Доисторический период

В этой коллекции собраны предметы той эпохи, когда финикийцы еще не пришли на эти земли. Костяные орудия, примитивная керамика, останки из древних захоронений, самым ранним таким находкам 2 миллиона лет.

Гермаион Эль-Гуэттара

На первый взгляд кажется, что смотреть в этом разделе особо нечего, но здесь есть один очень ценный экспонат. Он называется “Гермаион Эль-Гуэттара” (на фото справа), представляет собой груду камней высотой 75 и диаметром 130 сантиметров, сложен из более чем 4 000 предметов – камней, костей, зубов. Это самое древнее культовое сооружение не Земле, возраст – 40 000 лет.

Ливийско-пунический отдел

Пожалуй, самая ценная часть музея. Напомним, что после Третей Пунической войны и разрушения Карфагена, римляне уничтожили карфагенскую (пуническую) культуру почти полностью. Пунические артефакты встречаются на раскопках крайне редко, главным их источником стал Керкуан – единственный пунический город, который не перестроили римляне.

Главные экспонаты – это циппусы (небольшие часовни) и стелы с пуническими надписями. От карфагян нам осталось очень мало надписей, которые бы могли пролить свет на их быт и религию.


Статуя бога Баал-Хаммона

Самая известная стела называется “жрец с ребенком”. Она изображает жреца, держащего в левой руке ребенка. Считается, что жрец на этой картине собирается воссоединиться с богами. По мнению многих ученых, именно эта стела доказывает факт принесения в Карфагене в жертву детей.

В музее Бардо находится самая богатая коллекция пунических терракотовых статуй. Статуи разного размера — от 20-25 сантиметров до изваяний в человеческий рост. Большинство статуй показывают богов – Баала Хаммон (на фото слева) и Танит.

Туристам в этом отделе больше всего нравится смотреть маски-гримасы. Эти маски использовались для погребальных целей, почти все они найдены в захоронениях. Выполнены из глины или стекла. Маски изображают выражения лиц с явно гипертрофированными эмоциями. Первые такие маски датируются 6 веком д.н.э, большая их часть датируется 3-4 веками д.н.э.

И, конечно, пуническая керамика, украшения из золота, серебра, драгоценных камней и слоновой кости. Очень интересный экспонат – кираса Ксур Эссэф, которая дает нам представление о доспехах, использовавшихся в армии Карфагена. Здесь есть даже древняя карфагенская бритва с бронзовым лезвием.


Римская скульптура

Отдел классического искусства

В этом разделе нет каких-то выдающихся экспонатов. Стелы, статуи богов, бюсты императоров, всё это красиво и интересно, а подробности о каждом экспонате всегда можно подчеркнуть из поясняющей таблички.

На этом разделе мы останавливаться подробно не будем. Позволим себе только еще раз отметить великолепную коллекцию мозаик. Не торопитесь в залах с мозаиками, они и без поясняющих надписей расскажут многое о жизни и религии римлян.

Исламское искусство

Этот отдел условно делится на две секции – “секция исламского средневековья” и “секцию традиционного искусства”. Европейцу понять различия между этими секциями сложно.

Страница из Синего Корана


Самые ценные местные экспонаты – пергаментные листы из Корана, в том числе листы синего цвета с надписями золотом (на фото слева). Эти листы найдены в окрестностях Кайруана – древней столицы Туниса. Из Кайруана привезены элементы декора Большой мечети – великолепная резьба из когда-то главной мечети страны.

Ткани из Египта, изысканная каллиграфия, мраморные барельефы, музыкальные инструменты, зеркала, сундуки и другие предметы интерьера. Богатая коллекция посуды – чайники, тарелки из меди и серебра. Великолепная коллекция арабского оружия эпохи Средневековья. Богатая коллекция музея Бардо позволяют получить хорошее представление о жизни в Тунисе в Средние века.

Коллекция с “Махдийского кораблекрушения”

В 1907 году около города Махдия был найден греческий корабль, из-под воды были подняты артефакты. Удача, что корабль перевозил не оливковое масло или зерно, а предметы искусства. Находки поднимали со дна в три этапа с 1907 по 1954 годы. В одной из этих операций участвовал Жак-Ив Кусто. Артефакты пришлось восстанавливать, чем занимались специалисты из Швейцарии.

Афродита из Махдии

На корабле перевозили предметы искусства и быта из Греции из Афин, с Сицилии и из континентальной Италии. Это бронзовая мебель с деревянными элементами (деревянные части реконструированы), архитектурные элементы из мрамора – колонны и капели. И главные находки – статуи, включая знаменитый бюст богини Афродиты (на фото справа).

Это большая удача, что статуи в морской воде сохранились так хорошо. Обычно, в такой агрессивной среде от скульптур уже через несколько столетий остаются только “обмылки”.

Еще интересные особенности


По заказу музея создано специальное приложение – аудиогид на английском, французском и арабском языках. Приложение скачивается бесплатно. К сожалению русской версии пока нет, надеемся, что появится в скором времени.

Если посмотреть музей очень хочется, а возможности поехать в Тунис нет, то можно посмотреть виртуальный тур по музею на официальном сайте. Этот сайт http://www.bardomuseum.tn/ на арабском, французском и английском языках. Русской версии нет, пользуйтесь автоматическим переводчиком, встроенным в браузер.

В зданиях музея работает реставрационная мастерская, специализирующаяся на восстановлении и сохранении древних мозаик. В ходе некоторых экскурсий туристы могут посмотреть на работу ученых-рестовраторов.

Хорошей прогулки по музею Бардо, и читайте интересные статьи о Тунисе на нашем сайте JJ-Tours.ru (список ссылок ниже).

Источник: jj-tours.ru

О музее


Есть в Тунисе одно замечательное место, посещение которого строго рекомендовано всем туристам. И это не Карфаген, как многие успели подумать. Безусловно, Карфаген очень известен за пределами Туниса, друзья и знакомые, конечно будут в первую очередь расспрашивать о нем (если они, конечно, имеют хоть какое-то представление о Тунисе). А вот о Бардо точно расспрашивать не будут, потому что это место известно немногим. Но поверьте, Бардо гораздо интереснее Карфагена.

Добраться до музея Бардо можно двумя способами: во-первых, с организованной экскурсией, во-вторых, самостоятельно – на поезде, и лучше всего на экспрессе. Большой плюс экскурсионной программы – это то, что можно за один раз посетить три места. Обычно на экскурсию возят сразу в Карфаген, Бардо и Сиди-Бу-Саид. Минусы у организованных экскурсий сами знаете, наверное, какие: вечно спешащий гид, толпа туристов, шаг влево, шаг вправо – запрещен! Если не побоитесь добираться самостоятельно, увидите музей Бардо примерно через полтора часа.

Кстати, на вокзале Туниса можно бесплатно разжиться планом Туниса и задать сотрудникам специального информационно-туристического офиса все интересующие вопросы. Кассиры на вокзале, проводницы в поезде-экспрессе, сотрудники туристического офиса говорят по-английски и, конечно же, по-французски (французский язык в Тунисе второй по распространенности после государственного). Так что не бойтесь общаться!

По прибытии на место туристы бывают обычно удивлены – здание музея Бардо весьма внушительно выглядит по сравнению с обычными арабскими музеями. Сам музей представляет интерес и архитектурой, и интерьерами. В интерьерах очень привлекают внимание потолки, расписанные с таким искусством, что порой не хочется отрывать взгляд.


Искусная роспись на потолках вообще свойственна многим тунисским историческим местам. Иногда даже создается впечатление, что богатые тунисцы только тем и занимались, что возлежали на своих диванах да задумчиво созерцали потолок. Европейцам тоже, конечно было свойственно делать роспись на потолках, но ведь и стены в таком случае были тоже украшены произведениями искусства. К тому же орнаменты на тунисских потолках больше настраивают на философский лад, чем картины на европейских потолках.

Но самой большой достопримечательностью музея Бардо являются мозаики. Их не просто много, их – множество! Пол и стены украшают мозаики различной степени сохранности и на самую разнообразную тематику.

Они настолько привлекательны, что статуи, барельефы и другие экспонаты попросту теряются на их фоне. Единственное о чем приходится жалеть, так это о том, что не все мозаики имеют таблички с описанием, а там где описание есть, оно, к сожалению, недостаточно информативно.

История

Бардо место с богатой историей, и прежде чем стать музеем, ему довелось очень длительный срок быть резиденцией тунисских Султанов и беев. История Бардо началась во времена правления династии Хафсидов (1236-1574) в этом месте решили построить загородную резиденцию правителей Туниса.


пользовалась она исключительно для отдыха, никакие официальные встречи на территории Бардо не проводились. К 16 столетию в этих местах стали появляться беженцы из Андалузии, которых изгнал Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская. Приход новых поселенцев на эти земли был благоприятен для местности: беженцы, умудренные богатым сельскохозяйственным опытом (особенно по части фруктовых деревьев), сумели превратить многие земли на территории арабской Африки в цветущие и прохладные сады. То же самое стало и с областью вокруг Туниса, что же касается самого слова «бардо», то исследователи склонны считать, что оно на мавританском наречии означало «прохлада».

После перехода Туниса в господство Оттоманской империи, в 1574 году, о судьбе Бардо почти ничего не известно. Пока не настала эпоха правления Мурадидов, и Бей Мурад, правивший в 65-75–х годах 17 столетия, не сделал Бардо своей официальной резиденцией.

Различные беи владели дворцом до конца 19 столетия, и за эти годы дворец был существенно расширен и декорирован самыми лучшими мастерами. Сюда были приглашены и местные, и иностранные мастера, а материалы для отделки зачастую выписывались из Европы. Большей частью в деле импорта преуспела Италия, которая поставляла в Тунис древесину и мрамор, драгоценные и полудрагоценные камни и так далее.

В 1881 году Франция установила протекторат над Тунисом, и уже в ноябре 1882 года был создан указ, предписывающий создание в стране музея. Изначально во дворце Бардо под экспозицию была отдана женская часть дворца (гарем) и резиденция принцев, помещения которой примыкали к основному дворцу. Основой экспозиции стали частные коллекции министра Хазандара, но вскоре фонды музея стали очень быстро пополняться как дарственными подношениями, так и экспонатами, найденными в ходе археологических раскопок.


Причем находки были настолько разнообразны и принадлежали различным историческим периодам и культурам (Карфаген, пунические войны, христианская культура, арабо-мусульманская). Экспонируются в музее Бардо даже древнегреческие предметы из бронзы и мрамора, которые были найдены в ходе подводных экспедиций.

Посетителям

  • Международное название: Bardo Museum in Tunisia;
  • Адрес: г. Тунис, Le Bardo, Musee National du Bardo;
  • Как добраться: Ближайшая станция метро «Bardo‎»;
  • Режим работы: ежедневно, с 9:00 до 17:00 (летний период), с 9:30 до 16:30 (зимний период);
  • Стоимость билета: вход 3,2 евро (сентябрь 2018).

Источник: wmuseum.ru

Национальный музей Бардо


В 2, 5 км от Туниса расположен его пригород – Ле Бардо, именно тут находится Национальный музей Бардо – одно из величайших хранилищ древних ценностей. В переводе слово «Бардо» означает «сад». Музей был основан в 1888 году, его главное отличие – это богатейшее собрание римских мозаик с изображением сцен быта и деятельности древних римлян.

Множество исторических экспонатов

Находится учреждение в бывшем дворце беев, одна половина здания используется для размещения правительства, вторая предназначена для выставок и экспозиций. Здесь можно подробно изучить историю Туниса и древнего мощного Карфагена, посмотреть экспонаты периода пунической эпохи, древнего Рима и Древней Греции, множество предметов мусульманской и христианской религий. Все, что было когда-то найдено под землей, под водой и на земле, классифицировано, описано и подробно изучено, сегодня все это выставлено на обзор.

Перед глазами посетителей проходят не только небольшие экспонаты и разные предметы быта, но и интересные статуи богов и героев, анонимные и безликие изваяния, чаще – безголовые, головы находятся неподалеку.

Уникальная мозаика

Можно посмотреть самую большую мозаику, которая занимает площадь 56 квадратных метров, она была обнаружена в окрестностях Сусса. Сегодня она занимает зал с зеленым и золотым потолком, которые являются цветами рая для мусульман и весьма символичны для исламской культуры. На мозаике изображены подвиги героев и жизнь богов, быт простых смертных и другие сюжеты.


Почувствуйте себя наложницей гарема

Одним из залов музея Бардо иллюстрирует жизнь бывшего гарема бея. В центре зала находится огромное ложе, а над ним возвышается балдахин, потолок декорирован искусной резьбой. Зал оформляют мозаичные картины на античные сюжеты.

Продолжая знакомство с уникальным миром Туниса, посетите Великую мечеть Джами эз-Зейтуна — духовный центр Медины. Здесь вас удивит красота не только внешней архитектуры здания, но и внутреннее убранство.

Источник: planetofhotels.com


Categories: Музей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.