Великая Персидская империя Ахеменидов начинала с небольшого феодального владения на юго-западе современного Ирана, но расширялась очень стремительно, и уже при жизни ее первого правителя Кира Великого было создано ее центральное ядро. В него сразу же вошла и Месопотамия, которая немногим ранее была центром Ассирийской державы, имевшей преимущественно семитское население.

В ту эпоху персидские цари считали себя преемниками Ашшурбанапала. Они сохранили имперский статус ассирийского языка, поддерживали ассирийскую имперскую инфраструктуру и развивали ассирийское искусство. Тем не менее, в ту эпоху столица находилась в иранском Персеполе, а Месопотамия оставалась хоть и богатым, но захолустьем.


Македонское завоевание показало, что персидская армия не соответствует требованиям времени, поэтому восстановителями империи оказались чужаки – восточноскифское племя парнов из среднеазиатских степей, которые перенесли столицу в город Ктесифон, расположенный в бывшей Ассирии.

Но иранизации населения не случилось – пришельцы парфяне не желали возвышения одного народа над другим. Поэтому задачу включения региона в общую структуру империи стали выполнять их преемники Сасаниды, которые являлись коренными персами. Впервые в истории иранского мира появились такие понятия, как принудительная ассимиляция и религиозные гонения.

К моменту начала арабских завоеваний Месопотамия была местом встречи двух культур: семитской ассирийской и индоевропейской персидской. Ассирийцы, не желавшие становиться персами, всегда отдавали предпочтение не государственной религии зороастризму, а несторианской ветви христианской веры, которая в Византии считалась ересью, а в Персии была легальной. Да к тому же, на юге от Месопотамии было расположено вассальное Сасанидом царство Лахмидов, жителями которого были семитские родственники ассирийцев – арабы.


Когда сюда пришли мусульманские полководцы, они встретили здесь преимущественно христианское население, говорившее на арамейском языке, которое лингвистически и религиозно отличалось от персов. Ближайший соратник пророка Мухаммеда, полководец Халид ибн аль-Валид после того, как его войска заняли Хиру, бывшую лахмидскую столицу, спросил у местных жителей, кто они, арабы или персы? И ему ответили, что они являются смесью обоих народов, но не говорят на персидском языке.

Впоследствии арабы переселили сюда несколько аравийских кланов, а затем и вовсе построили здесь столицу. Этнический баланс сместился в сторону семитов окончательно, большая часть местного населения арабизировалась в течение нескольких поколений.

Но почему то же самое не произошло с Ираном?

Персы, которые являлись основателями первой в истории человечества империи, всегда обладали очень сильной национальной идентичностью и отчаянно сопротивлялись арабизации.


Судите сами:

— Фируз Нахаванди был одним из младших командиров персидской армии во время битвы при Кадисии, когда мусульмане разгромили войска Сасанидов и приступили к завоеванию Ирана. Позже он стал рабом халифа Умара и в 644-м году сумел лишить его жизни, воспользовавшись удобным моментом;

— уроженец провинции Атропатена Бабек поднял восстание против арабов, которое длилось двадцать лет и было подавлено только с привлечением наемной тюркской кавалерии в 837-м году;


— сын мелкого помещика Фирдоуси в 1011-м году написал поэму «Шахнаме», в которой рассказывается история Ирана с самых древних времен. Он фактически возродил персидскую литературу и определил ее каноны на следующие столетия.

Получается, что очень националистично настроенные персы веками хранили свою культуру и всегда ждали момента, чтобы восстановить собственное государство. Они отдали арабам этнически чуждый им Ирак, но сохранили собственную идентичность на своей территории.

Источник: zen.yandex.com

Арийские племена, жившие где-то в степях Евразии, во II тысячелетии до н. э. стали переселяться южнее. И в I тысячелетии до н. э. некоторые из них расселились по нагорью, которое стали именовать страной Ариев — Ариянам. С тех пор уже 3000 лет эта страна известна как Арьяна, Эран или Иран. Есть и еще одно название страны на Иранском нагорье — Персия, производное от названия одного из иранских племен, а именно персов.


Практически сразу, как арийские племена оказались рядом с Междуречьем, они попали в мясорубку цивилизации. Первые письменные сведения об Иране это описание завоевательных походов ассирийских царей. Уже в 881 г. до н. э. Ашшурнацирапал II[2] образовал провинцию Замуа как плацдарм для походов на северо-запад Ирана. В 843 г. до н. э. Шульмануашаред (Салманасар) III совершил оттуда поход во Внутреннюю Замуа и Манну. В 834 г. до н. э. Шульмануашаред III громит страну Намар. Пока это были просто грабительские походы. Регулярной дани Ассирия не накладывала и новых провинций не образовывала.

Но все изменилось как только противник Ассирии — царство Урарту, стал тоже совершать походы в Иран и захватывать и присоединять к себе земли в районе озера Урмия. В ответ ШамшиАдад V (823–811 гг. до н. э.) усилил «натиск на восток» в страны Наири (так ассирийцы именовали северо-запад Ирана). В результате походов 819 и 818 гг. до н. э. ассирийцам удалось разорить Внутреннюю Замуа и урартские города царя Ишпуини в районе Урмии.


815 г. до н. э., погромив в Наири Месу и Гизильбунду, Шамши-Адад V вторгся во владения царя Мидии Ханацирука. Здесь ассирийцы разгромили столицу Мидии Сабгиту и еще 1200 населенных пунктов. Сабгита это ассирийское название Хангматаны на древнеперсидском языке. Древние греки называли этот город Экбатаны, а современное название — Хамадан. Ассирийские источники указывают, что было убито 2 300 мидийских воинов. Если учесть, что во время этого похода в городе Ураше в Гизильбунде были убиты 6 000 воинов, то можно считать, что Мидия легко отделалась.

Адад-нерари III (810–781 гг. до н. э.) 11 раз совершал походы в Иран, из них шесть в Мидию и четыре в Манну. Учитывая широко распространенный тогда в западной Азии обычай не брать пленных, то есть истреблять как вражеских воинов, так и мирное население, можно представить, каких благ цивилизации вкусили арийские племена. А ассирийцы сделали этот обычай способом ведения войны. В местности, которую намечалась опустошить, все жители, от младенцев до старух: сжигались живьем, сажались на кол, сооружались пирамиды из отрубленных голов и т. д. В результате Ассирии удалось внушить соседям как страх перед собой, так и ненависть к себе. Как итог стали создаваться антиассирийские коалиции.

Тогда ассирийский царь Тукульти-апаль-Эшарра (Тиглатпаласар) III (744–727 гг. до н. э.) вместо истребления стал производить массовый угон населения с завоеванных земель.


онять старались как можно дальше от родины и расселять вперемешку с угнанными из других мест. Тем самым предупреждались восстания и обеспечивалось получение регулярных податей с ранее опустошенных областей. В 744 г. до н. э. ассирийцы создали на западе Ирана свои провинции — Бит-Хамбан и Парсуа. В 737 г. до н. э. был проведен новый поход в Мидию. Ассирийцы дошли до горы Бикни (Демавенд в горах Эльбурс) и Соляной пустыни (Деште-Кевир) и пригнали 65 000 пленных. Но, будучи занятой борьбой с Урарту и Вавилоном, Ассирия не могла уделять слишком много внимания своему «восточному фронту».

Только Шаррукин (Саргон) II (722–705 гг. до н. э.) сумел начать завоевание Мидии. В 716 г. до н. э. он захватил города Кишессу и Хархар и сделал их центрами ассирийских провинций. В провинции назначались наместники, обычно из евнухов. Это служило гарантией от появления местных династий и сепаратизма. Как указано в ассирийских анналах Хархар, переименованный в Кар-Шаррукин был нужен как плацдарм для завоевания Мидии. В провинцию Кар-Нергал (бывшая Кишессу) вошел и Сабгат (Хангматана). Уже в 715 г. до н. э. провинция Хархар восстала и была опять завоевана, но не полностью.

Иранская империя

Передняя Азия в I тыс. до н. э.

В 714 г. до н. э. Шаррукин II двинул ассирийскую армию на восток, но это был отвлекающий маневр. Войска Шаррукина вступили в Манну, где правил союзник Ассирии царь Уллусуну.


туда войско направилось в Аллабрию и провинцию Парсуа. Шуррукин II хотел создать вид, что идет в центральную Мидию. Затем он направил армию в область Зикерту у Каспийского моря. В это время царь Урарту Руса I (730–714 гг. до н. э.) направился с армией на восток, стремясь зайти в тыл ассирийцам. Но ассирийская разведка доложила точно. Недаром ею всегда заведовал наследник престола. Шаррукин II быстро развернул свою армию и двинулся на запад, навстречу Русе.

Удар оказался неожиданным и сокрушительным для урартов. После короткого, но кровопролитного сражения у горы Сахенд войско Русы I было разгромлено. Обойдя с севера Урмию, ассирийцы направились к озеру Ван. Как тайфун они сровняли с землей множество городов и сел в Урарту и захватили в плен всех, кто не успел скрыться в горах. Затем основные силы направились в Ассирию, а Шаррукин II с небольшим отрядом двинулся на священный город Муцацир. В нем находился храм бога Халди — святилище урартов. Здесь за века скопились несметные сокровища. В муцацирском храме Халди проводились коронации урартских царей и хранилась их казна. Ассирийцы захватили в Муцацире более тонны золотых, более пяти тонн серебряных и более ста тонн бронзовых изделий. После этого разгрома Урарту прекратило вторжения на юго-восток, в Иран.

В 713 г. до. н. э. Шаррукин II продолжил завоевание Мидии. Ассирийцы опять дошли до хребта Эльбурс, и получили дань, но покорить Мидию не удалось. А в последующие годы Шаррукин II, а после его гибели в Табале и Синаххе-Эриба (Синаххериб) (705–681 гг. до н. э.) перенесли походы на другие направления. А экспансия на восток остановилась. Таким образом в ходе ассирийских завоевательных походов IX–VIII в. в. до н. э. удалось захватить часть Мидии, но завоевать ее полностью не вышло.


Источник: kartaslov.ru

Империя: держава нового типа

Заратустра оказался не очень успешным проповедником. За десять лет просветительской работы он смог склонить к новой вере только лишь своего двоюродного брата. Однако изначально главным инструментом для внедрения своих идей он видел политическую власть. В конце концов пророку удалось убедить одного мелкого иранского царька отречься от ложных богов и начать религиозно-политическую реформу.

Вождь не прогадал, с новой верой его воины шли от победы к победе.


к бывало и раньше. Удачливые завоеватели нередко сокрушали могущественные царства и захватывали несметные богатства, но никому ещё не удавалось надолго объединить разные народы и племена в одну державу. У зороастрийцев получилось. Их вождя звали Кави Виштаспа, это имя сегодня известно только историкам-специалистам, однако его символ видел каждый. Виштаспа — змееборец, всадник на коне, который копьём пронзил чудовище, символизирующее старых жестоких богов.

Иранская империя

Городской герб Москвы. Из древних мифов образ героя-змееборца перекочевал в христианство, а также в мировую культуру в целом.

Первые государства возникли задолго до Заратустры. Обычно они формировались вокруг долин больших рек. Общины древних земледельцев объективно были заинтересованы в том, чтобы объединиться и общими усилиями обеспечить эффективную работу гигантской ирригационной системы. Одно племя не сможет построить дамбы, протянуть каналы и защитить плоды сельскохозяйственного труда от нападения дикарей. Не случайно первые очаги цивилизации образовались вокруг Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и Хуанхэ.

Т. е. держава представляла собой гигантскую корпорацию, связанную общим делом. Хозяйственный профиль мог быть и другим. Например, древняя цивилизация Крита сформировалась вокруг посреднической торговли — критяне обеспечивали экономические контакты разных цивилизаций Средиземноморья. Но принцип организации тот же. Древние греки придумали полис — маленькую державу, состоящую из городского центра и прилегавшей к нему сельскохозяйственной округи. А персы создали первую монотеистическую религию и на её основе построили империю.

Иранская империя

Персидская держава в 500 году до н. э. По оценкам  историков, численность жителей империи составляла от 25 до 50 миллионов человек, что соответствовало половине населения Земли в данный период.

Мир и свобода мирным людям

Завоевание Древнего мира было не только молниеносным, но и гуманным. Царь Кир II, прозванный Великим, в 550 году до н. э. объединил весь Иран. Спустя два года персам подчинились Армения и Средняя Азия. Ещё через год — Малая Азия. В 539 году персидские войска встречали как освободителей в самом большом городе тогдашнего мира — Вавилоне.

В Библии Кир назван помазанником Иеговы (царь освободил евреев из вавилонского плена, разрешил им вернуться домой и восстановить Иерусалимский храм). Греки считали его самым мудрым и справедливым человеком, идеалом, на который должны равняться все правители. Египтяне признали его фараоном, законным наследником царей и богов. Финикийцы добровольно вошли в состав новой державы, увидев, какие перспективы для торговли открывает масштаб империи. В пределах одной страны была объединена большая часть очагов цивилизации Древнего мира.

Иранская империя

Образ орков из фильма «300 спартанцев» никак не соответствует реальному имиджу персидской державы, к которой сами спартанцы испытывали большое уважение.

Вот как описывал Кира писатель времён античности Диодор Сицилийский:

«Царь Мидии Кир, сын Камбиза и Манданы, дочери Астиага, был выдающимся среди людей своего времени в мужестве, мудрости и других добродетелях, ибо его отец воспитал его на царский манер и сделал его ревностным подражателем высшим достижениям. И было ясно, что он сотворит великие дела, так как не по годам проявлял своё превосходство. Кир, как нам говорят, был не только мужественным человеком на войне, но он был также внимательный и гуманный в обращении к своим подданным. И именно по этой причине персы называли его Отцом».

Похожих эпитетов удостоился также зять Кира царь Дарий I, при котором персидская держава вышла на пик могущества. Однако тут дело не только в человеческих качествах. Без государственной идеологии, без закона и порядка, которые примирили разные племена и народы, не помогли бы никакие личные достоинства правителей. Такую идеологию и такие законы персам дал Заратустра.

Иранская империя

Ормузд, единый бог зороастрийской религии, передаёт царю кольцо символ власти.

В тексте «Символа веры» зороастрийца прямым текстом указывалось:

«Я отрекаюсь от воровства и грабежа скота, от вреда и опустошения…

Я отвергаю союз с дэвами (демонами), с колдунами, с колдуноподобными, с кем-либо из сущих с отвратительными мыслями, словами, деяниями…

Исповедую Веру, прекращающую распри, опускающую оружие, провозглашающую самопожертвование, праведную, которая из существующих и будущих величайшая, наилучшая, прекраснейшая, которая ахуровская и заратуштровская».

Зороастрийские цари провозгласили мир и свободу мирным и трудолюбивым людям. Две с половиной тысячи лет назад это было настоящим ноу-хау, перевернувшим тогдашние представления о том, как можно организовать жизнь человеческого общества.

Конец и снова начало социалистических империй

Персидские цари правили большей частью Древнего мира на протяжении двух веков. Однако на закате империя представляла собой колосс на глиняных ногах — величественная снаружи и гнилая изнутри. Армия Александра Македонского за четыре года прошла через всю страну, как нож сквозь масло. Последнего царя Дария III убили персидские сатрапы, надеясь выслужиться перед новым господином. Впрочем, Александр казнил предателей, но вознаградил и возвысил тех, кто до конца сохранял верность Дарию. Так он продемонстрировал, что считает себя законным преемником предыдущих персидских правителей.

Иранская империя

Семья персидского царя, захваченная в плен Александром. Спустя несколько лет завоеватель женился на дочери Дария; одновременно сыграли свадьбу сто приближённых Александра, которые поженились на знатных персиянках. Таким образом, новый правитель Азии целенаправленно проводил политику синтеза двух культур.

Но всё же, как так случилось, что сильная империя, построенная на правильных, справедливых основаниях, разрушилась от одного толчка? Мы всё это проходили по истории Советского Союза. В 80-е годы «Союз нерушимый» выглядел сильной и стабильной державой, с позитивной динамикой роста экономики и колоссальным политическим влиянием по всему миру. Но внутри это была уже другая страна.

Партийные функционеры (жрецы) повторяли заклинания с именами Маркса, Энгельса и Ленина (Заратустры), но сами не верили официальной идеологии. Секретари республиканских компартий (сатрапы) подыгрывали сепаратистским движениям. Подпольные капиталисты мечтали легализовать и преумножить нажитые капиталы. Те, кто по долгу службы должен был охранять страну, уже подсчитывали, за сколько её можно продать.

При этом падение Советского Союза не означает, что социалистическая идеология ущербна и бесперспективна. Ущербной стала политическая практика и выродившаяся элита, которая уже не могла удерживать идеологическую рамку.

Доктрина, идеалом которой является социальная справедливость, свобода и равенство, не может исчезнуть в принципе. Она возрождается вновь и вновь, увлекая за собой миллионы людей, стремясь к лучшему, создавая великие державы и новые религии.

История Ирана показывает, что с течением времени эти циклы повторяются с неотвратимостью восхода и заката солнца. А мы просто слишком молодой народ, чтобы увидеть подобные закономерности в отечественной истории. В упор трудно рассмотреть всю картину.

Так, мы видим, что Персидская империя пала, однако зороастрийская власть возродилась в виде Парфянского царства.

Иранская империя

Парфянам удалось почти невозможное остановить военную машину Римской империи.

Тем временем в буферной зоне между Римом и Парфией зародилась религия, социальная программа которой сильно напоминала зороастризм. Первым христианам в Римской империи пришлось несладко. Однако шаг за шагом новая вера бедных и угнетённых пробивала дорогу к статусу государственной религии.

Иранская империя

Погребение мучеников в катакомбах. Из-за того, что христиане отказывались поклоняться обожествлённым императорам, община нередко подвергалась гонениям со стороны властей и находилась фактически на подпольном положении.

Парфянская династия тоже пала, однако её место заняла империя Сасанидов — ещё более мощная реинкарнация Персидской державы. В одно и то же время, когда римский император Константин сделал христианство государственной религией, т. е. провёл революцию «сверху», в Иране почти состоялся такой же переворот по инициативе «снизу».

Один зороастрийский священник призвал уничтожить зло насильственным путём и восстановить социальную справедливость, «дарованную богом». Два столетия движение униженных и угнетённых (известное под названием «маздакизм») набирало обороты. Наконец, царь империи Сасанидов решил воспользоваться энергией масс, чтобы подорвать позиции крупной аристократии и зороастрийского жречества.

Революционеров назначали на ключевые посты в правительстве. Маздакисты начали захватывать имущество богатых и передавать бедным, а всех несогласных с такими реформами объявляли приверженцами зла и терроризировали со всей пролетарской ненавистью. В итоге царь сдал назад, пошёл на союз с церковной верхушкой и знатью, а опасных сектантов (среди которых был старший сын правителя и наследник престола) приказал живыми закопать головой вниз.

Для зороастризма этот исторический поворот стал фатальным. В итоге в Иране зафиксировалось феодальное общество с жёсткой стратификацией, а через сто лет империя Сасанидов столкнулась с арабами, вооружёнными воистину народной идеологией ислама.

Иранская империя

Закованные в броню персидские катафрактарии ничего не смогли сделать против мусульман, воюющих за веру.

Война — это всегда жёсткая проверка связи между державой и её гражданами. Персия её не выдержала и была завоёвана. Зороастризм навсегда уступил место исламу. Кажется, что это уже точно конец, после такого идеология не может возродиться. Однако посмотрим, что было дальше.

Заглянуть в будущее

Иранская элита довольно быстро перешла в ислам, чтобы занять достойное место в иерархии Арабского халифата. Это нормально, знать всегда подстраивается под победителей. Простой народ сохранял старинную веру предков намного дольше. И это тоже весьма типично.

Впрочем, столетия исламской власти сделали своё дело, постепенно персы стали мусульманами (хоть и не стали арабами, в отличие от других народов Ближнего Востока и Северной Африки, которые почти полностью растворились в арабском мире). Но мусульманами разными. Знать приняла ислам в суннитской форме. А простой народ перешёл на сторону шиитов, которые обещали всем мусульманам равные права с арабами.

Так суннизм стал классовой идеологией персидских феодалов. Шиизм, наоборот, принял форму народной оппозиции. Главный вопрос религиозной дискуссии тех времён буквально несколькими словами очень точно передал персидский поэт и математик Омар Хайям:

О небо, к подлецам щедра твоя рука —

им бани, мельницы и воды арыка.

А кто душою чист — тому лишь корка хлеба.

Такое небо, тьфу, не стоит и плевка!

Иранская империя

Омар Хайям. На самом деле точно не установлено, писал ли он вообще стихи. Именем знаменитого учёного прикрывалась вся остросоциальная, любовная и алкоголическая поэзия, чтобы избежать обвинения реальных авторов в вольнодумстве и богохульстве.

И опять история пошла на тот же виток. В XIII веке появился шиитский проповедник, который сказал, что все люди равны. У него появились ученики и последователи, которые основали военное братство Сефевие. Движение постепенно набирало силу и наконец в 1501 году захватило Тебриз — столицу Ирана. Опять же, за два столетия империя Сефевидов прошла путь от расцвета до полного упадка, однако за это время успела практически полностью искоренить суннизм на территории Персии.

Иранская империя

Красным отмечены мусульманские регионы с шиитским населением, а зелёным с преимущественно суннитским. Как видно, центром и главной базой шиитского мира является Иран.

Зная долгую историю Ирана, политические события XX века в этой стране уже не кажутся странным реваншем религиозных фанатиков. Исламская революция 1979 года, религиозный фанатизм Хомейни, подчёркнутая скромность Махмуда Ахмадинежада, нынешнее противостояние с США — всё это укладывается в общую мозаику. И очень напоминает первые шаги по очередному возрождению империи.

Подобный социальный подход (не обязательно такой же, вопрос в самом принципе) следует применить и к отечественной истории. Это непросто. Чтобы увидеть общую картину, логику и закономерности потребуется исследовательская работа многих специалистов. Нужны новые вузовские программы и другие школьные учебники.

Зачем? Затем, что национальные истории — это тупик. Их невозможно согласовать и примирить. Нередко можно встретить такое мнение, что союзную историю написать очень просто — достаточно сделать её бесконфликтной. Например, доказать, что белорусы и русские всегда жили в мире и дружбе, потому что они близкие и родственные народы. Но это не работает. В истории было всякое. Междоусобицы, войны и противоречия. И зачастую враждуют как раз с ближайшими соседями. Многие народы России так вообще рисковали на корню истребить друг друга, если бы не оказались в пределах одного государства, которое смогло обеспечить мир и порядок.

Напротив, социальная история сняла бы множество проблем, которые неразрешимы до тех пор, пока мы находимся в рамках национальных мифов. А в довесок к ней идёт ещё один бонус. Мы могли бы заглянуть в будущее и понять, к чему следует подготовиться на завтра.  

Источник: www.sonar2050.org

Александр Широкорад

ПЕРСИЯ — ИРАН. Империя на Востоке

Глава 1

ВЕЛИЧИЕ ТРЕХТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ИМПЕРИИ

Первым классическим источником древнего Ирана принято считать Эламские летописи. Государство Элам (самоназвание — Халтамти) возникло в третьем тысячелетии до нашей эры на юго-западе современного Ирана в провинциях Хузистан и Лурестан. Столицей государства стал город Сузы.

Во втором тысячелетии на территорию нынешнего Ирана несколькими волнами вторгаются племена Ариев. Они же дали Ирану его имя — «родина Ариев».

Название Персия (Парсуа) впервые встречается в ассирийских документах в IX веке до н.э. В районе Персидского залива в VII веке до н.э. ведущее положение занимало племя персов, во главе которого стоял род Ахеменидов.

В 593 г. до н.э. Астиаг из рода Ахеменидов покорил древнее Эламское царство и овладел его столицей Сузы.

По версии греческого историка Геродота Астиаг выдал свою дочь за другого персидского князя — Камбджа (Камбиза). От их брака родился персидский царь Куру (Кир).

В 539 до н.э. Кир занял Вавилонию, а к концу своего правления расширил границы государства от Средиземного моря до восточных окраин Иранского нагорья. Столицей государства он сделал город Пасаргады на юго-западе Персии.

Сын Кира Камбис захватил Египет и провозгласил себя фараоном. После его смерти в 522 г. до н.э. персидским троном завладел мидийский жрец, но через несколько месяцев его сверг представитель более молодой ветви династии Ахеменидов Дарий. При нем под властью Персии оказалась северо-западная часть Индии вплоть до реки Инд и Армения до гор Кавказа. Дарий даже организовал поход во Фракию (современная территория Турции и Болгарии).

В правление Дария с 522 г. по 485 г. до н.э. греки в западной части Малой Азии подняли восстание. Поддержанное греками в островной и европейской частях Греции, оно положило начало греко-персидским войнам, длившимся почти полтора века.

Тут я сделаю маленькое авторское отступление. Возникает вопрос, а какое отношение греко-персидские войны имеют к русско-персидским связям? Естественно, никакого, но зато самосознание современных иранцев в очень многом определили великие победы и завоевания династии Ахеменидов. И сейчас иранцы считают себя потомками самого древнего и могущественного государства в мире. Трудно сейчас назвать Республику Египет наследницей государства Фараонов или современных итальянцев и греков — наследниками Древнего Рима и Эллады. Ну а нынешний Иран, пусть с некоторой натяжкой, можно считать наследником государства Ахеменидов и последующих империй на Иранском нагорье.

В VIII и VII веках до н.э. жрец Заратуштра (греч. Зороастр) реформировал древние арийские религии. Суть религии, проповедуемой Зороастром, составлял резкий дуализм, в область которого входит все существующее на земле. Представителем и главой всего доброго признается светлое существо Ахура-Мазда (Ормузд) — мудрый владыка, великий и чистый. Представителем всего дурного и злого — мрачный Ангра-Майниус (Ариман). В непрерывной борьбе между Ормуздом и Ариманом и окружающими их духами принимает участие и человек, жизни и деятельности которого, таким образом, придается известное нравственное содержание. Трон Ормузда окружен шестью высшими духами — Амеша-Шпендами, помимо этого, ему повинуются еще многие другие благие духи.

Зороастр требовал от каждого человека, чтобы он рано вставал, усердно обрабатывал свое поле и тщательно ухаживал за садами. Предписывалось также соблюдение чистоплотности. Самым нечистым из всего нечистого почиталось мертвое тело, и самым трудным считалось очищение себя после прикосновения к покойнику.

Забегая вперед, скажу, что к настоящему времени в Иране осталось около 35 тысяч последователей учения Зороастра[1], которых мусульмане называют габарами, то есть «неверными». В соседней Индии их около 115 тысяч. Приверженцев зороастризма в Индии называют «парсами». Это потомки переселенцев, покинувших Персию в X веке н.э.

Весной 334 г. до н.э. армия Александра Македонского переправилась через Геллеспонт (Дарданеллы) и двинулась на Персию. В нескольких сражениях персидский царь Дарий III был разбит, а в 330 г. до н.э. убит своими соратниками. В том же 330 г. до н.э. македонская армия заняла центральную часть Иранского нагорья.

После смерти царя Александра его полководцы поделили империю на части. Иранское нагорье досталось начальнику македонской конницы Селевку, основателю династии Селевкидов.

Вскоре местная знать начала борьбу против иноземцев. В сатрапии Парфия, расположенной к юго-востоку от Каспийского моря в местности, известной под названием Хорасан, восстало кочевое племя парнов и изгнало наместника Селевкидов. В 250 г. до н.э. первым правителем Парфянского государства стал Аршак I, правивший до 248/247 г. до н.э.

Между парфянами и Селевкидами велись непрерывные войны, закончившиеся лишь в 141 г. до н.э. после захвата парфянами под предводительством Митридата I города Селевкии на реке Тигр — столицы Селевкидов. На другом берегу Тигра, напротив Селевкии, Митридат основал новую столицу Ктерифон и распространил свою власть на большую часть Иранского нагорья. Его наследник, Митридат II, правивший с 123 г. до н.э. по 87/88 г. до н.э., еще дальше раздвинул границы государства. Он принял титул «царь царей» (шахиншах) и стал властителем обширной территории от Индии до Месопотамии, а на востоке до Китайского Туркестана.

Парфяне считали себя прямыми наследниками государства Ахеменидов, и их древняя культура включила в себя элементы эллинистической культуры.

В годы царствования Фраата III (70—58/57 гг. до н.э.) Парфия вступила в период непрерывных войн с Римской империей, который длился почти три века. Парфяне разгромили армию под командованием Марка Лициния Красса при Каррах в Месопотамии, и теперь граница между двумя империями пролегла по Евфрату. В 115 г. н.э. римский император Траян захватил Селевкию, но парфянская держава устояла. В 161 г. царь Вологес III напал на римскую провинцию Сирию и опустошил ее.

Однако бесконечные войны в течение многих лет обескровили парфян, а попытки одолеть римлян на западных границах ослабили их власть над Иранским нагорьем. Во многих районах вспыхнули восстания. Сатрап Фарса (Парсы) Ардашир, сын религиозного лидера, объявил себя правителем как прямой потомок Ахеменидов. Он разбил несколько парфянских армий и убил в битве последнего парфянского царя Артабана V, взял Ктесифон и нанес сокрушительное поражение коалиции, пытавшейся восстановить власть Аршакидов.

Ардашир (годы правления 224—241) основал новую империю — государство Сасанидов (от древнеперсидского титула «сасан», или «командир»). Его сын Шапур I (241—272), сохранив элементы прежней феодальной системы, сумел создать в высшей степени централизованное государство. Армии Шапура сначала двинулись на восток и заняли все Иранское нагорье до реки Инд, а затем повернули на запад против римлян. В битве при Эдессе (близ современной Урфы, Турция) Шапур захватил в плен римского императора Валериана вместе с его 70-тысячной армией.

В государстве Сасанидов особую роль играла государственная религия — зороастризм. Зороастрийские храмы и представители высшего жречества владели обширными землями, обрабатывали которые в основном рабы.

Верхушка зороастрийского духовенства стала одной из наиболее могущественных прослоек господствующего класса и играла далеко не последнюю роль в политической жизни государства. Так, во власти жрецов находились образование и суд, а вся трудовая жизнь народа проходила под их неусыпным контролем.

В III — начале IV веков правители государства Сасанидов охотно давали убежище на своей территории христианам, поскольку видели в них союзников в тылу у римлян. Когда же христианство стало господствующей религией враждебного Рима, Сасаниды начали преследовать христиан в своей стране и поддерживать представителей различных еретических учений (например, ариан), оппозиционных официальной христианской церкви.

Источник: www.litmir.me

Кто назвал страну Персией и почему сегодня она называется Ираном?

Иран или Персия: какое название древнее?

Жители этой страны с древних времен называли её «страной ариев» (Ираном). Предки иранцев, как и белых индийцев, пришли на эти земли с севера, их прародиной были земли нынешней южной части России, от Причерноморья до Урала. Персией её назвали соседи – греки, за греческими авторами это название приняли и другие народы. Греки перенесли на страну название исторической области Парс (Фарс) на берегу Персидского залива. Парсы (персы) были одной из этнических групп в Иране. Область Парс была центром политической власти в период империи Ахеменидов и империи Сасанидов.

Империя Ахеменидов (существовала с 550 г. до н э. по 330 г. до н.э.) официально называлась «держава ариев» (Aryanam Xsaoram). Во время империи Сасанидов, существовавшей до арабского завоевания исламизации, иранцы были зороастрийцами-огнепоклонниками. Держава называлась Эраншахр, т.е. «иранская империя» или «царство ариев». После исламизации Иран сохранил своё название, язык и культуру. В период тюркской династии Каджаров, правившей страной с 1795 по 1925 год страна официально все так же называлась Ираном: Высочайшее государство Иран. Правда, в других странах Иран называли Персией. Греческая традиция прошла сквозь века. Сами иранцы под влиянием западной традиции стали публично употреблять термин «Персия» для названия своей страны в новый и новейший исторический период.

При династии Пехлеви, которая правила с 1925 по 1979 гг., Иран официально именовался Шаханшахским Государством Иран. С 1979 года, после революции и падения монархии, страна официально называется Исламской Республикой Иран.

Официальная смена названия

Таким образом, сами иранцы всегда называли свою страну Ираном. Персией её назвали за границей, и сами персы под влиянием западной традиции в ряде публикаций и книг в новое время. В мире официальное название Персия на Иран сменили в 1935 году, когда первый иранский правитель из династии Пехлеви, Реза, обратился с письмом в Лигу Наций с просьбой использовать для названия своей страны слово «Иран» вместо термина «Персия». Реза-шах Пехлеви обосновал это требованием, тем, что внутри его страны для обозначения государства, которое было известно в мире как Персия, употребляется слово «ирани». А этот термин происходит от древнего самоназвания ариев и «страны ариев».

В самом Иране это решение вызвало сопротивление части общественности. Считалось, что официальная смена названия лишает страну части её великого прошлого. Поэтому в 1959 году правительство разрешило использовать в мировой практике два названия параллельно.

«Страна ариев»

Позиция Реза Пехлеви была связана с двумя основными причинами. Во-первых, он пытался обозначить новый период в истории страны, возрождение великой державы. В конце XIX начале XX вв. Персия переживала глубокий кризис. Страна утратила ряд территорий, пережила ряд восстаний и революций, британскую оккупацию. Намечался развал Ирана. В 1918-1919 гг. Персия, по сути, стала полуколонией Британии. Англичане контролировали армию и экономику страны.

В феврале 1921 года Реза-хан Пехлеви свергнул Ахмед-шаха и в 1925 году был объявлен новым шахом. Реза Пехлеви возглавлял правонационалистические круги, правое офицерство, которые пыталось спасти страну от развала. Новое правительство двинулось курсом возрождение сильной центральной власти под флагом идеи иранского национализма. Британия, в условия сильных антианглийских настроений в иранском обществе, вынуждена была отказаться от прямой колонизации Ирана. Однако сохранила ведущие позиции во внешней политике, экономике и финансах страны. При этом британские военные, покидая Иран, передали шаху и его окружению большую часть оружия, боеприпасов и снаряжения. Также Британия через английский Шахиншахский банк (важнейшее финансовое учреждение Ирана) профинансировала становление иранской армии. Сильная антисоветская власть в Иране устраивала Лондон. К тому же британцы сохраняли контроль над сырьевыми богатствами страны.

Правительство Реза Пехлеви подавило демократическое движение, сепаратизм полукочевых племен и окраинных провинций, где власть фактически принадлежала местным феодалам. Так войска Реза-хана восстановили власть центрального правительства в гилянской провинции, в Иранском Азербайджане, курдских землях, курды вели борьбу за создание «курдского государства (курдов также поддерживали и вооружали британцы – вечный принцип «разделяй и властвуй»). Затем Реза-хан подавил восстание бахтиарских и лурских племен, установив контроль над зоной племен на юго-западе Ирана. Также правительственные войска были введены в арабский Хузестан, где заправлял шейх Хазаль, которого поддерживали британцы. Вскоре арабского шейха арестовали.

В 1920-е и особенно в 1930-е годы Иран совершил качественный скачок в развитии. Была создана регулярная армия, в общественно-политическом и экономическом развитии наблюдались положительные тенденции. В частности, был осуществлен переход на светскую систему образования, открыт Тегеранский университет, проведены реформы в судопроизводстве, создана стабильная финансовая и денежная система (учрежден Нацбанк Ирана, ставший эмиссионным центром), сделаны шаги в сторону развития светских начал (улучшение социального положения женщин), создается госсектор в промышленности. Осуществляется политика госкапитализма, развивается промышленность, введен автономный таможенный тариф, ликвидирован капитуляций, строится трансиранская железная дорога от Персидского залива до Каспия и т. д. Началась индустриализация и электрификация Ирана.

Таким образом, Реза-хан восстановил единство Ирана, собрал страну после почти полного распада государства Каджаров. Его называли возродителем Ирана, защитником ислама, сравнивали с древними царями Ахеменидами, шахом Аббасом Великим (правил в 1587 — 1629 годах) из династии Сефевидов, который провёл ряд крупных реформ, создал регулярную армию, и восстановил доставшуюся ему в наследство разваленную Сефевидскую державу, превратив в её в мощную региональную империю. Официальное название «Иран» подчёркивало преемственность и связь Пехлеви с прежними иранскими державами и династиями. С годами, когда усилилось стремление Пехлеви к единоличной власти, окрепло и стремление подчеркнуть преемственность его с власти с древними, доисламскими династиями Ахеменидов и Сасанидов.

Вторая причина переименования страны связана с Третьим рейхом. 1920 – 1930-е годы – это время расцвета фашизма и нацизма в мире, авторитарных, фашистских и нацистских диктатур. Эта тенденция не прошла мимо и Ирана. Ещё в 1923 году Реза близко сошелся с лидерами правонационалистической партии «Таджаддод» («Обновление»). Её лидеры и активисты были выходцами из состоятельных социальных групп, которые получили образование на Западе (много иранских эмигрантов основалось в Германии). Часть программы лидеров «Обновления» была прогрессивной и отвечала интересам общества: создание регулярной армии, индустриализация, развитие светского общества – судебной системы, образования, отделение религии от политики и т. д. Одновременно активисты «Обновления» вели пропаганду о возрождении величия древней Иранской империи (в Италии фашисты мечтали о славе и возрождении Римской империи, германские нацисты грезили о «Вечном рейхе» и т. п.), укреплении монархии и персификации всех иранцев. В итоге в Иране складывается режим личной диктатуры Реза-шаха.

Во второй половине 30-х годов правительство Реза-шаха ищет нового покровителя на мировой арене. Тегеран потерпел поражение в борьбе с Лондоном по вопросу деятельности Англо-Персидской нефтяной компании (АПНК) в стране, а также в территориальных спорах в зоне Персидского залива. Дело было в том, что АПНК обладала эксклюзивным правом на добычу нефти и газа в Иране (концессия была заключена в 1901 г. на 60 лет). Попытки Тегерана пересмотреть соглашение к серьёзному успеху не привели, британский лев не собирался отдавать богатую добычу. В апреле 1933 г. после многостороннего давления со стороны правительства Британии шах Ирана Реза дал согласие подписать новое концессионное соглашение с АПНК на срок до конца 1993 г. Теперь АПНК должна была переводить иранскому правительству 16% своего чистого дохода, и концессионная зона была сокращена. Но в целом британская монополия только укрепила свое положение в Иране.

Поэтому Тегеран склоняется к союзу с гитлеровской Германией. Третий рейх был готов сломать прежний мировой порядок, потеснить Британскую империю. Иран был заинтересован в сотрудничестве с Германией в военной, экономический и технологической областях. Кроме того, шаху и его окружению нравились идеи немецких нацистов о превосходстве арийцев над другими расами. Целый ряд иранских националистически и монархически настроенных публицистов, историков и филологов в это время прилагали большие усилия, чтобы соотнести идейные основы арийской теории немецкого нацизма с интерпретацией истории доисламских иранских империй. Особенно царства Ахеменидов и Сасанидов. Особенно эта тенденция усилилась после образования первого Тегеранского университета в 1933 г.

В первое время университет важнейшее внимание уделял изучению истории и философии древнего и средневекового Ирана. Для работы в этой области были привлечены иностранные специалисты. Большая группа научно-преподавательских кадров и столичных публицистов трудились над разработкой иранской национальной идеи. Древние иранцы рассматривались как «чистые» арийцы, продвигалась идея «восстановления» единого языкового и культурного пространства по всей стране (персификации). Шах и его окружение полностью разделяли эту идею. Основой государственной идеологии стали паниранизм и идея превосходства «ариев-иранцев» над другими расами и народами. В частности, постепенно закрыли все учебные заведения, где преподавали не на иранском языке, вся печать была на персидском языке. Иран трансформировали в нацию-государство (как в Третьем рейхе), для этого проводилась линия на персификацию всего населения, разоружение полукочевых племен и их перевод к оседлой жизни. Подавляя сопротивление племенной знати, власти прибегали к репрессиям и террору, верхушка племен физически уничтожалась.

Иран стал «вотчиной» германских спецслужб, которые продвигали интересы Третьего рейха в регионе. В итоге в ходе Второй мировой войны, чтобы исключить переход Ирана на сторону Германии, Британия и СССР ввели в страну войска (Операция «Согласие». Ввод советских войск в Иран в 1941 году), которые оставались в Персии до конца войны. Германская агентура была подавлена, власть передали сыну Реза – Мохаммеду. Иран оказался в сфере влияния Британии и США. При этом Тегеран развивал дружественные отношения и с СССР, осуществлял сотрудничество в экономической и технической сферах.

Источник: topwar.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.