Видео: Пушкинский музей

Основные моменты

В Пушкинском музее разместилась одна из лучших в России коллекций зарубежной живописи. Наиболее ранние ее экспонаты представлены византийской мозаикой и иконами. Начальный этап развития западноевропейского изобразительного искусства отражен в работах итальянских примитивистов, а его расцвет демонстрируют полотна гениев эпох Возрождения и Просвещения. Музей знаменит и своей коллекцией работ импрессионистов и постимпрессионистов. Музейная коллекция включает в себя также египетские древности, памятники культуры Востока, графические картины западноевропейских и русских мастеров, предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматики и археологические экспонаты. В Пушкинском музее периодически «гостят» уникальные экспонаты из собраний других музеев, в том числе всемирно известных.


Постоянно действующая экспозиция музея разместилась в нескольких зданиях, три из которых находятся на Волхонке: Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки, Отдел личных коллекций. В структуру музейного комплекса входят Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева на улице Чаянова, Центр эстетического воспитания, разместившийся в Колымажном переулке, мемориальная квартира Святослава Рихтера на Большой Бронной улице.

История Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Свою историю Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ведет с 17 (29) августа 1898 года, когда в Москве, неподалеку от храма Христа Спасителя, на Волхонке, был заложен Музей изящных искусств им. императора Александра III. Идея создания в Москве художественно-образовательного общественного музея витала в просвещенных аристократических кругах еще с середины XIX столетия. Но воплотить ее в жизнь удалось лишь в конце века, благодаря подвижничеству государственного деятеля, ученого-историка, искусствоведа, Ивана Владимировича Цветаева. Его дочь, поэтесса Марина Цветаева, в своих автобиографических эссе живо описала, какое значение имело создание музея в жизни всей семьи Цветаевых.

Возведение здания Музея изящных наук было поручено молодому московскому архитектору Роману Ивановичу Клейну, выигравшему конкурс, условия для которого разработал Цветаев. На период сооружения музейного здания при Московском университете был учрежден Комитет по его будущему обустройству.


едседателем Комитета стал великий князь Сергей Александрович, стараниями которого на возведение музея из казны государства выделили 200 тысяч рублей. Заместителем председателя выбрали Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, промышленника, миллионера и мецената, потратившего на строительные работы и создание музейных фондов около 2 млн рублей. Работу секретаря комитета и фактически организатора всех работ выполнял Иван Цветаев.

Коллекционный фонд будущего Пушкинского музея формировался на базе Кабинета изящных наук и древностей, находящегося в ведении Московского университета и располагавшего небольшим собранием гипсовых оттисков с античных скульптур. С 1889 года, когда Кабинет возглавил Цветаев, его фонды начали прирастать новыми поступлениями – копиями греческих, римских, египетских изваяний, которые создавались в крупнейших мастерских Европы по снятым с оригинальных творений слепкам. Для будущего музея искусные специалисты создавали копии и целых скульптурных композиций виртуозных творцов Средних веков, эпохи Ренессанса, отображавшие оригиналы в их истинном масштабе.

Собрание скульптур пополняли и подлинные шедевры, которые жертвовали царственные особы, аристократы, промышленники и представители интеллигенции. К своему открытию музей располагал коллекцией древнеегипетских памятников, работами итальянских живописцев XII-XIV веков, подлинными итальянскими скульптурами XVI-XVII веков.

В мае 1912 года, спустя 14 лет с момента закладки, состоялось церемониальное открытие Музея изящных искусств.
о событие сопровождало выступление оркестра, исполнившего помпезную кантату, написанную специально для этого действа. Должность директора музея занял Иван Цветаев. В 1923 году, после реорганизации музейной сети страны, музей приобрел статус Государственного. В его стенах разместилось собрание живописи западных мастеров, ранее принадлежавшее ликвидированному Румянцевскому музею. Вскоре оно пополнилось картинами из коллекций С. М. Третьякова, Г. А. Брокара, Д. И. Щукина, князей Юсуповых. Бесценные произведения живописи поступили из Государственного Эрмитажа.

В 1932 году Музей изящных искусств переименовали в Музей изобразительных искусств, а спустя пять лет ему присвоили имя А. С. Пушкина. Крупными поступлениями ознаменовался 1948 год: картинная галерея Пушкинского музея пополнилась почти тремя сотнями работ известнейших художников-импрессионистов.

В 1985 г. рядом с Главным музейным зданием в специально отреставрированном особняке открылся Музей частных коллекций. В 2005 году он был перенесен в близлежащее здание, а на его месте разместилась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Главное здание

Главное здание Пушкинского музея, напоминающее античный храм, украшает колоннада, являющаяся увеличенной копией ионического портика храма Эрехтейон, одного из главных святилищ Афин, расположенного на Акрополе. Фасад украшен белым морозоустойчивым мрамором, доставленным с Урала, а при оформлении парадного входа использовался редкий цветной мрамор.


Первый этаж

В залах нижнего этажа Главного здания демонстрируются коллекции произведений искусства Древнего Египта, античной эпохи, Средневековья и Ренессанса.

Более восьми сотен экспонатов, разместившихся в зале искусства Древнего Египта, оформленного в стилистике древнеегипетского храма, представляют все периоды истории развития этой цивилизации, начиная с IV тысячелетия до н. э. до IV столетия до н. э. Богатая экспозиция представлена каменными саркофагами, статуями, предметами быта и погребального культа египтян, мумиями людей и животных, папирусами, сосудами и украшениями, амулетами. Эта коллекция – одно из первых приобретений музея. Она была выкуплена в 1909 году у петербургского востоковеда В. С. Голенищева, располагавшего богатой коллекцией подлинников египетских древностей.

В зале, где демонстрируются образчики искусства Древнего Ближнего Востока, можно увидеть копии барельефов, украшавших дворцы ассирийских царей. По мотивам росписи царских чертогов оформлен и сам зал, при входе в который расположились гигантские изваяния крылатых быков и львов с человеческими головами. Скульптуры являются копиями, оригиналы находятся в Лувре и Британском музее. Предметом гордости коллекции этого зала являются клинописные таблички, на которых запечатлена трехтысячелетняя история Древней Месопотамии. Искусство Древней Парфии представлено ритуальными сосудами, выточенными из слоновьего бивня, искусство Ирана – рельефом с изображением головы персидского лучника и халцедоновыми печатками – великолепными образчиками глиптики (искусства резьбы на цветных и драгоценных камнях).


На первом этаже Главного здания Пушкинского музея расположен и зал, где демонстрируется знаменитая коллекция, которую часто называют «Золото Трои» либо «Сокровище Приама». Она включает 259 артефактов, найденных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в конце XIX века. Среди экспонатов коллекции – золотые и серебряные сосуды, великолепные золотые диадемы, серьги, кольца, бусы, браслеты. Интерес представляют и ритуальные топоры-молоты, один из которых создан из лазурита, а три – из нефрита и жадеита.

В отдельном зале находится коллекция античных артефактов. Первый раздел посвящен искусству древнего Кипра, второй – Древней Греции, третий – Древней Италии, четвертый – Риму. Среди экспонатов – образцы декоративно-прикладного искусства: сосуды из стекла и керамики, мозаики и фрагменты фресковых росписей, предметы быта, выполненные из бронзы.

В зале, где представлено искусство Северного Причерноморья, можно увидеть экспонаты, найденные при раскопках Пантикапея, столицы Киммерийского Боспора. Среди артефактов, датируемых VI-V веками до н. э., – аттические сосуды, шкатулки для хранения драгоценностей, уникальная пантикапейская ванна, декорированная фризами из пальметт, цветов лотоса. Здесь же вырезан сюжетный фриз, изображающий состязание на колесницах. Из находок, датируемых IV веком, интерес представляют чаши, покрытые черным лаком, канфар с великолепным орнаментом, оригинальные светильники. Украшением экспозиции является беломраморное изваяние головы женского божества и статуя правителя античного города Георгиппия – Неокла.


В отдельном зале, также расположенном на первом этаже Пушкинского музея, собраны экспонаты, относящиеся к Греко-римскому периоду истории Египта (IV в. до н. э. – IV в. н. э.). Здесь вы увидите расписанные гипсовые погребальные маски, точность и реалистичность исполнения которых сравнимы с классическим древнеримским скульптурным портретом, и так называемые фаюмские портреты, искусно выписанные на тончайших пластинах из кипарисовой коры темперой либо восковыми красками. В эллинистическом Египте они заменяли традиционные погребальные маски. Коптское искусство представлено эффектными ткаными изделиями – предметами одежды, светской и церковной, туниками, шалями, покрывалами, скатертями.

Один из наиболее красивых залов Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина – Греческий дворик. Здесь можно полюбоваться натуральной величины копиями статуй и рельефов Парфенона, портиками Эрехтейона и храма Гефеста в Афинах, искусно созданным макетом Акрополя.

Не менее эффектен Итальянский дворик. Оформление зала, где он расположен, повторяет стилистику внутреннего дворика роскошного флорентийского дворца Барджелло. Центральное место здесь занимают копии двух конных монументов, созданных величайшими мастерами Раннего Возрождения – Донателло и Вероккьо. В копии представлен шедевр эпохи Ренессанса – статуя Давида работы Микеланджело.


Далее на первом этаже осмотрите коллекцию живописи, включающую в себя подлинные византийские иконы и работы итальянских мастеров XIII-XVI веков. Наиболее известные из представленных здесь византийских икон – «Двенадцать апостолов» и «Христос Пантократор». Среди шедевров итальянских мастеров – «Благовещение» Боттичелли, «Оплакивание Христа с монахом-кармелитом» Джованни Батиста Чима да Конельяно, «Пейзаж со сценами из жизни святых» Доссо Досси, «Дама за туалетом» Джулио Пиппи.

В соседнем зале демонстрируются оригинальные полотна немецких и нидерландских живописцев XV-XVI столетий. Гордость коллекции – картины «Бичевание Христа» немецкого художника Иоганна Кербеке, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, также являющегося представителем немецкой школы. Полюбуйтесь работами голландских художников: «Мужской портрет» Яна Госсарта, «Несение креста» Михеля Зиттов, «На рынке» Иоахима Бекелара, «Христос и самарянка» Питера Артсена.

Эпоха барокко и рококо представлена творениями итальянских живописцев XVII-XVIII веков. Эта тематическая композиция включает в себя полотна Пьетро да Кортона, Луки Джордано, Бернардо Каваллино, Панини, Каналетто, Франческо Гварди.

Отдельные залы посвящены работам живописцев Испании и Франции, выполненным в XVII столетии. Полотна французских художников XVIII – начала XIX веков помещены в собственную экспозицию.


Второй этаж

На втором этаже Пушкинского музея расположился зал, получивший название Олимпийского. Здесь демонстрируются гипсовые слепки с наиболее известных скульптур эпохи греческой классики. Среди этих выразительных экспонатов – фронтоны храма Афины Афайи, скульптурная группа, изображающая реальных героев Гармодия и Аристогитона, рельефы алтаря, известного как «трон Людовизи», в центре которого изображено сакральное рождение Афродиты из пены морской. Украшением зала являются гипсовые копии произведений великого греческого скульптора Мирона – «Дискобол» и скульптурная группа «Афина и Марсий».

В отдельном зале можно познакомиться с культурой Эгейского мира. Здесь представлены копии предметов, датируемых периодом с III тысячелетия до н. э. до VI века н. э. Тут экспонируются сосуды, найденные при раскопках древней Трои, ритуальные статуэтки жриц с острова Крит, погребальные маски из царских гробниц Микен, скульптуры Артемиды Делосской, Аполлона с острова Мелос, статуя Геры.

Отдельная экспозиция посвящена искусству греческой поздней классики и эллинизма. Тут вы увидите слепки с оригиналов работ величайших скульпторов IV-II веков до н. э. – Скопаса, Праксителя, Лиссипа, Леохара. Среди них – «Неистовая менада», «Отдыхающий сатир», «Аполлон Саврактон», статуи Афродиты Книдской, Аполлона Бельведерского.

В разделе, посвященном искусству Древней Италии и Древнего Рима, демонстрируются слепки, бронзовые отливки со скульптур, созданных в эпоху существования Римской империи.
еди экспонатов, также представленных в этом зале, – воспроизведенные в гальванопластике предметы быта римлян, а также элементы амуниции гладиаторов. Оформление самого зала создает представление о характерных для римского зодчества традициях. В интерьере сочетаются мотивы декора «Золотого дома» Нерона (I в. до н. э.) и терм Диоклетиана (рубеж III-IV веков н. э.): арки, колонны, украшенные роскошными коринфскими капителями, богато расписанный потолок.

Отдельный зал посвящен истории итальянской скульптуры XV века. Его своды украшают эффектные панно с панорамами Флоренции, Венеции, Сиены. Среди наиболее выразительных работ – копия фрагмента флорентийского Баптистерия «Райские врата», слепки с рельефов портала церкви Сан-Петронио в Болонье, копия статуи Донателло «Святой Георгий».

В особом зале, разместившемся на втором этаже Пушкинского музея, можно увидеть гипсовые копии работ величайшего мастера эпохи Возрождения – Микеланджело Буонарроти. Среди них – «Вакх», «Пьета», «Моисей», «Умирающий раб».

Зал, где представлено искусство Фландрии XVII века, – один из наиболее посещаемых в Пушкинском музее. Здесь можно полюбоваться работами Рубенса, ван Дейка, Брейгеля, Снейдерса – ярчайших представителей фламандской школы живописи.

В зале, посвященном гениальному нидерландскому художнику Рембрандту, представлены рисунки, офорты и шесть полотен мастера. Произведениям других голландских живописцев XVII века посвящена отдельная экспозиция.


Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

Галерея, расположившаяся по соседству с Главным зданием Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, занимает левый флигель усадьбы, с XVII по XIX века принадлежавшей князьям Голицыным. Еще в 60-е годы позапрошлого столетия во флигеле располагалась доступная для граждан картинная галерея, здесь же демонстрировались артефакты античной эпохи из личной коллекции хозяев. Можно сказать, что разместившаяся здесь Галерея приняла эстафету традиций московских аристократов собирать лучшие произведения мирового искусства.

В 26 залах Галереи представлены произведения мастеров европейской живописи и скульптуры XIX-XX веков. Экспозиция этой части Пушкинского музея представляет различные течения в искусстве того периода.

В одном из залов демонстрируются полотна немецких мастеров начала позапрошлого столетия: Каспара Давида Фридриха и художников-«назарейцев», возрождавших в своем творчестве манеру живописи времен Средневековья и Раннего Ренессанса.

Испанская школа живописи представлена работами Франсиско Гойи. В отдельном зале можно увидеть произведения французских художников – участников парижского Салона: Жана Жерома, Поля Делароша, Эжена Луи Изабе. Особая экспозиция посвящена французским мастерам реалистического направления в живописи.

Гордостью Пушкинского музея является коллекция работ французских художников, творивших в стиле импрессионизма и постимпрессионизма. Среди авторов полотен – Моне, Ренуар, Дега, Камиль, Писсарро, Сезанн, ван Гог, Гоген, Матисс, Пикассо.

Недавно в музее открылась новая экспозиция, где демонстрируются работы представителей других европейских школ, а также произведения американских мастеров. Здесь представлены картины Василия Кандинского, Марка Шагала, Акилле Фуни, Фолькера Берингера, Рокуэлла Кента.

В специальном зале можно полюбоваться скульптурами крупнейших европейских ваятелей – Огюста Родена, Антуана Бари, Аристида Майоля, Эмиля Бурделя.

Отдел личных коллекций

В экспозиции этого подразделения Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина представлено около тридцати коллекций произведений искусства, подаренных музею частными лицами. В фондах отдела находится более 7000 работ русских и западноевропейских мастеров XV-XX веков, чье творчество представлено в графике, живописи, скульптуре, прикладном искусстве, фотографии.

На сегодняшний день основная экспозиция Отдела личных коллекций недоступна для осмотра. Возобновить работу Отдел планирует в 2019 году.

Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева

В семи залах этого отдела Пушкинского музея находится экспозиция, знакомящая посетителей с основными этапами развития мирового искусства, начиная с древнейших времен до XVI века.

Здесь демонстрируются 750 слепков и копий с наиболее значимых объектов, представляющих искусство Древнего Египта, Передней Азии, Древней Греции, Рима, отображены также период Средневековья и эпоха Ренессанса.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В квартире, расположенной на 16 этаже дома на Большой Бронной, которую великий пианист, проживавший здесь с супругой Ниной Дорлиак, завещал Пушкинскому музею, царит особая атмосфера, хранящая музыкальные и семейные традиции ее хозяев.

В зальной гостиной, где репетировал Рихтер, можно увидеть два раритетных рояля фирмы «Steinway & Sons», антикварные торшеры (их подарил пианисту мэр Флоренции), несколько картин. В кабинете находится библиотека и хранятся пластинки, кассеты с записями концертов музыканта, а также ноты с его пометками. В небольшой комнате выставлены пастели, принадлежащие кисти Рихтера, имевшего также художественный талант.

Практическая информация

Главное здание Пушкинского музея и Галерея искусства стран Европы и Америки, расположенные на Волхонке, соответственно в домах № 12 и 14, открыты для посетителей во все дни недели, кроме понедельника. По вторникам, средам, и в выходные они работают с 11:00 до 20:00, по четвергам и пятницам – с 11:00 до 21:00.

Добираться сюда удобно на метро, доехав до одной из трех станций: «Кропоткинской», «Боровицкой» или «Библиотеки им. Ленина».

Комплексная стоимость посещения Главного здания и Галереи – 550 рублей. Для детей до 16 лет вход бесплатный. Посещение одного из двух подразделений Пушкинского музея по отдельности обойдется в 300 рублей. Экскурсии оплачиваются отдельно, их стоимость – от 400 рублей с персоны.

У Главного здания Пушкинского музея и Галереи часто выстраиваются очереди, особенно в дни работы передвижных выставок, поэтому многие предпочитают приобретать билеты онлайн на сайте музея. Оплаченный билет выдают в кассе, расположенной в Галерее. После этого через вход № 5 можно войти в Главное здание. Вы окажетесь на цокольном этаже, где находятся гардероб, уборные, кафе, в котором можно вкусно, сытно и недорого поесть. Рядом со входом в кафе располагается стойка, где вы можете взять аудиогид. Его стоимость – 350 рублей + залог (2000 рублей или паспорт). Бесплатно можно воспользоваться аудиогидом, установив приложение izi.TRAVEL на мобильный телефон.

На цокольном этаже также продается сувенирная продукция, иллюстрированные издания, представляющие все коллекции Пушкинского музея.

Входной билет в Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева стоит 100 рублей.

Посетить Мемориальную квартиру С. Рихтера можно по предварительной записи. Стоимость – 200 рублей. Экскурсия с гидом (350 рублей) включает просмотр фильма в сопровождении музыки. Здесь нередко проводятся камерные концерты, цена билетов на них оговаривается отдельно.

Источник: wikiway.com

Состав коллекций Музея

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, предметы научно-вспомогательного фонда.

В 2011 году коллекция Музея пополнилась рядом значимых произведений живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства. Общее количество поступлений составляет 3471 предмет. Из них куплено 787 предметов, принято в качестве пожертвования 550 предметов и 2134 предмета приняты по решению Экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Живописное собрание Музея было пополнено 8 произведениями; скульптурное — одним; коллекция декоративно-прикладного искусства — 28 произведениями; графическое собрание — 118 произведениями; собрание Музея личных коллекций — 433 произведениями, среди которых живопись, графика и фотографии; в нумизматическую коллекцию вошли 1790 предметов; также собрание Музея пополнил комплекс предметов археологии общим числом 1093 предмета.

Фондом ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году Музею был передан в качестве пожертвования редкий памятник ранней нидерландской живописи (XVI в.): двусторонняя алтарная створка со сценами «Тайной вечери» и «Мессы св. Григория»; произведение стилистически тяготеет к продукции мастерской брюссельского живописца Колейна де Котера.

Валентиной Андриановной Цирнюк был пожертвован Музею комплекс произведений, среди которых следует выделить скульптурную группу «Художник и модель» итальянского мастера Эмилио Фиаски (1858-1941). Данное произведение типично для салонного искусства второй половины XIX века.

Собрание декоративно-прикладного искусства также было пополнено декоративной фарфоровой вазой этрусской формы со сценой стрельбы из лука в парке Зеленая собака близ Брюсселя, созданная во Франции в 1830-х годах. По качеству исполнения, форме и росписи является очень редкой для российских музейных и частных собраний. Ваза приобретена Музеем на средства МК РФ.

Еще одним произведением декоративно-прикладного искусства, вошедшим в коллекцию Музея в 2011 году, является костяной рельеф с женским портретом — работа австрийского скульптора и резчика по кости Норберта Михаэля Шрёдля (1816-1890). Он известен преимущественно как автор портретных изображений членов императорской фамилии и выдающихся современников, созданных в технике резьбы по слоновой кости. По ряду признаков можно предполагать, что изображение на данной вещи является портретом императрицы Австрийской и королевы Венгерской Елизаветы (1837-1898). Искусство резной кости XIX века в музейном собрании представлено лишь отдельными образцами, и потому данная вещь занимает в нем важное место.

В графическое собрание Музея вошло 25 произведений немецкой графики, среди которых работы Лукаса Кранаха, Урса Графа, Ганса Бехама, Ганса Бургкмайера и других мастеров эпохи Альбрехта Дюрера, представляющих несомненную ценность для коллекции ГМИИ.

Большую ценность представляет приобретенная Музеем коллекция, состоящая из 721 восточных монет, из которых 33 серебряных и 688 бронзовых. Коллекция собиралась в Туркменистане и включает монеты, обращавшиеся в оазисе Мерва с III века до н.э. до конца XIX века. Она уникальна, поскольку в ее состав входят редкие монеты античности и раннего средневековья, а также образцы малоизвестных выпусков чекана Мерва. Коллекция была принята на временное хранение еще в декабре 2000 года и, после долгой тщательной работы российских специалистов, наконец поступила в собрание Музея.

Источник: www.culture.ru

Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее — Музей личных коллекций, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места — экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы — и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции — голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.

За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой — ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, — оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы — академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, — будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.

Самое удивительное, что вся эта красота — ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр — но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный — благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев — чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.

Источник: www.afisha.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.