Мы приехали в Третьяковскую галерею, забронировав экскурсию заранее. Школьники сами изъявили желание познакомиться с творчеством Архипа Куинджи. Детей поделили на две группы, каждой из которых достался свой экскурсовод. Первой группе очень повезло. Их встретила молодая, жизнерадостная девушка, Бенидовская Анна Михайловна, явно любящая свою работу. Экскурсовод была настолько позитивна, очень старалась, чтобы школьникам понравилось, чтобы они узнали что-то новое, чтобы это новое осталось в памяти. Никто не хотел уходить, дети с удовольствием рассматривали картины и образцы красок. А вот второй группе вообще не повезло. Их встретила с самого начала враждебно настроенная экскурсовод, Егорова Елена Николаевна, которая постоянно пыталась их унизить, выставив "теперешнее молодое поколение" бестолковыми, не готовыми воспринимать информацию людьми из "Силиконовой долины", только и делающими, что сидящими в своих гаджетах и ничем не интересующимися. Во время экскурсии постоянно звучали фразы: "Я со своим многолетним опытом работы уж точно знаю, что вы не сможете правильно ответить…", "ну раз вы устали, тогда я вам больше ничего показывать не буду, и в следующий зал мы вообще не пойдем", "ну откуда вам знать?!", "мне все молодые так говорят, что, естественно, неправильно".


нечно же никакого желания у детей, достоинство которых постоянно унижали, участвовать в так называемой интерактивной игре "Угадай, какая картина …", не было. Вместо того, чтобы наслаждаться искусством, в детях зарождалась обида. Они стали намеренно отставать от группы. Нам, взрослым, было стыдно за такого экскурсовода, которая знала много интересной информации, но, по-видимому, уже настолько "выгорела" на своей работе, что ей пора с работой завязывать. Экскурсия на каждую группу стоила 5000 рублей. Для Москвы наверно сумма невелика, но тем не менее получилось, что деньги заплатили за то, чтобы быть обвиненными в неграмотности, невежестве и незнании. Разве для этого стоило собраться на экскурсию в столицу?! Кроме того, когда дети начали обсуждать выставку между собой, оказалось, что второй группе показали не всё, что увидела первая. Например, состав и образцы красок, которыми писались картины, и кино о художнике. Школьники из второй группы покидали галерею с плохим настроением, недовольными и неудовлетворенными, и дома поделились своими чувствами с родителями. При дальнейших разговорах выяснилось, что какие-то дети из нашего города сталкивались с подобным отношением в галерее. Не исключено, что по той же самой причине.
Мы бы хотели пожелать руководству экскурсионного отдела и галереи в целом обратить внимание на эту неординарную ситуацию, потому что, несмотря на глубокие знания экскурсовода, подобное отношение к детям, и тем более гостям города, явно недопустимо!
Потенциальные посетители! Будете заказывать экскурсию, обратите внимание на фамилии!


Источник: www.afisha.ru

Как добраться в Третьяковскую галерею

Здание в Лаврушинском переулке

Историческое здание музея в Лаврушинском переулке так хорошо известно москвичам, что в свое время даже дало название ближайшей станции метро «Третьяковская» Калужско-Рижской линии (на карте ниже обозначена цифрой 1). От метро по Климентовскому и Большому Толмачевскому переулкам можно дойти до галереи пешком всего за 7-9 минут.

Музей третьяковка

Смежная станция Замоскворецкой линии метрополитена «Новокузнецкая» также находится всего в 10 минутах ходьбы от Третьяковки: сначала нужно будет пройти по Пятницкой улице до Климентовского переулка, а после – тот же самый маршрут. Из наземного транспорта сюда можно добраться на автобусе 25, троллейбусе 8 или трамваях А, 3 или 39. Однако я рекомендую вам пользоваться метро, так как в центре Москвы можно легко попасть в пробку.


Здание на Крымском Валу

До здания галереи на Крымском Валу добраться можно от метро «Парк Культуры» (цифра 3 на карте) или «Октябрьская» (цифра 2), ведь здание находится в парке искусств Музеоне, ровно напротив Парка культуры и отдыха имени Горького. От метро вы доберетесь до галереи за 10-12 минут по улице Крымский Вал. Здесь же ровно напротив входа в парк есть автобусная остановка «ЦПКиО имени Горького», где останавливаются автобус Б и троллейбус 10.

Равно удалена от обеих галерей станция метро «Полянка» Тимирязевско-Серпуховской линии (на карте обозначена цифрой 4). Между галереями можно пройти и пешком — расстояние около 2 километров вы преодолеете за полчаса. Самый простой и живописный вариант — вдоль набережной. Вы сможете полюбоваться панорамой города, а также прогуляться по парку Музеону и осмотреть забавные скульптуры, выставленные там. Если же хотите посмотреть на историко-культурные здания, то отправляйтесь через улицу Якиманка с бесплатным гидом, разработанным галерей и приложением izi.travel. Кстати, на этом же сайте можно скачать и тур по обеим зданиям галереи, информация о приложении доступна вот здесь.

Цены и режим работы


Входные билеты на каждую экспозицию придется покупать отдельно, посещение стоит 400 рублей для взрослых, для пенсионеров и студентов — всего 150 рублей, а детям до 18 лет — бесплатно. При этом в стоимость билета в галерею на Крымском Валу включены и все временные выставки, для посещения же временных экспозиций в Лаврушинском переулке придется платить отдельно.

Музей третьяковка

Галерея открыта с 10:00 до 18:00 во вторник, среду и воскресенье, а с четверга по субботу она работает с 10:00 до 21:00. Учтите, что войти в залы можно минимум за час до закрытия, так что постарайтесь приехать вечером хотя бы за полтора-два часа до конца рабочего. Понедельник — выходной день, также галерея может быть закрыта в некоторые праздничные дни, специальное расписание публикуется на сайте.

Что представляет собой галерея

Помню, в детстве долго мечтала побывать в Третьяковской галерее, и в один из выходных дней мое желание наконец осуществилось: мы с родителями отправились в Москву знакомиться с русским искусством. Точнее, знакомились с ним взрослые, а я просто любовалась картинами, репродукции которых нам показывали в художественной школе, и гордо приводила родителям краткую искусствоведческую справку о каждом значимом полотне. С тех пор многое уже забылось, но вот это первое впечатление — восторг от того, как много шедевров, «тех самых» картин, которые знает каждый, собрано под одной крышей, — осталось со мной до сих пор.


Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Историческое здание Третьяковской галереи всегда меня удивляло. Его центральный фасад напоминает мне теремок: кирпично-красные стены и белый декор, три парадных крылечка с треугольными крышами, как у избушек на детских картинках, каменные наличники на окошках и дверях, а в самом верху – будто церковная маковка, под которой расположился герб Москвы с Георгием Победоносцем, пронзающим змея. По-настоящему сказочное здание напоминает ожившую картину Васнецова или иллюстрацию Билибина, настраивая нас на правильный лад.

Музей третьяковка

Хотя снаружи здание кажется небольшим, внутри на двух этажах разместились целых 62 зала, где хранятся произведения с XI века до начала двадцатого столетия. Если вы любите бродить по галереям неспешно, подолгу изучая каждый зал, в Третьяковской галерее вы запросто проведете целый день. А те, кто предпочитают осматривать только ключевые шедевры, запросто могут растеряться, ведь здесь почти в каждом зале есть известные полотна. Рублев, Васнецов, Брюллов, Айвазовский, Крамской, Суриков, Репин, Саврасов, Куинджи, Верещагин, Поленов, Нестеров, Серов, Коровин, Борисов-Мусатов, Врубель — уже этот перечень мастеров заставляет трепетать, а ведь я перечислила только самых известных художников, полотна которых представлены в Лаврушинском переулке. При большом желании вы сможете осмотреть всю галерею за полтора-два часа, но я советую вам не спешить и выделить на посещение хотя бы полдня.


Музей третьяковка

Попав в верхний вестибюль, вы можете сразу отправляться в вводный зал и на второй этаж, где находятся первые залы, если вы уже приобрели билет в интернете. Если же вы предпочитаете обычные кассы, то спускайтесь в нижний вестибюль. Здесь же расположены гардероб и камеры хранения, пункт проката аудиогидов и музейные киоски, где продаются сувениры и книги. Сделав всё необходимое, начинаем осмотр залов. Сориентироваться в расположении залов и лестниц можно по схеме (в полном размере она доступна по ссылке).

Музей третьяковка

Галерея портретов

В первых залах представлены портреты, созданные художниками XIX века. В зале №1 с портретов на нас смотрят русские цари и царицы, их наследники и представители знати. Но уже в следующей комнате появляется разнообразие: на портретах изображены простые люди (например, «Портрет неизвестной в русском костюме» работы И.П. Аргунова ), появляются и игровые полотна на сюжеты из русской истории и античной мифологии.


Музей третьяковка

Третий зал — еще одна галерея парадных портретов, где лишь одна картина выбивается из общего стройного ряда — это «Голуби» И.Ф. Гроота. Несколько бело-серых птиц у кирпичной стены составляют весь незатейливый сюжет этого полотна. Забавно видеть его по соседству с изображениями императриц и дворян, мне сразу начинало казаться, что в картине должен быть какой-то подтекст, некая аллегория. Не зря же его поместили в этом зале? Но ответа на свои размышления я не нашла, так что вам предстоит самостоятельно решить вопрос о том, как связана эта картина с остальными полотнами в зале. Ряд портретов продолжается и в следующих помещениях, сменяясь ненадолго пейзажной живописью в шестом зале. Меня всегда утомляли такие ряды портретов, однако прогуливаясь по этим залам Третьяковки, отчетливо замечаешь, как менялась техника. Портреты в седьмом зале совершенно не похожи на работы, представленные в залах №1-3. Более естественные позы, живые лица и очень глубокие взгляды, в которых читается не просто настроение, но целая история. Работы В.Л. Боровиковского будто предвосхищают будущие портретные и жанровые сцены К. Брюллова, которые мы увидим в девятом зале.


Работы Александра Иванова

Мы переходим в залы, посвященные художникам первой половины XIX века, и стилистика заметно меняется. Всё как будто становится более глубоким, осмысленным, наполненным скрытыми знаками. Эти картины не просто изображают людей, пейзажи или жанровые сцены, они передают настроения, заставляют остановиться на минуту у холста и прочувствовать изображенное.
В зале №10 находится одна из самых моих любимых картин – «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Музей третьяковка

Не знаю чем, но она запомнилась мне еще с уроков в художественной школе, а вживую и вовсе поразила. Полотно невозможно проигнорировать уже из-за его размеров: 5,5 на 7,5 метров! Фигуры людей, готовящихся войти в реку и принять крещение на первом плане, намного больше натуральной величины. Какая монументальная работа, какой труд! И как тонко, тщательно прописаны детали! Художник работал над этой картиной более 20 лет, но так и не успел завершить полотно. О том, какой титанической труд проделал Иванов, позволяют судить эскизы и наброски, выполненные художником в процессе работы над полотном. Замечательно, что они вывешены в этом и соседнем залах (№10 и 12), так что мы можем увидеть, как менялся первоначальный замысел в процессе работы, как художник искал образы, как двигался к созданию шедевра методом проб и ошибок.


Жанровая живопись 19 века

Любопытен зал №14, посвященный теме крестьянства и русской деревни в живописи XIX века. Портреты сельских жителей и крестьянских ребятишек, сцены из жизни деревни, а также интерьеры загородных дворянских усадеб дают полное представление о жизни и облике русской деревни того времени. Каждый раз, проходя по таким залам, я жалею, что у нас не принято проводить уроки истории в музеях. Как много могли бы узнать и понять дети, рассмотрев такие картины!

В зале №15 внимание стоит обратить на работы П.А. Федотова: сюжеты его полотен отражают жизнь, хотя порой кажется, будто это иллюстрации к сатирическим рассказам Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Знаменитое полотно «Сватовство майора» (на картинке ниже), замечательные «Анкор, еще анкор!», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Разборчивая невеста», «Жена-модница» — все эти картины отражают детали мещанского быта, и рассказывают нам истории, в чем-то смешные, а в чем-то грустные, но такие знакомые и типичные для того времени. Эту тему продолжают и полотна зала №16, где мы встречаем знаменитую работу В.В. Пукиреева «Неравный брак». Работы В.Г. Перова в следующем зале тоже рассказывают нам о жизни России в XIX веке, но показанные им истории имеют человеческое лицо и куда более трагичны.


Музей третьяковка

От дворян и мещан мы вместе с художником обращаемся к жизни рабочих и крестьян, где сплошные несчастья: нищета, голод, болезни и смерть. Знаменитая «Тройка», где три ребенка тащат на санях огромную бочку с водой несмотря на ненастье вокруг; «Приезд гувернантки в купеческий дом», где честная и добрая девушка поступает на службу к надменному и скупому барину; многочисленные картины с темой смерти — «Утопленница», «Старики-родители на могиле сына», «Возвращение крестьян с похорон зимою», — все эти полотна показывают безрадостность и безнадежность жизни простого человека.

Залы №18-19 посвящены пейзажной живописи: здесь и знаменитые «Грачи прилетели» Саврасова, и марины Айвазовского; в 21-м зале — работы Куинджи, где поражает игра со светом, а в 25-м нас ждут леса и поля, детально прорисованные Шишкиным.

Музей третьяковка

Переход от социально-бытовой проблематики к пейзажной живописи не случаен: через природу мы видим иной облик России — страны бескрайней, великой, могучей. Это логически приводит нас в зал №26, где мы встречаемся с Русью из сказок и былин на полотнах В.В. Васнецова. Самая знаменитая картина здесь — «Богатыри», ставшая уже своего рода визитной карточной галереи. Помимо былинных героев, в этом зале можно увидеть сестрицу Аленушку, Ивана-Царевича на сером волке, царевен подземного царства.

Музей третьяковка

27-й зал переносит нас из мира сказок в мир экзотической Индии на картинах В.В. Верещагина. Самое впечатляющее (оно же и самое известное) полотно в этом зале — «Апофеоз войны», на котором мы видим гору черепов, окруженную стаей воронов в пустыне. На меня эта картина всегда производит очень гнетущее впечатление, заставляя задуматься и о том, как бессмысленно гибли и гибнут люди в войнах и как быстротечна человеческая жизнь.

Музей третьяковка

Следующие залы представляют нам работы таких мастеров реалистического течения в живописи, как В.И. Суриков. И.Е. Репин, Н.Н. Ге. Живые портреты современников чередуются с картинами на сюжеты из истории России. Здесь и «Боярыня Морозова» (на фото выше), отправленная в ссылку, и «Меньшиков в Березове», и «Утро стрелецкой казни», и «Иван Грозный и сын его Иван», и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Живопись рубежа XIX-XX веков: от реализма к новому искусству

Залы, посвященные изобразительному искусства рубежа XIX-XX веков, открывают картины М.А. Врубеля (залы №32-34). Его техника разительно отличает его работы от полотен предшественников, будто четко проводя границу между старым и новым, реалистичной живописью и новыми, пока только рождающимися течениями в искусстве. Среди самых узнаваемых его работ – «Царевна-Лебедь» и «Демон (сидящий)» (на фото ниже).

Музей третьяковка

На этом мы завершаем осмотр залов первого этажа, но не пугайтесь — на самом деле, две трети галереи мы уже изучили. Внизу нам осталось осмотреть совсем немного. После сюжетно и эмоционально насыщенных картин последних залов мы вновь можем перевести дух, рассматривая пейзажи. В залах №35-38 нас ждут работы Поленова, Левитана, Грабаря и других художников-пейзажистов, а в 39-м — крестьянская живопись М.В. Нестерова.

В залах №40-41 представлены работы В.А. Серова, в том числе и «Девочка с персиками». Судя по прошедшей зимой 2016 года выставке, этот художник пользуется огромной популярностью у москвичей, так что заглянуть сюда непременно стоит. Однако лично мне гораздо интереснее было изучать работы К.А. Коровина (зал №42), которые намного лучше соотносятся с тенденциями в мировой живописи того времени. Его техника — работа с мазками-цветовыми пятнами — позволяет не столько увидеть детали, сколько понять общее настроение и движение, энергетику картин. На иллюстрации ниже — его работа «Париж. Кафе де ля Пэ».

Музей третьяковка

Не менее импрессионистские полотна представлены и в залах №43-46, наиболее значимые художники здесь — В.Э. Борисов-Мусатов, Б.М. Кустодиев, К.А. Сомов и Н.К. Рерих. Их техники совсем не похожи друг на друга, но от предшественников их работы отличаются еще более явно.

Заключительные залы галереи: графика, иконопись, сокровищница

В залах №49-54 расположены выставка графики XVIII – начала XX веков, которая обновляется раз в полгода, так что если вас интересует этот вид изобразительного искусства, обязательно загляните сюда. Последние залы №56-62 посвящены искусству Древней Руси и иконописи. Здесь можно увидеть типичные работы для разных местных школ, а также фрески и иконы, созданные такими прославленными мастерами как Феофан Грек (зал №58) и Андрей Рублев (зал №59). Зал №55 — сокровищница Третьяковской галереи, где представлены иконы и старинные книги, ювелирные изделия и миниатюры.

Музей третьяковка

Как видите, основная экспозиция Третьяковской галереи в Лаврушинском переулки удивительно богата, так что посетить этот музей стоит обязательно: даже если вы не разбираетесь в изобразительном искусстве, вам наверняка будет любопытно увидеть те картины, которые вы не раз встречали в обычной жизни — на страницах учебников, на упаковках продуктов (например, на конфетах), на рекламных плакатах. А те, кто интересуется искусством, могут продолжить знакомство с русскими художниками и скульпторами XX века в здании Третьяковки на Крымском валу.

Третьяковская галерея на Крымском Валу

В отличие от галереи в Лаврушинском переулке, эта экспозиция меньше и осмотреть ее можно значительно быстрее. А вот осмыслить произведения художников-авангардистов, кубистов и представителей других модернистских течений XX века оказывается намного сложнее.

Музей третьяковка

Здесь, как и в основном здании галереи, произведения расположены в хронологическом порядке, от первых шагов художников-авангардистов в 1900-х годах до произведений наших современников. Любопытно, что в первых залах мы видим много образцов экспериментально искусства, среди которых не только картины, но и необычные скульптуры, композиции, кинетические машины. В залах можно посмотреть несколько документальных фильмов о русских авангардистах, что позволит лучше понять их идеи и произведения.

Новые течения в искусстве: символизм, примитивизм, абстракционизм

Начиная осмотр галереи, мы двигаемся по залам 1910–1920-х годов. Все представленные здесь картины разительно отличаются от творчества классических художников, которое представлено в Третьяковке в Лаврушинском переулке. Хотя это еще не абстракции, сразу ясно, что перед нами и не реалистическое искусство.

Игра со смыслами и формами, намеренный уход от реализма и поиск иных, более простых способов выражения сложных философских идей, типичны для всего искусства XX века. Интересное выражение она получает в работах М.Ф. Ларионова. На картине «Отдыхающий солдат» (зал №1, на фото ниже) мы видим, казалось бы, знакомую портретную позу — так писали художники Возрождения отдыхающих Венер, однако здесь художник намеренно смешивает высокое и низкое, оперируя контрастами и выражая свое отношение к социальному неравенству общества.

Музей третьяковка

Ещё одно популярное направление живописи тех лет представлено картинами Н.С. Гончаровой — кажется, что ее натюрморты или «Павлин» (залы №1-2) нарисованы пятилетним ребенком, но за кажущейся простотой, примитивизмом, сложные ассоциативные связи.

Музей третьяковка

Одни за другим художники начала века отказываются от всего привычного и реалистичного: цвет, перспектива, манера письма — всё претерпевает изменения, эволюцию которых так любопытно прослеживать, перемещаясь из зала в зал. Пика новое искусство достигает в творчестве авангардистов, ярчайшими представителями которого являются П.Н. Филонов (зал №9), В.В. Кандинский (зал №9), М.З. Шагал (зал №9) и К.С. Малевич (зал №6). Картины Филонова и Кандинского всегда особенно завораживали меня: так интересно было изучать детали, пытаться угадать, что же скрыто за этими формами, цветами, линиями.

Музей третьяковка

Вживую от композиций и импровизаций Кандинского у меня перехватывает дыхание: кажется, я не просто вновь читаю о его экспериментах с цвето-музыкой, но действительно вижу то, о чем писал художник. Эти абстрактные структуры, на первый взгляд кажущиеся просто беспорядочным смешением цветовых пятен и линий, способны погрузить зрителя в особое эмоциональное состояние. Если раньше художники рассказывали и показывали нам истории, теперь они предлагают нам прочувствовать их.

Казимир Малевич: авангард и кубизм в изобразительном искусстве

Самым знаменитым художником, работы которого представлены здесь, без сомнения является Казимир Малевич. Как в Лувре толпы туристов притягивает к себе «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, так в Третьяковке на Крымском валу все стремятся увидеть «Черный супрематический квадрат» Малевича. Эта противоречивая картина, пожалуй, навсегда останется предметом жарких споров между профессионалами и любителями живописи. Признаюсь, если вы не разделяете взглядов на то, что это произведение — шедевр по своему революционному замыслу и имеет программное значение для авангарда, вас картина вряд ли впечатлит: просто черный потрескавшийся квадрат на белом фоне. Лично мне любопытно было увидеть вживую этот символ революции в искусстве, но намного интереснее оказалось рассматривать другие произведения Малевича. Любопытно, что в двух залах можно проследить, как менялось творческое видение художника: от реалистического символизма к авангарду, кубизму и снова к более реалистичному искусству. Его поиски, оригинальность и новизна его творчества достойна не просто пары залов, но целой отдельной галереи.

Музей третьяковка

Помимо картин художников, в залах о кубизме и авангарде можно увидеть реконструкции мастерской Общества молодых художников и павильона «Рабочий клуб» Родченко (на фото ниже), которые отражают новые направления авангарда и конструктивизма в дизайне и декоративно-прикладном искусстве.

Музей третьяковка

Картины К.С. Петрова-Водкина (зал №13) пронизаны символизмом. Так, нельзя не остановиться возле его полотна «Купание красного коня» — пожалуй, самого знаменитого произведения художника. Никогда не интересовавшее меня в репродукциях, в оригинале оно почему-то заставляет меня остановиться и всмотреться в происходящее. Лицо мальчика, его поза, фигура самого коня — кажется, все наполнено здесь глубоким символическим смыслом: это и об искуплении грехов, и о духовной чистоте, и о новом, рождающемся революционном искусстве. Музей третьяковка

Не менее любопытны и другие работы художника: обычные на первый взгляд портреты и зарисовки оказываются наделенными глубоким, часто библейским значением.

Утилитарная живопись 1930-х

На этом самые сложные для восприятия залы заканчиваются, от революционного искусства мы переходим к утилитарной живописи, которая призвана выполнять идеологические функции. Меня мало увлекали эти залы — что интересного в парадных портретах и огромных полотнах с заседаний Советов? Однако просто пройти мимо этих залов нельзя: все же фигуративное искусство 30-х составляет отчетливый контраст с живописью начала века. Строительство, труд, прогресс, спорт, патриотизм — вот главные темы полотен этих залов. От философии к пропаганде, от глобальных проблем — к частным социальным противоречиям. Вглядываясь в работы А.А. Дейнеки, Ю.И. Пименова, И.И. Бродского, я будто вижу, как в живописи проявляется та же цензура, что в литературе.
От программного к жизненному, бытовому мы вовзращаемся в картинах художников военного и послевоенного времени. Простые люди, простые дела, мирная жизнь и её такие доступные и понятные радости — на десятилетие реализм и стремление отразить полноту простой жизни возвращаются в советское искусство. Среди произведений этих залов особенно выделяются работы А.А. Пластова «Сенокос», «Ужин трактористов», «Весна» (на фото ниже).

Музей третьяковка

Каждое из полотен имеет два плана: реалистичный, на котором мы видим сцены из обычного быта крестьян и рабочих, и символический, где художник говорит о простых, но вечных ценностях, восхваляет жизнь, показывает нам красоту будней.

От 1960-х до наших дней: залы современного искусства

Последние залы галереи посвящены искусству 1960–2000-х, в котором отражение нашли самые разные течения. Однако эти залы кажутся мне наименее интересными из всех: многие произведения современных художников выглядят откровенно странными, но, в отличие от работ революционеров-авангардистов, я не чувствую за ними такой же смысловой или эмоциональной глубины.

Музей третьяковка

Образовательные курсы в галерее

Третьяковская галерея — это не только музей, но и современный образовательный центр, где можно прослушать отдельные лекции и целые курсы об искусстве определенных эпох. Любопытно, что есть специальная лекционная программа для детей 7-9 лет, подростков и взрослых, так что интересно будет в любом возрасте. Как правило курс всключает от 4 до 8 лекций, а также возможны экскурсии и прогулки по городу. Приобрести билеты на курсы можно онлайн и в кассах галереи. Стоимость разового посещения для взрослых составляет 270 рублей, для студентов и пенсионеров — от 170 рублей; детский лекторий дешевле — от 130 рублей за занятие. Посмотреть полный список программ и расписание курсов можно вот здесь.

Музей третьяковка

Для тех же, кто любит не просто слушать лекции об искусстве, а практиковаться в создании собственных произведений, подойдут занятия творческих мастерских. Разовое занятие живописью для взрослых будет стоить 800 рублей, скульптурой — 1000, а детские занятия — 600 рублей. Посмотреть даты и тематику занятий можно в разделах “Художественная практика” на сайте галереи.

Перерыв на обед

Если во время осматра галерейных залов вы проголодались, можете заглянуть в ресторан «Братья Третьяковы» в историческом здании в Лаврушинском переулке. Здесь гостям предлагают блюда русской кухни, но цены не самые демократичные: супы от 230 рублей, салаты — от 270 до 700 рублей, а горячие блюда — в районе 500. Десерты обойдутся в 150-300 рублей, кофе — в 110-240 рублей (каппучино — 160), а чаи стоят 320 рублей за чайник на двоих. Ознакомиться с меню и специальными предложениями ресторана можно на его официальном сайте. Если в музейном ресторане обедать не желаете, возле метро и в окрестных улочках вы найдете множество сетевых кафе, в том числе Макдональдс, Кофе Хаус, Шоколадницу и Варенничную №1.

Поблизости от здания на Крымском Валу также расположилось несколько кафешек. Перекусить или выпить кофе можно в одном из небольших уютных заведений на набережной, сетевые Бургер Кинг и Шоколадница, а также несколько других кафе находятся возле станции метро «Октябрьская» всего в 10 минутах ходьбы от галереи.

Сувениры

Я всегда очень люблю заглядывать в сувенирные магазины при музеях: в отличие от обычных сувенирных лавок с одинаковой китайской продукцией, здесь всегда найдется что-нибудь оригинальное и интересное, и особенно радует, что российские музеи подтягиваются до уровня ведущих европейских. В сувенирном отделе Третьяковки я приобрела на память несколько открыток с репродукциями картин: и глаз радуют, и цена прелестная — всего 10 рублей за штуку. Из более серьезных подарков здесь можно найти коллекционные альбомы и книги о галерее и русской живописи вообще (смотрите каталог здесь), цены от 300 до 3500 рублей, заказать репродукции шедевров (от 750 рублей) или приобрести шелковые шарфы с мотивами из известных полотен, 3500 рублей. Посмотреть, что продается в сувенирной лавке галереи можно в интернет-магазине.

***

Для меня Третьяковская галерея — настоящее собрание сокровищ и жемчужин русского изобразительного искусства, где можно найти и работы классиков, и живопись художников-авангардистов, и современные произведения. Прогуляться по залам галереи непременно должен каждый, ведь здесь так много всего, что вы обязательно увидите ту картину, которая отражает ваше настроение и мировоззрение.

Источник: travelask.ru

  • Антонова В. И. Государственная Третьяковская галерея. — Москва: Искусство, 1968. — С. 208.
  • Валяева М. В. Третьяковская галерея. Русское искусство XI — начала ХХ века: Путеводитель. — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2015. — 270 с. — ISBN 978-5-9903869-4-5.
  • Ватолина Н. Н. Прогулка по Третьяковской галерее. — Москва: Советский художник, 1976. — 255 с.
  • Володарский В. М. Государственная Третьяковская галерея. — Москва: Изобразительное искусство, 1974. — 300 с.
  • Джанджугазова Е. А. Культурные и товарные бренды Москвы: интегрированный подход, или что общего у фабрики «Красный Октябрь» и Третьяковской галереи. — Современные проблемы сервиса и туризма, 2014. — Вып. 4. — С. 102—114.
  • Ермакова Т. А., Обухова А. Искусство XX века. — Москва: П-2, 1999. — С. 64.
  • Иовлева Л. И., Брук Я. В. Государственная Третьяковская галерея: Рисунок XVIII–XX веков. — Москва: Красная площадь, 2007.
  • Древнерусское искусство X – начала XV века. — Москва: Красная площадь, 1995.
  • Иовлева Л. Галерея без Третьякова. — Москва: Наше наследие, 2006. — Вып. 78.
  • Ковтырева Л. В. Сокровищница Третьяковской галереи. — Москва: Третьяковская галерея, 2014. — 47 с.
  • Павел и Сергей Третьяковы: жизнь, коллекция, музей. — Москва: Махаон, 2008. — С. 497.
  • Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым. — Москва: Дрофа плюс, 2009. — С. 121.
  • Пынина Т. Ю., Савастенко Р. А. Роль П. М. Третьякова в истории русского искусства. — Вестник славянских культур, 2016. — С. 233—245.
  • Трегулова З., Юденкова Т. Третьяковская галерея: Вчера, сегодня и завтра. — Москва: Третьяковская галерея, 2017. — Вып. 3.
  • Третьяковская галерея. — Москва: Директ-Медиа, 2011. — С. 98.
  • Третьяковская галерея: от авангарда до постмодернизма. Мастера XX века. — Москва: Art, 2006. — С. 248.
  • Рылов А. А. Воспоминания. — Москва: Художник РСФСР, 1960.
  • Умеренкова С. Н. Третьяковская галерея как один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. — Учёные записки, 2008. — Вып. 3. — С. 250—253.
  • Усачёва С. Картины Сильвестра Щедрина в Третьяковской галерее. — Москва: Третьяковская галерея. Наследие, 2009. — Вып. 4.

Источник: ru.wikipedia.org

История Третьяковской галереи

Государственная Третьяковская галерея

Фото: http://visenda.ru/obzor/Tretyakovskaya-galereya—zhemchuzhina-Moskvy!.html

История Третьяковской галереи берет свое начало в 1856 году и связана с именем Павла Михайловича Третьякова, который в то время начал собирать коллекцию работ современных ему отечественных художников.

Павел Третьяков был родом из богатой семьи, принадлежавшей к известному купеческому роду. Он получил отличное образование и продолжил дело родителей – развитие фабрики.

Государственная Третьяковская галерея

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/tretyakov.html

Павел Михайлович был очень увлечен историей искусства.

О создании первой постоянной экспозиции русской живописи он задумывался еще задолго до основания музея. Правда, за два года до открытия Третьяковской галереи будущий меценат приобрел картины голландских мастеров, и только в 1856 году было положено начало его легендарной русской коллекции. Первыми полотнами в ней стали написанные маслом «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. Тогда имена этих художников еще не были известны широкой публике, а Павел Михайлович начал свое собрание картин именно с их работ.

В течение нескольких десятилетий Третьяков собирал полотна выдающихся мастеров живописи, поддерживал дружеские отношения со многими художниками и помогал тем из них, кто в этом нуждался.

История здания Третьяковки — это постоянное расширение площадей. Изначально картины располагались непосредственно в доме коллекционера. Затем к купеческому особняку Третьяковых был пристроен своеобразный пассаж, который окружил дом с трех сторон. С 1870 года выставка стала доступной для посещения. С течением времени пришло понимание, что вместить всю живописную коллекцию на имеющемся пространстве уже невозможно, поэтому в 1875 году и было построено по особому распоряжению Павла Михайловича здание Третьяковской галереи, постоянно прирастающее с тех времен необходимыми площадями.

По замыслу создателя, Третьяковский музей должен быть включать в себя только работы русских художников и только те их произведения, которые бы передавали особую сущность подлинной русской души.

Летом 1892 года коллекция была преподнесена в дар Москве. На тот момент собрание состояло из 1 287 картин и 518 графических произведений русских художников. Экспозиция включала в себя еще и более 80 работ европейских авторов и многочисленное собрание икон. С тех пор за счет городской казны галерея начала пополняться настоящими шедеврами мирового искусства. Таким образом, к роковому для истории России 1917 году коллекция Третьяковки состояла уже из 4 000 единиц хранения. Спустя год галерея стала государственной, тогда же произошла и национализация разнообразных частных коллекций. Помимо этого, история художественного собрания продолжилась вхождением в фонд произведений из небольших московских музеев: Цветковской галереи, Румянцевского музея, Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова. Именно поэтому уже в начале тридцатых годов прошлого столетия коллекция была более чем пятикратно увеличена. В это же время работы западноевропейских мастеров переходят в другие собрания.

Третьяковская галерея сегодня

Сегодня Третьяковская галерея является центром по изучению искусства. Мнение ее работников и специалистов высоко ценится во всем мире, эксперты и реставраторы считаются одними из самых профессиональных в современном мире искусства. Уникальная местная библиотека — еще одно достояние Третьяковки: книжное собрание содержит более 200 000 специализированных томов по искусству.

Сегодня коллекция включает более 170 000 произведений русского искусства, при этом пополнение экспозиций и хранилищ продолжается. Художники, частные дарители, разнообразные организации и наследники приносят в дар замечательные работы, а значит, не завершена и история создания уникального собрания отечественных шедевров.

Деятельность Третьяковской галереи

Произведения из собрания Галереи регулярно экспонируются как на международных, так и на отечественных выставках в разных городах.

С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Это научное и наиболее полное многотомное издание, представляющее всю коллекцию Галереи.

Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской Галереи и изданию электронных каталогов выставок.

В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера. В 1999 году состоялись первые «Третьяковские чтения», посвященные проблемам комплектования музеев произведениями классического и современного искусства, роли меценатов и коллекционеров в комплектовании и взаимоотношений музея с ними.

В Третьяковской галерее проводятся научные конференции по проблемам экспертизы, атрибуции произведений и другим проблемам музейной жизни. В последние годы Государственная Третьяковская галерея была награждена дипломами, в том числе «За лучший мультимедиа CD-ROM  по культуре и искусству» (2003). Ведется большая публикационная и популяризаторская работа: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской галереи и изданию электронных каталогов выставок.

Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М.Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе в приобретении произведений искусства. В сентябре 1996 года был воссоздан Попечительский Совет, председателем которого стал мэр Москвы Ю.М.Лужков.

В 2006 году Государственная Третьяковская галерея встретила свое 150-летие. Юбилей был отмечен целым рядом крупных выставочных проектов. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность» – разносторонне представила образ жизни братьев Третьяковых, их характеры, историю создания их коллекций.

Здания Третьяковской галереи

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
  • Третьяковская галерея на Крымском Валу
  • Инженерный корпус
  • «Культурный центр в Толмачах»
  • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах
  • Музей-квартира А.М.Васнецова
  • Дом-музей В.М.Васнецова
  • Музей-мастерская А.С.Голубкиной
  • Дом-музей П.Д.Корина

Третьяковская галерея: выставки

Государственная Третьяковская галерея

Фото: http://www.planetofhotels.com/rossiya/moskva/tretyakovskaya-galereya

Каждый год организуются выставки, вызывающие большой интерес публики, в их числе следует упомянуть экспозиции:

«Возрожденные сокровища России» (1995),

«К 150-летию И.Е.Цветкова» (1995),

«Сокровища музеев Подмосковья» (1996),

«Очарованные морем. К 300-летию основания флота России» (1996),

«Незабываемая Россия. Россия и русские глазами британских  художников. XVIII – первой половины XIX века» (1997),

«Михаил Врубель в Третьяковской галерее, московских музеях и частных собраниях» (1997),

«Стиль жизни – стиль искусства. К 150-летию со дня рождения В.М.Васнецова» (1998),

«М.Ларионов – Н.Гончарова. Шедевры из Парижского наследия. Живопись» (1999),

«К.П.Брюллов. К 200-летию со дня рождения» (2000), «Западно-европейское искусство XVI–XVIII веков из собрания Тульского музея изобразительных искусств» (2000),

«И.С.Остроухов – коллекционер, общественный деятель, попечитель Третьяковской галереи» (2001),

«Государственная Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны» (2002), 

«Вернем Грозному музей» (2002),

произведений Н.Н.Сапунова (2003),

«Пленники красоты» (2004),

«М.З.Шагал. Здравствуй Родина» (2005),

«Пророк и мечтатель. М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов. Графика» (2005),

«Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» (2015-2016).

Третьяковская галерея: картины

Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов:

  • древнерусское искусство XII-XVIII веков — иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов);
  • живопись XVIII — первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений);
  • русская графика XVIII — начала XX века (свыше 30 тысяч произведений);
  • русская скульптура XVIII — начала XX века (ок. 1000 экспонатов);
  • коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

Наиболее звестные картины Третьковской галереи

Государственная Третьяковская галерея

Зинаида Серебрякова За туалетом. Автопортрет

Государственная Третьяковская галерея

Серов В.А. «Девочка с персиками»

Государственная Третьяковская галерея

«Богатыри», Виктор Васнецов

Государственная Третьяковская галерея

И. К. Айвазовский. «Радуга»

Государственная Третьяковская галерея

«Неизвестная», Иван Крамской

Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель «Сидящий демон»

Источник: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/categories/_id/42

Контакты Третьяковской галереи

Сайт: http://www.tretyakovgallery.ru/

Телефоны: 8-495-951-13-62, 8-499-238-13-78

Факс: 8-495-953-10-51

e-mail: [email protected]

Работа Третьяковской галереи

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10

Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Режим работы:

вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

(кассы и вход на экспозицию до 17.00)

четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

(кассы и вход на экспозицию до 20.00)

выходной — понедельник

Третьяковская галерея на Крымском Валу

Адрес: 117049, г. Москва, Крымский Вал, 10

Проезд: Метро «Парк культуры» или «Октябрьская», Троллейбус «Б» или «10» до остановки «Парк культуры им. М.Горького»

Режим работы постоянной экспозиции:

вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

(кассы и вход на экспозицию до 17.00)

четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

(кассы и вход на экспозицию до 20.00)

выходной — понедельник

Инженерный корпус

Адрес: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12

Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Режим работы:

вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

(кассы и вход на экспозицию до 17.00)

четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

(кассы и вход на экспозицию до 20.00)

выходной — понедельник

«Культурный центр в Толмачах»

Адрес: г. Москва, Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1

Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Режим работы:

открыт только в период проведения мероприятий

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Адрес: г. Москва, М.Толмачевский переулок, 9

Проход к Музею-Храму — через Третьяковскую галерею (Лаврушинский переулок, 10).

Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Справки по телефонам: 8-499-230-77-88, 8-495-951-13-62, 8-499-238-13-78

Режим работы:

вторник — воскресенье — c 12.00 до 16.00 (вход до 15.30)

выходной — понедельник

Музей-квартира А.М.Васнецова

Адрес: г. Москва, Фурманный переулок, 6, кв.21-22 (домофон «22»), 3 этаж

Проезд: Метро «Чистые пруды», «Красные ворота», «Курская»

Телефон для справок: 8-495-608-90-45

Режим работы:

среда — воскресенье — с 10.00 до 17.00

кассы до 16.00

выходные — понедельник, вторник

последний четверг каждого месяца — санитарный день

Дом-музей В.М.Васнецова

Адрес: г. Москва, переулок Васнецова, 13

Справки по телефонам: 8-495-681-13-29, 8-495-681-13-29

Режим работы:

среда — воскресенье — с 10.00 до 17.00

кассы до 16.00

выходные — понедельник, вторник

последний четверг каждого месяца — санитарный день

Музей-мастерская А.С.Голубкиной

Адрес: г. Москва, Большой Лёвшинский переулок,12, вход со двора

Проезд: м. «Парк культуры», «Смоленская», далее по Садовому кольцу; троллейбусы: Б, 10, 79 до остановки «1-й Неопалимовский переулок» или пешком 10 минут по внутренней стороне Садового кольца.

Режим работы:

среда — воскресенье — с 10.00 до 17.00

кассы до 16.00

выходные — понедельник, вторник

последний четверг каждого месяца — санитарный день

Дом-музей П.Д.Корина

Адрес: г. Москва, Малая Пироговская улица, 16, флигель 2

Внимание! Музей закрыт на ремонт

Справки по телефону: 8-499-245-11-90

Источник: www.dk.ru


Categories: Музей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.