Нагулявшись по Суздалю и перейдя через реку Каменку оказываемся у Музея деревянного зодчества и крестьянского быта. Это музей под открытым небом, где экспонатами служат деревянные сооружения, собранные здесь со всей Владимирской области. Надо сказать, что таких музеев в России создано не мало. Только за последний год мы побывали в Музее “Пушкинская деревня” в Псковской области и Музее деревянного зодчества «Витославлицы», что в окрестностях Великового Новгорода.

История музея

Идея создания музея принадлежит ч Валерию Михайловичу Анисимову члену корреспонденту Академии Архитектурного наследия в 60-х годах прошлого века. До музея на этом месте располагался Дмитриевский монастырь, однако в 1930 году он был разобран для строительства городской бани в 1936 – 1937 гг., резной иконостас пошел на табуретки и столы красноармейцам. В современной экспозиции музея представлены постройки XVII-XIX веков.

Как найти Музей деревянного зодчества

Официальный адрес музея улица Пушкарская, дом 27Б. Найти это место труда не составит. Нужно идти от Суздальского Кремля по Кремлевской области через пешеходный мостик. Время работы музея с 9 до 19, стоимость билетов 250 рублей, пенсионеры и другие льготные категории – 100 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.

Экспозиция музея


Воскресенская церковь из села Патакино

Церковь возведена во второй половине XVIII века жителями села Патакино как кладбищенский храм. В конце XIX  века церковь отремонтировали, а в 1930 году закрыли.

Музей деревянного зодчества в суздале

Архитектура церкви выглядит сдержанно, но очень органично, привлекает соразмерностью и архитектурной рациональностью.

Преображенская церковь из с. Козлятьево

Эта церковь была построена в 1756 году. Архитектурное решение этого храма основано на пирамиде, которая состоит из трех уменьшающиеся в размере восьмерика, стоящих в свою очередь на четверике. Конструкция увенчана луковичной главкой, покрытой деревянной черепицей (лемехом).

Музей деревянного зодчества в суздале

Никольская (Глотовская) церковь

Еще одна деревянная церковь в Суздале – Никольская, привезенная из села Глотово, относится к  середине XVIII века. Это церковь расположена за пределами территории музея, однако относится к его экспозиции. Более того, перенос именно этой церкви положил начало созданию всего музея.


Музей деревянного зодчества в суздале

Это редчайший для среднерусской полосы памятник старого деревянного зодчества и прекрасный образец древнейшего типа так называемых «клетских» храмов, наиболее близких рядовой избе. В обоих случаях основой здания является «клеть» сруба. Храм поднят на подклете и с трех сторон окружен открытым балконом галереи. К основному высокому четверику примыкает с запада пониженный сруб «трапезы», а с востока — граненая апсида алтаря.

Крестьянские дома

Кроме церквей в экспозиции музея представлены типичные для XIX  века. Например, дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района. Отличительной особенностью дома зажиточного крестьянина являлось наличие ткацкой светелки на первом этаже. То есть, кроме сельского хозяйства, семья занималась также производством тканей, что для того времени было достаточно прибыльно.

Музей деревянного зодчества в суздале

Дом зажиточного крестьянина расположен рядом с домом менее богатого крестьянина.

Музей деревянного зодчества в суздале

Катастрофической разницы в облике строений, признаться, не наблюдается. Но это на взгляд современного человека, в мире которого дом зажиточного гражданина и небогатого отличается столь сильно, что крестьянам XIX века и представить себе было трудно. Однако и бедные и богатые, как впрочем и сейчас, старались как-то украсить и разнообразить облик своего дома.


Музей деревянного зодчества в суздале

Выражалось это желание в основном в деревянных резных украшениях, которые применялись при облицовки фасадов дома.

Хозяйственные постройки

Жизнь сел и деревень XIX  века трудно представить себе без мельниц. Эти сооружения. по сути хозяйственного назначения, создают совершенно неповторимый пейзаж. Музей деревянного зодчества в своей экспозиции имеет две ветровые мельницы так называемого шатрового типа, когда вместе с крыльями поворачивалась только верхняя часть. Эти ветряки имели большую производительность по сравнению с другими конструкциями. В то время строительство мельниц доверяли только очень опытным плотникам, так как конструкция сооружения подвергалась значительным нагрузкам, ведь располагались мельницы всегда на открытых пространствах для большей производительности.

Музей деревянного зодчества в суздале

К уникальным экспонатам музея стоит отнести колесный колодец. Это довольно-таки замысловатая конструкция с колесом большого диаметра. Для подъема воды нужно было войти внутрь колеса и раскручивать его, переступая ногами по ступеням деревянного барабана (как «белка в колесе»). В колодец опускались попеременно две большие бадьи.


Музей деревянного зодчества в суздале

Такой подъемный механизм использовался, когда глубина колодца не позволяла доставать сосуд с водой с помощью рук.

Экскурсии по Суздалю

Если резюмировать в целом впечатления от посещения Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале, то я бы однозначно рекомендовал его к посещению. Интересно тут будет и подросткам и взрослым. Дети до 10 лет вряд ли получат какие-то впечатления, все-таки нужно иметь какое-то представление об истории. Хотя, возможно, в представлении ребенка все это выглядит как ожившая сказка и вот-вот из-за мельницы сейчас покажется Змей Горыныч или вылетит из избы Баба Яга на метле. В любом случае, если окажетесь в Суздале, не обойдите вниманием этот музей.

Деревянная архитектура Суздаля

Если вас интересует деревянная архитектура, то найти интересные объекты такого рода в Суздале, можно не только в музее. Например, дом с мезонином, где сейчас располагается магазин “Суздальская лавка”.

Музей деревянного зодчества в суздале

Без единого гвоздя…

Из уст экскурсоводов в Суздале (и не только), когда речь заходит о деревянном зодчестве, часто можно услышать “построена без единого гвоздя”.


ды делают на этом особый акцент, подчеркивая как бы уникальность данной конструкции. Однако архитектурные решения без использования гвоздей или использования их в минимальном количестве, было весьма характерно для построек XVII-XIX веков. Плотниками было изобретено немало способов соединения конструктивных элементов без использования гвоздей. Народными мастерами были выработаны способы взаимного крепления бревен в углах , по длине и высоте на различных типах врубок, так называемых «замках», использование которых позволяло возводить срубы значительной высоты – до 30 и более метров, и различной конфигурации. Кровлю также удавалось крепить без использования гвоздей. Конечно, нельзя не отметить, что для создания таких сооружений требовалось немалое мастерство и опыт плотника, но называть такие конструкции уникальными все-таки не стоит. Сложить дом без гвоздей можно и сегодня. Более того, в современном строительстве стыковка бревен или бруса без гвоздей очень распространена, просто “врубы” и шипы делают сегодня не топором, а на фабриках.

Так, почти незаметно, подошел к концу наш день, проведенный в Суздале. Немного спонтанная поездка в этот город оказалась на редкость насыщенной и интересной. Дождь немного “погонял” нас по городу, но может оно и к лучшему, иногда это давало небольшую передышку от толп таких же как мы туристов. Говорим Суздалю “до свидания” и едем в Кинешму и далее в Плёс знакомиться с настоящей русской провинцией.

Источник: fototravels.info

Режим работы и цены


Музей открыт ежеденевно с 09:00 до 17:00, по субботам с 10:00 до 18:00. Четвертая или последняя среда месяца — санитарный день.

Взрослый: 400 руб., пенсионный, студенческий и детский лет 250 руб.

Деревянные церкви

Самый первый экспонат музея — Никольский храм из села Глотово, сооруженный в середине XVIII века. В 1960 г. его аккуратно разобрали, пронумеровали каждое бревнышко, а затем собрали у Лебяжьего пруда перед Суздальским кремлем. Церковь из двух простых срубов под высокой крышей, окруженные крытой галереей и увенчанные маленькой главкой на тонком барабане, выглядит особенно трогательно на фоне белых стен и шатровой колокольни собора Рождества Богородицы.

Остальные строения музея находятся на противоположном берегу речки. Со стороны Пушкарской улицы высятся серые главки на многоярусной кровле Преображенской церкви из села Козлятьево, построенной в середине XVIII столетия. На мощном «четверике» установлены один на другой три «восьмерика», образующие стремящийся к небу силуэт.

Воскресенский храм из Патакино построен «кораблем», то есть с алтарной апсидой, основным залом, трапезной, колокольней и крыльцом, выстроенными в одну линию с востока на запад. Внутри отреставрирован традиционный интерьер деревенской церкви, она освящена, время от времени тут проходят литургии.

Крестьянские дома


В любом селе жили люди разного достатка. Типичный средний уровень — изба из села Илькино, сосновый сруб с сенями и клетью под тесовой крышей и оконными наличниками с глухой резьбой. Интерьер самый простой — печь, рядом ухваты и сковородники, в горнице лавки, на полках горшки и глиняная посуда, у двери развешана конская упряжь.

Рядом двухэтажная усадьба побогаче, над хозяйственным двором сооружен навес, внутри уже стоят венские стулья и швейная машинка Зингера. Здесь жил зажиточный хозяин из деревни Лог. Небольшой пятистенок, изукрашенный резьбой от земли до конька на крыше, как рассказывают, принадлежал известному резчику по дереву из Каменева. На фасаде вырублена дата строительства — 1861 год. Самое маленькое и невзрачное строение — приземистая изба бедняка из Васенино. Сегодня в ней размещается сувенирная лавка. Украшение архитектурной коллекции — двухэтажная усадьба с мансардой и мезонином из села Тынцы, здесь жили две семьи, связанные родственными узами. Снаружи весь в традиционной резьбе, но внутри уже вполне городская обстановка. Сегодня тут размещена музейная администрация.

Дом купца Агапова всегда стоял там, где находится и сейчас. Его первый этаж каменный, в нем помещалась кузница, а теперь выставлены клещи, молоты и продукция деревенского мастера. На втором, деревянном, этаже реконструирована обстановка купеческого особняка XIX века.


Хозяйственные постройки

Вдоль берега выстроились маленькие амбарчики на невысоких сваях, весьма смахивающие на «избушки на курьих ножках». Таким простым способом русские крестьяне издавна защищали урожай от грызунов, а близость воды давала шанс быстро потушить случайный пожар.

На возвышенности стоят две ветряные мельницы, их механизмы в рабочем состоянии, экспозиция внутри иллюстрирует процесс помола. Все сооружение разворачивали к ветру длинными жердями. Чрезвычайная редкость — колодец с шаговым колесом, подобные строили там, где водоносные пласты спрятаны слишком глубоко и нужно много воды для полива огородов. Человек забирался в конструкцию, напоминающую беличью клетку, и просто шагал, вытягивая наверх наполненные бадьи.

Фестиваль огурца

Музей служит площадкой для множества интереснейших мероприятий. Самое яркое событие года — Международный праздник огурца, учрежденный в 2001 году.


В третью субботу июля, на пике сбора урожая любимой огородной культуры местных жителей, день начинается торжественным шествием суздальцев и приезжих делегаций, одетых в маскарадные костюмы.

Открывается ярмарка, где гости лакомятся огурцами свежими и солеными, а также с опаской пробуют огурцовое варенье, супы и пироги с соответствующим наполнением. На мастер-классах открывают главный секрет наилучших солений — в каждую банку нужно засунуть Акилу-огуречника, куколку, скрученную из свежих ароматных трав.

Как добраться

Доехать до места можно автобусом № 4, 4А — до остановки «Музей деревянного зодчества». Маршрут и расписание доступны по ссылке.

Также для передвижения по Суздалю удобно пользоваться такси: из популярных сервисов с онлайн заказом в городе работает Яндекс. Такси: Местные службы: «Вектор», «Суздаль», «Удача» и другие.

Видео о музее

Источник: www.tourister.ru

Дмитриевский Печерский монастырь

Место для музея было выбрано неслучайно. В XI веке монахи Киево-Печерского монастыря основали здесь Дмитриевский Печерский монастырь, ставший одним из древнейших на северо-востоке Руси. В 1764 году он был закрыт, Дмитриевская церковь обращена в приходскую. В 1773 году её разобрали за ветхостью и возвели новый каменный летний храм. В 1812 году к нему пристроили кирпичную колокольню. Поблизости от него стояла «теплая» Георгиевская церковь 1751 года постройки. В 1813 году вокруг церквей была построена ограда. Переулок рядом с ними назывался Томиловым.


В 1930-х годах храмовый ансамбль был разобран, кирпичи пошли на строительства городской бани, а из иконостаса сделали столы и табуреты для красноармейцев. Так что появление музея отчасти вернуло этой части города привычные вертикали и восстановило, пусть и в другом качестве, историческую справедливость.

Экспозиция Музея деревянного зодчества и крестьянского быта

В 1969 году сотрудник Владимирской реставрационной мастерской Валерий Михайлович Анисимов на месте бывшего Дмитриевского монастыря основал музей. Было обследовано более 60 населённых пунктов Владимирской области, выявлено 38 построек, из которых 11 рекомендовали к перевозке в музей, а остальные – к сохранению на месте.

Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта небольшой, я бы даже сказала, камерный, но очень ухоженный. Здесь нет размаха Семёнково или Кижей, но это не делает его менее интересным.

В суздальском музее почти всегда многолюдно, так что при осмотре надо постоянно отслеживать, где в данный момент свободно.

Начнем наше путешествие по музею. По правую руку находится Преображенская церковь 1756 года из села Козлятьево Кольчугинского района. Она имеет три яруса. Нижний — квадратный в плане храм с пристроенной к нему трапезной с крыльцом и гульбищем. Средний ярус — поставленные друг на друга восьмерики. Верхний ярус — луковичная главка. Храм и боковые приделы украшают 6 больших и 8 малых бочек.

Бочкообразные кровли и главки покрыты осиновым лемехом, имеющим серебристый цвет. По традициям того времени, церковь построена без единого гвоздя. Бревна соединены «без остатков» — «в лапу», т.е. стесаны снаружи.

Галерея-гульбище, окружающая церковь, в старину называлась также «нищевником»: здесь толпились нищие, которым прихожане раздавали милостыню. К сожалению, попасть внутрь храма мы не смогли, он был закрыт.

Преображенская церковь — летняя, неотапливаемая. Рядом с ней стоит зимняя теплая Воскресенская церковь из села Патакино Камешковского района, 1776 года постройки.

В отличие от Преображенской церкви Воскресенская — более приземная и массивная. Бревна соединены в ней как «без остатка», так и «с остатком» — с выпуском в углах.

Воскресенская церковь состоит из пяти частей, вытянутых по горизонтали — крыльца, колокольни с помещением под ней, трапезной, основного объема и алтаря. Такая планировка храма, очень популярная на Руси, называлась «кораблем», символизируя спасительный Ноев ковчег посреди океана житейских бурь.

Трапезная в церкви выполняла важную функцию. Здесь не только ожидали начала службы, но и устраивали сельские сходы, обсуждали насущные вопросы, вершили суды, оглашали земские приказы и прочее. Так что храм на селе выполнял далеко не только функции культового помещения.

Церковь выглядит одновременно нарядной и скромной, устремленной ввысь. Иконостас очень лаконичный. Храм освящен, в нём время от времени проводятся богослужения, поэтому входить сюда просят в подобающей одежде. При необходимости женщины могут взять платок в церковной лавке в трапезной.

Вправо от храмов уходит сельская улица с деревянным тротуаром. Здесь стоят два дома — крестьянина-середняка и зажиточного крестьянина. Чуть левее — колёсный колодец.

Дом крестьянина-середняка Волкова из села Илькино Меленсковского района был построен в XIX веке. Фасад дома украшен старинной глухой «корабельной» резьбой. Обратите внимание на декор лобовой доски над окнами, а также причелин, наличников и ставней: каждый элемент здесь неслучаен. Дом состоит из трех частей: сеней, клети и избы. Сбоку пристроен наполовину крытый хозяйственный двор. Внутри воссоздан интерьер крестьянского жилища той поры.

Среди экспонатов, представленных на хозяйственном дворе — снопы льна. Лен кормил и одевал людей, даже самые бедные крестьяне обязательно выращивали его.

Со двора через низкую дверь попадаешь в сени — помещение, которое предохраняло жилые помещения от холодного воздуха. Летом здесь можно было жить. В сенях хранили необходимые в повседневной жизни вещи, сушили целебные травы, из которых потом заваривали чай и делали лечебные отвары.

С одной стороны к сеням примыкает клеть — полужилое, полухозяйственное помещение, где обычно хранили продуктовые запасы и одежду. Здесь же в сундуках лежало приданное. В теплое время года клеть использовалась как спальня, сюда же летом приводили новобрачных в первую брачную ночь.

Важнейшая и самая теплая часть дома — изба. Здесь вся семья жила в холодное время года, поэтому организация пространства была продумана до мелочей. Хозяева спали на узкой двухспальной кровати (если таковая имелась), дети — на полатях под потолком и на лавках, старики — на печке.

Справа от входа находился коник — широкая лавка-ящик с откидной крышкой, рабочее место мужчины (большака). Внутри коника хранился рабочий инструмент. Женщинам садиться на коник не дозволялось, это считалось неприличным. От коника до «красного угла» шла «долгая», или бабья лавка, на которой сидели крестьянки за работой. Около неё подвешивали люльку.

Самое почетное место в доме — красный угол, где находилась божница с иконами. Здесь происходили все важнейшие события в жизни семьи. Гость, входящий в дом, сначала крестился на иконы, а уже потом здоровался с хозяином. Около красного угла сватали невесту, отсюда её увозили на венчание в церковь. Здесь же торжественно устанавливались первый и последний снопы. Перед красным углом стоит стол, на котором постоянно лежал каравай хлеба и стояла солонка с солью. В старину говаривали: «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

Лавка напротив входа называется «красной», здесь занимали место самые почетные гости, а во время церемонии бракосочетания сидели жених и невеста.

Печь служила не только местом приготовления пищи, но и использовалась в качестве домашней больницы, лечившей не хуже русской бани. В печи мылись. В сильные холода около печи держали новорожденный скот и домашнюю птицу. Слово изба происходит от названия печь, которую именовали истба, истопка. Печь считалась местом мистическим.

Рядом с печью, в левом дальнем углу находится бабий кут, или бабий угол. Здесь хозяйка (большуха) готовила, стряпала. Почти обязательная принадлежность дома — самовар, олицетворение достатка, благополучия и уюта. Его передавали по наследству, дарили, передавали в качестве приданного.

Дом из деревни Лог Вязниковского района принадлежал зажиточному крестьянину Кузовкину. Он построен в середине XIX века и отличается богатыми резными украшениями. На первом этаже располагалась ткацкая мастерская, на втором этаже — жилые помещения. В отличие от других домов, этот стоит на кирпичном фундаменте.

К дому примыкает большой хозяйственный двор, где можно увидеть традиционные принадлежности крестьянина — соху, два железных плуга, лукошко для сеяния, косы, грабли, вилы, серпы, льномялки. В углу справа около дров — старинные ульи. Здесь же хранится морда — сплетенная из ивовых прутьев снасть для ловли рыбы.

Обращают на себя внимание расписные сани для выезда в город. Подобные мог позволить себе только зажиточный человек. Они запрягались парой или тройкой лошадей, под дугой вешался звонкий колокольчик. На таких расписных санях в день свадьбы везли в церковь жениха и невесту.

Жилые помещения, как и в более бедных домах, делились на три части: сени, клеть и избу. Поскольку дом был богатый, здесь было немало предметов городского быта: керосиновая лампа, часы-ходики, фотографии членов семьи, неизменная швейная машинка «Зингер». У стола стоят стулья — тоже «городской» предмет мебели, в избах попроще вместо них были лавки.

Обратите внимание на двуспальную постель, на месте которой в более простых домах стоял коник. Кровати появляются в крестьянских домах приблизительно с конца XIX века и являются свидетельством проникновения на село городской культуры.

В клети представлена ткацкая светелка. В прошлом мастерская для наемных ткачих располагалась на первом этаже. Готовая продукция отсюда поставлялась на фабрику в город Вязники или на рынок.

Следующий экспонат Музея деревянного зодчества и крестьянского быта — колёсный (ступальный) колодец середины XIX века из села Кольцова Селивановского района. Подобные колодцы были распространены в XVII-XVIII веках. Они предназначались для подъема воды с глубины от 40 до 70 метров. Человек входил внутрь колёса и раскручивал его, переступая с дощечки на дощечку, как «белка в колесе». Попеременно в колодец опускались две большие бадьи, примерно на 60 литров каждая. У колодца с утра собирались хозяйки, чтобы не только водицы студеной набрать для дома, но и поделиться последними новостями, посплетничать.

За колёсным колодцем находится дом из села Каменево Камешковского района. На лобовой доске на фасаде вырезана дата его постройки: 1861. Сейчас здесь расположена выставка «Русский лубок» и сувенирная лавка. Обязательно загляните сюда.

За ним расположен дом XIX века из деревни Васенино Гороховецкого района, украшенный глухой нарядной резьбой. Внутри него представлена экспозиция «Крестьянские дети».

Деревенские дети взрослели быстро. Считалось, что в двухлетнем возрасте малыш «входит в ум». Он учился обслуживать себя сам: есть ложкой, пить из чашки. Вскоре ему поручали простейшую работу. Но оставалось время и для игр. Мальчики и девочки носили одинаковую одежду — длинную рубаху, перепоясанную поясом, который считался оберегом.

С семи лет начиналась пора отрочества, дети приобретали трудовые навыки и знания. Действовали принципы «Делай, как я», «Поступай, как все». Пример и авторитет старшего поколения был непререкаем. Матери постепенно готовили своих дочерей к роли жены, хозяйки, матери. Мальчики воспитывались отцами, им прививали навыки, необходимые для будущего мужа, хозяина, отца семейства.

В 15-17 лет, а иногда и раньше, детство заканчивалось, начиналась взрослая жизнь. Детей женили и выдавали замуж, рождались новые поколения. Говорили: «У кого детей много, тот не забыт от Бога».

Сватали, стоя около красного угла. Здесь же, на «красной» лавке напротив входа сидели молодые на свадьбе.

Чуть в стороне находится богатый двухэтажный дом. Первый этаж — каменный, второй — деревянный. Он был построен во второй половине XVIII века и принадлежал суздальским мещанам и купцам Агаповым. Своего положения он не менял. В XIX веке здание было надстроено. В новых помещениях разместились жилые комнаты, нижнее помещение было отдано под кузницу. С конца XIX до середины XX века в нем размещался омшаник — помещение для зимовки ульев. В 1905-1906 годах здесь работала нелегальная типография, в 1912 году находилась мельница с паровым двигателем.

На первом этаже расположена «Чайная», а на втором — экспозиция «Суздальское купечество, портрет в интерьере». В двух комнатах представлена обстановка богатого купеческого провинциального особняка.

Из окон дома открывается вид на большой фруктовый сад и беседку посреди него.

А мы снова возвращаемся на основную территорию Музея деревянного зодчества и крестьянского быта. Здесь обратите внимание на рубленую «черную» баню из села Ново-Александрово Суздальского района 2-ой половины XIX века.

В самой дальней части музея расположены две ветряные шатровые мельницы конца XVIII века из села Мошок Судогодского района. Представляют собой восьмигранный сруб на четверике, внутри которого помещён рабочий механизм. Шатровая крыша с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинных жердей. Вращающиеся под действием ветра лопасти приводили в движение рабочий механизм.

Рядом с мельницами вспахано небольшое поле, где выращивают традиционные сельскохозяйственные культуры: ячмень, рожь, гречиху, картошку, пшеницу и др.

За мельницами и амбаром виднеются еще два экспоната — овины-зерносушильни из села Никитино Селивановского района XIX века, но дорожка к ним не подходит. Они состоят из двух ярусов: в нижнем находилась примитивная печь, а в верхнем — площадка для снопов. В печи разводили огонь, теплый воздух от которого подсушивал снопы. Подобные постройки были очень пожароопасны, поэтому их строили на самой окраине деревни. Топить их старались в безветренную погоду или ночью. Утром цепями начинали молотить снопы, затем их веяли на ветру, отделяя зерно от соломы, сорных трав и пыли. После появления паровых молотилок в конце XIX века овины потеряли своё хозяйственное значение.

На стенде около мельниц показана схема рабочего механизма.

Следующий экспонат — амбар-лабаз XIX века из села Мошок Судогодского района. В прошлом в подобных строениях хранили зерно и другие продукты. Амбары крепко запирали на замок против непрошеных гостей. Отсюда идет словосочетание «амбарный замок», т.е. очень крепкий.

В правой половине амбара сейчас находится выставка замков и ключей. Дверь закрыта решеткой, рассмотреть экспонаты можно только издали.

В левой половине воссоздана мастерская сельского плотника. Среди экспонатов — топор, основной плотницкий инструмент, который в умелых руках заменял долото, стамеску, скобель и рубанок, также представленные в экспозиции. Вспомним, что все сооружения — жилые дома, церкви, хозяйственные постройки, — рубили топорами, без пил и прочего инструмента. Более того, умельцы могли с помощью топора вырубить изысканные орнаменты!

Мельницы, овины и амбар находятся в самой дальней стороне музея. Теперь мы движемся в обратную сторону, к выходу.

Почти у самого выхода расположен изба-двойня с мезонином из села Тынцы Камешковского района. Подобные строения получили распространение во второй половине XIX столетия. Она включает два сруба под одной крышей и предназначалась для проживания двух самостоятельных семей. Интересен мезонин — сочетание классической архитектуры и народной резьбы. Внешне дом напоминает городские каменные особняки. Внутри находятся служебные помещения администрации музея.

Рядом с избой-двойней расположен конный двор, где можно во всех подробностях рассмотреть элементы конской амуниции, телеги. За деревьями — детская площадка.

У самого выхода скромно приютилась часовня XIX века из деревни Бедрино Ковровского района. В отличие от церквей, в ней отсутствует алтарь, литургия не совершается. Но можно поставить свечку, помолиться перед иконой.

За пределами музея находятся еще два экспоната. Первый — старинные амбары на сваях на берегу реки Каменки.

Другой — Никольская церковь (церковь Николы) из села Глотово Юрьев-Польского района. Она была построена в 1766 году без единого гвоздя. Состоит из двух соединенных срубов — «клетей», окружённых крытой галереей с крыльцом. Это первый экспонат Музея деревянного зодчества, перевезенный сюда еще в 1960 году. Никольская церковь стоит у земляного вала Суздальского кремля, в некотором отдалении от музея. Её можно увидеть в фильме «Метель», снятому по одноименной повести А.С.Пушкина из цикла «Повести Белкина» («Мосфильм», 1964).

Мы обошли весь суздальский Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Как я уже писала в начале статьи, он очень небольшой, здесь немного экспонатов. Но каждый из них интересен. Это то место, которое обязательно надо посетить в Суздале.

Источник: anashina.com


Categories: Музей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.