Коренные канадцы

Хотя Канада считается новой страной, ее история началась еще 20 000 лет назад, в конце 1-го ледникового периода. В то время еще существовал перешеек, соединяющий Сибирь и Аляску; сибирские охотники-кочевники перешли по этому мосту и стали первыми жителями Северной Америки, в течение следующих веков их потомки постепенно продвигались на юг. Во время археологических раскопок в бассейне реки Олд-Кроу (Old Crow) в Юконе были найдены инструменты, которые, как полагают ученые, относятся к этому периоду миграций. Сибирские кочевники были предками коренных жителей континента, которые разными путями приспосабливались к новым условиям жизни.

 

В XVI в. испанские и португальские купцы стали первыми европейцами, заключившими торговые соглашения с коренными жителями Америки, которых они называли «Indian» – индейцами, – ошибочно предполагая, что добрались до Индии. Это слово закрепилось, а к нему еще прибавилось и другое – «краснокожие». Так их стали называть британские переселенцы XVII в., когда встретили жителей Ньюфаундленда, которые красили себя красной охрой, чтобы отпугивать насекомых.


конные жители севера тоже получили имя, которое им не нравилось – «эскимосы», что дословно означает «те, которые едят сырое мясо». Так что не удивительно, что современные вожди канадских коренных жителей отказались от этих имен в пользу других: приняты названия «коренные канадцы» или «Первые народы», но сами жители севера предпочитают, чтобы их называли инуитами (Inuit – означает «люди»). Среди коренного населения Канады есть еще и метисы, потомки смешанных браков коренных канадцев и франкоязычных европейских торговцев.

 

Ирокезы

Вдоль реки Св. Лаврентия и по берегам Великих озер обитали племена, говорящие на ирокезских языках, среди которых были могавки, гуроны и сенека. Люди этих племен занимались охотой и рыболовством, но также они выращивали бобы, тыквы, кабачки и кукурузу, которых вполне хватало, чтобы питаться целый год. Это позволяло им строить большие деревни, которые порой насчитывали по нескольку сотен жителей. Традиционное жилище ирокезов – длинный вигвам, построенный из стволов кедра в виде защитной арки и покрытый корой. Поселения ирокезов всегда были окружены высокими заборами, из заостренных кольев. Это было вполне оправданной предосторожностью, так как племена часто враждовали.

 

Жители равнин

Войны были обычным делом и на равнинах Манитобы и Саскачевана, где обитало самое крупное племя — племя «черноногих», жизнь которых зависела от буйволов: они ели их мясо, использовали шкуры для шитья одежды и укрытий, делали из костей инструменты.


ачала буйволов ловили с помощью хитроумных ловушек, собирая животных в стадо и загоняй их крутым скалам. Изначально лошади были неизвестны коренным жителям Америки, – самым крупным вьючным животным была собака, – но вначале XVI в. испанские конкистадоры, колонизировавшие Южную Америку, привезли сюда лошадей. Так лошадей стали использовать в Южной Америке и постепенно начали разводить и на равнинах Канады. Охотиться на буйволов стало намного проще, был обеспечен постоянный запас продовольствия, и племя стало активно развиваться в военном отношении, особое внимание уделяя воспитанию молодых воинов.

 

Жители тихоокеанского побережья

Коренные жители тихоокеанского побережья были разделены на многочисленные маленькие племена, такие как тлингит и салиш. Океан был постоянным источником пищи, так что местным жителям не приходилось постоянно беспокоиться о «хлебе насущном»; у них появилось много интересных обычаев, часто устраивались празднества, на которых все племена старались перещеголять друг друга в изобилии даров и жертвоприношений. Жители этого региона были отличными резчиками по дереву, их самые известные произведения – тотемные столбы. Каждый такой столб отображал миф из религии племени.

 

Инуиты и жители северных лесов

Протянувшийся от Аляски до Гренландии, дальний север издавна был территорией инуитов, кочевых охотников, которые летом жили в кожаных шатрах, а зимой – в снежных иглу.


ровый климат Арктики и ограниченное количество пищи определили их образ жизни: они селились маленькими семейными кланами и собирались всем племенем только при определенных обстоятельствах, например, во время ежегодной миграции оленей. К югу от инуитов, через территорию современной Канады, обитали племена северных лесов, в том числе наскапи, чипевайран и кри. Эти племена тоже были кочевыми и выживали за счет охоты на тюленей, оленей, лососей и рыбалки. В племени очень уважали удачливых и умелых охотников, а о духовной жизни народа должен был заботится священник племени (шаман).

 

Проблемы коренных народов

С 60-х. гг. XX в. коренные народы Канады начали увереннее отстаивать свои права. Ключевым событием того времени стало создание Ассамблеи Первых народов, межплеменной организации, которая превратилась во влиятельного участника политической жизни страны. В 80-х гг. Ассамблея добилась большей степени самоуправления на своих землях и подняла вопрос о земельных правах, спонсируя ряд судебных процессов о вытеснении коренного населения с их территории. Ассамблея также участвовала в процессе образования Нунавута, нового региона инуитов, который появился в 1999г. на Северо-Западных территориях. Тем не менее по сравнению с белыми соотечественниками коренные жители Канады остаются бедными и ущемленными. На восстановление исторической несправедливости уйдут десятки лет, даже если политические силы будут готовы к решительным действиям.


 

Терминология

Для многих канадцев слова «эскимос» и «краснокожий индеец» или просто «индеец» неприемлемы. Они восходят к тем временам, когда белые доминировали в стране и угнетали коренное население. Термин «эскимос» был заменен другим: «инуит». Но вот с современной заменой термина «индеец» все не так просто. Некоторые предпочитают говорить «коренные жители», другие – «Первые народы». Все эти варианты допустимы, но лучше было бы обозначать конкретное название племени или сообщества, например, «ирокезы» или «кри».

Источник: canadianweb.org

Демографическая ситуация

Канадцы – это нация с низкой рождаемостью. В среднем на каждую канадскую женщину приходится 1,6 ребенка. Смертность составляет 7,39 на 1000 человек, однако уровень младенческой смертности в стране считается одним из самых низких и составляет 5,08 смертей на 1000 живорождений. Средняя продолжительность жизни составляет 76 лет для мужчин и 83 года для женщин. Темпы роста населения в среднем ежегодно снижаются на 1,02 процента, несмотря на большое число иммигрирующих в эту страну.

Население Канады стареет. Самым быстрорастущим сегментом населения являются люди старше 65 лет, которые сейчас составляют 13 процентов населения. Между тем, 19% населения младше 15 лет.

Сегодня ведущие причины смерти среди канадцев – это дегенеративные заболевания. В 2007 году онкологические заболевания становились причиной около 30% всех смертей. Сердечнососудистые осложнения, включая болезни сердца и инсульты, были ответственны еще за 28% всех смертей.

Иммиграция


Канада всегда была известна как одна из лучших стран для иммиграции. Причина такой популярности — это мягкие иммиграционные правила. Кроме того, Канада считается одной из самых спокойных и развитых стран. Еще во времена рецессии, Канада, как правило, не изменяла своего отношения к приему новых репатриантов. На протяжении всей истории Канады иммиграционные квоты остаются неизменными.

Каждый год в Канаду в среднем пребывает 6,2 иммигрантов на 1000 человек. В Канаде проводится либеральная иммиграционная политика, поэтому двери государства распахнуты для беженцев и тех, кто просит у властей убежища или решает переехать сюда на постоянное место жительства.

География расселения

Несмотря на обширность территорий, 90 процентов населения Канады находится в 160 километрах от границы с США. За исключением некоторых общин, большая часть населения страны живет в городах. В 2015 году 75% канадцев проживали в крупных городах.

Этнический состав

Канадская нация этнически многообразна. Люди британского происхождения составляют 28% населения, в то время как французы — 23%. Остальные — европейцы: в основном, это выходцы из Восточной Европы. Их численность составляет чуть более 15%. Всего 2% американцев проживает на территории Канады. Около 6% населения делят между собой люди азиатского, арабского, африканского и латиноамериканского происхождения, а остальные 26% канадцев имеют смешанное происхождение.

Коренное население канады

Религия и культура


Канада разделилась почти поровну между протестантами и католиками. Существуют глубокие противоречия между англоязычными канадцы и представителями других религиозных конфессий, который проживают, в основном, неподалеку от провинции Квебек. Народ Квебека придерживается различных культур, а правительство принимает и даже поощряет усилия по сохранению самобытности провинции. Из-за этих разделений, нация имеет 2 основных официальных языка, английский и французский. Правительство также признает несколько индейских языков Америки. Однако напряженность в отношениях между английскими и французскими жителями привела к неоднократным усилиям националистов отколоться и сформировать свою собственную нацию. Дебаты по поводу независимости Квебека — наиболее серьезные с политической точки зрения. Они по-прежнему актуальны, поскольку по этому вопросу еще не вынесено окончательного решения.

Существуют и другие региональные и религиозные различия в Канаде, подобные различиям в Соединенных Штатах. Люди в приморских провинциях — Новая Шотландия, Нью-Брансуик и остров принца Эдуарда — имеют схожую культуру, исповедующуюся в регионе Новая Англия в США, в то время как западные регионы обеих стран также тесно связаны с сельским хозяйством и фермерством.

Коренные жители Канады


Коренное население канады

Канада является домом для разнообразной группы индейских племен. Большинство индейцев живет в Канаде. Прежде всего, это инуиты и метисы. Согласно Закону о Конституции Канады 1982 года, есть три основных группы коренного населения, которые официально признаны правительством. Помимо инуитов и метисов сюда входят представители коренных народов.

Более 600 000 канадцев считают себя частью первого племени Наций. Более 70 языков составляют лингвистический мир первого племени Наций. Первый флаг Объединенных Наций – это традиционный канадский флаг. Некогда на нем изображались три полосы, две красные по бокам, и одна белая посередине с портретом индейского вождя.

Около 45 000 канадцы идентифицируют себя как часть племени инуитов. Недавно канадское правительство стало признавать инуитов, строя учебные заведения в местах их проживания. Однако по-прежнему инуиты не могут претендовать на договорные льготы по Закону об индейцах.

Порядка 292 000 человек отождествляют себя как часть племени метисов в Канаде. Эти люди не любят, когда их называют аборигенами. Внутри племени используются два основных языка – смешанный французский и наречие метисов.

Население Канады: прогнозы

Сегодня темпы роста населения Канады является самыми высокими среди стран G8. Международная миграция была и остается основным источником роста населения Канады. С 1993 года и по настоящее время иммиграция составляет две трети прироста населения. Независимо от будущего уровня иммиграции, лояльная политика правительства будет продолжать создавать благодатную почву для роста иммигрантов – выходцев из неевропейских источников.


Население Канады, особенно в его высоко урбанизированной территории, как ожидается, увеличится в его этническом и культурном многообразии. Согласно последним демографическим прогнозам бюро статистики Канады, население, как ожидается, увеличится в ближайшие 50 лет, с 35,2 млн. в 2013 году до 40,0 млн. (при неблагоприятном развитии) и 63,5 млн. (в случае благоприятного развития событий).

Источник: canadago.ru

Современное положение индейцев и эскимосов Канады
Этнография — Народы Америки

Современное индейское население Канады представляет собой остатки некогда многочисленных племен, говоривших на языках нескольких лингвистических групп (алгонкинской, атапаскской, ирокезской, сиу, селиш и др.). Значительная часть коренного населения Канады, предположительно насчитывавшего ко времени открытия Америки до 220 тыс. человек3, вымерла или была уничтожена в период колонизации. Исчезли, например, беотуки Ньюфаундленда, целый ряд племен, живших по берегам Великих озер и на Юконе. Численность индейцев в 1951 г. составляла 155 874^.


По данным переписи отдела по индейским делам Департамента гражданства и иммиграции, проведенной в 1955 году, «количество лиц, считавшихся индейцами и подлежащих специальному индейскому законодательству», равнялось 151 588 человек5. Разница с цифрой индейского населения Канады, данной в переписи 1951 г., объясняется тем, что в последнюю были

включены канадцы, имевшие среди своих предков индейцев, но уже ассимилировавшиеся среди окружающего неиндейского населения.

Численность индейского населения по отдельным районам, согласно’ука- занным двум переписям, следующая:


Название провинции

1951 г.

1955 г.

Канада в целом

155874

151588

Онтарио

37370

37255

Британская Колумбия

28478

31086

Манитоба

21024

19684

Саскачеван

22250

18750

Альберта

21163

15715

Квебек

14631

17574

Приморье

5587

5933

Территория Юкона

1533

1568

Северо-западные терри

 

 

тории

3838

4023

Если для провинции Онтарио, территории Юкон и Северо-западных территорий показатели двух переписей почти совпадают, то в цифрах численности индейцев в степных провинциях, Британской Колумбии и Квебеке наблюдаются значительные расхождения.

Различия в данных не могут быть объяснены сроками переписи, а определяются прежде всего указанными выше разными подходами к определению, кого считать индейцем. Сопоставление же результатов этих переписей дает некоторое представление об этнических процессах, происходящих среди индейского населения в различных провинциях страны. Например, сильное сокращение численности индейцев в степных провинциях и, хотя и незначительное — в Онтарио, по переписи 1955 года по сравнению с 1951 годом, может свидетельствовать о двух процессах: о естественной убыли индейского населения или о более интенсивной ассимиляции -его в этих провинциях по сравнению с Британской Колумбией и Квебеком, в которых индейцы действительно более изолированы от окружающего неиндейского населения.

Значительную часть индейского населения Канады составляют метисы, особенно в южных степных и восточных провинциях. Но даже и в таких, сравнительно изолированных частях страны, как бассейны рек Юкона и Макензи, центральный и восточный Лабрадор, среди предков большинства индейцев имеются европейцы (скупщики пушнины, трапперы, рыбаки и др.). Процесс ^метисации за последнее время происходит значительно медленнее.

Большая часть канадских аборигенов размещена по резервациям (называемым в Канаде резервами), которые отводились им после экспроприации их земельных угодий канадским правительством, оформлявшейся в форме «договоров» с индейцами.

В Канаде насчитывается 2223 резервации, размеры которых сокращаются из года в год. Индейцы Юкона, Северо-Западных территорий и Лабрадора еще не помещены в резервации, но в связи с освоением канадского севера здесь также происходят процессы заселения индейских земель белыми, ограничения их охотничьих угодий, в конечном счете ведущие к поселению в резервации. Общая площадь резерваций в 1951 г. равнялась 5800 тыс. акрам, из них обрабатывалось 35 тыс. акров.

В Канаде в 1941 г. из 136 тыс. индейцев1 насчитывалось 40 047 человек самодеятельного населения. Из них 20 тыс. были заняты звероловством, рыболовством и на лесозаготовках, свыше 11 тыс. —в сельском хозяйстве, 2 тыс. — в обрабатывающей промышленности, 1062 человека — на строительстве, около 3 тыс. —в обслуживании, 239— в горнодобывающей промышленности и 94 человека — в электропромышленности2.

По характеру современного состояния и основным занятиям индейцы Канады могут быть разбиты на три большие группы: 1) индейцы северной лесной и тундровой частей Канады; 2) индейцы Британской Колумбии; 3) индейцы юга степных и восточных провинций страны.

Индейцы и эскимосы Северной Канады

По обширной территории канадского севера разбросаны мелкие группы атапаскских и алгонкинских племен3; численность отдельных групп в редких случаях достигает тысячи человек. До сих пор они ведут кочевую жизнь охотников и звероловов, в летние месяцы занимаются рыболовством. Это наиболее отсталая и бедствующая часть аборигенов Канады.

В бассейне рек Юкона и Макензи живут охотой остатки атапаскских племен. Наиболее многочисленны из них чайпеваи, насчитывающие около тысячи человек. Они охотятся в окрестностях оз. Фон-дю-Лака и Форт- Резольюшен и зависят от торговых лавок в Форт-Чипевайан и Форт-Ре- зольюшен. С чайпевайями слились остатки (около 150) племени тацано- тинов («желтые ножи»), которые также сдают меха в Форт-Резольюшен. Индейцы племени тлингчадинов («собачьи ребра») слились с остатками племени этчаотинов («невольников») и образовали две группы общей численностью в 750 человек. Одна из них охотится между оз. Ла-Мартром и р. Макензи, другая — в районе Большого Невольничьего озера. Они связаны с Форт-Резольюшен и с Форт-Норманом на р. Макензи. Небольшая группа этчаотинов охотится самостоятельно в верховьях р. Лайарда и сдает пушнину в Форт-Нельсон, где они постоянно тесно общаются с алгонкинским племенем кри. Этчаотины считают индейцев кри лучшими мастерами охотничьих амулетов. В районе Большого Медвежьего озера охотятся каучодины («зайцы») в количестве около 750 человек, среди них особенно много метисов. В бассейне Юкона живут остатки (около 700 человек) некогда многочисленных кучинов (люше)4. Кучины особенно пострадали во время клондайкской «золотой лихорадки», начавшейся в 1896 г., когда было истреблено или погибло от голода более трех четвертей всего состава этой группы племен5. Не менее, чем кучины, пострадали от нее и индейцы нахани, живущие южнее кучинов. Двумя группами (100 и 160 человек) они зимой охотятся в горах, летом спускаются в торговые посты на р. Юконе. Соседями нахани с юга являются секани (160 человек), охотящиеся в верховьях рек Мирной (Пис-Ривера) и Лайарда. Одни из них связаны с торговым постом в Форт-Грейам, другие — в Форт-Мак-Лауд. Последний был основан на их территории в 1905 г. Это была первая база эксплуатации индейцев, приведшей к быстрому исчезнованию племени секани.

Все эти группы индейцев еще не поселены в резервации, но находятся в экономической зависимости от определенного торгового поста Компании

Гудзонова залива, держащей в постоянной долговой кабале индейских охотников.

Более южная группа атапасков севера Канады, остатки племени «бобров» (около 600 человек), уже поселена в резервации по р. Мирной. Они занимаются немного коневодством, зимой промышляют пушного зверя.

На р. Мирной в Форт-Мак-Ферсон расположено становище индейцев племени кучинов (около 300 человек).

На востоке от атапаскских групп кочуют племена охотников и звероловов алгонкинской группы: кри, монтанье, наскапи и собственно алгонкины. Кри сильно смешались с соседними группами племен атапасков на западе от Гудзонова залива и с алгонкинами в провинции Квебек. Небольшая группа кри живет в резервации черноногих и ведет кочевую жизнь охотников и звероловов. Одной группе отведена резервация на р. Морисе в Квебеке, но этот акт пока что не привел их к оседлости. Каждая охотничья группа кри связана с определенным торговым постом, ближайшим к месту ее кочевья.

Группы алгонкинских племен, расселенных к югу и востоку от кри, находятся в настоящее время на различных этапах прикрепления к резервациям и перехода к оседлой жизни. Дальше всего процесс зашел у собственно алгоикинов (соседи кри с юга), которые в основном уже закреплены за резервациями (одна — в Онтарио, три — в Квебеке). Индейцы одной из них (Ривер-Дезерт в провинции Квебек), численностью 742 человека, живут полностью оседло1. В других резервациях большая часть индейцев осела, но меньшинство продолжает кочевать; например, в резервации Темискамин из 314 человек три четверти оседлы, остальные кочуют. Около оОО человек еще совсем не связаны с резервациями.

Подобный же процесс закрепления за резервациями и перехода к оседлой жизни происходит в настоящее время и на востоке провинции Квебек среди монтанье и ближайших к ним наскапи, с которыми они сильно смешались. Им отведено здесь четыре резервации, но в самой большой из них, Пуэнт-Блё, из 1045 человек осела только половина, другая — кочует. Аналогичная картина наблюдается и в других резервациях: часть индейцев оседает, часть охотится и только летом приезжает сдавать пушнин и закупать нужные товары.

Осевшие индейцы работают на сезонных сельскохозяйственных работах, на лесозаготовках, в промышленности, служат гидами для прибывающих в их районы туристов, некоторые группы возделывают небольшие огороды. У многих индейцев в качестве сезонного занятия сохранился также промысел пушного зверя, но семьи их круглый год живут в резервации. Кочевые соплеменники называют их «индейцами торгового поста».

От белых трапперов осевшие индейцы отличаются тем, что ведут менее хищническую охоту2, меньше применяют капканов: белые звероловы ставят 100—200 капканов, а индейцы — от 20 до 60, хотя некоторые и имеют их свыше ста. Индейцы обычно охотятся небольшими коллективами, состоящими из охотников двух-трех семей; в этом можно видеть сохранение коллективных форм охоты. Коллективное начало проявляется также в распределении добычи между охотниками группы в соответствии с числом членов семьи каждого охотника и его долгом в лавке компании3. В пище индейцев, наряду с покупными продуктами — мукой и жиром, в большей степени используются лесные плоды; привозное продовольствие дополняется рыбой, которую ловят женщины, остающиеся в селениях.

Наскапи северного и восточного Лабрадора еще не расселены по резервациям. Отдельные группы кочевых охотников различаются по местам их постоянных летних стоянок. Одна группа (144 человека) живет в устье р. Мингана,другая(158человек)—на р. Наташкуане,третья (ISO человек)— на р. Ромене и т. д. Небольшая группа (191 человек) разбивает лагерь в Форт-Чимо.Как и атапаскские племена, они живут зверолорством, охотой на мясного зверя и рыбной ловлей. У них в большой степени сохранились коллективные начала и в промысле, и особенно в охоте. Однако последняя становится ненадежным источником существования, так как крупной дичи теперь мало.

На протяжении всей истории меховой торговли скупщики^мехов стремились создать из индейцев кадры звероловов, закабаленных пушными компаниями. Всеми способами они заставляли индейцев как можно больше промышлять пушного зверя в ущерб мясной охоте. И чем меньше индейцы охотились на мясного зверя, тем больше они попадали в зависимость от скупщиков мехов, покупавших дорогую пушнину по столь низким ценам, что индейцы оказывались в вечном долгу у них.

Исследователь наскапи В. Таннер образно охарактеризовал положение индейцев-звероловов: «С небольшим преувеличением можно сказать, что индейский зверолов превращается в мыслящую охотничью собаку скупщика мехов, жизнь которой поддерживается только ради мехов»1. В провинции Квебек из 2900 охотников две трети — ивдейцы и эскимосы. Несколько больше звероловов-белых на Северо-Западных территориях, но и здесь они составляют меньшинство и промысел их дает лишь 20% всей добываемой здесь пушнины.

Почти все время охотников уходит теперь на расстановку капканов и их проверку, для охоты на мясную дичь остается мало времени; стада оленей не только чрезвычайно сократились, но и изменили пути своих миграций и не всегда появляются в районе охоты той или иной индейской группы. Например, в 1951—1952 гг. олени карибу не появлялись на землях этчаотинов2. В подобных случаях индейцы стремятся восполнить недостаток пищи охотой на зайцев, птицу и рыбной ловлей. Но иэто ненадежный источник существования, так как бывают годы «неурожая» зайцев. Хотя за последние 50 лет, в связи с сокращением охоты на мясного зверя, мука заменила мясо как основу питания, а лярд — жир животных, однако индейцы в редких случаях в состоянии полностью обеспечить себя привозными продуктами. Уменьшение количества пушного зверя, чрезвычайнонизкие цены на меха и высокие «компанейские» цены на нужные ивдей- цам товары привели индейцев в состояние вымирающего от голода и болезней народа, о чем пишут почти все исследователи канадского севера3. Компания Гудзонова залива платила индейцам одну двадцатую часть стоимости добытых ими мехов, выплачивая эту стоимость в товарах, цены на которые она устанавливала по своему усмотрению4. Страшные голодовки индейцев^ от которых вымирают целые группы, настолько частое явление, что выработалась даже особая система знаков бедствия, расставляемых на лесных тропах: «Гибнем от голода», «Осталось еды на два дня» и др.

Создавшееся положение вынудило канадское правительство принять некоторые меры по оказанию помощи индейцам: голодающим стали выдавать пособие в размере 1 фунта муки на душу в день. В области р. Макензи в провинции Квебек организованы заказники на охотничьи угодья, охота в пределах которых разрешена только индейцам; вводятся меры по охране зверя и значительные ограничения охоты белых трапперов.

Мероприятия по улучшению положения индейцев, как отмечают исследователи, пока не дали ощутимых результатов. Одной из главных причин тяжелого положения индейцев является ничем не ограниченная эксплуатация индейских звероловов пушными компаниями, монопольное положение среди которых занимает Компания Гудзонова залива. На севере Канады везде, где водится пушной зверь, разбросаны торговые посты компании, которых насчитывается свыше 300. Каждый охотник-зверолов опутан сетями долговых обязательств компании. Индейцы-охотники полностью подчинены ей: правительственные чиновники на местах не вмешиваются в дела компании. Такое положение именуется «политикой свободного предпринимательства», которая, как указывает один из исследователей канадского севера, и привела туземцев к моральной и физической деградации. По его мнению, для исправления создавшегося положения необходимо изменить основы торговли с индейцами. «Торговля, — пишет он,— должна находиться под строгим контролем. Ценына пушнину должны быть справедливыми, так же как и на товары, нужные индейцам. Долговую систему нужно уничтожить»1.

К лету индейцы съезжаются для сдачи пушнины в поселки. Постоянными жителями этих поселков является пришлое белое население: миссионеры, скупщики пушнины, полицейские, белые звероловы, а также осевшие индейцы. Многие из поселков выросли из пунктов по скупке мехов. За последние годы в этих поселках появились новые фигуры — радиста и метеоролога. Многие из северных поселений стали городками — центрами горнодобывающей и лесной промышленности. Таковы Te-Пас, Флинфлон, Йеллоунайф, Черчилль и др. За последние годы возникло много новых военных и горняцких поселков. Конторы по скупке пушнины и магазины Компании Гудзонова залива, католическая или англиканская миссия, а чаще всего обе, школа, госпиталь и полицейский пост являются непременными учреждениями северных поселений Канады. Индейцы селятся на их окраине, в своеобразном гетто, многие имеют здесь постоянные хибарки, служащие им вторым жилищем, другие разбивают брезентовые палатки, в которых нередко живут и зимой на охотничьих стойбищах. Индейцы проводят здесь все лето, питаясь почти исключительно рыбой и поставляя ее местному неиндейскому населению. Индейцы Юкона (обитающие близ Даусона) изобрели своеобразное рыболовное колесо с лопастями и черпаками, которое ставится в воду у берега и, вращаемое течением, время от времени зачерпывает лосося. Улов продают в Даусоне.

В летние месяцы многие индейские группы работают по доставке торговых грузов Компании Гудзонова залива во внутренние части страны. Тяжелый труд по транспортировке товаров в условиях тайги оплачивается продуктами и товарами из лавок компании, по расценкам, устанавливаемым самой компанией.

В быту таежных охотников хотя и сохраняется много от старой культуры, однако они прекрасно умеют обращаться с ружьем, ценят преимущества стальных капканов и брезентовых лодок, железных и медных котлов перед самодельными орудиями и утварью; к берестяной посуде возвращаются в случае поломки медного или железного котла и невозможности заменить его новым. Зачастую, однако, бедность заставляет индейцев употреблять менее приспособленные к условиям Севера фабричные изделия вместо своих: вместо теплых палаток из оленьих шкур жить в полотняных палатках с железной печкой1, но в этих палатках с печкой все же холоднее, чем в старом «типи».

Готовая одежда, приобретаемая в лавках Компании Гудзонова залива, недостаточно теплая и не приспособленная для условий Арктики, все более вытесняет туземную одежду. Наиболее устойчивым элементом национальной одежды индейцев является обувь — мокассины. До сих пор еще охотничьи племена Канады пе только не употребляют сами фабричной обуви, но шьют мокассины для продажи канадцам, которые охотно носят их на Севере.

В общественной жизни охотничьих племен сохраняются еще некоторые черты старых родовых отношений 2. Хотя все группы северных охотников попали под влияние различных религиозных миссий и считаются формально христианами, однако в их религиозных представлениях сохраняется много дохристианских анимистических и тотемистических представлений. Наиболее живуче представление о сверхъестественной силе «накань». Соблюдается множество табу, связанных с охотой. Еще в 1954 г. был отмечен3 у этчаотинов обряд погребения на деревьях, практиковавшийся, однако, только в отношении некрещенных детей. Около могил развешивались личные вещи умершего: чашки, тарелки, детский горшок, одежда и даже ружье, если оно не было завещано. Сохранилась вера в силу амулетов, но отмечается отмирание представления о духах личных покровителях. Мак Ниш, исследовавший религиозные представления этчаотинов, отмечает, что в 1954 г. в изучавшейся им общине никто из молодых и среднего возраста индейцев не имел духа-покровителя, лишь несколько человек старше 55 лет еще верили в покровительство этих духов1.

За последнее десятилетие, в связи с освоением канадского севера,все большее число живущих здесь аборигенов вовлекается в промышленность и строительство. Через тундры, где кочуют индейцы наскапи, прошла железнодорожная линия к заливу Унгава, строятся аэродромы. Все дальше яа север продвигаются горпоразработки и целлюлозно-бумажные предприятия. Индейцы начинают работать на них. В лесопильной компании «Абитиби», например, в 1954 г. из 291 рабочего 92 были индейцами2. Но переход индейцев от первобытно-общинных еще в основном отношений к условиям эксплуатации на капиталистических предприятиях совершается чрезвычайно болезненно. Эта эксплуатация носит колониальный характер, индейский труд считается наиболее дешевым. Индейцы не организованы в профсоюзы для защиты своих прав. В то же время они с трудом привыкают к размеренности рабочего дня, к требованиям приходить на работу в определенный час. Их здоровье, подорванное частыми голодовками, болезнями и алкоголем, принесенными к ним европейцами вместе с меховой торговлей, не всегда выдерживает напряженность труда на капиталистических предприятиях. Но неизбежная пролетаризация индейцев, несомненно, поведет к быстрой и коренной ломке их старого бытового уклада и их мировоззрения.

В аналогичных условиях живут эскимосы3, являющиеся непосредственными соседями атапаскских и алгонкинских племен с Севера. Поселения эскимосов разбросаны на всем протяжении северного побережья ‘ Канады, от границы с Аляской до западного берега Ньюфаундленда. Проникновение к ним пушных торговцев вызвало те же изменения в экономике и быту, что и у указанных индейцев: вытеснение охоты на морских животных товарным пушным промыслом; замена местных орудий, оружия и утвари товарами фабричного производства; почти исчезли каяк и умиак, как средство транспорта, у богатых эскимосов появились моторные лодки; меховую одежду вытесняет одежда из фабричных тканей, кожаную палатку — парусиновая; мясную пищу — мучная. Все эти новшества оказались гибельными для эскимосов, потому что они были связаны с колониальной эксплуатацией, приведшей к катастрофическому ухудшению жизненных условий этого народа. Известныйэтнограф Канады Д. Дженнесеще в 1932 г. писал поэтому поводу следующее:*«Если тюленье мясо укрепляло здоровье охотника и траппера, то питание, состоящее из мучных лепешек (баннок) и чая, фактически означает голодание. В большей части Арктики эскимосы теперь хуже одеты, хуже питаются, чем в дни их изоляции»1. Это вызвало широкое распространение туберкулеза и других болезней и чрезвычайно высокую смертность среди эскимосов. По приблизительным подсчетам, численность канадских эскимосов в доколонизационный период определяется в 22,5 тыс. человек; согласно переписи 1951 г. их насчитывалось только 9733 человека.

С 1935 г. правительство принимает меры к введению среди эскимосов оленеводства. В устье р. Макензи создана оленеводческая станция, где эскимосская молодежь обучается уходу за оленями. Однако оленеводство плохо усваивается эскимосами, исследователи канадского севера отмечают равнодушие их к этому занятию.

За последние годы наблюдается использование эскимосов в транспорте и на строительстве промышленных и военных сооружений на далеком севере Канады. Однако промышленное освоение районов расселения эскимосов влечет за собой ухудшение их общего положения и болезненную ломку их бытового уклада.

 

Источник: lib7.com

Почему же после «патриации» канадской конституции понадобилось ежегодно собирать новые конституционные конференции, разрабатывать текст поправок, касающихся коренного населения? Почему проблема коренных народов, составляющих всего 2 % всех жителей Канады, так много лет не сходит со страниц канадской и иностранной печати, с повестки дня парламента страны и международных форумов?

Специфика этой проблемы, выделяющая ее из многих других этнических вопросов, в том, что индейцы и эскимосы — не просто небольшая составная часть канадской этнической мозаики. Они — представители совершенно иного общества с уникальным образом жизни и системой ценностей. И это общество имеет со всех точек зрения, в том числе и господствующей в Канаде буржуазно-демократической, неотъемлемое право на свободное развитие в стране, где оно зародилось. Вместе с тем привычная риторика о правах человека и свободах, характерная для канадских средств массовой информации и политических деятелей, опровергается широко известными фактами политической, экономической и социальной дискриминации коренного населения страны. Принятое горделивое определение франкоканадцев и англоканадцев как «народов-основателей» противоречит тому очевидному факту, что первыми Канаду заселили и освоили все-таки ее коренные народы. И этот эмоциональный подтекст вопроса о правах аборигенов не следует преуменьшать: нищета и социальная неустроенность коренных народов Канады бьют в глаза сильнее, чем аналогичные явления в среде тех или иных групп иммигрантов.

К коренным народам в Канаде относятся три группы населения страны: 1) представители многочисленных индейских племен, говорящие на 58 языках десяти не связанных друг с другом языковых групп; 2) индейско-европей-ские метисы — в основном потомки от браков англичан и французов с индейскими женщинами в период первоначального освоения канадского Запада и Севера в прошлом веке; 3) эскимосы заселяющие побережье и острова Ледовитого океана. Эскимосы не родственны индейцам и по языку, культуре и внешнему облику ближе к нашим чукчам; с Чукотки они и пришли в Америку примерно 5 тыс. лет назад (тогда как индейцы переселились в Америку несколькими волнами из Азии, также через Чукотку, 25—30 тыс. лет назад).

Численность индейцев в Канаде составляет около 400 тыс. чел., зарегистрированных переписью метисов — 100 тыс. (по другим, оценочным данным, их фактическая численность достигает 1 млн чел.), эскимосов — 25 тыс. Таким образом, коренные народы составляют, по переписи 1981 г., всего 2 % населения страны (вследствие очень высокой рождаемости среди коренных жителей их доля быстро растет: в 1961 г. она составляла 1,2 %, в 1971 г.— 1,5 %). Однако доля коренных жителей в населении канадского Запада и особенно малозаселенного Севера гораздо выше, и примерно на половине территории страны они составляют большинство жителей. Причем чем севернее, тем доля аборигенов выше.

В провинции Альберта, например, проживает 60 тыс. индейцев, а также 12 тыс. метисов. В сумме это 3 % жителей провинции; в северных ее округах их доля составляет 15 %. Далее на север, на федеральных Северо-Западных территориях, занимающих треть площади всей Канады, проживает около 10 тыс. индейцев, около 3 тыс. метисов и 16 тыс. эскимосов (остальные канадские эскимосы живут главным образом на полуострове Лабрадор, территория которого разделена между провинциями Квебек и Ньюфаундленд) . Вместе они составляют 60 % населения Северо-Западных территорий. В самом северном округе этих территорий, занимающем арктические острова, доля эскимосов превышает 80 %.
В настоящее время слово «эскимос» в Канаде не употребляется (считается оскорбительным: на одном из индейских языков оно означает «тот, кто ест сырое мясо»). По требованию эскимосских организаций в конституции, официальных документах и прессе их называют «инуит» (в единственном числе—«инук»), что означает на языке канадских и гренландских эскимосов просто «человек». Индейцев часто называют «америндейцами» или по самоназваниям отдельных племен (например, атапасков, составляющих большинство индейского населения Севера, сейчас принято называть «народ дене»; близко родственных друг другу наскапи и монтанье — «народ инну»). Поскольку в русском употреблении слова «эскимос» нет ничего уничижительного, полагаем допустимым дальнейшее применение этого более привычного читателю термина.
В отличие от коренных народов советской Сибири и Севера, сохранивших знание родного языка (благодаря развитию в годы Советской власти сети национальных школ с обучением на их родных языках), большинство канадских индейцев вследствие ассимиляторской политики властей (преподавание на индейских языках почти не ведется; практически нет соответствующих учебников и т. д.) не владеют родными языками и перешли на английский или французский (в провинции Квебек). По переписи 1981 г., индейскими языками владели лишь 30 % «чистокровных» индейцев Канады, а пользовались этими языками в быту всего лишь 20 %. Более изолированно живущие эскимосы в своем большинстве сохранили родной язык (6 сходных между собой диалектов) и пользуются особой слоговой письменностью, похожей на геометрические фигуры, на которой издаются официальные документы и периодические журналы.

Источник: wikicanada.ru


Categories: Население

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.