В центральной части Тенерифе возвышается главная достопримечательность острова – вулкан Тейде. Его пик высотой 3718 м считается самой высокой точкой над уровнем моря среди всех островов Атлантики. Если измерять его со дна океана, то общая высота составит 7500 м – это самый высокий вулкан в мире (от основания до вершины), если не считать вулканы Гавайских островов. По данным ЮНЕСКО и НАСА, Тейде считается третьей по высоте вулканической структурой Земли. Стратовулканы Тейде и соседний Пико Вьехо («Старый Пик» в переводе, хотя на самом деле он моложе Тейде) являются самыми последними центрами активности на Тенерифе. Последнее извержение произошло в 1909 году, до этого были зафиксированы извержения в начале и конце 18 века – в 1704, 1705, 1706 и 1798 годах. В 1706 году вулканическая лава уничтожила портовый город Гарачико и несколько окрестных деревень. Если ехать по шоссе TF-38, то можно полюбоваться уникальным ландшафтом из застывшей лавы от извержения 1798 года к западу от Пико Вьехо.


Поднявшись на Тейде, вы увидите гигантский котлован, оставшийся от первоначального вулкана Лас Каньядаса. Эта впадина называется кальдера («котел») Лас Каньядас, и ее максимальный диаметр – порядка 16 км. Со временем внутри этой кальдеры и возник новый вулкан – Тейде.

Подъем к вулкану на высоту 3555м осуществляется по канатной дороге, остальные 163 м ведут прямо к кратеру – чтобы туда попасть, необходимо заранее оформить разрешение на сайте http://www.reservasparquesnacionales.es/real/parquesnac/usu/html/inicio-reserva-oapn.aspx?ii=6ENG&cen=2&act=+1 и распечатать его. При посещении кратера, кроме разрешения при себе необходимо иметь паспорт и ксерокопию страницы паспорта с фотографией.

Чтобы не стоять в очереди на фуникулер в высокий сезон, можно купить билеты онлайн на сайте: https://www.volcanoteide.com/ru. Стоимость проезда в одну сторону – 13,5 евро. При посещении вулкана рекомендуем взять с собой теплые вещи – в любое время года на вершине Тейде довольно холодно и ветрено, температура падает до 5-10 градусов. В ясную погоду с вершины открывается потрясающий вид на окрестности, в том числе и на соседние острова Канарского архипелага. Самый близкий из них – остров Ла Гомера.

Гуанчи называли Тейде «Вратами в ад» и верили, что в вулкане живет самое мощное олицетворение сил зла – демон Гуайота.

На склонах вулкана располагается Национальный парк Тейде площадью 18900 га, который в 2007 году был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тейде – самый посещаемый национальный парк в Испании и Европе, ежегодно сюда приезжают 3-4 миллиона человек. Это самый старый из Канарских парков с самым необыкновенным ландшафтом, в котором вулканические конусы и потоки лавы образуют марсианского вида пейзажи с застывшими в причудливых формах черными и красными камнями.


Уникальная флора парка насчитывает 168 видов растений, среди которых 33 вида эндемичны. На склонах вулкана, на высоте от 1000 до 2100 м растут канарские сосны (Pinus canariensis); выше, в кальдере Лас Каньядас, прижились менее устойчивые виды, например, канарский кедр (Juniperus cedrus). Самые распространенные виды растений в парке Тейде – белый ракитник Тейде (Spartocytisus supranubius) с белыми и розовыми цветами, канарский уоллфлауэр (Erysimum scoparium) с фиолетовыми и белыми цветами, синяк Вильдпрета (Echium wildpretii), образующий длинные цветочные конусы красного цвета.

Маргаритку Тейде (Argyranthemum teneriffae) можно найти на высоте, близкой к 3600 м над уровнем моря, а фиалку Тейде (Viola cheiranthifolia) – на самой вершине вулкана, что делает ее самым высокорастущим цветущим растением в Испании.

В Национальном парке Тейде проживает огромное количество видов беспозвоночной фауны, из которой более 40% является эндемичным видом (свойственным только данному острову) – 70 видов встречаются только здесь, в национальном парке. В основном, это различные пауки, жуки, двукрылые, жесткокрылые и перепончатокрылые. При этом позвоночных в парке, наоборот, крайне ограниченное количество – всего десять видов гнездовых птиц. К ним относятся голубой зяблик, канарский конёк, атлантическая канарейка и подвид пустельги.


Также в парке обнаружены три вида рептилий: канарская ящерица, тенерифский геккон, канарский сцинк.

Единственные млекопитающие, изначально живущие в парке – летучие мыши, наиболее распространенным видом которых является летучая мышь Лейслера (Nyctalus leisleri). Другие млекопитающие, такие как муфлон, кролик, домашняя мышь, черная крыса, дикая кошка и алжирский еж, были завезены в парк.

После посещения вулкана настоятельно рекомендуем посетить скалы де Гарсия (Roques de García), являющиеся частью Национального парка Тейде. Причудливые формы огромных скальных образований являются результатом длительного накопления нескольких слоев различных материалов и воздействия продолжительной эрозии. Возраст скал оценивается в 1,4–1,7 миллионов лет. Самая известная скала и главная достопримечательность скалистой долины – «Roque Cinchado», которую еще называют «Пальцем Бога». Внимания заслуживают и впечатляющие «La Catedral» и «La Cascada».

Сходство между условиями окружающей среды и геологическими особенностями Национального парка Тейде с планетой Марс превратило это место в территорию для исследований, связанных с красной планетой, также Тенерифе считается идеальным местом для тестирования аппаратов, отправляемых на Марс. Марсианские пейзажи окрестностей Тейде с удовольствием снимают кинорежиссеры, например, здесь проводились съемки отдельных сцен таких фильмов как «Миллион лет до нашей эры», «Битва Титанов» и «Гнев Титанов».


На склонах горы Тейде на высоте 2390 м расположена крупная астрономическая Обсерватория (Observatorio del Teide), открывшаяся в 1964 году. Идеальные условия для астрономических наблюдений сделали ее одной из первых международных обсерваторий, в которой были установлены солнечные, звездные (ночные) телескопы и радиотелескопы разных стран. Расположение вблизи экватора, удаленность от крупных населенных пунктов и прекрасная экология делает Тейде идеальным местом для наблюдений за звездами. Из 88 созвездий, признанных Международным астрономическим союзом, здесь можно увидеть 83.

Посещение Обсерватории продолжительностью 1,5 часа сопровождается экскурсией (на испанском, английском, немецком, французском или итальянском языках), в течение которой вам покажут самые интересные объекты обсерватории, наглядно объяснят принцип работы телескопа, в который можно будет и заглянуть. Экскурсии на английском языке проводятся в понедельник, вторник и четверг в 14:30, в среду в 12:00. Стоимость билета – 21 евро. Посещение не рекомендуется детям младше 8 лет. Следует помнить, что из-за неблагоприятных погодных условий посещение может быть отменено, при этом стоимость, уплаченная вами за экскурсию, будет возвращена. Если погодные условия помешают обзору в солнечный телескоп, то вместо этого вам разрешат посмотреть в два ночных телескопа Обсерватории. Уточнить подробности, ознакомиться с правилами посещения, подготовиться к путешествию, а также купить билеты можно на сайте: https://www.volcanoteide.com/ru/volcano_teide/zvezdy/ekskursiya_v_observatoriyu.


Если вы любите ясной ночью посмотреть на звезды, рекомендуем задержаться у Тейде до наступления темноты, а еще лучше – остаться на ночь. Тогда вы увидите незабываемое, словно нависшее над землей небо, усыпанное яркими звездами, среди которых хорошо просматриваются все созвездия, а летом отлично виден Млечный путь. Строительство в Национальном парке не поощряется, поэтому остановиться на ночь можно в двух местах: в отеле «Парадор» (сети государственных отелей Испании, которые располагаются в различных интересных местах этой страны) и туристической базе «Алтависта», расположенной в горах на высоте 3260 м. Стоимость одной ночи в «Алтависта» (вы можете остаться только на одну ночь) составляет 25 евро, с возможностью посетить кратер вулкана до 9 часов утра без предварительного разрешения. Условия проживания, расписание и тарифы можно посмотреть здесь: https://www.volcanoteide.com/ru/gornaya_turbaza_altavista/tarify_i_raspisanie.

Администрация парка предлагает несколько платных экскурсий и астрономических туров длительностью от 50 минут до 8,5 часов. Ознакомиться с вариантами также можно на сайте: https://www.volcanoteide.com/ru/uslugi/zvezdy#.

Источник: estate-spain.com

Подарок от Папы


Канарский архипелаг от Пиренейского полуострова удален на 1400 км, дистанцию вполне достаточную, чтобы никто даже не задавался никогда вопросом, а жили ли когда-то на Канарах иберы — предки нынешних испанцев. От ближайшнй точки африканского континента до островов — всего 95 км. В античную эпоху острова посещали финикийцы, греки и карфагеняне. Название «Испания» же, по большому счету, впервые рядом с термином «Канары» в анналах истории упоминается в 1344 году, когда Папа Римский Климент VI, желая утвердить на землях архипелага господство католической церкви учредив постоянно действующий епископат, подарил острова Кастилии.

Государственное новообразование назвали Королевством Канарских островов (Reino de las Islas Canarias) или Княжеством Фортуны (Principado de la Fortuna). Маловероятно, что тогдашние канарские испанцы сразу же после обретения столь пышного названия их территории почувствовали себя «исторически сложившейся частью человечества, объединенной устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры», как определяет нацию академические словари.

Однако некоторые испанские историки, теме не менее, склонны считать датой рождения канарского национализма именно время папского указа середины XIV века. А возникшее практически в момент оглашения решения Климента желание у других стран (Франции, Португалии, Нидерландов) отобрать у Мадрида дарованный ему понтификом лакомый кусок, и сопротивление канарско-кастильских воинов регулярным нашествиям (и захватам островов пришельцами) в трудах этих ученых превосходно укладывается в схему «национально-освободительной борьбы народа Канарских островов».

Вся сила — в покровителе


Национализм периода середины XIV — середины XIX вв. был довольно своеобразным явлением: правители островов прекрасно понимали, что выжить с гордо поднятой головой среди дерущихся за архипелаг таких хищников, как Франция, Португалия, Испания и особенно Великобритания, отстающим в техническом развитии Канарам самостоятельно не удастся. А посему требуется выбрать себе сильного покровителя и партнера, с которым было бы наиболее удобно идти по жизни. Канары выбрали Испанию, которая, в благодарность за это решение, предоставила островам «режим исключительности» в международной торговле. Атлантический архипелаг стал главным перевалочным пунктом на коммерческих путях из Европы в Америку и обратно.

«Режим исключительности» позволял сформировавшейся коммерческой элите архипелага думать о себе, как о представителях отдельно существующего в Испании народа — со своими традициями, интересами, территорией и языком. То, что в XIX веке на Канарах вряд ли можно былой найти человека, который знал бы на языке гуанчей (коренного населения) более тысячи слов и лингвистических оборотов, мало кого из тех исследователей, что хотели придать канарскому национализму историческое долголетие, останавливало. Язык есть — значит, необходимое условие, звучащее в определении нации, соблюдено.

«Подгонять решение под ответ» умеют не только школьники при выполнении домашнего задания, но и вполне взрослые ученые со степенями и монографиями.

Секундино Дельгадо и импортированная национальная идея


Первые признаки организованного стремления к национальному самоопределению проявились на Канарах в самом конце XIX века, когда начали образовываться более или менее важные политические организации. Причем, организационная идея не сформировалась сама по себе «по месту жительства», а была импортирована из Венесуэлы и с Кубы, где стали оформляться канарские диаспоры из числа перебравшихся туда в поисках работы и лучшей жизни жителей «Королевства Фортуны».

По такому сценарию на Тенерифе в первые годы ХХ века сложилась Народная партия сторонников автономии (Partido Popular Autonomista — PPA) во главе с Секундино Дельгадо Родригесом (Secundino Delgado Rodríguez), считающимся одними испанскими историками «отцом канарского национализма», а другими — «обычным анархо-индепендентистом».

Дельгадо, родившийся на о. Тенерифе в 1867 г., знал, естественно, о жизни канарского народа не понаслышке, однако руководить формированием национального самосознания, как и большинство (не только испанских) пламенных революционеров того периода времени, предпочитал из-за рубежа.


1885 году по причине кризиса в сельхозотрасли, приведшего к быстрому росту безработицы, он перебрался на Кубу, где и занялся активно политической деятельностью, сочетая изучение трудов ведущих анархистов того времени Михаила Бакунина и Петра Кропоткина с работой на табачной фабрике. Секундино регулярно публиковал свои заметки о «необходимости пробуждения самосознания угнетенных наций» в рабочей газете El Esclavo («раб» в переводе с испанского — прим. авт.), фактически оттачивая свое пропагандистское мастерство на вопросе освобождения Кубы и обретения ею независимости от испанской короны.

В 1895 году отряд патриотов острова под руководством Хосе Марти, захватил бо́льшую часть кубинской территории, после чего (в 1896) Дельгадо, решив, что он достаточно натренировался в борьбе за независимость Кубы, может и должен применить свои знания на родине, вернулся на Тенерифе. Яркое проявление им анархистских взглядов и часто повторявшиеся в его речах слова «независимость» и «отделение» довольно быстро сформировали у испанских властей ощущение, что пребывание на свободе для этого политического деятеля — излишество, однако и сам он вовремя успел понять, что за канарскую независимость бороться лучше издалека, после чего отбыл в Венесуэлу. Где сколотил внутри диаспоры выходцев с Канарских островов организацию, проповедовавшую идеи борьбы за независимость архипелага от Испании.

Его статьи в газете El Guanche («Язык гуанчей») властями Венесуэлы не остались незамеченными, что и заставило Дельгадо в 1898 году покинуть территорию латиноамериканского государства и вернуться на Тенерифе.


К тому времени США начали военные действия против Испании на Кубе, представив свою интервенцию «интернациональной помощью соседям в борьбе за свободу и демократию против Мадрида-колонизатора», что сформировало у Секундино уверенность в том, что на Кубе все решится и без него, и есть смысл заняться освобождением от пут Мадрида уже родных Канарских островов.

Однако дальше идей ни самому Секундино Дельгадо, ни РРА продвинуться не удалось: мелкие успехи партии в 1900−01 гг. на муниципальных выборах погоды не сделали, зато в очередной раз продемонстрировали властям, насколько опасно держать этого инакомыслящего на свободе. В 1902 он был арестован по обвинению министром обороны Валериано Вейлером в изготовлении взрывных устройств, использовавшихся в атаке на официальное представительство Испании в Гаване (Capitanía General de La Habana), состоявшейся в 1896 г.

В тюрьме Дельгадо написал книгу «Крестный путь», формально считающуюся у националистов программным документом, но фактически при этом остающуюся не более чем символом, которому поклоняются просто по традиции, не задумываясь о его содержании. Последние годы жизни провел на свободе, посвящая себя больше литературной, чем политической деятельности.

Канарская Националистическая Партия: родиться, чтобы умереть и воскреснуть

В 1924 году, через 12 лет после смерти Секундино Дельгадо, канарский национализм получил новый импульс — в Гаване, к тому времени давно освободившейся от испанской зависимости и плотно находившейся в зависимости от США была создана Канарская Националистическая Партия (Partido Nacionalista Canario — PNC).

Деятельность новой политической организации националистов длилась недолго: народ на идею отделения от Испании реагировал вяло, а буржуазии подконтрольность островов династии Бурбонов, восседавшей в Мадриде, не мешала: исключительное географическое положение островов, образно говоря, позволяло «собаке вилять хвостом», а не наоборот. В положении «ни рыба, ни мясо» PNC просуществовала до пришествия к власти Франко, после чего исчезла совсем. Но, как выяснилось значительно позже, не умерла а, скорее, впала в летаргию, из которой вышла в 1982, вернувшись на политическую арену.

Во время Второй Испанской Республики националистическое движение на Канарах особо не ощущалось: демократическое правительство страны предложило архипелагу статус автономного образования. Пока местные власти думали, стоит ли с этим соглашаться, подоспела Гражданская война, которая поставила точку в размышлениях: для Франко не существовало ни каталонцев, ни басков, ни галисийцев, ни «канариос» — все живущие в Испании должны быть испанцами и точка. Спорить с генералиссимусом до самой его смерти в 1975 году никто из островитян не решился.

Отдельные громкие слова о необходимости борьбы за самоопределение и даже независимости Канар звучали, но исходили они не от националистов, а от представителей Коммунистической партии Испании (Partido Comunista de España — PCE), руководствовавшихся, естественно, ленинскими принципами самоопределения нации вплоть до отделения. Однако трезвый экономический анализ ситуации даже самим коммунистам показывал, что красота политических лозунгов достойного существования региону в случае реализации сепаратистских идей не принесет.

В период диктатуры чувство национальной (в смысле — канарской) гордости население островов предпочитало хранить в себе, не вынося его на всеобщее обозрение. Однако некоторые робкие попытки создания политических организаций, ратовавших за индепендентизм, все же были. В 1959 году активист левой политической ориентации Фернандо Сагасета сформировал группу

Canarias Libre («Свободные Канары»). Долго ячейка не просуществовала — власти арестовали почти всех.

Независимость, дарованная Африкой

В 1964 году возникла еще одна сепаратистская организация — «Движение за самоопределение и независимость Канарского архипелага» (Movimiento Por la Autodeterminación e Independencia del Archipiélago Canario — MPAIAC). Базировалась она в Алжире, куда руки Франко дотянуться не должны были, а вот акции свои проводила на канарской территории. При этой группе были сформированы боевые команды «Канарские вооруженные отряды» (Destacamentos Armados Canarios — DAC) и «Вооруженные силы гуанчей» (Fuerzas Armadas Guanches — FAG), попытавшиеся бороться за независимость методами террора.

В 1968 году Канарским островам было предоставлено право на самоопределение. Страны-члены Организации Африканского Единства (ОАЕ), основываясь на том, что географически архипелаг является неотъемлемой частью Африки, а не Европы, заявили, что Канары должны стать независимыми и освободиться от статуса колонии Испании. Диктатор, восседавший в Мадриде на это заявление даже не обратил внимания.

После смерти Франко националисты вздохнули свободно и занялись активным партийным строительством. Существовавшие на островах коммунистические ячейки объединились в 1977 году в коалицию «Единый канарский народ» (Pueblo Canario Unido), лидерами которой стали упоминавшийся выше Фернандо Сагасета и Карлос Суарес. В это же время сформировались профсоюзные группы «Канарский рабочий синдикат» (Sindicato Obrero Canario — SOC) и «Канарская конфедерация трудящихся» (Confederación Canaria de Trabajadores — CCT).

Поскольку была объявлена демократия, и инакомыслие перестало считаться преступлением против государства, мелкие партии, в программах и лозунгах которых звучало слово «независимость» плодились и размножались как грибы после дождя. Социологические опросы показывали, что до 35% общества не против того, чтобы островная территория обрела какую-то самостоятельность, хотя нет никаких гарантий, что все 35% отчетливо себе представляли, в чем это должно выражаться, как будет работать и, что самое главное, принесет ли региону и его населению сытную и безбедную жизнь.

Как правило, все разговоры о независимости так и оставались разговорами, выступая для некоторых политиков единственным способом не только держаться на плаву, но и зарабатывать на хлеб насущный. Серьезных угроз целостности Испании это не представляло, да центру в тот так называемый переходный период (до принятия Конституции страны в декабре 1978 года) было не до «играющих в сепаратизм».

Террорист — жертва терроризма

Такая попустительская позиция властей страны однажды обернулась злой шуткой: 27 марта 1977 года в здании аэропорта Лас-Пальмаса (остров Гран-Канария) прозвучал взрыв. По нынешним временам теракт был малорезультативным: восемь пострадавших (семеро — легко, один — серьезно, погибших нет). Но по замыслу авторов (ответственность за взрыв взяла на MPAIAC и ее боевое подразделение, упоминавшееся выше — FAG), должен был сделать Мадрид более сговорчивыми. Газета El País сообщила, что лидер организации — адвокат Антонио Кубильо выступил с заявлением: «Канары находятся в состоянии войны с ноября 1976 года. Мы предупреждаем всех туристов, чтобы не посещали острова до момента, пока архипелаг не получит независимость и ситуация таким образом не нормализуется».

Успеха террористы своей акцией не добились, но в историю все-таки вошли. В качестве косвенных виновников самой большой в истории мировой авиации катастрофы. Дело в том, что из-за взрыва в аэропорту Лас-Пальмаса все прибывавшие в тот день туда самолеты диспетчерам пришлось сажать в аэропорту Лос-Родеос острова Тенерифе, где в результате перегрузки рейсами возникла неразбериха. Стечение этих и еще нескольких обстоятельств (погода, плохое знание испанскими диспетчерами английского языка, ошибки пилотов) привело к тому, что на взлетно-посадочной полосе этого аэродрома столкнулись два широкофюзеляжных лайнера. Катастрофа унесла 583 жизни.

23 февраля 1978 года боевики FAG заложили бомбу с часовым механизмом (2 кг тротила в пластиковом пакете, помещенном в коробку из-под обуви) в Университете-ла-Лагуна (Тенерифе). Взрывное устройство обнаружили раньше, чем оно сработало. При обезвреживании бомбы погиб сапер.

В апреле этого же года уже сам Кубильо стал объектом теракта — на него было совершено покушение, в результате которого лидер канарской независимости остался инвалидом и всю оставшуюся жизнь передвигался на костылях. В 1990 году выяснилось, что покушение было организовано тогдашним министром внутренних дел Родольфо Мартином Вильей и реализовано агентами полиции.

В 1979 г. MPAIAC объявила об отказе от вооруженной формы борьбы, а несостоявшегося «каудильо» соратники отлучили от организации. На этом история канарского терроризма закончилась.

Антонио Кубильо вернулся на Канары из Алжира в 1985, предварительно получив гарантии, что не будет подвергаться преследованию за свою политическую деятельность от премьер-министра Испании Фелипе Гонсалеса.

В 2003 году Верховный суд Испании обязал МВД выплатить Кубильо компенсацию в размере 150.000 € за причиненный ущерб здоровью в результате покушения 1978 года. В 2007 он опубликовал в газете El Día, выходящей на Тенерифе, проект Конституции Канарской Республики, предусматривавшей введение на территории архипелага в обращение собственной денежное единицы «африко», установления обязательной военной службы для мужчин и женщин и создания «Гуанчских вооруженных сил» для обороны островов. Государственными языками Республики наряду с арабским, испанским и французским должен был стать берберийский. До самой смерти (2012) Кубильо в газетных статьях доказывал преимущества «жить отдельно от Испании», но к тому моменту бывшие сподвижники смотрели на него уже просто как на выжившего из ума чудака.

Канарский национализм, как течение философской мысли и политическое движение, жив до сих пор, но носит лишь чисто декларативный характер: депутаты во властных органах от образований подобной направленности определяющей роли в принимаемых автономным правительством и парламентом решениях не играют. В целом же руководство региона старается по максимуму извлекать выгоды из автономного статуса, присвоенного архипелагу в 1982 году: Канары — зона льготного налогообложения, которая плюс ко всему получает из центра субсидии в расчете на одного жителя больше, чем какое-либо другое административно-территориальное сообщество в Испании.

Согласно данным социологических опросов, 12,1% населения Канарских островов «чувствует себя канарцами и никем иным», 7% — только испанцами, 24% — скорее испанцами, чем канарцами, 53,9% — испанцами и канарцами одновременно (остальные проценты — иностранцы, живущие на островах).

Владимир Добрынин, ИА REGNUM

Пушков дал жесткую характеристику американскому постпреду при ООН

Источник: news-front.info

Канарские острова: интересные факты и местные памятки

Стрелитция-райский цветок, символ Канарских островов.Стрелитция-райский цветок, символ Канарских островов. Автор фото — Маркус Миллер.

Канарские острова – многие мечтают побывать в этом райском уголке земного шара, однако отдых здесь доступен только единицам. Это туристическое направление привлекает не только приятным климатом и самобытной культурой, а во многом потому, что Канары считаются знаковым местом. Больше об этом архипелаге на глади Атлантического океана Вы узнаете дальше.

Что стоит знать об островах архипелага?

Вулкан Тейде, остров Тенерифе, Канарские островаВулкан Тейде, остров Тенерифе, Канарские острова. Автор фото — Indgrid0804.

Группа островов, которые принято называть Канарскими, образовались в результате вулканической активности в шельфе Атлантического океана поблизости Испании. Общее количество островов 13, из них 7 крупных и 6 меньших по площади. О самых крупных островах стоит отметить следующую информацию:

  • Самый большой остров называется Тенерифе, его площадь составляет 2 057 км2. Эта часть архипелага уникальна тем, что имеет две официальные столицы и две кардинально разных климатических зоны. Этот остров считается наиболее популярным местом для отдыха, но посетить его стоит в период с июля по конец августа, когда погода наиболее благоприятна;
  • Ценители пляжного отдыха облюбовали другой остров – Гран-Канария. Больше всего туристы концентрируются на столице городе Лас-Пальмас-де-Гран-Канария. Этот город привлекателен своим разнообразием в плане развлечений, в частности гольф-клубов;
  • Остров Лансароте – это менее популярная часть архипелага, но отдых здесь может запомниться надолго. Пляжи здесь есть, не такие протяженные, но оригинальные по своему природному ландшафту. На территории этого острова не так давно наблюдалась высокая вулканическая активность, что изменило облик острова. Здесь немноголюдно, что будет по вкусу любителям одинокого отдыха;
  • Остров Гомера, который известен находящимся на его территории национальным парком Гарахонай. Население небольшое, сконцентрировано больше на территории столицы. Здесь турист может добраться до любого другого острова, используя аэропорт или паром;
  • Иерро – это остров, на котором расположен морской заповедник. Здесь каждый дайвер найдет себе занятие по душе, потому что виды, которые открываются при погружении, поразительны и уникальны;
  • Ла-Пальма – это остров, который полностью считается природным парком. Здесь Вы сможете оценить виды на самый большой вулканический кратер Табуриэнте. Однако стоит помнить – на территории есть действующие вулканы;
  • Если для Вас главное пляж, море и серфинг, то стоит посетить остров Фуэртевентура. Здесь самые протяженные пляжи, высокие горы и практически всегда отличная погода для серфа, потому что жители не помнят ни единого дня без ветра. На территории есть аэропорт, что облегчает доступность до любой другой части архипелага.

Остров Гран Канария, Канарские островаОстров Гран Канария, Канарские острова. Автор фото — Анна Дохерти.

Об остальных островах, что поменьше, можно сказать немного. Постоянно обитаемым считается один из 6-ти – это Грасиоса (здесь живет всего 600 человек). Кусок суши под названием Алегранса знаменит тем, что на его площади располагается живописный маяк, которому больше сотни лет. Ценители рифов и жизни, которая на них обитает, стоит посетить безлюдный остров Лобос. Понаблюдать за жизнью птиц можно на островке Монтанья-Клара. Оценить красивые виды можно на двух небольших, но скалистых островах архипелага – это Роке-дель-Оэсте и Роке-дель-Эсте.

Остров Ла Пальма, Канарские островаОстров Ла Пальма, Канарские острова. Автор фото — Генрик Скризипински.

Остров Монтанья Клара, Канарские островаОстров Монтанья Клара, Канарские острова. Автор фото — Хавьер Ортега Фигуеирал.

Коротко о погоде на Канарах

Остров Гомера, Канарские островаОстров Гомера, Канарские острова. Автор фото — annaeleonora.

Канарские острова, по мнению большинства – это настоящий туристический рай на Земле. Всего на островах присутствуют признаки 28-ми микроклиматических зон. Архипелаг расположен близко в Африке, однако климат более мягкий и влажный. Весь год поддерживается довольно приятная погода, располагающая к отдыху и релаксу.

Основное воздействие на климатическую обстановку оказывают сухие ветра с территории Африки и влажные атлантические пассаты. Кстати, местные жители научились получать из таких благоприятных природных условий пользу в виде возобновляемой энергии. Здесь активно пользуются солнечными батареями, опресняют морскую воду, устанавливают ветряные мельницы.

Особая природа формирования воздушных масс обеспечивают приятное тепло у подножия гор. Однако это же становится причиной снижения температуры на высоких точках. Воздействие сухого воздушного потока с Африки ощущается тем сильнее, чем ближе к Востоку. На Юге более заметно влияние океанического течения – здесь более влажно, что можно отметить по более широкому разнообразию флоры.

В основном приезжающие ориентируются на климатические условия, которые наблюдаются на острове Гран-Канария, а характеристика такая:

  • В холодное время года температура воздуха держится в пределах +20° C;
  • В летний сезон редко превышает +30° C;
  • Среднегодовой температурный показатель удерживается на уровне +22°

Основные черты Канарских островов – оптимальная температура воды в лагунах, яркое солнце, но без палящего зноя. Среднестатистическое температурное колебание держится в пределах 10° С. В этом есть огромный плюс для туристов – просто адаптироваться к температуре, смене суток и сезонов. Но для пляжного отдыха более подходит промежуток с мая по октябрь. Наиболее приемлемый период для купания – с августа по октябрь, когда морская вода прогревается до максимальных показателей. Зимний период – это сезон дождей, который продолжается периодами по 5-6 дней. Стоит помнить, что в это время наиболее часто случаются шторма. Межсезонье (осень и весна) не отличается резкими сменами погодных явлений, поддерживая в целом комфортные природные условия.

Традиции и другие интересные факты о Канарах

Карнавал, Канарские островаКарнавал, Канарские острова. Автор фото — Жан Клод.

Канарские острова – это признанный многими синоним гармонии и веселья без границ. Во многом это отношение к архипелагу сложилось благодаря уникальной культуре и традициям. Местные жители отличаются веселым и жизнерадостным характером, который позволяет им веселиться – это подтверждается во время ярких национальных праздников. Один из таковых карнавал Лас-Пальмас, который начинается в середине января и длится практически месяц. Это действо поражает разнообразием и масштабами проведения.

Конец августа приносит в город Техина (о. Тенерифе) не менее удивительный фестиваль – Сердце Техина. По давно сложившейся традиции каждое семейство в городе должно сделать цветочную композицию в форме сердца. Такие сооружения огромные (не меньше 2 метров в высоту) и поражают оригинальностью. С этими гигантскими букетами участники шествуют к главной площади города, где происходит выбор лучшей композиции.

Но самый главный праздник, который проносится по всем обитаемым островам архипелага – это день Канарских островов. Отмечается этот день 30 мая. Самое масштабное мероприятие происходит на самом большом острове Тенерифе. Посвящён этот день историческому событию, когда острова были признаны независимыми от Испании. Отмечается этот день спортивными состязаниями, выставками, музыкальными концертами и традиционными танцами, к которым может присоединиться каждый желающий.

Это далеко не полный список фестивалей и национальных праздников, которые отмечаются на территории архипелага. Здесь почитают религиозные праздники, проводят состязания по некоторым видам спорта, проводят фестивали, где танцуют и поют. Признанный факт – торжества на Канарах считаются лучшими после бразильских карнавалов и новоорлеанских фестивалей.

Вам непременно будет интересно узнать следующие интересные факты о Канарских островах:

  • Название архипелага происходит от наименования небольших певчих птиц канареек – это так, но с точностью до наоборот. Именно эти птички были названы в честь ныне популярного курорта. Само название архипелага (в оригинале звучит как Insula Canaria) переводится дословно, как «земля собак». Стоит объяснить, что римляне (они открыли острова) «морскими собаками» называли тюленей-монахов, которых на сегодня практически не осталось в мире;
  • По статистике на Канарах любит отдыхать в основном молодежь из Великобритании;
  • Жители архипелага изобрели собственный вид спорта – канарский реслинг, который они переняли от небольшого по численности племени гуанчи. Исторически эта борьба возникла где-то в 1420-м году, однако популярная сегодня стилистика и правила боя возникла относительно недавно;
  • Лавровый массив на острове Гомера считается уникальным и находится под охраной ЮНЕСКО. Но этот остров уникален и тем, что жители сохранили оригинальный канарский диалект, который сегодня называется «гомеровским свистом»;
  • Наиболее нестандартное развлекательно-кулинарное заведение – ресторан El Diablo, который есть на острове Лансароте. Здесь можно попробовать традиционные блюда, приготовленные в жерле вулкана при температуре более 400° С.

Местная культура – это удачное и неповторимое сочетание западноевропейских и латиноамериканских традиций. Культурные традиции и менталитет формировался неоднородно и во многом независимо друг от друга, что было обосновано отсутствием всякого сообщения между островами.

Чем перекусить на Канарских островах?

Папас Арругадас, Канарские островаПапас Арругадас, Канарские острова. Автор фото — kattebelletje.

Кулинарные традиции – это важная часть самобытной культуры архипелага. Главные отличия – это простота и большой выбор продуктов. Формировались гастрономические традиции Канар под влиянием африканских племен и местного племени гуанчи. Но есть несколько блюд, на которые стоит обратить внимание и хотя бы раз попробовать каждому туристу – это:

  • Папас арругадас с соусом мохо – это отварной картофель «в мундире» в воде с большим количеством соли, который перед подачей приправляют соусом мохо. Особенности этого блюда состоят в сортах картофеля, который выращивают здесь. Также можно выбрать один из двух вариантом соуса – неострый с петрушкой или огненный с перцем чили;
  • Блюда из гофио – прожаренной муки грубого помола. Из этого своеобразного полуфабриката готовят рагу, супы, похлебки и выпечку. Но часто гофио едят в виде каши – муку перемешивают с крутым рыбным бульоном до состояния густой каши;
  • Большое разнообразие сыров из козьего молока с добавлением пряностей и приправ. На их основе готовятся оригинальные заправки для супов и салатов;
  • Чоризо – местные колбасные изделия из свиного мяса с добавлением паприки;
  • Самый простой канарский продукт – это жаренный свиной окорок, который используется в качестве основного блюда или основы для более сложных рецептов.

Ранчо Канарио, Канарские островаРанчо Канарио, Канарские острова. Автор фото — Хуанджо Оджеда.

Из первых блюд стоит попробовать Ранчо Канарио – это овощной суп с добавлением кинзы, гофио и иногда отдельно отваренного мяса. Похлебка из морского окуня – это традиционная еда местного населения, а состоит она из двух блюд сразу. Рыба отваривается и используется на второе, а бульон продолжает кипеть с картофелем и кинзой.

Вторые блюда преимущественно состоят из овощей и мяса. Представлен ассортимент довольно разнообразно – капуста, морской кресс-салат, листовая свекла, морковь, кукуруза, картофель различных сортов и прочее.

Относительно напитков, то среди местных более популярен чай и фруктовые соки. Вина и прочий алкоголь преимущественно доставляется с континентов. Относительно десертов, то в их основе местные фрукты и ягоды.

Уникальные жители Канарских островов

Синяк Вильдпретта, Канарские островаСиняк Вильдпретта, Канарские острова. Автор фото — Хуан Хосе Санчес.

Растительность и животный мир архипелага – это уникальный и совершенно особенный мир. Конкретно о флоре можно сказать следующее:

  • Здесь можно встретить растущие в природе «драконьи деревья» (драцены), которых нет на других континентах;
  • Главная особенность Канар – канарская сосна, которая произрастает высоко в горах;
  • Растение «Синяк Вильдпрета», которое еще называют Тахинасте Рохо. В большом скоплении его можно найти в национальном парке и некоторых населенных пунктах архипелага;
  • Лес Монтеверде или лавровый лес – это лесистое образование дошло до нас в практически первозданном состоянии;
  • Тейдская фиалка, которая активно используется в медицине и парфюмерии, а здесь ее можно встретить в дикой природе.

Тейдская фиалка, Канарские островаТейдская фиалка, Канарские острова. Автор фото — cliperdefresa.

Растительность здесь на виду и представляется во всей красе. Этого нельзя сказать о животных. Относительно домашнего скота, то здесь преимущественно овцы и козы. Крупного рогатого скота здесь немного, как и свиней, а молочные продукты и мясо доставляется из материка.

Относительно диких животных, то наиболее крупным считается муфлон – это обитатели высокогорья. Их популяция строго контролируется из-за того, что они поедают редкую растительность. Также здесь большое количество диких кроликов, на которых также разрешено охотиться. Естественно здесь большое количество канареек. Можно в национальном парке наблюдать алжирского ежа и песчаных ящериц. Относительно морских жителей, то можно понаблюдать за резвящимися китами-пилотами и дельфинами.

Строим правильно маршрут, или Как добраться до курорта

Добраться до Канарских островов можно стыковочными рейсами, а прилететь сюда можно с минимум двумя пересадками. Пересадки могут быть в Мадриде, Амстердаме, Париже или Барселоне. Удобными и нормальные по стоимости можно считать услуги европейского авиаперевозчика лоукостера Ryanair. Компания обладает расширенной маршрутной сетью, за счет чего добраться до островов архипелага довольно просто и комфортно.

Можно вылететь из аэропорта Варшава-Модлин – это отличный вариант для тех, кто хочет сэкономить. Цена перелета туда и обратно начинается от 90 евро. Зимой билеты могут стоить еще дешевле, так как этот период считается некурортным.

Планируя поездку на Канарские острова заранее узнайте важную для туриста информацию. На островах в ходу общеевропейская валюта евро. Но самое главное – это прививки и список вещей, которые не рекомендовано или даже запрещено провозить/вывозить. По приезду стоит заранее поинтересоваться особенностями работы транспортной сети, чтобы оптимально выстроить туристический маршрут. Также приезжий может за достаточно небольшие деньги взять автомобиль в аренду.

Наиболее быстрый, но несколько дорогой способ перемещения между островами – это самолет. Однако можно сэкономить и на этом, покупая билеты на удобное время заранее. Дешевле воспользоваться услугами грузопассажирских паромов – это наиболее популярный способ передвижения и для местного населения. Интересный факт – автобусное сообщение есть, однако его услуги стоят значительно дороже, чем аренда авто. Дорого перемещаться и на такси, особенно вечерами и в выходные дни. Но можно совместить приятное с полезным: доплатив таксисту некоторую сумму, Вы получите краткий экскурс по достопримечательностям любого острова.

Канарские островаКанарские острова. Автор фото — annaeleonora.

Читайте также:
Испания

Балеарские острова

Барселона

Видео Канарские острова.

 

Видео Канарские острова. Край огненных гор.

 

Источник: dxnews.com

К западу от Северной Африки, рядом с Марокко, располагаются 7 крупных и несколько мелких островов Канарского архипелага – одна из последних колоний бывшей Испанской империи, а теперь всемирно известный курорт современного государства Испания. Древние греки и арабы называли их Счастливыми или Блаженными. Там, говорили их предания, на далеком западе, за столбами Геракла, среди океана находятся эти острова, на которых обитают души светлых героев и праведников, наслаждаясь безмятежным вечным счастьем. Канарские острова

Ты за пределы земли, на поля Елисейские будешь
Послан богами — туда, где живёт Радамант златовласый,
Где пробегают светло беспечальные дни человека,
Где ни мятелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает;
Где сладкошумно летающий веет Зефир, Океаном
С лёгкой прохладой туда посылаемый людям блаженный».

Так описывал Гомер эту местность в поэме «Одиссея» (4.560-565). Согласно греческой мифологии, Елисейские поля (Elusion pedion греч., – благословенные поля) – это рай античного загробного мира, а Радамант златовласый, имя-то какое примечательное, сын Зевса и Европы, один из трёх судей мёртвых. Когда европейцы «переоткрыли» эти острова в начале 14 века – в 1312 году ими были обнаружены два больших острова Канарского архипелага Фуэртовентура и Лансароте, они увидели там расу голубоглазых и златовласых, атлетически сложенных сложенных гигантов.

Население канарских островов

Древние жители канарских островов, гуанчи Гигантами их, конечно, можно назвать условно. Таковыми они были на фоне низкорослых европейцев – их средний рост составлял 185 см, некоторые имели рост более двух метров.

В четырёхтомнике немецкого географа Рихарда Хеннига «Неведомые земли», изданного в Москве в 1962 году, собраны практически все известные первоисточники, относящиеся к открытиям и исследованиям европейцами неведомых им земель. В третьем томе рассказывается об открытии Канарских островов, где приводится средневековый документ, так называемая «Рукопись Бокаччо», долгие годы хранившаяся во Флоренции, в библиотеке Малья-бекки. Она была опубликована в 1827 году Себастьяно Чампи – итальянским учёным-филологом, славистом и этрускологом: Ciampi, Monumenti d’un manoscritto autografo di Messer Gio, Boccaccio da Certaldo, Firenze, 1827, p. 53.

«Рукопись Бокаччо», опубликованная Себастьяно Чампи Вот, что там говорится о совместной колонизаторской экспедиции европейцев к островам и их первых впечатлениях: «В год Господа нашего 1341-й во Флоренцию пришли письма, написанные 14 ноября названного года некими флорентийскими купцами в Севилье, в городе во внешней Испании. Они сообщали следующее:

1 июля этого года вышли в плавание два корабля, которые оснастил всем необходимым португальский король, и с ними хорошо снаряжённое маленькое судно из города Лиссабона с экипажем из флорентийцев, генуэзцев, кастильцев и других испанцев. Все эти суда достигли открытого моря. Они везли с собой лошадей, оружие и различные военные машины, чтобы можно было захватывать города и замки, и направились на поиски тех островов, которые, согласно общему мнению, следовало открыть заново. Благодаря попутному ветру они на пятый день пристали там к берегу. В конце ноября они возвратились домой и привезли с собой следующий груз: четырёх местных жителей с тех островов, а также большое количество козьих шкур, сало, рыбий жир, тюленьи шкуры, красящую древесину красного дерева, дающую почти такой же цвет, как краска verzino, хотя те, которые разбираются в этом, утверждают, что это сравнение неудачно, далее – древесную кору для производства красной краски, красную землю и тому подобные вещи.

Кормчий экспедиции, Никколозо да Рекко из Генуи, разъяснил, отвечая на вопросы, что этот архипелаг отстоит почти на 900 миль от города Севильи. Но, считая от того места, которое теперь называется мысом Сан-Висенти, острова находятся значительно ближе к материку [Европы]: первый из открытых островов – примерно в 140 милях. Это необработанная каменистая громада, изобилующая, однако, козами и другими животными и заселённая обнажёнными мужчинами и женщинами, своими обычаями и привычками, походящими на дикарей. Кормчий добавил, что он вместе со своими спутниками погрузил здесь большую часть кож и жира, но не отважился проникнуть в глубь страны.

Они прошли ещё мимо другого острова, который был гораздо больше первого, и увидели там многочисленных жителей, спешивших к берегу им навстречу. Эти мужчины и женщины тоже были почти нагими; некоторые из них, очевидно, повелевали остальными и были одеты в козьи шкуры, выкрашенные в шафранно-жёлтый и красный цвета. Издали эти шкуры казались весьма изящными и тонкими и были очень искусно сшиты нитками из кишок. Насколько можно судить по поведению островитян, у них есть государь, которого они высоко чтут и которому повинуются. Все эти островитяне жестами давали понять, что они хотят вести торговлю и вступить в сношения с моряками. Однако, когда шлюпки приблизились к берегу, моряки совсем не поняли их языка и не осмелились сойти на сушу. Язык у них очень тихий, произношение похоже на итальянское. Когда островитяне заметили, что моряки не хотят пристать к берегу, некоторые из них пытались добраться до судна вплавь. Четырёх островитян захватили на борту, это те люди, которых моряки привезли с собой.

Земля засеяна различными культурами. Путешественники могут увидеть фруктовые деревья, сады, зерновые поля, овощи. Дома с дверьми прочные, построенные из крупных камней, остов деревянный, солидный. Мы ходили в храм, где стоял идол из камня – обнажённый мужчина, прикрывающий пальмовыми листьями срам. Мы забрали эту статую в Лиссабон.

Когда моряки поплыли вдоль берега, чтобы объехать остров, они нашли, что северная сторона возделана гораздо лучше, чем южная. Они увидели много хижин, фиговые и иные деревья, пальмы, на которых, однако, не было плодов, и ещё другие деревья, а также огороды, где росли капуста и прочие овощи. Моряки решили пристать здесь к берегу. На берег высадились 25 вооружённых моряков, они обыскали дома и в одном нашли около 30 совершенно нагих людей, испугавшихся при виде оружия и тотчас убежавших. Моряки проникли вглубь острова… Остров показался им густонаселённым и хорошо возделанным. На нём растут травы, злаки, плодовые деревья, главным образом фиговые…

Отплывая от этого острова, моряки видели много других островов на расстоянии 5, 10, 20 и 40 миль. Они направились к третьему острову, на котором увидели много высоких, поднимающихся прямо к небу деревьев. Затем они прошли мимо другого острова, на котором было множество птиц и отличная вода. Там было также много деревьев и диких голубей, которыми они питались, убивая их палкой или камнями. Голуби были больше наших, однако вкус имели такой же или даже лучший. Моряки видели там много соколов и других хищных птиц. Однако они не пытались сойти на берег, ибо он казался им совсем необитаемым.

Затем они увидели перед собой ещё один остров, скалистые горы которого поднимались на огромную высоту и почти все были покрыты снегом. Но та часть острова, которую можно разглядеть при ясной погоде, показалась им очень приятной, и они считают, что она обитаема. Моряки видели ещё много островов, из которых одни были населены, другие безлюдны; всего их было 13. И чем дальше плыли моряки, тем больше островов они видели. Море между островами спокойнее, чем у наших берегов, а грунт удобен для якорной стоянки, хотя у этих островов мало гаваней; однако все они хорошо обеспечены водой. Среди 13 островов, на которые они заходили, 5 были обитаемы, но не все заселены одинаково густо. Моряки сообщили также, что язык местных жителей столь странный, что они ровно ничего не поняли, и на островах нет никаких судов. Только вплавь можно добраться от одного острова к другому…»

Так началось почти полуторавековое завоевание европейцами островного народа, которое закончилось его гибелью. Погибла их самобытная культура, погиб их уникальный образ жизни, погибло большинство физических носителей, а остатки ассимилировались в волнах пришельцев на их землю. И теперь мы врядли когда-нибудь узнаем наверняка, осколком, какой исчезнувшей цивилизации они были…

О них стали собирать сведения лишь спустя 100 лет после завоевания Канарских островов кастильцами, которое происходило с 1402 по 1496 гг. В 1579 году на остров Тенерифе прибыл доминиканский монах Алонсо де Эспиноза (Alonso de Espinosa (1543-?)) для исследования чуда явления Богоматери Канделарийской (Nuestra Senora de la Candelaria) двум гуанчам – аборигенам острова Тенерифе примерно в 1392 году. Вообще-то, это Богоматерью она была названа много позже и определена в христианские покровительницы Канарских островов, а тогда гуанчи ещё не были покорены испанцами и, соответственно, не были поголовно обращены в христианство. Хотя набеги на острова европейцы регулярно предпринимали со второй половины 13 века. Генуэзцы, португальцы, испанцы высаживались на их берегах, воровали домашний скот аборигенов и их самих для продажи на невольничьих рынках.

«История Богоматери Канделарийской» (Historia de Nuestra Senora de Candelaria) А монах де Эспиноза написал такую историю. Два пастуха загоняли в конце дня скот в пещеру и увидели темнокожую женщину с ребёнком на руках, неподвижно стоящую на берегу. Один хотел кинуть в неё камешком, но руку парализовало, а второй решил отрезать ей пальчик, но едва не отхватил свои. Пастухи побежали к вождю. Пока бегали, вместо женщины на берегу оказалась статуэтка из тёмного дерева. Кстати, Канделарийскую Богоматерь испанцы так и называют – ла Моренита, что означает «смугляночка». Она одна из так называемых Чёрных Мадонн. Оказалось, что статуя может, как наносить увечья, так и исцелять их. Вождь забрал её с собой в пещеру. Гуанчи стали поклонятся ей, назвав её Матерью Солнца (Chaxiraxi). Позже одному из гуанчей, которого испанцы захватили в рабство, увезли с острова и обратили в христианство, якобы удалось вернуться на родину и «опознать» в деревянной статуе Деву Марию. Всё это Алонсо де Эспиноза описал в своей книге «История Богоматери Канделарийской» (Historia de Nuestra Senora de Candelaria), которую он издал в Севилье в 1594 году.

К сожалению, его книга да ещё несколько других, написанные испанцами ещё позже – это и всё, чем располагают учёные, занимающиеся коренным населением Канарских островов. О гуанчах писал Гонсало Арготе де Молино (Gonzalo Argote de Molina) – испанский военный, поэт и историк, филолог и геральдист в 1590 году. Его книга «История и описание Канарских островов» (Historia y descripcion de las siete islas Canarias) осталась незавершённой из-за смерти автора в 1596 году. В 1630 году некий францисканский монах Хуан де Абрейо Галиндо (Juan de Abreu Galindo) издал Историю завоевания семи Канарских островов (Historia de la conquista de las siete islas de Gran Canaria), которая явилась компиляцией двух предыдущих авторов и некоторых других. Впоследствии оказалось, что это имя – псевдоним неизвестного, поскольку такого монаха в списках ордена в это время не существовало. Ещё одним автором, писавшим о Канарах, был итальянский инженер Леонардо Ториани (Leonardo Torriani). Он был послан испанским королём с инспекцией оборонительных сооружений на островах, попутно написав «Историю Канарских островов» (Descripcion e historia del reino de las islas Canarias antes Afortunadas) в 1588 году. В 1604 году Антонио де Виана (Antonio de Viana (1578-1650)), канарский историк, врач и поэт, написал эпическую поэму о гуанчах «Древности счасливых островов» (Antiguedades de las islas afortunadas). Вот, собственно, и всё.

Но не наивным описанием явления и чудес статуэтки Чёрной Мадонны, больше похожим на выдуманную историю, интересна книга доминиканского монаха. Первая часть её (из 4-х) состоит из 10 подглавок и посвящена описанию острова Тенерифе и образа жизни его коренных жителей – гуанчей. Кстати сказать, гуанчами называются обитатели только острова Тенерифе. Коренные обитатели каждого острова Канарского архипелага имеют другие названия. Живущие на острове Ла Пальма прозываются бенаоритас (Benahoritas), на Ла Гомере – хуноньенсес (Junonienses), на Йерро – бимбачес (Bimbaches), на Гран Канарии – тамаротес (Tamaraotes), на Фуэнтевентуре – махорерос (Majoreros), на Ланзароте – махос (Majos). Вторая часть книги повествует собственно о чуде появления статуи Девы Марии. Третья описывает завоевание Канарских островов войсками, так называемых, католических королей Фернандо Арагонского и Изабеллы Кастильской. Четвёртая посвящена 57 чудесам, которые якобы произвела найденная гуанчами статуя непорочной Девы.

Но нас интересует не сказка о том, каким образом белокожие и светловолосые гуанчи стали поклоняться чёрной статуе, а, что представлял собой народ гуанчей, их происхождение и история. К сожалению, вот это-то автор и не смог точно указать, поскольку канарские аборигены не имели развитой письменности в нашем понимании этого слова. (Наскальные надписи в виде кругов, эллипсов и зигзагов, которые современные учёные полагают письменностью канарских аборигенов, не могут раскрыть тайну их появления на островах). Поэтому он пересказал лишь догадки и мнения, взятые неизвестно откуда, одна другой экзотичней.

Одни говорили, что гуанчи происходят от римлян, которые неизвестно как оказались на островах и вообще неизвестно, откуда взялась эта теория. Другие говорили, что гуанчи происходили от какого-то народа Африки, который восстал против римлян, убил римского претора или судью, а те, чтобы не убивать весь народ отрезали им языки, чтобы они не смогли никому рассказать о восстании, посадили на корабли без вёсел и отдали на волю океанских волн. Ещё одни выдвигали версию, что это люди разных национальностей, которые присоединились к Квинту Серторию, древнеримскому военачальнику, который восстал против метрополии и бежал в Испанию. А после его смерти, боясь мести римлян, они бежали на острова.

Ещё одна версия, которую упоминает монах, высказывалась Платоном в «Тимее». Когда-то Канарские острова были соединены с африканским материком, как Сицилия с Италией, а после того, как страшные бури и ливни отделили их от материка и разделили между собой, на них остались жить пережившие катаклизм люди, но искусством мореплавания они не владели. Это, кстати одно из объяснений, почему живущие посреди океана люди не знали кораблей или лодок, у них не было морского сообщения между островами и рыбу они ловили с берега.

Старейшины же гуанчей говорили о 60 человеках, которые пришли на остров Тенерифе и с них всё началось. Но откуда пришли, они не знают. Сам же автор считает, что история гуанчей насчитывает полторы тысячи лет и происходят они из Африки из-за близости континента, похожести обычаев и языка, а также пищи. Да и многие современные исследователи относят гуанчей к берберам. Однако никто ничего конкретного пока сказать не может. Может быть придёт время и учёные сделают серьёзный генетический анализ мумий, которых на островах достаточно много. Не все они подверглись уничтожению христианскими мракобесами.

Дело в том, что, когда конкистадоры рассказали в Европе, что на островах есть пещеры, в которых находилось порой от 300 до 1000 мумий, европейские учёные сразу же объявили их монстрами, плодами брака между дьяволом и людьми, а посему подлежащими уничтожению. Что и делалось со всем тщанием и старанием. В добавок к этому, части мумий европейские алхимики считали важным ингредиентом в лекарствах и магических снадобьях, со всеми вытекающими последствиями. К счастью, варвары не смогли уничтожить всё. По сведениям гуанчей, только на Тенерифе было около двадцати больших пещер с мумиями. Найдено же и расхищено не более половины.

Так как же жили гуанчи, одичавшие потомки Антов, до того, как пришли цивилизаторы? Вот, что удалось найти в разных испаноязычных источниках.

Внешность

Гуанчи Монах Алонсо де Эспиноза писал, что на севере Тенерефе живут белокожие люди, женщины которых красивы с прекрасными светлыми волосами. На юге же острова живут люди с более тёмной кожей из-за того, что они почти всегда ходили практически без одежды и загорели на солнце. Он также отмечал их поразительную гибкость и физическую силу и мастерство владением тела, с которой никто не мог сравниться из европейцев, когда состязались с ними в бросании камней или копья. У них был огромный камень, на котором они тренировали свою силу и выносливость. Они поднимали его над головой и заводили руки назад.

Они бегали по крутым горным дорожкам, там, где другие и ходить-то боялись, за потерявшимся скотом и с лёгкостью вытаскивали застрявшее в самых недоступных местах животное за ноги. Ещё монаха поразила способнось гуанчей точно подсчитывать количество коз, которые они выпускают из загона, не открывая рта и не указывая на них рукой. Также они знали каждое животное, которое пасли, даже, если их была тысяча. На войну они шли обнажённые, прикрывшись только накидкой из козьей шкуры. Женщины тоже шли с мужчинами, несли им еду и также умирали вместе с ними. Победители никогда не добивали побеждённых и не причиняли никакого вреда их женщинам, детям и старикам, либо мужчинам, которые не были воинами. Они позволяли им возвращаться к своим домам.

О благородстве гуанчей также говорил и поэт Антонио де Виана: «Они были добродетельны, честны и смелы, в них сочетались все лучшие качества человечества: великодушие, ловкость, мужество, атлетическая сила, стойкость души и тела, приветливые лица, пытливый ум, пылкий патриотизм, любовь к свободе…».

Организация общества

Известно, что аборигены Канарских островов находились на уровне каменного века – огонь добывали трением, зерно перетирали на каменных жерновах, ходили в овечьих и козьих шкурах, а топоры делали из обсидиана – тёмной вулканической породы. Однако, организация их общественной жизни и законы, по которыи они жили, а также некоторые знания и умения, не соответствовали этому уровню, но были гораздо выше.

Общество было кастовым и состояло из трёх каст – знать, воины и крестьяне. Представители высшей касты не имели права сочетаться браком с представителями низшей. Если не было кандидатур из своего сословия, то женились или выходили замуж за своих братьев и сестёр. На каждом острове были свои тонкости семейных отношений. Например, на Гран-Канарии господствовала моногамия, а на Йерро – многожёнство, на Лансароте было принята полиандрия – многомужество – жена и три мужа, каждый из которых жил с ней по месяцу. Канарцы использовали нетривиальный метод наказания за преступления. Например, за убийство они приговаривали к смерти не самого преступника, а кого-нибудь из его близких, считая, что убийце гораздо тяжелее потерять жену, отца или сына, чем самому лишиться жизни…

Население островов на момент кастильского вторжения в 1402 году составлсло: на Гран Канарии – между 35 000 y 40 000 человек, на Тенерифе – между 30 000 y 35 000, на острове Ла Пальма – 4 000, Ла Гомера – 2 000, на Иерро – 1 000, на Фуэнтевентyре и Лансароте в общей сложности проживало примерно 900 аборигенов. Система управления на островах не была сложной, но на каждом острове имела свои особенности. Вот как это было на острове Тенерифе.

По словам монаха де Эспиноза, у тенерифцев была своеобразная система наследования власти. Власть менсея, а именно так назывался правитель, переходила не от отца к сыну, но к следующему брату менсея, если таковые имелись, несмотря на то, что имел своих детей. Когда тот умирал, то влать переходила к следующему брату и так далее, пока оставались братья. В противном случае, влать переходила к старшему сыну первого правителя. Церемония, так сказать, коронации правителя проходила на совете старейшин, который назывался тагорор (Tagoror). Он целовал кость наистарейшего правителя своего рода, которая бережно хранилась в роду, завёрнутая в собственную кожу. Затем этой костью касались головы будущего правителя и плеча всех, кто находился на совете и все они говорили: Клянусь этой костью об этом дне, когда ты стал великим (Agone yacoron ynatzahana Chaconamet).

После этого народу возвещали, что у них есть правитель, что отмечали весельем и застольями по всему острову за счёт избранного правителя и его родственников. Когда менсей переезжал из одной резиденции в другую – летом в горы, а зимой на побережье, он брал с собой старейшин. Перед процессией несли копьё, как знак, что едет правитель. Все, кто встречался по дороге, простирались перед ним ниц и, поднявшись, очищали ему ноги краем своей одежды из овечьих шкур, которая называлась тамарко, и целовали их. Менсей Тенерифа был единственым правителем острова до правления Тинерфе Великого. После его смерти остров был поделен меджду его 9-ю сыновьями и внуками. Их микроскопические менсеяты назывались следующим образом: Анага (Anaga), Тегесте (Tegueste), Такоронте (Tacoronte), Таоро (Taoro), Икод (Icod), Дауте (Daute), Адехе (Adeje), Абона (Abona) и Гимар (Guimar).

Источник

Источник: zhdanofff.livejournal.com


Categories: Остров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.