Что первое приходит на ум при упоминании Валдая? Конечно же, валдайские колокольчики!

Мы тоже возвращались в город из Иверского монастыря, находящегося примерно в 10 километрах от него, предвкушая поход в Музей колоколов.

Единственный в России Музей колоколов был открыт здесь в 1995 году.

Работает музей с 10 до 18 часов во все дни недели, кроме вторника.

Уникален и сам музей и его помещение. Музей расположен в дворцовой церкви императрицы Екатерины II. Здесь в Валдае был построен императорский путевой дворец. Екатерининская церковь выполнена по проекту замечательного архитектора и очень интересного, прекрасно образованного, одаренного человека – Николая Александровича Львова. Излюбленной архитектурной формой Львова была ротонда, и Екатерининскую церковь он также спроектировал  в форме ротонды:

Как оказалось позже, акустика этого храма прекрасно подходит для создания здесь Музея колоколов.


Высота здания составляет 30 метров, так что звуку есть, где поместиться.

Внутри церковь украшена лепниной. Цветовое решение благородно-строгое, стены храма просто побелены, традиционные росписи отсутствуют.

18 февраля  1826 года именно в этой церкви на протяжении ночи находился гроб с телом императора Александра I, который перевозили из Таганрога в Петербург.

После революции 1917 года в здании церкви разместили пивной бар, потом склад. Позже здесь был установлен маятник Фуко. Во время Великой Отечественной войны высокое здание храма использовалось в качестве наблюдательного пункта. В 1949 году церковь была включена в список объектов, представляющих художественную и историческую ценность и подлежащих государственной охране. После проведения реставрационных работ здание было передано музею. К началу Олимпийских игр 1980 года здесь была открыта экспозиция «Валдайский колокольчик». К моменту открытия выставки экспонатов было не так уж много, но тема вызвала такой интерес, что за последующие годы музейная коллекция колоколов значительно увеличилась. Сейчас она вся уже не помещается в ротонде и музею предстоит переезд в другое здание. Часть самых больших колоколов уже перевезена, но некоторые пока еще на прежнем месте. Уже у входа посетителей встречает  большой, массивный колокол:

Менее тяжелые колокола подвешены в витринах, установленных  по периметру здания:

Существует предание о том, как появились колокола. Однажды св.Павлиний Нольский, живший в 4 веке в провинции Кампания, прилёг отдохнуть среди трав на лугу, задремал и  услышал во сне удивительные звуки. Чей-то голос пояснил ему, что это музыка Неба, Божий дар. Открыв глаза, Павлиний увидел полевой цветок колокольчик, который под дуновением ветра раскачивался и издавал звуки: «Кам-пан, кам-пан, кам-пан». Первые отлитые по научению Павлиния христианские колокола так и назвали  — кампанами.


Но археологические исследования показывают, что различные колокольчики, бубенцы были известны в Древнем Китае еще в 23 веке до нашей эры, известны они были и в Вавилоне, и в Месопотамии, были колокольчики и у скифов, и у этрусков. И везде они считались магическими предметами, способными отгонять зло. Колокольчики использовались как подвески-обереги в одежде. Пастушьи колокольчики – ботала, которые подвешивались на шею скотине,  должны были иметь глухой и неприятный звук, отпугивающий нечисть.

Православная церковь долгое время колокола не использовала, считая их языческим атрибутом. Колокола заменяло так называемое било – металлическая доска, по которой ударяли колотушкой. Форма дуги символизировала небесный свод. Каждый конец этого била звучал по-своему. На одном конце была  надпись «Время трудиться», на другом  — «Время срамиться», т.е. выяснять отношения, чтобы устранить предмет спора.

В Страстную неделю Великого поста и сейчас в монастырях бьют только в била, а колоколам завязывают языки, чтобы звук был глухим, как у била.


До 16 века Россия приобретала готовые колокола у западных мастеров или самих мастеров приглашали сюда для отливки колокола. В начале 16 века первые наши колокола стали отливать во Пскове мастера Григорьевы. Позже сложилась новгородская колокольная школа.

Некоторые колокола были привезены в Россию в качестве трофеев, добытых в ходе Северной войны со Швецией.

С 18 века колокольное дело в России широко распространилось. Были созданы многие предприятия – завод Бакулева, товарищество Оловянишниковых, петербургский завод Орлова,  гатчинское предприятие Лаврова. На Валдае крупнейшими колокольными заводчиками стали купцы Усачевы, родственники знаменитых валдайских мастеров Стуколкиных. Завод Усачевых работал до 1930 года.

Но более всего Валдай славился не большими колоколами, а своими маленькими колокольчиками. По легенде они родились из тела большого новгородского вечевого колокола, который увезли из Новгорода после покорения вольной новгородской республики московским государем. Доехав до Валдая, большой колокол упал, покатился под гору  и рассыпался, ударившись о землю с тяжелым вздохом «Валда!», дав название этой местности. Его осколки превратились в маленькие звонкие колокольчики, их называют с тех пор валдайскими.

Неудивительно, что производство колокольчиков получило широкое распространение на Валдае, ведь одним из самых распространенных занятий  местных жителей было ямщицкое дело.


Валдайские колокольчики приобрели такую популярность, что нередко и мастера других школ писали на своих изделиях «Дар Валдая».

Часто на колокольчиках делали различные надписи, вроде «нет барыша, зато слава хороша» или «нелюбо – не звени, нравится — так прими», «кто колокол купит, тот счастлив будет». Считалось, что колокольчик выговаривает то, что на нем написано. По сложившейся традиции жених должен был к свадьбе отлить для невесты колокольчик с надписью «кого люблю того и дарю». Если колокольчик не был готов, свадьба могла  расстроиться.

Но, сколько ни рассказывай о колокольчиках, лучше один раз их услышать, и эту возможность наш экскурсовод нам предоставил. И не только послушать, но ещё и самим попробовать!

Конечно же, всем хотелось привезти домой сувениры. Их здесь великое множество, правда, стоят сувенирные колокольчики недёшево – самые дешёвые, что мне удалось найти, стоили 150 рублей, а цена некоторых доходила и до нескольких тысяч.

Два маленьких валдайских колокольчика теперь будут перекликаться у нас дома.

А наша группа по плану экскурсии отправляется в Музей уездного города.

Источник: zen.yandex.ru

Повозка со спецсигналом


Именно в Валдае впервые в мире колокол определили не в арку церковной звонницы, а под дугу конской упряжи. Новой стала и технология литья валдайских колокольчиков, сильно отличавшаяся от производства церковных. Взятые на вооружение учрежденным в 1802 г. Министерством внутренних дел, ямские колокольчики становятся своеобразным спецсигналом для почтовых и полицейских экипажей. Повозке с колокольчиками в упряжи предоставлялось приоритетное право передвижения по тракту, в том числе на повышенной скорости. Некоторое время даже существовал запрет на использование колокольчиков неслужебными видами транспорта. Такой спецсигнал не просто так появился именно в Валдае. Ведь первая русская шоссейная дорога, соединявшая Москву с Петербургом, проходила прямо через центр этого небольшого города и его жители, как никто, были заинтересованы в безопасном движении.

Однако валдайские колокольчики оберегали не только прохожих от лихих «водителей кобыл», но и сам экипаж – от диких зверей, не терпящих колокольного звона. Поэтому мастерам так важно было рассчитать параметры звучания – «ультразвук», которым славится валдайский колокольчик. Слышно его за многие версты вперед – и в лесу, и на постоялом дворе, где гостям уже заранее ставили самовар. Сегодня люди жалуются на городской шум, но и полтора века назад тишины на улицах не было. Дальняя дорога тем более была своеобразным испытанием звуком – колокольчики и бубенцы не умолкали на протяжении всего пути из Петербурга в Москву, который с остановками занимал неделю.


инственным спасением от назойливости звона была ямщицкая песня. При этом надо было в определенном ритме выталкивать из себя по слогам тексты песен, что позволяло пульсировать барабанным перепонкам и защищало слуховой аппарат от аудиальных перегрузок. Но эти колокольные шумы нарушали тишину городской среды, в связи с чем был издан указ, обязывающий извозчиков «завязывать языки» своих колокольчиков в черте населенных пунктов, развязывая их для обеспечения дорожной безопасности только за околицей.

В Музейном колокольном центре выставлены наспинные часы ямщика, позволяющие пассажирам наблюдать за временем в пути, а также дорожный прейскурант с расценками обязательной оплаты за версту прогона, а также указанием на чаевые.

Музей колоколов валдай

«Купи, денег не жалей…»

В 1802 году появляются надписи на колокольчиках. На них ставились имена мастеров, место производства, дата отливки, различные фразы и символические изображения. Считалось, что колокольчик говорит то, что на нем написано. При этом самой популярной была фраза: «Кого люблю того и дарю». По традиции жених невесте должен был к свадьбе отлить именно такой колокольчик. Если он не был готов, то свадьба отменялась. В коллекции музея представлено все многообразие напутственных надписей: «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей», «Подай голосок тому предмету, которого милее нету», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Мчится тройка удалая, колокольчик – Дар Валдая» и проч.


следняя фраза, взятая из известной песни, постепенно укорачиваясь, во второй половине XIX в. преобразовалась в самую знаменитую колокольную надпись «Дар Валдая». Её, как знак качества, ставили на своих изделиях мастера различных литейных центров России, Польши, Финляндии, пытаясь повторить оригинал. Колокольчики с этой надписью до сих пор не только самые популярные, но и самые подделываемые в мире.

Открытие Николаевской железной дороги в 1851 году (с 1923 она переименована в Октябрьскую) сделало главное шоссе невостребованным и больно ударило по колокольной отрасли в Валдае. Производства с трудом выживали за счёт литья церковных и сигнальных колоколов – для железной дороги, пожарных экипажей и кораблей. Окончательную же точку поставила революция. Колокольный звон, размерявший каждый день русских городов и сел, смолк на рубеже 1920–30-х годов, в разгар варварской антирелигиозной кампании. Колокола сбрасывали со звонниц, разрушали, переплавляли. В Музейном колокольном центре есть специальная экспозиция «Колокольные трагедии ХХ в.», а панорамная видеостена позволяет реально увидеть и осознать роковые события того времени.

Услышать экспонаты

Возрождаться колокольное искусство начало лишь в конце 1980-х годов, когда в стране вновь стали отливать колокола.


первая экспозиция, посвященная валдайскому колокольчику, была открыта к Олимпийским играм 1980 года. Готовила её тогда Надежда Яковлева, которая до сих пор работает в музее старшим научным сотрудником. Постепенно собранная ею колокольная коллекция в 1995 году была выделена в отдельный Музей колоколов, который разместился в историческом здании Екатерининской церкви и стал первым в России музеем такого рода. Сегодня здесь можно не только увидеть, но и услышать экспонаты – на трёх колокольных звонницах, – а также познакомиться со звонарной техникой и попробовать себя в качестве звонаря.

Музей колоколов валдай

– Начиналось всё с пяти колокольчиков. Но сразу появилась мысль, что заниматься только валдайским колокольчиком – мало. Иначе невозможно понять, чем он отличается от касимовского Рязанской губернии, пуреховского Нижегородской губернии, тюменского или вятского. Всё это нужно было изучать на месте, по частным коллекциям – трогать, переворачивать, чувствовать фактуру руками.

Надежда Петровна

Со временем коллекция настолько разрослась, что в Валдае был открыт и Музейный колокольный центр (2015 г.), в котором сегодня представлено 1000 подлинных экспонатов. Это и древние колокольные предметы, обнаруженные в ходе археологических раскопок; и русские церковные, сигнальные, подарочные колокола; поддужные колокольчики; бубенцы; ритуальные барабаны; гонги; била и др.


экспозицию включены и исторические предметы, позволяющие ощутить дух того времени, когда колокольчики были важной частью жизни русского человека: детский тарантас, театральная шаль Шаляпина и проч. Сердце посетителей особо откликается на такие трогательные вещи. С редкими колокольными артефактами соседствуют и мультимедийные технологии. Например, с помощью интерактивного сенсорного стола посетитель может даже сам запрячь тройку.

– И это не просто развлечение. Соприкасаясь с историей, человек начинает осознавать в себе национальное, русское. Понимать, почему именно у нас, например, появилась тройка. Ведь в Европе до сих пор поражаются, как три лошади, запряженные в ряд, бегут разным аллюром и не рвут упряжь… Или как была обустроена транспортная система в стране, занимавшей 1/6 часть земной суши. И что хляби дорожные, как и небесные, это была не беда, а возможность получить испытание, как внутреннюю укрепу. И нам есть, чем гордиться.

Надежда Яковлева

Кстати

Фактически у всех народов колокольные предметы воспринимаются в качестве хранителей и проводников голоса всевышнего. И в колокольный звон вкладывается особое сакральное значение. Однако в период Великого поста нельзя было звонить в колокола в обычном режиме – им завязывали языки. В это время звучали била.

Как добраться?


Москву и Валдай разделяют всего 363 км. Сюда легко добраться на машине, рейсовом автобусе или поезде. Лучше всего остаться здесь на несколько дней, чтобы насладиться не только культурной программой, но и первозданной природой. Не зря Валдай называют «маленькой Швейцарией».

Музейный колокольный центр

Новгородская обл., г. Валдай, Комсомольский пр., 1

Музей колоколов

Новгородская обл., г. Валдай, ул. Труда, 2а

[email protected]

Источник: xn--80aiclbbsnghpgw1b5g.xn--p1ai

  • Фрагменты экспозиции
  • Древние била
  • Пастушьи колокольчики
  • Литье колоколов
  • Валдайские колокола и колокольчики
  • Вечевой Новгородский колокол
  • Династия Усачёвых
  • Рябиновый звон
  • Ямщицкий колокольчик
  • Иностранные колокола в России
  • Карильоны
  • Сигнальные колокола
  • Фонд материалов по истории колоколоведения
  • Инфомация и контакты

Музей колоколов в г. Валдае открыт в июне 1995 году. Размещается в памятнике архитектуры 18 века церкви во имя Великомученицы Святой Екатерины.

Здание построено по проекту Н. А. Львова на средства, выделенные императрицей Екатериной II. Львовская ротонда, как иногда называют этот памятник республиканского значения, входила в состав путевого дворцового комплекса Екатерины II. Строительство началось в 1793 г. На протяжении XIX начала XX вв. церковные службы совершались крайне редко.

В 1920 году здание объявлено памятником архитектуры, охраняемым государством. С 1970 года в нем разместился Валдайский филиал Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

Музей колоколов валдай

В экспозиции Музея колоколов представлены материалы по колокольному литью различных стран, в том числе по истории валдайского колокольчика.

В музее можно познакомиться со своеобразием церковных, пастушьих, ямщицких, кабинетных, дверных, корабельных, пожарных, сувенирных колоколов и колокольчиков. Размещенные на звонницах колокола дают возможность послушать колокольные звоны, увидеть технику звона, приемы звонарного мастерства, попробовать позвонить в колокола самому посетителю.

В фондах музея имеются записи наиболее известных колокольных звонов, материалы по истории колокольного дела, литература, адреса исследователей, литейщиков, звонарей и пр. В киоске музея широкий выбор сувенирных колокольчиков.

Источник: www.novgorod.ru


Categories: Музей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.