Темы рисунков, как уже говорилось, можно подразделить на две категории: это фигуры и линии, причём последние либо парные, как трамвайные пути, либо образуют геометрические формы. И поскольку во многих местах линии прочерчены поверх рисунков, очевидно, что вначале были выполнены именно рисунки. Линии же очень прямые, и остаётся загадкой, как удалось рисовальщикам так точно придерживаться замысла и достичь эффекта ровных линий на таких больших расстояниях.

С момента открытия загадочных рисунков учёным не дают покоя вопросы об их создателях и предназначении. Выдвигаемые теории разнообразны и фантастичны – от космических пришельцев до системы контроля земной популяции. Каждый новый энтузиаст разгадки тайны Наска придерживается какой-то одной теории: астрономической, геометрической, агрокультурной или оросительной, утилитарно-географической (дороги) и творческой (искусство и религия). Выдвигаются и другие гипотезы, но пока ни одна из них не имеет существенного преимущества. Даже в определении возраста рисунков пустыни исследователи не могут прийти к единому мнению: одни считают, что они создавались примерно в 200 году до н. э., по мнению других – в 1700 г. до н. э.


Давайте рассмотрим поподробнее некоторые теории относительно рисунков Наска.

Самая первая – астрономическая, она пришла в голову первооткрывателю рисунков Полю Косоку. 21 июня 1939 года учёный сделал первый шаг на пути к разгадке «тайны Наска». На закате дня он увидел, как солнце садилось точно на пересечении одной из прямых линий с горизонтом. Наблюдения в последующие дни убедили Косока в правильности его догадки: он нашел линию зимнего (в южном полушарии зима соответствует нашему лету) солнцестояния. Кроме того, Косок обратил внимание, что рисунки и линии указывают на нахождение определённых космических тел (звёзд и созвездий) в небе в астрономически значимые дни (полнолуний и т.п.).

Но для подкрепления гипотезы необходимо было отождествить все фигуры пустыни Наска с небесными явлениями. Эта сложнейшая задача требовала больших усилий, времени и полной самоотдачи. Полю Косоку повезло. Он обрёл такого помощника в лице скромной переводчицы с испанского, сопровождавшей его в поездках по странам Южной Америки, немки по происхождению Марии Райхе. Именно ей вручил учёный судьбу своего необычайного открытия и никогда впоследствии не раскаивался в этом. Семь лет ушло на составление первых приблизительных карт и топологических планов плоскогорья.


Геоглифы наски

Лишь в 1947 году при содействии министерства авиации Перу Мария смогла воспользоваться вертолётом. Первый раз летела, свесившись за борт: её привязали верёвками, а фотоаппарат она держала в руках. Потом знакомый инженер сконструировал ей специальную подвеску – стало относительно безопасно. Она работала одна, и потому дело шло медленно. Первую подробную схему изображений в пустыне Наска Мария закончила лишь в 1956 году.

«Для древних народов положения Солнца и Луны служили календарём, – говорила Мария Райхе. – По нему определяли приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно, и сроки посева и сбора урожая. Именно поэтому мы нашли так много линий. О точном значении изображений животных трудно говорить. Знаю только, что некоторые из них обозначают целые созвездия. Больше всего мне хочется проникнуть в образ мышления древних, оставивших нам столь необычные письмена. И ещё крайне важно понять, как люди, не умевшие летать над пампой, (местное название пустыни), могли спроектировать и перенести на её поверхность во много раз увеличенную картину звёздного неба?..»

Гипотезу астрономического календаря десятки лет разделяло большинство ученых во всём мире, пока её проверкой не занялся известный американский астроном Джеральд Хокинс, автор монографии «Разгадка тайны Стоунхенджа».


помощью ЭВМ Хокинс блестяще доказал, что знаменитый Стоунхендж – загадочное сооружение на равнине Солсбери – ни что иное, как астрономическая обсерватория. Применив ту же методику с поправкой на широту плато Наска, Хокинс убедился, что лишь неполных 20% линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что касается звёзд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел. «Компьютер вдребезги разбил теорию звёздно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря». Однако исследования Хокинса дали и положительный результат, так как именно он первым отметил странную особенность рисунков Наска: все они были выполнены одной линией без разрыва, которая нигде не пересекается.


Геоглифы наски

Следующая версия загадочных рисунков Наска – инопланетная, она сейчас самая распространённая. А впервые выдвинута она была Эрихом фон Деникеном (он так же занимался исследованиями английского Стоунхенджа). Он уверен, что эти рисунки служили взлётно-посадочными полосами для межпланетных кораблей пришельцев. Его уверенность в космическом предназначении знаков основана на том, что рисунки имеют правильные формы, а линии идеально прямы, и обнаружить их можно только с воздуха.


Почему эти рисунки находятся в таких местах, где их с земли никто не может рассмотреть? Или они были предназначены напрямую неведомым нам богам?

Те, кто смотрел обошедший весь мир документальный фильм «Воспоминания о будущем», помнят посадку спортивного самолёта на одну из этих полос. Но коль скоро они видны только с самолёта, возникает естественный вопрос: «Неужели древние обитатели Кордильер – инки – умели летать?». Здесь уместно вспомнить древнее предание инков, в котором говорится о «золотом корабле», прибывшем с далёких звезд: «Им командовала женщина по имени Орьяна. Ей суждено было стать праматерью земной расы. Орьяна родила семьдесят земных детей, а затем вернулась к звёздам».

В этом предании сообщается об умении «сынов солнца», инков, «летать над землёй на золотых кораблях». Возможно, есть какая-то связь между этими преданиями и сообщениями английского антропологического журнала «Мэн», в котором, в частности, говорится: «Анализ мышечных тканей сохранившихся мумий инков показал, что по составу крови они резко отличаются от местного населения. У них была обнаружена группа крови редчайшей комбинации. В наше время такой состав крови известен лишь у двух-трёх человек во всём мире».


Развивая далее открытие Дж. Хокинса, первым обнаружившим непрерывность линий рисунков, учёные обратили внимание на странные дополнительные линии. Будучи абсолютно чуждыми основному изображению, они были, однако, соединены с началом и окончанием контура (канавки), как бы подключая рисунок к некоей мегасистеме Наска. Напрашивается вывод, что рисунки напоминают электрические схемы, выполненные одним проводником, который не может ни пересекаться (короткое замыкание), ни прерываться (разрыв цепи).

Обратив внимание на линии подключения, учёные ясно увидели параллельное и последовательное подключение рисунков и предположили, что линии-канавки плато Наска, по-видимому, были заполнены в древности неким люминофором. Это вещество способно было светиться под воздействием электрического тока наподобие надписей и рисунков нынешней газосветной рекламы. Таким образом, в подтверждение инопланетной теории, «взлётно-посадочные полосы» выполняли свою работу, а светящиеся рисунки, видимые с воздуха за десятки километров, – свою».

Геоглифы наски

Ещё одна из версий, имеющая инопланетную основу. Ключом к разгадке тайны пустыни Наска может служить огромный рисунок, нанесённый на 400-метровый склон горы полуострова Паракас (Перу). Рисунок известен, как «Канделябр Паракаса», или «Андский канделябр».


о «ветки указывают в направлении пустыни Наска. Как и у фигур пустыни Наска, линии этого изображения представляют собой выемки, достигающие коренной породы – красного порфира. Возраст «Канделябра» насчитывает не менее двух тысячелетий, а история возникновения – и вовсе тайна за семью печатями. По смелой гипотезе некоторых российских исследователей, «Канделябр Паракаса» является ни чем иным, как «паспортом Земли». В этом рисунке заключены вся информация о нашей планете. Левая часть рисунка обозначает собой фауну, правая – флору. А рисунок целиком представляет собой лицо человека. Вблизи же вершины горы есть отметка, напоминающая по форме гвоздь. Это – шкала, показывающая «уровень современного развития цивилизации» (всего их шесть). Если «Канделябр» умозрительно повернуть на 180°, то получится распятие. Это своеобразный символ – предупреждение о том, что наша планета может погибнуть от неразумной деятельности человека.

Далее авторы этой идеи пытаются объяснить, что данную информацию нам доставила некая сверхцивилизация из созвездия Льва. Ссылаясь на большое количество скульптурных изображений льва на Земле и во всех земных религиях в частности, авторы доказывают, что современная земная цивилизация является делом рук пришельцев из созвездия Льва.

К космическим гипотезам можно добавить и весёлую мысль о том, что возможно звёздные туристы просто таким образом оставили след своего посещения Земли, наподобие «Здесь был Вася». Следует заметить, что подобные трактовки рисунков Наска рождаются во всех концах нашей планеты ежедневно, если не ежеминутно. Но даже самые безумные из них не следует отвергать, не рассмотрев детально.


Геоглифы наски

Хочется рассказать ещё об одной версии, появившейся сравнительно недавно – это искусственная система подземных водных каналов, расположенных в недрах горного плато. В городе Наска с населением 10 тысяч человек протекает одноимённая река. По своему составу и «благоуханию» она не уступает канализационным каналам крупных городов, но в то же время жители Наска не испытывают недостатка в свежей и чистой воде. Её берут из системы колодцев, которые располагаются точно по линиям загадочных рисунков. И вот, что особенно поразительно – два из этих подземных каналов проходят прямо под руслом реки Наска. А общая система оросительных каналов Наска просто не может не вызывать восхищения – настолько она является совершенной и продуктивной. Надо отметить, что источником процветания народа, населявшего Наска, было именно сельское хозяйство, поэтому эта версия имеет под собой реальную основу. Но кто, когда и как мог построить такие каналы?

Геоглифы наски


Любопытно, что рисунки были обнаружены с самолёта, который совершал полёты над плато именно в поисках водных источников. И только спустя некоторое время нашли и колодцы с водой. Таким образом, пилот со своей задачей справился блестяще, хотя и предложил историкам одну из труднейших головоломок ХХ века – рисунки Наска.


Геоглифы наски

Геоглифы наски

Геоглифы наски

Геоглифы наски

А теперь еще одна возможность посмотреть на рисунки с высоты.

Рисунки в долине Пальпа, Южная Америка, Перу - AirPano.ru • 360 Градусов Аэрофотопанорамы • 3D Виртуальные Туры Вокруг Света
Нажимаем на картинку и рассматриваем рисунки с высоты


Плато Наска, или как его называют в Перу, Пампа Наска – это пустынное плато, изрезанное многочисленными руслами давно высохших рек. Расположено оно в 450 км к югу от столицы Перу г. Лимы. Общая территория, покрытая рисунками, протянулась более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток. Загадочные линии покрывают поверхность пустыни площадью примерно в 500 кв. км. Такие изображения, сделанные на поверхности земли, учёные называют геоглифами. Главная загадка Наски – это сами линии и полосы, которых здесь насчитывается около 13 000! Помимо этого на плато известно также около 700 геометрических фигур, прежде всего, треугольников и трапеций и около 100 спиралей.

А вот хорошо известных рисунков животных, птиц, рыб и насекомых здесь совсем немного – чуть более тридцати. Все эти изображения в Наске выполнены, как кажется на первый взгляд, достаточно простым способом, они вырыты в поверхности пустынного плато. Т.е. и рисунки, и линии, и полосы – суть просто канавки в песочно-галечном грунте. Их глубина варьируется от 10 до 30 см. А вот ширина отдельных полос может достигать 100 м, а в исключительном случае – даже 200 м. А длина некоторых линий достигает 8-10 км!

Сегодня существует более тридцати гипотез, пытающихся объяснить происхождение этих геоглифов, но ни одна из них не может дать вразумительного ответа на два главных вопроса: как и для чего была расчерчена эта гигантская «чертёжная доска».


Геоглифы наски

Современные геодезические методы не позволяют провести на пересечённой местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%. А древние создатели рисунков Наски, кто бы они ни были, это делали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, попросту игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов, и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ.

Более того, плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков.

Широкой публике эти геоглифы на плато Пальпа стали известны после публикаций Эриха фон Дэникена только в начале 90-х годов прошлого века. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше. Как и в Наске, на плато Пальпа подавляющую часть изображений составляют полосы и линии. Полосы могут раздваиваться, менять своё направление под прямым углом, переходить в треугольники. В Пальпе была обнаружена полоса шириной в 200 м. По сообщениям некоторых исследователей, здесь есть линии гораздо более протяжённые, чем в Наске. Размер самой длинной из них якобы достигает 23 км! Логика древних создателей этого комплекса изображений остаётся по-прежнему недоступной современным учёным.

При всём обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня учёные ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объём работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью.

Геоглифы наски

Изучение грандиозного комплекса изображений Наски-Пальпы осложняется ещё и тем, что до сих пор не существует подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района. Американцами при помощи аэрофотосъёмки были сделаны достаточно подробные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные всем фигуры животных. Но подробных планов всего комплекса Наски, а тем более, плато Пальпы до сегодняшнего дня нет. Пилоты туристических самолётов рассказывают, что практически каждый год обнаруживают на плато новые, ранее неизвестные геоглифы. Но пилоты – не исследователи и не занимаются фиксацией вновь обнаруженных изображений. Этим занимаются учёные небольших археологических миссий из других стран, которые за последние годы активизировали свою работу. И тут же появились интереснейшие результаты…

Это отличает рисунки Пальпа от изображений Наски, где фигуры животных, как правило, располагаются п оодиночке, в обрамлении линий, полос или геометрических фигур…

Полуостров Паракас известен также, благодаря огромному геоглифу, расположенному на покатом склоне песчаной дюны, смотрящей в открытый океан. Это так называемый «канделябр» или «трезубец», довольно сложная геометрическая фигура высотой в 120 м. Её видно с океана на расстоянии более 10 км. Поэтому исследователи почти единодушно полагают, что это, своего рода, маяк-указатель для древних мореплавателей.

Геоглифы наски

До недавнего времени считалось, что этот геоглиф уникален для полуострова Паракас. Однако открытия этого года опровергли данное мнение. Опять-таки, благодаря космической фотосъёмке в песчаных дюнах полуострова были обнаружены новые геоглифы. Это оказались не широкие полосы и не геометрические фигуры, хорошо известные в Наске. Вновь открытые геоглифы Паракаса представляют из себя сложную комбинацию из узких не очень длинных линий и множества округлых ям, расположенных в определённой последовательности. Их предназначение непонятно, учёные пока не выдвинули по этому поводу каких-либо гипотез.

Здесь же, недалеко от долины Писко, на плато Кахамаркилья была найдена странная «полоса», шириной, примерно в 20 метров и длиной в полтора километра. Эта полоса состоит из почти 7000 округлых ямок, выбитых в скальной породе. Их рукотворное происхождение не вызывает сомнений, но местные жители даже не знали о существовании этой полосы, пока она не была сфотографирована со спутника.

Этот район продолжает преподносить загадки для всё новых поколений исследователей. Но уникальность рисунков района Наска-Пальпа-Паракас по-прежнему не находит внятного объяснения…

Источник: masterok.livejournal.com

О рисунках пустыни Наска сегодня знает почти каждый. Даже в детских учебниках можно встретить фотографии этих рисунков. Ученые уже более двадцати лет назад определились с датировкой этого загадочного феномена, отнеся его примерно к середине 1-го тысячелетия н.э. и приписав его создание местной индейской культуре с тем же названием – Наска. Но парадокс заключается в том, что после 60 лет исследований этого древнего феномена, ученые практически не приблизились к разрешению одной из величайших загадок человеческой истории, которой являются изображения в Наске.

Как выяснилось совсем недавно, впервые эти линии упомянуты в одной испанской хронике 1547 года, где они названы “путеводными указателями для странников”. Но потом на протяжении четырех столетий о загадочных линиях Наски никто практически не знал. Их вновь открыли только в начале ХХ века с началом бурного развития авиации.

Первым исследователем, обнаружившим линии и рисунки Наски в 1927 г. был Торибио Ксесспе. Но планомерное изучение этого древнего комплекса началось лишь в 1946 г. и связано оно, в первую очередь, с именем выдающегося энтузиаста и исследователя, немецкого ученого Марии Райхе, которая посвятила изучению Наски более сорока лет своей жизни. Поселившись в городе Наска в 1946 году, Мария Райхе, вплоть до своей смерти в 1998 году, занималась исключительно изучением загадочных рисунков Наски и, благодаря ее усилиям, вся территория плато была объявлена национальным археологическим парком и взята под охрану государства.

Плато Наска, или как его называют в Перу, Пампа Наска – это пустынное плато, изрезанное многочисленными руслами давно высохших рек. Расположено оно в 450 км к югу от столицы Перу г. Лимы. Общая территория, покрытая рисунками, протянулась более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток. Загадочные линии покрывают поверхность пустыни площадью примерно в 500 кв. км. Такие изображения, сделанные на поверхности земли, ученые называют геоглифами.

При чтении литературы о плато Наска, складывается впечатление, что главной его загадкой являются рисунки, которым большинство исследователей и уделяет свое основное внимание. Но это далеко не так. На плато сегодня известно чуть более 30 рисунков. Таким образом, они составляют всего лишь 0,2% от общего числа изображений. А главная загадка Наски – это сами линии и полосы, которых здесь насчитывается около 13 000!

Помимо этого на плато известно также около 700 геометрических фигур, прежде всего, треугольников и трапеций и около 100 спиралей. Все эти изображения в Наске выполнены, как кажется на первый взгляд, достаточно простым способом, они вырыты в поверхности пустынного плато. Т.е. и рисунки, и линии, и полосы – суть просто канавки в песочно-галечном грунте. Их глубина варьируется от 10 до 30 см. А вот ширина отдельных полос может достигать 100 м, а в исключительном случае – даже 200 м. А длина некоторых линии достигает 8-10 км! И даже при первом ознакомлении с этим феноменом возникают вопросы, на которые трудно найти ответы.

Куда делись тысячи кубометров вынутой породы? Ведь изображения, представляющие из себя неглубокие траншеи, не имеют по своим сторонам отвалов из вынутого грунта. Он что был тщательно развеян по всей поверхности пустыни? Кроме того, цвет грунта внутри изображений ничем не отличается от цвета поверхности окружающей пустыни. Но при этом при взгляде с воздуха все изображения прекрасно видны, поскольку выделяются своим гораздо более светлым цветом. Многие линии и полосы для визуального восприятия выглядят не как углубления в поверхности, а скорее, как выпуклые, т.е. насыпные изображения. Ученые считают, что все изображения были сделаны древними индейцами вручную, с использованием простейших инструментов. Поверхность плато такова, что единожды проехавший по ней автомобиль, навсегда оставляет следы колес. Поэтому сегодня территория Наски тщательно охраняется, а за порчу рисунков, даже неумышленную, грозит тюремное заключение сроком до 5 лет или штраф до 30 000 долларов.

И вот что удивительно. При наличии десятков тысяч геоглифов на плато Наска практически отсутствуют следы троп. А если люди выполняли земляные работы по изготовлению полос в несколько десятков метров шириной и длиной в сотни метров и даже километров, то где следы ног многочисленных рабочих, которые должны были натоптать огромное количество троп, по которым они ходили на эти земляные работы? Тропинки можно найти на склонах холмов, где бывали раньше, до организации заповедника, местные крестьяне. Но никаких троп, которые должны были быть оставлены тысячами ног строителей, на самом плато Наска не обнаружено. И их отсутствие целиком опровергает гипотезу о том, что эти изображения были исполнены в виде простых землекопных работ.

Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже и наложенные сверху изображения не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними. Как это возможно, ведь когда одна “траншея” пересекает другую, понятно, что она должна уничтожить границы предыдущей. Но в Наске этого не происходит.

Ни фотографии, ни видео материалы не производят того впечатления, которое оказывают линии Наски, воспринимаемые своими глазами с высоты птичьего полета. Идеально ровные линии убегают за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы, и при этом ничуть не отклоняясь от своего направления. Сегодня существует более тридцати гипотез, пытающихся объяснить происхождение этих геоглифов, но ни одна из них не может дать вразумительного ответа на два принципиальных вопроса: как и для чего была расчерчена эта гигантская “чертежная доска”. Современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%. А древние создатели рисунков Наски, кто бы они не были, это делали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, просто игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ.

Большинство гипотез, выдвинутых учеными за последние десятилетия, сводятся к объяснению того, для чего предназначались геоглифы Наски. В основном эти гипотезы связывают гигантские изображения либо с астрономическо-календарными, либо с культовыми целями. Астрономической гипотезы придерживалась и Мария Райхе. Она считала, что основные линии и полосы указывали на точки восхода в определенные дни наиболее важных звезд и планет, а рисунки животных и птиц могли обозначать созвездия. Однако специальные исследования американских ученых в 70-80 годы прошлого века, проводившиеся с применением компьютерных программ, не подтвердили наличие какого-либо существенного астрономического контекста в расположении рисунков.

Только 20% из изученных ими линий и полос имели более-менее определенную ориентацию на небесные объекты. При том, что линии Наски направлены практически во всех направлениях, это может быть простым совпадением. Кроме того, обилие невысоких гор по периметру плато дает гораздо более простые и надежные ориентиры для астрономических исследований. Поскольку положение звездных объектов в течение времени меняется в результате процесса прецессии, определить конкретную ориентацию линий на небесные светила можно только при наличии точной датировки.

Комплекс изображений на плато Наска отнесен к середине I-го тыс. н.э. Эти данные были получены по результатам радиоуглеродного датирования образцов керамики и остатков деревянных кольев, найденных на линиях и полосах. Лабораторные исследования этих образцов показали, что они соотносятся по времени с культурой Наска. Из чего и был сделан вывод, что геоглифы были сделаны людьми этой культуры примерно 1500 лет назад. Однако такой вывод является слишком поверхностным и неубедительным. Наличие остатков керамической посуды индейцев Наска свидетельствует лишь о том, что они посещали эти изображения. Возможно, даже проводили на них определенные обряды. Но не более того. Мемориальные доски 20-го века на кремлевской стене отнюдь не свидетельствуют в пользу того, что стена была построена военачальниками Красной Армии.

Российская исследовательница радиофизик Алла Белоконь после многих лет изучения феномена Наски выдвинула гипотезу о том, как могли быть сделаны эти изображения. Ее предположение не укладывается в рамки современных представлений об истории человечества, но при этом может объяснить целый ряд фактов, которые не в состоянии объяснить академические ученые. Изучив характер линий, полос, а также рисунков и особенностей их проекции, она пришла к выводу, что все эти изображения могли быть выполнены только с воздуха, т.е. с воздушного аппарата. Алла Белоконь предположила, что технически это могло быть выполнено воздействием на грунт потоком направленной энергии неизвестной нам природы. В качестве аналога она приводит многочисленные так называемые “рисунки на полях”, появляющиеся сегодня во многих странах мира, в том числе и в России.

На плато Наска известно также более десяти так называемых “центров”. Это точки, из которых в разные стороны радиально выходит по множеству линий. Со стороны это напоминает систему координат, которая использовалась на средневековых морских картах. Алла Белоконь также выявила ряд строгих математических закономерностей во взаимном расположении этих центров и крупных полос. По ее предположению комплекс основных изображений на плато Наска представляет собой схему трехмерной кристаллоподобной композиции, отражающей строение нашей солнечной системы.

Что касается рисунков, то они не разбросаны по всему плато, а расположены на ограниченной территории шириной около 5 км, примыкающей к долине реки Инхенио. Рисунков известно чуть более 30, в подавляющем большинстве это изображения птиц и животных. Среди птиц могут быть достаточно легко идентифицированы колибри, пеликан, попугай и кондор. Животные представлены обезьяной, собакой, ламами и китом. Размеры этих изображений различны. Например, паук имеет в длину 46 м, кондор – 110 м. Самое значительное изображение – рисунок странной птицы со змеевидной идущей зигзагом шеей и вытянутым тонким клювом, составляющем половину всей длины рисунка. Размер этого изображения превышает 250 м.

Рисунки сделаны в той же технике, что и линии и геометрические фигуры. Все рисунки контурные, выполненные единой линией, которая нигде не прерывается и не пересекает саму себя. Ширина линии может колебаться от 30 см до 3 метров. Часть рисунков, “привязана” к геометрическим изображениям и в ряде случаев заметно, что рисунки выполнены поверх более ранних треугольников и трапеций. С другой стороны, сами рисунки во множестве пересекаются, а порой и перекрываются полосами и линиями. Это свидетельствует о нескольких этапах нанесения изображений на плато Наска. Возможно, что и сделаны они были в различные эпохи и разными культурами.

Сами по себе рисунки очень примечательны и загадочны. Так в изображении обезьяны можно узнать длиннохвостую макаку. Данный вид приматов обитает в джунглях к востоку от Анд, т.е. в сотнях километров от пустыни Наска. Сам рисунок обезьяны имеет длину в 60 м, но из ее хвоста линия рисунка, не прерываясь, переходит в сложную зигзагообразную, а затем синусоидальную фигуру. И даже на неискушенный взгляд видна строгая геометрическая закономерность в построении всего этого комплекса. Американский исследователь Джеральд Хоукинс назвал рисунки Наски “адом замороженной математики”.

Интересно и то, что рисунок обезьяны имеет по три пальца на ногах и неравное количество пальцев на руках – пять на одной и четыре – на другой. Это можно было бы счесть за произвол художника, оставившего данное изображение, если бы не еще один геоглиф, расположенный неподалеку. Это так называемые “руки” – странный достаточно абстрактный рисунок, в котором можно узнать пару рук: одну – пятипалую и другую – четырехпалую. Это свидетельствует о том, что нам просто не доступна система символов, заложенная в изображениях комплекса Наски.

Мало кому, кроме специалистов известно, что плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков. Удивительно, но факт, Мария Райхе, потратившая почти полвека на исследования Наски, в своих работах не упоминала о соседнем плато, хотя не знать о нем она не могла. Вниманию широкой публики эти изображения на плато Пальпа стали доступны после публикаций известного исследователя древностей Эриха фон Дэникена только в начале 90-х годов прошлого века. (А. Жуков)

Продолжение следует…

Автор фото: Павел Кормаков.

LAH.RU — Таинственное послание со всеми неизвестными.

Источник: zen.yandex.ru

Климат

Малозаселенная местность отличатся очень сухим климатом.

Зима на обширном плато продолжается с июня до сентября, в течение года температура в пустыне не опускается ниже +16°C. Летом температура воздуха стабильна и держится около +25°C. Несмотря на близкое расположение океана, дожди здесь — необычайная редкость. Ветра здесь тоже практически отсутствуют, в окружении плато нет рек, озер и ручьев. О том, что когда-то эти земли видели водные потоки, рассказывают многочисленные русла давно высохших рек.


Загадочные геоглифы (Линии Наска)

Однако, этот перуанский регион примечателен в первую очередь не городом, а таинственными геоглифами – необычными линиями, геометрическими фигурами и причудливыми рисунками, украшающими поверхность плато. Для современного научного сообщества эти рисунки уже на протяжении столетий преподносят все новые и новые загадки. Десятки умов многие года бьются в попытках ответить на многочисленные вопросы, касающиеся таинственных изображений.

Всего на пустынной равнине было обнаружено около 13 тыс. различных линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических фигур или площадок (треугольников, прямоугольников, трапеций) и 788 изображений людей, птиц и животных. Изображения плато представляют собой различной ширины длинные канавки глубиной от 15 до 30 см, прорытые в верхнем слое почвы — смеси глины с песком. Длина самых длинных линий доходит до 10 км. Поражает также ширина рисунков, в некоторых случаях достигающая 150 — 200 м.

Есть здесь рисунки, напоминающие очертания животных – ламы, обезьяны, касатки, птицы и пр. Единичные рисунки (около 40) изображают акул, рыб, ящериц и пауков.

Фигуры поражают воображение своими гигантскими размерами, но разгадать истинное их предназначение люди до сих пор не сумели. Разгадка, возможно, таится в недрах пустыни. Значит, чтобы узнать, кто и зачем сотворил эти поразительные художества, необходимы археологические раскопки, которые здесь производить запрещено, ведь плато охраняется статусом «Сакральная зона» (имеющая отношение к Божественному, небесному, потустороннему, мистическому). Так, по сей день остается тайной за семью печатями происхождение рисунков Наска.

Геоглифы плато Наска в 1994 г. внесены в списки объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но какой бы «сакральной» не являлась территория, а доминирующую человеческую черту – любопытство, которое стимулирует человечество преодолевать любые трудности, еще никто не отменял.

Калибри

Первым чрезвычайно любопытным человеком, которого заинтересовали эти запретные земли, оказался Мехия Торибио Хесспе (исп. Toribio Mejía Xesspe), археолог из Перу, который в 1927 г. изучал «линии Наска» с предгорий, окружающих безжизненное плато. в В 1939 г. необычное плато приобрело всемирную известность благодаря именно перуанскому ученому.

В 1930 г. загадочную пустынную местность с таинственными линиями антропологи изучали, облетая плато на самолете. Внимание археологов всего мира было приковано к пустыне в начале 40-х годов XX в. Так, в 1941 г. американский историк, профессор гидрогеологии Пол Косок (англ. Paul Kosok; 1896-1959) на маленьком самолете совершил над пустыней несколько разведывательных полетов. Именно он определил, что исполинские линии и фигуры покрывают обширную территорию, вытянутую на 100 км.

Более плотно изучить уникальное плато ученые получили возможность лишь в 1946 г., хотя это была не целенаправленная государственная программа, финансированная властями, а отдельные экспедиции исследователей-энтузиастов. Выяснилось, что траншеи Наска древние «дизайнеры» создавали путем удаления темного поверхностного почвенного слоя (так наз. «пустынного загара») – глины, насыщенной оксидом железа и окислом марганца. С участка линий был полностью удален гравий, под которым лежал грунт светлого цвета с богатым содержанием извести. На открытом воздухе известковый грунт моментально затвердевает, формируя защитный слой, отлично предотвращающий эрозию, поэтому линии такие броские и сохранили свою первозданную форму на протяжении 1000-летий. При технической простоте исполнения, для такого решения были необходимы отличные знания геодезии. Долговечности рисунков способствовали также обычное здесь безветрие, отсутствие осадков и устойчивая температура воздуха в течение года. Если бы здешние климатические условия были иными, то, несомненно, рисунки давно бы исчезли с лица земли.


Мистическая цивилизация

Официальная наука утверждает, что все изображения были созданы во времена расцвета древней империи Наска, имеющей очень развитую культуру. Цивилизация была заложена археологической культурой Паракас (исп. Paracas), коренных индейцев южного Перу 2-й половины I тысячелетия до н. э. Многие ученые едины во мнении, что большинство линий и фигур было создано в период продолжительностью 1100 лет, в «Золотой век» цивилизации Наска (100-200 гг. н.э.). Древняя цивилизация канула в небытие в конце VIII в, причиной тому, предположительно, стали наводнения, которые постигли территорию плато к концу первого 1000-летия. Люди были вынуждены покинуть свою землю, которая через несколько столетий была заселена Инками.

Если допустить, что загадочные рисунки создал древний народ, то зачем и, самое главное, каким образом аборигены смогли это сделать – остается тайной. Даже используя современную технику, чрезвычайно сложно провести по поверхности земли идеально прямую линию даже протяженностью в 3-5 км.

Согласно выводам ученых, все это было сделано за короткое время. Плато Наска за пару столетий из безжизненной долины превратилось в самую причудливую на планете, испещренную геоглифами территорию. Неведомыми художниками были пересечены впадины и возвышенности пустыни, но при этом линии оставались идеально правильными, а края канавок — строго параллельными. Каким образом неизвестные мастера создали фигуры различных животных, которые можно рассмотреть исключительно с высоты полета птицы, совершенно неясно.

Например, изображение колибри, достигает в длину 50 м, птица кондор — 120 м, а паук, похожий на сородичей, обитающих в амазонских джунглях, имеет длину 46 м. Что интересно, все эти шедевры можно увидеть, только поднявшись в воздух, либо взобравшись на высокую гору, каковых поблизости не наблюдается.

Очевидно, что летательных аппаратов у народа, заселявшего плато в период возникновения художеств, не было. Как же люди могли создать рисунки с ювелирной точностью, не имея возможности увидеть полную картину проделанной работы? Как удавалось мастерам соблюсти точность всех линий? Для этого им бы потребовался целый арсенал современного геодезического оборудования, не говоря о совершеннейших знаниях математических законов, учитывая, что изображения создавались как на ровных участках земли, так на крутых склонах и почти отвесных скалах!

Более того, в районе пустынной долины Наска существуют холмы Пальпа (исп. Palpa), верхушки некоторых срезаны, словно гигантским ножом на одном уровне. Эти оогромные срезы тоже украшены рисунками, линиями и геометрическими фигурами.

Может, нам вообще сложно понять логику своих далеких предков. Дети не понимают своих родителей, куда уж тут до осознания мотивов людей, живших 1000 – 2000 лет тому назад. Вполне возможно, что изображения плато не имеют никакой практической или религиозной составляющей. Может, древний народ создал их с целью показать потомкам, на что он способен? Но к чему было тратить уйму сил и времени для самоутверждения? В общем, вопросы, вопросы, на которые пока нет ответов.


Инопланетное вмешательство?

Кондор (плато Наска)Ученых, уверенных, что таинственные рисунки создал человек, не больше тех, кто полагает, что без вмешательства пришельцев тут не обошлось. По мнению последних, изображения на плато являются взлетно-посадочными полосами инопланетян. Такая версия, конечно, имеет право на существование, неясно только, почему у инопланетных летательных аппаратов не имелось системы вертикального взлета и зачем было делать взлетные полосы в форме зигзагов, спиралей и земных животных.

Интересно и другое: многие ученые полагают, что сложные рисунки в форме причудливых животных, птиц и насекомых были нанесены намного раньше, чем более простые геометрические фигуры, круги и линии. Сам собою напрашивается вывод, что сначала неизвестные таинственные мастера выполнили сложные формы, а уж потом земные люди стали упражняться в создании прямых линий.


Прочие гипотезы

Мария Райхе (нем. Maria Reiche; 1903-1998), немецкий математик и археолог, которая с 1946 г. на протяжении более 40 лет (до самой своей смерти в 95-летнем возрасте) методично и скрупулезно исследовала фигуры Наска, считала, что их линии — это гигантский древний календарь. По ее мнению, многие рисунки являются точными изображениями созвездий, а линии соответствуют перемещению солнца или ориентированы на луну, планеты солнечной системы и некоторые из созвездий. Так, например, рисунок в форме паука, по утверждению Райхе, воспроизводит скопление звезд в созвездии Ориона. Основываясь на своих астрономических расчетах, она первой озвучила время создания рисунков — V в. Позже радиоуглеродный анализ деревянного разметочного колышка, найденного в месте одного из геоглифов, подтвердил указанную М. Райхе дату.

Имеется еще одна занимательная теория относительно мистических рисунков. Известный американский археолог Йохан Рейнхард (англ. Johann Reinhard), почетный профессор Католического Университета Санта Марии (UCSM, Арекипа, Рeru), считает, что гигантские линии Наска были сооружены для проведения неких религиозных обрядов. Фигуры животных, птиц и насекомых были, предположительно, связаны с поклонением божествам. С помощью рисунков люди ублажали Богов и просили у них воду для орошения своей земли. Некоторые археологи склоняются к мнению, что линии и причудливые рисунки представляли собой священные тропы, по которым местные жрецы ходили во время ритуальных церемоний. Как в любом языческом вероисповедании (древний народ, очевидно, был послушником этой веры), культ богов занимает центровое место не только в религии, но и в быту людей. Но вновь возникает вопрос: почему древние перуанцы решили обращаться к божествам в этом отдаленном месте, где никогда не было возделываемых земель?

Фмгура Касатки (плато Наска)

Существует и такая гипотеза, что по гигантским линиям и полосам в древности бегали индейские атлеты, а значит, на Наска проводились спортивные южноамериканские олимпиады. Прямые линии, конечно, могли быть использованы в качестве беговых дорожек, но как можно бегать по спирали и по изображениям птиц или, к примеру, обезьяны?

Имелись публикации и о том, что громадные треугольные и трапецеидальные площадки создавались для каких-то церемоний, в ходе которых приносились жертвы богам и проходили массовые гуляния. Но почему тогда археологи, перерывшие все окрестности плато, не нашли ни единого подтверждающего эту версию артефакта?

Бытует даже такая абсурдная идея, что гигантская по масштабам работа была проделана исключительно в целях своеобразного трудового воспитания. Чтобы бездельничающие древние перуанцы были заняты делом… Другая гипотеза гласит, что все рисунки — это гигантский ткацкий станок древних людей, которые раскладывали нити по линиям. Утверждалось также, что — это колоссальная зашифрованная карта мира, которую до сих пор никто не смог расшифровывать.

В последние годы все чаще стали раздаваться голоса, что невероятные рисунки – всего лишь результат чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой огромной в истории человечества подделки должна была рвать жилы целая армия фальсификаторов на протяжении десятков лет. Да при этом еще необходимо было сохранить все в тайне. Вопрос – для чего?

Сегодня, к сожалению, основное внимание ученых со всего мира сосредоточено не на окутанных тайной рисунках Наска, а на серьезной экологической угрозе, нависшей над загадочным плато. Вырубка лесов, вредные выбросы в атмосферу, загрязнение окружающей среды – все это совсем не в лучшую сторону меняет стабильный климат пустыни. Все чаще идут дожди, приводящие к возникновению оползней и прочих неприятностей, которые разрушающе воздействуют на целостность изображений.

Если ничего не предпринять в ближайшие 5-10 лет для преодоления серьезной угрозы, удивительные рисунки будут утеряны для человечества навсегда. Тогда можно не сомневаться, что ответы на бесчисленные волнующие нас вопросы не будут получены НИ-КОГ-ДА. Мы так и не узнаем, КТО и ЗАЧЕМ создал эти уникальные творения.


Археологические достопримечательности региона

плато НаскаСтолицей и главным церемониальным центром цивилизации Наска было древнее поселение Кауачи (Cahuachi). Город представлял собой сосредоточение глинобитных жилых домов и хозяйственных построек. В центре его высилось пирамидальное сооружение — Большой Храм, построенный на холме высотой около 30 м. Вокруг главного Храма располагались площади, дворцы и усыпальницы.

Помимо Кауачи известно еще несколько крупных архитектурных комплексов древней цивилизации. Наиболее необычный из них — «Вosque Мuerto» (с исп. «Мертвый лес») Эстакерия, представляющий собой ряды из 240 столбов высотой до 2 м, укрепленные на низкой платформе. Западнее и южнее платформы установлены столбы меньших размеров, причем, они выстроены не рядами, а цепочками. Возле «мертвого леса» возвышался ступенчатый холм с 2-мя рядами террас.

На территории Эстакерии находится много захоронений, в которых обнаружены сохранившиеся части одеяний. По найденным фрагментам была воссоздана одежда народа Наска: длинные накидки с широкой каймой и традиционные южноамериканские пончо — прямоугольное полотно с прорезью для головы. Примечательно, что цветовая гамма тканей необычайно обширная, насчитывающая до 150 всевозможных оттенков.

Культура древней цивилизации поражает своими уникальными полихромными сосудами великолепного качества, в то время как индейцам не был знаком гончарный круг. Кубки, вазы, фигурные кувшины и миски расписывались красками 6-7 цветов, которые наносились до обжига.

На этом тайны Наска далеко не заканчиваются. Если поверхность долины украшена непостижимыми пока для человеческого разума гигантскими рисунками, то в ее недрах таятся еще более немыслимые пукиос (исп. Puquios; от кеч. источник, родник») — древние системы акведуков у города Наска. Из 36 гигантских пукиос, представляющих собой гранитные трубы подземных водопроводов, большая часть до настоящего времени нормально функционирует. Нынешние перуанские индейцы приписывают создание пукиос божественному творцу Виракоче (кечуа Wiraqucha, исп. Huiracocha или Viracocha). Кто, когда и зачем создавал под древним плато Наска эти титанические водные сооружения — также из области извечных загадок.


Источник: hasta-pronto.ru

История

В 1553 году Сьеса де Леон первым сообщил о геоглифах Наски:

«По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идет прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь.»[1]

Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолете американский археолог Пол Косок. Огромный вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.

Колибри имеет длину 50 метров, паук — 46, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Идеально ровные линии и полосы уходят за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы и при этом не отклоняясь от своего направления (хотя современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до 8 километров так, чтобы отклонение не превышало 0,1 градуса)[2]. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются горбы-полугоры. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Сами линии, полосы и рисунки нанесены на поверхность путём выемки грунта, в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной (средняя глубина 25-30 сантиметров), по сути дела это неглубокие траншеи. При этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы — линии. Мелкий гравий внутри линий не отличается по цвету от остальной поверхности[уточнить]. Однако, сами линии прекрасно видны с высоты и хорошо выделяются на фоне общего пейзажа.[2] Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.

При наличии десятков тысяч геоглифов и, несмотря на то, что поверхность пампы такова, что единожды проехавший по ней автомобиль оставляет следы колес, на плато Наска практически отсутствуют следы троп. Т. е. люди (многочисленные рабочие), выполняющие данные земляные работы по изготовлению полос в несколько десятков метров шириной и в сотни метров длиной, не оставили следов своих ног, натоптанных троп. Тропинки если и можно найти, то только на склонах холмов, где бывали раньше, до организации заповедника, местные крестьяне, на самом плато их нет.[2]

Исследования

Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли многие геоглифы разглядеть невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.

Относительно времени создания линий учёные сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.

Многолетние исследования рисунков и линий Наски однозначно выявили факт, что их взаимное расположение, пропорции и размеры подчиняются различным, но строгим математическим закономерностям. Однако, ситуация осложняется тем, что геоглифы Наски были созданы в разное время, по непохожим схемам и, возможно, с различными целями. На плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, так называемый «астронавт», высотой 30 метров (на плато же Пальпа находится около десятка изображений человеческих существ).

Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах (в качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе). Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI—I век до н. э. — к этому же периоду относятся и остатки поселений культуры наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.

Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже и наложенные сверху изображения не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними (и в этом есть некая странность — ведь когда одна «траншея» пересекает другую, понятно, что она уничтожает границы предыдущей, в Наске же этого не происходит)[2]. Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приёма. Причём приходится признать, что ранняя фаза была более совершенной, чем последующая. Выполнение зооморфных фигур требовало несравненно более высокого умения и искусства, чем прорезание прямых линий.
Некоторые учёные, которые не поддерживают эту версию, объединяют эти два этапа и высказывают предположение, что культура наска владела техникой художественного самовыражения как в геометрической, так и в фигуративной форме, однако эти не имевшие письменности племена исчезли с перуанской исторической сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являются инки.

Американцами при помощи аэрофотосъемки были сделаны достаточно точные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные всем фигуры животных, однако подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района, до сих пор не существует.[2]

Постоянные и целенаправленные исследования в Наске и Пальпе сейчас не ведутся. Ответственность за изучение и охрану комплекса Наски в настоящее время возложена на Перуанский институт культуры, но у него нет достаточных средств на проведение масштабных полевых исследований.

Назначение (версии)

Представляется вполне вероятным, что представители культуры наска могли быть астрономами-наблюдателями, — по крайней мере, по мнению доктора Филлиса Питлуги (астронома чикагского планетария). После интенсивного изучения взаимного расположения звёзд в Наска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звёздного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые — как стрела, линии характеризуют изменение склонения трёх звёзд в Поясе Ориона.
Мария Райхе, посвятившая изучению линий Наска почти половину века, также предпологала, что весь макрокомплекс плато Наска был ориентирован на решение разнообразных астрономических (линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарём) или, возможно, астрологических задач.
Но крупный американский специалист по археоастрономии Джеральд Хокинс, проведя в 70-е годы несколько полевых исследований на плато и использовав современные способы измерений и компьютерного моделирования, пришел к выводу, что только 20 процентов всех линий Наски может быть однозначно соотнесено с какими-либо небесными ориентирами. При том, что линии и полосы на плато идут во всевозможных направлениях, такое астрономическое объяснение не может быть признано определяющим и удовлетворительным.

Поскольку все чертежи состоят из определенного набора базовых элементов и существуют сочетания линий, которые воспроизводятся в очень близкой геометрии, но очень разного размера, то Мария Райхе по этому поводу писала: «Геометрические фигуры производят впечатление зашифрованного текста, в котором одни и те же слова иногда обозначены огромными буквами и иногда малюсенькими значками».

В популярной литературе популярны домыслы о том, что полосы в пустыне Наска предназначены для посадки инопланетных космических кораблей (ведь до начала XX века человечество было не способно к полётам)[3]. При этом остаётся необъяснённым, зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвёздных пространств, вообще нужны взлётно-посадочные полосы и примитивные визуальные ориентиры. Естественно, нет никаких свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлёта или посадок летательных аппаратов.

Галерея

Существующие аналоги

Видимо, ближайшим аналогом, на удалении порядка 30 км от Наска, является малоизвестное плато Пальпа. Оно немного меньшего размера, но имеет существенно иной рельеф. Большинство геоглифов находится на плоских вершинах, как бы искусственно срезанных холмов (при этом окружающие холмы совершенно не тронуты).

Возле города Писко (Перу) находится т.н. «Андский канделябр», созданный по аналогичной технологии.

Ещё менее известны и очень похожи геоглифы Северной Америки близ города Блайт (США). Их, правда, совсем немного.

И, наконец, имеются современные геоглифы, «украшающие» многие склоны Перу. Это в основном тексты различного содержания — от лозунга «Да здравствует Перу!», расположенного на склонах у города Куско, до избирательных призывов или рекламы.

Влияние человека

  • Захоронение в пампе мусора жителями города Наска негативно сказывается на состоянии знаменитых линий. Мэр города написал заявление, в котором протестовал против недостатка финансирования города. По указу президента Альберто Фухимори город получал деньги для превращения ирригационных каналов в место паломничества туристов. К сожалению, это заключалось в переносе и реконструкции точек доступа к каналам в места, которые, по их мнению, больше для этого подходили. Президент Алехандро Толедо прекратил это финансирование.
  • Поверхность пампы такова, что единожды проехавший по ней автомобиль оставляет следы колес. Именно поэтому территория Наски тщательно охраняется, а за порчу рисунков, даже неумышленную, грозит тюремное заключение сроком до 5 лет и штраф в несколько сотен тысяч долларов.[2]
  • Грунт под линиями уплотнён, что является следствием прохождения по линиям большого числа наших современников в ритуальных целях[4].

В произведениях культуры и искусства

  • Линии Наски фигурируют в одном из романов про девушку-сыщика Нэнси Дрю
  • В фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» режиссёра Стивена Спилберга.

См. также

  • Культура Наска
  • Плита Наска
  • Гигант из пустыни Атакамы

Литература

  • Anthony F. Aveni. Between the Lines: The Mystery of the Giant Ground Drawings of Ancient Nasca. University of Texas Press, 2000. ISBN 0-292-70496-8.
  • Field Museum of Natural History. The Archaeology and Pottery of Nazca, Peru: Alfred L. Kroeber’s 1926 Expedition. Rowman Altamira, 1998. ISBN 0-7619-8964-1.
  • Фигуры пустыни Наска как археоастрономический феномен // Латинская Америка. — 1997. — № 7. — с. 64-72.

Ссылки

  • А.Жуков. Тайная геометрия // Журнал «Итоги» — № 35, 2004 
  • ГИГАНТСКИЕ РИСУНКИ В ПУСТЫНЕ НАСКА (ПЕРУ)
  • Сайт о линиях Наска  (англ.)
  • Рисунки Наска: земные проекции звёздных тотемов?
  • Линии Наска: мистические картины
  • Рисунки пустыни Наска

Источник: dic.academic.ru

МОСКВА, 24 авг — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Как выяснили недавно японские ученые, некоторые гигантские геоглифы на плато Наска в Перу изображают водных птиц. Годом ранее археологи с помощью дронов открыли более пятидесяти новых фигур, гораздо более древних. Кто и зачем их создал — в материале РИА Новости.Послания небесамВ начале XX века авиаторы начали летать над западным побережьем Перу и сообщили о гигантских фигурах на поверхности горного плато Наска. По большей части это были прямые линии, треугольники, трапеции, спирали. Некоторые изображали животных: паука, обезьяну, птиц, человека («астронавта») и странных сказочных существ. Плато Наска продолжает на север пустыню Атакама, протянувшуюся вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки. Это один из самых засушливых регионов мира. В год здесь выпадает десять миллиметров осадков. Неудивительно, что геоглифы хорошо сохранились. Немецкая исследовательница Мария Райхе всю жизнь посвятила изучению и сохранению геоглифов Наска. Она добилась, чтобы ЮНЕСКО внесло их в Список Всемирного наследия. Циклопических размеров знаки, равных которым нет на Земле, притягивают многих исследователей. Кто и когда их создал? С какой целью? Ответы на два первых вопроса окончательно получены в наши дни благодаря новым и изощренным методам исследования. Хозяева плато, уничтожившие природуАрхеологи связывают геоглифы с культурой наска, доколумбовой цивилизацией, населявшей плато в первые шесть веков нашей эры. Найденные артефакты говорят о том, что наска занимались сельским хозяйством: выращивали картофель, маис, тыкву, местные фрукты, разводили лам, альпака.Наска делали удивительно изящную керамическую посуду с толщиной стенок четыре миллиметра. Они были искусными ткачами. В керамике и тканях использовали 15 цветных пигментов, и их узоры разительно похожи на геоглифы. Этот народ жил по берегам рек небольшими поселениями. Единственный крупный город — Кауачи, служивший церемониальным центром и некрополем. О социальной и политический структуре наска почти ничего неизвестно, а религиозные верования основывались на двух главных концепциях: воде и плодородии.К VI веку культура наска пришла в упадок. В 2009 году ученые из Кембриджа (Великобритания) предположили, что причина — в рукотворной экологической катастрофе. Они исследовали пыльцу в почве по всему разрезу и обнаружили там следы прибрежных деревьев. Значит, берега рек, по которым селились наска, представляли собой лесистые оазисы. По мере роста населения леса вырубались под поля. Это видно по тому, как пыльцу деревьев сменяет пыльца культурных растений. Без корневой защиты почва оказалась незакрепленной, и когда в регион пришло мощное эль-ниньо — природное океанское явление, которое характеризуется ливнями, непогодой, потоки воды разрушили угодья. Развернулась борьба за ресурсы, и общество в итоге уничтожило само себя. Наска и их предкиРадиоуглеродный анализ кусков дерева и текстиля, найденных внутри геоглифов или рядом, калибровка по годичным кольцам деревьев позволяют сделать вывод, что геоглифы созданы в период от II века до нашей эры до VI века нашей эры. Между тем археологи допускали, что сама традиция таких фигур более древняя. В 2018 году эта гипотеза нашла подтверждение: археологи с помощью дронов открыли более пяти десятков рисунков на плато Пальпа севернее Наска. Как сообщал журнал National Geographic, публиковавший эксклюзивные фотоснимки геоглифов, некоторые их них принадлежали наска, но большая часть — дело рук их предшественников, паракас и топара, живших там с VIII века до нашей эры. Эти фигуры, главным образом воины, находятся на холмах и видны из деревень снизу. Ученые точно установили, как были сделаны геоглифы. Наска — каменистая пустыня. Чтобы обозначить линии, люди очищали поверхность от камней и складывали их тут же по контуру, оставляя открытыми более светлые участки земли. Таким образом, границы геоглифов обозначены грудами булыжников, а это значит, что есть уникальная возможность определить время их перемещения. Первые попытки датировать радиоуглеродным методом сохранившиеся в камнях из нижнего слоя споры грибков, цианобактерии указали на эпоху наска. В наши дни этот результат подтвердили оптической стимулированной люминесценцией, изобретенной в 1980-х, чтобы определить, как долго минералы пролежали под землей без доступа солнечного света.Берут кварц или полевой шпат, которые содержатся в большинстве горных пород, песке. Там всегда есть следовые количества радиоактивных изотопов урана, тория. Со временем минерал накапливает энергию облучения в виде возбужденных электронов, зажатых в дефектах кристаллической структуры. Если такой минерал извлечь и облучить светом определенной длины волны, он начнет люминесцировать — испускать фотоны. По их потоку и высчитывают дату, когда минерал последний раз был на земной поверхности. Чем дольше он был погребен, тем сильнее светится. Американские и перуанские ученые отобрали образцы минералов непосредственно с земли под камнями и с нижней поверхности самих кучек камней, обозначающих новые геоглифы, — их нашли в ходе охранных работ при строительстве химического завода. Выяснилось, что камни были перемещены в V-VII веках. Открытие обнародовали в этом году. Ученые отвергают версию контактаВ августе японские исследователи опубликовали результаты анализа 16 геоглифов, изображающих птиц. Проанализировали отдельно форму клювов, голов, шей, тел, крыльев, хвостов, лап и сравнили их с более чем двумястами рисунков местных перуанских птиц, выполненных учеными. Вид установили только по трем изображениям: колибри-отшельник, обитающий в лесах на севере и востоке Перу, прибрежный пеликан и попугай — экзотика для Наска, учитывая, что до океана оттуда пятьдесят километров. Остальные птичьи геоглифы не идентифицировали. Как полагают авторы работы, это либо вымершие виды, либо просто неточные изображения.Удивительно, но все, что ученые знают сегодня о геоглифах, не приближает к ответу на вопрос: зачем наска их сделали? В конце 1960-х Райхе вместе с американским археологом Паулем Косоком, первооткрывателем геоглифов, высказала гипотезу, что они служили астрономическим целям, возможно, были календарем, указывавшим на восход и закат различных небесных объектов. Исследовательница попросила проверить эту версию канадского астронома Сидни Ван дер Берга. Тот проанализировал азимуты линий, статистическую значимость их распределения, центры тяготения и не обнаружил ничего, подтверждающего календарную гипотезу.Согласно одному из первых предположений, высказанному в 1947 году, трапециевидные геоглифы служили парадным плацем для главенствующих родов. Проблема в том, что некоторые из них созданы на высоких холмах, где затруднительно вышагивать, тем более торжественно. В 1968 году много шума наделала книга шведского журналиста фон Дэникена «Колесница богов». Там излагалась гипотеза о контакте древних народов с инопланетянами, которые помогли создавать грандиозные сооружения: пирамиды в Египте, Стоунхендж, а линии Наска — это космодром для космических кораблей. Однако это противоречит фактам: некоторые трапеции изнутри покрыты регулярной сеткой из каменных дольменов (каирнов). Не нашла подтверждения и гипотеза о том, что геоглифы служили ирригационными каналами. Древние народы предпринимали столь циклопические коллективные усилия для строительства, только если результат имел для них большое значение: развитие сельского хозяйства, защита от врага, религия. Такое соображение высказал в 1992 году Ван дер Берг. Поэтому ритуальное назначение геоглифов Наска — это приоритетная версия.Помимо грандиозности линий и фигур протяженностью в десятки и сотни метров, на это указывают еще несколько фактов. Практически все линии связаны с городом-храмом Кауачи. И главное — они видны только с воздуха. Вероятно, это предназначалось только для божественных глаз. Еще в 1990 году американский археоастроном Энтони Авени предположил, что линейные геоглифы служили местом ритуальных прогулок. Спустя два десятка лет эта идея получила подтверждение от ученых из Германии, которые измерили аномалии магнитного поля мобильным цезиевым магнитометром, показывающим изменение плотности почвы с глубиной. Ученые обследовали внутреннюю часть большой трапеции около города Пальпа и установили, что почва там более плотная, чем вокруг. Так бывает, если ее долго утаптывали. Кроме того, в пределах геоглифа обнаружена керамика. Авторы работы делают вывод, что наска ходили внутри этой трапеции туда-сюда, вознося молитвы и совершая приношения богам.

Источник: ria.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.