Современная архитектура процветала в Афинах в течение двух периодов, между 1930-1940 и 1950-1975 годами. Под влиянием европейского современного движения во главе с Ле Корбюзье и другими архитекторами греческие архитекторы пытались адаптировать эти принципы в греческой практике. Однако консерватизм часто был препятствующим фактором, и как правило, как классически вдохновленные, так и модернистские здания были построены в те же периоды.

Афины включают архитектурные стили от греко-римского и неоклассического до современного времени. Их часто можно найти в тех же областях, что и Афины, не отмечены единообразием архитектурного стиля.

В течение большей части XIX века неоклассицизм доминировал в Афинах, а также некоторые отклонения от него, такие как эклектизм, особенно в начале 20-го века. Таким образом, Старый Королевский дворец был первым важным общественным зданием, которое будет построено в период с 1836 по 1843 год. Позднее в середине и конце 19 века Теофил Фрейхерр фон Хансен и Эрнст Циллер принимали участие в строительстве многих неоклассических зданий, таких как Афины Академией и Заппеонным залом. Циллер также разработал множество частных особняков в центре Афин, которые постепенно стали публичными, как правило, посредством пожертвований, таких как Illiou Melathron Шлимана.


Начиная с 1920-х годов современная архитектура, включая Баухаус и Ар-деко, начала оказывать влияние почти на всех греческих архитекторов, а здания, как публичные, так и частные, были построены в соответствии с этими стилями. Местности с большим количеством таких зданий включают Колонаки и некоторые районы центра города; В этот период были созданы кварталы Кипсели.

В 1950-х и 1960-х годах во время расширения и развития Афин важную роль сыграли другие современные движения, такие как международный стиль. Центр Афин был в значительной степени перестроен, что привело к сносу ряда неоклассических зданий. Архитекторы этой эпохи использовали такие материалы, как стекло, мрамор и алюминий, а также множество смешанных современных и классических элементов. После Второй мировой войны международно известные архитекторы, спроектированные и построенные в городе, включали Уолтера Гропиуса с его дизайном для посольства США и, в частности, Ээро Сааринен в своем послевоенном дизайне для восточного терминала аэропорта Эллиникон.

прелюдия

Поликатоикия
Термин πολυκατοικία (поликатоикия, буквально «multiresidence») используется на греческом языке для обозначения каждого жилого дома.


ин из первых, если не первых, многоквартирных домов в Афинах был построен в 1918-1919 годах архитектором Александросом Метаксасом в эклектичном стиле для Петроса Джаннароса на улицах Филеллинон и Утонос, рядом с площадью Синтагма. Благодаря тому, что это здание было одним из первых, которое было построено из железобетона, оно было неожиданно, а также асимметрично выше смежных. Это вызвало ярость и привело к двум королевским указам, один в 1919 году и еще один в 1922 году, который, в конце концов, установил высоту для зданий по ширине улицы, на которой они лежали, с максимальной высотой 26 метров для широких улиц.

Изменения, произошедшие в греческом обществе после поражения Греции во время греко-турецкой войны 1919-1922 годов и последующего обмена населением между Грецией и Турцией, вызвали различные потребности в жилье для населения, показали, насколько важным может быть строительный сектор для греческой экономики, и, как следствие, повлияли на правовую основу поликатоикии. В 1929 году вступили в силу два важных закона, касающихся многоквартирных домов. Закон о «горизонтальной собственности» (οριζόντια ιδιοκτησία) позволил многим владельцам одного жилого дома, владеющим одним или несколькими квартирами. Теоретически каждая квартира соответствует проценту от первоначального участка. Наиболее важным эффектом этого закона была практика αντιπαροχή (антипарочи, буквально «предложение взамен»). С antiparochi владелец участка, который сам .


ых домов с 1950-х годов.

Позже в 1929 году вступил в силу первый Общий строительный регламент. Самое главное, что он не только регулировал высоту и площадь поверхности зданий, но также вносил новшества в их использование, чтобы охарактеризовать современный стиль зданий эпохи, таких как эркеры или эркер (έρκερ), поскольку они известны на греческом языке после немецкого термина.

Консерватизм между 1900-1930 гг.
В течение первых двух десятилетий 20-го века греческая архитектура не соответствовала международным тенденциям, особенно в стиле модерн и, в меньшей степени, в стиле ар-деко, или для создания архитектурного стиля с последовательными чертами, которые могли бы служить преемником греческого неоклассицизма. В результате здания в Афинах, которые можно охарактеризовать как «модерн», мало. При изучении этого периода необходимо учитывать бурные изменения и плохое экономическое состояние греческого общества. Большинство архитекторов того периода, которые были построены в Афинах, были консервативными и в последнее время принимали другие неклассические европейские стили, часто изменяя их и смешивая их с классическими мотивами, создавая таким образом эклектичный стиль.


В течение последней части этого периода и под влиянием работы Анастасиоса Метаксаса (1862-1937) большинство общественных зданий были построены в так называемом «упрощенном классическом» стиле (αφαιρετικός κλασικισμός), подобном «лишенному классицизма». Такие здания включают классический орнамент, хотя и в гораздо меньшей степени; Украшение в стиле ар-деко также становится намного более распространенным. Такие здания с их внушительными фасадами, как правило, излучают величие и аскетизм. Самым важным зданием этого стиля является Банк Греции на улице Панептимиму, построенный в 1933-1938 годах группой архитекторов во главе с Николаосом Зумпулидисом, Кимоном Ласкарисом и Константином Пападакисом. Несмотря на то, что он сравнительно легко украшен, каждый орнамент классический по стилю, и его фасад даже напоминает греческий парламент, спроектированный в 1834 году. Другие здания – это Афинский университет экономики и бизнеса на улице Patision Street, спроектированный в 1926 году Анастасиосом Метаксасом, а также Главное бухгалтерское бюро Греции на улице Панептимиоу, разработанное в 1928 году Эммануилом Лазаридисом, которое включает элементы Ар-деко.

Межвоенное современное движение в Афинах
Несмотря на первоначальный консерватизм, современная архитектура стала более заметной в конце 1920-х годов.


давние выпускники Школы архитектуры Национального технического университета Афин (NTUA), которая была основана в 1917 году, а также выпускники других европейских архитектурных школ сумели сделать модернизм гораздо более популярным. Весьма амбициозный план заключался в строительстве многих государственных школ не только в Афинах, но и во всей Греции, Министерством образования правительства Венизелоса 1928-1932 годов. Программу возглавил архитектор Никос Микакис (1899-1941), выпускник НТУА, который в 1930 году был назначен директором офиса по строительству новых школ. Проекты новых школ основаны на принципах Ле Корбюзье, полностью не украшены большими горизонтальными окнами и построены из обильных и дешевых материалов, таких как каменная кладка и железобетон. Некоторые из наиболее важных примеров современной школьной архитектуры – школа Димитриса Пикиониса под руководством Маунт Ликабетту, спроектированная в 1931 году, школа Кириакоса Панагиотакоса в Панграти, спроектированная в 1933 году, и многие другие. Во время четвертого съезда ЦИАМ, который проходил в Афинах в 1933 году, общественные школы обсуждались очень широко. Во время своего визита в Афины на конгресс Ле Корбюзье посетил школу, спроектированную Панагиотакосом на Лиосион-стрит, и написал на стене «Комплименты де Ле Корбюзье».

Городской пейзаж Афин в 1930-х годах был сформирован, однако, множеством современных частных жилых зданий, которые были построены в течение этого десятилетия. Многие районы Афин увидели строительный бум, который питался более мощным средним и средним классом, который был дружелюбен к модернизму и хотел инвестировать в собственность, а также за счет увеличения населения. К таким окрестностям относятся Колонаки, Экхаркея, Кыпсели, район вокруг площади Америки и другие центральные районы.


Под влиянием Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса и Эриха Мендельсона, а также более консервативных архитекторов, таких как Мишель Ру-Шпиц, практически каждый жилой дом, построенный в Афинах в течение этого десятилетия, следовал этому стилю. Эти здания характеризуются эркеры, которые могут выступать до 1,4 метра в соответствии с Постановлением общего здания 1929 года, несуществующим или тонким орнаментом, таким как редкие мотивы Art Deco, особенно на железных изделиях и просторных залах для прихожей. Они часто имеют постоянные декоративные перголы на террасах верхних этажей. Использование эркеры создает эффект пластичности фасадов. Примером многоквартирного дома с полностью убранными фасадами и множеством эркеры является знаменитый Ble Polykatoikia около площади Exarcheia, спроектированный в 1932 году Kyriakos Panagiotakos. Другие архитекторы использовали более смелые Corbusian функции на своих зданиях с плоскими фасадами без эркеры и с длинными горизонтальными окнами. Одним из таких примеров является жилой дом на улицах Стурнари и Заими, спроектированный Токидидисом Валентисом и Поливиосом Михаилидом в 1933 году.

Хотя большинство частных зданий были построены в современном стиле, большинство общественных престижных зданий в 1930-х годах все еще строились в соответствии с упрощенным классическим стилем, как упомянуто выше.


лько некоторые общественные здания специального назначения были построены в соответствии с модернистскими принципами. Они включают; жилые здания на проспекте Александры, спроектированные в 1933 году Кимом Ласкарисом и Димитриосом Кириакосом и построенные правительством для размещения беженцев из обмена населения 1923 года; больница Сотирия, спроектированная в 1931 году Иоаннисом Деспотопулосом; крыло для прачечной и кухни в больнице Сотирия, разработанное в c. 1937 by Periklis Georgakopoulos; и некоторые промышленные здания.

Режим Метаксаса и первоначальный консерватизм после Второй мировой войны

Стагнация в режиме Метаксаса
Хотя диктатура Иоанна Метаксаса (1936-1941) не насильственно навязывала характерный архитектурный стиль и не запрещала современную архитектуру, она пробуждала консервативные идеи греческого общества и, как следствие, влияла на архитектуру. Общественные здания все еще строились в соответствии с упрощенным классицизмом. Например, муниципальный рынок Кипсели, который был открыт в 1937 году диктатором и был спроектирован архитектором Александросом Метаксасом (эти два не имеют отношения), включает в себя классический карниз и небольшие ионные столицы, несмотря на то, что он является специальным здание.

Что-то, что также значительно изменило внешний вид афинских зданий, было сокращение максимально возможного выступов эркеры от 1,4 до 40 сантиметров в 1937 году. Архитектор и профессор НТУА Костас Кицикис активно лоббировал это изменение, поскольку он считал, что строители и владельцы злоупотребляли длинными эркеры, чтобы построить как можно больше площади поверхности, превратив Афины в «плохую копию немецких и голландских городов».


Послевоенный упрощенный классицизм
Упрощенный классицизм 1930-х годов оставался доминирующим и лишь слегка изменился в 50-е годы. Опять же, общественные и другие важные здания, но на этот раз также многоквартирные дома были украшены классически ориентированными украшениями. Главные входные двери, перила и подсвечники были сделаны из богато украшенных изделий из железа. Часто вместо перила использовались колонны. Белый мрамор широко использовался, особенно в входных залах, которые часто были очень просторными, а белый цвет был предпочтительным цветом фасадов. Однако, в отличие от довоенного упрощенного классицизма, фасад новых зданий часто включал сетку, образованную балконами и тонкими вертикальными колоннами. Многие многоквартирные дома, построенные в эту эпоху в Колонаки и других центральных престижных кварталах Афин, были спроектированы архитекторами, предпочитаемыми высшим средним классом, такими как Эммануил Вурекас и Константинос Капсампелис.

Модернизм 1960-х годов

«Повторное открытие» модернизма
Уже с 1949 года завершение строительства Фонда помощи ВВС Греции на улице Акадимия, которое было разработано в 1947 году Токидидисом Валентисом, показало, что большинство офисных зданий в центре Афин будут следовать.


ание полностью не декорировано тонко видимой бетонной рамой в виде сетки и имеет множество принципов Корбуса, таких как пилот первого этажа. У Валентиса последовательная идеология принципов дизайна офисных зданий относительно практичности и эстетики, которые он позже в 1960 году записал в обзоре Architektoniki [Architecture]. Несколько лет спустя два молодых архитектора Никос Вальсамакис (родился в 1924 году) и Такис ​​Зенетос (1926-1977) также оказали большое влияние на возрождение греческого модернизма. Их здания, в частности, одно из первых многоквартирных домов Valsamakis на улице Семителоу (1951) и пивоваренный завод Zenetos Fix на проспекте Сингу (1957, теперь частично разрушенные и отремонтированные дома Национального музея современного искусства), радикально отличаются от их современных коллег. Жилой дом Валсамакиса на улице Семителоу лишен какого-либо орнамента и имеет фасадную сетку, образованную балконами и колоннами. Кроме того, его дизайн вдохновлен традиционной архитектурой только в вопросах материалов, таких как каменная кладка на первом этаже и деревянные элементы в другом месте, а также окраска, такая как контраст между белым и ярко-красным. С другой стороны, проекты Zenetos вдохновлены технологическим и промышленным прогрессом.

Зрелые разработки
Постепенно, помимо принципов Ле Корбюзье, таких как пилотизм и горизонтальные окна, также послевоенный международный стиль повлиял на большинство зданий в Афинах.


оме того, сетка на фасадах, особенно офисных зданий, стала одной из важнейших областей инноваций в дизайне. Выйдя из Валенсии Корбусской прото-бруталистической подчеркнутой сетки, сделанной из постоянной кладки, стали завладеть стеклянные и алюминиевые занавески. Офисное здание Valsamakis на площади Капникария (1958) и офисное здание Dimitris Papazisis на площади Синтагма (1961 год) были первыми зданиями в Афинах, где была реализована полностью раздутая стена занавеса, подобная по моде Людвига Мис ван дер Роэ. Мрамор, богатый материал в Греции, был снова использован. В 1961 году Костас Кицикис создал офисное здание для OTE на улице Тритис Септемвриу, в которую входит 58-метровая башня с занавесками и нижнее крыло с длинным воротником.

Важные здания этой эпохи включают; здание Афинской консерватории на Ригиллис-стрит. Первоначально он был задуман Иоаннисом Деспотопулосом как часть большого культурного центра в 1959 году, который прошел множество изменений и, наконец, застопорился. Наконец, только Афинская консерватория была построена между 1969-1976 годами. Здание похваляется за его чистые линии, ощущение перехода, когда человек движется от улицы в здание, и обращение Деспотопулоса как к традициям, так и к монументальности; здание Национального фонда греческих исследований, которое было спроектировано Константином Доксиадисом и построено между 1965-1968 годами. Подобно зданиям Оскара Нимейера, передние и задние фасады имеют строгие решетки, а его боковые покрыты гладким мрамором. Кроме того, крыло библиотеки с его низкой высотой контрастирует с более высоким офисным крылом на заднем плане; Hilton Athens, который был спроектирован Эммануилом Вурекасом, Прокописом Василеядисом и Спиросом Стаикосом и завершен в 1963 году. Это современное здание; однако широкое использование белых мраморных и тонких колонн сделало его примером «классифицирующего модернизма» того периода, похожего по моде на здание посольства Соединенных Штатов в Афинах, разработанное Вальтером Гропиусом и завершенное в 1961 году.

Источник: www.hisour.com

Архитектура и градостроительство Античной Греции.

Принципы планировки древних городов.

Архитектура афин
Рис.1 Древнегреческое зодчество.

На Европейском континенте градостроительные приемы впервые стали разрабатывать в античной Греции. В философии греков много веков распространялось учение о гармонично устроенном государстве и о физически совершенном человеке как мере всех вещей.
Под воздействием этих прогрессивных воззрений формировались и основополагающие принципы пластических искусств, складывались тектонические приемы в зодчестве исходя из требований четкости, уравновешенности частей и соответствия их физическим возможностям человека, сомасштабности ему.
Уважение к порядку, организованности, дисциплине, жизненно необходимое для защиты городов-государств в условиях частых войн и в мореплавании, глубоко проникло в сознание греческих граждан. Неудивительно, что эти нормы поведения, особенно любовь к четкости и ясности, повлияли и на градостроительное мышление зодчих. В конечном счете отсюда зародилась идея четко спланированного города с прямолинейной сеткой улиц даже в условиях гористой местности с большими перепадами ее высот и с постановкой построек на улицах в строгий ряд. Напомним, что это было жизненно важно и для обороны греческих городов.
О принципах «шахматной» планировки древних городов как образцовой говорится в философских трактатах. Так, Аристотель, сопоставлявший в своем сочинении различные теории устройства города, упоминает об античном градостроителе Гиподаме Милетском, по проекту которого в IV в. до н. э. строился город с населением в 10 тыс. человек. Город должен был делиться на три части: священную, общественную и частную.
Гиподам считается автором прямоугольной планировки города. Однако и до того времени были известны города с такой планировкой.
Архитектура афин
Рис.2 План города Милета (II в. до н. э.):
1 – южная агора; 2 – северная агора; 3 – театр; 4 – стадион; 5 — порт

Так, прямоугольная планировка была использована при восстановлении города Милета в Малой Азии (рис. 2), разрушенного в V в. до н. э. персами. Гиподам усовершенствовал подобные планы и содействовал распространению их по всей Греции. Простая четкая система планировки позволяла вести застройку по частям, что имело большое преимущество в условиях развивающихся греческих городов и колоний.
Греческая прямоугольная сетка плана города стала позднее основной планировкой римских военных лагерей и вновь закладываемых некоторых средневековых городов. В период Возрождения и особенно классицизма такой план представлял почти единственную планировочную структуру городов. Спор о преимуществах и недостатках этого плана продолжается до сих пор.
В отличие от городов Ближнего Востока, в которых центральное положение занимал дворец правителя, в центре классического греческого города размещалась площадь для собраний (агора), окруженная торговыми лавками. Позже агора, размещенная на перекрестках главных улиц, превратилась в городскую рыночную площадь. В городе Приена в IV в. до н. э. часть прямоугольной сетки улиц была вырублена в скале с образованием горизонтальных западно-восточных улиц и ступенчатых северо-южных. Основным элементом греческого города, как нового, так и сложившегося исторически, почти всегда являлся акрополь (дословно верхний город), представлявший собой укрепленную часть города, расположенную на возвышенности. Примером может служить акрополь в древних Афинах, господствующий над городом (рис.3, рис.4).
Архитектура афин
Рис.3 Афинский Акрополь.
Архитектура афин
Рис.4 Планировка Афинского акрополя.
1 – статуя Афины; 2– храм Парфенон; 3 – Эрехтейон; 4 – Пропилеи; 5 – храм Аптерос; 6 и 7 — театры

После застройки акрополя храмами на склоны горы переносились жилые здания. Сложившийся на горных склонах город имел свой гражданский центр — агору. Позже вблизи греческих портов и на перекрестках дорог появились новые торговые центры. Большую художественную роль в облике города приобрели театры и спортивные сооружения. Особое внимание в архитектуре греческих городов уделялось главным площадям. Жилые дома, преимущественно одноэтажные, размещались на определенном расстоянии от красных линий улиц. Количество населения в античных городах было различным. Так, в городах до VI—IV вв. до н. э. оно обычно не превышало 10 тыс. человек, в период же правления Перикла в Афинах, включая порт Пирей, проживало более 100 тыс. человек.

Архитектура.

Наиболее древние памятники греческой архитектуры относятся к началу I тысячелетия до н. э. Древнегреческая архитектура античного периода (VI—IV вв. до н. э.) является одним из важнейших этапов мирового зодчества. В этот период с использованием ордерных систем (от слова «ордо» — строй) были созданы ранее не известные типы зданий и сооружений: театры, стадии, школы, дома общественных собраний и пр. Наиболее простым типом греческих храмов был антовый храм. Он имеет прямоугольную форму в плане, покрыт двускатной крышей, парадный вход подчеркнут с торца. Торцовая часть таких храмов обычно оформлялась фронтоном, опирающимся на выступы продольных стен, называемых, антами, между которыми ставили две колонны (рис. 5, а).
Архитектура афин
Рис.5 Планы древнегреческих храмов.
а – с антами; б – с двумя портиками (амфипростиль); в – с колоннадой по всему периметру (периптер)

Позже был создан более сложный вид храма — простиль, в торце которого размещались четыре колонны, а портик, аналогичный восточному, устраивался и с западной торцовой стороны здания (рис. 5, б). В V в. до н. э. колонны иногда устанавливались рядами со всех четырех сторон культового здания, что привело к созданию храма типа периптер. Такой тип греческого храма (рис. 5, в) считается более законченным. Яркому расцвету древнегреческой архитектуры в VI—IV вв. до н. э. способствовали установление рабовладельческой демократии в полисах и очень важное в экономическом отношении обретение национальной независимости после изгнания персов из Греции в результате длительных освободительных войн. Ведущее положение среди греческих городов-государств в IV в. до н. э. занимали Афины, стоявшие во главе морского союза полисов.

Храмы

Основными видами монументальных зданий в VI— IV вв. до н. э. были храмы, воздвигаемые в честь богов — покровителей городов. Прототипами храмов явились крупные жилые дома басилевсов. Важнейшим средством композии, придающим законченность и красоту античной форме здания, построенного по определенному порядку, являлась ордерная система.

Ордерная система

Ордер представляет собой совокупность архитектурных форм, придающих определенную стилевую характеристику всему сооружению, благодаря тектоническому единству. Формы основных частей античного ордера были созданы в результате художественного осмысления конструктивно целесообразной стоечно-балочной системы. При этом древние греки исключительно большое внимание уделяли пропорциям частей здания и художественной корректировке их положения в пространстве, вводя оптические поправки в расчете на зрительное восприятие здания издали. К таким относятся незначительный наклон верха колонн внутрь, утолщение их диаметра ниже центра тяжести и др.
Греческие зодчие создали три архитектурных ордера: дорический, ионический и коринфский. Материалом для ордеров в ранний период храмового строительства служило дерево (рис. 6).
Архитектура афинРис.6 Покрытие храма дорического ордера (раннего)

Балочное перекрытие ряда колонн, называемое антаблементом, состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Колоннады в античной архитектуре имели двойное назначение. С художественной стороны они придавали сооружению торжественность и величие. Вместе с тем колоннада греческого храма имела большое практическое значение: воспринимала нагрузки от крыши; окружая храм, она защищала стены от дождя. Важную композиционную роль в храмах этого типа играл украшенный скульптурами фронтонтреугольная плоскость между скатами крыши и архитравом.

Дорический ордер

В раннем дорическом ордере ствол колонны был гладким, вытесанным из каменного блока. Позже стволы колонн стали украшать каннелюрами — продольными выемками (по 20—24), которые выявляют объемность колонны. Сверху она заканчивалась уширением — капителью. Низ дорической капители называют эхином, а основную часть (рис. 7) квадратную в плане,— абакой.
Архитектура афин
Рис.7 Элементы дорического ордера:
1 – эхин; 2 – абака; 3 – архитрав; 4 – триглиф; 5 – метопа; 6 – слезник; 7 – карнизная плита

Архитрав, или главная нижняя балка, представлял собой гладкий каменный блок; фриз (средняя часть) антаблемента украшен триглифами — каменными дощечками с тройными вырезами, которые имитируют торцы деревянных балок. Между триглифами размещались метопы — плиты из керамики или камня с рельефными украшениями. Простой и строгий дорический ордер художественно отображал суровый образ жизни греков, их выносливость, физическую силу и мужество. Из деталей этого ордера были построены в V в. до н. э. храмы Зевса в Олимпии, Посейдона в Пестуме и Парфенон в Афинах. В V—IV вв. до н. э. в Греции были сооружены наиболее значительные памятники античного зодчества, в том числе главные сооружения Афинского акрополяПарфенон, Эрехтейон и Пропилеи.
Архитектура афин
Рис.8 Эрехтейон
Архитектура афин
Рис.9 Парфенон. Художник Василий Поленов.

На рис. 9 показан общий вид храма Парфенон сооруженного в 447—437 гг. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом под художественным руководством скульптора Фидия — близкого друга правителя Афин Перикла. Архитектура Парфенона является вершиной развития всего греческого зодчества. В его тектоническом строе наиболее полно отражено оптимистическое мировоззрение греков, высоко ценивших гармонический порядок во всем, умеренность, уравновешенность и глубоко осмысленную рациональность. В чистоте же пропорций и линий, округлых форм и словно живых фигурах богов на фронтонах отражен уровень художественного мышления зодчих и скульпторов периода высшего расцвета рабовладельческой демократии в Афинах.

Ионический ордер

Ионический ордер (рис. 10, а) отличается от дорического колоннами меньшей толщины, завершаемыми тонко проработанными капителями, украшенными завитками или волютами.
Архитектура афин
Рис.10 Греческие ордера
а – ионический; б — коринфский

В стволах колонн вытесывали каннелюры меньшей ширины и глубины, чем на дорических колоннах. Фриз ионического ордера обычно гладкий, карниз внизу имеет зубчики. Примером здания ионического ордера может служить храм Эрехтейон, построенный через 20 лет после Парфенона невдалеке от него. В этом храме привлекает внимание гармония, масштаб частей, вполне сомасштабный человеку, и введение в композицию портика Кор объемной человеческой скульптуры и цвета.

Коринфский ордер

Коринфский ордер (рис.10, б), наиболее легкий по пропорциям в сравнении с дорическим, отличается декоративным богатством. Капитель этого ордера имеет формы волют, как бы поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. На поверхности колонны имеются 24 каннелюры, которые в отличие от желобков ионической колонны внизу и вверху заканчиваются закруглениями. Антаблемент ордера, имеющий сходство с ионическим, более развит и расчленен. Фриз коринфского ордера обычно украшен рельефным орнаментом. Декоративные элементы этого ордера применялись для выражения идеи торжества и праздничности. Формы колонн и другие элементы корифского ордера широко применялись в измененном виде в зодчестве Древнего Рима, в XIV—XIX вв. в архитектуре Ренессанса, барокко и классицизма. Здания, построенные с использованием ордера, отличающиеся изяществом форм, создают впечатление торжественности. Однако есть много примеров гипертрофированного использования коринфского ордера.

Памятники гражданской архитектуры.

Помимо культовых сооружений зодчие античной Греции создали много ценных памятников гражданской архитектуры, к которым относятся театры, здания для массовых собраний, стадии, гимнасии и др.

Театры

На сценах театров древней Греции кроме драматических представлений совершались культовые обряды (мистерии). В состав театра входили места для публики, расположенные полукругом, сцена и орхестра — свободная платформа, предназначенная для хора и служащая отражателем звука (рис. 11).
Архитектура афин
Рис.11 Театр в Приене (реконструкция)
Театры сооружали преимущественно у склонов гор, на которых располагались уступами места для зрителей (естественные амфитеатры).

Стадии

Стадии для соревнований бегунов представляли собой арены с рядами мест для зрителей. Стадии, увеличенные до больших размеров с целью проведения состязаний на колесницах, были превращены римскими зодчими в цирки.

Гимнасии

Гимнасии, служившие местом спортивных состязаний юношей (борьба), представляли собой открытые площадки, окруженные портиками и залами для упражнений. Почти все общественные здания греков имели портики или галереи.

Жилища в Древней Греции

Жилища в Древней Греции с ее мягким климатом строились из камня, притом облегченной конструкции, так как в них люди находились в основном ночью. Значительную часть времени деятельные греческие граждане проводили на открытом воздухе — во дворах, в мастерских или на пристани. В условиях теплого климата не было необходимости создавать особые удобства в жилых помещениях.

Крепостные сооружения в Древней Греции

Крепостные сооружения в Греции строили, как и в Египте, с применением в толще каменных стен деревянных связей. Крепостные стены Афин, представлявшие собой более совершенную систему обороны, были сложены из обожженного кирпича на каменном основании. В некоторых видах своих сооружений греки применяли асимметричные архитектурно-планировочные решения, но при этом всегда добивались гармоничного равновесия масс сооружений. Выбор выгодного места для постройки являлся одной из задач греческого зодчества.

Одним из важнейших достижений греческой архитектуры античного периода является создание ордерных систем, зданий, в которых достигнуто единство функционально-технических сторон и художественной формы каменной стоечно-балочной конструкции. Большие заслуги принадлежат греческим зодчим в создании целесообразных и художественно совершенных тектонических систем целого ряда зданий различного назначения (залы заседаний, гимнасии, театры). В эллинистический период (III в. до н. э.— II в. н. э.) в Греции были созданы такие важные инженерные сооружения, как маяки, пристани и др.

Источник: www.parthenon-house.ru

Единственное, что скрашивает серую унылость Афин — малый кусок настоящей древней Греции с центром в Акрополе и небольшими районами вокруг него. Это единственное место в Афинах, которое стоит увидеть всем, кто интересуется историей. Именно благодаря посещению этого музея под открытым небом я считаю посещение столицы Греции не бесполезной.

Архитектура афин

Практически нетронутым куском старых Афин стал Акрополь и районы вокруг него. Советую купить общий билет сразу на все, он стоит 30 евро, действует 5 дней и включает не только осмотр территории Акрополя, но и храм Зевса, театр Диониса, Римскую и Древнегреческую Агору, библиотеку Адриана и кладбище древних Афин-Керамик. Мы не успели пройти все, но при этом здорово сэкономили, например, только билет в сам Акрополь стоит 20 евро. Без объяснений все эти руины смотреть не особо интересно, поэтому заранее скачайте он-лайн гиды, мы по ним и гуляли.

Архитектура афин

Свою прогулку по древней Греции начали с храма Зевса Олимпийского.

Архитектура афин

Древний храм — один из долгостроев античной эпохи. Он строился более 600 лет, начиная с 4-го века до н.э.

Архитектура афин

Когда-то это было величественное здание, окруженное двойной белоснежной колоннадой из 107 коринфских колон, высота которых составляла 17 метров.

Архитектура афин

До наших дней сохранилось лишь 15 и основание.

Архитектура афин

Но даже в полуразрушенном состоянии чувствуется вся его мощь и величественность.

Архитектура афин

Архитектура афин

Архитектура афин

И сейчас храм Зевса являлся самым крупным во всей Греции.

Архитектура афин

Архитектура афин

Архитектура афин

Восхождение начали бодренько, но чувствовалось, что идем в крутую гору. Вокруг появились развалины, которые не несут практически никакой информации, если бы не электронный гид, то они бы так и остались для нас кучей камней.

Архитектура афин
У подножия Акрополя открылась такая картина: грустные камни вперемешку с остатками колонн, арок, стен и еще каких-то древних сооружений.

Архитектура афин

Архитектура афин

Но дальше потихоньку начали появляться интересные объекты. Первым стал театр Диониса на юго-западном склоне Акрополя. Строительство театра относят к 5 веку до н. э. на тот момент это было деревянное сооружение. В 4 веке до н. э. театр был реконструирован и сцена, места для зрителей были выполнены из мрамора: они и сохранились до наших дней. Театр был очень большим и насчитывал 78 рядов, тогда верхние ряды театра достигали основания Акрополя. До нашего времени осталось из них только 13.

Архитектура афин
Согласно историческим документам, первый ряд его насчитывал 67 кресел, которые были сделаны из редчайшего и дорогостоящего мрамора. Предназначались они для представителей почетной знати, которые посещали театр Диониса в Греции. На некоторых даже высечены имена людей. К сожалению, сохранились не все.

Архитектура афин

По мере набора высоты начали появляться и интересные виды на город.

Архитектура афин
Архитектура афин

Почувствовал тут себя героем древнегреческих мифов:)

Архитектура афин

Еще один театр Акрополя, который называется Одион (Иродион) Герода Аттики, расположен на южном склоне. Театр построен между 160 и 174 годами до н.э. философом Геродотом Аттическим в память о своей жене. Очень часто в интернете фотографии этих двух театров путают между собой.

Архитектура афин

На входе в Акрополь расположено первое здание с колоннами, называемое "Пропилеи", что в переводе с древнегреческого означает "Здание-врата". Построено оно было еще в 437 году до нашей эры.

Архитектура афин

Со ступенек Пропилеи можно увидеть холм Филопаппос, куда можно сходить посмотреть мемориал Филопаппосу, в честь которого назван холм и тюрьму Сократа.

Архитектура афин

После входа в Акрополь сразу увидите Эрехтейон, сейчас он является наиболее сохранившимся из всех храмов, представленных на холме. Ценность его заключается в том, что этот храм не был предназначен для посещения обычными людьми. Право входить туда имели только служители культа, а внутри храма находились три святилища, посвященные Афине, Посейдону и царю Эрехтею.

Архитектура афин

Все мы в 5 классе изучали историю Древнего мира и помним фотографии и рисунки Акрополя на обложке учебника. Эту красоту в полной мере оценить не удалось. Акрополь до сих пор весь в лесах. Как правильно сказал Лебедев: "Парфенон ремонтируют так долго, что строительная техника, леса и краны скоро будут занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО". Сейчас этот вид, но без лесов используется на билбордах в Самаре, где турагенства приглашают посетить Афины. Вот такая обманочка:)

Архитектура афин

Постарались сделать фото со стороны, где их меньше всего, чтобы не портить картинку.

Архитектура афин

В центре Афин находится два холма. На одном расположился Акрополь, где мы сейчас находимся.

Архитектура афин

Другой холм называется Ликавитос, и прославился он тем, что с него открывается невероятный вид. Если честно, мы что-то засомневались, что оттуда увидим что-то еще более интереснее, разве что только Акрополь со стороны. Решили туда не ходить.

Архитектура афин

У подножья обоих холмов раскинулась плотная застройка. Как я уже писал, там вообще ничего интересного.

Архитектура афин

Архитектура афин
Блогеры за работой. Нельзя такое не заинстаграмить:)

Архитектура афин

Дальше спускаемся в низ. К северо-западу от Акрополя на пологом склоне растянулись многочисленные руины площадью 5 гектаров, которые представляют из себя Афинскую Агору.  Это городская площадь древних Афин, которая служила как главное место встреч.

Архитектура афин

Афинская Агора отражала жизнь всех слоев населения.

Архитектура афин

 Прогуливаясь по музею под открытым небом можно ощутить дух времени и понять, как именно жили древние греки.

Архитектура афин

В 449 году в Древней Агоре начинается строительства знаменитого Храма Гефеста, который прекрасно сохранился и до наших дней.

Архитектура афин

Когда в VII веке агора фактически была покинута людьми, в стенах языческого храма разместилась православная церковь Святого Георгия, которая и позволила зданию сохраниться в неизменном виде.

Архитектура афин

Архитектура афин

Архитектура афин

Оригинальное здание было разрушено в 267 году, но в 1950-х годах здание восстановили в натуральную величину, причем при восстановлении был использован оригинальный фундамент античного здания и фрагменты колонн. Выглядит впечатляюще. С момента восстановления здесь разместился музей Агоры.

Архитектура афин

Архитектура афин

Среди многочисленных сооружений агоры уцелела мечеть Фетхие. В XVII столетии её возвели на руинах христианской базилики IX века, а во времена венецианского владычества мечеть была превращена в католическую церковь. Сегодня она включена в список самых ценных турецких памятников Афин.

Архитектура афин

Еще одно из сохранившихся сооружений Римской агоры — Башня ветров. Она позволяла торговцам узнавать время и показывала направление ветра.

Архитектура афин

А вот до следующих руин древнегреческого храма придется прокатиться на автомобиле, находится он мысе Сунион, который считается самой южной окраиной Аттики. Вход сюда стоит отдельной оплаты — 8 евро.

Архитектура афин

Этот мыс омывает Эгейское море, поэтому не удивительно, что тут находится храм морскому богу Посейдону.

Архитектура афин

Перед выходом в море каждый рыбак и мореплаватель приносил дары Посейдону и просил его благосклонности. Иначе великий покровитель мог рассвирепеть и разбить вдребезги судно.

Архитектура афин

Чтобы выказать свое благоговение, греки построили святилище Посейдона, а позднее, когда оно разрушилось, воздвигли прекрасный храм. До нашего времени почти полностью сохранились лишь двенадцать огромных колон и небольшие остатки основания.

Архитектура афин

А кто хоть раз наслаждался видами со скал мыса Сунион, возвращается сюда снова и рекомендует другим включить эту точку в свой маршрут путешествия. Лично я рекомендую посетить это место именно на закате.

Архитектура афин
Благодаря этим развалинам неухоженный и грязный город хоть как-то реабилитировался в моих глазах. Многие читатели моего блога после предыдущей статьи "Афины, знакомство и разочарование" написали, что в столицу Греции теперь ехать не планируют. А что скажете теперь?

Источник: bepowerback.livejournal.com

Под катом — посвященный Афинам кусок моего диплома (Дановский А.А Эволюция планировок в античном греческом градостроительстве), защищенного в 2002 году.
Выцеплять выходные данные литературы, упоминаемой в тексте, сейчас крайне лень и нет времени, так что по запросу. Картинок в электронном виде просто нет, однако с вышезапощенными картинками Афин можно все понять и разобраться.
Что касается качества текста, то грубых ошибок в нем, вроде бы нет, а по мелочам есть к чему придраться. Про Афины — не лучшая часть диплома. мягко говоря :-).

В XII веке до н.э. произошли значительные изменения в культурно-этническом положении в Греции. Вторжение дорийских племен с севера привело к разрушению традиционной микенской (ахейской) культуры почти во всех её ареалах, хотя и не везде одномоментно и кардинально. Оно спровоцировало передвижение прежнего населения в ранее неосвоенные районы в масштабах как одного острова, так и всей ойкумены того времени. Очевидно, что переселенцы вынуждены были основывать поселения; при этом они могли руководствоваться уже существующими градостроительными традициями либо создавать новые, либо совмещать и то, и другое.
В первую очередь следует рассмотреть новые поселения микенцев, бежавших из прежних мест обитания от дорийской угрозы {рис.2}. У них было три основных пути для переселения: 1) В ближайшие поселения, избежавшие завоевания. Такие поселения находились в Аттике, отразившей нападения врагов, возможно, как раз с помощью укрывшейся здесь ахейской знати, и подвергшейся лишь некоторому культурному воздействию [Сергеева, 1998, с.92-93]; 2) В труднодоступные районы неподалеку от своих прежних территорий, самый характерный пример мы видим на острове Крит; 3) В удаленные регионы известного им мира, то есть на побережье Малой Азии, близкие к нему острова, на Кипр [Маринович, Кошеленко, 1989, с.294; Daniel, 1948, p.108-110].
Приток нового населения в Аттику, в первую очередь в район Афин {рис.3}, вызвал расширение существовавших здесь поселений. Наиболее полной информацией мы обладаем именно об Афинах из-за большей исследованности поселения по сравнению с прочими населенными пунктами Аттики, а также из-за его лидирующей роли в истории этого региона, в силу которой остальные поселения слабо развивались и не достигли ни статуса полиса, ни того уровня, на котором можно было бы называть их городами.
Афины располагаются на нескольких холмах и пространстве между ними, в центре долины площадью примерно 220 км². Самый высокий из этих холмов – Акрополь (высота – 148.5 метров над уровнем моря), он наиболее сильно укреплен природой: с трех сторон его центральное плато (размером 263х91 м) полностью неприступно, подход к нему есть только с запада. К тому же Акрополь имеет собственные автономные источники воды. Прочие расположенные рядом холмы не имеют такого комплекса подходящих для жизни условий: высокий Ликабеттус слишком обрывист, на Врилиссосе нет плато, Пникс, Ардиттус, холм Муз и Марсов холм невысокие, незащищенные, не обладают источниками воды. Неудивительно, что первым был заселен именно Акрополь, а другие холмы были освоены в следующую очередь [Procopiou, 1964, p.16]. Расчет был верен, что показали события XIII века до н.э., когда именно защищенность Акрополя уберегла жителей окрестностей от первого дорийского нападения [Wade-Gery, 1948, p.115].
Афины расположены между руслами рек Илиссос и Цефиссос, которые сливаются к юго-западу от города и впадают в Фалеронскую бухту в нескольких километрах от Афин. Кроме водных преград, долину Афин защищают горы, в которых есть лишь несколько узких проходов.
Поселение на Акрополе появляется ещё в Бронзовом веке; в XIV-XIII вв. до н.э. ахейское поселение здесь окружено циклопическими стенами подобно тем, что построены в этот же период в Микенах и Тиринфе [Procopiou, 1964, p.29]. Некоторая часть населения ко времени нашествия дорийцев обитала на склонах Акрополя с внешней стороны стен. Крепость служила для таких жителей временным убежищем в случае угрозы. Когда сюда потянулся поток переселенцев, стали застраиваться районы, прилегающие к холму [Broneer, 1948, p.111-112]. О планировке, о характере застройки Афин этого времени судить довольно сложно, поскольку строительных остатков XI-X веков до н.э. практически не осталось, информация о культуре этого времени донесена материалом преимущественно из погребений. Есть даже мнение, что в это время жилища не концентрировались в рамках каких-то более-менее крупных поселений, а составляли множество деревень [Андреев, 1987а, с.27]. Однако даже в этом случае центром притяжения для населения являлся Акрополь.
Тем не менее, определенные выводы можно сделать на основе изучения более поздних сооружений. В процессе раскопок выявлены строения, функционировавшие, судя по археологическому материалу, главным образом в периоды архаики и классики. Однако на территории дворов, прилегающих к этим постройкам, обнаружены колодцы, датируемые по найденной в них керамике протогеометрическим временем. Кроме того, недалеко от них находятся колодцы геометрического времени. Исходя из этих данных, американский ученый, проводивший описываемые раскопки, делает вывод о непрерывности существования здесь построек с протогеометрического периода [Young, 1951, p.144-145]. Таким образом, изучив расположение зданий, функционировавших в более позднее время, можно судить и о планировке в интересующем нас в данный момент периоде.
Планировка Афин, как отмечают многие исследователи, отличается беспорядочностью и отсутствием какой-либо регулярности [Брунов, 1935, с.17; Блаватский, 1963, с.11-12; Гарсиа-и-Бельидо, 1970, с.8; Klasické Atény, 1970, s.23; Wycherley, 1978, p.246]. Поселение застраивалось постепенно, расширяясь поначалу к северу и западу от холма Акрополя [Колобова, 1961, с.23], затем только осваивались другие направления. На окончательном плане выделяются кварталы, которые могут быть идентифицированы по различным функциональным признакам; так, квартал к юго-западу от Акрополя Янг называет «промышленным», принимая во внимание количество помещений, определяемых как мастерские [Young, 1951, p.135]. Улицы соединяют между собой основные узлы города, в первую очередь общественные здания, которые тяготели к холмам – Акрополь, Ареопаг, Пникс и другим. Улицы проходили от холма к холму кратчайшим путём, учитывая лишь особенности рельефа. Агора к северу от Акрополя, ставшая одним из важнейших центров города в более позднее время, в ранний период ещё не сформировалась.
Некоторые из важнейших улиц выделяются своей шириной по сравнению с большинством, которое составляют узкие и кривые проходы между домами [Klasické Atény, 1970, s.25]. Естественно, в раннем периоде об улицах говорить было сложно, тем не менее, их будущая направленность и значение, выражающееся обычно в ширине улицы, подразумевались застройкой города. По сторонам улиц находились жилые и общественного характера постройки, объединенные в кварталы неправильной формы. Кварталы отделяют друг от друга узкие улочки или даже незастроенные пространства. Судя по всему, застройка охватила большую часть территории Афин, однако раскопана пока небольшая часть. Поэтому делать выводы о районировании города на основе известных данных о его застройке преждевременно.
После сильного разрушения города персами в начале V века до н.э. Афины отстраивались в соответствии с прежним планом, что ещё раз может говорить об оправданности восстановления ранней планировки по остаткам поздней.
Из ранних общественных сооружений, способных играть планообразующую роль, предполагается наличие агоры перед акрополем. [Долгоруков, 1970а, с.215]. Все поздние подобные постройки (в основном город был застроен в VII-V вв. до н.э.), за исключением агоры, не играли значительной роли для организации планировки Афин, а вписывались в уже существующую хаотичную схему. Несмотря на свою центральную позицию в планировке города, поздняя агора не повлияла на схему застройки.
История расширения города указывает на постепенный рост его территории и отсутствие каких-либо централизованных органов, регламентирующих застройку кварталов, в ранние периоды жизни Афин.

Источник: antiquity-ru.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.