Возникновение города

Территории северо-двинского речного бассейна были издревле заселены финно-угорскими племенами, которые позже «Повесть временных лет» назвала «чудью заволочской». Термин «Заволочье» возник для описания этих территорий в X веке, когда обнаружилось, что попасть на них из бассейна Волги можно только, перетаскивая суда волоком по земле. Данная географическая особенность стала причиной того, что край был отрезан от центральных и западных областей Русского государства и долго сохранял независимость от политических процессов.

В широкой плодородной долине при слиянии притоков Двины, реки Сухони и Юга, находились многочисленные поселения чуди. В XI веке сюда начали проникать новгородские ушкуйники, и к первой половине XII века обширный край, несмотря на активное сопротивление угрофинов, был колонизирован Новгородом. Возможно, в эти годы у места слияния рек Сухона и Юг было основано древнеславянское поселение Гледен, или «Глядень». Название прямо указывает на стратегическое назначение крепости. Ее судьба, судя по данным археологических раскопок, сложилась довольно несчастливо: на фортификационные укрепления неоднократно нападали чудские племена и предавали их пожару. В связи с этим к началу XIII века «старший брат» Устюга прекратил свое существование.


В первой половине XII века на территорию Северо-Двинского бассейна с юга начала проникать новая политическая сила – растущее и крепнущее Ростово-Суздальское княжество. Новгородцы укрепились на среднем и верхнем течении Сухоны, основав Вологду и Тотьму, а ростово-суздальские переселенцы освоили нижнее течение реки. Доподлинно неизвестно, заняли ли они городище Гледен, или оно было к тому времени уже заброшено. Но так или иначе в силу геополитических причин, среди которых историки называют среди прочего изменившееся русло Сухоны, новое поселение вскоре выросло в нескольких километрах вверх по течению реки, на ее левом берегу. Благодаря своему топографическому местоположению вблизи устья второго притока Двины, Юга, населенный пункт был назван «Устьюгом» и позже превратился в «Устюг». Этот факт отражен на историческом гербе города, изображающем покровительствующего городу Водолея с двумя кувшинами, из которых льется вода. Они символизируют две реки, дающие начало Северной Двине.

Точная дата основания города неизвестна, но таковой принято считать 1207 год, в котором Устюг был впервые упомянут в летописи.
и источники описывают поселение в контексте дробления Ростово-Суздальского княжества, принявшего необратимый характер к концу XIII века. Археологические находки позволяют сместить дату возникновения поселения примерно к 1140–50-м гг. Кроме того, в период раздробленности Устюг находился в одном ряду с крупными центрами в Ростове, Угличе, Белоозере и Ярославле, что позволяет соотнести его возникновение с градостроительной политикой ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого.

Средневековый Устюг (XIII–XV вв.)

Устюжский летописный свод, составленный в первой четверти XVI века, содержит упоминание об устюжском народном вече. Таким образом, в городе существовал местный орган самоуправления, подобно соседним Вологде и Новгороду.

Удаленность Заволочья от центральных областей позволила Устюгу избежать тягот и разорений татаро-монгольского ига. В городе на короткий период был прислан ордынский сборщик дани, но уже вскоре, в 1262 году, устюжане, как и жители многих других северных городов, изгнали наместника. В период со второй половины XIII века по XIV век в Устюг переселились многочисленные беженцы из южнорусских областей, сильно пострадавших от набегов Золотой Орды. Вновь прибывшие горожане заметно укрепили позиции Устюга в непрекращающейся борьбе с Новгородом за влияние в регионе. Новгородцам хотелось безраздельно господствовать на речных торговых путях на Русском Севере, и устюжане, закрепившиеся в низовьях Северной Двины, мешали реализации этого плана.


Вражда с Новгородом послужила причиной тяготения Устюга к набиравшему силу в XIV веке Московскому государству. По завещанию Всеволода Большое Гнездо Устюг отошел в составе Ростовского княжества его сыну Константину. Затем городом владела череда ростовских князей, довольно слабых политически, пока в 1364 году бывший ростовский князь Константин Васильевич не сделал Устюг центром своих владений и не основал удельное Устюжское княжество. Поскольку Константин Васильевич был зятем Московского князя Ивана Калиты и его верным сподручным, то вторую половину XIV века можно считать отправной точкой попадания Устюга под влияние Москвы.

Вдохновленный победой в Куликовской битве (1380) внук Калиты, Дмитрий Донской, в 1386 году выступил против новгородцев. В походе принимали участие и промосковски настроенные устюжане. При Василии I Дмитриевиче к Московскому государству была присоединена Вологда, и в целях укрепления успеха в Устюге был развернут плацдарм для дальнейшей колонизации новгородских земель.

Устюг, поддерживавший объединительную политику московских князей, также стал одним из центров распространения православия на Русском Севере. Следует напомнить, что эти территории вплоть до XVI века оставались под властью языческих верований, причем следы некоторых из них сохранились в обычаях северных земель до конца XIX века. Первый крупный Михайло-Архангельский монастырь в Устюге был основан уже в 1212 году преподобным Киприаном. В XIV веке уроженец Устюга, будущий Святитель Стефан Пермский, активно занимался миссионерской деятельностью среди племен коми.


Дальнейшее проникновение Москвы на Север было на некоторое время прервано междоусобной феодальной войной 1425–1453 гг., в которой участвовали наследники Василия I – его сын Василий II Темный и брат Юрий Звенигородский. После кончины последнего на его место политического оппонента Василия II заступили Василий Косой и Дмитрий Шемяка.

С окончательным поражением галицких князей и приходом к власти сына Василия II Ивана III «собирание русских земель» возобновилось. В 1470-х гг. устюжане совершили несколько успешных походов на двинские колонии новгородцев, а в 1478 году после сокрушительных ударов Московского государства Новгород полностью утратил независимость. После этой значительной победы расширение границ Московии продолжалось за счет покорения местных неславянских племен. При активном содействии устюжан в последней четверти XV века были присоединены Карельская, Двинская, Пермская, Вятская и Югорская земли. Формальная ликвидация удельного Устюжского княжества произошла в 1474 году.

Устюг – центр торговли (XVI–XVII вв.)

В результате упомянутой объединительной политике к концу XVI века Устюг оказался вдали от границ Русского государства. В связи с этим его военная значимость постепенно уступила место промышленному и торговому развитию. Особую известность приобрели устюжские кустарные промыслы. Город славился школой иконописи, изделиями из серебра, своеобразной устюжской финифтью, чернением по серебру и золоту. Кроме того, городские мастера занимались чеканкой, кружевоплетением, гончарным делом, резьбой по дереву и бересте и пр.


Наиважнейшим толчком для развития торговли в регионе стало событие 1553 года, когда в устье Северной Двины буря занесла английское судно под командованием Ричарда Ченслера. Так, по воле случая, был обнаружен судоходный торговый водный путь в Европу через Белое море. Он стал залогом возвышения Устюга, который стал в XVII веке одним из богатейших городов на Руси и приобрел эпитет «Великий». В 1565 году Иван Грозный включил Устюг в числе других 18 городов в опричнину, питавшую личную царскую казну.

В годы Смутного времени Устюгу удалось избежать разорения. В 1613 году к городу подступили польско-литовские интервенты, однако очень скоро они были наголову разбиты устюжскими отрядами во главе с городским воеводой.

Крестьянские восстания 1632 и 1648 гг. прокатились и по устюжской земле. Вскоре сюда стали стекаться многочисленные беглецы из центральных русских земель, рассматривавшие Устюг как перевалочный пункт на пути в Сибирь. Освоение сибирских территорий стало одним из приоритетных направлений государственной политики после распада Сибирского ханства. Переселенцам были предоставлены льготы, и многие устюжане двинулись на Восток. Можно утверждать, что основу населения сибирских городов, основанных в те годы, составляли выходцы из Устюга.


Раньше других по этому направлению прошли русские землепроходцы, прошедшие вдоль и поперек от Урала до Тихого океана. Первым стал в 1648 году устюжанин С. И. Дежнев, открывший Чукотку и описавший пролив между Азией и Америкой на 80 лет раньше В. И. Беринга. Через год другой житель Устюга, Е. П. Хабаров, давший впоследствии имя Хабаровску, нашел путь на Амур и проплыл по великой реке до самого моря.

Великие географические открытия на Русском Севере продолжились в 1697 году путешествием В. Атласова на Камчатку и Курильские острова. Его донесение всколыхнуло любопытство царя Петра, и вслед за этим были организованы две экспедиции Беринга. Во время второй были описаны тихоокеанские берега России и проложен путь в Америку вдоль Алеутских островов. Костяк группы составляли на этот раз жители Вологды.

Великий Устюг в XVIII–XIX вв.

В результате крупных административных реформ начала XVIII века Великий Устюг стал центром огромной по площади Великоустюжской провинции Вологодского наместничества. В 1708 году он получил статус провинциального города. В конце столетия в ходе реформ Екатерины II Устюг был преобразован в уездный город Вологодской губернии. В 1780 году был официально утвержден исторический герб города с Водолеем и двумя кувшинами.

Торговля между Великим Устюгом и Западной Европой пришла в упадок после строительства Санкт-Петербурга и начала эксплуатации балтийских торговых путей.
нако город быстро переориентировался на взаимовыгодные отношения со странами Востока, куда устюжские купцы доставляли в основном продукцию местных ремесленников и кустарей. Кроме того, устюжане успешно торговали и на внутрироссийском рынке, получая взамен обувь, зеркала и гвозди из Ярославля, кожи и овощи из Вологды, ткани и деревянные изделия из Галича и т.д. Но постепенно активные предприниматели уходили из города все дальше в Восточную Сибирь, и в XIX век Устюг вступил небольшим захолустным городом. В начале столетия великоустюжская промышленность носила исключительно мелкокустарный характер: в городе работали кирпичные, кожевенные, салотопные, мыловаренные и свечные заводы, а также несколько прядильных фабрик.

В 1740-е гг. устюжане М. Неводчиков, В. Шилов и А. Бахов по отдельности исследовали Алеутские острова и тихоокеанские берега Америки. Их деятельность была высоко оценена Екатериной II, и в 1789 году по ее высочайшему благоволению была организована Северо-Восточная компания, ставшая позже Российско-Американской. Эта торговая компания заведовала всеми промыслами на северном побережье Америки, Алеутских и Курильских островах. Вскоре здесь выросли русские колонии, в которых устюжане добывали пушнину. В эту эпоху даже появилась расхожая присказка, что «в Сибири ни одно дело без устюжан не обойдется».

Тем не менее фортуна вновь отвернулась от устюжан, после того как Россия добилась выхода к южным морям в ходе русско-турецких войн. Товары из Сибири теперь сплавляли на юг с Камы на Волгу, а после открытия в 1869 году Суэцкого канала пришла в упадок торгово-транспортная сеть между Россией и Китаем на Дальнем Востоке.


К окончательному угасанию устюжского экономического бума привело то, что город оказался вдали от строившейся во второй половине XIX века сети железных дорог.

Великий Устюг в XX веке

После Октябрьской революции Устюг стал центром Северо-Двинской губернии, а с 1937 года город является районным центром образованной тогда Вологодской области. В 1920 году в Устюге открылся первый на Севере Северо-Двинский госуниверситет, но просуществовал он всего один год и был расформирован в связи с финансовыми трудностями.

Главным объектом устюжского экспорта в XX веке по-прежнему был местный художественный промысел. Серебряные изделия, украшенные черненными рисунками, и в наши дни являются великоустюжской визитной карточкой. Их производят на заводе «Северная чернь».

Современный город может похвастаться развитой инфраструктурой и наличием предприятий пищевой, швейной, мебельной, легкой и ремонтно-механический промышленности.

В годы советской власти были разрушены многие бесценные памятники древнерусского зодчества. Старейшей из сохранившихся построек является Церковь Вознесения (1648). Помимо нее в Великом Устюге можно полюбоваться на 27 храмов, относящихся к XVII–XVIII векам.

Источник: www.BankGorodov.ru


Великий Устюг – административный центр Великоустюгского района. Город областного подчинения. Располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу реки Сухоны. Численность населения города на 1 января 2014 года составила 31 983 человек. Датой основания города считается 1147 год.

Первое поселение в районе нынешнего Великого Устюга – Гледен – было основано великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо на высокой горе у слияния Сухоны с Югом в четырех километрах от современного города в XII веке. По легенде, название Гледен связывают с тем, что с этой горы открывался хороший вид на окрестности. Из-за изменяющегося течения река Сухона стала подмывать правый берег, на котором располагался Гледен. Ввиду этого уже в XII веке посадские люди стали переселяться на левый берег Сухоны и основали там новое поселение, названное по устью реки Юг – Усть-Югом или Устюгом.

Несколько веков Устюг и Гледен существовали параллельно. В первой половине XV века Гледен участвует в феодальных войнах между московскими и звенигородскими князьями. В 1436 году после двухмесячной осады город был взят Василием Косым, а в 1438 году полностью уничтожен вятичами. После этого город уже не восстанавливался. Часть жителей ушла в Великий Устюг, часть – в село Морозовица, известное с 1440 года. В память о городе остался Троице-Гледенский монастырь, основанный в XII веке.


Первые достоверные сведения об Устюге относятся к 1212 году, когда в городище был заложен Михайло-Архангельский монастырь. Устюг с самого своего основания служил опорным пунктом ростово-суздальских князей, преграждая дорогу новгородцам в древнее Заволочье. В XIV-XV веках борьба, разгоревшаяся за Север, не оставила в стороне и Устюг. Новгородцы шесть раз нападали на него. Устюжане выступали на стороне московских князей. В конце XIV века при Великом князе Василии I Устюг окончательно входит в состав Московского княжества.

Во второй половине XV века Устюг сыграл большую роль в собирании северных земель под властью Москвы. Устюжские полки совершили более полутора десятков военных походов. В 1465 году «охочие люди» из Устюга ходили воевать в Югорскую землю и, пленив тамошних князей, наложили дань. В 1471 году был совершен поход на двинские колонии Новгорода, завершившийся победным сражением на реке Шиленге. В 1472 году не без участия устюжан к Московскому государству была присоединена Пермская земля, в 1489 году – земля вятичей.

В середине XVI века Устюг перестал быть окраинным укреплением и потерял свое военное значение. Однако благодаря выгодному географическому положению и в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю, он продолжал развиваться как торговый центр. Устюг стал главным пушным рынком страны. Рост торговли послужил толчком к развитию кустарных производств и художественных промыслов. В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за ним утверждается название Великий. В XVI-XVIII веках богатые устюжские купцы возводят и украшают многочисленные церкви, строят каменные дома. В начале XX века в Великом Устюге велась служба в 27 храмах и 4 монастырях. Многие из них сохранились до нашего времени.

Соборное дворище – главный храмовый ансамбль Великого Устюга – включает в себя Успенский собор 1652-1663 года с колокольней, собор Прокопия Праведного 1668 года, собор Иоанна Устюжского XVII-XIX веков, Архиерейский дом XVIII века, а также еще несколько церквей и ряд хозяйственных построек.

Михайло-Архангельский монастырь – второй по значению архитектурный ансамбль города, основные каменные здания которого выстроены во второй половине XVII века.

Церковь Вознесения на Торгу 1648 года – самый ранний из сохранившихся памятников устюжского каменного зодчества. Это один из самых впечатляющих храмов Великого Устюга.

Дымковская Слобода – церковный ансамбль XVIII века, расположенный по другую сторону Сухоны от Соборного дворища.

Великий Устюг – родина выдающихся мореходов и землепроходцев. Предприимчивые устюжане раньше прочих прошли вдоль и поперек всю Сибирь от Урала до Тихого океана, что и послужило толчком к началу географических открытий русских землепроходцев в Восточной Сибири и далее. Открытия эти начались в 1648 году походом Семена Ивановича Дежнёва, жителя Устюга. Отправившись в путешествие на небольших судах – «кочах», Дежнёв первым в мире доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку, основал Анадырский острог и вернулся в Москву. Пролив впоследствии стал называться Беринговым, но открыл его именно Дежнёв на 80 лет раньше Беринга. Историческая справедливость отчасти восстановлена – именем Дежнёва теперь называется самая восточная точка Азии.

В 1649 году еще один устюжанин Ерофей Павлович Хабаров установил кратчайший путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил описание увиденных земель и «чертеж реке Амуру». В честь его назван город Хабаровск.

В 1697 году Владимир Атласов открыл и описал Камчатку и Курильские острова, положив тем самым начало периода интенсивного исследования берегов и островов Тихого океана.

В 1745 году Михаил Неводчиков исследовал Алеутские острова, в 1748 году Афанасий Бахов совместно с якутским купцом Новиковым увидел неизведанные ранее северные берега Америки, в 1764 году купец Василий Шилов составил карту Алеутских островов и принял активное участие в их освоении. За это он получил от Екатерины II медаль «за усердие о взыскании за Камчаткою новых островов». В результате всех этих «взысканий» в 1789 году была организована Северо-Восточная компания, которая впоследствии стала называться Российско-Американской. Одним из первых директоров компании становится устюжский купец Михаил Булдаков.

В XVIII веке в связи с перемещением торговых путей Великий Устюг, как и многие другие северные города, утратил торгово-транспортное значение. С утратой былой славы менялось и административное положение Устюга. До конца XVII века он был центром огромной территории. В 1682-1788 годах Великий Устюг являлся центром Великоустюжской и Тотемской епархии. В 1708 году, когда Петр I разделил страну на восемь губерний, Великий Устюг стал центром Великоустюжского уезда и вошел в состав Архангелогородской губернии. С 1719 года Великий Устюг – центр Великоустюгской провинции. С 1780 года – в составе Вологодского наместничества. В XIX век он вступил в качестве уездного города Вологодской губернии. В 1918-1929 годах Великий Устюг был центром Северо-Двинской губернии РСФСР.

В XVII веке в Великом Устюге сложился известный русский народный художественный промысел – великоустюжское чернение по серебру. В 1933 году образована артель Северная чернь (в настоящее время завод «Северная чернь», производящий художественные серебряные изделия, в том числе ювелирные).

Во второй половине XIX – начале XX веков предприимчивое устюжское купечество открыло в городе и уезде целый ряд промышленных заведений, продукция которых находила широкий сбыт. Тончайшее полотно из лучших сортов местного льна ткали на Красавинской фабрике наследников Я. Грибанова. На маслобойных заводах Чебаевских выпускали льняное масло и олифу, на заводе «Новатор» И. Я. Львова – клееную фанеру, на заводе «Бавария» Л. Г. Зебальда – отличного качества пиво и лимонад. Большая заслуга принадлежала устюжанам и в развитии пароходства на северных реках. В городе были открыты пристань и Михайловские мастерские по ремонту и строительству судов. В 1910-х годах Устюг по развитию промышленности занимал второе место после губернского центра.

Первый музей Великого Устюга – древлехранилище – был открыт в 1910 году в здании Введенской церкви Михайло-Архангельского монастыря. За время существования в древлехранилище были переданы предметы древности из Михайло-Архангельского, Иоанно-Предтеченского, Троице-Гледенского монастырей, Успенского собора, Кирилло-Мефодиевской, Спасовсеградской, Сретенской Мироносицкой церквей. Ценнейшие фонды древлехранилища стали основой созданного в 1918 году Музея северодвинской культуры.

Самые яркие и драматические страницы в истории музея – его бескомпромиссная борьба за сохранение архитектурного облика Великого Устюга. В 1924 году в ведение Музея северодвинской культуры были переданы Михайло-Архангельский собор, Владимирская церковь Михайло-Архангельского монастыря, в 1926 году – Троицкий собор Троице-Гледенского монастыря с его уникальным иконостасом, деревянной скульптурой и колоколами.

В 1970-х годах началась активная работа по восстановлению памятников истории и культуры города, которая продолжается и в наши дни.

Великий Устюг входит в число российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием. Существующий исторический облик города формирует гармоничное сочетание древних каменных церквей и городских усадеб. В городе насчитывается 150 объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

Памятники Великого Устюга являются объектом постоянного внимания тысяч туристов, ежегодно посещающих город. Развитию туризма активно способствует проект «Великий Устюг – Родина Деда Мороза», который реализуется с 1998 года.

При подготовке материала использованы следующие источники:

— Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006;

— Города России: Энциклопедия. – М., 1994;

— Край наш Вологодский. – Архангельск, 1982;

— Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. – Вологда, 1890;

— Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1890-1907;

— www.vologda-oblast.ru: сайт Правительства Вологодской области;

— www.v-ustug.ru: сайт города Великий Устюг;

— www.severgrad.com: сайт туристической компании «Северградъ»;

— wikipedia.org: сайт свободной общедоступной многоязычной универсальной энциклопедии Википедия.

Источник: cultinfo.ru

Видео: Великий Устюг

Историческая справка

Великий Устюг — родина Деда Мороза

Великий Устюг – населенный пункт в России, расположенный в Вологодской области. Изначально он именовался просто Устюгом. В XVI веке город был отмечен Иваном Грозным за значительный вклад в государственную казну, благодаря его стратегически выгодному для торговли расположению, и получил приставку «Великий». Поскольку первое поселение возникло здесь еще в XIII столетии при содействии ростово-суздальских князей, доподлинно установить происхождение названия невозможно. Однако наиболее логичной является версия, по которой привычное уху наименование является результатом объединения словосочетания «устье Юга» – места, в котором два рукава сливаются в Северную Двину.

Довольно долгое время здесь располагался один из главных форпостов, призванных сдерживать захватнические аппетиты булгарских племен и новгородцев, поэтому вплоть до вхождения в состав Московского княжества при Василии I Великий Устюг неоднократно подвергался осадам и разрушениям, но отстраивался.

Свой «золотой век» он пережил в XVII столетии, когда водный путь по Северной Двине стал основным способом передвижения для купцов, которые занимались внешней торговлей. А вот административная реформа Петра I сделала Устюг провинцией, поскольку открывшийся доступ к Балтийскому морю полностью перекроил схему транспортно-экономического сообщения, и былое значение многих северных городов было утрачено. В довершение ко всему, из-за слишком плотной застройки в конце XVIII века произошел большой пожар, уничтоживший практически весь посад. Благодаря удачному плану реконструкции удалось максимально сохранить старую застройку, поэтому исторический центр Великого Устюга так ценен в архитектурном плане.

Улицы Великого Устюга

Следующим сильным потрясением для древнего города стало варварское разрушение сооружений религиозного назначения в 30-х годах прошлого столетия. Великий Устюг лишился множества церквей, часовен и даже соборов, а часть помещений, принадлежавших монастырям, до сих пор пребывают во владении местных техникумов.

Памятники зодчества

Раз уж речь идет об истории, нельзя не рассказать о зданиях, которые были свидетелями прошедших эпох. Сегодня Великий Устюг является прекрасным примером того, как трепетно нужно относиться к наследию предков – весь его центр объявлен территорией музея-заповедника. Такое решение местных властей позволило наложить запрет не только на строительство в старых кварталах, но и на изменение фасадов уже имеющихся домов, а значит, помогло сберечь аутентичный внешний облик Великого Устюга, столь привлекательный для туристов и исследователей.

Успенский собор датируется 1639-1658 годами, но на том же месте ранее стоял деревянный храм Успения Божьей матери XIII века, построенный при жизни блаженного чудотворца Прокопия. Естественно, со временем оригинальный проект претерпел существенные изменения, ныне он демонстрирует внимательному взгляду смешение множества стилей. Желающие могут не только осмотреть внутреннее убранство, но и подняться на колокольню, с которой открывается прекрасный вид на окрестности.

Успенский собор Великого Устюга

Соборное дворище, где и расположена святыня, с давних времен являлось настоящим сосредоточием духовной и светской жизни Великого Устюга. Рядом можно увидеть храмы XVII века в честь Святого Прокопия, которого считают покровителем города, и Иоанна Устюжского, а также Архиерейский дом, здание которого столетием моложе.

Собор Прокопия Устюжского

На противоположном берегу Сухоны расположилась Дымковская слобода с церквями начала XVIII века. Они носят имена Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского. В первой сохранился уникальный деревянный иконостас, а вторая способна удивить историков лишь оригинальными изразцовыми печами – здесь проводились богослужения в холодное время года. К сожалению, сейчас оба здания закрыты для посещения, но даже внешне они производят сильное впечатление.

Возведение храмов попарно, для зимнего и летнего периодов, вообще является характерной особенностью устюжской архитектуры. Примером тому может служить и самое древнее из сохранившихся сооружений – церковь Вознесения Господня на Торгу, построенная в 1648-1649 годах на деньги одного из местных купцов. По стилю она очень сильно отличается от других городских храмов. Предполагается, что зодчий был выписан меценатом из Москвы, где было немало мастеров русского узорочья – особенно нарядного оформления фасадов, отличавшихся подчеркнутой асимметричностью. Весной 2009 года тут открыли Музей древнерусского искусства.

Исключительно музейную функцию выполняет и Троице-Гледенский монастырь, впервые упоминавшийся в письменных источниках с XVI века. Некоторые документы утверждают, что он был заложен еще до прихода на Русь татаро-монголов. Современный облик этого комплекса в основном сформировался в XVII столетии, он включает в себя собор Святой Троицы, церкви Тихвинской иконы Божьей матери и Успения Пресвятой Богородицы, трапезную, больничную палату, Сторожевую Башню и ворота.

Но самым древним на русском Севере историки церкви склонны считать Михайло-Архангельский монастырь, заложенный, по преданиям, в 1212 году. Точно известно, что упразднили его в 1919 г. С тех пор на территории находились поочередно концентрационный лагерь, музей, военное училище, автотранспортный техникум. Тем не менее, архитектурный ансамбль монастыря сохранился на удивление хорошо, туристы могут увидеть главный собор с колокольней, несколько церквей (в том числе Преполовения, под которой покоятся мощи первого настоятеля, преподобного Киприана), братские кельи.

Также внимания гостей Великого Устюга заслуживают Никольский храм, Спасо-Преображенская, Георгиевская, Сретенская церкви, храм Симеона Столпника, барочные и более поздние купеческие особняки на Советском проспекте, Красной улице и набережной.

Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге

Скажите, много ли вы знаете мест, где провести несколько дней будет одинаково интересно и детям, и взрослым? Всего в нескольких минутах езды от Великого Устюга раскинулся густой сосновый бор, посреди которого и соорудили резиденцию доброго русского волшебника. Не будет преувеличением сказать, что 1998 год стал знаковым в истории всего региона, ведь старт реализации масштабного проекта превратился в точку отсчета новой истории Великого Устюга. Теперь он стал местом настоящего паломничества семей с малышами и просто людей, которые мечтают прикоснуться к магии.

За высоким резным забором расположен огромный музейно-развлекательный комплекс. К основной его части от самых ворот ведет Тропа сказок, где гостей радушно встречают лесные жители – незаменимые помощники зимнего чародея. Дом Деда Мороза представляет собой двухэтажный терем-сруб, украшенный традиционными для русского Севера резными узорами и декоративными элементами из дерева. Внутри множество комнат, каждая из которых имеет собственное предназначение: в одной, например, ждут своей очереди быть прочитанными все существующие сказки, в другой хранятся подарки, которые в новогоднюю ночь найдут новых владельцев, в третьей на полках стоят сотни интересных книг о зиме. Не забыли авторы проекта о личном кабинете хозяина, где хранятся географические карты, по которым составляется маршрут движения саней, опочивальне с пуховыми перинами и даже тронном зале с красавицей-елкой.

Специально для тех, кого донимает вопрос, как же властитель метелей и стужи спасается от губительного летнего зноя, существует возможность спуститься в просторный Ледник. Здесь круглый год поддерживается температура -15ºС, которая позволяет не таять удивительным скульптурам.

Если мир вечного холода приятно поражает в июльский полдень, то оказаться в зимнем саду, наверное, особенно радостно после ослепительной январской белизны. В этом царстве пышной зелени и ярких цветов хочется задержаться как можно дольше, чтобы своими глазами увидеть, как растут экзотические фрукты, и попробовать ароматный чай, которым угощают гостей смотрители оранжереи.

Всем известно, что путешествует Дед Мороз на волшебных санях, запряженных тройкой белых лошадей. Но как им удается всю ночь скакать без устали? Посетители Вотчины Деда Мороза в Великом Устюге смогут не только посмотреть на кузницу, где «обувают» самых быстрых коней на свете, но и сами выковать подкову себе на счастье. А в Лесной аптеке с вами с радостью поделятся секретами чудодейственных северных ягод и трав.

И, конечно, никак нельзя обойти стороной зоосад, в котором можно понаблюдать за жизнью представителей местной фауны, в числе которых зайцы, белки, волки, лоси, олени и семейство рысей. Не забудьте, что в стоимость входного билета включено и посещение трех аттракционов по вашему выбору. Это могут быть ледяные горки, паровозик, катание на «ватрушках» – мягких надувных санках круглой формы, прогулки в санях и многое другое. В любом случае помните о правилах безопасности, прислушивайтесь к рекомендациям сотрудников и не оставляйте малышей без присмотра – тогда активные развлечения принесут лишь массу положительных эмоций.

Когда захочется перевести дух, отправляйтесь на Почту Деда Мороза. Тут представлена коллекция самых ярких, необычных и трогательных детских посланий из тех, которые приходят в резиденцию волшебника со всей страны. В год это отделение принимает 180 тысяч писем с коротким адресом «Великий Устюг, Деду Морозу». А еще все желающие могут отправить родным и друзьям открытки с фирменным штампом сказочной почты.

Если во время прогулки встретите самого Деда Мороза, пусть дети, следуя доброй традиции, расскажут ему любимое стихотворение. За подобное выступление Дедушка непременно наградит артиста специальным леденцом из своих запасов.

Музеи Великого Устюга

В городе действует немало по-настоящему интересных экспозиций. Помимо историко-архитектурного музея Великого Устюга, который предлагает познакомиться со славным прошлым этих земель, рекомендуется посетить выставку новогодней открытки, где представлены образцы праздничных посланий от начала ХХ века до наших дней. Схожей тематике посвящены экспонаты музея новогодней и рождественской игрушки, многие из которых не спрятаны под витринное стекло, а висят на ветках елок разных размеров. Группировка по историческим периодам позволяет наглядно представить, как выглядели лесные красавицы в домах наших бабушек и прабабушек.

В упоминавшейся выше церкви Вознесения на Торгу с весны 2009 года действует музей древнерусского искусства. Под одной крышей собраны старинные иконы, резные иконостасы, коллекции уникальных деревянных скульптур и лицевого шитья, редчайшие издания из избежавших разграбления монастырских библиотек. При музее проводятся мастер-классы «В иконописной мастерской», на которых посетителей знакомят с древними техниками росписи и основными этапами создания икон.

В демонстрационном зале завода «Северная чернь» представлены изделия предприятия, которые не первый десяток лет получают признание жюри и престижные награды на всероссийских и зарубежных выставках. Чернение – особая разновидность ювелирного искусства, и в Великом Устюге работа с серебром максимально приближена к старинным русским техникам, а в современном дизайне часто используются орнаменты, известные на Севере с XVI-XVII веков.

Местная кухня

В связи с особенностями климата в этих широтах плохо растут зерновые, да и традиционным животноводством заниматься нет возможности, поэтому жители Великого Устюга крайне редко употребляли в пищу хлеб и мясо. Зато русский Север издавна славился как край рыбных промыслов, и самые знаменитые блюда, которые здесь готовят, – поморская уха, всевозможные рыбники (сдобные пироги с начинкой из различных видов речного улова), запеканка из трески с картофелем «Сийская трапеза», которая томится в печи в собственном соку.

Из брусники, морошки, смородины, шиповника варят ягодно-винные соусы «воложи», а любимым напитком местных остается горячий кисель кёж, для которого используют имеющиеся под рукой ягоды, травы и специи.

Красная улицаСоветский проспект

Сувениры и памятные подарки

Родным, друзьям и знакомым из Великого Устюга можно привезти столько всего, что глаза разбегаются. Забудьте о банальных магнитах и чашках с фотографиями достопримечательностей! Практичным презентом будут теплые носки или рукавички из овечьей шерсти, украшенные традиционными орнаментами. Сладкоежки по достоинству оценят натуральные ягодные джемы или пареную в меду морошку, прекрасным дополнением к которым станут полезные и ароматные травяные чаи, собранные в этом экологически чистом регионе. Местные мастера создают невероятной красоты кухонную утварь из бересты и расписанного вручную дерева – такая вещица точно будет напоминать о вас долгие годы. А для себя или особенно близких людей купите что-нибудь из черненого серебра: ювелирные украшения, столовые приборы, флягу для крепких напитков. Изысканные узоры и орнаменты никого не оставят равнодушным!

Где остановиться?

За последние полтора десятилетия в Великом Устюге и окрестностях построено множество комфортабельных гостиниц и частных мини-отелей. Стоимость проживания в них зависит от количества «звезд» и удаленности от исторического центра. Путешественники, которых не пугают несколько дополнительных минут в такси или на личном автотранспорте, часто предпочитают сельские гостевые дома, где при умеренной цене можно получить уютный номер и вкусный домашний завтрак. Большим компаниям прекрасно подойдут пригородные базы отдыха. Кроме того, при заблаговременном планировании поездки в Великий Устюг есть все шансы не просто посетить Вотчину Деда Мороза, но и несколько дней жить прямо на ее территории – к услугам туристов коттеджный поселок и небольшая гостиница с видом на главный терем.

Стоит учесть, что на пике сезона (с 18 декабря, когда отмечается День рождения зимнего чародея, и до середины января) найти свободные номера крайне сложно, поэтому рекомендуется бронировать жилье заранее.

Как добраться?

От Москвы или Санкт-Петербурга Великий Устюг отделяет значительное расстояние, поэтому поездку на автомобиле, хотя такой способ и открывает широкие возможности исследования окрестностей, выбирают только самые опытные водители. Гораздо быстрее из этих городов к месту назначения можно добраться по воздуху. Правда, прямых рейсов в Великий Устюг пока не существует, необходимо будет совершить пересадку в Череповце. Дважды в неделю прилетают в местный аэропорт и самолеты из Вологды.

Максимально бюджетным вариантом, как обычно, является железная дорога. Но, если вы не являетесь частью организованной группы, из столицы, Петербурга или Архангельска можно достичь только станции «Ядриха», что в 60 км от Великого Устюга. До конечной точки маршрута предстоит доехать на автобусе.

Бонусным вариантом для туристов, прибывающих на родину Деда Мороза летом, является теплоходная прогулка «Вологда – Великий Устюг» по полноводной в это время года Сухоне.

Источник: wikiway.com

Великий Устюг – административный центр Великоустюгского района. Город областного подчинения. Располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу реки Сухоны. Численность населения города на 1 января 2014 года составила 31 983 человек. Датой основания города считается 1147 год.

Первое поселение в районе нынешнего Великого Устюга – Гледен – было основано великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо на высокой горе у слияния Сухоны с Югом в четырех километрах от современного города в XII веке. По легенде, название Гледен связывают с тем, что с этой горы открывался хороший вид на окрестности. Из-за изменяющегося течения река Сухона стала подмывать правый берег, на котором располагался Гледен. Ввиду этого уже в XII веке посадские люди стали переселяться на левый берег Сухоны и основали там новое поселение, названное по устью реки Юг – Усть-Югом или Устюгом.

Несколько веков Устюг и Гледен существовали параллельно. В первой половине XV века Гледен участвует в феодальных войнах между московскими и звенигородскими князьями. В 1436 году после двухмесячной осады город был взят Василием Косым, а в 1438 году полностью уничтожен вятичами. После этого город уже не восстанавливался. Часть жителей ушла в Великий Устюг, часть – в село Морозовица, известное с 1440 года. В память о городе остался Троице-Гледенский монастырь, основанный в XII веке.

Первые достоверные сведения об Устюге относятся к 1212 году, когда в городище был заложен Михайло-Архангельский монастырь. Устюг с самого своего основания служил опорным пунктом ростово-суздальских князей, преграждая дорогу новгородцам в древнее Заволочье. В XIV-XV веках борьба, разгоревшаяся за Север, не оставила в стороне и Устюг. Новгородцы шесть раз нападали на него. Устюжане выступали на стороне московских князей. В конце XIV века при Великом князе Василии I Устюг окончательно входит в состав Московского княжества.

Во второй половине XV века Устюг сыграл большую роль в собирании северных земель под властью Москвы. Устюжские полки совершили более полутора десятков военных походов. В 1465 году «охочие люди» из Устюга ходили воевать в Югорскую землю и, пленив тамошних князей, наложили дань. В 1471 году был совершен поход на двинские колонии Новгорода, завершившийся победным сражением на реке Шиленге. В 1472 году не без участия устюжан к Московскому государству была присоединена Пермская земля, в 1489 году – земля вятичей.

В середине XVI века Устюг перестал быть окраинным укреплением и потерял свое военное значение. Однако благодаря выгодному географическому положению и в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю, он продолжал развиваться как торговый центр. Устюг стал главным пушным рынком страны. Рост торговли послужил толчком к развитию кустарных производств и художественных промыслов. В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за ним утверждается название Великий. В XVI-XVIII веках богатые устюжские купцы возводят и украшают многочисленные церкви, строят каменные дома. В начале XX века в Великом Устюге велась служба в 27 храмах и 4 монастырях. Многие из них сохранились до нашего времени.

Соборное дворище – главный храмовый ансамбль Великого Устюга – включает в себя Успенский собор 1652-1663 года с колокольней, собор Прокопия Праведного 1668 года, собор Иоанна Устюжского XVII-XIX веков, Архиерейский дом XVIII века, а также еще несколько церквей и ряд хозяйственных построек.

Михайло-Архангельский монастырь – второй по значению архитектурный ансамбль города, основные каменные здания которого выстроены во второй половине XVII века.

Церковь Вознесения на Торгу 1648 года – самый ранний из сохранившихся памятников устюжского каменного зодчества. Это один из самых впечатляющих храмов Великого Устюга.

Дымковская Слобода – церковный ансамбль XVIII века, расположенный по другую сторону Сухоны от Соборного дворища.

Великий Устюг – родина выдающихся мореходов и землепроходцев. Предприимчивые устюжане раньше прочих прошли вдоль и поперек всю Сибирь от Урала до Тихого океана, что и послужило толчком к началу географических открытий русских землепроходцев в Восточной Сибири и далее. Открытия эти начались в 1648 году походом Семена Ивановича Дежнёва, жителя Устюга. Отправившись в путешествие на небольших судах – «кочах», Дежнёв первым в мире доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку, основал Анадырский острог и вернулся в Москву. Пролив впоследствии стал называться Беринговым, но открыл его именно Дежнёв на 80 лет раньше Беринга. Историческая справедливость отчасти восстановлена – именем Дежнёва теперь называется самая восточная точка Азии.

В 1649 году еще один устюжанин Ерофей Павлович Хабаров установил кратчайший путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил описание увиденных земель и «чертеж реке Амуру». В честь его назван город Хабаровск.

В 1697 году Владимир Атласов открыл и описал Камчатку и Курильские острова, положив тем самым начало периода интенсивного исследования берегов и островов Тихого океана.

В 1745 году Михаил Неводчиков исследовал Алеутские острова, в 1748 году Афанасий Бахов совместно с якутским купцом Новиковым увидел неизведанные ранее северные берега Америки, в 1764 году купец Василий Шилов составил карту Алеутских островов и принял активное участие в их освоении. За это он получил от Екатерины II медаль «за усердие о взыскании за Камчаткою новых островов». В результате всех этих «взысканий» в 1789 году была организована Северо-Восточная компания, которая впоследствии стала называться Российско-Американской. Одним из первых директоров компании становится устюжский купец Михаил Булдаков.

В XVIII веке в связи с перемещением торговых путей Великий Устюг, как и многие другие северные города, утратил торгово-транспортное значение. С утратой былой славы менялось и административное положение Устюга. До конца XVII века он был центром огромной территории. В 1682-1788 годах Великий Устюг являлся центром Великоустюжской и Тотемской епархии. В 1708 году, когда Петр I разделил страну на восемь губерний, Великий Устюг стал центром Великоустюжского уезда и вошел в состав Архангелогородской губернии. С 1719 года Великий Устюг – центр Великоустюгской провинции. С 1780 года – в составе Вологодского наместничества. В XIX век он вступил в качестве уездного города Вологодской губернии. В 1918-1929 годах Великий Устюг был центром Северо-Двинской губернии РСФСР.

В XVII веке в Великом Устюге сложился известный русский народный художественный промысел – великоустюжское чернение по серебру. В 1933 году образована артель Северная чернь (в настоящее время завод «Северная чернь», производящий художественные серебряные изделия, в том числе ювелирные).

Во второй половине XIX – начале XX веков предприимчивое устюжское купечество открыло в городе и уезде целый ряд промышленных заведений, продукция которых находила широкий сбыт. Тончайшее полотно из лучших сортов местного льна ткали на Красавинской фабрике наследников Я. Грибанова. На маслобойных заводах Чебаевских выпускали льняное масло и олифу, на заводе «Новатор» И. Я. Львова – клееную фанеру, на заводе «Бавария» Л. Г. Зебальда – отличного качества пиво и лимонад. Большая заслуга принадлежала устюжанам и в развитии пароходства на северных реках. В городе были открыты пристань и Михайловские мастерские по ремонту и строительству судов. В 1910-х годах Устюг по развитию промышленности занимал второе место после губернского центра.

Первый музей Великого Устюга – древлехранилище – был открыт в 1910 году в здании Введенской церкви Михайло-Архангельского монастыря. За время существования в древлехранилище были переданы предметы древности из Михайло-Архангельского, Иоанно-Предтеченского, Троице-Гледенского монастырей, Успенского собора, Кирилло-Мефодиевской, Спасовсеградской, Сретенской Мироносицкой церквей. Ценнейшие фонды древлехранилища стали основой созданного в 1918 году Музея северодвинской культуры.

Самые яркие и драматические страницы в истории музея – его бескомпромиссная борьба за сохранение архитектурного облика Великого Устюга. В 1924 году в ведение Музея северодвинской культуры были переданы Михайло-Архангельский собор, Владимирская церковь Михайло-Архангельского монастыря, в 1926 году – Троицкий собор Троице-Гледенского монастыря с его уникальным иконостасом, деревянной скульптурой и колоколами.

В 1970-х годах началась активная работа по восстановлению памятников истории и культуры города, которая продолжается и в наши дни.

Великий Устюг входит в число российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием. Существующий исторический облик города формирует гармоничное сочетание древних каменных церквей и городских усадеб. В городе насчитывается 150 объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

Памятники Великого Устюга являются объектом постоянного внимания тысяч туристов, ежегодно посещающих город. Развитию туризма активно способствует проект «Великий Устюг – Родина Деда Мороза», который реализуется с 1998 года.

При подготовке материала использованы следующие источники:

— Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006;

— Города России: Энциклопедия. – М., 1994;

— Край наш Вологодский. – Архангельск, 1982;

— Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. – Вологда, 1890;

— Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1890-1907;

— www.vologda-oblast.ru: сайт Правительства Вологодской области;

— www.v-ustug.ru: сайт города Великий Устюг;

— www.severgrad.com: сайт туристической компании «Северградъ»;

— wikipedia.org: сайт свободной общедоступной многоязычной универсальной энциклопедии Википедия.

Источник: cultinfo.ru


Categories: Население

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.