Из скольких ступеней состоит Потемкинская лестница?

Лестница в одессе название

@vytautas.abromaitis

Чтобы спуститься по лестнице, придется преодолеть 192 ступени. Раньше их было ровно 200, но со временем восемь нижних разрушили. Ширина верхних ступеней значительно уже, чем ширина нижних, однако видно это только в том случае, если смотреть на нее снизу вверх. С вершины кажется, что вся лестница имеет одну ширину. Ее высота составляет 27 метров, но в длину она тянется на 142. С боков находятся парапеты из камня. 

Ежегодно на Потемкинской лестнице устраивают забег на вершину. По состоянию на 2019 год рекорд принадлежит человеку, который совершил подъем за 22 секунды.

История постройки

Лестница в одессе название


@alexandr_bondarev_1605

Потемкинскую лестницу строили с 1837 по 1841 год. Проект разработали архитекторы Потье, Боффо и Мельникова. Предполагалось, что она будет являться парадным входом в город со стороны моря. Заказчиком сооружения выступал граф Воронцов. За работу граф заплатил 800 тысяч рублей, и если вам кажется, что эта сумма велика, представьте: в те годы пять рублей отдавали за хорошую здоровую корову. Над Воронцовым смеялись, считали, что его затея бессмысленна, а лестница пригодится разве что для того, чтобы Дюк мог спуститься к морю. Имеется в виду памятник дюку де Ришелье, который находится на вершине лестницы. 

Существует даже легенда, что под ней существует тайный вход, через который можно попасть в Воронцовский дворец. По еще одной легенде под одной из ступенек спрятаны драгоценности, похищенные Мишей Япончиком. 

Лестницу строили из песчаника, однако этот материал оказался недостаточно прочным. Через сто лет ступеньки начали изнашиваться. В 30-е годы XX века их покрыли гранитом серо-розового цвета. 

Долгое время у достопримечательности не было официального названия. Ее как только ни называли: Портовая, Бульварная, Воронцовская… Разные названия встречались и в художественной литературе, и в газетах. Иногда лестницу вообще никак не именовали, потому что всем и так было понятно, о чем идет речь.Название «Потемкинская» закрепилось за ней после Великой Отечественной войны. Чуть раньше ее именовали Лестницей Потемкинского восстания, в первую очередь из-за фильма Эйзенштейна. 

Вскоре после появления лестницы люди начали поговаривать о том, что прибрежные грунты не могут не повлиять на нее, и она долго не простоит. Однако, хотя реставрации и проводились, Потемкинская лестница по-прежнему стоит.

 

Потемкинская лестница в массовой культуре


Лестница в одессе название

@anastasiya_smirnaya

Самое известное упоминание лестницы в культуре – это, конечно, немой фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» 1925 года. По сюжету матросы Черноморского флота поднимают бунт из-за испорченного мяса. Зачинщиков приговаривают к расстрелу, однако им оказывают поддержку сначала другие матросы, а затем и местные жители. Одна из самых известных сцен фильма – детская коляска, катящаяся по лестнице вниз. Как позднее говорили исследователи, расстрел моряков на лестнице – не более чем выдумка режиссера. В реальности такие события не происходили.

Упоминалась лестница и в литературе, причем писали о ней не только российские и советские авторы. Фигурировала она в романе Марка Твена «Простаки за границей» и в романе Жюля Верна «Упрямец Керабан». Что интересно, Верн никогда не видел сооружение своими глазами и знал о нем лишь по рассказам. А вот Твен действительно бывал в Одессе во время своего путешествия.


Писали про нее также Александр Островский, Виссарион Белинский, Яков Полонский, Александр Грин, Валентин Катаев, Константин Паустовский, Александр Куприн и многие другие писатели.

Наконец, главной одесской достопримечательности была посвящена песня «Потемкинская лестница – восьмое чудо света». Исполнял ее Сергей Рогожин. Сегодня эту композицию мало кто помнит, но само название сохранилось в памяти людей, которые продолжают называть сооружение чудом.

Потемкинская лестница сегодня

Потемкинская лестница – излюбленное место одесситов и туристов. В день города на ней собираются люди, чтобы посмотреть салют. Рядом с ней часто проводят концерты, устраивают кинопоказы. 

Приморскую улицу и Приморский бульвар также соединяет фуникулер. Его построили еще в 1902 году, но в 70-е годы власти приняли решение установить вместо него эскалатор. В 90-е эскалатор сломался, тогда фуникулер решили вернуть. Его открыли 2 сентября 2005 года, в день Одессы. В каждом из вагонов фуникулера (всего их два) может одновременно находиться до 12 человек. Подняться на вершину можно за минуту с небольшим.

Источник: www.Sputnik8.com

Потемкинская лестница – одно из главных чудес Одессы. Она такой же символ для Одессы, как Эйфелева башня для Парижа. Это не просто почти две сотни ступенек, а настоящий феномен, причем не только одесского масштаба. Лестницу считают формальным входом в город со стороны моря, она является самым известным символом Одессы.


Одессе, находящейся на возвышении, необходим был доступ к расположенному у моря порту. Бывало, что море подходило почти до самого обрыва будущего Приморского бульвара. Позже море «оттеснили» Приморская улица и строения порта. Спуск к морю осуществлялся примерно так, как описал Пушкин в «Путешествии Онегина»: «С крутого берега сбегая, Уж к морю отправляюсь я». Деревянные лестницы на склоне построили уже после отъезда Пушкина из Одессы.

Причина, по которой генерал-губернатор князь Воронцов решил построить лестницу, заключалась в том, что в 30-тые годы XIX столетия весь нынешний Приморский бульвар был застроен особняками знати (графа Потоцкого, графа Нарышкина, княгини Столыпиной и князя Лопухина) над тридцатиметровым скалистым обрывом. И для того, чтобы хозяева этих домов имели возможность насладиться пешей прогулкой к морю, М. Воронцов принял решение о строительстве. По другой версии, он построил грандиозную лестницу в подарок жене Елизавете, и она обошлась ему в 800 тысяч рублей. Лестница построена на том же месте, где и была тропинка, по которой к морю сбегал Пушкин. А к 1825 году витавшая в воздухе идея о необходимости удобного и безопасного спуска воплотилась в реальный проект.

Идея создания монументальной лестницы, соединяющей берег моря с бульваром, принадлежит архитектору А. Мельникову; проект был создан Ф. Боффо в 1825 году. Гигантская Потёмкинская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Дж.Уптоном и Г.С.Морозовым.


Изначально жители Одессы скептически отнеслись к строительству лестницы. Некоторые даже шутили, что лестницу строят для того, чтобы Дюк мог спускаться к морю (памятник герцогу де Ришелье, который был одним из градоначальников Одессы).

Конструкция лестницы для того времени была уникальной. Она представляла собой огромный клин, сложенный из местных известняковых пород, который был зафиксирован на сводчатых деревянных сваях. Поддерживают и разделяют конструкцию три продольные и девять поперечных сводчатых галерей, формирующих массивные столбы на пересечениях. Украшают сооружение архитектурные аркады, сформированные сквозными поперечными галереями на боковых частях монументальной конструкции.

Во время строительства несколько раз возникали аварийные ситуации, которые грозили обрушением конструкций. Неоднократно инженеры и строители замечали трещины, на еще не законченной лестнице. В связи с этими трудностями, пришлось привлечь к строительству военных инженеров, которые помогли решить проблему обрушения постройки. Эти специалисты предложили устроить под лестницей несколько параллельных тоннелей в форме арки. По проекту они должны были сделать лестницу более устойчивой и менее подверженной оползням и подтоплениям. В результате, этот проект был воплощен и полностью оправдал себя.


Первоначально лестница состояла из 200 ступеней, разделенных площадками на 10 равных маршей . В настоящее время лестница состоит из 10 маршей и 192 ступеней, так как при расширении территории порта и устройстве насыпной набережной восемь нижних ступеней были утеряны. С двух сторон лестница обрамлена каменными парапетами двухметровой толщины. Высота лестницы — 27 метров, длина — 142.

Интересны некоторые особенности Потемкинской лестницы. Так, при взгляде сверху видны только площадки (кроме верхнего марша). Парапеты лестницы кажутся параллельными. Этот зрительный эффект достигнут за счёт постепенного расширения лестницы книзу. Если смотреть снизу, площадки исчезают. Перед нами сплошной каскад ступеней, а лестница будто выросла. В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, зрительно увеличить длину лестницы, придать ей тем самым величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, прибывавшими в Одессу за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом.

Как только лестницу не называли: Ришельевской, Воронцовской, лестницей Николаевского бульвара, Большой, Портовой, лестницей бульвара Фельдмана, Гигантской, Приморской. Большинство этих названий — неофициальные, они упоминались на открытках, фотографиях, использовались в обиходе. В советское время появилось название «Приморская» (оно указано на чугунной табличке, представляющей лестницу туристам — как памятник архитектуры).


Строгая, лаконичная и прекрасная в своей изысканной простоте эта лестница долгое время не имела официального наименования. И лишь в конце 50-х годов прошлого века за ней закрепили название, принесшее ей мировую известность. Многие ошибочно полагают, что Потемкинская лестница обязана своим именем знаменитому фавориту Екатерины II, который на самом деле имеет лишь косвенное отношение к названию этой достопримечательности Одессы. Лестницу стали именовать Потемкинской после выхода в свет легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», кадры из которого (в том числе и эпизод с катящейся по ступенькам детской коляской) давно стали классикой кинематографа.

Историк и писатель Олег Губарь случай с Потемкинской лестницей называет феноменальным. «До этого никогда такого не было, чтобы художественная метафора оказала настолько мощное влияние на общественность, что благодаря ей появилось имя грандиозного сооружения», — говорит Олег Губарь. Однако знаменитая сцена фильма — чистой воды выдумка. Никакого расстрела на лестнице не было, как не было на ней в те дни и мирных граждан, свидетельствуют историки. «Как только в одесскую гавань зашел мятежный корабль, все подступы к порту, в том числе и лестницу, блокировали верные городской управе казачьи подразделения. Их отлично видно на фотографиях тех дней. Основная масса людей двигалась по улице Приморской, что под лестницей», — объясняет историк.


Для Одессы события тех дней сложились очень драматично. «Мятежный элемент» (так бунтующих называли в официальных сводках) принялся мародерствовать и грабить порт. Эти же люди его и подпалили. «В огне погибли десятки, а может быть, сотни перепившихся мятежников, которые несмотря на опасность, продолжили пьянствовать и растаскивать товары. После этого из города ушли крупнейшие поставщики — та же транспортная компания Дрейфуса. Предприниматели поняли, что дела с городом, где настолько нестабильна ситуация, лучше не иметь. Одесса пришла в упадок, а вместе с ней — и вся Российская Империя», — говорит Губарь. Но в истории осталась лента знаменитого режиссера, благодаря многочисленным пародиям и цитированиям одесская достопримечательность стала всемирно известной и получила новое имя, а туристы со всего мира едут в Одессу посмотреть на знаменитую лестницу из фильма.

Лестница оказалась очень киногеничной. Здесь снимался фильм «Дежа вю», а в 2013 году Никита Михалков здесь же снимал фильм «Солнечный удар».

На агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны лестница олицетворяла Одессу.

Потемкинскую лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом.

По обе стороны лестницы на террасированных склонах раскинулся обделённый вниманием городских коммунальных служб Лунный парк (в 70 — 80х года XX века, когда я учился в Одессе, он носил название «Пионерский»). Летом 2013 года одну половину парка (с той стороны, где находится фуникулер) передали туркам — теперь эта зелёная зона называется парк «Стамбульский». При террасировании склонов под эти парки арочные проходы под лестницей, хорошо видные на старых изображениях, были полузасыпаны.


Впрочем, в мае 2015 появилось сообщение, что одесский горсовет хочет реконструировать Потемкинскую лестницу и обустроить под ней проход, соединяющий Стамбульский и Лунный парки. Но сначала нужно решить организационные вопросы, например, передать саму лестницу в ведение города — сейчас она числится за областью. Бюрократы такие бюрократы — простому смертному не понять, как городская достопримечательность попала на баланс области.

Рядом с лестницей действует фуникулёр, соединяющий Приморскую улицу с Приморским бульваром. Он был построен в 1902 году, а в 1970-х годах заменён эскалатором. В конце 70-х годов XX века я, будучи студентом, проехался на этом эскалаторе. Проезд был бесплатным, но никакого удовольствия не доставил, и с тех пор по лестнице я ходил только пешком. После поломки эскалатора в 1990-х годах, городскими властями было принято решение построить новый фуникулёр, который был открыт 2 сентября 2005 года в честь 211-й годовщины со дня основания Одессы. Фуникулёр состоит из двух вагонов, разместиться в каждом могут 12 человек. Время в пути составляет 1 минуту 10 секунд.


С лестницей связан ряд городских легенд. Одна из них утверждает, что под лестницей находится подземный ход, ведущий в Воронцовский дворец. Некоторые говорят, что сам Мишка-Япончик – известный в Одессе налетчик, спрятал клад под одной из ступенек.

В дни города и во время других крупных праздников местные жители используют Потемкинскую лестницу в качестве трибуны, с которой очень удобно наблюдать за салютом и фейерверками. Кроме того, в рамках Одесского международного кинофестиваля на лестнице проходят показы немых лент. Размеры лестницы позволяют собирать рекордное количество зрителей — до 15 тысяч человек.

А в 2015 году во время кинофестиваля лестница была признана «Сокровищем европейской кинокультуры», в честь чего был установлен памятный знак.

 

Таким образом, Потемкинская лестница стала 5-й в списке «Сокровищ европейской кинокультуры». Ранее такие знаки уже установили в Лионе (Франция) на доме, где родились братья Люмьер; научно-методическом кабинете-музее С. Эйзенштейна в Москве; Центре Бергмана на острове Форё (Швеция) и музее «Мир Тонино Гуэрра» в Пеннабилли (Италия).

Летом 2009 г. компания Kärcher при помощи аппаратов высокого давления помыла Потемкинскую лестницу от весьма стойких загрязнений.

В сентябре 2014 года в городе-спутнике Одессы, Ильичевске, открыли копию Одесской Потемкинской лестницы, строительство которой обошлось в 15 млн. гривен. Правда, ступенек у нее на 37 меньше, чем у оригинала.

Лестница всегда привлекала любителей экстремальных видов спорта. Ее неоднократно пытались покорить различными неординарными способами — на велосипеде, на мотоцикле, на автомобиле, спускались на лыжах, санках и сноубордах.

Легендарный спортсмен Одессы начала XX века Сергей Уточкин первым спустился по Потемкинской лестнице на велосипеде, мотоцикле и автомобиле.

Ежегодно устраивается забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования на данный момент составляет 22,8 секунды.

В редкие снежные зимы с лестницы катаются на лыжах и сноубордах. Впрочем, помню, как на Юморине-76 (а ведь это апрель, никакого снега не было и в помине) с Потемкинской лестницы съехал любитель горных лыж. Нужно иметь в виду, что тогда горные лыжи были деревянными, а кант был стальной. Поэтому спуск сопровождался непередаваемым грохотом и фейерверком искр, высекаемых из гранитный ступеней.

Кстати, в мае 2013 года с Потемкинской лестницы съехала «Таврия»:

Одесситы гуляют по Потемкинской лестнице, любуются и гордятся ей, слагают о ней стихи и песни. Пожалуй, самую известную песню о Потемкинской лестнице исполнил С.Рогожин и группа «Форум» в 90-е годы. Желающих послушать ее сразу предупреждаю, что она очень привязчива, поэтому включайте воспроизведение под собственную ответственность:

Послушали? Я вас предупреждал!

Потемкинская лестница на карте Одессы:

Посмотреть на Потемкинскую лестницу со стороны Морвокзала в реальном времени можно с помощью онлайн-камеры:

Источник: histodessa.ru

Дела давно минувших дней: история и архитектура

Потемкинская лестница, спроектированная в 1825 году архитекторами Авраамом Мельниковым, Франческо Боффо и Потье, а возведенная 15 лет спустя, по замыслу ее создателей должна была, соединив синеву моря и неба, обеспечить Одессе, что находится на возвышении, доступ к порту. Творение зодчих насчитывало ровно 200 ступеней, состояло из 10 пролетов и было построено так, что основание лестницы значительно превышало по ширине ее верхнюю часть. В результате применения этой хитрости при взгляде на этот архитектурный шедевр сверху вниз не создается обычной иллюзии сужения, а если смотреть на лестницу снизу, то ее ступени (площадки пролетов не видны) кажутся просто бесконечными.

А был ли Потемкин, или откуда произошло название

Строгая, лаконичная и прекрасная в своей изысканной простоте эта лестница, что сегодня входит в десятку красивейших лестниц в Европе, долгое время не имела официального наименования. И лишь в конце 50-х годов прошлого века за ней закрепили название, принесшее ей мировую известность. Многие ошибочно полагают, что Потемкинская лестница обязана своим именем знаменитому фавориту Екатерины II, который на самом деле имеет лишь косвенное отношение к названию. Лестницу стали именовать Потемкинской после выхода в свет легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», кадры из которого (в том числе и эпизод с катящейся по ступенькам детской коляской) давно стали классикой кинематографа.

Реалии дня сегодняшнего: сколько ступенек на Потемкинской лестнице

В результате развития городской инфраструктуры первозданный облик Потемкинской лестницы пришлось слегка видоизменить. Возникшая Приморская улица «съела» у одесской достопримечательности несколько нижних ступенек, которые элементарно засыпали. Так что в наши дни у Потемкинской лестницы 192 ступени.

Городские власти также позаботились и о тех, кто не желает преодолевать это расстояние, – рядом с лестницей построен фуникулер.

Забег «Вверх по Потемкинской лестнице»

Поклонники активного образа жизни могут не только сами подняться по легендарным ступеням и насладиться красотой открывающегося вида, но и поучаствовать в забеге, что проводиться здесь в День физкультурника в рамках фестиваля спорта.
Участвовать может и стар, и млад. В 2015 году самому младшему участнику было 6 лет, а самому старшему — 57. Участники распределяются на несколько возрастных категорий, и каждый победитель в свой категории получает приз. Возможно, именно вам удастся побить действующий рекорд, равный неполным 23 секундам.

Источник: planetofhotels.com

Перейти к предыдущей части статьи

Характерно также, что не менее половины памятников императрице в России ставили по одному канону: на центральном постаменте — сама матушка-государыня, а у её ног (не скажем, что у основания) — различное количество лиц мужского пола, прославившихся и прославленных в её царствование.

И что самое характерное, на всех памятниках такого рода — в Санкт-Петербурге, в Краснодаре, в Симферополе и в Одессе — среди различных мужских фигур одна неизменна. Григорий Александрович Потёмкин (1739 — 1791 гг.) — любимый и любящий.

Памятник основателям Одессы. Потёмкин — по центру
Памятник основателям Одессы. Потёмкин — по центру
Фото: ru.wikipedia.org

Нахождение статуи Потёмкина на памятнике основателям Одессы (сейчас он называется так) несколько удивляет. Одесса была основана в 1794 году, через три года после смерти героя, и если Потёмкин и знал это место, то только как деревушку Хаджибей.

Но, во-первых, почему бы его, как завоевателя для царицы огромного богатейшего края, Новороссии, не поставить на памятнике в честь основания города, который с полным правом можно назвать жемчужиной этого южного края? А во-вторых, почему бы не быть памятнику Потёмкину в Одессе, где уже есть Потёмкинская лестница. Тоже, вероятно, в честь князя Таврического названная.

Памятник Екатерине II в Краснодаре. У подножия слева — князь Потёмкин, справа — казацкие атаманы
Памятник Екатерине II в Краснодаре. У подножия слева — князь Потёмкин, справа — казацкие атаманы
Фото: ru.wikipedia.org

А вот здесь мы вас, батенька, и поправим, как говорил вождь всемирного пролетариата в одном из многочисленных советских о нём анекдотов. Потому что название Потёмкинской знаменитая одесская лестница получила в некотором смысле контрабандно. Ну, да, контрабанду в Одессе любят. И даже, по свидетельству Остапа Бендера, изготавливают на Малой Арнаутской улице.

Источник: ShkolaZhizni.ru

История

Абразионная форма берегового рельефа обусловила то, что Одесский порт со своими сооружениями и причалами разместился на низменной прибрежной полосе, а сам город — на возвышенности. Со дня основания Одессе был нужен удобный доступ к морю. В то время город подходил к морю почти вплотную и заканчивался обрывистым спуском за Николаевской улицей (будущим Николаевским, а затем Приморским бульваром) высотой в 30-35 метров, позднее огороженный деревянными перилами. Спускались к морю так, как это описал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине», повествуя о путешествии своего героя в Одессу:

Одесский старожил и краевед Михаил Дерибас позднее утверждал, что лестница была построена «на том месте, где была тропинка». Первые деревянные лестницы ведущие к морю появились после отъезда А. С. Пушкина из Одессы.

С первых дней Одесса застраивалась по античным образцам, подчеркивая преемственность с древнеэллинскими городами Северного Причерноморья. Классицизм стал одним из наиболее часто применяемых в первой половине XIX века в Одессе архитектурных стилей, что было характерно для таких архитекторов, как Ф. К. Боффо, братьев Фраполли, А. Дигби, Ж. Тома де Томона и др. Ведущую роль в создании визитной карточки Одессы — архитектурного ансамбля Приморского бульвара, куда входит и Потёмкинская лестница, сыграл Ф. К. Боффо, в 1837 — 1857 годах служивший архитектором при канцелярии Новороссийского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова.

Помимо бульварной лестницы в Одессе, Боффо также приписывают авторство проекта Каменной (Депальдовской) лестницы в Таганроге, на котором стоит его подпись. Построенная в 1823 году Депальдовская лестница первоначально имела 13 площадок и 142 ступени, её длина составляла 113 м, ширина верхних ступеней — 5,42 м, а нижних — 7,12 м, что зрительно удлиняло лестницу и создавало иллюзию пирамидальности при взгляде снизу, а при взляде сверху — производило видимость одинаковой ширины. Каменная лестница в Таганроге стала экспериментальным прототипом бульварной лестницы в Одессе. Оба проекта основываются на концепции прямой маршевой лестницы и для объемно-пространственной организации используют принцип искусственной линейной перспективы. В Одессе, сужающиеся лестничные парапеты и широкие лестничные площадки наиболее отчетливо генерируют сценографический эффект пространственной иллюзии бесконечности. Они направляют взгляд начинающегося подниматься с Приморской улицы на Приморский бульвар наблюдателя на бронзовую фигуру герцога де Ришелье, вызывая ощущение целостности и завершенности. Ограждение Одесской лестницы-бульвара отчасти напоминает парапеты Большой каменной лестницы в Павловске (1799, архитектор В. Бренна).

В первоначальном плане города, составленным в конце XVIII века инженером Ф. де Воланом, лестница не предусматривалась. Её появление напрямую связано с дальнейшей ансамблевой застройкой Одессы и оформлением архитектурного комплекса Приморского бульвара, в котором парадная бульварная лестница была призвана играть как утилитарную, так и символическую роль связующего звена между городом и морем. Инициатором строительства лестницы выступил граф Михаил Семёнович Воронцов, который согласно легенде предназначал лестницу в качестве подарка своей супруге Елизавете, обошедшегося Воронцову в 800 тысяч рублей. Изучение не совсем проясненных обстоятельств связанных с принятием решения о строительстве лестницы породило множество теорий, включающих подготовку к визиту Николая I в Одессу; не обошлось и без масонской версии.

Сохранилось лишь отрывочные сведения о строительстве лестницы. В архивах Одессы находятся несколько проектов лестницы, принадлежащие архитекторам Г. И. Торичелли и Ф. К. Боффо. По одной версии лестница была заложена 1 мая 1834 года. По другой, её окончательный проект был подготовлен Боффо лишь в конце 1836 года. Достоверно известно, что подряд на строительство в начале 1837 года получил чиновник 14-го класса Григорий Завацкий, начавший работы немедленно. На лестницу из средств городской управы было отпущено 200 тысяч рублей и дан срок в семь месяцев на завершение всех работ. Финансирование строительства лестницы производилось из городской казны, весьма успешно наполняемой как в результате хозяйственной деятельности, так и таможенными отчислениями и поступлениями от ластового, якорного и прочих сборов, все благодаря пожалованному Одессе в 1817 году статуса порто-франко. Городской бюджет Одессы в середине XIX века превосходил бюджеты отдельных государств Европы того времени, а в 1825—1827 годах Одесса из своих доходов одолжила 800 тыс. руб. на обустройство петербургских таможенных зданий.

Сооружение предполагалось разместить на оползневом склоне, что выдвинуло дополнительные требования к работам. После того как строительство лестницы затормозилось из-за оползней, обвалов грунта и подтоплений, к нему были подключены военные инженеры Дж. Уптон и Г. С. Морозов. Они предложили уточненный проект, фактически предусматривающий сооружение многоарочного, покоящегося на разновысоких опорах наклонного пешеходного моста от находящегося на возвышении Николаевского бульвара — к морскому берегу. В основе лестницы инженеры предложили разместить гигантский, сложенный из местного известняка клин, покоящийся на деревянных сваях и «прорезанный» тремя продольными и девятью поперечными сводчатыми коридорами или галереями. Галереи образовывали на пересечениях массивные каменные столбы поддерживающие саму лестницу — наклонную плоскость с уложенными поверх неё ступенями. Помимо технической, вентиляционной сквозные поперечные галереи несли и эстетическую функцию: они образовывали на боковых стенах лестницы красивые каменные аркады, тем самым делая сооружение для зрительного восприятия не таким массивным. Всего, окончательный проект конструкции лестницы состоял из более чем трехсот различных основных и вспомогательных элементов. В итоге, совершенство инженерной конструкции сооружения оказалась под стать его архитектурному облику. Вместе взятые, они создали лестницу-шедевр — уникальный памятник архитектуры XIX века, выдержанный в духе классицизма и характеризующейся строгостью, геометричностью и монументальностью.

В ходе строительства лестницы не раз возникали сомнения, удастся ли его благополучно завершить. Французский геолог Ксавье Омер де Гелль, хорошо знакомый с морфологическими особенностями прибрежной части города писал:

Ему вторил посетивший Одессу в 1841 году английский путешественник, который заметил:

Строительство лестницы стало международной новостью. Так, в мае 1838 года издававшийся в Нью-Йорке «Журнал моряка» писал:

. В том же 1838 году издававшийся в Лондоне специализированный «Инженерный и архитектурный вестник» в обзоре наиболее интересных строек в мире отмечал:

. Лаконично, но точно описал в 1860 году уже построенную лестницу русский драматург А. Н. Островский:

. Этот эффект легкости подмеченный писателем достигался за счёт оптимального угла наклона лестницы и большого количества площадок, позволявших пешеходу передохнуть на своем пути. Репортажная точность описания, сделанного А. Н. Островским, сегодня может вызвать сомнение лишь в количестве ступеней, которых вначале действительно было ровно двести, а лестница спускалась чуть ли не к самому морю. Позже, при проведении Приморской улицы, восемь ступеней засыпали, и они, как утверждают старожилы, и поныне покоятся в глубине проезжей части. Впоследствии, террассирование склонов «замаскировало» массивную конструкцию лестницы и частично скрыло боковые аркады. Поэтому, из кабины фуникулера поднимающегося и опускающегося параллельно лестнице она кажется уложенной по пологому склону.

В 1933 году были проведены ремонтно-реставрационные работы, так как со временем покрытие лестницы из песчаника износилось. В результате, ступени лестницы были облицованы серо-розовым гранитом.

В 1963 году Потёмкинская лестница была специальным постановлением правительства признана памятником градостроительства и архитектуры всесоюзного значения и взята под охрану государства.

В 2001 году произошло комплексное исследование состояния лестничных конструкций, подпорных стен Приморского бульвара и окружающих лестницу склонов для объективной оценки состояния памятника архитектуры XIX века, чтобы в дальнейшем разработать меры по его реставрации и сохранению.

Этимология названия

Всемирно известной лестница стала благодаря фильму «Броненосец „Потёмкин“» (1925) Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится вниз по ступеням. До настоящего — «Потёмкинская», лестница по-видимому не имела имени собственного. В литературе встречаются разные имена: Портовая, Бульварная, Большая, Гигантская, Воронцовская, которые она будто бы имела в прошлом. Но это не подтверждается первоисточниками, и все эти названия следует считать неофициальными. Автор статьи об Одессе в энциклопедии Брокгауза и Ефрона издаваемой в конце XIX-го века — начале XX века писал:

Из контекста видно, что слово «гигантская», написанное с маленькой буквы, не название, а просто прилагательное к слову лестница. Ежедневная литературная, политическая и коммерческая газета «Одесский Листок», издававшаяся в Одессе в 1880—1920 годах, упоминала о лестнице Николаевского бульвара обезличенно, как, например, 24 (11) января 1913 года:

На старых фотографиях и почтовых открытках с изображением лестницы её называли: «Лестница Николаевского бульвара», «Лестница при Николаевском бульваре», «фр. «L’escalier Richelieu» (Ришельевская лестница). И в произведениях написанных на рубеже XIX-XX веков представителями Одесской литературной школы нигде не встречается собственного имени лестницы.

В советское время название «Потёмкинская» стало общеупотребительным после Великой Отечественной войны, в 50-е годы. До этого какое-то время общепринятым названием было — «Приморская лестница», о чём свидетельствует установленная на лестничном парапете стандартная для памятников архитектуры на Украине в советское время чугунная табличка[источник не указан 973 дня] с надписью на украинском языке: «Приморская лестница 1841 г. Арх. Ф. К. Боффо».

1905 год и Сергей Эйзенштейн

Вечером 14 июня 1905 года мятежный броненосец Черноморского флота Императорской России «Князь Потёмкин-Таврический» отдал якорь на Одесском рейде под красным минным флагом.. В первое время о бунте на корабле почти никто в Одессе не знал. Утром 15 июня 1905 года матросы перевезли с броненосца на Платоновский мол тело погибшего матроса Григория Вакуленчука. В порт по улицам, спускам, и лестнице Николаевского бульвара хлынули одесситы. Был среди любопытствующих и молодой журналист Николай Корнейчуков. По его словам, уже в середине дня 15 июня верхнюю площадку лестницы перекрыли казаки. Чуковский позднее так описал события происходившие на лестнице Николаевского бульвара вечером:

— Корней Чуковский, очерк «1905 год, июль»

Ночь с 15 на 16 июня вошла в историю Одессы как «красная», из-за зарева пожаров наблюдавшихся всю ночь в районе Приморской улицы, в ходе которых сгорела городская электростанция. На следующий день «Потёмкин» произвел несколько выстрелов по Одессе. К вечеру город вымер и погрузился во тьму из-за сгоревшей электростанции и опасений одесских обывателей жечь свет. Эта ночь вошла в историю города как «черная».

Через два десятилетия после описанных событий Сергей Эйзенштейн снимал в Одессе свой фильм. В реальности никакого расстрела не было, сцена «расстрела на Потёмкинской лестнице» от начала и до конца является выдумкой режиссёра, как утверждает аспирант ОНУ С. Кинка. Эйзенштейн сконцентрировал в сценах на лестнице свое личное видение событий произошедших в Одессе после прибытия туда «Потёмкина» и создал потрясающую по своей художественной выразительности картину грубого насилия и безнадежного человеческого отчаяния. Ключевыми стали два эпизода с детьми: грудным ребёнком в коляске и мальчиком. «Ребёнок совсем маленький, лет восьми. Его судьба на лестнице такая: он с матерью вглядывался в далёкий броненосец, и вдруг пришли солдаты-каратели, — пересказывал эту сцену киновед Виктор Шкловский, — побежали люди, люди начали прятаться за камнями уступов, бежать по ступенькам». В роли мальчика снялся восьмилетний А. Е. Глауберман, впоследствии ставший директором Института физики Одесского университета имени И. И. Мечникова. Личность второго ребёнка, которого иногда называют самым знаменитым актером фильма, осталась не установленной. Вскоре после выхода фильма на экраны поэт Николай Асеев в очерке «Как снимался фильм «Броненосец „Потёмкин“» утверждал, что «одесская лестница… не забудется зрителями».

Детская коляска, пущенная по лестнице ассистентами Эйзенштейна, прокатилась по экранам всего мира, а лестница начала с тех пор именоваться «Потёмкинской». И авторы, которые писали о ней, нередко уже отталкивались от событий, изображённых в фильме, подменяя историческую реальность творческим вымыслом кинорежиссёра, ставшего классиком мирового кинематографа. Так, история и кинематограф прочно связали бывшую лестницу Николаевского бульвара с мятежным экипажем броненосца «Потёмкин», тем самым навсегда превратив её — в Потёмкинскую и символ Одессы. Как бы продолжая эту традицию, на агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны Потёмкинская лестница олицетворяла мужество защитников Одессы, а после войны — трудовую доблесть одесситов.

Поэты и писатели о лестнице

Характеризующиеся простотой, строгостью и монументальностью архитектурные элементы Потёмкинской лестницы складываются в гармоничную композицию, которая в зависимости от точки обзора, освещения, времени года и суток создает уникальный художественный образ:

  • Юзеф Крашевский, польский писатель, в 1843 году охарактеризовал лестницу как — «Один из лучших памятников, которые только имеет Одесса».
  • Марк Твен, американский писатель, после посещения Одессы летом 1867 года назвал лестницу в путевом романе «Простаки за границей» — «великолепной». «Вниз к гавани спускается гигантская каменная лестница. В ней двести ступеней, каждая пятидесяти футов шириной, и через каждые двадцать ступеней просторная площадка… Это великолепная лестница».
  • Жюль Верн, французский писатель, назвал (заочно) лестницу в романе «„Упрямец Керабан“» — «монументальной». «Этот город — истинный оазис посреди окружающей его огромной степи — образует великолепную панораму дворцов, церквей, гостиниц, домов, построенных на крутом обрыве морского берега, основание которого отвесно погружается в море … видна была даже большая площадь, обсаженная деревьями, и монументальная лестница, наверху которой поставлена статуя герцога Ришелье».
  • Александр Николаевич Островский, русский драматург и писатель, назвал лестницу — «единственной в своем роде».
  • Виссарион Белинский, литературный критик и публицист, в письме жене — «Оригинальный город… Наш трактир на берегу моря, берег высокий, вдоль его идет бульвар, вниз к морю идет каменное крыльцо с большими уступами, в 200 ступеней. По этой лестнице ходят купаться в море. На море корабли, суда. Вид единственный».
  • Иван Семонович Левицкий (Нечуй-Левицкий), украинский писатель и публицист, увидел в лестнице — «широкое расстеленное полотнище».
  • Яков Полонский, русский поэт и автор песни «Мой костер в тумане светит…», назвал лестницу — «колоссальной». Описывая Одессу в романе «Дешевый город», он писал: «Одесса опускала в синие волны нижние ступеньки своей колоссальной лестницы».
  • Николай Гарин, русский писатель, в романе «Гимназисты» — «громадной».
  • Александр Грин, русский и советский писатель, в рассказе «Случайный доход» — «знаменитой».
  • Алексей Свирский, русский писатель-беллетрист, в повести «Рыжик» — «колоссальной».
  • Зеев (Владимир) Жаботинский, публицист и писатель — «знаменитой». В романе «Пятеро» (1936) он упоминает лестницу в трех местах:

«…и сама портовая нация, в картузах и каскетках набекрень, и дамы в белых платочках, часто предпочитали, чем тащиться по отведенным для этого сословия плебейским балкам и спускам, гордо взмыть к высотам прямо из гавани по ста девяносто восьми гранитным ступеням знаменитой лестницы (одно из восьми чудес света), — и наверху, мимо статуи Дюка в римской тоге, сразу вторгнуться в цивилизацию». «От Дюка, вниз по лестнице и обратно снизу вверх, непрерывно струится толпа молодежи — сначала город, теперь двинулись и предместья, и никто не мешает; только на бульваре вокруг дворца генерал-губернатора стоят большие наряды». «И лестница, шириной в широкую улицу, двести низеньких барских ступеней; второй такой нет, кажется, на свете, а если скажут, где есть, не поеду смотреть. И над лестницей каменный Дюк — протянул руку и тычет в приезжего пальцем: меня звали дю-Плесси де Ришелье — помни, со всех концов Европы сколько сошлось народов, чтобы выстроить один город».

  • Валентин Катаев, русский советский писатель, в «Белеет парус одинокий» (1936) — «знаменитой». «Проехали мимо знаменитой одесской лестницы. Вверху её треугольника, в пролёте между силуэтами двух полукруглых симметричных дворцов, на светлом фоне ночного неба стояла маленькая фигурка дюка де Ришелье с античной рукой, простертой к морю».
  • Константин Паустовский, русский советский писатель, во «Времени больших ожиданий» (1958) — «одесской». «Он ночевал в некогда роскошной гостиной с облезлыми фресками на стенах. Они изображали богиню Аврору в розовом прозрачном хитоне. Она летела по небу среди бежевых облаков и сыпала из рога на землю алые цветы и акантовые листья. Меня всегда умиляла наивность художника, написавшего позади Авроры в голубой морской дымке одесскую лестницу к морю и памятник Дюку — герцогу Ришелье».
  • Александр Куприн, русский писатель, в рассказе «Уточкин» (1915) — «одной из самых длинных лестниц в мире». «Необычайны были самые приемы его тренинга. Так, тренируясь к большим велосипедным гонкам, он каждое утро, чуть свет, приходил к памятнику Ришелье, от подножия которого идет вниз, в порт, одна из самых длинных лестниц в мире, перемежаемая через определенное число ступеней широкими трехсаженными площадками».
  • Леонид Утесов, музыкант и киноактёр, в автобиографической книге «Моя Одесса» — «Одесский порт славился знаменитой лестницей, ведущей из города в порт… .»
  • Александр Воинов, русский советский прозаик и сценарист, в повести «Комендантский час» — «удивительной». «Удивительна Потёмкинская лестница, когда поднимаешься по её широким каменным ступеням, кажется, что она устремлена прямо в небо. И от этого чувства нельзя отделаться, сколько бы раз ты по ней ни поднимался. И ещё она напоминает о детстве и о первом свидании. А когда ты стоишь на верхней площадке, и перед тобой морская даль в сиреневой дымке, тогда приходят думы…».
  • Александр Викторович Дорошенко, современный одесский писатель, в поэме в прозе «Мой город» — «загадочной». «Лестница привычно загадочна: от Дюка вниз видны только площадки, но нет ступенек, снизу вверх видны только ступеньки, и вовсе нет никаких площадок… И кажется мне иногда, что вся пролетевшая стремительно жизнь так и заключилась между ступенями — спустился впервые вприпрыжку, поднялся в последний раз, останавливаясь на площадках и отдыхая. С годами растут число и крутизна ступеней, но теперь, когда я задерживаюсь отдышаться, я слышу глуховатый и заботливый голос лестницы, вижу, как постепенно вырастает, приветствуя меня, наш Герцог».
  • Олег Губарь, одеский журналист, краевед и писатель — «Приморский бульвар и Потёмкинская лестница — нечто вроде букета, который Одесса дарит гостям!»
  • Юрий Михайлик, поэт, слова для песни «Опять иду по лестнице воспетой» —

Опять иду по лестнице воспетой, А эскалатор оставляю в стороне, И весь бульвар, одним большим букетом, Одесса милая протягивает мне.

Фуникулёр

Рядом с лестницей действует фуникулёр, соединяющий Приморскую улицу с Приморским бульваром. Он был построен в 1902 году, а в 1970-х годах заменён эскалатором. После поломки эскалатора в 1990-х годах, городскими властями было принято решение построить новый фуникулёр, который был открыт 2 сентября 2005 года в честь 211-й годовщины со дня основания Одессы.

Фуникулёр состоит из двух вагонов, разместиться в каждом могут 12 человек. Время в пути составляет 1 минуту 10 секунд.

Исторические факты

  • Из-за особенностей береговой линии Потёмкинская лестница вопреки расхожему мнению спускается к морю в направлении на северо-восток, а не на юг.
  • Потёмкинская лестница заняла шестое место в конкурсе самых красивых лестниц в Европе. В состав жюри конкурса вошли искусствоведы и историки из различных европейских стран..
  • В ходе строительства лестницы, которая первоначально воспринималась как дорогостоящая и бесполезная затея графа С. М. Воронцова, в Одессе шутили, что лестница затевается исключительно для того, чтобы бронзовый Дюк мог спуститься к морю.
  • С лестницей связано много городских легенд. Согласно одной из них, где-то под лестницей находится выход из подземного хода ведущего из Воронцовского дворца. Согласно другим, под лестничными арками зарыты клады одесских контрабандистов, а под одной из ступенек якобы спрятал награбленные драгоценности знаменитый одесский налетчик Мишка-Япончик.
  • Легендарный спортсмен Одессы начала XX века Сергей Исаевич Уточкин первым спустился по Потёмкинской лестнице на велосипеде, мотоцикле и автомобиле.
  • Участники первых советских Юморин в Одессе в 1973—1976 годах съехали по ступеням лестницы на лыжах и «Запорожце».
  • Во время празднования Дня города ступеньки лестницы используются в качестве огромной трибуны для зрителей праздничного концерта и фейерверка.
  • В настоящее время на лестнице действительно 192 ступени, но распределены они интересным образом. Самый нижний марш состоит из 13 ступеней. Соответственно, во втором снизу марше 19 ступеней. (Те, кто никогда не был в Одессе, могут посчитать ступени на иллюстрирующих статью фотографиях и открытках.) На одной открытке конца XIX века второй снизу марш (на изображении он самый нижний) все ещё имеет 20 ступеней. На почтовой открытке, датированной 1906 годом (на илл.), имеется подпись о том, что в лестнице 193 ступени. Следует также учесть, что в 1933 году происходила реконструкция лестницы, в ходе которой все ступени были облицованы гранитом.
  • Ежегодно проводится забег «Вверх по Потёмкинской лестнице». Рекорд соревнований составляет 22,8 секунды.

В кино

В советско-польском фильме «Дежа вю» к Потемкинской лестнице водили главного героя американского гангстера Яна Полака, который появился в Одессе под видом ученого-энтомолога, экскурсовод обещал профессору встречу с потемкинцами. Позже там же на лестнице, Полак случайно снялся в фильме «1905 год», где случайно был заснят эпизод с коляской, как у Эйзенштейна.

Источник: tropki.ru


Categories: Название

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.