История Елагинского дворца

Пятым владельцем острова и всего имения был историк, государственный деятель, поэт Иван Перфильевич Елагин. Его фамилия послужила окончательным названием имению на одноименном острове.

Дворец на елагином островеИсследователи выдвигают версию, что спроектировал оригинальный дворец архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги.

Начало XIX века. Александр Первый делает подарок своей матери Марии Федоровне в виде покупки, дальнейшей перестройки дворца на Елагином острове, являвшем собой образец палладианского стиля в русской архитектуре.

Другой русский архитектор итальянского происхождения Карл Иванович Росси стал зодчим современного вида Елагина дворца. Под его руководством была создана дворцово-парковая летняя резиденция, состоявшая из трехэтажного дворцового сооружения, нескольких павильонов, корпусов: Кухонного, Конюшенного, Оранжерейного.

Над внутренним декорированием строения потрудились талантливые представители российской промышленности и искусства различных направлений:


  • В. Демут-Малиновский, С. Пименов (скульптура);
  • С. Модерни, Ф. Трискорни (обработка мрамора);
  • А. Виги, Б. Медичи, Дж.-Б. Скотти (декоративная живопись);
  • Я. Щенников (работы по искусственному мрамору);
  • И. Дипнер, А. Шрейбер (работы по бронзе);
  • И. Бауман, В. Бобков, Г. Гамбс, А. Тур (изготовление мебели) и др.

Революция 1917. Резиденция, принадлежавшая императорской семье, переходит к Совнаркому города Петрограда.

1918-1929. Здание отдается под экспозицию Музея «История и быт».

1930. Музейная коллекция частично распределяется по другим музейным объектам: Гатчинский дворец, Русский музей, Эрмитаж, частично распродается. Здание становится местом функционирования Института растениеводства, филиала Академии наук.

1941-1945. Елагиноостровский дворец претерпевает серьезные разрушения. Бомбежки, пожары уничтожают исторические экспонаты, разрушают кровельные перекрытия.

Интересно. Кадры советского фильма «Небесный тихоход» запечатлели вид разрушенного после войны дворца (1945).

Послевоенное время. Изучается, систематизируется историческая информация для проведения реставрационных работ. Архитектор В. М. Савков работает над восстановлением внутренней отделки залов.

1952-1960. Проводится дальнейший восстановительный процесс, которым руководит архитектор М.М.Плотников.

1961. Начинается функционирование базы отдыха:

  • этаж – выставочные залы,
  • этаж – комнаты отдыха, бильярдные,
  • этаж – танцевальный зал.

1987. Елагиноостровский музей восстанавливает свой статус. Возвращаются уникальные экспонаты исторической обстановки.

На текущий момент организуются экскурсии, выставки, мероприятия, проекты познавательного, развлекательного характера.

Интересно. Современное кинопроизводство использовало дворцовые помещения в качестве декораций: имение Боринских (сериал «Курт Сеит и Александра», 2014), психиатрическая клиника (сериал «Мастер и Маргарита», 2005).

Дворец на елагином острове

Елагин дворец и его достопримечательности

Главной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля является непосредственно сам дворец.

У входа Елагина дворца туристов встречают сторожевые львы. Росси украшает парадный вход двумя хищниками из чугуна, созданными казенным литейным заводом Санкт-Петербурга (1822), о чем свидетельствуют надписи на постаментах. Львы представляют собой точное воспроизведение животных флорентийской Синьории.

При мимолетном взгляде, кажется, что звери идентичны. Но при детальном рассмотрении видно, что имеются некоторые различия: поворот головы, выражение глаз, различная степень свирепости, положение шара, на который опирается лапа животного.

Дворец на елагином острове

Парадные залы


Помещения первого этажа представляют собой анфиладу.

Туалетная императрицы Марии Федоровны (южная сторона). Стеновые поверхности отделаны мрамором белого цвета, искусственного происхождения. Используется техника тональной градации (гризайль), сюжетные композиционные изображения, содержащие амуров, причудливые орнаменты, камеи. Березовые двери с бронзовым декорированием, дубовый паркет. Обстановка относится к концу 18 века – началу 19 века.

Опочивальня имеет купольный потолок с полихромной росписью: камеи, музыкальные инструменты, цветы, танцующие музы. Стены задрапированы шелковой тканью, обрамленной рамами с позолотой. Мебельный комплект с элементами из бронзы был произведен мастерами предприятия И. Баумана.

Интересно. Изначально Опочивальня и Туалетная императрицы оборудовались мраморными каминами, над которыми находились большие зеркала.

Убранство Фарфорового кабинета оформлено соответственно стилю интерьерного дизайна жилья аристократии Древнего Рима. На стеновых, потолочных поверхностях белого мрамора изображены танцующие античные женские образы, амуры, любимые птицы императрицы павлины, являющиеся символом семейного очага.

Стены Голубой гостиной оформляют шелковые штофы (1950, по эскизам Росси). Гармонию создает сочетание белого мрамора, голубого шелка, лепнины, позолоты, произведений французской бронзы начала 19 века. Композиционным решением является симметричное расположение каминов черного итальянского мрамора с большими зеркалами.


Центральное положение анфилады занимает Овальный зал, являвшимся местом проведения торжественных приемов, балов. Свод купола декорирован кессонами с лепниной, по центру массивная бронзовая люстра (60 свечей). Оригинал люстры был произведен мастерской А. Шрейбера. Вдоль стен располагаются 16 мраморных полуколонн.

Стены Малиновой гостиной ранее были покрыты бумажными обоями соответствующего названию цвета, сейчас шелковыми штофами, обрамленными позолотой. На потолке изображения по сюжету «Триумф Аполлона и Венеры».

Под Столовый зал, предназначавшийся для торжественных приемов пищи, отведена северная сторона анфилады. Желто-белая цветовая палитра, четырехгранные столбы, венчающиеся скульптурными образами женских голов, зеркала, расположенные противоположно окнам, создают атмосферу торжественности и, одновременно, легкости.

Парадную Переднюю украшают скульптурные изображения дев-жриц храма Весты, хранительницы семейного уюта. Скульптор А.А. Пименов выполнил изваяния, держащие софиты. Из Передней посетители могут подняться в жилые помещения 2-ого уровня. Далее 3-ий уровень являет собой церковь Николая Угодника.

Дворец на елагином острове

Кухонный корпус дворца


Особенностью двухэтажного здания, расположенного по северному краю Масляного луга, является то, что солнечные лучи не проникали внутрь помещений, где готовилась пища. Внешняя сторона полукруглой формы, не имеющая окон, максимально декорирована лепниной, скульптурными элементами. Богатый декор скрывал истинное предназначение торжественного снаружи сооружения. На южном фасаде имеются 14 скульптур античных богов и героев.

Дворец на елагином острове

Конюшенный корпус дворца

Выставочные залы располагаются в Конюшенном корпусе западной части Масляного луга. Два этажа подковообразного здания предназначались под жилые для императорской свиты, хозяйственные (стойла, каретные, хранение зерна, сена) помещения. Красивый внешний фасад скрывал прямое назначение строения.

Дворец на елагином острове

Оранжерейный корпус

Здесь содержится уникальное собрание экзотических растений. Интерьеры расписаны академиком Б. Медичи. Чугунные гермы отлиты мастерами Санкт-Петербургского завода по образцам Росси.

Дворец на елагином острове

Кавалерийский, Фрейлинский корпуса

Кавалерийский корпус – место проведения мастер-классов проекта «Творческая дача». Во Фрейлинском на данный момент проводятся бальные мероприятия.

Дворец на елагином острове

Как добраться до Елагинского дворца

Желающие посетить дворцово-парковый комплекс могут воспользоваться несколькими способами проезда:


  • автобусными маршрутами № 32,93;
  • трамвайными линиями № 2,21,48;
  • такси, следующими маршрутами 93, 133, 690;
  • метрополитеном до пунктов «Крестовский остров», «Старая деревня».

Выйдя из метро, необходимо пройти:

  • от «Крестовского острова» по ул. Рюхина до 2-ого моста, где располагается один из входов;
  • от «Старой деревни» по улице Липовой до 3-его моста рядом с Пр. Приморским.

Дворец на елагином острове

Экскурсии, билеты и цены

Свободный проход на территорию паркового комплекса предусматривается с понедельника по пятницу. Платным посещение становится по субботам, воскресеньям или праздникам: лица старше 18 лет платят 100 RUR, обучающиеся школ — 30 RUR.


Наименование Цена билетов
1 взрослый + сопровождение экскурсовода 1 обучающийся школы + сопровождение экскурсовода 1 пенсионер + сопровождение экскурсовода
Общий билет (Дворец + основные подразделения дворцово-паркового комплекса) 400 RUR 260 RUR 250 RUR
Музей «Художественное стекло» (Оранжерейный корп.) 200 RUR + 50 RUR 75 RUR + 25 RUR 100 RUR + 30 RUR
Общий билет (Все помещения Конюшенного корп.) 250 RUR 120 RUR 130 RUR
Экспозиция Большого зала (Конюшенный корп.) 120 RUR + 60 RUR 50 RUR + 50 RUR 75 RUR + 55 RUR
Выставочные залы 1-ого этажа (Конюшенный корп.) 100 RUR 50 RUR 60 RUR
Выставочные залы 2-ого этажа (Конюшенный корп.) 70 RUR 50 RUR 40 RUR
Павильон под флагом 50 RUR 30 RUR 40 RUR

Дворец на елагином острове

Костюмированные балы в Елагинском дворце

Бальные мероприятия с переодеванием в костюмы исторической эпохи на Елагинском острове проводятся согласно требованиям традиций 19 века.

Важно. С 01.08. 2016 Дворцовое здание недоступно для посещений вследствие проведения реставрационных работ. На время реставрации театрализованные балы проходят в корпусе Фрейлин.


Наименование Категория участников Цена билета Цена проката бального костюма
«В вихре бала» школьная группа (16 чел.)
группа лиц старше 18 лет (16 чел.)
4000 RUR (групповой)
7000 RUR (групповой)
350 RUR
«Елагинский котильон» до 14 лет
от 14 лет
850 RUR
1000 RUR
входит в стоимость билета
«Вечерний котильон» до 14 лет
от 14 лет
1200 RUR
1500 RUR
входит в стоимость билета
«Детский новогодний бал» школьники 1-4 классов 1500 RUR входит в стоимость билета

Современные молодожены имеют возможность провести церемонию свадьбы в Елагином дворце. Для торжества предоставляются Столовый и Овальный залы (70-100 человек), павильоны: Под флагом (30-50 чел.) и Музыкальный (100-150 гостей).

Источник: SnovaDoma.ru

Елагиноостровский дворец является одной из немногих архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которая за все время существования ни разу не была переименована.  Жемчужиной уникального дворцово-паркового ансамбля Елагина острова по праву считается Елагиноостровский дворец.

Елагиноостровский дворец (называемый также Елагинским или Елагиным) был построен архитектором Карлом Росси в 1818-1822 годах по заказу императора Александра I для его матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны и на протяжении ста лет оставался во владении Романовых.


терьеры дворца сочетали парадность и изысканность императорской резиденции и в течение XIX века не подвергались переделкам. До сих пор они по праву считаются одним из лучших памятников эпохи ампира в России. После революции 1917 года по специальному декрету советского правительства Елагин дворец был признан памятником высшей категории, имеющим историческое и художественное значение. С 1918 по 1929 годы он, как и многие другие дворцы и усадьбы, становится Музеем истории и быта. Несмотря на трудные условия жизни, сотрудники музея под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е.В.Медведева сумели не только сохранить от расхищения дворцовое имущество, но и значительно увеличить его за счет поступления предметов из национализированных дач на Каменном и Крестовском островах.

В 1929 году музей был закрыт, а коллекция расформирована. Лучшие экспонаты были переданы в Эрмитаж, Русский музей, Гатчинский, Павловский и Детскосельский (Екатерининский) дворцы-музеи, предметы из драгоценных металлов и оклады икон – в финансовые организации. Большая же часть была распродана через магазины Торгсин (торговля с иностранцами) и Госторг. В 1932 году на Елагином острове открывается Центральный парк культуры и отдыха, ставший главным местом отдыха горожан, и здание дворца используется для культурно-просветительной работы.


чавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла большой урон парку и дворцу. Во время блокады Ленинграда в парке находились воинские части. Он, как и все прифронтовые районы был приспособлен для осуществления оборонительных задач и закрыт для посетителей. 16 января 1942 года во время очередного артобстрела два зажигательных снаряда пробили кровлю дворца и разорвались в подвале, разрушив вестибюль, на месте которого образовалась глубокая воронка. Снаряды повредили дымоходы, вспыхнувший пожар охватил все здание, уничтожил перекрытия первого и второго этажей и все интерьеры. От дворца остался лишь остов из капитальных стен, открытый ветру и дождям. Еще не закончилась война, а Исполком Ленгорсовета принимает решение об открытии ЦПКиО летом 1944 года. Силами всего города, его общественными и государственными организациями, а также простыми жителями восстанавливался любимый всеми ленинградцами Центральный парк культуры и отдыха, ставший олицетворением мирной жизни. Елагин дворец начал реставрироваться первым из разрушенных дворцов в Ленинграде. В 1946 году архитектор В.М.Савков выполнил обмеры разрушенного дворца и провел фиксацию уцелевших деталей декоративного убранства интерьеров. Сотрудник ГИОПа А.Н.Петров собрал архивные научные материалы и обосновал возможность восстановления дворца. Сначала предполагалось перестроить дворец под здание для танцев и игр Центрального парка культуры и отдыха. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик здания, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже. В 1952 году архитектор М.М.Плотников разработал проект воссоздания художественной отделки парадных залов первого этажа. С 1952 по 1960 годы продолжались реставрационные работы. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец. Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания в Ленинграде. В 1961 году отреставрированный дворец открыл свои двери для посетителей. Уникальные интерьеры первого этажа предназначались для временных выставок. Второй и третий этажи были полностью отведены под базу однодневного отдыха трудящихся. Здесь разместились комнаты для отдыха и развлечений, лекционный, бильярдный и танцевальный залы. В новом дворце появился еще один просторный вестибюль и широкая лестница на второй этаж.

С созданием выставочных залов началась музеефикация дворца, растянувшаяся почти на двадцать лет. Небольшой коллектив во главе с Д.И.Немчиновой устраивает интересные и разноплановые выставки: «Дулевский фарфор», выставку главного художника Ленинградского завода художественного стекла Е.В.Яновской, первую в Ленинграде выставку из частных коллекций и другие, которые привлекают внимание посетителей парка. К концу 1970-х годов здание дворца было полностью освобождено от базы отдыха. На первом этаже размещается постоянная экспозиция из мебели, скульптуры и бронзы первой трети XIX века. На втором и третьем этажах организуются временные выставки декоративно-прикладного искусства. В 1981 году в целях сохранения уникальных интерьеров Елагина дворца как памятника архитектуры и декоративно-прикладного искусства было принято решение о создании во дворце «Музея декоративно-прикладного искусства XIX века», но только в 1987 году дворец получил статус музея. Новый музей под руководством первого директора В.В.Мухина активно входит в музейное пространство города с яркими выставочными проектами: «Церковная культура. Петербургский период», «Русский жемчуг и перламутр», «Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы», которые имели большой резонанс и массовую посещаемость. В тяжелые для всей страны 1990-е годы сотрудники музея планомерно формируют фонды, пополняя их за счет закупок, даров и передач предметов из других организаций. В 1999 году, после банкротства и закрытия крупнейшего предприятия стекольной промышленности страны — Ленинградского завода художественного стекла, его коллекция из 7 тысяч экспонатов была передана в Елагиноостровский дворец-музей.

Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная К.И.Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нем начала работу Стеклодувная мастерская.

За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла. Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.

Фонд дерева дает возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.

Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и др. Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы.

В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы. Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы К.Фаберже, В.Хлебникова, братьев Грачевых и др. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков. Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.

Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту К.И.Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.

Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссеры как А.Сокуров, Г.Панфилов, В.Бортко, В.Мережко, П.Лунгин, А.Учитель и другие. 

В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей и вновь открыт с 13 апреля 2021 г.


Режим работы Елагиноостровского дворца-музея с 13 апреля 2021 г.:

  • Ежедневно с 10.00 до 18.30, кроме понедельника и среды. Касса Музея  — с 10.00 до 18.00
  • «Музейная среда» — с 13.00 до 21.0. Касса Музея  — с 13.00 до 20.30
  • Выходной  день: понедельник

Стоимость входных билетов на постоянную экспозицию «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» (1 этаж):

  • 150 руб. — взрослые
  • 100 руб. — школьники, студенты очной (дневной) формы обучения, пенсионеры (при наличии подтверждающего документа)
  • бесплатно — льготная категория граждан (в соответствии с Приказом СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С.М. Кирова от 07.10.2019 г. № 01-04-361 «О реализации бесплатных билетов в музеи и выставочные залы») (при наличии подтверждающего документа)

Стоимость входных билетов на выставку «Кабинетная история» (2 этаж):

  • 100 руб. — взрослые
  • 50 руб. — школьники, студенты очной (дневной) формы обучения, пенсионеры (при наличии подтверждающего документа)
  • бесплатно — льготная категория граждан (в соответствии с Приказом СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С.М. Кирова от 07.10.2019 г. № 01-04-361 «О реализации бесплатных билетов в музеи и выставочные залы») (при наличии подтверждающего документа)

Стоимость экскурсионного обслуживания в Елагиноостровском  дворце-музее:

  • Экскурсия «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца». Обзорная экскурсия по первому этажу Елагиноостровского дворца-музея
  • Экскурсия «Кабинетная история». Экскурсия по второму этажу Елагиноостровского дворца-музея.

Источник: elaginpark.org

Общая информация

В начале XIX в. император Александр I приобрел Елагин остров для летней резиденции своей матери Марии Федоровны и поручил знаменитому архитектору Карлу Росси перестроить Елагин дворец. Так в Петербурге возник один из лучших дворцово-парковых ансамблей. Он включает в себя сам дворец, его Кухонный, Оранжерейный и Конюшенный корпуса, павильон под флагом с гранитной пристанью и музыкальный павильон. Все это великолепие располагается на северо-восточной оконечности Елагина острова.

Двухэтажное здание дворца, увенчанное куполом, стоит на высокой каменной террасе. Один его фасад смотрит на реку, а с другой стороны в парк спускается широкая многоступенчатая лестница, которую стерегут чугунные львы. Перед дворцом находится Большой Масляный луг, откуда по Большой аллее при желании можно дойти до западной стрелки Елагина острова, где в XIX в. было модно гулять в белые ночи.

Интерьеры Елагиноостровского дворца отличаются изысканным убранством и оригинальной отделкой. В его украшении участвовали известные скульпторы Пименов и Демут-Малиновский, художники Скотти, Виги, Медичи. В парадных помещениях первого этажа было более двадцати великолепных дверей, облицованных ценными породами дерева и украшенных тонкой золоченой резьбой. Каждая такая дверь воспринималась как самостоятельное произведение искусства. Вообще, на первом этаже — самые богато оформленные комнаты. В вестибюле, в нишах, стояли фигуры весталок, держащих в руках светильники, а потолок был украшен росписью. Еще большей роскошью отличались столовая, Овальный зал, кабинет, спальня и туалетная. Стены и колонны этих помещений были облицованы искусственным мрамором. В Овальном зале и кабинете этот мрамор был очень белый и блестящий, подобно лучшему фарфору, благодаря чему кабинет стал называться Фарфоровым. Комнаты, расположенные на втором и третьем этажах дворца, были отделаны значительно скромнее и проще, чем парадные залы. Исключения составляли кабинет Александра I на втором этаже и Церковный зал на третьем.

После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно снижает свой статус — сначала он становится запасной царской резиденцией, потом местом отдыха российских премьер-министров. Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но был отреставрирован и в 1987 г. открыт как музей.

Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII—XX вв.

  • Елагин остров, 4. М. «Старая Деревня», «Крестовский остров»
  • Тел. 430-11-31
  • Открыт ежедневно, кроме пн, с 10.00 до 18.00
  • Касса работает до 17.00. Санитарный день — последний вторник месяца. Осмотр — 40-60 мин. Вход — 150 р., льготный (пенсионеры и школьники) — 50 р., студенты — бесплатно
  • Посещение Музея художественного стекла оплачивается отдельно 150 р., льготный — 25 р., студенты — бесплатно

Музей занимает три здания дворцово-паркового ансамбля Елагина острова — Дворец, Оранжерейный и Конюшенный корпуса. В его фондах — более 12 тысяч предметов искусства. Это живопись, скульптура, художественный фарфор, стекло, мебель, ткани, вышивка. Во дворце сохранились интерьеры, особенно хороши Овальный зал с полуколоннами и кариатидами, Голубая гостиная с камином из черного мрамора, Фарфоровый кабинет, Малиновая гостиная. Парадная анфилада залов находится на первом этаже.

На втором этаже проходят выставки декоративно-прикладного искусства и старинных предметов интерьера, на третьем ведутся работы по воссозданию дворцовой церкви.

В Оранжерейном корпусе дворца в 2010 г. открылось новое музейное подразделение — Музей художественного стекла. В отреставрированном выставочном пространстве площадью 700 кв.м представлено более 700 художественных изделий из стекла и хрусталя — уникальная коллекция произведений закрытого в 1996 г. Ленинградского завода художественного стекла, которое в свое время было ведущим стекольным предприятием в СССР. Экспозиция занимает три зала, оснащенные самым современным музейным оборудованием: Центральный, Черный и Белый (в последнем проводятся временные выставки). В музее проводятся конференции, презентации, мастер-классы по росписи стекла. В Конюшенном корпусе находятся выставочные залы, в которых проходят выставки работ современных художников.

Источник: wikiway.com

Стоимость билетов в Елагин дворец 2021

Обзорные экскурсии

  • Обзорная экскурсия «Парадная анфилада Елагина дворца»
  • Обзорная экскурсия «Кабинетная история»
  • Экскурсионно-театрализованная программа «Миниатюры дворцовой жизни»

Стоимость входных билетов на постоянную экспозицию (1 этаж)

Обзорная экскурсия «Парадная анфилада Елагина дворца» погрузит в историю появления летней императорской резиденции на Елагином острове и познакомит с работами лучших отечественных мастеров-декораторов первой четверти XIX века.

«Парадная анфилада Елагиноостровского дворца»

  • Взрослые – 150 руб.
  • Школьники, студенты очной (дневной) формы обучения, пенсионеры (при наличии подтверждающего документа) – 100 руб.
  • Бесплатно — льготная категория граждан (при наличии подтверждающего документа).

Стоимость входных билетов на выставку (2 этаж)

Впервые в истории музея после ремонта и реставрации залов второго этажа вы увидите архитектурное и декоративное убранство кабинета Александра I, посетив выставку «Кабинетная история».

«Кабинетная история»

  • Взрослые – 100 руб.
  • Школьники, студенты очной (дневной) формы обучения, пенсионеры (при наличии подтверждающего документа) – 50 руб.

Бесплатно — льготная категория граждан (при наличии подтверждающего документа).

Стоимость экскурсионного обслуживания

Театрализовано-экскурсионная программа «Миниатюры из дворцовой жизни»

Театрализованная экскурсия «Миниатюры из дворцовой жизни» расскажет о жизни петербургского дворянства XIX столетия, на примере сцен из бытовой и светской жизни.

  • 13 Апреля 2021 — 31 Декабря 2021
  • Елагиноостровский дворец-музей
  • Программа проводится по Парадной анфиладе Елагиноостровского дворца.
  • Программа рассчитана на взрослую аудиторию.
  • Продолжительность экскурсии – 60 минут.
  • Группа до 15 человек.

Общая информация:

  • Программа рассчитана на аудиторию 12+ и старше
  • Продолжительность программы – 60 минут.
  • Одна группа до 15 человек
  • Организатор оставляет за собой право вносить незначительные изменения в программу мероприятия

Программа проводится только для посетителей Постоянной экспозиции «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» (при наличии входного билета на Постоянную экспозицию «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца»

  • Стоимость экскурсионного обслуживания для организованных групп: все категории — 8 250 руб. Группа — 15 человек.
  • Стоимость экскурсионного обслуживания индивидуальных посетителей при организации дополнительных сеансов: все категории — 800 руб. 

Бесплатные и льготные билеты

Елагиноостровский дворец, Музей художественного стекла, Выставочные залы Конюшенного корпуса

Право посещения музеев и выставочных залов СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С. М. Кирова (без экскурсионного обслуживания) в соответствии с графиком работы музеев и выставочных залов на основании бесплатного билета предоставляется следующим категориям граждан:

  • Участники и инвалиды ВОв;
  • Жители блокадного Ленинграда;
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда»;
  • Ветераны и инвалиды боевых действий;
  • Лица, удостоенные звания Герой Советского Союза, звания Герой Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • Инвалиды I и II групп, дети-инвалиды;
  • Один сопровождающий инвалида I группы или ребенка-инвалида;
  • Переводчик с русского жестового языка, сопровождающий посетителя с ограниченными возможностями;
  • Воины-интернационалисты;
  • Учащиеся художественных школ и художественных высших и средних специальных учебных заведений РФ;
  • Студенты факультетов истории искусств, экскурсоведения, музееведения, организации туристской деятельности высших учебных заведений РФ, обучающиеся по очной форме обучения;
  • Сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ, руководители «народных музеев», члены союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области; члены Международного совета музеев (ИКОМ);
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских домах, школах-интернатах;
  • Граждане, находящиеся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
  • Дети в возрасте до 7 лет;
  • Члены союзов художников, архитекторов и дизайнеров РФ;
  • Члены многодетных семей;
  • Члены Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации;

Бесплатные среды

  • Право посещения музеев и выставочных залов СПб ГБУК ЦПКиО им. С. М. Кирова (без экскурсионного обслуживания) на основании бесплатного билета каждую среду предоставляется следующим категориям граждан:
  • Лица, не достигшие 18 лет;
  • Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам.

Режим работы Парка 2021

Зимний сезон (с 01 октября — 30 апреля)

  • Парк открыт ежедневно
  • С 06:00 до 22:00

Летний сезон (с 01 мая — 30 сентября)

  • Парк открыт ежедневно
  • С 06:00 до 22:00

Стоимость входа в Парк 2021

  • Суббота-воскресенье с 06:00 до 09:59 — вход свободный
  • Суббота-воскресенье с 10:00 до 22:00 — платный вход

Стоимость по будням

  • По будням: с понедельника по пятницу – вход в парк бесплатный
  • Понедельник-пятница с 06:00 до 22:00 — вход свободный

Стоимость в выходные и праздничные дни

  • Для взрослых посетителей – 100 руб.
  • Для учащихся, школьников, студентов, военнослужащих – 30 руб.

Режим работы кассы

  • Выходные и праздничные дни с 10:00 до 22:00

Абонемент выходного дня

  • Стоимость абонемента на посещение Парка в выходные и праздничные дни — 600 руб.
  • Срок действия абонемента – месяц со дня покупки.
  • Абонемент даёт право на посещение парка в субботу, воскресенье и праздничные дни одному посетителю (за исключением мероприятий, билеты на которые продаются отдельно).

Бесплатное посещение Парка

Право на бесплатный вход в парк имеют:

  • Дети до 7 лет.
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в школах-интернатах и детских домах
  • Многодетные семьи
  • Неработающие инвалиды 1-ой и 2-ой групп
  • Граждане пенсионного возраста
  • Участники и инвалиды ВОв
  • Жители блокадного Ленинграда
  • Награждённые медалью «за оборону Ленинграда»
  • Воины-интернационалисты
  • Сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ, руководители «народных музеев», члены союза музейных работников

С подробной информацией о Парке на Елагином острове можно ознакомиться в публикации «Петербург.Центра» по ссылке.

Адрес и как добраться

  • Адрес: Санкт-Петербург, Елагин остров, 4
  • Станции метро «Старая деревня» и «Крестовский остров» в пешеходной доступности
  • От станции метро «Чёрная речка»:
  • Трамваи: 2, 21, 48;
  • Автобусы: 32, 93;
  • Маршрутные такси: 93, 206, 210, 132, 133, 179А, 222, 308, 690.

Официальный сайт и другая информация

  • Сайт: elaginpark.org 
  • Телефон: +7 (812) 430-09-11
  • Запись на экскурсии: +7 (812) 430-00-41; +7 (812) 430-11-31

История дворца

Дворец на елагином острове

Елагин дворец построен между Большой и Средней Невкой. В начале 18 века на острове были расположены загородные усадьбы. Его первым владельцем стал государственный деятель Петр Павлович Шафиров, которому Петр І подарил его в знак расположения. Позднее, остров сменил еще несколько владельцев.

Так, ими были генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский, сенатор Алексей Петрович Мельгунов, в 1777 году остров был продан Григорию Александровичу Потемкину, который, в свою очередь, продал его обер-гофмейстру  двора Екатерины ІІ Ивану Перфильевичу Елагину. С тех пор остров стал носить имя своего хозяина – Елагин.

В начале 19 века остров был выкуплен у Григория Владимировича Орлова за 350 тысяч рублей Александром І с целью построить дворец для своей матушки императрицы Марии Федоровны. Создание дворцового ансамбля велось с 1818 по 1822 годы, это первая самостоятельная работа Карла Ивановича Росси.

Согласно сметам архитектора, на создание этого шедевра было потрачено более 2 миллионов рублей. В ансамбль построек, кроме дворца, вошел новый кухонный корпус, конюшни, оранжереи, павильон у пристани, музыкальный павильон и гауптвахты. Все здания утопали в зелени парка, не имея какой-либо системы, однако они объединялись пространством Масляного луга.

Описание дворца

Дворец на елагином острове

Дворец был освящён 22 июля 1822 года.

Экипажи, подъезжающие к парадному входу могли созерцать фигуры львов-охранников, безмолвно взирающих на гостей. Противоположный фасад обращен к Средней Невке. В центре фасада можно увидеть плавно скругленный выступ, который повторяет очертания Овального зала. Над залом расположилась церковь Николая чудотворца.

Центральный выступ украшают колонны, а по бокам, как и на главном фасаде, расположены четырех колонные портики. Широкая лестница изящным полукругом двумя маршами спускается в сад. По обеим сторонам, лестница украшена вазами из белого мрамора чередующимися с плоскими корзинами для цветов.

Интерьер дворца

Дворец на елагином острове

Интерьер дворца отличался камерностью и уютом. Расположенные анфиладно залы можно было легко обойти по кругу. Парадную анфиладу составляли Овальная, Голубая и Малиновая гостиные. Для их оформления были использованы нарядные штофы заключенные в золотые рамы, напоминающие картины, выделяющиеся на фоне гладких стен, облицованных искусственным мрамором.

Цвет мрамора идеально подходил к цвету отделки. Удивительно гармонировал интерьер с предметами быта. Из-за этого невозможно было передвинуть ни один предмет мебели без того, чтобы не нарушить ансамбль.

Работы по внутреннему убранству были выполнены отечественными предприятиями и русскими мастерами. Работы по отделке искусственным мрамором-  Яков Щенников; скульптурное оформление Степан Пименов и Демут-Малиновский; лепные работы-Никита Саягин; двери -мебельная фабрика Гроссе; мебель-придворная мебельная мастерская Баумана.

Дворец на елагином острове

При входе, в Передней, в попарно расположенных нишах, установлены  светильники в виде алебастровых фигур жриц богини Весты с чашами в руках. По преданию они должны были охранять огонек, зажженный от святого небесного огня и символизирующий семейное счастье. Одним из самых торжественных мест во дворце по праву читается Овальный зал, увенчанный куполом.

Стены украшены ионическими колонными с отделкой из искусственного мрамора. Колонны, в свою очередь, поддерживают карниз, декорированный рельефами и фигурами кариатид. После смерти Елагина дворца интерьер в нем не менялся много лет.

Дворец в ХХ веке

Дворец на елагином острове

С приходом советской власти дворец, как и многие другие царские постройки, получил статус Музея истории быта. В 1930-х годах большинство художественных ценностей дворца были изъяты, а сам музей был закрыт.

Вся коллекция декоративно-прикладного искусства, в том числе и уникальная мебель, выполненная по эскизам Росси была перераспределена или распродана. Часть отправилась в собрание Государственного Эрмитажа, Русского музея, Гатчины, другая часть отошла к различным учреждениям. Многие предметы были проданы.

К огромному сожалению весь интерьер дворца был уничтожен огнем в  1942 году. Реставрационные работы не смогли вернуть прежнее величие и красоту второго и цокольного этажей.

Дворец на елагином острове

Наиболее близкими по своей сути остались отделка парадных залов первого этажа, церкви и кабинета Александра I. Сейчас в залах второго этажа  Елагина дворца проводятся выставки декоративно-прикладного искусства.

Современный музей

Дворец на елагином острове

Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля Елагина острова и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная Карла Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нём начала работу Стеклодувная мастерская.

За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла.

Дворец на елагином острове

Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.

Фонд дерева даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.

Дворец на елагином острове

Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и другие.

Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы. В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы.

Дворец на елагином острове

Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и других. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков.

Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.

Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту Карла Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.

Дворец на елагином острове

Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссёры, как Александр Сокуров, Глеб Панфилов, Владимир Бортко, Виктор Мережко, Павел Лунгин, Алексей Учитель и другие.

В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Елагин дворец вновь открыт с 13 апреля 2021 года. Теперь каждый может по достоинству оценить обновлённые личные покои императрицы Марии Фёдоровны и залы Парадной анфилады дворца, а также полюбоваться воссозданным впервые кабинетом Александра I на втором этаже.

Дворец на елагином острове

Мифы и легенды

Согласно легендам, Елагин дворец посещал сам граф Калиостро. Считается, что некоторые из своих опытов он проводил в его подвалах. При перестройке дворца архитектором Росси подвалы остались нетронутыми. Тогда родился миф о призраке графа Калиостро, блуждающем по тёмным коридорам дворца.

Другая история дворца связана с русским масонством. Как известно, Иван Перфильевич Елагин являлся одним из первых масонов в России. Бытует мнение, что именно на Елагином острове проходили их собрания.

Дворец на елагином острове

До того, как островом стал владеть Иван Елагин, остров называли Мишиным (Мишкиным). Согласно легенде, солдаты, которые шли этим островом, повстречали на своём пути медведя, да такого большого, что они, испугавшись, бросились врассыпную. С тех пор за островом закрепилось название «Мишин».

Источник: peterburg.center

Тихий уголок Санкт-Петербурга Елагин остров не так популярен среди туристов, как многие другие места города. Опоясанный цепью прудов, он прекрасен в любое время года. А всякая дорожка раскинувшегося здесь парка рано или поздно приведет к главной достопримечательности острова – Елагинскому дворцу.

Елагин дворец – жемчужина паркового ансамбля, некогда принадлежавшего императорской династии Романовых, расположился в восточной, самой высокой части острова. Видевший великолепие и закат эпохи дворянства, чудом уцелевший во времена Революции и в суровые годы войны, он и по сей день продолжает восхищать посетителей своим изысканным убранством и богатыми интерьерами.

Дворец на Елагином острове. Предыстория

История острова началась задолго до появления здесь императорской резиденции. Когда-то этот участок земли, отрезанный с двух сторон рукавами дельты реки Невы и выходящий к просторам Финского залива, назывался Мистуласаари (от фин. «mustilasaari» — черный остров). Позднее он получил название «Мишин остров»: по легенде солдаты петровской армии во время преследования шведов наткнулись здесь на медведя и, шутя, признали его права на эту местность. Так это было или нет, но на карте Санкт-Петербурга 1703 года самый северный из островов дельты Невы значится именно под этим названием, оно же оставалось за ним вплоть до конца XVIII века.

Первым владельцем Мишина острова в 1709 году стал вице-канцлер и российский дипломат Петр Павлович Шафиров, которому пожаловал эти земли сам Петр I. В дальнейшем островом последовательно владели сподвижник императора генерал-прокурор П.И. Ягужинский, тайный советник Екатерины II А.П. Мельгунов (остров некоторое время назывался Мельгуновым) и ее фаворит светлейший князь Г.А. Потёмкин. Последний в 1777 году продает Мельгунов остров обер-гофмейстеру Екатерининского двора, директору Императорских театров России Ивану Перфильевичу Елагину. С этого времени за островом закрепилось название «Елагин», которое, несмотря на продолжавшуюся смену владельцев, больше не изменялось и сохранилось до нашего времени.

Согласно желанию нового хозяина местности, который страстно любил гостей, на острове был разбит живописный парк, где раскинулись гроты, беседки и павильоны, а через многочисленные пруды были перекинуты изящные мостики. В 1785 году завершилось строительство особняка Елагина, на основании которого уже в XIX в. проектировался будущий, известный нам сегодня, Елагиноостровский дворец. К сожалению, ни описание особняка, ни имя зодчего не сохранились, но исследователи считают, что его архитектором был итальянец Джакомо Кваренги, а здание дворца было построено в стиле раннего классицизма с элементами древнегреческой и римской храмовой архитектуры.

В особняке Елагина часто устраивались различные увеселительные мероприятия с участием именитых гостей, посещением которых не пренебрегала сама царствующая императрица Екатерина Великая. В летнее время территория острова вокруг дворца была популярным местом прогулок знатных особ. Кроме того, парк мог посетить любой желающий, отчего тот сделался публичным местом.

В 1794 году со смертью Ивана Елагина начинается очередная смена владельцев острова. В 1807 году его новым хозяином стал граф Григорий Орлов, а спустя 10 лет состоялась продажа острова императору Александру I, который искал подходящую резиденцию для своей матушки, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. С этого времени начинается история Елагинского дворца, летней резиденции семьи Романовых.

Дворец во владении Романовых

Непростая задача перестроить загородный особняк государственного вельможи для нужд императорской фамилии была возложена на придворного архитектора итальянского происхождения Карла Росси, который приступил к строительству в 1818 году. Спустя 5 лет (в 1822 году) на острове появился удивительной красоты архитектурный ансамбль, в который вошли оранжереи, Музыкальный павильон, Конюшенный и Кухонный корпуса, домик садовника, павильон у пристани и гауптвахта у моста. На Елагином острове был разбит новый дворцовый парк в английском стиле, авторства придворного садовника Джозефа Буша, по-новому преобразивший чудесные пейзажи острова и оттенив рукотворную красоту дворцовых построек. Над всем этим великолепием возвышался алмаз в короне ансамбля – Елагин Дворец – удивительно светлое, легкое и изящное, великое творение Росси.

При разработке проекта будущего дворца архитектор опирался на уже существующий объем дома Елагина. Сохранив общий план здания и его стены, он полностью преобразил как внешний, так и внутренний облик особняка. Для начала архитектор увеличил размер здания за счет достройки третьего этажа, образующего переход к украшающему дворец куполу. Весь объем постройки был приподнят на высоком стилобате, образующем широкую открытую террасу вокруг дворца, окаймленную ажурной чугунной решеткой. Этот крайне нетипичный для русской архитектуры прием подчеркнул выразительность здания и позволял защитить дворец в случае наводнения.

Парадный фасад Елагинского дворца выходит на Масляный луг, где во время Масленицы устраивались праздничные гуляния. Центральную часть фасада украшает портик с шестью колоннами коринфского ордера под плоским фронтоном, а к парадному входу ведет широкая лестница с чугунными фигурами львов у ее основания. Эти грозные стражи дворца – копии флорентийских сторожевых львов с площади Сеньори в Италии. Боковые ризалиты здания выделены четырехколонными коринфскими портиками под треугольным фронтоном, а с обеих сторон парадной лестницы проложены пологие пандусы для подъезда конных экипажей. Противоположный фасад дворца, украшенный по центру живописной полуротондой из колонн коринфского ордера, обращен к реке. По широкой лестнице, оформленной монументальными мраморными вазами и чугунными плоскими цветочницами, гости императрицы могли спускаться для прогулок по берегу.

Интерьеры Елагинского дворца

В отличие от парадных резиденций императорской семьи, таких как Зимний дворец, Елагинский дворец предназначался для частной жизни Марии Федоровны. Его залы камерные и очень уютные, но вместе с тем поражали воображение даже искушенных роскошью современников. Согласно желанию Александра I в задачу главного архитектора входило не только проектирование внешнего и внутреннего облика здания, но и мельчайших деталей его интерьера: оформление стен, дверей, мебели, осветительных приборов. Вместе с К. Росси над интерьерами дворца работали выдающиеся мастера: скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, мраморщики Ф. Трискорни и С. Модерни, декораторы-лепщики, мебельщики, паркетчики, резчики по дереву, обойщики.

Результат этой грандиозной работы так понравился матери-императрице, что, как только окончилось строительство, Александр I пожаловал Карлу Росси алмазные подвески к ордену святой Анны. Современники неизменно восхищались красотой убранства императорской резиденции и называли дворец своеобразной выставкой художественных произведений искусства.

Первый этаж Елагинского дворца был отведен под парадные залы, предназначенные для особых торжеств и приема именитых гостей. Их анфиладное расположение позволяло обойти весь дворец по кругу. Центральное место в композиции первого этажа занимал Овальный зал — самое большое помещение Парадной анфилады. Украшенный кариатидами и 16 полуколоннами ионического ордера, с пятью высокими и широкими окнами, он соответствовал очертаниям живописной полуротонды, выходящей к реке. Под куполом зала, украшенным причудливым орнаментом в виде кессонов с лепными розетками, находилась бронзовая люстра на 60 свечей, выполненная по проекту К. Росси. В этом зале устраивались балы, дипломатические приемы и различные торжества по случаю семейных праздников императорской династии.

К Овальному залу симметрично примыкали Малиновая и Голубая гостиные, получившие свои названия согласно основному сюжету их декоративной отделки. На первом этаже дворца так же располагалась Парадная, Столовая, Опочивальня, Фарфоровый Кабинет, Туалетная Марии Федоровны и различные служебные помещения. Особенно восхищал Фарфоровый кабинет, названный так благодаря облицовке стен и потолка искусственным мрамором белоснежного цвета, за счет чего зал создавал эффект схожести с драгоценной фарфоровой шкатулкой. Особое впечатление на императрицу и ее гостей производили двери на нижнем этаже Елагинского дворца, оформлением которых занимался сам Росси. Каждая из более чем двадцати дверей представляла собой уникальное произведение искусства: в облицовке из ценных пород дерева, украшенные тонкой позолоченной резьбой – среди них не было и двух одинаковых.

Второй этаж дворца занимали жилые покои, а на третьем находилась домовая церковь во имя святого Николая Чудотворца.

Дворец в годы революции и до конца XX века

После смерти императрицы Марии Федоровны в 1828 году Елагинский дворец становится запасной резиденцией императорской семьи. В начале XX века здесь останавливались российские премьер-министры: С. Ю. Витте, П.А. Столыпин, И.Л. Горемыкин.

Сразу после событий революции 1917 года Елагин остров перешел под охрану государства. В 1918 году бывший императорский дворец был превращен в историко-бытовой музей. Благодаря усилиям небольшой группы его сотрудников под руководством архитектора-хранителя Е.В. Медведева, удалось не только сохранить уникальные интерьеры и произведения искусства особняка, но и сберечь поступавшие сюда экспонаты из разоренных дворцов и усадеб Крестовского и Каменного островов.

В начале 30-х гг. XX века начинается изъятие художественных ценностей из бывших дворцов императорской фамилии, и музеи дворянского быта стали закрываться. Был закрыт и Елагинский музей, а его экспонаты частично переданы в Эрмитаж и Русский музей, а частично проданы. Многие уникальные произведения искусства были навсегда утрачены для России. После расформирования музея некоторое время в здании дворца располагался филиал Института растениеводства АН.

Во время Великой Отечественной войны Елагинский дворец подвергся значительному разрушению. В 1942 году в здание дворца через дымоход попала бомба, и внутри занялся грандиозный пожар, уничтоживший великолепные интерьеры К. Росси. Сразу после победы, в 1946 году советский архитектор В.М. Савков начал подготовку здания к реставрации. По отдельным фрагментам росписей и лепных украшений, уцелевшим кускам мрамора ему удалось создать эскизы утраченных интерьеров. В 1952-1960 гг. под руководством архитектора М.М. Плотникова командой ленинградских реставраторов, художников и мастеров прикладного искусства были полностью восстановлены в историческом виде залы первого этажа и, с использованием архивных документов – интерьеры второго и третьего этажей.

В 1961 году после открытия для посетителей Центрального парка культуры и отдыха (он был создан на острове в 1932 году) в отреставрированном дворце разместилась однодневная база отдыха трудящихся. А в 1987 году Елагинскому дворцу был присвоен статус Музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-ХХ вв.

Елагиноостровский дворец-музей сегодня

С конца XX века началась активная исследовательская и собирательская работа сотрудников музея, которую возглавил его первый руководитель В.В. Мухин.

Сегодня в парадных залах 1 этажа Елагиноостровского дворца-музея, полностью воссозданных в соответствии с их первоначальным историческим обликом, демонстрируются произведения декоративно-прикладного искусства, коллекции живописи и скульптуры XIX века. Второй этаж Елагинского дворца в настоящее время используется для выставочных ретроспекций. Вниманию посетителей здесь представлена выставка «Обаяние прошлого», где можно ознакомиться с предметами убранства русского жилого интерьера XIX – начала XX вв.

В Овальном зале регулярно проводятся костюмированные балы эпохи Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждую среду в нем проходят знаменитые Елагинские вечера – мероприятие, где поэты, музыканты и актеры встречаются со своей публикой и не только делятся своим талантом, но и помогают окунуться в эпоху дворянства, время, когда людей творческих и одаренных могли ценить по достоинству и для которых всегда были распахнуты двери Елагинского дворца.

Адрес: 197110, Санкт-Петербург, Елагин остров, д. 4

Телефон: +7 (812) 430-09-11

Официальный сайт: www.elaginpark.org

Режим работы Парка:

Летний сезон: с 06.00 до 00.00, ежедневно
Зимний сезон: с 06.00 до 23.00, ежедневно

Режим работы касс Парка в выходные и праздничные дни:

С 11.00 до 19.00
В ночное время с 23.00 до 06.00 вход и въезд на территорию парка запрещен

Режим работы музеев и выставочных залов:

Ежедневно с 10.00 до 18.30, кроме среды и понедельника
В предпраздничные дни музеи и выставочные залы открыты с 10.00 до 17.30
Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея
«Музейная среда» — с 13.00 до 21.00
Выходной день — понедельник
Санитарный день — последний вторник каждого месяца, музеи и выставочные залы закрыты для посещения.

Фотогалерея Санкт-Петербурга

Источник: v-puty.com


Categories: Остров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.