1. Римская империя существовала до 1453 года

Четыреста семьдесят шестой год считают датой падения Западной Римской империи. Именно тогда римский наёмник Одоакр сверг императора Ромула Августа и провозгласил себя королём рутенов, гепидов, готов, унгар и герулов. Но Римская империя не погибла. Она продолжала существовать ещё почти тысячу лет под именем Византии.

В то время как на Западе под властью племенных вождей друг друга сменяли карликовые государства, на Востоке возвышалась великая держава, власть в которой не прерывалась со времён основания Рима. Глава этой страны имел титул «римский император», а в государственных документах провозглашалась преемственность империи от самого основания Рима в 753 году до н. э.

2. Византии никогда не было

«Византия» — не более чем привычный термин, который не имеет отношения к реальной жизни империи. Само это слово появилось на Западе лишь в эпоху Ренессанса: европейские историки придумали его, чтобы описать государство, простиравшееся от Иберийского полуострова до Малой Азии. Они просто взяли имя давно забытого городка Византий, расположенного на месте столицы империи, воздвигнутой императором Константином, и в честь него назвали государство.


На самом деле Византия называлась просто «Римское государство», или, кратко, «Романия». Похоже на имя современного государства Румыния, но это сходство связано с тем, что румыны также претендуют (кстати, почти без всякого основания) на прямое происхождение от римских колонистов на Балканах.

Но почему так случилось? Зачем потребовалось лишать римлян их старинного имени? Тут, как обычно, вмешалась политика.

По представлениям европейцев того времени, Римская империя исчезла в V веке.

Затем появилась империя Карла Великого и наследовавшая ей Священная Римская империя. И поэтому существование в Европе всё той же самой Римской империи аж до 1453 года вызывало диссонанс. В том числе идеологический, потому что тогда оказывалось, что претензии Карла Великого на имперскую власть в Европе как бы и не очень законны.

3. Двуглавый орёл не был гербом Византии

Как можно судить по данным византийской сфрагистики (науки о печатях), двуглавый орёл был гербом то ли династии Палеологов, то ли Морейского деспотата (области на Пелопоннесе, где долгое время в окружении турок сохранялась византийская государственность), в котором они правили.


В то же время герб империи, принятый в последние два столетия её существования, хорошо известен. Это красный щит с золотым крестом, по сторонам которого находятся четыре золотых огнива, похожих на греческую букву «бета». Они символизируют древнюю формулу власти: Βασιλεὺς βασιλέων βασιλεύων βασιλεύουσιν- то есть «Царь царей, господствующий над царями». Так как император по праву преемственности считался первым среди христианских правителей.

Византийский герб с крестом во множестве сохранился на изображениях и архитектурных памятниках XIV–XV веков.

Интересный факт: Сербия, ещё в Средние века претендовавшая на статус империи, позаимствовала у Византии герб с крестом и огнивами, но поменяла золото на серебро и дала огнивам другую расшифровку: «Само слога Србина спасава», что означает «Только единство спасёт сербов», — слова, ставшие девизом страны.

4. «Константинополь» был далеко не единственным названием столицы

Столица империи, величайший город Средневековья, стоявший на берегах Босфора, с момента основания назывался Новый Рим.


Константинополь (город Константина) — название не просто неофициальное, а скорее поэтическое, встречающееся в литературе. Как в России Санкт-Петербург порой зовут градом Петра. Константин — основатель Нового Рима; этот факт знал любой гражданин империи, но ни в одном официальном документе мы не найдём названия Константинополь. Хотя сейчас это имя широко используется в научных трудах и художественной литературе и стало привычным для всех.

5. В Византии жили не византийцы

Такого народа как «византийцы» никогда не было. В империи жили римляне, или по-гречески — «ромеи». Всякий гражданин империи, независимо от своей национальности, становился римлянином по праву рождения. Конечно же ромеи прекрасно отличали одни народы империи от других и хорошо понимали разницу между греком, славянином, сирийцем и армянином. Но все они оставались римлянами и говорили на одном государственном языке, порой сохраняя язык предков для домашнего общения.

Была ли Византия государством греков? Культурное возрождение, начавшееся при последней династии Палеологов, стало заключительным взлётом греческой культуры и национального самосознания. На сплочение народа, особенно его образованной части, повлияли такие факторы, как освобождение Константинополя от власти западноевропейцев и попытки отстоять православие, которому угрожали одновременно католицизм и ислам.


Поздняя империя, отрезанная от большинства владений, населяемых другими народами, уже стояла на пути к превращению в греческое государство, но так и не прошла этот путь до конца. Несмотря на тотальное преобладание греческой культуры, Византия так и осталась космополитической страной, в которой встречались представители самых разных народов и где императору могли служить не только его подданные, но и варяги, франки, итальянцы, русы.

6. В Византии сохранялась культурная преемственность с Античностью

В то время как во многих регионах Западной Европы после падения Рима наступила эпоха упадка и многое из культурного и научного наследия прошлого оказалось забыто, в Восточной Римской империи такого цивилизационного перелома не было вовсе. Ромеи вплоть до конца своего государства ощущали себя наследниками культуры античной Греции и Рима, хорошо знали античную литературу и изучали её. Библиотеки Константинополя и других городов империи служили предметом зависти для любого европейского учёного, вплоть до завоевания страны турками-османами, когда немалая часть книжных сокровищ была уничтожена мусульманскими фанатиками.

«Если в книгах этих написано то же, что в Коране, то они лишние. Если же иное, то они лгут», — сказал халиф Умар, приказав сжечь Александрийскую библиотеку, после того как арабы изгнали византийцев из Египта.


Множество античных источников, сохранившихся до наших времён, остались целы именно благодаря тому, что их сберегли ромеи. Когда после падения Константинополя на Запад хлынула толпа греческих учёных и античных книг, европейские гуманисты были поражены тому, какие сокровища мысли скрывались на Востоке.

7. Жизнь в Византии не была задавлена гнётом церкви и государства

Византия была гораздо более свободной страной, чем современная ей Европа. В то время как средневековый Запад с трудом преодолевал последствия падения античной цивилизации, Восточная Римская империя сохранила её достижения. Благодаря этому в империи кипела интеллектуальная жизнь, спорили учёные, писались книги, продолжалась традиция великой литературы. Наука развивалась даже в последнее столетие гибнущей империи, дав Европе таких деятелей эпохи Возрождения, как Феодор Фессалоникиец, Андроник Каллист, Георгий Эрмоним, Константин Ласкарис и другие.

В то время как на Западе власть короля или герцога считалась данной свыше и не подлежала обсуждению и осуждению, в Византии до самого конца сохранялась ещё римская идея, что власть императора даётся ему волей народа Рима.

8. В Византии долгое время не говорили на греческом языке


Несмотря на то, что с самого начала большая часть населения Восточной Римской империи состояла из греков и эллинизированных жителей Ближнего Востока, государственным языком империи была латынь. Ну а как ещё? После того, как на берег Босфора переехали сенаторы и органы власти, делопроизводство велось на том же самом языке, что и столетия назад. Да и население Нового Рима долгое время говорило на латыни.

Греческий язык стал государственным только в VII веке, при императоре Ираклии I. Когда влияние эллинистической части общества усилилось, латинский язык постепенно из народного превратился в бюрократический или высокий литературный язык. Но и после латынь долгое время оставалась языком юристов, тем более что корпус законов империи был латиноязычным и лишь дополнялся позднейшими законами, написанными по‑гречески.

9. Византия никогда не была отсталой страной

Наоборот, долгое время именно Восточная Римская империя считалась самой культурной и развитой страной христианского мира. В то время как на Западе последние остатки науки и литературы пыталась сохранить церковь, на Востоке вовсю процветали философские, богословские, литературные школы. В сферах точных и естественных наук работало множество учёных. Даже первый европейский университет появился именно в Византии.


Обычно считается, что первым стал Болонский, основанный в 1088 году. Но в Константинополе ещё при императоре Феодосии II в V веке возникла придворная школа. Уже тогда там изучался классический для средневековых университетов набор дисциплин: теология, право, риторика и медицина. В 855 году школа стараниями выдающегося учёного Льва Философа была преобразована в университет и получила в своё распоряжение Магнаврский императорский дворец на Августеоне — главной площади столицы, где также находился Софийский собор.

Лев Философ стал первым ректором первого в мире университета и фактическим создателем современной системы высшего образования, на которую ориентировались европейские просветители. Магнаврская высшая школа просуществовала до 1453 года, а её последние профессора бежали от османского завоевания в Западную Европу.

10. Византию погубило не предательство элит

Существует широко распространённое заблуждение, что Восточную Римскую империю погубило разложение элиты, которая забыла про собственные традиции и народ и обратилась или на Запад к католицизму, или на Восток к исламу. Но это не более чем следствие катастрофических изменений, происходивших в последние века жизни империи.


На самом деле главной причиной упадка, а затем гибели империи стала проигранная греками демографическая война. После того как в Малую Азию пришли тюркские племена, они начали крайне энергично заселять греческие земли. Очень часто это происходило почти без насилия. Турки просто приходили и селились рядом с греками. Перед императорскими чиновниками они заявляли себя верными слугами империи и честными налогоплательщиками, поэтому с точки зрения имперской политики возразить им было нечего.

Но очень быстро оказывалось, что православные греки не могут жить рядом с турками-мусульманами. Их более развитое общество не в силах противостоять архаичной клановой структуре турок. Так что постепенно греки бежали в города, а сельская местность становилась всё более тюркской и переходила к османам часто без всяких войн. Так была потеряна Малая Азия — сердце державы, источник людских и денежных ресурсов. Империя сохранилась лишь вдоль побережья и в нескольких анклавах на полуострове. И вскоре пала, потому что её некому было защищать.

Источник: warhead.su

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.


О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Пеласги


Пеласги, населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины. Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

Воин Спарты

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Искусство древней Греции

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция. Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература , живопись или скульптура. «Илиада» — главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Греческая империя

Ранний период (1050—750 год до н. э.)

КРАТЕР В ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ СТИЛЕ - Ранний период (1050—750 год до н. э.)

Вслед за окончательной гибелью микенской культуры, знавшей письменность, — последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век». Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами — предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд, приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями об истории микенян, троянцев и других Античных государств, странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у финикийцев алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас — гомеровские эпосы «776 год до н. э., принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750—500 год до н. э.)

АРХАИЧЕСКИЙ КУРОС - Период Архаики (Архаический) (750—500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств. Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спартавводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины, напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500—323 год до н. э.)

БРОНЗОВЫЙ ЗЕВС - Классический период (500—323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвелиискусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами — Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевсавысотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр. Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323—31 год до н. э.)

СЕРЕБРЯНАЯ МОНЕТА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГОЛОВЫ АЛЕКСАНДРА - Эллинистичекий период (323—31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов, простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то, что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета, на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона — бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки — среди них была и Великая Александрийская библиотека, где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под римское господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя древнему Риму и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

Источник: page.maple4.ru

История греческой цивилизации насчитывает почти четыре тысячи лет. Первым известным нам народом, поселившимся на территории современной Греции, были так называемые пеласги – представители когда-то широко распространенной и загадочной для современных историков группы «средиземноморских народов» (к этой группе относились также этруски, а ныне живущими потомками средиземноморских народов, возможно, являются баски). Пеласгами этих первых жителей Эллады назвали впоследствии сами греки – самоназвание их нам неизвестно.

В начале второго тысячелетия до нашей эры на Балканский полуостров мигрировали с севера так называемые протогреческие племена – предки современных греков. Они подчинили себе пеласгов и полностью ассимилировали их. О первоначальном населении Эллады напоминают нам сегодня лишь археологические находки и некоторые сохранившиеся географические названия (например, Коринф и Лариса).

Несколько по-иному сложилась судьба жителей острова Крит, также населенном представителями «средиземноморских народов». Здесь уже за 2700 лет до нашей эры возникла и развивалась самобытная цивилизация, которую современные историки называют минойской (по имени полулегендарного правителя Крита – царя Миноса). И по сей день в окрестностях города Кносс на Крите можно увидеть довольно хорошо сохранившиеся остатки дворца минойских царей, расписанные удивительными по красоте фресками. Возможно, именно этот дворец, с его многочисленными коридорами и постройками, послужил основой для рассказов о лабиринте Минотавра. Да и сама легенда о Минотавре, повествующая о времени, когда жители Афин были вынуждены ежегодно отправлять на Крит юношей и девушек в качестве дани, основана на вполне реальных исторических фактах: критяне-минойцы подчинили своему влиянию значительную часть восточного Средиземноморья, в том числе и побережье Эллады.

Началом заката тысячелетней минойской цивилизации стало сильнейшее землетрясение, произошедшее на Крите между 1525 и 1500 годами (более точную дату установить пока не удалось). Землетрясение уничтожило расположенный у берегов Крита остров Фера, или Тира (небольшие остатки его ныне носят название Санторин), и произвело огромные разрушения на самом Крите. Минойская цивилизация так и не оправилась после этой катастрофы и уже в 1450-х годах была окончательно подчинена представителями другой, гораздо более молодой цивилизации – микенской.

Если критяне-минойцы относились к группе средиземноморских народов, то микенцев уже можно с полным правом называть греками. Это были потомки протогреческих племен и отчасти пеласгов, а говорили они на языке, в котором без труда угадывается основа позднейшей «божественной эллинской речи». Познакомиться с языком микенской цивилизации позволяют нам многочисленные сохранившиеся образцы её письменности (в основном это записи на различные хозяйственные темы). Микенцы построили на территории Эллады множество городов, главным из которых были Микены – отсюда и современное название этой цивилизации (сами же микенцы называли себя ахейцами). Сегодня Микены – всего лишь небольшая деревня, но в окрестностях ее сохранились остатки древних дворцов и укреплений (например, знаменитые Львиные ворота), а также несколько каменных курганов-гробниц микенских царей.

К микенской эпохе относится и прославленная Гомером в веках Троянская война (точнее, войны – современные историки считают, что их было несколько). Город Троя на побережье Малой Азии (близь азиатского берега Дарданелл) долгое время был главным соперником Микен, и микенцы (ахейцы) тратили немало средств на борьбу с ним. После очередной из войн Троя была, наконец, захвачена, но к этому времени микенская цивилизация была уже так изнурена постоянными войнами, что не смогла сопротивляться новому нашествию с севера – вторжению так называемых дорийских племен.

Дорийцы говорили на языке, близком к микенскому, но отличались от микенцев-ахейцев и уровнем культуры (которая у микенцев была значительно выше), и даже внешним видом: если микенцы были в основном смуглы и черноволосы, то у дорийцев не редкостью были светлые волосы и голубые глаза (возможно, поэтому в Греции с античных времен до наших дней голубые глаза считаются «дурными», могущими «сглазить»). Кроме того, дорийцы были очень воинственны и вскоре подчинили себе значительную часть территории Эллады, в том числе и весь остров Крит. Ахейская культура сохранилась в основном в Аттике, на островах Эгейского моря и на заселенном ахейцами восточном побережье Малой Азии, а также в центре Пелопоннеса (в Аркадии). Вражда между потомками ахейцев и дорийцев сохранялась в течение многих веков: по сути, вся история войн и различных конфликтов в Греции классического периода – это история противостояния потомков ахейских и дорийских племен, отнюдь не забывших о своем происхождении.

Эпоха, наступившая после нашествия дорийцев, отличалась крайним упадком культуры. Письменных источников от этого периода греческой истории не осталось практически никаких, так как микенское письмо было забыто, а своего дорийцы не имели. Поэтому эпоху между 1100 и 800 годами до нашей эры принято называть Темными Веками.

Возрождение культуры в Греции началось в конце VIII – начале VII веков до нашей эры. Была создана новая система письма на основе финикийского алфавита – этим письмом греки пользуются и по сей день. К этому периоду относится окончательное формирование таких известных памятники древнегреческой литературы, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера (созданных на основе устных преданий), а также написание знаменитой «Теогонии» Гесиода. Восстанавливались многие пришедшие в упадок города, строились новые, началась интенсивная колонизация территорий за пределами Греции (например, побережья Черного моря, Италии, Сицилии, Ливиии).

Не стоит, однако, думать, что Греция в это период стала единым государством. Напротив, ее раздробленность постоянно увеличивалась. Именно в период между 700 и 500 годами до нашей эры окончательно сформировалась полисная система (система городов-государств, когда каждый город с прилегающими к нему территориями представлял собой независимое государственное образование). Власть в большинстве полисов принадлежала не царям, как это было в микенский период, а собранию свободных граждан-мужчин. Так, уже о VI веке до нашей эры можно говорить как о веке зарождения демократии (демократическая система управления существовала, например, в Афинах). В других полисах – например, в Коринфе – действовала олигархическая система, когда верховная власть принадлежала ограниченному числу граждан (обычно самым состоятельным людям города). Наиболее древний уклад сохранялся в Спарте, где власть принадлежала аристократии и совету старейшин. В отдельных случаях, в результате конфликтов между различными социально-политическими группами, в полисах к власти приходили единоличные правители — так называемые тираны.

К VI веку да нашей эры из общего числа полисов выделились наиболее сильные и влиятельные: Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Полисы эти распространили свое влияние на отдельные, менее крупные и сильные, города, образовав вокруг себя своего рода военно-экономические союзы полисов. Эти союзы (вернее, главенствующие в них полисы) соперничали между собой, и это не могло не привести к многочисленным конфликтам.

Однако к концу VI века до н.э. греческим полисам пришлось на некоторое время забыть о междоусобицах. У греков появился общий враг – персидская держава Ахеменидов. Под властью персов вскоре оказались греческие города Малой Азии и целый ряд островов в Эгейском море. Разумеется, персидские цари, претендовавшие на мировое господство, не могли исключить из своих завоевательных планов и раздробленную междоусобной полисной борьбой Элладу.

В 500 году до н.э. греческие города Малой Азии восстали против персидского ига. Повстанцы обратились за помощью к полисам Эллады, но не получили ее: лишь Афины прислали скромную эскадру из 20 судов. Однако этого ничтожного предлога оказалось достаточно, чтобы в 492 году, подавив восстание, войска царя Дария I под предводительством военачальника Мардония вторглись на территорию Фракии и Македонии. Далее Мардоний намеревался напасть на Афины, но персидский флот попал в сильную бурю у полуострова Афон и почти полностью погиб, после чего персам пришлось вернуться в Малую Азию. Эта неудача не изменила планов Дария, и в 490 году персидские войска, захватив остров Эвбею, вторглись в Аттику со стороны небольшого селения Марафон. Навстречу захватчикам выступили войска афинян под предводительством Мильтиада, и 12 сентября 490 года состоялась знаменитая Марафонская битва, в которой персы потерпели сокрушительное поражение.

Следующий поход на греков был предпринят в 480 году сыном Дария, Ксерксом. Царь постарался учесть ошибки предыдущих войн: так, чтобы обезопасить свой флот от опасностей плавания вокруг Афона, он приказал прорыть для судов двухкилометровый канал у основания полуострова (следы этого канала сохранились до сих пор). На Элладу двинулась огромная по тем временам армия числом около 200 тысяч человек и не менее мощный флот. Возглавил поход сам Ксеркс.

Перед лицом страшной опасности греческие полисы заключили военный союз, во главе которого была поставлена Спарта. Спартанцы же дали персам первый серьезный бой в ущелье Фермопил – «воротах» в Среднюю Грецию – которое защищал небольшой отряд под предводительством спартанского царя Леонида. С огромным трудом преодолев Фермопилы, персы захватили Афины.

Однако основные военные силы греков – союзная армия и флот – были при этом сохранены. 28 сентября 480 года у острова Саламин состоялось морское сражение, в котором весь персидский флот, был полностью разгромлен соединенными силами греков под фактическим командованием афинянина Фемистокла.

Потеряв флот, опасавшийся захвата греками зоны проливов Ксеркс был вынужден вернуться в Малую Азию. Однако часть его армии под предводительством Мардония осталась в Беотии, и в 479 годы предприняла новую попытку вторгнуться в Аттику. В том же году греческие войска под предводительством спартанца Павсания дали персам решительный бой у города Платеи, полностью разбив Мардония и окончательно положив конец честолюбивым замыслам персов.

В 478-459 годах до н.э. грекам удалось освободить от персов греческие города Малой Азии и Эгейского моря. Датой окончания греко-персидских войн считается 449 год, когда на острове Кипр был заключен мир между греками и персидским царем, закрепивший победу и независимость греков.

С началом V века до н.э. Эллада вступила в так называемую классическую эпоху, период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации. Трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, комедии Аристофана, скульптуры Фидия и Праксителя, знаменитый Афинский Парфенон – все это и многое другое – наследие классической Греции.

К несчастью, вскоре после устранения непосредственной персидской угрозы вновь вспыхнули междоусобные конфликты между греческими полисами. В 431 году началась так называемая Пелопоннесская война, продолжавшая вплоть до 404 года, то есть более 27 лет. Война велась между двумя группами полисов – Афинским морским и Пелопоннесским союзами – и фактически являлась борьбой между Афинами и Спартой за господство над Элладой. Военные действия охватили практически всю территорию Греции, а также острова Эгейского моря и многие греческие колонии. В конце концов, в 404 году Пелопоннесская война, шедшая с переменным успехом, окончилась полным поражением Афин.

Установившееся после Пелопоннесской войны спартанское господство и активное вмешательство Спарты во внутренние дела греческих полисов вызывали немало недовольства у жителей Эллады. Вскоре была образована новая антиспартанская коалиция, состоящая из Афин, Коринфа, Аргоса, Фив и союзных им полисов. Военной силой среди них выделялся так называемый Беотийский союз, возглавляемый Фивами. Спарта пыталась остановить опасное для нее возвышение Фив, вторгшись в Беотию сначала в 395, а затем в 378-377 годах до н.э., но обе эти попытки потерпели неудачу. В 371 году значительная по численности спартанская армия вновь вторглась на территорию Беотии, но потерпела поражение у города Левктры. Это положило начало активному военному противоборству Спарты и Фив, окончившееся лишь в 362 году до н.э., когда спартанцы потерпели поражение в битве при Мантинее. Это противоборство положило конец военной и политической мощи как Спарты, так и Фив, взаимно ослабленных войной.

Главной политической силой в Греции вновь стали Афины – так называемый Второй Афинский морской союз. Однако Афины настолько злоупотребляли своим влиянием, что уже в 357 году вспыхнуло восстание союзных полисов против афинян. Это восстание, получившее название Союзнической войны, окончилось в 355 году поражением Афин и распадом Второго афинского союза – последнего крупного военно-политического объединения греческих полисов. Такое ослабление и крайняя раздробленность Греции была на руку персидским царям, начавшим активно вмешиваться во внутренние дела полисов. Над Грецией вновь нависла персидская угроза.

Между тем на севере Греции набирало силу Македонское царство. Македонцы, хотя и были греками по происхождению, сохранили древний тип государства – власть аристократии во главе с царем, и по уровню культуры стояли значительно ниже остальных жителей Греции. В 359 году македонский трон занял царь Филипп II, поставивший своей целью не только возвысить собственное царство, но и установить македонское господство над всей Элладой. Успехам завоевательных планов Филиппа способствовали непрекращающиеся конфликты между полисами, а также возраставшая персидская угроза, заставлявшая значительную часть греческого общества стремиться к объединению Греции для противостояния персам, пусть и под эгидой Македонии.

К началу 30-х годов IV века Филиппу удалось подчинить себе практически все греческие территории. В 337 году на общегреческом конгрессе в Коринфе македонская гегемония была закреплена юридически, а Персидской империи была объявлена священная война. Но в 336 году Филипп погиб, и его дело продолжил его сын и наследник Александр, вошедший в историю под именем Александра Македонского.

В 334 году Александр во главе союзной греческой армии перешел пролив Геллеспонт (Дарданеллы) и вторгся в пределы Персидской империи. Одерживая одну за другой блестящие победы, Александр в 331 году захватил и разрушил столицу Персии – Персеполь, а к 330 году окончательно овладел важнейшими территориями персидского государства, создав собственную империю. Затем, в 329 году греческие войска вторглись в Среднюю Азию (Бактрию и Согдиану) и, завоевав эти земли, двинулись дальше, к границам Индии. Но ожесточенное сопротивление индийцев и непривычный для греков климат воспрепятствовали дальнейшему расширению границ империи. Пройдя через Пенджаб и достигнув берегов Индийского океана, Александр повернул назад и в 324 году пришел с остатками армии в Сузы. В 323 году Александр неожиданно скончался. Империя его распалась на несколько независимых государств, во главе которых встали знатные македоняне — бывшие приближенные Александра.

Завоевания Александра Македонского положили начало новой эпохе в истории Греции и всего восточного Средиземноморья – эллинизму, эпохе распространения греческой культуры по всему известному тогда миру и активному взаимодействию ее с различными культурами Востока. В эпоху эллинизма греки расселились по всем уголкам империи Александра: в Египте, на Ближнем Востоке, во внутренних областях Малой Азии и даже в Средней Азии и Индии (потомки их, не забывающие о своем происхождении, до сих пор живут в Таджикистане, Афганистане и Пакистане). Однако массовое переселение греков на Восток значительно ослабило саму Грецию.

В это время на Западе набирало силу Римское государство. Уже с середины III века до н.э. римляне активно вмешивались в дела Греции, а в 146 году до н.э. окончательно подчинили себе Элладу и Македонию. На этих территориях произошли три из важнейших битв римской истории: сражение при Фарсале (48 г. до н.э.), сражение при Филиппах (42 г. до н.э.) и морское сражение у мыса Акций (31 г. до н.э.).

В середине I века нашей эры в Грецию проникло христианство. Впервые начал проповедовать Христа на земле Эллады апостол Павел, основавший христианские общины в Филиппах, Фессалониках (Салоники), Верии, Афинах и Коринфе. А к началу II века христианские общины существовали уже почти во всех крупных городах Греции.

После разделения Римской империи в 395 г. Греция вошла в состав Восточной Римской (Византийской) империи, столицей которого был греческий и по имени, и по сути город — Константинополь. Византия объединяла в себе множество разных народов, но уже к VII веку господствующим этносом стали греки, а греческий язык и культура стали в империи основными. Храм Святой Софии (не только в Константинополе, но и в Фессалониках), монастырь святого Луки в Фивах, «Сказание о Дигенисе акрите», и конечно же славянские просветители – солунские братья (святые Кирилл и Мефодий) – все это лишь небольшая часть византийского наследия Греции.

После падения Константинополя в 1453 году территория Эллады вошла в состав Османской империи. Начались трудные для греков годы османского ига. В разных областях Греции периодически вспыхивали восстания против османов, но ни одно их них не увенчалось успехом. В горных областях почти весь период турецкого господства активно действовали партизаны (клефты). В 1814 году греческими эмигрантами в Одессе была создана тайная организация «Филики Этерия», ставившая целью освобождение Греции. К организации присоединялось все больше новых членов из самых разных слоев греческого общества, как на территории самой Греции, так и за границей.

Наконец, 25 марта 1821 года в монастыре Агиа Лавра митрополитом Древних Патр Германом и предводителями греческих повстанцев была провозглашена независимость Греции. Началась долгая, трудная и героическая борьба греков за свободу, продолжавшаяся восемь с лишним лет. Это восстание, в отличие от всех предыдущих, было поистине всенародным. К концу 1820-х годов Османская Порта, по сути, уже полностью утратила контроль над Грецией, однако все еще отказывалась признать ее независимость. Наконец, в 1828 году началась русско-турецкая война, завершившаяся принятием Адрианопольского мирного договора (2 сентября 1829 г.), который, кроме всего прочего, обязывал Турцию признать независимость Греции. Новое государство включало в себя Пелопоннес, Среднюю Грецию (граница проходила между городами Арта на западе и Волос на востоке) и некоторые острова. Северные области Греции, а также многие острова, включая Крит, оставались под властью османов. Столицей Греции стал город Навплион на Пелопоннесе.

Первым главой греческого правительства стал граф Иоанн Каподистрия, в прошлом министр иностранных дел Российской империи. В 1831 году он был убит одним из своих личных врагов, а в 1832 году, по настоянию мировых держав, Первая Республика в Греции прекратила свое существование, и в стране была установлена монархия. Королем был избран юный баварский принц Отто (Оттон) Виттельсбахский, а столица страны в 1833 году была перенесена из Навплиона в Афины.

С прибытием в Грецию короля Оттона и его приближенных начался нелегкий для страны период так называемой баварократии. Все важные посты в стране занимали баварцы, с презрением относившиеся к греческому народу, его религии и культуре. Сам король публично отказался принимать православие, хотя к православию принадлежали практически все его подданные, и Православная Церковь Греции подверглась немалым притеснениям. Герои и известные деятели освободительной войны всячески отстранялись от участия в политической жизни, а некоторые из них, как, например, герой освободительной войны генерал Феодор Колокотронис, были брошены в тюрьму.

Все это не могло не возмущать греков, и в сентябре 1843 года в Афинах вспыхнуло восстание. Повстанцы требовали составить для Греции конституцию и свод законов (ни того, ни другого страна в 1843 году все еще не имела). Оттон согласился на требования, и в 1844 году была разработана первая греческая конституция и создан двухпалатный парламент, большинство мест в котором принадлежало грекам. Однако баварцы продолжали вмешиваться во внутренние дела страны, и в 1862 году произошло новое восстание. На этот раз король Оттон был смещен и изгнан из страны. Новым королем Греции был избран молодой датский принц Георг. В Греции была установлена конституционная монархия.

В 1866 году на острове Крит, все еще находившемся под властью Турции, вспыхнуло восстание. В 1869 году оно было подавлено, но греки-критяне продолжали вести активную партизанскую борьбу, и небольшие по масштабам восстания постоянно возникали в различных областях острова. Наконец, правительство Греции решило оказать помощь грекам Крита и в 1897 году объявило войну Турции. В этой войне Греция потерпела поражение, однако Крит, по настоянию мировых держав, вскоре (в 1898 г.) получил автономию и впоследствии воссоединился с Грецией.

Пятнадцать лет спустя, в результате Балканских войн 1912-1913 года с Грецией (помимо Крита и большинства других островов Эгейского моря) воссоединились также территории Эпира, Фессалии и Эгейской Македонии, а в 1919 году, после того, как Греция вошла в число победителей Первой Мировой Войны – территории Восточной Фракии. К сожалению, дальнейшему расширению материковой части территории Греции вскоре был положен предел – получив по Сервскому договору 1920 г. принадлежавшую Турции Восточную Фракию, Греция, по настоянию западных держав, ввязалась в авантюристическую борьбу с господствовавшим в Анатолии режимом Мустафы Кемаля Ататюрка.

Поражение в греко-турецкой войне 1920-1922 гг. повлекло за собой так называемую «малоазийскую катастрофу», в результате которой более двух миллионов греков были изгнаны с территории Малой Азии, а Восточная Фракия была вновь возвращена под власть Турции. Вторым последствием «РјР°Р»РѕР°Р·РёР№СЃРєРѕР№ катастрофы» было падение монархии и провозглашение в Греции так называемой «Второй республики» (1924-1936 гг.) Нестабильный политический режим Второй республики в 1936 году был сменен восстановленной монархией, ставшей, по сути, прикрытием для диктатуры генерала Метаксаса (1936-1940 гг.).

В 1940-1945 годах Греция участвовала во Второй мировой войне. В 1941-1944 годах её территория была оккупирована немецкими и (до 1943 г.) итальянскими агрессорами, уничтожившими более 300 тысяч греков. В 1947 году Греции, вошедшей в число победителей Второй мировой, были возвращены ранее принадлежавшие Италии Додеканесские острова в Эгейском море.

Гражданская война между коммунистами и антикоммунистами (1946-1949 гг.), а также последовавшая за ней экономическая и политическая нестабильность 50-х — 60-х гг. ХХ века привели к установлению в стране в 1967 году правой авторитарной диктатуры хунты «черных полковников». Свергнув монархию, режим «черных полковников» под лозунгами агрессивного национализма организовал в 1974 на Кипре государственный переворот и попытался присоединить остров к Греции. В результате 40 процентов территории острова было оккупировано Турцией, а почти 250 тысяч греков-киприотов стали беженцами. В ответ разгневанный греческий народ восстал и сверг диктатуру «черных полковников».

В 1975 г. в Греции вновь, и на сей раз окончательно, установлен республиканский строй. В 1982 г. Греция вступила в ЕЭС (с 1992 г — Европейский Союз), в 2000 г. она вошла в Шенгенскую зону. В настоящее время Греция является одной из самых свободных, открытых и демократических стран мира.

Ольга Балытникова-Ракитянская. Специально для проекта "Греция от Greek.ru"

Источник: www.greek.ru

История Великой Эллады берёт начало в глубине далеких веков: ей около четырех тысяч лет. Бесспорно, греческая цивилизация имеет огромное значение для всего современного мира. Мировое искусство, наука, политика, философия и языки тесно связаны с культурой и историей Греции.

Условно историю Греции можно разделить на несколько этапов, начиная с минойской эры, когда, согласно древним свидетельствам, и зародилась греческая цивилизация на острове Крит.

Минойская эра

Остров Крит (2800 — 1500 года до н.э.)

История Греции и греческой цивилизации начинается на острове Крит приблизительно в VI тыс. до н.э., в эпоху неолита.
Выгодное географическое положение Греции (на пересечении торговых и морских путей), несомненно, послужило одним из определяющих факторов ее культурного и исторического развития, а так же создания цивилизации, и по сей день поражающей своим величием и изяществом.

Примечательно, что именно женское начало обеспечило столь стремительный рост и процветание критской культуры в минойскую эпоху. В те времена, более 4 тысяч лет назад, на Крите женщина занимала особенно высокое положение, что в последующие патриархальные века было утрачено.
Крит неустанно развивал торговые и культурные связи со своими соседями: Кикладскими островами, материковой Грецией, Египтом, Месопотамией и Сирией. В этот период уровень развития жизни на материке значительно отставал от критского. Культурными центрами тогда стали города Микены и Тиринф, расположенные на южном полуострове Пелопоннес, во многом подражавшие и дублирующие достижения минойского Крита.
С первого этапа своего существования греческая цивилизация испытывала на себе влияние стихий, а история Греции навсегда переплелась с морской силой, с морем.
Примерно в 1500 г. до н.э., недалеко от острова Крит (в непосредственной близости от острова Санторини) произошло сильнейшее землетрясение, вызвавшее необратимый процесс распада критской цивилизации.

Ахейский период (1400-1100 года до н.э.)

Приблизительно в 1400 г. до н.э. на полуостров Пелопоннес пришли и ассимилировались северные ахейские племена (ахейцы). До сих пор ведутся споры по поводу их происхождения. По одной из версий это греческий народ Северной Греции, а по другой — племена, пришедшие из Центральной Европы. В любом случае, существуют доказательства, что именно ахейцы принесли с собой языческий культ олимпийских богов и новые элементы культуры.
В результате чего Микены существенно усилили свое влияние и стали мощнейшей державой на всем Средиземноморье. Это был поистине легендарный период, многое о котором стало известно благодаря гомеровским поэмам и многочисленным мифам о героях и богах древней Греции.

Кульминационным моментом в истории ахейского периода, несомненно, была Троянская война, послужившая первым шагом к ее забвению.
История Елены, подробно описанная Гомером, привела к распаду всего греческого мира и к началу многолетней войны.
Силы могущественной микенской цивилизации были настолько истощены, что она не смогла противостоять даже нападениям полудиких северных племен дорийцев или, как их тогда называли «круглоголовых». Эпоха пришла в упадок приблизительно в 1100 году.

Гомеровский период

Происхождение дорийцев до сих пор остается загадкой истории. Но по легенде они были потомками Геракла.
Этот смутный период был одним из самых тяжелых в истории Греции. В первое время после вторжения дорийских племен страна встала на путь деградации, но вскоре постепенно начала «набирать обороты», синтезируя из остатков микенской, критской, ахейской, азиатской и дорийских культур совершенно новую цивилизацию.
В этот период формируется греческий язык. Именно в это время создает свои бессмертные поэмы великий Гомер, наполняя их всеми красками своей эпохи.

Архаический период

Для этого времени характерно интенсивное развитие экономики страны, а так же ее культуры и искусства. По всей территории Греции растут города-полисы, а так по всему Средиземноморью — греческие колонии. Кроме того, эта эпоха связана со значительными переменами в политической системе.
Ярким событием того времени стал Пелопонесский союз, который возглавила Спарта, знаменитая своими строгими законами спартанской жизни, что, собственно, и способствовало укреплению ее положения среди других городов-полисов.
Борьба за лидерство между Афинами и Спартой получила дальнейшее развитие в классический период.

Классическая эпоха

Классический период в истории Греции начинается войной с персами в 500 году до н.э., которая продлилась более 20-ти лет. Лишь благодаря Афинам, создавшим морской союз и взявшим на себя командование в борьбе с персами, Греции удалось одержать окончательную победу в этой жестокой войне.

Постепенно Афины укрепляют свою мощь, что позволило жителям города использовать существенные ресурсы для создания своих великих шедевров. Лучшие мастера-художники, архитекторы и скульпторы приглашаются в Афины для осуществления плана Перикла по превращению города в «произведение искусства». Кроме того, быстрыми темпами развивается наука, искусство и философия. Это время по праву можно считать «золотым веком» в истории Афин.
Естественно, такое положение не устраивало Спарту, что и послужило поводом к началу в 431 году до н.э. Пелопонесской войны, которая закончилась спустя 27 лет полным разгромом Афин.
По итогам войны Спарта стала самым могущественным полисом Греции, принуждая другие города к соблюдению своих военных порядков. И лишь с объединением Греции под гегемонией Македонии стали утихать междоусобные войны. Так в 337 году до н.э. Греция была объединена в Македонскую Империю.

После убийства Филиппа II место правителя занял его сын — Александр, создавший мощнейшую империю всего за 9 лет. Главной его целью было навсегда покончить с многовековой войной между Грецией и Персией. Надеясь на мирные соглашения, он женился на персидских принцессах — дочерях врагов Греции. Успехи многочисленных побед Александра, о которых слагались легенды, вскружили ему голову. Он провозгласил себя богом Зевсом-Амонном, и не хотел останавливаться на достигнутом. Но долгие годы сражений истощили его армию и вызвали волну непонимания, как среди солдат, так и среди его окружения. Александр умер на 33-м году жизни, так и не оставив наследника.

Эллинистический период

Несомненно, смерть Александра значительно ускорила распад великого государства, который и без того уже начался.
Военачальники армии Александра поделили империю между собой: Греция и Македония досталась Антипару, Фракия — Лисимаху, Малая Азия — Антигону, Вавилония — Селевеку, Египет — Птолемею.
От новой угрозы — римского агрессора — первыми в 148 году до н.э. пали Македония и Греция, а дольше всех сопротивлялась захватчику царство Птолемея в Египте, продержавшееся до 30-го года до н.э.

Римский период

Примечательно, что за несколько десятилетий до прихода римских завоевателей греческие правители сами приглашали римских освободителей.
Аналогично русским князьям, которые «использовали» Золотую Орду в междоусобных войнах как военную силу, греки обращались к римским легионерам. За что, собственно, и поплатились, когда римские войска заняли Грецию и Македонию, объявив о создании на их территории провинции, которая должна подчиняться римскому наместнику.
Именно римляне стали приемниками греческой культуры, донеся ее до наших дней. Элементы римской архитектуры, бесспорно, носят характер мастеров Древней Греции. Как и большинство великих цивилизаций, римская цивилизация подверглась саморазрушению из-за праздного образа жизни, коррупции и корысти.

Византийский период можно охарактеризовать как период формирования традиций Христианства, со строительством многочисленных церквей и монастырей по всей стране. Усиливается влияние церкви на общественную жизнь и политическую систему.
При Юстиниане I Византийская Империя достигает апогея своего развития, становясь самой могущественной державой Средиземноморья. Просуществовав до 1453 года, великая цивилизация пала под натиском турецких захватчиков, перейдя во власть Османской Империи.

Османский период Греции считается одним из самых тяжелых в ее истории. Несмотря на то, что турки оставили грекам свободу вероисповедания, греческий народ никогда не переставал бороться за свою независимость.

Революция

Датой начала революции считается 25 марта 1821. В ней ведущую роль сыграла Православная церковь, когда революционный флаг поднял патриарх. Спустя год тяжелой и ожесточенной борьбы Национальным собранием была провозглашена независимость Греции. Однако внутренние разногласия в стране привели к началу Гражданской войны 1823 — 1825 гг.
Спустя 2 года, в 1827 году, Национальным собранием был избран первый президент Греции, а Россия, Англия и Франция стали гарантами автономного статуса Греции.
В 1830 году, в соответствии с заключенным Адрианопольским мирным договором, Турция признала независимость Греческого Государства.

Новое время

Период с 1830 по 1922 год в Греции считается временем волнений и политических беспорядков.
Под влиянием ведущих мировых держав, способствовавших обретению долгожданной свободы, Греция была обязана прислушиваться к их мнению. Так, в 1862 году президентом Греции становится Георг I, принц Датский, благодаря чему стране были возвращены Ионические о-ва, Фессалия, часть Эпира.
В начале XX века, в ходе Балканской войны 1912-13 гг., Грецию вновь ожидало расширение исторической территории, когда к ней были присоединены острова Эгейского моря, Крит, Эпир и Македония, а по окончанию Первой Мировой Войны Греция получила Измир и Фракию.
1922 год ознаменовался так называемой «Малоазийской катастрофой», когда Греции пришлось забыть о своих имперских планах об освобождении части Малой Азии (вдоль побережья) от турецкого владычества и о возвращении себе былой славы.

Современность

Одной из главных проблем этого периода стало прибытие огромного числа беженцев из Малой Азии, что достигло поистине невероятных размеров.
В октябре 1940 г. итальянские фашисты вторглись в Эпир, но были разгромлены. Тяжелой стала победа над немецко-фашистскими захватчиками, оккупировавшими Грецию в 1941 году. Благодаря народно-освободительной армии во главе с коммунистами в 1944 году удалось освободить материковую часть Греции.
1946-1949 гг. — время гражданской войны.

С 1952 года в Греции начинается новый этап развития. Вступление в НАТО.
В 1967 году происходит военный переворот, приведший к правлению хунты (военной диктатуры). Спустя 7 лет время «черных полковников» закончилось: к власти вновь пришло гражданское правительство.
1922-1974 гг. характеризуются обострением противоречий в обществе. В этот период произошло 14 путчей и государственных переворотов. В итоге Греция разделилась на несколько политических лагерей: коммунистов, военных, монархистов и сторонников американской политики.
И лишь к 1974 году страна осознала: только объединившись, Греция сможет развиваться дальше как полноценное европейское государство.

8 декабря состоялся первый поистине демократический референдум, в ходе которого граждане проголосовали против монархии. В Греции произошла консолидация демократических сил под чутким руководством Костаса Караманлиса, пробывшего на посту Президента Греческой Республики с 1980 по 1995 гг.
В 1981 г. Греция вступает в Европейский Экономический Союз, а на местных выборах победу одерживает социалистическая партия. Ее известный лидер, Андреас Папандреу, становится премьер-министром страны, оставаясь у власти в течение следующих 7 лет.

Источник: www.mouzenidis-travel.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.