Гонур депеМаргуш: цивилизация раскаленных песков

Сенсацией века можно назвать открытие, которое совершили российские ученые в Туркмении. Уникальная культура, исчезнувшая четыре тысячелетия назад, может изменить наши представления об истории Древнего мира.

Если вас попросят назвать древнейшие цивилизации, вы наверняка вспомните Египет, Междуречье, Индию, Китай. Ответить на вопрос, где и когда зародилась первая в истории мировая религия, уже сложнее. Впрочем, и с «простым» заданием все не так однозначно. Легенда отечественной археологии профессор Виктор Иванович Сарианиди уверен: в песках Туркмении он обнаружил еще одну древнейшую цивилизацию, а заодно и место, где существовали культы, спустя века составившие основу первой мировой религии — зороастризма.


Чтобы разобраться в этих вопросах, мне предстояло отправиться в столицу древнего царства Маргуш, куда меня пригласил профессор Сарианиди. Путь неблизкий даже по сегодняшним меркам. Нужно было добраться самолетом до Ашхабада, пересесть на внутренний рейс до города Мары и там искать транспорт до археологической экспедиции.

Мары — древнейший город Туркмении, дальний потомок той самой страны Маргуш.
Радиоуглеродная датировка артефактов, обнаруженных в песках Туркмении, показала рекордный возраст неизвестной цивилизации — 2300 лет до нашей эры.

Гонур депе
Куда ехать, брат? — живо интересуются таксисты на подержанных японских автомобилях.
Гонур-депе знаешь? Вот туда и надо, — отвечаю.
Гонур знаю, как ехать — нет, — качали головами извозчики и растворялись в знойном воздухе.

Надежда на скорое продолжение поездки тоже таяла на глазах.
«Я знаю дорогу, отвезу за 100 манат», — догнал меня водитель на старом, побитом уазике. За билет на самолет из Ашхабада я заплатил вдвое меньше, но пришлось согласиться на условия моего «караванщика», ибо выбирать было не из чего.
Три часа по деревушкам, бездорожью и барханам одной из величайших пустынь мира — и в поле зрения появились крыши палаток археологической экспедиции. В этих раскаленных песках я проведу неделю в поисках ответа на вопрос: что такое таинственная страна Маргуш?


Шлиман, Картер, Сарианиди.

Виктор Сарианиди, глава экспедиции и ее бессменный руководитель на протяжении без малого сорока лет, один из самых удачливых археологов в мире. На его счету два открытия мирового значения, по уровню сопоставимые с обнаружением Трои Шлиманом и гробницы Тутанхамона Картером.
В далеком 1978 году, принимая участие в советско-афганской экспедиции, Сарианиди отыскал богатейшее неразграбленное захоронение, которое мир знает как «золото Бактрии».
Находки были переданы афганскому правительству и спрятаны в одном из банков. Теперь коллекция путешествует по миру, собирая аншлаги на выставках во многих странах. Имя Сарианиди лишь упомянуто, а про успех советско-афганской археологии вообще нет ни слова ни в брошюрах, ни в каталогах выставок.

Второй раз Виктору Ивановичу повезло в песках Каракумов.
Никто не предполагал, что именно там будет раскрыта великая тайна, которая, возможно, заставит переписать историю Древнего мира.

Маргуш, или по-гречески Маргиана, — полумифическая страна, о которой впервые стало известно из пары строчек, высеченных на знаменитой Бехистунской скале по распоряжению персидского царя Дария I: мол, в стране Маргуш было неспокойно, и я её усмирил.
Ещё одно упоминание о Маргуше встречается в священной книге зороастризма — Авесте: в ней говорится, что в стране Моуру исповедуют зороастризм. Но бывает достаточно и двух строчек, чтобы начать исследование.


По словам профессора Сарианиди, Гонур он нашел случайно.
Отталкиваясь от слова «Маргуш», востоковед академик Василий Струве в 1946 году определил в общих чертах расположение загадочной страны. Название реки Мургаб также подсказывало ученому, что Маргуш находился поблизости. По его рекомендации Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция под руководством профессора Михаила Массона начала вести раскопки здесь, недалеко от реки, сильно южнее Гонура, хотя старики чабаны говорили, что керамика попадается на севере.
«Почему же тогда мы не идем на север?» — донимал студент Сарианиди своего профессора во время практики в Каракумах. «Ну что вы, там одни пески. Какая цивилизация, если нет воды?!» — был ответ.

«И так дела обстояли до 1950-х годов, когда были найдены первые поселения в древней дельте реки Мургаб: Тахирбай и Тоголок. В 1972 году мы заканчивали работы на Тахирбае и по случаю окончания археологического сезона крепко выпили. Ну а утром, с большого похмелья, я предложил нашему антропологу проехать километров десять к северу в пустыню и наткнулся на холм, усыпанный битой керамикой. Это и был Гонур», — как анекдот рассказывает Сарианиди про своё открытие.

Гонур депе

Гонур депе

Гонур депе Гонур депе

Гонур депе

Радиоуглеродная датировка артефактов показала рекордный возраст неизвестной цивилизации — 2300 лет до нашей эры. Развитая культура, существовавшая параллельно с Древним Египтом, Месопотамией, цивилизацией Хараппы и Мохенджо-Даро, культура, обладавшая всеми признаками уникальной цивилизации, обнаружена в песках Туркмении!


Пока, правда, не найдена главная составляющая любой цивилизации, которая и делает её уникальной, — собственная письменность. Но то, что уже обнаружено в Гонуре, впечатляет: глиняные и керамические сосуды, золотые и серебряные украшения, а также уникальная мозаика с элементами живописи, которая нигде, кроме Гонура, пока не встречалась.

На некоторых глиняных сосудах попадаются символы, предназначение и смысл которых не ясны. Профессор Сарианиди не отказывается от мысли, что будет обнаружен и маргушский алфавит.

Найдены цилиндрические печати из Месопотамии и квадратная печать из Хараппы.

Гонур депе

Это свидетельствует о связях Маргуша с влиятельными соседями, а также о том, что эти государства его признавали. Надо сказать, что Маргуш был удачно расположен на пересечении торговых путей из Месопотамии и Хараппы, а, поскольку Шёлкового пути еще не было, именно через маргушские территории доставлялись ценнейшие лазурит, олово и бронза из соседних стран.

Дворец-храм

Утром следующего дня я отправляюсь на место раскопок.
Это — Гонур, духовный центр древнего государства Маргуш. Уже через несколько часов после восхода в пустыне нещадно палит солнце и дует обжигающий ветер: очень сложно поверить в то, что когда-то тут была столица процветающего государства. Сейчас здесь живут только птицы, змеи, фаланги, скарабеи и ящерицы-круглоголовки, но четыре с лишним тысячи лет тому назад тут кипела совсем другая жизнь.


Остатки сооружений из саманного кирпича, поднимающиеся максимум на метр из земли, мало что говорят неподготовленному человеку. Без помощи специалиста трудно определить границы зданий и их назначение.
Центральное место в городе занимает царский дворец, который выполнял и функции святилища. Интересно, что жилым покоям дворца отведено совсем немного места, в них размещались только царь и его семья — ни одному аристократу не разрешалось жить во дворце.

Основную территорию дворца занимает ритуальный комплекс с бессчетным числом святилищ.
Уже найдены святилища воды и, конечно, огня, который, судя по всем признакам, был основой ритуалов жителей Маргуша.

Гонур депе

Гонур депе

Большие и малые ритуальные двухкамерные печи есть не только во дворце, но и в каждой постройке города, включая сторожевые башни крепости.

ализ находок показывает, что это не декоративные элементы интерьера: в одной камере разводили огонь, а в другой, отделенной от пламени невысокой перегородкой, — в духовке (да, знакомое слово духовка связано именно со словом «дух») готовили жертвенное мясо. Кровь из жертвенного мяса не должна была касаться священного огня — у зороастрийцев подобное осквернение пламени каралось смертью.

В городе было обнаружено несколько сотен таких печей, и даже через более чем четыре тысячи лет столь внушительное число вызывает мистический трепет. Для чего столько печей? Каково их предназначение? И откуда брали топливо для поддержания священного пламени в Храме огня?
В четырёх открытых очагах здесь постоянно горел довольно сильный огонь.

Об этом свидетельствует анализ глины со стенок очагов.
Для чего горел этот вечный огонь? Вопросов гораздо больше, чем ответов.

Гонур депе

Сердце Маргуша.
«Вот главное место Гонура — тронный зал, который мы попытались частично восстановить.
Мы полагаем, что здесь у правителя проходили важные встречи и светские ритуалы
, — говорит Надежда Дубова, заместитель профессора Сарианиди, которая уже десять лет работает на этих раскопках. — Но, к сожалению, мы не имеем возможности законсервировать все, что откопали, и бесценный памятник постепенно разрушается».


Главные враги глиняных городов древности — дождь и ветер: вода вымывает грунт из фундамента, а ветер сравнивает кирпичи с землей. Конечно, если бы строители использовали обожженный кирпич, то здания дошли бы до наших дней в лучшем состоянии, но времени на производство такого строительного материала ушло бы несоизмеримо больше, чем на изготовление саманных кирпичей. Для них нужны лишь глина да солома — как говорится, только добавь воды и оставь высохнуть на солнце. А ведь для возведения крепости и дворца в Гонуре требовалось изготовить несколько миллионов кирпичей! Да и топливо древние гонурцы скорее употребили бы на поддержание священного огня в печах, чем на доводку кирпичей.

Можно ли восстановить образ жизни таинственного Маргуша?
Именно этим занимаются сейчас учёные. Уже известно, что жители древнего поселения были земледельцами и скотоводами, выращивали виноград, сливы, яблоки, дыни, пшеницу, ячмень, просо…

Гонур депе

Но Гонур — и это доказывают раскопки — был прежде всего религиозным центром государства и его некрополем.
Как любой индус желает умереть в Варанаси, так и житель древнего Маргуша, видимо, хотел быть погребенным в Гонуре.

йчас обнаружено более четырех тысяч захоронений, но уцелели далеко не все: многие были уничтожены при прокладке местного канала.

Город-кладбище.
Что ещё мы знаем о загадочной древней стране?
Как уверяют ученые, климат четыре тысячелетия назад был примерно такой же, но в какой-то момент исчезло то, что позволяло городу существовать больше тысячи лет, — река. Гонур был расположен в дельте реки Мургаб, которая разделялась на множество рукавов.

Постепенно река ушла, и люди были вынуждены последовать за ней — старое русло и город опустели. Новый город, Тоголок, был построен в 20 километрах от Гонура. В наше время там были проведены раскопки и найдены жилые дома и крепость, домашняя утварь и украшения.

А из четырёх с лишним тысяч захоронений, открытых на данный момент в старом сердце Маргуша, около четверти относится ко времени, когда люди покинули этот город. Видимо, Гонур ещё долго оставался центром религиозного паломничества и погребальных ритуалов. Из всех могил, исследованных в Гонур-депе, около 5 процентов принадлежало высшей знати, 10 процентов — бедноте, а 85 процентов — среднему классу, что отражает очень высокий уровень жизни в государстве.

Я брожу по лабиринту огромного погребального комплекса и не могу найти выход, равно как не могу ответить на вопрос: что тут происходило более четырех тысяч лет назад? Какие обряды совершали жрецы?


Гонур депе

Вот здесь они выкапывали небольшие углубления, в которые складывали добела обожженные где-то поблизости (может, в двухкамерных очагах?) кости целых молодых ягнят. Там — исполняли какие-то ритуалы, связанные с водой. Есть помещения, где много вылепленных прямо на земле широких и неглубоких глиняных сосудов, но нет следов воды. Здесь её, видимо, заменяла зола.

Кроме «обычных» двухкамерных очагов есть огромные, грушевидной формы — там были найдены черепа, лопатки, кости конечностей верблюдов, коров.
Есть очаги, состоящие из трех и даже из четырех камер. Для чего они были нужны?

К сожалению, даже маститые специалисты признают: далеко не все тайны древнего Маргуша раскрыты.

Перевернутый мир.
Не менее загадочны и погребальные обряды в Гонур-депе.
Кроме царских захоронений и захоронений обычных горожан в некрополе города были обнаружены весьма странные погребения.

Как и многие другие древние народы, жители Маргуша снабжали своих умерших всем необходимым для безбедного существования в потустороннем мире: посудой, одеждой, едой, домашним скотом, драгоценностями; вместе с хозяином в царство мертвых, как известно, отправлялись и слуги; в некоторых могилах были найдены повозки.

Гонур депе

Примечательно, что большинство предметов намеренно портили: повозки скидывали в погребальную яму так, чтобы они сломались, посуду били, а ножи гнули.
По-видимому, древние люди считали, что в перевернутом мире смерть есть жизнь, а сломанная вещь — новая. Зачастую бедняки клали в могилы родственников необходимые в хозяйстве предметы, считая, что на том свете они нужнее — например, бытовую керамику, которую использовали сами.

Но самыми необычными оказались могилы, где покоились собаки, ослы и бараны.
Животные были захоронены с большими почестями, по обряду, которого обычно удостаивались знатные особы. Чем эти животные заслужили такую честь — загадка.

Наряду с керамическими изделиями в могилах оказались так называемые каменные колонки и посохи. Одна из версий использования каменных колонок — ритуальные возлияния: на верхнюю поверхность наливали жидкость, которая текла по боковым желобкам. Эту гипотезу подтверждают, в частности, рисунки из дворца Мари в Сирии, где жрецы что-то льют на нечто напоминающее колонки.
Впрочем, трактовка этого ритуала, как и многих других, пока ограничивается именно версиями.

Гонур депе

Гонур притягивает людей и буквально околдовывает.
Чтобы самому почувствовать то, что ощущали во время одного из самых распространенных обрядов жители древнего Маргуша, я развожу в полуразрушенной печи огонь.

Сухие ветви перекати-поля и саксаула быстро занимаются, и через несколько секунд в очаге вовсю полыхает пламя.
То ли у меня развитое воображение, то ли конструкция печи с секретом, но я ощущаю, что огонь живой. И лишь отсутствие под рукой дурманящего напитка хома-саома останавливает меня от поклонения огню.

Частная экспедиция.
В священной книге зороастризма Авесте упоминается страна Моуру — этимология слова позволяет утверждать, что это и есть древний Маргуш. А находки на раскопках Гонур-депе только подтверждают смелое предположение.

Жители Гонура были приверженцами неизвестного культа, похожего на зороастризм.
Профессор Сарианиди считает, что это протозороастризм, некое верование, на основе которого и сложился культ огнепоклонников. Зороастризм, по его мнению, как система зародился не в Маргуше, а где-то в другом месте, откуда потом распространился по всему Древнему миру, придя в том числе и в Маргиану. Возможно, эту гипотезу удастся доказать участникам следующих экспедиций.

Гонур депе
Правда, как ни печально, вот уже двадцать лет финансирование экспедиции почти не ведется.

Сарианиди не теряет надежды найти ответы на все вопросы Маргуша и все свои доходы: пенсию, зарплату и гранты — вкладывает в раскопки.
Он даже продал свою квартиру в центре Москвы, чтобы оплатить труд рабочих и специалистов.
За заслуги в открытии древнего царства Маргуш Виктор Сарианиди удостоен орденов Греции и Туркмении, он почетный гражданин этих стран. Но заслуги профессора перед Россией и российской наукой пока не оценены по достоинству — до сих пор профессор Сарианиди не получил даже звания академика.
Но что такое «пока» в масштабах истории? Если бы не царь Дарий, то мы вряд ли бы узнали, что существовала такая страна — Маргуш. Если бы не наш соотечественник профессор Виктор Иванович Сарианиди, мы никогда бы не узнали, что слова Дария были правдой
.

Статья опубликована в журнале National Geographic (№86, ноябрь 2010).

Источник: enigmatic-past.livejournal.com

Если вас попросят назвать древнейшие цивилизации, вы наверняка вспомните Египет, Междуречье, Индию, Китай. Ответить на вопрос, где и когда зародилась первая в истории мировая религия, уже сложнее. Впрочем, и с «простым» заданием все не так однозначно. Легенда отечественной археологии профессор Виктор Иванович Сарианиди уверен: в песках Туркмении он обнаружил еще одну древнейшую цивилизацию, а заодно и место, где существовали культы, спустя века составившие основу первой мировой религии – зороастризма. Чтобы разобраться в этих вопросах, мне предстояло отправиться в столицу древнего царства Маргуш, куда меня пригласил профессор Сарианиди. Путь неблизкий даже по сегодняшним меркам. Нужно было добраться самолетом до Ашхабада, пересесть на внутренний рейс до города Мары и там искать транспорт до археологической экспедиции. Мары – древнейший город Туркмении, дальний потомок той самой страны Маргуш.

Радиоуглеродная датировка артефактов, обнаруженных в песках Туркмении, показала рекордный возраст неизвестной цивилизации – 2300 лет до нашей эры.

– Куда ехать, брат? – живо интересуются таксисты на подержанных японских автомобилях. – Гонур-депе знаешь? Вот туда и надо, – отвечаю. – Гонур знаю, как ехать – нет, – качали головами извозчики и растворялись в знойном воздухе. Надежда на скорое продолжение поездки тоже таяла на глазах. «Я знаю дорогу, отвезу за 100 манат», – догнал меня водитель на старом, побитом уазике. За билет на самолет из Ашхабада я заплатил вдвое меньше, но пришлось согласиться на условия моего «караванщика», ибо выбирать было не из чего. Три часа по деревушкам, бездорожью и барханам одной из величайших пустынь мира – и в поле зрения появились крыши палаток археологической экспедиции. В этих раскаленных песках я проведу неделю в поисках ответа на вопрос: что такое таинственная страна Маргуш? Шлиман, Картер, Сарианиди. Виктор Сарианиди, глава экспедиции и ее бессменный руководитель на протяжении без малого сорока лет, один из самых удачливых археологов в мире. На его счету два открытия мирового значения, по уровню сопоставимые с обнаружением Трои Шлиманом и гробницы Тутанхамона Картером. В далеком 1978 году, принимая участие в советско-афганской экспедиции, Сарианиди отыскал богатейшее неразграбленное захоронение, которое мир знает как «золото Бактрии». Находки были переданы афганскому правительству и спрятаны в одном из банков. Теперь коллекция путешествует по миру, собирая аншлаги на выставках во многих странах. Имя Сарианиди лишь упомянуто, а про успех советско-афганской археологии вообще нет ни слова ни в брошюрах, ни в каталогах выставок. Второй раз Виктору Ивановичу повезло в песках Каракумов. Никто не предполагал, что именно там будет раскрыта великая тайна, которая, возможно, заставит переписать историю Древнего мира. Маргуш, или по-гречески Маргиана, – полумифическая страна, о которой впервые стало известно из пары строчек, высеченных на знаменитой Бехистунской скале по распоряжению персидского царя Дария I: мол, в стране Маргуш было неспокойно, и я ее усмирил. Еще одно упоминание о Маргуше встречается в священной книге зороастризма – Авесте: в ней говорится, что в стране Моуру исповедуют зороастризм. Но бывает достаточно и двух строчек, чтобы начать исследование. По словам профессора Сарианиди, Гонур он нашел случайно. Отталкиваясь от слова «Маргуш», востоковед академик Василий Струве в 1946 году определил в общих чертах расположение загадочной страны. Название реки Мургаб также подсказывало ученому, что Маргуш находился поблизости. По его рекомендации Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция под руководством профессора Михаила Массона начала вести раскопки здесь, недалеко от реки, сильно южнее Гонура, хотя старики чабаны говорили, что керамика попадается на севере. «Почему же тогда мы не идем на север?» – донимал студент Сарианиди своего профессора во время практики в Каракумах. «Ну что вы, там одни пески. Какая цивилизация, если нет воды?!» – был ответ. «И так дела обстояли до 1950-х годов, когда были найдены первые поселения в древней дельте реки Мургаб: Тахирбай и Тоголок. В 1972 году мы заканчивали работы на Тахирбае и по случаю окончания археологического сезона крепко выпили. Ну а утром, с большого похмелья, я предложил нашему антропологу проехать километров десять к северу в пустыню и наткнулся на холм, усыпанный битой керамикой. Это и был Гонур», – как анекдот рассказывает Сарианиди про свое открытие. Радиоуглеродная датировка артефактов показала рекордный возраст неизвестной цивилизации – 2300 лет до нашей эры. Развитая культура, существовавшая параллельно с Древним Египтом, Месопотамией, цивилизацией Хараппы и Мохенджо-Даро, культура, обладавшая всеми признаками уникальной цивилизации, обнаружена в песках Туркмении! Пока, правда, не найдена главная составляющая любой цивилизации, которая и делает ее уникальной, – собственная письменность. Но то, что уже обнаружено в Гонуре, впечатляет: глиняные и керамические сосуды, золотые и серебряные украшения, а также уникальная мозаика с элементами живописи, которая нигде, кроме Гонура, пока не встречалась. На некоторых глиняных сосудах попадаются символы, предназначение и смысл которых не ясны. Профессор Сарианиди не отказывается от мысли, что будет обнаружен и маргушский алфавит. Найдены цилиндрические печати из Месопотамии и квадратная печать из Хараппы. Это свидетельствует о связях Маргуша с влиятельными соседями, а также о том, что эти государства его признавали. Надо сказать, что Маргуш был удачно расположен на пересечении торговых путей из Месопотамии и Хараппы, а, поскольку Шелкового пути еще не было, именно через маргушские территории доставлялись ценнейшие лазурит, олово и бронза из соседних стран. Дворец-храм. Утром следующего дня я отправляюсь на место раскопок. Это – Гонур, духовный центр древнего государства Маргуш. Уже через несколько часов после восхода в пустыне нещадно палит солнце и дует обжигающий ветер: очень сложно поверить в то, что когда-то тут была столица процветающего государства. Сейчас здесь живут только птицы, змеи, фаланги, скарабеи и ящерицы-круглоголовки, но четыре с лишним тысячи лет тому назад тут кипела совсем другая жизнь. Остатки сооружений из саманного кирпича, поднимающиеся максимум на метр из земли, мало что говорят неподготовленному человеку. Без помощи специалиста трудно определить границы зданий и их назначение. Центральное место в городе занимает царский дворец, который выполнял и функции святилища. Интересно, что жилым покоям дворца отведено совсем немного места, в них размещались только царь и его семья – ни одному аристократу не разрешалось жить во дворце. Основную территорию дворца занимает ритуальный комплекс с бессчетным числом святилищ. Уже найдены святилища воды и, конечно, огня, который, судя по всем признакам, был основой ритуалов жителей Маргуша. Большие и малые ритуальные двухкамерные печи есть не только во дворце, но и в каждой постройке города, включая сторожевые башни крепости. Анализ находок показывает, что это не декоративные элементы интерьера: в одной камере разводили огонь, а в другой, отделенной от пламени невысокой перегородкой, – в духовке (да, знакомое слово духовка связано именно со словом «дух») готовили жертвенное мясо. Кровь из жертвенного мяса не должна была касаться священного огня – у зороастрийцев подобное осквернение пламени каралось смертью. В городе было обнаружено несколько сотен таких печей, и даже через более чем четыре тысячи лет столь внушительное число вызывает мистический трепет. Для чего столько печей? Каково их предназначение? И откуда брали топливо для поддержания священного пламени в Храме огня? В четырех открытых очагах здесь постоянно горел довольно сильный огонь. Об этом свидетельствует анализ глины со стенок очагов. Для чего горел этот вечный огонь? Вопросов гораздо больше, чем ответов. Сердце Маргуша. «Вот главное место Гонура – тронный зал, который мы попытались частично восстановить. Мы полагаем, что здесь у правителя проходили важные встречи и светские ритуалы, – говорит Надежда Дубова, заместитель профессора Сарианиди, которая уже десять лет работает на этих раскопках. – Но, к сожалению, мы не имеем возможности законсервировать все, что откопали, и бесценный памятник постепенно разрушается». Главные враги глиняных городов древности – дождь и ветер: вода вымывает грунт из фундамента, а ветер сравнивает кирпичи с землей. Конечно, если бы строители использовали обожженный кирпич, то здания дошли бы до наших дней в лучшем состоянии, но времени на производство такого строительного материала ушло бы несоизмеримо больше, чем на изготовление саманных кирпичей. Для них нужны лишь глина да солома – как говорится, только добавь воды и оставь высохнуть на солнце. А ведь для возведения крепости и дворца в Гонуре требовалось изготовить несколько миллионов кирпичей! Да и топливо древние гонурцы скорее употребили бы на поддержание священного огня в печах, чем на доводку кирпичей. Можно ли восстановить образ жизни таинственного Маргуша? Именно этим занимаются сейчас ученые. Уже известно, что жители древнего поселения были земледельцами и скотоводами, выращивали виноград, сливы, яблоки, дыни, пшеницу, ячмень, просо… Но Гонур – и это доказывают раскопки – был прежде всего религиозным центром государства и его некрополем. Как любой индус желает умереть в Варанаси, так и житель древнего Маргуша, видимо, хотел быть погребенным в Гонуре. Сейчас обнаружено более четырех тысяч захоронений, но уцелели далеко не все: многие были уничтожены при прокладке местного канала. Город-кладбище. Что еще мы знаем о загадочной древней стране? Как уверяют ученые, климат четыре тысячелетия назад был примерно такой же, но в какой-то момент исчезло то, что позволяло городу существовать больше тысячи лет, – река. Гонур был расположен в дельте реки Мургаб, которая разделялась на множество рукавов. Постепенно река ушла, и люди были вынуждены последовать за ней – старое русло и город опустели. Новый город, Тоголок, был построен в 20 километрах от Гонура. В наше время там были проведены раскопки и найдены жилые дома и крепость, домашняя утварь и украшения. А из четырех с лишним тысяч захоронений, открытых на данный момент в старом сердце Маргуша, около четверти относится ко времени, когда люди покинули этот город. Видимо, Гонур еще долго оставался центром религиозного паломничества и погребальных ритуалов. Из всех могил, исследованных в Гонур-депе, около 5 процентов принадлежало высшей знати, 10 процентов – бедноте, а 85 процентов – среднему классу, что отражает очень высокий уровень жизни в государстве. Я брожу по лабиринту огромного погребального комплекса и не могу найти выход, равно как не могу ответить на вопрос: что тут происходило более четырех тысяч лет назад? Какие обряды совершали жрецы? Вот здесь они выкапывали небольшие углубления, в которые складывали добела обожженные где-то поблизости (может, в двухкамерных очагах?) кости целых молодых ягнят. Там – исполняли какие-то ритуалы, связанные с водой. Есть помещения, где много вылепленных прямо на земле широких и неглубоких глиняных сосудов, но нет следов воды. Здесь ее, видимо, заменяла зола. Кроме «обычных» двухкамерных очагов есть огромные, грушевидной формы – там были найдены черепа, лопатки, кости конечностей верблюдов, коров. Есть очаги, состоящие из трех и даже из четырех камер. Для чего они были нужны? К сожалению, даже маститые специалисты признают: далеко не все тайны древнего Маргуша раскрыты. Перевернутый мир. Не менее загадочны и погребальные обряды в Гонур-депе. Кроме царских захоронений и захоронений обычных горожан в некрополе города были обнаружены весьма странные погребения. Как и многие другие древние народы, жители Маргуша снабжали своих умерших всем необходимым для безбедного существования в потустороннем мире: посудой, одеждой, едой, домашним скотом, драгоценностями; вместе с хозяином в царство мертвых, как известно, отправлялись и слуги; в некоторых могилах были найдены повозки. Примечательно, что большинство предметов намеренно портили: повозки скидывали в погребальную яму так, чтобы они сломались, посуду били, а ножи гнули. По-видимому, древние люди считали, что в перевернутом мире смерть есть жизнь, а сломанная вещь – новая. Зачастую бедняки клали в могилы родственников необходимые в хозяйстве предметы, считая, что на том свете они нужнее – например, бытовую керамику, которую использовали сами. Но самыми необычными оказались могилы, где покоились собаки, ослы и бараны. Животные были захоронены с большими почестями, по обряду, которого обычно удостаивались знатные особы. Чем эти животные заслужили такую честь – загадка. Наряду с керамическими изделиями в могилах оказались так называемые каменные колонки и посохи. Одна из версий использования каменных колонок – ритуальные возлияния: на верхнюю поверхность наливали жидкость, которая текла по боковым желобкам. Эту гипотезу подтверждают, в частности, рисунки из дворца Мари в Сирии, где жрецы что-то льют на нечто напоминающее колонки. Впрочем, трактовка этого ритуала, как и многих других, пока ограничивается именно версиями. Гонур притягивает людей и буквально околдовывает. Чтобы самому почувствовать то, что ощущали во время одного из самых распространенных обрядов жители древнего Маргуша, я развожу в полуразрушенной печи огонь. Сухие ветви перекати-поля и саксаула быстро занимаются, и через несколько секунд в очаге вовсю полыхает пламя. То ли у меня развитое воображение, то ли конструкция печи с секретом, но я ощущаю, что огонь живой. И лишь отсутствие под рукой дурманящего напитка хома-саома останавливает меня от поклонения огню. Частная экспедиция. В священной книге зороастризма Авесте упоминается страна Моуру – этимология слова позволяет утверждать, что это и есть древний Маргуш. А находки на раскопках Гонур-депе только подтверждают смелое предположение. Жители Гонура были приверженцами неизвестного культа, похожего на зороастризм. Профессор Сарианиди считает, что это протозороастризм, некое верование, на основе которого и сложился культ огнепоклонников. Зороастризм, по его мнению, как система зародился не в Маргуше, а где-то в другом месте, откуда потом распространился по всему Древнему миру, придя в том числе и в Маргиану. Возможно, эту гипотезу удастся доказать участникам следующих экспедиций. Правда, как ни печально, вот уже двадцать лет финансирование экспедиции почти не ведется. Сарианиди не теряет надежды найти ответы на все вопросы Маргуша и все свои доходы: пенсию, зарплату и гранты – вкладывает в раскопки. Он даже продал свою квартиру в центре Москвы, чтобы оплатить труд рабочих и специалистов. За заслуги в открытии древнего царства Маргуш Виктор Сарианиди удостоен орденов Греции и Туркмении, он почетный гражданин этих стран. Но заслуги профессора перед Россией и российской наукой пока не оценены по достоинству – до сих пор профессор Сарианиди не получил даже звания академика. Но что такое «пока» в масштабах истории? Если бы не царь Дарий, то мы вряд ли бы узнали, что существовала такая страна – Маргуш. Если бы не наш соотечественник профессор Виктор Иванович Сарианиди, мы никогда бы не узнали, что слова Дария были правдой.

Источник: nat-geo.ru

15665494_1304977869543602_3480338034003268062_n
В XXIII — XVIII вв. до н. э., на территории между Памиром и Иранским нагорьем, в широком поясе плодородных долин от Ферганы до Герата, существовала Бактрийско-Маргианская цивилизация, язык населения которой, возможно, лег через тысячу лет в основание литературного санскрита. По соседству, на левом берегу Аму-Дарьи, была распространена Язская культура, предположительно давшая начало раннеавестийскому обществу. Показательно, что уроженцем этих мест считается пророк Заратуштра, а в узбекском городе Ходжейли находится легендарная «могила Адама», она же – могила Гайомарда, зороастрийского Первочеловека. Речь идет о руинах старого «медресе» в некрополе Маздакхан (град Мазды). Иначе эти руины называются Часами мира. Считается, что когда с некрополя Первочеловека падет последний камень, наступит Конец света…
Есть основания полагать, что Бактрийско-Маргианская цивилизация не была чисто арийской, но представляла собой некий симбиоз древней сельскохозяйственной цивилизации потомков неолитических переселенцев с Ближнего Востока (дальние родственники доарийских европейских автохтонов) и северных кочевых скотоводов-ариев (кочевая общность протоиндоевропейских народов). Это общество существовало за пятьсот лет до Моисея и за полторы тысячи лет до Пифагора, Заратустры, Гаутамы Будды, Джины Махавиры, Лао-Цзы…
Вероятным центром Маргианской цивилизации был город Гонур-Депе раскопанный на территории Туркмении в 1972 году. Это монументальный культовый комплекс, площадью до 50 га, на правом берегу Мургаба, который просуществовал с середины III до середины II тысячелетия до нашей эры. В плане Гонур-Депе представляет собой концентрическую мандалу, формируемую тремя контурами стен. Внешняя стена – стилизованный круг, отделяющей жилища производительного класса от окружающей природной среды. Внутри этого круга мы видим три квадрата, один в другом: крепостная стена, за которой находится территория воинов, а внутри нее – еще одна стена, выделяющая территорию жрецов, и уже на территерии жреческого двора стояло центральное прямоугольное святилище дворцового комплекса.
Все это напоминает древнюю Мандука-мандалу (санскр. «мандала лягушки»), в соответствии с которой до сих пор возводят храмы индусские архитекторы. Первые письменные упоминания об этой мандале можно найти в Васту-шастре (середина I тысячелетия нашей эры), но ряд ученых утверждает, что ее принципы применялись уже при строительстве хараппских городов в III тысячелетии до н. э.
«Хотя земля ведийскими индийцами мыслилась круглой, кардинальные точки ее соединения с небом (восхода и захода солнца), отраженные в описании алтарей, позволяли мыслить ее с «четырьмя углами». В связи с этим представлением об «упорядоченной» земле возникли и две основные диаграммы мандалы. Первая, более древняя, называлась мандука и возникла из почитания восьми пространственных направлений, представляя собой квадрат, разделенный на малые квадраты-пады (по восемь с каждой стороны), что дает в целом 64 квадратов. Восемь пространственных направлений соответствовали движению солнца, а 32 божества, располагавшиеся во внешних квадратах мандалы, – 32 накшатрам, или лунным домам (созвездиям, через которые проходит луна в своем ежемесячном курсе). На основе мандуки выявлялась благоприятная ориентация жилого дома, и она же совпадала с планом алтаря Агни. Как принцип планировки здания стала применяться к середине I тыс. до н. э.»
(Энциклопедия Кругосвет)
Гонур-Депе представляет собой идеальный прообраз позднейших изображений Олмо Лунгринга и Шамбалы в форме вписанных друг в друга четырех регионов: внутреннего, среднего, внешнего и пограничного. Знаменательно и то, что всего в нескольких километрах отсюда расположен древний город Мерв, созвучный Меру. Возможно, именно контуры Гонура-Депе лежат в основе позднейших представлений о центральном квадрате Брахмы в Мандука-мандале и квадратном городе Брахмы на вершине столпа Меру? Более того, в Гонур-Депе найдены загадочные культовые каменные столбики с желобами по бокам. Есть предположение, эти объекты использовались для ритуального литья воды, что сильно напоминает сохраняющийся по сей день шиваитский обряд поливания водой каменного лингама – как пережиток архаичной магии плодородия. Если здесь вспомнить о стекающих с вершины Меру мировых реках, то картина становится почти прозрачной…
Знаменитая французская путешественница и тибетолог Александра Дэвид-Неэль , еще до открытия Гонур-Депе, выдвинула гипотезу о соотнесенности Шамбалы с Балхом (провинция в Северном Афганистане) выводя этимологию этого слова из персидского Sham-i-Bala («вознесенная свеча»). C Балхом, также ничего не зная о Гонур-Депе, соотносил Шамбалу и известный британский ученый, писатель и ученик Гурджиева Джон Беннетт , отождествляя ее бактрийским с храмом Солнца – Shams-i-Baklkh.
Религия, центром которой являлся Гонур-Депе, по всей вероятности представляла собой предковую форму позднейших ведийской и авестийской традиций. Причем, судя по археологическому материалу, это был чрезвычайно развитый культ системно организованного общества бронзового века, современного цивилазации долины Инда. Более того, недалеко от Балха находится археологический комплекс Ак-Кёпрюк, представляющий собой один из первых в мире неолитических оазисов, сопоставимый по времени с Плодородным Треугольником на Ближнем Востоке.
К Маргианской цивилизации непосредственно примыкает (как в пространстве, так и во времени) Гандхарская культура с центром в долине Сват (1600 — 500 г. до н. э.). Это уже территория эпического санскрита, эпоха устной передачи ведийского наследия. К середине первого тысячелетия до н. э. Гандхара попадает под власть Ахеменидов и испытывает мощное персидское влияние: культурное, научное, политическое, религиозное… Гандхара, вместе с Бактрией, Согдианой и Хорезмом образуют северо-восточную дугу пограничных сатрапий Персидской империи – форпост обороны против Турана. Гандхара – ворота в Индию. Гандхара – эпицентр древней Уддияны, легендарной буддийской страны, память о которой, «ставшей невидимой» в результате исламского завоевания, породила мифы о призрачной Шамбале, скрытой от взглядов непросветленного человечества.

Владимир Видеман

Источник: newskif.su

Раскопки города Гонур-Депе

В 1970-х годах археологи вели раскопки в древней дельте реки Мургаб, где когда-то располагался самый большой город Маргианы — Гонур-Депе. С того времени и до 2013 года совместной российско-туркменской экспедицией руководил археолог Виктор Сарианиди. Экспедиция работает в рамках Соглашения о сотрудничестве между Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и Министерством культуры Туркменистана. С 2014 года ее возглавила доктор исторических наук Надежда Дубова.

Гонур-Депе — главный город Маргианской цивилизации — был очень большим по древним меркам. Одна его центральная часть с главным дворцом занимала около 25 гектаров. Вокруг резиденции располагались храмы. Городские стены и здания были выстроены из необожженного глиняного кирпича.

Гонур-Депе располагался в оазисе, в дельте реки Мургаб. Его жители разводили скот, выращивали плодовые деревья, злаки, виноград, дыни. Когда русло реки стало пересыхать, людям пришлось покинуть это место и поселиться южнее, где воды было достаточно.

Археологи обнаружили парадные залы, храмовые постройки, инженерные сооружения. В постройках нашли ритуальные печи, в которых готовили мясо для жертвоприношений. Ученые также обнаружили и законсервировали центральную часть комплекса, в том числе тронный зал, где правители государства Маргуш проводили важные встречи.

Находки из царского некрополя

Гонур-Депе был не только столицей Маргианы, но и ее религиозным центром и местом для погребений. Всего археологи обнаружили здесь около 5000 захоронений. Одиннадцать из них составляют царский некрополь, который предназначался для правителей, жрецов и самых знатных людей города. Эти усыпальницы выглядели как подземные дома с обеденными столами, специальными хранилищами для посуды, одежды и украшений. Вместе с умершим хоронили все, что считалось необходимым в загробном мире: керамические сосуды, еду, скот, ритуальные жезлы, золотые и серебряные изделия, иногда даже целые повозки.

Рядом с гробницами людей археологи обнаружили отдельные могилы баранов, собак и ослов. Их хоронили с теми же почестями, что и знатных горожан. Ученые предполагают, что такие могилы могли служить символическими усыпальницами тех, кто погиб вдали от родины.

Большую часть гробниц на Гонур-депе разграбили еще в древности, однако некоторые ценности сохранились до наших дней.

Серебряные сосуды

В некрополе археологи обнаружили несколько сосудов из золота, серебра и бронзы. В их числе был небольшой кубок высотой около 15 сантиметров, стенки которого украшал рельефный орнамент. На нем была изображена сложная композиция с разными животными — горными козлами, зайцами, львами, рыбами.

Другой серебряный сосуд имел форму цилиндра высотой около 40 сантиметров. На нем неизвестный маргианский мастер изобразил шагающих двугорбых верблюдов.

Мозаики из царских захоронений

Одной из самых ценных находок в Гонур-Депе стали фрагменты мозаик из царского некрополя. Мастера изображали на стенах мавзолеев и дарохранительницах фантастических зверей, людей с птичьими головами, геометрические и растительные орнаменты.

Мозаики создавались в смешанной технике, которая не встречалась в других культурах. Изображение вначале рисовали на поверхности черной, красной и белой красками. Затем отдельные его фрагменты — головы людей и животных, конечности, птичьи перья — заполняли мелкими элементами из камня, которые придавали картине объем и выразительность.

Оттиски маргианских печатей

Жители Маргианы пользовались каменными или металлическими печатями, на которых изображали сложные композиции. Ими заверяли документы, опечатывали двери домов или складов с товарами, помечали глиняные пломбы на мешках и крупных сосудах. Также печати служили амулетами: их рисунки, по древним маргианским верованиям, оберегали от болезней, несчастных случаев и злых духов.

На раскопках в Гонур-Депе обнаружили фрагменты ритуальных керамических сосудов, украшенных печатными оттисками. Чтобы получить рисунок, штамп прижимали к сырой глиняной поверхности перед обжигом. Таким способом на сосудах изображали людей, насекомых, змей, фантастических животных и разные узоры.

Чаще всего печати вырезали из стеатита, который иначе называли мыльным камнем, — мягкого и простого в обработке материала. Также мастера изготавливали штампы из алебастра или агата.

Составные статуэтки

Маргианские составные статуэтки изображали сидящих людей без признаков пола. Мастера изготавливали их из двух видов камня: туловище вырезали из серого стеатита, а голову и руки — из белого мрамора или гипса. Затем готовые детали соединяли.

Всего в мире обнаружено около 70 составных статуэток Маргианской цивилизации. Три из них нашли в усыпальницах Гонур-Депе. Точное назначение таких фигурок неизвестно. Археолог Надежда Дубова предположила, что в таком виде жители государства Маргуш символически изображали души умерших людей.

Наряд и скульптурный портрет кушанской принцессы

Во время раскопок на севере Афганистана обнаружили экспонаты, связанные с культурой древнего Кушанского царства. По женскому черепу, который археологи нашли в одной из гробниц, удалось восстановить облик кушанской принцессы. Для этого ученые использовали метод антрополога Михаила Герасимова.

Кушанские женщины носили несколько платьев, надетых одно на другое. Одежду украшали золотыми бляшками и резными накладками. Голову традиционно покрывали легкой накидкой. Знатные горожанки дополняли наряды золотыми височными украшениями, браслетами, ожерельями, серьгами, короной или диадемой.

Фотографии предоставлены Маргианской археологической экспедицией.

Благодарим руководителя Маргианской археологической экспедиции Надежду Дубову за помощь в подготовке материала.

Источник: www.culture.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.