Мне посчастливилось жить в Ливане на берегу Средиземного моря. Теплый климат, маленькие города, утопающие в зелени, горы, покрытые ливанскими кедрами, глубокие ущелья, от которых захватывает дух. История оставила много удивительных и загадочных памятников в этих местах. Это и постройки финикийской цивилизации, и крепости крестоносцев, и руины периода римского правления. Сегодня же я хочу рассказать о Баальбеке.

Баальбек — это древний храмовый комплекс, к сожалению, к нашему времени  разрушенный уже почти на 2/3. Расположен к северо-востоку от Бейрута на высоте 1130 м.  По карте ехать совсем недалеко. Но на деле дорога занимает в 2 раза больше времени, потому что большая часть её пролегает через маленькие города и деревушки, виляет, петляет и все время вверх, в гору, пока не выведет на вершину перевала горного хребта, разделяющего западный и центральный Ливан от восточного. За перевалом начинается долина Бекаа. Тут все выглядит уже по-другому: густая зелень сменяется пустынными унылыми пейзажами, климат сухой и резко континентальный. Ощущение такое, что мы попадаем в другую страну. Зато прямое шоссе позволяет быстро домчаться до цели. И вот перед нами Баальбек. Первое, что мы видим, подъезжая к месту – высокие колоннады. Зрелище захватывающее и не очень совместимое с окружающей местностью.


Отбиваясь от местных назойливых продавцов «настоящих римских монет» и прочих сувениров, мы все-таки купили и повязали себе на головы платки-арафатки. Нам пришлось по душе это изобретение бедуинов, потому что ничто так не помогает  перенести зной и избежать солнечного удара.

Историки сходятся во мнении, что данная местность была заселена с глубокой древности, но до нас не дошли никакие упоминания о Баальбеке до 332 г до н.э., когда Финикия была завоевана Александром Македонским. Приезжала сюда много раз и, признаюсь, как и большинство туристов, обращала внимание лишь на верхушку айсберга – на то, что первым бросается в глаза – постройки римского периода.

Первые исследования Баальбека были проведены в начале 20-го века немецкими археологами по личному распоряжению кайзера Германии. По результатам этих исследований Баальбек был признан римским храмовым комплексом, который был построен в период правления Нерона в 1-ой половине 1-го столетия н.э. Но этому противоречат упоминания римского же писателя 5-го века Макробеуса , который называл строителями Баальбека вовсе не римлян, а египетских жрецов. А в одном из древних арабских манускриптов, найденных здесь, говорится о легенде, по которой Баальбек восстанавливали после потопа.


Все дело в том, что далеко не одна культура приложила руку к ремонту и реконструкции комплекса. Как минимум, можно проследить 3-4 разные культуры.

Одна из них – арабская. В VII-ом веке Баальбек был захвачен арабами, которые превратили храмовый квартал в хорошо укрепленную цитадель и  пристроили там небольшую мечеть. До арабов здесь размещались римляне (1-ый век н.э.), переименовавшие храмы и святилища именами своих богов. Еще ранее Баальбек принадлежал государству Селевкидов, преемникам  Александра Македонского, и около 40 лет находился под властью Птолемея, египетского царя.

Что было до этого времени, нам еще только предстоит узнать.

Особый интерес к Баальбеку у меня возгорелся с новой силой после того, как прочла упоминание об этом месте в книге “Сэнсэй-4”. Приведу для знакомства эту цитату:

«— Сейчас его учёные называют «Баальбекской верандой». Это такая огромная платформа, построенная из гигантских блоков, весом 360 тонн каждый, со специальными отверстиями по бокам платформы. Археологи до сих пор голову ломают о её предназначении. Правда, в отличие от представлений о мире людей предыдущих эпох, хоть уже догадываться стали, что это похоже на космодром, — усмехнулся Сэнсэй.
dash; Их наивность поражает! Они ищут следы копоти от горючего космических кораблей, естественно подразумевая под горючим то топливо и его компоненты, которое известно на сегодняшний день. — И в удивлении Сэнсэй заявил. — Это вообще, какие надо иметь баки с таким топливом, чтобы долететь, к примеру, с Сириуса, да ещё вернуться назад?! Смешные они, ищут следы горюче-смазочных материалов, даже не предполагая, что в мире полно других источников альтернативных энергий более экономных, экологически безопасных. Ну, как говорится, кто какой информацией располагает, тот на то и уповает.»

Вышедший недавно фильм “Атлантида. Элита в поисках бессмертия,“ ответил на много вопросов, прояснил туманности древней истории. Например о том, что наша цивилизация является далеко не первой, что история с природными катаклизмами повторяется через определенный период времени, а 12 тысяч лет — это всего лишь цикл, который дается цивилизации для выбора духовного или материального вектора развития. От этого выбора — выбора Жизни или смерти и зависит дальнейшая судьба народов, живущих в данный исторический период. То есть на Земле не раз менялись цивилизации, некоторые достигали гораздо большего развития, чем современная, чему ученые находят многочисленные подтверждения в разных уголках планеты. А не знаем мы об этом потому, что факты истории подтасовываются таким образом, чтоб сконцентрировать акценты на одних событиях и полностью умолчать о других.
ловечеству преподносят в качестве примера для подражания жестокость, насилие, власть малой группы людей над всем населением, с детства прививают покорность и пассивность. Во всех учебниках по истории описывают Шумер, Вавилон, древнюю Грецию, Римскую империю — как колыбель мировой цивилизации, замалчивая о древних культурах, таких как Чатал-Гуюк, Триполье и многих других. Где не было насилия, вместо власти была ответственность, и люди жили духовным. В те далекие времена, говорят нам, люди были очень примитивны, жили охотой и собирательством. Но факты противоречат этим утверждениям.

И  одним из примеров тому служит Баальбек. Но сначала – небольшая экскурсия.

Знакомство с Баальбеком начинается с Пропилей – это парадный лестничный  вход с колоннами.

Баальбеком, Пропилей – это парадный лестничный вход с колоннами

Пройдя через пропилеи, попадаешь в гексогональный двор. Название получил благодаря своей шестиугольной форме. В первой же комнате можно заметить куски колонн в фундаменте, что говорит о возведении постройки из более древних руин. Причем, на этих фрагментах колонн присутствуют следы машинной обработки (по современным ассоциативным представлениям — токарный станок). Колонна вращалась, и на её поверхность наносились очень четкие и ровные следы с шагом 1 мм.


Баальбек. Следы машинной обработки на колонне

Фото: Баальбек. Следы машинной обработки

Фото: Баальбек, гексогональный двор

Фото: Баальбек. Гексогональный двор

Затем следует большой двор:

Фото: Баальбек - большой двор


Фото: Баальбек - большой двор

Величественный некогда храм Юпитера разрушен до основания. Остались остатки колонн, а камни стены видно уже перекладывали во время реставрации:

Фото: Баальбек - храм Юпитера

Баальбек, храм Юпитера фото

Несмотря на разрушительные завоевания Тамерлана в 1401 г. и очень сильное землетрясение в 1759 г., масштаб сохранившихся строений впечатляет. Представьте себе обломок колонны, диаметр которой больше человеческого роста! В основном, это высоченные колонны и резьба по камню.


Баальбек, колонны - фото

Эти колонны когда-то служили украшением храма Юпитера.
Они выполнены из известняка и собраны из сегментов.

Фото колонн Баальбека

Баальбек. Фото колонн

Тут же в музее можно встретить примерную реконструкцию храмового комплекса, как тут все выглядело пару тысяч лет назад.

Баальбек. Фото реконструкции

Баальбек. Фото  реконструкция


Комплекс довольно большой. Через 3-4 часа мы уже довольно устали, но уходить не хотелось, потому что понимали, что увидели еще далеко не всё. Одного дня для знакомства с Баальбеком явно недостаточно!

Настала очередь для самого интересного, того, что не было замечено в первые посещения этого места. Баальбек — это город, построенный на гораздо более древнем мегалитическом основании! Это факт известный, хотя и не подтверждаемый официальной историей. Об этом много говорили независимые специалисты из разных стран. Местные же гиды ни словом не обмолвятся о трилитонах, что довольно удивительно. Для того, чтоб увидеть трилитоны, надо обойти весь комплекс снаружи. Раньше там даже дорожки не было, стоял забор, и охранники туда не пускали. В этот раз мы прошли, боясь что нас окликнут и остановят, но повезло. Вроде открыто, но людей нет, все заходят с главного входа. Остается ощущение, что обход и осмотр комплекса с наружной стороны не приветствуется.

Самое привлекательное и удивительное для людей, интересующихся древней историей, — это «баальбекская терраса» —  мегалитическое сооружение, на котором был позднее возведен храм Юпитера. Конструкция просто гигантская по своим размерам, в кладке которой и находится трилитон.  

Баальбекская терраса в кладке которой находится трилитон


Чтобы яснее представить себе, что это такое, надо мысленно убрать все, что осталось от храма Юпитера. Остается древняя платформа, построенная из монолитных каменных блоков, средним весом от 360 тонн! Привожу приблизительную схему террасы. Почему приблизительную? Потому, что руины храма Юпитера никто в реальности не убирал, раскопки под ним не велись, чем заполнено это пространство —  нам неизвестно. На схеме обозначены лишь мегалиты, видимые на сегодняшний день.

Схема Баальбекской террасы

Схема Баальбекской террасы

На схеме под цифрами 4, 5 и 6 обозначены три самые невероятные по размерам  блока, названных Трилитон Баальбека. Каждый из которых длиной приблизительно 21,3 м, высотой 4,8 м, шириной 4 м, весом около 800 тонн. Блоки идеально подогнаны друг к другу. В стыки между ними не проходит лезвие бритвы. Остальные блоки в террасе поменьше, но тоже поражают воображение, по 400 тонн каждый.


Трилитон Баальбека

Трилитон баальбека, фото

Вот этот мегалит с трещиной. Посмотрите, как разительно отличается древняя кладка внизу, состоящая из мегаблоков, и поздняя, приблизительно 2000 лет назад, сделанная предположительно римлянами.

Справа от комплекса расположен мегалитический «забор», вид сверху (на схеме он обозначен цифрой 3):

Баальбек, мегалитический забор - фото

Баальбек, мегалитический забор - фото

Баальбек, мегалитический забор - фото

Это вид снизу. Надо заметить,что блоки эти длинной около 7-7,5 м, в высоту под 2-3 человеческих роста.

Явно видно, что эти камни и по размерам, и по структуре, и по возрасту разительно отличаются от всего остального.

На фото ниже можно сравнить размер и характер кладки, принадлежащий к разным эпохам:

Баальбек, кладка разных эпох, фото

Баальбек, кладка разных эпох, фото

Баальбек, кладка разных эпох, фото

Баальбек, кладка разных эпох, фото

Для наглядности давайте сравним Баальбек с самыми известными строениями Рима того же периода, к которому немецкие ученые отнесли строительство Баальбека —  времена правления императора Нерона. Это золотой дворец Нерона и римский форум. В Риме мы наблюдаем обычную кирпичную кладку с применением раствора.

Ничего мегалитического в самом Риме нет. К примеру, блоки в основании римского форума вполне обычных размеров 1м/ 40-60 см. Напоминаю для сравнения, мегалиты Баальбека до 21 м в длину. Кстати, такая великолепная сохранность строений того периода в Баальбеке по сравнению с остатками построек эпохи римской империи в самой Италии, объясняется именно фактом размещения храмов на древнем мегалитическом основании, послужившем фундаментом для строителей.

А вот такие же мегалиты с третьей стороны, они отличаются по цвету. Дело в том, что некоторые из них были обнажены довольно давно и подверглись длительному природному воздействию – солнца, ветров, дождей и морозов, как блоки мегалитического «забора», а некоторые были освобождены из-под слоя земли относительно недавно. Вот пример:

Баальбек, мегалиты фото

Интересная деталь – отметины в виде полос на мегалите, похоже от какого-то инструмента. Это вертикальные “царапины” как-будто оставлены ковшом экскаватора.

Полосы на мегалитах Баальбека - фото

Обычные ручные инструменты сразу отпадают, потому что высота одной отметины до 3-х метров! То есть, размахнувшись рукой с инструментом типа кайла, нет никакой возможности оставить на твердом камне безотрывный след в 3 метра.

Приведу еще фото, для того, чтоб читатель смог представить себе масштаб этих мегалитов и самой «веранды» на фоне человека:

Фото человека на фоне мегалита Баальбека

Интересно обратить внимание на ступени храма Юпитера. Одно время ученые ломали голову по поводу странной технологии изготовления этих ступеней. Самый нижний из 3-х пролетов состоит из очень больших каменных блоков. Непонятно, для чего было совершать такие трудозатратные действия по перемещению гигантских блоков, чтобы потом выпилить в них ступени. Потом выдвинули предположение, что камни эти – остатки мегалитической веранды, в которой уже позднее римляне выпиливали ступени для своих нужд. Это предположение подтвердилось, когда архитектором Марией Дудаковой был составлен подробный план, на котором четко обозначилось, что уровень верхнего края трилитонов абсолютно совпадает с уровнем нижнего пролета ступеней. Еще одна часть пазла нашла свое место.

Ступени Баальбека - фото

Фото: ступени Баальбека

Фото ступеней Баальбека

Фото: ступени Баальбека

А теперь давайте вернемся к нашей схеме. Она представлена в виде буквы “П”. Мегалиты, из которых впоследствие выпилили ступени приходятся как раз на линию, соединяющую “ножки” буквы “П”, и  на одной параллели с трилитонами образуют прямоугольник. Мегалитическая платформа, или мегалитический прямоугольник? На этот вопрос мы сможем ответить, только заглянув в толщу слоев под руинами, а пока он остается открытым.

Хочется познакомить читателя еще с такой интересной деталью, как гранитные колонны. В огромном храмовом комплексе, изготовленном из известняка, 2 высокие гранитные колонны смотрятся не очень гармонично. Идеально отполированные до “зеркального блеска”, колонны высотой 4,58-6,1 м из цельного куска гранита являются еще одним свидетельством машинной обработки. Для тех, кто не очень осведомлен в строительстве, приведу сравнительную шкалу твердости известняка и гранита по сравнению с алмазом. Итак, если твердость алмаза принять за 10, то гранит отвечает 7-ми, а известняк лишь 3,35. Отполировать этот материал вручную до такой идеальной гладкости абсолютно невозможно. Эти колонны имеют идеально круглую форму в диаметре и идеально гладкую поверхность. Мы научились так полировать гранит только в 19-ом веке с появлением “алмазной технологии”. По всему комплексу можно обнаружить еще  куски гранитного боя. По свидетельству ученого-геолога, ближайший карьер, где можно добыть такой гранит, находится в Египте. Единственные уцелевшие, эти 2 колонны повторно использовались римлянами для своих нужд. Логично будет здесь поставить новые вопросы. Кем и как осуществлялась доставка гранита на 1200 км? Какие технологии использовались в изготовлении этих колонн? Когда это было: до сооружения мегалитической террасы или после?

Фото гранитной колонны Баальбек

Баальбек. Фото  гранитной колонны

Неподалеку от самого Баальбека есть карьер, откуда велась добыча каменных блоков. Здесь ещё два блока, почти закончены, но не вынуты окончательно из породы, по размерам даже больше трилитона. Южный камень весом примерно 1200 тонн. На этой фотографии он ещё не откопан.      

Баальбек - мегалит Южный камень, фото

                                                                                                                                                                        

А вот ещё один из найденных в карьере мегаблоков, весом уже 1300 тонн.:

Мегаблок, Баальбек - фото

В последние годы каменоломню начали раскапывать, и под так называемым “Южным камнем” нашли новый мегалит весом около 1700 тонн! Удивительно, что каменоломня идет не вширь, а вглубь. Это означает, что мегалиты поднимались из каменной ямы, разворачивались в сторону Баальбека, доставлялись на значительное расстояние (1-1,6 км) поднимались на высоту в несколько метров! Невероятно, но  у строителей мегалитической части Баальбека вообще не было трудностей с гравитацией. Это свидетельствует о наличии неизвестных современности технологий. Карьер отстоит от комплекса на 1,6 км. Расстояние довольно значимое. Наличие такого количества подготовленных мегалитов в карьере наталкивает на мысль о том, что мегалитические работы не были завершены по непонятным нам причинам. Возможно этому послужил природный катаклизм, произошедший на планете около 12 тыс лет назад.

Баальбекские мегалиты - фото

Интерес представляют несколько  моментов: технологии добычи, обработки, транспортировки блоков и назначение данного сооружения.

Однозначных ответов пока нет. Ясно одно – картинка, висящая в местном музее, показывающая перемещение камней при помощи рычаговых механизмов – призвана удовлетворить любопытство простого люда, вроде меня. Но человек с техническим образованием скажет, что это невозможно.

Баальбек. Предположительная схема перемещение камней при помощи рычаговых механизмов

При попытках подкатить бревна под блок весом хотя бы в 300 – 400 тонн, бревна неизбежно будут раздавлены огромной массой в щепки. Ровной дороги, по которой можно было бы тащить каменные блоки, тоже нет. Рельеф очень ухабистый. К тому же нет объяснений тому,  как развернуть, вытащить из карьера, перетащить на 1,6 км, поднять эту громаду на высоту в несколько метров, а самое главное – идеально состыковать! Ведь стыковка мегалитов в Баальбеке идеальна – зазор менее миллиметра по всей длине! Те же технологии мы можем наблюдать в пирамидах Египта. На сегодняшний день человечество такими технологиями не обладает.

Баальбек - удивительная кладка плит

Что говорят специалисты-строители о возможном назначении мегалитической части Баальбека ? Мы имеем прямые линии, никаких сгибов, закруглений, украшений. Все огромное, прямое и перпендикулярное. Примечательно абсолютное отсутствие каких-либо узоров или украшений на всех мегалитах. Все указывает на промышленное строительство. Древних строителей, в отличие от римлян, интересовали исключительно размеры, форма и функции сооружения.

Точно так же говорят и о Великой пирамиде Гизы (пирамиде Хеопса). Никаких украшений, фресок. Все прямое и промышленное. Ощущение, как-будто находишься внутри огромного механизма.

Есть основания так же поставить под сомнения полную принадлежность даже поздней части Баальбека римлянам. Ведь не сохранилось никаких письменных свидетельств о проведении работ в Баальбеке, несмотря на то, что стройка была грандиозная, а сами римляне отличались организованностью и учетом, все строительные работы у них были строго задокументированы. О строительстве в Баальбеке никаких сведений у них мы не находим. Кроме того, удивляет несоразмерность строительства в завоеванном Ливане, на задворках империи, так сказать, и в самой столице. Как нам уже известно из истории, эта территория кроме римлян принадлежала в разные времена финикийцам, Македонии (332-323 г.до н.э), Египту (323-283 г. до н.э) и селевкидам (200-27 г до н.э.). Каждая из этих культур могла внести свой вклад в архитектуру древнего храмового комплекса.

Надо заметить, что место это находится далеко от моря, на очень засушливом возвышении, где в отличие от живописных побережий Ливана с мягким и теплым климатом, очень ветрено и холодно зимой, а летом – палящий зной. Совершенно необоснован выбор места локализации, да и еще и такой грандиозной локализации римлянами. Напрашивается логический вывод, что римляне расположились в уже готовом комплексе.

Последнее мое путешествие в Баальбек было самым запоминающимся. В этот раз я не удовлетворилась поверхностным осмотром. В этот раз Баальбек открылся мне совершенно с другой стороны – как непоколебимый страж тысячелетий и свидетель древней высокоразвитой цивилизации. Надеюсь, что поднятые в этой статье вопросы заинтересуют неравнодушного читателя и вдохновят на самостоятельные поиски.

Итак, кем все-таки был построен мегалитический Баальбек? Зачем древние строили такие громадные комплексы? Каково было их функциональное назначение? Какими знаниями и технологиями нужно было обладать для их постройки? Почему в случае с Баальбеком такой акцент делается на римском наследии и игнорируются мегалиты?

В заключение хочется сказать, что таких памятников по всей нашей планете множество. И существует закономерность – чем древнее памятник, тем больше размер каменных блоков – мегалитов, и тем более фантастичны технологии. Предлагаю всем, кто имеет возможность посещать подобные места, присоединиться к исследованию древней истории. Все, что для этого нужно – внимательность наблюдателя, интерес и камера.

Ведь знание правдивой истории прошлых цивилизаций может дать нам глобальное понимание путей развития человечества, осознание нашего реального места в истории и поможет избежать фатальных ошибок прошлого.

Автор: Юлия С.

Используемые ресурсы:

— Результаты личных многократных посещений Баальбека;

— Личный фотоматериал;

— Сенсей — 4 А. Новых;

— https://lah.ru/exped/baalbek-posobie-dlya-tehnarya/

— https://www.youtube.com/watch?v=WcRKgek4H_Q&t=659s    

— http://www.arcanafactor.org/issledovaniya/baalbek/192-impossible-baalbek

— https://www.youtube.com/watch?v=0NC6vb87nsc&t=922s

— Baalbek in Lebanon. Megaliths of the Gods. Full lecture (youtube)

Источник: allatravesti.com

Видео: Баальбек

История возникновения храмового комплекса

Первые ритуальные сооружения на территории Баальбека возникли еще в финикийский период. В городе процветал культ языческого бога солнца – Баала, чье имя и дало название местечку, а также его главной достопримечательности. Традиционный уклад был нарушен Александром Македонским, присоединившим Баальбек к Македонскому царству и положившим начало череде масштабных изменений в его истории и культуре. Так, после смерти великого полководца, город вошел в состав Египта, получив название Гелиополя. Некоторое время спустя египетские владения перешли к римлянам, развернувшим здесь бурную строительную деятельность. На фундаментах бывших финикийских святилищ стали расти гигантские храмы, прославлявшие мощь и величие римских богов, в конечном итоге слившиеся в уникальный храмовый комплекс.

В VII веке Гелиополь захватили арабы, оградив прекрасные античные сооружения каменной стеной и превратив их в военную крепость. К XIX в. необходимость обороны города отпала, а бывшие римские святилища стали потихоньку растаскивать на стройматериалы местные жители. Спасти один из величайших архитектурных памятников древности удалось немецкой археологической экспедиции, прибывшей в Баальбек на раскопки в 1898 году. После кропотливой работы, занявшей несколько месяцев, археологи вернули бывшему Гелиополю его главную достопримечательность, а миру – бесценный исторический объект, на долгие годы ставший предметом научных исследований и споров.

Баальбекский храмовый комплекс: внешний вид и особенности архитектуры

Площадь храмового ансамбля Баальбека принято делить на три части: Полукруглый двор, Гексагон и Большой (Алтарный) двор. Вход в один из самых древних архитектурных комплексов находится в его восточной части. Путешествие начинается с парадной лестницы в месте, ранее бывшим Полукруглым двором, а сегодня представляющем собой лишь скопление каменных обломков. Пройдя через некогда величественные пропилеи, турист попадает в Шестиугольный двор или Гексагон. Когда-то просторную площадку украшала колоннада, а в ее центре находился алтарь, вмещавший в себя около 230 статуй богов римского пантеона. Сегодня здесь можно найти лишь намек на бывшую алтарную часть и часть стены, окружавшей зал.

Самый большой двор баальбекского ансамбля – Алтарный – занимает около гектара всей площади. Из 84 колонн, стоявших по его периметру, сохранилось лишь несколько. Не выдержали проверку временем и галереи. Центральной фигурой двора является кубический алтарь (рядом находится второй алтарь, более скромных размеров). Здесь же можно увидеть правильные углубления в террасе, бывшие ранее ритуальными бассейнами.

Святилища

На территории одного из самых загадочных ритуальных комплексов планеты располагалось сразу несколько святилищ:

  • храм Юпитера;
  • храм Вакха;
  • храм Венеры.

Кроме того, со времен мусульманского нашествия здесь сохранились останки древней арабской крепости, минарета и Большой мечети.

Строительство храма Юпитера осуществлялось предположительно в эпоху правления императора Нерона. Масштабное сооружение размером 90×50 м было выполнено в виде традиционной античной конструкции, поддерживаемой 20-метровыми колоннами. Шлифованные монолиты, послужившие основой здания, имели по-настоящему фантастические размеры. Например, вес гранитного блока над входом в так называемую камеру царя превышает 90 тонн, при этом вес плит храмового основания исчисляется уже сотнями и тысячами тонн.

К сожалению, здание не выдержало многочисленных войн и разрушительных ливанских землетрясений. В результате, вместо некогда великолепного храма, сегодня можно наблюдать лишь его основание да часть уцелевшей колоннады. Добраться до святилища можно по каменным ступеням, расположившимся напротив главного алтаря Большого двора.

Храму Вакха (второе название – храм Меркурия) повезло больше. Здание не только сохранило презентабельный внешний вид, но и часть внутренней отделки. Например, поднявшись по ступеням в центральную часть помещения, можно увидеть резной алтарь. А если добраться до закрытого внутреннего зала, то в нем обнаружится ритуальная комната размером 27×23 м, в которой предположительно располагалась статуя древнеримского бога Бахуса.

По периметру храм окружен галереей из 19-метровых колонн, ровно в полтора раза превышающих высоту колонн в греческом Парфеноне. Безусловно, часть архитектурных элементов святилища была безвозвратно утрачена, что нисколько не мешает воображению воссоздать подлинный и полный образ грандиозного сооружения.

Храм Венеры (по некоторым сведениям храм назван в честь богини удачи Фортуны) несколько отдален от основной части комплекса и отличается необычной конструкцией в виде подковы. Невзирая на сравнительно скромные размеры, внутренний зал святилища достигает почти 9 метров в диаметре.

Помимо легендарных храмовых построек, есть в Баальбеке и места, скрытые от посторонних глаз. К ним можно отнести местные подземелья, берущие свое начало с юго-восточной стороны платформы и заканчивающиеся под святилищем Юпитера. Есть мнение, что эти импровизированные катакомбы появились в Баальбеке еще до грандиозной римской застройки. Наличие окон в тоннелях дает возможность предполагать, что ходы были обитаемы. Учитывая специфику культа, связанного с поклонением Ваалу, остается только догадываться, кто именно коротал свои дни в мрачных коридорах…

Загадки и артефакты Баальбека

Как ни странно, но с точки зрения археологии, главную ценность Баальбека составляют отнюдь не его храмы, а монолитное основание комплекса или так называемая терраса со стороны храма Юпитера. Именно в этой части ансамбля находится легендарный Трилитон Баальбека – три мегалита в кладке фундамента по 800 тонн каждый. Интерес к этим исполинским плитам вызван тем, что в эпоху Древнего Рима, к которой принято относить строительство баальбекских святилищ, способов транспортировки мегалитов таких размеров еще не было.

Противоречивый факт дал повод к появлению всевозможных гипотез относительно способов перемещения плит. Кто-то из исследователей заявил, что к строительству храмового комплекса в Баальбеке приложила руку инопланетная цивилизация, кто-то считал более адекватной версию использования сверхмощной техники, которая впоследствии была утрачена человечеством. Были извлечены на свет и древние библейские сказания, согласно которым Баальбек был построен Нимродом – одним из ветхозаветных царей, водившим дружбу с титанами. Именно великаны и доставили сюда неподъемные мегалиты, после чего навлекли на себя гнев божий и были уничтожены всемирным потопом.

Несмотря на сенсационность подобных заявлений, официальных доказательств присутствия на территории древней Финикии внеземных и мифических существ пока нет. При этом гиды, проводящие экскурсии в храмовом комплексе Баальбека, не упускают возможности обратить внимание туристов на лестничные ступени, ведущие к храму Юпитера. Массивные каменные плиты явно не соответствуют ширине шага обычного человека, а рассчитаны на существ более высокого роста. Добавьте к этому выдающиеся размеры храмовых колонн, не имеющих аналогов в мировой архитектуре, и получите наглядную картину гигантского святилища для сказочных великанов.

На размышления наводят и небольшие углубления, выдолбленные в толще каменных плит террасы. Появление непонятных отверстий можно было бы объяснить их использованием в качестве гнезд для металлических захватов, с помощью которых могли перемещаться блоки. Однако это предположение можно считать несостоятельным уже потому, что далеко не все плиты «украшены» дырами. В частности, на мегалитах Трилитона гнезда практически отсутствуют. Впрочем, некоторые исследователи считают, что прямоугольные отверстия могли служить и совершенно иным целям. Например, быть креплениями для факелов во время служб, а также вместилищем праха ритуальных жертв.

Еще один странный артефакт Баальбека – Южный камень или по-арабски Хаджар эль-Хубла (в переводе «камень, отторгнутый от материнского массива»), найденный в ближайшей каменоломне на расстоянии 900 м от ансамбля. Гладкая мегалитическая глыба считается одним из самых больших камней в мире, обработанных человеком. Вес плиты оставляет 1000 тонн, а длина около 20 м. Впоследствии в каменоломне была найдена еще пара мегалитов, вес которых значительно превышал вес Южного камня. Глыбы, гладкая отшлифованная поверхность которых недвусмысленно намекает на человеческую деятельность, представляют собой одну из величайших мировых загадок. Чтобы сдвинуть с места такие масштабные предметы потребовалось бы несколько десятков тысяч человек, но разместить такое количество рабочих на столь незначительной территории, а тем более сделать их действия слаженными – абсолютно невозможно. И пока современные версии о появлении Хаджар эль-Хубла находятся на стадии недоказанных предположений, фантастический артефакт продолжает оставаться приманкой для туристов, а также искателей необычных фонов для селфи.

Три любопытных факта из истории храмового комплекса

  • Первые туристы появились в Баальбеке в XVI веке. Как правило, это были богатые путешественники, прослышавшие о великолепии местного храмового ансамбля.

  • Во дворе комплекса можно встретить монолиты с высеченной на них аббревиатурой IOMN, что расшифровывается как Iuppiter Optimus Maximus Heliopolitanus – Высочайший и Величайший Юпитер Гелиополиса.

  • Во время раскопок несколько фрагментов храма Юпитера были вывезены в Германию. Увидеть их сегодня можно в Пергамском музее Берлина.

Как добраться

Античные храмы Баальбека настолько велики, что видны из любой точки города. А поскольку бывший Гелиополь – маленький город, то и добраться до его главной достопримечательности можно пешком, на всякий случай, уточнив у местных жителей наиболее короткий путь.

Источник: wikiway.com

Баальбек, возможно, является самым древнейшим из всех городов, которые когда-либо находили археологи. Его строения поражают совершенностью и сложностью конструкций. К сожалению, в современное время от них мало что осталось, так как их не пощадило ни время ни войны. Руины храмов расположены на территории долины Бекаа, у подножья гор «Антиливанских».

В 2015 году в Баальбеке впервые за 100 лет выпал снег.

Храм, сооруженный в честь бога Юпитера, поражает больше всего. Он, как и все остальные здания, сильно пострадал от природных факторов, к примеру, землетрясения1759 года, а также войн и времени. Но все эти неблагоприятные факторы не смогли стереть красоты храма. Несмотря на изношенность, и ныне можно представить его первоначальные размеры, после чего великий Парфенон по сравнению с ним покажется игрушкой.

Главный храм располагается внутри комплекса. Его форма – прямоугольная, а размеры – 89 х 49 м. Коринфские колоны в количество 54 штук когда-то держали сверхмассивную крышу. На сегодняшний день осталось не более шести таких колон, которые в обхвате имеют не менее 7 метров, а их высота вместе с основанием доходит до 24 метров.

Известно, что некоторые фрагменты Баальбека сооружались во времена Римской империи (примерно в III веке до н.э.), но не они интересуют археологов со всего мира. Самым интересным является основание, на котором расположился храмовый комплекс. Основание Баальбека – невероятно огромное сооружение, которое строилось задолго до того, как в Ливан пришли первые известные исторической науке народы.

Основание комплекса состоит из монолитных каменных глыб, уложенных в девять рядов. Эта платформа сверху прикрывает обширное, сложенное из камня подземелье. Приблизительные размеры каждого из данных монолитов поражают: 11х4,6х3 метра. Каждая глыба весит примерно 300 тонн.

Лестница к Юпитеру (нижний уровень) из 9 блоков имеет "тетрисную" форму – уникальная конструкция с повышенной сейсмоустойчивостью. К сожалению, блоки возможно осмотреть только с наружной, видимой стороны, так что точную форму блоков установить невозможно.

Подземные коридоры – четко по периметру двора (внешняя стена коридоров вверху переходит во внешние стены комплекса). Размер – больше, чем туннели в метро.

Нижний уровень коридоров мегалитический. Однако в северо-восточном углу комплекса имеется угол коридоров из мегалитических блоков с формой арочного свода, уложенных в неправильном порядке (весь угол позже перенабирали). Так что коридоры могли быть и с прямоугольным перекрытием (форма входа на юго-западном углу двора), и с арочным перекрытием.

Во внешних стенах комплекса имеются два мощных пролома почти друг напротив друга (один пролом заложен блоками) – результат страшного удара.

Возле юго-западной стены комплекса имеется еще одно чудо. Там лежат шесть стотонных глыб, накрытые сверху гигантскими мегалитическими блоками, весом около 800 тонн. Все это вместе имеет отдельное название – «Трилитон» или «Чудо 3 камней».

Некий М. Алуф, который в прошлом служил хранителем комплекса, писал:

”Несмотря на неподъемные размеры, каменные блоки очень ровно сложены, будто бы их специально так положили. Между ними невозможно протиснуть даже тончайшую иглу.”

Недалеко от руин Баальбек располагается еще одна загадка – каменная заготовка «Южный камень». Ее вес превышает тысячу тонн, а размеры составляют приблизительно 21х4х4 метра.

Некоторые уверены, что его наличие в той местности говорит о незавершенном строительстве. Кто же мог сооружать здания из таких сверхтяжелых монолитов? К слову, после раскопок возле вышеописанного камня нашли еще один, практически идентичный по размеру и форме.

Древняя арабская легенда гласит, что данный комплекс являлся собственностью Нимрода. Когда-то Нимрод правил в этой местности, поэтому, вероятнее всего, просто присвоил себе столь величественные строения. В легендах, в свою очередь, говорится, что Нимрод приказал великанам воссоздать храмы из руин, которые там уже имелись. Прежнее строение якобы было разрушено потопом.

По другой легенде, Баальбек соорудили по приказу сына Адама – Каина для того, чтобы там можно было скрыться от Божественной злости. Каин заселил в город великанов, на которых потом и обрушился гнев Бога.

Существует также теория, согласно которой Баальбек возвели египтяне. По мнению некоторых исследователей, египтяне восстановили частично строения бывших храмов, которые ранее назывались Бааль-Геде. По крайней мере, так считает историк М. Элауф.

Кроме этого, об этом писал римский философ Макробиус. Он утверждал, что статую Осириса, расположенную в Баальбеке, перевезли из Египта.

Действительно, схожесть Баальбека с египетскими строениями сложно не заметить. Египтяне использовали для строительства огромные глыбы. Многочисленные исследователи считают, что такая схожесть не обязательно свидетельствует о том, что Баальбек и пирамиды строили одни и те же люди. Возможно, древние цивилизации имели некую технологию, которая позволяла им перемещать и подготавливать каменные блоки к строительству.

Во времена финикийцев здесь находился храм Баала (Ваала) – древнего божества, почитавшегося в Финикии. Баал считался богом Солнца и плодородия.

В эллинистическую эпоху его образ слился с образом греческого бога Солнца Гелиоса, и Баальбек получил название Гелиополис – город Солнца.Во времена римского императора Августа Баальбек стал колонией Рима, а храм Солнца был обращен в храм Юпитера, рядом с которым были построены храмы Вакха (Бахуса) и Венеры. Во времена Византийской империи языческие храмы были обращены в христианские, затем наступила эпоха арабского владычества, затем пришли крестоносцы, за ними турки…

На территории Баальбека современные специалисты когда-то пытались воссоздать технологию, способную поднимать и перемещать каменные глыбы. К сожалению, эти попытки закончились трагически: огромный камень сорвался с креплений и погубил не меньше тысячи строителей.

Ныне существует несколько теорий по этому поводу. Первый вариант – камни могли перекатывать на бревнах, но это заняло бы невероятно много времени и потребовало бы слишком больших затрат.

Второй вариант – существование в древние времена огромных животных, которые использовались для различной работы. Такими животными могли быть например потомки динозавров.

Но эту версию тоже пришлось отвергнуть, так как по сей день археологи не нашли ни одного фрагмента останков подобных существ.

Третий вариант – незамысловатая технология «тяни, толкай». Возможно, древние грузчики особым образом ритмично двигали каменные блоки, что помогало облегчить их перемещение. И эта версия не может быть правдивой, так как такими действиями строители не могли бы поднимать «кирпичики» и складывать их идеально ровно.

Существует еще одна теория: древним людям от прошлых цивилизаций по наследству могла достаться фантастическая технология, либо даже оборудование. Потом люди каким-то образом утратили эти важнейшие знания.

В доказательство можно привести легенду, в которой Мерлин доставляет каменные глыбы для строительства Стоунхенджа над землей.

Ниже представлена фотография, на которой можно посмотреть, как осуществлялись раскопки глыб комплекса в современное время.

Вам не кажется, что платформа Баальбека сильно напоминает сверхмощное противоядерное бомбоубежище? Если обратиться к сохранившимся крупицам мифологии, там можно найти указания, что таким бомбоубежищем Баальбекская платформа когда-то и была. Она была построена сорок с лишним тысяч лет тому назад перед первой Великой войной цивилизаций.

По древнему бункеру в ту войну были нанесены чудовищной силы удары. Но его кладка устояла. Следы мощного лучевого воздействия на каменной кладке платформы видны и сейчас. Просто учёные отказываются их видеть.

Добрых два десятка тысячелетий древний каменный бункер лежал в запустении. Его заносило песком, осколки верхних этажей растаскивали на свои нужды дикие кочевники. Но перед второй войной цивилизаций его вновь восстановили.

Не римляне, а именно ориане построили на блоках платформы храмовый комплекс. И посвящён изначально он был не Юпитеру-Зевсу, а Сварогу – создателю и покровителю священной северной Империи.

Из народных преданий можно сделать вывод, что в обеих древних мировых войнах войска северной империи располагались напротив западного противника – Атлантиды, как на юге Европы, так и на севере Африки.

Примерно то же самое написано и у Платона.Философ не ошибся, именно на юге Балканского полуострова и стояла сильная армия Ора, именно её отождествили египетские жрецы храма богини Нейт из Саиса с древними праафинянами. Поэтому к поздним афинянам, полуахейцам-полударийцам северные витязи не имели никакого отношения.

Египетские жрецы рассказали Солону, родственнику Платона по матери, что Египет вёл войну с Атлантидой на стороне праафинян. Так и было, с той лишь разницей, что как такового, Египта – страны Кеми, двенадцать тысяч лет назад на Земле не существовало.Вывод однозначен – вместо египетских войск в дельте Нила стояла армия ориан. Теперь подумайте: одна армия в Европе, другая на юге в Африке.

Если учесть, что вместо Средиземного моря в те далёкие времена по всей низменности от современного Гибралтара до Ливана простиралась цепь пресных заболоченных озёр, то всё становится на своё место.Эта заболоченная низменность разрывала связь между северной и южной армиями.

Следовательно, между ними должен быть пункт синхронизации действий. Если точнее – штаб для управления обоими воинскими контингентами. Взгляните на карту. В стратегическом плане это самое удобное место для сосредоточения высшего командования.

Самая кровопролитная битва с нашествием с Запада произошла у ориан не в Европе и не в Африке, а на дне современного Средиземного моря. Как раз напротив Ливанского побережья. Очевидно, основные силы Атлантиды рвались напрямик к координационному сердцу всех орианских армий. Но, как написал Платон, праафиняне одолели армию противника.

В наше время трудно сказать, почему воды Атлантики прорвались в Средиземную низменность. Может, атланты в отместку за нанесённое им поражение применили сейсмическое оружие, а может, это случилось из-за использования орианами оружия космического.Важно то, что произошло: воды океана поглотили армии народа победителя. Об этом хорошо написано у Платона.

Вот почему Баальбекский храмовый комплекс во вторую войну миров так и не был разрушен. После великой катастрофы некому стало его разрушать. Атлантида окончательно ушла на дно Атлантического океана.

Источник..

Источник: pandoraopen.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.