Огромные истуканы на острове Пасхи, по мнению исследователей, это умершие предки местных жителей. Рапануйцы считали, что Моаи могут влиять на погоду. Они были уверены, что чем больше была фигура истукана, тем сильнее было её влияние на погодные условия и благополучие семьи.

Большая часть населения планеты проявляет интерес к загадочным и мистическим фактам из биографии наших предков. Одним из таинственных артефактов прошлого являются статуи острова Пасхи. Местные жители называют монументы древней цивилизации — Моаи. Посмотреть на Моаи мечтают многие путешественники, увлекающиеся древней историей. Для чего были высечены из камня эти статуи и каким способом удалось рассредоточить многотонные истуканы по острову? Эти вопросы остаются загадками. Но археологам удалось прояснить кое-какие факты.

История острова Пасхи

Одинокий остров среди просторов Тихого океана обнаружил Якоб Роггевен — нидерландский путешественник и мореплаватель. Историческое событие датировано 5 апреля 1722 года, в канун православного праздника Воскресения Христова, более известного как Пасха. Глава экспедиции предложил назвать одинокий участок суши в честь предстоящего торжества. К нидерландскому судну стали подплывать каноэ с любопытными местными жителями. Спустя 5 дней добровольцы из экипажа корабля Afrikaanse Galley вместе с Роггевеном решились сойти на берег.


В момент открытия острова Пасхи на нём проживало чуть менее 3 тыс. человек. Полуголое местное население проявляло интерес к чужакам и охотно шло на контакт с путешественниками.

Как выяснилось позже, сами островитяне называют остров Рапа-Нуи. В переводе с полинезийской речи название острова звучит как — Великий Рапа. Общая площадь Рапа-Нуи 17 км². Сегодня остров Пасхи принадлежит Чили.  На нём проживает около 600 человек, которые занимаются сельским хозяйством и обслуживают туристические группы.

Англичане оспаривали заслугу нидерландской экспедиции, утверждая, что остров открыли британские мореплаватели. Якобы об этом упоминалось в книге пирата Лионеля Вафера от 1687 года. В летописи сказано, что пиратское судно Batchelor’s Delight под командованием Эдварда Дэвиса уходило от погони испанской флотилии. Недалеко от Галапагосских островов корабль наткнулся на неизвестный участок суши. Издалека виднелся пляж и многочисленные статуи. Однако исследовать землю не удалось, так как приближались испанские суда. Но острову присвоили название Земля Дэвиса.

Европейцы на острове


Европейские путешественники из команды Якоба Роггевена были поражены многочисленными статуями по всему периметру острова. Вместе с этим они не меньше удивились тому, что остров практически весь был вырублен. После научных исследований экспедиция отчалила. С этого момента на Рапа-Нуи не ступала нога чужака 50 лет.

Впоследствии на остров Пасхи высадились испанцы. Они аннексировали близлежащие к колониям территории. Именно испанцы составили первую подробную карту Рапа-Нуи и заставили местное население присягнуть Королевству. С этого момента остров был переименован в Сан-Карлос в честь короля Карла III.

С конца 18-го века Рапа-Нуи стали посещать многочисленные экспедиции. Среди самых знаменитых путешественников здесь побывали: Джеймс Кук, Жан Франсуа Лаперуз, Юрий Лисянский. Также высаживались и американцы, которые однажды похитили 10 пар местных жителей, пытаясь расселить их на вулканических островах Хуан-Фернандес в 450 км от Рапа-Нуи. По задумке похитителей, полинезийцы должны были создать новую колонию. Однако большая часть похищенных бежала, спрыгнув за борт. Не сумев выловить беглецов, американцы бросили островитян в открытом океане.

Во второй половине ХХ века на острове Пасхи построили аэродром Матавери. С 1995 года Рапа-Нуи входит в список Всемирного наследия Юнеско.


История появления загадочных Моаи

Современные исследования доказали, что Моаи были высечены десятки веков назад. Истуканы появились задолго до пришествия европейцев на остров. Создателями монументов стало племя каменотёсов. Это выяснилось в ходе раскопок у подножья потухшего вулкана Рано-Рараку, где были обнаружены каменоломни. Вместе с этим были обнаружены незавершённые фигуры Моаи. А некоторые экземпляры ещё находились в стадии выпиливания из скальной породы.

Как выяснилось, статуи изображали умерших предков, а местные жители поклонялись им. Население Рапа-Нуи свято верило, что Моаи могут влиять на погоду. А погодные условия имели влияние на уровень жизни семей и насылали проклятье на вражеские племена. Поэтому каждая семья на острове старалась обзавестись статуей своих предков. Чем больше была фигура истукана, тем сильнее было её влияние на погодные условия.

До появления людей на острове Рапа-Нуи изобиловал лесными массивами. В ходе развития жизнедеятельности островитян территория стала скудеть на лесные богатства. Вырубка лесов связана не только с хозяйственной деятельностью и постройками. Стволы деревьев использовались рапануйцами для перемещения статуй Моаи к месту установки на берегу.


По некоторым данным из легенд рапануйцев, истуканов перемещали стоя, перекантовывая фигуру при помощи канатов. Однако лишённая деревьев почва стала менее плодородной, и условия жизни ухудшились. Между племенами началась борьба за оставшиеся ресурсы. Некоторые семьи покинули Рапа-Нуи в поисках нового дома.

Размер и вес истуканов

Камень идолов острова пасхи — это вулканический туф. Магматическая горная порода намного легче базальта или любой каменной породы. Структура туфа пористая, напоминающая губку. Поэтому вырезка истуканов была не слишком трудной. Средний размер Моаи около 3-5 метров в высоту. Площадь фигуры у основания в среднем составляет 1,5 м². Большинство статуй весит около 5 тонн. Высокие статуи в меньшем количестве, их рост 10-12 метров, а вес от 10 тонн.

Художественный стиль Моаи

С течением веков менялся художественный стиль истуканов. Отчётливо отслеживается улучшенный уровень мастерства древних скульпторов. Учёные разделили стили на 4 типа, которые предшествовали последнему периоду изготовления Моаи:

  • 1 тип – прямоугольные, вытянутые головы без туловища. Изготовлены из серо-жёлтого туфа Рано Рараку.
  • 2 тип — вытянутые тела людей, иногда двухголовые, с непропорционально короткими ногами. Материал изготовления – красная пемза (три статуи).
  • 3-тип – коленопреклонённый человек (всего одна статуя).
  • 4 тип — торсы людей с вытянутыми головами, носами и мочками ушей. Самый распространённый на острове вид истуканов.

У последнего типа заостренное основание. Это сделано специально, чтобы вкапывать истукан в землю. Лица на всех статуях полинезийского типажа. Хотя многие исследователи увидели европейские черты лица, а некоторые являются сторонниками инопланетных обликов. Доказано, что вытянутые лица свидетельствуют о желании мастеров увеличить рост Моаи.

Среди всех истуканов одна статуя имеет на спине и груди силуэт трёхмачтового европейского судна. Она находится у подножья вулкана Рано Рараку и относится к последним высеченным экземплярам. На Рапа-Нуи продолжают работать археологи, которые находят многовековые истуканы под землёй. Почва поглотила некоторых Моаи в ходе естественного многовекового наслоения.

Всем спасибо!

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.

Источник: zen.yandex.ru

Материал и каменоломни[править | править код]


Большинство моаи (834, или 95 %) вырублено в крупноблочном тахилитовом туфе или в туффите[6] и туфе андезитовых базальтов каменоломни вулкана Рано Рараку (Rano Raraku). Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Такого материала нет на полуострове Поике. Поэтому немногие мелкие статуи, находящиеся там, изготовлены из местных пород. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 — из трахита; 17 — из красной базальтовой пемзы вулкана Охио в бухте Анакена и из других месторождений; 13 — из базальта; 1 — из муджиерита вулкана Рано Као. Последняя — это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго, известная как Хоа Хакананаиа (Hoa Hakananai’a). С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао, но, возможно, и из такого же материала более близких месторождений.[7][8]

Размер и вес[править | править код]

В очень многих публикациях вес моаи сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3—3,2 г/см³), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше (меньше 1,4 г/см³, редко 1,7 г/см³). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи действительно изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.


Обычный размер моаи — 3—5 м. Средняя ширина основания — 1,6 м. Средний вес таких статуй — менее 5 т (хотя указывается масса в 12,5—13,8 т). Реже высота статуй — 10—12 м. Не более 30—40 статуй имеют вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных — это моаи Паро (Paro) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura) высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории — моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.

Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая — Пиропиро, 11,4 м.

А вообще крупнейшая статуя — El Gigante размером около 21 м (по разным сведениям — 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес — и 145—165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500—800 кг, реже 1,5—2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.[9]

Расположение[править | править код]


Более ранние моаи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же просто на открытой местности. Возможно, что транспортировка некоторых статуй так и не завершилась. Аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики, установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку, взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, — на когда-то стоявшую перед ними деревню. Исключением являются статуи аху А-киви, которое расположено в глубине острова. Эти моаи смотрят в сторону океана. Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.

Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле. Исследования последних лет выявили процесс периодического демонтажа статуй для переноса их на новые постаменты, а также для окончательного погребения их под завалами камня.[источник не указан 1526 дней]


Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку. Часть не вырубили полностью или же они изначально должны были оставаться в таком положении, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Раньше считалось, что все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Сейчас предполагают, что они и были предназначены для этого места. Также им не собирались делать глаза. Позже эти статуи оказались погребены делювием со склона вулкана.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты или упали по естественным причинам (землетрясения, удары цунами). Сейчас около 50 статуй восстановлены на церемониальных площадках или в музеях в других местах. Кроме того, сейчас одна статуя имеет глаза, так как было установлено, что в глубоких глазницах моаи некогда были вставки из белого коралла и чёрного обсидиана, последний мог заменяться чёрной, но затем покрасневшей пемзой.

Художественный стиль[править | править код]

Общеизвестный стиль статуй среднего периода истории острова Пасхи появился не сразу. Ему предшествовали стили монументов Раннего периода, которые подразделяют на четыре типа.

  • Тип 1 — четырёхгранные, иногда сплюснутые каменные головы прямоугольного сечения. Туловища нет. Материал — желтовато-серый туф Рано Рараку.
  • Тип 2 — длинные столбы прямоугольного сечения с изображением малореалистичной фигуры в полный рост и непропорционально короткими ногами. Найден только один завершённый образец на аху Винапа, первоначально двуглавый. Два других незаконченных — в карьерах Туу-Тапу. Материал — красная пемза.

  • Тип 3 — единственный экземпляр реалистичной коленопреклонённой фигуры из туфа Рано Рараку.[10] Найдена там же, в отвалах древнейших карьеров.
  • Тип 4 — представлен большим количеством торсов, прототипов статуй Среднего периода. Изготовлены из твёрдого, плотного чёрного или серого базальта, из красноватой пемзы, из туфа Рано Рараку и муджиерита. Отличаются выпуклым и даже заострённым основанием. То есть они не предназначались для установки на постаменты. Их вкапывали в землю. Они не имели отдельного пукао и удлинённых мочек ушей. Три прекрасных образца из твёрдого базальта и муджиерита были вывезены и находятся в Британском музее в Лондоне, в Музее Отаго в Данидине и в брюссельском Музее пятидесятилетия.[11]

Статуи Среднего периода являются усовершенствованным вариантом менее крупных статуй предшествующего периода. Вопреки расхожему мнению, лица, воспроизведённые на них, не европейские, а чисто полинезийские. Излишне вытянутые головы появились благодаря непропорциональному растягиванию поздних монументов в погоне за всё большей высотой. При этом всё равно отношение длины к ширине носа (снизу) осталось «азиатским».

Начиная с Хоа Хакананаиа, также некоторые статуи Среднего периода покрывались резьбой. Она включает maro — изображение на спине, напоминающее набедренную повязку, дополненную кругом и м-образной фигурой. Пасхальцы трактуют этот рисунок как «солнце, радуга и дождь». Это стандартные для статуй элементы. Другие рисунки более разнообразны. На передней стороне может быть что-то похожее на воротник, хотя, конечно, фигуры обнажены. Хоа Хакананаиа сзади имеет также изображения вёсел «ао», вульв, птицы и двух птицечеловеков. Считают, что изображения, относящиеся к культу птицечеловека, появились уже в Среднем периоде. Одна статуя со склона Рано Рараку имеет на спине и груди изображения трёхмачтового камышового судна или, по другой версии, европейского корабля. Однако многие статуи могли не сохранить свои изображения из-за сильной эрозии мягкого камня. Изображения имелись и на некоторых цилиндрах пукао. Хоа Хакананаиа, кроме того, имела раскраску тёмно-бордовой и белой краской, которая была смыта при перемещении статуи в музей.

История создания[править | править код]

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовали огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о вожде клана Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестерыми его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

В 1955—1956 годах путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Одним из основных в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению статуй моаи. В итоге тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее своё название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.

По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня»[12]. Туземцы — участники эксперимента — сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении[13]. Антропологи повторили эксперимент в 2012 году, сняв его на видео[14].

Существует гипотеза, согласно которой древние полинезийцы воздвигали моаи, поскольку верили, что те помогают сохранить плодородие земли. В публикации 2019 года, содержавшей результаты анализа почв вокруг двух скальных монолитов у подножия вулкана Рано Рараку, из которых были вырублены большинство моаи, указывается, что эти почвы, наиболее плодородные на острове, несут следы сельскохозяйственного культивирования. По словам одной из авторов исследования, плодородию способствовало постоянное насыщение почв частицами пород из каменоломен Рано Рараку[15].

Названия видов камня острова на местном языке[править | править код]

Породы выстроены в порядке убывания прочности.

  1. Маеа матаа (рапан. маеа — камень, матаа — наконечник) — обсидиан.
    Маеа ренго ренго — гальки халцедона и кремня.
  2. Маеа невхиве — чёрный тяжёлый камень (чёрный гранит по У. Томсону), фактически это ксенолиты трахибазальта. Использовался для крупных рубил.
    Маеа токи — базальтовые ксенолиты основных и ультраосновных пород, включённых в туфы и туфоконгломераты. Использовались для молотков и рубил.
  3. Гавайитовые (андезитовые) базальтовые лавы и муджиерит (разновидность базальтовых туфов по Ф. П. Кренделеву); может быть, ещё трахит (это не базальт). Использовались для нескольких небольших статуй. Скорее всего, эти породы относятся к «маеа пупура» (см.4).
  4. Маеа пупура — плитняк андезитовых базальтовых туфов, идущий на изготовление изгородей, стен домов и монументальных платформ аху.
  5. Маеа матарики — крупноблочный тахилитовый туф или туффит и туф андезитовых базальтов, шли на изготовление основной массы статуй моаи. Размер блоков определял размер статуи.
  6. Кирикири-теа — мягкий серый базальтовый туф, использовался для изготовление краски.
    Маеа хане-хане — чёрная, затем краснеющая базальтовая пемза, шедшая на причёски пукао, некоторые статуи, в строительство, на краски и абразивы.
    Пахоехое (таитян.) — пемзы андезитовых базальтов.[16]

Эмодзи моаи[править | править код]

В 2010 году Моаи был включен как эмодзи (🗿) в Юникоде версии 6.0 под кодом U+1F5FF.

В 2020 году эмодзи стало очень часто использоваться в интернет-мемах. Статуи, в данном случае, буквально иллюстрируют выражение «сидит с каменным лицом». Кажется, что моаи по сути близки к фейспалму, которым пользовались еще несколько лет назад. Но, на самом деле, эта реакция подчеркнуто как нейтральная — просто молчаливое непонимание того, что происходит[17][18].

В кино[править | править код]

  • Рапа Нуи (фильм) (1994)

См. также[править | править код]

  • Остров Пасхи
  • Аку-Аку
  • Аху
  • Вулканический туф

Источники[править | править код]

  • Hendleman, Jim. Jaredites : the Missing Civilization X. — AuthorHouse, 2013. — P. 486. — ISBN 978-1-4817-3321-2.

Литература[править | править код]

  • Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. — 181 с. (Серия «Человек и окружающая среда»). — ISBN 5-02-029176-5.
  • Кренделев Ф. П. Остров Пасхи. (Геология и проблемы). — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1976.
  • Хейердал Т. Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана (2 тома научных отчётов)
  • Хейердал Т. Искусство острова Пасхи. — М.: Искусство, 1982. — 527 с.
  • Хейердал Т. Аку-Аку.
  • Хейердал Т. Остров Пасхи: разгаданная тайна. — Random House, 1989.
  • Jo Anne Van Tilburg. Easter Island Archaeology, Ecology and Culture. — London and Washington: D. C. British Museum Press and Smithsonian Institution Press, 1994. — ISBN 0-7141-2504-0

Источник: ru.wikipedia.org

История открытия острова Пасхи

Остров Пасхи был так назван не случайно. В далеком 1722 году, в канун Воскресения Христова (Пасхи) экспедиция голландского мореплавателя Якоба Роггевенома во время очередного плавания в Тихом океане заметила на горизонте остров, раньше невиданный. Этот остров населяли полинезийцы, называвшие свой край Рапа-Нуи («Великий Рапа»).

Исследовав землю Рапа-Нуи, европейцы отправились дальше. Спустя 50 лет на остров прибыла экспедиция испанцев. Они составили первую детальную карту Рапа-Нуи, сделали его своей колонией и назвали Сан-Карлос. С тех пор на Сан-Карлос прибывало множество экспедиций. В числе исследователей остров посетили: Юрий Лисянский, Жан Франсуа Лаперуз, Джеймс Кук.

В 50-е годы XX столетия на острове Пасхи возвели аэродром Матавери, что способствовало большему наплыву туристов. А в 1995 году он был внесен в официальный реестр ЮНЕСКО.

Общая площадь Рапа-Нуи составляет 17 км. Сейчас остров входит в состав страны Чили. Здесь проживает около 6 тысяч человек, которые занимаются туризмом и сельским хозяйством.

Мореплавателей, впервые побывавших здесь, больше всего удивили многочисленные статуи в виде голов и тел людей, разбросанных по всему острову. У исследователей возникало множество вопросов: кто создал эти фигуры, как давно, из чего они изготовлены, какие инструменты использовались для работы, как их перемещали по острову от каменоломни до нужного места.

Именно эти загадочные скульптуры до наших привлекают на Рапа-Нуи толпы туристов, ученых, желающих найти ответы на волнующие вопросы.

История появления статуй Моаи

Местные жители острова называют древние статуи – Моаи. Ученые утверждают, что они были созданы не меньше десяти веков назад. «Архитекторами» монументов считается племя каменотёсов.

В древности с помощью таких истуканов воссоздавали образы своих умерших предков. У каждой семьи обязательно должна быть такая статуя. Люди также верили, что истуканы Моаи воздействуют на погодные условия на острове, от которых зависел уровень жизни населения. И чем выше и мощнее устанавливалась статуя, тем больше она могла влиять на погоду.

Материал статуй Моаи – вулканический туф (магматическая горная порода). Данная пора сравнительно легкая, пористая, поэтому несложна в обработке и изготовлении монументов.

Создав фигуру, вставал вопрос о том, как перенести ее на необходимое место. Десятки столетий назад Рапа-Нуи был богат лесами. И островитяне использовали вырубленные стволы деревьев для перемещения истуканов к нужной локации. Еще больше пострадали деревья от активной хозяйственной деятельности жителей, строительства жилья. Вскоре на острове не осталось ни одного дерева. Когда-то богатая и плодородная почва стала сухой и бедной из-за отсутствия деревьев, вследствие чего уровень жизни на острове резко ухудшился. Каждое племя боролось за остатки ресурсов. Многие семьи покидали свой дом для поиска нового.

Описание статуй Моаи

В данный момент на острове найдено около 900 статуй. Все они сделаны в одном художественном стиле десятки веков назад.

Как говорилось ранее, основным материалом для монументов служил вулканический туф. Лишь некоторые статуи изготовлены из различных пород камня: трахит, пемзы, базальта, муджиерита.

Размеры истуканов чаще всего 3-5 метров в высоту и площадь основания 1,6 м2. Реже встречаются высокие монументы – в пределах 10-12 метров.

Многие преувеличивают вес статуй потому, что обычно для подсчета массы берутся тяжелые базальтовые породы, а не другие более легкие, такие как туф, пемза, муджиерит.

Обычный вес монументов — менее 5 т. Не более 40 статуй весят больше 10 тонн.

El Gigante считается самой крупной и тяжелой статуей. Ее размер около 21 м и вес и около 160 тонн. Она установлена на заброшенной каменоломне на востоке острова.

Отличительной особенностью истуканов является вытянутая форма лица у фигур. Это делалось для того, чтобы увеличить в высоте размер статуи. Многие утверждают, что это лицо европейца, но физиогномические исследования показали абсолютное сходство с лицами полинезийцев.

Художественный стиль выполнения статуй

Стиль, в котором выполнены статуи можно разделить на 4 различных вида.

В 1 виде присутствует только четырёхгранная или сплюснутая голова без туловища. Изготовлена из желтоватого вулканического туфа. К статуям данного типа можно отнести Рано Рараку.

Ко 2 виду статуй можно отнести непропорциональные фигуры в виде высоких столбов прямоугольной формы. Основным материалом для монументов служила красная пемза. Ученые смогли отыскать лишь одного законченного представителя данного вида на острове. Есть еще два, но незавершенных.

3 вид – это самая реалистичная статуя с изображением человека на коленях, возможно произносящего молитву, сделанная из вулканического туфа. Ее смогли отыскать в древнем карьере.

4 вид представляет собой множество крупных скульптур с изображением туловища. Они сделаны из прочного базальта темного цвета, из красной пемзы, из вулканического туфа и муджиерита. Особенностью фигур данного вида является округлый и немного зауженный фундамент. Это говорит о том, что они не могли устанавливаться на возвышении, поэтому фигуры прикапывали в почву. 3 представителя данного вида статуй вывезли в музеи в Лондоне, Данидин и Брюссель.

Почему стоит посетить остров Пасхи

Посетив остров, вы точно не сможете остаться равнодушным. Здесь можно прикоснуться к истории, почувствовать себя настоящим исследователем, первооткрывателем, испытать неподдельное удивление, восторг при виде огромных истуканов, и, конечно, получить море удовольствия и энергии на всю жизнь! Более того, здесь уже всё готово для настоящих «экспедиций» и для обычной жизни людей: разработаны экскурсии, построены музеи, кафе, магазины и театры.

Источник: traveltimes.ru

Рапа Нуи — так аборигены называли остров Пасхи. «Это место, где прошлое является настоящим», — писала английская исследовательница Кэтрин Рутледж. Она выпустила книгу «Загадки острова Пасхи». Название говорит само за себя — разгадать их она не смогла. В начале 20-го века ученые не могли ответить на вопрос, как именно люди попали на это, пожалуй, самое уединенное место в мире. Путём эксперимента, проплыв 8000 км на плоту, норвежец Тур Хейердал доказал, что, теоретически, они могли преодолеть Тихий океан. Но как же эти примитивные племена смогли поставить такие гигантские статуи весом в десятки тонн?

Удивительно, но решение этого вопроса оказалось необычайно простым — нужно было всего лишь спросить. Население острова Пасхи, как пишет Тур Хейердал, делилось на «длинноухих» (они удлиняли себе мочки ушей) и короткоухих — эти названия им дал сам норвежец. Короткоухих было меньше, но именно они владели секретом установки гигантских статуй. Согласно местным легендам, некогда вождь Хоту Матуа первым приплыл на остров. После его смерти править стали шесть сыновей, затем их дети и внуки. Якобы именно они начали ставить моаи. До сих пор местные жители верят, что в этих идолах заключена сила предков — мана. Чем больше маны, тем лучше урожай и погода.

Как рассказали Туру Хейердалу «длинноухие», прошли многие столетия с установки последних статуй, но технология в устной традиции передавалась из поколения в поколение. Хейердал решил поставить эксперимент и сделать статую. На острове он познакомился с вождём «длинноухих» Педро Атана. Тот сообщил ему, что владеет знанием, как делали моаи. Под руководством Атаны туземцы начали изготавливать статую из туфа в каменоломнях. День за днём рабочие, используя только каменные орудия, вырубали монумент. Изначально спутники Хейердала предполагали, что на это уйдёт не более 15 суток. Но внутри камень оказался значительно прочнее. В итоге по расчётам вся работа заняла бы год, хотя весь профиль удалось выдолбить в течение всего нескольких дней. Впрочем, что такое год для племён на изолированном острове в 13−16 веках?! (Именно тогда изготавливали моаи.)

Хейердал остался удовлетворён экспериментом. Но теперь его волновал другой вопрос — как поднимали и перевозили эти статуи. И тут ему снова помог Педро Атана. Вот как сам Хейердал описывал этот диалог:

— Послушай, ты ведь длинноухий, неужели не знаешь, как поднимали этих великанов?
— Конечно, знаю, сеньор, это пустяковое дело.
— Пустяковое дело? Да ведь это одна из великих загадок острова Пасхи!
— Ну, а я знаю способ, как поднять моаи.
— Кто же тебя научил?
— Сеньор, когда я был маленьким-маленьким мальчиком, меня сажали на пол и велели слушать, а мой дедушка и его зять старик Пороту сидели передо мной. Знаете, как в школах обучают, вот так они меня учили. Поэтому я знаю очень много. Я должен был повторять за ними снова и снова, пока не запоминал всё в точности. И песни я выучил.
Он говорил так искренне, что я опешил. С одной стороны, он ведь доказал в каменоломне, что в самом деле кое-что знает, с другой стороны, я уже убедился, что он порядочный выдумщик.
— Если ты знаешь, как устанавливали изваяния, почему же ты давным-давно не рассказал об этом всём тем, кто приплывал сюда раньше и расспрашивал жителей? — решил я проверить его.
— Никто не спрашивал меня, — гордо ответил бургомистр, явно считая это достаточно веской причиной.

Хейердал не поверил туземцу, он поставил сто долларов на то, что тот не сможет поднять и закрепить статую. И проиграл. За 30 дней члены племени смогли поднять и поставить идола на аху — специальную сакральную площадку. Они с помощью брёвен приподнимали изваяние и подсовывали под него камни. Более того, они показали, что с помощью деревянных салазок легко передвигали 12-тонную статую по острову. Правда, сделали это только после хорошего пира, позвав представителей другого племени, для этого им понадобилось несколько сотен человек.

Современный эксперимент

Согласно легендам, моаи сами ходили по острову. Разгадать это не удавалось европейцам. Чешский исследователь Павел Павел предположил, что это делали с помощью верёвок. В итоге вместе с Хейердалом такой эксперимент поставили: 17 человек легко с помощью верёвок двигали статую.

Перемещение статуи

Загадки оказались решены. Сам Хейердал закончил свой рассказ об этих экспериментах так: «Загадка родилась только после того, как умерли ваятели: как же можно было всё это сделать, не зная железа, кранов, машин? А ответ прост. На этот маленький островок пришли люди, которые в изобретательности и творческой энергии никому не уступали. У них не было войн и было сколько угодно времени, чтобы сооружать свои вавилонские башни на фундаменте древней традиции. Сотни лет не знали они никаких врагов на самом уединённом острове в мире, где соседями их были только рыбы и киты».

И после Хейердала продолжились исследования загадочных исполинов. На острове сохранилось 887 статуй, примерно половина находится в каменоломнях вулкана Рано-Рараку. Кстати, в тех же каменоломнях, где почва отличается богатым химическим составом, рапануйцы выращивали батат и бананы. Результаты последних исследований говорят о том, что моаи не предназначались для транспортировки, но должны были охранять место с плодородной почвой.

Источник: diletant.media

Остров Пасхи, принадлежащий Республике Чили, расположился в юго-восточной части Тихого океана. Площадь его составляет 165 кв. км, расстояние до ближайшего материка – более 3500 км.

Свое название остров получил из-за того, что европейцами он был открыт в Пасхальное воскресенье в 1722 году. Но туземцы называют место своего обитания Рапануи, что в переводе с полинезийского означает «Большой Рапа».

Главным достоянием Рапануи, привлекающим сюда туристов со всего света, являются огромные разбросанные по всей береговой линии исполины с большими головами и бесформенным телом – моаи.

Моаи на острове Пасхи

Жители Рапануи верят, что в скульптурах моаи заключена духовная сила острова – мана, помогающая добиться успеха в любви, победы на войне и выздоровления после болезни; концентрация маны способствует установлению хорошей погоды и сбору богатого урожая.

Кроме того, эта сверхъестественная сила в древние времена оживляла статуи моаи, поэтому они приходили к месту установки сами – об этом рапануйцы с уверенностью заявляют и в наши дни.

 

Первые исследователи о статуях моаи

Мореплаватель Якоб Роггевен
Якоб Роггевен

Якоб Роггевен – голландский мореплаватель, считающийся первооткрывателем острова, пробыв там всего один день, рассказывал о рапануйцах следующее: живут они в небольших хижинах из камыша, вечерами молятся огромным статуям, вместо матраца используют циновки, а роль подушек отводят камням. Роггевен никак не мог поверить в то, что туземцы с их первобытным образом жизни построили огромные скульптуры из камня, поэтому решил, что фигуры слеплены из глины и обсыпаны сверху камнями.

В 1774 году на острове побывал Джеймс Кук. Исследователь был поражен: как древние рапануйцы, лишенные всякого рода современных технологий, установили гигантские статуи на каменные постаменты? Он также отметил, что некоторые скульптуры во время его пребывания на Рапануи были повалены.

 

Из чего сделаны истуканы?

Подавляющее большинство моаи (95%) выполнено в крупноблочном хорошо поддающимся обработке вулканическом туфе. Материалом для изготовления остальных 5% исполинов служат трахит, красная базальтовая вулканическая пемза или базальт. Одна из статуй – особо почитаемая рапануйцами Хоа-Хака-Нана-Иа – вырублена из муджиерита вулкана Рано Као.

Хоа-Хака-Нана-Иа

Многие моаи были изготовлены в каменоломне, находящейся на территории вулкана Рано Рараку. Исследователи допускают, что некоторые статуи вырубались из месторождений других вулканов, расположенных ближе к месту их последующей установки.

 

Размер и вес исполинов

Средний вес большинства истуканов – около 5 тонн при росте 3-5 метров и ширине основания чуть больше полутора метров. Статуи повыше (около 10-12 метров) и весом более 10 тонн встречаются на острове реже. В основном они размещены на внешнем склоне вулкана Рано Рараку.

Самая крупная статуя размером более 20 метров и весом около 145 тонн не отделена от основания и до сих пор находится в каменоломне.

 

Расположение на острове

Самые древние моаи устанавливались на аху – длинных (от 10 до 160 метров) каменных церемониальных платформах прямоугольной формы. На таких постаментах размещали от одной небольшой статуи до целого ряда гигантских исполинов. Часть идолов на таких площадках снабжена красными цилиндрами пукао.

аху Тонгарики

Самая большая из платформ – аху Тонгарики – вмещает 15 моаи различного размера.
Половина скульптур по непонятным причинам так и осталась в Рано Рараку. Некоторые из них не вырублены полностью, по крайней мере, выглядят незавершенными, словно ваятели вынуждены были внезапно покинуть свои рабочие места. Но быть может, такова была задумка авторов.

 

Тайна моаи

Изучение итуканов

Европейцы долго не могли понять, кто являлся автором моаи, какие для изготовления использовались инструменты, как гигантские исполины перемещались по острову от каменоломни до места назначения, находящееся в 18 километрах, с помощью каких приспособлений огромные скульптуры были установлены на каменные платформы? Последние десятилетия исследователи спорят друг с другом, пытаясь найти ответы на эти вопросы.

 

«Длинноухие» ваятели

В 50-х годах прошлого столетия на остров высадился Тур Хейердал – норвежский путешественник, организовавший археологическую экспедицию на Рапануи с целью проведения эксперимента по высеканию, перемещению и последующей установке моаи.

Тур Хейердал
Тур Хейердал

В ходе подготовки к эксперименту выяснилось, что создателем огромных голов было племя, внешне отличающееся от основного населения острова удлиненными под тяжестью украшений мочками ушей – отсюда они и получили свое название: «длинноухие».

Это вымирающее племя долгие века хранило секрет от всех остальных «короткоухих» жителей острова, окруживших моаи различными суевериями и длительное время вводивших в заблуждение европейских исследователей.

Тур Хейердал попросил предводителя «длинноухих» воспроизвести весь процесс высекания, перемещения по острову и установления одной статуи. Лидер клана Педро Атан ответил, что последние поколения вымирающего племени изготовлением статуй уже не занимались, но в теории знают, как это сделать, поскольку эти знания передавались им по наследству.

Во время эксперимента племя высекало моаи каменными молоточками частыми ударами по вулканической породе; молотки при этом постоянно разрушались, поэтому «длинноухим» приходилось часто менять их на новые.

Вытесанную 12-тонную статую большая группа людей перемещала к месту установки в положении лежа, волоком. Устанавливали статую на «ноги» путем подкладывания под ее основание камней и используя брёвна в качестве рычагов.

Оставался лишь один вопрос: почему по легенде моаи приходили к месту установки сами в вертикальном положении? Спустя тридцать лет чешский экспериментальный археолог Павел Павел совместно с Хейердалом провел еще один тест, в ходе которого 17 туземцев, вооружившись веревками, в короткие сроки переместили 10-тонную статую моаи в стоячем положении.

 

Моаи привели остров к коллапсу?

Популярный американский биолог-эволюционист и биогеограф Джаред Даймонд, основываясь на данных, полученных британским исследователем Джоном Фленли, в своей книге «Коллапс» выразил уверенность в том, что каменные исполины привели остров к обезлесению, что спровоцировало продовольственный кризис, голод и сокращение численности населения.

Джаред Даймонд
Джаред Даймонд

Ученый предположил: каменные гиганты изготавливались двумя враждующими друг с другом племенами, которые словно соревновались в том, кому под силу установить великана большего размера. Для вождей этих племен статуи моаи были единственным способом продемонстрировать соседу свою мощь, возможность удовлетворить жажду первенства.

По мнению Даймонда, перемещение статуй по острову до места назначения осуществлялось с помощью деревянных саней, передвигающихся по бревенчатым рельсам (такой способ перемещения моаи тоже был успешно протестирован).

Перемещение статуй Моаи

Для этого требовалось много древесины, что со временем привело к истощению ее запасов. Разозлившись на моаи, жители острова стали сбрасывать их с платформ, поэтому к началу 19 века почти все статуи были повалены.

К слову, растительность на острове и впрямь довольно скудная: трава, осока, папоротники. Местность выглядит опустошенной: не видно ни деревьев, ни кустов. Но ученые расходятся во мнениях, что привело территорию острова к обезлесению.

 

Ошибочно обвиненные моаи?

Археологи Терри Хант и Карл Липо с Даймондом категорически не согласны. Они считают, что древние рапануйцы были миролюбивыми скульпторами и умелыми земледельцами, а не амбициозными враждующими друг с другом истребителями леса.

Рапануйцы

После раскопок на пляже Анакена они заявили: первые жители на острове появились не раньше 1200 года, полностью извести леса за 500 лет они просто не могли. По мнению Канта и Липо, причиной гибели леса стали полинезийские крысы, поедающие семена деревьев – это подтверждается найденными археологами плодами вымершей гигантской пальмы, на которой заметны небольшие вмятины от зубов.

Эти же исследователи выдвинули гипотезу о том, что статуи моаи передвигались по острову вертикально при помощи небольшой группы человек, которым не нужны были приспособления из древесины. С данной теорией согласилось большинство ученых, она также подкрепляется устным народным творчеством и большим количеством древних рисунков.

Бывший губернатор острова Рапануи однажды поведал археологам о том, что сама форма статуй делала их «прямоходящими»: выпуклые животы статуй клонили фигуру вперед, а форма основания давала возможность раскачивать их из стороны в сторону.

Хант и Липо решили протестировать данный способ перемещения. Эксперимент доказал: при наличии трех прочных веревок 18 человек, приноровившись, могут с легкостью передвинуть 5-тонную статую на сотни метров.

Хант и Липо

Конечно, некоторые скульптуры, перемещаемые древними рапануйцами, были гораздо больше участвующей в эксперименте, да и путь им предстоял более сложный: десятки километров по холмистой местности. Видимо, в связи со всеми этими трудностями десятки истуканов так и не добравшись до места назначения, остались лежать вдоль дороги, ведущей от каменоломни.

 

Статуи моаи в наши дни

Как было сказано выше, Джеймс Кук во время своего визита на остров заметил, что некоторые моаи опрокинуты лицом вниз – до него никто из путешественников не замечал подобного.

Многие ученые связывают падение статуй в начале 70-х годов 18 века (т. е. незадолго до приезда Кука) с началом гражданской войны между «длинноухими» и «короткоухими» жителями острова. Другие исследователи заявляют, что виной всему землетрясения и цунами.

Упавшие статуи моаи

В последний раз стоящие статуи застала французская эскадра, зашедшая на остров Пасхи в 1830 году. С тех самых пор никто из европейцев не видел статуй моаи, установленных непосредственно древними рапануйцами. Все существующие сегодня на острове скульптуры были восстановлены в 20 веке. Не так давно – в 90-е годы прошлого столетия – прошла последняя их реставрация.

Кстати, чтобы увидеть моаи, вовсе необязательно отправляться за тридевять земель (а расстояние от Москвы до острова Пасхи почти 16 тыс. км): со скульптурой Хоа-Хака-Нана-Иа, например, можно ознакомиться в Британском музее, куда ее доставили еще в 1868 году.

Но лучше все же побывать на острове, тем более что для проживания и развлечения туристов на Рапануи сегодня есть все условия: организованы экскурсии, дают представления театры, работают музеи, магазины, рестораны, клубы.

Но главное, там есть возможность окунуться в историю, испытать целую гамму эмоций при виде мощных исполинов, проникнуться духом древних рапануйцев, а может быть, даже зарядиться священной силой острова – маной – на долгие годы вперед. Остров Пасхи всегда ждет своих путешественников!

Источник: secretofworld.ru


Categories: Остров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.