Город голубых куполов

В течение тысяч лет Самарканд был одновременно и замком, и ключом к воротам, что стояли на пути торговых караванов из Китая и Индии в страны Европы по долине Зеравшана, окруженной плодородными землями.
«Ликом земли», «Городом святых», «Садом угодников божьих» называли Самарканд восточные поэты прошлого из-за собрания исторических достопримечательностей и их значения для мусульман Средней Азии.
Самарканде не сохранилось практически нечего, что напоминало бы о древней Согдиане и том периоде, когда этот город назывался Мараканда. Единственное, что удалось найти археологам, работающим в городе с 1885 г. и пытающимся обнаружить следы домонгольского Самарканда, — это городище Афрасиаб, нижние слои которого датируются серединой первого тысячелетия до н. э. Удалось раскопать 200 га древнего города. На холмах были найдены здания со стенной росписью, впоследствии ставшей традиционным самаркандским ремеслом, и мощеные улицы, о которых в Европе в то время и не слышали.
Поселение состояло из крепости, внутреннего города и предместья, но, после того как в XIII в.
нгисхан разрушил здесь все что можно, жители в ужасе оставили холмы и переселились к их подножию. И получилось так, что нынешний Самарканд полумесяцем огибает огромный пустырь — древнее городище Афрасиаб.
Куда больше повезло постройкам Самарканда к югу от Афрасиаба, относящимся к средневековому периоду, на который пришелся новый расцвет города. В период с конца XIV по XV в., когда Самарканд был столицей государства Тимура и Тимуридов, появился исторический центр города — площадь Регистан. Сегодня ее архитектурный ансамбль состоит из трех массивных строений: на западе — медресе Улугбека, в центре — медресе Тилля-Кари, или «Золоченое», на востоке — медресе Шердор, получившее прозвище «Львятник». В Средние века это были самые престижные богословские учебные заведения мусульманского Востока.
А вот название соборной мечети Биби-Ханым в переводе с тюркского означает «старшая жена». Легенды говорят, что ее построили по повелению Сарай-Мульки-Ханум — старшей жены Тимура. В действительности, это пятничная мечеть, построенная на рубеже XIV-XV вв. по воле самого завоевателя Тимура после возвращения из индийского похода.
Постройкой монументальной и внушающей покорность мечети Тимур ознаменовал разгром войска Делийского султана, захват Дели, разграбление города и казнь 100 тысяч пленных воинов из опасения мятежа. Сам Тимур говорил о мечети так: «Если ты сомневаешься в нашем величии, взгляни на наши постройки».
Первоначальный вид обсерватории Улугбека — одного из самых значительных научных учреждений Средневековья — воссоздан на основе найденного археологами фундамента трехэтажного здания самой обсерватории и подземной части громадного секстанта.
следний был научным прибором радиусом 40 м. Здание простояло несколько веков после смерти Улугбека, в начале XVI в. его разобрали на камни для постройки домов.
Самый известный из мавзолеев Самарканда — Гур-Эмир, предназначавшийся для погребения самого Тимура и его семьи. Название так и переводится с фарси — «Гробница эмира». Считается, что это одно из самых узнаваемых зданий в мире благодаря вытянутой «пулевидной» форме ребристого купола и мозаике, собранной из глазурованных кирпичей различных оттенков голубого цвета.
Сам сегодняшний Самарканд — второй по величине и численности населения город Узбекистана после столицы республики — Ташкента. Город многонациональный, в котором узбеки составляют большинство. В Самарканде работают промышленные предприятия, развиты известные с древности ремесла.

Карта Самарканда


Общая информация

Местонахождение: центр Узбекистана.
Административный статус: административный центр Самаркандской области Республики Узбекистан.
Основан: VIII в. до н. э.
Языки: узбекский — официальный, русский, таджикский, фарси.
Этнический состав: узбеки, таджики, русские, иранцы, армяне, татары, корейцы, азербайджанцы, украинцы, евреи, арабы.
Религии: ислам (в основном — суннизм), христианство (корейские христиане, православные, Армянская Апостольская церковь), иудаизм.
Денежная единица: сум.
Река: Зеравшан.


Цифры

Площадь: 120 км2.
Население: 504 423 чел. (2015 г.).
Плотность населения: 4203 чел/км2.
Максимальная высота над уровнем моря: 702 м.

Климат и погода

Субтропический внутриконтинентальный.
Средняя температура января: +2°С.
Средняя температура июля: +26,5°С.
Среднегодовое кол-во осадков: 355 мм.
Относительная влажность воздуха: 60%.

Экономика

Промышленность: машиностроительная (автомобили, лифты, бытовая техника, оборудование для хлопкоочистительной промышленности), легкая (хлопкоочистительная, шелкоткацкая), химическая, пищевая (консервная, чаеразвесочная, табачная), стекольно-фарфоровая, строительная, деревообрабатывающая (мебельная).
Традиционные ремесла: ковроткачество, шелкоткачество, шелковая и золотая вышивка, ювелирные изделия, чеканка по меди, керамика, резьба и роспись по дереву и ганчу (смесь глины и гипса), стенные росписи.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Источник: geosfera.org

Самарканд – это город в Узбекистане, административный центр Самаркандской области.


Население Самарканда составляет более полмиллиона человек, это второй после Ташкента город в Узбекистане по численности населения. Самарканд расположен на реке Зеравшан, южный берег которой является северной городской границей.

Самарканд, наряду с Бухарой – один из самых древних и посещаемых туристами городов Узбекистана. Самарканд в IV столетии был столицей империи Тамерлана. Город процветал в средние века, так как находился на Великом шёлковом пути.

Вместе с Бухарой Самарканд считается одним из духовных центров ислама в Узбекистане, и значение Самарканда в Узбекистане соизмеримо со значением Санкт-Петербурга в России или Киева на Украине.


История


Самарканд старше Бухары примерно на 300 лет, он появился раньше.

Самарканд приблизительно был основан в VIII веке до нашей эры.

В VI веке до нашей эры Самарканд становится столицей античного Согдийского государства.

В 329 году до нашей эры Самарканд был завоёван Александром Македонским и включён в состав Македонской империи.

В IV столетии Самарканд становится центром империи Тамерлана.

В начале VI века город был захвачен эфталитами и вошёл в состав Государства эфталитов.


В 567 году Самарканд входит в состав Тюркского каганата.

После разгрома эфталитов арабами в конце VII века Самарканд входит в состав Арабского халифата и на смену религии зороастризма в город приходит ислам.

В 875 году образуется государство Саманидов, с 875 по 892 годы Самарканд был столицей этого государства, затем столица империи была перенесена в Бухару.

В начале XI столетия в Самарканде начинают строиться первые мусульманские школы – медресе.

В 1212 году Самарканд включён в состав Хорезмского шахства.

В 1220 году после ограбления Бухары на Самарканд напали орды Чингис-хана. Город постигла та же участь, что и его соседа Бухару – Самарканд был полностью разграблен, сожжён, а всё население угнано в плен. Город обезлюдел.

В 1370 году начинается эра государства Тимуридов. Около 130 лет Самарканд являлся столицей государства. Правитель Тимур заботился об облике своей столицы, он хотел видеть Самарканд столицей мира. В городе возводилось множество мечетей, красивые дворцы, многочисленные медресе. Процветала торговля – через Самарканд из Европы в Индию и Китай шёл Великий шёлковый путь, самаркандские базары были забиты заморским товаром.

При правителе Мирзо Улугбеке Самарканд превратился в крупнейший культурный и научный центр Средней Азии. Улугбек был не только искусным правителем, но и блестящим математиком и астрономом. В Самарканде и в соседней Бухаре Улугбек открыл астрономические обсерватории, а в самом Самарканде построил несколько медресе (мусульманских школ). При Улугбеке в Самарканде работали лучшие учёные мусульманского Востока.


В 1533 году роль Самарканда начала снижаться. Столица государства была перенесена в Бухару. Вскоре на месте империи Тимуридов образовалось Бухарское ханство, и Самарканд вошёл в состав ханства.

В 1868 году Самарканд был присоединён к Российской империи.

В 1888 году к Самарканду была проведена железная дорога.

После установления Советской власти Самарканд вошёл в состав Туркестанской АССР. С 1925 по 1930 годы Самарканд был столицей Узбекской ССР.

В 1938 году была образована Самаркандская область, Самарканд становится областным центром.

Во время войны в Самарканд из Москвы была эвакуирована Артиллерийская академия.

После войны Самарканд оставался центром одноимённой области в составе Узбекской ССР.

После обретения Узбекистаном независимости Самарканд сохранил статус центра Самаркандской области.


Карта




Музеи


Знакомимся с этим замечательным городом поближе. Самарканд, как и Бухара, считается городом-музеем, здесь очень большое количество исторических памятников.

Музей истории Самарканда – расположен возле древнего городища Афрасиаб на севере города. Основные экспонаты этого музея – материалы и артефакты, которые найдены при раскопках на этом городище: остатки древних клинков, стрел, ножей, старинные монеты, античная керамика, фрески Дворца самаркандского ихшида VII—VIII веков. Здание музея было построено в 1970 году.

Самаркандская Арт-галерея – интересная художественная галерея Самарканда. В галерее выставлены на обозрение 4 тысячи картин российских художников — Никитина, Николаева, Верещагина, Дудина, которые отображают жизнь и быт среднеазиатских народов.

Музей истории и культуры искусства народов Узбекистана – ещё один интересный музей в Самарканде. Открыт в 1896 году. Находится на центральной городской площади Регистан. В фондах музея находится около 200 тысяч интересных экспонатов. Сотрудниками музея собраны выставлены на показ древние рукописи, исторические документы, старинные монеты, материалы археологических раскопок, этнографическая коллекция (национальные костюмы народов Узбекистана), здесь есть также уникальная коллекция одежды бухарского эмира.


Краеведческий музей – ещё один интересный музей Самарканда. Он расположен в старинном купеческом особняке российского купца Абрама Калантарова. В музее есть два отдела: истории и природы. В отделе истории размещена экспозиция, отображающая историю Самаркандской области. Отдел природы рассказывает о растительном и животном мире области.

Дом-музей Садриддина Айни – расположен в доме, где проживал классик узбекской и таджикской литературы Садриддин Айни. В одной части дома писатель жил, а во второй имел свой рабочий кабинет. В доме сохранена обстановка, которая была при жизни великого писателя.

Музей Мира и Солидарности – имеет в своём фонде около 20 тысяч экспонатов. Здесь много интересных фотографий с автографами людей со всего мира, которые внесли свой вклад в установлении мира на планете.

Музей Мирзо Улугбека – здесь выставлены напоказ его знаменитые таблицы звёзд («Гургановые Таблицы»), коллекция его астрономических инструментов.

Музей Истории и Культуры Узбекистана им. Акмаля Икрамова – имеет очень богатую коллекцию экспонатов, среди них – гроб Тимура, Коран на пальмовых листьях, древнюю библиотеку из 20 Коранов, написанных в XI веке.

Дом Музей Орифа Гульхани – это место, где жил и творил самаркандский поэт и мыслитель Ориф Гульхани. Здесь около 2500 экспонатов.


Музей виноделия – находится на Самаркандском винном заводе имени Ховренко. Здесь работает дегустационный зал, представлена историческая коллекция самаркандских вин.


Достопримечательности


Теперь прогуляемся самим Самаркандом. В городе очень много интересных архитектурных и исторических памятников.

Обсерватория Улугбека – построена Улугбеком в окрестностях Самарканда. Находится на холме Кухак в 1426 – 1428 годах. Обсерватория Улугбека имела солидную для тех времён высоту – более 30 метров, и располагалась на трёх этажах. Диаметр же обсерватории составлял 46 метров. Обсерватория содержала гигантский угломер — секстант, радиус которого был около 40 метров. На этом приборе проводились измерения высот звёзд над горизонтом. Секстант отлично сохранился после обнаружения археологами. Улугбек одним из первых вычислил длину астрономического года – 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд.

Городище Афрасиаб – расположено на северной окраине Самарканда. Историки утверждают, что Афрасиаб был древней столицей Согдийской державы, и назывался он в те времена по-другому – Мараканда. Вероятно, от этого названия и произошло современное название города – Самарканд.


Куксарай – это бывший дворец правителя Тимура. Был построен в 1370 году. В настоящее время дворец не уцелел, просто известно место его нахождения. Остатки дворца были снесены уже при Советской власти.

Ансамбль Ходжа-Ахрар – уникальный архитектурный ансамбль Самарканда. Находится на южной окраине Самарканда. Ансамбль возник во времена, когда жил Насыр ад-дин Убайдаллах ибн Махмуд Шаши – один из крупнейших и влиятельных шейхов Тимуридской державы. На территории комплекса находится его могила. В 1978 году ансамбль был отреставрирован. В настоящее время в его состав входят медресе Надир диван-беги и мечеть Ходжа-Ахрар.

Ансамбль Шахи Зинда – это ансамбль мавзолеев самаркандской знати. В этом комплексе расположено одиннадцать мавзолеев. Самый первый мавзолей в этом месте был сооружён в XI столетии, а последние строились в конце шестнадцатого столетия. Кроме того, при раскопках на территории ансамбля обнаружено средневековое медресе и мечеть.

Площадь Регистан – это центральная площадь Самарканда. На этой площади расположен знаменитый ансамбль из трёх медресе: медресе Улугбека, медресе Шер-дор и медресе Тилля-Кари.

Медресе Улугбека – центральное медресе ансамбля из трёх медресе на площади Регистан. Название говорит само за себя: построил эту мусульманскую школу сам Улугбек во время своего правления в империи Тимуридов. Медресе было построено в 1417 году. Это прямоугольное здание размерами 81×56 метров. Медресе оформлено красивой художественной росписью.

Медресе Шердор – второе медресе на центральной площади Самарканда. Медресе Шердор было построено через 200 лет после окончания строительства медресе Улугбека в середине семнадцатого столетия. Точный год постройки – 1636.

Медресе Тилля-Кари – третье медресе на площади Регистан. Оно было построено последним из трёх медресе – в 1660 году. На территории медресе расположена Джума-мечеть.

Мавзолей Гур-Эмир – это мавзолей первого правителя государства Тимуридов Тимура (Тамерлана). Мавзолей воздвигнут в 1404 году после смерти Тимура. Руководил строительством его преемник – Улугбек.

Мавзолей Рухабад – ещё один мавзолей в Самарканде. Это – место погребения исламского проповедника, богослова и учёного шейха Бурханеддина Клыч Сагарджи. Мавзолей был сооружён в 1380 году по приказу Тимура.

Мавзолей Аксарай – это усыпальница всех самаркандских Тимуридов. Он расположен рядом с мавзолеем Тимура Гур-Эмир. Предполагается, что мавзолей был построен в 1470 году.

Мавзолей Ходжа Дониер – расположен в северной части холма Афрасиаб. Этот мавзолей построен в 1900 году на предполагаемом месте захоронения Тамерлана и его мечети. Мавзолей является объектом паломничества мусульман со всего мира.

Ансамбль Абди-Дарун – состоит из мавзолея, ханаки и мечети. Построен в возле могилы исламского правоведа IX века Абд-ал Мазеддина.

Ансамбль Абди Бирун – ещё одно интересное место в Самарканде. Появился в первой половине семнадцатого столетия. В состав ансамбля входит летняя мечеть, дахма и ханака. Построен в 1630 году визирем Имамкули-хана Надиром диван-беги.

Рынок Чорсу – самый старый рынок Самарканда. Находится возле медресе Шердор. Этот рынок начал работать в Самарканде ещё в XV столетии. Работает он и по нынешний день.

Мавзолей Абу Мансур Матридий – расположен возле центральной площади Регистан. Это самый старый мавзолей в Самарканде, сооружён он был в 944 году над могилой Мухаммада Абу Мансура аль-Матридия (870—944), известного исламского теолога.

Мавзолей Ишратхона – ещё один мавзолей в Самарканде. Этот мавзолей был построен во времена правления Абу-Сеида в середине пятнадцатого столетия. Здесь производились захоронения женщин – представительниц династии Тимуридов.

Университетский бульвар – это центральная улица Самарканда. Улица пешеходная, здесь расположены рестораны, крупные магазины, банки, городские учреждения. Здесь много туристов.


Памятники


В Самарканде, как и в Бухаре, памятников немного:

— памятник Амиру Тимуру;

— памятник основоположнику узбекской литературы Алишеру Навои

— бюст Антона Чехова;

— памятник Свободе;

— памятник Улугбеку;

— памятник среднеазиатской телеге — арбе.


Культовые сооружения


В Самарканде много мечетей, есть несколько православных храмов:

а) Мусульманские храмы:

— мечеть Биби Ханум;

— мечеть Хазрет-Хызр;

— мечеть Ходжа Зиемурод;

— мечеть Ходжа-Ахрар;

— мечеть Кук;

— мечеть Ходжа Нисбатдор;

— мечеть Намазгох;

— мечеть Кош-Хауз;

б) Православные храмы:

— Алексеевская церковь;

— храм Георгия Победоносца;

— храм Покрова Пресвятой Богородицы;

— церковь Иоанна Крестителя;

в) Армянские храмы:

— церковь святого Аствацацин;

— церковь Сартенок.


Вокзалы


В Самарканде один железнодорожный вокзал. Из Самарканда на поезде можно уехать:

а) в города Узбекистана – в Ташкент, Карши, Бухару, Гулистан, Джизак, Навои, Ургенч, Термез;

б) в города Казахстана – в Атырау, Шымкент, Алма-Ату, Тараз:

в) в города Туркменистана – в Турменабад, Дашогуз;

г) в города России – в Волгоград, Липецк, Тулу, Калугу, Тверь, Санкт-Петербург, Саратов.


Парки


Лучший парк для отдыха в Самарканде – это центральный парк культуры и отдыха. Здесь всегда можно найти скамейку для отдыха, прогуляться по уютным тенистым аллеям и посмотреть на красивые цветочные клумбы.


Рынки


На рынке Чорсу можно купить и продукты, и овощи с фруктами, и одежду с обувью.


Климат


Климат – континентально-субтропический. Лето – очень жаркое и засушливое, зима же здесь – прохладная, так как город расположен на открытой равнине. Морозы бывают часто, иногда выпадает снег.

Жители города купаются в реке Зеравшан четыре месяца в году – с мая по август.

Источник: GoldenGorod.ru

История Самарканда

Дата основания Самарканда остается спорной. Отсчет истории города принято вести от 750 года до н. э.: известно, что уже в VIII столетии до н. э. здесь возвышались стены Афрасиаба – укрепленной столицы исторической области Согдиана. Примерно в то же время на Апеннинском полуострове был основан Рим, а в Древней Греции проходили первые Олимпийские игры.

В обозримой письменной истории о благословенной Согдиане рассказывается в собрании священных текстов зороастрийцев – Авесте. Создание этого сборника датируют 1200-800 годами до нашей эры. Древнегреческим географам Афрасиаб был известен как Мараканда. Само название города на согдийском языке означало «Каменная крепость», существуют и другие версии. В VI веке до н. э. Самарканд вошел в огромную империю персидского властелина Кира Великого, простиравшуюся от Средиземного моря до Индии. Основанная Киром династия Ахменидов была сокрушена Александром Македонским. Его войска взяли Самарканд в 329 году до н. э. В течение последующих столетий в городе властвовали правители эллинистических государств, возникших из распавшейся империи Александра, затем персы и тюрки. Среди пестрого многонационального населения города уживались общины, исповедовавшие зороастризм и буддизм, индуизм и христианство, иудаизм и манихейство.

Исламская эра в истории древней области Согдиана наступила в начале VIII века, когда войска арабского халифата Омейядов захватили Бухару, Хорезм, а затем и Самарканд. Этот регион стал известен как Мавераннахр. Большая часть населения приняла учение пророка Мухаммеда, храмы старых богов были разрушены. Взамен возводились мечети и медресе. Самарканд стал одним из крупнейших центров исламской науки и культуры. Здесь жили и творили известные средневековые ученые, врачи, художники, музыканты, философы и поэты. Назовем лишь самые прославленные имена: Абулькасим Фирдоуси, Абдурахман Джами, Абу Абдуллах Рудаки, Омар Хайям.

Более двух тысяч лет Самарканд был ключевым городом в торговле между цивилизациями Востока и Запада. Здесь, в долине реки Зеравшан, сходились основные маршруты Великого шелкового пути. Большинство торговцев не преодолевало весь Шелковый путь, протянувшийся на многие тысячи километров. Караваны шли от оазиса к оазису, от города к городу, где купцы продавали свои товары на местных базарах. Там формировались новые караваны, направлявшиеся далее к западу. Неоднократно перепроданные китайские шелка и фарфоровые вазы, драгоценное оружие из Индии, благовония из Аравии, пряности из Юго-Восточной Азии, самоцветы, украшения и прочие сокровища становились все дороже и дороже. Крупнейший рынок в пределах Центральной Азии находился в Самарканде.

Шелковый путь способствовал также распространению философских идей и религиозных учений, культурных традиций, исторических преданий, научных знаний и новых технологий. Так, в 751 году новой эры в Самарканде впервые в исламском мире началось производство бумаги. Секрет ее изготовления раскрыли пленные китайские мастера. Именно из Самарканда технология производства бумаги распространилась по исламскому миру, и только через несколько столетий ею овладели европейцы.

В 1220 году Самарканд завоевали полчища монголов, они господствовали здесь в течение полутора веков. Древнейшие сооружения города были разрушены, но на их месте быстро появились новые архитектурные ансамбли. Знаменитый марокканский путешественник Ибн Баттута посетил Самарканд в 1333 году. Восхищенный географ назвал его одним из величайших городов мира и самым совершенным из них по красоте.

Наивысшего расцвета Самарканд достиг в XIV-XV столетиях, когда он стал столицей империи великого завоевателя Тамерлана (Тимура) и его потомков – Тимуридов. Среди них выделяются эмиры Бабур, оставивший блестящие описания Самарканда XV века, и Улугбек, создавший в городе университет и астрономическую обсерваторию. В этот период Самарканд стал истинным центром науки и культуры.

В 1501 году город захватил узбекский хан Шейбани, включив его в Бухарскую державу. Правитель был одаренным писателем и поэтом. До нас дошли его произведения, теперь хранящиеся в Стамбуле. В XVI-XVII веках главный тракт Великого шелкового пути переместился в Бухару, и Самарканд постепенно пришел в упадок.

Весной 1868 года Самарканд, принадлежавший в то время Бухарскому эмирату, был «временно» захвачен войсками российского генерала Константина фон Кауфмана. После пятилетних переговоров с эмиром Бухары Музаффаром и подписанием мирного договора в 1873 году, вся Зеравшанская область, включая Самарканд, была официально присоединена к владениям Российской империи. В городе началось строительство русских кварталов, где жили офицеры и чиновники, возводились церкви, гостиницы, рестораны, магазины, общественные здания. К 1888 году сюда подвели рельсы железнодорожной магистрали.

После Октябрьской революции 1917 года Самарканд стал столицей Туркестана, с 1925 года в городе располагалось правительство советского Узбекистана, но уже через пять лет столицу республики перенесли в Ташкент. Еще в 1940 году узбекская письменность была переведена на кириллический алфавит. С 1990-х годов продолжается реформа перевода письменности на латиницу, но движется она медленно. На улицах Самарканда встречаются надписи и на кириллице, и на латинице.

География и климат

Самарканд располагается на северо-востоке Узбекистана, в долине реки Зеравшан, в 35 км от границы с Таджикистаном на востоке. Город выстроен на обширном плато, которое возвышается на 720 м над условным уровнем моря. Примерно в 20 км к юго-востоку поднимаются горы Зеравшанского хребта со средней высотой более 4 км. Его высочайший пик – гора Чимтарга (5489 м).

Долина Зеравшана во все времена славилась плодородными землями. Еще в X столетии арабский путешественник описывал окрестности Самарканда как бесконечные фруктовые сады, виноградники, зеленые пастбища и тучные поля, протянувшиеся на восемь дней пути.

Площадь Самарканда составляет 120 км², а его население превышает 530 тысяч жителей. Через город проходят важные автодороги и железнодорожная магистраль. От Ташкента Самарканд отдален на 270 км по шоссе М39, ведущем на северо-восток; до Бухары – 240 км к западу по автотрассе М37.

Самарканд расположен в зоне субтропического внутриконтинентального климата. Летом здесь жарко, зимы не очень холодные. Большая часть осадков выпадает с декабря по апрель. Температура воздуха опускается ниже 0 °С в середине ноября. Средняя температура самого холодного месяца – января – варьирует в пределах от –2 °С до + 2 °С. Иногда случаются резкие кратковременные понижения температуры воздуха до –10 °С, а то и до –20 °С. В январе 1969 года в Самарканде отмечался необычайный мороз, достигший отметки в –25,4 °С. Экстремальными выдались и несколько январских дней в 2008 году, когда столбики термометров опустились до –22 °С. А вот в январе 2015 года на улицах города стояла вполне комфортная, летняя погода: +23,2 °С.

Весна приходит в Самарканд рано, быстро и решительно расправляясь с холодами. Уже в конце марта – начале апреля воздух прогревается до +10…+15 °С. Наиболее жаркий период отмечается в июле и августе, когда днем нередко бывает +35…+40 °С в тени. Температурный максимум метеорологи зафиксировали в июле 1983 года: +42,4 °С.

Лучшее время для визита в Самарканд – весна, когда на улицах уже по-летнему тепло, а воздух насыщен ароматами цветущих садов. Комфортно в древнем городе и в начале осени: лето все еще не сдает свои позиции, а рынки завалены дарами садов и полей – свежими фруктами и овощами, виноградом, орехами и ароматной зеленью.

Достопримечательности Самарканда

В Центральной Азии не слишком много городов, способных соперничать с Самаркандом по количеству замечательных исторических памятников. Однако все архитектурные шедевры раннего Средневековья, восхищавшие современников, были разрушены войсками Чингисхана, захватившими Самарканд в 1220 году и предавшими его огню и мечу. Глиняные кирпичи, из которых были возведены здания города, в пожарищах рассыпались в прах. Но к северо-востоку от современных центральных районов под наносами земли все же сохранились хорошо различимые следы погибших в XIII веке дворцов и жилых кварталов. Здесь находится всемирно известная археологическая локация, занимающая около 200 гектаров, – раскопанные руины древнего Афрасиаба. Расчищены улицы, вымощенные камнем, фундаменты могучих стен и башен, дворцов, общественных зданий, ремесленных мастерских. Исследования начались в конце позапрошлого века. Тут найдены оружие, монеты, украшения, керамика. На стенах руин сохранились замечательные фрески VI-VII столетий. С находками археологов можно познакомиться благодаря экспозиции музея, выстроенного на территории раскопок.

В северной части древнего городища осмотрите дивное место, напоминающее декорацию восточной сказки, – архитектурный комплекс Шахи Зинда, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это целый квартал мечетей и мавзолеев, возводившихся с XI по XIX столетия. Тут погребены знаменитые правители, ученые, богословы. В комплексе Шахи Зинда находится самое старое сооружение Самарканда, дошедшее до нас без изменений, – усыпальница Кусам ибн-Аббас, датируемая 1334 годом. От более ранних зданий сохранились лишь фундаменты и надгробные плиты. Постройки, украшенные поливной майоликой, соединены арочными галереями с изящными куполами. Среди них – мавзолей Ходжа Дониер (Святого Даниила). По преданию, тут хранится часть останков библейского пророка Даниила, толковавшего вещие сны вавилонскому царю Навуходоносору. Сам Тамерлан привез мощи в свою столицу из завоеванного города Сузы. У мавзолея находится источник святой воды. Говорят, он брызнул из-под копыта коня Тамерлана, везшего ларец с прахом пророка, и царственный всадник приказал выстроить крипту именно здесь. Со всего света сюда прибывают паломники, исповедующие христианство, ислам и иудаизм – пророка Даниила почитают во всех трех мировых религиях. Мавзолей открыт для посещений с 09:00 до 17:00, входной билет обойдется в 10 000 сумов.

На юге городища Афрасиаб пологий холм украшен мечетью Хазрет-Хызр, заложенной в VIII веке. Здание было разрушено во время монгольского нашествия, впоследствии восстановлено и перестроено в XIX веке. Считается, что его архаичный облик мало изменился. Туристам разрешено подниматься на минарет мечети. Отсюда открывается прекрасная панорама Старого Самарканда с площадью Регистан. У подножия холма расположен шумный Сиабский базар. За мечетью находится мемориальный комплекс, в котором похоронен первый президент Узбекистана Ислам Каримов, умерший в 2016 году. Вход в мавзолей бесплатный.

Большинство всемирно известных архитектурных сооружений Самарканда было возведено в эпоху правления Тамерлана (Тимура) и его потомков в XIV-XVI столетиях, когда этот великолепный город был избран столицей созданной Тимуром империи, простиравшейся от берегов Каспия до Индийского океана. Главное архитектурное сокровище Самарканда – изумительная по красоте соборная мечеть Биби-Ханым. Тамерлан повелел возвести этот грандиозный храм в 1399 году, и уже через три года над столицей империи на 40 метров вознесся лазурный купол великолепного творения зодчих. По богатству убранства этой мечети не было равных. Здесь одновременно возносили молитвы 10 000 верующих. К мечети ведет колоссальный входной портал с 18-метровой стрельчатой аркой. Это сооружение во многом определило облик архитектуры Центральной Азии на последующие века. Стоимость посещения комплекса – 12 000 сумов.

Тамерлан умер в Самарканде в 1405 году. Великий завоеватель погребен под куполом мавзолея Гур-Эмир – еще одного выдающегося памятника средневекового зодчества, ставшего образцом для знаменитого мавзолея Тадж-Махал в Агре, построенного одним из его потомков.

В 1417 году внук Тамерлана Улугбек, мудрый правитель и гениальный ученый, возвел на торговой площади Регистан университет (медресе). Кроме богословия здесь преподавали математику и астрономию, медицину, философию, арабскую и персидскую литературу. В начале 20-х годов XV века Улугбек выстроил в 5 километрах от площади Регистан крупнейшую на то время обсерваторию. Здание представляло собой цилиндрическую башню высотой более 30 м и диаметром около 46 м, через которую проходил грандиозный секстант радиусом 40,2 метра. Это был самый большой в мире точно откалиброванный неподвижный прибор, позволяющий определять положение Солнца, Луны, звезд и планет, пересекающих небесный меридиан над горизонтом. Результатом работы группы талантливых математиков и астрономов, приглашенных правителем Самарканда, стал непревзойденный по точности каталог расположения 1018 звезд. Он служил арабским и европейским ученым авторитетным справочником на протяжении нескольких столетий. К несчастью для науки, работы ученых прервали военные действия в 1449 году. Улугбек погиб, его обсерватория была повреждена религиозными фанатиками, впоследствии местные жители разобрали сооружение для строительства новых зданий. Только в 1908 году российский археолог и востоковед Василий Вяткин обнаружил сохранившиеся фундаменты и подземные помещения Самаркандской обсерватории. Сегодня часть ее сооружений воссоздана, здесь действует музей, где хранятся репродукции средневековых рукописей и карт звездного неба, портреты выдающихся средневековых ученых, астрономические приборы, которыми пользовались во времена Улугбека. Тут можно увидеть и макет реконструкции его обсерватории.

Медресе Улугбека стало первым монументальным зданием на площади Регистан. Ансамбль главной площади города был гармонично дополнен великолепными сооружениями медресе Шердор и медресе Тилля-Кари, возведенными в XVII веке. В архитектурную панораму площади Регистан входит родовой мавзолей династии Шейбанидов (XVI в.) и шестигранный крытый рынок Чорсу, возведенный в XV веке и перестроенный 200 лет спустя. Чорсу отреставрировали в 2005 году, сейчас здесь расположена художественная галерея.

В 1978 году на площади Регистан было построено здание Самаркандского музея истории и культуры народов Узбекистана. В его фондах содержится 200 000 экспонатов. На витринах представлены этнографические и нумизматические коллекции, древние рукописи, средневековое оружие, ювелирные изделия. Архитектурный ансамбль площади Регистан служит прекрасным фоном для красочного международного музыкального фестиваля «Шарк Тароналари» («Мелодии Востока»), проходящего здесь под эгидой ЮНЕСКО. В августе 2019 года Самарканд принимал гостей этого праздника уже в 12-й раз. Не менее зрелищны торжества, устраивающиеся ежегодно 18 октября, в День города.

К западу от Старого города построена русская часть Самарканда, отделенная от исторического центра Университетским бульваром. Вдоль широкого бульвара выстроены корпуса Самаркандского университета, общественные сооружения, красиво подсвеченные по вечерам. Восточный конец этой нарядной улицы завершается памятником Тамерлану, восседающему на троне. Квартал по традиции называют Русским или Европейским. Здесь сложился интересный архитектурный ансамбль XIX-XX столетий. Здания представляют собой образцы архитектуры русского колониального стиля. В 1911 году тут был возведен кафедральный собор во имя Святителя Алексия Московского. Храм выстроен в псевдорусском стиле, его интерьеры богато украшены, здесь много старинных икон. Недалеко, на улице А. Джами, можно осмотреть Покровскую церковь (1903 г.). Во время Первой мировой войны в Русском квартале поселились военнопленные австрийцы, поляки и венгры. В 1916 году эта община выстроила католический костел. Его неоготический фасад откровенно контрастирует с окружающей застройкой. В двух шагах к югу от костела стоит церковь христианской армянской общины Самарканда.

В Русском квартале находится Центральный городской парк отдыха. У входа стоят памятники поэтам Алишеру Навои и Абдурахману Джами. В парке располагается молодежный центр, аллеи украшены фонтанами, аттракционы и кафе ждут посетителей. К северу от Университетского бульвара в 2019 году открылся сквер Конфуция. На его территорию, оформленную в китайском стиле, ведет арочная пагода. В центре сквера возведен памятник Конфуцию.

Развлечения

В Самарканде открыты кинотеатры с современным 3D оборудованием и несколько театров. Спектакли на русском языке можно посмотреть в Театре русской драмы (ул. Буюк Ипак Йули, 45). Захватывающие зрелища представляет Театр исторических костюмов El Merosi (ул. Алишера Навои, 27). Здесь устраиваются спектакли, воссоздающие события из богатой истории Самарканда: приемы послов из дальних стан, народные праздники и свадьбы. Актеры одеты в максимально точно воспроизведенные наряды султанов и эмиров, прекрасных принцесс и изящных танцовщиц, скифских всадников и воинов Тамерлана, чужеземных купцов, слуг и горожан. На витринах демонстрируются рисунки из летописных хроник и древних книг, фрагменты одежды и доспехов, найденные археологами. Тщательное изучение этих свидетельств и позволило воссоздать одеяния минувших эпох.

На улице Грибоедова, 20, расположен Театр восточного костюма «Айиша». Здесь будет интересно побывать путешественницам, жаждущим дополнить свой гардероб ярким самаркандским убором. Тут проводятся костюмированные фольклорные шоу, под одной крышей работают текстильная мастерская и модный салон дизайнерской женской одежды, дамских сумочек и аксессуаров, на подиуме наряды демонстрируют манекенщицы. Одежда от местных кутюрье создается из шелка, бархата, парчи. В дизайне преобладают восточные мотивы, используется старинная техника ручной вышивки, отделка бисером и шнуром. За процессом изготовления нарядов можно понаблюдать и сразу же приобрести понравившиеся вещи.

В городских турбюро предлагаются индивидуальные и групповые гастрономические туры «Попробуй Самарканд на вкус!» по ресторанам с национальной кухней. Вы замечательно проведете день, присоединившись к участникам мастер-класса по приготовлению плова и других узбекских блюд. Встреча с гидом назначается ранним утром на площади Регистан, откуда вы направляетесь на городской рынок. Там ваш сопровождающий порекомендует, как выбрать рис и мясо, пряности, овощи и другие ингредиенты. Затем группа выезжает за город, в колоритный кишлак Эшим Оксок. Здесь туристов ожидает традиционная усадьба с приветливым хозяином. Вместе вы приступите к таинству приготовления рассыпчатого самаркандского плова в чугунном котле на огне очага и выпечке лепешек в пышущем жаром тандыре. Гостеприимный хозяин подробно прокомментирует все этапы приготовления, расскажет о тонкостях кулинарных традиций жителей Самарканда и о собственных маленьких секретах фирменного плова. Совместные кулинарные произведения вы продегустируете на дастархане, сервированном в саду. Стоимость такого тура – 35-45 € с человека.

Еще древняя Согдиана славилась прекрасными винами. Один из самых знаменитых сортов винограда, растущий в окрестностях Самарканда уже тысячи лет, называется «тайфи». Его лозы одаривают виноделов крупными розовыми гроздями со сладкими сочными ягодами. Не забыто искусство виноделия и сегодня. Попробовать местные вина можно во время экскурсии на Самаркандский винзавод. На дегустации подается 10 наименований сухих и десертных вин и коньяков. Возраст туристов – 18+. Стоимость экскурсии – 17 €.

Большой парк развлечений недавно выстроили на улице Бируни. Здесь установлено 80 аттракционов, стоимость билетов – от 1000 сумов. В парке возвышается колесо обозрения, из кабинок открываются панорамные виды Самарканда.

В 2018 году на улице Али Кушчи открылся крупный аквапарк «Вавилон», 35 аттракционов размещены на площади в 4,5 гектаров. Цена входного билета – от 45 000 сумов, в зависимости от времени пребывания. Еще один современный аквапарк «Афсона» вы найдете на улице Мирзо Улугбека, в районе стадиона «Динамо».

В 20 км к югу от Самарканда, в предгорьях у кишлаков Агалык и Акбуйра, находится популярное среди самаркандцев и туристов место для загородных пикников. Здесь выстроены беседки, выдаются напрокат шампуры, котелки и необходимая посуда, можно погулять в горах, искупаться в бассейне. Добираются сюда на маршрутках или на такси, проезд обойдется примерно в 15 000 – 20 000 сумов.

На восточной окраине Самарканда находится гребной канал длиной более 2 км. Здесь будет приятно искупаться, покататься на лодке или на моторном катере. Добраться до пляжа из центра можно на автобусе № 1 или на такси. Поездка от площади Регистан стоит около 10 000 сумов.

Загородные экскурсии

В кишлаке Конигил, что в 10 км к западу от Самарканда, по дороге на Бухару, с помощью международных культурных фондов воссоздана небольшая мануфактура, где производится знаменитая самаркандская шелковая бумага. Ее изготовляют вручную по средневековой технологии, заимствованной в VIII веке у китайцев. Весь процесс разворачивается на глазах у туристов. Как и в старину, движущиеся механизмы приводятся в действие водяным колесом. Тут продаются аутентичные сувениры – открытки и постеры с миниатюрами, пожеланиями и текстами из Корана, отпечатанные на самаркандской бумаге. Благодаря особенной структуре и цвету, изображения и тексты, воспроизведенные на ней, выглядят как страницы древнего манускрипта.

Еще один любопытный памятник старинных технологий находится в пригородном кишлаке Гала Осие. Здесь сохранилась семейная водяная мельница, действующая, как говорят, со времен Тамерлана. Ее каменные жернова вращает течение реки Сиаб, в которую погружены лопасти колеса. Вплоть до середины минувшего века в пригородах Самарканда насчитывалось более двухсот водяных мельниц. Но местные коммунистические идеологи, борясь с проявлениями «мелкобуржуазного частного предпринимательства», закрыли мукомольные артели, а старинные постройки попросту снесли. Чудом сохранилась лишь одна мельница. Уже много лет на этой мукомольне работает семья. Ежедневно тут производится до полутонны высококачественной муки, пользующейся большим спросом в пекарнях Самарканда. Посетить старинную мельницу можно в любой день недели, кроме пятницы.

Один из самых почитаемых в мусульманском мире мавзолеев находится в 16 километрах к северу от Самарканда, в городке Хартанг. Здесь в IX веке был погребен знаменитый имам Аль-Бухари, собравший тысячи хадисов – достоверных народных преданий о деяниях пророка Мухаммеда и его высказываниях. Его многотомный труд «Достоверный сборник» известен каждому правоверному мусульманину. Ранее над захоронением богослова стояла обветшавшая скромная мечеть. В 1998 году в исламском мире широко отмечалось 1225-летие Аль-Бухари. На десяти гектарах вокруг его погребения возвели мемориальный комплекс: медресе, библиотеку, красивую мечеть и другие сооружения. Ребристый голубой купол мавзолея возносится на 17 метров. В богатой отделке мемориала использованы мрамор, оникс, гранит, ганч (резные алебастровые узоры), многоцветная мозаичная керамика. Лидеры мусульманских государств, прибывающие с визитами в Узбекистан, непременно посещают эту святыню. К слову, путешествие к могиле Аль-Бухари приравнено к малому хаджу. В мечети можно увидеть часть черной шелковой кисвы с золотым шитьем – покрова мечети Кааба. Эту реликвию подарил король Саудовской Аравии. На территории много зелени и цветов. Здесь растут чинары, высаженные еще в XVI веке.

По пути к мемориалу Аль-Бухари паломники и туристы посещают еще один почитаемый мавзолей, расположенный в кишлаке Дахбед, в 12 км от Самарканда. Здесь покоится мусульманский мыслитель и мистик, потомок пророка Мухаммеда шейх Махдуми Азам, почивший в 1656 году. Среди его последователей был потомок Тамерлана и основатель империи Великих Моголов султан Захириддин Бабур.

На склонах Зеравшанского хребта, подле кишлака Аксай, что в 40 км к юго-западу от Самарканда, находится пещера Хазрати Дауд (Святого Давида). Тропа, петляющая по ущелью, днем никогда не пустует: к этой святыне трех мировых религий ежедневно направляются паломники. Каменистая дорога ведет к лестнице. В склоне горы высечены 1303 ступени. Вдоль подъема расположились бесчисленные лотки с навесами, где продают воду, лимонад, чай, фрукты, лепешки, закуски. А еще тут можно купить талисманы и обереги, волшебные амулеты из волчьих зубов и волчьи шкуры, сердоликовые четки, целебные травы и настойки, народные средства от любых болезней, горное мумие, шелковые платки и расшитую легкую обувь.

Серпантин лестницы довольно пологий, неспешный подъем не очень утомляет путников. К слову, тут предлагают совершить восхождение и верхом на ослике. На вершине, где стоит старинная мечеть, можно перевести дух и взглянуть с высоты на окрестности через установленную тут подзорную трубу. Затем нужно спуститься по противоположному склону на 200 ступенек вниз, где зияет вход в сакральную пещеру Дауда. С ней связано много легенд. Одна из них повествует: перед знаменитой битвой с гигантом Голиафом храбрый пастух Давид был перенесен сюда джинами, решившими помочь ему набраться сил под чарами обитающих в этих горах добрых духов и пери – сказочных персидских волшебниц. Юный боец стал настолько могуч, что руками раздвинул скалы, вот так и образовалась эта пещера. Включив воображение, можно различить на ее стенах следы мощных ладоней Давида. В полу есть следы от колен будущего царя Израиля, вознесшего молитву Яхве. Возле этих вмятин горят свечи. Перед входом в пещеру стоит ящик для пожертвований. Опустите туда купюру, и взамен служитель даст вам листок с текстом молитвы, отпечатанной арабской или персидской вязью.

Пройдя обратный путь и спустившись вниз, паломники устраивают в ущелье у подножия горы многолюдные пикники. Повсюду горят костры, жарятся шашлыки, в котелках над углями томится плов. Путники устраиваются прямо на земле и раскладывают на ковриках привезенную с собой снедь. На территории также разбросаны палатки, в каждой из которых устроена импровизированная чайхана, где можно подкрепиться. Эта поездка, без сомнений, оставит самые яркие впечатления.

Любителям приключений и мистики следует съездить к горному перевалу Илансай на Плато Демонов, что в 30 км к югу от Самарканда. Эта местность известна как Шайтан-Джига. Плато усеяно огромными гранитными валунами, напоминающими очертания окаменевших фантастических животных и монстров. Говорят, в древности тут обитали колдуны. Местные жители считают плато проклятым и рассказывают о жутких паранормальных явлениях, происходящих тут. Странно, что никакой растительности на плато нет, хотя окружающие его склоны укрыты травой, деревьями и кустарниками.

Покупки в Самарканде

Со времен Великого шелкового пути рынки Самарканда переполнены экзотическими товарами. Отправляйтесь за покупками на огромный Сиабский базар, что в центре города, возле мечети Биби-Ханым. Рынок занимает семь гектаров у пересечения улиц Шахи Зинда и Ташкентской. Среди его бесконечных рядов можно бродить весь день. Торговля тут ведется не менее 700 лет. Как и многие столетия назад, здесь можно купить овощи и фрукты, мясо и птицу, сладости, кухонную утварь, одежду и множество других товаров.

В городе есть и другие рынки. Мраморный базар находится в Русском квартале, на улице Шохрух Мирзо. На восточной окраине Самарканда расположен огромный базар Шелкового пути. Здесь же выстроен многоэтажный гипермаркет Silk Road. У железнодорожного вокзала действует хаотичный вещевой рынок. В центре города покупки можно совершить в универмагах сети Registon. Один из них расположен у площади Регистан. Неподалеку, на улице Ляби-Гор, есть два специализированных магазина, торгующих алкогольными напитками. Крупный торговый центр Urgut Market выстроен на улице Ургутской, 20. В западных кварталах, на улице Амира Тимура, покупателей ожидает множество бутиков большого ТРЦ Atlas.

В городе много ремесленных мастерских, тут же выставляющих на продажу свои изделия. На виду у туристов работают мастера резьбы по ганчу и древесине, лепят и обжигают посуду гончары, стучат молоточками чеканщики. Их изделия – наиболее популярные сувениры из Самарканда. Нескольких самых известных мастеров можно найти на площади Регистан.

Обратите внимание на экологичный текстиль из хлопка. Если поторговаться, – а здесь это непременный ритуал и условие удачной сделки, – симпатичную легкую рубашку можно купить за 15 000 – 20 000 сумов (около 1,5-2 €). В качестве недорогих экзотических презентов друзьям можно привезти яркие сатиновые и хлопчатобумажные тюбетейки. Стоимость этих национальных головных уборов на рынке – от 5000 сумов (примерно 0,5 €).

Очень красивы самаркандские шелковые ковры. Эти недешевые изделия стоит приобретать из первых рук – прямо на известной ковровой фабрике «Худжум», где проводятся интересные экскурсии и действует фирменный магазин. Здесь также продаются узорчатые халаты, верхняя одежда, платки, постельное белье.

Среди вкусных сувениров из Самарканда – белый хлопковый мед (1 кг – 20 000 сумов). Рекомендуем попробовать и нават – кристаллы из сахара и уваренного виноградного сока с медом и пряностями. Также можно выбрать сладкие гостинцы из десятков видов халвы и других восточных десертов. В дороге не потеряют своих качеств дольки сушеной дыни, золотой самаркандский изюм, ароматная курага, сочный чернослив.

Популярны наборы изумительных специй. В рядах торговцев пряностями царят головокружительные ароматы, здесь вы найдете потрясающие вкусовые добавки со всего света – зиру и барбарис, кунжут и шафран, корицу и мускатный орех, мяту, имбирь, анис, бадьян, множество видов перца, молотый миндаль, смеси орехов и сухофруктов. Стоит учитывать, что некоторые приправы из Индии, Китая, Тибета, Индонезии и Пакистана обладают весьма специфическим запахом и вкусом. Например, тибетская соль с ее неприятным запахом сероводорода или дурно пахнущая индийская пряность асафетида. В пакетиках лежат подобранные смеси ингредиентов для приготовления различных блюд, но их содержание остается тайной – состав и пропорции специй продавцы на этикетках не указывают, в лучшем случае будет написано что-то вроде «Для плова» или «Для баранины». Нелишним будет прихватить с собой несмываемый фломастер, чтобы сделать на пакете пометку о назначении содержащейся в нем смеси.

Из местного алкоголя стоит приобрести черный бальзам «Самаркандский», настоянный на 28 травах. Стоимость бутылки целебного и вкусного напитка – от 50 000 сумов (4,77 €). Примерно в такую же сумму обойдется лаган – большое глазурованное блюдо для подачи плова, в той же цене набор красивых керамических пиал для напитков с чайником.

Невозможно равнодушно пройти мимо искусных изделий резчиков по дереву. За небольшую узорчатую шкатулку из прочной, словно камень, древесины карагача, продавцы спрашивают 20 000 – 25 000 сумов. Ценителям восточной музыки предлагаются национальные музыкальные инструменты, украшенные инкрустациями и резными узорами. Научиться играть на танбуре или дутаре непросто, но в любом случае эти экзотические инструменты украсят вашу гостиную, напоминая о путешествии в Самарканд.

Красивые авторские работы продаются в многочисленных сувенирных магазинах Самарканда. Хороший выбор украшений и сувениров предлагается на витринах Chorsu Art Gallery, что на Ташкентской улице. В доме № 43 на этой же улице находится арт-галерея «Птица счастья», где продаются национальные женские наряды с золотым шитьем, изящные ювелирные изделия.

Кафе и рестораны

В ресторанах Самарканда вы найдете любые блюда на свой вкус, но главное угощение тут – узбекский плов. Народная молва приписывает изобретение плова военным поварам Александра Македонского. Говорят, во время похода на Согдиану в обозе его армии однажды остались лишь мешки с рисом и баранина. Повара приготовили из них сытную кашу с мясом и ароматными степными травами – прообраз узбекского плова.

В каждом заведении Самарканда готовят плов по-своему. Благодаря «секретному» набору специй и выбору сорта риса, мяса, овощей, блюдо имеет разный вкус и аромат. Гурманы обращают внимание на тончайшие нюансы привкусов и послевкусий. Если вам не по душе жирная баранина с острым вкусом, закажите сладкий плов с медом, фруктами, мускатным орехом, нежным миндалем и шафраном.

Блюда узбекской кухни замечательно готовят в знаменитом ресторане Samarkand (ул. Махмуда Кашгари, 54). Чек за плотный обед без спиртных напитков не превысит 52 000 – 75 000 сумов (5-7 €) с человека. Ресторан работает с 10:15 до 22:45. Вас удивят невысокие цены и в других ресторанах города.

На рынках и улицах Самарканда с утра до ночи открыто множество закусочных. В любой чайхане можно совсем недорого утолить голод ароматной самаркандской лепешкой, вкусной самсой, порцией плова, шурпы или лагмана. На Сиабском базаре обед из порции супа, плова, салата, свежей лепешки и стакана чая обойдется в 8000 сумов.

В заведениях фаст-фуда с «западным» уклоном за хот-дог с сосиской и острой приправой требуется заплатить 3000-5000 сумов, гамбургеры и чизбургеры стоят по 6000-8000 сумов, курицу-гриль подают за 22 000 сумов, порционный картофель фри – за 2000 сумов. Вездесущая итальянская пицца с узбекским «акцентом» в Самарканде стоит от 16 000 до 22 000 сумов. За креманку с порцией сливочного мороженого нужно заплатить примерно 1000 сумов, в такую же сумму обойдется стакан чая или чашечка крепкого черного кофе.

Где остановиться

В Самарканде довольно широкий выбор гостиниц – от четырехзвездочных отелей до недорогих гостевых домов. Много хостелов располагается в центре города, недалеко от главных достопримечательностей. Состоятельные путешественники останавливаются в шикарном отеле Registan Plaza 4*, расположенном недалеко от мавзолея Гур-Эмир. За номер тут нужно заплатить от 74 до 210 € в сутки (завтрак включен).

Registan Plaza Samarkand

Туристы отмечают высокий уровень обслуживания и доброжелательность персонала в недавно построенной гостинице DiliMah Premium Luxury 4*. Летом часть столиков ресторана расставляют в саду, у открытого бассейна. По договоренности гостей в аэропорту встречает микроавтобус. Стоимость суточного проживания – 115-173 €.

DiliMah Premium Luxury

К числу лучших гостиниц Самарканда принадлежит Hotel Grand Samarkand Superior 4*. Просторные номера отделаны с восточной роскошью, на крыше здания расположен бассейн, в распоряжении гостей – ресторан и бар, сауна, массажный салон, во внутреннем дворе есть зимний сад с экзотическими растениями и певчими птицами. Стоимость проживания здесь стартует от 117 €. Еще один популярный четырехзвездочный отель – Asia Samarkand (ул. Кош-Ховуз, 50). Он располагает собственным ночным клубом, в ресторан может похвастаться обширным меню с европейскими и узбекскими блюдами. Гостиница находится в паре минут ходьбы от площади Регистан; Сиабский рынок – в пределах десятиминутной прогулки. Суточное проживание здесь обойдется в 80-125 €.

Hotel Grand Samarkand Superior

Хорошие отзывы в сезоне-2019 собрал Samarkand Travel Inn 2+* (ул. Турсунова, 127). В недавно отремонтированных номерах установлены новая мебель и сантехника, телевизоры, кондиционеры, оборудованы мини-кухни. Завтрак (шведский стол) подается на летней веранде, выходящей в сад. За дополнительную плату хозяйка проводит кулинарные мастер-классы по приготовлению национальных блюд. По соседству находится недорогое кафе. Суточное проживание обойдется в 34-46 €.

Samarkand Travel Inn

У стен мечети Биби-Ханым находится гостиница Bibikhanum 3* (ул. Ташкентская, 10). В холле располагаются сувенирный магазин и салон красоты. По соседству – арт-кафе, ресторан с национальной кухней, крупнейший в городе рынок, информационное туристическое бюро и пункт обмена валют. Завтрак подается на террасе, расположенной на крыше гостиницы (шведский стол, включен в стоимость проживания). Диапазон цен – 59-69 € в сутки.

Bibikhanum Hotel

В гостевом доме Sim-Sim (ул. А. Джами, 102) номера со всеми удобствами сдаются за 19-25 €. В уютном внутреннем дворике – сад с беседкой у водоема, в холле работает пункт проката велосипедов. Завтраки подаются в гостиной. Здесь же можно остановиться в комнатах хостела, заплатив за ночлег в общем номере с двухъярусными кроватями 5 €.

Небольшой отель Sogdiana, расположенный в тихом месте у Центрального парка (ул. А. Джами, 67), в советские времена служил элитным жильем для номенклатурных работников партаппарата Самарканда. Сегодня здесь 9 комфортных номеров. Стоимость проживания – от 15,5 € в сутки (завтрак включен).

В двух шагах от основных достопримечательностей города располагается хостел Imona (ул. Бобура Мирзо, 32-Б). В распоряжении гостей – две спальни на 4 и 6 постояльцев, оборудованные кондиционерами, ванными комнатами и туалетами, гостиная, кухня, частная парковка. С 08:00 до 10:00 подается завтрак. В помещениях хостела не курят. Переночевать здесь можно за 12 € с человека.

Если поездка в Самарканд оказалась стыковочной, то стоит выбирать из ближайших к аэропорту гостиниц – Emir Han Hotel и Caravan Serail, до них на такси можно доехать за 8-10 минут, проживание обойдется от 88 € в сутки.

Транспорт

Общественный транспорт в Самарканде представлен автобусами, трамваями, маршрутками. Стоимость билета на автобус – 1200 сумов, трамвай – 1000 сумов, проезд на маршрутке стоит 800-1500 сумов. Во многих автобусах и трамваях можно расплатиться банковской картой через бесконтактный терминал TEZCARD.

В многочисленном таксопарке представлены преимущественно новые автомобили, обычно они желтого цвета. Поездка на такси по центральным районам Самарканда обходится примерно в 1 €. Цену нужно оговаривать при посадке в машину, оплата наличными.

Источник: wikiway.com

История Самарканда берет свое начало несколько тысяч лет назад и не уступает таким древним городам, как: Афины, Вавилон, Рим и Мемфис. Люди давали городу много имен. В наши дни столица империи Тамерлана неофициально зовется «Эдемом Востока», «Римом Востока» и «Жемчужиной мусульманского мира». До тех пор пока не побывать здесь и не увидеть все красоты, эти названия кажутся просто словами. Поэтому заканчивайте теоритическую часть ознакомления с «Эдемом Востока» и приезжайте сюда. Вы увидите полный достопримечательностей город, который открывает за своими воротами незабываемые зрелища.

Но становление Самарканда было нелегким, по этой земле ступали войска Александра Македонского, арабских захватчиков и отряды Чингисхана. Этот город мог стать столицей мира, когда Тамерлан занимался расширением своей империи. Древние источники гласят, что здесь произошло становление таких легендарных людей как: Улугбек, Джами, Рудаки,  Бабур, Омар Хайям, Мукими, Авиценна, Садриддин Айни и др.

Становление
Первые упоминания о Самарканде встречаются в Священной Книге зороастризма «Авеста» (1 тыс. до н.э.). Мы узнаем, что в устье реки Заравшан жили земледельцы. Они занимали юго-восточную территорию современного Узбекистана, которая в собрании священных текстов как Сугд (Согд). Тут было много воды, высокие горы и большие пастбища. Главным городом этих земель считался Мараканда, на его месте сейчас располагается Самарканд.

Мараканда, как и практически вся Средняя Азия в 6 веке до н.э. был захвачен персами. Но победа далась захватчикам нелегко и сражения велись около 200 лет. Грекоязычный писатель Полиен писал в своих трудах о незаурядном мужестве местных жителей. Со страниц его произведений мы узнаем о героическом подвиге пастуха Ширака из племени саков, который хитростью увел армию царя Дария I от крепостных стен города. Пастух вел персидских воинов по пустыне более семи дней, путая следы и уводя как можно дальше от родного города. Парень понимал, что это путешествие станет для него последним, но не останавливался. Истощив запасы продовольствия и изнывая от жары, персы догадались о вероломстве пастуха. Они предлагали юноше жизнь, если он покажет им правильный путь. Но Ширак не поддался на уговоры и был убит. Отряд еще долго блуждал по пустыне, но не смог выбраться из ее песчаных лабиринтов. Поэтому жертва Ширака не была напрасной и принесла его народу, небольшую, но важную победу.

Греко-македонские завоеватели
Персидские захватчики были изгнаны только в 4 веке до н.э. Но свободными и независимыми жители Маракады были недолго. Войска Александра Македонского схлестнулись с персидской армией и заставили Дария III спасаться бегством. Став властителем Мараканды, Александр не остановился на этом и направил войска на Ферганскую долину, но быстрой победы достичь не удалось. Мараканда не хотела сдаваться, организовывались постоянные восстания.

Одно из самых известных восстаний против македонского ига возглавлял Спитамен. Это был один из самых первых мятежей в истории Средней Азии. Ради борьбы за свою свободу против армии Македонского встали жители нескольких крупных городов. Полководец понимал, что даже факт самого восстания – это оскорбление для человека, который смог завоевать полмира. Поэтому непокорных жителей нужно было жестоко наказать. Улицы городов были залиты потоками крови. Для штурма крепостей греки использовали даже стенобитные машины. Пока шло основное сражение Македонский с небольшим отрядом тайно пробрались в город, пройдя по руслу речки. В итоге практически все жители города были убиты. В это время повстанцы во главе со Спитаменом дали грандиозный отпор военному гарнизону в Мараканде. Александр срочно перебросил часть своих войск в горячую точку. На помощь Спитамену пришли кочевники-дахи и совместно они разбили новый отряд Македонского. Неприятное известие о поражении заставило великого полководца усилить атаку на Спитамена. Лидер ополчения понял, что сила греков слишком велика и скрылся в пустыне. Разъяренные отряды воинов начали показательное уничтожение жителей. Оазис Заравшан был уничтожен мечами тысячной армии. Тем временем Спитамен объединился с племенами массагетов, чтобы нанести новый удар по силам противника. Но выиграть сражение он не смог и снова скрылся в песчаной долине, готовить новое сопротивление.

В 327 года до н.э. армия непобедимого македонца направилась осаждать восстание на склоны Гиссарского хребта. Воинам была обещана значительная награда за проявленную смелость. После успешной спецоперации в плен попал соратник Спитамена, Оксиарт вместе со своей дочерью Роксаной. Чтобы привлечь на свою сторону местную знать Александр женился на девушке и по случаю свадьбы устроил пышный праздник. Задобренная подарками аристократия предала Спитамена и народное сопротивление было подавлено. Спитамена убили в результате коварного сговора, а Мараканда была практически полностью разрушена.

Нельзя сказать, что правление Александра имело для страны только пагубные последствия. За это время отстраивались новые города, земледельцы заняли более высокое место в обществе, усилились рабовладельческие отношения, повсеместно распространялась эллинистическая культура, развивались экономические связи между странами Империи.

Времена после «македонского» периода
Важное место в истории Самарканда занимает город Афросиаб, ведь именно на его территории позже была образована столица империи Тимура. Сейчас от Афросиаба осталось древнее городище, представляющее собой просторный безжизненный холм. Ученые и археологи со всего мира приезжают сюда, чтобы исследовать эту удивительную местность, сохранившую следы древних цивилизаций.

Внезапная кончина Александра Македонского стала причиной разделения территории Средней Азии между династией Селевкидов. Народ не принял новых правителей и восстал, после долгих сражений образовалось Греко-Бактрийское государство, объединившее Согдиану, Бактрию и Маргиану.

В I столетии н.э. Согдиана и Бактрия стали частью царства Кушан. Года правления Канижке стали для государства временем расцвета и расширения за счет присоединения части Восточного Туркестана.

В конце V столетия Кушанское царство прекратило свое существование, не выдержав постоянных нападений кочевников эфталитов. В VI веке в китайских исторических летописях «Северных дворов» впервые упоминается Самарканд, где он называется Сиваньгиней.

Состав населения Самарканда много веков тому назад был очень разнообразным, что объясняется частыми войнами и пролеганием Шелкового Пути. Религией большинства жителей был зороастризм – культ огня.

В VII столетии Самарканд стал важным торговым и политическим центром Средней Азии. Самаркандские земли были захвачены арабами, которые стали распространять здесь ислам. Не все люди хотели менять свою религию, но арабы все-таки смогли переубедить язычников в правильности верованию в Единого Бога.

Но захватив Самарканд, арабы не смогли подчинить себе Согд. Поэтому с 713 года против захватчиков начинаются массовые восстания. Одно из самых крупных повстанческих движений возглавлял Муканна.

В преддверии прихода монголов
Арабское государство не могло сдерживать частые мятежи, они сильно ослабляли его. В итоге правящую верхушку вместо арабов заняла местная династия Саманидов. Ее представители правили с 819 по 899 год. За период с XI по XII века Самарканд часто переходил из рук одних завоевателей к другим (здесь правили Караханиды, Сельджуки, Каракиты и хорезмийцы).

Чингисхан и династия Чингизидов
Весной 1220 года Самарканд заняла армия монгольского завоевателя Чингисхана. Местные жители вооружились и хотели дать отпор врагу, но власти не препятствовали монголам и открыли им ворота. Не все самаркандцы были с этим согласны и пытались сопротивляться. В итоге около 30 тысяч людей отправили в Монголию в качестве пленных, остальные мятежники были убиты. Встреча с войском Чингисхана закончилась для Самарканда глобальными разрушениями, но в руинах он оставался недолго.

Вскоре умер Чингисхан, и его наследники не смогли поделить монгольскую империю, быстро разрушив ее. Но через 150 лет потомок Чингисхана Тамерлан смог объединить земли снова и создать еще более великую империю. В 1370 году Самарканд становится ее столицей.

В 1405 году Тимур умирает, и его империя также быстро рушится, как и государство Чингисхана. Потомки Тамерлана вели провальную политику, междоусобные войны и всеми своими действиями только разрушали некогда огромную империю. Понемногу сужались границы государства, торговые пути через Самарканд перестали иметь первостепенное значение, а экономическое положение страны с каждым годом все больше ухудшалось.

С XVI по XXI столетие
В XVI веке тюрко-монгольские племена были объединены под владычеством династии Шейбанидов. Они пришли к власти после полного уничтожения всех тимуридских аристократов в правящей верхушке. Самарканд продолжает оставаться крупным городом, где развито ремесленничество и активно течет научная жизнь.

Начало XVII вплоть до XVIII столетия стали для города годами упадка. Ситуация улучшилась только с конца XVIII века, когда власти города начали восстанавливать старые кварталы и строить новые. Постепенно Самарканд становился красивей и привлекательней для жизни.

2 мая 1868 года город вошел в Российскую империю, как центр Заравшанского округа. Позже он стал центром Самаркандской области. После прокладки через Самарканд железнодорожных путей, его значение усилилось.

С 1917 по 1991 год в Самарканде правит советская
власть, но затем для города, как и для всего Узбекистана, наступает
долгожданная независимость.

Источник: ru.sitara.com


Categories: Население

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.