Музей-театр «Булгаковский дом» открыт 15 мая 2004 года на улице Большая Садовая, дом 10 и является первым музеем в России, посвященным Михаилу Афанасьевичу Булгакову и его творчеству. Это многомодульное пространство, сочетающее в себе музей, театр и культурный центр. В экспозиции музея находятся вещи эпохи Булгакова, личные вещи писателя и его семьи, кроме того, в музее постоянно представлена уникальная цифровая экспозиция, посвященная жизни и творчеству Михаила Булгакова – электронный архив фотографий, документов, личных записей и пр. В музее проводятся экскурсии по музею и Москве, ведется научная работа. Научно-методический отдел под руководством И. Я. Горпенко-Мягковой совместно с экскурсионным отделом и сторонними экспертами занимаются изучением жизни и творчества Михаила Булгакова и создают материалы, которые помогают популяризировать тексты писателя и те идеи, которые в них заложены. Также в рамках «Булгаковского дома» существуют два литературных салона – Салон Андрея Коровина и Литературная гостиная Лолы Звонаревой, направленные на развитие современной литературы и искусства. Кроме того, в «Булгаковском доме» работают фотостудия Елены Мартынюк и детская театральная студия Ирины Феофановой. Несколько раз в год в музее проводятся выставки современных художников, делая таким образов «Булгаковский дом» настоящим галерейным пространством.


В цокольном этаже «Булгаковского дома» с 2011 года работает театр им. М. А. Булгакова. Это репертуарный театр. В нем идут постановки по произведениям Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Дни Турбиных», а также спектакли по другим русским и зарубежным авторам. В театре им. М. А. Булгакова ставят свои спектакли такие режиссеры, как Сергей Алдонин, Ирина Пахомова, Александр Коршунов, Вадим Демчог и др. Кроме того, в рамках работы театра возник и развился социальный проект «Спектакли-невидимки» – спектакли для слепых и слабовидящих детей, которые вывозятся в интернаты для детей с проблемами зрения по всей России.

«Булгаковский дом» участвует в общегородских акциях – «Библионочь», «Ночь искусств», «Ночь в театре», «День и ночь в музее», «День москомнаследия», День города, и создает собственные мероприятия городского масштаба – ежегодные фестивали: Фестиваль в честь дня рождения Михаила Булгакова, 15 мая, Фестиваль «День исполнения желаний», который проводится в последнюю субботу августа.

Источник: www.culture.ru


Дом Булгакова в Нащокинском переулке
Всего 23 фото

Последние годы жизни Булгакова прошли именно в Нащокинском переулке, в доме № 3/5 на улице Фурманова, ныне это Нащокинский переулок, параллельный Гоголевскому бульвару, расположенный между Сивцевым Вражком и Гагаринским переулком…
02.
Дом Булгакова в Нащокинском переулке
Это часть того самого комплекса элитной застройки 70-х. Слева — начало Большого Афанасьевского переулка.

Однако, нам в Нащокинский…
03.
Дом Булгакова в Нащокинском переулке

В октябре 1932 года Булгаков разводится с Любовью Белозерской и сразу же вступает в новый брак с Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей верным и преданным другом последних лет его жизни, вдохновительницей и неустанной помощницей в работе. Для каждого из них это был третий брак, и венчание в церкви оказалось невозможным. Брак был зарегистрирован в районном загсе.
04.
Дом Булгакова в Нащокинском переулке


В феврале 1934 года Булгаков с новой женой переезжает на новую квартиру — в первый писательский кооператив в Нащокинском переулке (в том самом переулке, где однажды жил когда-то в угловом доме у Павла Нащокина его друг Пушкин). На фото ниже — как раз тот самый дом Павла Нащокина, который он снимал в 1831-1832 гг. у сестёр Л.М. и А.М. Ильинских — дочерей надворного советника Ильинского (дом был воссоздан в 1970-е годы).Дом Булгакова в Нащокинском переулке

К слову говоря, чтобы не было путаницы, Нащокинским переулок назван по имени владельца  большой усадьбы XVIII века в этих местах, — капитана Петра Федоровича Нащокина. Этой усадьбы сейчас не существует.

С 1926 года переулок официально именовался улицей Фурманова. Автор «Чапаева", Дмитрий Фурманов с оружием реквизировал для себя квартиру в особняке, выгнав семью «бывших" с маленьким ребенком и стариками на улицу, несмотря на имевшийся у них охранный мандат, и прожил свои последние годы здесь, в доме № 14. Это желтоватый особняк — слева, на фото ниже… "Дом Булгакова" стоял там, где виднеются корпуса из облицовочного кирпича. В общем, переулок вполне мог именоваться "писательским"…
06.


Дом Булгакова в Нащокинском переулке

Давайте, все таки, для начала, разберемся, где находился этот Булгаковский дом в Нащокинском переулке.

Красным контуром выделен нынешний элитный жилой комплекс 70-х годов.
Зеленым контуром выделен дом, где жил в трехэтажной писательской надстройке над Нарышкинскими палатами, Михаил Булгаков.
Синим контуром — Дом Тарасова (Фурманова), Нащокинский, 14.
Фиолетовым контуром — "Дом с единорогом", Нащокинский, 8.
Желтым — Дом Павла Нащокина, Нащокинский, 2/4.
07.
Карта - Дом Булгакова в Нащокинском.jpg

Дом в Нащокинском под № 3 именовался, как упоминалось выше, «писательской надстройкой" — жилищно-строительное кооперативное товарищество «Советский писатель", председателем правления которого был А. Жаров, реконструировало два старинных каменных особняка (Нарышкинские палаты), объединив их и надстроив до уровня пяти-этажного дома.
08.
Дом Булгакова в Нащокинском переулке
Вид на Дом Булгакова от Гагаринского переулка в сторону Сивцева вражка.


Некрасивая возня при распределении квартир, присущая многим кооперативам, очень раздражала Булгакова. Со слов Елены Сергеевны Владимир Лакшин записал историю о посещении Булгаковым собрания пайщиков в Союзе писателей. «Первым в списке называют Б-на. Булгаков тянет руку. «Что сделал Б-н? В чем его заслуга перед литературой?» — «О, его заслуги велики, — отвечает председательствующий. — Он достал для кооператива 70 унитазов». Булгаков снова тянет руку: «Скажите, а как он это сделал?" Тут председатель не выдержал: «Сядьте, товарищ Булгаков, ваша квартира № 44». Потом, когда они с Еленой Сергеевной встречали этого маленького, кругленького Б-на на улице, Булгаков говорил: «Смотри, смотри на него внимательнее, в нем зреет «Война и мир»!»
09.
Дом Булгакова в Нащокинском переулке - 01.jpg
Это фото Булгаковского дома в Нащокинском примерно около 60-х годов.

10.
Дом Булгакова в Нащокинском переулке
Здесь — вид Булгаковского дома в сторону Гагаринского переулка. Хорошо виден на втором плане новый "генеральский" дом, к которому был пристыкован "булгаковский"…

На этом современном фото — в торце "генеральского" дома даже видны кирпичные ребра до уровне шестого этажа, посредством которых эти дома когда-то конструкционно соединялись…
11.


Дом Булгакова в Нащокинском переулке

В начале марта Булгаков писал В.В. Вересаеву: «Свое жилище я надеюсь Вам вскоре показать, лишь только устроюсь поуютнее. Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Викентий Викентьевич! Правда, у нас прохладно, в уборной что-то не ладится и течет на пол из бака, и, наверное, будут еще какие-нибудь неполадки, но все же я счастлив. Лишь бы только стоял дом! Господи! Хоть бы скорее весна. О, какая длинная, утомительная была эта зима. Мечтаю о том, как открою балконную дверь. Устал, устал я…».
12.
Дом Булгакова в Нащокинском переулке - 012.jpg

Рабочий кабинет Булгакова в Нащокинском переулке.
13.


Дом Булгакова в Нащокинском переулке - кабинет Булгакова

Среди соседей Булгакова по Нащокинскому переулку встречается много известных имен. Здесь жили Матэ Залка, Виктор Шкловский, Константин Тренев, Виктор Ардов, Евгений Габрилович, Семен Кирсанов, Осип Мандельштам… Булгаков был счастлив вернуться в любимые места, в переулки между Арбатом и Пречистенкой. Работая над главной книгой своей жизни — романом «Мастер и Маргарита», он должен был «подпитываться» арбатским воздухом, которым насыщены страницы его великого романа.
14.
Дом Булгакова в Нащокинском переулке

В доме у Булгаковых постоянно бывали люди. Вот как Елена Сергеевна описывала их самых близких друзей: «У нас был небольшой круг друзей, были художники – Дмитриев Владимир Владимирович, Вильямс Петр Владимирович, Эрдман Борис Робертович (брат драматурга). Это был дирижер Большого театра Мелик-Пашаев, это был Яков Леонтьевич Леонтьев, директор Большого театра. Все они с семьями, конечно, с женами. И моя сестра Ольга Сергеевна Бокшанская, секретарь Художественного театра, со своим мужем Калужским, несколько артистов Художественного театра: Конский, Яншин, Раевский, Пилявская. Это был небольшой кружок для такого человека, как Михаил Афанасьевич, но они у нас собирались почти каждый день…».
15.


Дом Булгакова в Нащокинском переулке

Дом Булгакова в Нащокинском переулке
На этом фото, наверное, наиболее наглядно видно то самое место, где стоял булгаковский дом в Нащокинском…

17.
Дом Булгакова в Нащокинском переулке

22.
Михаил и Елена Булгаковы - последнее фото
Михаил и Елена Булкаковы. Последнее фото. Февраль 1940 года. Фотография Константина Венца.

Писатель умирал, а великий роман оставался тогда в несведенных черновиках с разрозненными листами вставок. Елена Сергеевна у постели умирающего Булгакова обещала отредактировать текст «Мастера и Маргариты» и сделать все от нее зависящее, чтобы роман пошел в печать. «Чтобы знали… Чтобы знали…», — с трудом шептал Мастер.


10 марта 1940 года в дневнике Елены Сергеевны появилась лаконичная запись: «16. 39. Миша умер…»…

Дом № 3 по Нащокинскому переулку, тогда еще улице Фурманова, был снесен в 1976 году. Уже всему миру было ясно, каким большим писателем был Михаил Афанасьевич Булгаков — в 1962 году увидела свет «Жизнь господина де Мольера», в 1963 были опубликованы «Записки юного врача", в 1966 — «Белая гвардия», в 1966-1967 — журнальный вариант «Мастера и Маргариты», в 1973 — полный текст романа… Начался настоящий культ Булгакова…
23.
Михаил Булгаков

"…Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает Уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки Смерти, зная, что только она одна успокоит его…".

"…– Слушай беззвучие, – говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной.


отри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я…"…

Этот пост выпущен в память о Мастере, чья жизнь была до краев наполнена болью, страданием, борьбой, творчеством и… земной любовью…

Источники:

Елена Хорватова. Переулочки Михаила Булгакова. Часть 3.
Википедия

 Vladimir d’Ar, 2016

Источник: vladimirdar.livejournal.com

«Нехорошая квартира» на Большой Садовой у всех на слуху, а про дом на Большой Пироговской 35А мало кто знает, хотя это филиал официального музея Булгакова. С 2017 года квартира №6 на Пироговке закрыта на реконструкцию. Между тем, именно здесь Михаил Булгаков писал «Мастер и Маргариту», сжег рукопись романа, выдержал период жесточайшей травли.

Дом Булгакова на Большой Пироговской 35А

Справа налево – три окна квартиры Михаила Булгакова

При жизни писателя дом выглядел иначе. Это был двухэтажный особняк купцов Решетниковых, в дальнейшем перестроенный.

Источник фото: https://iz.ru/news/613510

Сюда Михаил Булгаков переехал со второй женой Любовью Белозерской в 1927 году. Здесь он написал «Театральный роман», работал над «Мастером и Маргаритой», написал пьесы «Бег», «Кабала Святош», «Адам и Ева».

Источник фото: https://durasik.livejournal.com/1232729.html

На Большой Пироговской Булгаков проживал с 1927 по 1934 гг. Это было трудное время. С середины 20-х годов началась травля писателя. Критики и журналисты называли его в прессе «сукиным сыном», «литературным уборщиком», «новобуржуазным отродьем» и т. п. За 10 лет писательской работы (с 1910 по 1920 гг.) из 301 отзыва в печати было всего 3 похвальных, остальные – враждебные.

Причина такой ненависти легко считывается в этом письме деятелей «Пролетарского театра» И. В. Сталину (Москва, декабрь, 1928 г.):

Из книги «Сталин и писатели» Бенедикта Сарнова. М., 2018. (Универсальная коллекция РГБ. Шифр 12 18-3/162)

На это послание Сталин дал ответ 1 февраля 1929 г.:

Подобное «заступничество» не облегчило жизнь Булгакову. В июле 1929 года он написал Сталину письмо с просьбой выслать его из страны.

Все мои произведения получили чудовищные, неблагоприятные отзывы, мое имя было ошельмовано не только в периодической прессе, но в таких изданиях, как Б. Сов. Энциклопедия и Лит. Энциклопедия.

Бессильный защищаться, я подавал прошение о разрешении хотя бы на короткий срок отправиться за границу. Я получил отказ.

<…>

К концу десятого года [10 лет литературного творчества] силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставить более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ МОЕЮ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к прошению этому присоединяется.

Полностью письмо можно прочесть по ссылке.

Статья о Булгакове в Большой Советской Энциклопедии, которую тот упоминает в письме:

Источник РГБ: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008004024#?page=19

От Сталина ответа не было, но письмо возымело действие. С Булгаковым встретился начальник Главискусства РСФСР А. И. Свидерский. Вот как он описал свои впечатления от встречи с писателем:

Записка Свидерского стала началом новой кампании – по вербовке Булгакова. «Доброжелатели» советовали «правобуржуазному» писателю «сочинить коммунистическую пьесу», написать покаянное письмо правительству СССР, отказаться от прежних взглядов и принять линию преданного идее коммунизма писателя-попутчика. Булгаков отказался. В итоге к 1930 году его перестали печатать, во всех театрах запретили к постановке пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», сняли с репертуара «Дни Турбиных» . У Булгакова не было работы вообще, перспектива одна – умереть в нищете и опале.

28 марта 1930 года в своем кабинете на Большой Пироговской Михаил Булгаков пишет правительству СССР. Последние строки письма отражают степень его отчаяния:

Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр – в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены.

Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, – нищета, улица и гибель.

Полностью письмо можно прочесть по ссылке.

В апреле 1930 года ему позвонил Иосиф Сталин. Это произошло на следующий день после похорон Маяковского. По официальной версии литературоведов, именно гибель Маяковского сподвигла Сталина помочь затравленному писателю, так как еще одна смерть сильно ударила бы по репутации советской России.

Наиболее достоверными сведениями об этом звонке считаются воспоминания Елены Сергеевны Шиловской (спустя 2 года она станет женой Булгаковой):

18 апреля часов в 6–7 вечера он (Булгаков. – Ред.) прибежал, взволнованный, в нашу квартиру (с Шиловским) на Бол. Ржевском и рассказал следующее. Он лег после обеда, как всегда, спать, но тут же раздался телефонный звонок, и Люба (Л.Е. Белозерская, жена писателя. – Ред.) его подозвала, сказав, что это из ЦК спрашивают.

М.А. не поверил, решив, что это розыгрыш (тогда это проделывалось), и взъерошенный, раздраженный взялся за трубку и услышал:

– Михаил Афанасьевич Булгаков?

– Да, да.

– Сейчас с Вами товарищ Сталин будет говорить.

– Что? Сталин? Сталин?

И тут же услышал голос с явно грузинским акцентом.

– Да, с Вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков (или – Михаил Афанасьевич – не помню точно).

– Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.

– Мы Ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А, может быть, правда – Вы проситесь за границу? Что, мы Вам очень надоели?

(М.А. сказал, что он настолько не ожидал подобного вопроса – да он и звонка вообще не ожидал – что растерялся и не сразу ответил):

– Я очень много думал в последнее время – может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.

– Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?

– Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.

– А Вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с Вами.

– Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с Вами поговорить.

– Да, нужно найти время и встретиться, обязательно. А теперь желаю Вам всего хорошего.

Из воспоминаний Е. С. Булгаковой. Булгаков М. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. М., 2000. С. 260–261.

Сразу же Михаил Булгаков получает место во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента (до 1936 года). В 1930 году он работает режиссером в Центральном театре рабочей молодежи (ТРАМ). В 1932 году на сцене МХАТа ставят спектакль «Мертвые души» Гоголя по инсценировке Булгакова. Пять лет идут изматывающие репетиции спектакля «Кабала святош» («Мольер») во МХАТе. И после успешной премьеры в феврале 1936 года на Булгакова опять обрушивается волна критики. Он уходит из театра.

К этому времени Булгаков уже понимает, что в ближайшие годы можно не надеяться на постановки в театрах, а тем более на публикации его произведений. Но он продолжает писать роман «Мастер и Маргарита», первую версию которого сжег весной 1930 года.

Источник фото: https://iz.ru/news/613510

Эта рукопись была частью экспозиции музея, размещенного в трехкомнатной квартире на Большой Пироговской. Ее открыли как филиал Мемориального музея М. А. Булгакова в 2016 году. Спустя год закрыли на ремонт.

Судя по фото из открытых источников, экспозиция была довольно интересная.

Источник фото: https://rblogger.ru/2016/05/15/bulgakovskiy-adres/
Источник фото: https://rblogger.ru/2016/05/15/bulgakovskiy-adres/
Источник фото: https://rblogger.ru/2016/05/15/bulgakovskiy-adres/
Источник фото: https://rblogger.ru/2016/05/15/bulgakovskiy-adres/

Этой весной сотрудники музея мне говорили, что филиал на Пироговке откроется в сентябре 2019 года (хотя изначально рассчитывали закончить ремонт в 2018, потом в начале 2019). Сегодня сказали, что музей запустят, скорее всего, только в декабре. Но что-то мне подсказывает, что и это не крайняя дата.

Надеюсь, с музеем Булгакова не случится того же, что с музеем Маяковского после его закрытия на реконструкцию в 2013 (см. статью BBC «Куда пропал музей Маяковского?»). Он до сих пор ремонтируется, а где все экспонаты, никто точно не знает.

Обнадеживает то, что реконструкция музея на Большой Пироговской действительно ведется (за решетчатыми окнами видна какая-то ремонтная работа). К тому же за это время, как и планировали, перенесли вход в квартиру на его историческое место – при жизни писателя он располагался с торца здания. А справа от этого входа поставили памятник летящему Булгакову работы Георгия Франгуляна.

Памятник был установлен на деньги Международного благотворительного фонда им. П. И. Чайковского.

Правда, и здесь не обошлось без странностей. Бронзовый монумент планировали официально открыть 21 ноября 2018 года. Но что-то не задалось, и он сначала пролежал рядом на автобусной остановке, завернутый в полиэтилен, а потом как-то тихо и незаметно встал на свое место.

Неизвестно и то, какой будет экспозиция в музее на Пироговке. Сотрудники разводят руками: «Даже я, экскурсовод с десятилетним стажем, не могу вам сказать, что там будет». Так и говорят. И приглашают на выставку «Бюро находок» на Большой Садовой №10. Там представлены предметы и вещи Булгакова, случайно обнаруженные реставраторами в секретере писателя.

Источник: zen.yandex.ru

Дом Булгакова… нет таких киевлян, которые при упоминании этих слов спросили бы: а где это?. Любимый Андреевский спуск, известный жёлтый дом, прекрасная «Белая гвардия»… и всё это здесь, в центре старого города. Переплетение мистических совпадений, сложные судьбы –  дом Булгакова любезно поведает вам свою историю…

История строительства дома и его владельцы

Дом Булгакова, а точнее будущий дом-музей Булгакова построили относительно недавно, в 1888-1889 годах. И конечно же, никаких Булгаковых там еще не было и в помине. Купец Литошенко нанял для этого дела архитектора Николая Горденина. И тот за полтора гора сделал своё дело. Нужно сказать, что это был его дебют. В последствии же архитектор построил больше 13 жилых домов. По всему старому городу. При строительстве дом получил №20, и у горы Уздыхальницы закипела работа.

Сложность была в том, что фундамент стоит на там называемом «лесё», тоесть глине с песком. А такой состав может сдвинуть дом, а то и свалить его, если в лёс попадёт вода. Но обошлось, Горденин хорошо сделал свою работу. Также параллельно получил в городской управе разрешение обложить кирпичом второй этаж. Потом также соорудил внутренний флигель (для хозяйственных нужд). Стены дома сложены из кирпича, который поставляли местные киевские фирмы «Бр. Мозговых» и «М. Рихерт». Их кирпич годился для кладки без раскраски, в сыром виде.

Обратите внимание что дом не повторяет своей формой кривизны улицы, с улица всего два этажа. А  со двора уже три, потому что внизу спроектировали небольшое полуподвальное помещение, для бакалейной лавки. Потом дом перепродали купцу Мировичу (владевшему к тому времени еще несколько домами на Андреевском) и вот уже при нём туда заселилась семья Булгаковых, платя за аренду 720 рублей в год. В 1909 году здание купил архитектор Листовничий, и разрешив Булгаковым и дальше там проживать.

Как деятельный человек он решил несколько изменить усадьбу и раскопав часть горы за домом построил новое кирпичное помещение. Сделал конюшню на несколько лошадей, а также купил породистых рысаков с экипажем. Часть веранды, которую арендовали Булгаковы перепланировал под лестницу на чердак. Часть горы Уздыхальницы засадил сиренью и акациями, чтобы укрепить почту и предотвратить оползень. Новый деревянный забор опоясал улучшенную усадьбу. До наших дней дом Булгакова дошёл именно в таком виде.

Интерьер дома

При Листовничем в доме проживало больше 70-ти человек, а сами квартир было 8. Купец Шайтер разместил бакалейную лавку в подвальном помещении. Рядом арендовалась семья Комарницких. Во флигиле проживал коммерсант Гробинский. Ну и как принято, небольшую комнатку отдали дворнику. Сам Листовничий с женой и дочкой проживали на первом этаже, а Булгаковы арендовали второй этаж, а это целых семь комнат. Что интересно, в каждой комнате стояла изразцовая печь, которая долгими зимами и грела большую семью Булгаковых.

Мастер и дом

В 1909 году Михаил Булгаков заканчивает гимназию и поступает на медицинский факультет Киевского Университета святого Владимира, а в 1913 году женится на Тасе Лаппе, и до 1914 года наслаждается тихой семейной жизнью. Но в 1916 году начинается Первая Мировая Война, и молодого фельдшера отправляют на фронт, где он несколько лет работает в прифронтовых госпиталях и вживую видит ужасы войны. Но вот война окончена, и молодой, но уже возмужавший врач возвращается в родительский дом и переоборудует одну из комнат под врачебный кабинет, где и принимает пациентов как врач-венеролог. Что интересно, попасть к нему в кабинет можно было с одного входа, а выйти с другого. Тем самым исключалась возможность столкнутся двум пациентам и раскрыть себя.

Недолго поврачевав Михаил покидает город с Добровольческой армией, попадает на Кавказ, заболевает и попадает на территорию занятую красными. Бросает врачевание и начинает писать. Пишет фельетоны для газет, потом пьесы, а потом собрав вещи навсегда уезжает в Москву… Родной дом он больше не увидит никогда… Именно тогда, в 20-е годы, ему в голову приходит идея написать книгу о событиях на Украине. Взяв за прототип Турбиных свою собственную семью. Свой родной дом сделать местом, где будут происходить все важные события. А снег, который белой шапкой покрывал родную улицу, кружась, покрывал строки, которые писал великий мастер в своей «Белой Гвардии»…

Дом Булгакова в советское время

В 1919 году владельца дома Листовничего арестовали «чекисты», и отправили в лагерь. Он погиб пытаясь бежать с парохода на котором его перевозили. Состоятельные жильцы стали постепенно разъезжаться.  Булгаковы тоже покинули своё жильё. И, как характерно для раннего периода советской власти, в дом стали подселять (уплотнять) семьи. Которые, конечно же, ни к Турбиным, ни к Булгаковым отношения не имели. Новые жильцы начали заниматься перепланировкой помещений, приспосабливать их под кухни, туалеты, кладовки. Так получилось, что чем известнее становился роман «Белая Гвардия», тем меньше становилось людей знавших в каком месте происходили все события из книги.

И вот киевский писатель-диссидент, Виктор Некрасов, в 1965 году, таки нашёл этот дом. И нашёл его очень просто, сообразив как нужно сделать. Он просто сравнивал описание из романа с тем, что он увидел на Андреевском спуске. Понятное дело что никаких табличек там тогда не висело, но когда он позвонил в дверь и спросив у женщины не знает ли она неких Булгаковых или Турбиных, то услышав удивление. А вопрос «этот венеролог – великий писатель?», дал понять, он таки нашёл что искал. Дом Булгакова снова был «обретён» киевлянами.

Превращение дома Булгакова в музей Булгакова

Еще до «оттепели» 90-х, часть инициативных киевлян обращалась к властям с просьбой отселить жителей и превратить дом в музей. Но безрезультатно. И всё же, к 90-летию писателям на дом разрешили повесить мемориальную доску, это случилось в 1982 году. А уже в 1988 году провели выставку, посвящённую творчеству писателя. И она вызвала большой интерес у горожан. И вот в 1989 году Киевский Городской Совет всё таки даёт добро на создание музея. Как обьект популяризатор памяти великого русского писателя. Большую помощь в воссоздании оказал Малаков, главный архитектор Укрреставрации.

Поставлена была задача максимально точно восстановить утраченную обстановку, изразцовые печи, фурнитуру, двери и т.д. Кроме того, сохранился старый план здания. А также использовали воспоминания близких и родных писателя. Деревянные полы полностью сняли, и почти все деревянные перекрытия тоже. Но капитальные стены оказались в хорошем состоянии. Оказалось, что некоторые аутентичные предметы, например такие как дубовые поручни, сохранились. Их нашли на чердаке. В результате их обновили и поставили на месте. Восстановили печной кафель, оконные и дверные приборы. Некоторые предметы, гранитные плиты и кирпичные перестенки тоже были заменены.

Музей в наши дни

15 мая, 1991 наконец музей открылся, но пока без мебели, и посетители смогли увидеть лишь голые стены. За два года удалось заполнить комнаты. Анатолий Кончаловский смог убедить супругу писателя предать в музей часть его вещей. Кира Николаевна Питоева-Лидер, отец которой состоял в переписке с сестрой Михаила Натальей Афанасьевной, передала в музей многие подлинники. Какие то вещи передали в музейные экспозиции родные племянницы писателя. Другие подарили потомки друзей Булгакова и меценаты. За прошедшие годы работы музея его коллекция увеличилась до 2800 экспонатов. Из них 500 настоящие, что делает музей более «настоящим».

Дом-музей соединяет в себе как бы две семьи Булгаковых и Турбиных. Пространство Турбиных – это предметы покрашенные в белый цвет, и они как бы замещают утерянные булгаковские. Таким образом, вместе они в полной мере создают обстановку, подходящую и одной и второй семье. Три комнаты в квартире: столовая, медицинский кабинет и гостиная. По своему назначению они совпадают у Булгаковых и у Турбиных. Остальные четыре нет. Это вполне логично, ведь семья Булгаковых втрое больше чем семья Турбиных.

А во дворе «сидит» памятник писателя, возле которого любят фотографироваться все прохожие. В музее Булгакова можно осмотреть комнаты самостоятельно. А можно заказать экскурсию, на которой вы услышите множество интересных историй. Время работы: с 10:00 до 18:00. Экскурсии каждый час. Выходной день — среда. Дом Булгакова ждёт благодарных гостей. (История другого известного киевского дома)

Источник: kiev-klab.com.ua


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.