Обучение, рисунок, Древняя Греция

Древние греки были очень талантливы и позитивны. Они обожали всё: музыку, танцы, спорт, литературу. А чего стоят их мифы, которыми мы зачитываемся до сих пор. Они так же были прекрасными живописцами, но до нас очень многое из их наследия не дошло…

Поговорим немного о греческих художниках и упомянем особенности обучения рисунку в Древней Греции.

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 2

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 3

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 4


Греческие художники переняли у своих египетских коллег довольно многое. Они изучили их каноны и методы построения рисунка, что во многом облегчало обучение учеников.

Были позаимствованы техники, такие как рисование острой палочкой по не твёрдой поверхности, но вместо глиняной поверхности греки использовали восковую.
Однако греки не зацикливались лишь на египетском способе обучения. Они хотели изучать жизнь и находить в ней прекрасное. Практически эталоном красоты стало человеческое тело. Женщина с красивыми формами того времени и мускулистый мужчина. В теле человека художники находили так много прекрасной гармонии, что и своих Богов стали изображать по образу и подобию своему.

Для греков прекрасна была сама жизнь. Древние греки загробный мир представляли как земной, и поэтому их Боги были подобны людям. Они имели похожие мысли и чувства, а так же недостатки.

Греки изучали человеческое тело во всех деталях, как сейчас изучают его в художественных школах, рисуя уши, нос, глаза, руки и ноги, и это дало им возможность пойти дальше привычных канонов и правил, развивать своё изобразительное искусство.

Поликлет

Где-то в 432 году до н. э. скульптор Поликлет Старший (древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры) впервые в истории изобразительного искусства предложил новые пропорциональные членения фигуры и первым придумал рисовать фигуры, которые опирались бы на одну ногу. С этого времени в школах рисования стали изображать фигуры людей максимально приближенными к реализму.


Для доказательства Поликлет создал статую Дорифора (450—440 до н. э.), которая стала образцом для многих художников и их учеников. В древности её ещё называли «каноном Поликлета».Из этой статуи, как из книги, брались знания, новые правила рисования. Так что саму статую можно считать наглядным пособием для молодых художников.

Источник: blogproart.ru

Делали на мастер-классе с девочками часы с темой Греции, подбирали орнаменты, ну и конечно же, решили покапаться в истории, пополнить пробелы в знаниях или освежить память 🙂
Чем и хотим поделиться с вами, если кому интересно.
Древнегреческое искусство, до сих пор удивляющее своим совершенством, гармонично во всём. Даже детали были продуманы до мелочей. Как пример — греческий орнамент, знакомый без преувеличения всем: его гравируют на украшениях и посуде, украшают им вазы, одежду и постройки. А современные греки, не забывшие корни, с гордостью наносят орнамент на сувениры в качестве элемента национальной культуры. Какие примеры орнаментального искусства наиболее известны и что же все эти символы означают?
Меандр


Обзор греческих орнаментов, фото № 1Пожалуй, самым знаменитым и узнаваемым греческим орнаментом является меандр — непрерывная лента, состоящая из прямых углов. Его находили ещё на предметах времён палеолита и неустанно думали над версиями происхождения этого символа. Считается, что название дали по ассоциации с одноимённой извилистой рекой в Малой Азии, рекой Меандр, ведь её извилистые берега и течения повторяют цикличный орнамент с прямоугольными элементами.
Что касается трактовок орнамента, то меандр вызывал у древних множество ассоциаций. Согласно одной теории, он символизировал вечность, постоянное движение, течение жизни, а прямые линии и углы — добродетель. А по другим версиям меандром и вовсе задабривали богов. Для многих меандр стал символом божественного поражения, того, что смертный все-таки может противостоять богам и даже победить их. Меандр — символ того, что можно совершить невозможное!
Меандр веками остаётся самым распространённым и одновременно самым таинственным греческим орнаментом. В древности ремесленники украшали им изделия, постепенно усложняя и придумывая новые вариации. Постепенно орнамент приобрёл двойные и даже тройные волны.

дя по количеству видов меандра, древние художники негласно соревновались — кто же сочинит более совершенный орнамент?
И сейчас меандр сопровождает человечество: постепенно из украшений на вазах и постройках он перебрался на одежду европейских модниц, а сейчас красуется на логотипе Versace и нередко встречается как украшение интерьера. Чтобы увидеть древние примеры использования меандра, далеко ходить не придётся. Оказавшись в Греции, достаточно заглянуть в любой археологический музей, где хранится найденная археологами посуда, камни с высеченным на них меандром, фрагменты зданий.
Спираль

Обзор греческих орнаментов, фото № 2На многих греческих изделиях и памятниках изображена спираль — один из ярких примеров древнего орнамента. Но это не просто замысловатый рисунок, а символ с особым смыслом, которым греки наделяли, кажется, абсолютно всё. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре — пуп Земли.
В качестве примера использования спиралевидных орнаментов в архитектуре можно взять фрагменты ионических колонн, например, Эрехтейона. В античности их воспринимали как образец изысканности. В ионических капителях и можно увидеть те самые спиральные орнаменты — такие завитки называют «волютами». Но в древнегреческой архитектуре существовали также обегающие и S-образные спирали.


Обзор греческих орнаментов, фото № 3
Акант
Для античности характерен ещё один любопытный орнамент — акант. Своё название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом (Acanthus mollis), и необычная форма его листьев лежит в основе орнамента, заимствованного у самой природы. Акант можно встретить на капителях, карнизах, фризах. Для Коринфского ордера украшение капители листьями аканта было характерной чертой.
Кому пришло в голову использование аканта как орнамента? Оказывается, за этим стоит легенда из жизни архитектора Каллимаха. Прогуливаясь по кладбищу, он заприметил могилу девушки, а на ней — корзину с личными вещами, которую оставила здесь кормилица. Буйный акант обвил корзину, и Каллимах перенёс увиденное на капители Коринфского ордера. Впоследствии ордер получил название «девичьего» и отличался от Ионического, более «мужского». По иным версиям акант вырастал на могилах героев, символизируя собой жизнелюбие и силу.
Кроются ли истоки в легенде или просто в красивой и изящной форме аканта, но растение стало любимым для античных архитекторов. Сейчас примеры использования этого орнамента можно увидеть в афинском Храме Зевса, на капителях афинской Агоры, оставшихся от колонн, и на библиотеке Адриана.
Греческий орнамент акант (нижние ряды)


Обзор греческих орнаментов, фото № 4
Пальметта

Ещё одним растительным орнаментом в греческом искусстве позже становится пальметта — веерообразное изображение пальмового листа. Она появляется под влиянием Востока — впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность, но изначально не таила в себе особого смысла. Орнамент часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн.
Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту. Считая пальмовый лист слишком громоздким, они стилизуют орнамент и добавляют завитки, напоминающие виноградные усики. В результате восточная пальметта в Греции принимает грациозный вид и занимает почётное место среди прочих традиционных орнаментов.


Обзор греческих орнаментов, фото № 5

Обзор греческих орнаментов, фото № 6

Буду рада, если данная информация кому-то пригодится 🙂
Ну и немного орнаментов и картинок для декупажа всем желающим 🙂

Обзор греческих орнаментов, фото № 7

Обзор греческих орнаментов, фото № 8

Обзор греческих орнаментов, фото № 9


Обзор греческих орнаментов, фото № 10

Обзор греческих орнаментов, фото № 11
Обзор греческих орнаментов, фото № 12

Обзор греческих орнаментов, фото № 13Всем спасибо за внимание и творческих успехов!
С уважением, Светлана.


Источник: www.livemaster.ru

                                        "Они пленительны и нежны,
                                        Они изысканно — небрежны,
                                        То гармонически — размерны,
                                        То соблазнительно – неверны,
                                   .


sp;         В. Брюсов    

           
  Искусство Древней Греции — одно из самых значительных явлений мировой культуры. Эллада  вышла за пределы своих границ,  создав искусство, которое было понятно другим народам. Это искусство выросло из крито-микенских корней и на пути своего развития прошло несколько основных стилей: геометрику (IX-VIII вв. до н.э.); архаику (VII-VI вв. до н.э); классику, которая в свою очередь делится на: раннюю (490-450 гг. до н.э.), высокую (450—400 гг. до н.э.) и позднюю (400-323гг. до н. э.).
Керамика стала связующим звеном для передачи традиций между прошлым (крито-микенским) и неизвестным будущем. Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам. Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, черную, белую, синюю краски. Композиции включали в себя как геометрические формы, так и образы живой природы. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Феста, откуда происходит их название — вазы "камарес".

Греция рисунки
Ваза "камарес". Окло 1900-1700 гг. до н.э. Археологический музей, Гераклион.

Греция рисунки

Ваза камарес.Старый дворец в Фесте. Около 1850-1700 гг. до н.э. Археологийческий музей, Гераклион..

Греция рисунки
Микенская псевдоамфора, 1200-1100 гг до н.э.,.Метрополитен музей. Нью-Йорк.
(Псевдоамфора — шарообразный сосуд для хранения вина с длинным узким горлышком и небольшой базой)

Конец Микенского мира дал жизнь субмикенскому вазописному стилю (XII-X вв. до н.э), сменился протогеометрическим (X-IX вв. до н.э.), а затем  и геометрическим (IX-VIII вв. до н.э)

Эпоха геометрики долгое время  было недооцененной.  В Греции в это время не было ни развитых архистилей, ни монументальных скульптур, ни картин. Основой геометрического искусства стали  схематические статуэтки и большие расписные сосуды.В вазописи сложился геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Появился излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так  и возник меандр, а затем и волнообразный орнамент. 
Форма сосуда очень рано начала восприниматься как антропоморфная. Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома – большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. Изделия были большие и стройные.  Каждая часть сосуда отделена одна от другой, есть тулово — основная часть, есть горло, шейка, венчик, ручки, ножки.
Греция рисунки

В росписи сосуда, в его форме  была закодирована информация о мире. Форма ваз и  характер росписей становился все строже и монументальнее, а их декор от схематичной горизонтали (образ первостихии-воды) перешел к сложным, строго выстроенным образам. Мастера геометрической эпохи опирались на две главные традиции — минойскую силу чувств и микенскую логику. Стиль эпохи передает человекоподобная амфора высотой 1,5 метра , которая была надгробием.

 Греция рисунки     
Амфора, VIII в. до н.э., Национальный музей, Афины

Впервые у греков сосуд был связан с захоронением. Две огромные вазы устанавливались по одной оси, одна над другой. Одна была над землей как памятник, другая — в земле, в ней хранили пепел усопшего. Загробный мир был четко отделен от земного. Ничего подобного не было в критомикенскую эпоху, да и у других народов. На амфоре есть фигурная сцена, выполненная схематично. Это оплакивание человека. Оплакивание — важнейший ритуал, который исполнялся после смерти, для возвращения человека к жизни. Идея "вечного возвращения" выразилась в двух основных темах для украшения геометрических ваз: оплакивание и траурный выезд к некрополю.

Греция рисунки
Гидрия. 750-700 гг. до н.э. Лувр, Париж.

Греция рисунки
Кратер, около  750 -735 гг. до н.э, Метрополитен музей, Нью-Йорк

Греция рисунки
Ойнохоя, около 800 г. д.э., Лувр, Париж
(Ойнохоя — кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)

Главное в геометрических сосудах — из необычайная устойчивость, т.е. чувство внутренней весомости, опоры, то, что называют тектоникой.  Именно это качество стало неотъемлемым свойством зарождающейся архитектуры архаики.

 
В эпоху архаики  (от греческого архайос — древний) (VII-VI вв. до н.э.) одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов: амфор для масла и вина, кратеров для смешивания вина с водой, скифосов и киликов для вина, пиксид для женских украшений. Сложились основные типы ваз, каждый из которых имел свое строго определенное назначение и форму.
В первой половине VI в. до н.э. вазопись расцвела в Коринфе. Здесь были популярны росписи в восточном стиле. Вазы этого стиля сменили геометрические,  символы-знаки уступили место образам. Для коринфской керамики характерны фризы животных — львов, пантер, леопардов.  Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца. В отличии от сухих линий геометрических узоров ковровые вазы насыщены полнокровной сочностью и жизнерадостной энергией.

Греция рисунки
Ойнохоя . 580-570 гг. до н.э., частная коллекция, Калифорния
(Ойнохоя — кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)

В Коринфе использовали местную, беловатую глину, которая после обжига приобретала бледно-зеленый или буроватый оттенок. На светлом фоне глины были написаны фигуры черного цвета. Однако они резко не выделялись, т.к. их контуры были процарапаны, а силуэты подсвечены пурпуром (природным красящим веществом красно-фиолетового цвета), а по фону разбросаны пятна-розетки. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром, отсюда "ковровый стиль".  Стиль этот еще называют “ориентализирующим”. 

Греция рисунки
Арибалл. Корфская ваза. VIв. до н.э.. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
(Арибалл — округлый сосуд  с узким горлом для ароматических масел)

Греция рисунки
Пиксида. Коринф, около 570 г. до н.э. Музей Поля Гетти, Лос-Анжелес.
(Пиксида — коробочка для хранения косметики.)

Греция рисунки
Ойнохоя, около 640-630 гг. до н.э., Лувр, Париж

Греция рисунки
Ойнохоя , 650—625 до н. э. Музей изящных искусств. Бостон.
(Ойнохоя — кувшин для вина с венчиком в виде трилистника)

Во второй половине VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль: на  светлом (красном) фоне распологались черные изображения. На чернофигурных сосудах расписывалась не вся поверхность, а лишь выделенные поля в самом широком месте, который назывался "клеймом". Вся поверхность сосуда заливалась блестящим, зеркальным лаком. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. В моду вошел обычай,согласно которому гончар и вазописец ставили свои подписи на вазе. Появляются талантливые мастера (Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости; килика с изображением Диониса в ладье. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза “Франсуа” , изготовленная гончаром Эрготимом и расписана вазописцем Клитием (названная по имени открывшего ее археолога), на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахилла, охота на вепря.

Греция рисунки
Ваза "Франсуа" (Кратер Клития), VI в. до н. э., Археологический национальный музей, Флоренция
(Кратер -большой сосуд для смешивания вина с водой)

Греция рисунки
Амфора , Ок. 575—550 гг. до н. э. , Лувр, Париж
(Амфора — сосуд с двумя ручками для вина и масла)

Греция рисунки
Амфора "Геракл и Герион" Ок. 540 г. до н. э. Государственное античное собрание, Мюнхен

Греция рисунки
Амфора, около 530 гг. до н.э., Метрополитен музей, Нбю-Йорк

Греция рисунки
Скифос, 525-475 гг. до н.э.. Кэмбриджский музей современного искусства, Массачусетс
(Скифос — глубокая чаша для вина с двумя ручками, на плоской подставке)

Около 30-х годов VIв. до н.э. многие вазописцы стали работать в краснофигурном стиле. Фигуры стали светлыми, а фон — темным. Самыми вадающимися из них были Евфроний и Евтимид.

Греция рисунки
Амфора-билингва. около 520-510 гг. до н.э..,Государственное античное собрание, Мюнхен.
(Билингва — двусторонняя ваза, с одной стороны черные фигуры, с другой светлые)

Греция рисунки
Псиктер, Евфроний. 505-500 гг. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Псиктер -сосуд для охлаждения вина на высокой цилиндрической ножке, который наполняли вином и ставили в кратер с холодной водой)

Греция рисунки
Ойнохоя.около 470 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 Греция рисунки
Пелика, Евфроний, около 510 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Пелика — сосуд для вина или масла с сильно расширяющимся книзу туловом)

Особого расцвета вазопись достигла в период строгого стиля или ранней классики (490-450 гг. до н.э.). Эта эпоха борьбы Греции с Персидской державой, становления демократии. Эпоха правления тиранов уходила в прошлое. На первое место выходит независимый человек, гражданин. Для строгого стиля характерен накал борьбы. Образы строго стиля были строгие, серьезные. Так как людей изображали низкого роста, и отсутвовала динамика. Однако складки одежды стали более мягкие и пластичные.Произошли изменения и в типологии самих изображений. Во-первых, вазописцы стали часто изображать не только сами моменты событий, но и сцены, непосредственно предшествующие им.

Греция рисунки
Лекиф с белой облицовкой. Мастер Пана,. около 490 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

(Лекиф — сосуд для душистого масла)

Греция рисунки
Пиксида, около 470-460 гг. до н.э., Лувр, Париж.
(Пиксида — коробочка для хранения косметики)

Греция рисунки
Килик "Дионис и сатиры", мастер  Бриг, около 480 г. до н.э., Лувр, Париж
(Килик —  чаша с двумя ручками для питья вина)

Греция рисунки
Кратер. "Смерть Сарпедона", Евфроний, около 500 г до н.э., Метрополитен музей, НЬю-Йорк

Греция рисунки
Псиктер "Резвящиеся сатиры", мастер Дурас, около 480 г. до н.э., Британский музей
(Псиктер — сосуд для охлаждения вина на высокой цилиндрической ножке, который наполняли вином и ставили в кратер с холодной водой)

Вазописцев зрелой классики (450-400 гг. до н.э.) вдохновлял Парфенон и его скульптуры, что в первую очередь отразилось в технике изображения одежды. Ниспадающие складки ткани выглядели на изображениях более естественными, что придавало большую глубину изображению. Композиции изображений ещё более упростились. Художники особо ценили симметрию и гармонию. Ставшие опять более стройными человеческие образы излучали внутреннее, почти божественное спокойствие. Наиболее известные вазописцы периода ранней и зрелой  классики — Гермонакс  и вазописец Ахилла, Мастер фиал,Полигнот, Клеофан и другие.
Греция рисунки
Амфора. Вазописец Ахилл, около 440-430 гг. до н.э., Государственное античное собрание. Мюнхен.

Греция рисунки
Гидрия-кальпида, около 440-430 гг. до н.э, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Гидрия-кальпида — сосуд для переноски воды с тремя ручками и шарообразным туловом)

В период поздней классики (400-323 гг. до н.э.) — начиная с последней четверти V в. до н. э. — в аттической вазописи возникли два противоположных течения. С одной стороны, появилось направление, близкое к "роскошному стилю" в древнегреческой скульптуре, с другой, продолжали развиваться основные тенденции зрелой классики. Наиболее известным представителем «роскошного стиля» был вазописец Мидий. Характерным для его творчества было изображение прозрачной одежды и огромного количества складок на ней. Роспись отличалась большим количеством декоративных элементов и дополнительных объектов. Использовались новые цвета, преимущественно белый и золотой, оттеняющие рельефные украшения, что стало первой попыткой создания на вазах трёхмерных изображений. Наблюдалась тенденция к «смягчению» форм: отличительной чертой изображения мужского тела перестали быть исключительно мускулы.

Греция рисунки

Гидрия, работы Мидия, 420-400 г г. до н.э., Британский музей, Лондон

(Гидрия- сосуд с  ручками для переноски воды)

Греция рисунки
Лекиф. около 410-400 гг. до н.э., Лувр, Париж
(Лекиф -сосуд для душистого масла)

Греция рисунки
Пелика. около 360 гю до н.э. , Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Пелика -сосуд для вина или масла с сильно расширяющимся книзу туловом)

Греция рисунки
Лебет.Мастер Марсия, около 360 г. до н.э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(Лебет — ваза с крышкой)

Греция рисунки
Кратер, около  350-340 гг до н.э., Лувр, Париж

Греция рисунки
Лутрофор, около 430-430 гг. до н.э, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
(Лутрофор — сосуд с длинным горлышком и ручками особой формы, церемониальная ваза для воды)

 К концу 5 в. до н.э. вазопись начала приходить в упадок. Уже Мидий и его подражатели стали перегружать рисунки на вазах декоративными деталями; в этой нарядной узорной орнаментации фигуры людей, изображенные в затейливых ракурсных построениях, потеряли свое первенствующее значение они стали безличными и одинаковыми, теряясь посреди развевающихся драпировок. Кризис свободного труда в конце 5 в. особенно пагубно отразился на творчестве мастеров керамистов и рисовальщиков. Вазопись начала утрачивать художественное качество, превращаясь постепенно в механическое и безликое ремесло.

                      "Античные вазы."

Они пленительны и нежны,
Они изысканно — небрежны,
То гармонически — размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
|Арибаллы и самый малый
Каликий, все – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.

Валерий Брюсов
1916 –1917 гг.

ru.wikipedia.org›wiki/Вазопись_Древней_Греции

dic.academic.rudic.nsf/bse/72419/Вазопись

http://www.sno.pro1.ru/projects/gallery/index.php/ceramic

http://festival.1september.ru/articles/570688/

http://www.globmuseum.info/katalog-muzeev/muzej-metropoliten/

Источник: image-for-you.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.