В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту.

В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь, освящая обитель и благотворящих ей.

В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества.


Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, где до начала XVII века располагался Успенский женский монастырь, разрушенный поляками в годы Смутного времени. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.

Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.

Святитель Филарет, часто останавливавшийся в скиту, так говорит в письме к преподобному Антонию, бывшему наместником Лавры в то время: «Праздновать в скитской церкви ближайший после праздника Успения Пресвятыя Богородицы воскресный день хороню тем, что новое частное празднование присоединилось бы к готовому общему празднику… С историей Гефсимании согласно было бы праздновать третий день по дне Успения. Но еще будет время рассудить о сем».


С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит.

Одну из главных святынь привез в скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев. Из иерусалимской Гефсимании им были доставлены два камня. Муравьев в своем письме святителю Филарету пишет: «Что мне сказать Вам о сладостной для Вас Гефсимании? Говорю для Вас потому, что Вы обновили память ее в Лавре: я принесу в новую Гефсиманию два камня с изсеченными на них крестами из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви и другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши, – для нижней. Пусть это останется у вас памятью освященных мест и недостойного их посетителя». Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».

В том же 1850 году Муравьевым от Патриарха Иерусалимского Кирилла II была привезена грамота с благословением Новой Гефсимании, в которой говорилось: «…Но что вознесло сердце наше на верх духовной радости – это сообщенное нам его превосходительством А.Н.


равьевым отрадное известие, что Ваше Высокопреосвященство, питая крайнее благоговение ко всечестному гробу Владычицы нашей Богородицы во Святой Земле и желая живее переноситься умом в святую Гефсиманию Иерусалимскую, создали близ святого храма Преподобного Сергия церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы и, освятив оную, наименовали новою Гефсиманиею… Могущественнейшая и православнейшая держава Всероссийская, содержа ныне в недрах своих новый Иерусалим и новую Гефсиманию, да соблюдает во веки обновляющуюся ревность о благочестии и особенное благоговение ко всечестным и первейшим достопоклоняемым местам при нашем Престоле и да продолжает являть неоскудно Матери всех Церквей державное свое заступление и помощь».

Пещерное отделение при ските обязано своим появлением юродивому Филиппу (крестьянину Филиппу Андреевичу Хореву). Приняв на себя тяжкий крест юродства, он отправился в пешее паломничество из Владимирской губернии в Киево-Печерскую Лавру. Увиденное там так поразило его, что по возвращении к обители Преподробного Сергия Филипп задумал устроить пещеры. Испросив благословения у преподобного Антония на «ископание погребка» для хранения продуктов трапезной при Гефсиманском ските, юродивый принялся осуществлять свою идею. Через некоторое время близ скита, на пригорке, в Исаакиевской роще, расположенной через пруд от обители, появились первые подземные келии. Узнав об этом, преподобный Антоний сообщил об увиденном святителю Филарету, и тот благословил начинание со словами: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной».


Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года).

С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской.

Первоначально икона Богоматери, именуемая Черниговская Ильинская, была передана вкладом в пещерный храм девицей Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году. Первое же чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений.

По чудесном прославлении образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех.


этому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Николаю Владимировичу Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года.

Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.

Разумеется, прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы.

Строгостью и духом православной ревности славился устав Гефсиманского скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – всё было направлено ко спасению души человеческой.


Где строгость, там утешение и ласка. Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в с. Прудищи Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в с. Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при Крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Богобоязненный отрок во время одного из паломничеств в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру решил поступить в монастырь. Так в 1851 году он вместе с духовником своим старцем Геронтием поселился в скиту, исполняя послушание слесаря, псалмопевца, проводника богомольцев по пещерам скита. В 1863 году ему было доверено основать новый общежительный монастырь близ с. Выксы Нижегородской губернии. 27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского – «сын утешения») в честь апостола от 70-ти Варнавы. Так начался подвиг старчества. Господь отметил преподобного Варнаву видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал более 500 посетителей, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом.


Преставился ко Господу старец в алтаре храма домовой церкви при Александро-Мариинском доме призрения перед Святым Престолом в 1906 году 17 февраля (1/2 марта по новому стилю). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. В 1995 году преподобный Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников.

К сожалению, в 20-х годах прошлого века даже в эти глухие места пришло страшное иго гонений на Церковь. Именно в Гефсиманский скит 21 октября 1919 года переселили братию закрытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Испытания богоборческим игом сам скит впервые испытал 31 августа 1918 года, когда с особой дерзостью новые власти произвели обыск в обители. Монашеское общежитие в пещерном отделении было ликвидировано в 1921 году, а сам собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» окончательно отняли у молящихся в 1922 году. Гефсиманский скит в 1924 году получил статус сельскохозяйственной артели, а здания были переданы Московскому областному отделу социального обеспечения (МООСО) для размещения колонии для несовершеннолетних имени Каляева и общества престарелых работников просвещения. Последняя церковь Успения Божией Матери, с переноса которой и началось строительство в глухом лесу, была закрыта в Гефсиманском скиту в 1928 году. Затем ее отдали под клуб глухонемых, а после войны территория скита была передана в распоряжение Центрального физико-технического института. Церкви были разрушены, а на месте скитского кладбища выстроили учебно-административное здание.


Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова.

Большую часть пещерного отделения скита в 1944 отдали под профессиональную школу-интернат для инвалидов. Собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» уцелел отчасти благодаря своим размерам: новая власть приспособила его для тюрьмы-колонии, интерната, а затем – для склада Загорского горпромторга. Внутренний объем был поделен на два этажа. Часть этих перекрытий после возрождения была оставлена и используется ныне для размещения хора.

20-е столетие принесло жестокие испытания. Свидетельства очередного духовного запустения – затопленные пещеры Черниговского скита и поруганные фрески святых с выщербленными ликами. Именно в таком виде вернули Церкви собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» и колокольню с расположенными в ней двумя храмами.

Возвращение скита Церкви началось 13 сентября 1989 года. Накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» состоялась первая встреча наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский) с представителями Загорского горисполкома, а 11 апреля 1990 года светские власти приняли решение о поэтапной передаче Лавре Черниговского скита.


18 июля 1990 года скит посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С тех пор началось возрождение этого святого места и внешнее, и внутреннее, духовное. В храме вновь служится Литургия, возносятся молитвы, многие труды прилагаются к восстановлению былой красоты обители.

В своем слове по окончании Божественной литургии, совершенной в скиту 10 марта 2012 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Несомненно, Черниговский Гефсиманский скит был местом особого взаимодействия Церкви и российской интеллигенции, которая была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи… Зная о том, что произошло сто лет тому назад, зная о том, как совратились мыслящие люди с пути истинного, мы должны сегодня извлекать из этих тяжких уроков истории уроки для своей собственной жизни, чтобы, упаси Бог, не повторить роковых ошибок».

К настоящему времени проведен большой объем архитектурно-восстановительных работ в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская», восстанов­лены пещерные храмы Архангела Михаила и Преподобных Анто­ния и Феодосия Печерских, обновлена колокольня и находящиеся в ней храмы Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и Святых равноапостольных Константина и Елены, на берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника.


Гефсиманский Черниговский скит открыт для всех желающих поклониться его святыням: чудотворному Черниговскому Гефсиманскому образу Божией Матери и мощам преподобного Варнавы, честным останкам схимонаха Филиппа, а также для всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности, пещерные храмы и келии, а также чудотворный источник.

В скиту проводятся Таинства Крещения и соборования, а также отпевания. Во все дни, кроме воскресных и праздничных, в 11.00 читается молебен с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери, а в 12.000 начинается соборование.

Ежедневно в скиту проходят богослужения: в понедельник – в пещерном храме Михаила Архангела, по четвергам – в церкви Николая Чудотворца, во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье – в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская».

Добраться до Гефсиманского Черниговского скита можно автобусами № 7, 30, 36, 37 (остановка «Проходная» или «Ферма» и затем 10 мин. пешком); 38 (остановка «ул. Каляевская») или на маршрутных такси.

Источник: stsl.ru

Продолжим наше путешествие. После Спасо-Вифаневского монастыря поехали в Черниговский скит. 

Фото от 10.08.2020 и солнечные от 15.10.2020

К скиту подъехали уже на закате, да еще и туча на горизонте висела большая темная туча. Поэтому осмотр был беглым. В пещеры не попали, это возможно только с экскурсией. Купили белый квас с хреном и еще пирожков. Прогулялись вокруг стен, бывшей территории Гефсиманского скита, сейчас здесь Центральный физико-технический институт МО РФ (Загорск-7).  И тут пошел дождь, еле успели добежать до машины. Море воды, от разогретого на солнце асфальта поднимается пар. Воздух немного остыл. 

Как уже писала фото меня расстроили и поэтому в прошлый четверг поехала снова. Похолодало, было очень ветрено, но солнечно. 

Немного истории 

Свое название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры — Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Между ними Скитские пруды, под которыми когда-то был подземный туннель соединяющий обители. 

Основан по инициативе митр. Московского Филарета и наместника лавры архим. Антония как уединенный скит для лаврской братии, был закрыт для женщин. Во 2-й пол. XIX в. был известен своими старцами, служил одним из излюбленных мест отдыха московских митрополитов. Каменная ограда выстроена в 1898, ворота с колокольней в 1871 (не сохр.), каменные и деревянные корпуса на территории 1850-1870-х. В 1919 преобразован в трудовую артель, окончательно закрыт в 1928. В настоящее время территория скита занята НИИ Министерства Обороны, большая часть старых построек сломана.

Пятиярусная колокольня, высота около 80 метров (высота Спасской башни Кремля). На ней установлен 18-тонный колокол. Построена в 1895 году московским зодчим А.А. Латковым.

Черниговский надпещерный храм, архитектор Н.В. Султанов, построен в древнерусском стиле XVI века, купола в древневизантийском стиле.

Зайти в храм можно сейчас только в маске и юбке, последнюю можно взять при входе у охранника.

Второй выход из обители. Вообще территория у монастыря большая, но открыта для посещения немного.

Решила прогуляться до Боголюбской церкви. Она расположена на территории Швейной фабрики слепых.

Странноприимный дом Черниговского скита — устаревшее обозначение богадельни, больницы-приюта для нищих и калек. Не восстановлен.

Идем мимо прудов. Если пойти по тропинке чуть дальше дома на фото выше, то попадешь к вот этому источнику и на берег пруда откуда открывается отличный вид на скит. 

Территорию швейной фабрики охраняет вот этот красавец и еще несколько собак.

Боголюбская церковь. Находится она в киновии, которую в 1858 г. основал блаженный схимонах Филипп. В самом начале здесь была устроена двухэтажная церковь с двумя престолами: во имя святых жен Матроны и Капитолины на нижнем этаже и в честь Боголюбской иконы Божией Матери на верхнем этаже. В этом тихом, умиротворенном месте, близ двухэтажной церкви было обустроено кладбище братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В нижней церкви был погребен схимонах Филипп. Несколько лет назад останки его были перенесены в Иверскую часовню пещер Скита. 

Постепенно Киновия расширялась и превратилась в большой общежительный монастырь. Для братии построили 5 деревянных корпусов, здание странноприимной, трапезную. Киновию окружили стеной и построили святые врата. 

В 1920-е годы большая часть построек была уничтожена, надгробные плиты с которого кощунственным образом были использованы для мощения дороги. Киновия была закрыта после революции 2 мая 1922 г. Из монастыря были изъяты все ценности (иконы, утварь) и переданы в фонд помощи голодающим. Затем территория обители перешла к швейной фабрике.

Кино́вия, или Ценобий — христианская монашеская коммуна, монастырь общежитского устава, одна из двух (наряду с отшельничеством) форм организации монашества на начальном историческом этапе. Всё необходимое монахи киновии — еду, одежду, обувь и прочее — получают от монастыря. Труд монахов киновии безвозмезден, результаты труда полностью принадлежат монастырю.

Сохранился лишь каменный одноглавый храм в старорусском стиле с шатровой колокольней. Храм с теплым приделом в полуподвале, выстроен в 1859 г. на средства М. И. Логиновой. Колокольня утрачена.  В 2008 году возвращена церкви и восстановлена. Действующий храм, пройти на территорию можно, но не всегда. В первый приезд наткнулись на закрытые ворота, но было уже около пяти вечера.

Рядом здание трапезной, гостиничного и килейных корпусов. Сложилось ощущение, что корпуса сейчас пустуют. 

Вот такой шикарный вид открывается на скит с берега пруда. На тропинке грязь поэтому в обычных кроссовках не пройти особенно после дождя.

Вид на Боголюбскую церковь через пруд

А вот и второй источник. К нему видно мало кто ходит.

Вернулась к Черниговскому скиту. На прогулку ушло около часа. 

На берегу пруда стоит Часовня святого благоверного князя Владислава Сербского. Здесь можно набрать воды, есть купель. Народу приезжает много. 

 Раздевалка и купель.

В первый свой приезд прошлись вдоль бывшей территории Гефсиманского скита. Впечатляет фигурная кирпичная кладка, настоящее искусство, которое к сожалению разрушается на глазах. 

Центральный физико-технический институт МО РФ (Загорск-7)

Памятник Создателям ядерного щита России — единственный в России и очень обсуждаемый памятник. По мнению авторов «Монумент символизирует единство духовной веры и воинской доблести, отсутствия войны и в результате сдерживания очагов нападения «ядерной угрозы».

Едем дальше, нас ждет деревянная церковь в селе Благовещенье. 

Все посты про Нетуристический Сергиев-Посад можно по тегу Сергиев-Посад 2020

Источник: annastorm.livejournal.com

Гефсиманский Черниговский Скит 5.jpg
Всего 68 фото

По обыкновению, выделю курсивом поясняющую информацию под фотографиями и некоторые личные ощущения и впечатления "по-ходу".

02.
Гефсиманский Черниговский Скит 47.jpg
Черниговский скит — общий вид с юга. Скит на этом фото снят именно с ракурса согласно представленного ниже плана.

В плане скит представляет собой прямоугольный двор, окруженный каменной оградой с башенками.
03.
План Черниговского скита.png

Гефсиманский скит был основан в 1843-1844 годах. Уже в 1845 на месте будущего Черниговского скита, в Исаковской роще, появляются деревянные кельи монахов Гефсиманского скита, склонных к особенно строгому уединению.
04.
Гефсиманский Черниговский Скит 43.jpg

В 1847 году известный московский юродивый Филиппушка (Хорев), одно время живший при Лавре, переселяется в Исаковскую рощу. Именно этот год обычно называют датой основания Черниговского скита. Испросив разрешение на "копание погребка", Филиппушка начинает строить себе подземную келью, наподобие пещер Киево-Печерской лавры.
05.
Гефсиманский Черниговский Скит 49.jpg

Пещеры сооружались до 1851 года, пока не стали включать в себя пещерный храм во имя Бесплотных Сил — бревенчатую полуземлянку, верхняя часть которой выступала над землёй, имела окна и подземные ходы с маленькими пещерками, и была завершена фигурной кровлей.
06.
Гефсиманский Черниговский Скит 1.jpg
Южный братский корпус Черниговского скита (1868 г.)
Гефсиманский Черниговский Скит 50.jpg
Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери

08.
Гефсиманский Черниговский Скит 4.jpg
Южный братский корпус (1868 г.). Из зафиксированных на плане и в описи 1879 г. строений Черниговского скита до настоящего времени сохранился лишь каменный двухэтажный келейный корпус, составляющий почти всю южную сторону обители.

Устав Скита славился своей строгостью и духом православной ревности. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие — все было направлено к спасению души человеческой. Так, и женщины допускались внутрь скита лишь один раз в год, в день взятия на небо Божией Матери — главной покровительницы этой монашеской обители. Многие верующие люди искали строгого руководства, как наиболее спасительного пути, и Скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда стекаются тысячи верующих за наставлением и советом. Особенной строгостью славилась жизнь пещерных подвижников — таких, как иеросхимонаха Александра, затворившегося в уединении и безмолвии свыше 10 лет.
09.
Черниговский скит

10.
Гефсиманский Черниговский Скит 2.jpg
Надвратная колокольня (1895-1900 гг.)

В скит приходит старец Варнава Гефсиманский, чье имя переводится как "сын утешения". Начинал он с того, что водил богомольцев по Пещерам Скита. Затем, с 1866 года он принимает послушание нести «крест наставничества народного». Это и был подвиг старчества. Господь отметил старца видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом. Старец прославился на всю Россию, в начале 1905 года его посещает царь Николай II со своим семейством. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического конца.
11.
Гефсиманский Черниговский Скит 28.jpg

В 1852 году в пещерную церковь Александрой Григорьевной Филипповой была пожертвована Икона Черниговской Божьей Матери. По молитве пред этой иконой в 1869 году была исцелена парализованная крестьянка, после чего икона явила более 100 чудес и исцелений. По названию иконы скит в 1890-е годы и получил своё имя.
12.
img3.jpg

13.
Гефсиманский Черниговский Скит 3.jpg

Варнава преставился 17 февраля (2 марта) 1906 года, а в 1995 году был канонизирован.
14.
Гефсиманский Черниговский Скит 8.jpg
Фасад Южного братского корпуси (1868 г.) у южных угловых ворот

Предсказания прп. Варнавы сбывались с поразительной точностью. Так, многие заранее были им предупреждены о грядущих гонениях за веру, которые обрушились на Русскую Церковь в советский период. Известны и его дальнейшие предсказания: "И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет".
15.
Гефсиманский Черниговский Скит 27.jpg
Южная угловая башня

В 1856-1857 годах строится надпещерная деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и святого Василия Парийского, расширяется пещерная церковь. Но наиболее активное строительство в скиту ведётся в последние десятилетия XIX века.
16.
Гефсиманский Черниговский Скит 6.jpg
Мы зайдем в Черниговский скит именно через южные отдаленные врата

17.
Гефсиманский Черниговский Скит 7.jpg

18.
Гефсиманский Черниговский Скит 9.jpg

Помимо пещер скит славится уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и стен, сохранившихся доныне. Чего только стоит одна пятиярусная колокольня, свечой возвышающаяся над всей округой и сравнимая только с колокольней Лавры!
19.
Гефсиманский Черниговский Скит 30.jpg

В ноябре 1919 года, в ходе ленинской атеистической кампании были вскрыты для кощунственного "освидетельствования" по указу Ленина мощи преподобного Сергия Радонежского. Тогда же по закрытии Лавры братии предложено было переселиться в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь, а именно 10 октября 1919 года Сергиевский исполком постановил: "В виду необходимости в размещении учреждений и общежитий совдепа и военного ведомства, Лавру, как монастырь, ликвидировать, общежитие монахов закрыть, выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит". Весной 1946 года, по личному приказу Сталина был восстановлен монастырь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре; Первое богослужение было совершено в Великий четверг в Успенском Соборе (свидетельство очевидца — о. Сергия Боскина).

Композиционным центром архитектурного ансамбля скита служит Черниговский храм (1886-1889). Под ним помещается пещерная церковь, построенная в 1851 году. В 1856-1857 годах сооружается просторная трапезная пещерного храма со сводчатым потолком, так что первоначальная церковь 1851 года превращается в алтарь. Пещерная церковь к настоящему времени полностью восстановлена.
20.
Гефсиманский Черниговский Скит 10.jpg

Рассмотрим архитектурные детали Черниговского собора в подробностях
21.
Гефсиманский Черниговский Скит 37.jpg

Представление о построенном в 1886-1897 гг. пятиглавом двухсветном храме во имя иконы Черниговской Богоматери дают иконографические источники и описание храма. Последнее приводится в издании 1899 г., посвященном Гефсиманскому скиту и пещерам при нем, автор которого своими глазами видел новопостроенный надпещерный храм во всем его великолепии.
22.
Гефсиманский Черниговский Скит 38.jpg

"По наружному своему виду храм во имя Черниговской иконы Божьей Матери очень красив. Он устроен в древнерусском стиле XVI века. В длину новый храм имеет от паперти до горнего места 18 сажен, в ширину с приделами 15 сажен, а в вышину с крестом около 20 сажен… Верх храма увенчан куполами в древневизантийском стиле; на среднем из них глава и крест вызолочены чрез огонь, а остальные увенчаны вызолоченными крестами и украшены такими же подзорами. На фронтоне храма находятся писанные по вызолоченному фону изображения святых".
23.
Гефсиманский Черниговский Скит 32.jpg

Приведенное описание построенного в конце XIX в. Черниговского храма свидетельствует о том, что задача поставленная перед Н.В. Султановым, как архитектором, при проектировании и строительстве храма, была успешно выполнена: "русский стиль" архитектуры новопостроенного храма придал ансамблю зданий Черниговского скита более выразительный архитектурный облик. Эту особенность Черниговского храма отметил позднее член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А. Олсуфьев, назвавший Черниговский храм чрезвычайно типичным и целостным выявлением понимания русского стиля в самом конце XIX столетия.
24.
Гефсиманский Черниговский Скит 36.jpg

Не менее успешно при строительстве Черниговского храма была выполнена задача, поставленная перед Н.В. Султановым, как инженером. С инженерной точки зрения Черниговский храм уникален тем, что при его строительстве не только не пострадала, но и была расширена находившаяся под ним пещерная церковь, были сохранены окружающие эту церковь пещеры. Подробное описание пещерной церкви и пещер, находящихся под Черниговским храмом, также приводится автором упоминавшегося выше издания 1899 года.
25.
Гефсиманский Черниговский Скит 34.jpg

26.
Гефсиманский Черниговский Скит 35.jpg

Войдем внутрь величественного Черниговского собора
27.
Черниговский собор

Фотографировать внутри категорически запрещают, пришлось правда нарушить этот обескураживающий запрет пару раз)
28.
Гефсиманский Черниговский Скит 11.jpg
На первом плане мы как раз и видим киот с Черниговской Иконой Божьей Матери

29.
Икона Божьей Матери Черниговская-Гефсиманская
Икона Божьей Матери Черниговская-Гефсиманская вблизи. Стороннее фото.

30.
Гефсиманский Черниговский Скит 12.jpg
В правой же части этого кадра можно видеть место нахождения мощей Варнавы Гефсиманского

Авторские фото пещерного храма у меня отсутствуют, поскольку в той же категоричной форме нам было отказано в возможности сфотографировать святыню. Не помогли никакие обоснованные просьбы и внятные пояснения о благой цели фотосъемки…
31.
Гефсиманский Черниговский Скит 33.jpg

Это как раз вход в пещерный храм с южной стороны фасада собора. Посещение пещер платное и только в составе организованной экскурсии.
32.
Гефсиманский Черниговский Скит 29.jpg

Фотографии Пещер Черниговского скита выложенные ниже взяты из сторонних источников…

Пещерный храм
Пещерный храм

С 1849 по 1851 гг. в пещерах уже работали подряженные Лаврой землекопы, плотники, каменщики. Трудом рабочих ископанная Филиппушкой средняя пещера была превращена в благоустроенную часовню, представлявшую собой частично заглубленный в землю бревенчатый сруб, освещавшийся окнами, прорубленными в его верхней выступавшей из земли части и завершенный фигурной кровлей.
34.
Пещерный храм
Смежные с пещерным храмом стены и сводчатые потолки качественно и искусно расписаны

Отходившие от средней пещеры подземные ходы, прокопанные Филиппушкой, старанием тех же рабочих были превращены в обложенные кирпичом сводчатые подземные коридоры с такими же сводчатыми маленькими пещерками по сторонам. Работы по обустройству пещер, начатые Филиппушкой, были закончены к осени 1851 года. Осенью того же года пещерная часовня была освящена, как пещерный храм во имя Бесплотных Сил.
35.
Пещеры Черниговского скита
Подземные укрепленные кирпичом переходы "пещер"

Освящение пещерного храма знаменует окончание первого, начального этапа в истории Черниговского скита. Возникший в 1845 г., как уединенная обитель нескольких отшельников, каждый из которых жил в отдельной келье-пустыньке, в 1851 г., с постройкой храма, скит превратился в монашеское общежитие, — пещерное отделение Гефсиманского скита. В 1845-1851 гг. все немногочисленные постройки в Черниговском скиту были деревянными, не исключая и вкопанного в землю бревенчатого сруба пещерного храма.
36.
Монашеские кельи в пещерном храме
Монашеская пещерная келья

37.
Пещеры

38.
Пещеры
Монашеская пещерная келья

Поднимемся к земному свету; продолжим обходить и осматривать здание Черниговского собора против часовой стрелки
39.
Гефсиманский Черниговский Скит 13.jpg

Значительный по размерам новый надпещерный храм дал толчок к расширению территории Черниговского скита и перестройке его зданий. Расширение территории и перестройка зданий скита начались сразу же после окончания постройки нового надпещерного храма вчерне. В 1889 г. вдоль западной ограды скита строится двухэтажный кирпичный трапезный корпус.
40.
Гефсиманский Черниговский Скит 39.jpg
Трапезный корпус (1889 г.)

В 1894 г. старая деревянная на каменных столбах ограда скита заменяется кирпичной с двадцатью башнями; при этом территория скита расширяется почти в два раза. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню скита в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы местных густых хвойных чащоб.
41.
Гефсиманский Черниговский Скит 16.jpg

42.
Гефсиманский Черниговский Скит 25.jpg

Принимая во внимание то, что южный каменный корпус с колокольней не мог быть построен раньше надпещерной церкви, что в известных архивных документах нет сведений о строительстве в "пещерах" каменного корпуса в 1856-1860 гг., можно утверждать, что первый этаж существующего южного келейного корпуса (на фото ниже слева), был построен между 1861-1865 гг. Второй же этаж над ним был надстроен в 1870 году.
43.
Гефсиманский Черниговский Скит 23.jpg

44.
Гефсиманский Черниговский Скит 24.jpg
Этот скальный обломок возможно обозначает место некоего захоронения, но пока ничего надписями здесь не обозначено

45.
Гефсиманский Черниговский Скит 22.jpg
Черниговский собор — вид с востока

46.
Гефсиманский Черниговский Скит 45.jpg

47.
Гефсиманский Черниговский Скит - 212.jpg

48.
Гефсиманский Черниговский Скит 44.jpg

49.
Гефсиманский Черниговский Скит 51.jpg

В 1895 г. напротив восточного фасада храма, на линии новой ограды закладывается новая пятиярусная колокольня, почти не уступающая по высоте лаврской.
50.
Гефсиманский Черниговский Скит 14.jpg

В 1903 г. разбирается, как излишняя, старая колокольня над воротами южного корпуса 1874 г., материалы от которой используются при строительстве нового каменного келейного корпуса, заложенного в 1904 г. вдоль восточной ограды скита, напротив трапезного корпуса.
51.
Гефсиманский Черниговский Скит 19.jpg
(Келейный) Восточный братский корпус (1904 г.)

За исключением трапезного корпуса 1889 г., автор которого неизвестен, все остальные вышеперечисленные здания были построены по проектам архитектора А.А. Латкова в "русском стиле". При этом архитектура оргады и колокольни оказалась настолько близка архитектуре надпещерного храма, что долгое время считалось, что и эти сооружения построены Н.В. Султановым. Благодаря стилевому единству здания конца XIX- начала XX вв. составили основу нового архитектурного ансамбля Черниговского скита, композиционным центром которого стал пятиглавый надпещерный храм, а высотной доминантой — величественная колокольня, поставленная по продольной оси храма.
52.
Гефсиманский Черниговский Скит 18.jpg

Новый архитектурный ансамбль Черниговского скита, сложившийся на рубеже XlX-XX вв. (в два раза превышающий по площади старый ансамбль эклектичных зданий скита), в основном сохранился до настоящего времени. Строгая симметричность в расположении зданий, краснокирпичные фасады собора и колокольни, обилие зелени, тишина и малолюдность, все создает сильный контраст красочной и шумной Троице-Сергиевой лавре. В 1990 г. южная часть территории Черниговского скита, включая кладбище, колокольню, южный келейный корпус и келию о. Варнавы, была возвращена Троице-Сергиевой лавре. Таким образом, после почти 70-летнего перерыва в Черниговском скиту снова началось монашеское жительство.

Стоит отметить почитаемое до революции скитское кладбище, где нашли свое пристанище последние монахи Троице-Сергиева монастыря после его закрытия в 1919 году. Здесь покоятся останки знаменитых русских философов — В. В. Розанова и монаха Климента (в миру К.Н. Леонтьева) (отмеченные деревянными крестами).
53.
Гефсиманский Черниговский скит - 064
Это фрагменты безымянных надмогильных памятников на месте некрополя лежащие то тут, то там, откопанные при восстановлении прежнего облика Черниговского скита и благоустройстве территории скита

54.
Гефсиманский Черниговский Скит - 201

55.
Гефсиманский Черниговский Скит 20.jpg
Северный фасад Черниговского собора

56.
Гефсиманский Черниговский Скит 17.jpg

Рассмотрим в деталях надвратную колокольню Черниговского скита

57.
Гефсиманский Черниговский Скит - 211.jpg

58.
Гефсиманский Черниговский Скит 31.jpg

Стилевое единство собора и колокольни позволяет говорить о сложении в 1857-1874 гг. целостного архитектурного ансамбля Черниговского скита. Композиционным центром сложившегося ансамбля служил объем верхней церкви; композиционную ось его, ориентированную по линии юг — север, определяли: вертикаль колокольни над южным келейным корпусом, шатровое завершение южного церковного крыльца и, наконец, глава самой верхней церкви (см. на схеме/плане скита).
59.
Гефсиманский Черниговский Скит 21.jpg

60.
Гефсиманский Черниговский Скит 52.jpg

Живописная пятиярусная колокольня и обе церкви в комплексе были возведены по проекту Александра Афанасьевича Латкова, работавшего в конце XIX века архитектором Лавры. Известно, что колокольню, Никольский храм и церковь Константина и Елены возвели на деньги, пожертвованные местным жителем Г.П. Цуриковым.
61.
Гефсиманский Черниговский Скит 41.jpg

62.
Гефсиманский Черниговский Скит - 213.jpg
Восточные Святые врата

63.
Гефсиманский Черниговский Скит 42.jpg
Восточная часть кирпичной ограды Черниговского скита (слева от надвратной колокольни). На дальнем плане Гефсиманский скит.

Как мы помним, свое нынешнее название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры: Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Разделительной границей между ними были Гефсиманские пруды, которые и сейчас находятся на своем месте. Когда-то эти две обители соединялись подземной галереей, проложенной под озером, чтобы монахи с другой стороны озера могли быстро и незаметно проходить на службу в подземный храм. Часть этого подземного строения сохранилась, и насельники, несущие сейчас послушание экскурсовода,  также показывают его паломникам. Как мы увидели, удалось восстановить Черниговский монастырь, храмы и постройки которого частично сохранились и были переданы верующим. А вот от Гефсиманского скита осталось совсем немного – всего два здания, но они еще не принадлежат Лавре.
64.
Гефсиманский Черниговский Скит 48.jpg

Киновия Боголюбская (на дальнем плане на фото выше и крупным планом на фото ниже) создана по инициативе митрополита Филарета между 1849 и 1859 гг. для погребения братии Троице-Сергиева монастыря. Расположенная в непосредственной близости к Гефсиманскому скиту и его "Пещерам", киновия входит в единую художественную систему культовых ансамблей середины и второй половины XIX в. на окраине города. Это небольшой комплекс кирпичных, преимущественно гражданских зданий, помещенный на мысу между двух прудов, сформировался в 1840-1870-х гг.
65.
Гефсиманский Черниговский Скит - Киновия
Киновия (общий вид). На берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника (на фото справа).

В 1950-е годы строение Гефсиманского скита были отдана военному ведомству по распоряжению этого последнего – взорваны; на месте скитского кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне. Сейчас год на территории бывшего Гефсиманского скита располагается военная часть № 51105 (ЦФТИ — Центральный физико-технический институт 12 Главного Управления Министерства обороны Российской Федерации), а также училище.
66.
Гефсиманский Черниговский Скит - 202.jpg

67.
Гефсиманский Черниговский Скит - 203.jpg

Гефсиманский Черниговский скит открыт для всех желающих поклониться его святыням: чудотворному Черниговскому Гефсиманскому образу Божией Матери и мощам преподобного Варнавы, честным останкам схимонаха Филиппа, а также для всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности, пещерные храмы и келии, а также чудотворный источник.
68.
Гефсиманский Черниговский Скит - 214.jpg

Очевидно, что-то следует сказать в финале!?…

А знаете, ничего говорить не стоит, просто сюда нужно приехать. И уже на месте вы ощутите всё Это — прикосновение к Истории, чему-то такому, что человеческим языком не выразить, а если и попытаться выразить словами, то всё сведется к банальным часто используемым эпитетам и штампам для такого возвышенного окружения. Ничего не надо говорить!) В общем, у каждого из нас своя Гефсимания!

Источники:

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций. М., 1990
Филимонов К.А. Черниговский скит: история архитектурного ансамбля

© Vladimir d’Ar, 2019

Источник: vladimirdar.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.