Как называются статуи на острове пасхи

Остров Пасхи – удивительное место, попасть куда стремятся тысячи туристов со всего мира. Мы уже многое с вами обсуждали про остров Пасхи. Анализировали и последний пальмовый побег и искали НОГИ У ГОЛОВ на острове и даже я вам показывал подводные статуи Пасхи.

Но во всех этих обсуждениях я как то мало обращал внимания на то, где и как возникали эти огромные головы и статуи. Это место находится на нижних склонах Теревака — самого большого и самого молодого из трех потухших вулканов, которые собственно и образуют Рапа-Нуи (более известного как остров Пасхи).

Давайте посмотрим внимательней на это …

Фото 2.
Как называются статуи на острове пасхи

Среди огромного количества достопримечательностей есть на этом острове место особое – вулканический кратер «Рано Рараку» из спрессованного вулканического пепла или туфа. Этот кратер таит интереснейшие загадки.


Рано-Рараку — потухший вулкан высотой около 150-ти метров, находящийся в восточной части острова посреди поросшей травой равнины, в 20 километрах от города Ханга-Роа и в 1 километре от побережья. Юго-восточный склон вулкана частично обрушился и обнажил породу — жёлто-коричневый туф с многочисленными включениями. Именно этой породе и обязан вулкан своей популярности – он стал местом рождения знаменитых каменных истуканов Моаи.

В овальном же кратере размером 350 на 280 метров лежит пресноводное озеро, берега которого густо заросли камышом тотора. Вплоть до недавнего времени это озеро служило местному населению источником пресной воды.

Как называются статуи на острове пасхи

Вулкан образовался в период голоцена. Он является вторичным вулканом Маунга Теревака, самой крупной возвышенности острова. Когда произошло его последнее извержение, неизвестно.

Рано Рараку по форме представляет собой пирокластический конус. Высота его вершины составляет пятьсот одиннадцать метров. Склоны вулкана покрыты мягким травяным ковром, напоминающим альпийские луга, юго-восточный склон частично обрушен.

В течение почти пяти столетий, Рано Рараку использовался для разработки карьеров. Именно здесь добывали камень для большинства известных монолитных скульптур острова Пасхи, известных как моаи. Сегодня можно увидеть, как остатки целых 387 моаи разной степени завершенности буквально опоясывают кратер. Рано Рараку сегодня является частью Всемирного наследия национального парка Рапа Нуи.

Фото 3.

Как называются статуи на острове пасхи

Почти все статуи на острове Пасхи (95%) были вырезаны в каменоломнях этого кратера, а затем каким-то образом перемещены на многие километры в различные места по всему острову. Никто не знает, как это делали. На склоне видны моаи, которые по какой-то причине либо не были завершены, либо их не переместили куда нужно

Фото 4.
Как называются статуи на острове пасхи

В этом месте есть много интересных вещей. К примеру, такие уникальные растения, как камыш «тотора», которым заросли берега озера в кратере, некоторые люди считают первыми свидетельствами контакта с южноамериканским материком. Тотора росли в этом месте, по крайней мере, в течение 30 000 лет, задолго до того, как на Рапа-Нуи поселились люди. Южный склон Рано Рараку на острове Пасхи буквально усеян большим количеством моаи.

Фото 5.
Как называются статуи на острове пасхи

Некоторые из них наполовину погребены в земле, а другие не завершены.А самым увлекательным зрелищем на Рано Рараку являются моаи в карьере. Некоторые из них являются незавершенными, а до других сегодня невозможно добраться, поскольку они расположены очень высоко на внешней стороне кратера. Здесь можно увидеть один из крупнейших образцов моаи, высота которого составляет 21,6 метра. Он почти в два раза больше своих «собратьев», которыми прославилось побережье острова Пасхи.

Фото 6.

Как называются статуи на острове пасхи

Вес моаи оценивается в 270 тонн и во много раз превышает вес любого моаи, которые можно встретить в других местах на острове. Ученые считают, что некоторые из незавершенных моаи были заброшены после того, как их создатели в конце концов наткнулись на очень твердую породу при разработке карьера. А другие скульптуры якобы даже не собирались отделять от породы, в которой они были вырезаны. Кроме того, некоторые моаи за пределами карьера частично вкопаны по плечи в землю. Что интересно, именно у этих моаи нет выдолбленных глаз.

Фото 7.
Как называются статуи на острове пасхи

Кроме того, у них нету «пукао» на верхушке — шляпообразной структуры, вырезанной из светло-красного вулканического камня, который добывали в другом месте, Пуна Пау. Тем не менее, именно эти моаи стали настоящей «визитной карточкой» острова.

Фото 8.
Как называются статуи на острове пасхи


В кратере вулкана Рано Рараку находится большое пресноводное озеро с чистой водой. В этом озере раз в год жители острова в наше время проводят соревнование по плаванию. Один из склонов утыкан истуканами. Средний размер статуй немного меньше, чем на внешней стороне кратера и сделаны они намного грубее. До сих пор неизвестно, зачем было делать статуи внутри кратера, ведь вытащить оттуда многотонную монолитную скульптуру без повреждений даже в наше время с применением техники — весьма сложная задача. Есть гипотеза — это ни что иное как учебная площадка древнего ПТУ №1 острова Рапа Нуи для подготовки квалифицированных каменотёсов и статуи не были предназначены для вывоза.

Фото 9.
Как называются статуи на острове пасхи

В кратере живёт табун диких лошадей. Лошадей, диких и домашних, на острове огромное количество, людей не боятся и их можно встретить в самых неожиданных местах. Будь у древних рапануйцев лошади, они бы обстругали всю эту гору до основания.

Фото 11.
Как называются статуи на острове пасхи

Моаи — каменные статуи из спрессованного вулканического пепла на острове Пасхи. Все моаи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Вес иногда достигает более 20 тонн, а высота — более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн. Всего на острове Пасхи имеется 997 моаи. Все моаи, вопреки распространённому мнению, «смотрят» вглубь острова, а не в сторону океана.


Чуть меньше пятой части моаи были передвинуты на площадки для церемоний (аху) и установлены с каменным цилиндром красного цвета на голове (пукау). Около 95% вырезаны из спрессованного вулканического пепла Рано Рараку, где сейчас осталось стоять 394 моаи. Работы в каменоломне у подножия вулкана Рано Рараку были неожиданно прерваны, и там осталось много неоконченных моаи. Практически все завершённые моаи были перемещены из Рано Рараку на церемониальные платформы.

В последнее время удалось доказать, что глубокие отверстия для глаз некогда были заполнены кораллами, некоторые из которых теперь реконструированы.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты. Сейчас около 50 моаи восстановлены на церемониальных площадках.

Фото 13.
Как называются статуи на острове пасхи

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о господствующем клане Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестью его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.


Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим лидерам, а также быть символами кланов.

Фото 14.
Как называются статуи на острове пасхи

Тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта в 1956 году известным норвежским путешественником Туром Хейрдалом. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности, короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждние.

По просьбе Тура Хейрдала, группа из последних живущих на острове «длинноухих» воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытесывая их каменными молотками), переместили готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установили на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание и трех бревен, используемых как рычаги.
вопрос почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал МЕНЯ»[1]. Туземцы — участники эксперимента ‘ ‘сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая как это делать и заставля повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили все.

Фото 16.
Как называются статуи на острове пасхи

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй, одновременно идет изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы, частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалась загадка, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили», перекантовываясь и, в 1986 году совместно с Туром Хейрдалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 20-тонную статую в вертикальном положении.

Фото 17.
Как называются статуи на острове пасхи

Фото 18.

Как называются статуи на острове пасхи

Фото 19.
Как называются статуи на острове пасхи

Фото 21.
Как называются статуи на острове пасхи

Фото 22.
Как называются статуи на острове пасхи

Фото 23.
Как называются статуи на острове пасхи

Фото 15.
Как называются статуи на острове пасхи

Фото 24.
Как называются статуи на острове пасхи

Фото 25.
Как называются статуи на острове пасхи

Фото 26.
Как называются статуи на острове пасхи

Фото 27.
Как называются статуи на острове пасхи

Фото 28.
Как называются статуи на острове пасхи

Фото 29.
Как называются статуи на острове пасхи


Как называются статуи на острове пасхи

Из всех археологических чудес на Рано Рараку есть одно, о котором знает довольно мало туристов, и которое, пожалуй, самое необычное из всех.

Это бородатый Тукутури, который является единственным в своем роде моаи — он стоит на коленях. Поза Тукутури впоследствии была использована женщинами и мужчинами, которые участвовали в хоре во время фестивалей, известных как «Риу». В частности, певцы становятся на колени, немного наклоняют туловище назад и приподнимают голову. Также при этом исполнители, как правило, носят бороды (несложно заметить, что Тукутури бородатый).

Фото 30.
Как называются статуи на острове пасхи

Тукутури сделан из красного вулканического шлака, который можно найти, как уже упоминалось ранее, только в Пуна Пау. Тем не менее, он «сидит» на Рано Рараку, представляющий собой туфовый карьер. Некоторые сохранившиеся записи позволяют предположить, что эта фигура, возможно, связана с культом «тангата ману» — особым ритуалом-состязанием, в котором ежегодно соревновались поселенцы.

Косвенные намеки заставляют предположить, что это был последний моаи, которого сделали уже после того, как прекратили делать классические статуи моаи.

Фото 20.
Как называются статуи на острове пасхи


Давайте еще посмотрим Как из монахов делают статуи и Какая стопа у Статуи Свободы?. Вот вам Самая высокая статуя в мире, а вот Чудо Света: статуя Зевса Олимпийского

Источник: masterok.livejournal.com

Остров Пасхи является одним из самых удаленных от населенных материковых земель. Расстояние от острова Пасхи до Таити и до континента Южной Америки около 4 тыс.км. Остров был открыт голландским мореплавателем Якобом Роггевеном в 1722 г. в день празднования Пасхи. Остров так и был назван Paasch-Eyland, что в переводе с нидерландского означает «Остров Пасхи». Другое название острова, данное ему таитянскими мореплавателями, – Рапануи, или «Большой Рапа». Данное название этому острову таитяне дали для того, чтобы не путать его с островом «Рапа-ити», что в переводе означает «Малая Рапа», который находится в 650 км от Таити.

Зачем нужны были статуи острова Пасхи?

На территории острова (163,6 км) находится 887 уникальных (и каждая из них имеет свое имя), не имеющих аналогов во всем мире, каменных статуй. На языке местного населения статуи называются «Моаи», и по легендам местных жителей, эти камни хранят в себе «ману» сакральную силу предков. Моаи представляют из себя изображения человеческих голов с туловищем по пояс.Статуи-острова-Пасхи-2

Эти статуи были созданы и установлены в период с 10 по 16 вв. н.э., идолы разбросаны по всему острову. Самая высокая из них, по разным данным, достигает от 19 до 21 м в высоту, средний вес статуи — не более 5 тонн, хотя отдельные источники указывают цифры до 12,5 и 13,8 тонн. Из общего количества статуй порядка 30-40 весят более 10 тонн. Материал, из которого изготовлены моаи, крупноблочный тахилитовый базальтовый туф. Доподлинно неизвестно, каким образом островитянам удавалось обрабатывать и перемещать каменные изваяния такого размера и веса. По одним предположениям, использовались толстые деревянные катки, по другой версии, сверхъестественная сила перенесла их на побережье острова. Местные жители собирались вокруг статуй и молились богам в надежде получить богатую почву, благополучие.

Происхождение и значение статуй острова Пасхи, вероятно, навсегда останется тайной для каждого из нас.

Источник: bezkordonu.com

История истуканов

В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние — моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре. 

моаи

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка. 

моаи остров пасхи

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

Исследования нашей эпохи

Европейские открытия не прошли бесследно для обитателей острова. Начался вывоз предметов и ценностей аборигенов в музеи по всему миру. Большая часть этого наследия была уничтожена. Поэтому перед исследователями XX века стояло много вопросов, а на их разрешение давались лишь крупицы истории. Задача стояла не из легких.

Первое серьезное исследование моаев на острове Пасхи было проведено в 1914-1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, тропы от вулкана к платформам с установленными статуями, около 400 статуй. 

остров пасхи статуи моаи

Очередное развитие событий связано с именем Тура Хейердала. Перед научным обществом была определена широта проблемы. Проблем и вопросов стояло многие, ответы на некоторые из них не нашли и по сей день.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них — 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев. 

моаи острова пасхи

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году. 

моаи истуканы с острова пасхи

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами.  Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.

Источник: 1chudo.ru

«Обитель» статуй Моаи

Расположенный почти в самом центре о-ва, кратер потухшего вулкана Рано-Рараку (исп. Rano Raraku; 160 м) является местом, где высекались знаменитые гиганты. Над их созданием от зари до зари трудились десятки, а может быть и сотни мастеров. Сегодня на склонах кратера можно увидеть следы их кропотливой работы. Здесь же разбросаны незаконченные фигуры статуй. Вероятно, их создание происходило с соблюдением каких-то важных ритуалов и церемоний. Ученые уверены, что вулкан Рано-Рараку для местных жителей того времени был на самом деле священным местом.

Если в ходе ваяния статуи происходил какой-либо дефект — это считалось дьявольским знаком. Поэтому скульпторы немедленно бросали резку статуи и принимались за высечение другой. Таким образом, более 390 скульптур так и осталась незавершенными и оставленными здесь же. С годами многие из них были погребены под толстыми слоями обвалившегося пепла.

Идолы Моаи: "Таинственные Истуканы Острова Пасхи"

Когда статуя была высечена и отделялась от перемычки, соединяющей ее с кратером, фигура истукана скатывалась по склону вниз, к основанию вулкана. Здесь истуканы предположительно ставились в вертикальное положение для окончательной обтески. Далее готовые статуи перетаскивались по целой сети дорог и устанавливались в строго предназначенных местах, разбросанных почти по всему побережью острова. Иногда их перемещали и устанавливали на расстояния свыше 20 км, выстроив в итоге почти сплошную линию монументов вдоль побережья острова.

По мере приближения к Рано-Рараку гигантские головы становятся более частыми, а у основания вулкана они буквально усеяны вдоль склона, образуя кульминацию процессуального маршрута к вулкану. Это должно означать возрастающий уровень важности этого места.


Загадки истуканов острова Пасхи

Когда в 1722 г. на остров высадились первые европейцы, они с удивлением обнаружили около 1000 величественных статуй. Впрочем, многие из них валялись на земле. Именно, большинство каменных изваяний были просто разбросаны вдоль дорог. Именно поэтому, многие ученые долгое время считали, что истуканы Моаи были оставлены неуклюжими строителями, которые сбрасывали сломанные статуи вдоль прибрежных дорог. Тем не менее, это было не так. Дороги были всего лишь протоптаны в ходе установки идолов. Т.е. сами дороги не были построены специально, а использовались исключительно для транспортировки фигур. С течением времени (из-за землетрясений, цунами и прочих внешних факторов) многие статуи повалились на землю, что также запутало археологов.

Однако, все статуи устанавливались строго на отведенных для них каменных пьедесталах — аху (рап. Аhu). Они представляли собой хорошо отшлифованные каменные платформы — закопанные тела статуй, немного наклоненные в сторону моря. Некоторые статуи установлены группами на постаментах высотой до 2-3 м. и длиной до 150 м. Самым известным таким постаментом с группой статуй являются знаменитые Аху-Тонгарики (рап. Ahu Tongariki).

Но каким образом многотонные истуканы Моаи транспортировались в различные отдаленные места острова? По сей день на этот вопрос нет четкого ответа. Одни лишь гипотезы…

По рассказам современных островитян «к своим местам идолы Моаи …шли сами». Согласно легенде древних Полинезийцев, в каменные истуканы острова Пасхи была заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова — Хоту-Мату’а. Т.е. статуи были одарены божественной силой — душой, позволяющей статуям передвигаться самостоятельно.

Впрочем, исследователи уверены, что огромные статуи все-таки передвигались людьми. Несмотря на то, что трудно себе представить, каким образом люди из каменного века, без специального оборудования и современных технологий передвигали многотонные монолиты. Вероятно, волоком в горизонтальном положении, при помощи различных деревянных рельс, упоров и прочих приспособлений. Существует и другая версия, согласно которой статуи переносили в вертикальном положении, перемещая их, раскачивая их из стороны в сторону, затянув несколькими канатами (см. видео). Именно таким образом перекантовки они заставляли статуи «шагать». В этом вопросе мнения ученых разделились.

Как все это выглядело в действительности, остается еще одной, неразгаданной загадкой цивилизации острова Пасхи. Как и причина, по которой жители крошечного острова тратили силы и время на создание многочисленных каменных исполинов. Существует распространенное мнение, что Истуканы острова Пасхи являются как бы его стражами, наводя страх на непрошенных гостей. Однако, это не совсем так. Все статуи (кроме группы статуй Ahu Akivi, состоящей из 7 фигур в середине о-ва) стоят на побережье и «смотрят» не в сторону моря, а вглубь острова.

Некоторые специалисты считают их стражами умерших, которые мощными спинами защищали покойных от природных стихий. Таинственные исполины, безмолвно выстроились в линию на побережье, повернувшись спиной к Тихому океану. Словно мощная армия, охраняющая покой своих владений и их жителей.

Несмотря на некоторую примитивность идолов Моаи, истуканы острова Пасхи все-таки завораживают. Особенно внушительно гиганты смотрятся вечером, в лучах заходящего солнца, когда на фоне неба вырисовываются лишь огромные, леденящие кровь силуэты…


Шляпы

Головы многих каменных истуканов украшали «шляпами» (рап. Pukao) из горной породы красноватого цвета. Возможно они были сделаны из добытого красного вулканического камня уже позже, приблизительно в конце XVI века.

Причина этих «шляпных дополнений» неизвестна. Но некоторые ученые предполагают, что они придавали статуям некое выражение пущей власти.

Идолы Моаи: "Таинственные Истуканы Острова Пасхи"


Крах цивилизации Рапа-Нуи

Цивилизация Рапа-Нуи достигла своего расцвета, потом произошло нечто ужасное.

Необъяснимая одержимость островитян в возведении таинственных истуканов привела к беспощадному использованию природных ресурсов и разорению о-ва. Слепое стремление заполонить остров статуями привела к тотальному истощению лесных ресурсов острова. Лес, который был необходим для транспортировки огромных фигур, беспощадно вырубался. Европейцы, впервые ступившие на остров Пасхи, поражались, как в таком пустынном месте могли выжить люди. Это перестало быть загадкой, когда последние исследования показали, что в древности остров был покрыт густым лесом, здесь был изобильный тропический рай.

Видимо, ресурсы о-ва казались неисчерпаемыми, деревья вырубались на постройку жилищ и каноэ, а гигантские пальмы — для транспортировки моаи.

Уничтожение леса привело к эрозии почвы и ее истощению. Скудные урожаи, нехватка еды приводили к вооруженным конфликтам между островными кланами, Моаи — символы власти и успеха свергались. Борьба со временем все более ожесточилась. Таким образом в конце концов, к приезду европейцев, культура Рапа-Нуи полностью исчезла.


Интересные факты

  • Мало кто знает, но у всех статуй острова Пасхи в их глубоких глазницах были установлены глаза из белого вулканического стекла или кораллов. Со временем они выпали и сейчас лишь один истукан имеет уцелевшие глаза.
  • Любопытно, что цивилизация Рапа-Нуи не использовала бесчисленную армию рабов и ресурсов для создания своих монументов, как это делалось в культурах Древнего Египта, Китая и прочих культурах «эпохи деспотизма». Горстке жителей острова Пасхи удалось увековечить свои творения, используя исключительно свой интеллект, законы физики и скудные минеральные ресурсы острова.
  • Средний размер статуй Моаи составляет 3-5 м, реже он достигает 10-12 м. Средняя ширина их основания — 1,6 м. Вес — около 5 тонн, реже 10 и более тонн. При этом самая крупная из установленных статуй весит не более 15 тонн.

  Была ли статья полезна? 

Источник: hasta-pronto.ru

Материал и каменоломни[править | править код]

Большинство моаи (834, или 95 %) вырублено в крупноблочном тахилитовом базальтовом туфе или туффите[6] каменоломни вулкана Рано Рараку (Rano Raraku). Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Такого материала нет на полуострове Поике. Поэтому немногие мелкие статуи, находящиеся там, изготовлены из местных пород. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 — из трахита; 17 — из красной базальтовой пемзы вулкана Охио в бухте Анакена и из других месторождений; 13 — из базальта; 1 — из муджиерита вулкана Рано Као. Последняя — это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго, известная как Хоа Хакананаиа (Hoa Hakananai’a). С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао, но, возможно, и из такого же материала более близких месторождений.[7][8]

Размер и вес[править | править код]

В очень многих публикациях вес моаи сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3—3,2 г/см³), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше (меньше 1,4 г/см³, редко 1,7 г/см³). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи действительно изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.

Обычный размер моаи — 3—5 м. Средняя ширина основания — 1,6 м. Средний вес таких статуй — менее 5 т (хотя указывается масса в 12,5—13,8 т). Реже высота статуй — 10—12 м. Не более 30—40 статуй имеют вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных — это моаи Паро (Paro) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura) высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории — моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.

Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая — Пиропиро, 11,4 м.

А вообще крупнейшая статуя — El Gigante размером около 21 м (по разным сведениям — 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес — и 145—165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500—800 кг, реже 1,5—2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.[9]

Расположение[править | править код]

Более ранние моаи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же просто на открытой местности. Возможно, что транспортировка некоторых статуй так и не завершилась. Аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики, установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку, взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, — на когда-то стоявшую перед ними деревню. Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.

Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле. Исследования последних лет выявили процесс периодического демонтажа статуй для переноса их на новые постаменты, а также для окончательного погребения их под завалами камня.[источник не указан 899 дней]

Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку. Часть не вырубили полностью или же они изначально должны были оставаться в таком положении, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Раньше считалось, что все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Сейчас предполагают, что они и были предназначены для этого места. Также им не собирались делать глаза. Позже эти статуи оказались погребены делювием со склона вулкана.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты или упали по естественным причинам (землетрясения, удары цунами). Сейчас около 50 статуй восстановлены на церемониальных площадках или в музеях в других местах. Кроме того, сейчас одна статуя имеет глаза, так как было установлено, что в глубоких глазницах моаи некогда были вставки из белого коралла и чёрного обсидиана, последний мог заменяться чёрной, но затем покрасневшей пемзой.

Художественный стиль[править | править код]

Общеизвестный стиль статуй среднего периода истории острова Пасхи появился не сразу. Ему предшествовали стили монументов Раннего периода, которые подразделяют на четыре типа.

  • Тип 1 — четырёхгранные, иногда сплюснутые каменные головы прямоугольного сечения. Туловища нет. Материал — желтовато-серый туф Рано Рараку.
  • Тип 2 — длинные столбы прямоугольного сечения с изображением малореалистичной фигуры в полный рост и непропорционально короткими ногами. Найден только один завершённый образец на аху Винапа, первоначально двуглавый. Два других незаконченных — в карьерах Туу-Тапу. Материал — красная пемза.
  • Тип 3 — единственный экземпляр реалистичной коленопреклонённой фигуры из туфа Рано Рараку.[10] Найдена там же, в отвалах древнейших карьеров.
  • Тип 4 — представлен большим количеством торсов, прототипов статуй Среднего периода. Изготовлены из твёрдого, плотного чёрного или серого базальта, из красноватой пемзы, из туфа Рано Рараку и муджиерита. Отличаются выпуклым и даже заострённым основанием. То есть они не предназначались для установки на постаменты. Их вкапывали в землю. Они не имели отдельного пукао и удлинённых мочек ушей. Три прекрасных образца из твёрдого базальта и муджиерита были вывезены и находятся в Британском музее в Лондоне, в Музее Отаго в Данидине и в брюссельском Музее пятидесятилетия.[11]

Статуи Среднего периода являются усовершенствованным вариантом менее крупных статуй предшествующего периода. Вопреки расхожему мнению, лица, воспроизведённые на них, не европейские, а чисто полинезийские. Излишне вытянутые головы появились благодаря непропорциональному растягиванию поздних монументов в погоне за всё большей высотой. При этом всё равно отношение длины к ширине носа (снизу) осталось «азиатским».

Начиная с Хоа Хакананаиа, также некоторые статуи Среднего периода покрывались резьбой. Она включает maro — изображение на спине, напоминающее набёдренную повязку, дополненную кругом и м-образной фигурой. Пасхальцы трактуют этот рисунок как «солнце, радуга и дождь». Это стандартные для статуй элементы. Другие рисунки более разнообразны. На передней стороне может быть что-то похожее на воротник, хотя, конечно, фигуры обнажены. Хоа Хакананаиа сзади имеет также изображения вёсел «ао», вульв, птицы и двух птицечеловеков. Считают, что изображения, относящиеся к культу птицечеловека, появились уже в Среднем периоде. Одна статуя со склона Рано Рараку имеет на спине и груди изображения трёхмачтового камышового судна или, по другой версии, европейского корабля. Однако многие статуи могли не сохранить свои изображения из-за сильной эрозии мягкого камня. Изображения имелись и на некоторых цилиндрах пукао. Хоа Хакананаиа, кроме того, имела раскраску тёмно-бордовой и белой краской, которая была смыта при перемещении статуи в музей.

История создания[править | править код]

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о вожде клана Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестерыми его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

В 1955—1956 гг. известный норвежский путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Одним из основных в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению статуй моаи. В итоге тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее своё название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.

По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня»[12]. Туземцы — участники эксперимента — сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении[13]. Антропологи повторили эксперимент в 2012 году, сняв его на видео[14]

Названия видов камня острова на местном языке[править | править код]

Породы выстроены в порядке убывания прочности.

  1. Маеа матаа (рапан. маеа — камень, матаа — наконечник) — обсидиан.
    Маеа ренго ренго — гальки халцедона и кремня.
  2. Маеа невхиве — чёрный тяжёлый камень (чёрный гранит по У. Томсону), фактически это ксенолиты трахибазальта. Шёл на крупные рубила.
    Маеа токи — базальтовые ксенолиты основных и ультраосновных пород, включённых в туфы и туфоконгломераты. Использовались для молотков и рубил.
  3. Гавайитовые (андезитовые) базальтовые лавы и муджиерит (разновидность базальтовых туфов по Ф. П. Кренделеву); может быть, ещё трахит (это не базальт). Использовались для нескольких небольших статуй. Скорее всего, эти породы относятся к «маеа пупура» (см.4).
  4. Маеа пупура — плитняк андезитовых базальтовых туфов, идущий на изготовление изгородей, стен домов и монументальных платформ аху.
  5. Маеа матарики — крупноблочный тахилитовый базальтовый туф или туффит, шедший на изготовление основной массы статуй моаи. Размер блоков определял размер статуи.
  6. Кирикири-теа — мягкий серый базальтовый туф, шедший на изготовление краски.
    Маеа хане-хане — чёрная, затем краснеющая базальтовая пемза, идущая на причёски пукао, некоторые статуи, в строительство, на краски и абразивы.
    Пахоехое (таитян.) — пемзы андезитовых базальтов.[15]

В кино[править | править код]

  • Рапа Нуи (фильм) (1994)

См. также[править | править код]

  • Остров Пасхи
  • Аку-Аку
  • Аху
  • Вулканический туф

Источники[править | править код]

  • Hendleman, Jim. Jaredites : the Missing Civilization X. — AuthorHouse, 2013. — P. 486. — ISBN 978-1-4817-3321-2.

Литература[править | править код]

  • Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. — 181 с. (Серия «Человек и окружающая среда»). — ISBN 5-02-029176-5.
  • Кренделев Ф. П. Остров Пасхи. (Геология и проблемы). — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1976.
  • Хейердал Т. Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана (2 тома научных отчётов)
  • Хейердал Т. Искусство острова Пасхи. — М.: Искусство, 1982. — 527 с.
  • Хейердал Т. Аку-Аку.
  • Хейердал Т. Остров Пасхи: разгаданная тайна. — Random House, 1989.
  • Jo Anne Van Tilburg. Easter Island Archaeology, Ecology and Culture. — London and Washington: D. C. British Museum Press and Smithsonian Institution Press, 1994. — ISBN 0-7141-2504-0

Источник: ru.wikipedia.org


Categories: Остров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.