Афинский Акрополь (Греция) – самая популярная и интересная достопримечательность, которую каждый год приезжают посмотреть несколько миллионов путешественников. Она просматривается с различных точек города, ведь правительство запретило строить поблизости высотные здания, способные загородить эту достопримечательность. Люди, плохо знакомые с картой Афин, могут использовать Акрополь как ориентир, чтобы не заблудиться в узких улочках города.

Афинский Акрополь

История Акрополя

В Древней Греции термин «акрополь» означал хорошо укрепленное место или поселение. Несколько тысячелетий назад здесь располагался основной город, защищенный надежными укреплениями от врагов. Еще до начала Микенской эпохи Акрополь являлся величественным городом. На территории находилось множество храмов с необходимыми предметами культа и другие важные государственные постройки. Из-за монументальности сооружений предполагается, что в строительстве Акрополя принимали участие мифические циклопы. Только им под силу было поднять огромные валуны.


В период с XV по XIII век до нашей эры в Акрополе располагалась царская резиденция. Если верить в реальность мифов, именно здесь находилась резиденция Тесея, которому принадлежит победа над Минотавром.

К VII в. до н.э. главной покровительницей Акрополя стала Афина. Её культ получил широкое распространение, и в честь богини воздвигли прекрасный храм. Столетием позже Писистрат начал активно застраивать Акрополь, появились новые здания Пропилеи и Ареопага.

Увы, но в период войны с персами Акрополь сильно пострадал. Большая часть построек была полностью разрушена. Греки не смирились с падением любимого города и поклялись возродить его величие. С наступлением мира в 447 году до н.э. строители, под руководством известного скульптора и архитектора Фидия, приступили к возрождению Акрополя. Они восстановили его полностью, некоторые храмы Акрополя того периода сохранились и до наших дней. Среди них Эрехтейон, храм богини Ники, статуя Афины, а также Парфенон.

До III в. н.э. Акрополь существовал в относительном мире, поэтому жители смогли значительно приумножить архитектурное богатство города. Появились статуи царей и новые храмы, однако опасность очередного вторжения заставила переключиться на укрепление стен.

Несколько следующих веков власть над Акрополем менялась. В храмах поклонялись другим святым, а основные сооружения изменяли назначение. Вернув власть, греки начали активно восстанавливать Акрополь. Главной задачей строителей было вернуть месту его первоначальный облик.

Афінський акрополь

Архитектура Акрополя


Сегодня Акрополь является крупнейшим храмовым комплексом. Благодаря работе реставраторов, многие сооружения предстают практически в первозданном виде. Они поражают белоснежными колоннами, лабиринтами коридоров и высокими стенами. Вход на территорию осуществлялся через ворота. Одни из них названы воротами Бюле по имени нашедшего их археолога. Ворота построены в мощной крепостной стене в 267 г. до н.э.

Сразу за воротами начинались Пропилеи – здания, которые погружали путников в мир Акрополя. Они состояли из длинной колоннады с портиками. Пройдя через коридоры, путники представали перед статуей Афины – покровительницы города. Статуя была настолько большой, что её шлем и копье были видны с проплывавших рядом кораблей.

За Пропилеями туристы видят Храм Ники Аптерос (Бескрылой Ники). Это небольшое здание с четырьмя колоннами и скульптурами, которые разместились на ленте фриза. Бескрылой Богиню победы сделали специально, чтобы она не смогла улететь от греков.

Афінський акрополь

Самый главный храм Акрополя – Парфенон – расположен почти в сердце древнего города. Это величайшее сооружение построено в честь Афины. Длина храма превышает 70 м, а в ширину он равен 30 м. Периметр украшен огромными десятиметровыми колоннами.


Многие сооружения Акрополя принадлежат архитектору Фидию. Он же создал прекрасную статую Афины, которая в высоту достигала 12 м. Статую украшали множество декоративных элементов, символизирующих непобедимость. Часть одеяния и украшения были изготовлены из золота.

Недалеко от Парфенона находится еще один красивый храм – Эрехтейон. Он посвящен царю Эрехтею, Афине и Посейдону. Здание также служило хранилищем, сокровищницей и местом проведения культовых обрядов. Из-за неровности земной поверхности, западная часть имеет меньшую высоту, чем остальные стороны.

Афінський акрополь

Сооружения афинского Акрополя очень разнообразны, кроме перечисленных можно выделить следующие постройки:

  • Святилище Афродиты. До наших дней дошли развалины храма с красивым архитравом, покрытым фигурами голубей с гирляндами.
  • Святилище Артемиды. Строение времен Писистрата украшено большой колоннадой и статуями Артемиды.
  • Храм Августа, построенный в честь римского императора, имеет компактные размеры и круглую форму. Его диаметр равен 8,5 м, а периметр украшен девятью колоннами.
  • Святилище Зевса. Небольшой храм, который был разделен низким бортиком на зал самого храма, где проводились ритуалы, и местом для даров.
  • Халкотека. Специальное помещение, где хранились все необходимые атрибуты для проведения ритуалов в честь Афины. Оно расположено недалеко от храма Артемиды.
  • Театр Диониса. Красивое сооружение на юге Акрополя. По легенде, жители города убили Диониса, решив, что он хочет отравить их. Чтобы искупить свою вину, они стали устраивать шумные праздники в день его смерти в театре Диониса.

Процесс восстановления Акрополя еще не закончен. Существует несколько программ по реконструкции, которые финансируются как государством, так и независимыми благотворительными обществами. Ученые уверены, что Акрополь пока не раскрыл всех своих тайн, поэтому исследовательские работы и археологические раскопки продолжаются.

Афінський акрополь

Музей Акрополя

Кроме развалин древних построек, стоит посетить музей Акрополя. Сначала он располагался в небольшом помещении поблизости от Парфенона. Первые экспозиции были выставлены в нем еще в 1878 году. Постепенно количество экспонатов увеличилось и было решено построить современное здание. Сегодня музей находится на расстоянии 300 метров от стен города.

В галереях представлены археологические находки, обнаруженные в Акрополе. Среди них Фризы Парфенона и скульптуры мастеров V в. до н.э. Есть много изваяний из храмов, на которых изображены сцены сражений богов, гигантов, Геракла, фигуры Кариатид и Мосхофороса. Для некоторых статуй требуется строгий температурный режим, за которым внимательно следят работники музея.

Экскурсии по Акрополю


Комплекс работает ежедневно с 8:00 до 18:30, за исключением государственных праздников. Вход на территорию платный, он составляет 12 евро. Гражданам Евросоюза предлагаются скидки: стоимость входа для пенсионеров и студентов равна 6 евро, а школьники посещают достопримечательности бесплатно. По одному билету турист имеет право осматривать достопримечательности в течение четырех дней. Чтобы попасть в Музей Акрополя, необходимо дополнительно оплатить 1 евро.

Для подробного изучения многочисленных храмов понадобится от 4 до 6 часов, поэтому следует запастись водой и средствами для защиты от солнца. Приветствуется удобная одежда и обувь. Хотя дожди здесь бывают редко, но мраморные ступени могут быть скользкими и в сухую погоду.

Источник: tepler.ru

Храмы Афинского Акрополя

Рассказать про древний Афинский Акрополь кратко вряд ли получится. Ведь история его создания уходит глубоко в прошлое. Парфенон и другие храмы Акрополя появились гораздо позже, чем возвышенность впервые заняли люди. Установлено, что холм был заселен еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Его широкая и ровная поверхность вполне годилась для жизни. К тому же территория, окруженная с трех сторон обрывом, обеспечивала безопасность. В сохранившихся документах Акрополь в Афинах упоминается не просто как поселение, а как целый город. Особняк местного правителя находился на месте, где много веков спустя был возведен Эрехтейон.


В период правления тирана Писистрата (VI век до н. э.) в Акрополе построили храм Афины Гекатомпедон, имеющий длину в сто шагов, и еще несколько святилищ. Но долго они не простояли, т. к. были разрешены во время персидских войн.

С Периклом пришел дух демократии. Чтобы подтвердить перемены, государственный деятель решил построить величественный храм. Парфенон должен был стать центром Афин. К строительству привлекли лучших художников и скульпторов. Статуи и рельефы выполнили по эскизам Фидия. Перикл хотел рассказать, как благодаря богам и героям прошлого зарождалась новая эра. Все памятники Афинского Акрополя без исключения транслируют эту мысль в своем внешнем и внутреннем облике.

Современная реконструкция Афинского Акрополя началась еще в 1975 году и продолжается до сих пор. Греки не пытаются вернуть достопримечательностям их прежний облик. Целью реставрации является устранение следов многовекового упадка, ликвидация обломков, загрязнений и следов разрушений. Восстановительные работы по итогу затронут все храмы Акрополя Афин.

Ансамбль Афинского Акрополя

Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины-Ники, статуя Афины воплощают в себе настоящее искусство. Сооружения Афинского Акрополя в своем первоначальном виде составляли единый архитектурный ансамбль. Вне сомнений их главный создатель Перикл имел общий план и чертежи построек. И большая часть задуманного была воплощена.


Любое описание Афинского Акрополя подскажет, что в основу ансамбля была заложена общественно-политическая идея. Комплекс представляет собой мемориал, увековечивающий победу греков над врагами. Героическую борьбу отождествляла статуя Афины Прохомас (или статуя Афины-воительницы), державшая в руках копье и шлем. В стилистическом плане огромное значение имеют ионические и дорические ордера.

Помимо единого ансамбля времен Перикла, план Афинского Акрополя содержит Одеон Герода Аттика (театр, построенный в 161 году у южного подножия холма), Святилище Зевса, Пандросейон, Театр Диониса, Асклепион и еще ряд объектов. Не считая Одеон, перечисленные постройки Афинского Акрополя представлены лишь небольшими фрагментами некогда величественных конструкций.

Парфенон Афинского Акрополя

Парфенон — главный храм Афинского Акрополя, идеал красоты для Древней Греции. Его возведение началось в 447 году до н. э. Основные работы были завершены в 438 году. В этом же году здание освятили. Но внешняя отделка продолжалась еще в течение шести лет. Общие особенности ансамбля Афинского Акрополя нашли отражение на стенах Парфенона и в его скульптурах.


Парфенон — это вовсе не пантеон, как его иногда ошибочно называют школьники. Храм посвящен только одной богине — защитнице города Афине.

Во время турецкой оккупации Акрополь понес наибольший урон. Турки хранили в его сооружениях порох. Часть запасов находилась в стенах Парфенона. В 1687 году венецианец Морозини, осаждая турков, выпустил снаряд, который уничтожил большую часть храма. Некоторые скульптуры Фидия уцелели. Однако незадолго до революции 1821 года английский лорд Эльген выкупил у турков сохранившиеся статуи и увез в Лондон.

Пропилеи

Пропилеи или парадный вход в Акрополь — архитектура классики в ее лучшем виде. Входную группу начали возводить в 436 году до н. э. Конструкция разделена на три части. В центр помещено длинное храмоподобное сооружение, а по бокам к нему примыкают два крыла. Левое крыло — это пинакотека, в которой хранились принесенные в дар Афине картины.

Храм Афины

Между 427 и 424 годами до н. э. началась постройка небольшого храма из мрамора. В нем преобладал ионический стиль. Внутри находилась статуя Афины, которая в левой руке держала шлем, а в правой — гранат (символ богов подземного царства). В 1687 году турки разрушили храм Ники Аптерос в Афинском Акрополе (он же храм Афины в Акрополе), чтобы сделать из его частей укрепления. Масштабная реставрация святилища производилась с 1998 по 2010 года.

Эрехтейон


Древнегреческие мифы указывают, что на месте Эрехтейона когда-то началась ссора Афины и Посейдона. Предметом спора являлось господство над городом. Бог моря ударил в скалу трезубцем и образовался колодец с соленой водой. А Афина в свой черед ударила копьем и из земли выросло оливковое дерево. Боги, выступавшие судьями, провозгласили победительницей Афину. Но жители города желали примирить соперников и построили для них общее святилище. Храм Эрехтейон в Афинском Акрополе возводился между 425 и 406 годами до н. э. Краткое описание подсказывает, что святилище разделили на две части. На восточной стороне фасада находилась Афина, а на западной — Посейдон. При этом свое название Эрехтейон получил из-за того, что на его месте, согласно мифологии, располагался гроб царя Эрехтея.

Архитектура

Древняя Греция и Афинский Акрополь неотделимы друг от друга. И также неотделимо от них и имя Фидия. Некоторые источники указывают на то, что застройкой на холме руководил именно он. Но на самом деле Фидий — это скорее главный скульптор «верхнего города», он создал большую часть статуй богов. Архитектура Афинского Акрополя слишком многогранна, чтобы принадлежать одному автору. В планировке и строительстве зданий Фидий выполнял только роль советника Перикла. С его помощью были определены ключевые особенности Афинского Акрополя.


Архитекторы Афинского Акрополя, отвечавшие за создание храмов и других построек, не столь известны как Фидий. Однако их имена тоже вошли в историю. Так, Иктин является предполагаемым автором проекта Парфенона, а Калликратис — руководителем стройки Парфенона и главным архитектором храма Афины.

Экскурсии

Время от времени в «верхний город» специально завозят гравий. Делается это для того, чтобы туристы не растащили последние сохранившиеся оригинальные фрагменты тысячелетней давности. Иначе основные памятники Афинского Акрополя окончательно утратят свой вид.

Экскурсии на Афинский Акрополь организуются в любое время года. Профессиональные гиды проводят участников групп по четко выверенным маршрутам, показывая самые известные храмы Акрополя, отмечая, какие еще сооружения находятся в комплексе, и рассказывая интересные факты. Даже совсем незнакомые до этого с историей Древней Греции туристы после таких экскурсий получают общие представления о том, кто построил Акрополь, как выглядят основные храмы и каковы их особенности.

Посетить Афинский Акрополь самостоятельно тоже можно. Полноценная прогулка с осмотром основных достопримечательностей занимает пару часов. Аудиогид на русском языке можно приобрести дополнительно при выкупе билетов.

Купить билеты в Афинский Акрополь в 2021 году можно онлайн или прямо на месте. Стоит учитывать, что при офлайн покупке придется выстоять огромную очередь. Время ожидания в ряде случаев может составлять больше двух часов. Поэтому сегодня большинство людей предпочитают планировать визит в Акрополь заранее.

Полноценный официальный сайт у Афинского Акрополя отсутствует. Но схема достопримечательности с подписями всех объектов всегда доступна в интернете. А красивые и качественные фото Афинского Акрополя можно поискать в социальных сетях.

Музеи Акрополя в Афинах работают по собственному графику. Для их посещения требуются отдельные билеты. Старый музей Акрополя был основан еще в 1874 году. Он находится на территории комплекса. Там можно увидеть множество артефактов, относящихся к разным эпохам. А Новый музей Афинского Акрополя был заложен в 1980-е годы всего в трехстах метрах от скалы. Потребность в дополнительной площадке возникла из-за того, что имеющееся здание уже не вмещало полную экспозицию. К тому же Новый музей Акрополя стал ответом греков на контраргумент британцев о невозможности возвращения мраморных скульптур, вывезенных лордом Эльгеном, в виду отсутствия условий для сохранения шедевров. Музей, презентация которого состоялась в 2009 году, был построен с учетом всех необходимых характеристик. Но желаемые статуи греки пока так и не вернули.

Как добраться до Афинского Акрополя

Главная достопримечательность греческой столицы хорошо просматривается из центральных районов города и с находящихся в окрестностях возвышенностей. Разобраться, как добраться до Акрополя в Афинах, совсем несложно. Все зависит от отправной точки.

Самый быстрый и удобный вариант — метро. Оно охватывает практически всю столицу и пригороды. Станция «Acropoli» расположена на красной ветке (М2) и идет сразу после станции «Синтагма».

Есть и другие виды общественного транспорта. В трех минутах от Акрополя базируется остановка «Akropolē», до которой следует автобус № 230. Также можно выйти на остановке «Makrygiannē», через которую проезжают автобусы № 040, 230, A2 и троллейбусы № 1, 5 и 15. От нее до нужной локации около 10 минут пешей ходьбы.

Дойти до Акрополя пешком удобнее всего по улице Dionysiou Areopagitou. Двигаться следует прямо, не сворачивая. А вот в случае поездки на авто до Акрополя лучше всего доехать по улице Rovertou Galli. Напротив Parco Roberto Galli находится бесплатная стоянка. Но найти на ней свободное местечко можно разве что рано утром, поэтому нужно приезжать прямо к открытию. В остальное время парковку переполняют туристические автобусы.

Чтобы добраться до Акрополя из аэропорта Афин, необходимо сначала выехать на трассу № 62, далее свернуть на трассу № 6 в сторону центра Афин, а затем на трассу № 64.

Еще один доступный способ — такси. В Афинах принято ловить машину прямо на улице. Помимо этого, туристы вовсю используют онлайн-приложение Uber.

Работа Акрополя в Афинах не зависит от сезона. Он открыт для посещений ежедневно с 8:00 до 20:00, исключая праздничные дни.

Афинский Акрополь на google-панораме:

Видео об Афинском Акрополе

Источник: www.tourister.ru

акропольАкрополь ( от греческого слова » акрополис» — что в переводе означает » верхний город») — представляет собой укрепленную часть города, находящуюся на возвышенности и предназначенную для обороны города в военное время. Акрополь был местом изначального поселения людей, а уже значительно позже вокруг него был построен нижний город, не имеющий значительных защитных сооружений.

Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления. Такая цитадель в Древней Греции называлась Акрополем. Однако постройка выполняла не только роль внутренней крепости — греки хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священные очищающие душу силы и бессмертие.

 

акрополь

 

Бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепили вход в Акрополь лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. На акрополе были расположены храмы, посвященные древнегреческим богам. Одним из выдающихся памятников мировой архитектуры является Акрополь в Афинах.

Афинский акрополь занимает скалистый холм высотой более 150 метров. Его вершина пологая, и храмы построены на нем в восходящем порядке. Холм в ширину достигает размеров 170 метров, а в длину — около 300 метров.

 

акрополь

 

Структура акрополя в Афинах.

Ансамбль Афинского Акрополя имеет в своем составе несколько храмов и других важнейших объектов, среди которых можно назвать следующие:

  • Парфенон — это центральный и самый главный храм Акрополя, посвященный покровительнице городе, богине Афине. Построен храм в середине 5 века до нашей эры архитектором Калликратом.

 

акрополь

 

  • Гекатомпедон — один из древнейших храмов в составе Акрополя, который был построен в честь богини Афины, который был построен значительно раньше Парфенона.
  • Эрехтейон — храм в составе Акрополя, расположенный севернее Парфенона, который также имел важное религиозное и культовое значение. Эрехтейон был посвящен богине мудрости Афине, богу морей Посейдону, а также легендарному афинскому царю Эрехтею.

 

акрополь

 

  • Статуя Афины Промахос — огромная бронзоая статуя богини Афины — покровительницы города — полиса. Ее автором стал скульптор Фидий, который воздвиг статую в 465 — 455 годах до нашей эры на возвышенном постаменте между храмами Парфеноном и Эрехтейоном.

Афина держит в руках щит и копье, а на голове статуи красуется золотой шлем. Копье также было сделано из чистого золота. В лучах солнца они сверкали, и их свет был виден на многие километры. Именно поэтому статуя Афины Промахос служила своеобразным маяком для моряков — по ней они ориентировались и успешно достигали берегов Эллады.

 

акрополь

 

  • Пропилеи — представляют собой проход, ограниченный колоннадой, который предназначен для торжественных шествий. Пропилеи не случайно стали визитной карточкой Акрополя — их стройная колоннада оформляет вход в ансамбль.

 

акрополь

 

  • Храм Ники Аптерос — посвящен богине Нике — победительнице. Храм расположен в юго — западном направлении от Пропилей. Он построен на выступе скалы, и поэтому дополнительно укреплен опорной стеной высотой в 8 метров. Храм Ники был построен  архитектором Калликратом в 427 — 424 годах до нашей эры.

 

акрополь

 

  • Элевсинион
  • Бравронейон — это святилище богини Артемиды Бравронской, которое было расположено в углу Акрополя рядом с Халькотекой. Богиня Артемида покровительствовала беременным женщинам и роженицам. Архитектура храма отличается простотой и изяществом.

 

акрополь

 

  • Халькотека — специальное здание, в котором были собраны для хранения оружие, ритуальные предметы и утварь для совершения жертвоприношений. Именно здесь хранились принадлежащие городу копья, щиты, панцири, катапульты, а также трофейное оружие, добытое в честном бою у неприятеля.

 

акрополь

 

  • Пандросейон — это храмовая постройка — святилище, построенное в честь дочери первого царя Аттики Кекропса, которую звали Пандроса. Двор святилища имеет трапециевидную форму. На его территории расположен алтарь  бога Зевса Геркея — покровителя семейного очага.

 

акрополь

 

  • Аррефорион — это сооружение небольшого размера, служащее для проживания четырех аррефор — молодых девушек знатного происхождения, которые ткали пеплос, предназначенный в подарок богине Афине во время проведения ежегодных Панафинейских игр.
  • Афинский алтарь — специальное место во дворе Акрополя, на котором было принято совершать ритуальные жертвоприношения в честь древнегреческих богов. Обычно жертвы необходимо было приносить во время проведения торжественных мероприятий и праздников.

 

акрополь

 

  • Святилище Зевса Полиея
  • Святилище Пандиона — на сегодняшний день представляет собой руины разрушенного здания, которое в древности находилось в юго — восточной части Афинского Акрополя. Это небольшое сооружение было храмом легендарного древнегреческого героя Пандеониса, одного из афинских царей.
  • Одеон Герода Аттического — представляет собой постройку в виде древнегреческого театра, рассчитанного для посещения 5 тысяч зрителей. Здание было построено в 165 году нашей эры по заказу греческого оратора и философа Герода Аттика в память о своей умершей супруге Регине. На сегодняшний день здание сохранилось практически полностью, и в нем проводятся спектакли и концерты.

 

акрополь

 

  • Стоя Эвмена — это двухэтажное здание, в экстерьере которого присутствуют колонны дорического ордера. Внутри сооружения расположены ионические колонны, а верхний ярус украшают капители, выполненный в пергамонском стиле. Впереди Стои находятся остатки фундамента памятника Никию. Стоя Эвмена была построена на склоне холма, и свое название получила по имени архитектора Эвмена II  Пергамского.
  • Асклепион — это древнегреческий храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия. Святилище имело не только религиозно — культовое значение, но и выполняло функции лечебного учреждения. Асклепионы способствовали развитию медицинской науки в Древней Элладе.

Лечением больных занимались жрецы бога врачевания — асклепиады. Поначалу выполнялись только определенные ритуальные действия, но позже жрецы стали использовать различные целебные травы и снадобья. Это помогало излечению больных, а также способствовало накоплению специальных медицинских знаний.

 

акрополь

 

  • Театр Диониса
  • Одеон Перикла
  • Теменос Диониса
  • Святилище Аглавры

Пропилеи.

Этой границей служили колоннада под названием Пропилеи. Греки усовершенствовали ордер, заимствованный из традиционной египетской архитектуры. Колонны Пропилеи выполнены в дорическом ордере, который греки считали воплощением силы и мужества.

Экстерьер Пропилеи не характеризуется симметричными линиями. Правое крыло постройки словно сжалось, чтобы освободить место для мраморного храма. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это колонны ионического ордера — воплощение изящной женственности.

 

акрополь

 

Храм Ники Аптерос.

Богиня победы Ника изображена безоружной, ибо настоящая победа выше оружия. Победа непостоянна, поэтому Ника имеет орлиные крылья. После греко — персидских войн греки утверждали, что поселившись в их городе, Ника никогда уже его не покинет, и поэтому изображали победу без крыльев, а сооружение назвали храмом Бескрылой Победы — Ники Аптерос. Таким образом, Победа стала для Афин домашней богиней.

И, как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из барельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии. Храм Ники расположен непосредственно перед входом в Акрополь. Левое крыло Пропилеи — просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи — Пинакотека.

 

акрополь

 

Статуя Афины Промахос.

Подобно тому, как другие города являлись отдельными друг от друга полисами, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу — миром, в котором реальность сливалась с вымыслом. Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура в чешуйчатом панцире, отлитая из бронзы.

В борьбе за независимость было осознанно единство между людьми и землей. Грек беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, и  Афины в любой момент могли снов обратиться к войне. Вооруженный мир существовал в обличии покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной.

Греческие скульпторы не придерживались раз и навсегда установленных стандартов, они постоянно находились в творческом поиске. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест. Каноны греческого искусства не были неизменны и за их строгим соблюдением жрецы не следили. Каждый мастер вносил  свои изменения. Также греческому искусству были неведомы раз и навсегда установленные сюжеты.

Мир представлялся грекам в постоянном циклическом движении. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. Скульптура считалась главным из искусств, и работы над созданием скульптурных композиций возглавлял гениальный древнегреческий скульптор  Фидий — творец бронзовой статуи Афины.

 

акрополь

 

Как гласил миф, на роль покровителя города — полиса претендовали два божества — Афина и бог морей Посейдон. Во время спора Афина слегка коснулась скалы копьем, и на этом месте выросла олива. В свою очередь, Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода.

Однако боги единодушно признали чудо, сотворенное Афиной, более полезным, и отдали город под ее покровительство. Свое название город также получил по имени богини.

Бог морей Посейдон был еще и богом богачей, в то время как богиня мудрости Афина покровительствовала труженикам. Миф о победе Афины над Посейдоном запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона — главного храма Акрополя.

Большинство фигур изображены обнаженными. Идеалом греков была гармония внешней и внутренней красоты, единство тела и духа. Греческие боги, непоседливые, пылкие и деятельные по своему характеру были похожими на самих греков.

 

акрополь

 

Источник: design-fly.ru

Древними греками было создано немало прекрасных строений. Они разработали точные правила и принципы храмового зодчества (об этом я писала в предыдущих статьях — здесь и здесь). Однако главным шедевром греческой архитектуры, воплотившим представление греков о красоте, гармонии и мере, стал ансамбль Афинского Акро́поля.

(от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну, продовольственные запасы и вооружение города.

Он был возведен после триумфального окончания греко-персидских войн во время правления Пери́кла (490 – 429 гг. до н.э.). Это было время наивысшего культурного расцвета греческой столицы. Перикл собрал вокруг себя лучшие интеллектуальные и художественные силы Эллады. Общее художественное руководство строительными работами на акрополе осуществлял друг Перикла — скульптор Фи́дий.

Акрополь, выстроенный на естественной скале, высоко и гордо возносился над городом. Раз в четыре года в честь покровительницы полиса – богини Афины — устраивался праздник – Великие Панафине́и, когда граждане города в торжественном шествии восходили на акрополь для проведения ритуалов в главном его храме.

Приближаясь к холму, идущие, издалека видели небольшой и весьма изящный храм Нике Апте́рос, работы архитектора Калликтра́та. Он был посвящен богине Победы, которую греки для этого храма, изобразили бескрылой, чтобы она не могла покинуть их страну. Эта статуя находилась внутри здания храма – наосе.

Снаружи его украшали изящные ионические колонны, и рельеф, с изображениями эпизодов греко-персидских войн и фигурами богов.

Среди этих изображений была и удивительная по мастерству выполнения фигура Ники, развязывающей сандалии. Её тело приобретало свои очертания сквозь, словно намокшую ткань, формирующуюся удивительно реалистичными складками.

Рельефы и внешние детали храма были ярко раскрашены и вызывали неподдельное восхищение жителей и гостей Афин.

Дальше путь пролегал через мощные и торжественные Пропиле́и, спроектированные Мнеси́клом. Это была весьма оригинальная идея – сделать ворота, в виде храма.

Оттого, что лестница, идущая через Пропилеи к холму поднималась вверх, и из-за обилия колонн этого сооружения, участники процессии не могли заранее разглядеть главную площадь Акрополя. И это заставляло их напряжённо ожидать и предвкушать зрелище, которое должно было открыться их взору.

И вот, миновав Пропилеи, шествие оказывалось в святая святых Афин. На главной площади акрополя, пришедших встречала статуя Афины-Прома́хос (воительницы) созданная Фидием. Её высота, согласно некоторым источникам составляла 9 метров. Шлем и наконечник копья этой бронзовой скульптуры, были покрыты золотом. И, как говорят, древние свидетельства, отражавшийся на них солнечный свет был виден из далека, служа своеобразным маяком, проплывающим судам.

Справа от неё находился главный храм Греции – Парфенон, посещение которого являлось конечной целью путешествия. Вход в него был с дальней – восточной стороны холма, поэтому процессия вынуждена была двигаться вдоль всего здания, постепенно «открывая» все его красо́ты. Слева от Парфенона был построен один из самых необычных, нехарактерных для греческой архитектуры храмов – Эрехтейо́н.

Храм этот, согласно легенде, был построен на месте спора богов Посейдона и Афины, за покровительство над городом, у которого ещё не было собственного имени. Спор взялся рассудить правивший тогда царь Эрехтей. Он предложил богам одарить эту местность, тем, что, по мнению горожан, станет залогом дальнейшего процветания. Посейдон выбил своим трезубцем источник воды, а по воле Афины здесь выросло оливковое дерево. Победа в споре была присуждена Эрехтеем Афине, и город был назван в честь неё. (О верованиях древних греков читайте в этой статье).

Храм Эрехтейон стал важнейшим святилищем акрополя. В нём хранилсь важнейшие реликвии. Здесь же находилась могила почившего царя Эрехтея. В храме можно было увидеть источник солёной воды, выбитой во время судьбоносного спора из скалы Поседоном. И, разумеется, у храма росло оливковое дерево, выращенное Афиной. И хотя оно гибло во время катаклизмов и войн, оно каждый раз возрождается на своём месте, в чём может убедится каждый, кто приходит к Эрехтейону. 🙂

Это храм удивляет своей асимметрией — все его стороны имеют отличное друг от друга оформление.

Два входа – с восточной и западной сторон вели в разные части храма – одна из которых посвящалась Афине-Полиаде (Градохранительнице), а другая Посейдону и Эрехтею.

Самым интересным был фасад, обращенный к Парфенону, и находящийся как раз в поле зрения идущих мимо участников шествия. Его портик (выступающий вперед вход) украшали кариати́ды — женские статуи, которые поддерживали крышу, заменяя собой колонны.

Когда то они были раскрашены, и были похожи на живых девушек.

Оставив позади Эрехтейон, процессия теперь попадала под очарование са́мого выдающегося строения Греции – Парфено́на. Его архитекторы Икти́н и Калликра́т создали непревзойденный шедевр.

Это был величественный храм-периптер, с соотношением дорических колонн на его сторонах равном 8/17. Он был обильно украшен рельефами и скульптурой, выполненными Фи́дием и его учениками и ярко раскрашен.

Интересно, что для того, чтобы этот грандиозный храм казался идеально-симметричным и совершенным, архитекторы, учитывая особенности нашего оптического восприятия … несколько исказили его пропорции (это называется курватурами — от лат.curvatura — кривизна).

Иктин и Калликрат чуть повысили к центру ступени подножья храма, чуть наклонили внутрь внешние колонны фасадов, а также сделали диаметр угловых опор, видимых на фоне неба, слегка больше, чем центральных. Таким образом, Парфенон, кажется смотрящим на него, удивительно «живым», и приятным глазу.

На его стенах, по всему периметру (фриз длинной 160 метров и высотой 1 метр) Фидий разместил рельефы, с сюжетами, участниками которых были боги и мифические герои.

Кроме того, он изобразил панафине́йское шествие (пеших и всадников), причём с такой фантазией, что пластика поз и движений ни одного из изображенных 365 человек и 227 фигур животных не повторялась.

В святилище Парфенона хранились городской архив и казна Афинского морского союза.

Внутри храма находилась ещё одна статуя Афины, выполненная Фидием – 12ти-метровая Афина-Парфёнос («Афина-Дева»), выполненная в хрисоэлефантинной технике. Руки и лицо богини, были покрыты пластинами слоновой кости, и выглядели, словно живыми. В глазах Афины сверкали драгоценные камни. Одежда же и оружие были инкрустированы золотом. В правой руке Афины была фигура богини Ники, в другой руке она сжимала копье. Шлем, щит и эгида Афины были украшены рельефами, работы Фидия.

Согласно преданию, на её создание понадобилось около 40 талантов (греческая мера веса) золота, что составляет примерно тонну.

Одна из исторических легенд гласит, что именно эта статуя послужила причиной недовольства афинян деятельностью Перикла и Фидия. По одной из версий, свой жизненный путь великий мастер закончил в тюрьме. Однако есть предположение, что он покинул город и умер на чужбине.

Судьба Афинского Акрополя оказалась непростой.

В 5 веке Парфенон стал использоваться в качестве христианской церкви – Премудрости Богоматери.

В начале 13 века в Афины пришли крестоносцы. Герцоги Деларош устроили в Акрополе свою резиденцию. Парфенон, на некоторое время стал католическим кафедральным собором Notre Dame d'Athenes.

Когда в 15 веке Византию завоевали турки, Парфенон превратили в мечеть, пристроив к ней минарет. А вот в Эрехтеоне разместился гарем турецкого коменданта.

В 17 веке во время войн, Парфенон стал использоваться как арсенал, в котором хранили боеприпасы. В 1687 году венецианцы, обстреливая с моря цитадель турок, попали прямиком в Парфенон. От взрыва его центральная часть была почти полностью разрушена. Взрывом была уничтожена и часть Пропилей. В том же году храм Ники Аптерос был разобран турками, на блоки для укрепления бастиона.

В начале 19 века, во время наполеоновских войн, британский посол в Константинополе Лорд Джеймс Брюс Элгин по соглашению с турецким правительством начал демонтаж и вывоз уцелевших рельефов и скульптур с храмов акрополя. Свои действия он мотивировал желанием спасти древнегреческие ценности в период не стабильной политической обстановки в стране.

По сути это была крупнейшая кража произведений античного искусства. Под давлением общественности, Элгин был вынужден продать свою коллекцию Национальному Британскому музею. Сейчас это крупнейшее собрание древнегреческой скульптуры афинского акрополя называется Мраморы Элгина. (Спор о праве владения Британией этой коллекцией всё ещё не закончен).

Когда после наполеоновских войн греки начали освободительную войну против турок, то бывшие властители города решили взорвать весь Акрополь. Тогда от пушечного ядра сильно пострадал Эрехтейон.

Однако план турков был сорван греческим сапёром Костасом Хормовитисом. Сегодня именем этого национального героя названа одна из центральных улиц Афин.

Есть забавная, и вряд ли действительно случившаяся история об одном трагикомичном происшествии этой национально-освободительной компании. Якобы, отряд турецких солдат, укрылся от повстанцев в Акрополе. Вскоре у оборонявшихся закончились патроны. Тогда они начали рушить колонны храмов, с тем, чтобы добыть свинцовые стержни, которыми скреплялись части колонн, и разрезать их на пули. Греческие повстанцы пришли в ужас от такого варварства, и решили выдать противникам патроны, чтобы прекратить этот акт вандализма по отношению к памятнику искусства!

После обретения Грецией независимости, Афины вновь были провозглашены столицей. Акрополь же был передан под государственную опеку. Начиная с 1898 года здесь непрерывно проводятся реставрационные работы. Восстанавливаются храмы, а уцелевшие скульптуры и рельефы теперь выставляются в Музее Акрополя. Под открытым воздухом туристы могут видеть их точные копии.

На долю Афинского Акрополя выпало множество тяжёлых испытаний, и теперь он находится далеко не в том состоянии, каким был в пору расцвета Эллады, но даже сейчас он поражает многочисленных посетителей своим величием, гармонией и совершенством.

Так же вы можете посмотреть сюжет с моего YouTube канала, об Афинском Акрополе, с красочными реконструкциями его облика. И не забудьте подписаться. 🙂

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?

Во что верили древние греки?

Что нужно знать о Гомере и его поэмах?

Этапы развития великой культуры.

Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.

Ордерная система — основа классической архитектуры.

Как строились храмы Древней Греции.

Ансамбль Афинского Акрополя.

Древнегреческая живопись.

Древнегреческая вазопись.

Что мы знаем о древнегреческой музыке?

Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.