Еврейский квартал занимает небольшую площадь Праги, известнаую как Йозефов (названная в честь императора Иосифа II, реформы которого помогли улучшить условия жизни для евреев, Еврейский квартал содержит остатки бывшего еврейского гетто Праги), между Старой Городской площадью и рекой Влтавой. Вот две фигуры синонимичные с этой частью города, Франц Кафка (1883 – 1924) и мистический гомункул Голем, созданный Jehuda ben Bezalel, также известный как Rabi Löw (раввин Лёв).

Большую часть квартала Йозефов можно обойти за один день, но для подробного исследования потребуется больше времени. Еврейское кладбище, Староновая Синагога, Клаусова Синагога  и Пинкасова синагога— определенно интереснейшие достопримечательности. Входная плата для осмотра большинства достопримечательностей квартала Йозефов находится в пределах от 200 CZK.

Синагога в еврейском квартале


История квартала относится ко времени XI столетия.

Евреи того времени процветали и сосуществовали в относительном мире со своими соседями, однако, крестовые походы XI столетия принесли ухудшение этих отношений. В то время, по пути к Святой земле, участники крестовых уничтожили чешских евреев и грабили их имущество, те, кто выжили, были насильственно обращены в Христианство.

В этот период несколько существенных ограничений были наложены на оставшиеся еврейские сообщества. Их синагоги были сожжены дотла, их гражданские права были строго ограничены, и они были вынуждены построить свое поселение на правом берегу Влтавы с ограничением их передвижения. Это было началом того, что позже стало известным как еврейское гетто, район, который сегодня часто посещается туристами. В 1254 году район был окружён стеной, после декрета третьего Совета Латеран.

Гетто было научным центром с собственной Талмудической школой и еврейским печатным изданием. Хотя евреи Праги регулярно подвергались дискриминации и преследованиям, богатые представители общины, такие как Мордехай Майзел в XVI столетии, добились привилегий для гетто, передав своё богатство в распоряжении имперского казначейства.

В 1784 году император Иосиф II снял ряд ограничений, и в 1849 году, квартал  был включен в состав города, и получил название Йозефов. Большинство трущоб гетто было уничтожено в конце XIX столетия. После этого осталась только небольшая часть оригинального гетто – сегодняшний еврейский квартал  Йозефов.


 Из многих гонений, пережитых евреями за столетия, нацистская эра имела самый разрушительный эффект.

 В это время диаспора насчитывала приблизительно 56 000 евреев, проживающих в одной только Праге. Только 10% всего еврейского населения страны пережили немецкую оккупацию. Большинство были отправлены в лагерь для военнопленных в Terezin (в 60 км к северо-западу от Праги), который сегодня является мемориальным музеем и открыт для общественности. Гитлер запланировал музей в Йозефов, как памятник истории «вымершей» еврейской расы. Как ни странно, это гарантировало сохранение сокровищ и обстановки, конфискованной из синагог за всю историю Богемии и Моравии.

Размер еврейской общины в Чешской Республике и Праге составляет сегодня приблизительно 1 000 человек.

Бывшая когда-то одной из самых многочисленных еврейских общин в Европе, она теперь среди самых маленьких. История чешских евреев уникальна и трагична, оставляя доказательство их исторического значения для этой части Европы.

Начиная с краха коммунизма, синагоги старого города, пережили как бы повторное пробуждение, и новая деятельность местных еврейских сообществ неуклонно растёт. Были сформированы несколько еврейских организаций, здания отремонтированы и вновь открылись кошерные рестораны. Знак на возвращение людей.


Еврейский квартал (Йозефов) 03

Пражское гетто

Здесь есть семь синагог — остатки старого поселения, еврейская Ратуша и Старое еврейское кладбище, самые известные в Европе. Для посещения главных достопримечательностей Йозефова можно приобрести единый билет. Билет стоит 480 CZK, включая посещение Староновой Синагоги или 300 CZK без неё. Рекомендация: не посещайте музеи и синагоги Йозефов по субботам, так как суббота у евреев  день отдыха и они закрыты.

Клаусова синагога – 1680 год, еврейские традиции и обычаи.

Испанская синагога — история евреев до наших дней

Пинкасова синагога — основана в 1475 году.  Мемориал жертв нацизма

Майзелова синагога  — история евреев в Богемии и Моравии

Бывший Церемониальный Зал — еврейские традиции и обычаи (здание в стиле барокко с отличительным зеленым шпилем)

Юбилейная синагога — новая и крупнейшая синагога в Праге

Старое еврейское Кладбище – одно из старейших в Европе, с могилой раввина Лёва.

Староновая синагога — раннее Готическое здание XIII столетия (самая старая синагога в Европе)

Синагога в Йозефов


Тайны еврейского квартала

Рассказы, легенды и другие тайны собраны вокруг очень многих мест в Праге. Одна из самых интересных о Големе (в еврейском фольклоре глиняная фигура, наделяемая жизнью с помощью магической процедуры). Сказано, что на чердаке Староновой Синагоги, скрыт Голем — могущественная, сделанная из глины фигура, которая была, согласно легенде, создана раввином Лёвом, чтобы защитить еврейский Город. Голем неразрывно связан с таинственной атмосферой старой Праги.

Еврейский квартал (Йозефов)

Jerusalem Kosher Restaurant

Исключительно кошерный ресторан L’mehadrin Dairy в старом Еврейском квартале Праги Йозефов, в 100 м от Староновой Синагоги. Местоположение: Брехова 5, 110 00 Прага 1. Часы работы: 8:00 — 23:00.

Источник: pragueguidebook.ru

Район Праги: Йозефов

Йозефов (до 1850 г. — Еврейский город) — это маленький район Праги, площадью всего около 9 га, который расположен между Карловым мостом и Староместской площадью. В период расцвета пражское гетто было самой большой еврейской общиной Европы. В этой части города 17 улиц, которые могут гордиться не только жемчужинами еврейской архитектуры, но и мифами, легендами и даже духами, которых, как говорят, можно встретить и в наше время.


Точное время возникновения Еврейского города неизвестно, но первое письменное упоминание относится к 1096 г., когда здесь начинают собираться жители недалеких еврейских поселений, опустошенных во время перехода войск крестоносцев через Прагу.

Йозефов в праге
Jewish Encyclopedia (1901-1906). Image on Public Domain

История Йозефов

В XIII в. Еврейский город из-за политики сегрегации иудеев приобрел характер гетто, что привело к отделению политической и духовно-культурной жизни района от остальной Чехии. Несмотря на это местное население процветало, занимаясь торговлей и предоставлением кредитов, в том числе и пражским правителям. В качестве благодарности за кредиты, королевским каменщикам было приказано построить в Еврейском городе Староновую синагогу, которая является одной из самых старших в Европе. Для того, чтобы беречь свое имущество, евреи начали строить каменные стены вокруг гетто. Но и это не помогло предотвратить кровавый погром на Пасху 1398 г., когда католики выжгли гетто, разграбили его и уничтожили большинство его обитателей.


Лучшие времена для обитателей пражского гетто настали после прихода к власти Рудольфа II (1552-1612), который подтвердил привилегии евреев и установил, что споры между католиками и иудаистами будет решать только королевский суд. Благоприятная правовая обстановка способствовала быстрому хозяйственному развитию, росту численности населения и расцвету культуры. В это время были построены Еврейская ратуша, Высокая и Майзелова синагоги.

Переселение

Положение иудаистов радикально ухудшилось в 1744 г., когда дочь Карла VI, Мария Терезия, выгнала евреев не только из гетто, но и из всей страны, обвинив их в сотрудничестве с вражеской армией во время Прусской войны и оккупации. Изгнание закончилось спустя несколько лет из-за хозяйственного упадка в стране. Евреям разрешили вернуться, но наложили на них так называемую дань терпимости. Кроме того, обитатели гетто должны были носить на одежде специальный знак позора – желтый круг.

Приход к власти Йозефа II улучшило положение евреев, который уравнял их в правах с остальным населением и разрешил переезжать за пределы гетто. В сер. XIX в. гетто было отменено и Еврейский город стал частью Праги, которую назвали Йозефов в честь правителя.

Переселение богатых семей из гетто способствовало его упадку и постепенно превратило процветающий квартал в трущобы, где селились бедняки со всей Праги. Отсутствие канализации, плохая вода, перенаселенность вызывали частые эпидемии среди населения. К тому же, неухоженные, обветшавшие дома, узкие, темные, грязные улицы прямо в центре Праги не нравились властям столицы. Поэтому на рубеже 19-20 веков, было принято решение о сносе и перестройке Йозефова по образцу Вены и Парижа.


Йозефов в праге
Autor: Heinrich Eckert (1833–1905). Public Domain Photo.

Во время Второй мировой войны, Йозефов превращается в хранилище конфискованного имущества евреев, отправленных в концлагеря. Впоследствии большинство предметов становится собственностью Еврейского музея, коллекции которого за годы войны увеличиваются до 200 000 экспонатов. На сегодняшний день это второй по величине Еврейский музей в мире.

Легенды и духи Еврейского города Праги Йозефова

Дух Блуждающего Капеллана

Говорят, ночью на улицах бывшего гетто часто можно встретить привидения. Например, дух Блуждающего Капеллана…

Когда-то один еврей изменил своей вере и стал служить капелланом в соборе Святого Вита. Но перед смертью возжелал быть похоронным на старом еврейском кладбище, возле могилы еврейской девушки, которую когда-то очень любил. За его предательство и переход в католическую веру, каждый вечер, точно в 11 часов, его дух встает из гроба и быстро бежит на набережную Влтавы, где его ждет Скелет с лодкой. Они вместе переправляются на Малую страну и спешат в костел. Здесь капеллан в течении двух часов играет на органе тоскливые песни, а Скелет нагнетает воздух мехами. Ровно в час пополуночи оба отправляются обратно, и капеллан возвращается в свою могилу.


Зловещая история о Танцующей Еврейке

Эта девушка когда-то являлась труженицей необузданного публичного дома «У 10 девственниц», клиентами которого были, в основном, богатые торговцы. Однажды в Страстную пятницу, когда весь католический мир вспоминал и горевал о своем Спасителе, здесь началась дикая вакханалия. Больше всех веселилась одна девушка, прекрасная еврейка, которая пела, танцевала и смеялась, когда вдруг вошла фигура в капюшоне и выгнала её плетью на улицу со словами: «Танцуй, безбожница, до самого Судного дня!» Прокляла девушку и исчезла. А несчастный дух еврейки танцует на улицах Йозефова и сейчас, говорят, что она может затанцевать молодого парня, попавшего ей в объятия, до смерти…

Легенды о раввине Йегуде Лве Бен Бецалеле

Не менее интересны и легенды старого Еврейского города. Многие из них связаны с одним из самых знаменитых раввинов, которого звали Йегуда Лев Бен Бецалель. Именно он сотворил когда-то глиняного силача Голема для защиты евреев и вдохнул в него жизнь. Эта легенда широко известна, расскажем о менее знаменитых…


Однажды в гетто начался мор среди детей. Жители говорили, что это божья кара, но никто не знал за что и как вымолить прощение. Каждую ночь мертвые дети вставали из гробов, но не хотели ни с кем разговаривать. Раввин Лев поручил своему ученику, чтобы он отобрал у ребенка саван. Ребенок не мог вернуться в могилу без савана и ему пришлось ответить, почему начался мор… Причина была в том, что кто в гетто живут безнравственно. Малыш назвал четверых людей, которых наказали и мор прекратился.

Йозефов в Праге как добраться?

Еврейский квартал «Йозефов» в Праге находится 127 км от Карловых Вар (приблизительно 1 час 45 минут езды автомобилем).
Если у Вас нет собственного авто — мы Вам рекомендуем взять автомобиль в аренду. Здесь Вы можете выбрать самую подходящую для Вас машину.

Источник: infogid.cz

Староновая синагога

Она датируется концом XIII века и является одним из самых старых зданий Праги. Здание выстроено в стиле ранней готики. Это легко можно понять по характерному зубчатому фронтону. Этим здание напоминает, например, собор святого Иоанна в Варшаве.

Внутренний объём состоит из двух нефов, перекрывается шестью парусами нервюрных сводов и опирается на два мощных столба.

В стене есть тайник для хранения Торы (первых пяти книг Библии, авторство которых приписывается Моисею). На втором этаже синагоги, по легендам, хранится тело известного голема.


Происхождение её названия достаточно прозрачно. На момент постройки в 1270 году она носила название Большой или Новой. Но с годами строились другие синагоги, по сравнению с которыми она была уже Старой. Так и получилась Староновая (Staronová synagoga).

Построили её королевские каменщики, как и Анежский монастырь по-соседству.

Легенда о строительстве Староновой синагоги

Когда евреи решали, где заложить синагогу, то долго не могли определиться с местом. Но однажды дети во время игры обнаружили камни, как будто образующие фундамент.

Тогда раввин вспомнил об одном предании, которое когда-то кто-то прочёл в книге. По нему получалось, что эти камни когда-то были в кладке Иерусалимского храма. А после его разрушения ангелы по Влтаве доставили их сюда, на место будущего Йозефова.

Раввин осмотрел найденные камни и подтвердил, что это те самые. Конечно же, их решили использовать для фундамента будущей Староновой синагоги. Впрочем, тогда она должна была называться просто Новой.

Раввин сказал, что свод здания должен стоять на двух колоннах, а в само помещение от входа должно вести девять ступеней вниз. Если выполнить эти условия, что синагога будет неподвластна ни огню, ни воде, ни грабежу.

Эти условия выполнили. Синагога стоит до сих пор.

Староновая синагога самая сакрализированная из всех в Йозефове. Поэтому с ней и связывают большое количество преданий и легенд. Может быть ещё и потому, что раввинами в ней были крупные учёные — рэби Лёв, Эзехиэль Ландау.

Статуя Моисея Франтишека Билека

Статуя Моисея находится в скверике около Староновой синагоги на Парижской улице.

Такую странную скульптуру Моисея создал Франтишек Билек в 1905 году. По замыслу автора, пророк записывает в книгу имя Адам (читай: человечества). Таким образом берёт за него ответственность на себя и обещает привести в Землю Обетованную. Неестественная странность позы Моисея для меня остаётся необъяснимой.

Однако википедия говорит, что страстным почитателем творчества Франтишека Билека был Франц Кафка. Что ж, оба были модернистами и оба жили в таком мистическом городе, как Прага.

Долгое время статуя стояла во дворе дома скульптора, и лишь в 1937 году её поставили в этом скверике. Во время фашисткой оккупации Моисея расплавили, однако у Франтишека Билека сохранилась гипсовая модель. В 1947 году статую по ней восстановили и поставили на прежнее место.

Доходный дом

Через проулок Červená от Староновой синагоги находятся три примечательных здания. Первое из них самое броское даже на фоне остальной помпезности Парижской улицы, но про него и меньше всего есть, что рассказывать. Это просто доходный дом 1907 года постройки в стиле модерна и национального романтизма. Архитекторами были Рихард Кленка и Франтишек Вейр. На первом этаже здание находится ресторан с предсказуемым названием «У старой синагоги».

Высокая синагога

Она находится на том же пятачке, что и Ратуша со Староновой синагогой, и в целом повторяет стиль Староновой.

Своё название получила из-за того, что молельный зал находится на втором этаже и пройти к нему можно только через помещения ратуши. На первом же этаже находится Зал Заседаний еврейской общины. Считается, что зал первого этажа использовался и для заседаний суда. Кстати, другое её название — Ратушная.

Синагогу строили по проекту итальянца Панкрацио Родера в 1568 году, а помогал ему чех-каменщик Рада. Деньги на постройку выделил знаменитый мэр Йозефова Мордехай Майзел.

По другой версии Высокая синагога (Vysoká synagoga) так называется, потому что в ней заседал суд раввинов и потому что она предназначалась для членов еврейской пражской общины.

Еврейская ратуша

Одновременно с Высокой синагогой Панкрацио Родер строил и ратушу. Деньги на её строительство тоже выделил Мордехай Майзел. Закончил ратушу Родер в 1586 году.

Сейчас самой примечательной деталью ратуши является башенка. Привилегию её постройки мэрия получила в 1648 году от короля Фердинанда III за помощь в обороне Карлова Моста от шведов. В память об этом башенка напоминает шляпу шведского солдата того времени.

Высота ратуши вместе со шпилем башенки составляет 27,5 м.

Обратите внимание на часы. Двое, которые расположены на самой башенке, вполне стандартны. Интересны третьи, расположенные на щипце здания. Во-первых, вместо привычных нам цифр на циферблате изображены буквы иврита. Во-вторых, они идут в обратную сторону! Такой странный механизм принято объяснять тем, что на иврите читают справа налево.

Такие уникальные часы изготовил в 1764 году пражский королевский часовщик Себастьян Ландесбергер.

В 1757 году в ратуше случился пожар, и архитектор Иозеф Шлессинджер перестроил её в барочном стиле. Наконец, последнюю реконструкцию ратуша пережила в начале XX века и получила свой нынешний облик в стиле рококо.

Дальше переулок Červená переходит в улицу U starého hřbitova (У старого кладбища). Это настоящая средневековая улица как по названию, так и по изогнутости. Если посмотреть на карту, то вы увидите, как она изгибается по форме подковы.

Улица U starého hřbitova примечательна сувенирными рядами, где можно купить туристическую атрибутику на еврейскую тему. Например, фигурками големов. В конце же находятся Клаусова синагога и Обрядный зал.

Клаусова синагога

Раньше здесь, на окраине кладбище стояли три дома. Их построил в 1880 году Майзел для ритуальных омовений и талмудической школы рабби Лева. Их называли «клаусами» от латинского слова claustrum — маленькое здание. В конце XVII века дома сгорели, и на их месте построили нынешнюю Клаусову синагогу (Klausová synagoga), ставшая второй по главенству в Йозефове.

Сейчас в ней размещается Государственный еврейский музей.

Обрядовый зал

Совсем рядом с Клаусовой синагогой располагается Обрядовый зал (Obřadní síň). Это здание совсем молодое, начала XX века, выстроено в неороманском стиле. Точнее его построили в 1906-1908 годах по проекту Я. Герстеля и А. Габриэля. Изначально в подвале здания находился морг, на первом этаже — зал для омовения мёртвых, на втором — «Похоронное братство». В таком виде здание профункционировало только до Первой Мировой войны, уже в 1926 году «Похоронное братство» продало его Еврейскому музею Праги.

Для строительства использовался известняк.

Между Клаусовой синагогой и Обрядовым зданием находится вход на кладбище.

Старое еврейское кладбище

Одним из самых живописных кладбищ в мире безусловно является Старое еврейское кладбище (Starý židovský hřbitov). Покосившиеся надгробные плиты запоминаются надолго. Очень повезёт, если вы окажетесь на кладбище одни. Атмосфера будет правильной.

Плиты просто нагромождены друг на друга. Создаётся впечатление, будто бы они умеют расти подобно коралловым атоллам. Если присмотреться, то можно заметить, что более старые надгробия вытесаны из песчаника, а более новые — из белого и розового мрамора.

Первое захоронение здесь зафиксировано в 1439 году (Авигдора Кара). Причем несколько надгробий было перенесено с более старого кладбища из Нового Города. Это, между прочим, стандартная практика при открытии кладбища. Просто мы стараемся не думать о таких печальных делах и не поэтому не знаем факты о них. Последняя могила датируется 1787 годом (Моисей Бек).

Всего тут находится около двенадцати тысяч могил. Как они уместились тут? В отличие от современности старые еврейские обычаи запрещали раскапывать старые могилы, а потому их просто насыпали поверх. В некоторых местах насчитывается до двенадцати погребальных слоёв. Могильные плиты при этом не закапывались, а переносились на верхний слой. Так росла эта причудливая и диковатая пейзажность кладбища.

Тут похоронен Иегуда бен Бецалел, более известный как рабби Лёв. Легенды приписывают ему сотворение голема.

Пинкасова синагога

С другой стороны от кладбища, на Широкой улице, стоит Пинкасова синагога (Pinkasova synagoga), сочетающая черты готики и ренессанса. Её построили за 1519-35 годы на средства Аарона Мешулама Горовитца.

Сейчас одна представляет собой один из самых пронзительных памятников Холокоста. Все стены исписаны именами погибших в той резне евреев. Всего имён насчитывает около 80 000, и все они написаны вручную. Официальное название — Мемориал чешских и моравских жертв шоа. (Шоа (השׁוֹאָה‏‎) переводится с иврита как бедствие, катастрофа.)

Градус добавляет выставка «Детские рисунки из Терезина».  То есть детей из концлагеря 1942-44 годов, располагавшемся в этом чешском городке.

Майзелова улица

Почти параллельно Парижской улице идёт Майзелова улица (Maiselova ulice), но начинается она уже не от Староместской площади, а он площади Франца Кафки и заканчивается вместе со сквером при Староновой синагоге.

Своё название получила в честь Мордехая Майзела, финансиста при Рудольфе II, меценате и примасе еврейской общины. До перепланировки гетто тут были три отдельные улицы. Южная называлась Золотой (Zlatа) из-за ювелирных мастерских. Средняя носила название Раввинской (Rabínskа) по нескольким синагогам, находящимся на ней. Северная — Велодворской (Velkodvorská) по одноимённой синагоге.

Майзелова синагога

Параллельно Парижской улице проходит Майзелова улица. На ней-то и стоит Майзелова синагога, построенная в 1590-1592 годах Иудой Гольдшмидом де Герцем. Наверное, она самая красивая после Староновой. Она была семейной синагогой Мордехая Майзеля, богатого финансиста, который жил за счёт ссуд, выдаваемых императору Рудольфу II.

В 1689 году в гетто произошёл пожар, повредивший практически весь квартал, и Майзел занимался восстановлением и гетто, и синагоги. В 1892-1905 её перестроили в неоготическом стиле.

Испанская синагога

Эта Испанская синагога (Španělská synagoga) является самой молодой из всех, расположенных в Йозефове. Построили её как раз во время реконструкции еврейского квартала. Причём на месте другой, самой старой синагоги, которая называлась Альтшуль («Старая школа» в переводе с немецкого и идиш).

Архитекторами выступили Войтех Игнац Ульман и Йосеф Никлас. Они выстроили здание в неомавританском стиле в подражание Альгамбре. Этот стиль заключался в представлении о том, как должна была выглядеть архитектура на территории современных Испании и Португалии, когда ими владели арабы-мавры.

Почему-то все тогдашние синагоги строили в неомавританском стиле. Более того, многими этот стиль воспринимался, как стиль синагог. Эпоха модерна всё ещё испытывала влияние Востока.

Но в данном конкретном случае стиль оправдан, так как и синагога, и Старая школа до неё служили пристанищем для евреев-сефардов, который изгнала Изабелла Кастильская.

Другие достопримечательности Праги

Источник: trip2trip.ru

Одним из исторических районов Праги, явно выделяющихся из ряда остальных как историей, так и культурой, является так называемое «Жидовское место» (Židovské Město), что в переводе с чешского означает Еврейский город. В Праге по поверьям евреи начали селиться еще в XX веке, приезжая сначала в город ради торговли. Со временем они здесь пустили корни и заняли значительную территорию столицы.

Квартал Йозефов в Праге — история

Еврейский квартал в Праге – это осколок самой большой еврейской общины в Европе. В XIII столетии в Старо Месте появился анклав гонимых евреев. В XVIII веке указ императора уровнял их в правах с горожанами. Благодарные правителю, жители гетто стали называть Еврейский город районом Йозефа.

Йозефов в Праге отзыв и пеший маршрут

Конец XIX века превратил его в трущобы с пороками и болезнями. Люди жили в прямом смысле «друг на друге», основным из способов заработать была скупка никому ненужного барахла и дальнейшая его перепродажа за гроши. Популярны здесь были и публичные дома, куда забредали в поисках развлечений праведные католики из Праги — в то время Йозефов отделялся от остального города высоким забором.

Еврейский квартал Прага часы работы

Канализации в Еврейском квартале не было, все нечистоты из домов стекали в канавы, из-за чего район был буквально «зоной заражения», неся опасность всему благочестивому народу остальной Праги. В конце концов городской Муниципалитет провёл реконструкцию, и грязные дома сменились роскошными декорированными зданиями.

Еврейский квартал в Праге как добраться

Во времена Второй мировой нацистами тут был развёрнут «Музей исчезнувшей расы». В наше время в Йозефе не осталось ровным счетом ничего от той атмосферы, что царила здесь в былые времена.

Основные достопримечательности Еврейского квартала

С большим трудом в районе были сохранены только несколько значимых еврейских реликвий. Расскажу о них подробнее.

Староновая синагога

Староновая синагога является самой старой действующей реликвией в мире. Она окутана мифами, один из которых утверждает, что в её основе лежат камни разрушенного Иерусалимского храма. Тут нёс службу рабби Лёв, изготовивший глиняного Голема, чьи останки таят её недра.

Прага Йозефов квартал синагоги

Легенда о Големе — одна из самых известных средневековых историй Праги. Она до сих пор лежит в преданиях Еврейского квартала, которые гласят о страшном великане из глины, созданным раввином и оживавшем для выполнения приказов хозяина при помощи специальных молитв-заговоров.

Еврейская ратуша

Справа от Староновой синагоги на фото выше видно серое здание — это Еврейская ратуша, построенная еще в XVII веке.

Еврейская ратуша в Праге

Она в первую очередь любопытна необычными часами с обратным ходом стрелок и остроконечной башней со звездой Давида.

Старое еврейское кладбище

Старое еврейское кладбище служило последним убежищем евреям до 1787 года. Здесь сохранилось надгробие Иегуды бен Бецалеля, создавшего монстра из глины. Старинная легенда гласит, что раввином была слеплена гигантская глиняная фигура, оживляемая, если его народу грозила беда.

Еврейский квартал в Праге на карте

Кладбище состоит из нескольких слоев — в некоторых местах их количество достигает пятнадцати! То есть, сначала были первые захоронения, затем новый уровень могил и такая вот «многоэтажка» получилась. Именно поэтому кладбище находится как бы на высоте, над крышами сувенирных лавочек.

Наверное, евреи хоронили бы здесь своих соплеменников и дальше, если бы не запрет императора на захоронения в городской черте из-за риска заражения чумой. Именно после этого указа появилось знаменитое Ольшанское кладбище, которое в настоящее время занимает огромную территорию города.

Клаусова синагога

Прямо по курсу вдоль лавочек с сувенирами путь лежит к Клаусовой синагоге, построенной в стиле барокко в XVII веке.

Клаусова синагога Прага еврейский квартал

Выглядит она как небольшой домик, но в свое время эта синагога была второй по величине в Еврейском городе.

Еврейский квартал в Праге что посмотреть

Ее отличает величественность и степенность. Сегодня она хранит традиционные экспонаты, т.к. в здании расположен Еврейский музей.

Майзелова синагога

Майзелова синагога XVI столетия – создание Марека Мордехаема Мойзеля, справедливого и щедрого богача.

Прага синагоги еврейского квартала

После пожаров разных времен она достраивалась и реконструировалась, а в наши дни является одной из самых ярких и впечатляющих достопримечательностей квартала.

Дом Кафки

Гетто стало местом рождения Франца Кафки. Как и остальные дряхлые домишки квартала, родной дом писателя снесли, а новое здание содержит памятную доску с портретом литератора. Необычный памятник оригинальному автору стоит на бывшей границе, разделявшей Еврейский квартал и мир христиан, возле собора Св.Николая на нынешней площади Кафки.

Еврейский город в Праге и дом Кафки

Миша здесь под табличкой на фото всматривается в телефон, потому что ему пишет в телеграме сам… Франц Кафка! 🙂 И даже письмо мы получили от этого знаменитого чешского писателя.

Еврейский квартал в Праге история и достопримечательности

Это мы проходили мега-интересную квест-экскурсию по Праге. В письме содержатся истории, задания и загадки. Идеальный формат для знакомства с городом!

Экскурсия по еврейскому кварталу в Праге отзыв

Обошлась нам такая экскурсия всего в 21€ за меня, а детям бесплатно. Мы отлично провели 2.5 часа в увлекательных поисках самых интересных мест чешской столицы, изучили многое вдоль и поперек. Рекомендую!

Парижская улица

Главный торговый променад длиною полкилометра, ведущий от Староместской площади в Еврейский квартал называется Pařížská ulice.

Прага Парижская улица магазины

Помимо созерцания величественных зданий, туристы любят ее за многочисленные бутики ведущих мировых марок, от которых глаза разбегаются — Dolce&Gabbana, Prada, Christian Louboutin, Fendi, Tiffany & Co., Gucci, Cartier, Dior и даже автосалон Rolls-Royce.

Сколько стоит посетить Еврейский квартал в Праге

Прогулка среди роскошных особняков, которые мало отражают атмосферу настоящего гетто, абсолютно бесплатна. Заплатить придется только за посещение синагог и кладбища.

Вот цены на билеты (взрослый/детский и льготный):

  • Общий входной билет во все синагоги, музеи и на старое еврейское кладбище — 500/350 крон;
  • Общий билет, за исключением посещения Староновой синагоги — 350/250 крон;
  • Билет только в Старонову синагогу — 200/140 крон.

В другие синагоги Еврейского квартала отдельного билета не предусмотрено. Для владельцев пражской карты, а также для детей до 6 лет, вход везде бесплатный.

Цены, как видно, не самые гуманные. И я искренне не понимаю почему посетить несколько синагог стоит дороже, чем Пражский град. В общем, данные достопримечательности исключительно на любителя и толстый кошелек ИМХО.

Пеший маршрут по кварталу Йозефов на карте

Ниже на карте желтыми метками я отметила все перечисленные в статье достопримечательности Еврейского квартала, а также проложила маршрут, охватывающий самые значимые места.

При необходимости карту можно увеличивать и уменьшать, а еще почитать подробности отмеченных мест, нажимая на метки.

Как добраться до Еврейского квартала в Праге

Удобно посещать Йозефов в Праге совместно со Староместской площадью, потому что именно от нее начинается Парижская улица, ведущая в Еврейский квартал.

Либо можно наоборот приехать на станцию метро Staroměstská, что на зеленой ветке, и осмотреть сначала Еврейский квартал (на карте с маршрутом выше видно, что он находится рядом — начать в этом случае можно с точки D), а затем по Парижской улице пройти до Староместской площади (до точки I).

Рядом со станцией метро находятся и одноименные трамвайные остановки, т.е. если использовать данный вид транспорта, то тоже удобно доезжать до Staroměstská.

Еврейский город в Праге без проблем можно осмотреть самостоятельно, тем более с моим готовым пешим маршрутом. Конечно, жаль, что в нем мало чего осталось от той колоритной атмосферы, что царила здесь в прошлом, но влияние времени и прогресс повсюду вносят свои коррективы.

Источник: altermama.ru

Маршрут пешеходной экскурсии по Йозефову

Наш маршрут начинается на площади Яна Палаха (Náměstí Jana Palacha) от здания главного концертного зала Праги — Рудольфинума. На округлой балюстраде размещены статуи выдающихся деятелей чешского, австрийского и немецкого искусства. Местная легенда гласит, что во время нацистской оккупации Праги было приказано уничтожить статую Ф. Мендельсона из-за его еврейского происхождения. Солдаты, не знавшие как выглядит композитор, убрали статую Р. Вагнера и тем самым чуть не навлекли на себя гнев фюрера, так как этого композитора он очень любил. К их счастью, исполнители приказа вовремя заметили ошибку и статую Вагнера вернули на место. Эта нелепица дала время, чтоб успеть спрятать статую Мендельсона и сохранить полную коллекцию для будущих поколений.

В здании Рудольфинума действуют два превосходных концертных зала: большой зал им. Дворжака и камерный зал им. Сука, а также художественная галерея. Напротив Рудольфинума на углу улиц Широкой (Siroka) и 17 ноября (17. Listopadu) возвышается здание Музея прикладного искусства. Музей был основан в 1885 г. Нынешнее здание было построено в стиле неоренессанс по проекту Й. Шульца в 1901 г. В музее есть несколько постоянных экспозиций, главная из которых называется «Рождённые в огне». В ней представлены одна из самых больших коллекций знаменитого чешского стекла и разнообразные изделия из фарфора и керамики. В музее также можно увидеть образцы одежды разных эпох, гобелены, кружева, секретеры, шкафы и столы эпохи Ренессанса, часы работы Эразма Хабермеля, придворного часовщика Рудольфа II.

Выйдя из здания музея и свернув на улицу Широкая (Siroka), неожиданно сталкиваешься со стеной, возвышающейся на левой стороне улицы. Она окружает Старое еврейское кладбище, которое более трёхсот лет было единственным местом захоронения пражских евреев. На кладбище 12 тыс. надгробий, но захоронений здесь гораздо больше. По мере того, как кладбище заполнялось, сверху насыпали новый слой земли, в нём продолжали хоронить, а прежние надгробия переносили выше. Поэтому, по подсчётам учёных, здесь покоится не менее 40 тыс. человек. Последнее захоронение было произведено в 1787 г. и принадлежит Мозесу Беку. Пожалуй, самая посещаемая — это могила раввина Лева (1520-1609). Согласно легенде раввину были подвластны магические силы. Однажды он вылепил из глины фигуру человекообразного голема и оживил его для того, чтобы он ночью обходил улицы, охраняя жителей еврейского квартала. Когда голем стал превращаться в чудовище, раввин заточил его на чердаке Староновой синагоги.

Вход на кладбище возможен только через Пинкасову синагогу. Она была основана в 1479 г. раввином Пинкасом. За многие годы своей истории здание не раз перестраивалось. Молельный зал с готическими сводами — главное помещение нынешнего здания. В синагоге создан мемориал в память о чехословацких евреях, подвергшихся холокосту. Имена более 77 тыс. человек, не вернувшихся из концлагерей, запечатлены на стенах синагоги.

На территории кладбища расположена ещё одна синагога — Клаусова. Некогда на её месте располагались несколько небольших школ и молельных домов, называемых Клаусами. Отсюда и происходит название синагоги. Внешне не сильно примечательное здание является хранилищем старинных еврейских рукописей и книг, а также постоянной выставкой, посвящённой традициям и обычаям евреев Центральной Европы. Практически вплотную к синагоге примыкает здание, внешне напоминающее средневековый замок. Это бывший ритуальный зал еврейского похоронного братства. Члены братства осуществляли похороны по ритуальным законам и занимались благотворительностью в общине.

Выйдя с еврейского кладбища через Пинкасову синагогу на улицу Широкая, поверните налево и идите до пересечения с Майзеловой (Maiselova), там вновь сверните налево. Пройдя несколько метров, с правой стороны вы увидите Еврейскую ратушу и Высокую синагогу. Ратуша была построена в 1570-1577 гг. на средства богатейшего старейшины еврейской общины Мордехая Майзеля. Несмотря на то что здание многократно перестраивалось, его зал для заседаний сохранился в первоначальном виде. На здании можно увидеть часы. Те, что расположены на небольшой башенке, имеют циферблат с привычными римскими цифрами. А вот на часах, расположенных над фасадом, — древнееврейские цифры. Да и стрелки на них идут в обратном направлении, поскольку строки древнееврейских текстов читаются справа налево. Высокая синагога также построена на деньги М. Майзеля в 1570 г. Своё название синагога получила ввиду расположения в ней молельного зала на втором этаже. Первоначально синагога была соединена с ратушей и не имела отдельного входа. В XIX в. здания разделили и в синагоге появился вход с улицы и лестница на второй этаж в молельный зал.

Напротив Высокой синагоги на углу улиц Майзелова и Червена (Červená) стоит самая старая из сохранившихся синагог Праги (построена в 1270 г.), выполненная в готическом стиле. До сих пор она является действующим религиозным центром пражских евреев. Первоначально её называли Новой, но позднее с появлением других крупных синагог к её названию добавили статус «Старая», так и получилась Староновая синагога. Внутри можно увидеть кресло знаменитого раввина Лева, того самого, что по легенде изобрёл Голема.

Пройдя по маленькой улочке Червена в противоположную сторону от Майзеловой, попадаешь на Парижскую (Parizska) улицу. До конца XIX в. такой улицы в Праге не существовало, а сегодня на ней находятся самые дорогие магазины и рестораны в городе. Пройдя по улице в сторону Чехова моста (Cechfiv Most), сверните направо на улицу Вилкова (Bilkova). Там вы увидите эксперименты архитекторов конца XIX — начала XX вв., которые стали возможны в связи с реконструкцией Йозефова. Большинство зданий здесь выполнены в стиле модерн, но встречаются и необычные дома. Так, например, дом, на стенах которого выделяются геометрические элементы, является примером кубистской архитектуры.

Кубизм проявил себя и в плоских фигурах атлантов, подпирающих балкон дома № 7 по улице Элишки Красногорской (Elisky Krasnohorske). Ещё один пример такого стиля — дом «У Чёрной Богоматери» на Целетной улице.

На перекрёстке улиц Билкова и Душни (Dusni) сверните на север, и вскоре с правой стороны увидите огромную церковь Святых Шимона (Симона) и Иуды. Эта церковь была возведена общиной «Чешские братья» в XVII в. Спустя некоторое время представители общины были изгнаны из страны, а церковь передана католическому ордену братьев милосердия. В XVIII в. здесь появилась первая анатомическая аудитория для студентов, а позже церковь переоборудовали под концертный зал. На органе этой церкви играли Моцарт и Гайдн.

Выйдя из церкви, сверните на улицу У Милосердных (U Milosrdnych) и следуйте до её конца — так вы попадете в монастырь Святой Анежки Чешской. В 1234 г. сестра короля Вацлава I Анежка основала вместе с братом на этом месте женский монастырь клариссинок (в честь св. Клары). Сама Анежка стала его первой аббатисой. Среди первых зданий монастыря был возведён костёл Святого Франциска, позже к нему присоединили капеллу Святой Варвары. Монастырь является одним из самых древних готических памятников Чехии, хотя в его архитектуре также присутствуют элементы барокко и ренессанса. В 1782 г. монастырь закрыли, а его здания продали. Долгое время постройки использовались в качестве квартир для бедного населения Праги, и лишь в XX в. начались реставрационные работы по восстановлению зданий монастыря. С 1963 г. весь комплекс входит в состав Пражской национальной галереи. На территории монастыря размещены постоянные экспозиции средневекового искусства Богемии и Центральной Европы.

Следуя от монастыря Святой Анежки вначале на юг по улице У Общинного двора (U Obecniho dvora), а затем на запад по улице Везеньская (Vezenska), вы придёте к небольшой площади, на которой стоит Испанская синагога. Здание было построено во второй половине XIX в. в псевдомавританском стиле. Каждый дюйм потолка и стен в интерьере синагоги покрыт сложными узорами и цветочными орнаментами в технике стукко. Это оформление отсылает зрителя к образу испанской Альгамбры в Гранаде, что и послужило поводом для названия синагоги. Перед входом в синагогу сравнительно недавно установили памятник Францу Кафке. Писатель сидит на плечах большого мужского костюма. Автор скульптуры Ярослав Рона оставил своё творение без объяснений, дав каждому желающему почву для размышлений.

Недалеко от испанской синагоги расположена церковь Святого Духа. Этот готический храм середины XIV в. изначально был частью монастыря бенедиктинок, разрушенного в 1420 г. во время гуситских войн. Внутренне оформление после пожара 1689 г. сменили на барочное. В церкви есть несколько старинных скульптур XIV в., например «Пиета».

Завершить эту пешеходную экскурсию стоит посещением Майзеловой синагоги. Первое здание синагоги было построено в конце XVI в. и являлось частной молельней семьи Майзель. Однако пожар 1689 г., в котором выгорел весь Еврейский квартал, не пощадил и эту постройку. Синагога была перестроена, а современный облик она обрела уже в начале XX в. Сегодня Майзелова синагога находится в ведении Еврейского музея. В ней экспонируется богатейшая коллекция европейского серебра и культовых предметов от эпохи Ренессанса до XX в. Есть в коллекции и предметы светского характера: светильники, подсвечники, канделябры и свадебные блюда. Неподалёку от синагоги находится ресторанчик «У Голема», где за вкусной едой можно поделиться впечатлениями от увиденного. Его без труда можно найти не только по вывеске, но и по выложенным на брусчатке очертаниям Голема.

Источник: trave-l.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.