1) 3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из Москвы на богомолье, взяв с собой казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в столицу и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе.3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного царевича Ивана Ивановича, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей.
IMG_0629.JPG</p>

2) После прочтения послания царя в Москве резко накалилась антибоярская обстановка — в Кремль пришли тысячи москвичей, разъярённых названными в послании изменами бояр, и Боярской Думе ничего не оставалось, как просить Ивана возвратиться на царство. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство.


января 1565 года государь Иван IV объявляет учредить опричнину.Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что согласен вновь вернуться к правлению на условии, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину».
Чтобы лучше ощутить ауру этого места, ознакомимся сначала с биографией 1 русского царя, правившего страной 37 лет с 1547 по 1584 годы (если же принимать во внимание малолетство царя с 1533 по 1547 годы при регенстве его матери Елены Глинской, то и вовсе дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей — 50 лет и 105 дней). Иван IV был старшим сыном великого князя московского Василия III и его второй жены Елены Глинской из княжеского литовского рода, ведущим происхождение от ордынского темника Мамая (проигравшего Куликовскую битву Дмитрию Донскому в 1380 году), бежавших в Москву из Великого княжества Литовского в 1508 году в результате поражения в борьбе за власть.

IMG_0619.JPG

3) Родился будущий царь в селе Коломенском под Москвой в 1530 году, после смерти его отца князя Василия III в 3-летнем возрасте вступил на престол при регентстве матери Елены Глинской, которая за время её правления страной (1533-1538 гг.


2 женщина-правитель в истории нашей страны после княгини Ольги) сумела осуществить ряд реформ, способствующих процессу централизации Русского государства. Это и денежная реформа, которая способствовала становлению единой монетной системы в стране, это принятие единых мер длины и объёма, это возведение Китайгородской стены вокруг Московского посада в качестве дополнительной системы защиты Московского Кремля от набегов крымских татар. Также среди её мероприятий внутренней политики было и предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы и ограничение прав вотчинникам сбора податей и использования их на собственные нужды. При Елене Глинской было начато проведение Губной реформы местного самоуправления, обязавшей дворян на определённой территории выбирать губного старосту, который выступал в качестве связующего звена с центральной властью на местах. После смерти матери и до взросления Ивана Васильевича в стране продолжалась борьба за власть между влиятельными боярскими родами Шуйскими, Бельскими и Глинскими, что вызвало недовольство в городах.

IMG_0620.JPG

4) В 1545 оду Иван IV достиг 15-летнего возраста, позволившему ему стать полновластным правителем и положить конец борьбе влиятельных боярских родов за власть. Одним из сильных впечатлений царя в юности были «великий пожар» в Москве, уничтоживший свыше 25 тысяч домов, когда погибло 1700 горожан из тогдашнего населения столицы в 100,000 человек, и Московское восстание 1547 года, когда впервые в отечественной истории не случилось физическое устранение царской семьи.


16 января 1547 года Иван IV венчается на царство через принятие титула «царь», а не просто «великий князь». Москва в глазах православных людей должна была стать наследницей Царьграда — Константинополя (как мы помним, Византия окончательно пала под ударами турок в 1453 году). Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария торжество Православной веры. Ряд историков (Н. И. Костомаров, Р. Г. Скрынников, В. Б. Кобрин) полагают, что инициатива принятия царского титула не могла исходить от 16-летнего юноши. Скорее всего, важную роль в этом сыграл митрополит Макарий. Упрочнение власти царя также было выгодно его родне по материнской линии. В. О. Ключевский придерживался противоположной точки зрения, подчёркивая рано сформировавшееся у государя стремление к власти. По его мнению, «политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих», идея о венчании стала полной неожиданностью для боярства.

IMG_0618.JPG

5) Правление Ивана Грозного можно разделить на 2 периода: конец 1540 — 1550-е гг.- время реформ с крупными внешнеполитическими достижениями, и 1560-начало 1580-х гг.- время опричнины, поражения Ливонской войне.


В 1549-1560 гг. царь осуществляет руководство страной совместно с Избранной Радой (Адашев, Андрей Курбский, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий, глава Посольского приказа Иван Висковатый), которые вместе осуществили ряд реформ центрального и местного управления. В 1549 году впервые созывается Земский Собор с представителями от всех сословий, кроме крестьянства, оформив в России элементы сословно-представительной монархии (предусматривавшей участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов). Через год принимается т.н. Судебник 1550 года ( первый официально провозглашённый в качестве единственного источника права в российской истории), в котором устанавливается единая система взимания налогов в виде «большой сохи», подтверждён Юрьев День по предыдущему Судебнику 1497 года, когда крестьяне могли перейти от одного владельца к другому (увеличен размер пожилого за подобный переход). Также Судебник 1550 году упразднил судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов.

IMG_0630.JPG

6) В 1551 году созывается Стоглавый церковный Собор, на котором принимается своеобразный кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством.


На Соборе были приняты следующие решения:

— унификация порядка исполнения церковных обрядов и запрет новаторства в иконописи

— ограничение дальнейшего приращения церковных владений в городах и финансовых привилегий духовенства

— запрет монастырям ссужать деньги в рост и выпрашивать у царя новые угодья и льготы

При Иване IV окончательно формируется система приказов, заведовавшие отдельными отраслями государственного управления или отдельными областями государства, впервые появившиеся ещё при деде царя во время правления князя Ивана III. Появляются Разрядный (военные дела и поместное войско), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (управление стрельцами), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранные дела), Большой Приход (финансы),Челобитный (дела по челобитным, подаваемым царю от подданных и решений по ним), Поместный (дела раздаваемых дворянами государственных земель), Холопский приказы. Также приказы по управлению отдельными территориями страны — приказ Сибирского дворца и приказ Казанского дворца. Приказная система управления при Петре I была заменена на коллегии, которые станут министерствами при Александре I, наркоматами после Октябрьской революции и вновь министерствами с 1946 года (это вам историческая цепочка).

В 1556 году отменяются кормления (принцип содержания должностных лиц за счёт местного окрестного населения) и создаётся стрелецкое войска, ставшее первым регулярным формированием войск на постоянной основе.

Во внешней политике первого периода Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды, обеспечив двукратный прирост территории Русского государства.


IMG_0669.JPG

7) В январе 1558 года царь Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря для получения доступа к морским коммуникациям и упрощения торговли с западноевропейскими странами. В 1559 году Русское царство сталкивается с широкой коалицией врагов, к числу которых относятся Королевство Швеция, Королевство Польша, Великое княжество Литовское. Фактически участвует в антирусской коалиции и вассал Османской империи Крымское ханство, которое разоряет регулярными военными походами южные области Руси. Война принимает затяжной изнурительный характер. Засуха и голод, эпидемии чумы, крымскотатарские походы, польско-литовские рейды и морская блокада, осуществляемая Швецией, опустошают страну.

Неупорядоченные отношения монарха и боярской аристократии, необходимость в увеличении численности армии, мобилизации государством интересов всех производителей для ведения войны, боярская оппозиция против Ливонской войны, кончина первой жены царя Анастасии Романовны стали причиной разрыва царя с Избранной радой, друзьями Сильвестром и Адашевым, бегства Андрея Курбского в Литву, приведшей к введению Опричнины и становления Александрова в качестве столицы страны в 1564-1581 гг.


IMG_0667.JPG

8) Александровская Слобода получила известность с XV века, которая с 1505 года служила загородной резиденцией великого князя Василия III. Деревянные укрепления, воздвигнутые в своё время по распоряжению Елены Глинской, царь велел выложить кирпичом «от земли до стрельниц» (бойниц), сохранившиеся до настоящего времени. 3 декабря 1564 года Иван IV с семьёй выехал в Александрову слободу, затем прислал в Москву 2 письма, где обвинял феодалов в измене и посадскому населению, что на него царский гнев не распространяется. Бояре стали просить царя вернуться на трон, царь согласился, оговаривая для себя право казнить и миловать по его усмотрению. и раздел страны на опричнину (личное владение царя с наиболее экономически развитыми регионами в районе судоходных рек, центрами солеварения , форпостами и крепостями на западе) и земщину, оставленной в управлении боярами, которые должны были содержать саму «опричнину».

Так Александровская Слобода превратилась в фактическую столицу государства, здесь была учреждена опричнина, в слободе функционировали приказы, Боярская дума и приём послов и посольств Англии, Швеции, Дании Отсюда был совершён поход на вольный Великий Новгород. Английский путешественник Флетчер писал, что Александрова слобода при Иване Грозном по доходам стояла на первом месте среди других городов Руси. С 1568 года в слободе располагалась царская книгописная (ещё не книгопечатная) палата.


IMG_0668.JPG

9) В 1581 году царь покинул крепость в Александровской слободе после убийства своего сына Ивана и больше никогда сюда не возвращался. Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, написанная в 1883 году, где изображены муки раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца.

В 1578 году здесь основана первая на Руси типография, а во 2 половине XVII века на территории бывшей царской крепости был устроен Успенский женский монастырь. В 1689 юный Пётр I с генералом Гордоном проводил манёвры потешных полков. Его дочь Елизавета Петровна, сосланная в свою дворцовую вотчину в 1730 году, прожила здесь 10 лет и отсюда уехала венчаться на царство.

REPIN_Ivan_Terrible&Ivan.jpg

10) Познакомимся более подробно с подстройками Слободы и экспозицией современного музея.

На фото- Успенская церковь 1513 года постройки, бывший личный домовой храм Василия III.


IMG_0625.JPG

11) Сейчас там находится небольшая экспозиция сохранившихся расписных прялок конца XIX столетия, которые использовались для получения нити из шерсти. Расписывались прялки в связи с многочисленными обрядовыми поверьями и действиями.

IMG_0623.JPG

12)

IMG_0624.JPG

13) Подземелья Успенской церкви.

IMG_0626.JPG

14) Ненадолго вновь выглянем на улицу.

По мнению ряда историков, поражение русской армии в битве на реке Уле стало отправной точкой карательной политики царя — князья Оболенские, Михайло Петрович Репнин и Юрий Иванович Кашин. В Казань в ссылку с лишением родовых вотчин было отправлено 100 из 282 князей и бояр. В 1565 году формируется опричное войско численностью в 6000 человек.


ё остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. В 1569-1570-х гг. опричное войско под личным командованием Ивана Грозного совершает поход на Новгород и Псков, сопровождаемый массовыми убийствами и разграблением обоих городов. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попадает в опалу митрополит Филипп II, который решением церковного собора был лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч, где был убит Малютой Скуратовым в 1569 году.

IMG_0627.JPG

15) Итогом политики опричнины стала централизация Русского государства, ослабление влияния московского боярства. В частности, со смертью князя Владимира Старицкого исчезло одно из последних удельных княжеств в России в городе Старице, Верее, Алексине (т.н. Старицкое княжество). Беспредел опричного войска и разорение северо-западных земель тало причиной бегства населения на юг в район бывшего Дикого Поля (нынешняя Восточная Украина, южное Поволжье). Для сдерживания бегства населения из центральных районов страны в 1581 году был принят «указ о заповедных летах», по которому запрещался переход крестьян от одного владельца к другому (прямо на глазах виден процесс складывания крепостного права в России, начало положено в 1497, потом 1550, 1581, затем урочные лета и Соборное Уложение).

Отменена же опричнина была в 1572 году после большого набега крымского хана Девлет-Герея на Москву, когда хвалёные своими разбоями опричники не смогли отразить нашествие извне.

IMG_0628.JPG

16) на территории Слободы есть небольшая крестьянский дом с изображением быта крестьян.

IMG_0632.JPG

17)

IMG_0631.JPG

18) Теперь посмотрим государеву трапезную палату, примыкающую к Покровской церкви, куда мы ещё зайдём. Перед нами — трапезная палата, где Иван Грозный встречал самых дорогих и почётных гостей.

IMG_0646.JPG

19) Царские покои (реконструкция). В 1571 году в Александрову Слободу со всех уголков Руси на смотр невест царю привозят 2000 девушек. Из них себе в жёны он выбирает Марфу Собакину (третья жена), которая умирает менее чем через две недели при таинственных обстоятельствах. Всего же во время пребывания в Слободе Иван IV женился 6 раз.

IMG_0633.JPG

20) Подземный зал пыток времён опричнины.

IMG_0648.JPG

21)

IMG_0647.JPG

22) Посмотрим экспозицию музея.

IMG_0635.JPG

23) Костяной трон Ивана IV, считающийся самым древним их сохранившихся тронов правителей России, предположительно изготовленный к моменту венчания на царство в 1547 году. Однако загадка в том, что на троне есть даже зодиакальная дата, которая вроде бы указывает на 1526 год — время правления Василия III.

IMG_0650.JPG

24) Большие башенный часы Александровской слободы, имевшие старорусский (византийский) счёт времени, сутки делились на дневные и ночные часы, продолжительность которых менялась в зависимости от месяца. К примеру, в июне было 17 дневных и 7 ночных часов, в декабре — наоборот. Стрелка в виде луча солнца, закреплённого вверху циферблата, была неподвижной, вращался именно циферблат с церковнославянскими буквами, обозначавшими цифры.

IMG_0581.JPG

25) Слева молченская икона XVII века «Богоматерь с младенцем на престоле» из Молченской Софрониевой пустыни из нынешнего села Новая Слобода Сумской области. Справа XIX века «Святцы».

IMG_0636.JPG

26) Слева — Евангелие 1775 года печати, справа — тоже Евангелие только 1698 года.

IMG_0637.JPG

27)

IMG_0638.JPG

28)

IMG_0639.JPG

29) Икона XVIII века «Богоматери Казанской и древа Иесеева»

IMG_0640.JPG

30) Убрусы с икон XVIII века из жемчуга, сапфира, отреза ткани, сапфиров. Убрусом также называют полотенце, которым покрывают икону, и шире, любые некованые ризы (например, из жемчуга и бисера.

IMG_0641.JPG

31)

IMG_0642.JPG

32) т.н. Покровцы (покрова) или воздух — матерчатые платы, которыми покрываются сосуды во время литургии византийского обряда. Покрывание происходит последовательно сначала малыми покровцами, каждый сосуд в отдельности, а затем оба вместе покрываются общим большим покровом. Меньшие по размеру покровы называются покровца́ми, больший — возду́хом.

На фото — сохранившиеся покровцы начала XVIII века.

Внизу снимка — лампада 1830 года.

IMG_0643.JPG

33) Стихарь, выполненный царевной Марфой Алексеевной Романовой в начале XVIII столетия в Александровской слободе. Она была дочерью Алексей Михайловича (правил Россией в 1645-1676 гг.) , сестрой Петра I, Ивана V и Фёдора III, которая была сослана в Александровскую Слободу за сочувствие и помощь своей сестре царевне Софье, где она безвыездно прожила до её смерти в 1707 году. Стихарь же является длинной с широкими рукавами одеждой для богослужения у дьяконов.

IMG_0644.JPG

34) Напрестольное Евангелие 1689 года печати.

IMG_0645.JPG

35) Фрагмент Лицевого летописного свода, созданного в 1568-1576 гг. специально для царской библиотеки в единственном экземпляре, выполненный в Александровской слободе. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

Историк Борис Клосс (почётный доктор Европейского Санкт-Петербургского университета) охарактеризовал Свод как «самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси».

IMG_0649.JPG

36) Ненадолго вновь выйдем на улицу освежиться, подчёркиваю, ненадолго, так как холодно, и посмотрим Покровскую церковь, внутри которой мы были, осматривая музейную экспозицию на предыдущих 18 снимках. Сам храм примыкает к государей палате, образуя одну общую постройку. Высокий шатр является прообразом всех последующих шатровых храмов в России, когда вместо купола здание шатрового храма завершалось шатром. Таким образом, это первый в стране каменный шатровых храм 1510-х гг. постройки (даже ранее церкви Вознесения в Коломенском). Сам Покровский храм являлся личной домовой церковью Ивана Грозного.

IMG_0663.JPG

37)

IMG_0652.JPG

38) Роспись шатра Покровской церкви. Архитектура шатра понималась как пространство грандиозной иконы, в персонажах которой, исполненных красоты и благородства, символически представлен образ мироздания. Венчающее роспись изображение Господа как бы осеняет божественной благодатью всё человечество и его избранных праведников , изображённых на гранях шатра в хронологическом и иерархическом порядке от Адама и Евы до русских князей-мучеников Бориса и Глеба.

Объединяющий персонажей символический мотив древа в виде зелёных стеблей, украшенных лепестками и бутонами, подчёркивало мысль о божественном происхождении власти русского царя.

IMG_0651.JPG

39)

IMG_0653.JPG

40)

IMG_0654.JPG

41)

IMG_0655.JPG

42)

IMG_0656.JPG

43) Фрагмент текста Судебника 1550 года.

IMG_0658.JPG

44) Слева — церковь-колокольня Распятия Христова и справа — Троицкий Собор.

IMG_0661.JPG

45) Церковь-колокольня 1570 года постройки и Марфины палаты. Колокольня 56 метров высотой была возведена сразу после Новгородского погрома, ставшей памятником кровавой расправы, устроенной царем Иваном Грозным. Впереди т.н. Марфины палаты, где жила сосланная в слободу Марфа Алексеевна до своей смерти в 1707 году.

IMG_0622.JPG

46) Многие исследователи видят в планировке собора, в его объеме и орнаментальных поясах совпадение с постройками XV века звенигородского князя Юрия II Дмитриевича.

IMG_0666.JPG

47)

IMG_0657.JPG

48)

IMG_0672.JPG

49)

IMG_0671.JPG

50) Надвратная церковь Фёдора Стратилата 1682 года постройки.

IMG_0662.JPG

51) Монастырские кельи.

IMG_0659.JPG

52)

IMG_0660.JPG

52) Если выйти за пределы обители и слободы, то можно увидеть церковь Спаса Преображения в стиле барокко, построенной в 1742 году. А слева — угловая северо-западная башня, возведённая в 80-е гг. XVII века.

IMG_0664.JPG

53) Таково вот то место, бывшее центром внутренней и внешней политики России на протяжении 20 лет.

IMG_0665.JPG

Источник: ru-travel.livejournal.com

В ноябре 1581 года Иван Грозный в припадке гнева железным острием посоха ударил в висок своего сына царевича Ивана. Рана оказалась смертельной.

Спустя триста лет страшная сцена сыноубийства была увековечена гениальным Репиным в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Произведение это вскоре стало известно всему миру.

Для владимирцев событие, отразившееся в картине, представляет особый интерес. Ведь произошло оно в нашем крае — в бывшей Александровой слободе.

У многочисленных экскурсантов, осматривающих ныне древние памятники города Александрова, как и у всех нас, интересующихся прошлым края, сюжет знаменитой репинской картины вызывает желание узнать подробности события.

Итак, что же произошло в Александровой слободе осенью 1581 года?

Александрова слобода стала резиденцией Грозного в 1564 году, когда он внезапно покинул столицу, опасаясь мятежей и заговоров. Здесь была создана опричнина, отсюда в течение семнадцати лет он правил государством, беспощадно сметая со своего пути всех, кто препятствовал ему в попытках объединения русской земли. Суровое время наложило отпечаток на характер Грозного: он отличался подозрительностью и крайней жестокостью.

Царевич Иван был старшим сыном царя и наследником. Своими поступками он во многом походил на отца, бывал несправедлив и тоже жесток. Некоторые историки отмечают, что в народе все же начинали оказывать царевичу предпочтение перед его отцом. Это раздражало Грозного. Нервный, вспыльчивый, Иван IV особенно переживал в то время неудачи в войне со Стефаном Баторием, осаждавшим Псков. И вот именно тогда, как говорит летописец, царевич стал укорять отца за готовность заключить с Баторием унизительный договор. Он называл это трусостью и требовал выручать Псков. Не терпевший возражений царь не только не прислушался к совету царевича, но заподозрил в его вмешательстве сговор с боярами, попытку свергнуть отца с престола. Не сдерживая гнева, он стал избивать сына посохом.

Однако это не единственная версия роковой ссоры. Существует и другая, возможно, более достоверная. Некоторые современники Грозного утверждали, что ссора носила сугубо семейный характер.

По воле отца царевич был женат трижды. Первая его жена — Сабурова и вторая — Соловая были пострижены в монахини. Третья жена — Елена Ивановна Шереметьева — должна была скоро стать матерью.

Посетив ноябрьским утром 1581 года дворцовые палаты сына, Грозный застал свою сноху не одетой, как должно. По тогдашним обычаям, облачение знатной женщины должно было состоять не менее, чем из трех одежд. Между тем царская сноха была лишь в одной рубахе. Грозный возмутился и избил ее. Ночью несчастная мать родила мертвого ребенка. Царевич, заступаясь за жену, стал упрекать отца за случившееся. Грозный не стерпел упрека и в безудержном гневе поднял на сына посох. Сопровождавший царя Борис Годунов пытался заслонить царевича. Удары палки обрушились на него, и он упал израненный. Грозный принялся избивать сына. Железный конец посоха пришелся царевичу в висок.

Состояние Грозного, опомнившегося после припадка гнева, так описывает историк Карамзин: «Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына» и кинулся обнимать, целовать его, удерживал кровь, текущую из глубокой раны, плакал, рыдал, звал лекарей, молил бога о милосердии, а сына о прощении». Царевич «… жил четыре дня и скончался 19 ноября в ужасной слободе Александровской».

Не случайно Карамзин называет здесь Александрову слободу «ужасной», а в других случаях «несчастной», «злосчастной» За время пребывания Ивана IV в слободе она была свидетелем потрясающей жестокости царя и опричников. Однако вернемся к разыгравшейся кровавой драме.

Грозный делал все, чтобы как-то спасти жизнь сына. Сохранились рассказы современников о том, как дворцовые врачи, знахари и юродивый старец, сменяя друг друга, пытались исцелить умиравшего. Лекарствами были: овечье молоко, медвежья желчь, приготовленная в растворе, яичная сладкая вода, окуриванье, на грудь царевича был подвешен мешочек с тертым хреном и чесноком. Знахари натирали тело умиравшего теплым тестом. Грозный неотступно находился у постели сына или рядом в молельне, вознося к небу просьбы об исцелении сына и прощении отцу. Он принял было решение отказаться от власти и объявил об этом боярам. Зная коварство царя, бояре решительно отвергли это предложение.

Гроб с телом сына Грозный сопровождал в Москву вместе с траурной процессией. Похороны состоялись в Кремле в Архангельском соборе.

Воспоминания о трагедии в Александровой слободе не переставали мучить Грозного до конца жизни. Он делал вклады в монастыри на поминание близких ему людей; самый крупный вклад он сделал в память сына. Сохранился любопытный документ, позволяющий сравнить размеры этих вкладов: по дочерям Анне и Марье — 400 рублей, по жене Анастасии — 1000 рублей, по брату Юрию — 1000 рублей, по царице Марье Темрюковне — 1500, по Марфе Собакиной — 700, по Анне Васильчиковой — 600 и, наконец, по царевичу Ивану — 5000 рублей. Этой колоссальной для того времени суммой он, видимо, надеялся «искупить» свое преступление.

Со смертью сына Грозный навсегда оставил Александрову слободу.

Такова семейная трагедия Ивана Грозного, случившаяся в Александровой слободе.

Спустя три столетия, отразившись в картине, забытый исторический эпизод вдруг взволновал общество. Чем объяснить это удивительное явление?

История появления картины весьма интересна. Восьмидесятые годы прошлого столетия начались с публичной смертной казни народовольцев Желябова, Перовской, Кибальчича, Михайлова и Рысакова.

Репину довелось присутствовать при казни, она произвела на него тягчайшее впечатление. Художник задумал выразить картиной своеобразный протест против кровавого произвола и жестокости царизма. Психологическим сюжетом была избрана трагедия в Александровой слободе. Правда, на двадцать лет ранее Репина художник В. Г. Шварц написал картину о том же событии, назвав ее «Иван Грозный в Александровской слободе у тела убитого им сына». Это была хорошая историческая картина, но она не возбуждала особых эмоций или тем более протеста.

Иным был замысел Репина, великого мастера в показе человеческих чувств и характеров. Долгое время он искал для картины подходящий типаж. Художника-демократа, инициатора передвижных выставок Г. Г. Мясоедова Репин уговорил позировать ему. В воспоминаниях И. К. Пархоменко есть такие строки: «Я увидел у Мясоедова репинский этюд, с которого автор «Ивана Грозного» писал самого Грозного, — это был замечательный психологический набросок с выразительного лица Мясоедова». Для головы царевича позировали писатель В. М. Гарниш и художник В. К. Менк.

Весь 1884 год Репин работал, самозабвенно отдавал все силы картине. На полотне возникло искаженное ужасом содеянного жестокое лицо старика, растерявшегося и беспомощного, как ребенок. Напрасно закрывает его рука нанесенную им в ярости рану. Рана — смертельная. Это понимает и умирающий сын.

«Я работал, как завороженный, мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее», — вспоминал потом Репин.

В 1885 году картина была закончена и выставлена, имела огромный, невиданный успех. Зрителей она ошеломляла, наводила на глубокие размышления.

Показ царя в виде убийцы встревожил правительственные круги. Картина, снятая с выставки, несколько месяцев была под запретом.

Картина вошла в историю искусства как шедевр русской и мировой живописи, как произведение, составляющее гордость народа. «Репин своим творчеством раздвинул все пределы изобразительных возможностей, на которых он застал искусство», — таков отзыв искусствоведа Игоря Грабаря.

Источник:

Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973

Источник: book33.ru

Александрова Слобода находится недалеко от Москвы. Туда запросто можно съездить за один день.
Ехать туда по Ярославке, сворачивая направо на 95-м км почти сразу после пересечения границы Владимирской области.

Всего то 120 км пути, но, согласно инструкции, с пассажирами надо сделать остановку. Это площадка за селом Воздвиженское, на профессиональном жаргоне — «у лося». На заднем плане виден гипсовый лось советских времён, весь увитый ленточками, подобно языческому божеству. Это молодожены стараются.

Александрова слобода иван грозный

Александрова Слобода. История

Александрова Слобода — со времён Екатерины II город Александров — находится в самом дальнем северо-западном углу Владимирской области. В стародавние времена было здесь село Александрово. В начале XVI века сюда частенько приезжал на охоту Государь Василий III, ставший отцом Иоанна IV, которого Грозного. Правда, злые языки утверждают, что в опочивальне второй супруги Великого князя Елены Глинской частенько бывал боярин Иван Овчина Телепень-Оболенский, но к делу это не относится.
В те же стародавние времена рядом с селом Александровом появилась охотничья слобода. От их слияния и происходит нынешний город, получивший свой статус из рук Императрицы Екатерины II в 1778 году. Она же придумала герб городу: В верхней части поля герб Владимирский; в нижней «в красном поле слесарные тиски и две по сторонам наковальни в знак того, что в сем городе производят весьма изрядные слесарные работы».Александрова СлободаПро этот город ходит такая поговорка: «где начинается Александров, там кончается асфальт». Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы откровенные ямы заровняли, по крайней мере на проезжих улицах. А вот на боковые дороги «не зная броду» соваться не следует.

Александрова Слобода. Достопримечательности

Внешне городок выглядит весьма уныло: типовые пятиэтажки, радиозавод, превращённый в базар и обветшалые старинные домики. В центре стоит обратить внимание на Христорождественский собор, якобы построенный в 1696 г. На самом деле древний храм сгорел и был возобновлен на новом месте в начале XIX века.

Александрова Слобода

Собор стоит чуть в стороне от главной площади (наверное, Советской). Рядом проходит улица с характерным названием.
Александрова Слобода
Доска укреплена на фасаде наиболее презентабельного старинного дома в городе. В нем находится советская городская власть, о чем напоминает герб на фасаде.

Александрова Слобода

Александрова СлободаНеясно только, зачем по сторонам герба добавлены кандалы?
Пройдя два десятка метров от городских властей по улице Красной молодежи, видишь  удручающую картину. А ведь войны здесь не было, зато, как и везде в многострадальной России, была «классовая борьба».

Александрова СлободаМиновав развалины, выходишь к реке Серой, запруженной ещё во времена Ивана Грозного. Согласно весьма недостоверной «рукописи Сулакадзева»  именно в этом пруду утопили Марью Долгорукую, невенчанную  шестую жену Государя за то, что она слишком старалась угодить царю на супружеском ложе.
За прудом стоит Успенский монастырь, бывший опричный двор царя Иоанна Васильевича. Это и есть государева Александрова Слобода.

Александрова слобода иван грозный

Особняк купца Первушина

Но прежде подойдем к дому купца 2-й гильдии Первушина. Пожалуй, это самый красивый особняк в Александрове, увы, довольно запущенный.

Александрова СлободаНад деревянным крылечком приколочена табличка «Варшавского страхового общества».

Александрова слобода иван грозныйКафельная печь в доме украшена изящной литой дверкой. Я уже не помню, поддувало это или заслонка 🙂

Александрова слобода иван грозный

Опричная столица Ивана Грозного.

Главная местная достопамятность — это бывший опричный двор Ивана Грозного или, как говорят местные жители: «кремль». Именно здесь была охотничья слобода Василия III, который и повелел воздвигнуть Покровский собор, позже переосвященный во имя Святой Троицы. Это самая древняя постройка не только Успенского монастыря, основанного на месте опричного двора Государя, но и всего города. В 2013 году Троицкому собору исполнилось 500 лет.

Александрова СлободаВ соборе хранятся знаменитые Тверские и Васильевские (Новгородские) врата, вывезенные Иоанном Грозным из Твери и Новгорода во время его опричного похода 1569-70 гг. Собор служит главным храмом возобновлённой женской обители. Праздношатающихся там не очень привечают.
Самые интересные храмы возвели в период опричнины с 1565 по 1581 г. Монастырская ограда, кельи и маленькая Сретенская церковь — более поздние.  Опричный двор Государя в Александровой слободе был окружён земляными валами с частоколом и занимал вдвое большую территорию, чем нынешний монастырь, стоящий на его месте. В Александровой слободе решались важнейшие государственные вопросы, здесь царь принимал иноземных послов. В слободе печатались книги, отливались колокола и пушки, проводились пытки и казни.
Сюда, в Александрову слободу Володин Басманов привёз как то два гроба и позвал попа отпевать. Когда батюшка робко осведомился об именах покойных, то получил достаточно резкий ответ: «отпевай усопших раб Господних»! Во время заупокойной службы священнику чудились шорохи в одном из гробов, но он довёл службу до конца. Возможно в одном гробу было тело Ивана Колычева, а в другом лежала связанная, с кляпом во рту… Василиса Мелентьева, 5-я жена Ивана Грозного.  Однако доказательств того, что Василису похоронили заживо, не существует.

Средоточием политических событий в слободе были Государевы палаты с  домовой церковью Покрова Богородицы.

Александрова СлободаВо времена опричнины по повелению Государя была построена и Распятская церковь «иже под колоколы». Освящение во имя Распятия крайне редко встречается на Руси. По крайней мере в радиусе 500 км от Москвы мне не известна другая церковь, носящая подобное название. С Распятской церкви-колокольни холоп Никитка летал на деревянных крыльях на глазах у Государя Ивана Грозного.

Александрова СлободаСтоит обратить внимание на скромный камень, напоминающий о первой на Руси провинциальной книгопечатне, устроенной в Александровой слободе по повелению Ивана Грозного. Первопечатник московский Иван Федоров, обвинённый в колдовстве и сношениях с диаволом, вынужден был бежать из Москвы в Речь Посполиту вместе со своим главным подручным Петром Мстиславцем. Печатный двор на Москве пришёл в запустение. Тогда Иоанн Васильевич перенёс его в свою опричную столицу. Дело Ивана Фёдорова продолжил его ученик Андроник Невежа.
В Слободе печатались не только книги, но и подмётные письма, всячески очернявшие польского короля Стефана Батория, с которым Иоанн Грозный вёл долгую изнурительную Ливонскую войну. У польского короля также была типография, где печатались аналогичные пропагандистские материалы. На их основе у большинства сложились представления об Иване Грозном, как о чудовищном тиране. На самом деле Государь был правителем, достойным своей эпохи: умным, властным, коварным и жестоким.

Александрова слобода иван грозныйУ входа в монастырь стоит Успенская церковь, возведённая при Иоанне Васильевиче и перестроенная в XVII веке. В ней находятся экспозиции местного музея.

Александрова СлободаМаленькая Сретенская церковь спряталась в глубине монастырского двора, её возвели в XVII веке. В ней, также как и в Троицком соборе, проходят службы. Ведь на территории бывшей резиденции Иоанна Васильевича соседствуют музей и возобновленный в 90-е годы Успенский монастырь, основанный на руинах Государева двора подвижниками Лукианом и Корнилием.

Александрова СлободаС 1730 по 1741 г. в Слободе жила Елизавета Петровна — «дщерь Петрова». Анна Иоанновна по совету Бирона запретила прямой наследнице Петра I покидать слободу. Ежедневно будущая императрица ходила на службу в Успенский монастырь. Считается, что ее старанием были возведены настоятельские покои, сохранившиеся по сей день.

Александрова СлободаС Александровом связано множество драматических, а подчас и трагических историй и легенд эпохи Ивана Грозного. Если абстрагироваться от советского города, то здешние края достойны посещения хотя бы ради Опричного двора  — Успенского монастыря.

Источник: kraeved1147.ru

1.

История возвышения Александровской Слободы напоминает судьбу фаворитов. Ничем не примечательный городок впервые упоминается в 1339 году в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. Затем вдруг великий московский князь Василий III, отец Ивана Грозного, делает его своей загородной резиденцией. По великокняжескому повелению в 1513 году лучшие русские и итальянские мастера, строившие Московский Кремль, возвели в Слободе роскошный дворец и Троицкий собор. Здешний государев двор стал вторым после московского Кремля по величине, красоте и богатству.

Александрова слобода иван грозный

2.

Но подлинный расцвет Александровской Слободы пришелся на годы правления Ивана Грозного.

В конце 1564 года Москва была встревожена странными, небывалыми событиями. Царь Иван IV Васильевич объявил вельможам и духовным лицам, что поскольку многие не желают видеть его на царстве и злоумышляют на его жизнь, то он решил отречься от престола и передать правление всей земле.

3 декабря огромный царский поезд, состоявший из 4 тысяч саней, тронулся в путь. С собой царь увозил казну и всю московскую «святость»: иконы и кресты, золотую и серебряную церковную утварь. Царя сопровождали его любимцы — Алексей и Федор Басмановы, князь Афанасий Вяземский, а также отобранные поименно дворяне и дети боярские, которые явились в Москву с семьями и в полном вооружении.

Похоже было, что Иван поначалу и сам не знал, куда едет. Его скитания длились целый месяц. Царский поезд выехал из Москвы в южном направлении — к селу Коломенскому. Затем царь круто повернул на север и, объехав столицу, на несколько дней остановился в селе Тайнинском. И только после этого он через Троице-Сергиеву обитель отправился в Александровскую слободу, где и обосновался окончательно.

В начале следующего года растерянным россиянам, взмолившимся, чтобы государь не оставлял своих людей, была объявлена царская воля. Для искоренения измены в государстве Россия разделялась на две неравные части. Большая из них, получившая название земщины, оставлялась под управлением боярской думы. Меньшую же часть, состоявшую из двух десятков городов с уездами, царь брал «на свой обиход», в опричнину. Понятие это происходит от слова «опричь» (в значении «кроме», «особо», «отдельно») и означает буквально «остаток». На две части — земскую и опричную — была поделена и Москва.

Александрова слобода иван грозный
Александровский кремль.
Фото С.М. Прокудина-Горского, 1911 г.

Перед посланными в Александровскую слободу депутатами от «всей земли» царь выговорил себе неограниченное право расправы с изменниками, а у Церкви в лице митрополита Афанасия вырвал обещание «не вступаться» в опричнину, то есть не заступаться за опальных.

В Александровской слободе, посреди дремучих лесов, возникла новая царская резиденция. Она была хорошо укреплена. Царский двор обведен глубоким рвом, за которым возвышался земляной вал, огороженный спереди и сзади бревенчатыми стенами с шестью кирпичными двухъярусными башнями. Попасть в слободу можно было через единственные ворота с подъемным мостом. Посреди царского двора стояла каменная церковь Богородицы с пятью вызолоченными куполами. Стены ее были расписаны: камни, выкрашенные в черный цвет, чередовались с белыми, посеребренными и с желтыми, позолоченными; на каждом из них нарисован крест. Рядом с ней находились деревянные, выкрашенные в разные цвета царские хоромы с высокой гонтовой кровлей (сделанной из дранки, в виде чешуи), с вышками, крыльцами под полукруглыми навесами и с четырехугольными окнами, карнизы которых были расписаны затейливыми узорами.

Александрова слобода иван грозный
Александровский кремль в XVI в.
Гравюра из книги датского посла Якоба Ульфельдта «Путешествие в Россию», начало XVII в.

Однако, несмотря на украшения, дворец производил на посетителей слободы гнетущее впечатление, — может быть, из-за глубоких, вдававшихся внутрь окон, придававших всему строению какой-то зловещий облик. За хоромами зеленел недавно разбитый сад, а за ним тянулось длинное и низкое, вросшее в землю кирпичное здание с земляной кровлей и с железными дверями, находившимися несколькими ступенями ниже уровня земли. В нем было несколько отделений — оружейная палата, тюрьмы и застенок. Впрочем, тюрьмы имелись не только здесь, но и в башнях, и в подземельях или, лучше сказать, норах, сделанных в земляном валу, и даже в подклетях под дворцом.

Вообще на обширном царском дворе, сплошь застроенном домами опричников и множеством приказных и хозяйственных помещений, было тесно.

Снаружи, за валом, находился пруд, который в народе носил название адской геенны, так как туда бросали тела казненных, — будто бы для того, чтобы рыбы и раки, поевши человеческого мяса, стали вкуснее и пригожее к царскому столу. Но эта утилизация трупов в кулинарных целях — не более чем плод разгоряченного воображения отдельных мемуаристов: если Грозный и был людоедом, то только метафорически.

Устроившись в Александровской слободе, Иван зажил здесь странной жизнью монашествующего палача. По сути, царская резиденция, затерянная среди дремучих лесов Ярославской земли, представляла собой светский монастырь, в котором сам Иван принял звание игумена, князя Афанасия Вяземского назначил келарем, а Малюту Скуратова — пономарем; прочие жившие здесь опричники — отборная гвардия царя, числом 300 человек, носила название братии, а Иван был для них братом. Золоченые кафтаны опричной братии и самого царя были скрыты под черными рясами, а их головы покрыты куколями или скуфейками — на манер монашеских, но подбитыми козьим мехом.

Власяница Ивана Грозного.Александровская слобода, 2-я половина XVI в.
Власяница Ивана Грозного.
Александровская слобода, 2-я половина XVI в.

Устав слободской жизни мог поспорить по строгости с иным монастырем. Пробуждение братии приходилось на полночь, когда все вместе с царем должны были идти к продолжительной полунощнице. В четыре часа утра Иван с сыновьями поднимался на колокольню и звонил к заутрене. Богослужение продолжалось три часа, во время которых Иван так усердно клал земные поклоны, что у него со лба не сходили ссадины, кровоподтеки и шишки. В восемь утра садились обедать. Вначале за трапезу принималась братия, а царь, встав за аналой, читал вслух житие святого, чья память отмечалась в этот день; затем он ел один с блюда, которое постоянно носил с собой; остатки трапезы выносили нищим. После обеда все расходились по кельям для молитв. Но иногда Иван отправлялся из-за стола прямохонько в застенок, где присутствовал при допросах и пытках опальных, которых привозили в слободу на расправу. Отправив в назначенное время вечерню, Иван ужинал и отправлялся в постель; обыкновенно перед сном он слушал рассказы бродячих слепцов.

Обилие совершенных в Слободе казней послужило тому, что в народе опричная столица прослыла «кровопийственным градом». Но одними опричными расправами история города не исчерпывается.

3.

Целых 17 лет, с 1564 по 1581 год, Александровская Слобода была фактической столицей Московского царства. В это время город приобрел и международную известность. Здесь, на Государевом дворе, решались важнейшие вопросы международной политики, принимались посольства из многих европейских государств: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой.

Кроме того, по воле Ивана Грозного Александровская Слобода превратилась в крупный культурный центр. При Государевом дворе работала книгописная мастерская, в которой появился на свет Лицевой летописный свод, иллюстрированный великолепными миниатюрами, были созданы первая русская консерватория и первая провинциальная типография.

Александрова слобода иван грозный
Троицкий собор. Александровский кремль

К уже существовавшему Троицкому собору — самому древнему и величественному сооружению Государева двора — Грозный добавил новые храмы — Покровский и Успенский, которые, несмотря на небольшие размеры, справедливо считаются замечательными памятниками русской архитектуры. Легенда гласит, что из погребов Успенской церкви по тайному подземному переходу — «Государевой трубе» — можно было беспрепятственно покинуть царскую резиденцию на тройке лошадей.

Александрова слобода иван грозный
Распятская колокольня

Сооруженная в те же годы Распятская колокольня знаменита не только как архитектурный памятник. Популярное предание связывает с ней истоки российского воздухоплавания. С нее будто бы совершил свой полет «русский Икар» по имени Никита, «боярского сына Лупатова холоп». Он спланировал на землю на деревянных крыльях и был за это казнен. Приговор гласил: «Человек — не птица, крыльев не имать… То не божье дело, а от нечистой силы».

Грозный покинул Слободу после гибели царевича Ивана. Последующие государи уже не жаловали ее. Петр однажды водил в здешние места свои потешные полки, а дочь его Елизавета промаялась в Слободе целых 10 лет, сосланная сюда в 1730 году императрицей Анной Иоанновной.

4.

При Советской власти Александровская слобода, переименованная в Александров, стала городом первого советского телевизора. Россияне старшего поколения хорошо помнят телевизоры «Рекорд» местного производства. Но тогда же город приобрел и печальную известность из-за своего географического положения. Он находится на сто пятом километре от Москвы, а по советским законам, освобожденным из мест заключения не разрешалось селиться ближе ста километров от столицы. Поэтому Александров был наводнен уголовным элементом. По большим праздникам в Александров также высылали пойманных в Москве бомжей и проституток.
К счастью, времена подобных подарков александровцам от московских властей канули в прошлое.

Городская анкета:

1. Главная улица.
В 1788 г. был утвержден план регулярной застройки города. Главной его улицей стала московская дорога.

2. Основные достопримечательности:
Троицкий собор
Распятская церковь-колокольня
Успенская церковь
Покровская церковь
Музей-заповедник "Александровская слобода"
Александровский художественный музей

3. Герб Александрова
утвержден вместе с остальными гербами Владимирского наместничества 16 августа (по старому стилю) 1781 года. Геральдическое описание герба гласит: «В верхней части герб Владимирский. В нижней части в красном поле слесарные тиски и две по сторонам наковальни в знак того, что в сем городе производят весьма изрядные слесарные работы».

утвержден вместе с остальными гербами Владимирского наместничества 16 августа (по старому стилю) 1781 года. Геральдическое описание герба гласит: «В верÑней части герб Владимирский. В нижней части в красном поле слесарные тиски и две по сторонам наковальни в знак того, что в сем городе производят весьма изрядные слесарные работы».

4. Уникальность.
Александровская слобода славилась на всю Русь кожаными, коваными и ткаными изделиями. Родина первого советского телевизора.

Александрова слобода иван грозный

Источник: sergeytsvetkov.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.