Пустыни Израиля

В Израиле пустыни занимают 40% территории страны. Но это не значит, что там нет никакой жизни, а пространство уныло и безлюдно. В израильских пустынях проживает около 20% населения страны.

Негев

Это самая засушливая пустыня страны, но и одна из самых интересных для туристов. Негев — самая населенная пустыня Израиля, здесь проживает 10% от всего населения страны.

Иудейская пустыня

Географическое положение и геологические особенности

Пустыня Негев представляет собой треугольник. С одной стороны, ее ограничивает Синайская пустыня, с другой «подпирает» Средиземное море, а с третьей — Иудейская пустыня и горы Моав. Сейчас Негев — это место проживания бедуинов, которые сохранили древний уклад жизни.

С геологической точки зрения пустыня Негев очень интересна. Согласно выводам, которые сделали ученые и исследователи, сильные ветры навеяли сюда огромное количество песка, а из него образовались дюны. В течение сотен лет шли различные химические процессы, после чего песок превратился в камень — нубийский песчаник. А вулканические процессы в глубине земли способствовали тому, что в некоторых местах пустыни образовались горы Негева. Самая высокая точка пустыни — гора Рамон высотой 1035 метров.


Климатические условия

Климат здесь очень сухой, а летом температура нередко поднимается выше 50 градусов по Цельсию. В настоящее время Негев — это высохшая пустыня, но жители Израиля превратили часть территории в настоящий цветущий сад. Этому способствовало проведение водопровода в Северный Негев. В этой пустыне выжженные солнцем территории перемешаны с оазисами и плодородными почвами. Метод капельного орошения, когда вода подается к каждому растению, позволяет собирать в пустыне Негев хороший урожай.

Пустыню прорезают высохшие русла рек (вади), есть огромные впадины (махтеши), напоминающие лунные кратеры. Дождей здесь мало, летом часто бывают песчаные бури.

Достопримечательности и туристические маршруты

Главная достопримечательность пустыни Негев — город Беэр-Шева. Название этого населенного пункта переводится как «Колодец семи». Именно здесь Авраам своими руками вырыл колодец, чтобы напоить стадо овец. Поэтому практически все туристы посещают перекресток улицы Керен Каемет и Хевронской дороги, чтобы осмотреть этот колодец.


Можно совершить небольшое путешествие к горе Карком, каменные склоны которой буквально испещрены рисунками и надписями. Многие ученые пришли к выводу, что именно Карком и есть знаменитый Синай, где Всевышний передал заповеди Моисею. Обязательная программа посещения горы — это восхождение на ее вершину.

Все туристы совершают экскурсию к кратеру Рамон — самому крупному в пустыне Негев. Можно не только погулять по дну кратера, но и набрать себе в качестве сувенира немного разноцветного песка. Посещение района Мицле Рамон очень интересно и познавательно — ведь это самое «кратерное» место Израиля.

Интерес для туристов представляют города Авдат, Халуца и Мамшит. В последнем в очень хорошем состоянии сохранилось древнее здание обеспеченного торговца. Авдат славится своим древнейшим храмом, а Халуца известна недавно раскопанными археологами строениями. Кстати, в Халуцу можно попасть только в составе группы туристов, для которых компании предоставляют внедорожники.

Арава

Климат, флора и фауна этой пустыни представляют собой микст Африки и Азии.

Иудейская пустыня

Географическое положение и геологические особенности

Главная особенность пустыни Арава — локация в Иорданской впадине. С северной стороны пустыня граничит с Мертвым морем, а с южной —  с Красным морем.   С востока к ней подступают Эдомские гора Иордании, с запада —  нагорья Негева.


Площадь Аравы не так велика, как пустыни Негев — ее территория занимает 6% территории Израиля. Эта пустыня примечательна свой почвой, представляющую собой смесь мела и глины — ее называют мергель. Раньше на месте пустыни Арава было море, но происходящие геологические процессы сформировали интересную природную зону. Песчаники и известняки стали холмами, а под землей есть как соленые, так и пресные пласты.

Климатические условия

Климат пустыни Арава очень сухой, здесь часто случаются песчаные бури, а летом стоит невыносимая жара. Дождей в пустыне выпадает мало — не более 50 мм в год. И даже январскими ночами температура не опускается ниже минус 5 градусов.

Если говорить о флоре и фауне, то это нечто среднее между Африкой и Азией, из животного мира можно встретить в основном представителей пустыни Сахара. Изредка попадаются оазисы, а большое количество зонтичных акаций делает Араву похожей на африканскую саванну.

Достопримечательности и туристические маршруты

Главная достопримечательность пустыни Арава — это национальный парк Тимна, куда каждый день организуются экскурсии. Именно здесь добывают так называемый «эйлатский камень», туристы могут полюбоваться наскальными рисунками, осмотреть древние храмы и медные рудники.

Очень интересен заповедник Хай Бар — здесь живут змеи, хищники и птицы, описанные в Торе.

Нельзя не посетить город Эйлат. Это комфортабельный курорт на Красном море.

Еще одна достопримечательность и туристический маршрут — Эйн-Хацева. Здесь археологи обнаружили руины города Тамар, построенного в X веке до н.э. царем Соломоном.

Иудейская пустыня


В этой пустыне больше всего природной растительности и видов животных, которые живут в дикой природе.

Иудейская пустыня

Географическое положение и геологические особенности

По своим размерам Иудейская пустыня, упирающаяся в западную часть Мертвого моря, достаточно миниатюрна — всего 22 кв. километра, а часть ее территории находятся в Иордании. Здесь обширный перепад высот — от минус 50 до 900 метров над уровнем моря.

Пустыня представляет собой равнину с многочисленными горами, холмами и каньонами. В сезон дождей в расселинах образуется множество водопадов. В западной части Иудейской пустыни почва состоит в основном из известняка.

Климатические условия

Иудейская пустыня — это субтропическая зона, здесь менее жарко, нежели в пустынях Негев и Арава. Осадки выпадают здесь чаще, что позволяет отнести Иудейскую пустыню к зоне дождевой тени.

Флора и фауна обширны для пустыни. Например, здесь можно встретить черного петена (ядовитая змея), горных козлов, серн, даманов и леопардов. В Иудейской пустыне много рожковых и фисташковых деревьев, а также боярышника.


Достопримечательности и туристические маршруты

Главная достопримечательность Иудейской пустыни — крепость Масада, ставшая символом героизма еврейского народа. Сюда можно взять однодневную экскурсию и подробно осмотреть эту крепость, построенную еще Иродом I Великим. Здесь сохранились мозаика, дворец царя Ирода и синагога.

Обязательно надо съездить на экскурсию к горе Мунтар, откуда в древности сбрасывали жертвы — «козлов искупления».

В еще один туристический маршрут входит посещение национального заповедника Кумран и осмотр древних поселений Хирбат-Кумран.

Выводы

Пустыни Израиля интересны в любое время года, но лучшее время для их посещения — это весна, когда начинают зацветать оазисы, и нет испепеляющей жары. Пустыни хранят историю Израиля с древних времен.

Источник: jcc.ru

Природные условия [↑]

Пустыня представляет собой холмистую местность — как бы полосу шириной примерно 20 км, протянувшуюся с севера на юг и зажатую между Иудейскими горами и Мертвым морем, также расположенными в меридиональном направлении. С запада на восток (т.е. по своей ширине) Иудейская пустыня спускается с высоты 400 м (а иногда и выше) над уровнем моря до минус 400 м (глубина впадины, в которой находится Мертвое море).


есь выпадает очень мало осадков. Большую часть года пустыня имеет безжизненный вид, и только весной она расцветает и зеленеет. Зимой, в период дождей, ее ущелья наполняются бурлящими потоками. Здесь протекает несколько ручьев, впадающих в Мертвое море (Нахаль Давид, Нахаль Аругот, Нахаль Прат), а также пробиваются из-под земли источники, такие как Эйн Прат, Эйн Мабуа и Эйн Кельт на севере и Эйн Бокек на юге пустыни. Вблизи этих мест находятся оазисы с богатой растительностью и животным миром — так, здесь часто встретишь даманов и горных козлов. Один из оазисов, вокруг которого сейчас создан обширный заповедник, называется Эйн Геди — дословно «Козлиный источник».

Для сбора дождевой воды в Иудейской пустыне издавна строили водосборники — вырытые в земле ямы большого размера с узким входом, изнутри вымазывавшиеся глиной, чтобы вода не уходила. Этой водой можно пользоваться в течении года, когда осадки не выпадают.

Иудейская пустыня — пограничная область Земли Израиля [↑]

После завоевания евреями Страны Израиля Иудейская пустыня отошла к колену Йеуды и — отчасти — к колену Биньямина. Когда после смерти царя Соломона (Шломо) объединенное еврейское царство разделилось на южное Иудейское (со столицей в Иерусалиме) и северное Израильское, территория Иудейской пустыни вошла в состав южного царства — Иудеи. Пустыня прилегала к восточной границе Земли Израиля, поэтому в разные века здесь возводили крепости для защиты и устрашения врагов. Так, один из самых сильных царей Иудеи Иеhошафат укреплял таким образом свои границы. Впоследствии Иудея была завоевана вавилонянами, Иерусалим и Первый Иерусалимский Храм разрушены, а евреи угнаны в плен.


Восстановление пограничных укреплений относится уже к эпохе Второго Храма, после того как евреи возвратились из 70-летнего Вавилонского изгнания и отстроили Иерусалим.

Греко-сирийский император Антиох хотел заставить весь народ эллинизироваться, осквернил Иерусалимский Храм, поставив там статую греческого божества и принеся ему жертву. Но пять братьев из семьи первосвященника Матитьягу бен-Йоханана Хашмоная (Хасмонея) организовали и возглавили восстание. Одержав победу, евреи общими усилиями очистили Храм и освятили его. Позже Хасмонеи установили свою династию и около 80 лет правили еврейским народом независимо.

В это время было основано семь крепостей на восточной границе Иудеи (Израильского царства в те времена уже давно не существовало: его жители были выселены из Эрец Исраэль ассирийцами еще до вторжения вавилонян). Крепость нередко служила Хасмонейским царям и дворцом-резиденцией, и местом хранения сокровищ. Наиболее известные из них — Сартаба (или Александрион, построена Александром Янаем и названная, вероятно, в честь его жены Шломит (Саломеи)-Александры), Гиркания (построена А.Янаем или его отцом Йохананом Гирканом) и Масада. Хасмонейские крепости были позднее достроены Иродом, который воздвиг также известный дворец-крепость Иродион (см. статью Масада на сайте в разделе Темы, фотоматериалы А.Коэна о крепостях Сартаба, Гиркания и Иродион).

Убежище для повстанцев и преследуемых [↑]


На протяжении веков Иудейская пустыня привлекала к себе преследуемых и повстанцев. Будущий царь Давид спасался здесь от мести своего тестя царя Шауля (Саула); в память об этом имя Давида носит один из ручьев, текущих по пустыне и впадающих в Мертвое море.

В период Иудейских войн, после разрушения Иерусалима римлянами евреи бежали в крепость Масаду, находившуюся на неприступной скале. В 72 г. н.э. римляне осадили крепость (до сих пор сохранились очертания лагерей, стоявших у ее подножия). Чтобы не попасть в рабство, защитники крепости покончили самоубийством. Сейчас Масада — один из самых впечатляющих исторических памятников Израиля (см. об этом материалы на сайте).

В пещерах Иудейской пустыни также спасались участники восстания Бар-Кохбы (132-135 гг н.э.) после падения крепости Бейтар. В одной из пещер археологи нашли большую братскую могилу, в которой были погребены мужчины, женщины и дети. Ее обитатели погибли от голода и жажды, но так и не сдались римлянам.

Гора Азазель [↑]

Во времена Храма в Судный день (Йом Кипур) существовала процедура принесения в жертву двух совершенно одинаковых козлов.

Кидался жребий, и один из них возносился на жертвеннике, а второго — т.н. КОЗЛА ИСКУПЛЕНИЯ — уводили на восток, в Иудейскую пустыню, и скидывали с огромной скалы, «посылая к Азазелю». Азазель — так называлась скалистая гора, с которой и сбрасывали козла отпущения.

Эта гора существует и сейчас. Один из ее склонов пологий, а второй представляет из себя обрыв большой высоты (см. фоторепортах о горе Азазель на сайте).

Ущелье Прат — вади Кельт [↑]


Северную часть пустыни пересекает длинное и глубокое ущелье Прат (по арабски — вади-Кельт; сейчас здесь создан заповедник). Оно начинается у северо-восточных окраин Иерусалима на склонах горы Бейт-Эль, а заканчивается около города Иерихона. Длина ущелья 28 км, а перепад высоты — более 650 м. Крутые скалистые обрывы сохранили первозданный пейзаж пустыни, а внизу, в глубоких каньонах, пробиваются три обильных источника — Эйн-Прат, Эйн-Мабуа и Эйн-Кельт.

С древних времён здесь проходила дорога, которая соединяла Иерусалим с Иерихоном. Внизу ущелья были построены акведуки, которые собирали воды источников и подводили их к дворцам Хасмонеев и царя Ирода, а также к сельскохозяйственным плантациям в Иорданской долине, около Иерихона. В начале 20-го века англичане построили водонапорные установки, которые доставляли воду в Иерусалим. В настоящее время ими уже не пользуются (про ущелье Прат см. материалы на сайте).

Пророк Ирмияу в ущелье Прат [↑]

Ущелье Прат связано с именем еврейского пророка Ирмияу (Иеремии). Он вырос в городе коэнов (священников) Анатот, в уделе колена Биньямина. Сейчас на этом месте находится арабская деревня Аната, сохранившая древнее название. Отсюда начинается один из притоков ущелья Прат.


Однажды Вс-вышний приказал пророку купить льняной пояс и одеть его на себя, а затем повелел спуститься к Прату и спрятать его там, в расщелине скалы. Через некоторое время Ирмияу было приказано вернуться, и он увидел, что пояс истлел. Этот пояс символизировал еврейский народ, связанный тесными узами со Вс-вышним. Однако евреи отошли от своего предназначения, пошли за чужими богами и обычаями, и за это их ожидало наказание — разрушение Храма и Вавилонское изгнание.

Кумранские свитки[↑]

В ущелье Кумран, недалеко от Мертвого моря, в конце сороковых годов 20 века бедуины обнаружили сотни свитков Торы и других рукописей — т.н. «Кумранские свитки».

Они были спрятаны в пещерах в глиняных сосудах и сохранились благодаря особому, очень сухому климату Иудейской пустыни.

Здесь был также найден до сих пор нерасшифрованный Медный Свиток, в котором перечислены зарытые в землю сокровища Второго Иерусалимского Храма.

В настоящее время они находятся в Музее Книги в Иерусалиме. К сожалению, это один из тех недопустимых случаев, когда святые тексты (свитки Торы), пусть даже и представляющие историческую ценность, превращены в музейный экспонат и хранятся и используются не так, как им подобает.

Население Иудейской пустыни[↑]

После разрушения Второго Храма и подавления восстания Бар-Кохбы евреи на протяжении многих веков не селились в этих местах. В византийский период пустыню облюбовали христианские отшельники, а позднее арабские кочевые племена, которые живут здесь и в настоящее время.

Только после Шестидневной войны, когда эти территории отошли к Израилю, были основаны еврейские поселения — Маале Адумим, Нокдим, Маале Рехавим, Маале Амос (названное так по имени жившего здесь пророка Амоса), Мецукей Драгот, Эйн Геди, Алон и др.

Источник: toldot.ru

В этот период И. п. стала средоточием палестинского монашества и превратилась в один из наиболее развитых центров монашеской культуры в христ. мире. По значению в ранней истории монашества с мон-рями в И. п. можно сравнить лишь мон-ри Египта. В этот период территория И. п. оставалась малозаселенной. В основном здесь кочевали различные племена и кланы арабов (сарацин), к-рые пасли скот и жили, как правило, во временных лагерях, иногда укрепленных земляными валами. Именно с ними более всего контактировали монахи сложившихся в И. п. многочисленных мон-рей. Ок. 425 г. по просьбе прп. Евфимия Великого (ок. 377-473) свт. Иувеналий Иерусалимский крестил Аспебета, одного из вождей арабских племен, и возвел его в ранг епископа для поселений бедуинов. Упоминания об арабах содержатся, напр., в сочинении Иоанна Мосха (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 21, 136, 155, 160). Отношения монахов с ними далеко не всегда были мирными; встречаются упоминания о нападениях арабов на отшельников и паломников; возможно, были случаи ограбления мон-рей.

Первые сведения о жизни христиан в И. п. традиционно связываются с гонениями имп. Диоклетиана в нач. IV в. Монахами в И. п. становились те, кто предпочитали спасаться в пустыне от преследований (La vie prémetaphrastique de S. Chariton. 1941. P. 13, 26). На развитие монашества в И. п. повлияла близость этого региона к Египту, где находились наиболее ранние известные христ. обители, а также повышенное внимание христ. мира к Св. земле. В IV-VI вв. интенсивно развивалось почитание св. мест, увеличивался поток паломников в Палестину, нек-рые из них стремились остаться здесь и вести аскетический образ жизни. Большинство монахов, о к-рых упоминается в житиях, составленных Кириллом Скифопольским, и в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха, прибыли в Палестину впервые как паломники, возможно, посещали св. места не один раз и постепенно пришли к решению остаться в И. п. вместе с другими анахоретами. Абсолютное большинство известных по письменным источникам монахов IV-VII вв. не были жителями Палестины, но приехали сюда из мн. регионов Востока и Запада Римской империи. Так, в VI в. в мон-ре прп. Феодосия Великого (Киновиарха) в разных храмах литургия велась на греч., арм. и фракийском языках. Т. о., монашество И. п. представляло собой смешанную социальную группу, к-рая не имела к.-л. определенных этнокультурных черт и была объединена общим интересом к Св. земле и стремлением к аскетизму. В этом одно из основных отличий монашества И. п. от монашества Египта того же времени, где наиболее многочисленную группу анахоретов составляли местные уроженцы — копты и греки.

Cведения о появлении монашества в И. п. содержатся в Житии прп. Харитона Исповедника (сер. VI в.; PG. 115. Col. 899-918; La vie prémetaphrastique de S. Chariton. 1940/1941), в к-ром сказано, что прп. Харитон Исповедник происходил из г. Иконий в М. Азии (ныне Конья, Турция). Он поселился в И. п. в 1-й пол. IV в., вероятно вскоре после реформ имп. равноап. Константина Великого, и основал необщежительные мон-ри Фаранская лавра, Дука и Сукийская лавра. Три мон-ря прп. Харитона — единственные известные обители И. п. в IV в.; в Житии прп. Харитона Исповедника говорится, что в то время монахов было еще немного. В «Лавсаике» еп. Палладия Еленопольского упоминаются монахи Елпидий, Генесий, Евстафий и Сисинний, жившие в лавре Дука на рубеже IV и V вв., и монахи Гаддан и Илия, подвизавшиеся в пещерах у Иордана и Мёртвого м. (Palladius. Lausiac. 106-108 // PG. 34. Col. 1213-1215). Одним из важных этапов в развитии монашества И. п. стали события ок. 376 г., когда правосл. монахи Египта подверглись преследованию со стороны находившихся у власти ариан. В Палестину бежали 12 епископов и более 100 монахов; часть из них скорее всего поселилась в первых мон-рях И. п. (Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 698-699; Rufin. Hist. eccl. II 3; XI 3-4; Palladius. Lausiac. 117 // PG. 34. Col. 1223; Oros. Hist. adv. pag. VII 33; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 22, 24; Sozom. Hist. eccl. VI 20). Это массовое переселение стало одним из условий для более интенсивного развития монашества И. п. и усвоения им опыта егип. анахоретов.

Важнейшую роль в истории И. п. сыграло подвижничество прп. Евфимия Великого, к-рый пришел в Палестину как паломник в нач. V в. и некоторое время жил в Фаранской лавре. В 411 г. прп. Евфимий и его спутник прп. Феоктист из Каппадокии поселились в пещере у Вади-эль-Мукаллик, недалеко от Иерихона. Через неск. лет вокруг их жилища сложился 1-й общежительный (киновийный) мон-рь в И. п.; в дальнейшем он стал известен как Нижняя Киновия, или мон-рь прп. Феоктиста, к-рый был его настоятелем. В нач. 20-х гг. IV в. прп. Евфимий отправился в странствие по окрестным пустынным местам, через неск. лет он вернулся, поселился в пещере недалеко от мон-ря прп. Феоктиста и основал новый мон-рь — лавру прп. Евфимия (близ совр. г. Маале-Адумим). В 428/9 г. свт. Иувеналий Иерусалимский освятил для лавры прп. Евфимия монастырский храм. За свою долгую жизнь прп. Евфимий стал духовным отцом для монахов, пастырей и всей христ. общины Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ). В сер. V в. известны первые примеры своеобразного сотрудничества между лаврами и киновиями И. п. Так, мон-рь прп. Феоктиста служил подготовительной ступенью для молодых иноков, желавших в дальнейшем подвизаться в лавре прп. Евфимия. Мон-ри имели одного управляющего хозяйством и общие земельные владения. В VI в. подобное сотрудничество стало обычаем небольших обителей, образовавшихся рядом с крупными мон-рями Хозива (прп. Георгия Хозевита), прп. Саввы Освященного и др. В этот же период прп. Евфимий ввел традицию ежегодного ухода из мон-рей в пустыню на время Великого поста (Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 13). В таких походах по пустыне определялись места для образования новых мон-рей. Указания на следование этой традиции еще на рубеже VI и VII вв. сохранились в «Луге духовном». Важное нововведение в жизни И. п. связано с подвижничеством прп. Герасима Иорданского, к-рый ок. 455 г. основал мон-рь, сочетавший в себе черты лавры и киновии. Центральные постройки мон-ря составляли единый комплекс, рядом располагались и хозяйственные службы, но часть наиболее опытных монахов жила в отдельных пещерах по обычаю лавры. Подобное сочетание киновии и лавры позднее утвердилось также в мон-рях Каламон и Хозива.

Монашество И. п. скорее всего было вовлечено в восстание 451-453 гг. против постановлений Халкидонского Собора и деятельности свт. Иувеналия Иерусалимского. Тем не менее следует предполагать, что большинство наиболее активных участников движения составили монахи из обителей Иерусалима и его окрестностей; об участии в восстании монахов И. п. прямых сведений нет. Прп. Евфимий Великий стремился уклониться от настойчивых просьб присоединиться к осуждению Халкидона и вскоре после начала беспорядков удалился на нек-рое время из лавры в пустыню Рува. Вероятно, отказ прп. Евфимия поддержать движение способствовал тому, что мн. монахи И. п. также стали противниками восстания и после возвращения свт. Иувеналия на престол присоединились к нему. О подобном влиянии прп. Евфимия упоминается в Житии прп. Герасима Иорданского, к-рый, в то время еще будучи молод, склонялся на сторону монофизитов, но прп. Евфимий убедил его в необходимости следовать православию (Cyr. Scyth. Vita Gerasimi. 1 // Kyrillos von Skythopolis / Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 176). Т. о., сдержанная позиция значительного числа монахов повлияла на развитие отношений монастырей И. п. и Иерусалимской Патриархии. Со 2-й пол. V в. иерархи ИПЦ проявляют более заметный интерес к развитию мон-рей И. п. После восстания 451-453 гг. в ИПЦ раскол между сторонниками Халкидона и монофизитами продолжался неск. десятилетий. Последствия восстания были преодолены в кон. 70-х гг. V в., когда Иерусалимский патриарх Мартирий заключил с насельниками мон-рей соглашение о восстановлении церковного общения на основе признания Халкидонского вероопределения. Вскоре после этого с Елеонской горы и из башни Евдокии на горе Эль-Мунтар были изгнаны последние монофизиты (Zach. Rhet. Hist. eccl. V 6; Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 45; Idem. Vita Sabae. S. 127). Со времени становления лавры прп. Евфимия монашество И. п. занимает все более значительное положение в ИПЦ. Если в кон. IV — 1-й пол. V в. в среде палестинского монашества еще преобладали городские общины, сложившиеся преимущественно в Иерусалиме, Вифлееме и ближайших окрестностях, то в последующий период, особенно с кон. V в., ведущая роль в истории палестинских анахоретов переходит к региону И. п. Ко времени кончины прп. Евфимия (473) в И. п. по письменным источникам известны 15 мон-рей, большинство к-рых были основаны преподобными Евфимием и Феоктистом.

В кон. V — нач. VI в. особую известность в И. п. приобрели преподобные Савва Освященный (438/9-532) и Феодосий Великий (Киновиарх; ок. 424-529). Прп. Савва из Каппадокии переселился в И. п. в 456/7 г. и нек-рое время жил в монастыре прп. Евфимия, а также в Старой лавре, где игуменом был прп. Феоктист, сподвижник прп. Евфимия. С кон. 60-х гг. V в. прп. Савва жил в отшельнической келлии; в 70-х гг. поселился на склоне Кедронского ущелья, юго-восточнее Вифлеема. В нач. 80-х гг. рядом с ним сложилась новая община — лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба), впосл. наиболее известная обитель И. п. (см. Саввы Освященного лавра). Согласно Житию, прп. Савва основал или возобновил в И. п. также мон-ри: Кастеллион (492), Новая лавра (507), Спилеон (508), Иоанна Схолария (509), Гептастом (510), Занна (511), Иеремии (531). 12 дек. 490 г. Иерусалимский патриарх Саллюстий освятил соборный храм мон-ря, а прп. Савву поставил игуменом (Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 103-104).

Прп. Феодосий был родом также из Каппадокии; в 457 г. отправился в паломничество по Сирии и Палестине; неск. лет провел в мон-ре у башни Давида в Иерусалиме и др. обителях. Ок. 479 г. он основал киновийный мон-рь восточнее Вифлеема, на месте, где, по преданию, в пещере ночевали волхвы (Бейт-Сахур). Ок. 493 г. патриарх Саллюстий поставил прп. Феодосия архимандритом всех киновийных мон-рей И. п., а прп. Савву — архимандритом лавр и отшельнических келлий (Ibid. S. 115; Idem. Vita Theod. S. 239). К сер. VI в. монастырь прп. Феодосия был крупнейшим в И. п.; в нем подвизались до 400 монахов (Idem. Vita Theod. S. 235-241).

Назначение святых Саввы и Феодосия архимандритами лавр и киновий в И. п. является свидетельством сформировавшейся политики Иерусалимской патриархии по управлению многочисленным монашеством. Учитывая уроки восстания 451-453 гг. и большую роль монашества в жизни Палестины того времени, с кон. V в. Патриархия ИПЦ старалась поддерживать киновийные мон-ри в И. п. и контролировать деятельность монахов. Так, в 80-х гг. V в. лавра прп. Евфимия была преобразована в киновию игум. Фидой при участии патриарха Мартирия (Idem. Vita Euthym. S. 62-64). В кон. V в. был преобразован в киновию мон-рь Хозива, который находился на пути паломников из Иерусалима к Иордану и посещался множеством людей. В результате подобных мер в VI в. общежительные мон-ри стали преобладать над лаврами и по количеству, и по числу насельников.

В VI в. монашество И. п. достигло расцвета: в этот период известно о существовании не менее 19 лавр и 44 киновийных мон-рей, из них ок. 40 находилось в пустыне и ок. 20 — в долине Иордана. В основном они вполне соответствовали мон-рям тех же типов в др. регионах Средиземноморья, прежде всего в Египте. Наиболее древними в И. п. были лавры, существенно отличавшиеся друг от друга особенностями устава и видами работ, к-рые выполняли монахи. Как правило, лавры представляли собой конгломерат скальных пещер или небольших домиков-келлий, беспорядочно разбросанных в пустыне и соединенных тропинками. Так, в лавре прп. Саввы неск. десятков пещер занимают оба берега Кедронского ущелья протяженностью ок. 2 км. Центром лавр служили храм и трапезная, стоявшие неподалеку друг от друга, но никогда не объединявшиеся в одном или смежном здании. Такие мон-ри обычно не имели оград или к.-л. укреплений; редко вокруг келлий возводился каменный забор (лавры Марда и Гептастом). Иногда в разных частях мон-ря или вокруг его территории сооружались башни (одна или несколько), к-рые, впрочем, не могли иметь военное значение, но служили лишь неким знаком, оповещавшим о праве монашеской общины на владение занятой ею землей. Киновийные мон-ри (преподобных Феодосия, Мартирия, Евфимия), как правило, представляли собой сложные комплексы построек на относительно ровном участке местности внутри небольшого периметра стен с одними или 2 воротами. Как и у лавр, стены имели скорее символическое, чем оборонительное значение. На территории мон-ря обычно устраивался внутренний двор, в его центре находились одна или неск. церквей. По периметру стен со всех сторон возводились различные жилые и хозяйственные постройки: келлии монахов, трапезные, странноприимницы, мастерские различного профиля. В мон-ре прп. Феодосия были предусмотрены отдельные помещения для престарелых монахов, находившихся на попечении мон-ря, и даже особое место для тех членов братии, на к-рых была наложена епитимия или к-рые по разным причинам подвергались отлучению от литургии и лишались общения с остальной общиной. Иногда киновии, как и мн. лавры, устраивались на склонах вади при комплексах пещер. В этом случае все постройки мон-ря в отличие от построек лавры ставились как можно ближе друг к другу и обносились единой оградой (Хозива, мон-рь прп. Феоктиста).

В VI в. в ряде мон-рей И. п. сложилась группа последователей учения Оригена о предсуществовании душ. Их прибежищем стал мон-рь Новая лавра. В 536 г. его игум. Феодор Аскида был отправлен в К-поль как представитель ИПЦ на Соборе и с этого времени сделал быструю карьеру в столице. Феодор был рукоположен во архиепископа Кесарии Каппадокийской и ок. 20 лет оставался одним из важнейших советников имп. Юстиниана I. Влияние Феодора позволяло оригенистам долгое время присутствовать среди монахов И. п. В нач. 537 г. игумен лавры прп. Саввы Геласий изгнал оригенистов из своего и неск. др. мон-рей; однако Новая лавра оставалась под их влиянием. В кон. 30-х — нач. 40-х гг. в Новой лавре жил известный богослов Леонтий Византийский. Ок. 542 г. Иерусалимский патриарх Петр совместно с игуменами лавры прп. Саввы Геласием и мон-ря прп. Феодосия Софронием отправил имп. Юстиниану прошение осудить оригенистов. В 543 г. император издал эдикт против оригенизма; Феодор Аскида и др. столичные оригенисты были вынуждены согласиться с офиц. позицией власти. После 543 г. оригенисты на некоторое время покинули Новую лавру и ушли в пустыню, но, вероятно, через неск. лет вернулись. В сер. 40-х гг. VI в. положение патриарха Петра и архимандритов Геласия и Софрония пошатнулось, поскольку они выступили против осуждения «Трех Глав», тем самым и против позиции имп. Юстиниана. В 545-546 гг. Геласий совершил поездку в К-поль, пытаясь оправдаться, но не был принят и умер на обратном пути. В 547 г. игуменом лавры прп. Саввы стал оригенист Георгий, причем часть монахов, сторонников православия, покинула лавру. Георгий вскоре был обвинен в нечестии и смещен, но и его преемники по-прежнему разделяли взгляды Оригена. После смерти патриарха Петра в 552 г. оригенисты избрали из своей среды на престол Макария, не согласовав его выдвижение с императором. В это время депутация монахов — сторонников православия находилась в К-поле и предложила имп. Юстиниану избрать патриархом лояльного к властям Евстохия. Юстиниан принял это предложение и приказал изгнать Макария. В нач. 553 г. при поддержке властей патриарх Евстохий изгнал оригенистов из всех мон-рей Палестины и И. п. 21 февр. 553 г. в Новую лавру на их место было отправлено 120 правосл. монахов. Среди переселенных был агиограф Кирилл Скифопольский, ранее подвизавшийся в лавре прп. Саввы. В 50-х гг. VI в. им написаны 6 Житий крупнейших подвижников И. п.: преподобных Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Иоанна Молчальника, Кириака и Феогния. В 553 г. архимандриты мон-рей И. п. Руф и Конон присутствовали на V Вселенском Соборе в К-поле (Mansi. T. 9. Col. 191-194; ДВС. Т. 3. С. 294-298). Свидетельства противостояния партий в сер. VI в. сохранились в «Луге духовном»: из рассказов старцев Иоанн Мосх узнает о том, что странствующий отшельник (воск) Илия, а также мон. Иулиан из мон-ря прп. Феодосия отказывались вступать в общение с патриархом Макарием в период его пребывания на престоле (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 19, 96). Мон. Леонтий, наоборот, был среди оригенистов, в 553 г. был изгнан из Новой лавры, но позднее перешел в православие и стал игуменом мон-ря прп. Феодосия (Ibid. 4). Оригенистский спор, возможно, ослабил мон-ри на плато И. п. После смерти прп. Саввы (532) неизвестно об основании новых обителей в этом районе. Однако мон-ри под Иерихоном и в долине Иордана продолжали развиваться. В «Луге духовном» упомянуты 7 новых обителей близ Иордана, неизвестных в более ранних источниках и основанных, видимо, в сер.- 2-й пол. VI в. (Hirschfeld. 1992. P. 16). Так, авва Антоний назван настоятелем и основателем лавры прор. Илии близ Иерихона (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 66).

«Луг духовный» представляет огромный объем сведений о жизни И. п. во 2-й пол. VI — нач. VII в. Ок. 570 г. Иоанн Мосх поселился в Фаранской лавре, позднее жил в мон-ре прор. Илии, совершал паломничества на Синай и в Египет, посетил большинство обителей И. п. Ему были знакомы настоятели большинства крупнейших мон-рей: архимандриты Конон в лавре прп. Саввы (Ibid. 42), Леонтий и Георгий в монастыре прп. Феодосия (видимо, в разное время; Ibid. 4, 92-94, 109), игумены Григорий в Фаранской лавре (Ibid. 139), Геронтий в монастыре прп. Евфимия (Ibid. 21), Феодор в Старой лавре (Ibid. 188), Агафоний в мон-ре Кастеллион (Ibid. 167), Евстафий в мон-ре Спилеон (Ibid. 186; он же упомянут в Житии прп. Саввы: Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 126), Агиодул в лавре прп. Герасима (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 11) и др. В мон-ре прп. Феодосия, видимо, по-прежнему подвизалось наибольшее число иноков. Среди них Иоанн Мосх назвал старцев Феодосия, к-рый прежде был епископом г. Капитолиада, Конона, Феодула, Патрикия и др. выходцев не только из разных провинций, но и из многих социальных слоев визант. общества (Ibid. 4, 22-23, 92-96, 103-104, 109). Большое внимание Мосх уделял лавре прор. Илии, где он подвизался 10 лет и где в то время был великий подвижник пресв. Стефан (Ibid. 62-65, 134). Особенно много сведений в «Луге духовном» содержится о монахах лавры Каламон (Ibid. 26, 40, 46, 98-101, 157, 163). Наряду с киновийными общинами и лаврами в И. п. в уединении подвизалось много отшельников в келлиях вдоль вади и в долине Иордана. Так, в лавре прор. Илии известно предание о Феодосии Молчальнике, к-рый прожил в уединении в пустыне 35 лет (Ibid. 66-68). Старец Варнава долгое время жил в пещере у Иордана, а затем переселился в лавру Башен (Ibid. 10). Подобный образ жизни вели старцы Петр Пустынник, Сисинний, Иоанн Огненный, Александр и др. (Ibid. 19, 92-93, 97, 173, 180-182). Среди подвижников И. п. нач. VII в. также известен прп. Георгий Хозевит, выходец с Кипра, не упомянутый Иоанном Мосхом. Прп. Георгий подвизался в мон-ре Хозива; получил видение о предстоящем разорении Св. земли. Житие прп. Георгия Хозевита было написано учеником преподобного Антонием Хозевитом в сер. VII в. (Antonius Chozibita. 1888).

Период процветания И. п. в нач. VII в. завершился катастрофой. В ходе византийско-персидской войны в 614 г. персид. армия Шахрбараза захватила Иерусалим и всю Палестину. Места паломничества и мон-ри, в т. ч. большинство обителей И. п., подверглись разорению. Погибло много монахов, к-рым не удалось бежать в пустыню (см., напр., Савваитские преподобномученики, 44); их тела долгое время лежали непогребенными. Оставшаяся братия лавры прп. Саввы 2 года жила в мон-ре аввы Афанасия и боялась возвращаться в свою обитель. Братия монастыря Хозива во главе с игум. Дорофеем жила в странноприимном доме в Иерихоне, прп. Георгий переселился в Иерусалим, но затем вернулся в лавру (Ibid. Р. 129-134; Antiochus Sabbaita. Epistola ad Eustathium // PG. 89. Col. 1424-1425; Читти. 2007. С. 254-255). После разорения постепенно началось восстановление нек-рых мон-рей, однако в условиях персид. оккупации, последовавшего за нею араб. завоевания, общего сокращения потока паломников на Св. землю и экономического упадка Палестины вернуть монашество И. п. к прежнему состоянию было невозможно.

Источник: www.pravenc.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.