикл живописных работ. Художник создает серии «Святые […]…
  14. Описание картины «Саракха» — Благая Стрела — Николай Рерих Картина «Саракха — Благая Стрела». «Саракха» в переводе с санскрита означает «Лучник». «Великий Брахман» Саракха — один из величайших йогинов Индии, он является буддийским Махасиддхи, то есть Великим Мудрецом — Риши. Он […]…
  15. Описание картины «Гималаи (Голубые горы)» — Николай Рерих Поиск красоты и знания, духовные интересы определили начало новой страницы жизни и творчества Рериха. В декабре 1923 года он прибыл в Индию. Ознакомившись за короткий срок с рядом ее достопримечательностей, с древнейшими […]…
  16. Описание картины «Моисей Водитель» — Николай Рерих Картина «Моисей Водитель». Ветхозаветное событие — получение Моисеем скрижалей каменных — произошло на горе Синай, когда ее осенила слава Господня. Сюжет этот не раз трактовали многие художники. Александр Иванов воплощает его в […]…
  17. Описание картины «Заморские гости» — Николай Рерих Родная история захватывает Николая Рериха с первых же дней учебы в Академии художеств и Петербургском университете, куда он одновременно поступил в 1893 году. Поэтому многие его академические работы посвящены историческим событиям. Николая […]…
  18. Описание картины «Гирнар» — Николай Рерих Творчество Святослава Рериха, пронизанное идеями гуманизма, служит духовным мостом для сближения разных народов мира и их взаимопонимания. «Быть одним из связующих звеньев между двумя искусствами, двумя культурами — в этом я вижу […]…
  19. Описание картины «Сергий строитель» — Николай Рерих Картина Н. К. Рериха «Сергий строитель» посвящена великому святому Земли Русской — Сергию Радонежскому Н. К. Рерих пишет, что «Труд в Учении Сергия играл огромную роль. Сколько раз приходилось Святому Сергию начинать […]…
  20. Описание картины «Шатровая гора» — Николай Рерих В 1933 году Николай Константинович Рерих пишет необычную и невероятно красивую живописную серию «Святые горы». Одной из работ данной серии является картина «Шатровая гора». Как и многие произведения Рериха последних двух десятилетий […]…
  21. Описание картины «Путивль» — Николай Рерих Либретто А. П. Бородина, написано на материале русской эпической поэмы XII века «Слово о полку Игореве» В реализацию планов Дягилева по широкой пропаганде русского искусства за рубежом были вовлечены лучшие силы отечественной […]…
  22. Описание картины «Голубиная книга» — Николай Рерих Многие ранние работы Николая Константиновича Рериха были посвящены теме «Древняя Русь. Славяне». В этих картинах художник сумел приподнять завесу времени, перенеся зрителя на многие столетия назад — в землю далеких предков. Нередко […]…
  23. Описание картины «И открываем врата» — Николай Рерих Серия «Sancta» была написана в 1922 году во время пребывания художника в Америке. В переводе «Sancta» означает «Святые», но сам Николай Константинович предпочитал слово «Подвижники». В серию вошли картины «И открываем врата», […]…
  24. Описание картины «Гонец. Восстал род на род» — Николай Рерих Картина «Гонец». На холсте художник пишет историю настолько давнюю, что даже не сохранилось о тех временах достоверных данных. Только лишь отголоски 9 века, обрывки, мелкие крупицы собраны в «Повести временных лет», которую […]…
  25. Описание картины «Пер Гюнт» — Николай Рерих В 1912 году Николай Константинович Рерих начал работу над декорациями и костюмами для постановки «Пер Гюнт» в Московском Художественном театре. Драматическая поэма Ибсена-философа, сочетающая политический памфлет и нежнейшую лирику, прозаическую действительность и […]…
  26. Описание картины «Снегурочка» — Николай Рерих Еще одна театральная постановка, которой Рерих уделил много времени,- опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Она пленила его еще в юные годы. Первая постановка в декорациях Рериха шла в парижской «Opera Соmique» в […]…
  27. Описание картины «Ангел последний» — Николай Рерих Николай Константинович ощущал свою эпоху как эпоху коренных исторических перемен. В искусстве Николая Константиновича перед войной 1914 г. с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне «Ангел последний». Над объятой […]…
  28. Описание картины «Майтрейя Победитель» — Николай Рерих Напряженное ожидание чуда — прихода эры Майтрейи, нарастающее от картины к картине, получает патетико-символическое «разрешение» в седьмой, заключительной работе серии — «Майтрейя Победитель». В клубах алых облаков на огненном коне мчится под […]…
  29. Описание картины «Гималаи Эверест» — Николай Рерих Картина «Гималаи Эверест» изображает высочайшую точку на Земле. Гора имеет исконное тибетское название Джомолунгма. С 1856 г. на картах Гималаев у этой вершины появилось новое название — Эверест — по имени президента […]…
  30. Описание картины «И мы продолжаем лов» — Николай Рерих Картина «И мы продолжаем лов». Четыре рыбака, изображенных на картине, несут и глубоко символичное значение и вполне конкретное. Хотя изображены не апостолы, а монахи все той же общины, основанной Святым Сергием Радонежским, […]…
  31. Описание картины «Лао Цзе» — Николай Рерих В Сиккиме Николай Рерих написал большую серию картин «Знамена Востока». На полотнах запечатлел основателей учений и религий, философов и подвижников, реформаторов и мыслителей. В его выборе великих личностей Востока была своя закономерность. […]…
  32. Описание картины «Славяне на Днепре» — Николай Рерих Картина «Славяне на Днепре» из серии «Начало Руси. Славяне» написана в 1905 году. В этот период художник интенсивно работал над картинами из древнейшей русской истории. У крутого берега Днепра стоят готовые к […]…
  33. Описание картины «Пакт Культуры» — Николай Рерих Пакт Культуры [1931] Как художник, археолог и исследователь истории, Николай Рерих глубже всего переживал трагедию гибели ценностей культуры, ибо так же, как нельзя воскресить умершего человека, невозможно воссоздать творения человеческого гения. Он […]…
  34. Описание картины «Шепоты пустыни» — Николай Рерих Почитание и ожидание Будды Майтрейи, но уже не «в тайных пещерах», а в дружественных разговорах караванщиков на стоянках, являются темой картины «Шепоты пустыни» . В ней Николай Константинович запечатлел одну из наиболее […]…
  35. Описание картины «Ойрот-вестник Белого Бурхана» — Николай Рерих Картина «Ойрот-вестник Белого Бурхана» написана художником в 1925 году, до прибытия экспедиции на Алтай. Николай Константинович отнес ее к серии «Знамена Востока». Хан Ойрот, согласно алтайской легенде, — последний потомок Чингисхана и […]…
  36. Описание картины «Половецкий стан» — Николай Рерих В 1909 году по приглашению Дягилева Рерих принял участие в Русских сезонах в Париже. Ему довелось показать на сцене свои декорации лишь к одному акту оперы «Князь Игорь» Бородина — картину «Половецкий […]…
  37. Описание картины «Матерь Мира» — Николай Рерих Картина «Матерь Мира». Мы видим Матерь Мира за рекою Жизни, отделяющей мир невидимый от видимого. Покрывало — плат, закрывает две трети лица. Пейзаж внизу — подходы к Обители Света через Гималаи. В […]…
  38. Описание картины «Голубые горы» — Николай Рерих Картина «Голубые горы» передает несравненный горный пейзаж Гималаев. Сверкают вечные снега на вершинах, впадины покрыты легкой дымкой, волнистой линией отмечена гряда, за которой опять возвышаются горы. Мы их не видим, но чувствуем […]…
  39. Описание картины «Н. К. Рерих» — Святослав Рерих Святослав Николаевич Рерих написал около 30 портретов своего отца. Портрет Николая Константиновича Рериха на фоне Поталы, резиденции Далай Лам в Тибете хранится в США. Китайская книга описывает Поталу так: «Горные дворцы сияют […]…
  40. Описание картины «И мы видим» — Николай Рерих Картина «И мы видим» наиболее часто встречающееся название. Есть еще одно — «И узрим», взято из авторского списка картин Н. К. Рериха за 1917-1924 годы. На ней изображен Нерукотворный Лик Христа, запечатленный […]…

Источник: ru.opisanie-kartin.com

Канченджанга утром

Канченджанга рерих

Канченджанга

Канченджанга рерих

Канченджанга. Тайный час.

Канченджанга рерих

Канченджанга

Канченджанга рерих

Канченджанга. Цитадель.

Канченджанга рерих

Гора пяти сокровищ

Канченджанга рерих

Канченджанга

Канченджанга рерих

Канченджанга рерих

Канченджанга рерих

Сокровище снегов

По всему Сиккиму снова гремят огромные трубы! Для всех это великий, торжественный день. Давайте пойдем в храм и посмотрим танцы в Великий День Почитания Канченджанги!

Со всех концов Сиккима собирается множество людей в удивительных и разнообразных одеждах. Вот сиккимцы в своих коротких красных одеяниях, в конических, украшенных перьями шляпах; вот рассудительные бутанцы, поразительно похожие на басков или венгров; здесь же стоят жители Кама в красных тюрбанах; вы можете увидеть маленькие круглые шапки храбрых непальских туркхов; тут и люди из Лхасы в их длинных, похожих на китайские, одеждах; застенчивые, тихие лепча и много шерпов; все типы горцев со всех концов приехали почтить Пять Сокровищ Канченджанги, которая стоит вехой на пути в Священный Город Шамбалы.

Трубы ревут. Барабаны бьют. Толпа кричит и свистит. Выходит Хранитель Сиккима в огромной красно-золотой маске с коротким копьем в руке. Около фонтана, из которого каждое утро струится святая вода, выразительный Хранитель Сиккима поворачивается в медленном благословляющем танце, завершая свои магические круги. Вероятно, он проникает взглядом в религию Сиккима. В тот же самый час в каждом монастыре Сиккима совершается точно такой же священный танец Хранителя. Закончив свое выступление, Хранитель присоединяется к живописному ряду музыкантов.

Снова звук труб и рев толпы. Затем из храма появляется Хранительница. Подобно Кали или Дакани, с черепами, украшающими ее голову, в темном одеянии, божество очерчивает тот же круг; после представления своего заклинания она тоже садится рядом с Хранителем.

Снова толпа кричит и вопит. Один за другим появляются хранители Пяти Сокровищ Канченджанги. Они готовы драться за Святую Гору, потому что в ее пещерах находятся все сокровища, охраняемые веками. Они готовы охранять религию, которую поддерживают отшельники, посылающие свои благословляющие молитвы из горных глубин. Сияние струится по одеждам этих Стражей. Они сверкают, как снега, ярко вспыхивающие в лучах солнца. Они готовы бороться. Они вооружены мечами и защищены круглыми щитами. Начинается Танец Воинов, напоминающий танцы команчей Аризоны: мечи рассекают воздух, ружья стреляют. Жители Сиккима могут радоваться, глядя, как охраняются сокровища Канченджанги! Они могут гордиться: еще никогда не была завоевана скалистая вершина Белой горы! Только благородные хранители Тайн, высокие Дэвы, знают дорогу к ее вершине. Стражи заканчивают свой танец: они делятся на две группы. Медленной поступью они двигаются, исполняя длинную песню; они похваляются и спорят друг с другом. Каждый говорит о своей отваге: «Я могу поймать рыбу без сетей» — «Я могу проскакать по всему миру без лошади» — «Никто не может сопротивляться моему мечу» — «Мой щит — крепкий». И снова следует короткий танец воинов. Они проходят в храм. Оба Хранителя поднимаются и снова, после нескольких кругов танцев, входят в низкую дверь. Представление закончилось.

Теперь мощь Канченджанги раскрывается другим образом. Видим луки и стрелы в руках людей. Стародавнее развлечение Сиккима — древнее искусство стрельбы из лука — должно быть показано. Далеко стоят мишени. Но горцы еще не забыли благородное искусство, и стрелы попадают в самое сердце цели так же, как они попадали в сердца врагов Канченджанги. Праздник окончен. Длинные исполинские трубы снова уносят в храм; барабаны, гонги, кларнеты и цимбалы умолкли. Двери храма закрылись. Это не буддизм, это — Почитание Канченджанги.

И когда мы видим прекрасный снежный пик, мы понимаем дух фестиваля, потому что почитание красоты является основой возвышенного чувства. Горцы чувствуют красоту. Они чувствуют искреннюю гордость обладания этими неповторимыми снежными пиками — мировыми гигантами, облаками, туманами. Разве не являются они попросту великолепным занавесом перед Великой Тайной, лежащей за Канченджангой? Много прекрасных легенд связано с этой горой.

За Канченджангой находятся старинные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой расположено место рождения священной Свастики, знака огня. Сейчас, в день Агни-Йоги, элемент огня снова входит в дух, и все сокровища земли почитаются. В долинах героям посвящено не так много легенд, как в горах! Все Учителя путешествовали в горах. Самые высокие знания, самые вдохновенные песни, самые высокие звуки и цвета создаются в горах. На самых высоких горах находится Высшее. Самые высокие горы стоят как свидетели Великой Реальности. Дух доисторического человека уже радовался и понимал величие гор.

Всякий, кто бы ни созерцал Гималаи, вспоминает великое значение горы Меру. Благословенный Будда путешествовал в Гималаях в поисках света. Там, около легендарной святой Ступы, в присутствии всех богов, Благословенный получил свое Озарение. Истинно, все, что связано с Гималаями, открывает великий символ горы Меру, стоящей в центре мира.

Древний народ мудрой Индии ясно увидел в великолепии Гималаев улыбку могучего Вишну, который стоит как героический, непобедимый воин, вооруженный диском, булавой, боевой трубой и мечом. Все десять воплощений Вишну свершились около Химавата. Самое древнее воплощение — Дагон, человек-рыба, который спас предка земной расы, Ману. Еще со времен первого катаклизма, потопа, Бирма помнит Дагона и утверждает, что Дагоба, посвященная ему, насчитывает более трех тысяч лет. Затем пришла Черепаха — опора небес, которая в глубинах космического океана помогала великому сдвигу, одарившему землю лучезарной богиней Лакшми. Затем пришел тяжеловесный земной Вепрь, потом непобедимый Нарасимха — человек-лев, который спас Прахладу от ярости его грешного отца. Пятое воплощение — карлик Вамана, победивший другого царя, Бали, который, как и отец Прахлады, пытался овладеть троном Вишну. Шестое воплощение, носящее имя Брахман, великий воин Парашурама, как сказано в старинных манускриптах, должен был уничтожить касту кшатриев. В качестве седьмого воплощения выступает Рама, могущественный, благодетельный царь Индии, превознесенный в «Рамаяне». Восьмое воплощение — Кришна, священный пастух, чье учение прославлено во всеохватывающей «Бхагавадгите». Девятое воплощение — Благословенный Будда — великое воплощение, предсказанное Вишну как триумф мудрости и уничтожение демонов и грешников их собственной кармой. Десятое воплощение Вишну, еще не проявленное,- грядущий Майтрейя. Великий Всадник, спаситель человечества, Калки, появится верхом на белом коне; великолепный, с непобедимым мечом в руке — он восстановит чистый закон справедливости и мудрого правления на земле.

Пришествие великолепной богини Лакшми, невесты Вишну, всегда радовало индийское сердце, так же как и вершины Гималаев. Голубая Черепаха — второе воплощение Вишну — помогла в пахтанье великого океана космоса, упомянутом в «Махабхарате», «Рамаяне», и «Вишну-пуране». Чтобы восстановить три сферы земли, воздуха и небес, их утерянные сокровища, Вишну приказал Дэвам, сыновьям небес, сыновьям огня, присоединиться к темным демоническим Асурам, чтобы пахтать космический океан и добыть море молока или Амриту, небесный нектар жизни. Дэвы, в блеске и сиянии, достигли края моря, которое двигалось, как осенние светящиеся облака. И с помощью Великого они вырвали святую гору, чтобы использовать ее в качестве мутовки. Великий змей Ананта предложил себя в качестве столба, а могущественный Вишну, приняв форму огромной черепахи, создал точку опоры для столба. Дэвы держали змея за хвост, а Асуры оказались у головы; началось великое созидающее пахтанье. Первым творением, появившимся в результате этого шумного труда, стала божественная корова, фонтан молока, упомянутый в Ведах как дождевое облако, которое победило засуху. Затем был проявлен Варуна, кристаллизованное сияние Вишну. После пришел Пуриджара, источник всех небесных фруктов. Потом поднялась Луна, и ею овладел Шива. В этот момент большой пожар, разрушительные испарения, вызванные этим процессом, поглотили Землю и угрожали всей Вселенной. Затем возник Брахма, создатель, и приглашенный Шива проявил свою силу. Шива, ради всех существующих созданий, выпил жертвенно яд и стал Нилакантой, синим горлом. Затем появился Дханвантари, несущий драгоценную чашу Амриты. Слушайте и радуйтесь! После него пришла сама Лакшми, лучезарная. Сияющая, окруженная небесными слугами, светящаяся, как сверкающая цепь облаков. В это же время темные дождевые облака, мощные слоны небес, пролили на нее воду из золоченых сосудов. Амрита была проявлена, и началась вечная битва за сокровище Вселенной. Дэвы и Асуры столкнулись в битве, но Асуры были побеждены и отправлены в Баталу — мрачные пещеры земли. Снова пришли радость и счастье в три мира — праздник богов и людей.

Как только вы подниметесь на пики Гималаев и окинете взглядом космический океан облаков внизу, вы увидите валы бесконечных скальных цепей и жемчужные вереницы облачков. Позади них движутся серые слоны небес, тяжелые муссонные облака. Разве это не космическая картина,

которая дает вам возможность понять великие творческие проявления. Мощный змей в бесконечных кольцах поддерживает Млечный Путь Голубая черепаха небес и звезды без числа — как бриллиантовые сокровища предстоящей победы. Вы вспоминаете огромные менданги на Сиккимском хребте с их каменными сиденьями, которые служат великим отшельникам для медитации перед восходом солнца; великий поэт Миларепа знал сипу часа перед рассветом, и в этот благословенный момент его дух сливался с великим духом мира в сознательном единстве.

Перед восходом солнца начинается бриз и молочное море волнуется. Светящиеся Дэвы приближаются к хвосту змея, и великое пахтанье начинается! Облака рушатся, как разбитые стены тюрьмы. Истинно, светящийся бог приближается! Но что случилось? Снега — красные, как кровь. Но облака собираются в зловещую мглу, и все, что было прежде сверкающим и прекрасным, становится плотным, темным, скрывающим кровь битвы. Асуры и Дэвы сражаются, ядовитые испарения расползаются повсюду. Творение должно погибнуть! Но Шива самоотверженно поглощает яд, который угрожал миру разрушением,- он, великий, синегорлый. Лакшми возникает из темноты, неся чашу нектара. Перед ее лучезарной красотой все злые духи ночи рассеиваются. Новая космическая энергия проявлена в мире!

Где еще можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями; когда синева интенсивней сапфиров; когда из далекого далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни. Все религии, все учения синтезируются в Гималаях. Девой рассвета, Ушас древних Вед, овладевает такая же возвышенная добродетель, как и исполненной радости Лакшми. Здесь можно ощутить всепобеждающую силу Вишну! Раньше он был Нараяной, космической сущностью в глубинах творения. В конце концов он появляется как бог солнца, и в его улыбке из темноты возникает великая богиня счастья.

А можем ли мы также не заметить эту связь между Лакшми и Майей, матерью Будды? Все великие символы, где герои, казалось, были приведены на Гималаи, как к высочайшему алтарю, где человеческий дух приближается к божественному. Разве сияющие звезды не ближе, когда вы находитесь в Гималаях? Разве сокровища Земли не в Гималаях? Простой погонщик в вашем караване спрашивает вас: «Но что скрыто под могучими горами? Почему самые великие плато как раз в Гималаях? Сокровища должны быть там!»

У подножия Гималаев есть множество пещер, и говорят, что из этих пещер подземные ходы ведут далеко за Канченджангу. Некоторые даже видели каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что время еще не пришло. Глубокие ходы ведут к Прекрасной Долине. Вы можете понять происхождение и реальностъ легенд когда вы знакомитесь с неожиданными образованиями в природе Гималаев когда вы лично осознаете, как близко соприкасаются ледники и богатая растительность. Почитание Канченджанги простым народом не удивит вас, потому что в этом вы видите не суеверие, а реальную страницу поэтического фольклора. Это народное благоговение перед красотой природы отзывается в возвышенном сердце впечатлительного путешественника, который, будучи увлечен невыразимой здешней красотой, всегда готов поменять свою городскую жизнь на горные вершины. Для него это возвышенное чувство имеет во многом такое же значение, как и победный танец Стражей Гор, и отряд лучников, бдительно стоящих на защите красоты Канченджанги.

Привет непобедимой Канченджанге!

Талай-Пхо-Бранг, 1928

Н. К. Рерих. Шамбала

Рерих Святослав
Рерих Николай

Источник: diary.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.