КальмарКальмар — это название замка, одного из самых характерных для шведской архитектуры, и города, который расцвёл под его прикрытием. Расположен Кальмар в южной части шведского балтийского побережья против острова Эланд. С Кальмаром связано несколько узловых моментов шведской истории и, в первую очередь, история заключения так называемой Кальмарской унии, на какое-то время частично объединившей под началом единого короля все три скандинавских государства.

В 1027 году в пролив Кальмар-зунд завёл свои корабли Вечный Король Норвегии — св. Олаф II Харальдссон (~995–1015–29/VII-1030). Это был не самый удачный год для знаменитого крестителя Норвегии. В том же году — и неподалёку от этих мест, на берегах реки Хельге — он, вместе со своим шурином и союзником Анундом-Якубом Олафссоном, Королём Швеции (1022–1050) был разбит наголову объединившим под своим скипетром Данию и Англию королём Кнутом I Свенссоном Великим (~995–1018–1035). В результате св. Олаф вынужден был бежать на Русь, к Ярославу Мудрому…


Строительство замка в Кальмаре началось в XII в. Поначалу был построен донжон или сторожевая башня, окружённая деревянным частоколом. В 1266 ярл Биргер (~1210–1251–21/X-1266) с сыновьями встречается здесь с папским легатом Гвидо. 10/XI-1276 Магнус I Ладулос (1240–1275–18/XII-1290) венчается в замке с Хедвигой Гольштейнской († ~1325). В 1280–1300 по его распоряжению были возведены каменные стены с 5 круглыми башнями, оказавшими влияние на всю последующую замковую архитектуру Швеции. С 1359 под управлением самого богатого в Швеции человека, ставившего и смещавшего Королей, Бу Йонссона Грипа (начало 1330-х — 20/VIII-1386).

Кальмар

Замок лежал на крайнем юге тогдашней Швеции, и это определило его дальнейшую судьбу. Ведь области Сконе и Блекинге, занимающие южную оконечность Скандинавского полуострова, входили в те времена в состав Дании. Так случилось, что к концу XIV столетия власть над тремя скандинавскими королевствами оказалась сосредоточена в одних руках. И руки эти были женскими. Они принадлежали дочери датского короля Вальдемара IV Аттердага (1320–22/VI-1340–24/X-1375), вдове шведского Короля Х.


trong>1364–1389–1412).

Ставши королевой трёх стран, Маргрете попыталась закрепить это положение за своими потомками. И хотя собственных детей в живых у неё не осталось, имелся на лицо подраставший внучатый племянник, сын Померанского герцога Вратислава VII (1362–1373–1394) и племянницы Маргреты — Марии Мекленбургской (1363–1402). Правда, звали его совсем неподходящим для скандинавского короля славянским именем Богислав… Маргрете не стала вдаваться в историю и объяснять современникам, что и имя её знаменитого отца Вальдемара тоже вело происхождение от Киевского великого князя Владимира Мономаха. Богислава срочно перекрестили и нарекли типичным для Швеции именем Эрик. Его-то и короновали 17/VI-1397 в 15-летнем возрасте в Кальмарском замке как Эрика XIII Шведского (1382–1397–1442–16/VI-1459).

А через месяц, 20/VII, была подписана знаменитая Кальмарская уния, частично объединившая три королевства. Частично — это значит, что король теперь был общим.
правительства в каждом из королевств, всё равно, оставались национальными. И шведам, скажем, нельзя было входить в состав правительства норвежского, а норвежцам — датского. И так далее. И все поначалу были довольны, потому что боярские, стурманские династии трёх королевств давно были перемешаны, и объединённое хозяйство было бы на пользу всем. Но очень скоро многие в Швеции стали проявлять недовольство. Впрочем, это уже совсем другая история. А Кальмар так и остался навсегда символом пусть временного, но знаменательного единства Швеции, Дании и Норвегии.

Кальмар

В 1543 замок осадили, но не смогли захватить выступившие против покончившего с унией Густава I Васа (12/V-1496–1523–29/IX-1560) сторонники Нильса Даке. Вскоре после этого, в 1545–1610, замок был перестроен в стиле ренессанса под руководством Рихтера из Фрайберга († 1571). И вскоре стал резиденцией старшего сына и наследника Густава — Эрика Густавссона, который превратил его в ренессансную резиденцию не только по архитектуре, но и по духу. Эрик выписывал в Кальмар художников и артистов со всей Европы, и это несколько беспокоило его сурового и в чём-то очень ещё по средневековому традиционного отца. После смерти Густава Эрик восходит на престол под именем Эрика XIV Рыжего (13/XII-1533–29/IX-1560–1568–26/II-1577) и переносит свой ренессансный двор в Упсалу.


Замок был захвачен датчанами во время Кальмарской войны 1611–1613. 6/VIII-1611 комендант замка Кристер Соме передаёт его Кристиану IV в обмена на лен на территории Гольштейна. Вернуть Кальмар удалось только в начале правления Густава II Адольфа (19/XII-1594–30/X-1611–16/XI-1632) по Кнередскому миру 20/I-1613. В 1634 был образован лён Кальмар. В 1647 в городе, расположившемся у стен замка, случился пожар. Сгорело почти всё, так что решено было отстраивать город на новом месте — расположенном по-соседству Мельничном острове или Кварнхольме. Во время войны 1672–1678 замок пережил более 20 попыток штурма, но ни разу не был взят.

После завершения эпохи датско-шведских войн замок теряет боевое значение, и используется как большой амбар. А в XX столетии превращается в музей и один из главных символов шведской государственности. Расположенный на острове Кварнхольмен город становится одним из крупных провинциальных центров Шведского королевства, со своими памятниками, достопримечательностями и музеями.

Среди главных достопримечательностей Кальмара, помимо замка, нужно отметить в первую очередь построенный по проекту Никодемуса Тессина Старшего кафедральный собор. Он строился с 1660 по 1700 по образцу церкви Джезу в Риме и стал одним из самых ярких образцов шведского барокко. Украшенный многочисленными башенками, громадными резными волютами и каменными пилястрами, он гордо возвышается посреди площади Стурторгет, напоминая об эпохе шведского великодержавная, когда Швеция гордо именовала Балтийское море своим внутренним озером.


Кальмар

Об эпохе барокко напоминает и гораздо более скромная, по сравнению с собором, городская ратуша, выходящая на ту же Стурторгет.

Самым интересным памятником современной архитектуры считается в Кальмаре построенное в 2004–2008 гг. шведской дизайнерской фирмой Tham & Videgard Hansson Arkitekter кубическое здание Художественного музея, расположенное в городском парке, разбитом в 1877–1880 на деньги купца Юхана Ёнссона и славящемся экзотическими породами деревьев и кустарников.

Своеобразным символом города служат расположенные рядом с парком три деревянных дома, построенных, видимо, в конце XVIII в. и называющихся «Tripp, trapp, trull».

Ещё одним таким символом можно назвать высоченную (65 метров) водонапорную башню (Gamla vattentorn), построенную в конце XIX в. и ставшую высотной доминантой Кальмара.

Источник: club.silver-ring.ru

Кальмарский замок начал, по приказу Густава Вазы, перестраиваться из средневекового в 1547 г. (по другим данным, ещё в 1525). Работы вели мастера Якоб Рихтер (с 1553), Роланд Маккле (с 1559), Доминикус Пахр (в 1573-1602 гг,). Оценивается шведскими авторами как «наиболее завершённый и лучше сохранившийся из замков Вазы», «один из самых важных замков в северном регионе».


План в большей степени, нежели у Грипсхольмского замка, нерегулярен, будучи к тому же усложнённым окружающими стенами, валами и пушечными башнями. Зато эти дополнительные укрепления взяли на себя главные оборонные функции, что позволило придать собственно замку менее крепостной облик.

Традиционные круглые угловые башни дополнены прямоугольными выступами. Один из них, к которому сзади примыкает подобие башни с причудливым куполом, фонарём и флюгером, служит воротами.

Особую прелесть замку придают разновысотность объёмов и соседство башенных покрытий со щипцовыми завершениями.

В центре внутреннего двора  — сделанный Маккле колодец-фонтан в виде ярусного храмика с дорическими колоннами и фронтончиками.

Интерьеры замка сохранились в реставрации архитектора Э. В. Шоландера (1860-1862). Если капелла по характеру напоминает готические залы, то остальные помещения носят ренессансно-ордерный оттенок.

В так называемом «Рутзале»  низ стен отделан интарсией, обрамлённой, как и камины, строгими римскодорическими колоннами и антаблементом, включающим триглифы и метопы, кессонированы потолки.

Но всего замечательнее комната Эрика XIV, декорированная, возможно, не без личного участия этого художественно одарённого короля. Тут камин украшен кариатидами и маскаронами. Интарсия дополнена междуколонными нишами с раковинами в конхах, а сами колонны коринфские. Верхняя часть стены заполнена яркой динамичной росписью со сценой охоты. С этим соседствуют рельефные изображения животных и изящно переплетённых гирлянд.


Кальмарский замок швеция
Кальмарский замок
Кальмарский замок швеция
Кальмарский замок

Источник: architecturalidea.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.