Взоры всех мусульман нашей планеты пять раз в день обращаются в сторону этого загадочного сооружения. Древнейший храм, по преданию, построенный еще ангелами, привлекает внимание не только правоверных – отнюдь не вычурными формами, а тем, что сокрыто за его стенами. Проникнуть внутрь строения в наши дни практически нереально – двери открываются разве что для глав государств, и то не всегда. Тем не менее богатство слов позволяет описать все, что находится внутри Каабы, вплоть до мельчайших деталей, а посмотрев видео в 3D, каждый сможет представить, что побывал там лично.

  • Кааба и окрестности
  • Двери Каабы
  • Внутри Каабы

Кааба и окрестности

Прежде чем войти внутрь, неплохо бы исследовать окружающее Каабу пространство – тем более что вокруг нее находится масса интересных объектов. Запретная Мечеть окружает храм со всех сторон, как крепость; словно в почетном карауле, застыли девять ее минаретов. Два из них являются самыми высокими в мире – 105 метров.


Кааба, она же Бейтулла (Дом Бога), покоится на древнем фундаменте из серо-синих глыб, напоминающих, по словам летописцев, верблюжьи горбы. Основание здания представляет собой не куб, а короткий прямоугольник со сторонами, равными 10 м 10 см (северная и южная стены) и ровно 12 м (восточная и западная стены). Высота стен – 16 метров, из них 0,9 м выступают над плоской крышей в виде парапета. Толщина стен Каабы – один метр. Они сложены из блоков, вытесанных из цельного камня красноватого цвета и затем отполированных. По периметру идет низкий цоколь (аз-шазарван) со скосом наружу.

Строение многократно страдало в результате войн и повреждалось мощными селевыми потоками, но люди каждый раз восстанавливали его. Считается, что Кааба была отстроена минимум пять раз:

  • в первый раз – еще ангелами, до сотворения человека;
  • во второй раз – Адамом;
  • в третий раз Каабу заново возвел Ибрагим (Авраам);
  • затем Кааба была расширена на север, о чем ныне напоминает полукруглая площадка, обнесенная невысокой стеной, – Хиджр Исмаил. Туда с крыши выведен желоб из чистого золота, по которому стекает дождевая вода. Когда пророку Мухаммеду было 25 лет, храм перестроили курайшиты, вернув ему исконный облик;
  • сподвижник Мухаммеда, Ибн-аз-Зубайр, восстановил Каабу из руин после наводнения.

Чтобы песок пустыни не царапал стены Каабы, их занавешивают кисвой – специальным полотном. Эта традиция возникла в первом веке нашей эры и поддерживается до сих пор. Покров для Дома Бога изготавливают на специальной фабрике Кисвы из черного йеменского шелка и расшивают золотом – каллиграфически выполненными сурами из Корана. Золотое шитье расположено в виде двойного пояса – на высоте примерно 10 метров над землей. Крепится покрывало к серебряным кольцам – верхний их ряд расположен на крыше, а нижний вмонтирован в цоколь. Раз в год кисву меняют.


Легендарный Черный камень встроен в восточный угол Дома Бога на высоте 1,1 м. Его окружает широкая оправа из серебра, а сам камень (по-арабски – Хаджар-аль-Асвад) имеет размеры 25 x 17 см. Форма его овальная и вместе с оправой напоминает глаз. Цвет – черный с алым отливом, поверхность полупрозрачная со светлыми включениями, похожа на вулканическое стекло. Когда-то, во времена междоусобиц, Кааба была обстреляна из катапульты и в результате сгорела. От жара Черный камень треснул. Его восстановили, заботливо сложив из восьми обломков.

Что находится внутри каабы
Черный камень. Внизу виден цоколь и кольца, к которым крепят кисву

Ислам не приписывает Черному камню каких-либо чудодейственных свойств – это просто камень, не приносящий ни вреда, ни пользы. Почитают его за то, что его касалась рука Пророка Мухаммеда. Черный камень служит отправной точкой тавафа – ритуального обхода Каабы, совершаемого против часовой стрелки.


Что находится внутри каабы

Напротив дверей Каабы находится еще один примечательный камень – макам Ибрахим (место Авраама). Он скрыт под деревянным куполом. На камне сохранились отпечатки человеческих ступней – считается, что тут стоял сам праотец Авраам, когда руководил строительством храма.

В двадцати шагах от восточного угла – источник Земзем. Как гласит легенда, чистый ключ забил из песка по велению архангела Джабраила, чтобы заблудившаяся в пустыне Агарь смогла напоить маленького Измаила. Ныне это колодец глубиной 30 метров, его вода считается целебной.

Двери Каабы

Вход в Дом Бога расположен на высоте 2,25 метров от земли, попасть туда можно только по приставной лестнице. Тяжелая двустворчатая дверь изготовлена из тиковой древесины и облицована золотыми пластинами. Она богато покрыта орнаментом и затейливой арабской вязью, а вместо ручек – золотые кованые кольца. Массивный замок открывается таким же солидным ключом. От любопытных глаз вход прикрывает тяжелый полог из вышитых шелков.

Что находится внутри каабы

Время от времени сами створки или их драгоценную отделку меняют – например, когда один из сильных мира сего пожелает украсить Дом Бога новой дверью. Имя дарителя крупно отчеканивают на створках. Триста килограммов золота – столько уходит на одну дверь Каабы.

Дважды в год – перед Рамазаном и Хаджем – происходит церемония омовения Каабы, и тогда двери отворяют. Паломники, видя это, творят молитву, ее подхватывают другие, и вскоре вся Мекка наполняется гулом голосов.


Внутри Каабы

Войдя внутрь Каабы, следует некоторое время присмотреться, чтобы глаза отошли от яркого солнечного света. В помещении полумрак, так как ни электричества, ни окон здесь нет. Ранее в потолке были небольшие оконные проемы, от одного до четырех, но в ходе последней реконструкции их заделали.

Первое, что видит вошедший, – это три колонны, поддерживающие потолок. Они изготовлены из цельных стволов тика. У каждой колонны есть имя – одного из главных исламских ангелов. Вверху к колоннам прикреплена перекладина, на ней висят несколько ламп, посредством которых Кааба и освещается.

В письменных источниках и свидетельствах очевидцев названо разное количество колонн. Кто-то говорит о четырех, мотивируя это тем, что верховных ангелов в Исламе четверо – Джабраиль, Микаиль, Азраиль и Исрафиль. Президент североамериканского Исламского общества Музаммил Сиддики побывал внутри Каабы в 1998 году (двумя годами ранее была проведена масштабная реконструкция храма); он утверждает, что колонн осталось всего две. Как бы то ни было, каноническим считается наличие трех опор.

Между колоннами, напротив двери – простой деревянный столик, на него ставят благовония. В ящиках стола хранят масло для ламп, запасные шнуры к кисве и прочие принадлежности.


Что находится внутри каабы

Каменные плиты пола – очень твердые, их невозможно поцарапать. Они с трудом поддаются обработке даже современными инструментами. Но одна плита, михраб, отличается от прочих. Она красноватого цвета, с закругленными углами. Расположена у стены прямо напротив входа и вытерта настолько, что стала заметно ниже остальных. Михраб берегут потому, что на нем совершал молитву Пророк.

На стенах – надписи, гласящие о тех правителях, которые когда-либо принимали участие в строительстве или ремонте храма. Последняя из них относится к 1996 году. Верхняя треть стен и потолок затянуты зеленым шелком, на котором золотом вышиты аяты Корана и Шахада – свидетельство о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Пророк Его. Надписи многократно повторяются в виде узора. Как и внешнее покрывало, ткани внутреннего убранства меняют раз в год.

Примечание: смотреть на потолок Каабы считается крайней неучтивостью.

По правую руку – небольшая выгородка с позолоченной дверцей, называемой Дверь покаяния (баб-ат-тауба). За ней – лестница, ведущая на крышу. Попасть туда можно через тесный одностворчатый люк, открывающийся наружу. Он квадратной формы, изготовлен из дерева и покрыт серебряными пластинами. Поднимаясь наверх, можно обнаружить, что потолок Каабы двойной – нижний сделан из тиковых досок и поддерживается тиковыми же балками, а сама крыша – из полупрозрачных мраморных плит. Этот вид белого мрамора добывают лишь в Йемене. Во время ремонта в 1996 году все деревянные части конструкции обработали современными пропитками.


Наглядно представить интерьер Каабы поможет видео:

Дом Бога обставлен со строгой простотой. Здесь нет ничего лишнего, что бы отвлекало внимание и мешало обращаться к высшим силам.

***

Творя намаз, правоверный становится лицом к кибле (ориентиру). Таковой с 622 года служит Кааба, а ранее ею считался Иерусалим. Внутри Каабы можно молиться, обратившись в любую сторону.

Что находится внутри каабы

Источник: TheDifference.ru

Кааба (от арабского Ка‘ба ­­ четырехугольник) – главное святилище всех мусульман; таким она была для арабов и до появления ислама. Но, помимо своего религиозного значения, Кааба служила для арабов языческого периода еще культурно-политическим центром, потому что здесь во время ежегодных праздников в честь главных богов Каабы решались и самые важные вопросы, касавшиеся всех обитателей аравийского полуострова; здесь же происходили так называемые поэтические состязания между знаменитейшими арабскими поэтами, стекавшимися туда со всех концов Аравии и даже Сирии и Месопотамии.


агодаря всему этому Кааба, а следовательно – и вся область, в которой она находилась, весьма рано приобрели важное религиозно-политическое значение, так что обладать Каабой значило обладать и всею среднею Аравией. Из-за этого обладания не редко возникали между разными племенами кровавые распри, часто оканчивавшиеся расхищением и даже разрушением самой святыни. Это продолжалось до тех пор, пока Кааба не перешла в руки сильного племени ку(о)райшитов, которые, с целию упрочить здесь свою власть, построили вокруг Каабы город Мекку. С тех пор религиозная и политическая власть оставались в руках курайшитов до упрочения ислама.

Вопреки своему значению, Кааба не имела правильной формы куба, но скорее форму параллелограмма длиной в 30 локтей, шириной в 22 и вышиной в 27. ее четыре стены, высотой в 9 локтей, сложенные из грубого камня, не скрепленного известью, но покрытого изнутри и снаружи дорогой материей, – покоились на крепком старом фундаменте. Ее плоская в виде террасы крыша, построенная из пальмовых стволов, вырубленных тут же в старой священной роще, поддерживалась изнутри деревянными квадратными столбами. В Каабу вела дверь, выходившая на северо-восточную сторону и запиравшаяся замком. Снаружи недалеко от этой двери были прикреплены к стене храма два бараньих рога, имевших отношение к древней религии арабов, но которые впоследствии смешали с библейским рассказом о принесенной Авраамом жертве. В правом углу Каабы был вделан знаменитый аль-хаджар – аль-асвад (Черный камень), который, по преданию, ангел Гавриил принес с неба.


От этого камня начинался, как и теперь, так называемый «таваф» – семикратный обход каабы, составлявший первый религиозный акт прибывшего в Мекку пилигрима. Вокруг Каабы, на площади, окружавшей ее, стояло 360 идолов с большою статуей главного идола – Гобала; внутри же ее прежде всего бросался в глаза большой деревянный голубь, спускавшийся с потолка и олицетворявший собою – надо полагать – богиню Венеру, которой, главным образом, и была посвящена Кааба. Над отверстием в полу храма, ведущим в подземный ход, где хранились приношения паломников и драгоценности храма, стояла большая статуя Гобала из красного камня, привезенная из Сирии Амром-бен-Лохайем. Эта статуя изображала названного бога в виде старика с длинною бородой, державшего в правой руке «стрелы судьбы»; к ее пьедесталу была привязана кожаная сумка, в которой находились такие же стрелы, посредством которых узнавали свою судьбу. Как столбы, поддерживавшие потолок, так и все внутренние стены Каабы были покрыты живописными рисунками, изображавшими богиню храма в разных фазисах ее мифологического существования.


к, в одном месте она была изображена с большими крыльями и с черным камнем в руках, а в другом – со своим сыном Адонисом, что дало арабским историкам и некоторым европейским ученым повод думать, что это был образ Пресвятой Богородицы: с Младенцем Иисусом. Кругом Каабы стояло еще несколько продолговатых камней, которым также покланялись и приписывали священный характер, хотя и не в такой степени, как аэролиту – «Черному камню». Наконец, весь храм с его площадью и многочисленными идолами был окружен такою же по размерам стеной, какая существует и в настоящее время, благодаря чему образовалась внутренняя ограда, считавшаяся, как и теперь, священной (харам) и имевшая все атрибуты свящ. оград языческой древности. Рядом с этой священной оградой, а именно, на северо-восточной стороне от нее начинается «долина жертвоприношений», заключенная между двумя холмами Сафа и Марва, вершины которых были увенчаны двумя идолами самой грубой работы. Третий идол такой же работы стоял на самом низком месте долины, известном под названием Батну-ль-вади. Эти три идола играли в языческом культе древних арабов весьма важную роль: тот из них, который находился на холме Марве изображал под именем Найлы – «ласкающей, обнимающей» главную богиню храма Каабы – Венеру – Солнце, богиню жизни и всеобщего плодородия. Другой идол, стоявший на Сафе, олицетворял собой молодого бога Исафа или Нахика, сына и любовника вышеназванной богини, который играл в каабском культе такую же двойственную роль, какую играл в религии Сирии и Месопотамии Адонис.

конец, третий идол, называвшийся Ал-Хуласат, служил олицетворением какой- то подземной богини – соперницы Найлы и одинаково влюбленной в молодого Адониса. Арабские историки передают об этих трех богах такой же мио, какой всегда связывался в Сирии, Месопотамии, Кипре и т. д. с именем Адониса. Молодой Исаф, любовь которого оспаривали две богини – небесная и подземная, предпочел первую из них – свою мать и любовницу. Но радость влюбленных не была продолжительной: завистливая богиня подземного царства скоро поразила Адониса смертью, превратив его в камень. Однако через несколько дней он опять оживает и соединяется со своею матерью – Венерой. Этот последний акт адонаидских мистерий происходит не в самой Каабе, но на священной горе ‘Арафате (место знакомства, встречи), которая, вероятно, и получила это название по тому действию, которое, по мифу, совершается на ней.

С этим мифом, обошедшим почти все культурные страны древнего языческого мира и перенесенным в законченном виде из Сирии в Аравию, – тесно связаны все религиозные обряды и празднества так называемого хаджа, т. е. паломничества к Каабе. Празднества эти начинались с седьмого дня седьмого месяца Зуль-Хиджы, приблизительно около весеннего равноденствия и открывались «днем трубным» – траурным днем. Пилигрим прежде, чем вступить в священную область, должен был очиститься от всякой скверны, обнажить свою голову, снять свою обыкновенную одежду и облечься в специально-богомольческую, состоявшую, как и теперь, из двух кусков полотна; при чем одним куском он опоясывался, другой же он набрасывал на свои плечи и шею так, чтобы часть правой руки оставалась открытой. У арабских и других историков можно найти много указаний на то, что большинство пилигримов, включая сюда и женщин, совершали обход совершенно голыми. Особенною свободой пользовались в данном случае женщины племени Бану-Амира, продолжавшие отличаться своею разнузданностию даже по принятии ими ислама.

Образовавшаяся таким образом толпа голых и полуголых пилигримов с бритыми головами и босыми ногами, со свистом и хлопаньем семь раз обходила Каабу, распевая иногда весьма неприличные стихи и каждый раз прикладываясь к «Черному камню». По совершении этого обхода, пилигримы отправлялись в долину Мина, лежащую между двумя холмиками Сафой и Марвой, где покланялись находившимся там идолам и бегали семь раз от одного холма к другому в воспоминание тех печали и страданий, которые испытывала богиня Каабы при разлуке со своим сыном Адонисом. На следующий (9-й) день паломники отправлялись дальше – к священной горе Арафате, находящейся в шести часах ходьбы от Мекки, где оставались некоторое время, чтобы отпраздновать воскресение молодого бога, олицетворявшего в этом мифе пробуждение природы от зимней спячки, и его возвращение к своей возлюбленной – небесной богине. В десятый день, после краткой остановки в долине Муздалифе, по данному знаку исправляющего должность иджаза – ‘Арафа, пилигримы возвращались обратно в долину Мина, где каждый приносил жертву сообразно со своими средствами и положением. Богомолье заканчивалось бросанием камешек (лифоволия) в стоявшие там идолы – камни, символизировавшие собою семь планет. Тринадцатого числа караван пилигримов возвращался обратно в Мекку, встречаемый восторженными кликами собравшегося там народа. Вероятнее всего, что только по возвращении в Мекку дозволялось паломникам пить воду из священного колодца Замзама.

Как эти празднества (адониады), так и вызвавший их миф были, как уже сказано, целиком заимствованы арабами у сирийцев, а не выработаны на месте. Есть даже некоторые основания ( – самое слово Мекка, множество сирийских названий богов, сирийская надпись, открытая на древнем фундаменте Каабы при ее первой реставрации и т. д.) думать, что место, где впоследствии возникли Кааба и город Мекка, было одною из главных стоянок сирийских караванов на торговой линии между Сирией и Йеменом и, следовательно, – сама Кааба была построена сирийцами и посвящена их богам. Этим, вероятно, объясняется, почему древние арабы, довольно аккуратно посещавшие Каабу и строго исполнявшие все обряды хаджа, скоро (с V-го века по р. Хр.) позабыли как существенный характер своей религии, так и символический смысл и происхождение всех ее обрядов. Сложный и в высшей степени поэтический культ Адониса, каким этот культ представляется нам в сиро-месопотамских религиях, превратился у арабов в массу суеверных обрядов, лишенных всякого смысла. Этим также объясняется, почему арабы, подпавшие под религиозное и культурное влияние живших среди них евреев, совершенно незаметно изменили дух своей древней религии, приписав всем ее обрядам библейский характер, библейское содержание. Для них это тем легче и приятнее было сделать, что Авраам и Измаил, которым начали приписывать главную роль в постройке Каабы и установлении ее культа, оказывались их родоначальниками. Дальнейший толчок в библеизации (если можно так выразиться) древнеарабской религии сделала образовавшаяся около этого времени в Аравии школа ханифов, строгих монотеистов, справедливо считающихся теперь учителями и предтечами Мухаммеда [Магомета]. Усилия как евреев, так и ханифов привели, в конце концов, к тому, что символические обряды, главные божества и все древние религиозные легенды, на которых основывался культ Каабы, – приняли совершенно библейский характер. Гобал превратился в Авраама, а главная богиня Каабы Венера, изображавшаяся на стене храма с аэролитом в руках, превратилась в ангела Гавриила, приносящего Аврааму и его сыну камень из небесной Каабы. Образ Венеры κουροτρο’φου (питающей юношей), державшей в своих объятиях бога – сына, был принят за образ пресвятой Девы Марии с Младенцем Иисусом на руках и т. д. Нельзя, однако, сказать, чтобы библейско-талмудические сказания окончательно вытеснили из народного сознания все древние языческие предания о каабском культе и положили конец всем языческим обрядам. Многие арабы продолжали служить Гобалу, Аллате, «Черному камню» и другим богам, до самого основания ислама. Только в 630 г. все идолы и языческие изображения Каабы были выброшены из нее по приказанию Мухаммеда и частию им самим. Но по политическими, религиозным или другим соображениям арабский лжепророк не только не решился выбросить из Камбы «Черный камень», но даже продолжал почитать его и прикладываться к нему, как и до основания им новой религии. По тем же, вероятно, соображениям Мухаммед сохранил и все обряды языческого хаджа, которые и до сих пор совершаются ежегодно его последователями почти в таком же виде, как и семь веков до появления основателя ислама. Но раз Мухаммед и его последователи удержали все обряды хаджа и почитание Каабы и некоторых ее святынь, то необходимо было объяснить и оправдать их с точки зрения новой религии. И вот на основании некоторых библейско-талмудических преданий была составлена о Каабе, «Черном камне» и т. д. новая история, согласная с духом ислама. Эта история имеет несколько версии, но та, которую мы ниже излагаем в сокращенном виде со слов знаменитого голландского ориенталиста Dozy, считается самою остроумной и, по-видимому, существовала около 200-го года мухам. эры. Вот эта версия. Когда Адам был низвержен из небесного рая, он обратился к Богу с жалобой: «Увы, взывал он, я более не слышу ангельских напевов». – «Это последствие твоего греха, – ответил ему Бог, – но ступай, построй мне храм и обойди вокруг него семь раз, думая обо мне по примеру ангелов, которые, как тебе известно, парят вокруг моего престола». Адам пришел в окрестности Мекки и при помощи ангелов заложил основы храма, а на эти основы сам собой храм сошел с неба. Адам получил из рая еще шатер из красного яхонта; местом отдохновения служил в нем краеугольный камень, который раньше был белым, но впоследствии почернел от прикосновения грешников: это и есть Черный каменьаль-хаджар – аль-асвад. Во время потопа храм и шатер были обратно взяты на небо, но камень был укрыт на горе Абу-Кабус и его продолжали посещать, как святыню. Туда впоследствии Авраам привел Агарь и Измаила и покинул их. Вскоре вышла вода, которая была с Агарыо и ее сыном, и они начали испытывать сильнейшие страдания от жажды, рискуя умереть в этом пустынном месте. Желая разглядеть что-нибудь подальше, Агарь взошла на холм Сафа, а затем на Марву, но никого не было видно. Возвратясь к сыну, Агарь застала его умирающим от жажды. Не зная, что делать, она поспешно вернулась к двум названным холмам и, изнывая от горя, несколько раз взбегала то на тот, то на другой холм. Когда в отчаянии Агарь вернулась снова к своему сыну, она увидала, что близь него бьет ключ воды. В этом месте позже вырыли колодезь 3амзам.

Во время одного из приездов к Измаилу, Авраам рассказал ему, что он получил приказание от Бога построить там храм. Отец и сын тотчас же принялись за дело и, копая землю, наткнулись на старый фундамент адамова храма. Авраам хотел вделать в один из углов какой-нибудь камень, чтобы отметить то место, откуда следовало бы начинать обход храма; но, пока Измаил ходил за подходящим камнем, ангел Гавриил принес Аврааму «Черный камень», который Авраам и вставил в угол здания. Окончив постройку храма – каабы, отец с сыном обошли, по приказанию Гавриила, вокруг него семь раз, затем, дважды преклонившись, они прочли молитву позади большого камня, на котором стоял Авраам. Гавриил научил их также тем обрядам, какие они должны были совершать в других святых местах. Сначала следовало быстро пробежать семь раз пространство между Сафой и Марвой в память того, как в своем отчаянии делала это Агарь. Потом он повел их в долину Мина: но когда они пришли туда, показался Иблис – дьявол. «Кидайте в него каменьями», – сказал Гавриил. После того, как Авраам; бросил в Иблиса семь камешков, последний действительно исчез: но в средине и в глубине долины он снова по- явился, но всякий раз Авраам прогонял: его семью камешками: отсюда обычай бросать камешки в долине Мина во время; богомолья. Наконец, когда Авраам в сопровождении Гавриила посетил также Муздалифу и Арафу и был научен от него тем обрядам, какие полагалось там совершить, он получил от Бога приказание объявить всем людям, чтобы они шли на поклонение к Каабе и другим св. местам. «Да ведь они не услышат моего голоса,» – ответил Авраам. – «Исполняй то, что я тебе приказываю», – сказал Бог, – «я сделаю так, что они тебя услышат». Авраам встал на большой камень и камень поднялся так высоко, что превысил все горы. Обратившись последовательно к четырем странам света, Авраам воскликнул: «О, люди, вам предписано ходить на поклонение в древний храм,– слушайтесь Господа вашего». И со всех сторон отвечали: «Ляббайка, Аллахюмма, Ляббайка.» Мусульмане толкуют эту старинную формулу, всегда употреблявшуюся у древних арабов на богомолье, в смысле: «мы готовы служить тебе. Боже, мы готовы». На вечную память об этом случае следы от ног Авраама отпечатлелись на камне, который и до сих пор зовут «макам Ибрагим», т. е. «стояние Авраамово.»

П. Жузе

Источник: azbyka.ru

Наверняка каждый хотя бы раз в жизни видел пускай и на фотографиях или видео огромный черный камень в Мекке. Загадочный предмет называется Кааба и является одной из важнейших святынь ислама. При этом большинство людей даже не догадывается о том, что внутри святыни кое-что есть.
Что находится внутри каабыБлаго, заглянуть внутрь Каабы можно, так как это вовсе никакой не камень.
Что находится внутри каабы«Досточтимая Кааба» носит также символичное название «аль-Бэйт аль-Харам», что в переводе с арабского обозначает «Священный дом». Кааба находится в Мекке на территории Саудовской Аравии. На сегодняшний день она является главной святыней ислама. На протяжении истории Кааба несколько раз перестраивалась и реставрировалась. Кто именно возвел постройку первым – доподлинно не известно. Священные тексты говорят о том, что возведена первая Кааба была Сифом, третьи сыном Адама и Евы.
Что находится внутри каабыДоисламскую эпоху в «Священном доме» вокруг идола главного аравийского бога, стояло еще 300 идолов младших богов. В самой Каабе приносились разнообразные жертвы. При этом место считалось священным. Сориться рядом со святыней было запрещено и уже тем более было запрещено проливать рядом с Каабой кровь. Считается, что родившийся в Мекке пророк Мухаммед повелел разрушить всех языческих идолов в Каабе. В последствии вокруг черного камня была построена заповедная мечеть.
Что находится внутри каабыПостроена Кааба на мраморном фундаменте из гранита. Внешние стены покрыты кисвой – особым черным шелком, которые меняется один раз в год на новый. Габариты Каабы составляют 13.1х11.03х12.86 метра. Справедливости ради, стоит отметить, что в разное время у постройки были иные размеры. Реставрировалась Кааба в 605, 638, 693, 1629 и 1996 годах (и это только доподлинно зафиксированные случаи). Внутрь постройки ведет тяжелая дверь из тисовой древесины.
Что находится внутри каабыВнутри нет ни окон, ни освещения. Поэтому в Каабе всегда царит полумрак. Первое, что бросается в глаза внутри – это три изящные колонны, поддерживающие потолок. Между колонами обычно стоит деревянный столик для благовоний и масла. На стенах имеются надписи с именами правителей и деятелей, которые когда-либо принимали участие в ремонте и реставрации Каабы. Верхняя часть внутренних стен обтянута зеленым шелком. Одна из напольных плит имеет красноватый цвет. Она представляет для мусульман особую ценность, так как на ней в свое время совершил молитву сам Мухаммед. Помимо всего перечисленного внутри имеется небольшая деревянная лестница, которая ведет на крышу Каабы. Выбрать туда можно через створчатый деревянный люк.
Что находится внутри каабыНаверняка многие слышали что-то о том, что в Каабе должен быть еще какой-то загадочный черный камень. Он есть, хотя из-за ошибок в трактовках, многие рассказывают о нем совсем не то и не так. Дело в том, что когда-то на месте постройки действительно был огромный черно-красный камень. Однако в цельном виде до наших дней он не сохранился. Фрагмент знаменитого камня вставлен в серебряную оправу и вмурован в восточном углу Каабы на высоте 1.5 метра.

Источник: yaustal.com

В эти дни мусульмане совершают обряды хаджа – обязательного паломничества в Мекку и Медину. Один из ритуалов хаджа совершается у Каабы – самого почитаемого мусульманами храма на земле. Внешне это строение кубической формы, однако знаем ли мы о том, как выглядит Кааба изнутри?

 

О внутреннем убранстве Каабы известно не многим. Потолок поддерживается тремя колоннами. Каждая колонна носит имя одно из главных ангелов. Вверху к колоннам прикреплена перекладина, на которой висят несколько осветительных ламп.

Кааба

Между колоннами, напротив входной двери располагается деревянный столик для благовоний. В ящиках стола хранят масло для ламп, запасные шнуры к кисве и прочие принадлежности.

Кааба

Каменные плиты пола – очень твёрдые, их невозможно поцарапать. Но одна плита, михраб, расположенная у стены прямо напротив входа, отличается от прочих. Она красноватого цвета с закругленными углами и вытерта настолько, что заметна ниже остальных. Михраб берегут потому, что на нём совершал молитву Пророк Мухаммад ﷺ.

Кааба

На внутренних стенах установлены таблички с именами правителей, которые когда-либо принимали участие в строительстве или ремонте Каабы.

Кааба

По правую руку от входа в Каабу находится небольшая выгородка с позолоченной дверцей, называемой «Дверь покаяния» (Баб ат-тауба). Через неё вход на лестницу, ведущей на крышу Каабы.

Кааба

Кааба

КаабаЧто находится внутри каабы

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

 

 

Источник: islam.ru

Описание двери Каабы

Это — деревянная дверь из дерева садж, с двумя половинками. Высота двери — шесть с половиной арашей, ширина каждой половинки — один гез и три четверти, что на обе половинки составляет три геза с половиной. Самая дверь и плинтусы покрыты надписями, кругами и различными рисунками из серебра. Самые надписи сделаны из золота и черненого серебра. На ней целиком написан следующий стих из Корана: «Первый храм, выстроенный среди людей, — это храм в Бекке».
К двум половинкам двери приделаны два больших серебряных кольца, присланных из Газны. Они находятся на такой высоте, что достать до них рукой не может никто. Два других серебряных кольца, поменьше первых, тоже приделаны к двум половинкам, но уже так, что достать до них может всякий. На этих двух нижних кольцах висит большой серебряный замок, на который закрывают дверь. Пока замок не снят, двери открыть нельзя.

Описание внутренности Каабы

Ширина стен Каабы, то есть толщина их — шесть ладоней. Пол сплошь покрыт белыми мраморными плитами. Внутри Каабы три маленьких отделения наподобие площадок, одно из них — против двери, а два других — с северной стороны. В Каабе имеются деревянные колонны, поддерживающие потолок; все они четырехугольной формы и выточены из дерева садж, только одна имеет круглую форму.
С северной стороны есть продолговатая плита красного мрамора, вделанная в пол; говорят, что там Посланник, молитвы и мир да будут над Ним, совершал намаз. Всякий, кому это известно, всегда старается тоже помолиться там.
Все стены облицованы разноцветным мрамором. На западной стене шесть серебряных михрабов, прикрепленных к стене гвоздями. Все они высотою в человеческий рост, сделаны чрезвычайно изящно и покрыты инкрустациями и чернью. Михрабы эти прикреплены к стене на некоторой высоте от пола.
Стены на высоте четырех арашей от пола ничем не украшены, а начиная оттуда и до самого потолка покрыты мраморными плитами с инкрустацией и позолоченными рисунками.
В углах трех отделений, из которых одно помещается в Рукн Ираки, другое — в Рукн Йемени, а третье — в Рукн Шами, к стене прибито серебряными гвоздями по две деревянных доски. Доски эти происходят от ковчега Ноя, мир да будет с ним. Длина каждой из них — пять гезов, ширина — один гез. В отделениях позади Черного Камня лежит кусок красного шелка.

Когда входишь в Каабу, по правую руку находится четырехугольное сооружение площадью три геза в квадрате, в нем устроены ступеньки, ведущие на крышу Каабы; наверху серебряная дверь с одной створкой, называемая Баб-ар-Рахмэ. К ней приделан серебряный замок. Когда поднимешься на крышу, будет другая дверь, подъемная, какие обыкновенно делаются на крышах; обе стороны её покрыты серебром.
Потолок Каабы деревянный, но весь закрыт шелком, так что дерева не видно совершенно. На фасаде под крышей видна золотая надпись: там написано имя египетского султана, вырвавшего Мекку из рук Аббасидских халифов. Это был ал-Азиз ли-Дин-Алла. Кроме того, там имеется еще четыре больших серебряных доски, прикрепленных серебряными гвоздями к той же самой стене. На каждой из них написано имя одного из египетских султанов, каждый из них присылал такую доску во время своего правления.
Между колоннами подвешено четыре серебряных лампады. Крыша Каабы покрыта Йеменским мрамором, похожим на хрусталь. В четырех углах Каабы четыре окна и в каждое из них вставлено стекло. При посредстве этих окон Кааба освещается, но дождь туда проникнуть не может. Сток для дождевой воды устроен посреди северной стены; длина его — три геза и он весь покрыт золотыми надписями.

Покров, которым закрывалась Кааба, — белого цвета. По нему идут две полосы вышивки, каждая шириною в один гез; пространство между ними около десяти гезов, пространство над и под ними такой же ширины. Благодаря этим двум полосам высота дома была разделена на три равных части, каждая около десяти гезов. По четырем концам покрова вытканы разноцветные михрабы, расшитые золотыми нитками. С каждой стороны три михраба: один, большой, — по середине и два, маленьких, — по обеим сторонам, так что всего на всех четырех стенах двенадцать михрабов.
С северной стороны снаружи Каабы выстроена стена высотою в полтора геза. Оба края ее примыкают к углам Каабы. Она имеет форму полукруга, середина которого удалена от стены Каабы на пятнадцать гезов. Стены и земля в этой ограде покрыты разноцветным мрамором. Называется эта ограда Хиджр. Вода по стоку с крыши Каабы вся стекает в Хиджр. Под стоком поставлен зеленый камень в форме михраба, на который и течет вся вода из стока. Камень этот такой величины, что человек свободно может совершить на нем намаз.
Место Авраама, мир да будет с ним, находится на восток от Каабы. Это — камень, на котором видны следы двух ног Авраама, мир да будет с ним. Он вделан в другой камень, покрытый четырехугольным деревянным чехлом, самой прекрасной работы. Он покрыт серебряными пластинами и с двух сторон прикреплен цепями к большой скале. К цепям приделаны два замка, чтобы никто не мог прикоснуться к нему рукой. От этого места до Каабы — три араша.

Описание открытия двери Каабы, да возвысит ее Господь всевышний

Ключ от Каабы хранит одно арабское племя, называемое Бену Шейба; на нем же лежит и поддержание в ней порядка и чистоты. За это они получают от египетского султана ежемесячное вознаграждение и почетные одежды. У них есть глава, который и хранит этот ключ.
Когда он направляется к Каабе, его сопровождают пять-шесть человек. Они подходят туда и тогда человек десять паломников идут, берут описанную мною лестницу, приносят её и ставят возле двери. Глава поднимается по ней и становится у порога, тогда туда же поднимаются два других человека и раскрывают покров желтого шелка. Один из этих двух людей берется за один край, второй за другой и закрывают им старца, словно завесой, на то время, пока он открывает дверь. Старец раскрывает замок и снимает его с колец.
В это время много паломников собирается возле дверей и, когда дверь раскрывается, они складывают руки и читают молитву. Все обитатели Мекки, когда слышат голоса паломников, знают, что в это время открывается дверь Храма. Тогда весь народ сразу начинает читать громким голосом молитву, и вся Мекка наполняется гулом голосов.
Затем старец входит, его два спутника продолжают держать покров, а он совершает два раката намаза. Затем он снова выходит, раскрывает обе половинки двери, становится на пороге и начинает громким голосом читать хутбу и призывать благословения на посланника божьего, мир и благословение да будет с ним и с родом его. Затем старец и его спутники становятся по бокам двери; начинают подходить паломники и входить в дом. Каждый из них совершает два раката намаза и снова выходит. Так продолжается до полудня.
Когда совершают в Каабе намаз, обращаются лицом к двери, но можно также обращаться в любую другую сторону. Как-то раз, когда Кааба была битком набита людьми, так что больше войти уже никто не мог, — я начал считать людей: там было семьсот двадцать человек.
В течение Ша’бана, Рамазана и Шавваля двери Каабы открывают по понедельникам, четвергам и пятницам, но когда наступает месяц Зу-ль-Ка’дэ, её уже перестают открывать…»

В этом свидетельстве собрано невероятное количество ценнейших подробностей, которых не встретишь ни в одном другом скупом описании Каабы! Поражает упоминание о досках из Ноева ковчега. Уникальная деталь, поневоле создающая вопрос – где же они были до сих пор и откуда взялись в Каабе? Некоторое сомнение возникает и при указании количества человек, собравшихся внутри Каабы, — цифра 720 уж слишком велика для такой площади. Возможно, это всего лишь ошибка, привнесенная за сотни лет многочисленных переписок. Остается только сожалеть, что другие посетители Каабы не были столь наблюдательны и не оставили для нас таких же ярких воспоминаний.

В 1628 году, после сильнейших дождей, вода в долине поднялась на несколько метров, Кааба почти полностью была разрушена: стены рухнули, деревянные элементы конструкции и даже камни унесены потоком. Немедленно после замирения стихии началось восстановление храма. Турецкий султан Мурад Хан пристально следил за ходом работ, результатом которых стало возведение храма именно в том виде, в котором он известен нам сейчас. На этот раз все деревянные части постройки были выполнены из прочного тикового дерева, устойчивого к внешним воздействиям и перепадам температуры. Благодаря прочному тику количество опор, поддерживающих крышу, сократилось до трех. Ещё на четыреста лет храм был оставлен в неизменном виде.

Следующее замечательное свидетельство, на которое хотелось бы обратить внимание, в полной мере описывает внутренности Бейтуллы и наиболее близко стоит к нам по времени. Оно было составлено нашим соотечественником Шакирзяном Ишаевым в 1895 году, во время его посещения Мекки.[4] Ценность данного свидетельства заключается в том, что оно запечатлело Каабу во времена её относительной доступности для простых верующих, когда двери храма бывали, хоть и редко, но открыты. Это также можно назвать последним описанием Каабы в её патриархальной древности, пока ещё не тронутой современными новшествами и изменениями. Считаю должным процитировать весь текст полностью, поскольку таких подробных описаний ещё надо поискать:

«Здание Бейтуллы выстроено из больших кусков горных камней, не одинаковой величины, грубой отески, серого цвета, без всяких наружных украшений. Вышиной здание приблизительно 5 сажень, шириной не более 3-х сажень. Форма его основания квадратная. В восточном углу в стену вделан знаменитый черный камень хаджар-аль-асват, главная святыня Бейтуллы. Он вделан в стену на такой высоте, чтобы можно было его целовать, т.е. приблизительно на 2 аршина от пола, окружающего здание мраморного помоста. Камень сверху и с боков обложен серебром; на виду оставлена только часть его для целования паломниками. Величину его определить невозможно. Серебряная пластина, закрывающая камень, имея овальную форму, огибает угол здания. Посредине ее сделано небольшое отверстие, в котором в углублении видна часть камня. Цвет его темно-красно-бурый с прожилками. Хотя за точное определение такого цвета я не ручаюсь, потому что вообще не знаток в распознании цветов, но во всяком случае, он не черный, как об этом рассказывают. За это я вполне ручаюсь, так как рассмотрел видимую часть камня весьма внимательно. Для входа во внутренность Бейтуллы имеется с северной стороны всего одна дверь, находящаяся на высоте сажени от площади окружающего двора. Окон нет вовсе. Дверь деревянная и с наружной стороны обложена листовым серебром. Входят обыкновенно при помощи простой приставной лестницы, а в торжественных случаях по чугунной лестнице на колесах, которая подкатывается к двери. Она стоит обыкновенно во дворе, несколько в стороне от Бейтуллы.

Крыша Бейтуллы плоская; для стока с нее дождевой воды с западной стороны устроен желоб, как говорят, золотой; на нем висят золотые украшения величиною в кисть руки. С западной стороны здания имеется небольшая полукруглая мраморная стенка. По словам арабов, эта стенка означает, что здание Бейтуллы ранее было больше и это есть остатки старых стен (по преданию Кааба строилась 10 раз). Все здание Бейтуллы с наружной стороны, от крыши до фундамента стен, обыкновенно покрывается толстой, черного цвета, шелковой материей (то покрывало все заткано словами на арабском языке, основного догмата ислама: «Ля Илляга илль-Аллагу, Мухаммед расуль-Улла», т.е. «Нет Бога, кроме Единого Бога и Мухаммед Его пророк». Это же изречение выткано посредине покрывала серебряными вызолоченными нитями; оно окружает при надетом покрывале Каабу как бы поясом. Покрывало ежегодно приготовляется новое по распоряжению турецкого султана по особому заказу. За три дня до начала хаджа покрывало подбирают снизу до половины высоты здания, а обнаженную часть стены закрывают белым полотном. Простой народ думает, что Бейтулла покрывается ихрамом, на самом же деле это делается для того, чтобы паломники прикасаясь к покрывалу не рвали его, что всегда возможно ожидать от толпы, собирающегося люда всевозможного народа. Следовательно, в покрытии нижней части Бейтуллы белым полотном нет ничего религиозного, а простой расчет сохранить в целости драгоценное покрывало, каждый кусок коего приносит заведующим Бейтуллою значительный доход. Накануне хаджа старое покрывало заменяется новым. Старое поступает в пользу служащих при здании, режется ими на куски, которые и продаются паломникам. Части покрывала, затканные серебром, поступают в пользу мекканского шерифа. Он извлекает из материи серебро и продает серебряникам. Они делают из него особые кольца, которые называются «баба-сир-июзюк», т.е. кольца от грыжи. Концы серебряной пластинки кольца почему-то никогда не спаиваются. Так как кольца из освященного серебра, по поверию мусульман имеют целебные свойства, то они ценятся вообще довольно дорого, почему как шериф, продающий серебро, так и серебряники, работающие из него кольца, получают хороший доход.

Внутренность Бейтуллы имеет следующий вид. Пол устроен из мраморных квадратных плиток. Нижняя часть стен, в виде панели, приблизительно на 1.5 аршина от пола обложена мраморными плитами с арабскими на них надписями. Посредине комнаты поставлены три деревянных столба, поддерживающие потолок. Стены обтянуты парчовой материей. Какого вида потолок, точно не знаю — смотреть на него почему-то считается большой неучтивостью. От стен по линии столбов, выше человеческого роста, протянута простая пеньковая веревка в палец толщиной, на которой повешены множество серебряных и золотых разной величины и формы кувшинов и ваз. Это все приношения богатых паломников. С левой стороны от входа у самой двери, стоит небольшой, самой простой работы, ничем не покрытый деревянный столик. На нем лежит большой серебряный ключ. По желанию паломника ключ этот прикладывают ему к груди и на язык, за что взимают плату по усердию и щедрости паломника. Что это означает, я дознать не мог.
В правом углу комнаты имеется загородка в виде небольшого чулана; в ней находится вход на крышу. Говорят, что из этой загородки есть спуск в подземелье, имеющееся под зданием. Ходит молва, что в этом подземелье хранятся редкостные и драгоценные вещи.
Проникнуть во внутренность Бейтуллы не так-то легко и, во всяком случае, это доступно далеко не всем паломникам. Дверь здания за время хаджа открывается только в известные дни и вход туда стоит немалых денег. Впрочем, при желании вход возможен и каждый день по особому предварительному заказу, но это доступно только весьма богатым лицам, стоит многих хлопот и порядочных издержек. Арабы уверяют, что в Бейтуллу каждый день являются на поклонение 72 ветра и что между ними много вредных для здоровья людей, но много и полезных…»

В 1924 году победоносные войска Ибн Сауда без боя заняли Мекку и этот момент можно считать началом отсчета новой современной истории Каабы. Вольные нравы и некоторая распущенность, к которой так привыкли жители Мекки, сменились жесткими правилами и ограничениями приверженцев «чистого ислама». Прибывшие в святой город ваххабитские богословы разом покончили со старыми порядками и вокруг Каабы уже нельзя было сыскать никаких доходных промыслов по продаже чего бы то ни было или взимания платы за посещение храма. Немедленно была организована полиция нравов, а полные фанатизма воины-икхваны готовы были растерзать любого, кто не соответствовал их строгим требованиям. Королевская семья стала последовательно проводить в жизнь политику, согласно которой она брала на себя почетную миссию «Хранителя двух святынь» и претендовала на духовное лидерство в мусульманском мире.
Началась эпоха больших перемен, до неузнаваемости преобразивших не только Запретную Мечеть, но и всю Мекку.

В современной истории любые изменения, связанные с Каабой, неотделимы от проектов по расширению Запретной Мечети. То, что когда-то было всем храмом, теперь стало лишь центром огромного сакрального комплекса, равного которому нет нигде в мире. (Вряд ли Ватикан годится в этом случае для сравнения – у него совсем другие функции и смысловая нагрузка). Храм перестал быть доминантой этих мест и теперь едва заметен среди современных скал из стали и бетона. Изменилось и само отношение к этому символу веры. Он был возведен на недостижимый пьедестал и вокруг него была очерчена некая незримая граница. Примерно так, с дистанции, мы взираем на картину великого мастера в музее; деталей уже не видно, строгие правила запрещают заходить за ограничительные барьеры и нам остается только восхищаться самой возможностью лицезреть шедевры. То ощущение близости, причастности к таинству веры, исчезло, растворилось в огромной массе паломников, суетливо спешащих совершить все обряды по заданному расписанию. Это уже не самый первый храм на Земле, воздвигнутый ещё до Потопа, а всего лишь один из пунктов обязательной программы под названием «хадж в Мекку».

Сегодня, в наш до передела насыщенный информацией век, мы знаем о современной Каабе намного меньше, чем удается узнать из скудных средневековых источников. Власти Королевства довольно неохотно обращаются к этой теме и, возможно, по этой причине и возникают всевозможные домыслы и предположения. Налицо также и повсеместное нежелание досконально разбираться в предмете, довольствуясь лишь первыми полученными сведениями.
К следующей информации следует отнестись с определенной долей взвешенного прагматизма. Правдивых источников о последней реконструкции Каабы, при желании, можно найти предостаточно. Есть даже книга, целиком посвященная этой теме, изданная под эгидой Saudi Binladin Group (нетрудно догадаться, что именно эта фирма получила контракт на реконструкцию). Однако, на первом месте в интернете неизменно выскакивают обвинения в адрес Дома Саудитов, уничтожающих историческое наследие и превративших Каабу в «куб из бетона». В вину властям ставится широкое применение современных строительных материалов и разрушительное воздействие от инструментов. Точно известно лишь одно — последнее из существенных изменений Каабы случилось в 1996 году. Причиной для него стало появление в стенах крупных трещин и чрезвычайный износ всех конструктивных элементов здания.

В течение полугода храм был полностью обновлен и единственное, что осталось в нём от оригинальной постройки, — это камни, из которых заново были сложены стены. (Истины ради стоит сказать, что камни и стены остались на своем месте, их только укрепили с использованием современных технологий.) Всё остальное было полностью демонтировано и тайно сброшено в море, чтобы избежать возможного поклонения обломкам (это также всего лишь предположение, точных сведений об этом нет).

Некоторые самостоятельные элементы интерьера были сохранены и помещены в музей в Мекке. В числе прочего там экспонируется и часть деревянной опоры из конструкции Ибн Зубейры, — то есть, если верить музейной табличке, той самой, датируемой 683 годом. Это противоречит многочисленным утверждениям о том, что опоры неоднократно менялись, но истина здесь уже вряд ли будет открыта.

(Согласно отчету о ремонте крыши Каабы в 1958 году, все три старинные опоры были на своем месте и находились в прекрасном состоянии.)
Как и в те далекие времена, когда были живы споры о том, какой должна быть истинная Кааба, эта реконструкция вызвала бурную реакцию верующих. Одни приветствовали её как своевременную и нужную, другие гневно осуждали, как акт вандализма и неуважения к святыне. Обе стороны по-своему были правы. Несомненная заслуга Дома Саудитов заключается в том, что они последовательно превращают Мекку в современный, удобный для посещения и проживания город. Необходимость этих перемен была актуальна ещё лет сто назад, когда Мекка представляла из себя крайне запущенное и неухоженное место, утопающе в грязи и антисанитарии. Потребность решительных действий для исправления такого положения понимают все и отрицать их бессмысленно. Но оборотной стороной этого дела является неизбежное разрушение старых фундаментов и принесение в жертву памятников прошлого. Мир вокруг нас меняется слишком быстро и порой просто не хватает времени для осмысления и поиска верных решений. Столетия сонной дремоты, царящей в Мекке, сменились годами динамичного развития и этот процесс уже необратим. И, если бы не реконструкция 1996 года, Кааба сейчас вполне могла бы просто развалиться. И это было бы намного большим злом, чем продиктованное благими намерениями укрепление стен.
Поборникам исторического наследия не стоит уж слишком сгущать краски и строить теории заговора вокруг этих работ. К тому же, мы ещё вернемся к теме реконструкции более подробно и постараемся взглянуть на нее предельно объективно и без предвзятого отношения. Как это ни печально, но рано или поздно любая постройка нуждается в капитальном ремонте и даже святость места не в состоянии защитить его от разрушительного воздействия времени. А простоять неизменно в течение 14 веков под силу разве что пирамидам. Сегодня только они могут претендовать на полную оригинальность и первозданную целостность. Всё остальное, увы, бренно…

Так что же всё-таки внутри Каабы сейчас?

Начнем с дверей. Благодаря огромному количеству золота, использованному при их отделке, двери эти по праву могут назваться «золотыми». В 1979 году, всего за месяц до захвата Запретной Мечети людьми Джухеймана Утейби, в Каабе была установлена новая дверь, на изготовление которой ушло почти 280 (по другим сведениям — 300) килограмм чистейшего золота. Разумеется, двери не полностью золотые, благородный металл использован лишь для отделки, но и это количество делает их самыми дорогими дверями в мире. Двери покрыты изречениями из Корана, есть и подпись мастера, работавшего над их созданием.

  • Пол и стены выложены плитами мрамора. У стены, противоположной двери, одна из плит пола отличается от других по цвету и форме. На этом месте, по преданию, молился Пророк Мухаммед после захвата Мекки мусульманами. Молитва, совершенная на этом месте, считается особенной.
  • Через равные промежутки на стенах расположены орнаменты и тексты, содержащие упоминания о тех властителях, что в разные времена оделяли своей заботой Дом Бога. Таких текстов всего десять, последний из них рассказывает о реставрации Каабы 1996 года с перечислением выполненных работ.
  • Крыша покоится на трех круглых столбах. На самом деле они поддерживают только декоративный потолок, а настоящая крыша отстоит от него примерно на 120 см и представляет из себя тщательно отобранные стволы тикового дерева с современным гидроизоляционным покрытием.
  • Между столбами устроены перекладины, на которых висит множество старинных ламп или сосудов с благовониями.
  • Стены выше уровня двери задрапированы шелковой тканью. То же самое и потолок.
  • Внутри нет никаких источников искусственного освещения.
  • На крышу ведет отгороженная лестница, закрытая дверью. Эта дверь, скорее всего, также сделана из золота.
  • Прямо напротив входа между двумя колоннами стоит небольшой столик, точное назначение которого неизвестно (скорее всего, для благовоний). Также неизвестно, что сейчас может находиться в ящиках этого стола. Ранее там хранились светильники и внутренние покрывала Каабы.

И это всё. Никаких сокровищ, никого тайного хранилища знаний или портала в иные миры. Да и к чему это здесь?

«…Не было никаких других дверей, украшений или предметов. Пустота заполняла пространство. В этой пустоте ничто не мешало вошедшим обратить свои мысли и чувства к всемогущему Богу…»

Источник: earth-chronicles.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.