История греческой цивилизации насчитывает почти четыре тысячи лет. Первым известным нам народом, поселившимся на территории современной Греции, были так называемые пеласги – представители когда-то широко распространенной и загадочной для современных историков группы «средиземноморских народов» (к этой группе относились также этруски, а ныне живущими потомками средиземноморских народов, возможно, являются баски). Пеласгами этих первых жителей Эллады назвали впоследствии сами греки – самоназвание их нам неизвестно.

В начале второго тысячелетия до нашей эры на Балканский полуостров мигрировали с севера так называемые протогреческие племена – предки современных греков. Они подчинили себе пеласгов и полностью ассимилировали их. О первоначальном населении Эллады напоминают нам сегодня лишь археологические находки и некоторые сохранившиеся географические названия (например, Коринф и Лариса).


Несколько по-иному сложилась судьба жителей острова Крит, также населенном представителями «средиземноморских народов». Здесь уже за 2700 лет до нашей эры возникла и развивалась самобытная цивилизация, которую современные историки называют минойской (по имени полулегендарного правителя Крита – царя Миноса). И по сей день в окрестностях города Кносс на Крите можно увидеть довольно хорошо сохранившиеся остатки дворца минойских царей, расписанные удивительными по красоте фресками. Возможно, именно этот дворец, с его многочисленными коридорами и постройками, послужил основой для рассказов о лабиринте Минотавра. Да и сама легенда о Минотавре, повествующая о времени, когда жители Афин были вынуждены ежегодно отправлять на Крит юношей и девушек в качестве дани, основана на вполне реальных исторических фактах: критяне-минойцы подчинили своему влиянию значительную часть восточного Средиземноморья, в том числе и побережье Эллады.

Началом заката тысячелетней минойской цивилизации стало сильнейшее землетрясение, произошедшее на Крите между 1525 и 1500 годами (более точную дату установить пока не удалось). Землетрясение уничтожило расположенный у берегов Крита остров Фера, или Тира (небольшие остатки его ныне носят название Санторин), и произвело огромные разрушения на самом Крите. Минойская цивилизация так и не оправилась после этой катастрофы и уже в 1450-х годах была окончательно подчинена представителями другой, гораздо более молодой цивилизации – микенской.


Если критяне-минойцы относились к группе средиземноморских народов, то микенцев уже можно с полным правом называть греками. Это были потомки протогреческих племен и отчасти пеласгов, а говорили они на языке, в котором без труда угадывается основа позднейшей «божественной эллинской речи». Познакомиться с языком микенской цивилизации позволяют нам многочисленные сохранившиеся образцы её письменности (в основном это записи на различные хозяйственные темы). Микенцы построили на территории Эллады множество городов, главным из которых были Микены – отсюда и современное название этой цивилизации (сами же микенцы называли себя ахейцами). Сегодня Микены – всего лишь небольшая деревня, но в окрестностях ее сохранились остатки древних дворцов и укреплений (например, знаменитые Львиные ворота), а также несколько каменных курганов-гробниц микенских царей.

К микенской эпохе относится и прославленная Гомером в веках Троянская война (точнее, войны – современные историки считают, что их было несколько). Город Троя на побережье Малой Азии (близь азиатского берега Дарданелл) долгое время был главным соперником Микен, и микенцы (ахейцы) тратили немало средств на борьбу с ним. После очередной из войн Троя была, наконец, захвачена, но к этому времени микенская цивилизация была уже так изнурена постоянными войнами, что не смогла сопротивляться новому нашествию с севера – вторжению так называемых дорийских племен.


Дорийцы говорили на языке, близком к микенскому, но отличались от микенцев-ахейцев и уровнем культуры (которая у микенцев была значительно выше), и даже внешним видом: если микенцы были в основном смуглы и черноволосы, то у дорийцев не редкостью были светлые волосы и голубые глаза (возможно, поэтому в Греции с античных времен до наших дней голубые глаза считаются «дурными», могущими «сглазить»). Кроме того, дорийцы были очень воинственны и вскоре подчинили себе значительную часть территории Эллады, в том числе и весь остров Крит. Ахейская культура сохранилась в основном в Аттике, на островах Эгейского моря и на заселенном ахейцами восточном побережье Малой Азии, а также в центре Пелопоннеса (в Аркадии). Вражда между потомками ахейцев и дорийцев сохранялась в течение многих веков: по сути, вся история войн и различных конфликтов в Греции классического периода – это история противостояния потомков ахейских и дорийских племен, отнюдь не забывших о своем происхождении.

Эпоха, наступившая после нашествия дорийцев, отличалась крайним упадком культуры. Письменных источников от этого периода греческой истории не осталось практически никаких, так как микенское письмо было забыто, а своего дорийцы не имели. Поэтому эпоху между 1100 и 800 годами до нашей эры принято называть Темными Веками.

Возрождение культуры в Греции началось в конце VIII – начале VII веков до нашей эры. Была создана новая система письма на основе финикийского алфавита – этим письмом греки пользуются и по сей день. К этому периоду относится окончательное формирование таких известных памятники древнегреческой литературы, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера (созданных на основе устных преданий), а также написание знаменитой «Теогонии» Гесиода. Восстанавливались многие пришедшие в упадок города, строились новые, началась интенсивная колонизация территорий за пределами Греции (например, побережья Черного моря, Италии, Сицилии, Ливиии).


Не стоит, однако, думать, что Греция в это период стала единым государством. Напротив, ее раздробленность постоянно увеличивалась. Именно в период между 700 и 500 годами до нашей эры окончательно сформировалась полисная система (система городов-государств, когда каждый город с прилегающими к нему территориями представлял собой независимое государственное образование). Власть в большинстве полисов принадлежала не царям, как это было в микенский период, а собранию свободных граждан-мужчин. Так, уже о VI веке до нашей эры можно говорить как о веке зарождения демократии (демократическая система управления существовала, например, в Афинах). В других полисах – например, в Коринфе – действовала олигархическая система, когда верховная власть принадлежала ограниченному числу граждан (обычно самым состоятельным людям города). Наиболее древний уклад сохранялся в Спарте, где власть принадлежала аристократии и совету старейшин. В отдельных случаях, в результате конфликтов между различными социально-политическими группами, в полисах к власти приходили единоличные правители — так называемые тираны.


К VI веку да нашей эры из общего числа полисов выделились наиболее сильные и влиятельные: Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Полисы эти распространили свое влияние на отдельные, менее крупные и сильные, города, образовав вокруг себя своего рода военно-экономические союзы полисов. Эти союзы (вернее, главенствующие в них полисы) соперничали между собой, и это не могло не привести к многочисленным конфликтам.

Однако к концу VI века до н.э. греческим полисам пришлось на некоторое время забыть о междоусобицах. У греков появился общий враг – персидская держава Ахеменидов. Под властью персов вскоре оказались греческие города Малой Азии и целый ряд островов в Эгейском море. Разумеется, персидские цари, претендовавшие на мировое господство, не могли исключить из своих завоевательных планов и раздробленную междоусобной полисной борьбой Элладу.

В 500 году до н.э. греческие города Малой Азии восстали против персидского ига. Повстанцы обратились за помощью к полисам Эллады, но не получили ее: лишь Афины прислали скромную эскадру из 20 судов. Однако этого ничтожного предлога оказалось достаточно, чтобы в 492 году, подавив восстание, войска царя Дария I под предводительством военачальника Мардония вторглись на территорию Фракии и Македонии. Далее Мардоний намеревался напасть на Афины, но персидский флот попал в сильную бурю у полуострова Афон и почти полностью погиб, после чего персам пришлось вернуться в Малую Азию. Эта неудача не изменила планов Дария, и в 490 году персидские войска, захватив остров Эвбею, вторглись в Аттику со стороны небольшого селения Марафон. Навстречу захватчикам выступили войска афинян под предводительством Мильтиада, и 12 сентября 490 года состоялась знаменитая Марафонская битва, в которой персы потерпели сокрушительное поражение.


Следующий поход на греков был предпринят в 480 году сыном Дария, Ксерксом. Царь постарался учесть ошибки предыдущих войн: так, чтобы обезопасить свой флот от опасностей плавания вокруг Афона, он приказал прорыть для судов двухкилометровый канал у основания полуострова (следы этого канала сохранились до сих пор). На Элладу двинулась огромная по тем временам армия числом около 200 тысяч человек и не менее мощный флот. Возглавил поход сам Ксеркс.

Перед лицом страшной опасности греческие полисы заключили военный союз, во главе которого была поставлена Спарта. Спартанцы же дали персам первый серьезный бой в ущелье Фермопил – «воротах» в Среднюю Грецию – которое защищал небольшой отряд под предводительством спартанского царя Леонида. С огромным трудом преодолев Фермопилы, персы захватили Афины.

Однако основные военные силы греков – союзная армия и флот – были при этом сохранены. 28 сентября 480 года у острова Саламин состоялось морское сражение, в котором весь персидский флот, был полностью разгромлен соединенными силами греков под фактическим командованием афинянина Фемистокла.


Потеряв флот, опасавшийся захвата греками зоны проливов Ксеркс был вынужден вернуться в Малую Азию. Однако часть его армии под предводительством Мардония осталась в Беотии, и в 479 годы предприняла новую попытку вторгнуться в Аттику. В том же году греческие войска под предводительством спартанца Павсания дали персам решительный бой у города Платеи, полностью разбив Мардония и окончательно положив конец честолюбивым замыслам персов.

В 478-459 годах до н.э. грекам удалось освободить от персов греческие города Малой Азии и Эгейского моря. Датой окончания греко-персидских войн считается 449 год, когда на острове Кипр был заключен мир между греками и персидским царем, закрепивший победу и независимость греков.

С началом V века до н.э. Эллада вступила в так называемую классическую эпоху, период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации. Трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, комедии Аристофана, скульптуры Фидия и Праксителя, знаменитый Афинский Парфенон – все это и многое другое – наследие классической Греции.

К несчастью, вскоре после устранения непосредственной персидской угрозы вновь вспыхнули междоусобные конфликты между греческими полисами. В 431 году началась так называемая Пелопоннесская война, продолжавшая вплоть до 404 года, то есть более 27 лет. Война велась между двумя группами полисов – Афинским морским и Пелопоннесским союзами – и фактически являлась борьбой между Афинами и Спартой за господство над Элладой. Военные действия охватили практически всю территорию Греции, а также острова Эгейского моря и многие греческие колонии. В конце концов, в 404 году Пелопоннесская война, шедшая с переменным успехом, окончилась полным поражением Афин.


Установившееся после Пелопоннесской войны спартанское господство и активное вмешательство Спарты во внутренние дела греческих полисов вызывали немало недовольства у жителей Эллады. Вскоре была образована новая антиспартанская коалиция, состоящая из Афин, Коринфа, Аргоса, Фив и союзных им полисов. Военной силой среди них выделялся так называемый Беотийский союз, возглавляемый Фивами. Спарта пыталась остановить опасное для нее возвышение Фив, вторгшись в Беотию сначала в 395, а затем в 378-377 годах до н.э., но обе эти попытки потерпели неудачу. В 371 году значительная по численности спартанская армия вновь вторглась на территорию Беотии, но потерпела поражение у города Левктры. Это положило начало активному военному противоборству Спарты и Фив, окончившееся лишь в 362 году до н.э., когда спартанцы потерпели поражение в битве при Мантинее. Это противоборство положило конец военной и политической мощи как Спарты, так и Фив, взаимно ослабленных войной.

Главной политической силой в Греции вновь стали Афины – так называемый Второй Афинский морской союз. Однако Афины настолько злоупотребляли своим влиянием, что уже в 357 году вспыхнуло восстание союзных полисов против афинян. Это восстание, получившее название Союзнической войны, окончилось в 355 году поражением Афин и распадом Второго афинского союза – последнего крупного военно-политического объединения греческих полисов. Такое ослабление и крайняя раздробленность Греции была на руку персидским царям, начавшим активно вмешиваться во внутренние дела полисов. Над Грецией вновь нависла персидская угроза.


Между тем на севере Греции набирало силу Македонское царство. Македонцы, хотя и были греками по происхождению, сохранили древний тип государства – власть аристократии во главе с царем, и по уровню культуры стояли значительно ниже остальных жителей Греции. В 359 году македонский трон занял царь Филипп II, поставивший своей целью не только возвысить собственное царство, но и установить македонское господство над всей Элладой. Успехам завоевательных планов Филиппа способствовали непрекращающиеся конфликты между полисами, а также возраставшая персидская угроза, заставлявшая значительную часть греческого общества стремиться к объединению Греции для противостояния персам, пусть и под эгидой Македонии.

К началу 30-х годов IV века Филиппу удалось подчинить себе практически все греческие территории. В 337 году на общегреческом конгрессе в Коринфе македонская гегемония была закреплена юридически, а Персидской империи была объявлена священная война. Но в 336 году Филипп погиб, и его дело продолжил его сын и наследник Александр, вошедший в историю под именем Александра Македонского.

В 334 году Александр во главе союзной греческой армии перешел пролив Геллеспонт (Дарданеллы) и вторгся в пределы Персидской империи.
ерживая одну за другой блестящие победы, Александр в 331 году захватил и разрушил столицу Персии – Персеполь, а к 330 году окончательно овладел важнейшими территориями персидского государства, создав собственную империю. Затем, в 329 году греческие войска вторглись в Среднюю Азию (Бактрию и Согдиану) и, завоевав эти земли, двинулись дальше, к границам Индии. Но ожесточенное сопротивление индийцев и непривычный для греков климат воспрепятствовали дальнейшему расширению границ империи. Пройдя через Пенджаб и достигнув берегов Индийского океана, Александр повернул назад и в 324 году пришел с остатками армии в Сузы. В 323 году Александр неожиданно скончался. Империя его распалась на несколько независимых государств, во главе которых встали знатные македоняне — бывшие приближенные Александра.

Завоевания Александра Македонского положили начало новой эпохе в истории Греции и всего восточного Средиземноморья – эллинизму, эпохе распространения греческой культуры по всему известному тогда миру и активному взаимодействию ее с различными культурами Востока. В эпоху эллинизма греки расселились по всем уголкам империи Александра: в Египте, на Ближнем Востоке, во внутренних областях Малой Азии и даже в Средней Азии и Индии (потомки их, не забывающие о своем происхождении, до сих пор живут в Таджикистане, Афганистане и Пакистане). Однако массовое переселение греков на Восток значительно ослабило саму Грецию.

В это время на Западе набирало силу Римское государство. Уже с середины III века до н.э. римляне активно вмешивались в дела Греции, а в 146 году до н.э. окончательно подчинили себе Элладу и Македонию. На этих территориях произошли три из важнейших битв римской истории: сражение при Фарсале (48 г. до н.э.), сражение при Филиппах (42 г. до н.э.) и морское сражение у мыса Акций (31 г. до н.э.).

В середине I века нашей эры в Грецию проникло христианство. Впервые начал проповедовать Христа на земле Эллады апостол Павел, основавший христианские общины в Филиппах, Фессалониках (Салоники), Верии, Афинах и Коринфе. А к началу II века христианские общины существовали уже почти во всех крупных городах Греции.

После разделения Римской империи в 395 г. Греция вошла в состав Восточной Римской (Византийской) империи, столицей которого был греческий и по имени, и по сути город — Константинополь. Византия объединяла в себе множество разных народов, но уже к VII веку господствующим этносом стали греки, а греческий язык и культура стали в империи основными. Храм Святой Софии (не только в Константинополе, но и в Фессалониках), монастырь святого Луки в Фивах, «Сказание о Дигенисе акрите», и конечно же славянские просветители – солунские братья (святые Кирилл и Мефодий) – все это лишь небольшая часть византийского наследия Греции.

После падения Константинополя в 1453 году территория Эллады вошла в состав Османской империи. Начались трудные для греков годы османского ига. В разных областях Греции периодически вспыхивали восстания против османов, но ни одно их них не увенчалось успехом. В горных областях почти весь период турецкого господства активно действовали партизаны (клефты). В 1814 году греческими эмигрантами в Одессе была создана тайная организация «Филики Этерия», ставившая целью освобождение Греции. К организации присоединялось все больше новых членов из самых разных слоев греческого общества, как на территории самой Греции, так и за границей.

Наконец, 25 марта 1821 года в монастыре Агиа Лавра митрополитом Древних Патр Германом и предводителями греческих повстанцев была провозглашена независимость Греции. Началась долгая, трудная и героическая борьба греков за свободу, продолжавшаяся восемь с лишним лет. Это восстание, в отличие от всех предыдущих, было поистине всенародным. К концу 1820-х годов Османская Порта, по сути, уже полностью утратила контроль над Грецией, однако все еще отказывалась признать ее независимость. Наконец, в 1828 году началась русско-турецкая война, завершившаяся принятием Адрианопольского мирного договора (2 сентября 1829 г.), который, кроме всего прочего, обязывал Турцию признать независимость Греции. Новое государство включало в себя Пелопоннес, Среднюю Грецию (граница проходила между городами Арта на западе и Волос на востоке) и некоторые острова. Северные области Греции, а также многие острова, включая Крит, оставались под властью османов. Столицей Греции стал город Навплион на Пелопоннесе.

Первым главой греческого правительства стал граф Иоанн Каподистрия, в прошлом министр иностранных дел Российской империи. В 1831 году он был убит одним из своих личных врагов, а в 1832 году, по настоянию мировых держав, Первая Республика в Греции прекратила свое существование, и в стране была установлена монархия. Королем был избран юный баварский принц Отто (Оттон) Виттельсбахский, а столица страны в 1833 году была перенесена из Навплиона в Афины.

С прибытием в Грецию короля Оттона и его приближенных начался нелегкий для страны период так называемой баварократии. Все важные посты в стране занимали баварцы, с презрением относившиеся к греческому народу, его религии и культуре. Сам король публично отказался принимать православие, хотя к православию принадлежали практически все его подданные, и Православная Церковь Греции подверглась немалым притеснениям. Герои и известные деятели освободительной войны всячески отстранялись от участия в политической жизни, а некоторые из них, как, например, герой освободительной войны генерал Феодор Колокотронис, были брошены в тюрьму.

Все это не могло не возмущать греков, и в сентябре 1843 года в Афинах вспыхнуло восстание. Повстанцы требовали составить для Греции конституцию и свод законов (ни того, ни другого страна в 1843 году все еще не имела). Оттон согласился на требования, и в 1844 году была разработана первая греческая конституция и создан двухпалатный парламент, большинство мест в котором принадлежало грекам. Однако баварцы продолжали вмешиваться во внутренние дела страны, и в 1862 году произошло новое восстание. На этот раз король Оттон был смещен и изгнан из страны. Новым королем Греции был избран молодой датский принц Георг. В Греции была установлена конституционная монархия.

В 1866 году на острове Крит, все еще находившемся под властью Турции, вспыхнуло восстание. В 1869 году оно было подавлено, но греки-критяне продолжали вести активную партизанскую борьбу, и небольшие по масштабам восстания постоянно возникали в различных областях острова. Наконец, правительство Греции решило оказать помощь грекам Крита и в 1897 году объявило войну Турции. В этой войне Греция потерпела поражение, однако Крит, по настоянию мировых держав, вскоре (в 1898 г.) получил автономию и впоследствии воссоединился с Грецией.

Пятнадцать лет спустя, в результате Балканских войн 1912-1913 года с Грецией (помимо Крита и большинства других островов Эгейского моря) воссоединились также территории Эпира, Фессалии и Эгейской Македонии, а в 1919 году, после того, как Греция вошла в число победителей Первой Мировой Войны – территории Восточной Фракии. К сожалению, дальнейшему расширению материковой части территории Греции вскоре был положен предел – получив по Сервскому договору 1920 г. принадлежавшую Турции Восточную Фракию, Греция, по настоянию западных держав, ввязалась в авантюристическую борьбу с господствовавшим в Анатолии режимом Мустафы Кемаля Ататюрка.

Поражение в греко-турецкой войне 1920-1922 гг. повлекло за собой так называемую «малоазийскую катастрофу», в результате которой более двух миллионов греков были изгнаны с территории Малой Азии, а Восточная Фракия была вновь возвращена под власть Турции. Вторым последствием «РјР°Р»РѕР°Р·РёР№СЃРєРѕР№ катастрофы» было падение монархии и провозглашение в Греции так называемой «Второй республики» (1924-1936 гг.) Нестабильный политический режим Второй республики в 1936 году был сменен восстановленной монархией, ставшей, по сути, прикрытием для диктатуры генерала Метаксаса (1936-1940 гг.).

В 1940-1945 годах Греция участвовала во Второй мировой войне. В 1941-1944 годах её территория была оккупирована немецкими и (до 1943 г.) итальянскими агрессорами, уничтожившими более 300 тысяч греков. В 1947 году Греции, вошедшей в число победителей Второй мировой, были возвращены ранее принадлежавшие Италии Додеканесские острова в Эгейском море.

Гражданская война между коммунистами и антикоммунистами (1946-1949 гг.), а также последовавшая за ней экономическая и политическая нестабильность 50-х — 60-х гг. ХХ века привели к установлению в стране в 1967 году правой авторитарной диктатуры хунты «черных полковников». Свергнув монархию, режим «черных полковников» под лозунгами агрессивного национализма организовал в 1974 на Кипре государственный переворот и попытался присоединить остров к Греции. В результате 40 процентов территории острова было оккупировано Турцией, а почти 250 тысяч греков-киприотов стали беженцами. В ответ разгневанный греческий народ восстал и сверг диктатуру «черных полковников».

В 1975 г. в Греции вновь, и на сей раз окончательно, установлен республиканский строй. В 1982 г. Греция вступила в ЕЭС (с 1992 г — Европейский Союз), в 2000 г. она вошла в Шенгенскую зону. В настоящее время Греция является одной из самых свободных, открытых и демократических стран мира.

Ольга Балытникова-Ракитянская. Специально для проекта "Греция от Greek.ru"

Источник: www.greek.ru

Родос

Пожалуй, наиболее известный сайт эпохи средневековья во всей Элладе – это, конечно же, старый город Родос с его знаменитой Крепостью. Цитадель, служившая штаб-квартирой для девятнадцати руководителей ордена госпитальеров, выдержала на рубеже XV-XVI веков целый ряд осад, пока, наконец, не пала в 1522-м году  после 6-тимесячного сопротивления стотысячной армии Сулеймана Великого.

Примечателен тот факт, что в XV веке многие эксперты считали Родосскую крепость самой современной и неприступной фортификацией известной в Христианском мире. Впрочем, она и сегодня производит неизгладимое впечатление, что подчеркивается почетным статусом памятника всемирного наследия ЮНЕСКО.

МистраГреция в средние века data-src=/images/stories/pict_RA/080212/mistra.jpg class=alignleft border=0 align=right />

Еще одна греческая жемчужина в ожерелье памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Мистра расположена на Пелопоннесе неподалеку от Спарты и мало известна за границами Греции, однако ее роль в истории Эллады не меньше, чем у знаменитых Микен. Когда-то Мистра была одним из наиболее значительных городов позднего периода Византийской империи, и именно здесь в 1449-м году состоялась коронация последнего ее императора Константина IX.
Хотя сегодня многие считают Мистру городом-призраком, на территории поселения сохранились значительные архитектурные памятники. Среди них стоит выделить Митрополию – монастырь, посвященный Святому Димитрию, Бронтохион, Дворец Деспотов, Перивлепту, церковь Святой Софии и Пантанассу – единственный ныне действующий монастырь Мистры, в котором проживают около 30 монахинь.

Греция в средние века data-src=/images/stories/pict_RA/080212/mesta.jpg class=alignleft border=0 width=100 style=»float: left; margin-left: 10px; margin-right: 10px;»/>Места

Места – это известное средневековое поселение и одна из главных достопримечательностей  греческого острова Хиос. Построенная во времена Генуэзского владычества, Места является  отличным образцом средневековой оборонительной архитектуры. Узкие средневековые улочки с арочными перекрытиями местами навевают мысли о Родосе, хотя, конечно, Места будет поскромнее. Особого внимания в Месте заслуживают церкви Великого и Старого Таксиархов.

 

МонемвасияГреция в средние века data-src=/images/stories/pict_RA/080212/monevmasia.jpg class=alignleft border=0 align=right />

Монемвасия безусловно заслуживает отдельного упоминания, поскольку является не только знаменитой средневековой крепостью, но и уникальным творением природы. Впрочем, одно во многом способствовало другому.
Само название Монемвасия происходит от греческого «мони эмвасис», что означает «один вход». Имя как нельзя лучше отражает суть – Монемвасия расположена на острове, образовавшемся в результате землетрясения, и соединяется в наше время с материком с помощью автомобильного моста.
История Монемвасии полна героических и трагических страниц. Из-за ее природной труднодоступности и мощных укреплений, Монемвасия всегда была лакомым кусочком для завоевателей, ориентировавшихся на захват Пелопоннеса и нуждавшихся в надежном плацдарме. Как следствие, город многократно переходил из рук в руки и помнит франкских, византийских, венецианских, турецких и, наконец, греческих правителей. Среди достопримечательностей Монемвасии стоит выделить церкви Святой Софии, Пресвятой Богородицы Хрисафитиссы, Святого Николая и Собор Христос Элкоменос.

Сервия

Сервию сегодня часто называют Македонской Мистрой. Название Сервия присходит от латинского «servo» и означает «охранять». Эта великолепно сохранившаяся византийская крепость, как и одноименное поселение, расположены на вершине естественного укрепления – холма с потрясающим видом на долину реки Альякмон.
Сервия делится на три части – нижний город, верхний город и Акрополь и известна многочисленными сооружениями, великолепно сохранившимися с Византийских времен до наших дней. Помимо примечательных церквей, внимания заслуживают дом губернатора, казармы, склады, конюшни, а также две башни у входа в Акрополь.

Источник: http://grekoblog.com/

Источник: rua.gr

Почему «улетучилась классическая мысль» из Греции? Куда исчезли «классические греки»? Почему исчез мощный «античный» военно-морской потенциал Афин, «возродив­шийся», между прочим, в ХII — ХIII веках в крестоносную эпоху? Документы указывают, что византийцы не были го­нителями наук, нет сообщений о действии инквизиции. «Закрытие» знаменитой Академии в Афинах происходит, как растерянно заявляет Грегоровиус, «бесшумно». Сам термин «эллины» появился В достоверной истории очень поздно. «Только В XV столетии Лаоник Халкокондил, родом афинянин, присваивает опять (через много сотен лет небытия — Авт.) за своими земляками наименование «эл­линов»». Действительно ли в Греции ославянились в ран­нее Средневековье первоначально населявшие ее эллины (как утверждает скалигеровская история) или, напротив, эллинизировались позднее жившие здесь ранее авара-сла­вяне? Теории об «ославянивании древних греков» покоят­ся лишь на догадках. С другой стороны, византийский историк якобы Х века Шафарик прямо пишет: «И теперь также почти весь Эпир и Эллада, Пелопоннес и Македония населены скифа-славяна­ми». Грегоровиус: «Ввиду подобных свидетельств со сторо­ны византийцев, ославянивание древнегреческих земель следует принять за исторический факт». Славянские назва­ния городов, рек, гор и т.п. густым слоем покрывают карту средневековой Греции: Волгаста, Горицы, Границы, Криви­цы, Глохавы, Подагоры и т.д. И только начиная с XIII-XV веков постепенно появляются грека-эллинские названия, объявленные затем историками «очень древними». . Только в VIH веке (якобы) Греция впервые (!) выступает на реальную политическую арену как страна мятежей и смешанного, более чем полуславянского населения. И тем не менее «после падения императрицы Феофана, — пишет Грегоровиус, — Афины, как и прочая Эллада, настолько сходят со сцены истории, что затруднительно даже отыс­кать где-либо самое упоминание этого города. .. Единствен­но Пелопоннес, где славяне всего прочнее утвердились, давая повод византийцам по этой именно причине вмешиваться в греческие дела». О Греции VIII — Х веков фактические данные по-прежне­му поразительно скудны. «Ни история, ни предание не нару­шают для нас безмолвия, окутывающего судьбы достослав­ного города. Это безмолвие настолько непроницаемо, что тот, кто исследует следы жизни (!) знаменитого города в описваемые столетия, радуется, словно открытию, когда натыка­ется хотя бы на ничтожнейшие данные, вроде приводимых в житии св. Луки о том, что чудотворец посетил Афины». . Только начиная с XV века Греция и Афины выступают из мрака. Особую роль Греция приобретает в эпоху Крестовых Походов (ХII — ХIII века). Обладая хорошим портом и находясь в союзе с Венецией (есть много оснований отождествлять сред­невековую Венецию с античной Финикией), Афины выдвига­ются на одно из первых мест среди морских держав. Важно, что в Греции лишь с 1600 года хронологические даты I указыва­ются в христианской эре, и притом арабскими цифрами. . Об Афинах ХН — XIV веков в скалигеровской истории существует несколько противоречивых версий. Согласно одной, город (и Греция) по-прежнему окутаны мраком. Со­гласно другой, в этот период Афины начинают постепенно приобретать значение крупного культурного центра. Здесь обучались, например, будущие английские ученые. Кресто­вые Походы были не только крупными религиозными и во­енными мероприятиями, но и важными светскими событи­ями. В числе руководителей походов была высшая знать Ев­ропы. На территории Греции эти походы создали мозаику феодальных государств, роль которых оценивается сегодня преимущественно с негативной точки зрения. Считается, что грубые и невежественные завоеватели похоронили ве­ликое греческое наследие. А с другой стороны, тот же Гре­горовиус (только что перед этим обвинивший крестоносцев в варварстве) сообщает: «Новую историю для нее (Греции -Авт.) открыли именно латины, и новая история эта оказа­лась почти такой же пестрой, как древняя». . Венецианские (финикийские) нобили, жаждавшие при­ключений, пустились в греческие моря, изображая из себя аргонавтов, описанных позже в «античных» поэмах. Хотя история франкских крестоносных государств в Греции ХН — XIV веков известна с большими пробелами, тем не менее «то было время, когда сказки и предания превращались в действительность». В Фивах и Афинах осели генуэз­ские купцы, и между ними и венецианскими купцами развернулась плодотворная конкуренция. Это было время бурного расцвета литературы и искусства, от которых, впрочем, почему-то практически «ничего не осталось» (хро­нологически отброшено в далекое прошлое). По-видимому, именно период ХIII — XV веков является эпохой «античной Грецию>, завершившейся в 1453 году падением Византийской империи в результате завоевания османами. «Положение франкских государств в Греции в начале XIV столетия вообще может быть названо благопри­ятным. .. Латинцы. .. развили там блестящую рыцарскую жизнь, и доказательством тому служит. .. парламент. .. в мае 1305 г. в Коринфе. .. на перешейке, где в древности в свя­щенной сосновой роще происходили игры Посейдона, ры­цари ломали копья в честь прекрасных женщин». Важно, что франкские бароны «снабжали свои ност­ройки греческими (!) надписями». Скалигеровские исто­рики сами отмечают множество «параллелей» между сред­невековыми событиями в Греции и «античными».. Важно подчеркнуть, что историей франкских государств в Греции историки впер­вые серьезно занялись только в XIX веке н.э. . В 1453 году пала Византия. Последние франки некото­рое время еще защищали Акрополь (рис. 76). Однако, взбе­шенные упорным сопротивлением оборонявшихся, осма­ны начали артиллерийскую бомбардировку, в результате чего Акрополь, его храмы и Т.д. были превращены в руи­ны. Эта бомбардировка, уничтожившая многие прекрасные памятники крестоносной эпохи ХII — ХV веков, оста­вила после себя на территории Афин груды развалин, объявленных затем «античными». Научное археологическое изучение Афин началось толь­ко в ХVII веке· (когда уже была создана хронология Скали­гера) трудами голландца Жана де Мэра. Тем не менее «даже В 1835 г. один немецкий ученый. .. высказал мнение, что после Юстиниана на месте Афин была в течение четырех столетий необитаемая пустыня. Сравнительно с изучени­ем города Рима, археология Афин запоздала века на два». И далее: «Только непосредсвенным знакомством мог быть разрушен упорно державшийся в Европе предрассу­док, будто Афины не существуют: это была заслуга фран­цузских иезуитов и капуцинов. Первые появились в Афи­нах в 1645 г.». Во второй половине XVH века французские монахи составили первые (!) планы города. Только с того момента и начинается непрерывное более или менее науч­ное изучение Афин, причем в обстановке, когда скалиге­ровская хронология уже в основных чертах создана и датирование памятников Греции производилось с опорой на искаженную хронологию Рима, что привело к искусствен­ ному удлинению истории Греции.

Источник: ok.ru

С появлением железа и железных орудий земледелия, ремесленники отделились от земледельцев, что привело к развитию товарного производствам, прямым следствием которого стало развитие рынка, процессов обмена, появлению городов. В конце гомеровского периода Греция стала постепенно оправляться от нашествия дорийцев, поэтапно подготавливаясь к архаическому периоду.

Некоторые историки рассматривают темные века, как бездонную пропасть, в которую дорийское нашествие ввергло прежнюю греческую культуру. На самом деле название «темные» они носят потому, что о них не сохранилось практически никаких документальных свидетельств. Это не удивительно, потому что этот период носит еще и название бесписьменного. Все свидетельства о нем почерпнуты из произведений Гомера. Причиной появления термина стала скудость археологических знаний, отсутствие письменных документов, материальная бедность.

В темные века люди перестали возводить постройки из камня, а жилища строили из древесины и необожженного кирпича. Кладбища стали однотипными и бедными, что свидетельствовало о резком сокращении материального достатка. Но они были и немногочисленными, а это говорит о сократившейся численности населения. В гомеровскую эпоху развивались технологии обработки металла, гончарное дело, кораблестроительство и земледелие, все вместе это позволило Греции войти в железный век.

История греческого государства началась практически заново после дорийского нашествия. Отличительной его особенностью и визитной карточкой стал геометрический стиль изображений на вазах, при котором орнамент состоял из геометрических фигур, располагавшихся в виде орнамента. Немного позже на вазах стали изображаться фигуры людей в характерном для архаической Греции стиле, ставшие основным мотивом знаменитых греческих фризов. Это и есть символическое отображение событий, происходивших в темные века. Из простого, неприхотливого орнамента, получились прекрасные цветные изображения, из бедной и скудной, перекраиваемой, разрозненной, территории – великое государство, цитадель мировой цивилизации.

https://greeceturizm.ru/guides/temnye-veka-grecheskoj-istori…

http://civilka.ru/grecia/temnie_veka.html

https://history.wikireading.ru/53135

Источник: pikabu.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.