Херсонес Таврический

Древний городище Херсонес Таврический в настоящее время является историческим памятником и одной из самых знаменитых достопримечательностей Крымского полуострова.

Географические координаты Херсонеса Таврического на карте Крыма GPS N 44.611667, E 33.493333

Херсонес Таврический

Сегодня Херсонес Таврический работает как музей под открытым небом. Посещение музея открыто круглогодично. В зимнее время музей работает с 8:30 до 17:00, в летнее время — с 8:30 до 18:00. Стоимость входа в Херсонес Таврический: взрослый — 150 руб., студенческий — 100 руб., пенсионеры и дети — 80 руб. Стоимость посещения с экскурсией — 300 рублей. Телефон для справок: +7 (8692) 92-23-70. Херсонес Таврический находится по адресу: г. Севастополь ул. Древняя 1. Продолжительность экскурсии — около 1,5 часа. После экскурсии обычно еще около часа самостоятельный осмотр и фото. После прогулки по комплексу можно искупаться на местном пляже, но дно довольно каменистое и хороших подступов к морю практически не найти.

Экскурсионных маршрут по Херсонесу Таврическому

Херсонес Таврический Экскурсионный маршрут


  1. Центральный вход, касса 
  2. Античный театр 4-3 века до нашей эры 
  3. Монетный двор, тут же находилась и жилая усадьба  
  4. Христианский храм 
  5. Античный храм 4-го века до нашей эры 
  6. Постоялый двор и склады 
  7. Средневековая баня
  8. Христианский храм базиликального типа, Уваровская базилика 
  9. Северо-восточный теменос 
  10. Владимирский собор 
  11. Дом винодела 
  12. Христианский храм базиликального типа 
  13. Христианские храмы базиликального типа 6- го века 
  14. Остатки крепостной стены и рва

Херсонес Таврический

История Херсонеса Таврического

Корни истории возникновения города Херсонеса уходят в 5 век до нашей эры. Он был создан греками в качестве своей колонии. С этого момента Гераклея Понтийская стала пустеть, так как её жители стали активно переселяться во вновь образованный Херсонес Таврический. Если перевести с греческого языка «херсонес», то получится «полуостров» или «мыс». Действительно, границы города с трёх сторон омывались водами Чёрного моря. Сам Херсонес имел площадь около тридцати гектаров, но его владения были значительно больше. Ему принадлежали степи между Евпаторией и посёлком Черноморским, южные просторы до Феодосии, а также земли за пределами территории Тавриды.


Херсонес Таврический

Херсонес Таврический долгое время был торговым центром Северного Причерноморья, так как все караванные пути проходили через него. Город населяли представители различных направлений деятельности: земледелия, разнообразных ремесел, архитектуры, науки и других сфер. 2 век до нашей эры стал непростым для Херсонеса Таврического. Он постоянно подвергался нападениям скифов, будучи не в силах самостоятельно ему противостоять. Тогда правители города были вынуждены обратиться за военной помощью к Римскому императору, что стало переломным моментом в существовании Херсонеса. Он стал зависеть от Римской Империи, и к 1 столетию до нашей эры местная демократия была абсолютно утрачена. Херсонес стал выполнять функции фортификационного поста со стороны Северного Причерноморья. Начиная с 1 века уже нашей эры, на территории Херсонеса Таврического начинает активно распространяться христианство, а к 4 веку от античной религии уже практически ничего не осталось.


После распада Римской Империи Херсонес стал частью Византийской империи. Это произошло в 5 веке нашей эры, а в 9 веке город меняет название на Херсон и ему присваивают статус военно-административной единицы. В это же время Киевская Русь начинает наращивать своё могущество, и в 988 году князь Владимир Святославович завоёвывает Херсонес Таврический в ответ на невыполненные перед ним обязательства Византийской Империи. После этого две державы заключили между собой весьма плодотворный союз.

Херсонес Таврический

К 13 веку торговое пространство стали активно осваивать генуэзцы, и вскоре караванные пути сместились из Херсонеса в Феодосию (Кафу) и Судак (Сугдейю). Влияние Византийской Империи существенно ослабевает, и Херсонес Таврический тоже приходит в упадок. На город постоянно нападают гунны, всё больше и больше его разрушая. В конце 13 века на Херсонес напали золотоордынцы, а ещё через столетие он был сожжен. Только в начале 19 столетия на территории Херсонеса начались раскопки, а наиболее активно они проводились в 80-х годах 20 века. Их результаты внесли неоценимый вклад в развитие истории и археологии. Теперь Херсонес Таврический относиться к сотне наиболее значимых культурных памятников Мира.

Херсонес Таврический

Как добраться до Херсонеса Таврического

Добираемся до одной из самых больших улиц Севастополя, ул. Руднева. Едем до кольца с пересечением ул. Вакульчика. На кольце съезжаем на ул. Ерошенко и движемся до конца улицы. Вот Вы и у цели, на небольшой стоянке.


Источник: www.krym4you.com

ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ: ДРЕВНИЙ ГОРОД И ЗАПОВЕДНИК

Где находится херсонес

Древний город Херсонес Таврический является самым величественным археологическим памятником юга России. Его размеры, сохранность и расположение привлекают к нему взоры ученых и путешественников, краеведов и просто любителей древностей. Его история тесно связана с великими цивилизациями античности и средневековья, неотъемлемой частью которых он являлся на протяжении двух тысяч лет.

Основанный греками в V в. до н.э., город пережил и римское присутствие, и византийское владычество. После череды разрушений XIII – XIV вв. город приходит в запустение, последние жители покидают его, и свое второе рождение Херсонес обретает уже как памятник археологии.

Первые описания руин Херсонеса принадлежат перу Мартина Броневского, посла короля Речи Посполитой Стефана Батория к татарскому хану Мухаммед – Гирею II.
иденное произвело на польского дипломата большое впечатление. С началом строительства крепости Севастополь, для расположенного неподалеку Херсонеса начались другие времена. К сожалению, первоначально руины древнего города служили лишь строительным материалом для растущего молодого города. Об этом писал и П.И.Сумароков в своих «Записках Крымского судьи», и академик П.С.Паллас, посетивший Крым в 1793 — 1794 годах по поручению российского правительства.

Впервые раскопки Херсонеса были произведены в 1827 году лейтенантом К. Крузе по приказу командующего Черноморским флотом адмирала А.С. Грейга. В целом, середина ХIX в. характеризуется как период бессистемных раскопок Херсонеса. Молодая археологическая наука еще только делала свои первые шаги.

Среди исследований этого времени выделяются работы основателей Московского археологического общества графа и графини Уваровых, раскопки Одесского общества истории и древностей. В 1852 году на территории херсонесского городища был открыт мужской монастырь Святого Владимира, который в 1861 году получил статус первоклассного. Кроме богослужебной и хозяйственной деятельности монастырь проводил и раскопки древнего города.

Просвещенные умы XIX в. осознавали необходимость организации систематических исследований памятника.
к, по инициативе Императорской археологической комиссии был назначен заведующий раскопками Херсонеса. Им стал Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич, севастопольский банковский служащий, который с 1888 г. до дня своей смерти (1907 г.) беззаветно служил идее исследования и сохранения древнего города. Под его руководством были произведены крупномасштабные исследования Херсонеса и его округи; впервые раскопки стали сопровождаться описанием находок и планами раскопанных участков. Его отчеты о раскопках публиковались в научных изданиях. Стараниями Карла Казимировича в 1892 году был создан первый музей Херсонеса, так называемый «Склад местных древностей», в котором были заложены принципы экспонирования археологических находок. Преемником К.К. Косцюшко-Валюжинича на посту заведующего раскопками стал Р.Х. Лепер. Он продолжал раскопки Херсонеса до начала I Мировой войны.

В связи с военной угрозой Императорская Археологическая комиссия приняла доводы нового заведующего раскопками Л.А. Моисеева и дала согласие на эвакуацию херсонесской коллекции в Харьков, где она долгое время хранилась в библиотеке Харьковского университета. В тяжелые времена войны и революции Л.А. Моисеев пытался сохранить раскопанную территорию, занимался организационной работой. После установления в Крыму советской власти в 1920 г. он становится директором Херсонесского музея.

1925 год стал важной вехой в реорганизации музея.
спозиция была переведена в бывшие монастырские здания, штат сотрудников увеличен с 3 до 16 человек. По инициативе нового директора, К.Э. Гриневича, были систематизированы фондовые коллекции, создана новая музейная экспозиция, продолжены раскопки городища и округи. В 1926 году начался выпуск «Херсонесского сборника» — главного научного издания музея. 30-е годы ХХ столетия принесли много открытий, как на территории городища (в частности начались систематические раскопки Северного района), так и на «хоре» — сельскохозяйственной округе древнего города.

В годы Великой Отечественной войны коллекция Херсонесского музея была эвакуирована на Урал, а сама территория городища и хоры превратилась в укрепрайон с многочисленными военными сооружениями. Многие археологические памятники были повреждены, археологический слой нарушен. В короткий послевоенный срок коллектив музея не только восстановил разрушенные войной сооружения, но и создал новую музейную экспозицию.

Где находится херсонесС 1947 года продолжились регулярные раскопки, возобновился выпуск «Херсонесского сборника», а в 1952 году открылись новые залы музея – античная и средневековая экспозиции. Глубокие научные исследования, проведенные в Херсонесе под руководством С.Ф. Стржелецкого, привели к появлению таких знаковых публикаций, как «Клеры Херсонеса Таврического», а благодаря раскопкам О.И. Домбровского был открыт первый в Северном Причерноморье античный театр. Созданная С.Ф. Стржелецким


Объединенная экспедиция для раскопок Портового района городища стала началом нового этапа в изучении города. Исследования Херсонеса 50-х — 70-х гг. ХХ в. нашли отражение в работах таких крупных ученых, как В.Ф. Гайдукевич, Г.Д. Белов, А.Л. Якобсон, А.Н. Щеглов, В.И. Кадеев и многих других.

Период расцвета Херсонесского музея был связан с деятельностью И.А. Антоновой, возглавлявшей его с 1955 по 1985 г.

Она была не только администратором, но и ученым-археологом. Под её руководством в 1978 году Херсонес получил статус заповедника. Открытая в 1981 году новая экспозиция отдела средневековой (византийской) истории стала большим музейным событием.

Удачной практикой последних советских десятилетий было создание совместных археологических экспедиций. Памятники Херсонеса изучались в содружестве с такими организациями, как Институты археологии Киева и Москвы, Харьковского, Свердловского и Московского университетов, Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа. В эти годы в Херсонесе исследовались северный, северо-восточный, западный и Портовый районы городища, проводились исследования оборонительных стен, некрополя и хоры; была создана своя школа реставрации; традиционной для многих университетов становятся музейная и археологическая практики студентов.


После обретения Украиной независимости Херсонесский заповедник в 1994 году получил статус Национального. В связи с развитием города Севастополя и освоением новых земель у заповедника появилось много обязанностей, связанных с охраной памятников. Охранные раскопки проводились не только на городище и хоре, но и на дальних окрестностях города. Впервые появилась возможность исследовать памятники Балаклавы – некогда закрытой военной территории. Сенсационными оказались результаты раскопок римского лагеря с храмом Юпитера Долихена. Совершенно новые материалы принесли раскопки генуэзской крепости Чембало. Начало второго тысячелетия ознаменовалось масштабными реставрационными работами, затронувшими памятники городища и хоры.

Херсонес стал все больше и больше открываться миру. Интерес к памятнику начали проявлять и западные исследователи. Долголетнее сотрудничество связывает заповедник с Институтом классической археологии Техасского университета в Остине, который при поддержке Института гуманитарных исследований Паккарда (США) осуществил в Херсонесе множество научных и музейных проектов. Польские ученые из Варшавского и Познаньского университета им. А. Мицкевича продолжают изучение херсонесских древностей. В завершающую стадию входит подготовка новой экспозиции античного отдела, финансовую и методическую поддержку которого осуществляет кипрский фонд Анастасиоса Левентиса.


Херсонесский заповедник сегодня — это крупное научно-исследовательское и музейное учреждение, владеющее 418 га археологической территории. Его музейная коллекция насчитывает более 214 тысяч экспонатов, а архивное хранение составляет около 90 тысяч документов; научная библиотека содержит более 30 тысяч книг, в том числе и уникальных.

26 июня 2013 года в ходе 37 сессии ЮНЕСКО объект «Древний город Херсонес Таврический и его хора» (№ 1411) был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

7 декабря 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ «Об отнесении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический»  к особо ценным объектам  культурного наследия народов Российской Федерации».

Л.В. Седикова

АНТИЧНЫЙ ХЕРСОНЕС. ПОЛИС И ХОРА

Обзор

Ко второй четверти IV в до н.э. завершается процесс формирования полиса и Херсонес Таврический представляет собой рабовладельческую республику с демократической формой правления, с выборными коллегиальными органами законодательной и исполнительной власти. Основным языком являлся дорийский диалект распространенного повсеместно греческого. Демократическая система управление полисом с небольшими изменениями просуществовала до конца античного периода. Все декреты издавались от имени Совета и Народа. Народное собрание, являлось основным законодательным органом древнего Херсонеса, здесь принимались декреты, решались основные вопросы внутренней и внешней политики. Совет, в состав которого мог войти любой гражданин полиса, стал высшим органом исполнительной власти,  в него входили различные коллегии, отвечающие за жизнь полиса (архонтов, номофилаков, астиномы, агораномы, казначей, гимнасиархи, симмнамоны, эпимилеты). Гражданским правами обладали только первопоселенцы и их потомки. Лишь немногие иностранцы удостаивались проксениий (прав и привелегий) за заслуги перед херсонеситами. Неотъемлемой частью греческого общества была религия. В Херсонесе, как в и любом другом греческом полисе существовали официальные и частные культы. Во главе Херсонесского официального пантеона стояли Зевс, Гея, Гелиос, Партенос (Дева). Почетом пользовались Херсонас, а также Геракл. Они символизировали единство гражданской общины Херсонеса. Но особая роль принадлежала Партенос, ее целомудрие и воинственность олицетворяли неприступность города и его независимость. Деве-Партенос посвящались храмы, она изображалась на монетах города. В частном порядке херсонеситы на протяжении веков поклонялись Гере, Афине, Артемиде, Аполлону, Дионису, Афродите и другим богам. С формированием Херсонесского государства во второй четверти- середине 4 столетия до н.э. начинается активная перестройка города — происходит расширение раннего поселения на запад, вглубь Гераклейского полуострова, площадь городской территории становится около 40 га. Построение полиса ведется по Средиземноморскому принципу — одновременного создания города и освоения сельскохозяйственной территории – хоры. При создании полиса Херсонеса Таврического греки используют известную в Малой Азии регулярную систему городской планировки Гипподама Милетского; при которой применялся единый принцип организации внутреннего пространства. Градостроительная сетка состояла из параллельных и пересекаемых их под прямым углом поперечных улиц, образующих кварталы с типовыми жилыми домами. Аналогичный принцип регулярной планировки использовался и при размежевки хоры.

Херсонес Таврический в этот период укрепляется новой линией обороны, усиливалась она мощными башнями; толщина оборонительных стен составляла 3,5 – 4м, их высота достигала 8-10 м, а башен 10-12 м. В городе существовало несколько ворот. Одни из них — наиболее важные, которые вели к портовым сооружениям, находятся в юго-восточном участке оборонительных стен. Ширина их прохода — около 4 м, по сторонам которого сохранились — пилоны, на одном из них — ступени ведут на верх, на оборонительную стену; а по обеим сторонам прохода ворот видны вертикальные желоба, по которым поднимали и опускали катаракту (металлическую решетку). Ряд магистральных улиц пересекал город с юго-запада на северо-восток. Одна из них (Главная платея) протяженностью 900 м и шириной 6,5 м; образует основную ось города, проходит через агору и заканчивается в северо-восточной части – священным участком – теменосом, с главными алтарями и храмами, в том числе и храмом богине Партенос, божественной покровительнице города. Городская агора — стала местом проведения Народных собраний, функционирования полисных органов самоуправления, торговых операций. Здесь же, вероятно находилось и несколько храмов (Диониса, Афины), а также главный алтарь, посвященный богине Партенос. Именно здесь более 100 лет назад был найден один из основных памятников греческой культуры Причерноморья – Присяга граждан Херсонеса. Высеченная на мраморной плите, на греческом языке дорийского диалекта, она начинается обращением к верховным богам — Зевсу, Гее, Гелиосу и главной покровительнице города – Партенос, и рассказывает нам о незыблемости демократического строя в полисе. В южной части города, у оборонительных стен, на месте нимфея, был построен единственный в Северном Причерноморье традиционный греческий театр, просуществовавший до IV в.н.э., официального принятия христианства. Рассчитан он был, после перестройки в первом в. н.э., на 1800-2000 зрителей. Городские кварталы эллинистического полиса застраиваются жилыми домами с портиками, подвальными этажами, коридорами и внутренними двориками, домашними святилищами. В каждом квартале стояло по 2-4 жилых дома. Греки строят город из местного камня известняка: огромные блоки очень тщательно подгонялись друг к другу и без связующего раствора ставились в перевязь, образуя прочную и «вечную» кладку. За свои 2000 лет жизни Херсонес не раз перестраивался, но унаследованную от античности регулярную планировку, он сохраняет до конца своего существования. Вдоль оборонительных стен узкой длинной полосой протянулись некрополи, с семейными участками, где хоронили умерших в могилах и склепах, высеченных в скальном грунте. На захоронении устанавливалась известняковая стела, с именем умершего, а позднее — и с его возрастом; украшались эти памятники расписными или рельефными изображениями покойного; нередко встречаются антропоморфные надгробия, реже погребальная скульптура, выполненная из мрамора. Погребения сопровождались вещами, которые могли понадобиться усопшему в загробном мире – украшения, сосуды для питья и пищи, детские игрушки пр. Из города на сельскохозяйственную округу уходило несколько дорог, остатки которых и поныне сохранились среди застройки современного Севастополя. К середине IV в. до н. э. весь Гераклейский полуостров был размежеван греческими колонистами на земельные участки, которые распределялись между гражданами Херсонесского государства. Это стало одним из самых грандиозных проектов, предпринятых полисом. Сами участки (размером 15-17 и 26-30 га, состояли из 4 или 6 наделов), располагались в шахматном порядке и были разделены дорогами и каменными оградами. Планировка города и хоры была единовременной акцией периода становления полисной структуры. В это же время к Херсонесу были присоединены и земли Юго-Западного Крыма, образовав дальнюю Хору Херсонесского полиса. Каменистая почва Гераклейского полуострова вызвала необходимость создания особой плантажной системы. С учетом рельефа местности, природно-климатических условий и расположения участка выкладывались плантажные стены, которые выполняли и роль опор для основной культуры — виноградной лозы, которая при таком способе посадки не нуждалась в поливе. Развитие виноградарства и виноделия становится основным в сельскохозяйственной деятельности ближней хоры Херсонессого полиса. В работах используются различные орудия труда, в том числе виноградные ножи. На многих усадьбах в результате раскопок найдены небольшие переносные тарпаны (винодавильни) для отжимки небольшого количества винограда, или стационарные тарапаны для переработки крупных партий урожая. По границам размежеванных участков находились греческие сельские святилища, одно из них, посвященное Дионису, было открыто на Западном берегу современной Казачьей бухты. Усадебное строительство на загородной территории происходит одновременно с городским — типовые средиземноморские сельскохозяйственные комплексы греки приспосабливают под местную действительность. Размеры их варьируются от небольших скромных строений и домов до огромных сельских построек, в которые включались жилые и хозяйственные помещения, двор, несущие в себе принцип городского квартала. На многих из них встречаются мощные дома-башни и башенные комплексы, имеющие как жилое, хозяйственное, так и оборонительное назначение. Типичными для местной Хоры можно считать усадьбы, раскопанные в Юхариной балке – они включали в себя постройки жилого и хозяйственного назначения, объединенные вокруг двора, в комплекс входили и домашние святилища. Равнины же дальней Хоры, находящиеся в Северо-Западном Крыму и размежеванные во второй четверти — в середине IV в до н.э., поставляли в Херсонес Таврический в первую очередь пшеницу и ячмень, что сделало его стратегически важной житницей, снабжавшей зерном все Причерноморье. Активная современная урбанизация практически по всему Средиземноморью уничтожила сельскохозяйственные угодья древних греческих полисов. Это делает своеобразным эталоном древнегреческого сельского хозяйства уникальную по своей сохранности хору херсонеского полиса на Гераклейском полуострове, которую сегодня можно увидеть не только с высоты птичьего полета, но и прикоснуться к археологически исследованным памятникам этого культурного всемирного наследия.

Экономической базой для развития Херсонесского полиса в середине IV- первой половине III вв. до н.э. становится развитое земледелие. Экономический рост в сельскохозяйственном производстве зерна и вина усиливает роль морских торговых контактов Херсонеса, прежде всего, с античными центрами Южного Причерноморья (Гераклей Понтийской, Синопой), куда отправлялось зерно, а также Северо-Западным Крымом, Нижним Поднепровьем и Нижним Подоньем потреблявшими херсонесское вино. Взамен в полис поступали парадная посуда, предметы роскоши, ткани, оружие, дорогие вина, произведения искусства, кожа, продукция скотоводства и пр. Именно в этот период наступает всесторонний расцвет Херсонеса. Численность города вырастает до 10000 чел. В городе строятся храмы, его улицы украшают мраморные и известняковые статуи. Херсонес приобретает облик настоящего древнегреческого полиса. Появляется и собственная монета, на которой были изображены Партенос, Геракл и его атрибуты, Зевс, Афина, Гелиос, Гермес. Начинается подъем херсонского ремесленного производства. Особого расцвета достигает гончарство. Мастерские находились за пределами оборонительных стен, поближе к источникам глины и воды. Основной продукцией херсонесских гончаров являлись амфоры, двуручные сосуды, использовавшиеся при транспортировке морским путем различных грузов — вина, оливкового масла, рыбных соусов. Изготовление амфор и их стандартизация находилось под жестким контролем представителей власти, ручке ставилось клеймо с именем астинома или агронома, чиновников следивших за производством амфор. Активная застройка полисной территории потребовала производства кровельной черепицы и декоративных архитектурных деталей (антефиксов). В большом количестве мастерские выпускали предметы бытовой утвари (посуду, светильники), рыболовные и ткацкие грузила, терракотовые статуэтки и детские игрушки, и, конечно же, предметы культа (алтарики, статуэтки богов). Одним из важным промыслов для приморского города оставался — рыбный. Артефакты из раскопок городских домов и усадеб прибрежной полосы Хоры, зачастую сопровождаются находками грузил, рыболовных крючков, игл для плетения сетей. Существовало в городе кузнечное и бронзолитейное ремесленное производство.

Культурная жизнь древнего Херсонеса шла в русле эллинских традиций. Строя храмы, херсониситы придерживались дорического и ионического ордеров, украшали их скульптурными композициями, детали расписывали цветными красками. Херсонесские скульпторы, коропласты, живописцы создавали произведения, неуступающие работам мастеров материковой Греции и Малой Азии. Среди них статуэтки Афродиты и Пана, Геракла и Диониса. Шедевром монументального раннеэллинистического искусства является сохранившийся фрагмент надгробия с изображением «головы юноши» (конец IV в. до. н.э.), выполненного в технике энкаустики. По своим художественным характеристикам не уступает «портрету» замечательная напольная мозаика, выполненная из разноцветной морской гальки, и украшавшая пол одной из комнат большого раннеэлинистического дома, на которой изображены две обнаженные женщины, стоящие по сторонам лутерия (неглубокого сосуда на высокой подставке.

Неотъемлемую часть культурной жизни полиса составлял и театр, где ставились произведения греческих драматургов. При раскопкам были найдены вотивные маски актеров, культовые предметы. Херсонеситы уделяли огромное внимание обучению и воспитанию, были грамотны, почитали науки, увлекались поэзией. Ярким примером трепетного отношения к истории является сохранившийся фрагмент почетного декрета (второй половины III в. до н.э.) в честь награждения золотым венком историка Сириска.

В Херсонесе уделялось внимание и физической подготовке юношей, проводились различные спортивные соревнования. При раскопках найдены стригили и арибаллы, неотъемлемые спутники атлетов. Да и сами херсонесские спортсмены участвовали во общегреческих состязаниях, что отражено на надгробной стеле Феофанта. В городе трудились и профессиональные врачи. Их имена и принадлежности изображены на херсонесских надгробиях эллинистического времени.

В III столетии до н.э. Херсонес оказывается под угрозой захвата территорий со стороны окрепших поздних скифов (столица государства Неаполь Скифский). Херсонеситы начинают реорганизацию защиты хоры и городской территории Полиса. Эта деятельность нашла отражение в надписи на постаменте статуи Агасикла. Городские оборонительные стены дополнительно укрепляются надгробиями с некрополя; не позднее середины III в. до н.э. на юго- восточном участке строится цитадель и ключевой участок обороны т. н. «башня Зенона». Однако, к рубежу III/II вв. до н.э., в результате скифских войн Херсонес теряет свои владении в Северо-Западном Крыму. Разрушаются усадьбы на ближней хоре и начинается экономический упадок полиса. Не справляясь со скифской угрозой, Херсонес в конце II в до н.э. обращается за помощью к одному из могущественных правителей Понта — Митридату VI Евпатору. Его полководец Диофант около 101-107 гг. до н.э., совершив серию успешных походов против скифов, защищает Херсонес. Эти события нашли свое отражение в знаменитом декрете в честь Диофанта. Однако, Херсонес за «оказанные услуги» был вынужден заключить ряд альянсов с Боспорским царством и идти уже в русле его политических интересов. После смерти Митридата Херсонес попадает под влияние «друга и союзника римлян» Боспорского царя Фарнака, а с середины I в. до н.э. он уже оказывается в сфере влияния самой Римской империи, ведущей военно-политической силы античного мира того периода. Город поддерживает Цезаря в борьбе с Фарнаком, и взамен получает право элевтерии («свободы»), свободы от налогооблажения и полуавтономный статус с непосредственным подчинением Риму.

Уже с I в. н.э. в городе фиксируются эпизодическое присутствие римских войск, найдены статуи легатов римских провинций. В начале II в н.э. в Херсонесе появляется постоянный римский гарнизон, размещается векселяция V Македонского легиона. Об этом свидетельствуют эпитафии вольноотпущенников и находки римского вооружения. Во второй четверти – середине II в н.э. расширяется в Крыму римское военное присутствие, в том числе и в Херсонесе. Вводятся дополнительно части I Италийского и XI Клавдиевого легионов и вспомогательных подразделений (когорт). Вместе с сухопутными войсками в городе присутствуют военно-морские силы Мезейского Флаевого флота. Эскадра Равенского флота охраняет побережье. В этот период римляне начинают активную строительную деятельность. В Херсонесе римляне базируются в «Цитадели», и ведут ее перестройку. Во главе гарнизона в Херсонес стоял военный трибун, одновременно он являлся и представителем Римской администрации в городе. Ему подчинялись вексиляции, когорты, эскадра флота, а также мелкие подразделения, базировавшиеся в Крыму. Недалеко от города, в районе современной Балаклавской бухты, размещается полномасштабная римская база и строится храм Юпитеру Долихену, особенно популярному в римской армии. Появляется ряд укреплений и по Южному берегу Крыма. Все это находит отражение в коллекциях археологических находок из Херсонеса (детали поясных наборов, солдатской одежды, конской упряжи, предметов вооружения). Во второй половине III в. в Крыму активизируются готские племена, сокращается римское военное присутствие. Тем не менее в Херсонесе по-прежнему используют римские военные постройки и в городском гарнизоне продолжают фигурировать название военных частей. Присутствует и небольшое количество артефактов, связанных с римскими военными. Все это говорит нам о существовании постоянного, хотя и малочисленного, римского гарнизона в Херсонесе вплоть до первой половины V в.

Военное присутствие Рима в регионе обеспечило безопасность сухопутных и морских путей, способствовало оживлению торговых контактов, развитию производства и промыслов. Потеря земель в Северо-Западном Крыму, обусловило изменения в структуре сельскохозяйственного производства, основной сельскохозяйственной территорией для Херсонеса остается только Гераклейский полуостров. Здесь сокращаются площади под виноградники и увеличиваются посевы зерновых, в некоторых случаях меняются внешние контуры земельных наделов, наряду с ранее существовавшими появляется и новый тип построек усадьбы — с круглыми башнями. В связи с необходимостью снабжения римских солдат соленой рыбой, входившей в состав их рациона, интенсивно развивается рыбный промысел и добыча соли; в городских кварталах появляются рыбозасолочные цистерны, вместимостью от 20 до 50 тонн. На средства одного из местных жителей Феагена, сына Диогена. был построен рыбный рынок. В честь этого события на мраморной стеле был выбит специальный декрет. В этот период Херсонес становится крупным ремесленным центром, в городе существовали керамические, железоплавильные, бронзолитейные, стекольные мастерские. С середины II столетия усиливается роль Херсонеса в посреднической торговле между варварским миром и городами малоазийского побережья Черного моря (Синопой, Гераклеей, Амисом), а так же центрами Западного Причерноморья, Восточного Средиземноморья и Северной Африки. В первых вв. н.э. городская застройка Херсонеса сохраняется в прежних пределах. Однако римское присутствие внесло некоторые коррективы в жизнь и облик города. На протяжении предыдущих веков основным источником водоснабжения города были колодцы, в римский же период появляется керамический водопровод, несколько «веток» которого вели с границ Гераклейского полуострова через накопительные бассейны в Херсонес, где вода по керамическим трубам распределялась непосредственно по всей городской территории. К общественной городской застройке добавляются термы, археологические остатки которых обнаружены в нескольких районах города, некоторые из них были сооружены на средства богатых граждан. В связи с базированием римских легионеров перестраивается и театр: его театрон увеличивается, а сам театр теперь мог использоваться и для литературных состязаний, и гладиаторских боев. В городе существовал и публичный дом, налог от которого шел на содержание римского гарнизона. Происходит укрупнение жилищной застройки города, в которой фиксируются и производственные, и хозяйственные комплексы. В каменном строительстве начинают использоваться коринфский ордерный стиль, при строительстве используются связующие растворы и кирпич, в окнах домов появляется оконное стекло. Римское влияние проявилось и монетной чеканке города, на местных монетах появляются изображения и легенды, отражающие римскую политику в регионе, используются имперские номиналы (ас, дупоний). В хозяйстве применялась система римских мер и весов. Повседневная жизнь херсонесита того периода пыталась сохранить консерватизм и верность предыдущим эллинским традициям. Сохраняется греческий язык и календарь, основные праздники, главным официальным культом по-прежнему остается Партенос, в частных культах, как и прежде, почитаются Дионис, Геракл и др. Но присутствие легионеров оказывает огромное влияние и на повседневную жизнь Херсонеса. Это проявилось в широком распространении различных видов керамических, металлических, стеклянных и костяных изделий, ювелирных украшений, вотивных предметов, различных игр, ранее не известных в городе, но имевших широкое распространении на территориях, подчиненных Риму. Они становились принадлежностью местного быта и культов, предметами подражания для местных мастеров, влияя на дух, культуру и быт населения города. К примеру, активно используются разнообразные формы краснолаковой посуды, италийские светильники, предметы мелкой бронзовой пластики (пластинки, жанровые статуэтки), предметы туалета и одежды. В городе распространяется латинский язык, появляются римские имена. В духовной жизни простых горожан появляются культ римских императоров и другие культы (Юпитера, Геркулеса, Митры).

Увеличившийся приток населения в город из Малой Азии и Дунайских провинций усилил тягу к восточным культам (Изиды) и монотеизму, существует еврейская община и появляются первые христиане (IV в.).

Кризис римской империи второй половины III-IV вв., «готские войны», ослабили римское военное присутствие в регионе, в том числе и в Херсонесе. Все же город оставался в стороне от основного движения варварских племен и продолжал выполнял роль важным форпоста Римской империи в Таврике. Городу выдавались денежные субсидии на содержание городского гарнизона и формирований готов-союзников в Юго-Западном Крыму. В правление Константина Великого, в 322 г., Херсонес оказывает военную помощь императору на Дунае, за что император подтверждает данные ранее городу свободу и освобождение от податей. Херсонес продолжает быть тесно связанным на союзной основе с Империей, но уже с ее восточной частью, живя и развиваясь в дальнейшем в рамках Восточно-Римской империи.

 Н.В. Гинькут

Источник: chersonesos-sev.ru

История

Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков)архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI в. до н. э.)

Через сто с небольшим лет после основания территория Херсонеса уже занимала все пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма). Херсонес принимал активное участие в общегреческих праздниках, спортивных состязаниях, вел активную внешнюю политику. В IV-III вв. до н. э. Херсонес выпускает массовые серии серебряных монет, успешно конкурировавших с другими валютами черноморского региона.

В III в. до н. э. в Херсонесе жил историк Сириск, описавший историю города и его взаимоотношения с Боспором и другими городами Причерноморья. Упоминание об этом историке сохранил памятный декрет, датирующийся второй половиной III в. до н. э.

Все годы существования государства херсонеситам приходилось вести войны. Во II век до н. э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Была утрачена Керкинитида, разрушен Калос Лимен, враг неоднократно стоял у ворот города. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Действуя во главе объединенной армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трех кампаний (около 110-107 гг. до н. э.) разгромил скифов, взял Феодосию, прошел на Керченский полуостров и захватил Пантикапей. Однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошёл в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от Боспорского государства.

После смерти Митридата VI Евпатора политическая карта всего Восточного Средиземноморья кардинально изменилась. Выбирая из двух зол меньшее, херсонеситы стремились «стать под твердую руку» Рима в качестве «свободного города» и избавиться от унизительной опеки полуварварских царей Боспора. Римский диктатор Гай Юлий Цезарь даровал городу желаемое. Однако позднее, следуя своему излюбленному принципу «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город своим союзникам — боспорским царям, то предоставляли ему «свободу», когда необходимо было сдержать амбиции боспорских монархов.

В первых веках н. э. в Херсонесе утверждается олигархическая республика, власть в которой принадлежала незначительному кругу влиятельных, знатных и послушных Риму лиц. В 60-е годы I века римляне организовали крупную военную экспедицию в Таврику, чтобы дать отпор скифам, вновь угрожавшим городу. После разгрома скифов войсками трибуна Плавтия Сильвана, Херсонес становится форпостом римских войск в Северном Причерноморье.

В цитадели города, сменяя и дополняя друг друга, стояли отряды I Италийского, XI Клавдиевого и V Македонского легионов из провинции Нижняя Мёзия (тер. совр. Болгарии), а в херсонесской гавани базировались корабли мёзийского Флавиевого флота. В городе находилась ставка военного трибуна, командовавшего сухопутными и морскими силами в Крыму.

Уже в I вв. в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I. К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В 381 году херсонесский епископ Эферий принимал участие во Втором Вселенском Соборе[1]. Безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театр, храмы, их заменяют христианские церкви, часовни. В составе Римской державы в IV—V вв. город ведет изнурительную борьбу за выживание, сдерживая сильнейший натиск варваров, среди которых особой свирепостью отличались гунны. Херсонес, защищенный мощными оборонительными стенами, продолжает жить ещё тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя.

В V веке Херсонес вошел в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из её военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем. Вплоть до XIII в. он был форпостом Византии в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа.

Провал в 1204 г. IV-го крестового похода привёл к развалу Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов. Всё это имело самые печальные последствия для Херсонеса. В первой половине XIII в. хозяевами Причерноморья стали турки-сельджуки, подчинившие себе всю транзитную торговлю. В 1223 г. свой первый набег на Крым совершили монгольские орды хана Батыя; южный берег полуострова подвергся нападениям турок-сельджуков. В 1299 г. южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII в. главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу (совр. Феодосия), Солдайю (совр. Судак), а вблизи Херсона возникает Чембало (совр. Балаклава).

В середине XIV в. контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. Великий князь Литовский Ольгерд, разбил крымскотатарское войско в 1363 году близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в 1397 году пошёл на Крым, дошел до Каффы и снова разрушил Херсонес.

Не следует думать, что в XIII — XIV вв. херсониты смиренно наблюдали угасание жизни родного города. Напротив, ремонтировались городские стены и башни, в храмах совершалась служба, мостились улицы, работали мастерские, не пустовали постоялые дворы… Жилые дома украшались орнаментальной резьбой, росписью, фигурными карнизами. Но в 1399 г. темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено. Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими. Они забрали в свои руки торговлю в бассейне Черного моря. Учитывая нравы генуэзских купцов можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными.

В первой половине XV в. ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. Город умер… В XVI в. польский посол Мартин Браневский пишет о Херсонесе: «Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью. Во всю ширину полуострова, от берега до другого, ещё и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие из тёсаных огромных камней. Этот город стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Дома лежат во прахе и сравнены с землёй…».

Государственный строй

Типичный греческий полис. Херсонесское государство представляло собой рабовладельческую республику с демократической формой правления. Высшим органом власти было собрание всех свободных граждан мужского пола, достигших совершеннолетия. Народное собрание принимало законы и решало важнейшие вопросы. Повседневной жизнью города руководили выборный совет и коллегии, осуществлявшие наблюдение за всей деятельностью жителей города. Видимо, члены совета выбирались на месяц, а его секретарь (грамматевс) — на год. Так называемый царь (василевс) был эпонимом, то есть его именем назывался и датировался год. От древней высокой должности царя сохранились почетные, но только формальные религиозные функции. Для командования войском избиралась коллегия стратегов, позже их заменили архонты.

Коллегия демиургов охраняла чистоту демократического строя. В городе существовали народный суд и специальные должностные лица — дикасты (судьи). Решения суда принимались при помощи голосования камешками, то есть путем тайного голосования, как указано и в херсонесской присяге: «буду судить камешками по законам». Государственная казна и священные суммы находились в ведении различных лиц, которые также выбирались народом, а по окончании срока службы отчитывались перед народным собранием о произведенных расходах. Агораномы наблюдали за порядком на рынке, астиномы — за точностью мер веса и объема, имена последних ставились на монетах и ручках амфор.

Как и в других античных государствах, в Херсонесе придавали большое значение физическому воспитанию и обучению. Поэтому здесь существовала особая должность гимнасиарха. Все эти должности были выборными, выборы производились либо хейротонией (голосование поднятием рук), либо по жребию. К числу наиболее важных должностных лиц относились номофилаки — магистраты, характерные исключительно для аристократических и олигархических государств, где они имели право налагать наказания, назначать послов и прочее. Такая черта аристократического устройства связана с завоеванием и подчинением местного населения и необходимостью быть в постоянной военной готовности, когда большую роль играют представители наиболее состоятельных и знатных семейств, выступающих в качестве силы, укрепляющей, цементирующей вооруженные силы.

Политическая история Херсонеса V-II вв. до н. э. нам почти неизвестна. Пожалуй, только один, но зато очень важный период освещен в источниках очень полно. С III в. до н. э. грозной силой в Северном Причерноморье становятся скифы. Разрозненные их племена постепенно переходят к оседлому образу жизни, земледелию (наряду со скотоводством), образованию племенных союзов. Политическое их объединение завершается созданием крупного государства с центром в Неаполе («Новый город», развалины его — на юго-восточной окраине современного Симферополя). Во главе его становится умный и энергичный вождь — царь Скилур. Скифская знать мечтает о богатствах греческих городов, стремится захватить в свои руки побережье с его заморской торговлей.

В I веке до н. э. Херсонес утратил демократическую форму правления, попал в зависимость от Римской империи и долго служил основным форпостом ее захватнической политики в Северном Причерноморье.

Экономика

Торговля Херсонеса была в основном посреднической. Из греческих городов Малой Азии, островов Эгейского моря и материковой Греции (Гераклея, Синопа, Делос, Родос, Афины) торговцы привозили сюда украшения из драгоценных металлов, оружие, расписную черно-лаковую посуду, оливковое масло, мрамор и т. п. Часть этих товаров перепродавалась соседям — скифам. Значительную долю херсонесского экспорта составляли туземные товары: хлеб, скот, кожи, меха, мёд, воск, а также рабы. Гераклейский полуостров херсонеситы превратили в свою сельскохозяйственную округу — хору, где были возведены укрепления, усадьбы, размежеваны наделы, зазеленели виноградники и сады. Виноградарство и виноделие составило основу местного сельского хозяйства. В самом городе развивались ремёсла: гончарное, кузнечное, литейное, строительное и косторезное дело. Во все времена жители Херсонеса были отменными мореходами и рыбаками.

Римский протекторат способствовал экономическому подъему в I—III вв. Горожане активно укрепляли городские стены и башни, сооружали новые храмы, строили термы (бани), перестраивали театр, провели несколько ниток водопровода. Херсонес вел оживленную торговлю с крупными торгово-ремесленными центрами Черного и Средиземного морей и, прежде всего, со своими традиционными партнерами на южном берегу Понта — Гераклеей, Синопой, Амисом, Амастрией. В Херсонесе периодически возобновлялась чеканка золотой монеты. К традиционно импортируемым в город товарам добавились изящные стеклянные и бронзовые сосуды, разнообразная красно-лаковая керамика, пряности и благовония. Из города в больших объемах вывозилась сельскохозяйственная продукция, кожи, соленая и сушеная рыба, рыбные соусы. В это время рыболовство превращается в самостоятельную отрасль городского хозяйства. В ходе раскопок обнаружено около сотни рыбозасолочных цистерн, емкость некоторых из них достигала 30 — 40 тонн.

После захвата Херсонеса Владимиром, Византия заключила с Русью равноправный союз. Херсонесу, служившему посредником в их торговле, этот союз был очень выгоден. Отсюда в Малую Азию и Византию отправлялись продукты сельского хозяйства и животноводства; из южных стран в Херсонес и далее, на север, везли оружие, ткани, масло.

В XI—XII вв. наблюдается некоторое ослабление торгово-экономических позиций Херсона. Однако он сохранил своё значение как опорный пункт византийского военно-политического присутствия в регионе, о чём говорят находки печатей севастов — высших чиновников, членов императорских фамилий.

Со временем могущество Византии ослабело, и в XIII в. торговля на Черном море оказалась в руках итальянских (венецианских, а затем генуэзских) купцов, которые основали в Крыму свои фактории. Торговые пути переместились в Восточный Крым, и это стало одной из причин упадка экономики Херсонеса.

К середине XV в. жизнь в нём окончательно угасла. Прошло время и земля погребла под собой руины некогда большого, прекрасного города.

Интересные факты

  • В Херсонесе отбывали ссылку политические противники константинопольских властителей: папа римский Мартин, низложенный император Юстиниан II, его соперник Филиппик Вардан, братья Льва IV Хазарина, самозванный сын Романа IV.
  • Посещала Херсонес греческая королева Ольга, герцог Спартский Константин, принц греческий Георгий, российский император Александр III. Неоднократно посещал Херсонес последний российский император Николай II с семьей.
  • Город Херсон был назван в честь Херсонеса императрицей Екатериной II.
  • Херсонесский колокол снимался в эпизоде фильма «Приключения Буратино» (момент прибытия главных героев на Поле чудес страны Дураков)[2]

Раскопки

Лишь 400 лет спустя, в 1827 г., по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов А. С. Грейга, были проведены первые раскопки с научными целями на месте погибшего Херсонеса, при которых было открыто три храма.[3] Производителем работ, предположительно, был капитан Севастопольского порта Мориц Борисович Берх.[4] Впоследствии они проводились отдельными лицами и организациями. Наиболее систематические раскопки начались в конце 80-х годов позапрошлого века. Двадцать лет жизни отдал им большой энтузиаст и организатор будущего музея К. К. Косцюшко-Валюжинич.

За годы Советской власти Херсонесский историко-археологический заповедник превратился в один из крупнейших научно-исследовательских центров, стал базой, где ведут исследовательскую работу ученые — археологи всего мира и проходят практику студенты университетов. Систематические раскопки помогли восстановить историю древнего города-государства.

Музей-заповедник очень популярен, ежегодно его посещают десятки тысяч экскурсантов. Их привлекают коллекции эпиграфических памятников (в том числе всемирно известная присяга граждан Херсонеса III в. до н. э.), произведения искусства, ремесленные изделия и орудия труда, предметы быта, которыми пользовались жители Херсонеса.

Наиболее ценные находки из раскопок античных городов Крыма представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, а также других.

Западные ворота Монетный двор Пифосы для хранения продуктов и вина

Архитектурные памятники

Центральная площадь Херсонеса

Агора (центральная площадь) Херсонеса располагается в средней части главной улицы. Заложенная здесь при первоначальной планировке города в V в. до н. э. она не изменила своего назначения до его гибели. В античную эпоху здесь находились храмы, алтари, статуи богов, постановления народного совета.

После принятия христианства в IV в. на агоре появился новый архитектурный ансамбль, состоявший из семи храмов. В середине XIX века в честь киевского князя Владимира, крестившегося в Херсонесе (Херсоне), на ней строится собор, носящий его имя.

Театр

Херсонесский театр был построен на рубеже III и IV веков, он вмещал около 3000 зрителей. Здесь устраивались представления, народные собрания и празднества.

В период римского владычества театр также служил ареной для боёв гладиаторов. Когда христианство становится официальной религией Римской империи спектакли были запрещены. Театр пришёл в запустение и на его руинах были возведены два христианских храма. Один, размещавшийся на орхестре, был разобран при реставрации. Второй — большой крестообразный храм — сохранили. Он получил название «Храм с ковчегом».

Единственный античный театр, найденный на территории СНГ.

Базилика в базилике

В мае 2007 года вандалы опрокинули колонны «базилики в базилике», некоторые колонны раскололись, был повреждён мозаичный пол[5].

Башня Зенона

Башня Зенона — оборонительная фланговая башня Херсонеса, одно из наиболее сохранившихся оборонных сооружений города.

Колокол

Табличка на колоколе гласит:

Колокол отлит в Таганроге в 1778 г. из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нем изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где находился до 1913 г. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.

В 1803 году, по указу императора Александра I, колокол был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая. После Крымской войны 1853—1856 гг. союзные войска Англии и Франции вывезли колокол из Севастополя в числе трофеев. Возвращение колокола состоялось 23 ноября 1913 года при большом стечении народа и сопровождалось торжественным Крестным ходом.

Херсонесская галерея

Литература

Монографии

  • Гавриленко О. А. Античні держави Північного Причорномор’я: біля витоків вітчизняного права (кінець VII ст. до н.е. — перша половина VI ст. н.е.). Монографія. — Харків: Парус, 2006. — 352 с.
  • Зубарь В. М. Боги и герои античного Херсонеса. — Издательский дом «Стилос», 2005. — 188 с.
  • Кадеев В. И. Херсонес Таврический. Быт и культура (I—III вв. н. э.). — Харьков: АО «Бизнес Информ», 1996. — 212 с.
  • Кадеев В. И., Сорочан С. Б. Экономические связи античных государств Северного Причерноморья в І в. до н. э. — V в. н. э. : (на материалах Херсонеса). — Харьков: Вища школа, Изд-во при ХГУ, 1989. — 134 с.
  • Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. — Харьков: Майдан, 2000. — 828 с.
  • Херсонес Таврический в середине І в. до н. э. — VI в. н. э.: Очерки истории и культуры. — Харьков: Майдан, 2004. — 732 с.

Статьи

  • Стржелецкий С. Ф. Клеры Херсонеса Таврического. К истории древнего земледелия в Крыму // Херсонесский сборник. — Симферополь, 1969. — Вып. 4. — С. 7-29.
  • Тюменев А. И. Херсонесские этюды. I. К вопросу о времени и обстоятельствах возникновения Херсонеса // Вестник древней истории. — 1938. — № 2(3). — С. 245—275.

Источник: dic.academic.ru

История города

Фундамент города заложен выходцами из Гераклеи Понтийской и острова Делос. Первоначально территория города, которая не превышала 4 га, сосредоточивалась на небольшом мысе у входа в современную Карантинную бухту. Поселение окружала оборонительная стена, за которой находился некрополь. Жители города вели торговые отношения с Гераклеей Понтийской, островами Средиземноморья и Аттикой.

Ко второй четверти IV века до н. э. Херсонес Таврический представлял собой рабовладельческую республику с демократической формой правления, при которой народное собрание являлось основным законодательным органом власти, а гражданским правами обладали только первопоселенцы и их потомки.

В середине IV века до н. э. раннее поселение расширяется вглубь Гераклейского полуострова, площадь города увеличивают почти в 10 раз. Одновременно осваивается и сельскохозяйственная территория — хора. Археологические раскопки показывают, что в городе существовала регулярная система городской застройки, при которой улицы пересекались под прямым углом, образуя кварталы с типовыми жилыми домами.

Уже с I века н. э. в городе фиксируется эпизодическое присутствие римских войск: при раскопках найдены статуи легатов римских провинций. В начале ІІ века н. э. римское присутствие в Херсонесе расширяется, здесь появляется постоянный римский гарнизон и город выполняет роль важного форпоста Римской империи в Таврике. Со второй половины ІІІ–IV веков готские войны ослабили римское военное присутствие в регионе, в том числе и в Херсонесе.

В 322 году Херсонес оказывает военную помощь Константину Великому на Дунае, за что тот подтверждает данные ранее городу свободу и отсутствие податей. В дальнейшем Херсонес оказывается под властью Византийской империи и в городе распространяется христианство.

В 987 году князь Владимир предпринял военный поход против Херсонеса, взяв его в осаду с моря и суши, — город был вынужден сдаться. Войдя в город, русский князь попросил руки царевны Анны, сестры императора Василия II, и получил согласие при условии принятия им христианской веры. Именно в Херсоносе, или Корсуне, как называли город славяне, Владимир принял крещение.

Археологические раскопки

Первые описания руин Херсонеса составлены в 1595 году послом польского короля М. Броневским. В XVIII веке, с началом строительства поблизости Херсонеса крепости Севастополь, остатки сооружений древнего города стали служить строительным материалом для нового поселения. Усилиями общественных деятелей, понимавших значение древнего Херсонеса, в 1805 году вышло распоряжение Александра I «Об ограждении от разрушения древностей Тавриды», что значительно уменьшило масштабы разграбления.

Первые археологические раскопки проводит в 1827 году лейтенант К. Крузе, по приказу командующего Черноморским флотом адмирала А.С. Грейга. В то же время работы ведут граф и графиня Уваровы и Одесское общество истории и древностей.

В 1852 года на территории херсонского городища был открыт мужской монастырь Святого Владимира, обитатели которого также занимались раскопками древнего города.

С 1888 года заведующим раскопками Херсонеса назначен К.К. Косцюшко-Валюжинич, который все свою жизнь служил идее исследования и сохранения древнего города. За время раскопок был обнаружены и изучены городские кварталы эллинистического полиса с жилыми домами, оборонительные стены, остатки нескольких базилик, а в 1952 году был открыт первый в Северном Причерноморье античный театр.

Музей Херсонеса

В 1892 году открылся первый музей Херсонеса, который назывался «Склад местных древностей». Во время Первой мировой войны херсонская коллекция была эвакуирована в Харьков, где она хранилась в библиотеке Харьковского университета. В 1920 году после установления в Крыму советской власти музей был реорганизован, экспозицию перевели в бывшие монастырские здания, систематизировали фондовые коллекции, создали новую музейную экспозицию и продолжили раскопки городища.

В годы Великой Отечественной войны коллекцию музея эвакуировали на Урал, а территория древнего городища и хоры превратилась в укрепрайон с различными военными сооружениями, при этом значительно пострадав.

В 1978 году на базе Херсонского музея создан государственный заповедник, сегодня это крупное научно-исследовательское и музейное учреждение на археологической территории более чем 290 га. Музейная коллекция насчитывает свыше 214 тыс. экспонатов. Сред них — памятники нумизматики, эпиграфики, архитектурные детали, скульптура, поливная керамика, изделия из кости, бусы, светильники, мозаики.

23 июня 2013 года на 37-й сессии Комитета всемирного наследия серийный объект «Древний город Херсонес Таврический и его хора» включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Источник: www.culture.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.