Спарта

Все мы с детства слышали легенды о могучих спартанцах и их образе жизни, изумлялись их силе и решимости. Об этом написаны сотни книг и сняты десятки фильмов. Древние руины этого исторического места и сегодня можно увидеть недалеко от современного города Спарта, который был основан в 1834 году королем Греции Отто.

История Спарты в Древней Греции

Спарта – один из выдающихся городов античных времен. Благодаря своей мощной военной организации Спарта стала лидером объединенных эллинских сил во время греко-персидских войн около 480 году до н.э., однако позднее превратилась в главного соперника Афин в Пелопоннесской войне. Поражение в сражении вблизи Леуктра в 371 году до н.э. против конкурирующего города-государства Фив закончило выдающуюся военную роль Спарты в материковой Греции. Но даже после этого ни Александр Македонский, ни его отец Филипп II никогда не пытались вторгнуться в саму Спарту.

Вместо этого римская элита приезжала в Спарту для того, чтобы исследовать экзотические спартанские обычаи. Затем город пережил длительный период упадка. Из-за набегов мародеров в Средние века культурный и политический центр Лаконии был перенесен в соседнее византийское поселение Мистра. Жители Спарты покинули свой город и поселились в новом укрепленном замке.


Руины Древней Спарты

Лакония и лаконизм

Неудивительно, что в регионе, где находилась Спарта, Лаконии, родилось слово «лаконизм». Спартанцев с детства учили выражать свои мысли кратко и выразительно. Существует множество историй о лаконизме этих могучих воинов. Одна из них не так популярна, как известная фраза «Приди и возьми», но очень хорошо выражает значение слова «лаконизм».

Филипп II подошел к стенам города и послал сообщение: «Я покорил всю Грецию, так как у меня лучшая армия в мире. Сдавайтесь, потому что, если я возьму Спарту, то сломаю ваши ворота и убью всех ваших женщин и детей». Спартанцы ответили ему очень лаконично: «Если».

Географическое положение Спарты

На карте Греции район полуострова Пелопоннес, где находится г. Спарта, расположен в долине реки Евротас под восточными предгорьями горы Тайгет.

Истоки современного города датируются 20 октября 1834 года, когда король Отто издал указ о строительстве на месте древней Спарты нового города с таким же названием. Баварские градостроители во главе с известным австрийским архитектором Теофилом Хансеном спроектировали город Спарта с населением 100 тыс. человек по неоклассической архитектурной модели с большими открытыми площадями и широкими улицами, обсаженными деревьями.


Спарта на карте Греции

Какой климат в городе Спарта?

В этой местности преобладает солнечный и теплый средиземноморский климат. Зимы мягкие и прохладные. Средние температуры января составляют около +14 °C. Спарта славится палящей летней жарой и самой высокой среднемесячной температурой в Греции.

Достопримечательности Спарты

Современный город Спарта не содержит намеков на его легендарное прошлое. Сегодня это самое обычное место, где нет ничего примечательного. Среди оставшихся с древних времен артефактов есть только руины, которые не выглядят особенно впечатляюще, так как спартанцев не заботили архитектурные изыски. Кроме того, камни разрушенного города были использованы в XIII веке для строительства соседней Мистры. Туристам могут понравиться следующие достопримечательности:

  • статуя царя Леонида, на которой написана легендарная фраза «Приди и возьми»;

  • Статуя короля Леонида с надписью Приди и возьми

  • Археологический музей, в котором размещены находки из раскопок Акрополя древней Спарты;
  • Археологический музей

  • Музей оливкового масла, где можно найти много интересного об этом традиционном греческом продукте.

Отправьтесь на экскурсию в окрестности Спарты, посетите средневековую византийскую Мистру. Здесь туристы найдут великолепные исторические памятники:

  1. Пропасть смерти Каядас. Древние летописцы Павсаний и Фукидид описали пропасть Каядас, где спартанцы казнили преступников и заключенных, сбрасывая их со скалы. Чтобы увидеть ее, отправляйтесь в деревню Трипи к западу от Спарты и поднимитесь по 118 ступеням к этому печально известному месту.
  2. Пропасть смерти Каядас

  3. Мистра. Дорога извилистая. Крепкие стены, церковные купола, дома, монастыри и дворцы королевства Деспотат Морея расположены на крутом склоне Тайгета в 8 км от города Спарта. Этот заброшенный город представляет собой вершину византийской архитектуры XIV-XV веков. В 1989 году ЮНЕСКО добавила Мистру в свой каталог всемирного культурного наследия.

  4. Мистра

  5. Часовня Агиа София. Расположенная в верхнем городе Мистры, она была церковью монастыря Зудотос Христос, который был основан Мануэлем Кантакузеном в середине XIV века.

Часовня Агиа София

Отели города

В Спарте есть много недорогих отелей и апартаментов в черте города, которые идеально подходят в качестве «остановочного центра» для знакомства с самим городом или близлежащими византийскими достопримечательностями Мистры. Некоторые из них:

  • Maniatis – 3*;
  • Menelaion – 3*;
  • Lakonia – 2*.

Отель Maniatis

Где поесть?

Основная часть ресторанов и таверн Спарты сконцентрирована на главной улице города, в их числе:

  • En Epalti;
  • Kapari;
  • Tsipouradiko To Peninda.


Рестораны Спарты

Шоппинг в городе Спарта

Большинство магазинов можно найти на двух главных улицах, Palaiologou и Lykourgou, а также вокруг главной площади.

Марафонский забег

Начиная с 1983, в городе ежегодно в последнюю пятницу сентября проводится Спарталлонская ультра-дистанционная гонка. Она проходит по оригинальному пути Фейдиппида, афинского бегуна, который пробежал эту дистанцию в 490 г. до н.э., чтобы попросить спартанцев о военной помощи против вторжения персов. Сегодняшним бегунам дается 36 часов, чтобы пробежать все 246 км. Спортсмены начинают забег на рассвете у подножия Акрополя в Афинах, направляются к Коринфскому каналу, Древнему Коринфу, проходят через гору Парфенион в сторону Тегии, а затем спускаются в сторону Спарты. Забег заканчивается у статуи Леонидаса.

Марафонский забег

Как попасть в Спарту?

В этом городе нет аэропорта. Ежедневные автобусы соединяют Афины со Спартой. Они отправляется от автовокзала Кифиссос в Афинах примерно 4-5 раз в день.

По городу Спарта можно передвигаться с помощью местных автобусов или такси.

Источник: womanadvice.ru


СПАРТА, главный город области Лакония (юго-восточная часть Пелопоннеса), самое дорическое из всех государств Древней Греции. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония – сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемоном, поэтому обитателей этой местности часто именовали «лакедемонянами», что практически равнозначно словам «спартанец» или «спартиат».

Спарта, название которой может значить «разбросанная» (предлагаются и другие толкования), состояла из усадеб и поместий, разбросанных по области, центром которой являлся невысокий холм, который позднее стал акрополем. Первоначально город не имел стен и оставался верен этому принципу вплоть до 2 в. до н.э. В ходе раскопок Британской школы в Афинах (проводившихся в 1906–1910 и 1924–1929) были обнаружены остатки нескольких зданий, в том числе святилище Артемиды Орфии, храм Афины Меднодомной и театр. Театр был выстроен из белого мрамора и, согласно Павсанию, описывавшему постройки Спарты ок. 160 н.э., являлся «достопримечательностью», но это каменное строение относится уже к эпохе римского владычества. С низкого акрополя открывался роскошный вид на долину Эврота и на величественную гору Тайгет, круто вздымавшуюся на высоту 2406 м и образовывавшую западную границу Спарты.

Многие историки считают, что Спарта возникла сравнительно поздно, уже после «дорийского нашествия», произошедшего предположительно между 1150 и 1100 до н.э.


рвоначально захватчики поселились в городах, которые они завоевали, а нередко и разрушили, или возле них, но через столетие они создали собственную «столицу» у реки Эврот. Поскольку в период, к которому большинство историков относят Троянскую войну (ок. 1200 до н.э.), Спарта еще не возникла, миф о похищении Парисом Елены, супруги спартанского царя Менелая, был, вероятно, приписан Спарте. В соседних Терапнах, где существовал крупный город микенской эпохи, существовало святилище Менелайон и вплоть до классического периода отправлялся культ Менелая и Елены.

Рост численности населения и связанные с ним экономические и социальные проблемы вдохновили спартанцев на внешнюю экспансию. За вычетом основанной в Италии в 8 в. до н.э. колонии Тарент Спарта расширялась лишь за счет собственно Греции. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов. Свидетельством спартанской активности является легенда о том, как жители Элиды при поддержке Спарты сумели отвоевать у своих соперников, жителей Писы, контроль над Олимпийскими играми. Первая зафиксированная победа спартанцев в Олимпии – это победа Аканфа в беге на 15-й Олимпиаде (720 до н.э.). Более столетия спартанские атлеты доминировали на Олимпийсих играх, добившись за это время 46 побед из 81, занесенной в анналы.


Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать ок. 550 до н.э., оформился ок. 510–500 до н.э.) Спарта фактически господствовала на всем Пелопоннесе, за исключением Аргоса и Ахайи на северном побережье, и к 500 до н.э. превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.

Конфликт между двумя величайшими государствами Греции, дорической Спартой и ионийскими Афинами, сухопутной и морской державой, был неизбежен, и в 431 до н.э. разразилась Пелопоннесская война. В конечном счете в 404 до н.э. Спарта взяла верх, а Афинская держава погибла. Недовольство спартанским засильем в Греции привело к новой войне. Фиванцы и их союзники во главе с Эпаминондом нанесли спартанцам тяжелое поражение при Левктрах (371 до н.э.) и при Мантинее (362 до н.э.), после чего, если забыть о кратковременных всплесках активности и случайных периодах взлета, Спарта стала терять былое могущество.

При тиране Набиде ок. 200 до н.э. или вскоре после него Спарта была окружена стеной, тогда же появился и каменный театр. В период римского владычества, начавшийся в 146 до н.э., Спарта превратилась в большой и благополучный провинциальный город, здесь возводились оборонительные и иные сооружения. Спарта процветала вплоть до 350 н.э. В 396 город был уничтожен Аларихом.


Особое значение в мировой истории имеет влияние, оказанное на позднейшие государственные системы политическим и социальным устройством Спарты. Во главе спартанского государства стояли два царя, один из рода Агидов, другой из рода Эврипонтидов, что было, вероятно, изначально связано с союзом двух племен. Два царя проводили заседания вместе с герусией, т.е. советом старейшин, в который пожизненно избирались 28 человек старше 60 лет. В народном собрании (апелле) участвовали все спартанцы, достигшие 30 лет и имевшие достаточно средств для того, чтобы исполнять то, что считалось необходимым для гражданина (в частности, вносить свою долю на участие в совместных трапезах, фидитиях). Позднее возник институт эфоров, пяти чиновников, которых избирало собрание, по одному от каждой области Спарты. Пять эфоров приобрели власть, превосходившую власть царей (возможно, после исполнения этой должности Хилоном ок. 555 до н.э.). Для предотвращения восстаний имевших численный перевес илотов и поддержания боеготовности собственных граждан постоянно устраивались тайные вылазки (они назывались криптиями) с целью убийства илотов.

Как это ни удивительно, тот тип цивилизации, который именуется теперь спартанским, не характерен для ранней Спарты. Произведенные англичанами раскопки подтвердили теорию, выдвинутую историками на основании письменных памятников, что до 600 до н.э.


артанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают, имена спартанских атлетов больше не появляются в списках олимпийских победителей. Прежде чем эти перемены дали о себе знать, спартанец Гитиад построил «медный дом Афины» (храм Афины Полиухос); через 50 лет, напротив, пришлось приглашать иноземных мастеров Феодора Самосского и Батикла из Магнесии для строительства соответственно Скиады (вероятно, зала для собраний) в Спарте и храма Аполлона Гиацинтия в Амиклах. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни обычно приписывается Ликургу, хотя неясно, кем был Ликург – богом, мифическим героем или историческим лицом.

Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки (букв. «живущие рядом»), обитатели союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты. Голосовать и входить в органы управления могли исключительно спартиаты. Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения прибыли, использовать золотые и серебряные монеты. Земельные участки спартиатов, обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных потребностей. Торговлей и производством занимались периэки. Они не участвовали в политической жизни Спарты, но обладали некоторыми правами, а также привилегией служить в армии. Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать все свое время физическим упражнениям и военному делу.

По оценкам, к 600 до н.э. насчитывалось ок. 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число илотов превосходило число граждан уже в 15 раз. Войны и экономические невзгоды сокращали численность спартиатов. Во время греко-персидских войн (480 до н.э.) Спарта выставила ок. 5000 спартиатов, но столетием позднее в битве при Левктре (371 до н.э.) их сражалось только 2000. Упоминается, что в 3 в. в Спарте насчитывалось лишь 700 граждан.

Чтобы удержать свое положение в государстве, спартиаты ощущали необходимость в большой регулярной армии. Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. При рождении ребенка государство определяло, вырастет ли из него здоровый гражданин или его следует отнести на гору Тайгет. Первые годы жизни мальчик проводил дома. С 7 лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре. В 20 лет молодой спартиат присоединялся к фидитии, т.е. компании сотрапезников из пятнадцати человек, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог участвовать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гимнасии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии. На надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова «на войне».

Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Сообщается, что Ликург якобы ввел такое обучение для девочек для того, чтобы они вырастали сильными и смелыми, способными произвести на свет крепких и здоровых детей.

Спартиаты намеренно ввели у себя деспотию, которая лишала индивидуума свободы и инициативы и уничтожала влияние семьи. Однако спартанский образ жизни весьма импонировал Платону, который включил в свое идеальное государство многие из ее милитаристских, тоталитарных и коммунистических черт.

Источник: www.krugosvet.ru

Размещение и питание в Спарте

Вы ведь ради Мистраса сюда приехали, верно? А если вы прибыли с утра, то вам, вероятно, захочется пройтись, так? В Спарте главный автобусный терминал (автовокзал, с которого уходят рейсы на Триполис, Афины, Монемвасию, Каламату и в Мани) находится в восточной части города, но центром города местные жители считают ту часть Ликургу, что рядом с Археологическим музеем.

Автобусы в Мистрас идут (каждый час понедельник-суббота, не так часто во время ланча и по воскресеньям) с главного автовокзала и с остановки на углу Ликургу и Леониду, расписания выставлены в витрине работающего там кафе. Банки по большей части находятся на Палеологу. На углу Палеологу и Ликургу работает книжный магазин, где продаются и карты, а выход в интернет вы найдёте в магазине Cosmos на Палеологу 34.

  • Где остановиться в Спарте

В городе достаточно гостиниц, многие из них находятся на главном проспекте Палеологу (уличный шум может оказаться проблемой): под номером 25 Cecil Hotel – маленькая и недавно отремонтированная гостиница, с очень приветливыми и много знающими владельцами, под номером 61 гостиница Lakonia хороша по цене. Напротив, в домах под номерами 72-76, находится современная гостиница Maniatis, которая хорошо оснащена, а расположенный в ней ресторан Zeus стоит посетить ради прекрасной греческой кухни.

Отель Cecil в Спарте

Sparta Inn на Тепмопилон 105 – большой и современный отель с садами на крыше и двумя бассейнами. Есть в окрестностях города и два кемпинга, до которых ходит автобус, идущий в Мистрас. Один кемпинг находится в 2,5 километрах от Спарты – это Paleologio Mystra и работает круглый год. Castle View – на 2 километра ближе к Мистрасу: очень чисто, есть плавательный бассейн, рядом автобусная остановка.

  • Еда и напитки в Спарте

Главная улица Палеологу заставлена ресторанами и тавернами. Diethnes на Палеологу 105 – местный фаворит, если речь идёт о широком выборе местных блюд, внутреннее убранство скромное, но есть красивый сад с апельсиновыми и лимонными деревцами. Расположенный неподалёку Parthenonas (рядом с кинотеатром на Врасиду) – псистария, где подают традиционные греческие блюда по умеренным ценам, можно взять обед на вынос.

Dionysos в полутора километрах за городом по дороге на Мистру, блюда дорогие, но сервируются стильно, особенно хорошо отдохнуть в летние вечера за столиками на улице. Также есть очень много музыкальных баров, популярнее других Enallax у главпочтамта и Ministry напротив гостиницы Maniatis.

Античная Спарта

Местоположение Спарты, окружённой с трёх сторон горами, было стратегически выгодным. Древняя столица занимала ту же площадь, что и нынешний город, и была в сущности не столько городом, сколько кучкой деревень, которые находились на холмах на западном берегу реки. Спарта находилась на пике своего могущества с VIII по IV века до нашей эры, в течение этого времени Спарта опиралась на законы Ликурга.

Современная Спарта

Спарта разгромила Афины, одержав победу в Пелопоннесской войне, образовала колонии по всему греческому миру, но затем утратила могущество – после поражения, которое она потерпела от Фив. Второй период процветания пришёлся на период римского правления – Спарта была дальним форпостом Римской империи на юге Греции. Однако с III века упадок Спарты стал необратимым, и византийцы уделяли куда большее внимание соседнему Мистрасу.

Достопримечательности Спарты

Памятников периода блистательной славы античного полиса почти не осталось, но к северу от нынешнего города можно осмотреть руины (ежедневно 8:30-15:00; бесплатно). Начните с памятника герою Фермопил царю Леониду – статуя установлена на улице Палеологу. Затем, обойдя футбольный стадион, идите к старому акрополю, самому высокому спартанскому холму. На склоне этого холма находился огромный театр, его очертания легко угадываются даже сегодня, хотя от кладки и следа не осталось – когда спартанцы почувствовали, что мощь города клонится к закату, они использовали весь камень для постройки укреплений, а позднее античный «стройматериал» использовали зодчие византийского Мистраса.

Указатель над театром обращает внимание на фрагмент храма Афины Халкиаку (Атина Халкиойкос – Афина, живущая в медном храме), а на вершине акрополя – развалины византийской церкви X века и монастыря Осьос Никон (Блаженного Никона). Святилище Артемиды Ортии, где спартанских мальчиков подвергали суровым испытаниям, находится недалеко от дороги на Триполис. Римляне построили трибуны для зрителей. Здесь же находятся торговые помещения для публики, собирающейся на представления.

Археологический музей и статуя царя Леонида в Спарте

Дальше вы увидите Менелайон (вторник-воскресенье 8:30-15:00; бесплатно), позднее микенское селение и святилище Менелая и Елены, которое находится в 5 километрах к юго-востоку от города. В современной деревне Амиклес, что в 7 километрах к югу от Спарты, находится акрополь и храм Аполлона в Амиклах (рабочий график тот же), который в эпоху римского владычества был самым важным спартанским центром после самого города и местом проведения праздника гиакинфии.

  • Источник: turizm.world

    Транспортная доступность

    Ближайший крупный аэропорт находится в Афинах, откуда до Спарты можно доехать на автобусе. Междугородние маршруты связывают город со многими населенными пунктами Греции. Основным городским общественным транспортом также являются автобусы. Распространена служба проката автомобилей.

    Ратуша и Центральная площадь
    Ратуша и Центральная площадь

    Подборка выгодных авиабилетов через Aviadiscounter (ищет как Aviasales + подборка акций и распродаж авиакомпаний).

    А для подбора междугороднего транспорта (самолеты, поезда, автобусы) по Европе попробуйте Omio, сервис предлагает оптимальные способы перемещения по популярным маршрутам.

    Или арендуйте автомобиль и прокладывайте свой маршрут.

    Климат

    Умеренно теплый климат на полуострове относится к Средиземноморскому с мягкой зимой и жарким солнечным летом. Максимально воздух прогревается к июлю-августу до +28…+30⁰C. Самые низкие температуры регистрируются в январе, когда столбики термометров опускаются до 0⁰C, изредка бывают заморозки. Теплая погода осенью и весной предоставляет возможность для осмотра всех достопримечательностей Пелопоннеса практически на протяжении всего года.

    Археологический музей Спарты
    Археологический музей Спарты

    Что посмотреть

    Наибольший интерес у всех гостей города вызывает археологический комплекс Древней Спарты, в котором особой популярностью пользуется Акрополь, выполнявший роль политического, религиозного и экономического центра, где сохранились руины храма Афины, датируемые VI столетием до нашей эры, величественный памятник Леонида, спартанского царя и выдающегося воина, знакомого многим по фильму «300 спартанцев», и большой древний театр. Здесь же находится и ставшая символом города скала, с которой по легенде в пропасть кидали больных и слабых детей, чтобы дальнейшее потомство рождалось только от сильных и здоровых воинов. Прямых доказательств данному факту не найдено, поэтому подобный отбор младенцев считается мифом.

    Замок Мистрас
    Замок Мистрас

    В современной Спарте находится археологический музей, экспонаты которого подробно знакомят туристов с античной историей города. Здесь представлены редкие археологические находки ученых обнаруженные в окрестностях Древней Спарты.

    Неподалеку от города имеются и средневековые архитектурные памятники, среди которых византийский замок Мистрас, интересный открывающимися с его высот красивейшими видами на современную Спарту, и несколько церквей, датируемых XI-XIV столетиями. Объектом традиционной греческой архитектуры является крепость XIII века, расположенная около деревни Гераки.

    Раскопки древней Спарты
    Раскопки древней Спарты

    Ввиду роста туристической популярности Спарты и ее окрестностей, в регионе начала активное развитие пляжная инфраструктура и на побережьях Лаконийского и Мессинийского заливов обустроили небольшие уютные пляжи с прокатом инвентаря для водных видов спорта, катамаранами, парашютами, площадками для тенниса, волейбола и баскетбола.

    Источник: WideOpenRoad.ru

    От­ку­да взя­лись спар­танцы

    Первый вопрос. Кто та­кие спар­танцы?

    Второй вопрос. По­чему их мес­то в древ­негре­чес­кой ис­то­рии вы­деле­но по срав­не­нию с дру­гими на­рода­ми Эл­ла­ды?

    Третий вопрос. Как выг­ля­дели спар­танцы, мож­но ли по­нять, чьи ро­довые чер­ты они нас­ле­дова­ли?

    Пос­ледний воп­рос ка­жет­ся оче­вид­ным толь­ко на пер­вый взгляд. Очень прос­то счи­тать, что гре­чес­кая скуль­пту­ра, пред­став­ля­ющая об­ра­зы афи­нян и жи­телей дру­гих гре­чес­ких по­лисов, в рав­ной ме­ре пред­став­ля­ет и об­ра­зы спар­танцев. Но где же тог­да из­ва­яния спар­тан­ских ца­рей и пол­ко­вод­цев, ко­торые на про­тяже­нии ве­ков дей­ство­вали ус­пешнее, чем вож­ди дру­гих гре­чес­ких го­родов-го­сударств? Где спар­тан­ские олим­пий­ские ге­рои, име­на ко­торых из­вес­тны? По­чему их об­лик не от­ра­зил­ся в древ­негре­чес­ком ис­кусс­тве?

    Что про­изош­ло в Гре­ции меж­ду «го­меров­ским пе­ри­одом» и на­чалом ста­нов­ле­ния но­вой куль­ту­ры, чье за­рож­де­ние от­ме­чено ге­омет­ри­чес­ким сти­лем – при­митив­ны­ми рос­пи­сями ваз, боль­ше по­хожи­ми на пет­рогри­фы?

    Вазапись

    Мне всегда было интересно как мог­ло столь при­митив­ное ис­кусс­тво, да­тиру­емое 8 в. до н. э. прев­ра­тить­ся в ве­лико­леп­ные об­разцы рос­пи­си по ке­рами­ки, брон­зо­вого литья, скуль­пту­ры, ар­хи­тек­ту­ры к 6–5 вв. до н. э.? По­чему Спар­та, воз­вы­сив­шись вмес­те с ос­таль­ной Гре­ци­ей, ис­пы­тала куль­тур­ный упа­док? По­чему этот упа­док не по­мешал Спар­те выс­то­ять в борь­бе с Афи­нами и на ко­рот­кое вре­мя стать ге­гемо­ном Эл­ла­ды? По­чему во­ен­ная по­беда не увен­ча­лась соз­да­ни­ем об­щегре­чес­ко­го го­сударс­тва, а вско­ре пос­ле по­беды Спар­ты гре­чес­кая го­сударс­твен­ность бы­ла раз­ру­шена внут­ренни­ми рас­пря­ми и внеш­ни­ми за­во­ева­ни­ями?

    На мно­гие воп­ро­сы от­вет сле­ду­ет ис­кать, вер­нувшись к воп­ро­су о том, кто жил в Древ­ней Гре­ции, кто жил в Спар­те: ка­ковы бы­ли го­сударс­твен­ные, хо­зяй­ствен­ные и куль­тур­ные ус­трем­ле­ния спар­танцев?

    На сколько я знаю Сог­ласно Го­меру, спар­тан­ские ца­ри ор­га­низо­вали и воз­гла­вили по­ход про­тив Трои. Мо­жет быть, ге­рои тро­ян­ской вой­ны это и есть спар­танцы? Нет, ге­рои этой вой­ны к из­вес­тно­му нам го­сударс­тву Спар­та не име­ют ни­како­го от­но­шения. Их от­де­ля­ют да­же от ар­ха­ич­ной ис­то­рии Древ­ней Гре­ции «тем­ные ве­ка», ко­торые не ос­та­вили ар­хе­оло­гам ни­каких ма­тери­алов и не от­ра­зились в гре­чес­ком эпо­се или ли­тера­туре. Ге­рои Го­мера – это изус­тная тра­диция, ко­торая пе­режи­ла рас­цвет и заб­ве­ние на­родов, дав­ших ав­то­ру «Или­ады» и «Одис­сеи» про­об­ра­зы из­вес­тных до­ныне пер­со­нажей.

    Тро­ян­ская вой­на (13–12 вв. до н. э.) прош­ла за­дол­го до рож­де­ния Спар­ты (9–8 вв. до н. э.). Но на­род, впос­ледс­твии ос­но­вав­ший Спар­ту, впол­не мог су­щес­тво­вать, а поз­днее – учас­тво­вать в за­во­ева­нии Пе­лопон­не­са. Сю­жет о по­хище­нии Па­рисом Еле­ны, суп­ру­ги «спар­тан­ско­го» ца­ря Ме­нелая, взят из дос­партан­ско­го эпо­са, ро­див­ше­гося сре­ди на­родов кри­то-ми­кен­ской куль­ту­ры, пред­шес­тво­вав­шей древ­негре­чес­кой. Он свя­зан с ми­кен­ским свя­тили­щем Ме­нелай­он, где в ар­ха­ич­ный пе­ри­од от­прав­лялся культ Ме­нелая и Еле­ны.

    Бу­дущие спар­танцы в до­рий­ском на­шес­твии – та часть за­во­ева­телей Пе­лопон­не­са, ко­торая шла впе­реди, сме­тая ми­кен­ские го­рода и уме­ло штур­муя их мощ­ные сте­ны. Это бы­ла са­ма во­инс­твен­ная часть вой­ска, ко­торая прод­ви­нулась даль­ше всех, прес­ле­дуя вра­га и ос­тавляя по­зади тех, кто удов­летво­рил­ся дос­тигну­тыми ре­зуль­та­тами. Быть мо­жет, имен­но по­это­му в Спар­те (са­ма даль­няя точ­ка кон­ти­нен­таль­но­го за­во­ева­ния, пос­ле ко­торой ос­та­валось по­корять толь­ко ос­тро­ва) бы­ла ус­та­нов­ле­на во­ен­ная де­мок­ра­тия – здесь тра­диции на­рода-вой­ска име­ли са­мые проч­ные ос­но­вания. И здесь же на­пор за­во­ева­ния был ис­черпан: ар­мия до­рий­цев силь­но по­реде­ла, они сос­тавля­ли мень­шинс­тво на­селе­ния в са­мых юж­ных зем­лях Эл­ла­ды. Имен­но это обус­ло­вило как мно­гона­род­ный сос­тав жи­телей Спар­ты, так и обо­соб­ленность влас­тву­юще­го эт­но­са спар­ти­атов. Спар­ти­аты влас­тво­вали, а про­цесс куль­тур­но­го раз­ви­тия про­дол­жа­ли под­властные – сво­бод­ные жи­тели пе­рифе­рии спар­тан­ско­го вли­яния (пе­ри­еки) и при­писан­ные к зем­ле ило­ты, обя­зан­ные со­дер­жать спар­ти­атов как за­щища­ющую их во­ен­ную си­лу. Куль­тур­ные зап­ро­сы во­инов-спар­ти­атов и тор­говцев-периеков при­чуд­ли­во сме­шались, соз­дав не­мало за­гадок для сов­ре­мен­ных ис­сле­дова­телей.

    Факт 1 .

    Друзья, а вам известно, почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире?

    Факт 2.

    С самого рождения детей спартанцев подвергали различным испытаниям. Если совет старейшин находил какие-либо физические недостатки у младенца, то его оставляли умирать в дикой местности.

    Молодые солдаты обучались искусству ведения боя, охоте, лёгкой атлетике и жили в общих бараках.

    Одежду юным спартанцам разрешали носить только с 12 лет. Их заставляли спать на холодной земле на улице.

    Факт 3.

    Интересно, но единственная профессия, на которую мог рассчитывать мальчик-спартанец в будущем была профессия воина. Все спартанцы считались военнообязанными до 60 лет.

    Факт 4.

    Промышленным производством и сельским хозяйством занимались низшие слои населения и иностранцы, многие из которых являлись рабами.

    Факт 5.

    Самым жестоким испытанием, ожидавшим юношей, был «конкурс на выносливость», в котором их избивали и пороли, чтобы проверить устойчивость к боли. Те, кто погибал во время проверки, считались слабаками.

    Факт 6.

    После прохождения обучения в возрасте 30 лет мужчины искали себе спутницу жизни. Девушки обычно выходили замуж в 20 лет. Брак, в первую очередь, рассматривался как средство воспроизводства новых солдат.

    Факт 7.

    Сдаться для спартанца означало покрыть себя позором. Отсюда особый спартанский менталитет. Мать спартанца, отправляя сына на войну, говорила: «Возвращайся со щитом или на щите».

    И все таки про­ис­хожде­ние наз­ва­ния «Спар­та» дос­то­вер­но не ус­та­нов­ле­но. Меж­ду тем древ­негре­чес­кое зна­чение сло­ва Σπάρτᾱ (Спар­та) очень близ­ко к по­нятию «род че­лове­чес­кий» – σπαρτῶν γένος. Как и у мно­гих древ­них пле­мен са­моназ­ва­ние оз­на­чало прос­то «лю­ди». Дру­гое близ­кое по­нятие οἱ σπαρτοί– сы­ны зем­ли, ка­залось бы, го­ворит о сель­ском ха­рак­те­ре тру­да спар­танцев. Сму­ща­ет ис­сле­дова­телей зна­чение σπαρτός – по­се­ян­ный, вы­рос­ший из зем­ли. Дан­ное зна­чение да­ло наз­ва­ние фи­ван­ским ро­дам Σπαρτός – «по­се­ян­ным», вы­рос­шим из зу­бов дра­кона, а вов­се не из зе­рен, ко­торые рас­се­ива­ют сель­ские тру­жени­ки.

    Не­кото­рые сов­ре­мен­ные ис­то­рики пред­ла­га­ют не пу­тать спар­тов со спар­танца­ми. Дей­стви­тель­но, фи­ван­ские ми­фы воз­во­дят ро­дос­ловные сво­их ге­ро­ев к спар­там, а о спар­танцах как по­том­ках спар­тов мы не зна­ем ни­чего. Из ро­да спар­тов про­ис­хо­дили и ре­аль­ные ис­то­ричес­кие пер­со­нажи – пол­ко­водец фи­ван­цев Эпа­минонд. Плу­тарх так­же упо­мина­ет Пи­фона Фис­бий­ско­го из ро­да спар­тов. Эта скуд­ная ин­форма­ция, ма­ло че­го до­казы­ва­ет. Не­об­хо­димо приз­нать, что мы во­об­ще ма­ло зна­ем о гре­чес­кой ар­ха­ике, а тем бо­лее – о пред­шес­тво­вав­ших «тем­ных ве­ках».

    Ми­фоло­гия да­ет нам рас­шифров­ку ис­то­ричес­ко­го сю­жета – воз­можность соз­дать при­ем­ле­мую вер­сию ис­то­рии, ко­торая в дос­то­вер­ных сви­детель­ствах нам не из­вес­тна. Сын фи­никий­ско­го ца­ря Аге­нора, внук По­сей­до­на Кадм по­бедил не­кое чу­дови­ще, соз­данное Аре-сом – бо­гом вой­ны. По­се­ян­ные зу­бы дра­кона взош­ли в ви­де лю­дей, ко­торые сра­зу бы­ли об­ла­чены в пан­ци­ри и во­ору­жены. Но эти «се­ян­ные» за­те­яли меж со­бой схват­ку, и вы­жили из них все­го пять че­ловек. На «зем­ля­ное» про­ис­хожде­ние ука­зыва­ют име­на ос­тавших­ся – Хто­ний (зем­ля­ной че­ловек), Удей (под­земный че­ловек), Пе­лор (ве­ликан), Ги­пери­он (свер­хмощ­ный), Эхи­он (че­ловек-змея). Пос­ледний яв­но свя­зан с чу­дови­щем-дра­коном, с ко­торым ког­да-то приш­лось раз­де­лать­ся Кад­му. Не слу­чай­но, что­бы зак­ре­пить свою по­беду Кадм вы­дал за не­го свою дочь Ага­ву. Вы­жив­шие «спар­ты» ста­ли ох­ра­ной Кад­ма.

    Ха­рак­терно ис­пы­тание Кад­ма. Пос­ле по­хище­ния Зев­сом его сес­тры Ев­ро­пы, Кадм и его братья бы­ли от­прав­ле­ны от­цом на по­ис­ки, но рас­се­ялись по све­ту, так и не най­дя ее. Они «рас­се­ялись» – то есть, то­же бы­ли «спар­та­ми». Ско­рее все­го, наз­ва­ние «спар­ты» для «вы­рос­ших из зем­ли» бы­ло свя­зано не с этим фан­тасти­чес­ким сю­жетом, а со служ­бой у Кад­ма, ко­торый был «се­ян­ным» – ко­ман­ди­рован­ным сво­им от­цом.

    В сво­их по­ис­ках Кадм наб­рел на Ора­кул Апол­ло­на (мо­жет быть, Дель­фы – спар­тан­скую свя­тыню), где по­лучил ука­зание «хо­дить за ко­ровой» (то есть, за Ге­рой, бо­гиней-ко­ровой, суп­ру­гой-сес­трой Зев­са) по­ка она не ля­жет (это про­дол­же­ние мо­тива по­ис­ка сес­тры-Ев­ро­пы, ук­ра­ден­ной Зев­сом, обер­нувшим­ся бы­ком). Там Кадм, по­бедив дра­кона Аре­са (дра­кон – зем­ное, хто­ничес­кое су­щес­тво), в на­каза­ние был 8 лет в ус­лу­жении у бо­га вой­ны, а по­том ос­но­вал го­род Фи­вы. По­лучив от Зев­са дочь Аре­са Гар­мо­нию, Кадм стал ца­рем. За­тем, то ли по нуж­дам вой­ны, то ли в ре­зуль­та­те из­гна­ния пе­ресе­лил­ся в Ил­ли­рию, где и царс­тво­вал. Но го­ревал от­то­го, что его до­чери и сын по­гиб­ли – Ино не уго­дила Ге­ре за то, что вскор­ми­ла Ди­они­са, а Ак­те­он не по­ладил с Ар­те­мидой, убив ее свя­щен­ную лань. Кадм с же­ной бы­ли из­гна­ны из Фив, а по ми­фу – прев­ра­щены бо­гами сна­чала в зме­ев (то есть, об­ра­щены в зем­лю), а по­том в го­ры Ил­ли­рии.

    Иног­да миф о «спар­тах» трак­ту­ют, пред­по­лагая, что по­беж­денные бы­ли «рас­се­яны» Кад­мом по ок­рес­тнос­тям – поп­росту раз­бе­жались. И их по­том­ки, яко­бы, при­об­ре­ли пос­тыдное проз­ви­ще «рас­се­ян­ные» – «спар­ты». Дру­гая трак­товка, нап­ро­тив, гла­сит, что Кадм соб­рал рас­се­ян­ных лю­дей, ко­торые пос­то­ян­но во­ева­ли меж со­бой. И ос­та­лись толь­ко пять пле­мен во гла­ве со сво­ими вож­дя­ми. Вто­рая вер­сия выг­ля­дит бо­лее прав­до­подоб­но. Так или ина­че, Кадм был приш­лым ца­рем мес­тных зем­ле­дель­цев с их хто­ничес­ки­ми куль­та­ми. Был он «спар­том», его со­юз­ни­ки зва­лись «спар­та­ми» – то есть, про­ще го­воря, ко­лонис­та­ми. И на­саж­дал иные куль­ты, убив дра­кона. Но без осо­бого ус­пе­ха – его са­мого «об­ра­тили в дра­кона», древ­ние куль­ты ока­зались силь­нее «спар­тов».

    Ско­рее все­го, Кадм – ре­аль­ный пер­со­наж. Имя Кад­ма упо­мина­ет­ся в пись­ме ми­кен­ско­го пра­вите­ля хетт­ско­му вла­дыке (ок. 1250 го­да до н. э.) по по­воду вла­дения груп­пой ос­тро­вов, за­во­еван­ных в прош­лом Кад­мом. Эти­моло­гия име­ни от­но­сит­ся к фи­никий­ско­му «древ­ний» или «вос­точный».

    Ес­ли от­бро­сить ми­фоло­гичес­кий па­фос, то по­лучит­ся, что сы­новья-во­ево­ды фи­никий­ско­го ца­ря от­пра­вились в раз­ные стра­ны во­евать и слу­жить. Кадм ока­зал­ся в Фи­вах, в стра­не зем­ле­дель­цев. Там он дол­гое вре­мя слу­жил, а по­том унас­ле­довал власть, же­нив­шись на до­чери ца­ря. Дру­гие его братья-«спар­ты» ста­ли ца­рями в Ма­лой Азии и Аф­ри­ке. Мо­жет быть, ко­му-то из не из­вес­тных нам

    за­во­ева­телей дос­тался Пе­лопон­нес, и там об­ра­зова­лась Спар­та. Дру­гой ва­ри­ант: во­ево­ды Кад­ма от­пра­вились на Пе­лопон­нес, но воз­вра­щать­ся им бы­ло не­куда – Кадм был свер­гнут и бе­жал в Ил­ли­рик. Так­же мож­но трак­то­вать «спар­тов» как «вы­рос­ших как из-под зем­ли», то есть, объ­явив­шихся вне­зап­но. За­во­ева­тели нах­лы­нули вне­зап­но и ста­ли пра­вите­лями. Их стре­митель­ность бы­ла со­пос­тавле­на с древ­ней ле­ген­дой о вы­рос­ших из зем­ли бо­гаты­рях – из по­се­ян­ных зу­бов дра­кона. Собс­твен­но, фи­никий­ские ко­лонис­ты бы­ли не ме­нее про­вор­ны и вез­де­сущи, чем впос­ледс­твии ко­лонис­ты Афин и дру­гих гре­чес­ких го­родов.

    «Рас­се­ян­ным» в аре­але эк­спан­сии от­ря­дов ца­ря Аге­нора мы встре­ча­ем и сак­раль­ное прос­транс­тво. Свет­лые олим­пий­ские бо­ги соз­да­ли ре­зиден­цию на Олим­пе – трех­горбой вер­ши­не на се­вере Гре­ции, по­давив при этом по­рож­де­ние Зем­ли – ти­танов – и унич­то­жив хто­ничес­ких дра­конов, бо­жеств древ­ней­шей дог­ре­чес­кой и да­же до­микен­ской ци­вили­зации. При этом го­ра Олимп на­ходит­ся вов­се не в цен­тре гре­чес­кой ци­вили­зации, а на гра­нице Фес­са­лии и Ма­кедо­нии. Бы­ли так­же свои Олим­пы и в Ма­лой Азии (Ли­кия и Ми­зия), на Кри­те (два Олим­па, од­на из гор вы­ше Фес­са­лий­ской), на юге Гре­ции – в Ла­кони­ке и Ар­ка­дии, на за­паде – в Эли­де близ свя­тили­ща Олим­пия, где про­води­лись Олим­пий­ские иг­ры. Олимп – наз­ва­ние дог­ре­чес­кое, но по­лучив­шее свя­щен­ный ста­тус толь­ко в гре­чес­кие вре­мена, ког­да фес­са­лий­ский Олимп стал оби­тали­щем бо­гов приш­лых на­родов. Ско­рее все­го, «олимп» оз­на­ча­ет «не­беса» и «под­не­бес­ные го­ры». Гре­ки, об­ра­зовав на мес­те древ­ней ци­вили­зации свою собс­твен­ную, за­сели­ли эти го­ры сво­ими свет­лы­ми ан­тро­помор­фны­ми бо­гами.

    Апол­лон, ру­ково­див­ший дей­стви­ями Кад­ма и пре­доп­ре­делив­ший его судь­бу, в кри­то-ми­кен­ских тек­стах не встре­ча­ет­ся. Ес­ли счи­тать да­тиров­ку упо­мина­ния Кад­ма как ре­аль­но­го ис­то­ричес­ко­го пер­со­нажа, то речь идет о юж­но­арий­ской миг­ра­ции, и тог­да культ Апол­ло­на, да и всех олим­пий­ских бо­гов – арий­ский и ско­товод­ческий. Ро­дина ма­тери Апол­ло­на – Ги­пер­бо­рея, ку­да он, сог­ласно ми­фу, уле­та­ет осенью. Ве­ро­ят­но, че­рез это родс­тво мы име­ем ука­зание на учас­тие в за­селе­нии Пе­лопон­не­са так­же и се­веро-арий­ских миг­рантов. И в то же вре­мя культ Апол­ло­на мно­гос­ло­жен, ми­фоло­гичес­кие сю­жеты уже ан­тичных ав­то­ров по­нуж­да­ли го­ворить, что «апол­ло­нов» в ми­фах то ли че­тыре, то ли шесть.

    Апол­лон, сын Зев­са и Ле­то, ги­пер­бо­ре­ец и сов­сем не зем­ле­делец. Он в гре­чес­кой ми­фоло­гии – хра­нитель стад и по­беди­тель Пи­фона (Дель­фи­на) – хто­ничес­ко­го чу­дови­ща. За убий­ство Пи­фона он был оп­равлен Зев­сом пас­ти ста­да фес­са­лий­ско­го ца­ря те же во­семь лет (бо­жес­твен­ный год), что и Кадм. Кадм по ми­фу ана­логи­чен Апол­ло­ну – он пред­ста­витель не зем­ле­дель­чес­кой, а ско­товод­ческой ци­вили­зации. По­беж­денные им зем­ле­дель­цы Фив не бы­ли ему родс­твен­ни­ками, и его из­гна­ние бы­ло ло­гич­ным. Иное де­ло, что пос­ле не­го и его соп­ле­мен­ни­ков ос­та­лись «спар­ты» – от­дель­ные ро­довые вет­ви, вос­хо­дящие к приш­ло­му, а по­том из­гнан­но­му пра­вите­лю.

    Гре­чес­кая ми­фоло­гия от­четли­во ука­зыва­ет на две боль­шие об­щи­ны – зем­ле­дель­чес­кую и ско­товод­ческую, ко­торые име­ли раз­ных бо­гов, лишь от­части уми­рот­во­рен­ных в ми­фоло­гичес­ких сю­жетах клас­си­чес­ко­го пе­ри­ода, где по­беж­денным хто­ничес­ким бо­гам ос­тавле­на дос­та­точ­но вес­кая роль. «Спар­ты», оче­вид­но, – но­сите­ли апол­ло­ничес­ко­го куль­та. Сес­тра-близ­нец Апол­ло­на – Ар­те­мида – ста­новит­ся од­ной из са­мых по­чита­емых бо­гинь Спар­ты.

    Источник: zen.yandex.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.