Гора Михинтале

Горы Анурадхапуры

Крошечный Михинтале считается колыбелью буддизма на Шри-Ланке. Именно здесь в 3 веке до н.э. появился первый буддийский монастырь и началась миссионерская деятельность Махинды — в честь него гору Михинтале также называют горой Махинды.

С течением времени монастырь разросся, приобрел влияние, и до 13 века был третьим величайшим монастырским комплексом в Шри-Ланке. Веками здесь возводились ступы(их было больше 60), и некоторые — довольно большие.

В наши дни Михинтале справедливо считается священным и посещается паломниками. Это — действующий храм: спокойное и величественное место, многочисленные ступы и другие древние сооружения неброско, но идеально вписаны в пейзаж. В одной из древнейших ступ находятся останки Махинды, на горе также есть большая статуя Будды.

Дерево Бо

Дерево Бо (или фикус священный) — одно из самых старых деревьев на свете. Трудно представить себе его возраст — 23 века. Многовековая громада выросла из саженца, взятого от дерева в непальском Будха Гойя, под которым Будда обрел просветление. По этой причине, конечно, дерево является своеобразной святыней для всех последователей буддизма.


Отросток был привезен из Непала на остров в III веке до нашей эры монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки, и нашел свое место в королевском парке Анурадхапуры.

Казалось бы, такое старое дерево должно быть очень большим. Но само священное Бо невелико, его почтенную старость поддерживают специальные подпорки. Зато соседнее защитное дерево впечатляюще огромно.

Как и положено святыне, окруженное золотым забором дерево Бо тщательно охраняется. Просто так подойти к нему нельзя. Но пройдя защитные кордоны, возле дерева можно застыть в благоговении и, если повезет, подобрать на память о паломничестве опавший листочек.

А какие достопримечательности Анурадхапуры вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Джетаванарама ступа

«Джетаванарама» — это уникальный монастырский комплекс, созданный королем Махасеной в 276-303 годах. Во время рассвета обители, на ее территории, занимавшей площадь 48 гектаров, размещалось около 3000 монахов. На центральной платформе комплекса расположена «Джетавана ступа», возвышающаяся на 120 м и являющаяся самым высоким кирпичным сооружением, когда-либо построенным человеком. В IV веке нашей эры, во время распада Римской империи, ступа «Джетаванарама» являлась третьим по величине сооружением в мире, уступавшим только пирамидам Хефрена и Хеопса в Гизе. Структура имеет массивную кирпичную кладку, которая уходит на 14 метровую глубину, так, что вес монумента приходится полностью на коренные породы.


Еще одна уникальность ступы заключается в том, что она представляет собой идеальную окружность и содержит частицы физических останков Будды. Место, где стоит сооружение, было известно еще в древности как Сады Нанданы. Именно здесь в течении 7 дней читал проповедь для 7000 человек Арахат Махинда. «Джетаванарама ступа» была возведена над отпечатком ступни Будды, на ее строительство пошло 93 300 000 кирпичей.

В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Анурадхапуре только по фотографиям.

Ступа Руанвели

Дагоба Руанвели — это одна из самых известных достопримечательностей Шри-Ланки, расположенная в городе Анурадхапура. Этот выдающийся архитектурный шедевр представляет собой прекрасную буддийскую ступу, куда прибывают паломники со всего мира. Дагоба поражает туристов своими размерами, ее высота составляет 91 метр, а окружность — 290 метров. Тот, кто уже когда-то ездил на Шри-Ланку, знает, насколько важными для жителей острова являются культовые сооружения. Неудивительно, что при строительстве ступы были использованы не только драгоценные камни, но и серебро, золото, медь, жемчуг и даже кораллы. Сооружение относится к Атамастхану и Солосмастхану – двум древним районам города.


Руанвели — самая большая и одна из самых старых ступ Анурадхапуры, она была возведена во II–I веках до нашей эры. В настоящее время она полностью восстановлена и выкрашена в белый цвет, поэтому заметна еще издалека. Вокруг нее, в углах некого воображаемого квадрата, выстроены еще четыре небольшие ступы, благодаря которым образовывается единый ансамбль. Побывав здесь, вы получите массу незабываемых впечатлений и сделаете прекрасные фотоснимки.

Музей денег при Центральном банке Шри-Ланки

Музеи Анурадхапуры

Музей денег при Центральном банке своими коллекциями может потягаться с историческим музеем, ведь именно в монетах своих королевств история Шри-Ланки нашла свое отражение. Здесь можно проследить все этапы развития страны от колониальных времен, когда территория находилась под владычеством сначала Португалии, а затем Голландии и Британии, до наших дней. Экспонаты коллекций музея денег признаны старейшими в регионе.

Музей был создан в апреле 1982 года для хранения полной коллекции нумизматики страны. Но со временем экспонатов становилось все больше и больше, они охватывали более обширные временные периоды и коллекцию разделили на четыре тематические экспозиции: «Древний период», «Средневековый период», «Колониальный период» и «Период независимости с момента создания Центрального банка Шри-Ланки».


В первых двух можно найти самые старые монеты, которые были в обращении на территории Шри-Ланки. Они назывались Kahapana и датируются III веком до нашей эры. Они были самой разнообразной формы и изготавливались в основном из серебра. Золотые монеты kahavanu появились на острове лишь спустя четыре века. Первые иностранные монеты появились с развитием мореплавания и торговли. На территории Шри-Ланки найдены множество монет греческого, индо-греческого, римского, китайского и арабского происхождения.

Бассейны-близнецы Кутам Покуна

Бассейны Кутам Покуна (бассейны-близнецы) – старинные бассейны Древнего мира, представляющие собой огромную гидрологическую, инженерную, архитектурную и художественную ценность. Бассейны предназначались для купания буддистских монахов.

Бассейны построили в VIII веке в царстве Андрадхапура. На самом деле бассейны не являются близнецами, ведь первый достигает в длину 28 метров, а второй — 40 метров.

Бассейны вырезаны из гранитных плит, которые покрывают дно и стены. К ним также ведут ступенчатые стены в виде полок, на которые при купании монахи ставили горшки для омовения и другие предметы.

Бассейны отличаются уникальной системой очистки воды: перед тем, как попасть в бассейн, вода проходит через ряд углублений рядом с сооружением, а вся грязь оседает на дне. Между собой бассейны связаны с помощью трубопровода.

Ступа Абхайягири


Ступа в Анурадхапуре – второе по высоте здание Древнего мира, построенное в I веке до нашей эры королем Ватта Гамини Абхая. Высота ступы превышает 112 метров.

Перед входом в ступу установлены два каменных изваяния, которые считаются стражами бога Куверы. Название ступы состоит из двух имен – имени короля Абхая и имени Джейна, известного как Гири. В ступе находится интересная библиотека Древнего мира, которую стремятся посетить даже иностранные ученые, интересующиеся изучением буддизма.

Считается, что ступа украшена золотом, серебром и драгоценными камнями.

Рядом со ступой построен одноименный монастырь, в котором когда-то проживало 5 000 монахов. Они поклонялись изваянию Будды, сделанному из зеленого нефрита.

Источник: www.openarium.ru

Город Анурадхапура расположен в 208 км. к северу от Коломбо. Точная дата основания города неизвестна. Археологические раскопки на Шри-Ланке потверждают, что первые поселения человека в районе Анурадхапуры относятся к v веку до нашей эры.
гласно индоарийской астрологической традиции, город был назван в честь звезды в созвездии скорпиона — Анурадха. Двое других, кто приняли участие в строительстве и развитии города: генерал принца Виджая (основоположника сингальской расы) и племянник Виджая. В 380 г. до нашей эры король Пандукабьхая утвердил Анурадхапуру, столицей первого сингальского государства. К западу от города он построил резервуар Басава Кулам для снабжения водой растущего населения города. В период своего рассвета, город занимал площадь 52 кв. км., а население составляло несколько десятков тысяч человек. В хорошо спланированном городе 2-х этажные дома были обычным явлением. Были построены водопровод (1 в. н.э.), дороги и мосты, дворцы, монастыри, храмы, больници и кладбище. Анурадхапура, город монастырей и ступ, оставалась столицей в течении 1400 лет. История Анурадхапуры это история правления 113 королей, многие из которых внесли огромный вклад в развитие города и государства. Но постоянные интервенции государств южной Индии привели к тому, что город был разрушен и сожжен в 993 г, а столица перенесена в Полоннаруву. И хотя последующие правители восстановили многие великие монументы Анурадхапуры, город не смог вернуть свое былое величие и, прийдя в упадок, зарос джунглями. Английский охотник обнаружил руины города в 1820 году, но только в 1912 году начались первые серьезные археологические раскопки.


Анурадхапура это не только древняя столица Шри-Ланки, но и святой город. Каждый год тысячи верующих совершают паломничество по святым местам, которых на территории города восемь: дерево-Бо и семь дагоб (см. Святые места). Руины нескольких монастырских комплексов обнаружены в древнем городе. Два из них Джетавана и Абхаягирия — были включены в план реставрации фонда Культурного Треугольника. Монастырь Абхаягирия расположен в северной части древнего города и занимает площадь около 235 гектаров. Их хроник Махавамса, известно, что монастырь был построен в I веке до нашей эры королем Валагамбаху (Vattagamini Abhaya) в период его второго правления (89 — 77 гг.). Валагамба I стал королем в 103 году до нашей эры, но был низложен через 5 месяцев интервентами из Индии. Вторично он взашел на престол в 89 году и правил в течение 12 лет. Монастырь был построен для группы монахов, изгнанных за ересь из монастыря Махавихара (Анурадхапура), создавших новое течение буддизма Махаяна (более либеральное напрвление буддизма, не отрицающее богов). Вскоре известность учения и монастыря распространилсь далеко за пределы Ланки, включаю Индию, Китай и Индонезию, привлекая ученых со всего всего мира. К сожалению, монастырские записи не сохранились, а хроники Махавамса, писавшиеся в монастыре Махавхара, не уделили большего внимания конкурирующей секте, поэтому история северного монастыря большей частью неизвестна. Одной из целей пректа фонда Культурного Треугольника и является заполнением пробелов в истории Шри-Ланки.


Фа-Хсиен, китайский странствующий буддийский монах, живший в монастыре в V веке нашей эры, утверждал, что население монастыря в то время составляло 5000 человек. Главная достопримечательность комплекса Абхаягири — дагоба, была построена королем Гаджабаху (114 — 136 гг.) и считалась второй повеличине ступой (115 м) в мире, лишь немногим уступала ступе Джетаванарама (120 м). Ступа построена над отпечатком ступни Будды и является одним из 8 святых мест Анурадхапуры. Сейчас размеры ступы не превышают 79 метров в высоту и 106,5 м в диаметре. Кроме главной ступы на территории монастыря есть небольшие, но не менее важные ступы. Ланкарама одна из них, была построена королем Валагамбуху и какое-то время служило ему убежищем во время аккупации Анурадхапуры тамильскими завоевателями. Самый большой зал для ансамблей, найденный на Шри-Ланке, Саннипатасала расположен напротив южного входа главной ступы. Открытый зал без кровли, построенный из камня, имеет четыре входа. Восстановленно несколько монашеских келий монастыря, сгруппированных по 5 штук (Панкаваса). Комната в ценре и 4 комнаты по углам отгорожены стеной. Цетральная комната здания, где находилась библиотека, была предназначена для учителя и использовалось в качестве классной комнаты. В угловых комнатах жили монахи ученики, по 3 монаха в комнате. Таким образом каждый комплекс был занят 24 учениками и одним учителем. Кирпичные стены были покрыты штукатуркой, а крыша выложена из глянцевой керамической плитки, черепки которой обнаружены при раскопках. Жилые помещения снабжались горячей и холодной водой, а так же туалетами с уникальной дренажной системой. В трапезной монастыря обнаружен каменный котел, вмещающий, как показали измерительные испытания, 5000 плошек риса. Вероятно, в нем хранили рис. Это потверждает заявление Фа-Хсиена, что 5000 монахов проживало в монастыре.


Восстановлен большой бассейн Эт Покуна, размером равный шести современным олимпийским бассейнам и снабжавший водой большую часть комплекса. Другое уникальное с артистической и технической точек зрения сооружение монастыря — Бассейны Близнецы, восстановленные раньше. На самом деле бассейны нельзя считать близнецами потому, что один бассейн на 12 м больше другого. Уникальность бассейнов состоит в системе очистки воды: вода проходит через ряд небольших углублений, в которых грязь оседает на дно, а чистая вода поступает в бассейны. Джетаванарама (Jetavanarama) монастырский комплекс был основан королем Махасеной (276-303 гг.) и во многом схож с монастырем Абхаягири, но меньше размером. В период рассвета на территории монастыря, занимавшего площадь 48 гектаров, проживало около 3000 монахов. Жилые помещения также построены в стиле Панкаваса (по 5 комнат на этаже). На ценральной платформе комплекса возвышается гигантских размеров Джетавана ступа (120 м), самое высокое кирпичное сооружение когда-либо построенное человеком.
эпоху распада Римской империи (IV веке н. э.) ступа являлась третьим по величине монументом в мире, уступая лишь пирамидам Хеопса и Кафрена в Гизе. Массивная кирпичная кладка структуры уходит на 12 метровую глубину, так что вес монумента фактически приходится на коренные породы. Другая уникальность ступы заключена в том, что она представляет собой идеальный круг. Все ступы, включая построенные в наше время, содержат маленькие частицы физических останков Будды, буддийского святого или построены на месте, где произошли важные религиозные события. Место, где стоит дагоба, было известно в древности как Сады Нанданы. Здесь в течении семи дней Арахат Махинда читал проповедь для 7000 человек. С тех пор пошло название Джетавана, измененное Джотивана, место, где засияли лучи освобождения. Хроники ничего не сообщают о реликвии, замурованной в ступе. Только из литературных работ XIII века стало известно, что фрагмет кушака, которым подпоясывался Будда, замурован в ступе. Каким образом и когда реликвия появилась на Шри-Ланке неизвестно. Самая большая часовня находится западнее ступы. Это было впечатляющих размеров здание с массивными стенами, судя по сохранившемуся дверному проему 8 м в высоту. Среди других значительных сооружений зал покаяний, колодец в форме лотоса, несколько древних переходов. Южнее ступы каменная ограда — интереснейший экземпляр буддийской архитектуры. Три перекладины ограды символизируют три драгоценности буддизма: Будду, его доктрину и Орден Монахов. Дошедшие до нас руины монастыря относятся к IX-X векам. Большое количество предметов, представляющих огромный исторический интерес, выставлено в музее Анурадхапуры.

Строительство третьей по величине ступы Анурадхапуры — дагобы Рувановелли (Руванвелисея) было предсказано великим буддийским миссионером Маха Терой Архатом Махиндой, который привел буддизм в Шри-Ланку из Индии во время правления короля Деванампии Тиссы (250-210 до н.э.). Рувановелли, пожалуй самая известная дагоба Шри-Ланки. Имея 90 метров в диаметре и высоту 60 метров, ступа является центром Маха-Вихара, первого монастыря Шри-Ланки. Считается, что значительное количество реликвий Будды заложено в этой славной ступе, построенной в репликации формы пузырька воды. У восточного входа в ступу находится статуя короля Дутугамуну. Со времени смерти короля Дутугамуну, «Героя нации», великая ступа реставрировалась последовательно всеми сингальскими королями, до короля Ниссанки Малла (1187-1196 гг.). К 19-ому столетию Анурадхапура, когда-то величайший монашеский город мира, также названный Анурограмоном, греческим картографом Клавдием Птолемеем (90-168 гг. Н.э.) был пуст, Руванвелисейя была в руинах. В 1893 году патриотический и благочестивый буддийский монах по имени Наранвита Суманасара Тера, поддержанный сообществом скромных сельских жителей в этом регионе, взял на себя Геркулесовую задачу по восстановлению великой ступы Руванвелисея. Сообщество привело к формированию общества, называемого обществом Ратнамали Чайтувардхана (Ratnamali Chaityawardhana).

До нашего времени сохранились 1600 каменных столбов, составленных в 40 рядов, Бронзового Дворца (Brazen Palace), построенного 2000 лет тому назад. Огромная сверкающая крыша, сделанная из бронзы (точнее из меди), имеет наклон в четыре стороны от центральной точки, и ранее укрывала 1000 оконных проемов в 9-ти этажах грандиозного здания, поднимающегося на высоту 50 метров. Согласно Махавамсе, великой исторической хроники Шри-Ланки, в здании дворца находилось тысяча благоустроенных комнат, покрытых различными драгоценными камнями и серебром. У царя был большой зал посередине. Он был украшен колоннами, сверкающими драгоценными камнями, на которых были изображены фигуры львов и тигров. Кромка из жемчугов и кораллов змейкой бежала по краю зала… Трон из эбенового дерева с сиденьем из хрусталя, был украшен золотым изображением солнца, серебрянным — луны и жемчужным — звезд. Это было во времена правления короля Дутугамуну, — «Героя нации». Таково было великолепие монументального Бронзового Дворца, построенного на месте дома главы Махамукала Малала, освященного Маха Тхера Махинды, апостола Будды Гаутхамы, посвятившего свою жизнь пропаганде буддизма на древней Ланке. Однако дворец, построенный из дерева, через 15 лет после постройки, потерпел сильный пожар и многие детали интерьера были уничтожены. В дальнейшем, в процессе ремонта, были утеряны два этажа из девяти, а после последней реконструкции в ХХII веке во дворце осталось только два этажа.

Храм Исурумуния, построенный королем Деванампиатисса, расположен рядом с Королевскими увеселительными садами (водохранилище Тисса). Храм, построенный частично в пещере, с прекрасным бассейном и с большими валунами у входа, является сокровищницей изящно вырезанных каменных скульптур. Каменистая грань, граничащая с задней частью пруда, украшена несколькими изысканными наскальными рисунками: — один из слонов стада выражает общее игривое настроение в пруду. Скульптура также воплотила величие лидирующего слона. Другой рисунок — дворянский всадник и его лошадь. Правая рука всадника опирается на его поднятое правое колено. Также в храме находилась знаменитая скульптура на плите из гранита под названием «Любовники Исурумунии». Теперь она перенесена в Археологический музей Исурумунии. Любовники идентифицированы как сын короля Дутугамуну — Салия и его не королевская подруга — Ашокамала, женщина неповторимой красоты. В итоге Салия потерял свои королевские титулы ради любви к Ашокамале. Ступенчатый камень у входа, под названием Санда Када Пахана (Moon stone), а также сторожевые камни у входа в храм и балюстрады — это изысканные резьбы, выполненные на камне. См. 1-ю часть: Анурадхапура Анурадхапура шри ланка

Руины Анурадхапуры (Anuradhapura) в конце 19-го века

Руины Анурадхапуры (Anuradhapura) в конце 19-го века Руины Анурадхапуры (Anuradhapura) в конце 19-го века

Руины Анурадхапуры (Anuradhapura) в конце 19-го века Руины Анурадхапуры (Anuradhapura) в конце 19-го века

Дагоба Рувановелли (Ruwanweli), называемая также Руванвелисея (Ruwanweliseya)

Анурадхапура - Дагоба Рувановелли (Ruwanweli) Анурадхапура - Дагоба Рувановелли (Ruwanweli)

Анурадхапура - Дагоба Рувановелли (Ruwanweli) Анурадхапура - Дагоба Рувановелли (Ruwanweli)

Анурадхапура - Дагоба Рувановелли (Ruwanweli) Анурадхапура - Дагоба Рувановелли (Ruwanweli)

Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реставрации, начатой в 2008 году

Анурадхапура - Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реконструкции 2008 года Анурадхапура - Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реконструкции 2008 года

Анурадхапура - Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реконструкции 2008 года Анурадхапура - Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реконструкции 2008 года

Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) после окончания реставрации в 2015 году

Анурадхапура - Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реконструкции 2008 года Анурадхапура - Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реконструкции 2008 года

Анурадхапура - Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реконструкции 2008 года Анурадхапура - Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реконструкции 2008 года

Анурадхапура - Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реконструкции 2008 года Анурадхапура - Дагоба Абхаягири (Abhayagiri) до реконструкции 2008 года

Дагоба Джетавана (Jethavana) до реставрации в 1994 году и после окончания реставрации в 2015 году

Анурадхапура - Дагоба Джетавана (Jethavana) до реставрации в 1994 году Анурадхапура - Дагоба Джетавана (Jethavana) во время реставрации в 2001 году

Анурадхапура - Дагоба Джетавана (Jethavana) после окончания реставрации в 2015 году Анурадхапура - Дагоба Джетавана (Jethavana) после окончания реставрации в 2015 году

Анурадхапура - Дагоба Джетавана (Jethavana) после окончания реставрации в 2015 году Анурадхапура - Дагоба Джетавана (Jethavana) после окончания реставрации в 2015 году

Дагоба Тхупарама (Thuparama Dagoba)

Анурадхапура - Дагоба Тхупарама (Thuparama dagoba) Анурадхапура - Дагоба Тхупарама (Thuparama dagoba)

Дагоба Мирисавати (Mirisawati Dagoba)

Анурадхапура - Дагоба Мирисавати (Mirisawati Dagoba) Анурадхапура - Дагоба Мирисавати (Mirisawati Dagoba)

Куттам Покуна (Kuttam Pokuna)

Анурадхапура - Куттам Покуна (Kuttam Pokuna) Анурадхапура - Куттам Покуна (Kuttam Pokuna)

Бронзовый Дворец (Brazen Palace)

Анурадхапура - Бронзовый Дворец (Brazen Palace) Анурадхапура - Бронзовый Дворец (Brazen Palace)

Дерево Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi Tree)

Анурадхапура - Дерево Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi Tree) Анурадхапура - Дерево Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi Tree)

Археологический музей

Анурадхапура - Археологический музей Анурадхапура - Археологический музей

Храм Исурумуния (Isurumuniya Temple)

Анурадхапура - Храм Исурумуния (Isurumuniya Temple) Анурадхапура - Храм Исурумуния (Isurumuniya Temple)

Анурадхапура - Храм Исурумуния (Isurumuniya Temple) Анурадхапура - Храм Исурумуния (Isurumuniya Temple)

Анурадхапура - Храм Исурумуния (Isurumuniya Temple) Анурадхапура - Храм Исурумуния (Isurumuniya Temple)

Дагоба Даккина (Dakkhina)

Анурадхапура - Дагоба Даккина (Dakkhina) Анурадхапура - Дагоба Даккина (Dakkhina)

 

Источник: travellanka.ru

Анурадхапура – этот город с непроизносимым названием – древняя столица Шри-Ланки. Сюда привозят школьников со всего острова, – изучать историю государства на местности. Каждый столб, каждая ступа, каждый камень здесь сыграли какую-то важную роль в прошлом. Анурадхапура для Шри-Ланки – как Рим или Афины для Европы.

Расположение и климат

Бывшая столица Анурадхапура находится в 200 километрах от нынешней столицы Коломбо. Это Северо-Центральная провинция в глубине острова – так что океана тут нет. Зато есть река Аруви, от которой и питаются знаменитые водохранилища древнего города. В Анурадхапуре два сезона дождей – в мае-апреле и в период с октября по январь. Тем не менее, это всё равно один из самых сухих городов Шри-Ланки.  

История Анурадхапуры

Археологи спорят на счёт того, когда возник этот город. Называют две даты – 5 или 10 век до нашей эры. В любом случае – это было очень давно. Анарадхапура оставалась столицей вплоть до 10-го века н.э. Во дворцах жили мудрые правители, построившие бассейны с очисткой воды, двухэтажные дома и канализацию. В огромных ступах хранились реликвии – вещи самого Будды и другие сокровища. Тысячи монахов в монастырях прославляли учение, даровавшее ланкийцам внутреннюю свободу. За 14 столетий из Анарадхапуры правили 113 королей. Город процветал бы и дальше, но его захватили и разрушили соседи из Южной Индии. Жители покинули его на 9 веков и только несколько монахов оставались в монастыре, оберегать священное дерево Бодхи (росток был привезен из Индии), возле которого Гаутама обрёл просветление и стал Буддой.

В 19-ом веке один любопытный англичанин нашёл в джунглях руины Анурадхапуры. Он созвал историков и археологов и началась эпоха возрождения потерянного на 900 лет города. И то, что удалось восстановить и расчистить – эти остатки роскоши – оказались очень привлекательными для туристов, и ещё более – для паломников.

Анурадхапура шри ланка

Анурадхапура сегодня

Сегодня жителей этого города переселили в сторонку – руины тысячелетнего города оставили паломникам, туристам и их гидам. Это объект всемирного наследия  и находится под охраной ЮНЕСКО. То есть современная Анарадхапура делится на две части: Старый и Новый город. В Новом постоянно живёт свыше полусотни тысяч жителей, есть отели, ресторанчики и магазины. 

Старый город считается святым. Здесь расположены 8 дагоб – то есть буддийских святынь. В основном, это ступы и дерево Бодхи.

Святыни и сокровища Анурадхапуры

Дерево Бодхи – один из самых главных символов буддизма. Это дерево, медитируя под которым две с половиной тысячи лет назад принц Гаутама стал просветлённым – то есть Буддой. Считается, что это было дерево, относящееся к виду Ficus religiosa, то есть тот самый фикус религиозный, о котором пел Гребенщиков.

То дерево, где всё и случилось, росло в Бодх-Гая (Индия) и не сохранилось, однако из его семени в 3 веке нашей эры было выращено наше дерево в Анурадхапуре.  Его росток привезли на корабле обратно в Индию и там снова выросло большое дерево Бо. За 2 тысячи лет оно уничтожалось несколько раз – но каждый раз его выращивали заново из ростков ланкийского. В 5 веке материнское дерево в Анурадхапуре стало наклоняться, словно Пизанская башня. Тогдашний правитель велел подпереть его столбами. Дерево стоит на опорах и до наших дней – сейчас их позолотили, как и забор, окружающий реликвию. И есть от кого – сто лет назад сумасшедший англичанин вырубил главный ствол. То что мы видим сейчас , это заматеревший боковой побег, которых тут множество – на деле получается целая роща Бо. Главное дерево так же называют Махабодхи. Стоимость посещения растительной святыни – 200 рупий или 1,5 доллара.

Вторыми по значимости святынями Анурадхапуры являются ступы. Это такие полусферические архитектурные сооружения, с башенкой сверху. Напоминают огромные перевернутые колокольчики с ручкой. Интересно, что на самом деле  эта форма взята от горки риса – именно так её выкладывают на тарелку. Внутри монахи хранят свои реликвии – например, частички одежды самого Будды. Бывает, ступа становится мавзолеем, где покоятся святые люди и любимые правители.

Анурадхапура шри ланка

Ступ здесь множество. Все они похожи друг на друга, и внешне, и историями. Но остановится стоит на двух – красной и белой.

Красная – Джетавана-ступа. Это самое высокое кирпичное сооружение когда-либо построенное человеком. На него ушло 90 миллионов кирпичей и 25 лет труда виртуозных строителей. В эпоху Древнего Рима ступа являлась крупнейшим монументом на земле, больше были только пирамиды Гизы. Высота ступы Джетавана – 120 метров, правда за 23 столетия она ушла в землю на 70 метров и теперь уже не такая высокая. Её отреставрировали в 2009-ом году.

А самой визуально привлекательной выглядит белоснежная ступа, которая называется немного по-грузински: Руанвели. Она самая большая: 91 метр вверх, и 290 метров по окружности. Построили эту белоснежную гигантшу во 2 веке до нашей эры. Вокруг нее стоят еще четыре маленькие ступы – получается архитектурный ансамбль. 

Скальный храм Исурумуния – часть самого старого монастыря, построенного в 3 веке до нашей эры. В храме есть статуя лежащего Будды, пруд с розовыми лотосами и знаменитые барельефы: изображение слонов и воина с его лошадью. Внутри есть небольшой уютный музей – в нём хранится самый известный барельеф Шри-Ланки – “Возлюбленные” – это изображение девушки, сидящей на руках у мужчины. На острове очень мало этого вида искусства – поэтому барельефы Анурадхапуры очень ценятся.

Анурадхапура шри ланка

Храм Исурумуния относится к одноимённому монастырскому комплексу, куда, кроме него и упомянутого музея, входит дерево Бодхи, след Будды и ступа. Билет в комплекс стоит 200 рупий (1,5 доллара).

Анурадхапура шри ланка

Парк Ранмасу Уяна – или как романтично называют его ланкийцы “Королевский сад удовольствий”. Расположен рядом с Исурумунией – на берегу озера Тисса Уэва. Комплекс представляет из себя парк с множеством каменных сооружений доисторической эпохи и двух искусно сделанных бассейна – женского и мужского.

Пещерный монастырь Вессагири в Анурадхапуре – входит в перечень достопримечательностей, но скорее понравится любителям археологии и геологии, чем ценителям изящных форм. В общем, выглядит парк как груда огромных валунов и скал с пещерами, в окружении остатков руин, – если у руин бывают остатки.

Абхаягири или «Гора Бесстрашия». На этой горе в Анурадхапуре находился монастырь. Его построили монахи-еретики, которых выгнали из классического буддизма за веру в новую мистическую ветвь – Махаяну. Сейчас от него остались руины, несколько статуй Будды и лунных камней. Из всего комплекса до наших дней лучше всего сохранилась Абхаягири–дагоба или ступа.  По легенде её построили во 2 веке нашей эры поверх сохранившегося отпечатка ноги Будды.

Как добраться в Анурадхапуру

Из Коломбо нужно проехать чуть боле 200 километров на автобусе, авто или поезде. Если выбрали автобус, уточните на какую автостанцию он придёт – их две – в Старом и Новом городе.

Или можно купить экскурсию в Анурадхапуру у нас.

Мы доставим вас туда на комфортном автомобиле с кондиционером, а также покажем другие важные точки Золотого треугольника Шри-Ланки.

Стоимость билета и время работы

Билет, дающий право посещения всего-всего, стоит 25 долларов взрослый и 12.5 – детский. Он действует в течение одного дня. Но не торопитесь его покупать. Многие достопримечательности Старого города – бесплатны. Билет даст вам право входа в комплекс Абхаягири – не самого интересного места в Шри-Ланке. Отдельная плата предусмотрена за посещение комплекса  Исурумуния и Священного дерева Бодхи (200 рупий). Вообще, контроль в Старом городе носит хаотичный характер – некоторым удаётся пройти куда угодно бесплатно, но иногда билеты и оплату требуют на каждом шагу. Это, видимо, зависит от кармы.

Время работы у каждой достопримечательности Анурадхапуры – своё. Но в среднем это классическое  с 8 до 17:30.

Анурадхапура шри ланка

Полезная информация и советы

И в Старом, и в Новом городе лучше всего разъезжать на тук-туке – расстояния здесь не малые – как в Ангкоре в Камбодже. Но, если вы очень хотите сэкономить, или не хотите нарваться на водилу-пройдоху и, при этом, у вас сильные ноги, – попробуйте взять на прокат велосипед.

Помните, Анурадхапура – святой город, и распитие алкоголя, даже пива, здесь встретит, мягко говоря, большое неодобрение. Но, выпить можно в Новом городе в заведениях для туристов.  

Если гид предложит вам посетить все дагобы и ступы – хорошенько подумайте. Как правило, после третьей, как бы это не звучало, все они сливаются в одну, а истории становятся похожими друг на друга. К тому же, учтите, что вам  придётся каждый раз разуваться-обуваться, что приводит к скуке и переутомлению. Поэтому, если вы, конечно,  не фанат южно-азиатской истории или не истый буддист, советуем ограничиться 2-3 ступами.  

Выбирая отель в Новом городе, держитесь подальше от озера, – если боитесь комаров и москитов. Есть они там или нет можно проверить только вечером.

Обувь. Снимать её придётся везде, а вот где хранить – есть варианты.

Первый, обувь можно скинуть прямо возле входа в храм или музей.

Хорошую, на которую может кто-то позариться – лучше сдавать в специальные камеры хранения – это бесплатно. Или плата будет символической. И третий вариант – сложить в пакет и гордо носить с собой, сохраняя полную независимость.

Посещать святыни Анурадхапуры нужно в одежде прикрывающей плечи и колени, а вот головной убор, наоборот, при входе лучше снимать.

Если вы верите в инопланетян, то посещая парк Ранмасу Уяна, попросите гида показать вам на камнях рисунки карты вселенной. Некоторые ланкийцы верят, что их оставили внеземные цивилизации.

Анурадхапура шри ланка

 


Источник: www.tvoytrip.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.