К содержанию книги «Нить Ариадны. В лабиринтах археологии» | К следующему разделу

На плодородной Беотийской равнине, в Средней Греции, на перекрестке сухопутных путей стоит древний город Фивы [12]. В отличие от египетской столицы, имевшей, по преданию, сто ворот, греческие Фивы имели их семь и назывались Семивратными. Город этот известен еще Гомеру, но подробное его описание оставлено во II в. н.э. Павсанием. У Гомера обитатели города названы кадмейцами. Основание Фив приписывали финикийцу Кадму, а сооружение стен города — братьям Амфиону и Зефу, погребение которых показывали во II в. н.э.

Судьба Фив вызвала интерес у авторов классической греческой трагедии, воспользовавшихся эпической поэмой «Фиваида», автором которой считали Гомера. Согласно этой поэме, Фивы были основаны Кадмом, сыном финикийского царя Агенора. Когда Зевс, приняв облик быка, похитил сестру Кадма Европу, юноша в сопровождении других финикийцев пустился на ее поиски. Он посетил побережье Фракии, откуда направился затем к оракулу в Дельфы, который дал пришельцам совет прекратить странствия и основать по соседству город. Место для города выбрала священная корова с лунным диском на лбу, за которой следовали финикийцы. Холм, где животное опустилось на землю, был окружен стенами.


[adsense]

Таково было начало города Кадма. Вокруг него и выросли Фивы. Кадм был первым их царем. От его брака с дочерью Ареса, носившей благозвучное имя Гармония, произошли прославленные цари Полидор, Лабдак, Лай, Эдип. После изгнания из Фив слепого Эдипа там правил его сын Этеокл, а другой сын — Полиник жил в Арголиде, откуда пошел затем походом на родной город. Полиника сопровождали еще шесть героев аргивян. Таково в самых общих чертах предание об основании семивратных Фив и войнах фиванских царей с царями Арголиды. Все эти события греки относили ко времени, предшествовавшему походу на Трою.

Баснословные события, которыми так богато предание о Кадме и его потомках, не должны скрывать от нас главного: вся античная традиция, начиная с Гомера, считала Кадма финикийцем. Этому же Кадму Геродот приписал создание алфавитной письменности, которой пользовались древние греки во времена «отца истории».

За преданием о Кадме, Европе, Фивах стоит вызывавшая ожесточенные споры проблема роли финикийской, а если взять шире, восточной культуры в формировании древнейшей цивилизации Европы. Случайно ли совпадение названия нашего материка с именем дочери царя Агенора? Или финикийцы были на самом деле открывателями Европы и создателями на ее территории городов, распространителя¬ми письменности?


Древние Фивы, выдержавшие осаду семерых героев, в новое время столкнулись с нападением целой армии ученых, вооруженных приемами научной критики и воображением, не менее изощренным, чем художественная фантазия греков. Подкоп начался, прежде всего, против основателя города Кадма. Финикийское происхождение этого имени, а также таких имен, как Феникс, Меликерт и др., признавалось рядом ученых, которые в то же время отрицали возможность финикийских поселений в Греции. Проникновение указанных имен в греческую мифологию рассматривалось как влияние религий восточного происхождения. Само предание о финикийце Кадме, обосновавшемся в районе Фив, истолковывалось в духе так называемой солярной теории, связывавшей героев всех мифов с символическими изображениями солнца, луны и звезд. Сторонники этой теории считали Кадма двойником финикийского бога солнца Мелькарта, который ищет исчезнувшую луну (Астарту или Европу). Другая группа ученых и вовсе не признавала связи Кадма с Востоком даже в области религии, полагая, что это было местное божество, не имеющее ничего общего с Финикией.

Решительнее всех отвергал какое-либо финикийское влияние немецкий профессор Р. Лихтенберг, совершенно серьезно считавший, что свет культуры шел не с Востока, а с Запада. В этой связи он приписывал эгейской цивилизации европейско-арийское происхождение, а в финикийцах видел не восточный народ, а тех же носителей эгейской культуры, живших к востоку от греков и поэтому названных «багровыми», «темно-красными». Само слово «Кадм» последователи Лихтенберга считали «чисто греческим словом», производя его от слова «космос», т.е. «мир», «вселенная».


Беспочвенность этих суждений, поддерживаемых немецкими шовинистически настроенными учеными, была давно уже ясна объективным и логически мыслящим исследователям. Можно допустить, что
Кадм не был финикийцем, что греческое предание ошибочно, но ведь финикийское происхождение греческой письменности — это факт, не вызывающий ни малейшего сомнения. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить начертания древнейших финикийских и более поздних греческих букв. И более того, названия этих букв, не объяснимые из греческого языка, легко выводятся из финикийского. Так, греческая буква альфа (знак А) связана с финикийским словом «алеф», что значит «бык». И сам знак А — не что иное, как рисунок перевернутой головы быка с прямыми рогами. Равным образом в финикийском языке находят объяснение названия таких греческих букв, как «гамма», «дельта», «каппа», «ламбда» и других. Наконец, в появлении финикийской колонии в Греции нет ничего необычного, поскольку археология установила существование в IX в. до н.э. нескольких греческих колоний в Финикии.

В современном греческом городке Фивы есть улица Антигоны. Когда в 1963 г. на этой улице Антигоны сносили два старых дома, чтобы построить на их месте многоэтажное современное здание, показалась стена, которая, как выяснилось впоследствии, образовывала отрезок прямоугольного здания эпохи Александра Македонского.


западу от стены располагался бассейн, а под ним — другая стена из крупных камней массивной кладки толщиной 1,1 м. Это была стена микенского строения, ориентированного иначе, чем уже известный из раскопок А. Керамопулоса 1909 г. Кадмейон, и соответствующего ориентировке улиц современного города. Сохранившаяся стена была почти двухметровой высоты, причем верхняя часть ее была из кирпичей, обожженных на солнце.

Судя по длине стены, часть которой еще находится под современным зданием, дворец Фив был самым обширным из дворцов микенского времени. Он превосходил дворец «златообильных Микен», в котором жил Агамемнон, и дворец «песчаного Пилоса», принадлежавший Нестору. Стены дворца Кадмейона, как и других строений микенской эпохи, были украшены яркой росписью. Куски фресок сохранились на всей площади раскопок. Очевидно, фрески покрывали стены не только нижнего, но и верхнего этажа, рухнувшего в результате пожара. Вперемежку с фрагментами фресок найдены обломки сосудов, оружие, полудрагоценные камни, предметы из слоновой кости, изделия из золота. Судя по богатству находок, дворец погиб от огня, не подвергнувшись при этом разграблению.

Обитатели дворца микенского времени в Фивах пользовались линейным письмом Б так же, как и их современники в Микенах и Пилосе. Об этом говорит находка в слоях XIV—XIII вв. до н.э. 45 табличек линейного письма Б, оставшихся от дворцового архива Фив, подобного архивам Пилоса и Кносса.


Особый интерес представляют собой четыре печати (три из агата и одна из красного камня) с микенскими изображениями и 36 вавилонских цилиндрических печатей из лазурита (XTV в. до н.э.) с изображениями восточного характера. В некоторых случаях они сопровождаются клинописными надписями. Все эти предметы расположены настолько близко друг к другу, что у археологов создалось впечатление, будто они выпали из ларца вместе с украшениями из лазурита и слоновой кости. Так получили подтверждение сведения легенд о контактах Фив с Востоком, выходящих за пределы обычной торговли. О том же свидетельствуют и микенские находки, сделанные на побережье Финикии.

[adsense]

Еще в XVIII в. до н.э. на территории города Угарита в Сирии существовал эмпорий (торговое поселение) выходцев из минойского Крита с жилыми кварталами и в порту, и в городе. В XTV в. до н.э. в Угарите появляется эмпорий микенских греков, просуществовавший до падения микенской культуры в материковой Греции (XII в. до н.э.). Микенскую керамику находят также в Телль Сукасе, в 25 км к югу от Латакии, и в ряде других мест.

Возможно, Фивы поддерживали с Востоком более тесные связи, чем другие центры микенской культуры. Ни в одном из микенских дворцов не обнаружены в таком количестве предметы финикийского импорта. Значит ли это, что финикийское поселение в Фивах предшествовало греческому? Ответ на этот вопрос в настоящее время не может быть дан. Однако никто сейчас в принципе не отвергает возможности колонизации финикийцами Средней Греции уже в XIV в. до н.э.


Что же касается известного предания о войне «семерых против Фив», то оно, по-видимому, отражает реальные противоречия между двумя регионами микенской Греции — Арголидой с главным центром Аргосом (среди легендарных участников похода не было представителя Микен) и Беотией, историческим центром которой испокон веков были Фивы. И, разумеется, конфликт должен был иметь какие-то реальные причины, которые не интересовали Эсхила, Софокла и Еврипида, изложивших в трагедиях «Семеро против Фив», «Эдип-царь», «Антигона», «Финикиянки» художественную версию исторических событий. Не были ли одной из причин «войны семерых» слишком тесные контакты Фив с Финикией, в которых могли видеть угрозу другие микенские государства? И, наконец, сожжение и разрушение Фив, о которых говорят легенды, нашло подтверждение в ходе раскопок. Фивы были действительно уничтожены в XIV в. до н.э., задолго до того, как вторгшиеся чужеземцы разрушили на юге Балканского полуострова все дворцы и крепости эпохи бронзы.

К содержанию книги «Нить Ариадны. В лабиринтах археологии» | К следующему разделу

Источник: arheologija.ru

Фивы (Θήβα) — один из старейших греческих городов.

Фивы расположены в области Беотия на плодородной равнине и являются сельским, торговым и промышленным центром этого района. В Фивах находятся множество памятников древности, так как современный город был построен на месте знаменитого древнегреческого города.


Туристическая инфраструктура города развита хорошо. Несмотря на то, что у города нет выхода к морю, туристы часто посещают город, Здесь прекрасные места для прогулок, большой выбор отелей различных категорий, множество кафетерий, таверн, предлагающих вкусные блюда греческой кухни.

Многие путешественники приезжают в Фивы, чтобы поучаствовать в археологических раскопках, для этого не обязательно быть археологом.

Фивы в греческой мифологии

Фивы, как и вся Беотия, играют чрезвычайно важную роль в греческой мифологии. В этом районе, в частности на Парнасе, Девкалион был спасен после наводнения. В героические годы пан-эллинской кампании «Семеро против Фив» действия были сосредоточены в Фивах. Многие действия аргонавтов происходят в Фивах. Поход против Трои был организован в Беотии.

Выходцами из Беотии были исторические личности: Гесиод, поэт Пиндар и генерал Эпаминод.

Основание Фив описываются одними из самых захватывающих легенд в греческой мифологии. В гомеровских эпосах, основание Фмв приписываются братьям Зету (который нес огромные камни) и Амфиону, играющим на лире и заколдованные камни могли двигаться самостоятельно, образовывая знаменитые стены семидверного города.

Другие мифы приписывают основание города Кадмосу, сыну царя финикийцев. Когда Зевс, превратившись в быка, украл любимую дочь Агеноры и сестру Кадмоса, он начал поиски своей сестры с помощи оракула в Дельфах.


Эдип, сын Лайоса и Иокасты — самый важный мифический человек в Фивах. Трагическая судьба привела его из Коринфа, где он вырос, усыновленный в младенчестве, во дворец Полиба в Фивах, где он убил своего отца Лайо и женился на своей матери Иокастис…

Эдип убил мифического монстра Сфинкса, охраняющего вход в Фивы.

В Фивах также родился бог вина Дионис от союза Зевса с царицей Фив, Семелы.

Родиной Геракла, сына Зевса и Алкмены, который отличался своей храбростью и двенадцатью известными подвигами, также являются Фивы. Фиванцы почтили Геракла и в его честь проводили ежегодные соревнования (гонки).

История города Фивы

Фивы были заселены в период неолита, это было сильное поселение, достигшее высокой точки развития в микенский период (1600 -1100 гг до н.э.). В период геометрических и архаичных времен, Фивы стали главой беотских городов, он считался одним из самых сильных противником Афин.

Город играл ведущую роль в греческом мире в течение классического периода (371-362 гг. до н.э.), во главе с Эпаминодом и Пелопидом.

После битвы при Херонее (338 г. до н.э.) и полного уничтожения города македонцами (335 г. до н.э.), Фивы не смогли восстановить свою прежнюю власть.

После сильного упадка, вызванным римским владычеством и варварскими нашествиями, последовал период экономического процветания (8-12 вв.), благодаря производству и переработке шелка, крашению текстиля и изготовлению ковров.


За этим последовало франкское правление (12-15 века) и турецкая оккупация (15-19 века). В эти периоды греческое население резко сократилось.

Город был освобожден в результате битвы при Петре, в сентябре 1829 года.

Достопримечательности города Фивы

• Древний город. Его наиболее важными памятниками являются микенские каменные гробницы, микенский дворец или Кадмейон (14-13 вв. до н.э.), расположенный в центре Кадмийского Акрополя

• Храм Аполлона и ворота Кадмия. Сохранился только вход в Фивы между двумя круглыми башнями Электры

• Монастырь Осиу Лука

• Археологический музей. Он включает в себя доисторическую коллекцию, микенскую коллекцию Танагра, коллекцию скульптур Авлиды и Феспии, коллекцию бронзовых ваз из разных мест древней Эллады. Среди прочего, штампованные цилиндры со скульптурными изображениями из Месопотамии (13 век до н.э.), компас из слоновой кости (13 век до н.э.), статуэтки и глиняные таблички формы Linear B (13 век до н.э.), почти натуральный размер куроса (Аполлон Птолемей, 6 век до н.э.), надгробия из черного камня с выгравированными изображениями воинов, статуя Артемиды (римская копия прототипа классических времен) и Гекаты (из храма Артемиды в Авлиде).

Как добраться до города Фивы

Фивы находятся недалеко от Афин, в 52 км. В 4 км от города проходит автомагистраль, соединяющая город с Афинами и Салониками. Кроме того, через Фивы проходят две национальные автомагистрали: EO3 соединяющие город с Элевсиной, Ламией, Ларисой, Козани и Флориной и EO44 соединяет его с Халкидой и южной Эвией.

Из Афин до Фив можно доехать по ж/д.

Ближайший аэропорт к Фивам находится в Афинах, в 69 км.


Источник: www.thisgreece.ru

Транспорт

Фивы не имеют собственного аэропорта, ближайший международный аэропорт находится в Афинах, в 50 км от города. В населенном пункте имеется железная дорога, соединяющая его с Салониками и столицей Греции. На поезде или скоростном экспрессе добраться можно за 1-1,5 часа. Междугороднее автобусное сообщение налажено как с Афинами, так и с соседними небольшими поселками.

Кадмея
Кадмея

Подборка выгодных авиабилетов через Aviadiscounter (ищет как Aviasales + подборка акций и распродаж авиакомпаний).

А для подбора междугороднего транспорта (самолеты, поезда, автобусы) по Европе попробуйте Omio, сервис предлагает оптимальные способы перемещения по популярным маршрутам.

Или арендуйте автомобиль и прокладывайте свой маршрут.

Климат

Погода в Фивах такая же, как и в Афинах, поскольку город также находится в зоне Средиземноморского климата с жарким летом и мягкой зимой. В июле температура воздуха поднимается до +35⁰C, а в январе столбики термометров опускаются до +8⁰C. Осадков в регионе мало, основная их часть приходится на ноябрь и декабрь.

Наилучшим временем для комфортного отдыха в Фивах является май и июнь – данный период отличается практически полным отсутствием дождей и невысокими дневными температурами до +25⁰C.

Археологический музей
Археологический музей

Интересные места

Одна из главных достопримечательностей в Фивах – остатки старинной крепости Кадмея, найденные при археологических раскопках. В период микенской эпохи, здесь располагался величественный дворец. Неподалеку находятся руины храма Аполлона Исменийского, на которых сохранились фрагменты барельефов, созданных великим Фидием – автором статуи Зевса в Олимпии, признанной одной из семи чудес света.

Не менее интересно всем ценителям истории будет и посещение Археологического музея. Его коллекции составляют многочисленные драгоценности микенского периода, фрески, глиняная посуда, украшенные саркофаги и терракотовые маски. Собранные экспонаты иллюстрируют историю развития Греции от эпохи палеолита, до поствизантийского периода.

Монастырь Преображения Господня
Монастырь Преображения Господня

Из религиозных объектов, в Фивах выделяется церковь Святого евангелиста Луки, в которой до сих пор находятся его мощи. Огромное количество людей приходят к его мраморной гробнице, чтобы исцелиться от болезней глаз. По преданиям, чудеса прозрения случались очень часто. После смерти святого, его тело было погребено в храме Пресвятой Богородицы. Со временем, его останки начали мироточить и в церковь стало приходить большое количество паломников. Тогда, в 1011 году, рядом был возведен храм Святого Луки, построенный в форме креста. В 1204 году данная территория был захвачена франками, а мощи перевезены в Рим. В 1986 году Ватикан вновь передал святыню в церковь Святого Луки. Сегодня на территории религиозного комплекса находится монастырь с кельями, трапезная, колокольня, музей и часовня Пресвятой Богородицы, в подземной части которой и было изначальное захоронение святого Луки.

Источник: WideOpenRoad.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.