Пергамский музей (Pergamonmuseum) — один из самых значительных музеев Музейного острова в Берлине. Музей расположен на реке Шпрее в центре города. Это самый популярный музей Берлина. Ежегодно его посещают более 1 миллиона человек. Пергамский музей в первую очередь знаменит своими архитектурными реконструкциями из античных, более не существующих, городов Древнего Рима, Древней Греции, Ближнего Востока — Пергама, Вавилона, Милета и других.

Основа собрания Пергамского музея была заложена бранденбургским курфюрстом Фридрихом Вильгельмом I. Король Пруссии Фридрих Великий смог серьезно расширить коллекцию античности, которая хранилась залах дворца Сан-Суси, в парке дворца и в античном храме в Потсдаме.

В середине XVIII столетия под влиянием народных волнений и ставших популярными в обществе гуманистических идей, было принято решение сделать королевские коллекции искусства доступными для публики. Первое здание музея было построено в 1901 году, однако вскоре были выявлены дефекты фундамента, и здание было снесено.


В проектировке второго здания принимал участие директор королевских музеев Вольфганг фон Боде. Проект музея выполнил знаменитый архитектор Альфред Мессель. Начавшееся в 1912 году строительство было заморожено в связи с начавшейся Первой мировой войной и последующим финансовым кризисом. К 1930 году здание музея все же было закончено.

Начиная с 1875 года для пополнения коллекции музеем велись собственные археологические раскопки в Олимпии, затем — в Пергаме, Милете, Приене, Баальбеке и Магнесии на Меандре, Вавилоне, Ашшуре, Уруке, Шуруппаке и в других местах южной Европы и Азии. Результаты экспедиций были потрясающи и огромны. Новое здание музея было призвано разместить античные архитектурные шедевры, высотой более десяти метров.

В результате кропотливой реконструкции таких археологических ансамблей, как Пергамский алтарь, рыночные ворота Милета, вавилонская дорога процессий и фасад Иштара, Пергамский музей снискал мировую известность.

Собрания Пергамского музея

В Пергамском музее размещаются три собрания государственных музеев Берлина: Античное собрание, Переднеазиатский музей и Музей исламского искусства.

Античное собрание

Античное собрание Пергамского музея принадлежит к важнейшим мировым коллекциям древнегреческого и древнеримского архитектурного искусства.


Главный экспонат собрания дал название самому музею — это Пергамский алтарь. Выстроенный в период от 180 до 160 годов до нашей эры, храмовый алтарь из города Пергама относят к шедеврам искусства древней Греции. Скульптурный фриз на фасаде храма демонстрирует борьбу олимпийских богов с гигантами.

Блестящим образцом древнеримского искусства являются ворота рынка в Милете, относящиеся к 100 году нашей эры.

Собрания Переднеазиатского музея

Переднеазиатский музей хранит свидетельства шеститысячелетней истории культуры Месопотамии, Сирии и Анатолии. Около 270000 объектов размещены на первом этаже южного крыла Пергамского музея.

Главный экспонат этого отдела музея — архитектурная реконструкция Ворот Иштар и элементов прилегающей к ним Дороги процессий в Вавилоне, фрагменты Вавилонской башни, а также фасад тронного зала Навуходоносора II, относящиеся в VI веку до нашей эры.

Не меньшее значение имеют экспонаты, относящиеся к первым свидетельствам письменности человечества конца IV века до нашей эры форм для печатей, цилиндрических печатей и клинописных табличек, найденных в Уруке.

Музей исламского искусства

Собрание музея исламского искусства Пергамского музея является крупнейшим собранием за пределами исламского мира. Оно объединяет археологические экспонаты и предметы прикладного искусства Востока, начиная со средних веков.


Основу коллекции этого отдел музея составил фриз из дворца калифа в Мшатте (Иордания, около 740 года), подаренный кайзеру Германии Вильгельму II османским султаном Абдул-Хамидом II.

Уникальны так называемая «комната из Алеппо» с ее расписными настенными табличками из частного дома (Сирия, 1600 год), купол из дворца Альгамбра (Гранада), а также драгоценные ковры XV, XVI веков.

Музей въехал в новое здание Пергамского музея на верхний этаж и открылся в 1932 году.

Панорама Пергама («Pergamonmuseum. Das Panorama»)

В ноябре 2018 года во временном помещении рядом с Пергамским музеем была открыта для посещения грандиозная панорама, создающая эффект присутствия в древнем Пергаме в 129 году до н. э. В панораме наглядно представлены сцены из повседневной жизни пергамцев во времена расцвета Римской империи, в 3D — формате изображены модели знаменитых археологических находок, а также реконструкции 80 объектов. Среди них, конечно же, знаменитый Пергамский алтарь, Пергамская библиотека, статуи Афины, Геракла, и другие.

Панорама Пергама располагается в ротонде высотой 24 и длиной 103 метра. Для более глубокого проникновения в атмосферу живого города созданы и дополнительные спецэффекты: восход и закат солнца, стрекотание сверчков, дуновение ветра, гул толпы и т. п.

Часы работы Пергамского музея

Пергамский музей и Пергамская панорама работают без выходных.

  • ежедневно — с 10.00. до 18.00.
  • четверг — с 10.00. до 20.00.

Особый режим работы:

  • все праздничные дни Пергамский музей работает по расписанию воскресенья,
  • 24 декабря, сочельник по Католическому календарю — музей закрыт,
  • 31 декабря — с 10.00. до 14.00., 1 января — с 12.00. до 18.00.

Окончание продажи билетов и пропуска посетителей — за 30 минут до закрытия музея.

Стоимость билета

В Пергамский музей доступны несколько видов билетов.

Все музеи Музейного острова:

  • взрослый билет — 18 евро,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 9 евро.

Комбинированный билет Пергамский музей и Пергамская панорама:

  • взрослый билет — 19 евро,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 9,50 евро.

Музейная карта на все музеи Берлина на 3 дня (Museumspass Berlin 3-Tage-Karte):

  • взрослый билет — 29,00 евро,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 14,50 евро.

Все билеты для детей в возрасте до 18 лет — бесплатно.

В стоимость билета входит аудиогид, в том числе, и на русском языке.

Популярность Пергамского музея такова, что часто приходится стоять в очереди. Чтобы этого избежать, лучше или бронировать вход заранее на время, или приходить за несколько минут до открытия. Можно приобрести электронные билеты.

Если у Вас нет туристической карты Берлина, включающей посещение собраний Музейного острова, выгоднее купить билет во все музеи сразу (экономия более 50%), правда при этом все музеи придётся посетить за один день. Обратите внимание, что в кассах музея не принимают к оплате банковские карты.

Как добраться до Пергамского музея

Пергамский музей расположен в самом центре Берлина, до него удобно доехать из любой точки города.

На общественном транспорте

  • Метро — Линия U6 до остановки Fridrichstasse.
  • Городская электричка S-Bahn (Эс-Банн) — S1, S2, S25, S26 до остановки Fridrichstasse S3, S5, S7, S9 до остановки Hackersche Markt.
  • Трамвай — M1, 12 до остановки Am Kupfergraben, M4, M5, M6 до остановки Hackersche Markt.
  • Автобус — TXL до остановки Staatsoper, 100, 200 до остановки Lüstgarten, 147 до остановки Fridrichstrasse.

На автомобиле

Обратите внимание, что на самом Музейном острове нет парковок. Ближайшие: парковочный гараж гостиницы Редисон Блю, на восточном берегу реки Шпреи, или, с другой стороны — гараж Международного торгового центра.

На такси

До Музейного острова удобно добираться на такси Uber. Если Вы скачаете приложение, можно всегда по карте найти ближайший автомобиль.

Источник: www.tourister.ru

01:25 pm — Берлин: Пергамский музей


Прошлый пост был про берлинский Новый музей, в котором хранится богатая коллекция египетских древностей. А этот — про один из самых известных археологических музеев мира — Пергамский музей. И слава его вполне оправдана, по крайней мере этот музей — один из лучших, что я посещал когда-либо. Формально он объединяет в одном здании Античное собрание, Переднеазиатский музей и Музей исламского искусства. Но по порядку.

Здание Пергамского музея само по себе довольно красивое, но сейчас, к сожалению, там ремонт:


Берлин

А главный вход и вовсе выглядит так:
Берлин

Но зато внутри "все отлично". И даже русский аудиогид есть, что делает прогулку еще интереснее. А получив заветное устройство и воткнув в уши наушники сразу же попадаешь к самому известному, интересному, и впечатляющему экспонату — Пергамскому алтарю, собственно и давшему название музею (из за этого алтаря и музей построили)
А алтарь этот… он оказался настолько крутым, что я даже забыл его "по человечески" сфотографировать =) Ходил разинув рот, слушал рассказ аудиогида и размышлял, какими же великими были древние цивилизации.
Пергамский музей

Пергамское царство существовало в 283—133 годах до н. э. на территории нынешней Турции. За эти сто пятьдесят лет царство прошло "все стадии" — становление, расцвет, упадок и поглощение более сильной державой (в данном случае Римом). Столицей царства был город Пергам, по легенде основанный потомком троянцев по имени Пергам, получившем свое имя в память о Троянской цитадели, которая называлась (не поверите) Пергам.

В 263 — 153 годах город достиг своего наивысшего расцвета, например, в нем была вторая по величине древняя библиотека, книги были написаны на специально обработанной коже животных, которую и до сих пор называют "пергамент". Еще в Пергаме были первые душевые. Множество величественных храмов и алтарь Зевса, воздвигнутый в 180—159 годах (хотя ученые до сих пор спорят о точных датах, но кому это, кроме них интересно)


Пергамский музей

Алтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. Он представлял собой поднятый на пятиступенчатом фундаменте высокий цоколь (36,44 × 34,20 м). С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическим портиком. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался собственно жертвенник (высотой 3—4 м). Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. Крышу сооружения увенчивали статуи. Целиком строение достигало высоты около 9 м. По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся Большой фриз (высотой 2,3 м и длиной в 120 м), основной темой которого была так называемая гигантомахия (хорошее слово) — битва богов-олимпийцев с гигантами (в помощь олимпийцам древние скульпторы изобразили еще несколько вымышленных существ)


Пергамский музей

Вот, например, «Битва Афины с Алкионеем»: богиня со щитом в руках повергла крылатого гиганта Алкионея на землю. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову лавровым венком. Гигант безуспешно пытается освободиться от руки богини. Думаю, что лицо Афины изображало бы радость, если бы не было утрачено.
Пергамский музей

Нашли алтарь в конце 19 века (в средние века из за землетрясения здание оказалось под землей). В двух словах дело было так — немецкий геодезист Карл Хуманн приехал в Османскую империю прокладывать дороги, посетил город Пеграм и оухел пришел в ужас, увидев, как местные жители пережигают в известь обломки древних статуй. В итоге Хуманн нашел поддержку в Берлине, спонсоров, союзников, разрешение от султана и золотыми буквами вписал свое имя в историю археологии. Прежде всего, как человек, благодаря которому был найден Пергамский алтарь
Пергамский музей

А в 1945 году алтарь переехал в Петербург, в Эрмитаж, где для него соорудили специальны зал. Но в 1958 году его все таки вернули, правда договорившись, что будет изготовлена гипсовая копия. И уже дома я прочитал на википедии, что эти слепки были изготовлены, а в 2002 переданы из запасников Эрмитажа в подарок Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии и сейчас копия алтаря находится на галерее главного зала Музея барона Штиглица. Почему об этом никто не знает — хз. Наверно масоны скрывают (или википедия врет)


Пергамский музей

Кстати, античные авторы об алтаре практически не упоминают. Единственное упоминание — это римский писатель II—III вв. Луций Ампелий, который в очерке «О чудесах мира» (лат. Liber memorialis; miracula mundi) писал: «В Пергаме есть большой мраморный алтарь, высотой 40 ступеней, с большими скульптурами, изображающими гигантомахию». Такое молчание источников трактуют просто — для римлян этот памятник был не сильно интересен (хоть и считался шедевром), т.к. возник не в классическую эпоху и не вышел из настоящих греческих, прежде всего, аттических мастерских. Короче — азиатский новодел, жалкое подобие древних статуй и бла бла бла.
Пергамский музей

Еще в музее можно посмотреть на то, что осталось от малого (внутреннего фриза), рассказывающего о жизни Телефа, одного из царей Пергама
Пергамский музей

На Перагмском алтаре все самое интересное в музее не заканчивается, а только начинается
Следующий зал — это реконструкция ворот рынка из легендарного города Милета — самого могущественного и богатого из ионийских городов в Малой Азии. Огромные ворота (в кадр так и не влезли, как почти все в этом музее) были построены во 2 в. н.э. и разрушены землетрясением в 10 или 11 веке.
Кстати, эти ворота — единственный объект музея, восстановленный в натуральную величину (28.92 на 6.66 метров и 16.73 метра в высоту). Около 60% материала монумента –оригинальный мрамор, что является крайне редким показателям для подобных сооружений.
Пергамский музей

Перед воротами красивая мозаика:
Пергамский музей

Рядом приветствует толпу правитель
Пергамский музей

А за милетскими воротами заканчивается греко-римская коллекция Пергамского музея (продолжение атичного собрания берлина находится в Старом музее, про него я обязательно напишу) и начинается древний Вавилон!
Который был велик!

Главный «Вавилонский» экспонат Пергамского музея — ворота Иштар, возведенные в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора II в северной части города. Размеры восстановленных ворот Иштар — 14 метров в высоту и 10 метров в длину, в оригинале они были в два раза выше и это были малые ворота города, т.е. за ними располагались еще одни — в несколько раз больше! Собственно и сам город был не маленький — в те времена первый мегаполис в истории человечества населяло более 150 000 человек — для древнего мира цифра гигантская!
Кстати, говорят, что в Ираке есть копия ворот Иштар в натуральную величину… в Ираке (((((
Пергамский музей

Основной, привлекающий к себе внимание, элемент Ворот – рельефы, изображающими животный мир Месопотамии. Всего их насчитывалось около 575. Как и ворота они выполнены из обожженного глазурованного кирпича.
Пергамский музей

В аналогичном стиле выполнены и стены, ограничивавшие дорогу религиозных процессий, отходящую от ворот, по которой в дни праздников (например, вавилонского Нового Года) проходили процессии со статуями богов.
Пергамский музей

Условно дорога процессий реконструирована, правда она намного уже и ниже оригинала…
Пергамский музей

Древних львов время не пощадило =(
Пергамский музей

Путь Процессий вёл к зиккурату Этеменанки. Семиэтажный Этеменанки был самым высоким (90 м) зданием в Вавилоне. На его вершине стоял храм Мардука — бога-покровителя Вавилона. Зиккурат Этеменанки, вероятно, был прототипом библейской Вавилонской Башни. Нынче от него остались одни развалины =((
Пергамский музей

Какие-то древние символы:
Пергамский музей

А вот и он — камень со сводом законов Хаммурапи. К сожалению копия, т.к. оригинал находится в Лувре
Пергамский музей

Помимо ворот в музее хранится еще не мало интересных экспонатов шумерской, вавилонской и ассирийской культур
Пергамский музей

Вот, например, царь Барракиб и его писарь:
Пергамский музей

Солдаты
Пергамский музей

Пергамский музей

Пергамский музей

Пергамский музей

Еще у музее была выставка, посвященная древнему месопотамскому городу Уруку. Этот город считался очень большим, в нем жило целых 6 тысяч человек! Но на выставке было мало интересных экспонатов, зато показывали интересны фильм, где все было понятно и без знания языка
Пергамский музей

А на втором этаже Пергамского музея располагался так называемый «Музей исламского искусства». В нем были представлено искусство исламских народов VIII—XIX вв., проживавших на просторах от Испании до Индии. После монументальных шедевров древних греков, римлян и вавилонян средневековое исламское искусство воспринималось со скукой. Красиво, конечно…. но где-то я такое видел. Да и не люблю я все эти восточные завитушки.
Милая птичка:
Пергамский музей
Михрабы — ниши в стенах мечети, указывающие направление на Мекку.
Пергамский музей

Пергамский музей

Резной полоток из Альгамбры, это кстати, Испания. Сделан он из дерева и связана с ним исторя — здание, в котором он находился, бывшее каким-то дворцом, в 19 веке стало частным жилищем. В 1865 году землю с ним зданием купил немецкий банкир Артур фон Гвиннер, пожил там какое-то время, а в 1891 г. он землю и здание испанскому государству, но взамен получил разрешение вывезти декоративный потолок. Даже не знаю, хороший ли обмен =)
Пергамский музей

Смешные арабские рисунки:
Пергамский музей

Ах да и ковры, их в экспозиции было очень много:
Пергамский музей

Такого колличества Его ворсейшеств я не видел никогда, поэтому не удержался:
Пергамон музей в берлине Пергамон музей в берлине

А вот и «жемчужина» музея исламского искусства — Фриз из Мшатты — орнаментальный рельефный фриз середины VIII в., украшавший дворец Мшатту в пустыне Иордании. Руины Мшатты были обнаружены в 30 км к югу от столицы Иордании Аммана в 1840 г.

Строительство дворца предположительно началось во время правления халифа Аль-Валида II в 743—744 гг. Его возведение было прекращено после убийства халифа, а через некоторое время недостроенный дворец был разрушен землетрясением. Название «Мшатта» дворцу дали бедуины, которые делали остановки возле руин. Ну, а в конце 19 века османский султан Абдул-Хамид II подарил фриз кайзеру Вильгельму II, так они и попали в музей.
Разумеется, в оригинале стены были в два раза выше!
Пергамский музей

Другие посты про Германию


Источник: d-stroz.livejournal.com

В Берлине много прекрасных музеев, несмотря на войны и связанную с ними разруху, немцам удалось сохранить прекрасные коллекции скульптуры, живописи и архитектуры разных эпох и народов. Многое можно увидеть на Музейном острове в центре немецкой столицы. Один из самых примечательных музеев в этой местности – это Пергамский музей, основанный в 1901 году. Основа его – античная и исламская архитектура. Но это не просто камни, арки и остатки колонн, которые мы обычно видим в подобных музеях. Это даже не руины греческого Эфеса в венском музее Ховбург. Здесь представлены целые здания и постройки!

Пергамон музей в берлине

Первое, что видит посетитель Пергамского музея попав внутрь – это величественные ворота Иштар из древнего Вавилона (6 век до н.э). Несмотря на размеры, это только относительно небольшие внешние ворота. Внутренние более высокие ворота просто не поместились в здание, которое и так строили для таких грандиозных сооружений. Ворота – это часть, так называемой, Дороги Процессий, которая использовалась в Вавилоне для празднования одного из главных праздников — нового года, в ходе которого по всему протяжению дороги огонь медленно приближался к городу.  На стене ворот даже сохранилась клинописная запись царя Новухудоносора. В этом же зале есть стела с законами Хаммурапи, правда, только копия.

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине
Надпись Новохудоносора

Пергамон музей в берлине
Макет Дороги Процессий

Пергамон музей в берлине
Реконструкция Дороги Процессий

Пергамон музей в берлине

Несмотря на прекрасную сохранность и кажущуюся монолитность сооружения, ворота были доставлены в Германию по частям в ящиках и большая часть ворот была собрана и создана уже на месте. Обычную голубую плитку не брали, брали только плитку с изображениями и орнаментами, недостающие части доделывали по образцу. На фото видно, что немного желтоватая плитка – это и есть оригинал, яркий и сочный цвет – это новодел.

Сразу за воротами перед нами предстает Милетский рынок. Милет – это город в Малой Азии, который во времена Рима входил в состав империи. Большинство конструкций рынка оригинальные, только часть сделана на месте и служит креплениями и соединениями оригинальных частей. Во время Второй мировой, когда авиация союзников бомбила Берлин, это строение чудом не пострадало. Однако относительно недавно пришлось менять крепления, так они начали окисляться и наносить вред памятнику. Справа от входа на стене ворот осталась первая реклама – небольшая надпись местного торговца, рекламирующая товар. Напротив ворот размещены еще некоторые строения города, основной — фасад храма культа римского императора. А ровно посредине воссоздан мозаичный пол одной из вил.

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине
Макет Милета. Рынок сразу у бухты

Пергамон музей в берлине
Мозаичный пол виллы в Милете. Цветочный орнаментом из экономии выложены места, где были столы и лавки

Пергамон музей в берлине
Один из храмов Милета

В следующем зале находится главный экспонат музея – Пергамский алтарь с шикарным фризом (II века до н.э.). Оригинальным тут являются только фриз и несколько скульптур. Вывозить с севера Малой Азии было особо нечего, а оставшиеся бетонные плиты и колонны не представляли особого интереса. Главный вопрос во всей этой конструкции – как были украшены колонные балюстрады и что находилось в самом алтаре в центре. По периметру сооружение было украшено изображением битвы богов и титанов. Сохранилось не все, но воссозданный макет тоже существует. Чтобы удобнее было изучать фриз, барельефы со сценами битвы разместили по периметру всего зала отдельно от здания алтаря. Гиганты – это дети Зевса, они черпают силу от земли, владычица которой – Гея, их мать. Олимпийские боги, часть из которых подписаны, отрывают их от земли и убивают. Есть тут и Геракл, правда, от его барельефа мало чего осталось. Главная ценность фриза, это великолепная передача пластики тел и эмоций на лицах героев в камне.

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине
Макет Пергама

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине
Афина отрывает одного из гигантов от земли и левой рукой готовится нанести удар. Внизу молит о пощаде сына Гея

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине

Внутри пергамского алтаря есть еще небольшой фриз – это жизнеописание мифического основателя Пергама — Телефа, сына Геракла. Так как что в центре этого всего никто не знал, здесь поставили небольшую мозаику с попугаями из местной виллы.

Пергамон музей в берлине

В другой части здания постройки поскромнее. Здесь присутствуют в основном, отдельные статуи и конструкции древних городов и поселений вавилонян, хеттов, семитских народов, египтян. Неизгладимое впечатление оставляет святилище хеттов. Увезти скалы было невозможно, объект сохранили на фото и рисунках, так он и дожил до нас.

Пергамон музей в берлине
А вот так, по мнению археологов, выглядела Вавилонская башня. 48 метров в высоту по тем временам было очень высоко.

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине
Главный бог одного из семитских народов

Пергамон музей в берлине
Еще одни ворота

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине
Купальня

Пергамон музей в берлине

Пергамон музей в берлине
Святилище хеттов

Залы исламской культуры тоже интересны, там воссоздана комната персидского купцы и несколько михрабов – ниш в мечетях, указывающих направление на Мекку. Но одна вещь там поражает – это стены крепости-дворца Мшатту, принадлежавшие одному из первых халифов династии Омейядов. Стены украшены фризом из цветочного орнамента и мифических животных. Наличие этих животных и позволило немцам добиться разрешения на вывоз этих укреплений в Германию. Кайзеровская Германия, противостоявшая Британии, искала подступы к британской Индии, чтобы с началом войны унизить англичан и забрать алмаз с их короны. Присутствие немцев на Ближнем Востоке было очень существенным, а Османская империя, владевшая большинством территорий, находилась под немецким влиянием и была союзницей Германии. Когда остатки древнего дворца обнаружил немецкий археолог, он, пользуясь своими связями, попросил Вильгельма II поговорить с турецким султаном на этот счет. Тот так и сделал и султан, не посчитав дворец большой ценностью (он не был объектом исламской культуры), разрешил немецким специалистам вывести его в Германию.

Пергамон музей в берлине
Дворец Мшатту

Пергамон музей в берлине

В последнее время мы все чаще слышим о древних сокровищах Востока, но не о выставках или открытиях, а о разрушениях, которые происходят на охваченных войной территориях. Сирия, Ливия, Ирак, Афганистан за последнее время понесли огромные потери и утратили былые богатства – свидетельства древних царств и цивилизаций. Угроза висит и над наследием Ирана. В этой связи начинаешь беречь то, что еще осталось и доступно каждому желающему.

Раньше это считалось варварством, когда богатые европейские страны грабили и увозили из своих колоний и зависимых территорий все, что представляло ценность. Англичане, французы, голландцы, итальянцы, испанцы обеспечили свои музеи самыми диковинными экспонатами. Но сейчас, находясь в новых реалиях, думаешь, что может быть это и к лучшему.

Полный билет в этот замечательный музей стоит 12 евро, 6 евро стоит льготный билет. Всем посетителям выдают аудиогиды. Есть и на русском. Настоятельно рекомендую им воспользоваться, рассказы очень богатые, обстоятельные и интересные. Правда, только на прослушивание всех записей у вас уйдет часа 3…готовьтесь, но это того стоит!

Источник: think-head.livejournal.com


Categories: Музей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.