Источник: vakrf.ru

Одну из наиболее интересных, с точки зрения истории, дорогу прошел современный Азербайджан. Эта страна, раскинувшаяся в Закавказье, на западном берегу Каспийского моря, является ярким представителем нашей планеты — кипучей, находящейся всегда в движении и постоянно изменяющейся.

Для полного понимания стоит сделать оговорку — Азербайджан это лишь страна, в которой живут азербайджанцы. Но сам азербайджанский народ не ограничивается только самим Азербайджаном. Помимо отдельной страны, азербайджанцы живут внутри своего южного соседа — Ирана. Западные области Ирана так и носят названия "Иранский Азербайджан". Есть азербайджанцы и в современной Армении (впрочем, как и наоборот), но это более тонкая материя.


Для простоты некоторое время в тексте я буду называть "Азербайджаном" именно все земли — современную республику "Азербайджан" и провинции Ирана. А вы имейте в виду, что в статье это слово — не страна, а территория, на которой сейчас проживает азербайджанский народ.

Итак.

У историков есть отрывочные и неточные сведения о древнейшем государстве Манна на землях Азербайджана, существовавшем неподалеку от озера Урмия. Свидетельства о самом государстве черпаются только из ассирийских и урартских надписей о победах над этой страной.

Мидия в 9-6 веках до нашей эры

В далекой древности земли современного Азербайджана принадлежали империи Мидийцев. Мидия — огромное государственное образование, существовавшее рядом с Древним Вавилоном, и охватывавшее земли современных Ирана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Казахстана,(частично), Ирака (частично), Азербайджана, Армении и Турции (частично, в Азии). Мидийцы — это ираноязычные племена, пришедшие из Средней Азии и завоевавшие древнее население Персии и Ассирии. Азербайджан в то время населяло немногочисленное уже автохронное население, остатки урартских племен и, собственно, мидийские племена.


История не сохранила названий, которые давали мидийцы землям в Азербайджане. В ходе борьбы за власть и землю мидийцы, в итоге, пали под ударами персов. Землями Азербайджана овладела Ахеменидская Персия. Надо сказать, что в тот период времени население этих земель себя отдельной нацией не ощущало и вполне допускало себя, как одно из племен персов. После персидского завоевания население этих земель окончательно иранизировалось и отождествляло себя с культурой и религией Ахеменидского государства, при этом подавляющая часть населения разговаривала и на персидском, и на среднемидийском.

Так что впервые термин, как-то выделяющий эту землю из других владений — встречается уже после распада империи Александра Македонского, овладевшего Азербайжданом в числе прочих земель ахеменидов. Последний сатрап (управитель провинции в Македонской Империи) Мидии, Атропат сумел провозгласить себя царем на северных землях своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия. Государство получило название "Малая Мидия" или "Мидия Атропатена". С течением времени слово "Мидия" отпало по ненадобности.


Страна Атропатена большую часть времени своего существования включала в себя Иранский Азербайджан и южную часть современного Азербайджана. Однако, жили на этих местах эллинизированные персы-зороастрийцы. В максимальном своем виде Атропатена владела Кавказской Албанией, Великой Арменией (большей частью) и и даже частью Иберии. Однако долго удержаться на этих землях не получалось — у армян активно шёл процесс построения собственного государства, близился час триумфа Тиграна II, да и другие соперники набирали силу.

Примечателен язык, на котором говорили в этой земле. Атропатена преимущественно использовала среднемидийский диалект — азери, практически вымерший к нашему времени, однако в ходу был и персидский, а в северо-восточных регионах свободно понимали и говорили на армянском языке.

Армянский царь Тигран II завоевал Атропатену и включил ее в состав своих владений. Однако, уже вскоре, земли Атропатены освободились от ослабевшего владычества армян, чтобы затем вновь стать частью одного государства.

Антропатена в составе державы Тиграна Великого

Период от поражения Тиграна II до становления империи Сасанидов (Персии) Атропатена находится в своеобразной симбиотической борьбе с Арменией. Не имея сил одолеть внешнего политического титана — Рим, то Атропатена, то Армения смирялись с требованиями из Вечного города и объединялись под одной короной. Чтобы потом с войнами разделиться обратно.


Сасаниды завоевали Атропатену в самом начале развития своей державы и считали ее важной частью страны. На территории Атропатены было одно из трех главных святилищ зороастризма — Адур-Гушнасп.

Империя Сасанидов. Белым отмечены границы современных государств.

Примерно к этому времени относится лингвистическая транформация названия. Персы называли эту землю Ātur-patkān буквально значит «Владение Атурпата».

Империя Сасанидов, грозное и могучее государство быстро пришло к упадку и было завоевано мусульманами. В исламскую эпоху это название трансформировалось в практически современное «Адарбадган», т.е. Азербайджан.

Однако мы пока говорим о топониме. У персов суффикс "-kān" относился исключительно к топонимам. Арабы, завоевав эти земли, продолжили называть их топонимом, известным персам, лишь немного исказив для удобства произношения.


Утвержденная историками карта Кавказской Албании до 387 года нашей эры.

Прежде чем мы пойдем дальше — стоит немного сказать о том, что Кавказская Албания, располагавшаяся на месте северных земель современной республики Азербайджан имела немного отличный от Атропатены путь. Албания в древности была зависимой от Мидии, но не подчинилась ей окончательно. Потом входила в государство Александра Македонского, как вассал. После образования Великой Армении — подчинилась ее воле и долгое время попеременно то входила в состав Армении, то выходила из нее с боями. Наконец, Сасанидам удается добиться вассальной присяги, а потом, ненадолго — подчинить себе Албанию. Однако незадолго до вторжения арабов в Иран государство Кавказкая Албания освобождается от Сасанидов. И уже арабы покоряли Албанию, как независимую страну.

Все это важно потому, что жители Кавказской Албании куда менее подверглись иранизации, чем жители Атропатены.
то в этой земле имело влияние прочих древних народов Кавказа, например, лезгинов. В некоторых районах Албании на древнем албанском языке разговаривали вплоть до Х века. Однако, основным верованием в Албании был персидский зороастризм. В период вхождения Албании в состав Великой Армении — в этих землях развивалась эллинская культура. А с приходом арабов в регионе стремительно распространяется ислам.

Арабы же окончательно объединили два этих региона в один — провинцию Адарбадган. Некоторое время в состав этой провинции входили и земли восточной Армении, пока армянские багратиды не отбили их обратно.

Внимательный читатель спросит меня: а где, собственно, народ, который населяет Азербайджан земли сейчас?

Ключом к формированию современного азербайджанского народа стали тюрки. Уже после арабского завоевания началось движение народов из Азии и в Иран хлынули тюркоязычные племена с востока. После распада халифата Азербайджан вошел в состав Империи Сельджукидов — тюркского исламского государства. А когда империя ослабла — Азербайджан стал ядром государства Ильдегизидов — тоже тюркской исламской династии.

Это была эпоха расцвета средневековой культуры. Активно развивалось зодчество, на этом отрезке Великого Шелкового пути активно росли огромные города. Развивались науки и искусство.


Например, именно в этот период в азербайджанском городе Гянджа жил и творил поэт Низами Гянджеви.

Однако, тут важно другое. Низами писал на персидском языке (кстати, советую, прекрасные стихи, главное — разыщите старое советское издание с красивым оформлением, предисловием, глоссарием и иллюстрациями). И явно ассоциировал себя с персами (что отлично видно хотя бы по его поэме "Хосров и Ширин" о закате Сасанидов).

В ходу у народов Азербайждана в то время два языка — и персидский, и тюркский. Первый довольно быстро теряет позиции, а второй — наоборот.

Так все же, где современные азербайджанцы?

Тюркоязычные племена кочевали волнами. Первые волны принесли сельджукидов в XI-XIII веках. Их государство рухнуло под натиском монголов, приведших с собой бесчисленные кочевые племена азиатских степей. Тюркские народы и стали тем катализатором, слившись с которым иранизированное население Азербайджана обрело новую идентичность. Во-первых, тюрки принесли с собой новый, тюркский язык. Во-вторых, эпоха могучих держав, скрепляющих собой оба горизонта, прошла. Средневековье — эпоха феодальной кластеризации и она не обошла стороной и Азербайджан. После государства Ильдегизидов на этой земле возникнет сначала государство Хулаидов — обломок монгольской империи. А потом эти земли перейдут под контроль двух конфедеративных государств кочевников — Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. На месте, под единым ковром конфедерации, возникнет множество мелких ханств. Что их будет объединять, кроме общей, уже забытой, истории, общего непрочного руководства и языка?


Культура и вера.

Потому в эту эпоху жители Азербайджана ассоциируют себя с местностью "я шемахандец", "я из Гянджи" и так далее. С принадлежностью к ханству. Но единым для всех этих людей остается вера и язык и они говорят о себе "турок" или "тюрок" подразумевая набор понятий — живет в этих местах, говорит на "родном туркском (тюркском)" и верит в Пророка.

Государство Сефевидов, обратите внимание на легенду в левом нижнем углу.

Новый и самый важный период в истории Азербайджана начинается с установления Империи Сефевидов в первой половине XVI века. Это государство зародилось в Азербайджане, представляло из себя азербайджано-иранское объединение шиитов, занимавшееся созданием прочной и сильной державы. Сефевиды быстро завоевали весь Иран и фокус сместился с "азербайджано-иранская" на "иранская" империя. Однако, и это важно, язык азербайджанцев оставался в ходу и при дворе и, самое главное, в армии Сефевидов.


Самым главным в этом событии было то, что азербайджанский народ впервые выступил на исторической арене не в роли населения передаваемой земли, а в роли полноценных владетелей своих земель. Азербайджанский народ сформировался в том виде, в котором он развивается и живет сейчас.

Дальнейшая история Азербайджана — это история пограничных земель между двумя огромными империями — Османской и Сефевидской. Земли переходят из рук в руки вплоть до падения Сефевидов в 1736м. Новая династия Афшаридов на некоторое время закрепляет земли Азербайджана за собой, но уже в 1750 году государство распадается и земли Азербайджана вновь превращаются в пестрый ковер из ханств.

Новая иранская династия Каджаров успевает присоединить Иранский Азербайджан в свою империю, что же касается земель нынешней республики — тамошние мелкие ханства в итоге подпадают под влияние России и потихоньку входят в ее орбиту, к 1828 году — и в состав Империи.

Формально до 1918 года у азербайджанцев не было своего государства — в древности, когда державы были у грузин и армян, народ Азербайджана еще ассоциировал себя с персами, а после формирования самостоятельного этноса азербайджанцы все время оказывались на вторых ролях у иранцев.

Впервые национальное государство азербайджанского народа было провозглашено в мае 1918 года — Азербайджанская Демократическая республика. В ее состав входила Елисаветпольская губерния, Бакинская губерния и Закатальский округ. А вот Карабах признавать АДР не стал и строил свое, автономное армянское государство. Противостояние АДР и Карабаха продолжалось вплоть до прихода в регион советской власти. Впрочем, АДР, как и многие буржуазные протогосударства, провозглашенные на территории бывшей Российской Империи, была нежизнеспособна.


А потому 28 апреля 1920 года была создана Азербайджанская ССР, прямой правоприемницей которой и является современная республика Азербайджан.

Понравилась статья? Поставь лайк и подпишись на канал — будет очень много интересного!

Источник: zen.yandex.ru

Азербайджан, как часть Южного Кавказа («Закавказья»), региона с богатейшей природой и целебными климатическими условиями, исторически считается колыбелью цивилизации. Уже в каменном веке (палеолите) здесь жили люди. Об этом свидетельствуют археологические находки, в пещере Азых в Гарабаге. Там обнаружены каменные орудия, которые говорят, что люди, населявшие эти территории, изготовляли наконечники для стрел, ножи, топоры для обработки дерева, для разделки туш. Кроме того, в пещере Азых обнаружена челюсть неандертальца. Остатки древних поселений найдены у горы Килликдаг, около Ханлара. Основным занятием первобытных людей была охота, которая давала в пищу людям мясо, кожу для изготовления одежды. Но уже и тогда на территории Азербайджана было скотоводство, а по берегам рек люди выращивали ячмень, пшеницу. 10 тысяч лет назад неизвестный художник, живший в Гобустане, недалеко от Баку, оставил нам рисунки о жизни людей того времени.

Позднее на этой территории люди стали выплавлять из меди наконечники для стрел, предметы быта, украшения, разрабатывая медную руду, которая находилась на территории нынешнего Нагорного Карабаха, Кедабекского, Дашкесанского районов. Предметы из меди обнаружены на холме Кюльтепе в Нахичевани. Во втором тысячелетии до н. э. (бронзовый век) людьми, живущими на территории сегодняшнего Азербайджана стали применяться в хозяйстве изделия из бронзы – ножи, топоры, кинжалы, мечи. Такие изделия были обнаружены в районах Ходжалы, Кедабека, Дашкесана, Мингечаура, Шамхора и др.

В IV тысячелетии до н. э. орудия труда стали изготовлять из железа, что позволило улучшить качество обработки земли. Все это привело к имущественному неравенству среди населения, первобытнообщинный строй пришел в упадок, на смену которому пришли новые социальные отношения. В конце III тысячелетия до н. э. в южном районе современного Азербайджана образовались племена луллубеев и кутиев. В начале I-го тысячелетия до н. э. в районе озера Урмия жили маннеи, которые упоминались в ассирийских клинописях в IХ в. до н. э. Тогда же здесь возникло государство Манна, в VII в. до н. э. – государство Мидия. Здесь жили также племена кадусиев, каспиев, албанов. В этом же районе было и рабовладельческое государство Ассирия.

Из-за Большого Кавказа сюда вторгались племена киммерийцев и скифов. Так в результате общения, развития и соединения племён в союзы стало создаваться государственное образование. К концу VII в. до н. э. Манна попала в зависимость от более могущественного государства Мидии, в состав которого входили южные области нынешнего Азербайджана. После того, как малую Мидию захватил царь Кир II, она вошла в состав древнеперсидского государства Ахеменидов. В 331 году войска Александра Македонского нанесли персам поражение. Малая Мидия стала называться Атропатеной («страна хранителей огня»). Главной религией в стране было поклонение огню – зороастризм. Атропатена была страной с развитым хозяйством и культурной жизнью, в стране была письменность, денежные отношения, развивались ремесла, особенно ткачество из шерсти. Это государство просуществовало до 150 года н. э., территория которого совпадала с границами сегодняшнего Южного Азербайджана. Столицей царей Атропатены был город Газака.

В I веке до н. э. – I веке н. э. возникает государство Албания Кавказская. Здесь жили албаны, леги, удины. В Албании было принято христианство, по всей стране возводились храмы, многие сохранились до наших дней. В стране была письменность. Албанский алфавит состоял из 52 букв. Эти земли были исключительно плодородны, считалось, что эти земли орошались лучше, чем земли Вавилона и Египта. Здесь выращивали виноград, гранаты, миндаль и грецкие орехи, население занималось скотоводством, ремесленники изготовляли изделия из бронзы, железа, глины, стекла, остатки которых обнаружены при раскопках в Мингечауре. Столицей Албании был город Кабала, руины которого находятся в Куткашенском районе республики. В I веке до н. э., в 66 году войска римского полководца Гнея Помпея двинулись на Албанию. На берегах Куры произошло кровопролитное сражение, которое окончилось поражением албанов.

За время своего существование Азербайджан неоднократно подвергался завоеваниям. В VII веке началось арабское нашествие. Главной религией на территории становится ислам. Тяжёлые гнёт народа, непосильные налоги вызвали ненависть к чужеземным завоевателям. В 816 году недовольство крестьян переросло в восстание, которое продолжалось 20 лет. Его возглавил выдающийся военачальник Бабек. Крестьянское государство было подавлено, и на его месте возникли ряд государств. Особо выделялось государство Ширван, которое находилось в северо-восточной части сегодняшнего Азербайджана. Столицей государства был город Шемаха.

В середине ХI века Закавказье подверглось нашествию тюрков-сельджуков. Они захватили весь Иран и подчинили себе большую часть государств на территории современного Азербайджана. Захватчики нанесли большой урон процветающему здесь земледелию, но только жители Ширвана согласились платить большую дань, сохранив тем самым свою самостоятельность. Тюркские племена под культурным влиянием местного населения смешивались с ним и приходили к оседлому образу жизни, и к концу ХI века они составляли одну из многочисленных этнических групп, которые населяли современную территорию Азербайджана. Тогда же происходит смешивание тюркского языка с языком местного населения. Так появился азербайджанский язык, входящий в систему тюркских, хотя долгое время здесь господствовал арабский и персидский языки.

В 60-е годы ХI в. местное население городов Хое и Салмасе выступает против сельджуков, которое сильно поколебало власть завоевателей. В ХII веке народы Закавказья усилили борьбу против иноземцев, особенно в годы правления ширваншаха Манучехра II (1120-1149 г.) и ширваншаха Ахситана I (1149-1203 гг.), которые выступали в тесном союзе с грузинским царством. В результате борьбы иноземцы были почти выгнаны из Закавказья.

Победа над сельджуками создало предпосылки усиления местной государственной власти, что привело к благоприятным условиям для прогресса социально-экономической жизни района. В это время здесь изготовляли шёлк, выращивали рис, на лугах паслись огромные стада овец, табуны лошадей, в садах росли фруктовые и тутовые деревья. В окрестностях Гянджа выращивали хлопок. Ремесленники изготовляли изделия из шёлка и шерсти, которая пользовалась спросом не только у местных красавиц, но и за пределами региона. Широко известна была и глиняная посуда, производимая здесь.

В IХ-XII вв. наблюдается прогресс в области науки и культуры. Выдающимся памятником азербайджанской народной литературы является героический эпос «Китаби Деде Горгуд». Среди учёных того времени известны географ и астроном житель Барды Макки Ахмед-оглы, философ Бахманяр, учёный и литератор Хатиб Тебризи; поэты и учёные Катран Тебризи, Абульула Гянджеви, Мехсети-ханум, Фелеки и Хагани Ширвани, Мюджиреддин Байлакани, Низами Гянджеви (1141-1209 гг.), произведения которого вошли в золотой фонд мировой литературы. В это время развивались музыка, архитектура, изобразительное искусство. Среди шедевров того времени мавзолеи в Нахичевани, крепость Гюлистон около Шемахи, Девичья башня в Баку.

Нашествие монгольской орды в начале ХIII в. почти на два века задержало развитие экономики и культуры Азербайджана. Разрушены были цветущие города: Байлакан, Гянджа, Шемаха, Ардебиль, Барда и другие. Была разрушена оросительная сеть региона. Территория Азербайджана вошла в состав монгольского государства Хулагидов.
В конце ХIV в. государство Хулагидов распалось, и снова возрождается и усиливается государство ширваншахов, народ возрождает разрушенные города, возрождается производство шёлка, крепнут связи Ширвана с Русью. В 1465 году ширваншах Фаррух Ясар направил Ивану III своего посла Гасанбека, на следующий год в Шемаху прибыло ответное посольство во главе с Василием Папиным, а также московские и тверские купцы, среди которых был известный русский путешественник Афанасий Никитин. Основными центрами культуры в это время становятся Тебриз и Шемахи. В этот период был воздвигнут дворец Ширваншахов в Баку, построена Голубая мечеть в Тебризе. Во второй половине ХV в. борьба за власть в Азербайджане усиливается. Династии Сефевидов удалось собрать войско, которое осенью 1500 года во главе с Исмаилом 1 Сефеви переправилось через Куру и овладело Шемахой. Подчинив Ширван Исмаил Сефеви вступил в Тебриз и провозгласил себя шахом. Так было основано государство Сефевидов, которое сыграло большую роль в истории Азербайджана. В государстве собиралось войско, дипломатическая переписка велась на азербайджанском языке. В это время развивается культура и литература. Вот известные имена поэтов того времени: Хитаи, Хабиби, Физули, известное и имя учёнова-историка Искандербека Мюнши, а также тебризского мастера миниатюры Кемаладдина Бехзаде.

В конце ХVI в. борьба между сефевидским государством и османской Турцией за влияние на Кавказе приводят экономику и развитие страны в упадок. Центральные должности в стране захватили персидские феодалы, столица государства было перенесена в Иран — в Исфаган. В 20-х годах ХVIII в. Россия сделала попытку присоединения прикаспийской части Азербайджана, но сопротивление Турции и Ирана, которых поддерживали Англия и Франция не дали России закрепиться здесь. В 30-40-х годах ХVIII в. на территории Азербайджана установилось господство Надир-шаха, который возложил на население разрушительные войны, непомерное бремя налогов, бесправие, что привело к антифеодальным выступлениям и убийству в 1747 году самого Надир-шаха. Тогда же Иран теряет власть над Азербайджаном. В связи с этим на территории возникает свыше 15 ханств, наиболее крупными были Кубинское, Карабахское, Шекинское, но постоянная угроза со стороны Ирана и Турции заставили Фатали–хана Кубинского ханства ориентироваться на Россию. В конце ХVIII века жители Карабаха азербайджанцы и армяне боролись против иранского завоевателя Ага Мухаммед-шаха, который огнём и мечом прошел по земле Карабаха, захватив столицу Шушу, однако остаться и закрепиться здесь не смог.

Но все бедствия народа не сломили дух азербайджанского народа. Эта эпоха подарила великолепное произведение устного народного творчества – эпос «Кёр-оглы» (ХVII в.). Широкую популярность получила поэзия Вагифа и Видали (ХVIII в.), на это время приходится творчество великого поэта Физули, призывающая народ к борьбе за независимость, самосохранение, самобытность. В это время строятся крепости Баят, Шахбулаг, Шуша; в это время жил известный азербайджанский учёный географ и этнограф Ширвани Гаджи Зейнал-Абдин, который оставил свои записки о путешествии по Ближнему Востоку, Центральной Азии и Балканскому полуострову.

В первой половине ХIХ века в результате русско-иранских войн Азербайджан был разделен. По условиям Гюлистанского (1813 г.) и Туркманчайского (1828 г.) договоров между царской Россией и шахским Ираном Азербайджан был разделен на две части: северная часть была присоединена к России, южная часть Азербайджана была присоединена к Ирану.

Большое значение в развитии Азербайджана играли большие запасы нефти в республики, нефть добывали здесь с незапамятных времён. Во второй половине ХIХ века начался бурный рост её добычи. Если раньше нефть добывали в примитивных колодцах, то с ростом промышленности стали бурить нефтяные скважины, а с 1873 года при бурении скважин стали применять паровые двигатели. В 1870 году в Азербайджане проводится крестьянская реформа, которая стимулирует развитие новых отношений в экономике, в разделении труда. Так население Азербайджана всё более включается в трудовой рынок России. В 1883 году строится железная дорога Тифлис – Баку, в 1990 железная дорога соединяет Азербайджан с Россией. В это время Баку становится крупнейшим центром нефтедобычи. Западные фирмы вкладывали деньги в экономику Азербайджана. Так немецкая фирма «Сименс» построила медеплавильные заводы в Гядабее, которые выплавляли четверть меди, выплавляемой в царской России.

В конце 90-х годов в Баку возникают первые социал-демократические кружки, с 1901 году – Бакинский комитет РСДРП вёл активную переписку с редакцией газеты «Искра», с В.И. Лениным, выполняя их директивы. Возникавшие в 1903-1904 гг., 1913-1914 гг. стачки и забастовки Бакинского пролетариата говорили о тяжелом и бесправном положении азербайджанского народа, которое ухудшилось в годы первой мировой войны — тогда свёртывались нефтеразведочные и буровые работы.

После победы Февральской революции в Азербайджане установилась двоевластие: Исполнительный комитет общественных организаций и Совет рабочих депутатов. 25 апреля был образован орган Советской власти – Бакинский комитет Народных Комиссаров. Однако положение Советской власти к лету 1918 года ухудшилось, 31 июля 1918 Советская власть в Баку пала. Город сначала был оккупирован английскими, а затем турецкими войсками. 20 сентября интервентами были расстреляны бакинские комиссары. В феврале 1920 года собирается 1 съезд коммунистических организаций Азербайджана, на котором был взят курс на подготовку вооружённого восстания. В ночь с 27-28 апреля 1920 года при поддержке 11-ой Красной Армии власть в Азербайджане перешла в руки Советов под председательством Н. Нариманова, Азербайджанская республика вступила в Советский Союз. 30 сентября 1920 года между Советской Россией и Азербайджаном был подписан договор о взаимопомощи в военной, хозяйственной, финансовой, внешнеэкономической помощи. Весной 1921 года в уездах Азербайджана стали создаваться Советы рабочих и крестьянских депутатов. 6 мая 1921 года в Баку открылся первый Всеазербайджанский съезд Советов, где была принята первая Конституция республики. В июле 1923 года в составе Азербайджанской ССР была образована автономная область Нагорного Карабаха, а в феврале 1924 года – Нахичеванская Советская Социалистическая Республика. Согласно Конституции 1936 года Азербайджан стал Советской Социалистической Республикой в составе СССР.

Великая Отечественная война 1941-1945 года сплотила народы Советского Союза против фашизма. Немецкие войска рвались к богатым залежам Бакинской нефти, однако Азербайджан, благодаря героизму советского солдата, не был захвачен фашистами. Призыв «Всё для фронта, всё для победы!» — превратил город Баку в арсенал Советской армии, в городе выпускалось более ста видов боеприпасов, а Бакинская нефть была главным топливом для «моторов» войны. Великая Отечественная Война затронула каждую советскую семью. Сотни тысяч азербайджанцев участвовали в войне, многие из них были награждены орденами и медалями, а 114 воинов-азербайджанцев удостоены звания Героя Советского Союза.

Кризис политики и экономики 80-х в Советском Союзе, а затем и его распад в 1991 году, породил новые реалии в жизни Азербайджана. В 1991 году Верховный Совет Азербайджана принял декларацию «О восстановлении Государственной Независимости Республики Азербайджан», где была провозглашена суверенная Азербайджанская республика, главными ценностями которой стали права и свободы человека в демократическом обществе.

Основное население азербайджанцы, исповедываемая религия — ислам.

Столица государства – красавец-город Баку, город с развитой инфраструктурой, с красивой набережной на берегу моря, с гостиницами, обилием ресторанов с изысканными блюдами знаменитой на весь мир азербайджанской кухни и блюдами кухней народов мира, с обилием предложений для отдыха и развлечений, с множеством театров, картинных галерей, музеев, парков.

Парки Баку в брызгах россыпи алмазов струй воды фонтанов, свежая зелень деревьев укрывает от летнего солнца.

Современный Азербайджан многонациональное государство. Республика Азербайджан является государством с рыночной экономикой. Правительство Азербайджана создаёт все условия для развития социальной сферы в стране; свободы, данные Конституцией, гарантируют права и свободы человека, каждый человек имеет право говорить на своем родном языке, совершенствовать свою культуру, развивать свои традиции.

Издревле в традициях народа Азербайджана главной чертой было гостеприимство, уважение к старшему, помощь слабому, миролюбие и терпимость. Поэтому при поддержке президента страны И. Алиева в Азербайджане взят курс на открытость, на общение между людьми, на развитие туризма.

Добро пожаловать в Азербайджан. Ваше воображение покорят заснеженные Кавказские горы и лучезарное Каспийское море, древние замки и современные отели, пестрота улиц и обилие магазинов на бульварах Баку и тишина и размеренная жизнь сел. Вас покорит своим радушием, открытостью и гостеприимством азербайджанский народ.


Источник: www.jartour.ru

Так как я буду делать серию постов посвященных Азербайджану, хочу напомнить читателям об истории названия этой страны, по этому поводу часто возникают различные недопонимания. Общую информацию о термине "Азербайджан" можно узнать в Википедии.
Существует устойчивое представление о том, что термин "Азербайджан" никогда не применялся к территории нынешнего гос-ва Азербайджан и относился лишь к северо-западным частям нынешнего Ирана, и якобы этот термин искусственно был перенесен на нынешний Азербайджан лишь в начале 20 века при становлении Азербайджанской республики.

Исторические документы свидетельствуют о том, что это ложное представление. Из-за тесной исторической связанности всего региона Закавказья многие географические и политические термины перемешивались и могли менять свой смысл, но термин "Азербайджан" устойчиво применялся к территории нынешнего одноименного гос-ва вместе с другими более известными названиями — Кавказская Албания, Арран, Ширван и Армения. Главная причина по которой нынешний северный Азербайджан соединялся с южным иранским — это подчиненность данной территории центрам власти, которые находились существенно южнее (там, где и зародился этот термин) например Сасанидскому Ирану или арабскому Халифату. Плюс, устойчивое желание правителей, контролировавших Азербайджан, видеть его единой частью со всем Закавказьем, в связи с этим Азербайджаном даже могли называть все Армянское нагорье, включая часть территории современной Турции.
Несколько примеров использования термина "Азербайджан" в исторических документах:

Древний азербайджан

Наиболее показательно смешивает Азербайджан и Армению знаменитый географ Якут аль-Хамави (12 век.)
«Словарь стран» («Муджам аль-булдан»)
«Границы Азербайджана тянутся от Барды на востоке до Арзинджана на западе…»

По мнению Якута Азербайджан простирался от нынешнего турецкого города Эрзинджана (Арзинджана) до города Барда в современном Азербайджане.
Поэтому по Якуту аль-Хамави в состав Азербайджана входило почти все Армянское нагорье.

«ДАВИН (ДВИН) — город в области Аррана, в крайних пределах Азербайджана.»

Соответственно и армянский город Двин, находящийся сейчас в современной Армении недалеко от Еревана, тоже входил в пределы Азербайджана.

О городе Барда.
«Барда — город в самой дальней части Азербайджана, построен из жженого кирпича и известняка и находится равнине. По сообщениям ал-Истахри Барда — очень большой город. Я говорю, что это описание старое, ибо в настоящее время от города не осталось ничего. В Азербайджане я встречал людей из жителей Барды и расспрашивал их о городе и они говорили мне, что город сильно разрушен и что жителей в нем теперь очень мало, почти как в деревне, положение там беспокойно, бедность явная, нужда видимая, дома разрушенные, разорение всеобщее. Хвала тому, кто производит перемены, но сам не меняется, кто уничтожает, но не уничтожается и он распоряжается своими тварями так, что ни в одной из них не видна тайна его промысла!»

Абу Дулаф.
Вторая записка.
«Затем я возвратился в Азербайджан по горам до Мукана (Муканская степь в нынешнем Азербайджане). Я шел восемьдесят фарсахов под деревьями по берегу Великого моря Табаристана, пока я не дошел до места, называемого Бакуйа (Баку), принадлежащего к областям Ширвана. Там я нашел источник нефти, ежедневная арендная плата которого достигает тысячи дирхемов…»

Об основателе династии Ширваншахов.
О ЦАРЯХ ШИРВАНА И БАБ АЛ-АБВАБА
«Первый из них, кто правил Азербайджаном, Арменией, Арраном и Баб ал-абвабом (Дербендом), был Йазид б. Мазйад…
Его поведение все время было безупречно и праведно до его смерти в Барда'а в Азербайджане в 185/801 году. Говорят, что однажды на пиру ему была приведена в дар прекрасная девушка; оставив еду, он вступил с ней в связь и умер в ее объятиях. Это было в Барда'а, где он и погребен.»
(пер. С. Г. Микаэлян)
Текст воспроизведен по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963

Причину общности Азербайджана и Армении раскрывает Ибн-Хаукаль, для которого все Закавказье и нынешний северо-западный Иран — это один регион.

Ибн-Хаукаль (977 — 978 гг.)
«Книга путей и царств»
«Страны, с которых мы начинаем, Армения, Арран и Адербейджан; эти страны, мы признали за одну область и, действительно, управляет ими только один царь, чему был свидетелем при моей жизни я, да и те, кто мне предшествовал.
Что касается до языка жителей Адербейджана и большинства жителей Армении, то это персидский и арабский, но мало кто говорит по-арабски, а, кроме того, говорящие по-персидски не понимают по-арабски. Чисто по-арабски говорят купцы, владельцы поместий, а для многих групп населения в окраинах Армении и прилежащих стран существуют другие языки, как армянский — для жителей Дабиля и области его, а жители Берда говорят по-аррански.»

Примерная карта Азербайджана в 9-10 вв. По ней в его состав входит вся территория современной Армении и нынешнего Азербайджана.
Древний азербайджан

Термины "Азербайджан", "азербайджанский" применяемые в 18-19 веках. Статья об Азербайджанских ханствах в Википедии.

Полковник Бурнашёв, живший в Тбилиси в качестве уполномоченного российского правительства при царе Ираклии II, в 1786 г., в составленном им описании политического состояния областей азербайджанских писал следующее:

«К теперешнему положению тех земель, которые под именем Адребиджани разумеются, начиная с севера прилежит Грузия, то есть царства Кахетинское и Карталинское; от востока море Каспийское и: провинция Гилян, от полудня область Ирак, от запада Туреция… Азербайджанских владельцев разделять должно на самовластных и зависимых, а первых — на могущих и маломощных. Дербентский или Куба-хан есть из числа могущих, почитают его довольно богатым, сила его собственная состоит из 3000 человек, но к предприятиям важным против своих соседей призывает он как ближние Адербиджанские ханы, как-то: Нухинский, Ширванский и Шушинский, владельцев из Дагестана и приводит бродяг лезгинских…» В. Н. Левиатов Очерки из истории Азербайджана в XVIII веке. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1948. — С. 144.

Фирман Ага Мохаммед Шаха Каджара ко всем «адербайджанским» и дагестанским владетелям:

«Высочайший повелителя Персии фирман в том состоит, дабы известно и ведомо вам было, что удостоился уже я быть в Персии шахом; адербейджанские же ханы и владельцы все мне покорились…» Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. — СПб, 1886. — Т. 3. — С. 64.

Фатали-хан писал Екатерине II (в конце 1782 г.), что весь Азербайджан недоволен поступками царя Ираклия и Ибрагим-хана (заключением в тюрьму гянджинского и ереванского ханов). Он, Фатали-хан, «за должность свою признал, чтобы честь и право адырбайджанских ханов защитить». О. П. Маркова. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII веке. Наука. Москва, 1966. Стр. 176

Взятие Эривани (Еревана) русскими войсками в 1827 году. Картина Франца Рубо. До захвата войсками Российской империи Ереван был столицей небольшого азербайджанского Эриванского ханства.
Древний азербайджан

Источник: maximus101.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.