Август 4, 2018

Пожалуй, ничто так не будоражит воображение приезжающих в Вечный город туристов, как стены древнеримского Колизея – безмолвные свидетели гладиаторских игрищ. Вопрос об их происхождении до сих пор останется открытым. Однако независимо от мнения историков, бои гладиаторов на арене Колизея являлись примером военной этики и были важнейшей частью политической и общественной жизни в римском мире.

Кровавые игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика еще до появления Амфитеатра Флавиев – в период со II века до н.э. до I века н.э. Откуда же и почему в Древнем Риме появилось столь нетривиальное развлечение для публики.
 
гладиаторы на арене

Гладиаторские бои – история возникновения


Дошедшие до нашего времени ранние летописные источники разнятся в оценках дат и причин возникновения гладиаторских боев. Так, в конце I века до н.э. греческий историк и философ Николай Дамасский (род. около 64г. до н.э.), полагал, что их происхождение берет свое начало из Этрурии – древнего региона Центральной Италии, в который входили: часть Лацио к северу от Рима, Тоскана, часть Умбрии и Лигурийское побережье. Эта версия, ставшая доминирующей, впоследствии была подтверждена древними артефактами, найденными при археологических раскопках в итальянском городе Тарквиния, находящемся примерно в 45 км от Рима в провинции Витербо. Этот город является одним из старейших поселений этрусков. Именно он дал целую династию древнеримских царей – Тарквиния Приска, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого.
Гипотеза о том, что бои гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков, основывается на найденных в их погребальных захоронениях графических изображений ритуальных похорон, сопровождавшихся играми.
 

Источник: 39rim.ru


Название морских сражений происходивших на сцене колизея

Навмахия — морское сражение в Колизее.

В Древнем Риме были развлечения, намного более диковинные, чем гладиаторские бои. Жестокие сражения гладиаторов и преступников на морских кораблях проводили в уникальных водных амфитеатрах. На потеху публике там устраивали и яркие битвы с морскими чудовищами и коллективные пьяные оргии.

Название морских сражений происходивших на сцене колизея

Римский Колизей во время проведения навмахии. | Фото: weaponsandwarfare.com.

Название морских сражений происходивших на сцене колизея

Римский боевой корабль. | Фото: pinterest.com.

Навмахия — термин переводится как «морской бой» — как полагают, появились в третьем веке до нашей эры, и по всей видимости, имели место только четыре или пять раз в истории. Навмахия требовала гораздо больше ресурсов, чем обычные гладиаторские бои на арене. Ее проводили только в исключительные праздники.

Название морских сражений происходивших на сцене колизея

Амфитеатр на реке, возведенный для проведения навмахии. | Фото: thinglink.com.

Заполненный водой Колизей представлял собой большое овальное озеро, в котором плавали боевых корабли того времени – и крошечные биремы, и громадные квадриремы. На весла сажали преступников, а на палубах ждали схватки вооруженные гладиаторы и плененные солдаты-противники Рима.


Название морских сражений происходивших на сцене колизея

Морское сражение в разгаре. | Фото: commons.wikimedia.org.

Первое известное морское сражение в 46 г. до н.э. провели в честь четверного триумфа Юлия Цезаря, который победоносно закончил войны в Галлии, Египте, Понте и Нумидии. Навмахия стала центральным зрелищем в праздничной музыкальной феерии, в программе которой были и конные, пехотные, кавалерийские бои, и сражения со слонами.

Название морских сражений происходивших на сцене колизея

Другой тип морского зрелища – с участием морских монстров. | Фото: commons.wikimedia.org.

Для навмахии Цезаря корабли, представляющие тирские и египетские флоты, были установлены на плаву в бассейне на берегу реки Тибр. Они были укомплектованы 4000 гребцами и 2000 воинами. Неизвестно, был ход сражения срежиссирован, или это был кровавый беспредел. В любом случае масштабы и новизна зрелища привлекли тысячи зрителей, толпившихся, чтобы хотя бы мельком увидеть столкновение кораблей и пролитую кровь. В хаотичном безумии несколько зевак было растоптаны насмерть.

Не мене ярким аспектом массового зрелища были публичные оргии. Поэт Овидий писал о более поздней навмахии: «В такой толпе, кто не смог бы найти то, что ему приглянется?». Здесь царил хаос: повсюду были пьяные люди и женщины лёгкого поведения, доступные каждому. Это была важная часть праздника.


Название морских сражений происходивших на сцене колизея

Разгар морского сражения – навмахии. | Фото: walleyhistory.wordpress.com.

Император Август провел морской бой в 2 г. до н.э. с участием 30 судов, представляющих персидские и афинские флоты. Чуть позже, в 52 г. н.э., Клавдий захотел свою навмахию, в этот раз проведенную на озере с участием 19000 солдат и 100 кораблей. По словам Тацита, заключенные на кораблях отказались бороться. Тогда Клавдий послал императорскую гвардию, и кровь все таки полилась.

В 57 г. н.э. состоялась навмахия императора Нерона. В амфитеатр, заполненный водой, запустили живых существ — тюленей и бегемотов. Несколько десятилетий спустя, в 80 г. н.э., в третий день многодневных развлечений императора Тита состоялось морское противостояние с участием 3000 мужчин.

Естественное место для проведения мероприятия такого масштаба – конечно, величественный Колизей. Подземные камеры под ареной дают эту возможность, хотя остается загадкой, как с помощью примитивных насосов накачивали гигантские объемы воды для наполнения самого большого в мире амфитеатра. Морской бой состоялся в Колизее в 86 г. н.э. Зрелище закончилось сильным ливнем, от которого погибли все бойцы на арене и многие зрители.

Источник

Источник: sail-friend.ru

Краткая история и описание


Колизей — один из самых монументальных памятников римской эпохи — является символом Италии в той же степени, как Эйфелева башня для Франции или Кремль для России.

Римский Колизей Италия

Римский Колизей с высоты птичьего полёта

Название «Колизей» памятник получил в Средние века от искаженного латинского слова «сolosseum» (колоссальный), а в Имперском Риме его называли амфитеатром Флавиев — в честь императорской династии. Амфитеатр был построен за 8 лет — строительство начал император Веспасиан в 72 году и завершил в 80 году его сын Тит. Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки.

Арена театра имела раздвижной пол, который поднимался и опускался, а с помощью водопровода, подведенного к Колизею, сцену заполняли водой и устраивали морские сражения. На арене могли одновременно сражаться до 3000 гладиаторов, а 50 тысяч зрителей, неистово требующих «хлеба и зрелищ», напряжённо следили за кровавыми битвами, гонками на колесницах и театральными представлениями. По размаху торжеств, посвящённых открытию Колизея, мог сравниться лишь кроваво отпразднованный 1000-летний юбилей Рима в 248 году, когда всего за 3 дня были убиты десятки львов, тигров, леопардов, слонов, жирафов, лошадей, ослов и гиен.


Римский Колизей Италия

Вид на Колизей со стороны Лабиканской дороги

1000-летний юбилей «вечного города» стал последним днём жизни для 2000 гладиаторов. Гладиаторские битвы и звериные травли продолжали происходить на арене Колизея до IV века. Однажды в разгар одного из сражений монах Телемах ринулся на сцену Колизея и начал разнимать гладиаторов. Возмущённая публика забила насмерть камнями ни в чём неповинного старика, и это убийство так потрясло императора Гонория, что он запретил кровавые забавы как противоречащие духу христианства. Гладиаторские игры пришли в упадок ещё и потому, что для Рима наступили сложные времена, город постоянно подвергался набегам вандалов.

Архитектура Колизея

Как и другие римские амфитеатры, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого находится арена. Вокруг арены расположены в 4 яруса постепенно повышающиеся места для зрителей. Места распределялись в зависимости от социального статуса присутствующих: на 1-ом ярусе размещались ложи для высшей знати, а 2-ом — мраморные кресла для почётных гостей, и лиц, принадлежащих к сословию всадников или имеющих права римского гражданства, на 3-ем — деревянные скамьи для простолюдинов.


Римский Колизей Италия

Вид Колизея от Триумфальной арки Константина

На 4-ом этаже с помощью канатов прикреплялся огромный льняной холст, создающий тень над ареной в знойные дни. Благодаря проходам, обустроенным по всему периметру амфитеатра, публика могла быстро, всего за 15 минут занять пронумерованные места. Под ареной Колизея находились подземные переходы, клетки с оленями, медведями и львами, а также сложные подъёмные механизмы, позволяющие в считанные минуты доставить гладиаторов и зверей наверх и возвести пышные декорации. С наружной стороны Колизей представляет собой четырёхъярусное строение.

Первые три этажа образованы аркадами по 80 арок, а последний выстроен в виде высокой сплошной стены с небольшими прямоугольными окнами. Арочные проёмы богато декорированы приставными полуколоннами с антаблементами, выполненными в тосканской, ионической и коринфской художественной обработке. Стены Колизея воздвигнуты из крупных блоков травертина, скреплённых между собой стальными скобами общим весом примерно 300 тонн. До наших дней уцелели лишь несущие конструкции Колизея, а статуи и лепнина, украшавшие арки, либо разгромлены варварскими племенами, либо разрушены временем.

Римский Колизей Италия

Внутри Колизея

Римский Колизей — исполин из прошлого


В 476 году Римская империя пала, но Колизей и в XXI веке величественно возвышается между холмами Рима, на том месте, где когда-то был пруд, относящийся к «Золотому дому» Нерона. Кстати, по одной из версий, название «Колизей» произошло от огромной бронзовой статуи Колосс Нерона высотой в 30 м, стоявшей поблизости. Несмотря на то, что в Средние века Колизей утратил более 2/3 своей первоначальной массы из-за землетрясений и строителей, растаскавших его на камни, сооружение по-прежнему внушает восхищение своей грандиозностью. В 2007 году Колизей вошёл в список «Новых семи чудес света».

Рейтинг достопримечательности

Римский Колизей на карте

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Источник: putidorogi-nn.ru

Краткая история и описание

Колизей — один из самых монументальных памятников римской эпохи — является символом Италии в той же степени, как Эйфелева башня для Франции или Кремль для России.


Римский Колизей Италия

Римский Колизей с высоты птичьего полёта

Название «Колизей» памятник получил в Средние века от искаженного латинского слова «сolosseum» (колоссальный), а в Имперском Риме его называли амфитеатром Флавиев — в честь императорской династии. Амфитеатр был построен за 8 лет — строительство начал император Веспасиан в 72 году и завершил в 80 году его сын Тит. Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки.

Арена театра имела раздвижной пол, который поднимался и опускался, а с помощью водопровода, подведенного к Колизею, сцену заполняли водой и устраивали морские сражения. На арене могли одновременно сражаться до 3000 гладиаторов, а 50 тысяч зрителей, неистово требующих «хлеба и зрелищ», напряжённо следили за кровавыми битвами, гонками на колесницах и театральными представлениями. По размаху торжеств, посвящённых открытию Колизея, мог сравниться лишь кроваво отпразднованный 1000-летний юбилей Рима в 248 году, когда всего за 3 дня были убиты десятки львов, тигров, леопардов, слонов, жирафов, лошадей, ослов и гиен.

Римский Колизей Италия


Вид на Колизей со стороны Лабиканской дороги

1000-летний юбилей «вечного города» стал последним днём жизни для 2000 гладиаторов. Гладиаторские битвы и звериные травли продолжали происходить на арене Колизея до IV века. Однажды в разгар одного из сражений монах Телемах ринулся на сцену Колизея и начал разнимать гладиаторов. Возмущённая публика забила насмерть камнями ни в чём неповинного старика, и это убийство так потрясло императора Гонория, что он запретил кровавые забавы как противоречащие духу христианства. Гладиаторские игры пришли в упадок ещё и потому, что для Рима наступили сложные времена, город постоянно подвергался набегам вандалов.

Архитектура Колизея

Как и другие римские амфитеатры, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого находится арена. Вокруг арены расположены в 4 яруса постепенно повышающиеся места для зрителей. Места распределялись в зависимости от социального статуса присутствующих: на 1-ом ярусе размещались ложи для высшей знати, а 2-ом — мраморные кресла для почётных гостей, и лиц, принадлежащих к сословию всадников или имеющих права римского гражданства, на 3-ем — деревянные скамьи для простолюдинов.

Римский Колизей Италия

Вид Колизея от Триумфальной арки Константина

На 4-ом этаже с помощью канатов прикреплялся огромный льняной холст, создающий тень над ареной в знойные дни. Благодаря проходам, обустроенным по всему периметру амфитеатра, публика могла быстро, всего за 15 минут занять пронумерованные места. Под ареной Колизея находились подземные переходы, клетки с оленями, медведями и львами, а также сложные подъёмные механизмы, позволяющие в считанные минуты доставить гладиаторов и зверей наверх и возвести пышные декорации. С наружной стороны Колизей представляет собой четырёхъярусное строение.

Первые три этажа образованы аркадами по 80 арок, а последний выстроен в виде высокой сплошной стены с небольшими прямоугольными окнами. Арочные проёмы богато декорированы приставными полуколоннами с антаблементами, выполненными в тосканской, ионической и коринфской художественной обработке. Стены Колизея воздвигнуты из крупных блоков травертина, скреплённых между собой стальными скобами общим весом примерно 300 тонн. До наших дней уцелели лишь несущие конструкции Колизея, а статуи и лепнина, украшавшие арки, либо разгромлены варварскими племенами, либо разрушены временем.

Римский Колизей Италия

Внутри Колизея

Римский Колизей — исполин из прошлого

В 476 году Римская империя пала, но Колизей и в XXI веке величественно возвышается между холмами Рима, на том месте, где когда-то был пруд, относящийся к «Золотому дому» Нерона. Кстати, по одной из версий, название «Колизей» произошло от огромной бронзовой статуи Колосс Нерона высотой в 30 м, стоявшей поблизости. Несмотря на то, что в Средние века Колизей утратил более 2/3 своей первоначальной массы из-за землетрясений и строителей, растаскавших его на камни, сооружение по-прежнему внушает восхищение своей грандиозностью. В 2007 году Колизей вошёл в список «Новых семи чудес света».

Рейтинг достопримечательности

Римский Колизей на карте

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Источник: putidorogi-nn.ru


Categories: Название

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.