МОСКВА, 18 окт — РИА Новости, Владислав Стрекопытов. Остров Пасхи — одно из самых загадочных мест на Земле. Кто и зачем поставил там множество гигантских статуй, из-за чего погибла древняя цивилизация, причем столь внезапно, что многие изваяния так и остались незавершенными, — на этот счет есть разные гипотезы. Новые научные методы помогли внести некоторую ясность. Только за последний год опубликовано несколько новых работ, приоткрывающих тайны Рапа-Нуи, как еще называют остров.Откуда родом рапануйцыНекоторые ученые полагают, что в 800-900-х годах нашей эры остров Пасхи уже был заселен — об этом свидетельствуют обгоревшие пни того времени. Заселить его могли и раньше, но подтверждений этому пока нет. Ясно лишь, что к 1200 году остров уже точно был освоен.О том, откуда прибыли люди, ученые спорили. Большинство указывали на другие острова Восточной Полинезии. Местный язык относится к малайско-полинезийской ветви и близок к тонганскому, таитянскому и гавайскому. По другой гипотезе, предки рапануйцев приплыли из Южной Америки.


к считал, например, знаменитый норвежский исследователь и писатель Тур Хейердал. Чтобы подтвердить это, в 1947 году он вместе с товарищами доплыл на плоту «Кон-Тики» от берегов Перу до атолла Рароиа в архипелаге Туамоту, преодолев 6980 километров.В пользу южноамериканской версии — и характерная инкская кладка ряда сооружений на Рапа-Нуи, и культ человека-птицы. К тому же когда в 1722 году на острове появились первые европейцы, здесь уже активно возделывали сладкий картофель и бутылочную тыкву — сельскохозяйственные культуры, известные тогда только в Южной Америке.Но откуда бы ни прибыли первые поселенцы, им пришлось проделать длинный путь. Остров Пасхи — один из самых удаленных и труднодоступных на планете: 3514 километров до Южной Америки на востоке и 2075 километров до ближайшего обитаемого острова Питкэрн на западе. Местная легенда гласит, что люди приплыли сюда на двух огромных пирогах вместе с семьями и домашним скотом.Генетика дает ответРасшифровки ДНК из захоронений доевропейского периода, выполненные в 2017-м, никаких признаков прямого смешения с южноамериканскими народами в генах коренных жителей не продемонстрировали. В то же время ученые не выявили и «чистой линии» островитян. Исследователи пишут, что с генетической точки зрения самые первые рапануйцы были потомками смешанных браков различных народов Полинезии, Океании, а возможно, и Южной Америки. В новой работе специалисты Медицинской школы Стэнфордского университета в США и Института биомедицинских наук Чилийского университета вместе с коллегами из Великобритании, Мексики и Норвегии изучили ДНК 807 человек, принадлежащих к 15 различным группам американских индейцев и 17 островным сообществам Полинезии.

ставили схему генетических связей между Полинезией и Южной Америкой, охватывающую 32 поколения.Выяснилось, что полинезийцы все же пересекались с древними народами Южной Америки, но произошло это всего однажды, примерно 800 лет назад, предположительно, на Маркизских островах, где оказались представители народа зену, жившего на территории современной Колумбии.Кто прибыли туда первыми, неизвестно. Если индейцы, то Тур Хейердал был отчасти прав. Только заселение началось не с Рапа-Нуи, а с Маркизских островов. И это вполне логично. Хотя они дальше от континента, чем остров Пасхи, добраться до них проще благодаря попутным пассатам и океанским течениям.Позднее, в XIII веке, потомки смешанной линии полинезийцев и индейцев расселились по архипелагу Туамоту, а в XIV веке достигли острова Пасхи, на котором в это время уже жили «чистые» полинезийцы, считают ученые.Не исключено, что рапануйцы могли сами плавать к берегам Южной Америки как до прихода представителей смешанной линии, так и после. Этим, по мнению ученых, и объясняется то, что на острове нашли артефакты и сельскохозяйственные культуры южноамериканского происхождения.Миграция из Юго-Восточной Азии в Полинезию началась примерно три тысячи лет назад. Веками предки нынешних обитателей островов Тихого океана осваивали новые земли, пока не достигли таких удаленных уголков, как Гавайи, Маркизские острова и остров Пасхи.

одолжив движение на восток, они легко могли проплыть еще несколько тысяч километров и достичь Южной Америки.Кто и когда создал статуиГлавная загадка острова Пасхи — кто автор монументальных каменных изваяний моаи. Достоверно определить их возраст пока невозможно. Считается, что их начали создавать не ранее 1000 года нашей эры, а к началу XVII века прекратили, причем многие незавершенные статуи так и остались в каменоломне. По ним сегодня историки изучают мегалитические технологии.Всего за шесть веков сделали около 800 статуй. Более 230 установлены на каменных ритуальных платформах аху в прибрежной зоне острова, почти 400 не завершены, среди них одна гигантская — высотой 21 метр и весом более 200 тонн.Когда сюда прибыли европейцы, население острова не превышало трех тысяч человек. Вряд ли столь небольшая община туземцев, находящихся на весьма примитивном уровне развития, могла построить сотни гигантских статуй и платформ для них.Предположили, что в древности на острове Пасхи была цивилизация с развитой социальной структурой и сложными религиозными культами. А потом исчезла. Сохранились только статуи.Выдвигали самые разные гипотезы причин гибели цивилизации Рапа-Нуи. Главные — экологическая катастрофа, вызванная хищническим истреблением лесов, и военный конфликт, в котором враждующие племена перебили друг друга. Более экзотические — чрезмерное увлечение изваяниями в ущерб хозяйственной деятельности, активность крыс, уничтоживших все семена растений.

ть и другие.Американские антропологи во главе с Робертом ди Наполи из Орегонского университета собрали все радиоуглеродные анализы, по которым можно косвенно оценить дату начала и окончания изготовления статуй, подкрепили их этноисторическими свидетельствами и данными архитектурной стратиграфии и обработали с помощью методов байесовской статистики. Результаты опубликовали в апреле этого года в журнале Journal of Archaeological Science.Оказалось, что строительство культовых монументов продолжалось намного дольше, чем считалось, — вплоть до 1750-х годов. Когда прибыли европейцы, островитяне еще активно возводили новые платформы. Об этом упоминают хроники голландских, испанских и английских мореплавателей.Значит, не было никакого коллапса в начале XVII века. Не нашли и признаков племенной розни. Наоборот, все статуи изготавливались в одной каменоломне посредством общих орудий труда.Изучив 11 платформ аху, исследователи установили, что все они сделаны по одному принципу. Это говорит о культурной и технологической преемственности, сохранявшейся на острове веками, что никак не увязывается с гипотезой внезапного краха. Климатическая гипотезаЦивилизация острова Пасхи пришла в упадок из-за климатических изменений, считают ученые из Чили, Испании и Норвегии, недавно опубликовавшие статью в журнале Proceedings of the Royal Society B.Авторы работы — 11 экспертов в области экологии, истории и археологии — применили междисциплинарный подход, основанный на палеоклиматических реконструкциях.

о позволило понять причинно-следственные связи природных и социальных событий на острове.То, что до прихода европейцев островитяне жили в единстве с природой, а европейцы все разрушили — миф. Ситуация там никогда не была идиллической. На маленьком и удаленном острове в центре Тихого океана небольшая изолированная популяция постоянно боролась за выживание. Численность ее то уменьшалась, то увеличивалась в зависимости от природных условий.Дело в том, что на этот район сильно влияет Южная осцилляция — долгосрочное метеорологическое явление, выражающееся в периодических колебаниях температуры поверхности Тихого океана в его восточной тропической части. Теплая фаза осцилляции известна как Эль-Ниньо, а холодная — Ла-Нинья.Исследование показало, что сокращение населения, как правило, совпадало с холодной фазой, когда количество осадков было минимальным. Это приводило к неурожаям и голоду. Палеоботанические данные указывают на то, что остров покрывала обильная растительность. Однако со временем расчистка земель под сельскохозяйственные угодья уничтожила леса и это усугубило и без того тяжелую экологическую ситуацию.По мнению исследователей, жители Рапа-Нуи пережили по крайней мере три социальных кризиса. Первый, в 1450-1550 годах, очевидно, был связан с климатическими изменениями. В Европе на это время приходится столетнее похолодание, известное как Малый ледниковый период. Еще один упадок случился между прибытием первых европейцев и серединой 1770-х годов. Причина неизвестна. Третий кризис — в XIX веке из-за распространения эпидемических болезней и работорговли.В любом случае в популяционной истории островитян признаков одной отчетливо выраженной социальной катастрофы не обнаружили. Численность населения менялась плавно, достигая в лучшие времена десяти-пятнадцати тысяч, а в худшие уменьшаясь до двух-трех.


Источник: ria.ru

Тайна острова Пасхи

Об этом как минимум свидетельствует высокая концентрация в почве фосфора и кальция, которые очень важны для роста сельскохозяйственных растений. Анализ образцов земли показал, что у подножия вулкана древняя цивилизация выращивала бананы. Также в почве были найдены следы батата, который для жителей острова является чем-то вроде картофеля. Еще одним выращиваемым в этих краях растением считается колоказия, которая является ингредиентом гавайского блюда лаулау с добавлением свинины.

По мнению исследователей, почва возле вулкана Рано Рараку могла быть самой плодородной на острове. Не удивительно, что коренные жители хотели сохранить это плодородие как можно дольше. Если они действительно верили в то, что в статуях моаи заключена сверхъестественная сила богов, вождей и предков, они вполне могли устанавливать их возле мест посадки важных для их жизни растений.

А вы знаете, куда и почему делись остальные виды людей?


Однако, судя по всему, божественная сила древнему народу Рапануи не помогла. Представители этой цивилизации и строители загадочных статуй исчезли еще до того, как остров Пасхи был открыт европейцами. Причиной падения цивилизации считается то, что она вырубила практически все леса и исчерпала весь запас ресурсов. К тому же, на острове обитало несколько племен и между ними возникали войны за ресурсы.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!

Кстати, еще одна теория насчет предназначения статуй гласит, что разные племена соревновались в том, кто построит самые крупные памятники. Их высота составляла от 3 до 5 метров, а масса в среднем равнялась примерно 5 тоннам. Одна из статуй под названием Хоа Хакананайа сегодня считается произведением искусства и хранится в Британском музее.

Кстати, на тему вражды между между племенами острова Пасхи рекомендую посмотреть фильм «Рапа Нуи» 1994 года. Конечно, историческая ценность кинокартины подвергается большому сомнению, но то, как местные жители уничтожили природу, в ней показывается очень хорошо.

Источник: Hi-News.ru

Материал и каменоломни[править | править код]


Большинство моаи (834, или 95 %) вырублено в крупноблочном тахилитовом туфе или в туффите[6] и туфе андезитовых базальтов каменоломни вулкана Рано Рараку (Rano Raraku). Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Такого материала нет на полуострове Поике. Поэтому немногие мелкие статуи, находящиеся там, изготовлены из местных пород. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 — из трахита; 17 — из красной базальтовой пемзы вулкана Охио в бухте Анакена и из других месторождений; 13 — из базальта; 1 — из муджиерита вулкана Рано Као. Последняя — это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго, известная как Хоа Хакананаиа (Hoa Hakananai’a). С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао, но, возможно, и из такого же материала более близких месторождений.[7][8]

Размер и вес[править | править код]

В очень многих публикациях вес моаи сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3—3,2 г/см³), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше (меньше 1,4 г/см³, редко 1,7 г/см³). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи действительно изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.


Обычный размер моаи — 3—5 м. Средняя ширина основания — 1,6 м. Средний вес таких статуй — менее 5 т (хотя указывается масса в 12,5—13,8 т). Реже высота статуй — 10—12 м. Не более 30—40 статуй имеют вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных — это моаи Паро (Paro) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura) высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории — моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.

Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая — Пиропиро, 11,4 м.

А вообще крупнейшая статуя — El Gigante размером около 21 м (по разным сведениям — 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес — и 145—165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500—800 кг, реже 1,5—2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.[9]

Расположение[править | править код]


Более ранние моаи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же просто на открытой местности. Возможно, что транспортировка некоторых статуй так и не завершилась. Аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики, установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку, взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, — на когда-то стоявшую перед ними деревню. Исключением являются статуи аху А-киви, которое расположено в глубине острова. Эти моаи смотрят в сторону океана. Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.

Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле. Исследования последних лет выявили процесс периодического демонтажа статуй для переноса их на новые постаменты, а также для окончательного погребения их под завалами камня.[источник не указан 1540 дней]

Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку. Часть не вырубили полностью или же они изначально должны были оставаться в таком положении, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Раньше считалось, что все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Сейчас предполагают, что они и были предназначены для этого места. Также им не собирались делать глаза. Позже эти статуи оказались погребены делювием со склона вулкана.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты или упали по естественным причинам (землетрясения, удары цунами). Сейчас около 50 статуй восстановлены на церемониальных площадках или в музеях в других местах. Кроме того, сейчас одна статуя имеет глаза, так как было установлено, что в глубоких глазницах моаи некогда были вставки из белого коралла и чёрного обсидиана, последний мог заменяться чёрной, но затем покрасневшей пемзой.

Художественный стиль[править | править код]

Общеизвестный стиль статуй среднего периода истории острова Пасхи появился не сразу. Ему предшествовали стили монументов Раннего периода, которые подразделяют на четыре типа.

  • Тип 1 — четырёхгранные, иногда сплюснутые каменные головы прямоугольного сечения. Туловища нет. Материал — желтовато-серый туф Рано Рараку.
  • Тип 2 — длинные столбы прямоугольного сечения с изображением малореалистичной фигуры в полный рост и непропорционально короткими ногами. Найден только один завершённый образец на аху Винапа, первоначально двуглавый. Два других незаконченных — в карьерах Туу-Тапу. Материал — красная пемза.
  • Тип 3 — единственный экземпляр реалистичной коленопреклонённой фигуры из туфа Рано Рараку.[10] Найдена там же, в отвалах древнейших карьеров.
  • Тип 4 — представлен большим количеством торсов, прототипов статуй Среднего периода. Изготовлены из твёрдого, плотного чёрного или серого базальта, из красноватой пемзы, из туфа Рано Рараку и муджиерита. Отличаются выпуклым и даже заострённым основанием. То есть они не предназначались для установки на постаменты. Их вкапывали в землю. Они не имели отдельного пукао и удлинённых мочек ушей. Три прекрасных образца из твёрдого базальта и муджиерита были вывезены и находятся в Британском музее в Лондоне, в Музее Отаго в Данидине и в брюссельском Музее пятидесятилетия.[11]

Статуи Среднего периода являются усовершенствованным вариантом менее крупных статуй предшествующего периода. Вопреки расхожему мнению, лица, воспроизведённые на них, не европейские, а чисто полинезийские. Излишне вытянутые головы появились благодаря непропорциональному растягиванию поздних монументов в погоне за всё большей высотой. При этом всё равно отношение длины к ширине носа (снизу) осталось «азиатским».

Начиная с Хоа Хакананаиа, также некоторые статуи Среднего периода покрывались резьбой. Она включает maro — изображение на спине, напоминающее набедренную повязку, дополненную кругом и м-образной фигурой. Пасхальцы трактуют этот рисунок как «солнце, радуга и дождь». Это стандартные для статуй элементы. Другие рисунки более разнообразны. На передней стороне может быть что-то похожее на воротник, хотя, конечно, фигуры обнажены. Хоа Хакананаиа сзади имеет также изображения вёсел «ао», вульв, птицы и двух птицечеловеков. Считают, что изображения, относящиеся к культу птицечеловека, появились уже в Среднем периоде. Одна статуя со склона Рано Рараку имеет на спине и груди изображения трёхмачтового камышового судна или, по другой версии, европейского корабля. Однако многие статуи могли не сохранить свои изображения из-за сильной эрозии мягкого камня. Изображения имелись и на некоторых цилиндрах пукао. Хоа Хакананаиа, кроме того, имела раскраску тёмно-бордовой и белой краской, которая была смыта при перемещении статуи в музей.

История создания[править | править код]

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовали огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о вожде клана Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестерыми его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

В 1955—1956 годах путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Одним из основных в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению статуй моаи. В итоге тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее своё название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.

По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня»[12]. Туземцы — участники эксперимента — сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении[13]. Антропологи повторили эксперимент в 2012 году, сняв его на видео[14].

Существует гипотеза, согласно которой древние полинезийцы воздвигали моаи, поскольку верили, что те помогают сохранить плодородие земли. В публикации 2019 года, содержавшей результаты анализа почв вокруг двух скальных монолитов у подножия вулкана Рано Рараку, из которых были вырублены большинство моаи, указывается, что эти почвы, наиболее плодородные на острове, несут следы сельскохозяйственного культивирования. По словам одной из авторов исследования, плодородию способствовало постоянное насыщение почв частицами пород из каменоломен Рано Рараку[15].

Названия видов камня острова на местном языке[править | править код]

Породы выстроены в порядке убывания прочности.

  1. Маеа матаа (рапан. маеа — камень, матаа — наконечник) — обсидиан.
    Маеа ренго ренго — гальки халцедона и кремня.
  2. Маеа невхиве — чёрный тяжёлый камень (чёрный гранит по У. Томсону), фактически это ксенолиты трахибазальта. Использовался для крупных рубил.
    Маеа токи — базальтовые ксенолиты основных и ультраосновных пород, включённых в туфы и туфоконгломераты. Использовались для молотков и рубил.
  3. Гавайитовые (андезитовые) базальтовые лавы и муджиерит (разновидность базальтовых туфов по Ф. П. Кренделеву); может быть, ещё трахит (это не базальт). Использовались для нескольких небольших статуй. Скорее всего, эти породы относятся к «маеа пупура» (см.4).
  4. Маеа пупура — плитняк андезитовых базальтовых туфов, идущий на изготовление изгородей, стен домов и монументальных платформ аху.
  5. Маеа матарики — крупноблочный тахилитовый туф или туффит и туф андезитовых базальтов, шли на изготовление основной массы статуй моаи. Размер блоков определял размер статуи.
  6. Кирикири-теа — мягкий серый базальтовый туф, использовался для изготовление краски.
    Маеа хане-хане — чёрная, затем краснеющая базальтовая пемза, шедшая на причёски пукао, некоторые статуи, в строительство, на краски и абразивы.
    Пахоехое (таитян.) — пемзы андезитовых базальтов.[16]

Эмодзи моаи[править | править код]

В 2010 году Моаи был включен как эмодзи (🗿) в Юникоде версии 6.0 под кодом U+1F5FF.

В 2020 году эмодзи стало очень часто использоваться в интернет-мемах. Статуи, в данном случае, буквально иллюстрируют выражение «сидит с каменным лицом». Кажется, что моаи по сути близки к фейспалму, которым пользовались еще несколько лет назад. Но, на самом деле, эта реакция подчеркнуто как нейтральная — просто молчаливое непонимание того, что происходит[17][18].

В кино[править | править код]

  • Рапа Нуи (фильм) (1994)

См. также[править | править код]

  • Остров Пасхи
  • Аку-Аку
  • Аху
  • Вулканический туф

Источники[править | править код]

  • Hendleman, Jim. Jaredites : the Missing Civilization X. — AuthorHouse, 2013. — P. 486. — ISBN 978-1-4817-3321-2.

Литература[править | править код]

  • Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. — 181 с. (Серия «Человек и окружающая среда»). — ISBN 5-02-029176-5.
  • Кренделев Ф. П. Остров Пасхи. (Геология и проблемы). — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1976.
  • Хейердал Т. Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана (2 тома научных отчётов)
  • Хейердал Т. Искусство острова Пасхи. — М.: Искусство, 1982. — 527 с.
  • Хейердал Т. Аку-Аку.
  • Хейердал Т. Остров Пасхи: разгаданная тайна. — Random House, 1989.
  • Jo Anne Van Tilburg. Easter Island Archaeology, Ecology and Culture. — London and Washington: D. C. British Museum Press and Smithsonian Institution Press, 1994. — ISBN 0-7141-2504-0

Источник: ru.wikipedia.org

Археологи и палеонтологи исследуют сохранившиеся строения, домашнюю утварь, моаи, а также останки животных, которых употребляли в пищу. Так как летописи рапануйцев написаны иероглифами, которые трудно расшифровать, все даты, предшествующие времени контактов островитян с европейцами, установлены приблизительно и многие предположения невозможно доказать. Кроме того, некоторые из перечисленных ниже событий могут пересекаться по времени. Все даты относятся к нашей эре.

400 На остров высаживаются от 20 до 50 полинезийских поселенцев. Они приплывают, вероятно, на больших 15-метровых (или даже более длинных) пирогах, пригодных для выхода в океан и способных перевозить груз более 8 000 килограммов.

800 В отложениях уменьшается количество пыльцы деревьев. Это означает, что на острове вырубается лес. Увеличивается количество пыльцы трав, так как некоторые очищенные от леса площади зарастают травой.

900—1 300 Около трети костей, оставшихся от животных, мясом которых питались в этот период, составляют кости дельфинов. Чтобы ловить дельфинов в открытом океане, островитяне используют большие пироги, которые делают из стволов пальм. Деревья служат также основой приспособлений, с помощью которых передвигают и поднимают в вертикальное положение моаи, сооружаемые сейчас в больших количествах. Люди все активнее занимаются сельским хозяйством и заготовляют дрова, продолжая тем самым уничтожать леса.

1 200—1 500 Сооружение статуй в самом расцвете. Все ресурсы и силы островитян направлены на создание моаи и церемониальных платформ, на которые их устанавливают. Археолог Джо Энн Ван Тилберг пишет: «Социальная структура рапануйского общества настойчиво поощряла островитян к созданию новых и все более крупных статуй». Она добавляет, что «за период от 800 до 1 300 лет было сооружено около 1 000 статуй… то есть одна статуя на каждые 7—9 человек в то время, когда численность населения острова была, по оценкам, максимальной».

Очевидно, статуям моаи не поклонялись, хотя они и играли определенную роль в обрядах погребения и в обрядах, связанных с сельским хозяйством. Возможно, их считали жилищем духов. Похоже, что они также символизировали силу, положение и родословную тех, кто их сооружал.

1 400—1 600 Население достигает максимума: от 7 000 до 9 000 человек. Исчезают последние участки леса. Частично это объясняется вымиранием лесных птиц, которые опыляли деревья и переносили семена. «Исчезли все местные лесные виды птиц», — говорится в журнале «Дискавер». Исчезновению леса способствовали и крысы. Найдены свидетельства того, что они поедали орехи пальм.

Начинается эрозия почвы, пересыхают реки, не хватает воды. В пластах отложений, датируемых примерно 1500 годом, исчезают кости дельфинов. Возможно, на острове не осталось деревьев, пригодных для строительства больших океанских пирог. Островитяне теперь уже не могут покинуть остров. Людям начинает не хватать пищи, и они истребляют морских птиц. Люди едят все больше куриц.

1 600—1 722 Отсутствие лесов, расширение сельского хозяйства и истощение почвы все чаще приводят к неурожаям. Начинается голод. Рапануйцы делятся на две противоборствующие группировки. Появляются первые признаки социального хаоса, возможно даже людоедства. На острове правит закон силы. Стремясь обезопасить себя, люди перебираются жить в пещеры. Численность населения стремительно падает, и примерно в 1700 году на острове остается всего около 2 000 человек.

1 722 Голландский мореплаватель Якоб Роггевен становится первым европейцем, открывшим остров. Это происходит на Пасху, отсюда и название острова. Роггевен пишет: «Общий пустынный вид [острова Пасхи] производил впечатление крайней бедности и бесплодности».

1 770 Примерно в это время соперничающие кланы оставшихся в живых рапануйцев начинают опрокидывать статуи, поставленные конкурентами. Когда в 1774 году остров посещает английский мореплаватель, капитан Джеймс Кук, он видит, что многие статуи повалены.

1 804—1 863 Увеличивается число контактов островитян с другими цивилизациями. Рабство, распространенное в это время в тихоокеанских странах, и болезни уносят много человеческих жизней. Исчезает традиционная культура рапануйцев.

1 864 К этому времени опрокинута последняя моаи, у многих статуй умышленно отколоты головы.

1 872 На острове остается только 111 коренных жителей.

В 1888 году остров Рапа-Нуи был присоединен к Чили. В настоящее время на острове проживает около 2 100 человек: коренных островитян и переселенцев. Правительство Чили объявило весь остров историческим памятником. Чтобы сохранить уникальные черты и историю острова Рапа-Нуи, многие статуи вновь были установлены.

Почему рапануйцы не поняли, куда они идут, и не попытались предотвратить катастрофу? Вот что говорят об этом ученые.

«Лес… исчез не внезапно, он уменьшался постепенно, десятилетиями. […] Даже если кто-то из островитян и пытался предупредить соплеменников о том, чем чревато уничтожение леса, его предупреждением пренебрегали, потому что это затрагивало эгоистичные интересы скульпторов, правителей и их прислужников» («Дискавер»).
«То, что произошло на Рапа-Нуи, означало, что бесконтрольный рост населения и стремление распоряжаться ресурсами окружающей среды, переходя за определенную критическую точку, были не просто признаками индустриализации мира; это характерная особенность человека» («Нэшнл джиогрэфик»).

В книге «Остров Пасхи — остров Земля» есть поразительные слова: «Тот, кто срубил [на Рапа-Нуи] последнее дерево, видел, что оно было последним. Но он (или она) все же срубил его» («Easter Island—Earth Island»).

Источник: www.drive2.ru


Categories: Остров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.