Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – уникальный музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поражающий красотой архитектуры, изысканными интерьерами и разнообразием выставочных экспозиций. В роскошных императорских залах хранится более трех миллионов ценностей мировой культуры, начиная от памятников древности и заканчивая шедеврами современного искусства. Пять соединенных между собой исторических зданий на Дворцовой набережной образуют благородно строгий и в то же время нарядный архитектурный ансамбль.

В современный музейный комплекс входят Зимний дворец, здания Большого, Малого, Нового Эрмитажа и Эрмитажный театр. Бывший императорский дворец (зимняя императорская резиденция) – главное здание музея, представляет собой выдающийся памятник стиля барокко. Построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли по указу императрицы Елизаветы Петровны. Музею также принадлежит восточное крыло Главного штаба, дворец Меншикова и другие корпуса.


Размеры Зимнего дворца грандиозны – здание протянулось вдоль берега Невы на 210 метров, а ширина его составляет 175 метров. Двухъярусные белоснежные колонны, увенчанные золоченым орнаментом, контрастно выделяются на светло-зеленом фоне дворцовых фасадов. Богатая лепнина и бронзовые скульптуры, возвышающиеся на дворцовой крыше, образуют торжественно-монументальную декоративную композицию.

Императорский дворец – вершина творчества итальянского зодчего, визитная карточка Северной столицы, уникальный памятник мировой архитектуры, обладающий особым национальным колоритом и непередаваемой притягательной силой. Сколько бы раз Вы ни побывали на Дворцовой площади, остановившись перед трехпролетными чугунными воротами с витым узором, столько раз замирает сердце от созерцания прекрасного творения ушедшей в вечность эпохи.

История легендарного музея Северной столицы

Зимний Дворец в Санкт-Петербурге. Государственный Эрмитаж

Зимний дворец, который мы видим сегодня на Дворцовой площади, шестая по счету императорская резиденция. Первые два «зимние дома» были построены по указу Петра I вдоль берега канала, соединяющего Мойку и Неву (Зимняя канавка). Во втором дворце, возведенном по проекту Доменико Трезини в 1712 году, состоялась свадебная церемония Петра I и Екатерины.


В 1720 году закончилось восьмилетнее строительство третьего Зимнего дворца по проекту архитектора Маттарнови. Именно здесь Петр Великий провел последние годы жизни. Большой зал императорских палат называли Погребальным или Печальным.

На месте третьего дворца по распоряжению Екатерины Первой архитектор Кваренги возвел Эрмитажный театр. Пришедшая к власти Анна Иоанновна посчитала здание недостаточно пышным и поручила архитектору Бартоломео Растрелли перестроить палаты адмирала Апраксина в императорскую резиденцию. Перестроенное здание располагалось на месте нынешнего Зимнего дворца.

Пятый Зимний дворец был также возведен по проекту Растрелли. Это было роскошное деревянное здание, занимающее два квартала – от Мойки до Малой Морской улицы и от Невского проспекта до Кирпичного переулка.

Шестой Зимний дворец, строительство которого продолжалось с 1754 по 1762 год, стал самым совершенным творением придворного архитектора. По иронии судьбы ни Елизавете Петровне, ни Петру III, вступившему на престол после императрицы, не удалось стать полноправными хозяевами великолепной резиденции.

После церемонии коронации в чугунные ворота дворцового комплекса торжественно въехала Екатерина II, благодаря которой была создана российская сокровищница, получившая название «Эрмитаж».

Становление Государственного Эрмитажа. Вклад Екатерины Великой


Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Панорамный вид на Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца

История становления и развития Эрмитажа как крупнейшего в мире художественного музея началась во времена правления Екатерины II. По ее указу были построены здания Малого и Большого Эрмитажа, а также Эрмитажный театр, авторами которого стали архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Первые экземпляры коллекции появились в 1764 году – императорский зал украсили картины фламандских и голландских живописцев. Этот год считается основанием художественного музея.

225 полотен, приобретенных князем Владимиром Долгоруким для императрицы в Берлине у миссионера Иоганна Гоцковского, располагались в здании Малого Эрмитажа. В переводе с французского «Эрмитаж» – место уединения, затворничества и созерцания. Екатерина II с любовью украшала дворцовый флигель, предназначенный для проведения праздничных событий и развлечений. В период с 1771 по 1787 годы коллекция музея пополнилась работами Рембрандта и итальянских мастеров, а на втором этаже Зимнего дворца закончилось оформление Георгиевского зала.


В XVIII веке, благодаря увлечению Екатерины II живописью, в России пробудился интерес к работам западноевропейских художников. Страсть к коллекционированию стала массовым явлением среди придворной знати и достигла небывалого размаха. Искусствоведы и ценители живописи, среди которых был и французский просветитель Дени Дидро, покупали для императрицы работы выдающихся мастеров.

В 1769 году в Дрездене была приобретена коллекция картин графа Брюля, насчитывающая более 600 произведений искусства, в числе которых оказался знаменитый пейзаж «Бегство в Египет» Тициана, картины «Портрет ученого» Рембрандта, пейзажи Рейсдаля, «Персей и Андромеда» Рубенса.

В 1771 году случилась трагедия – в Финском заливе затонул корабль с картинами голландских мастеров, купленных князем Голицыным для российской императрицы в Гааге. Это была огромная потеря для европейского культурного наследия. Не обходилось и без мошенничества – в 1779 году царице доставили партию картин из Италии, но все экземпляры оказались подделками. Обман был обнаружен придворными художниками, и ни одна копия не нашла места в залах Эрмитажа.

В 1772 году императрица купила коллекцию полотен в Париже, принадлежавших барону Жозефу-Антуану Крозу. В Эрмитаже появились такие жемчужины западноевропейской живописи, как «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» Тициана», «Юдифь» Джорджоне, а также произведения Рубенса, ван Дейка, Ватто, Клода Лоррена.


В 1785 году императрица приобрела скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», которая так и осталась единственным экземпляром в музее, созданным великим скульптором. Стремление обогатить столицу России шедеврами мирового искусства не ограничивалось картинами и скульптурами. Екатерина II купила резные камни герцога Орлеанского, заказывала старинные предметы ремесленного искусства, ювелирные изделия, редкие книги из библиотек Дидро и Вольтера.

Узнав о намерении российской императрицы купить собрание картин из коллекции выдающегося государственного деятеля Англии Роберта Уолпола, представители английской аристократии выразили крайнее недовольство, а искусствоведы расценили это событие как национальное бедствие. Однако Екатерина II успела провести сделку, и в 1779 году в Эрмитаже появились новые произведения Рубенса, ван Дейка, Снейдерса, Йорданса. За годы своего правления императрица приобрела для Эрмитажа 3 996 картин выдающихся европейских мастеров.

Государственный Эрмитаж в первой половине XIX века

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Императоры Александр I и Николай I продолжили пополнять музей шедеврами живописи. Русские цари покупали не только коллекции, но и отдельные произведения великих художников. В Риме, на распродаже собрания Джустиниани, были приобретены полотна «Лютнист» Караваджо и «Поклонение волхвов» Боттичелли.


В 1804 году Жозефина Богарне подарила императору Александру I «Камею Гонзага», а после ее смерти императору перешла вся коллекция дворца Мальмезон. В 1814 году в музее появились полотна испанских живописцев, в 1819-м – знаменитая «Мадонна в пейзаже» (предположительный автор – Джорджоне).

Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик музея. На стенах залов разместились картины с портретами полководцев и героев сражений, полотна с батальными сценами. В период правления Николая I над оформлением интерьеров Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого художника.

В сотрудничестве с Василием Стасовым он восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы, в наибольшей степени пострадавшие от разрушительного пожара 1837 года. Огонь бушевал три дня, и от дворцового великолепия остались одни стены. Талантливым зодчим удалось восстановить убранство залов, но интерьеры были несколько обновлены в соответствии с модными тенденциями, добавились элементы в стиле позднего неоклассицизма.

Убранством Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в эти годы занимался Андрей Штакеншнейдер. Начиная с 50-х годов и в течение тридцати последующих лет, коллекция музея пополнялась произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, изделиями народного промысла, ювелирными украшениями, образцами оружия из Царскосельского Арсенала.

При Николае I в музее появился ряд выдающихся произведений западноевропейской живописи: «Мадонна Альба» Рафаэля, «Три Марии у склепа Христа» работы Карраччи, «Благовещение» Яна ван Эйка, «Снятие с креста» Госсарта, «Несение креста» Тициана и другие шедевры.

Государственный Эрмитаж в XIX и XX веках


Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

В конце XIX веке в Эрмитаж поступали картины русских художников, но в 1895 году было принято решение о передаче полотен Русскому музею, основанному императором Николаем I. Музейные залы обогатились произведениями искусства из собраний русских коллекционеров, в том числе экспонатами археологических раскопок, сокровищами древностей, предметами быта и ремесленной утварью.

К началу XX века в музее хранились тысячи полотен величайших живописцев. Картинные галереи пополнялись за счет покупок произведений из частных собраний. В залах появились новые работы художников эпохи Возрождения, уникальные предметы дворцовых интерьеров, подаренные русским царям в разные годы правления.

Зимний дворец в XX веке превратился в огромный музейный комплекс с собственной инфраструктурой. В здании было жилое пространство, парадные залы, церковь, императорский театр и музей. На территории дворца располагались аптека с лабораторией, кухни и кладовые, конюшни с манежем, помещения для проживания служащих.

Эрмитаж – публичный музейный комплекс


Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Пол зала Северного павильона Малого Эрмитажа, украшенного имитацией 19-го века древней римской мозаики

Поскольку доступ в выставочные залы при Николае I был ограничен, возник вопрос о необходимости превращения здания в публичный полноценный музей. Карл Брюллов и другие члены Академии художеств мечтали водить своих учеников в Эрмитаж, чтобы те могли изучать творческое наследие ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и других западноевропейских мастеров.

Для этого надо было построить новое здание, что и было поручено архитектору Лео фон Кленце, придворному мастеру короля Лювига I Баварского, автору знаменитой мюнхенской Пинакотеки. Отделку фасадов поручили скульптору Александру Теребеневу, который украсил здание высеченными из гранита фигурами атлантов. Постройка музея длилась 11 лет и последние годы (после отъезда Кленце на родину) велась под руководством Василия Стасова и Николая Ефимова.

В залах Нового Эрмитажа кроме картин находились экспозиция античных древностей, скульптуры разных эпох, выставка гравюр и библиотека.


ициальным днем открытия публичного музея считается 5 февраля 1852 года. В церемонии принимали участие более 480 высокопоставленных гостей. Праздничный ужин проходил при свечах в залах итальянской, испанской и голландской живописи. Отныне Эрмитаж официально являлся всенародным достоянием, музеем всероссийского и мирового значения. Однако по-настоящему доступным для массового посещения музей стал лишь в 1863 году, в период правления Александра II.

Ежедневно в музей приходили тысячи человек: петербуржцы и приезжие, педагоги, студенты, лекторы, причем в воскресенье посещение Эрмитажа стало массовым. В 1913 году музей посетило 150 тысяч человек (отчетность вели швейцары).

В 1914 году коллекция Эрмитажа пополнилась новым шедевром – полотном «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи, купленным у придворного архитектора Н. Л. Бенуа. Каждое знаковое приобретение пышно отмечалось придворными особами. Великосветские приемы происходили с большим размахом и роскошью.

Однако война с Германией внесла изменения в жизнь музея, балы и прочие развлечения прекратились, а наиболее значимые ценности были перевезены в Москву, в Оружейную палату. Залы нижних этажей закрылись в связи с уходом на войну служителей музея. В ноябре 1914 года в Эрмитаже числилось всего 35 служащих, 4 сторожа и дворцовый гренадер.

Несмотря на тревожную обстановку, картинные галереи в период 1914-1917 годов оставались открытыми для посещения, а петербургские типографии выпустили путеводители по императорским залам. И только в августе 1917 года, когда Ригу захватили немецкие войска, музей закрылся. Большая часть картин, рисунков и гравюр переехала в Москву для временного размещения в Большом Кремлевском дворце и Историческом музее.

Постреволюционный период


Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал искусства Индии I–XIX вв.

После революции 1917 года в руках новой власти оказались несметные сокровища в виде картин великих живописцев, предметов старины, интерьерных украшений, драгоценностей и ювелирных изделий. При этом у страны не было денег и возможностей брать кредиты, поэтому в 1921 году Ленин издал указ о продаже ценностей на международных аукционах.

Первыми экземплярами, появившимися за границей, стали украшения и камни из Бриллиантовой комнаты. Уникальные изделия представляли собой историческую ценность, так как комната была основана Петром Великим. В 1923 году многие шедевры бесследно исчезли, позднее они появились в Амстердаме на аукционах. Русские эмигранты узнали предметы старины из знаменитой царской коллекции. Разразился скандал, после чего торги стали проводить в закрытом режиме. Из 284 ценностей Бриллиантовой комнаты сохранился лишь 71 предмет.

В 1928 году из-за большого количества предметов старины цена на антиквариат на Берлинском аукционе упала. И тогда представители новой власти приняли решение о продаже национальных святынь, уникальных ценностей, входящих в список национального достояния. Под угрозой оказалась рака Александра Невского, отлитая в XVIII веке из серебра высшей пробы, добытого в России. Служителям музея удалось отстоять святыню, но взамен пришлось передать полторы тонны музейного серебра Внешторгу.

К началу 30-х годов Эрмитаж лишился многих выдающихся ценностей. Один только британский коллекционер Галуст Гюльбенкян стал обладателем более 50 мировых шедевров. Всего было продано 2 880 произведений искусства, среди которых малая часть вернулась в залы музея. 48 мировых шедевров были безвозвратно утрачены, а деньги, предназначенные для проведения индустриализации, не покрыли и малой части расходов.

В годы Великой Отечественной войны большая часть ценностей была вывезена в Свердловск (Екатеринбург), где открылась временная выставка для посетителей. В послевоенные годы, когда в музей вернулись экспонаты, Эрмитаж возобновил работу как публичный музей и в это же время стало активно развиваться экскурсионное направление.

В 70-е годы для детей и студентов была создана абонементная система, позволяющая посещать выставки бесплатно несколько раз в году. В музее трудились выдающиеся историки, реставраторы, экскурсоводы, археологи, эксперты. Посещаемость росла год от года, и уже к началу 80-х годов Эрмитаж вновь приобрел статус крупнейшего музейного комплекса мира.

Постсоветский период

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Часы «Павлин»

После падения «железного занавеса» Эрмитаж сделал заявление о наличии в запасниках картин импрессионистов и неоимпрессионистов, которые считались утраченными в годы Второй мировой войны. Картины Мане, Тулуз-Лотрека, Сёра, Ван Гога, Дега были включены в постоянную экспозицию музея. Сотрудники стали вести активную деятельность по созданию экспозиции мастеров XX века. Так, в конце 90-х годов были закуплены работы Сутина, Руо, Утрилло и других авторов, произведения которых ранее не выставлялись в России.

В начале 2000-х годов создается международный фонд друзей Эрмитажа, в 2002-м собрание пополняется картиной Малевича «Черный квадрат» (одна из версий художника), а с 2006 года работает проект «Эрмитаж 20/21», целью которого является приобретение произведений современного искусства.

В наши дни Эрмитаж посещают миллионы туристов из разных стран. Поклонников искусства привлекают не только уникальные коллекции шедевров западноевропейской живописи, но и роскошные парадные залы Зимнего дворца, с их пышным великолепием и филигранной отделкой. Именно они отражают имперскую мощь, благородство и силу Российского государства.

Залы Государственного Эрмитажа

По официальным данным, в Эрмитаже 365 помещений с экспозициями. В первую очередь стоит посетить самые известные и красивые из них.

Павильонный зал Малого Эрмитажа

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Павильонный зал Малого Эрмитажа

Павильонный зал, расположенный в северном павильоне Малого Эрмитажа, оформлял выдающийся русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Основа композиции – тесное переплетение античных, восточных и ренессансных мотивов. В убранстве зала использовался светлый мрамор, позолота, лепной декор, роспись. Огромные хрустальные люстры отражают свет, делая помещение еще более светлым и просторным. Главные украшения интерьерного пространства – анфилады белоснежных колонн, двухъярусные аркады, изящные статуи, фонтаны-раковины, расположенные в полукруглой нише. Мозаичные столы – работы итальянских мастеров XIX века. Узор наборного пола – копия древнеримской мозаики.

В павильонном зале находятся часы «Павлин» работы английского мастера Джеймса Кокса. Это единственное в мире автоматического устройство XVIII века, сохранившееся до наших дней без изменений и в рабочем состоянии.

Лоджии Рафаэля в Малом Эрмитаже

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Лоджии Рафаэля в Малом Эрмитаже

Лоджии Рафаэля представляют собой уникальное творение, созданное архитектором Джакомо Кваренги. В галерее, по задумке, должны быть представлены копии рафаэлевских фресок, которыми расписан папский дворец в Ватикане. Инициатором создания галереи стала Екатерина Великая. Просматривая альбом с гравюрами, она увидела оформление одного из залов ватиканского дворца, где на сводах были запечатлены сцены из Библии, а на стенах – орнаментный узор.

Папа Римский дал согласие на копирование лоджий и работ великого художника. Строительство корпусов началось в 1783 году и закончилось в 1792-м. Точной копии ватиканской галереи не получилось из-за размерных несоответствий и внесения изменений в архитектурную концепцию.

Галерея – длинный коридор, разделенный сводами. Арки расположены на равном расстоянии друг от друга и создают ощущение спокойной торжественности. Проемы вдоль наружной стены застеклены, а на противоположной находятся забранные зеркалами окна. Стены и своды покрыты орнаментной густой росписью.

Гербовый зал Зимнего Дворца

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Гербовый зал Зимнего Дворца

Гербовый зал – парадное помещение для торжественных приемов площадью 1 000 квадратных метров. Интерьер пространства создан по проекту В. П. Стасова в 1839 году. У входов в зал размещены композиционные скульптуры древнерусских воинов со знаменами и гербами российских губерний. Изображения гербов отчетливо просматриваются на люстрах. Главные достопримечательности – золоченые колонны, поддерживающие балкон с балюстрадой, огромная чаша из авантюрина в центре зала (работа мастеров из Екатеринбурга, XIX век).

Александровский зал

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Александровский зал

Автор оформления Александровского зала – Александр Брюллов (1837 год). Огромное помещение, украшенное изящной белой лепниной, посвящено памяти Отечественной войны 1812 года и императора Александра I. В убранстве интерьера сочетаются мотивы классицизма и готики. На 24 медальонах во фризе запечатлены события войны и заграничных походов 1813-1814 годов. На торцевой стене – барельеф Александра I в образе древнеславянского бога Родомысла. В зале находится постоянная экспозиция серебряных изделий XVI-XIX веков из западноевропейских стран.

Малахитовая гостиная в Зимнем Дворце

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Малахитовая гостиная в Зимнем Дворце

Малахитовый зал, одно из лучших творений Александра Брюллова, представляет собой парадную гостиную императрицы Александры Федоровны. Главные элементы интерьерного пространства – колонны, камины, пилястры, драпировка, украшения в виде ваз из самоцветов. Торжественную нарядность залу придает сочетание насыщенного зеленого цвета камня с ажурной яркой позолотой. Колонны и камины изготовлены на Петергофской гранитной фабрике. В центре зала – малахитовая ротонда, сделанная лучшими мастерами Европы по заказу уральского магната Демидова. Зал поражает необычной красотой и мастерством художественной отделки.

Гостиная Марии Александровны

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Гостиная Марии Александровны

Автор оформления гостиной Марии Александровны, супруги императора Александра II, Александр Брюллов. Интерьер зала имитирует убранство царских палат в Московском Кремле. Золоченая отделка стен, элементы филигранной резьбы в драгоценных окладах, низкий потолок с многочисленными сводами – все здесь напоминает старинные хоромы русских царей. Вдоль стен и в центре зала – витрины со старинными французскими камеями. В этом помещении сын Александра II участвовал в заседании государственного Совета, решавшего судьбу разработанных отцом реформ.

Концертный зал

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Концертный зал

Автор убранства Концертного зала – архитектор В. П. Стасов. Работы по отделке интерьера проводились в конце 30-х годов XIX века. Стены зала покрыты глянцевым искусственным мрамором, главные достопримечательности – скульптуры муз работы Германа, серебряные украшения, созданные русскими мастерами (находятся в застекленных витринах). В основании зала – рака Александра Невского, отлитая мастерами Монетного двора из 90 пудов серебра высшей пробы. Саркофаг святого украшен барельефом с изображениями сцен военных действий, фигурами ангелов, держащих в руках тексты Ломоносова, посвященные Александру Невскому. Гробница – национальная святыня и величайшая сокровищница русского искусства XVIII века.

Белый зал Зимнего Дворца

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Белый зал Зимнего Дворца

Белый зал Зимнего дворца создан архитектором А. Брюлловым в 1839 году на месте трех гостиных, соединенных между собой. Окна помещений выходят на Дворцовую площадь. С помощью пилонов и арок архитектор визуально разделили три разных интерьера, создав единую композиционную линию и сделав акцент на центральной части. Оформление помещений напоминает стиль покоев древнеримских вилл с многочисленными пристенными колоннами, арочным потолком, декорированным орнаментной лепниной, статуями богов Олимпа. В убранстве Белого зала доминируют стили ампир и неоклассицизм. Торжественное открытие состоялось в 1841 году по случаю бракосочетания великого князя Александра Николаевича с принцессой Марией фон Гессен.

Зал Древнего Египта Нового Эрмитажа

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал Древнего Египта Нового Эрмитажа

Большой выставочный зал, расположенный на первом этаже музея, создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А. В. Сивкова в 1940 году. Здесь находится экспозиция, посвященная культуре Древнего Египта. В перечне экспонатов – саркофаги, предметы быта, украшения, посуда, инструменты, изготовленные в разные периоды (с IV тыс. до нашей эры и начала нашей эры).

Статуя Аменемхета III (XIX в. до н. э.) – лучшая египетская скульптура Эрмитажа, входящая в список мировых шедевров. Творение относится к периоду Среднего царства, когда наблюдался пик расцвета египетского искусства. В зале также находятся древняя статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах и деревянная статуэтка, изображающая жреца.

Рыцарский зал

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Рыцарский зал

Один из самых больших парадных залов Эрмитажа. Помещению изначально отводилась роль хранилища древних монет и образцов оружия. Постепенно экспозиция пополнялась доспехами, предметами турнирных боев, парадными костюмами, фамильными гербами и многими другими атрибутами рыцарской эпохи.

Малый и Большой Итальянские просветы

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Малый и Большой Итальянские просветы

Три крупных зала Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, поэтому получили названия «Просветы» (один испанский, два – итальянских). Интерьеры украшают светильники из порфира и родонита, изготовленные в виде причудливых ветвистых деревьев, золоченые вазы-грифоны на каменных пьедесталах. В Большом и Малом Просветах представлена богатая коллекция полотен итальянских живописцев.

Зал Тициана Большого Эрмитажа

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал Тициана Большого Эрмитажа

Зал Тициана – одно из помещений Большого Эрмитажа, оформленное Андреем Штакеншнейдером в 1850-е годы. Роскошная гостиная предназначалась для приема гостей высокого ранга. Первоначальное убранство сохранилось частично. При последней реставрации в 2003 году стены были перекрашены в первоначальный цвет, пурпурно-красный. В зале выставлены картины периода зрелого творчества художника, среди них шедевры мирового искусства «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».

Зал Леонардо да Винчи

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал Леонардо да Винчи

Автор проекта оформления зала Леонардо Да Винчи – Андрей Штакеншнейдер. Архитектор выбрал для стилизации выставочного пространства большой стиль французского искусства XVII века. Самые известные полотна экспозиции – «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта». Картины размещены на большом постаменте, рядом с окнами, выходящими на Неву и Петропавловскую крепость.

Режим работы Государственного Эрмитажа

вторник, четверг – с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17 часов);

среда, пятница – с 10:30 до 21:00 (кассы работают до 20 часов);

суббота и воскресенье – с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17 часов).

Выходной день – понедельник.

Как добраться до Эрмитажа?

Музей находится на Дворцовой площади. Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская». Выйдя на Невский проспект, двигайтесь в сторону Невы, ориентируясь на золоченый адмиралтейский шпиль. Здание Зимнего дворца находится справа от Адмиралтейства.

Как добраться до Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге?

Очереди в кассы Эрмитажа тянутся на сотни метров, а в выходные дни попасть в музей крайне сложно. На нашем сайте можно заказать билеты без стояния в многолюдной толпе, сэкономив драгоценное время. Купите билет у нас – и вы пройдете в главный музей Северной столицы без очереди.

Источник фотографий: фотобанк «ЛОРИ»

Источник: xn--80amepto7e.xn--90a1af.xn--p1ai

Главный музейный комплексГосударственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле, сложившемся в XVIII — XIX веках, занимает Зимний дворец — резиденция русских царей, построенная в 1754 -1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли.

 

В музейный комплекс входят также восточное крыло здания Главного штаба, Меншиковский дворец и недавно построенное Фондохранилище.

Почти за два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня, при помощи современных технологий, музей создает свой цифровой автопортрет, который смогут увидеть во всем мире.

Главный музейный комплекс
Основные экспозиции Государственного Эрмитажа занимают 365 залов в Главном музейном комплексе, расположенном в историческом центре Санкт-Петербурга. Его образуют шесть зданий, построенных в XVIII-XIX веках, самое значительное из которых — Зимний дворец — бывшая императорская резиденция. В Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом Эрмитаже и Новом Эрмитаже представлены коллекции памятников культуры и искусства античного мира, Западной Европы, России, стран Востока, археологические и нумизматические собрания. В Главный музейный комплекс входят также Эрмитажный театр и Запасной дом.

 

 

 Главный музейный комплекс

 

Фондохранилище Государственного Эрмитажа
Современный реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа расположен в районе «Старая Деревня». В настоящий момент он включает три здания: Административный, Фондовый и Инженерный корпуса. В соответствии с Генеральным планом развития в 2010 году Фондохранилище будет представлять собой крупнейший в мире комплекс, состоящий из восьми специализированных корпусов. Уникальность этого музейного проекта заключается в создании условий для экскурсионного посещения эрмитажного Фондохранилища. Маршрут экскурсии позволит познакомиться с произведениями живописи и скульптуры из фондов музея, с обширной коллекцией мебели, с собранием экипажей и другими экспонатами, которые долгое время были недоступны для широкой публики.

 

 

 Главный музейный комплекс

Экспозиционные комплексы Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург

 

  • Зимний дворец Петра I
    Зимний дворец Петра I — уникальный архитектурно-мемориальный памятник первой четверти ХVIII века (архитекторы Г. Маттарнови, Д. Трезини). Официальная резиденция Петра I (с 1720 по 1725) располагалась на территории, которую ныне занимает Эрмитажный театр. В сохранившейся части дворца разместилась мемориальная экспозиция, посвященная Петру Великому и его эпохе. В комнатах Петра I: Кабинете, Столовой и Токарне — воссоздана обстановка, включающая подлинные предметы, принадлежавшие императору. Здесь экспонируется так называемая «Восковая персона» — посмертный скульптурный портрет Петра I.

 

Главный музейный комплекс

Главный музейный комплекс

 

 

  • Дворец Меншикова
    Дворец первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова был возведен на Васильевском острове в 1710-1720-х годах по проекту архитекторов Дж. М. Фонтана и Г. И. Шеделя. В залах Дворца Меншикова располагается эрмитажная экспозиция «Культура России первой трети XVIII века». Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства из коллекций Государственного Эрмитажа воссоздают убранство интерьеров петровского времени.

     

 Главный музейный комплекс

 

 

  • Музей фарфора
    Музей фарфора был основан в 1844 году при Императорском фарфоровом заводе. С 2001 года Музей является отделом Государственного Эрмитажа. Его коллекция насчитывает свыше 30 000 предметов и включает произведения Императорского фарфорового завода с XVIII до XX века, а также европейских и отечественных производителей.

     

 Главный музейный комплекс

 

 

  • Главный штаб
    Здание Главного штаба, возведенное по проекту архитектора К. Росси в 1820-1827 гг., — выдающийся памятник архитектуры русского классицизма. В восточном крыле здания, где некогда располагались гражданские министерства Российской империи, открыты постоянные и временные экспозиции Эрмитажа. В Главном штабе находится Музей Российской гвардии.

     

 Главный музейный комплекс

 

  • Экспозиции Государственного Эрмитажа в Константиновском дворце
    Архитектурно-парковый ансамбль в Стрельне — Константиновский дворец, принадлежавший представителям императорской семьи Романовых, — ныне представляет собой государственный комплекс — «Дворец конгрессов». В стенах дворца открыты экспозиции Государственного Эрмитажа. В Музее наград экспонируются государственные награды России, Советского Союза и Российской Федерации. Экспозиция Музея геральдики посвящена преимущественно российской геральдике — государственной, родовой, территориальной.

 

 

 

 

Выставочные центры Государственного Эрмитажа

 

  • Выставочный центр «Эрмитаж-Казань»
    Выставочный центр «Эрмитаж — Казань», созданный при попечительстве и поддержке Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева, является подразделением Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» и расположен на территории Казанского Кремля в здании бывшего Юнкерского училища, построенном в начале XIX века. Ему отводятся экспозиционные и служебные помещения площадью около 1000 кв. м. В выставочном центре «Эрмитаж — Казань» предусмотрены экспозиционные, лекционные и информационные залы, компьютерные классы.

     

     

 Главный музейный комплекс

 

 

  • Выставочный центр «Эрмитаж-Гуггенхайм»
    Выставочный центр «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе (США) был открыт в 2001 году. Его создание — результат сотрудничества между Государственным Эрмитажем и Фондом Соломона Р. Гуггенхайма. В новом здании площадью 5920 кв. м., расположенном на территории комплекса казино-отеля «The Venetian», проходят выставки, представляющие произведения классического и современного искусства из собраний двух знаменитых музеев.

     

     

 Главный музейный комплекс

 

  • Выставочный центр «Эрмитажные комнаты» в Сомерсет-Хаусе
    Здание Сомерсет-Хаус, возведенное в Лондоне в XVIII веке, предназначалось для размещения государственных учреждений. В наши дни это огромный культурный центр, где расположены Институт искусств Курто, Коллекция сэра Артура Гильберта и «Эрмитажные комнаты». Эрмитажу отведены пять галерей на первом этаже в южном крыле здания общей площадью 411 кв. м. В отделке помещений, в мебели и витринах воспроизводятся эрмитажные образцы. Здесь регулярно проходят выставки, представляющие лондонской аудитории памятники мировой культуры из собрания Государственного Эрмитажа.

     

 

  • Выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам»
    Выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» в настоящее время занимает флигель Неерландия старинного здания Амстельхоф, построенного на берегу реки Амстель в XVII веке. В 2007 году, после полной реконструкции Амстельхофа, Государственный Эрмитаж получит более 4 000 кв. м. выставочных площадей в Амстердаме. Сегодня для посещения доступны шесть залов, информационный центр, классы для занятия с детьми и лекционный зал. Здание оснащено современным оборудованием, позволяющим обеспечить надежную систему климатического контроля, охраны и противопожарной безопасности.

     

 Главный музейный комплекс

 

Отделы музея
Главный музейный комплекс
Один из старейших и самый крупный научный отдел музея. В его состав входят четыре сектора: живописи XIII-XVIII веков, живописи XIX-XX веков и скульптуры, рисунков, гравюр. В отделе работают 63 сотрудника, в том числе 5 докторов и 18 кандидатов наук. В фондах отдела хранится около 400 000 экспонатов. Постоянные выставки западноевропейского искусства занимают в Эрмитаже около 100 залов.Главный музейный комплекс
В состав отдела входят два сектора: прикладного искусства и драгоценных металлов и камня. В отделе работают 29 сотрудников, в том числе 2 доктора и 8 кандидатов наук. В фондах отдела хранится около 150 000 экспонатов. На постоянных выставках в залах находятся около 6 000 предметов.Главный музейный комплекс
В состав одного из старейших в музее отдела входят два сектора: Древней Греции и Рима и Северного Причерноморья. В отделе работают 22 сотрудника, среди которых 5 кандидатов наук. Выставки отдела занимают около 20 залов. Фонды насчитывают около 140 000 экспонатов.Главный музейный комплекс
В 1931 году отдел был организован на основе эллино-скифского отделения Отдела древностей Эрмитажа. Здесь работает 30 сотрудников, из них 4 доктора и 11 кандидатов наук. Фонды отдела насчитывают почти 500 000 памятников. Выставки занимают 33 зала.

Главный музейный комплекс
Самый молодой в музее основан в апреле 1941 года, но окончательно оформился после Великой Отечественной войны. В отделе работает 34 сотрудника, из них 2 доктора и 13 кандидатов наук. Выставки отдела занимают свыше 50 залов. Фонды насчитывают более 300 000 экспонатов.

Главный музейный комплекс
В филиале Эрмитажа «Дворец Меншикова» расположена экспозиция «Культура России первой трети XVIII века», особой достопримечательностью которой являются интерьеры, сохранившие подлинную отделку XVIII столетия. В отделе работают 59 сотрудников, среди которых 2 кандидата наук.Главный музейный комплекс
В составе отдела, созданного в 1920 году, четыре сектора: Древнего Востока, Византии и Ближнего Востока, Средней Азии и Кавказа и Дальнего Востока. В отделе работает 42 сотрудника, в том числе 6 докторов и 21 кандидат наук. Выставки располагаются в 78 залах. Хранение насчитывает около 180 000 экспонатов.Главный музейный комплекс
Это один из старейших в музее отделов: первые покупки монет и медалей императрицей Екатериной Великой относятся к 1764 году. В отделе работает 24 сотрудника, среди которых 2 доктора и 5 кандидатов наук. Хранение включает свыше 1 115 000 предметов и подразделяется на два сектора: античных и восточных монет и нумизматических памятников Европы и Америки. Экспонаты отдела представлены в Галерее Отдела нумизматики и других залах музея.Главный музейный комплекс
Самостоятельный сектор. Начало формированию коллекции положено в первые десятилетия XIX века великим князем Николаем Павловичем (будущим императором Николаем I). В секторе работает 5 сотрудников, в том числе 1кандидат наук. Фонды насчитывают около 16 000 первоклассных образцов вооружения разных эпох и стран. Основная экспозиция располагается в Рыцарском зале.Главный музейный комплекс
Началом истории Отдела научной реставрации и консервации можно считать 60-е годы XVIII века — время возникновения Картинной галереи Эрмитажа.
В отделе работают 114 сотрудников. Большинство художников-реставраторов имеет высшую и первую квалификацию. Они проводят работы по реставрации, консервации, профилактической обработке экспонатов, проверяют их сохранность в хранилищах, на временных и постоянных выставках. Реставраторы участвуют в заседаниях реставрационных советов и комиссий, экспертизах как в Эрмитаже, так и в других музеях страны; работают в археологических экспедициях. С 2000 года в составе Отдела десять лабораторий.Главный музейный комплекс
Лаборатория биологического и климатического контроля создана на базе группы дезинфекторов, организованной в 1960-е годы для борьбы с вредными насекомыми. К 1990 году сформировалась как исследовательская лаборатория, в которой работают опытные специалисты-биологи (энтомолог, миколог, микробиолог) и специалисты-климатологи.Главный музейный комплекс
Создан в 1975 году как Отдел главного архитектора, статус научного отдела получил в 1992 году. В отделе три сектора: архитектурно-реставрационный, научно-исследовательский и архитектурно-археологический. В отделе работает 24 сотрудника, из них 1 доктор архитектуры и 4 кандидата наук.Главный музейный комплекс
Началом просветительской деятельности в Эрмитаже считается 1925 год, когда в музее было проведено 80 экскурсий. В отделе работают 128 сотрудников, в том числе 12 кандидатов наук. Их задачей является ознакомление посетителей с коллекциями музея, основами истории искусства. Ежегодно сотрудники проводят около 26 000 экскурсий, читают около 700 лекций.Главный музейный комплекс
Одна из старейших и самая крупная искусствоведческая музейная библиотека, неотъемлемая часть Эрмитажа с момента его создания. В основу библиотеки легла собственная книжная коллекция супруги императора Петра III, будущей императрицы Екатерины II. В настоящее время эрмитажная библиотека хранит свыше 700 000 изданий по искусству, истории и историческим наукам, архитектуре и культуре на всех европейских и восточных языках. Кабинет редких книг и рукописей насчитывает около 10 000 редких изданий.Главный музейный комплекс
В 1936 года был создан первый в стране и один из первых в мире рентгеновских кабинетов. С 1970-х годов как самостоятельная лаборатория, с 1997 в качестве самостоятельного отдела. Является одним из крупнейших в стране центров научно-технической экспертизы художественных памятников. Отдел изучает материалы и технологии, осуществляет технико-технологическую экспертизу и аутентификацию музейных памятников на основе применения современных методов естественных наук.

источник: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/02/hm2_0.html

Источник: emax.ru

История легендарного музея Северной столицы

Зимний Дворец в Санкт-Петербурге. Государственный Эрмитаж

Зимний дворец, который мы видим сегодня на Дворцовой площади, шестая по счету императорская резиденция. Первые два «зимние дома» были построены по указу Петра I вдоль берега канала, соединяющего Мойку и Неву (Зимняя канавка). Во втором дворце, возведенном по проекту Доменико Трезини в 1712 году, состоялась свадебная церемония Петра I и Екатерины.

В 1720 году закончилось восьмилетнее строительство третьего Зимнего дворца по проекту архитектора Маттарнови. Именно здесь Петр Великий провел последние годы жизни. Большой зал императорских палат называли Погребальным или Печальным.

На месте третьего дворца по распоряжению Екатерины Первой архитектор Кваренги возвел Эрмитажный театр. Пришедшая к власти Анна Иоанновна посчитала здание недостаточно пышным и поручила архитектору Бартоломео Растрелли перестроить палаты адмирала Апраксина в императорскую резиденцию. Перестроенное здание располагалось на месте нынешнего Зимнего дворца.

Пятый Зимний дворец был также возведен по проекту Растрелли. Это было роскошное деревянное здание, занимающее два квартала – от Мойки до Малой Морской улицы и от Невского проспекта до Кирпичного переулка.

Шестой Зимний дворец, строительство которого продолжалось с 1754 по 1762 год, стал самым совершенным творением придворного архитектора. По иронии судьбы ни Елизавете Петровне, ни Петру III, вступившему на престол после императрицы, не удалось стать полноправными хозяевами великолепной резиденции.

После церемонии коронации в чугунные ворота дворцового комплекса торжественно въехала Екатерина II, благодаря которой была создана российская сокровищница, получившая название «Эрмитаж».

Становление Государственного Эрмитажа. Вклад Екатерины Великой

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Панорамный вид на Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца

История становления и развития Эрмитажа как крупнейшего в мире художественного музея началась во времена правления Екатерины II. По ее указу были построены здания Малого и Большого Эрмитажа, а также Эрмитажный театр, авторами которого стали архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Первые экземпляры коллекции появились в 1764 году – императорский зал украсили картины фламандских и голландских живописцев. Этот год считается основанием художественного музея.

225 полотен, приобретенных князем Владимиром Долгоруким для императрицы в Берлине у миссионера Иоганна Гоцковского, располагались в здании Малого Эрмитажа. В переводе с французского «Эрмитаж» – место уединения, затворничества и созерцания. Екатерина II с любовью украшала дворцовый флигель, предназначенный для проведения праздничных событий и развлечений. В период с 1771 по 1787 годы коллекция музея пополнилась работами Рембрандта и итальянских мастеров, а на втором этаже Зимнего дворца закончилось оформление Георгиевского зала.

В XVIII веке, благодаря увлечению Екатерины II живописью, в России пробудился интерес к работам западноевропейских художников. Страсть к коллекционированию стала массовым явлением среди придворной знати и достигла небывалого размаха. Искусствоведы и ценители живописи, среди которых был и французский просветитель Дени Дидро, покупали для императрицы работы выдающихся мастеров.

В 1769 году в Дрездене была приобретена коллекция картин графа Брюля, насчитывающая более 600 произведений искусства, в числе которых оказался знаменитый пейзаж «Бегство в Египет» Тициана, картины «Портрет ученого» Рембрандта, пейзажи Рейсдаля, «Персей и Андромеда» Рубенса.

В 1771 году случилась трагедия – в Финском заливе затонул корабль с картинами голландских мастеров, купленных князем Голицыным для российской императрицы в Гааге. Это была огромная потеря для европейского культурного наследия. Не обходилось и без мошенничества – в 1779 году царице доставили партию картин из Италии, но все экземпляры оказались подделками. Обман был обнаружен придворными художниками, и ни одна копия не нашла места в залах Эрмитажа.

В 1772 году императрица купила коллекцию полотен в Париже, принадлежавших барону Жозефу-Антуану Крозу. В Эрмитаже появились такие жемчужины западноевропейской живописи, как «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» Тициана», «Юдифь» Джорджоне, а также произведения Рубенса, ван Дейка, Ватто, Клода Лоррена.

В 1785 году императрица приобрела скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», которая так и осталась единственным экземпляром в музее, созданным великим скульптором. Стремление обогатить столицу России шедеврами мирового искусства не ограничивалось картинами и скульптурами. Екатерина II купила резные камни герцога Орлеанского, заказывала старинные предметы ремесленного искусства, ювелирные изделия, редкие книги из библиотек Дидро и Вольтера.

Узнав о намерении российской императрицы купить собрание картин из коллекции выдающегося государственного деятеля Англии Роберта Уолпола, представители английской аристократии выразили крайнее недовольство, а искусствоведы расценили это событие как национальное бедствие. Однако Екатерина II успела провести сделку, и в 1779 году в Эрмитаже появились новые произведения Рубенса, ван Дейка, Снейдерса, Йорданса. За годы своего правления императрица приобрела для Эрмитажа 3 996 картин выдающихся европейских мастеров.

Государственный Эрмитаж в первой половине XIX века

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Императоры Александр I и Николай I продолжили пополнять музей шедеврами живописи. Русские цари покупали не только коллекции, но и отдельные произведения великих художников. В Риме, на распродаже собрания Джустиниани, были приобретены полотна «Лютнист» Караваджо и «Поклонение волхвов» Боттичелли.

В 1804 году Жозефина Богарне подарила императору Александру I «Камею Гонзага», а после ее смерти императору перешла вся коллекция дворца Мальмезон. В 1814 году в музее появились полотна испанских живописцев, в 1819-м – знаменитая «Мадонна в пейзаже» (предположительный автор – Джорджоне).

Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик музея. На стенах залов разместились картины с портретами полководцев и героев сражений, полотна с батальными сценами. В период правления Николая I над оформлением интерьеров Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого художника.

В сотрудничестве с Василием Стасовым он восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы, в наибольшей степени пострадавшие от разрушительного пожара 1837 года. Огонь бушевал три дня, и от дворцового великолепия остались одни стены. Талантливым зодчим удалось восстановить убранство залов, но интерьеры были несколько обновлены в соответствии с модными тенденциями, добавились элементы в стиле позднего неоклассицизма.

Убранством Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в эти годы занимался Андрей Штакеншнейдер. Начиная с 50-х годов и в течение тридцати последующих лет, коллекция музея пополнялась произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, изделиями народного промысла, ювелирными украшениями, образцами оружия из Царскосельского Арсенала.

При Николае I в музее появился ряд выдающихся произведений западноевропейской живописи: «Мадонна Альба» Рафаэля, «Три Марии у склепа Христа» работы Карраччи, «Благовещение» Яна ван Эйка, «Снятие с креста» Госсарта, «Несение креста» Тициана и другие шедевры.

Государственный Эрмитаж в XIX и XX веках

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

В конце XIX веке в Эрмитаж поступали картины русских художников, но в 1895 году было принято решение о передаче полотен Русскому музею, основанному императором Николаем I. Музейные залы обогатились произведениями искусства из собраний русских коллекционеров, в том числе экспонатами археологических раскопок, сокровищами древностей, предметами быта и ремесленной утварью.

К началу XX века в музее хранились тысячи полотен величайших живописцев. Картинные галереи пополнялись за счет покупок произведений из частных собраний. В залах появились новые работы художников эпохи Возрождения, уникальные предметы дворцовых интерьеров, подаренные русским царям в разные годы правления.

Зимний дворец в XX веке превратился в огромный музейный комплекс с собственной инфраструктурой. В здании было жилое пространство, парадные залы, церковь, императорский театр и музей. На территории дворца располагались аптека с лабораторией, кухни и кладовые, конюшни с манежем, помещения для проживания служащих.

Эрмитаж – публичный музейный комплекс

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Пол зала Северного павильона Малого Эрмитажа, украшенного имитацией 19-го века древней римской мозаики

Поскольку доступ в выставочные залы при Николае I был ограничен, возник вопрос о необходимости превращения здания в публичный полноценный музей. Карл Брюллов и другие члены Академии художеств мечтали водить своих учеников в Эрмитаж, чтобы те могли изучать творческое наследие ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и других западноевропейских мастеров.

Для этого надо было построить новое здание, что и было поручено архитектору Лео фон Кленце, придворному мастеру короля Лювига I Баварского, автору знаменитой мюнхенской Пинакотеки. Отделку фасадов поручили скульптору Александру Теребеневу, который украсил здание высеченными из гранита фигурами атлантов. Постройка музея длилась 11 лет и последние годы (после отъезда Кленце на родину) велась под руководством Василия Стасова и Николая Ефимова.

В залах Нового Эрмитажа кроме картин находились экспозиция античных древностей, скульптуры разных эпох, выставка гравюр и библиотека. Официальным днем открытия публичного музея считается 5 февраля 1852 года. В церемонии принимали участие более 480 высокопоставленных гостей. Праздничный ужин проходил при свечах в залах итальянской, испанской и голландской живописи. Отныне Эрмитаж официально являлся всенародным достоянием, музеем всероссийского и мирового значения. Однако по-настоящему доступным для массового посещения музей стал лишь в 1863 году, в период правления Александра II.

Ежедневно в музей приходили тысячи человек: петербуржцы и приезжие, педагоги, студенты, лекторы, причем в воскресенье посещение Эрмитажа стало массовым. В 1913 году музей посетило 150 тысяч человек (отчетность вели швейцары).

В 1914 году коллекция Эрмитажа пополнилась новым шедевром – полотном «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи, купленным у придворного архитектора Н. Л. Бенуа. Каждое знаковое приобретение пышно отмечалось придворными особами. Великосветские приемы происходили с большим размахом и роскошью.

Однако война с Германией внесла изменения в жизнь музея, балы и прочие развлечения прекратились, а наиболее значимые ценности были перевезены в Москву, в Оружейную палату. Залы нижних этажей закрылись в связи с уходом на войну служителей музея. В ноябре 1914 года в Эрмитаже числилось всего 35 служащих, 4 сторожа и дворцовый гренадер.

Несмотря на тревожную обстановку, картинные галереи в период 1914-1917 годов оставались открытыми для посещения, а петербургские типографии выпустили путеводители по императорским залам. И только в августе 1917 года, когда Ригу захватили немецкие войска, музей закрылся. Большая часть картин, рисунков и гравюр переехала в Москву для временного размещения в Большом Кремлевском дворце и Историческом музее.

Постреволюционный период

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал искусства Индии I–XIX вв.

После революции 1917 года в руках новой власти оказались несметные сокровища в виде картин великих живописцев, предметов старины, интерьерных украшений, драгоценностей и ювелирных изделий. При этом у страны не было денег и возможностей брать кредиты, поэтому в 1921 году Ленин издал указ о продаже ценностей на международных аукционах.

Первыми экземплярами, появившимися за границей, стали украшения и камни из Бриллиантовой комнаты. Уникальные изделия представляли собой историческую ценность, так как комната была основана Петром Великим. В 1923 году многие шедевры бесследно исчезли, позднее они появились в Амстердаме на аукционах. Русские эмигранты узнали предметы старины из знаменитой царской коллекции. Разразился скандал, после чего торги стали проводить в закрытом режиме. Из 284 ценностей Бриллиантовой комнаты сохранился лишь 71 предмет.

В 1928 году из-за большого количества предметов старины цена на антиквариат на Берлинском аукционе упала. И тогда представители новой власти приняли решение о продаже национальных святынь, уникальных ценностей, входящих в список национального достояния. Под угрозой оказалась рака Александра Невского, отлитая в XVIII веке из серебра высшей пробы, добытого в России. Служителям музея удалось отстоять святыню, но взамен пришлось передать полторы тонны музейного серебра Внешторгу.

К началу 30-х годов Эрмитаж лишился многих выдающихся ценностей. Один только британский коллекционер Галуст Гюльбенкян стал обладателем более 50 мировых шедевров. Всего было продано 2 880 произведений искусства, среди которых малая часть вернулась в залы музея. 48 мировых шедевров были безвозвратно утрачены, а деньги, предназначенные для проведения индустриализации, не покрыли и малой части расходов.

В годы Великой Отечественной войны большая часть ценностей была вывезена в Свердловск (Екатеринбург), где открылась временная выставка для посетителей. В послевоенные годы, когда в музей вернулись экспонаты, Эрмитаж возобновил работу как публичный музей и в это же время стало активно развиваться экскурсионное направление.

В 70-е годы для детей и студентов была создана абонементная система, позволяющая посещать выставки бесплатно несколько раз в году. В музее трудились выдающиеся историки, реставраторы, экскурсоводы, археологи, эксперты. Посещаемость росла год от года, и уже к началу 80-х годов Эрмитаж вновь приобрел статус крупнейшего музейного комплекса мира.

Постсоветский период

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Часы «Павлин»

После падения «железного занавеса» Эрмитаж сделал заявление о наличии в запасниках картин импрессионистов и неоимпрессионистов, которые считались утраченными в годы Второй мировой войны. Картины Мане, Тулуз-Лотрека, Сёра, Ван Гога, Дега были включены в постоянную экспозицию музея. Сотрудники стали вести активную деятельность по созданию экспозиции мастеров XX века. Так, в конце 90-х годов были закуплены работы Сутина, Руо, Утрилло и других авторов, произведения которых ранее не выставлялись в России.

В начале 2000-х годов создается международный фонд друзей Эрмитажа, в 2002-м собрание пополняется картиной Малевича «Черный квадрат» (одна из версий художника), а с 2006 года работает проект «Эрмитаж 20/21», целью которого является приобретение произведений современного искусства.

В наши дни Эрмитаж посещают миллионы туристов из разных стран. Поклонников искусства привлекают не только уникальные коллекции шедевров западноевропейской живописи, но и роскошные парадные залы Зимнего дворца, с их пышным великолепием и филигранной отделкой. Именно они отражают имперскую мощь, благородство и силу Российского государства.

Залы Государственного Эрмитажа

По официальным данным, в Эрмитаже 365 помещений с экспозициями. В первую очередь стоит посетить самые известные и красивые из них.

Павильонный зал Малого Эрмитажа

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Павильонный зал Малого Эрмитажа

Павильонный зал, расположенный в северном павильоне Малого Эрмитажа, оформлял выдающийся русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Основа композиции – тесное переплетение античных, восточных и ренессансных мотивов. В убранстве зала использовался светлый мрамор, позолота, лепной декор, роспись. Огромные хрустальные люстры отражают свет, делая помещение еще более светлым и просторным. Главные украшения интерьерного пространства – анфилады белоснежных колонн, двухъярусные аркады, изящные статуи, фонтаны-раковины, расположенные в полукруглой нише. Мозаичные столы – работы итальянских мастеров XIX века. Узор наборного пола – копия древнеримской мозаики.

В павильонном зале находятся часы «Павлин» работы английского мастера Джеймса Кокса. Это единственное в мире автоматического устройство XVIII века, сохранившееся до наших дней без изменений и в рабочем состоянии.

Лоджии Рафаэля в Малом Эрмитаже

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Лоджии Рафаэля в Малом Эрмитаже

Лоджии Рафаэля представляют собой уникальное творение, созданное архитектором Джакомо Кваренги. В галерее, по задумке, должны быть представлены копии рафаэлевских фресок, которыми расписан папский дворец в Ватикане. Инициатором создания галереи стала Екатерина Великая. Просматривая альбом с гравюрами, она увидела оформление одного из залов ватиканского дворца, где на сводах были запечатлены сцены из Библии, а на стенах – орнаментный узор.

Папа Римский дал согласие на копирование лоджий и работ великого художника. Строительство корпусов началось в 1783 году и закончилось в 1792-м. Точной копии ватиканской галереи не получилось из-за размерных несоответствий и внесения изменений в архитектурную концепцию.

Галерея – длинный коридор, разделенный сводами. Арки расположены на равном расстоянии друг от друга и создают ощущение спокойной торжественности. Проемы вдоль наружной стены застеклены, а на противоположной находятся забранные зеркалами окна. Стены и своды покрыты орнаментной густой росписью.

Гербовый зал Зимнего Дворца

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Гербовый зал Зимнего Дворца

Гербовый зал – парадное помещение для торжественных приемов площадью 1 000 квадратных метров. Интерьер пространства создан по проекту В. П. Стасова в 1839 году. У входов в зал размещены композиционные скульптуры древнерусских воинов со знаменами и гербами российских губерний. Изображения гербов отчетливо просматриваются на люстрах. Главные достопримечательности – золоченые колонны, поддерживающие балкон с балюстрадой, огромная чаша из авантюрина в центре зала (работа мастеров из Екатеринбурга, XIX век).

Александровский зал

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Александровский зал

Автор оформления Александровского зала – Александр Брюллов (1837 год). Огромное помещение, украшенное изящной белой лепниной, посвящено памяти Отечественной войны 1812 года и императора Александра I. В убранстве интерьера сочетаются мотивы классицизма и готики. На 24 медальонах во фризе запечатлены события войны и заграничных походов 1813-1814 годов. На торцевой стене – барельеф Александра I в образе древнеславянского бога Родомысла. В зале находится постоянная экспозиция серебряных изделий XVI-XIX веков из западноевропейских стран.

Малахитовая гостиная в Зимнем Дворце

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Малахитовая гостиная в Зимнем Дворце

Малахитовый зал, одно из лучших творений Александра Брюллова, представляет собой парадную гостиную императрицы Александры Федоровны. Главные элементы интерьерного пространства – колонны, камины, пилястры, драпировка, украшения в виде ваз из самоцветов. Торжественную нарядность залу придает сочетание насыщенного зеленого цвета камня с ажурной яркой позолотой. Колонны и камины изготовлены на Петергофской гранитной фабрике. В центре зала – малахитовая ротонда, сделанная лучшими мастерами Европы по заказу уральского магната Демидова. Зал поражает необычной красотой и мастерством художественной отделки.

Гостиная Марии Александровны

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Гостиная Марии Александровны

Автор оформления гостиной Марии Александровны, супруги императора Александра II, Александр Брюллов. Интерьер зала имитирует убранство царских палат в Московском Кремле. Золоченая отделка стен, элементы филигранной резьбы в драгоценных окладах, низкий потолок с многочисленными сводами – все здесь напоминает старинные хоромы русских царей. Вдоль стен и в центре зала – витрины со старинными французскими камеями. В этом помещении сын Александра II участвовал в заседании государственного Совета, решавшего судьбу разработанных отцом реформ.

Концертный зал

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Концертный зал

Автор убранства Концертного зала – архитектор В. П. Стасов. Работы по отделке интерьера проводились в конце 30-х годов XIX века. Стены зала покрыты глянцевым искусственным мрамором, главные достопримечательности – скульптуры муз работы Германа, серебряные украшения, созданные русскими мастерами (находятся в застекленных витринах). В основании зала – рака Александра Невского, отлитая мастерами Монетного двора из 90 пудов серебра высшей пробы. Саркофаг святого украшен барельефом с изображениями сцен военных действий, фигурами ангелов, держащих в руках тексты Ломоносова, посвященные Александру Невскому. Гробница – национальная святыня и величайшая сокровищница русского искусства XVIII века.

Белый зал Зимнего Дворца

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Белый зал Зимнего Дворца

Белый зал Зимнего дворца создан архитектором А. Брюлловым в 1839 году на месте трех гостиных, соединенных между собой. Окна помещений выходят на Дворцовую площадь. С помощью пилонов и арок архитектор визуально разделили три разных интерьера, создав единую композиционную линию и сделав акцент на центральной части. Оформление помещений напоминает стиль покоев древнеримских вилл с многочисленными пристенными колоннами, арочным потолком, декорированным орнаментной лепниной, статуями богов Олимпа. В убранстве Белого зала доминируют стили ампир и неоклассицизм. Торжественное открытие состоялось в 1841 году по случаю бракосочетания великого князя Александра Николаевича с принцессой Марией фон Гессен.

Зал Древнего Египта Нового Эрмитажа

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал Древнего Египта Нового Эрмитажа

Большой выставочный зал, расположенный на первом этаже музея, создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А. В. Сивкова в 1940 году. Здесь находится экспозиция, посвященная культуре Древнего Египта. В перечне экспонатов – саркофаги, предметы быта, украшения, посуда, инструменты, изготовленные в разные периоды (с IV тыс. до нашей эры и начала нашей эры).

Статуя Аменемхета III (XIX в. до н. э.) – лучшая египетская скульптура Эрмитажа, входящая в список мировых шедевров. Творение относится к периоду Среднего царства, когда наблюдался пик расцвета египетского искусства. В зале также находятся древняя статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах и деревянная статуэтка, изображающая жреца.

Рыцарский зал

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Рыцарский зал

Один из самых больших парадных залов Эрмитажа. Помещению изначально отводилась роль хранилища древних монет и образцов оружия. Постепенно экспозиция пополнялась доспехами, предметами турнирных боев, парадными костюмами, фамильными гербами и многими другими атрибутами рыцарской эпохи.

Малый и Большой Итальянские просветы

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Малый и Большой Итальянские просветы

Три крупных зала Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, поэтому получили названия «Просветы» (один испанский, два – итальянских). Интерьеры украшают светильники из порфира и родонита, изготовленные в виде причудливых ветвистых деревьев, золоченые вазы-грифоны на каменных пьедесталах. В Большом и Малом Просветах представлена богатая коллекция полотен итальянских живописцев.

Зал Тициана Большого Эрмитажа

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал Тициана Большого Эрмитажа

Зал Тициана – одно из помещений Большого Эрмитажа, оформленное Андреем Штакеншнейдером в 1850-е годы. Роскошная гостиная предназначалась для приема гостей высокого ранга. Первоначальное убранство сохранилось частично. При последней реставрации в 2003 году стены были перекрашены в первоначальный цвет, пурпурно-красный. В зале выставлены картины периода зрелого творчества художника, среди них шедевры мирового искусства «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».

Зал Леонардо да Винчи

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал Леонардо да Винчи

Автор проекта оформления зала Леонардо Да Винчи – Андрей Штакеншнейдер. Архитектор выбрал для стилизации выставочного пространства большой стиль французского искусства XVII века. Самые известные полотна экспозиции – «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта». Картины размещены на большом постаменте, рядом с окнами, выходящими на Неву и Петропавловскую крепость.

Режим работы Государственного Эрмитажа

вторник, четверг – с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17 часов);

среда, пятница – с 10:30 до 21:00 (кассы работают до 20 часов);

суббота и воскресенье – с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17 часов).

Выходной день – понедельник.

Как добраться до Эрмитажа?

Музей находится на Дворцовой площади. Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская». Выйдя на Невский проспект, двигайтесь в сторону Невы, ориентируясь на золоченый адмиралтейский шпиль. Здание Зимнего дворца находится справа от Адмиралтейства.

Как добраться до Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге?

Очереди в кассы Эрмитажа тянутся на сотни метров, а в выходные дни попасть в музей крайне сложно. На нашем сайте можно заказать билеты без стояния в многолюдной толпе, сэкономив драгоценное время. Купите билет у нас – и вы пройдете в главный музей Северной столицы без очереди.

Источник фотографий: фотобанк «ЛОРИ»

Источник: xn--80amepto7e.xn--90a1af.xn--p1ai


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.