История Колизея

Начало строительства Колизея приходится на 72 г. н. э. Император Веспасиан, желая искоренить имя предшествующего правителя, приказал засыпать озеро возле «Золотого дворца» Нерона, и на его месте начать строительство самого масштабного амфитеатра за всю историю существования Римской империи. Однако наследие Флавиевской династии стало именоваться Колизеем в VIII в. н. э. Случилось это, потому что огромная 35 метровая статуя Нерона, украшающая собой холл в Золотом дворце, была перенесена к амфитеатру и придавала ему большее величие.

Строительство Колизея в Риме продолжалось 8 лет. В 80 г. н. э. император Тит завершил возведение амфитеатра, и ознаменовал его открытие бойнями между гладиаторами и сражениями диких животных.

Строили амфитеатр 100 тыс. рабов из Иудеи, лучшие скульпторы, инженеры, художники, архитекторы. Масштабность строительства, размеры арены превратили Колизей в Риме в увеселительное пристанище аристократов. Через старые водоканалы, которые превратили ложбину между холмами в озеро, арена заполнялась водой для морских боев.


В 217 г. Колизей практически полностью уничтожается пожаром и реставрируется. После крещения Римской империи, в 408 г., бои между гладиаторами запрещаются, но травля зверей продолжается вплоть до начала VI в.

Набеги варваров в VI в. опустошают амфитеатр, а с конца столетия, арена используется в качестве жертвенных захоронений. С начала XI в. до начала XII в. становится крепостью августейших римских родов. До 1332 г. Колизей продолжает собирать знать, которая организовывала бои быков.

После землетрясения 1349 г. южная часть амфитеатра разрушается. Он становится источником строительных материалов. Травертин, отделочный материал, статуи идут на создание дворцов знати. На протяжении 5-и веков Флавиевское наследие разрушается. Папа Бенедикт XIV позаботился о сохранении Колизея. По его приказу в центре был установлен крест, а амфитеатр стал восприниматься как место мученичества христиан. После Бенедикта XIV были совершены попытки реконструкции изнутри, но они не увенчались серьезным успехом.

Архитектура, внешний и внутренний вид

Амфитеатр Флавиев выполнен в форме эллипса. Большая ось — 188 м, малая — 156 м. Стены имеют высоту 48-50 м. Вместимость Колизея была колоссальной. Он вмещал от 50 тыс. до 87 тыс. человек.

Укрепленный железными сваями травертинский камень с общим весом в 300 т, придает прочность Колизею уже 2 тыс. лет. В средние века, когда железо ценилось, большая часть строения была нарушена из-за воровства, что привело к обрушению. Туф и кирпич вывернуты. Колизей, архитектура которого была разрушена, потерял былое величие.


Три яруса арок внешней части строения, между которыми располагаются полуколонны, выполнены в тосканском, ионическом, коринфском стилях. О первозданном обличии Колизея можно судить только по его изображению на монетах, согласно которым в среднем и верхнем ярусах, в пролетах арок, стояли статуи божественных покровителей латинян. Над арками возвышается архитектурный аттик, который украшен пилястрами, принадлежащими к коринфскому ордеру.

Четыре входа амфитеатра располагались по оконечностям большой и малой осей эллипса. Для императора предназначались двое ворот, оставшиеся использовались для увеселительных шествий перед началом гладиаторских боев, для загона хищных животных. Гости входили через оставшиеся 76 арок нижнего этажа и в течение 10 минут могли расположиться по своим местам.

Социальный статус служил проводником на определенное место. Ложи знати были расположены над местами императора и имели лучший обзор, чем у мест выше. За ними располагались трибуны для римских воителей. Уровень выше включал места для зажиточных римлян. Немного дальше располагались обычные люди.

Император Домициан позаботился о том, чтобы бедные жители Рима и женщины могли увидеть бои. Он приказал построить над Колизеем галерею, состоящую из стоячих мест для бедняков. Конструкция амфитеатра была устроена так, что во время непогоды его накрывал тканевый непромокаемый купол.

Интересные факты


Декорации боев и использование первого лифта в истории

Внутри арены Колизея и подвальных помещений действовала первая в истории система лифтов. Чередующиеся коридоры подземных туннелей были четко закреплены за отдельными людьми — декораторами, которые выстраивали смертельное шоу для римских аристократов.

Женские бои

В 63 г. н. э. императором Нероном был выпущен указ, о разрешении участвовать в гладиаторских боях женщинам — римлянкам, мечтающим попасть на арену и приобрести славу. Поццуоли превратил в гладиаторов и несвободных рабынь (эфиопок). После 89 г. н. э. в сражениях начинают участвовать карлики.

Поклонение дьяволу

Официальное название «Амфитеатр Флавиев» позднее сменилось на «Колизей», в честь 35 метровой бронзовой статуи Нерона, так считается. Существует другая версия, менее известная. До XIV в. античная арена использовалась язычниками для идолопоклонничества, и была местом проведения магических ритуалов во имя сатаны. Согласно этой версии, название «Колизей» произошло от краткого латинского «Colis Eum?», что означает «Служите вы Ему?», то есть дьяволу.

На 15 метров ниже

Земля возле «театра смерти» Древнего Рима находится на том же уровне, как и 2600 лет назад. Ежегодно прирост отложений составляет 76 миллиметров. Поэтому уровень нового города выше окрестностей Колизея на 8-15 метров. Обходя его, стоит помнить, что именно по этим камням ступали гладиаторы Древнего Рима, по этим дорогам проезжали императоры на колесницах.


Стоимость постройки

Неизвестна точная сумма, которую потратили на строительство Колизея. Доподлинно известно, что ресурсы черпались из продаж военных трофеев, рабов. В 1756 г. были проведены примерные расчеты стоимости внешней стены. Если пересчитывать на современные деньги, то сумма составляет 45 млн €. И это только небольшая часть полной стоимости. Сложно представить, сколько средств было вложено в строительство Колизея.

Съемки в Голливуде

Колизей был местом съемок большого количества кинолент. В 2000 г. в свет вышел голливудский исторический фильм «Гладиатор», принесший большую известность римской достопримечательности, которая резко увеличила поток туристов.

Колизей был частично восстановлен

В 2013 г. миллиардер Диего Делла Валле вкладывает 33 млрд долларов на восстановление Колизея:

  • очистку мрамора;
  • реконструкцию кирпичных стен;
  • строительство туристического центра и кафе.

Итальянское Министерство культуры одобрило план по восстановлению амфитеатра до его состояния XVIII в. Планировалось накрыть подземные тоннели, заменить металлические перила и восстановить арки. Частичная реставрация Колизея завершена в январе 2016 г.

Экскурсии

Экскурсионные группы набираются на входе в Колизей в Риме. Предлагаются гиды на английском и итальянских языках, реже русские и другие. В среднем, группа состоит из 15 человек. Стоимость общей экскурсии 50 €, в которую входит входной билет. Дополнительно можно арендовать аудиогид на русском языке за 5 €. Можно скачать бесплатное аудиогид-приложение. Выбирается что-то одно. Если экскурсия заказана на месте, необходимо отстоять одну небольшую очередь, так как гид проводит группу по уже купленным билетам. Это играет большую роль, если турист с ребенком. Вход для детей бесплатный.


Оптимальным вариантом является заказ экскурсии онлайн. Цена варьируется от 150 € без стоимости входного билета и выше. Группа включает 5 человек. Внутри амфитеатра гид рассказывает, что такое Колизей, занимается описанием внутреннего и внешнего вида, приводит интересные факты из истории, объясняет, что значит римский Колизей для Италии.

График работы

Амфитеатр работает ежедневно без выходных круглый год, за исключением — 1 января, 25 декабря и дней, когда проводится реконструкция. Билеты в Колизей можно купить в кассах. Так как он является самой популярной туристической остановкой Рима, то очереди могут достигать 1,5 км в длину. Продажа билетов заканчивается за час до закрытия амфитеатра.

Часы работы амфитеатра определяются сезоном и временем захода солнца за горизонт, но есть исключения. Что такое Колизей для христиан? Это их Римский оплот в средние века, поэтому в Страстную пятницу он работает с 8:30 до 14:00. На день Республики в Италии, 2 июня, с 13:30 до 19:15.

Часы работы:

  • 2.01-15.02 время — 8:00-16:30;
  • 16.02-15.03 время — 8:30-17:00;
  • 16.03-последняя суббота марта — 8:30-17:30;
  • последнее воскресенье марта-31.08 время — 8:30-19:15;
  • 1.09-30.09 время — 8:30-19:00;
  • 1.10-последнее воскресенье октября — 8:30-18:30;
  • последнее воскресенье октября-31.12 время — 8:30-16:30.

Стоимость билета для граждан Евросоюза составляет 7 € (17-25 лет), для остальных — 12 €. Можно посетить Колизей бесплатно: в первые воскресенья каждого из месяцев продажа билетов не ведется. Дети, не достигшие 18-летнего возраста, тоже не покупают билет.

Адрес

Подсказать, где находится Колизей, может каждый местный житель. Для этого необходимо сказать только название достопримечательности. Если нет желания общаться с посторонними людьми, то можно воспользоваться одним из приведенных вариантов:

  • Если следовать к амфитеатру на метро, стоит сесть на линию В и сойти на станции Colosseo. Можно выбрать линию А, сойти на Manzoni и пройти 1,2 км в сторону амфитеатра.
  • Автобусные линии 3, 60, 81, 85, 87, 175, 628 огибают Колизей.
  • Трамвай № 3, название остановки — Colosseo.
  • Самый простой способ — такси. Водителю нужно продиктовать адрес 00184 Roma или произнести Piazza del Colosseo.

Европейские туристы используют машины напрокат. Рядом с Колизеем имеется парковка. В этом поможет карта города. Стоимость одного места варьируется от 6 € в сутки и выше. Это зависит от удаленности и удобства въезда — выезда. Зарезервировать место можно онлайн на официальном сайте Колизея или любом другом.

Оплату парковки необходимо совершать до того, как владелец покинет транспортное средство. Талончик крепят на панель, возле водительского места. В противном случае, парковочные контролеры выпишут штраф в размере 40 €.

Магазины сувениров, кафе, камеры хранения


На 1 квадратный километр Италии достопримечательностей больше, чем в любом другом месте. Если произносится слово «Колизей», Рим — первое, что приходит в голову. Это особенность города, поэтому сувенирные лавки, рестораны, кафе находятся в шаговой доступности от Колизея.

Магазины сувениров заполнены магнитами на холодильник, брелоками с гладиаторами, ключницами, часами с изображением Колизея. Их розничная стоимость варьируется от 2 € до 5 €. Если изделие создано вручную, в зависимости от размера, цена может доходить до 5000 €.

В Риме распространены блошиные рынки. Там можно приобрести антиквариат. Популярностью пользуются магазины религиозной атрибутики, продающие статуэтки Иисуса Христа, Девы Марии, Ангелов, и многое другое.

Возле Колизея гуляют люди, продающие сувениры с рук. Чаще всего, это копии шлемов гладиаторов, паззлы, ручки, репродукции амфитеатра и др. Шлем в сувенирной лавке стоит около 12 €, а так, поторговавшись, можно приобрести за 6-8 €.

Каждое кафе вблизи Колизея, имеет камеры хранения. За них можно заплатить (1-4 €), или оставить вещи бесплатно, если там обедать.


Колизей — это символ Рима, величия Римской империи. 7 июля 2007 года после голосования, амфитеатр Флавиев был включен в 7 Новых чудес света.

Посещение Колизея в Риме позволит каждому туристу окунуться в мир античности, пропустить через себя события истории Великой Римской империи. Амфитеатр, ставший кладбищем сотен тысяч гладиаторов, внушает страх и трепет. Величественность Колизея, несмотря на разрушения, потрясает и сегодня.

* цены актуальны до 31 декабря 2018 года

Источник: turproezdka.ru

Краткая история и описание

Колизей — один из самых монументальных памятников римской эпохи — является символом Италии в той же степени, как Эйфелева башня для Франции или Кремль для России.

Римский Колизей Италия

Римский Колизей с высоты птичьего полёта

Название «Колизей» памятник получил в Средние века от искаженного латинского слова «сolosseum» (колоссальный), а в Имперском Риме его называли амфитеатром Флавиев — в честь императорской династии. Амфитеатр был построен за 8 лет — строительство начал император Веспасиан в 72 году и завершил в 80 году его сын Тит. Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки.


Арена театра имела раздвижной пол, который поднимался и опускался, а с помощью водопровода, подведенного к Колизею, сцену заполняли водой и устраивали морские сражения. На арене могли одновременно сражаться до 3000 гладиаторов, а 50 тысяч зрителей, неистово требующих «хлеба и зрелищ», напряжённо следили за кровавыми битвами, гонками на колесницах и театральными представлениями. По размаху торжеств, посвящённых открытию Колизея, мог сравниться лишь кроваво отпразднованный 1000-летний юбилей Рима в 248 году, когда всего за 3 дня были убиты десятки львов, тигров, леопардов, слонов, жирафов, лошадей, ослов и гиен.

Римский Колизей Италия

Вид на Колизей со стороны Лабиканской дороги

1000-летний юбилей «вечного города» стал последним днём жизни для 2000 гладиаторов. Гладиаторские битвы и звериные травли продолжали происходить на арене Колизея до IV века. Однажды в разгар одного из сражений монах Телемах ринулся на сцену Колизея и начал разнимать гладиаторов. Возмущённая публика забила насмерть камнями ни в чём неповинного старика, и это убийство так потрясло императора Гонория, что он запретил кровавые забавы как противоречащие духу христианства. Гладиаторские игры пришли в упадок ещё и потому, что для Рима наступили сложные времена, город постоянно подвергался набегам вандалов.

Архитектура Колизея


Как и другие римские амфитеатры, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого находится арена. Вокруг арены расположены в 4 яруса постепенно повышающиеся места для зрителей. Места распределялись в зависимости от социального статуса присутствующих: на 1-ом ярусе размещались ложи для высшей знати, а 2-ом — мраморные кресла для почётных гостей, и лиц, принадлежащих к сословию всадников или имеющих права римского гражданства, на 3-ем — деревянные скамьи для простолюдинов.

Римский Колизей Италия

Вид Колизея от Триумфальной арки Константина

На 4-ом этаже с помощью канатов прикреплялся огромный льняной холст, создающий тень над ареной в знойные дни. Благодаря проходам, обустроенным по всему периметру амфитеатра, публика могла быстро, всего за 15 минут занять пронумерованные места. Под ареной Колизея находились подземные переходы, клетки с оленями, медведями и львами, а также сложные подъёмные механизмы, позволяющие в считанные минуты доставить гладиаторов и зверей наверх и возвести пышные декорации. С наружной стороны Колизей представляет собой четырёхъярусное строение.

Первые три этажа образованы аркадами по 80 арок, а последний выстроен в виде высокой сплошной стены с небольшими прямоугольными окнами. Арочные проёмы богато декорированы приставными полуколоннами с антаблементами, выполненными в тосканской, ионической и коринфской художественной обработке. Стены Колизея воздвигнуты из крупных блоков травертина, скреплённых между собой стальными скобами общим весом примерно 300 тонн. До наших дней уцелели лишь несущие конструкции Колизея, а статуи и лепнина, украшавшие арки, либо разгромлены варварскими племенами, либо разрушены временем.

Римский Колизей Италия

Внутри Колизея

Римский Колизей — исполин из прошлого

В 476 году Римская империя пала, но Колизей и в XXI веке величественно возвышается между холмами Рима, на том месте, где когда-то был пруд, относящийся к «Золотому дому» Нерона. Кстати, по одной из версий, название «Колизей» произошло от огромной бронзовой статуи Колосс Нерона высотой в 30 м, стоявшей поблизости. Несмотря на то, что в Средние века Колизей утратил более 2/3 своей первоначальной массы из-за землетрясений и строителей, растаскавших его на камни, сооружение по-прежнему внушает восхищение своей грандиозностью. В 2007 году Колизей вошёл в список «Новых семи чудес света».

Рейтинг достопримечательности

Римский Колизей на карте

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Источник: putidorogi-nn.ru

Грандиозный амфитеатр античности

Когда смотришь на эту достопримечательность, попросту перехватывает дух: она до того огромна, что её размеры не могут не поражать. А потому понимаешь: амфитеатр Флавия действительно является новым чудом света.

Расположена эта грандиозная достопримечательность в столице Италии, в Риме, между Палатниским, Цилиевским и Эсквилинским холмами (точно узнать, где находится Колизей, можно сверившись с картой города). Возведён Колизей был неподалёку от Золотого дворца Нерона, вместо озера, в котором некогда плавали лебеди.

Появление

История Колизея в Риме, самого настоящего храма смерти, начинается в шестьдесят восьмом году, когда один из самых жестоких правителей древнего мира, Нерон, покончил с собой, вследствие чего началась Гражданская война, длившаяся около двух лет, в результате которой императором стал Тит Флавий Веспасиан.

Оказавшись у власти, новый правитель сразу же решил перестроить центр Рима, уничтожив всё, что могло напоминать людям о его предшественнике.

Сделать это почти удалось: остался лишь дворец бывшего правителя, площадь которого вместе с находящимся возле него парком занимала около 120 га – и вопрос с ним надо было как-то решать. Это было сделано довольно оригинальным способом: в самом здании Веспасиан решил разместить различные учреждения, а пруд, находящийся возле дворца, приказал засыпать, и на его месте возвести уникальную достопримечательность – амфитеатр невиданных в свете размеров.

Хотя его задум народ воспринял на «ура», память о Нероне искоренить все же не удалось: несмотря на то, что официально новая арена именовалась амфитеатром Флавия, народ назвал его Колизей (от лат. слова громадный, колоссальный) – в честь огромной 35-ти метровой бронзовой статуи, которая при жизни Нерона находилась в вестибюле Золотого дворца, а потом была установлена недалеко от построенного храма смерти.

Строительство

Чтобы построить Колизей, много времени не понадобилось – на строительные работы ушло около девяти лет. Задействовано при этом было более 100 тыс. рабов, которых специально привезли в Рим из Иудеи (на карте эта страна находится на восточном побережье Средиземного моря). Были приглашены профессиональные строители, архитекторы, инженеры, скульптуры – словом, все, кто мог понадобиться для того, чтобы здание выглядело как можно помпезней и величественней.

Несмотря на то, что возведение будущего храма смерти продвигалось довольно быстро, получилось так, что Колизей в Риме возводили при трёх правителях: Веспасиан лишь год не дожил до окончания строительных работ, поэтому строительство завершал его сын, император Тит. Когда он умер, второй сын Веспасиана, взошедший на престол после смерти брата, Домициан, достроил к этой достопримечательности ещё один ярус, предназначенный для бедных людей, рабов и женщин (в основном это были стоячие места).

Несмотря на высокую скорость работ, это чудо древнего мира оказалось настолько качественным и добротным, что не только активно использовалось по назначению более пятисот лет, но и смогло неплохо сохраниться до наших дней (если бы люди не растаскивали камни для сооружения других зданий, скорее всего, выглядело бы сейчас намного лучше).

Внешний вид

Несмотря на то, что древние историки утверждали, что в амфитеатре могли одновременно пребывать около 70 тыс. зрителей, современные исследования показали, что римский Колизей вмещал не более 50 тыс. чел. (что тоже немало, особенно по тем временам). Памятник архитектуры изначально имел три этажа, а высота стен составляла около 50 м, а фундамент здания – 13 м.

Храм смерти был возведён в форме эллипса, а в его центре находилась арена такой же формы, окружённая со всех сторон трибунами, протяжённость наружного эллипса превышала 520 м, длина арены составляла – 86 м, ширина – 54 м.

Стены храма были возведены из каменных или мраморных блоков известкового туфа, который привозили из Тиволи (этот город на карте расположен в 24 км в северо-западном от Рима направлении). При возведении внутренних стен также применяли кирпич и туф. Мраморные и каменные Блоки были соединены тяжёлыми стальными тросами.

При постройке Колизея в Италии впервые было задействовано решение, которое применяют при возведении спортивных арен и в наши дни: было предусмотрено восемьдесят входов/выходов, через которые зрители могли полностью заполнить здание за четверть часа, а покинуть – в течение пяти минут. Четыре входа были предназначены для представителей высшей аристократии, а остальные зрители попадали в римский Колизей из-под арок нижнего яруса, каждая из которых была помечена латинскими цифрами (всего их было 76 и от каждого вела лестница), после чего по ступеням поднимались наверх.

Зрительные ряды с каменными скамьями располагались вокруг арены. Самый нижний ряд предназначался для императора, членов его семьи и весталок – их места находились с северной и южной стороны арены (там были наилучшие места). Также здесь имели право находиться сенаторы. От арены элитный ряд отделял высокий парапет, гарантировав, таким образом, зрителям полную безопасность.

Над императорским рядом находилось три этажа, каждый из которых был предназначен для зрителей определённой категории:

  1. Первый ярус имел 20 рядов и предназначался для городских властей, а также лиц из сословия всадников;
  2. Второй этаж состоял из 16 рядов – здесь имели право находиться лишь те, кто имел римское гражданство. От третьего яруса его отделяла высокая стена;
  3. Последний этаж был построен для людей низшего сословия, и чтобы им было лучше видно происходящее на арене, находился на более крутой поверхности;
  4. Над третьим этажом располагался портик, на крыше которого находились матросы: время непогоды они натягивали над зданием огромный тент, который должен был защитить зрителей от стихии.

Жизнь амфитеатра

Кроме гладиаторских боёв и травли животных, здесь проходили также морские сражения. Для этого слуги снимали с арены деревянный настил, под которым были расположены комнаты для гладиаторов общей площадью около шести акров. Во время военно-морских сражений эти помещения при помощи специальной системы заполнялись водой (интересно, что в этих боях принимали участие даже галеры).

Этот храм смерти на протяжении четырехсот лет являлся для римлян и гостей города своеобразным развлекательным центром, где они могли с раннего утра и дотемна смотреть на кровавые гладиаторские бои, травлю зверей и сражения на воде. Так, продолжалось до 405 года, пока император Гонорий не велел запретить гладиаторские бои, как несоответствующие христианскому учению.

Травли зверей запрет не коснулся – и жестокие представления длились ещё около столетия (до смерти Теодориха Великого в 526 г., короля остготов, которому удалось завоевать весь Аппенинский полуостров). После этого для Колизея настали тяжёлые времена.

Крушение

Развал Римской империи, многочисленные набеги варваров постепенно привели Колизей к разрушению, которое усугубило мощнейшее землетрясение, потрясшее Италию в середине XIV века (особенно сильно пострадала южная сторона этой достопримечательности).

После этого с одним из самых значительных памятников архитектуры древнего мира поступали просто по-варварски, так как начали использовать его камни для строительства других построек – сначала брали уже отпавшие камни, а затем начали их специально выламывать. Разрушали достопримечательность не только простые люди, но и священники: папа Павел II, кардинал Риарио и другие брали отсюда камни для постройки своих дворцов. Мало того, Климент IX даже превратил бывший амфитеатр в завод для добывания селитры.

Вторая жизнь амфитеатра

И лишь в середине XVIII ст. это чудо древнего мира получило шанс на возрождение: папа Бенедикт XIV в память о замученных христианах, что нашли здесь свою кончину, решил установить на арене огромный крест, а вокруг него – ряд алтарей, которые бы напоминали про муки и смерть Иисуса Христа, таким образом, бывшая арена смерти была превращена в самый настоящий храм. Современные учёные утверждают, что согласно последним исследованиям, мнение о том, что здесь казнили христиан, не соответствует действительности и является мифом.

Уже через столетие крест и алтари были удалены, но о сохранности одного из величайших памятников архитектуры Италии заботиться не перестали: укрепили стены, грозившие падением, отремонтировали несколько внутренних лестниц.

В наше время реставрационные работы продолжаются и уникальный памятник архитектуры с каждым годом всё больше и больше рассказывает людям о былом величие. А потому к этой достопримечательности древнего мира, отыскав её на карте, со всех сторон света съезжаются люди посмотреть на чудо света, ставшее символом Италии, о котором местные жители говорят, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим.

Источник: awesomeworld.ru

Колизей Рима: фото и «молчание ягнят»

На латинском языке Колизей — Colosseo — колосс — это скульптура или архитектурное сооружение огромной величины. Рядом с театром стояла колоссальная статуя Нерона, которая позже была переделана в бога Солнца. Ещё в 8 веке, спустя 7 столетий после строительства здания, словом Colosseo называли именно скульптуру, а не амфитеатр.

В эпоху средневековья её (скульптуру) считали символом постоянства Рима. Известна эпиграмма  тех времен: «Если падёт Колосс (Колизей) — падёт Рим. Если падёт Рим — падёт мир».

ТОП-3 фото былого величия Колизея

Грандиозное белое здание, облицованное травертином (известковый туф), имело 4 этажа. Первые три состояли из повторяющихся колонн и арок:

  • самые простые колонны дорического ордера были на первом,
  • колонны ионического ордера на втором,
  • и витиевато украшенные колонны коринфского ордера на третьем.

В арочных просветах  красовались статуи богов и знатных горожан. Четвертый этаж арок не имел — свет пропускали небольшие окна. Заметны каменные крепления, расположенные по его окружности. На эти крепления опирались деревянные мачты для поддержки парусной крыши. Венец из 240 мачт держал паруса, чтобы защищать зрителей от солнца во время полуденных шоу.

Колизей Рима: реконструкция
Примерно так выглядел Колизей в Риме. Фото иллюстрации Джорджио Альбертини  Ссылка
Колзей Рима: фото былого величия
Кликни для увеличения изображения

Шедевр архитектуры как месть императора

Строительство Колизея было заказано императором из династии Флавиев, Веспасианом, в 72 году нашей эры. Кстати, это он переименовал статую Нерона в Гелиоса из-за своей неприязни к первому.  А театр, превышающий высоту Колосса на 13 метров, разместил специально на месте дворцового пруда в парке предшественника.

Строилось здание несколько лет и завершено было при императоре Тите (тоже Флавии), правившем с 79 по 81 годы. Именно поэтому изначально он назывался амфитеатр Флавио, а не так как мы привыкли сегодня.

Менее, чем через тысячу лет о Колоссе Нерона забыли вовсе. Название легко закрепилось за зданием, которое является по сей день колоссальным. Самый большой амфитеатр мог быть памятником императору Нерону, любимым занятием которого была актёрская игра. А стал актом мщения не по иронии судьбы, а по велению Веспасиана.

Хлеба и зрелищ

Много лет на арене театра проводились бои гладиаторов, звериные травли и морские сражения (навмахии или наумахии). Последние считались особо роскошным зрелищем. После пожара 217 года н.э. амфитеатр Флавиев был реставрирован.

Тысячелетие Рима праздновалось в нём большими представлениями в 248 году.

Колизей Рима: фото навмахии

Как отметили очевидцы,  во время «торжества» убили сотни животных, среди которых были 60 львов, 32 слона, 40 диких лошадей, лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Кроме этого, бои 2 тысяч гладиаторов были представлены на потеху публике.

Когда христианство стало господствующей религией империи, гладиаторские бои запретили, как противоречащие духу христианства, но звериные травли продолжались.

«Фишки» архитектуры Колизея в Риме

Архитектура Древнего Рима: строительство КолизеяОгромное количество материалов было доставлено для сооружения здания: потребовалось 100 000 тонн травертина и 300 тонн железа. Чтобы сделать устойчивой такую огромную конструкцию, блоки и колонны крепили изнутри с помощью железных креплений и свинца очень изобретательным способом. Мы даже привели схемку для лучшего понимания.

  1. В базовом блоке подготавливалось небольшое квадратное углубление и маленькая канавка (scanalatura).
  2. В это квадратное отверстие вставлялось железное крепление пирамидной формы,  похожее на наконечник копья.
  3. Сверху накладывался другой строительный блок, а в канавку вливали расплавленный свинец, который мобилизовал железное крепление.

Таким образом, два блока больше не могли соскользнуть, но их можно было снять, при необходимости. Отверстия, которые сегодня видны на блоках – это результат попыток достать оттуда свинец и железо. Посмотрите внимательно на первое и второе фото в начале статьи:  дыры хорошо видны.

Колизей Рима: фото подвальных помещений
Римский Колизей сегодня. Фото подвальных помещений

Полы здания  были полностью покрыты красивыми белыми мраморными плитами. Чтобы не оставалось подтеков ржавчины  на этих плитах, римляне фиксировали их мраморными гвоздями.

К сожалению, именно эта технология и великолепные материалы стали причиной разрушения Колизея во времена средневековья. «Благодарные» потомки великих предков растащили материалы для строительства новых дворцов и храмов. Колизей стал каменоломней. Похожие процессы можно было наблюдать на территории бывшего СССР после его распада.

Секреты закулисья и спецэффектов на фото

Под ареной, засыпанной песком, было два подземных этажа. Там держали клетки со львами и гладиаторов. Хорошо видно на фото выше.

Как и во всех театрах, Колизей имел кулисы. Они были расположены по бокам сцены. Именно оттуда появлялись спецэффекты. Одним из наиболее интересных было внезапное появление на арене зверей и гладиаторов.

Колизей в Риме: лифты
Лифты Колизея в Риме

Этот трюк был возможен благодаря системе лифтов. Их было 28. Лифт приводился в движение вручную и мгновенно шел вверх, благодаря тяжелому противовесу. Таким образом, внезапно поднималась дверца, и на арене в облаке пыли появлялись гладиаторы или хищные звери.

Места в римском Колизее отражали статус зрителей. Самые престижные были на нижнем этаже. До сих пор все еще можно увидеть красивые белые полы из мрамора Каррары и фонтаны для питьевой воды. Внутри римский Колизей имел хорошо организованную систему лестниц и проходов. Это позволяло избегать столпотворений. Публика могла покинуть здание всего лишь за несколько минут после окончания представления.

Что общего между кладбищем, селитрой и Колизеем?

На протяжении следующих веков в арках амфитеатра Флавио располагались ремесленники, лавочники, отшельники. К концу 6 века к театру была пристроена часовня, а арена использовалась для захоронений.

Позже Колизей был крепостью для знатных римских родов, боровшихся за власть. В конце концов они вынуждены были передать его императору Генриху VII. А тот, в свою очередь, римскому сенату и народу. После этого арену использовали ещё короткое время для боёв быков.

На закате римской империи, город Рим опустел. Одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, Колизей, был заброшен. Мощное землятресение в 1349 году разрушило южную часть здания и оно превратилось в источник строительных материалов для Венецианского дворца, для дворца Канцелярии (Cancelleria), для палаццо-Фарнезе — лучшего образца ренессансного стиля в Риме.  Спустя годы, папа Климент IX превратил театр в фабрику для добывания селитры.

Только в XVIII столетии Бенедикт XIV взял его под свою защиту, как место пыток многих христианских мучеников. Следующие годы папы заботились о сохранности уцелевших частей и даже пытались восстанавливать некоторые детали.

В 21 веке Колизей вошёл в список «7 новых чудес света», составление которого организовал Бернар Вебер. Выборы проходили через SMS, телефон и интернет.

Двухминутное видео даёт представление о грандиозности этого памятника архитектуры Древнего Рима.

Колизей Рима, на фото реконструированной модели которого хорошо видно, каким он был в начале нашей эры, находится под охраной. Там, где было возможно, обломки вставлены на прежние места. На арене провели  раскопки и открыли подвальные помещения. Невзгоды и тяготы, которые лишили Колизей внешней и внутренней отделки, только добавили сурового величия руинам. Благодаря этому, приходит ясное понимание его архитектуры.

Колизей Рима фото реконструированной модели

Оцените статью, обсудите с друзьями в соцсетях повороты судьбы, расцвет и упадок, бренность бытия и смысл жизни Колизея Рима.
Фото понравились ли? Дайте знать в комментарии, интересно ли?

Источник: arhi1.ru

История Колизея в Риме

После самоубийства императора Нерона, в 68 году н. э., последовали полтора года гражданской войны, первой римской гражданской войны после смерти Марка Антония в 30 году. В этот период, Рим был свидетелем последовательных взлетов и падений трех императоров до вступления на престол Веспасиана, первого правителя династии Флавиев.

Одной из первых задач нового императора Веспасиана было восстановление Рима после гражданской войны. Веспасиан хотел искоренить, путем переустройства города, все воспоминания о личности Нерона. Он восстановил Храм Юпитера и построил новый огромный Храм Мира. Колизей в Риме должен был стать сооружением, которое бы увековечило имена династии Флавиев: Веспасиана и его сыновей Тита и Домициана. Выбор места для нового амфитеатра был сделан не случайно. Колизей был построен на месте печально известного «Золотого дома» Нерона, который являлся грандиозным дворцом с собственным озером и парковой зоной и размещался в самом сердце Рима. Озеро было высушено и на его месте началось строительство здания амфитеатра Флавиев.

Решение Веспасиана построить Колизей на месте озера Нерона можно рассматривать как жест возвращения части города жителям Рима, которую император Нерон присвоил себе и использовал в собственных нуждах. По иронии судьбы, современное название большого амфитеатра увековечило имя Нерона, а не династии Флавиев, так как слово «Колизей» является производным от названия колоссальной статуи Нерона (Colossus), которая стояла неподалеку.

Веспасиан не дожил до окончания строительства амфитеатра. После того как он умер в 79 году н. э., его старший сын Тит продолжил строительство римского Колизея. Тит открыл его для публики в 80 году н. э. В честь открытия Колизея Тит устроил масштабные игры, в которых участвовало 9000 животных и сотни гладиаторов. Эти игры длились сто дней. После внезапной смерти Тита в следующем году, Домициан, младший сын Веспасиана и младший брат Тита, построил подземные пещеры и закончил работу по декорированию амфитеатра.

Архитектура и конструкция Римского Колизея

Здание Колизея имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной 156 метров и высотой более чем 48 метров. Согласно текущим оценкам, около 55 тысяч человек могли бы сидеть в Колизее одновременно и наблюдать за играми. Конструкция здания имела 80 входов, которые были предусмотрены для удобства размещения зрителей и в случае необходимости (например, пожара) быстрой их эвакуации.

Не смотря на то, что в настоящее время римский Колизей частично разрушен, известно, что конструкция здания состояла из четырех уровней. Самый нижний уровень состоял из лучших мест, на которых размещались богатые и уважаемые римляне, в то время как верхний уровень предназначался для бедных и для женщин. Верхние уровни были сделаны из дерева и подвергались пожару не один раз.

Под землей в римском Колизее находились специальные комнаты, в которых содержалось оборудование и клетки с дикими животными. Также имелись механические устройства, с помощью которых осуществлялся подъем животных наверх, благодаря этому животные появлялись во время боев в середине арены, для сражения с гладиаторами. Зрители в Колизее были защищены от солнца огромным навесом, прикрепленным к столбам в верхней части конструкции.

Арена сооружалась из дерева и была покрыта песком. Ниже пола арены был Гипогей – оригинальная система тоннелей и бункеров для рабов, гладиаторов, диких животных и подъемников. Различные подземные туннели связывали стадион Колизея с конюшней и гладиаторскими бараками. Император также имел собственный туннель, используемый для выхода из Колизея.

Чаще игры для общественности проводились бесплатно, за счет императорской казны. Таким образом, императоры хотели увеличить свою популярность в народе. Такие игры являлись символом власти императора, и проводились в течение нескольких дней подряд. В них участвовали экзотические животные, артисты юмористических театров, ну и, конечно же, проводились смертельные бои, с участием гладиаторов и диких животных, а также морские сражения. Гладиаторами были не только преступники и рабы, но и свободные граждане Рима, а также профессиональные гладиаторы и даже императоры боролись на арене.

Морское сражение в Колизее

Колизей прослужил римскому народу в течение 450 лет. Основные ремонтные работы были проведены после 217 года н.э., когда в амфитеатре вспыхнул пожар. В течение пяти лет гладиаторские игры проводились в цирке, пока Колизей не был полностью отремонтирован. Ремонт также был произведен после нескольких землетрясений, которые произошли в 443 и 484 годах н. э.

Гладиаторские игры стали исчезать из общественной жизни в 3-м веке, в связи с экономическим давлением и под влиянием преобладающей новой религии христианства.

По сей день римский Колизей остается одним из самых обсуждаемых зданий римской эпохи и популярнейшим туристическим центром Рима, привлекающим миллионы туристов каждый год.

Источник: vse-lekcii.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.