Почему остров Пасхи так называется

Остров Пасхи назван так своим первооткрывателем — голландским путешественником Якобом Роггевеном, так как был открыт в день Пасхи в 1722 г. Также этот остров известен как Рапа-Нуи, (большой Рапа), так остров называли полинезийские (таитянские) мореплаватели и китобои, в отличие от просто Рапа — острова в 650 км к югу от Таити.

Где находится остров Пасхи

Остров Пасхи расположен в Тихом океане (27°07′ ю. ш. 109°21′ з. д.), географически его относят к Полинезии, это самая восточная точка «Полинезийского треугольника». Ближайший континент — Южная Америка находится от острова Пасхи более чем в 3 700 км на восток.

Положение острова Пасхи на карте мира

Формой остров Пасхи напоминает прямоугольный треугольник. Остров вулканического происхождения. По углам острова возвышаются потухшие вулканы: Рано-Као (324 м), Пуа-Катики (377 м) и Теревака (539 м, высшая точка острова). Протяженность с запада на восток 24 км, с севера на юг — 12 км. Площадь острова 163,6 км2.


Карта острова Пасхи на русском языке

Административно остров Пасхи входит в состав чилийской области Вальпараисо, возглавляется губернатором, аккредитованным при чилийском правительстве и назначаемым президентом Чили.

Столица острова Пасхи, единственное постоянное поселение, Ханга-Роа (в ином чтении Анга-Роа) расположена на юго-западе острова. Рядом с городом находится аэропорт Матавери.

Аэропорт Матавери построен в 1962 г. специалистами американского NASA: в Тихом океане срочно потребовалась база слежения за космическими запусками и надежная полоса для спасения астронавтов при экстренных посадках.

Каков климат на острове Пасхи

Климат острова Пасхи субтропический. Средняя годовая температура 21,8 °C, самый холодный месяц — август (19,2 °C), самый теплый — январь (24,6 °C). Несмотря на близость к тропикам, температуры сравнительно умеренны. Жара случается редко. Это связано с близостью холодного течения Гумбольдта.

Кто жил на острове Пасхи


Кем были и откуда прибыли первые рапануйцы также остается спорным вопросом. Лингвистически рапануйский язык уверенно относят к полинезийской группе, большинство исследователей считают рапануйцев пришедшими из Восточной Полинезии, этнически близкими к народу маори (Новая Зеландия). Интересно также, что на острове Пасхи, единственном в ареале распространения полинезийских языков, имелась письменность до прихода европейцев. Существовало как минимум три письменных системы, самая известная из которых — ронго-ронго — иероглифическая резьба на деревянных дощечках. Ни одна из письменностей к настоящему времени не дешифрована, последний носитель ронго-ронго был насильственно вывезен в Перу на рабские работы в 1863 г.

Наивысшего культурного расцвета цивилизация острова Пасхи достигла в XVI—XVII вв., когда население составляло предположительно порядка 10 тысяч человек.

В результате антропогенной экологической катастрофы (были вырублены все леса на острове, население лишилось источников пищи и материала для изготовления лодок) и ряда войн численность населения ко времени появления на острове первых европейцев сократилось до 2 тысяч человек. Впоследствии практически все рапануйцы были вывезены в Перу для рабского труда. В 1888 г., когда остров Пасхи аннексирован Чили на острове проживало всего 178 местных жителей. В настоящее время на острове Пасхи проживает 3,7 тысяч человек, около 60% из которых — коренные рапануйцы.

Древние рапануйцы были не только крайне воинственны, они занимались каннибализмом — ели человеческое мясо. Деликатесом считались пальцы рук и ног.


Тангата-ману, человек-птица, один из главных персонажей религии древних рапануйцевЧуть ли не единственным задокументированным рапануйским обрядом было состязание в поиске первого яйца, отраженное в популярном приключенческом художественном фильме Кевина Костнера «Рапа-Нуи«: молодые воины разных кланов в определенный день отправлялись вплавь на тростниковых вязанках к соседнему скалистому островку Моту-Нуи, где искали первое в сезоне снесенное яйцо темной крачки. Яйцо в целости необходимо доставить назад, на остров Пасхи и передать вождю.

Обряд был элементом культа Тангата-ману (человека-птицы). Рапануйцев иногда называют «птицепоклонниками». Одной из наиболее частой тем в петроглифах (наскальных изображениях) после мужских и женских половых органов были птицы и, особенно, птица-фрегат как в непосредственном изображении, так и в образе человека с головой фрегата.

Рапа-Нуи, обложка к видеофильму Кевина КостнераРапа-Нуи, обложка к видеофильму Кевина Костнера

Достопримечательности острова Пасхи


Истукан-моаи с шапкой-пукао и реконструированными глазами

Моаи, аху, пукао

Главная достопримечательность острова — каменные истуканы — моаи (дословно с рапануйского — образы). Как только их не называют: и статуями, и исполинами, и идолами, и колоссами. Представители нашей компании в ходе ознакомительного тура предложили новый термин, живо подхваченный отечественными туристами — «долдо́ны».

Подавляющее большинство «долдонов» вырубалось из породы вулкана Рано-Рараку. Крупнейшая (неоконченная) статуя имела размер около 20 м и вес 270 тонн. Моаи-«долдоны» совершенно непонятным образом доставлялись на побережье, где устанавливались спиной к океану, лицом вглубь острова. Всего на острове зарегистрировано 997 моаи (см. карту о. Пасхи выше).

Известно, что моаи считались вместилищами особой волшебной силы — маны предков рапануйцев.

Внешне моаи разительно отличаются друг от друга, выделяют несколько типов статуй. Различные гипотезы объясняют разнообразие стилей либо постепенной сменой «моды» на изобразительные средства, либо действительным изображением разных островных рас с их внешними отличиями (конечно же, допуская, что на острове существовали этнически разные народы).


Способы транспортировки гигантских статуй обсуждаются многочисленными группами энтузиастов по всему миру, проводятся математические расчеты и эксперименты, однако местная легенда говорит о том, что «моаи шли сами».

Практически все «долдоны» дошли до нового времени в поваленном виде. Считается, что массовое свержение моаи происходило в ходе межклановых войн на острове. В настоящее время множество статуй установлено назад на их законные места.

Моаи устанавливались на постамент (аху), и иногда дополнялись шапкой (пукао) из красного туфа. Считается доказанным, что как минимум некоторые «долдоны» имели глаза из белого коралла. У некоторых истуканов в настоящее время реконструированы глаза.

На склонах Рано-Рараку в настоящее время находится множество неоконченных статуй на разных стадиях изготовления. Создается полное впечатление внезапного прекращения производства моаи.

Рано-Рараку

Склоны Рано-Рараку

Рано-Рараку — древний вулкан, на склонах которого находится около 300 моаи, различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики, крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.


Анакена

Анакена — бухта с пляжем из кораллового песка. По легенде именно здесь высадился вождь и праотец рапануйцев Хоту-Мату’а. Неподалеку расположены аху Атуре-Хуки и Наунау.

Пуна-Пау

Пуна-Пау — небольшой вулкан, где добывался красный туф для изготовления шапок-пукао, венчающих головы моаи.

Рано-Као

Рано-Као — вулкан с лучшей смотровой площадкой острова. Рядом находится аху Оронго.

Аху-Тонгарики

Тонгарики — крупнейшая ритуальная площадка (аху) острова, на которой установлены 15 моаи в ряд. Одно из самых часто фотографируемых мест.

Те-Пито-те-хенуа

Те-Пито-те-хенуа (пуп Земли) — церемониальная площадка с особым круглым камнем.

Фото острова Пасхи

В ходе рекламного тура во Французскую Полинезию и на остров Пасхи в марте 2008 года, организованного компанией АС-тревел, представители нашей фирмы посетили остров Пасхи. См. полный фотоотчет о путешествии на о. Пасхи. Больше фото ►

Источник: actravel.ru

Якоб Роггевен…


Якоб Роггевен (рожд. 1659 г. – смерть 13 января 1729 г.) – нидерландский мореплаватель, руководивший кругосветным плаванием в южных морях с целью отыскания легендарной земли Дэвиса к западу от Чили.

1722 год, 6 апреля – Якоб Роггевен открыл остров Пасхи, благодаря чему и увековечил свое имя.

Происхождение. Ранние годы

Якоб Роггевен родился в городе Милдделбурге в 1659 г. Его отец, Арент Роггевен, оставив в пожилом возрасте профессии коммивояжера и дегустатора вино-водочной продукции, увлекся проектами экспедиций к Южному материку. 1676 год – он подал директорам Вест-Индской торговой компании записку, в которой доказывал, что, следуя западным путем через Магелланов пролив и пролив Лемера, возможно проникнуть с тыла во владения конкурирующей Ост-Индской компании и заодно открыть Южный материк. Вест-Индская компания, опасаясь восточных конкурентов, дала Роггевену-старшему уклончивый ответ. Эстафету принял его сын Якоб Роггевен.

1717 год – будучи к этому времени опытным юристом и мореходом, он обратился в Вест-Индскую компанию, и на этот раз к его проектам отнеслись серьезно. 1721 год, август – компания снарядила экспедицию. Роггевен получил в своё распоряжение три судна, вооружённых 70 пушками, и команду из 223 матросов и солдат.

Кто открыл остров пасхи

Открытие острова Пасхи


1722 год, середина января – добравшись до мыса Горн, флотилия Роггевена встретила сопротивление западных ветров, которые не утихали на протяжении трех недель. В поле зрения моряков постоянно попадали крупные айсберги, двигающиеся с юга. Это навело Я. Роггевена на мысль, что плавучие ледяные горы могут свидетельствовать о сравнительной близости Южного материка: «Такие массы льда могут дать только земли, где царит всеобщий холод». В действительности, Антарктида, которая была открыта русскими мореплавателями спустя столетие после голландской экспедиции, находится в 600 км юго-восточнее оконечности Южной Америки.

Кто открыл остров пасхи

Отдохнув на островах Хуан-Фернандес, в конце марта флотилия продолжила плавание в направлении на северо-запад. Там, как считал Роггевен, должна была находиться искомая земля Дэвиса. Но после продолжительных поисков Роггевен обнаружил не землю Дэвиса, а нечто вовсе другое. Это произошло 6 апреля 1722 г., в 2700 км от чилийского берега. Был первый день Пасхи. Взорам мореплавателей открылся небольшой клочок гористой суши, который голландцами был назван островом Пасхи (аборигены называют его Рапа-Нуи). Бросив якоря против его восточного берега, изумлённые моряки увидали множество огромных каменных статуй, высотой до 10 м и больше. Правда, голландцам они показались глиняными. Все истуканы стояли на каменных платформах и были задрапированы длинными полосами ткани, которые свешивались от плеч до самого пьедестала. На головах статуй были водружены корзины, наполненные белыми камнями.


На этом острове произошёл очередной контакт цивилизаций. Туземцы, по впечатлению Роггевена и его людей, стояли на довольно низкой ступени развития. Один из них безбоязненно поднялся на палубу корабля. Он всем понравился тем что был добр, весел и дружелюбен, и был хорошо принят. На следующий день команда Роггевена увидала, что на берегу собралась толпа островитян, встречающая чужеземцев. Внезапно с корабля раздался ружейный выстрел. Один туземец упал замертво, а остальные в страхе разбежались во все стороны.

Спустя какое-то время островитяне, в ещё большем количестве, вновь столпились на берегу. И хотя в их поведении не было ничего враждебного (они, скорей всего, даже не осознали связи прибытия корабля с гибелью соплеменника), Роггевен приказал дать залп из полутора сотен стволов, который уложил на месте десятки несчастных. По выражению Джеймса Кука, он это сделал, чтобы «запечатлеть в памяти островитян смертоносный эффект огнестрельного оружия».

После этого европейского «приветствия» моряки прошлись по острову в поисках продовольствия. Но остров был очень беден, продуктов у жителей оказалось очень мало. Тем не менее моряки отбирали у них все, что находили.

Якоб Роггевен описал увиденное на острове в своём «Дневнике путешествия для открытий», но в силу ряда обстоятельств этот уникальный документ смог увидеть свет только в 1838 г.


м не менее мир своевременно узнал об острове Пасхи благодаря участнику плавания – немцу Карлу Фридриху Беренсу, наемному солдату на голландской службе. 1737 год – была издана его книга «Путешествие по южным странам и вокруг света в 1721–1722 гг.» Она произвела на читателей впечатление, сравнимое с реакциями на открытие древних цивилизаций Центральной и Южной Америки. Обозначенные в ней тайны острова Пасхи до сих пор владеют умами любознательных. И до наших дней нет окончательного ответа на появившиеся тогда вопросы: «Как мог возникнуть этот одинокий остров в океане? Не обломок ли это затонувшего материка? Кто строил эти многотонные колоссальные статуи с продолговатыми лицами, длинными ушами, длинными телами и руками? Не памятники ли это погибшей цивилизации?»

Некоторые из исследователей считают открытый Роггевеном остров Пасхи не чем иным, как той самой «землёй Дэвиса», потому как никакого другого острова в этих широтах, к нашему времени подробно изученных, не существует.

Кто открыл остров пасхиКто открыл остров пасхиКто открыл остров пасхи

В поисках южного материка

Продолжая плавание в более низких широтах, к началу июня Якоб Роггевен обнаружил в тропической полосе несколько атоллов архипелага Туамоту. Там же одно его судно потерпело крушение. Дальше на западе Роггевен открыл 2 атолла в центре архипелага Общества и восточную группу островов Самоа (Мануа и Тутуила) и остров Уполу. Здесь также произошли «контакты цивилизаций». Начинались они, обычно, высадкой хорошо вооруженных отрядов. Так, после трехдневного плавания курсом на запад голландские моряки заметили прекрасный остров, покрытый кокосовыми пальмами. На берегу моряков ожидали безоружные туземцы, радующиеся прибытию гостей. Роггевен обеспокоился тем, что островитян было очень много, и он приказал команде открыть огонь.

Сойдя на покрытый телами убитых хозяев берег, голландцы поняли, что без помощи островитян им трудно будет пополнить запасы воды и продовольствия. Роггевен попытался вернуть убежавших туземцев, обещая подарки и «мир-дружбу». Но островитяне не дали себя провести. Они смогли завлечь пришельцев в глубь своих владений и, напав на них, начали забрасывать камнями. Голландцы отстреливались, но громоздкие мушкеты заряжались медленно, а руки туземцев метали острые камни почти без промаха. Обитателей острова не остановила гибель сородичей, и они гнали врагов, пока не заставили их вернуться в шлюпки, унося своих раненых и мертвых товарищей.

Голландцы, не ожидавшие организованного сопротивления, были обескуражены. Они осыпали островитян проклятиями, обвиняя их в предательстве. Да, таков западноевропейский менталитет: если противник не признаёт их власти да ещё и сопротивляется насилию, его действия объявляются предательством. В этом отношении потомки галлов и германцев очень хорошо сохранились: в 1812 году маршалы Наполеона Бонапарта возмущались ночными атаками казаков и партизан, а во время Нюрнбергского процесса гитлеровские рейхсминистры и фельдмаршалы не могли взять в толк, за что же их судят. Так что не стоит удивляться поведению европейских мореплавателей начала ХVIII столетия…

Кто открыл остров пасхиКто открыл остров пасхиКто открыл остров пасхи

Команда солдат и матросов, лишившаяся части состава в стычке с аборигенами, катастрофически редела также из-за жестокой цинги, и офицеры вынудили Я. Роггевена отказаться от дальнейших поисков Южного материка. Флотилия взяла курс на Новую Гвинею, и в середине декабря 1722 г. бросила якоря у причалов Батавии на острове Ява, где юрист Роггевен служил когда-то советником судебной палаты. Здесь Ост-Индская компания немедленно конфисковала оба корабля. Участников экспедиции на положении арестантов доставили в Голландию. Как бы то ни было, но кругосветное плавание завершилось для Роггевена возвращением на родину.

Итоги

Экспедиция Я. Роггевена, если смотреть с точки зрения ее инициаторов, потерпела полную неудачу: она стоила очень дорого и привела к потере всех трех кораблей, а результатом ее было открытие нескольких островов с малочисленным и бедным населением. Самым существенным открытием стал затерянный в восточной части Тихого океана остров Пасхи (Рапа-Нуи). Но именно это открытие прославило имя Якоба Роггевена.

 

Источник: shtorm777.ru

МОСКВА, 18 окт — РИА Новости, Владислав Стрекопытов. Остров Пасхи — одно из самых загадочных мест на Земле. Кто и зачем поставил там множество гигантских статуй, из-за чего погибла древняя цивилизация, причем столь внезапно, что многие изваяния так и остались незавершенными, — на этот счет есть разные гипотезы. Новые научные методы помогли внести некоторую ясность. Только за последний год опубликовано несколько новых работ, приоткрывающих тайны Рапа-Нуи, как еще называют остров.Откуда родом рапануйцыНекоторые ученые полагают, что в 800-900-х годах нашей эры остров Пасхи уже был заселен — об этом свидетельствуют обгоревшие пни того времени. Заселить его могли и раньше, но подтверждений этому пока нет. Ясно лишь, что к 1200 году остров уже точно был освоен.О том, откуда прибыли люди, ученые спорили. Большинство указывали на другие острова Восточной Полинезии. Местный язык относится к малайско-полинезийской ветви и близок к тонганскому, таитянскому и гавайскому. По другой гипотезе, предки рапануйцев приплыли из Южной Америки. Так считал, например, знаменитый норвежский исследователь и писатель Тур Хейердал. Чтобы подтвердить это, в 1947 году он вместе с товарищами доплыл на плоту «Кон-Тики» от берегов Перу до атолла Рароиа в архипелаге Туамоту, преодолев 6980 километров.В пользу южноамериканской версии — и характерная инкская кладка ряда сооружений на Рапа-Нуи, и культ человека-птицы. К тому же когда в 1722 году на острове появились первые европейцы, здесь уже активно возделывали сладкий картофель и бутылочную тыкву — сельскохозяйственные культуры, известные тогда только в Южной Америке.Но откуда бы ни прибыли первые поселенцы, им пришлось проделать длинный путь. Остров Пасхи — один из самых удаленных и труднодоступных на планете: 3514 километров до Южной Америки на востоке и 2075 километров до ближайшего обитаемого острова Питкэрн на западе. Местная легенда гласит, что люди приплыли сюда на двух огромных пирогах вместе с семьями и домашним скотом.Генетика дает ответРасшифровки ДНК из захоронений доевропейского периода, выполненные в 2017-м, никаких признаков прямого смешения с южноамериканскими народами в генах коренных жителей не продемонстрировали. В то же время ученые не выявили и «чистой линии» островитян. Исследователи пишут, что с генетической точки зрения самые первые рапануйцы были потомками смешанных браков различных народов Полинезии, Океании, а возможно, и Южной Америки. В новой работе специалисты Медицинской школы Стэнфордского университета в США и Института биомедицинских наук Чилийского университета вместе с коллегами из Великобритании, Мексики и Норвегии изучили ДНК 807 человек, принадлежащих к 15 различным группам американских индейцев и 17 островным сообществам Полинезии. Составили схему генетических связей между Полинезией и Южной Америкой, охватывающую 32 поколения.Выяснилось, что полинезийцы все же пересекались с древними народами Южной Америки, но произошло это всего однажды, примерно 800 лет назад, предположительно, на Маркизских островах, где оказались представители народа зену, жившего на территории современной Колумбии.Кто прибыли туда первыми, неизвестно. Если индейцы, то Тур Хейердал был отчасти прав. Только заселение началось не с Рапа-Нуи, а с Маркизских островов. И это вполне логично. Хотя они дальше от континента, чем остров Пасхи, добраться до них проще благодаря попутным пассатам и океанским течениям.Позднее, в XIII веке, потомки смешанной линии полинезийцев и индейцев расселились по архипелагу Туамоту, а в XIV веке достигли острова Пасхи, на котором в это время уже жили «чистые» полинезийцы, считают ученые.Не исключено, что рапануйцы могли сами плавать к берегам Южной Америки как до прихода представителей смешанной линии, так и после. Этим, по мнению ученых, и объясняется то, что на острове нашли артефакты и сельскохозяйственные культуры южноамериканского происхождения.Миграция из Юго-Восточной Азии в Полинезию началась примерно три тысячи лет назад. Веками предки нынешних обитателей островов Тихого океана осваивали новые земли, пока не достигли таких удаленных уголков, как Гавайи, Маркизские острова и остров Пасхи. Продолжив движение на восток, они легко могли проплыть еще несколько тысяч километров и достичь Южной Америки.Кто и когда создал статуиГлавная загадка острова Пасхи — кто автор монументальных каменных изваяний моаи. Достоверно определить их возраст пока невозможно. Считается, что их начали создавать не ранее 1000 года нашей эры, а к началу XVII века прекратили, причем многие незавершенные статуи так и остались в каменоломне. По ним сегодня историки изучают мегалитические технологии.Всего за шесть веков сделали около 800 статуй. Более 230 установлены на каменных ритуальных платформах аху в прибрежной зоне острова, почти 400 не завершены, среди них одна гигантская — высотой 21 метр и весом более 200 тонн.Когда сюда прибыли европейцы, население острова не превышало трех тысяч человек. Вряд ли столь небольшая община туземцев, находящихся на весьма примитивном уровне развития, могла построить сотни гигантских статуй и платформ для них.Предположили, что в древности на острове Пасхи была цивилизация с развитой социальной структурой и сложными религиозными культами. А потом исчезла. Сохранились только статуи.Выдвигали самые разные гипотезы причин гибели цивилизации Рапа-Нуи. Главные — экологическая катастрофа, вызванная хищническим истреблением лесов, и военный конфликт, в котором враждующие племена перебили друг друга. Более экзотические — чрезмерное увлечение изваяниями в ущерб хозяйственной деятельности, активность крыс, уничтоживших все семена растений. Есть и другие.Американские антропологи во главе с Робертом ди Наполи из Орегонского университета собрали все радиоуглеродные анализы, по которым можно косвенно оценить дату начала и окончания изготовления статуй, подкрепили их этноисторическими свидетельствами и данными архитектурной стратиграфии и обработали с помощью методов байесовской статистики. Результаты опубликовали в апреле этого года в журнале Journal of Archaeological Science.Оказалось, что строительство культовых монументов продолжалось намного дольше, чем считалось, — вплоть до 1750-х годов. Когда прибыли европейцы, островитяне еще активно возводили новые платформы. Об этом упоминают хроники голландских, испанских и английских мореплавателей.Значит, не было никакого коллапса в начале XVII века. Не нашли и признаков племенной розни. Наоборот, все статуи изготавливались в одной каменоломне посредством общих орудий труда.Изучив 11 платформ аху, исследователи установили, что все они сделаны по одному принципу. Это говорит о культурной и технологической преемственности, сохранявшейся на острове веками, что никак не увязывается с гипотезой внезапного краха. Климатическая гипотезаЦивилизация острова Пасхи пришла в упадок из-за климатических изменений, считают ученые из Чили, Испании и Норвегии, недавно опубликовавшие статью в журнале Proceedings of the Royal Society B.Авторы работы — 11 экспертов в области экологии, истории и археологии — применили междисциплинарный подход, основанный на палеоклиматических реконструкциях. Это позволило понять причинно-следственные связи природных и социальных событий на острове.То, что до прихода европейцев островитяне жили в единстве с природой, а европейцы все разрушили — миф. Ситуация там никогда не была идиллической. На маленьком и удаленном острове в центре Тихого океана небольшая изолированная популяция постоянно боролась за выживание. Численность ее то уменьшалась, то увеличивалась в зависимости от природных условий.Дело в том, что на этот район сильно влияет Южная осцилляция — долгосрочное метеорологическое явление, выражающееся в периодических колебаниях температуры поверхности Тихого океана в его восточной тропической части. Теплая фаза осцилляции известна как Эль-Ниньо, а холодная — Ла-Нинья.Исследование показало, что сокращение населения, как правило, совпадало с холодной фазой, когда количество осадков было минимальным. Это приводило к неурожаям и голоду. Палеоботанические данные указывают на то, что остров покрывала обильная растительность. Однако со временем расчистка земель под сельскохозяйственные угодья уничтожила леса и это усугубило и без того тяжелую экологическую ситуацию.По мнению исследователей, жители Рапа-Нуи пережили по крайней мере три социальных кризиса. Первый, в 1450-1550 годах, очевидно, был связан с климатическими изменениями. В Европе на это время приходится столетнее похолодание, известное как Малый ледниковый период. Еще один упадок случился между прибытием первых европейцев и серединой 1770-х годов. Причина неизвестна. Третий кризис — в XIX веке из-за распространения эпидемических болезней и работорговли.В любом случае в популяционной истории островитян признаков одной отчетливо выраженной социальной катастрофы не обнаружили. Численность населения менялась плавно, достигая в лучшие времена десяти-пятнадцати тысяч, а в худшие уменьшаясь до двух-трех.

Источник: ria.ru

Остров Пасхи — самый удалённый из заселённых островов в мире. Ближайшая материковая часть суши – Чили – на расстоянии 3700 километров. Административно остров находится в составе чилийской области Вальпараисо – в 1888 году Чили аннексировала эту территорию.

На знаменитом острове живёт около 5000 человек, чуть больше половины из них – коренное население. Площадь – 164 кв. км. Остров имеет форму правильного треугольника.

Здесь нет никаких вредных производств. Вода вокруг острова чистая и прозрачная. Но вместе с тем, флора и фауна не отличаются большим разнообразием, которое присуще многим островным образованиям в акватории Тихого океана. И любителям только пляжного «баунти-отдыха» лучше сюда не лететь. Это место для романтиков и любознательных.

Кто открыл остров Пасхи?

Когда-то остров был покрыт пышными лесами. Первые поселенцы появились здесь примерно в 300 годы нашей эры. Они, предположительно, были выходцами из островов Французской Полинезии.

А первым европейцем, который увидел загадочных и известных теперь на весь мир идолов-истуканов был голландец Якоб Роггевен. Это он, в пасхальное воскресенье 1772 года открыл далёкую землю в океане. Именно ему остров и обязан своим современным названием. Местное же название — Рапа-Нуи. Вскоре острова посетил и Джеймс Кук.

Заново остров Пасхи миру и нашим современникам открыл в середине прошлого века знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал.

Как добраться на остров Пасхи

От Сантьяго перелёт занимает 5 часов. Полёты осуществляет чилийская авиакомпания «LAN Airlines», рейс «Сантьяго – Таити» с посадкой в аэропорту Матавери на острове Пасхи. Сюда можно попасть и со столицы Перу Лимы. Рейсы регулярные, в отличие от судоходного сообщения. На острове имеется лишь одна пристань для небольших кораблей.

По самому острову туристы передвигаются на арендованных автомобилях, байках, на такси и пешком. Расстояния небольшие – на авто с одной стороны острова на другую можно добраться за 30 минут, а весь его по кругу объехать за полтора – два часа.

Ханга-Роа «столица» острова Пасхи

Кроме аэропорта, в административном центре острова имеется несколько 3-х и 4-х звёздочных отелей, магазины, рестораны, почта, школы и церковь. Почти всё население острова живёт здесь и занято в туристической отрасли. В городке лишь две улицы, без нумерации домов, – все жители знают друг друга. Цены на острове «кусаются», что неудивительно – ведь почти всё приходится завозить.

Достопримечательности острова Пасхи – Моаи

Главная достопримечательность этого удивительного уголка земли – разбросанные по всему острову каменные статуи – Моаи, так их здесь называют. На острове идолов около тысячи. Высота некоторых достигает 20 метров. Все, кроме семи, взор которых обращён к океану, расставлены так, что смотрят внутрь острова.

Изготовлены истуканы из спрессованного вулканического пепла на каменоломнях внутри острова. Существует много догадок и версий по поводу того, каким образом статуи транспортировались по острову. Всех, посетивших саму «фабрику» идолов не покидает ощущение, что работы прекратились буквально вчера, а не много веков назад.

  • Аху Рано-Рараку (300 моаи), аху Тонгарики (15 моаи) и ритуальная площадка, аху Атуре и аху Наунау – наиболее интересные места для посещения туристов.
  • Бухта и пляж Анакена – самый красивый и большой из немногих островных пляжей.

Ежегодно в конце января на острове проводится фестиваль Tapati Rapa Nui (Тапати). Он сопровождается песнопениями, танцами и традиционными соревнованиями местных жителей – рапануйцев.

В самом же Вальпараисо не забудьте уделить время на посещение морских музеев города: музей лорда Кокрейна и музей Навигации и Морской истории.

Источник: planetofhotels.com

Остров Пасхи — самый уединённый обитаемый клочок суши на Земле. От ближайшего населённого людьми острова — Питкерна, его отделяет 1819 км пустынного океана. Формально остров Пасхи принадлежит Чили, но чтобы достичь побережья этого государства, пасхальцу нужно преодолеть путь в 3703 км. Недаром среди древних самоназваний острова есть такие как Те-Пито-те-хенуа — «пуп земли», или Мата-Китераге —  «глаза, смотрящие в небо»). Тот, кто наградил его такими именами, наверное, воспринимал свою родину, как единственный кусок твёрдой земли во Вселенной. Между тем, остров Пасхи очень невелик. По форме он приближается к прямоугольному треугольнику, почти равнобедренному. Длина «гипотенузы» этого треугольника равна 24 км, «катетов» — 18 и 16 км. Удивительно, но на этом крошечном клочке земли, едва способном прокормить несколько тысяч человек, в прошлом существовала уникальная и весьма высокоразвитая культура, наиболее впечатляющие следы которой путешественник может увидеть даже не высаживаясь на остров. Вдоль всего побережья пасхальцы возвели гигантские скульптуры, высеченные из монолитного камня. Со временем выяснилось, что далеко не все свои чудеса островитяне выставили на общее обозрение. Немало таинственных загадок скрывают в себе недра острова.

Первым европейцем, достигшим острова Пасхи, стал голландский капитан Якоб Роггевен. Своё открытие он сделал весной 1722 г., в христианский праздник, давший острову его имя. Второе название этого кусочка суши — Рапануи. Вопреки распространённому мнению, это имя придумали не аборигены, а полинезийцы — обитатели других тихоокеанских островов. Последние совершали дальние морские переходы на своих, казалось бы, утлых судёнышках, и знали о существовании уединённого острова далеко на восток от Таити и Питкерна.

Последующие полтора столетия открытая Роггевеном земля посещалась европейцами всего несколько раз и на очень короткий срок. Судя по описаниям, составленным первыми посетителями, это был чрезвычайно бурный период в истории острова. Мореходы, бросавшие якорь у его побережья, каждый раз видели что-нибудь новенькое, ничуть не напоминавшее рассказы предшественников.

Так, приплывших на Рапануи в 1770 г. испанцев встретили высокие белокожие туземцы, среди которых было много светлых шатенов и рыжих. Толпа, собравшаяся на берегу, по мнению путешественников, составляла приблизительно две тысячи человек. Двух самых высоких мужчин испанцы измерили. Рост одного оказался 195 см, другого 199 см.

 

Когда всего на несколько лет позже на остров сошёл Джеймс Кук, его встречало не более двухсот человек, причём все они были темнокожие и низкорослые. А Роггевен в 1722 г. и Лаперуз в 1786 г. видели среди островитян представителей обеих расс. Спутники Роггевена также рассказывали, что первым на палубу их судна поднялся «совершенно белый человек», в короне из перьев. Судя по поведению, он занимал видное место среди островитян. Отличительной чертой его внешности были проколотые и вытянутые под тяжестью украшений мочки ушей, свисавшие до самых плеч. Такие же европейцы видели и у некоторых других аборигенов. Почти все путешественники, побывавшие на острове Пасхи в XVIII ст. удивлялись тому, что видели очень мало женщин и детей в толпе местных жителей. Чтобы недоумение мореходов стало вполне понятным, надо, наверное, подробнее рассказать о здешнем ландшафте.

Как уже говорилось, Рапануи — небольшой, треугольный остров вулканического происхождения. Близ каждой из трёх вершин «треугольника» расположены потухшие вулканы. Самый высокий из них поднимается на 539 м над уровнем моря. На памяти европейцев на острове никогда не было леса. Лишь по берегам озёр, образовавшихся в вулканических кратерах, есть небольшие рощи и заросли тростника. Всё остальное пространство занимает сухая каменистая степь. С любой из возвышенностей остров Пасхи просматривается, как на ладони. Поэтому, первые европейцы , посетившие его, полагали, что видели всё его население. Они считали, что большому количеству народа здесь просто негде укрыться от глаз. Как выяснилось, они глубоко ошибались.

Откуда бы не явились предки пасхальских аборигенов, это были великие мореплаватели, ведь чтобы заселить уединённый остров, необходимо было преодолеть тысячи километров водной пустыни. Но потомки не сохранили познаний и навыков предыдущих поколений. Когда на «Пуп земли» явились первые европейцы, его обитатели умели строить лишь небольшие двухместные лодки из тростника. Такие суденышки можно было использовать для рыбной ловли, но отходить далеко от берега на них было опасно. Лодки быстро набирали воду. Вообще, быт пасхальцев был очень примитивен. Они знали лишь каменные и костяные орудия и жили в незатейливых тростниковых хижинах, напоминающих перевёрнутые корзины. Тем большее изумление вызывало соседство исполинских  фигур из великолепно отшлифованного камня, которых на острове было великое множество. 

 

 В XVIII и первой половине XIX вв. некоторые из этих скульптур ещё стояли на своих постаментах, хотя многие уже тогда были повалены. Фигуры были высечены из монолитного камня желтовато-серого цвета, который добывали в кратере небольшого вулкана Рано Рараку, расположенного в восточной части острова. Любопытная деталь: скульптуры венчали цилиндрические «шапки», которые отдельно высекали из красной породы в кратере другого вулкана, и затем водружали на голову исполинов. Как выяснилось, слово «шапка» в отношении этих многотонных глыб не очень уместно. Туземцы называют их пукао — «пучок волос». Предполагается, что они изображают рыжие волосы.

К началу XX в., когда Рапануи вошёл в состав Чили, и на уединённый остров стали присылать губернаторов с материка, все каменные стражи, расставленные древними пасхальцами по периметру их владений, уже лежали ничком, кем-то сброшенные со своих постаментов. Всё указывало на то, что грандиозные работы по производству статуй, и водружению их на  площадки у побережья были прекращены внезапно.

Пожалуй, наибольший вклад в изучение пасхальской культуры внёс норвежский путешественник Тур Хейердал, знаменитый автор теории происхождения полинезийцев из Южной Америки. Ради её обоснование он совершил эпический подвиг — пересёк Тихий океан на плоту «Кон-Тики».

Хейердал провёл на острове немало времени, первый организовал здесь правильные археологические раскопки и написал об этом увлекательную книгу под названием «Аку-Аку» (так аборигены Рапануи называют духа-хранителя, защищающего вход в родовые пещеры и дающего человеку полезные советы). Вот как в книге Хейердала описана мастерская в кратере Рано-Рараку, где появлялись на свет статуи:

«Гора местами сплошь иссечена, люди некогда врезались в вулкан с такой жадностью, словно это была сдобная булка, а ведь стальной топор лишь высекает искры, когда испытываешь им твёрдость скалы. Десятки тысяч кубометров камня отделены от горного массива и перемещены далеко в сторону от кратера. А в зияющих ранах в теле горы лежит больше полутораста каменных исполинов от едва начатых, до только что законченных. У подножия вулкана готовые идолы выстроились в ряды, словно целая армия сверхъестественных существ, и чувствуешь себя таким крохотным, когда приближаешься к этой горе, будь-то даже верхом или в джипе, по древней дороге, которую исчезнувшие ваятели проложили к своей гигантской мастерской».

 

Только этих, временно выстроившихся у подножия вулкана в ожидании отправки к своему постаменту идолов, экспедиция Хейердала, посетившая остров Пасхи в 1955 г. застала стоящими вертикально. Многие из них были занесены грунтом по самый подбородок, и до исследований норвежского путешественника были известны как «каменные головы». Хейрдал рассказывает:

 

«…Мы, зарываясь в землю, сперва откопали грудь, потом живот, руки, наконец бёдра и соединяющиеся ниже живота длинные тонкие пальцы с огромными кривыми ногтями. В земле перед идолом нам попадались человеческие кости и следы кострищ… Всё говорило за то, что работа прекратилась внезапно: тысячи примитивных каменных рубил лежали на рабочих местах. И так как ваятели трудились одновременно над многими статуями, мы могли видеть все этапы. Сначала они в горной породе высекали лицевую часть, потом оба уха и руки с длинными пальцами, которые соединялись ниже живота. И наконец они врубались в камень с боков, формируя спину. Она первоначально напоминала днище лодки с острым килем, соединяющим изваяние с горой. Полностью вытесав всю лицевую часть, её тщательно обрабатывали и полировали, только не делали глаз под крутыми надбровными дугами. До поры до времени великан оставался незрячим. Потом скульпторы срубали «киль» под спиной, подпирая при этом богатыря камнями, чтобы он не скатился с обрыва. По-видимому, ваятелям было безразлично, где и как вытёсывать статую — на отвесной стене или на горизонтальной плоскости, головой кверху или книзу. Незаконченные исполины лежали как попало, словно на поле боя.

Отделив спину, начинали головоломный спуск по склону к подножию вулкана. Иной раз многотонных колоссов спускали по отвесным обрывам, через полки, на которых тоже шла работа над идолами. Немало истуканов побилось, но подавляющее большинство спустили целёхонькими, правда, ног не хватало, ведь каждое изваяние заканчивалось плоским срезом там, где у человека начинаются ноги. Словом, длинный торс с руками.

Тысячи тонн осколков из мастерской перенесли ваятели к подножию вулкана, где выросли огромные осыпи и искусственные морены. В этих кучах рыли глубокие ямы и временно устанавливали богатырей. Только теперь можно было отделать спину и шею исполина, а выше бёдер спину украшали поясом с символическими изображениями. Этот узкий пояс был единственным одеянием нагих фигур, и все они, кроме одной, изображали мужчин.»

 

Таких классических изваяний на острове Пасхи насчитывается более шестисот. Они сходны между собой обликом, но отличаются размерами. Стоит обратить внимание на то, что все такие изваяния имеют характерные удлинённые мочки ушей. Судя по всему, исчезнувшие ваятели постепенно укрупняли создаваемые ими фигуры. Самый большой из известных, двадцатидвухметровый исполин так и не успел покинуть каменоломню.

Кроме сразу же попадающих на глаза каменных гигантов на острове Пасхи имеются и другие диковинки. Среди них — барельефы с изображение птицечеловеков, сгорбленные фигурки с большими кривыми клювами. Поклонение птицечеловекам, видимо, было важной составляющей исконной пасхальской культуры. Аборигены показывали Хейердалу небольшой скалистый островок у юго-западной оконечности острова Пасхи, где, по их словам, жили эти таинственные существа. Посвященный им храм носит название Оронго и расположен неподалёку. По мнению Хейердала, он выполнял функции солнечной обсерватории.  Пасхальцы и поныне вырезают из дерева  фигурки птицечеловеков и продают их туристам.

Но больше всего этнографов поразила находка ронго-ронго, небольших  отполированных дощечек изготовленных из дерева таромиро (местной разновидности акации). На них острыми осколками обсидиана или акульими зубами вырезаны ряды изящных значков — стилизиованых изображений животных, растений, человечков. По видимому это были неведомые письмена. Насколько известно, ни на одном из островов Полинезии не было своей письменности. Удивительно было обнаружить её на изолированном клочке суши с населением в несколько тысяч человек. Учёные чрезвычайно высоко ценили такие дощечки, но к середине XX в. во всех музеях мира  их насчитывалось около двух десятков. Расшифровать пасхальскую письменность долго не удавалось. Каменные изваяния оставались немыми, да и сейчас имеющийся опыт дешифровки признаётся далеко не всеми.

Источник: naukatehnika.com


Categories: Остров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.