Музей Лувр в Париже

Лувр — художественный музей в Париже, один из самых знаменитых и больших музеев мира, который ежегодно посещают около 10 млн. человек.

Первоначально здание дворца Лувра — это оборонительная крепость в низовьях Сены, превратившаяся впоследствии в один из главных королевских резиденций.

Лувр был основан в 1793 году. Музей представляет собой 73 000 кв. метров произведений искусства от времен Средневековья до середины 19 века, а также античных времен. В нем хранится около 35 000 экспонатов, некоторым из которых 7 000 лет.

Содержание:

  • Отделы
  • Коллекции
  • Планы
  • Правила посещения
  • Официальный сайт
  • Режим работы
  • Стоимость билетов и где купить

Здание Лувра состоит из 4 частей, которые называют «крыльями». 

Лувр
Лувр

В непосредственной близости от Лувра расположен сад Тюильри — один из крупнейших и старейших парков центра Парижа. Замечательный образец ландшафтного искусства и музей скульптур под открытым небом, а также отличное место для отдыха и релаксации в сердце большого города.


Отделы Лувра

Лувр разделен на 8 отделов:

  • Отдел египетских древностей
  • Отдел греческих, этрусских и римских древностей
  • Отдел восточных древностей
  • Отдел искусства исламских стран
  • Отдел живописи
  • Отдел скульптур
  • Отдел графики
  • Отдел предметов искусства

Коллекции

  1. Искусство Древнего Ближнего Востока (7500 год до н.э. — 500 год н.э.) — экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок, распределены по географическому признаку (территория современных Ирана, Ирака, Сирии, Турции и т.д.). Собрание включает элементы отделки дворцов и храмов, статуи, таблички с надписями и предметы роскоши и знакомит с одним из первых очагов великих цивилизаций. Уровень 0 — крыло Ришелье и крыло Сюлли
  2. Искусство Древнего Египта (4000 — 30 гг. до н.э.) — скульптурные и живописные произведения, фрагменты храмов и гробниц, ритуальные и обиходные предметы из долины Нила — от Египта до Судана — представлены в рамках тематической экспозиции (уровень 0), а также в рамках хронологической экспозиции от конца доисторического периода до установления римского господства (уровень 1). Уровни 0 и 1 — крыло Сюлли

  3. Искусство Древней Греции (6500 — 30 гг. до н.э.) — экспозиция, расположенная на уровнях -1 и 0, строится по хронологическому принципу и отражает развитие древнегреческого искусства от конца доисторического периода до установления римского господства. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима (предметы из бронзы, золота и серебра, керамики, стекла). Уровни -1, 0 и 1 — крыло Денон и крыло Сюлли
  4. Искусство Древнего Рима (100 г. до н.э. — 500 г. н.э.) — на уровне 0, вокруг дворика французской королевы Анны Австрийской (1615-1643), собрание представлено в хронологическом порядке от конца Римской республики до падения Римской империи. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима. Уровни 0 и 1 — крыло Денон и крыло Сюлли
  5. Искусство Древней Италии и Этрурии (900 — 200 гг. до н.э.) — скульптуры, вазы, саркофаги, оружие, украшения, предметы внутренней обстановки — как правило, найденные в гробницах — дают представление о цивилизациях, предшествовавших римлянам на территории современной Италии в первом тысячелетии до н.э. Уровень 0 — крыло Денон

  6. Искусство Ближнего Востока и Египта (30 г. до н.э. — 1800 г. н.э.) — мозаики, воспроизведенные церковные интерьеры, живописные портреты, глиняные изделия и предметы роскоши дают возможность ознакомиться с искусством Восточного Средиземноморья, в период со времен Римской империи до эпохи мусульманских завоеваний. Этот ряд продолжает искусство христианских общин Египта и Судана эпохи Средневековья и Новой истории. Уровни -2 и -1 — крыло Денон
  7. Искусство исламского мира (700-1800 гг.) — предметы из керамики, стекла и дерева, миниатюры, ковры и парадное оружие, представленные в хронологическом порядке от возникновения ислама до XVIII в., отражают великолепие цивилизации, простиравшейся от Испании до Индии. Уровни -2 и -1 — крыло Денон
  8. Скульптура / Франция (500-1850 гг.) — расположенная вокруг внутренних двориков Марли и Пюже, в которых представлены садовые скульптуры XVII-XIX вв., хронологическая экспозиция охватывает период от Средневековья до эпохи романтизма и знакомит с творчеством крупнейших французских скульпторов, таких как Гужон, Кусту, Пигаль, Гудон или Бари. Уровни -1 и 0 — крыло Ришелье
  9. Скульптура / Европа (500-1850 гг.) — европейская скульптура представлена географически: Италии и Северной Европе посвящены хронологические экспозиции на двух уровнях, где можно увидеть творения Донателло, Микеланджело, Кановы и др. В отдельном зале расположены образцы испанской скульптуры. Уровни -1 и 0 — крыло Денон

  10. Живопись / Франция (1350-1850 гг.) — самое полное в мире собрание французской живописи представлено в хронологическом порядке и включает картины таких мастеров, как Пуссен, Жорж де ла Тур, Ватто, Фрагонар, Энгр, Коро и др. Монументальные полотна XIX в. (Давид, Делакруа) выставлены на уровне 1 в крыле Денон. Уровень 2 — крыло Ришелье и крыло Сюлли / уровень 1 — крыло Денон
  11. Живопись/ Северная Европа (1350-1850 гг.) — живопись Северной Европы представлена в хронологическом порядке, а также в соответствии с географическими очагами культуры: Фландрия, Германия, Нидерланды и т.д. Посетители смогут увидеть шедевры Ван Эйка, Брейгеля, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Вермеера. Уровень 2 — крыло Ришелье
  12. Живопись / Италия (1250-1800 гг.) — собрание итальянской живописи, одно из богатейших в мире, выставлено в Квадратном Зале, в Большой Галерее и в прилегающих залах. Картины представлены в хронологическом порядке и в соответствии с географическими очагами культуры. Среди них — шедевры Фра Анжелико, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Караваджо и др. Уровень 1 — крыло Денон
  13. Живопись / Испания (1400-1850 гг.) — экспозиция располагается в небольших помещениях вокруг центрального зала с монументальными полотнами. Собрание представлено в хронологическом порядке с XV по XIX в. и включает творения таких знаменитых живописцев, как Эль Греко, Сурбаран, Рибера, Мурильо, Гойя. Уровень 1 — крыло Денон

  14. Живопись / Великобритания / Соединенные Штаты (1550-1850 гг.) —  собрание британской и американской живописи Лувра состоит главным образом из портретных и пейзажных полотен. Представлены такие художники, как Гейнсборо, Уэст, Реберн, Лоуренс, Тёрнер и Констебль. Уровень 1 — крыло Денон
  15. Декоративное искусство / Европа (500-1850 гг.) — представленная хронологически от Средневековья до середины XIX в. коллекция предметов роскоши (ювелирные украшения, оружие, гобелены, изделия из стекла, керамика, художественная эмаль, изделия из золота, серебра и бронзы, драгоценные камни и сокровища француской короны, предметы внутренней обстановки), а также воссозданные интерьеры отражают высокий уровень прикладного искусства, развивавшегося, в частности, благодаря королевским заказам. Уровень 1 — крыло Ришелье, крыло Сюлли, крыло Денон
  16. Рисунки, гравюры, эстампы / Европа (1350-1850 гг.) — это богатейшее в мире собрание выставляется частями, поочередно, по причине чувствительности экспонатов к свету. На временных выставках можно увидеть рисунки, гравюры, эстампы, пастели, акварели, а также рукописи величайших европейских художников. Уровень -1 — крыло Сюлли (Ротонда Сюлли)
  17. Искусство народов Африки, Азии, Океании и Америки (700 г. до н.э. — 1900 г. н.э.) — собрание, включающее в себя около ста шедевров из коллекции Музея на набережной Бранли, представлено географически. В этом отделе можно увидеть выдающиеся произведения ряда внеевропейских цивилизаций доколумбовой Америки, Африки, Юго-восточной Азии, Океании. Уровень 0 — крыло Денон

Павильон Часов: ознакомление с Лувром — предваряет осмотр коллекций и знакомит с историей дворца и музейного собрания. Вокруг руин средневекового замка представлен процесс постепенного превращения дворца в музей. Далее, на уровне 1, избранные произведения позволяют оценить разнообразие коллекций. Уровень 2 посвящен современной жизни музея. Этот ознакомительный маршрут был назван в честь Его Королевского Высочества шейха Заида бен Султана Аль Нахайяна, основателя Объединенных Арабских Эмиратов, в знак благодарности за неоценимую поддержку, оказанную музею Объединенными Арабскими Эмиратами.

Малая Галерея — здесь можно научиться лучше понимать художественные произведения и почерпнуть знания в области истории искусства и различных
художественных техник. Каждый год предлагается новая тема, которая становится отправной точкой для ознакомления с коллекцией музея.

Планы Лувра

План входов в Лувр
План входов в Лувр

План Лувра -2 этаж
План Лувра -2 этаж
План Лувра -1 этаж
План Лувра -1 этаж
План Лувра 0 этаж
План Лувра 0 этаж
План Лувра 1 этаж
План Лувра 1 этаж
План Лувра 2 этаж
План Лувра 2 этаж

План Лувра на русском языке — скачать в PDF

Правила посещения


  1. Соблюдать тишину.
  2. Запрещено принимать пищу и пить спиртные напитки.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой. Некоторые экспозиции вообще запрещено снимать.
Залы Лувра
Залы Лувра

Официальный сайт 

Официальный сайт Лувра — http://www.louvre.fr/

Вид на дворец Лувра с берега Сены
Вид на дворец Лувра с берега Сены

Режим работы Лувра

Музей Лувра работает ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 18.00 Залы закрываются в 17.30. Внимание, музей не работает 1 мая и 25 декабря.

В среду и пятницу музей работает до 21.45

Стоимость билетов и где их купить?

Стоимость билета в Лувр — 15 евро. В среду и пятницу после 18.00 молодежь (до 26 лет) может попасть в музей бесплатно. Для этого нужно только удостоверение личности.

Где купить билеты онлайн — https://www.ticketlouvre.fr


Источник: traveller-eu.ru

Как крепость стала дворцом и превратилась в музей Лувр

В самом начале своей истории Лувр был крепостью, которую построил Филипп Август. Замок был возведен в 1190 году. Он использовался в качестве места для наблюдения за северо-западной территорией для предупреждения вторжений викингов.

Кроме того, как можно увидеть на карте, Лувр находится на берегу Сены, что дает возможность наблюдать за ее низовьями. Вскоре крепость утрачивает свою защитную функцию, когда вокруг города Парижа выстраивается стена. После этого Карл V превращает этот замок в свою резиденцию.

Замку средневековья не суждено было сохраниться в первозданном виде.


льшую часть его снесли, чтобы выстроить дворец. Это было сделано по решению правившего тогда Франциска I. Дворец представлял собой сооружение с явным делением этажей, его украшают многочисленные скульптуры, полуколонны, пилястры коринфского ордера. Такая архитектура была характерна для эпохи Французского Ренессанса. Перестройка замка проводилась под руководством архитектора Леско. Его работу можно увидеть со стороны двора. Над украшениями здания трудились художники Пуссен, Лебрен и Романелли. В XVII веке в центре дворца появился Павильон Часов знаменитого архитектора Лемерсье. По сравнению с этим великолепием, выстроенный фасад с восточной стороны здания под руководством Клода Перро, кажется весьма строгим. Позднее Лувр стал соединяться с дворцом Тюильри посредством галереи.

Когда был построен Версаль и король Людовик перебрался туда, Лувр был опустевшим и заброшенным. И только после Великой Революции здесь опять начались строительные работы. Ими руководил император Наполеон, начали возводиться части дворца на улице Риволи. Архитекторы Персье и Фонтен завершают северную часть музея. К ней так же как и к южной пристроена пара галерей. В одной из которых теперь располагается основной вход. Он назван в честь Денона, действующего тогда директора музеев.

В 1857 году, когда был штурм Парижской коммуны, в ходе пожара был разрушен дворец Тюильри. С тех пор архитектура Лувра практически не менялась. Только в 1989 году Йо Минг Пэй соорудил прозрачную пирамиду посреди двора.

История коллекции музея

Идея создать музей Лувр, открытый для посещения, появилась в Париже в XVIII веке. Она возникла при Людовике до революции, когда королевскую резиденцию перенесли в Версаль, а Лувр хранил внутри себя ценнейшие экспонаты. Однако осуществилась она только во время правления Наполеона.

В 1791 году было официально решено сделать в Лувре собрание памятников науки и искусства, а в следующем году Лувр стал Парижским музеем. Основой для собрания произведений искусств оказались коллекции королевской и других знатных семей Франции. После смерти Людовика в Лувре осталось около двух с половиной тысяч полотен различных художников. Например, подлинник знаменитой «Джоконды» художника Леонардо, достался этому музею в Париже еще от Франциска I. Правитель купил личное собрание, после смерти да Винчи в 1519 году. В ходе революции были присвоены государством и вошли в коллекцию музея произведения искусства, принадлежащие до этого знатным семьям и церквям.

На начальном этапе экспонаты Лувра занимали только один зал. Но из года в год коллекция пополнялась. Особенный вклад внес Наполеон. В ходе войн с его участием, известные экспонаты были привезены из Египта и восточных стран в качестве трофеев. Особенно много экспонатов вывезено императором Бонапартом в Париж из Венеции. Большое количество скульптур перевезено сюда из другого французского музея. Легендарная Афродита Милосская, выкупленная у правительства Турции, была найдена в 1820 году. Ника Самофракийская, фрагменты которой были обнаружены на острове Самофракия, и привезены в Париж археологом Шарлем Шампуазо. Эти известные статуи стали ценнейшими экспонатами античной коллекции.

Живопись Лувра

Описание музея можно начать с того, что Лувр поделен на шесть отделов. Это коллекция картин известных живописцев, древнеегипетское, древнегреческое искусство, культура Востока, коллекция скульптур, прикладное искусство.

В коллекции Лувра есть множество полотен известных художников, как французских, так и из других стран. Составить полное описание живописи Лувра невозможно, так как коллекция огромна. Среди живописцев Франции известен Никола Пуссен. Только одна королевская коллекция Людовика насчитывала 31 картину этого художника. Позднее их стало еще больше.

Итальянская живопись тоже представлена в Лувре, например, картины Леонардо да Винчи: «Мадонна в Гроте» и его известная подлинная картина «Джоконда». Помимо этого, здесь есть картины известных художников таких как: Тициан, Рафаэль, Корреджо, Джордоне, Веронезе. А также голландские и фламандские мастера: Фуке, Массейс, Дюрер, Гольбейн, Рубенс, Рембрандт, Вермеер

Восточная коллекция

Коллекция Древнего Востока располагается в 24 залах Парижского музея. Здесь собраны исторические памятники Месопотамии, Персии, Ливана, Ассирии, Шумера, Вавилона.

В зале, посвященном Междуречью можно увидеть стрелу Коршунов и стрелу Нарамсина. На стреле Нарамсина изображен царь и его войско во время битв. В последующих залах привлекают внимание десять скульптур изображающих царя Гудеа. Такие статуи стояли когда-то в храмах богов.

Далее можно увидеть памятники Вавилона. Приемы в искусстве жители Вавилона заимствовали у шумерских мастеров. Лувр хранит в себе знаменитый сборник царя Хаммурапи. Он представляет собой стелу из темного базальта, на которой написано 282 закона. В верхней части располагается рельефное изображение царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша.

Следующие помещения музея отданы Персии. Коллекция Лувра дает некоторое представление о том, как выглядели персидские дворцы. В одном из залов можно увидеть изображение «бессмертных» — воинов царя, выложенное из плит. Свое прозвище они получили от греков, потому, что все время в их войске было одинаковое число воинов. В залах посвященных искусству Ассирии стоят легендарные крылатые быки «шеду», сторожившие когда-то входы во дворец.

Коллекция Древнего Египта

На входе в залы Египта посетителя встречает бог Озирис. Кроме того, здесь можно увидеть гробницу царя или его приближенного. Она включает в себя две части: надземную и подземную.

Древние жители Египта верили в то, что после смерти, человек продолжает свою жизнь, как и на земле. Гробница являлась жилищем для умершего человека. Как и живого, его обеспечивали едой, окружали его повседневными предметами. Внутри гробницы делали изображения различных сцен из охоты и другие.

В Лувре можно увидеть множество подобных росписей стен времен Древнего Египта. Здесь также много скульптур, например, статуя писца Каи, делающего записи при царе. Также тут есть скульптуры мужчин и женщин, исполненные не только из камня, но и из разных пород дерева.

Искусство Египта подразделяется по временным периодам. Тут есть памятники культуры Древнего, Среднего и Нового Египта. Среди памятников Нового царства, периода очередного расцвета Египта есть барельеф изображающего царя Сети стоящего перед богиней Хатор.

Коллекция античных времен

Зайдя в музей через подъезд Денон можно попасть в залы античной культуры. Коллекцию Древней Греции венчает Ника Самофракийская. Ее скульптура стоит в самом начале. Это древнегреческая богиня победы. Несмотря на то, что ее собрали по частям, а голову не удалось найти, ее фигура выражает легкость и стремительность.

С расцветом Греции скульпторы начали ваять статуи героев. Храм Зевса хоть и был разрушен, фрагменты его попали в Лувр. Это изображения борьбы Геракла и быка Крита и богиня победы. Также в Лувре есть фрагмент рельефа, изображающего женщин, несущих свои дары этой богине. Это был фрагмент стены существовавшего когда-то храма Афины. Самый известный экспонат, находящийся в античных залах – Венера или Афродита Милосская.

Зал Кариатид дает возможность увидеть скульптуры греческих богинь Артемиды и Афродиты. Увидеть гладиатора Боргезе. Если живопись античных времен до нас почти не дошла, то мозаика встречается довольно часто. Например, можно увидеть изображение феникса – птицы возрождающейся из пепла.

Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru

28.01.2016

Источник: yaturisto.ru

Музей Лувр в Париже: эксклюзивные коллекции произведений искусств

Кто-то посещает столицу Франции по делам бизнеса или ради дорогих бутиков, кто-то ищет развлечений, а кого-то манит его удивительная архитектура, история и искусство. Музей Лувр в Париже стал местом паломничества миллионов людей, приезжающих из самых отдаленных уголков мира, чтобы увидеть его сокровища собственными глазами. В нем гармонично сочетается прошлое с настоящим, и даже Пирамида Лувра – строение наших дней, находит отклик в сердцах путешественников ничуть не меньше, чем загадочная картина Мона Лиза.

Многогранность Musée du Louvre

Музей Лувр по праву носит титул самого популярного и большого художественного музея, занимая площадь 160 106 кв. м (под выставками 58 470 кв. м). Если продолжать опираться на цифры, то внушительно выглядит количество посещений в год – более 9 млн. человек.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Купить Museum Pass можно по ссылке

Музей Лувр в Париже
Музей Лувр в Париже

Где находится Лувр?

Лувр находится в центральной части города на правом побережье Сены в 1-м округе по авеню Риволи в здании бывшего королевского дворца, расположенном между храмом Сен-Жермен-л’Осеруа и садом Тюильри. Рядом с ним стоит памятник, где на резвом скакуне красуется Людовик XIV, от которого берет начало главная историческая ось Парижа.

Музей собрал в своих залах невероятное количество реликвий, представляющих не только минувшие эпохи Европы, но и культуру других стран: Египта и Греции, Ближнего Востока и Ирана, Африки, территории Океании и Америки.

Парижский музей Лувр
Парижский музей Лувр

Своими коллекциями Лувр делится с другими музеями, представляющими произведения искусства в определенном ключе (примитивизм, античная религия, современное направление, импрессионизм и постимпрессионизм, другое). Картинами, скульптурами и прочими артефактами можно полюбоваться в стенах Орсе, центре Жоржа Помпиду, музее набережной Бранли и Guimet, а еще в филиалах Лувра, расположенных в промышленном французском городе Лансе и в Абу-Даби на территории ОАЭ.

Что значит «Лувр»?

Бесспорно, название дворца звучит красиво, но этимологам стало интересно докопаться до корня его происхождения. В разработке побывало несколько версий, а наиболее популярны три:

  • Для строительства было выбрано место под названием «Люпара» (Lupara). Однако откуда взялся этот термин, выяснить не удалось, но есть предположение, что оно происходит от латинского «люпус» (lupus), что значит «волчанка». Сегодня так называется болезнь, но во времена Филиппа-Августа, правящего Францией на границе XII-XIII веков, под названием могли подразумевать обиталище волков.
  • Ближе к истине вторая версия происхождения наименования, по которой «lauer» или «lower» на старофранцузском значит «сторожевая башня».
  • Еще одну правдоподобную теорию выдвинул историк XVII столетия А. Соваль, считавший, что производными являются слова нелатинского происхождения » leower ou lower, leovar, lovar или lover», означающие «форт», «укрепление».

Но если происхождение слова вызывает любопытство, то история самого дворца куда более длинная и захватывающая, уводящая к началу XII столетия, когда в самом разгаре были крестовые походы и охота на еретиков.

История Лувра

Король Филлип II Август
Король Филлип II Август

Отправляясь в 1190 году в очередной военный поход с Ричардом Львиное Сердце (которого еще называли Ричард Да-и-Нет за склонность менять мнение под влиянием собеседника), король Филлип II Август, дабы не оставлять свои земли на растерзание алчным родственникам (особенно династии Плантагенетов) и другим претендентам, основывает строительство крепостной преграды с башнями.

Возведение заняло 20 лет, и в итоге по обе стороны Сены появились две стены – Нельская и Луврская. Перед последней и вырос замок, позже ставший королевским дворцом. Постепенно Лувр превращался в неприступный форт с десятками башен, радикально отличаясь от нынешнего роскошного здания. Каменные стены толщиной 2,5 м были увешаны бойницами, щетинились высокими зубцами, а вокруг них пролегал водяной ров с высокими срезанными берегами.

Читайте также: Эйфелева башня в Париже: история, фото, точный адрес

В те времена монарший замок находился на западе острова Ситэ, а новая крепость стала хранилищем казны, военного арсенала, и служила тюрьмой. Только при Карле V статус сооружения изменился, и из оборонительного бастиона оно постепенно трансформировалось в уютное и прекрасное гнездышко.

Смена приоритетов – от унылой серости к пышному убранству

Для удобства монаршей семьи тут обустроили шикарные апартаменты с жилыми корпусами и парадными лестницами. В стенах пришлось пробить окна, а на крыше выросли печные трубы и симпатичные пинакли. Сюда также было перевезено огромное собрание книг, и 973 тома положили начало царской библиотеке.

Франциск I
Франциск I

Однако только с 1546 г. при Франциске I Лувр становится официальной королевской резиденцией. Чтобы облагородить его, пригласили архитектора Пьера Леско и мастера скульптур – Жана Гужона, которые придали зданию вид в духе периода Возрождения. Архитектор работал над юго-западным крылом, так называемого, Квадратного двора.

Он сумел объединить изысканные грани, строгие соединения вертикалей и горизонталей с богатством и утонченностью скульптур настолько умело, что крыло Леско и сегодня признается непревзойденным творением зодчества французского Ренессанса. Оно находится возле левой части выхода Квадратного двора, примыкающего ко двору Наполеона.

В 1564 году к благоустройству приложила руку «черная» королева Екатерина Медичи, навсегда запомнившаяся тем, что спровоцировала Варфоломеевскую ночь. Ее идеей стал дворец Тюильри с садом на земле, прилегающей к Лувру. Так она планировала всегда оставаться рядом с правящими страной сыновьями, помогая им мудрым советом и наставлениями.

Свежие формы архитектуры и галерея мастеров

В 1589 году после длительной борьбы за власть на французский трон садится Генрих IV и сразу приступает к задуманному им «Большому проекту». Он убирает остатки средневековых сооружений ради расширения внутреннего патио и соединяет с помощью Большой галереи в 210 метров Лувр и Тюильри.

Над проектом работали зодчие Луи Метезо и Жак Андруэ, отдав низший этаж под мастерские и разного рода лавки, а при Красном кардинале Ришелье тут работали типография с монетным двором. В XVII столетии галерея Лувра приютила мастеров, не вошедших в семью узаконенных цехов.

Музей Лувр (Франция)
Музей Лувр (Франция)

В королевском указе значилось, что ее территория должна быть обустроена так, чтобы соответствовать потребностям великих кудесников в области живописи, ваяния, ювелирного и часового дела, создания холодного оружия, парфюмерии, коврового и восточного искусства, производства физических инструментов и труб для фонтанов.

По сути, эти мастера творили под теплым и уютным крылышком монарха. Не принадлежа ни к одной официальной школе, они могли производить товары, свободно продавать их, не отчитываясь перед цехами, а также обучать собственных учеников.

Это невероятно злило цеховщиков, которые ничего не могли с этим поделать, и от бессилия заявляли, что настоящие и честные представители своего дела никогда не согласились бы на работу при Лувре. Естественно, эти громкие заявления не имели никакой силы.

Лувр в Париже (фото)
Лувр в Париже (фото)

Пока официальные цеха злорадствовали, мастера, работающие в галерее королевского дворца, процветали, создавая прекрасные образцы роскоши. Причем тут могли работать представители любых национальностей, и на огромной площади соседствовали турки с их знаменитыми расписными коврами, голландские гранильщики, множество итальянцев и фламандцев наряду с другими представителями наций.

В 1620 году зодчий Жан Лемерсье реализует личный проект по возведению главного строения Квадратного двора – павильона Часов, имевшего три арочных хода.

Поскольку места было слишком мало, он предложил увеличить площадь территории вчетверо, но исполнить задумку смогли только во время правления следующего по счету Людовика – «короля-солнце».

Людовик XIV
Людовик XIV

С приходом нового хозяина всегда грядут большие перемены. Людовик XIV не стал исключением, и с энтузиазмом взялся за благоустройство наследия с учетом индивидуального вкуса.

Сносились старые застройки, увеличивались территории, пристраивались новые корпуса, а отличительной чертой данного временного отрезка стала Восточная колоннада.

Архитектор Джованни-Лоренцо Бернини из Италии вообще предложил радикальное решение – полностью разрушить здание и возвести на его месте совершенно новое, соответствующее духу текущей эпохи. В этом можно узреть неудержимую жажду еще больше прославить свое имя при жизни и навсегда вписать его в скрижали истории, поскольку для реализации задумки он предложил собственный план.

Его затею восприняли в штыки другие архитекторы и придворные монарха, а потому ей не суждено было сбыться. Зато другие зодчие, пользуясь любимым инструментом французского двора, а именно интригами и подкупами, добивались, чтобы их планы в отношении перестройки здания находили положительный ответ.

Андре-Шарль Буль
Андре-Шарль Буль

После возведения Восточной колоннады в 1680 году король устал от столицы и Лувра, и перебрался со всем окружением в Версаль. Но галерея дворца продолжала разрастаться. Сюда стремилось все больше умельцев, а старожилы постепенно расширяли работающие конторы. Например, резчик по металлу, эбенист и мастер позолоты Андре-Шарль Буль создал семейный бизнес с четырьмя своими сыновьями, установив в мастерской 18 станков, на которых вырезались предметы из черного дерева.

Он создавал отдельные детали, а затем собирал их воедино, производя бюро и другие предметы мебели, украшенные мозаикой и изящными медными элементами; изысканные корпуса для часов; выполненные из цветной древесины книжные шкафы с встроенными зеркалами; шикарные люстры; пресс-папье.

Перерождение дворца в музей

О том, чтобы превратить королевский дворец в музей, заговорили еще в XVIII веке при Людовике XV. Начавшийся при нем процесс завершился с французской революцией.

Впервые залы Лувра приняли первых посетителей в августе 1793 года.

Далее заботу о нем принял на себя Наполеон I, и во время Первой империи он носил имя «музей Наполеона». Затем эстафета перешла Наполеону III, при котором все работы по очередной перестройке были закончены, и у архитектурного ансамбля появилось северное крыло, протянувшееся вдоль авеню Риволи.

Читайте также: Собор Парижской Богоматери в Париже: история, фото, адрес

Но и это не стало окончательным перевоплощением Лувра. Случилось это в 1871 г., когда разрушивший Тюильри в период осады Парижской коммуной пожар был позади.

Пирамида Лувра

А относительно недавним новаторством стала пирамида Лувра, полностью собранная из стекла.

Пирамида Лувра
Пирамида Лувра

Ее прототипом является пирамида Хеопса (Гиза) – крупнейшая из ныне известных в Египте. Вес стеклянной копии примерно 180 тонн, высота 21,65 м при длине основы 35 м и угле наклона 52 градуса, а сама конструкция состоит из 70 деталей треугольной формы и 603 ромбовидной.

Она находится в окружении небольших фонтанов и трех пирамидальных фигур поменьше, выполняющих роль иллюминации. Придумал ансамбль Клод Энгл – американский архитектор с китайскими корнями. Строительство велось в 1985-1989 годах, и вначале вызвало бурю негодований, что для Парижа вполне естественно.

Сегодня без стеклянного сооружения, выполняющего роль входа с кассами, Лувр представить довольно сложно, особенно после выхода романа Д. Брауна «Код да Винчи», в котором автор решил упокоить Марию Магдалину, как символ Священного Грааля, в перевернутой части конструкции.

Пирамида Лувра (внутри)
Пирамида Лувра (внутри)

Есть и другая занимательная версия, по которой в нижней части пирамиды покоится Франсуа Миттеран – французский президент того периода, когда закончилось возведение сооружения.

Она привлекает творческих личностей, и однажды уличный художник JR, знаменитый своими объемными работами, решил поразить столичных жителей и туристов необычной иллюзией. На обратной стороне строения бала наклеена черно-белая фотография дворца в его реальную величину с точным повторением всех деталей. При определенном ракурсе фотография безупречно совпадала с архитектурой здания, заставляя при этом пирамиду исчезать, словно растворяясь в воздухе.

Наращивание коллекций

Начальные 2 500 экспонатов выставочных залов были собраниями полотен, принадлежащих еще Франциску I и Людовику XIV. Последний выкупил 200 картин у банкира Э. Жабаха, а легендарная «Джоконда» Леонардо и рафаэлевская «Прекрасная садовница» некогда были приобретены Франциском I наряду с остальной коллекцией, принадлежащей самому да Винчи, но проданной, когда его земные дни завершились.

Лувр (Музей)
Лувр (Музей)

Свои сокровища Парижский музей Лувр собирал разными путями. Некоторые передавались сюда из других запасников, одни были дарованы при жизни владельцев или завещаны после их кончины, другие конфискованы во время революционных волнений, добыты в военных походах или на археологических раскопках.

Среди знаменитых скульптур Венера Милосская, приобретенная французским послом у Турции сразу, как она была найдена. А Нику Самофракийскую обнаружил в 1863 г. на острове Самотраки французский археолог Ш. Шампуазо. К сожалению, статуя была расколота на несколько частей, и ее пришлось собирать словно пазл.

Экспонаты Лувра

Ныне музей Лувр, а ранее дворец французских королей, не растерял своей роскоши со сменой статуса, и даже установленная в центре площади возле него стеклянная пирамида ничуть не убавила исторического очарования.

Оставаясь самым посещаемым и неподражаемым, он демонстрирует посетителям собранные на протяжении многих десятилетий коллекции картин и набросков, гравюр, бронзовых предметов, скульптур и гобеленов, керамики и фарфора, прекрасных драгоценностей и изделий из слоновой кости. В его запасниках более 300 000 удивительных экспонатов, но только небольшая часть (35 000) одновременно наполняет залы Лувра.

В собраниях представлены артефакты древних цивилизаций, всех периодов средневековья, а также жемчужины первой половины XIX века. Тут во всей красе преподносят себя древний Восток, Греция, Рим и Этрурия, скульптурные композиции и знаменитые статуи, искусство Ислама, графическое и изобразительное искусство и разрозненные предметы, представляющие интерес.

Экспонаты Лувра
Экспонаты Лувра

Каждой теме посвящены свои залы, а особое внимание уделено культуре Египта, чьи свидетельства прошлого разместились в 20-и комнатах. Некогда эта большая коллекция принадлежала Франсуа-Жану Шампольону, сумевшему расшифровать египетские иероглифы.

Отдел, посвященной этой теме, был основан королем Карлом Х весной 1826 г. Сегодня столь обширный паноптикум поделен на 3 составляющие: римский и коптский Египет; хронологическое экспозиционирование; тематическое экспозиционирование. Не меньшим интересом пользуются экспозиции, посвященные Греции, Риму и Этрурии.

Венера Милосская в Лувре
Венера Милосская в Лувре

Из глубины веков на вас томно взирает Венера Милосская и о чем-то задумался Ганимед, расправила крылья величественная даже без головы и рук Ника Самофракийская, в непринужденной позе замерли Адонис и Аполлон, приветствует размашистым жестом Александр Великий и Афина из Веллетри.

Ника Самофракийская (Лувр)
Ника Самофракийская (Лувр)

В коллекции изваяний музей первоначально отдавал предпочтение античным статуям (за исключением творений Микеланджело), но в середине XIX века было решено основать 5 новых зон для выставки средневековых скульптур эпохи Возрождения, созданных до XVIII столетия. Чуть позже (в 1850 г.) сборник статуй разбавил средневековых период.

Среди предметов искусств и сейчас достаточно много уникальных артефактов, но этот паноптикум продолжает расширяться, включает новые статуэтки, гобелены, предметы мебели, фантастической красоты драгоценности от средневековья до XIX столетия.

Картины Лувра

Известные картины Лувра, это совершенно потрясающая, фантастическая подборка из 6 000 полотен, представляющих картины Леонардо Да Винчи, Эжена Делакруа, Диего Веласкеса, Рафаэля и его ученика Луку Пенни, Андреа Мантеньи, Пауля Рубенса, Тициана Вечеллио, Рембрандта Харменс ван Рейна и еще многих авторов, перечислить которых за раз очень сложно.

Картины Лувра
Картины Лувра

Но основной достопримечательностью музея, несомненно, является женщина с самой загадочной улыбкой, над разгадкой которой не одно столетие бьются маститые эксперты по картинам – Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи.

Картина Мона Лиза
Картина Мона Лиза

Глядя на мировые шедевры, невольно задумываешься: что чувствовали и хотели передать своими полотнами художники, в какие дебри безумия они забредали? Какие страсти переживали, какая судьба уготована была каждому и сколько взлетов и падений, триумфа и разочарований они испытали? Как часто они переживали унижения, нанизанные на редкие лучи славы?

На фоне всех этих жизненных страстей даже обидно, что миллионы людей, проходя мимо великих произведений, бросают на них лишь беглый взгляд, стараясь быстрее перейти дальше.

Картины в Лувре
Картины в Лувре

Экскурсия по Лувру превращается в марафон, в котором надо успеть увидеть и запечатлеть на фото по возможности больше. Совсем не остается времени на осознание, что за каждым мазком скрыта душа художника, его муки и терзания, бессонные ночи, желание передать главный смысл, собственное мировоззрение и целая эпоха. Но винить людей за это не стоит, ведь чтобы изучить более внимательно каждый экспонат, потребуется не менее 4-х лет!

Полотен разных живописцев собралось так много, что написанные после 1848 г. было решено передать в музей Орсе.

Залы Лувра

Каждый зал Лувра, это конкуренция шика, богатства и помпезности. В галерее Аполлона перехватывает дыхание от прекрасных полотен в окружении ангелочков и обрамлении золота.

Художественные залы Лувра
Художественные залы Лувра

В гостиной Наполеона явно виден любимый полководцем стиль ампир. Спинки стульев, обитых дорогой тканью, как и диваны с фигурными ножками, напоминают арфу; с потолка свисают многоярусные хрустальные люстры, а стены украшают картины, пухлые херувимы, лепнина и много позолоты.

Лувр (панорама внутри)

Бродя по огромным залам в потоке туристов, сложно представить, что когда-то в многочисленных комнатах плелись заговоры, а в запутанных коридорах дворца за тяжелыми портьерами устраивали засады дворяне и подкупленные слуги, дабы избавиться от неугодного фаворита.

Бельфегор призрак Лувра

Не секрет, что при дворе процветали подкупы, сплетни и прочие коварства. На протяжении многих лет в его стенах сгинуло немало людей, а сейчас коллекции музея постоянно пополняются свеженькими мумиями, а потому неудивительно, что это породило множество сплетен и легенд, в которых главная роль отведена духам.

Бельфегор призрак Лувра – это не только мистический фильм по сценарию Даниэля Томпсона с Софи Марсо в ведущей роли, но и одна из местных легенд. Говорят, что по коридорам ночами действительно бродит архидемон, навевая персоналу и зазевавшимся посетителям их самые потаенные ужасы.

Еще, если 9 июня удастся остаться допоздна возле апартаментов Екатерины Медичи, возможно, вам повезет встретить призрак убитой ею при помощи отравленных перчаток королевы Жанны. Именно в этот день она отошла в мир иной, и теперь пытается поквитаться с мучительницей, приходя ежегодно к ее опочивальне полупрозрачным духом.

Читайте также: Дворец Тюильри: один из вечных призраков Лувра

Конечно, не обошлось тут и без таинственной Белой дамы, образ которой в Европе считается дурным предзнаменованием.

Билеты в Лувр

Билеты в музей стоят 15 евро, а чтобы экскурсия стала познавательной, возьмите за 5 евро аудиогид. Бесплатно открыто каждое первое воскресенье в период октябрь-март.

Билет в Лувр
Билет в Лувр

Свободный вход также для молодежи до 18 лет, скульпторов и художников, малоимущих, лиц с ограниченными возможностями и их сопровождающих, для граждан ЕС возрастом 18-25 лет.

Панорама Лувра

Где находится Лувр, как к нему добраться и время работы

Расположен музей-дворец по адресу: Лувр, 75058 Париж – Франция.

Доехать к нему можно на метро, выйдя на станции Louvre Rivoli по ветке 1 или Palais Royal Musee du Louvre – где пересекаются ветки 1 и 7.

Двери для посещений открыты ежедневно с 9:00 до 18:00, кроме вторника, но учтите, что залы закрываются в 17:30. Ночная смена действует до 21:45 по средам и пятницам. Не работает музей 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Главный вход находится в стеклянной пирамиде, но попасть в сокровищницу шедевров искусств можно также через вход неподалеку от арки Карузель. Путь в правое крыло здания открывают Львиные врата, а в левое доступно со стороны авеню Риволи.

Лувр на карте

Попасть в Лувр можно и сразу со станции подземки Palais Royal Musee du Louvre или по подземному проходу Торгового центра Carrousel du Louvre.

Контактная информация:

Адрес: Лувр, 75058 Париж — Франция
Телефон: + 33 (0) 1 40 20 53 17
Лувр официальный сайт: http://www.louvre.fr/

Лувр видео экскурсия

Источник: paris-life.info

Знаменитый Лувр так разрекламирован, что вряд ли найдётся хоть один человек, который не слышал про этот дворец и музей.

Туристы со всего света стараются увидеть всемирно известную "Джоконду", "Венеру Милосскую" или "Нику Самофракийскую". Конечно, это далеко не все самые известные шедевры знаменитого музея, но они у всех на слуху. Интересны не только экспонаты Лувра, его история заслуживает не меньшего внимания.

Лувру уже больше восьми веков.

Впервые на этом месте была построена крепость с таким названием в 1189 году. Лувр на староанглийском означает "укрепление". Возвести крепость на правом берегу Сены решил король Франции Филипп II Август перед отправлением в Третий крестовый поход, чтобы защитить Париж от возможного нападения неприятеля в своё отсутствие. Вернувшись из похода в 1191 году, Филипп разместил в Лувре сокровищницу. Королевской резиденцией крепость стала во время правления Карла V. Он перенёс в Лувр огромную библиотеку из дворца в Сите, к сожалению утраченную после его смерти в 1380 году. После пары веков забвения, про Лувр вспомнили при Франциске I в 1546 году, когда монарх решил снести старую крепость и заменить её на дворец. С этого момента начинается новая глава истории Лувра.

Крепость сравняли с землёй и возвели новое здание в стиле ренессанс. Именно Франциск I начал собирать знаменитую коллекцию шедевров Лувра. Ему удалось получить знаменитую "Джоконду" Леонардо да Винчи. Франциск I умел жить красиво и богато — он не только перестроил Лувр, для него был возведён и знаменитый замок Шамбор, про который я уже писала в серии статей про замки Луары.

Продолжили расширять королевскую резиденцию потомки Франциска I. После нелепой смерти Генриха II на рыцарском турнире, Екатерина Медичи переехала в Лувр и занялась его реконструкцией. При ней был построен дворец Тюильри на месте черепичных мастерских (Тюильри в переводе с французского — черепичный завод).

Южное крыло на берегу Сены появилось при Генрихе IV.

Большая галерея связала Лувр с дворцом Тюильри. Работы велись под руководством архитекторов Серсо и Метезо. В конце XVI века в этом крыле король поселил мастеров "преуспевших в живописи, скульптуре, ювелирном и часовом деле".

Западное крыло заканчивали строить при Людовике XIII под руководством архитектора Лемерсье.

В Лувре чеканили монеты и медали, а в 1640 году начали печатать книги.

При Людовике XIV Квадратный двор Лувра полностью замкнули.
В 1682 году Людовик XIV переехал в Версаль, и Лувр начал ветшать. В 1750 году его даже собирались снести.

После революции в 1793 году Наполеон открыл для публики доступ к королевским коллекциям, а сам поселился в 1800 году во дворце Тюильри. При Наполеоне было решено построить северную галерею, которая должна была соединить Лувр с дворцом Тюильри. Начали строительство архитекторы Персье и Фонтен, но осуществили эту идею лишь при Наполеоне III в 1852 году архитекторы Лефюель и Висконти. Тогда был окончательно сформирован архитектурный ансамбль Лувра с Квадратным двором и двором Наполеона.

В 1871 году во время Парижской коммуны дворец Тюильри сожгли, и до 1884 года он стоял в руинах, пока его полностью не разобрали.

Знаменитые стеклянные пирамиды появились во дворе Наполеона в 1981 году, когда осуществили глобальную реконструкцию дворца, под названием "Большой Лувр".
Большая пирамида находится над главным входом в музей.

Под двором Наполеона разместился подземный торгово-выставочный центр, объединивший южное и северное крыло Лувра.

Коллекция Лувра приумножалась несколько веков. В нём хранится более 25 тысяч произведений искусства. Многие шедевры пополнили музей в годы правления Наполеона за счёт ограбления захваченных территорий разных стран. Часть украденных произведений искусства позже вернули их истинным владельцам, но кое-что от Наполеоновских "трофеев" всё же осталось в Лувре. В нескольких залах представлены шедевры из коллекции Боргезе, которую Наполеон вывез в 1807 году из Италии, воспользовавшись тем, что хозяин виллы Боргезе на тот момент приходился ему шурином, он был женат на сестре императора Полине, и в тот раз Наполеон даже заплатил за произведения искусства своему родственнику, а не просто его ограбил. Скульптуры из коллекции Боргезе украшают отдел древнеримского и древнегреческого искусства Лувра.

Некоторые статуи выполнены из мрамора и порфира. Ионические колонны и ванна — тоже порфировые.
Потрясающий зал с античными статуями из коллекции Боргезе.

До сих пор сокровища Боргезе составляют основу античной коллекции Лувра.

В Греческом зале среди белокаменных скульптур тоже немало произведений, вывезенных с виллы Боргезе Наполеоном.

Среди бесконечных залов и анфилад Лувра невозможно ориентироваться без карты с подсказками. Вместе с билетами выдают поэтажный план Лувра с кратким описанием, в котором указано, где находятся самые известные шедевры. Около всех залов тоже есть указатели с полезной информацией. Пользуясь такими шпаргалками, мы осмотрели Лувр за полтора часа.

Главный экспонат музея — знаменитая "Джоконда" великого Леонардо да Винчи.

Портрет итальянки с загадочной улыбкой знаменитый ныне Леонардо писал по заказу купца из Флоренции Франческо ди Бартоломео дель Джокондо. Моделью была его третья жена Лиза Герардини, но заказ не был закончен вовремя, и скряга отказался платить. Это только одна из многочисленных версий, связанная с написанием этой картины.

После смерти Леонардо да Винчи в 1519 году, портрет достался по наследству ученику мастера — художнику Салаи. А вот как "Джоконда" оказалась у Франциска I, история умалчивает. Монарх был поклонником таланта Леонардо да Винчи, собирал произведения искусства и любовь к прекрасному была ему не чужда.

Портрет находится за пуленепробиваемым стеклом и немного бликует, от этого многим кажется, что "Джоконда" им подмигивает. Граждане — в музеи лучше ходить трезвыми.

Однажды в 1911 году один неадекватный итальянец Винченцо Перуджиа выкрал картину из Лувра и два года единолично ею любовался. Когда он решил предложить "Джоконду" директору галереи Уффици, незадачливого итальянца задержали, а картину вернули в Лувр.

С тех пор она приобрела немыслимую популярность.

Вряд ли Леонардо да Винчи, чей талант был удивительно многогранен, мог представить, что именно эта картина принесёт ему всемирную славу.

Сравнительно небольшой портрет "Джоконды" занимает целую стену, а на другой стене этого же зала висит огромное полотно другого гения — Паоло Веронезе.

"Брак в Кане Галилейской" — картина Паоло Веронезе написана в 1562-1563 годах по мотивам евангельского сюжета.

Это произведение заказала художнику община бенедиктинского монастыря Сан Джорджо Маджоре, где картина и висела благополучно до нашествия Наполеона. Французам произведение понравилось, они разрезали полотно на две части, чтобы было проще перевозить, а уже в Париже его сшили.

В Лувре множество произведений живописцев из разных стран и эпох.

"Возвращение флота Голландской Ост-Индской компании" 1677 год. Людольф Бакхёйзен.

Картины этого голландского мариниста украшают лучшие картинные галереи мира.

Самым известным залом Лувра, пожалуй, считается зал кариатид с белоснежными мраморными статуями.

Три мраморные грации в зале кариатид. Барышни были найдены без голов в Риме, отреставрировал их Николас Кордье в 1609 году для кардинала Боргезе. Как они появились в Лувре, нетрудно догадаться.
Огромные беломраморные красавицы подпирают балкон, где раньше играли музыканты.

Этот зал оформлял в 1550 году французский скульптор Жан Гужон. Портик кариатид Эрехтейона в афинском Акрополе, видимо, вдохновил его на создание подобного творения в парижском дворце.

Спящий гермафродит на матрасе Бернини — ещё один шедевр из коллекции Боргезе, привезённый Наполеоном из Италии. Римская копия древнегреческой статуи II века до нашей эры была найдена в 1608 году в Риме. В 1620 году для неё создал ложе Джованни Лоренцо Бернини.
Ника Самофракийская — одна из самых знаменитых скульптур Лувра.

Статуя крылатой богини победы была привезена в Париж в 1863 году французским археологом Шарлем Шампуазо с греческого острова Самофраки. Головы и рук найти не удалось, даже одно из крыльев пришлось воссоздавать по образцу второго, прекрасно сохранившемуся. Предположительно, скульптура была создана в 190 году до нашей эры на греческом острове Родос.

Венера Милосская — самая известная скульптура Лувра.

Эту красавицу обнаружили в 1820 году на острове Милос на огороде у одного крестьянина. Тогда скульптура была ещё в полном порядке, и у белокаменной Венеры были руки; одной она придерживала спадающий хитон, другой — держала яблоко, подаренное Парисом. Но французы и турки, которым предприимчивый владелец решил продать свою собственность, никак не могли разобраться, кому скульптура должна принадлежать. В процессе этого дележа руки и были утеряны. Досталась красавица всё таки французам, правда — без рук. Считается, что это произведение изваял древнегреческий скульптор Агесандр в 130 году до нашей эры.

Египетский сфинкс в подземелье Лувра.

Вдоль рвов внешнего периметра можно обойти основание древней башни в зале Людовика Святого — старейшем помещении Лувра, сохранившемся от крепости, построенной при Филиппе Августе. Остатки средневекового замка были обнаружены во время раскопок в ходе проекта "Большой Лувр".

Это далеко не всё, что мы успели увидеть в Лувре за полтора часа, но самое интересное и всемирно известное. А для того, чтобы осмотреть все коллекции музея потребуется несколько дней. Если тематически все экспонаты делятся на 7 отделов: Древний Восток и искусство ислама, Древний Египет, Древнегреческое, Древнеримское и этрусское искусство, Декоративно-прикладное искусство, Европейская живопись, Европейская скульптура (1100-1850) и графика, то на каждый отдел ценителям искусства нужно выделить по одному дню, как минимум. К сожалению, мы всегда в цейтноте. Времени мало, а посмотреть в Париже есть что и помимо Лувра.

Когда мы вышли из музея, Лувр уже сверкал от огней праздничной подсветки.

Зимой рано темнеет, но Париж красив и ночью, особенно — в рождественской иллюминации. Про другие достопримечательности города читайте в моей статье "На экскурсионном автобусе по Парижу", "Париж. Монмартр", "Нотр-Дам-де-Пари до пожара" и "Химеры собора Нотр-Дам-де-Пари".

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Музей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.