Понять[править]

«Рио-де-Жанейро — это хрустальная мечта моего детства»

Остап Бендер

Название в переводе с португальского означает «январская река». Второй по величине (после Сан-Паулу) город Бразилии, имеет полуофициальное прозвище «Изумительный город». Рио-де-Жанейро был столицей Бразилии до 1960 года, теперь столицей является Бразилиа. Население — свыше 6 млн. человек. Жители города называют себя «кариока».

Рио-де-Жанейро принимал чемпионат мира по футболу 2014 года и Олимпийские игры 2016 г.

Рио-де-Жанейро принято делить на 4 основных района:

  • Исторический центр (Centro), где расположены исторические объекты, банки и магазины. К историческму центру относятся районы Лапа и Санта-Тереза;
  • Южная зона (Zona Sul) с пляжами и основными достопримечательностями; включает в себя районы Копакабана, Ипанема, Леблон и Фламенго;
  • Северная зона (Zona Norte) и Западная зона (Zona Oeste). Здесь расположена большая часть городских стадионов. В районе Барра-да-Тижука (Barra da Tijuca) расположен самый длинный в городе пляж длиной 18 км.

Как добраться[править]

На самолёте[править]

Рио — крупный авиахаб, принимающий рейсы со всего мира. В городе есть три аэропорта:

  • Международный аэропорт Галеан (IATA: GIG) в 20 километрах от центра города. ☎ +55 21 3398-5050
  • Аэропорт Сантос-Дюмон (IATA: SDU) неподалеку от центра, принимающий местные рейсы. ☎ +55 21 3814-7070.

До аэропортов можно добраться на четырех автобусных линиях. Автобусы оборудованы кондиционерами и местами для багажа. Они ходят примерно каждые 30 минут с 5:30 утра до 10 вечера.

На поезде[править]

Вряд ли вы приедете в Рио на поезде: Центральный вокзал (Estação Central do Brasil) обслуживает, в основном, пригородные направления. Ближайшая станция метро — Центральный вокзал, линии 1 и 2.

На автомобиле[править]

В Рио-де-Жанейро ведут множество трасс, однако без навигатора можно заблудиться: дорожных указателей мало.

Основные федеральные автомагистрали, проходящие через Рио:

  • BR-116 соединяет город с южными регионами Бразилии;
  • BR-101 идет на север и северо-запад;
  • BR-040 идет в центральные и западные районы страны.

На автобусе[править]

На автовокзал Rodoviária Novo Rio ходят автобусы из Сан-Паулу.

На корабле[править]

Паромы (Barcas) связывают соседние районы в Рио-де-Жанейро и прибывают на Praça XV в самом центре города.

Транспорт[править]

Метрополитен Рио-де-Жанейро работает с 1979 года. В нем всего две линии, которые, к тому же, значительную часть маршрута идут параллельно, однако они покрывают респектабельные и развлекательные районы вплоть до горы Сахарная Голова, не охваченные наземными поездами SuperVia.

В пеших прогулках обычно можно сориентироваться на месте, посмотрев на расположение рук статуи Христа Спасителя. Христос стоит лицом к заливу Гуанабара.

Автобусы в Рио-де-Жанейро — самый дешевый и удобный способ передвижения. Путешественникам полезно знать их маршруты. Ночью автобусы ходят редко. Цена на проезд начинается от $3,95 (2018год); Проезд оплачивается наличными водителю перед проходом через турникет. Если вы оплачивате надичными проходите через правый турникет (их 2). В набитом автобусе остерегайтесь карманников. Вход в автобус через переднюю дверь, выход через заднюю.Остановить автобус можно за веревочку под потолком или нажать на кнопку стоп (не всегда работает)

Некоторые автобусные остановки в южной части города имеют крышу и скамейку, но иногда остановки не имеют никаких признаков вообще. Автобусы не останавливаются на каждой остановке: поднимайте руку, если хотите сесть в автобус. Обычный интервал движения — 15 минут, ночью и в отдаленных районах города могут ходить раз в час или еще реже.


Синие автобусы, повышенного класса- стоят от 14 реалов за поездку. Есть кондиционер, wifi, большие, откидывающиеся кресла. Едет от аэропорта до Южной зоны

Множество автобусных линий в Рио охватывают почти все районы города. Номера маршрутов соответствуют району города, по которому он проходит:

  • Номера на 1 — Южная зона / Центр города;
  • Номера на 2 — Северная зона / Центр города;
  • Номера на 3 — Западная зона / Центр города;
  • Номера на 4 — Северная зона / Южная зона;
  • Номера на 5 — маршрут в Южной зоне;
  • Номера на 6 — Северная зона / Западная зона;
  • Номера на 7 и 9 — в пределах Северной зоны;
  • Номера на 8 — маршрут в Западной зоне.

Самые популярные линии для туристов — 583 и 584 (от Копакабаны и Ипанемы до Корковадо с железнодорожный вокзалом), а также 464 и 435 (от Копакабаны до Маракане). Маршруты 511 и 512 идут на гору Сахарная голова. Как правило, водители автобусов и говорят только по-португальски.

Ориентироваться в автобусе крайне сложно. Нет схем маршрута и названий остановок. Хорошее приложение, которое поможет сориентироваться в городе «Moovit» прокладывает маршруты и отслеживает путь оффлайн.


В Южной зоне (туристической) Есть метро, которое охватывает основные достопримечательности. Метро с кондиционером, есть спец вагон для женщин.

VLT-трамвай, в центре города едет до олимпийского бульвара. (museu da Amanhã, олимпийские муралы, порт Рио, музеи и соборы). Очень комфортный транспорт с кондиционером. Для проезда нужна карта Rio card, приобрести можно на остановке VLT/метро/BRT.Ходят контролеры.

BRT- аналог метро. Автобус, курсирую в западной зоне города (Barra,Recreio,Guaratiba) и северной. Едет по отдельной полосе, в автобусах есть usb для зарядки телефона. Вечером переполнены, могут ограбить в автобусе. Можно доехать из/до аэропорта Galeão. Оплата проезда картой. Пополнить/купить можно на остановках/автомате.

Паром- курсирует между Рио и соседним городом Нитерой. Купить билет можно на Pracã XV.Вечером быть оторожными в той стороне города.

Мото-такси стоит около 5реалов за поездку.

Такси-обычное желтое/убер/taxi(app)

1001bus-междугородний автобус. Из Рио можно добраться до множества городов (Arraial do Cabo, Buzios, Paraty, Ilha Grande, Petropolis…)отправляется от Rodoviaria (не безопасный район). Цены стартуют от 70 реалов за поездку. Комфортные чистые автобусы с туалетом и кондиционером.

Bla bla car-работает так же как в РФ

Велосипед-прокат/городской велосипед ITAU. Стоит 5 реалов/сутки, 10 реалов/месяц. Регистрироваться через приложение или на месте в автомате, нужна кредитная карта. Очень много станций по всему городу, комфортные,новые велосипеды.


Электричка-курсирует в северной зоне города.

Трамвай до статуи Христа. Электрический трамвай до статуи проходит по склону горы Корковаду, время в пути около 30 мин. Стоимость от 60реалов (входит стоимость на статую), есть приложение Trem do corcovado. Можно заранее купить билет.

Трамвай в районе Santa-Teresa. Туристический трамвай в португальском стиле, проходит по арке лапы. Santa Teresa trem-есть подробный маршрут. В пути около (20-30 мин). Едет до собора святого Себастьяна. Билет от 20 реалов

Достопримечательности[править]

Самая известная достопримечательность города — статуя Христа Спасителя, а лучший вид на город открывается с Сахарной Головы.

Олимпийские объекты[править]

Чем заняться[править]

  • Новогодний фейерверк
  • Полет на параплане/параглайд
  • Хайкинг (Pedra Bonita, Dois Irmãos, Pão de Açucar,Pedra do Telegrafo, Vista chinesa)
  • Эко туризм (пешие прогулки, велосипед, водопады) Floresta da Tijuca (самый большое лес в мире в черте города)
  • Скалолазание/альпинизм
  • Прогулки на лодках
  • Уроки самбы
  • Снорклинг, дайвинг,яхтинг
  • Самба, форро, фанк (ночные клубы)
  • Футбольный матч
  • Океанариум
  • Рыбалка
  • Stand up paddle,surf,каякинг,кайтсерф
  • Slacklain
  • Обзорная эксскурсия на вертолете
  • Йога
  • Уличное искусство Рио
  • Капоэйра/Джиу Джитсу(шоу, мастер класс)
  • Эксскурсия в школу самбы/самбодром
  • Ярмарки «Hippie fair» «São Cristovão»»Copacabana fair»

Еда[править]

Основные блюда Бразилии представляют собой сочетание трех кухонь – португальской, африканской и индейской. В будни бразильцы едят много мяса, включая говядину, утку, курицу, баранину, а морепродукты, скорее, предназначены для праздничного стола. И конечно же, бразильцы не обходятся и без овощей, фруктов и злаков.

В городе есть рестораны со шведским столом, где оплачивается вход, напитки и десерт. Другого типа заведения торгуют едой на общий вес, цена всех блюд одинакова.

Итальянская кухня представлена пиццей и макаронами. В Бразилии весьма популярна и японская кухня и особенно суши. Объясняется это легко — в стране проживает многочисленная японская диаспора, чуть ли не самая большая в мире.

Не пропустите самое известное бразильский блюдо, фейжуаду, состоящее из черной тушеной фасоли с большими кусками мяса из свинины и говядины. К блюду могут прилагаться разнообразные гарниры — рис, маниока, капуста, жареная со шкварками и дольками апельсина, чтобы подсластить блюдо.

Кондитерские изделия и уличная торговля продуктами питания остались в Рио с колониальных времен. В городе есть много магазинов «здорового питания», предлагающих мясо и овощи всех мыслимых сортов, а большинство местных фруктовых соков произведены из фруктов, вообще неизвестных иностранцам.

Где остановиться[править]


В Рио-де-Жанейро множество гостиниц, хостелов. Цены зависят от района города. В среднем цены на размещение следующие: двухместный номер с кондиционером — от 70 до 120 USD, двухместный номер в гостинице 3* или 4* в Копакабане — 150—200 USD. Такой же номер в Ипанеме — 200—250 USD. В бутик-отеле — от 600 USD в сутки.

Дёшево[править]

В городе множество хостелов. Самые дорогие из них расположены в районах Лапа, Глория, Катете и Ботафогу. Многие хостелы кроме общих комнат предлагают одно- и двухместные номера. Спальное место в общей комнате хостела стоит от 25 до 45 USD. Дешевые отели: Hostel Flamengo, Art Hostel Rio, Hotel Metropole Rio, Hotel Vitoria Rio de Janeiro и др.

Средней стоимости[править]

Отели средней стоимости: Hotel Atlantico Business Centro, Olinda Rio Hotel, Hotel Rio Lisboa Rio de Janeiro, Hotel Metropole Rio и др.

Дорого[править]

К отели 5* звезд в городе относятся: Hotel Fasano Rio de Janeiro, Hilton Barra Rio de Janeiro, Miramar Hotel by Windsor, Belmond Copacabana Palace, Grand Hyatt Rio de Janeiro, Hotel Fasano Rio de Janeiro, Windsor Atlantica Hotel, Windsor Marapendi Hotel, Santa Teresa Hotel RJ MGallery By Sofitel и др.

Меры предосторожности[править]

 ⚠Не носите с собой крупные деньги/дорогие вещи  ⚠деньги хранить лучше в разных карманах (если украдут, то у вас останется хоть какая то сумма на транспорт)  ⚠Сумку всегда оставляйте перед собой, чтобы постоянно была на виду  ⚠Не кладите телефон на видное место, когда селфитесь оглянитесь вокруг, часто проезжают ребята на мотоциклах/велосипедах и выхватывают из рук  ⚠НЕ ГУЛЯЙТЕ ночью/по темноте на пляже, или если собрались смотрите чтобы были люди.  
  

дить в темное время суток только в людных местах. ⚠если увидите толпу подростков/детей лучше свернуть в другую сторону. Малолетняя преступность здесь очень распространена и они без башки т.к. по закону их нельзя привлечь к ответственности ⚠при поездке в автобус садитесь на передние сидения/ ближе к началу автобуса ⚠если на вас напали отдавайте все и не сопротивляйтесь, очень часто грабители вооружены или могут порезать, рядом с ними всегда сообщники, поэтому лучше попрощаться с имуществом, чем с жизнью. ⚠на пляже не пейте коктейли, часто они низкого качества (разбавлены водой). Не покупайте креветки (целый день на жаре, не понятно где выловлены) ⚠если есть золотые украшения (цепочки/кольца/серьги) лучше снять
  • В городе около 700 фавел, их посещение без местного проводника крайне не рекомендуется. Не ходить в фавелу с малознакомыми людьми.
  • Ни в коем случае не угощаться напитками, предлагаемыми местным населением бесплатно.

Опасными района города являются Фламенго(вечером особенно), центр города (быть особо осторожными), Maré, Rosinha, Dona marta, Madureira, Avenida Brazil, Bangu, Nova Iguasu,Lapa и др.места вблизи фавел


Путешественникам следует избегать центральной части города, особенно Саара, после наступления темноты, даже несмотря на то что центр города относительно безопасен днем. Возвращаясь откуда-нибудь ночью, не ходите пешком.

Не носите с собой большие суммы, банкоматы в городе есть везде. Но не стоит ходить вообще без денег: они вам могут понадобиться, чтобы откупиться от грабителей. Носите с собой мелкие деньги в случае ограбления отдайте их грабителю. Если грабители совсем ничего не получат, вас могут побить.

Если вас грабят, не сопротивляйтесь и не злите грабителей. Старайтесь не смотреть им в лицо, чтобы они не подумали, что вы их запоминаете. После грабежа надо покинуть место спокойно, не паниковать.

Если вы берете машину напрокат, будьте предельно осторожными. Карты google могут проложить путь через опасные районы/фавелы. Часто туристы, заезжают не туда и главари фавел могут попросить вас выйти из машины или остановиться, если вы не поймете и продолжите ехать, могут пристрелить. Особенно быть осторожными на Avenida Brazil, бывает вооруженное ограбление машины, либо могут угнать машину. Если с вами что-то произошло обратитесь в консульство РФ Номер местной службы экстренной помощи — 190.

Источник: ru.wikivoyage.org

Жители Рио-де-Жанейро

Обитатели Рио-де-Жанейро – жизнерадостные, приветливые личности, которые постоянно улыбаются.
стное население настолько отзывчиво и в любую минуту спешит придти на помощь, что приезжие люди в буквальном смысле ощущают себя в стенах мегаполиса, как дома. Это объясняется тем, что в Рио-де-Жанейро уживаются переселенцы с большого количества стран. Поэтому и путешественников встречают, как «своих», сердечно и гостеприимно. Ведь в мегаполисе не четкой выраженной расовой дискриминации. Как это не парадоксально звучит, но как раз одной из запретных тем коренных аборигенов является и расовая принадлежность. То есть любое нетактичное высказывание на эту тему автоматически воспринимается за расизм. Такое поведение даже защищается на официальном уровне местными властями. Поэтому туристам желательно быть предельно осторожными в этом вопросе.

Чтобы не потратить больше чем Вы себе можете позволить, стоит узнать ориентировочные цены на продукты и услуги в Бразилии, подробнее: Цены в Бразилии.

Коренные обитатели настолько любят праздники, что всегда их проводят на такой высоте, что их причисляют к невероятным зрелищам. Прославленный местный карнавал из года в год привлекает гостей со всех уголков земного шара. Его можно посещать каждый год, но при этом эмоции и впечатления будут такими, как в первый раз. В период народных празднеств путешественники забавляются наравне с жителями мегаполиса. Достаточно часто бывает и такое, что в компании коренного населения отдыхает несколько туристов. Все потешаются и делятся впечатлениями как давние знакомые.

Жители Рио-де-Жанейро

Численность населения Рио-де-Жанейро составляет около15 млн.

Иерархия Рио-де-Жанейро

Обитатели мегаполиса согласно своим бытовым и социальным особенностям существенно отличаются от жителей других городов страны. На этой территории обитает стержневая масса исторически сформировавшегося бомонда Бразилии: самая богатая часть буржуазии и крупные землевладельцы. В городских стенах много цветных аборигенов. В прошлом их предков привезли сюда работорговцы из африканских просторов в качестве рабов для работы на местных плантациях. И хотя принят закон, запрещающий и карающий проявления расизма. Это нисколько не мешает в быту белому населению несколько высокомерно и с нотками пренебрежения относиться к неграм. В то время как к мулатам, европейцам и азиатам расовые предрассудки не проявляются.

Тротуары Рио-де-Жанейро удивляют путешественников своеобразным мозаичным покрытием. Дело в том, что оно состоит из каменных плит черного и белого цвета. Рисунок представляет собою волнообразные бело-черные линии. Эта городская достопримечательность считается своеобразным памятником единения двух рас. Но на практике расизм продолжает «просачиваться». Хотя в городе не запрещены смешанные браки, но белые дамы предпочитают выбирать себе в мужья белых мужчин. А чернокожие парни подбирают себе подружек с черной кожей. В строю бок обок шагают черные и белые солдаты. Но вот чернокожих офицеров в реальности весьма незначительное количество. Да и в администрации высокую должность редко занимают негры. Да и крупными преуспевающими бизнесменами и землевладельцами они редко становятся. Как бы ни старалось правительство поддерживать расовое равноправие, но в преобладающем большинстве белая работа достается обладателям светлой кожи, а весь тяжелый труд – черному населению.

Особенности жизни в Рио

От того, какое место и экономическое положение занимает человек в общественной и политической жизни, зависит иерархическое деление обитателей мегаполиса. От этого еще зависит и взаимоотношения между слоями общества.

Хотя на сегодняшний день больше 95% местного населения Рио-де-Жанейро исповедуют католицизм, но влияние церкви уже не то, каким было в прошлые времена. Обеспеченные слои общества в основном ради приличия, чтобы восприниматься за добропорядочных христиан, продолжают постоянно посещать храмы и соблюдают все религиозные обряды.

Бразильцы очень набожны и чтут свои традиции, подробнее: Религия Бразилии.

Быт обитателей Рио-де-Жанейро

Что касается особенностей уклада жизни жителей Рио-де-Жанейро, то стоит отметить, что коренное население мегаполиса – кариоки, достаточно беспечные личности. Они не предрасположены к обременению своей персоны какими-то ни было серьезными отношениями и работой. В то же время буквально все в городе стараются хорошо одеваться, любят отведать трапезы в хороших ресторанах и, самое главное, от души повеселиться и хорошенько отдохнуть. Поголовной заботой обитателей города является приятное времяпрепровождение. Это и объясняет, почему карнавальные торжества в мегаполисе проводятся с таким размахом, богатыми капиталовложениями и искренним весельем.

Кариоки до того обожают море, что стараются каждую свободную минуту проводить на солнечных пляжах.

Путешествие в Рио-де-Жанейро, видео:

Большие магазины могут предложить низкие цены только при покупке больших объемов ткани. В интернет-магазине martapillow.ru вы можете купить ткань для детского белья в розницу от 1 погонного метра, при этом цена будет выгодной. Мы закупаем всю продукцию, представленную в каталоге нашего сайта только напрямую от производителя, минуя посредников, что делает наши цены конкурентноспособными. Мало того, мы предлагаем скидки от 20% для всех наших клиентов.

Источник: BraziliyaWay.ru

Отрывок, характеризующий Рио-де-Жанейро

– Ну, мечи же! – сказал Ростов.
– Ох, московские тетушки! – сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты.
– Ааах! – чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первой картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить.
– Однако ты не зарывайся, – сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова, и продолжая метать.

Через полтора часа времени большинство игроков уже шутя смотрели на свою собственную игру.
Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Вместо тысячи шестисот рублей за ним была записана длинная колонна цифр, которую он считал до десятой тысячи, но которая теперь, как он смутно предполагал, возвысилась уже до пятнадцати тысяч. В сущности запись уже превышала двадцать тысяч рублей. Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Он решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти.
«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!… И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!… И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.
«Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».
Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.
Запись дошла до рокового числа сорока трех тысяч. Ростов приготовил карту, которая должна была итти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему, когда Долохов, стукнув колодой, отложил ее и, взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова.
– Ужинать, ужинать пора! Вот и цыгане! – Действительно с своим цыганским акцентом уж входили с холода и говорили что то какие то черные мужчины и женщины. Николай понимал, что всё было кончено; но он равнодушным голосом сказал:
– Что же, не будешь еще? А у меня славная карточка приготовлена. – Как будто более всего его интересовало веселье самой игры.
«Всё кончено, я пропал! думал он. Теперь пуля в лоб – одно остается», и вместе с тем он сказал веселым голосом:
– Ну, еще одну карточку.
– Хорошо, – отвечал Долохов, окончив итог, – хорошо! 21 рубль идет, – сказал он, указывая на цифру 21, рознившую ровный счет 43 тысяч, и взяв колоду, приготовился метать. Ростов покорно отогнул угол и вместо приготовленных 6.000, старательно написал 21.
– Это мне всё равно, – сказал он, – мне только интересно знать, убьешь ты, или дашь мне эту десятку.
Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана.
– За вами 43 тысячи, граф, – сказал Долохов и потягиваясь встал из за стола. – А устаешь однако так долго сидеть, – сказал он.
– Да, и я тоже устал, – сказал Ростов.
Долохов, как будто напоминая ему, что ему неприлично было шутить, перебил его: Когда прикажете получить деньги, граф?
Ростов вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату.
– Я не могу вдруг заплатить всё, ты возьмешь вексель, – сказал он.
– Послушай, Ростов, – сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, – ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.
«О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», – думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.
– Твоя кузина… – хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.
– Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
– Так когда получить? – спросил Долохов.
– Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.
– Наташа, полно, глупости! – сказала она, еще надеясь, что это была шутка.
– Ну вот, глупости! – Я вам дело говорю, – сердито сказала Наташа. – Я пришла спросить, что делать, а вы мне говорите: «глупости»…
Графиня пожала плечами.
– Ежели правда, что мосьё Денисов сделал тебе предложение, то скажи ему, что он дурак, вот и всё.
– Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа.
– Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом!
– Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него.
– Ну, так так и скажи ему.
– Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
– Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
– Ну всё таки надо отказать.
– Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
– Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
– Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
– Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
– Г’афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
– Г’афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво’ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п’ощайте, г’афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.

На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции.
После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.

После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого .внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.
Вошел смотритель и униженно стал просить его сиятельство подождать только два часика, после которых он для его сиятельства (что будет, то будет) даст курьерских. Смотритель очевидно врал и хотел только получить с проезжего лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо?», спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?», спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь – всё кончится. Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно.
Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, – думал Пьер. И зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души, эти деньги? Разве может что нибудь в мире сделать ее и меня менее подверженными злу и смерти? Смерть, которая всё кончит и которая должна притти нынче или завтра – всё равно через мгновение, в сравнении с вечностью». И он опять нажимал на ничего не захватывающий винт, и винт всё так же вертелся на одном и том же месте.

Источник: wiki-org.ru


Categories: Население

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.