Плакат был создан в самом начале войны, через несколько дней после вторжения немецких войск, в июне 1941 г. В те времена появлялось множество подобных агитационных плакатов и патриотических песен, призванных вдохновить людей на борьбу с врагом. Однако именно этот плакат стал самым популярным и узнаваемым.



Потомственный грузинский художник Ираклий Тоидзе на тот момент уже прославился как иллюстратор – он был автором рисунков к поэме «Витязь в тигровой шкуре». По его рассказам, он как раз работал над ними, когда 22 июня 1941 г. в комнату вбежала его жена, Тамара Тоидзе, с криком: «Война!». Рукой она инстинктивно указывала на распахнутую дверь, из-за которой доносились сообщения о начале войны Совинформбюро, переданные по уличному репродуктору. Этот жест вдохновил художника на создание плаката. «Стой так и не двигайся!» – попросил он тогда жену и тут же принялся делать наброски. Тамаре на тот момент было 37 лет, но выглядела она значительно моложе, и чтобы создать обобщенный образ матери, художник изобразил женщину старше прототипа.




Как утверждает сын художника, слова «Родина-мать» художник позаимствовал из произведения своего любимого поэта Андрея Белого. В сборнике его стихотворений Ираклий Тоидзе подчеркнул карандашом строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать».



Плакат был готов уже к концу месяца и размножен миллионными тиражами. Его расклеивали по всей стране – на вокзалах и сборных пунктах, на фабриках и заводах, на стенах и заборах. Идея плаката была настолько близка и понятна каждому, что солдаты носили его уменьшенные репродукции размером с почтовую открытку в нагрудных карманах своих гимнастерок, а если приходилось сдавать населенный пункт фашистам, бойцы, отступая, срывали плакаты «с мамой» и уносили с собой.



Сегодня некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу времени и обстоятельств создания этого плаката. Некоторые из них утверждают, что «Родина-мать» была создана еще до начала войны, а другие – что Тоидзе позаимствовал жест призыва к действиям не у своей жены, а у авторов уже существующих зарубежных агитационных плакатов на военную тематику. Третьи уверены в том, что приподнятая и отведенная назад рука – это характерный жест эмоциональных женщин-грузинок.



Как бы там ни было, сила воздействия «Родины-матери» была необыкновенной: плакат вдохновлял людей так же, как песня «Священная война».

яд ли это было бы возможно, если б художник создал всего лишь портрет своей жены. Образ действительно был собирательным, что подтверждает и сын художника: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…». Именно поэтому этот образ стал настоящим символом той эпохи и силы духа народа, поднявшегося на борьбу с фашизмом.



В военное время подобные плакаты поднимали боевой дух и служили идее сплочения народа во имя единой цели: 20 агитационных плакатов Великой Отечественной войны

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Родина-мать из коммуналки

22 июня 1941 года потомственный художник Ираклий Тоидзе работал над иллюстрациями к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Чтобы подхлестнуть воображение, художник купил шкуру уссурийского тигра и бросил её на диван, стоявший в проходе между комнатами. Каждый раз, проходя мимо шкуры, Ираклий Тоидзе бросал на неё взгляд и пытался представить образ рыцаря.

В тот день работа спорилась. Переодевшись после завтрака, художник отправился в мастерскую — соседнюю комнату в огромной коммуналке на Гоголевском бульваре, где кроме них обитало ещё пять семей. Одну из комнат, занимаемых семьёй Тоидзе, решено было оставить жилой, а вторую все единодушно отдали отцу семейства для работы.


Народный художник СССР Ираклий Тоидзе. 1966 г. Фото: РИА Новости/ Лев Иванов

Внезапно двери в мастерскую распахнулись. На пороге стояла супруга Ираклия Тоидзе Тамара. На её лице одна за другой сменялись эмоции — удивление, страх, боль, отчаяние… Тамара только что услышала, как по радио Вячеслав Молотов, народный комиссар иностранных дел СССР, сообщил: «Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление: сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…» Тамара жутко испугалась за детей и помчалась к супругу. «Война!» — выдохнула Тамара Фёдоровна. «Стой! Вот так и стой!» — скомандовал Ираклий Моисеевич. Так она и простояла несколько часов, вытянув одну руку вверх, другую опустив вниз, думая, что предпринять и как спасти семью. Руки затекали, но она продолжала стоять, пока муж рисовал сначала углём, потом красной гуашью.


К утру плакат был готов. С рисунка на зрителя смотрело лицо женщины — насупившееся, испуганное, но с надеждой, теплящейся где-то в глубине глаз. Женщина была обёрнута в красный флаг, в руках она держала листок с отпечатанной мелким шрифтом военной присягой: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников…»

Большими красными буквами на плакате горела надпись: «Родина-мать зовёт!» Родина-мать чем-то была похожа на Тамару Фёдоровну Тоидзе, в жилах которой, по словам их сына Александра, текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь. Правда, Ираклий Моисеевич всё-таки добавил плакатной женщине возраста. Реальной Тамаре Тоидзе тогда было 37 лет и, по словам её современников, выглядела она очень молодо и ухоженно, могла себе позволить одеваться за границей. Говорят, Тамара Фёдоровна была дружна с женой Лаврентия Берии Нино. Нино, видя, насколько привлекательна её подруга, старалась делать так, чтобы она никогда не попадалась на глаза её супругу.


На плакате «Родина-мать зовёт!» изображена жена художника Тамара Тоидзе. Коллаж АиФ

Через день был напечатан миллионный тираж плаката Тоидзе. На следующей неделе — дополнительные 5 миллионов. Огромная Родина-мать требовательно смотрела на отбывавших на фронт солдат на Таганской площади, копии плаката висели во всех городах страны — на домах, заборах, дверях, вагонах, в квартирах. Перепечатки плаката солдаты носили в кармане гимнастёрки вместе с иконкой Божией Матери. Сегодня оригинал работы Ираклия Тоидзе находится в Третьяковской галерее.


Правда, в постперестроечное время появилась другая версия создания этого плаката. Писатель и перебежчик Виктор Суворов в книге «День М» писал, что этот плакат нарисовали ещё в 1940 году вместе с другими агитками, которые были заранее переданы во все города СССР под грифом «Совершенно секретно» с приказом использовать их в назначенный час. Но родственники Ираклия Тоидзе напрочь отвергают это предположение.

Дойти до Берлина не смог

Ещё один знаменитый плакат с улыбающимся солдатиком, поправляющим свой сапог, и надписью «Дойдём до Берлина!» был создан в 1944 году художником Леонидом Головановым. Это был переломный момент войны. Наши гнали немцев обратно в Европу. Все устали, и свои, и враги. Но плакат призывал не останавливаться на достигнутом. Прототипом солдатика стал известный снайпер Василий Голосов. Правда, к тому моменту, когда весёлый солдатик был нарисован, Голосова уже не было в живых.

Бывший школьный завхоз, Голосов ушёл на войну в первые же дни. Современники вспоминали, что Голосов был уникальным стрелком-самоучкой, попадал в любую мишень. В 1942 году о бойце как о лучшем советском стрелке даже написала «Правда». После этого Голосову поручили подготовить снайперский взвод, который он впоследствии и возглавил.


Снайпер Василий Голосов стал прототипом солдата на плакате «Дойдём до Берлина». Коллаж АиФ

Говорят, Вася Голосов настолько опостылел фашистам, что те даже выпустили свои листовки, в которых обещали награду за его голову. На Васю началась настоящая охота. И вот однажды немецкая снайперская пуля всё-таки угодила ему в голову. Ранение оказалось несмертельным, но глаз был задет. Ценного бойца тут же увезли на операцию. Спустя недолгое время, когда стало ясно, что профессиональные качества Голосова даже несмотря на ранение не пострадали, Василия снова отправили на фронт.

В 1943-м число уничтоженных Василием фашистов близилось к 500. Голосов к этому времени стал кумиром тысяч солдат, носил ордена Отечественной войны, Красной Звезды и Красного Знамени. И вместе со всеми продвигался к Берлину. Но в августе 1943-го в Харьковской области Василий Голосов был убит осколком снаряда. А в октябре этого же года ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

После выхода в свет плаката «Дойдём до Берлина!» художник Леонид Голованов создал ещё одно произведение с Василием Голосовым. Здесь герой уже стоит на фоне стены Рейхстага, позади него приклеен плакат «Дойдём до Берлина!» а рядом красуется надпись: «Дошли!»

Кто же записался добровольцем?


Один из самых ранних и самых известных советских плакатов «Ты записался добровольцем?», который призывал вступать в ряды Красной армии, сегодня вызывает у исследователей неоднозначную реакцию. Говорили, что художник Дмитрий Моор срисовал красноармейца, указывающего на своих зрителей, с себя. И действительно, лицо солдата очень похоже на лицо самого художника.

Но есть версия, что в композиции этого плаката авторским является только облик солдата. В остальном же Дмитрий Моор якобы скопировал идею у Джеймса Монтгомери Флэгга, создавшего во время Первой мировой войны знаменитую рисованную агитку с изображением Дяди Сэма, указывающего своим скрюченным пальцем на зрителя с призывом: «I want you for U.S. Army» («Жду тебя в американской армии». — Ред.).

Другая версия «плагиата» такова: Дмитрий Моор взял идею для своего красного бойца у агитационного плаката белогвардейцев «Отчего вы не в армии?», на котором также солдат указывает пальцем на своих зрителей.


акат этот был создан не позднее 1919 г., а мооровский появился только в 1920-м. Как бы то ни было, произведение Дмитрия Моора с чертами его лица и некоторой долей возможного плагиата стало одной из самых известных и действенных агиток коммунистического государства.

Дмитрий Моор срисовывал красноармейца с себя. Коллаж АиФ

Источник: aif.ru

Как нарисовать Скульптуру карандашом поэтапно

Шаг первый. Тебе понадобится один лист бумаги А4. Установи его вертикально как при изображении портретов. Возьми простой твердый карандаш 2Н. В центре листа сделай круг для головы и набросай очертания платья. Как нарисовать родину мать Шаг второй. Рисуем позу, в которой стоит скульптура Родина-мать. Грудь у нее ого. Видимо, скульптор очень любил родину. Как нарисовать родину мать Шаг третий. Добавляем складки на одежде. Как нарисовать родину мать Шаг четвертый. И тени: Как нарисовать родину мать Рекомендую еще нарисовать:


  1. Сфинкса;
  2. Памятник;
  3. Статую;

Как нарисовать «Вечный огонь»

Как нарисовать родину мать

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Памятник с «Вечным огнем» есть практически в каждом городе и поселке страны. Выглядит он в виде пятиконечной звезды, где в центре расположен факел с круглосуточно горящим пламенем. «Вечный огонь» символ долгой памяти погибших героев, сложивших головы в Великой войне с фашизмом. Это каждодневное напоминание, что мы не должны допустить повторение тех трагических событий.

Рисовать такой объект по памяти весьма сложно, поэтому лучше воспользоваться поэтапным уроком сегодняшнего мастер-класса.

Необходимые материалы:

  • обычный карандаш для наброска рисунка;
  • ластик;
  • лист;
  • цветные карандаши.

Источник: glazeandcoffee.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.